Инструкция о порядке приема и регистрации сообщений о преступлениях в мвд

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествия устанавливается Инструкцией, утвержденной приказом Министерства внутренних дел России от 29 августа 2014 г. № 736.

В территориальных органах МВД России осуществляется прием, регистрация и разрешение следующих заявлений:

О преступлении — письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации об обнаружении признаков преступления; материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.
Об административном правонарушении — письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
О происшествии — письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

Прием, регистрация и разрешение следующих сообщений:

О преступлении — сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.
Об административном правонарушении — сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
О происшествии — изложенное в устной форме заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения; сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом постом (постами) полиции подразделения вневедомственной охраны полиции объекте, подвижном объекте, оборудованном системой мониторинга, критически важном и потенциально опасном объекте, объекте, подлежащем обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Прядок приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях не распространяется на:

Сообщения о ДТП, поступившие в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, не требующие проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, единственным последствием которых являются механические повреждения транспортных средств. Их регистрация производится в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими учет ДТП в органах внутренних дел.
Анонимные заявления (сообщения), содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем.
Кроме сведений о совершенном или готовящемся террористическом акте.
Обращения о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в связи с их служебной деятельностью, а также потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в связи с их участием в уголовном судопроизводстве, подлежащие рассмотрению в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях – это получение заявлений и сообщений сотрудником органов внутренних дел, на которого организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия.
Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.
Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).
Для приема заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.
При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях – это присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).
Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.
Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.
В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.
Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
При поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, направленного посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученного в ходе личного приема, либо от сотрудника органов внутренних дел, а также при поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии по телефону талон-уведомление о приеме и регистрации заявления не оформляется.

Разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии – это проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника отдела, отделения полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа, либо его заместителя.  
Сотрудник органов внутренних дел, осуществляющий проверку, обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.
Если в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным.
Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

В случае принятия по заявлению (сообщению) о преступлении решения об отказе в возбуждении уголовного дела копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.
Заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП РФ.
Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
  • о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

Заявления и сообщения о происшествиях рассматриваются в срок, определенный руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений:

  • о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
  • о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности;
  • о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела;
  • о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу;
  • о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

В.А. ВИДЯГИН,
начальник штаба МО МВД России «Оричевский»

©
2023
Администрация Верхошижемского района

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области

Прокурор разъясняет

Разъясняет прокурор Еткульского района Парфенюк Сергей Николаевич

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в особенности его статьи 6, 20, 21, 24, 140 – 148.

Детально процедура приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях прописана в ведомственных нормативных правовых актах органов дознания и предварительного следствия.

Таким нормативным правовым актом применительно к органам внутренних дел является Инструкция о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утверждённая приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 29.08.2014 № 736. В Инструкции подробно регламентированы действия сотрудников органов внутренних дел при получении сообщения о преступлении либо ином происшествии.

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Круглосуточный прием сообщений о преступлениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России.

Сообщение о преступлении заявитель вправе не только доставить в орган внутренних дел лично, но и направить нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования (Интернет и др.), факсимильным или иным видом связи. Все указанные способы сообщения о преступлении имеют одинаковую юридическую силу.

Незаконными являются случаи отказа сотрудников полиции принимать заявление под предлогами того, что «преступление совершено в другом городе, туда и обращайтесь», «я не обязан принимать заявление о преступлении», «приходите завтра, т.к. закончилось рабочее время» и т.п.

Отказ в приеме заявления (сообщения) может быть обжалован надзирающему прокурору.

На принятом заявлении сотрудник органов внутренних дел в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.

При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его сообщение оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления в соответствии с частью пятой статьи 141 и статьей 143 УПК РФ.

Регистрация в книге учета сообщений о преступлениях (далее по тексту – КУСП) осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

КУСП является документом строгой отчетности (КУСП оформляется, регистрируется и брошюруется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477).

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление (сообщение) лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, регистрационный номер по КУСП, подпись оперативного дежурного, его принявшего, дата и время приема.

В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

По сообщениям о происшествиях, принятых в круглосуточном режиме дежурной частью, требующих незамедлительного реагирования, проверка организовывается сотрудниками дежурных частей, по иным сообщениям – начальником органа внутренних дел. Им же определяется должностное лицо, уполномоченное на проверку и принятие решения по поступившему сообщению.

Должностное лицо, правомочное либо уполномоченное проводить проверку по сообщению о преступлении, с учетом содержащихся в нем сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:

— по предотвращению и пресечению преступления;

— по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.

— по проведению розыскных и оперативно – розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или по «горячим следам» лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление

Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК, по результатам рассмотрения которых органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа, при этом заявителю разъясняется порядок их обжалования.

Порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел

Разъясняет прокурор Еткульского района Парфенюк Сергей Николаевич

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в особенности его статьи 6, 20, 21, 24, 140 – 148.

Детально процедура приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях прописана в ведомственных нормативных правовых актах органов дознания и предварительного следствия.

Таким нормативным правовым актом применительно к органам внутренних дел является Инструкция о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утверждённая приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 29.08.2014 № 736. В Инструкции подробно регламентированы действия сотрудников органов внутренних дел при получении сообщения о преступлении либо ином происшествии.

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Круглосуточный прием сообщений о преступлениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России.

Сообщение о преступлении заявитель вправе не только доставить в орган внутренних дел лично, но и направить нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования (Интернет и др.), факсимильным или иным видом связи. Все указанные способы сообщения о преступлении имеют одинаковую юридическую силу.

Незаконными являются случаи отказа сотрудников полиции принимать заявление под предлогами того, что «преступление совершено в другом городе, туда и обращайтесь», «я не обязан принимать заявление о преступлении», «приходите завтра, т.к. закончилось рабочее время» и т.п.

Отказ в приеме заявления (сообщения) может быть обжалован надзирающему прокурору.

На принятом заявлении сотрудник органов внутренних дел в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.

При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его сообщение оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления в соответствии с частью пятой статьи 141 и статьей 143 УПК РФ.

Регистрация в книге учета сообщений о преступлениях (далее по тексту – КУСП) осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

КУСП является документом строгой отчетности (КУСП оформляется, регистрируется и брошюруется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477).

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление (сообщение) лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, регистрационный номер по КУСП, подпись оперативного дежурного, его принявшего, дата и время приема.

В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

По сообщениям о происшествиях, принятых в круглосуточном режиме дежурной частью, требующих незамедлительного реагирования, проверка организовывается сотрудниками дежурных частей, по иным сообщениям – начальником органа внутренних дел. Им же определяется должностное лицо, уполномоченное на проверку и принятие решения по поступившему сообщению.

Должностное лицо, правомочное либо уполномоченное проводить проверку по сообщению о преступлении, с учетом содержащихся в нем сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:

— по предотвращению и пресечению преступления;

— по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.

— по проведению розыскных и оперативно – розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или по «горячим следам» лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление

Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК, по результатам рассмотрения которых органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа, при этом заявителю разъясняется порядок их обжалования.

Выбор темы

Обычная версия

Черно-белая версия

Бело-черная версия

Зелено-коричневая версия

Синяя версия

Отключение картинок

Отключить картинки

Размер шрифта

Обычный шрифт

Увеличенный шрифт 1.5

Увеличенный шрифт 2

Интервал между буквами (кернинг):

Обычный

Большой

Очень большой

В данной статье нами рассматриваются изменения, которые были внесены приказом МВД России от 09.10.2019 N 688[1] в Инструкцию, утверждённую приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (далее – «Инструкция»). Из внесённых в Инструкцию поправок можно выделить две из них, первая касается перечня принимаемых заявлений, вторая затрагивает вопрос подследственности. Остальные изменения, по нашему мнению, являются несущественными.

Первым изменением в подп. 2.1.1 Инструкции из перечня принимаемых в органах МВД России (далее – «ОВД») заявлений о преступлении были исключены материалы, направляемые ЦБ РФ, а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (далее – «ВУД»). Данная поправка была принята в связи с утратой силы ч. 1.2 ст. 140 УПК, устанавливающей указанные материалы в качестве повода для ВУД, исходя из чего, указанную поправку можно считать обоснованной. Рассматривая подп. 2.1.1 Инструкции необходимо отметить, что в нём содержится ещё два вида заявлений (поручение прокурора и анонимное заявление), наличие которых является спорным.

Поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространённому в СМИ, в соответствии с ч. 1 ст. 140 УПК также не является поводом к ВУД. Информация в СМИ о преступлении является сообщением из иных источников и должно быть оформлено в соответствии со ст. 143 УПК в форме рапорта об обнаружении признаков преступления. Данное мнение поддерживают многие учёные процессуалисты. Так, в комментарии к УПК под редакцией Д.Н. Козака и Е.Б. Мизулиной прямо указано, что «к «иным источникам» могут быть отнесены сведения, полученные из сообщений в СМИ» [7, с. 122] и что «именно рапорт выступает в данном случае поводом для возбуждения УД» [7, с. 123]. В комментарии под редакцией А.В. Смирнова также говорится о необходимости оформления распространённого в СМИ сообщения о преступлении рапортом, но при этом выдвигается предложение, что «поручение прокурора также должно оформляться постановлением в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК» [10, с. 232]. В комментарии под редакцией. Л.А. Воскобитовой представлено аналогичное мнение о том, что в рассматриваемом случае «составляется рапорт в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК РФ, либо направляется соответствующее постановление прокурора» [3, с. 287].

В инструкции Следственного комитета данный вопрос регламентирован таким же образом, т.е. с учётом необходимости составления рапорта. В п. 14 инструкции СК говорится, что сообщения о преступлении «могут быть получены из иных источников, в том числе: средств массовой информации»[2], по которому составляется рапорт. К сожалению, вопрос проверки распространённого в СМИ сообщения о преступлении и составления рапорта об обнаружении признаков преступления по результатам такой проверки в Инструкции должным образом не регламентирован и всё ограничивается упоминанием поручения прокурора в подп. 2.1.1 Инструкции. В результате такого упущения поручение прокурора может ошибочно пониматься в качестве повода к ВУД и вводить в заблуждение исполнителя (проводящего проверку сотрудника) по поводу необходимости составления рапорта об обнаружении признаков преступления.

Анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, также не является поводом для ВУД, так как в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК «анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела»[3]. Тем не менее, как указано в комментарии под редакцией Д.Н. Козака и Е.Б. Мизулиной к ст. 141 УПК, анонимность сообщения не исключает возможность проведения по нему проверки, по результатам которой при подтверждении наличия признаков преступления сотрудником составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, «который и будет являться поводом к возбуждению УД» [7, с. 122]. Анонимное заявление о терракте можно отнести к сообщениям, полученным из иных источников, поэтому в Инструкции должно быть предусмотрено, что в случае обнаружения признаков преступления в результате проверки такого анонимного заявления (сообщения), должен быть составлен рапорт об обнаружение признаков преступления.

Если принять решение, что поручение прокурора (руководителя следственного органа) о сообщении в СМИ и анонимное заявление о терракте необходимо убрать из перечня заявлений подп. 2.1.1 Инструкции, то мы предлагаем их либо просто удалить, либо перенести в сообщения подп. 2.2.1 Инструкции. Предлагаемые нами изменения посягают на используемый в Инструкции подход к делению всех поступивших сообщений на письменные заявления и устные сообщения, так как предусматривают перенос в устные сообщения письменных вариантов. Данные изменения подразумевают, что под сообщениями о преступлениях в данном случае будут пониматься не только устные, но любые сообщения, полученные из иных источников. Сам подп. 2.2.1 Инструкции необходимо будет изложить следующим образом: «2.2.1. О преступлении – сообщение, полученное из иных источников, не указанных в подпункте 2.1.1 настоящей Инструкции, в том числе изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение в устной или письменной форме, содержащее данные о признаках совершённого или готовящегося террористического акта; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации». Кроме того, целесообразным будет предусмотреть в Инструкции отдельный пункт, обязывающий сотрудника составить рапорт для регистрации в КУСП при обнаружении признаков преступления при проверке любого сообщения о преступлении, указанного в подп 2.2.1 Инструкции, а также сообщения (заявления) об административном правонарушении, происшествии.

Второе внесённое в Инструкцию изменение касается понятия территориальной подследственности, в которое теперь не входит передача заявления (сообщения) о преступлении в иной территориальный орган МВД России. Сам порядок передачи при этом не меняется. В прежней редакции Инструкции в соответствии с п. 27 передача сообщения (заявления) о преступлении в другой территориальный орган МВД России или в иное ведомство осуществлялась по подследственности, что соответствовало п. 31 Приложения N 1 «Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях»[4] (далее – «Типовое положение»), а также положениям ст. 151, 152 УПК и верно отражало понимание теорией уголовного процесса термина «подследственность».

В любом учебном пособии по уголовному процессу или в комментарии к УПК с высокой долей вероятности можно найти определение подследственности и её виды. Так, в учебнике под редакцией А.И. Бастрыкина и А.А. Усачёва под подследственностью понимается совокупность признаков, определяющих, какой орган правомочен расследовать уголовное дело и приводятся виды подследственности: «предметная (родовая), территориальная, персональная, альтернативная подследственность и подследственность по связи дел» [2, с. 167]. В комментарии к УПК под редакцией А.В. Смирнова выделяют «два вида (признака) подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака» [10, с. 248].

В ст. 152 УПК речь идёт о передаче уголовного дела по подследственности в зависимости от места предварительного расследования, другими словами в зависимости от территориальности, при этом в ч. 5 ст. 152 УПК использован фраза «для направления по подследственности». В п. 31 Типового положения прямо говорится, что если «с учетом территориальности оно [сообщение о преступлении] подлежит передаче в другой орган по подследственности… должностное лицо…  обязано вынести постановление о передаче сообщения по подследственности…»[5]. Таким образом, «решение о направлении сообщения о преступлении по подследственности принимается в случае, если будет установлено, что оно содержит информацию о преступлении, отнесенном к территориальной подследственности другого ОВД или вообще не относится к подследственности ОВД» [1, с. 48-51]. Из сказанного выше можно сделать однозначный вывод, что передача сообщения (заявления) о преступлении внутри ведомства, т.е. из одного территориального ОВД в другой ОВД, на территории обслуживания которого произошло деяние, является передачей по подследственности.

В новой редакции Инструкции внесёнными поправками передачу заявления (сообщения) о преступлении в другой ОВД вывели за рамки понятия подследственности. Вместо выражения «по подследственности» используется выражение «в иной территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого совершено преступление, разрешение которого отнесено к компетенции органов внутренних дел»[6]. По нашему мнению, внесённые изменения исходят из неверного понимания института подследственности и в силу их ошибочности подлежат отмене. Кроме того, в подп. 27.1.1 и 50.3 Инструкции (в прежней редакции подп. 27.1 и 50.3) фразу о передаче по подследственности «в соответствии со статьей 151 УПК» надлежит заменить фразой «в соответствии со статьями 151, 152 УПК». Также в Инструкции необходимо закрепить положение о том, что если не представляется возможным определить место совершения преступления, административного правонарушения, то сообщение (заявление) о преступлении, административном правонарушении подлежит разрешению по месту его выявления.

Аналогичный передаче по подследственности подход применён в поправках и к передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении «по территориальности», несмотря на то, что в самом КоАП при передаче дела в зависимости от места его рассмотрения используется выражение «по подведомственности» (см. ст. 29.5, 29.7 КоАП). Нам видится целесообразным использовать в Инструкции по аналогии с передачей «по подследственности» единый термин «по подведомственности» для обозначения передачи заявления (сообщения) об административном правонарушении не только в другое ведомство по предметному признаку, но и в другое ОВД по территориальному признаку. Полагаем, что такая унификация понятий способствует единообразному пониманию применяемых для регулирования схожих общественных отношений правовых норм. Упрощая работу правоприменителя, не путая его излишним многообразием понятий, мы тем самым учитываем в данной деятельности человеческий фактор и повышаем эффективность работы сотрудника.

Говоря о поправках в Инструкцию, нам хотелось бы обратить внимание на те её положения, которые нуждаются в доработке. Например, в целях совершенствования механизма правового регулирования в первый раздел Инструкции необходимо добавить отдельный пункт с основными понятиями, как это сделано в Типовом положении или в аналогичных инструкциях ФТС[7], ФСБ[8]. В основных понятиях дать определение таким терминам, как подследственность (с включением в него территориального признака), подведомственность, анонимное сообщение (заявление), оперативный дежурный, дознаватель, заявитель и др. Хорошо проработанный понятийный аппарат, единство применяемой терминологии, оказывает позитивное влияние на качество правового регулирования. Возможно, наличие в первом разделе Инструкции определения подследственности исключило бы нынешнюю ситуацию с ошибочным пониманием подследственности.

Следующий момент, на который необходимо обратить внимания, касается анонимности сообщений (заявлений). В первый раздел Инструкции мы предлагаем внести следующее определение: «анонимное сообщение (заявление) — сообщение в устной или письменной форме не содержащее либо содержащее вымышленные фамилию, имя, отчество заявителя, почтовый или электронный адрес по которому должен быть направлен ответ, либо когда в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо когда лицом, передающим информацию о преступлении в целях оказания содействия полиции, поставлено условие сохранения конфиденциальности». В литературе можно встретить утверждение, что к анонимным заявлениям относятся также заявления, в которых отсутствует подпись заявителя [8, с. 15]. При наличии в Инструкции определения анонимного сообщения (заявления), абз. 2 п. 22 Инструкции можно изложить в более коротком формате: «Анонимные сообщения, поступившие по «телефону доверия», рапортом не оформляются», а пп. 45, 46 Инструкции в более стройном варианте:

«45. Если в ходе проверки сообщения (заявления) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии будет установлено, что оно является анонимным, то по решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России это сообщение (заявление) и материалы его проверки приобщается к номенклатурному делу, прилагаемому к КУСП (приложение N 6 к настоящей Инструкции).

46. По решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России признанные в соответствии с пунктом 45 настоящей Инструкции анонимными заявления и сообщения о преступлении и материалы их проверки дополнительно могут направляться в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для использования в оперативно-разыскной деятельности.».

Следует отметить, что пп. 45, 46 Инструкции относятся к тем сообщениям (заявлениям), которые были приняты как обычные (не анонимные), но в результате проверки которых выяснилось, что они являются анонимными. Анонимные сообщения (заявления) о терракте в ОВД рассматриваются в общем порядке. На остальные сообщения (заявления), которые изначально являются анонимными и не содержат сведений о терракте, положения Инструкции не распространяются (см. п. 6 Инструкции). Полагаем, что в Инструкции должна быть более чёткая регламентация данного вопроса, с прямым указанием на то, что изначально анонимные сообщения (заявления) не подлежат регистрации в КУСП, а заносятся в тетрадь для записей оперативного дежурного. По таким сообщениям (заявлениям) оперативным дежурным организуется проверка на достоверность изложенных в нём сведений. В случае их подтверждения, сотрудником выводится соответствующий рапорт для регистрации в КУСП. В Инструкции следует закрепить и положение о том, что если лицо, желающее оказать за вознаграждение помощь в раскрытии преступления, обратилось в дежурную часть и называет свои адрес, ФИО, но при этом ставит условие сохранности конфиденциальности (анонимности), то в соответствии с п. 10 Приказа МВД от 06.06.2018 № 356 его сообщение не регистрируется в КУСП, а подлежит передачи в оперативно-разыскное подразделение, так как «информация, носящая конфиденциальный характер, регистрируется в оперативном подразделении»[9].

Круглосуточный приём в КУСП сообщений (заявлений) о преступлении в ОВД в соответствии с п. 9 Инструкции осуществляет оперативный дежурный, под которым в соответствии со сноской 1 п. 9 Инструкции понимается «начальник дежурной части, начальник дежурной смены, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, дежурный, помощник оперативного дежурного»[10]. На практике пп. 23 и 26 о том, что незамедлительная регистрация в КУСП принятых сообщений (заявлений) осуществляется оперативным дежурным, понимается по-разному, как с учётом сноски 1 п. 9, т.е. записи производится не только оперативным дежурным, так и без её учёта, т.е. записи производятся только оперативным дежурным. Полагаем, что в случае отсутствия в дежурной части оперативного дежурного вполне допустимо производить перечисленными выше лицами не только приём, но и регистрацию сообщений (заявлений) в КУСП, в связи с чем для большей ясности п. 9 Инструкции необходимо изложить с использованием той же техники, что применена в сноске 2, т.е. с оборотом «Далее – », например:

«9. Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется начальником дежурной части, начальником дежурной смены, старшим оперативным дежурным, оперативным дежурным, дежурным, помощником оперативного дежурного <1> дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) <2>.

————————————

<1> Далее – «оперативный дежурный».

<2> Далее — «дежурная часть»».

В ранее действующих приказах, регламентирующих порядок приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, в соответствии с правилами ведения КУСП обязанность по введению КУСП возлагалась на дежурного, при этом говорилось, что «последующие записи о разрешении сообщений о происшествиях [преступлениях] ведутся сотрудником по учетно-регистрационной работе или лицом, исполняющим его обязанности, дежурным либо лицом, принявшим решение»[11]. В следующем отменённом приказе правилами ведения КУСП предусматривалось, что «последующие записи о разрешении сообщений о происшествиях [преступлениях] ведутся сотрудником по учетно-регистрационной работе или лицом, исполняющим его обязанности, дежурным либо лицом, исполняющим его обязанности»[12]. В последнем отменённом приказе обязанность по ведению КУСП полностью возлагалась на дежурного. При этом в указанных приказах было прямо сказано, что под оперативным дежурным в административном регламенте (инструкции) понимаются «начальник дежурной части, начальник дежурной смены, помощник начальника отдела (отделения) – оперативный дежурный, помощник начальника дежурной части — оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного»[13], т.е. обязанность по введению КУСП исполнялась не только оперативным дежурным. Если учитывать вектор, направленный на сужение круга лиц, имеющих право вносить последующие записи в КУСП, и придерживаясь данной линии принять решение, что КУСП может вести только оперативный дежурный, тогда необходимо п. 9 Инструкции изложить в предложенном нами выше варианте, но удалив сноску 1. В любом случае, данный вопрос нуждается в уточняющих поправках, исключающих двоякое толкование.

Следующий вопрос, который нуждается в дополнительной регламентации, касается решения о приобщении сообщения (заявления) к первому зарегистрированному. В Инструкции данному вопросу посвящён лишь один пункт, в Типовом положении данный вопрос не рассматривается, в УПК законодателем такое решение вообще не предусмотрено. Тем не мене данное решение присутствует в ведомственных инструкциях ФТС[14], СК[15], МЧС[16], Минюста[17],[18].

В ОВД решение о приобщении к первому зарегистрированному сообщению (заявлению) принимается в соответствии с п. 48 Инструкции устанавливающем, что «если по одному и тому же преступлению, административному правонарушению, происшествию поступили два и более заявления (сообщения), то… все заявления и сообщения… приобщаются к первому зарегистрированному…»[19]. Полагаем, что данный пункт необходимо дополнить уточнением, что приобщаться могут только материалы, имеющие один порядок рассмотрения внутри ведомства, т.е. не допустимо приобщать заявления (сообщения), рассматриваемые в порядке, установленном КоАП РФ, к заявлениям (сообщениям), которые рассматриваются в порядке ст. 144-145 УПК РФ,  и наоборот, рассматриваемые в порядке УПК заявления (сообщения) и материалы их проверки не могут приобщаться к материалам, рассматриваемым в ином порядке. С другой стороны вполне разумно выглядит возможность приобщать менее серьёзные материалы к более серьёзным, например, установленный порядок приобщать к материалам КоАП или УПК, а материалы КоАП к материалам УПК, но не наоборот.

Кроме того, считаем, что п. 48 Инструкции необходимо дополнить положением о том, что если по первому сообщению (заявлению) принято решение о передаче по подследственности, подведомственности (компетенции), территориальности, то повторное сообщение (заявление) также подлежит соответствующей передаче. Более детально данный вопрос регламентирован в п. 36 Приказа ФТС и п. 35 Приказа СК, на которые стоит обратить внимание для использования по аналогии.

В п. 36 Приказа ФТС приведено следующее: «В случаях, когда по принятому и зарегистрированному сообщению о преступлении будет установлено, что по результатам проверки другого сообщения о том же преступлении, поступившего от этого же или иного заявителя, было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении [или о передаче по подследственности], такое сообщение приобщается к соответствующему материалу или возбужденному (прекращенному) уголовному делу [или передаётся по подследственности]…

Если в повторном заявлении об одном и том же преступлении приведены ранее неизвестные сведения и доводы, которые могут повлиять на пересмотр уже состоявшихся решений об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела, то оно проверяется в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК»[20].

В п. 35 Приказа СК приведено следующее: «В случае если при получении дополнительного сообщения о преступлении будет установлено, что по результатам рассмотрения другого, ранее зарегистрированного, сообщения об этом же преступлении принято решение о передаче его по подследственности, такое сообщение… также передается по подследственности»[21].

Следующий момент, на который необходимо обратить внимание и внести изменения, касается возможности принятия дежурным мер неотложного реагирования после регистрации сообщения (заявления). Полагаем, что п. 39 Инструкции следует изложить несколько иначе, указав, что дежурный принимает меры неотложного реагирования не «после регистрации», а «после приёма» заявления или сообщения. Данная позиция обосновывается тем, что в дежурной части может быть вал сообщений, зарегистрировать которые сиюминутно все разом невозможно, а некоторые из них могут требовать принятия оперативных мер реагирования сразу же после поступления сообщения о преступлении. Если же принять позицию, что регистрацию в КУСП вправе производить только оперативный дежурный, то во время его отсутствия (доклад начальнику, часы отдыха, нахождение в оружейной комнате и т.д.) организация помощником оперативного дежурного мер неотложного реагирования на поступившее сообщение (заявление) формально будет неправомерной, т.к. предпринята до регистрации поступившего сообщения в КУСП.

Нам известен случай, когда адвокат ходатайствовал о признании результата осмотра места происшествия недопустимым доказательством на том основании, что время осмотра места происшествия оказалось ранее времени регистрации сообщения о преступлении в КУСП. По мнению адвоката, следователь не имел права производить осмотр места происшествия, т.к. сообщение ещё не было зарегистрировано в КУСП. По нашему мнению вопрос регистрации сообщения о преступлении является вопросом внутреннего ведомственного учёта и контроля, а не уголовно-процессуального законодательства. В ч. 1 ст. 144 УПК ничего не говориться о регистрации сообщения, там речь идёт об обязанности принять и проверить сообщение о преступлении. Тем не менее, в целях устранения возможности такой недобросовестной спекуляции со стороны защиты, предлагаем предоставить оперативному дежурному возможность организации мер неотложного реагирования сразу после принятия сообщения (заявления).

Также считаем, что в Инструкции должна быть по аналогии с Типовым положением закреплена следующая норма: «по сообщению (заявлению) о преступлении, подлежащем передаче по подследственности и требующем неотложного реагирования, информация, содержащаяся в таком сообщении (заявлении) должна быть предварительно передана в соответствующий орган по каналам экстренной связи». При этом орган дознания в соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК должен принять меры, как обеспечивающие «физическое сохранение следов (ограждение, кино-, фотосъемка, видеозапись и т.п.), так и процессуально-документальные меры сохранения следов преступления» [5, с. 264].

Ещё один вопрос, который должен найти своё разрешение больше в УПК, нежели в Инструкции, касается принятия органом дознания решения о ВУД. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК орган дознания обязан проверить сообщение о преступлении и принять по нему решение в течение 3 суток. Согласно п. 17 ст. 5 УПК «начальник органа дознания — должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган», т.е. понятия «орган дознания» и «начальник органа дознания» тождественны с точки зрения соотношения их процессуальных полномочий. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40.2 УПК начальник органа дознания правомочен поручать проверку сообщений о преступлении, принятие по нему решения. Развивая положения УПК п. 40 Инструкции устанавливает, что «проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа»[22]. Аналогичные положения установлены в пп. 26, 27 Типового положения, в которых говориться, что «лицами, правомочными осуществлять проверку принятых сообщений о преступлениях, являются дознаватель, следователь, — в следующем абзаце добавляется, — полномочия органа дознания по проверке сообщений о преступлениях, в том числе и принятию по их результатам решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания… на иных должностных лиц этого же органа»[23], в том числе и «осуществляющих оперативно-разыскную деятельность» [4, с. 120].

Делаем вывод, что сотрудник, не обладающий статусом дознавателя или следователя, но по поручению начальника органа дознания проводящий проверку, может принять любое предусмотренное ст. 145 УПК решение, в том числе и о ВУД. Несмотря на это, на практике дело обстоит иначе. Так, если оперуполномоченным будут в ходе проверки обнаружены подтверждающие преступление данные, то он, даже если не проводил никаких связанных с этим оперативно-разыскных мероприятий, не будет возбуждать уголовное дело [6, с. 1], а составит рапорт об обнаружении признаков преступления. Отметим, что данный рапорт может быть предоставлен под завершение срока проверки и дознавателю придётся экстренно принимать соответствующие меры. Кроме того, данный рапорт не предусмотрен Инструкцией, так как проверка проходит уже в порядке ст. 144 УПК, т.е. уже по сообщению (заявлению) о преступлении, а не об административном правонарушении, происшествии (см. п. 47 Инструкции). 

Напомним, что в п. 47 Инструкции говориться о том, что исполнитель (сотрудник) обязан подготовить рапорт об обнаружении признаков преступления в случае выявления таких признаков при проверке заявления (сообщения) об административном правонарушении или происшествии, при этом заявления (сообщения) о преступлениях не упоминаются. Считаем, что п. 47 Инструкции необходимо дополнить уточнением, что если были выявлены признаки преступления, указанного в ч. 2 ст. 20 УПК РФ, то есть преступления частного характера, по которому потерпевший не желает привлекать к уголовной ответственности виновного и отказывается подавать заявление в рамках УПК РФ (заявление актуально для ст. 116.1 УК РФ, так как подсудно федеральному суду, см. ст. 31 УПК РФ), то подготавливать рапорт об обнаружении признаков преступления не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ (зависимое, беспомощное состояние потерпевшего, неустановление лица). Наша позиция объясняется тем, что требование об обязательной подготовке рапорта не лишино бюрократизма, так как заявления о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115,  ч. 1 ст. 128.1 УК РФ (прчинение лёгкого вреда здоровью и клевета) должны подаваться заявителем самостоятельно в мировой суд, который и возбуждает уголовное дело (см. ст. 31,  ст. 147  и  ст. 318 УПК РФ), а для возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 116.1 УК РФ (повторные побои) полицией требуется заявление потерпевшего. Дела по ч. 1 ст. 116.1 УК РФ возбуждаются полицией, так как подсудны федеральному суду (см. ст. 31 УПК РФ), поэтому они не могут быть возбуждены мировым судьёй. 

В итоге, в случае с преступлениями частного обвинения при указанных выше обстоятельствах на основании уже имеющихся в выделенном материале документов однозначно будет принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по п. 5 ст. 24 УПК РФ. Для соблюдения формальностей и выполнения требований п. 47 Инструкции, сотрудникам полиции приходится заведомо в пустую затрачивать свои силы и средства, подготавливливая рапорт об обнаружении признаков преступления, копирую и выделяя материал, затем по цепочке передавая его сотрудникам дежурной части для регистрирации и внесения в базы, а далее следующий сотрудник будет принимать уже заранее известное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, по сути перепечатывая текст первоначального материала. Соблюдение подобных формальных (бюрократических) процедур никак не способствует повышению эффективности работы правоохранительных органов и снижению нагрузки, а наоборот, лишь увеличивает имующуюся нагрузку и провоцирует волокиту.  

Вопрос составления рапорта об обнаружении признаков преступления в Инструкции проработан слабо. Например, возникают вопросы, должен ли дежурный в соответствии с п. 19 Инструкции по телефонному сообщению о преступлении выводить рапорт об обнаружении признаков преступления или это будет иной вид рапорта регистрируемого в КУСП? Если иной, то при отсутствии соответствующего повода (письменное заявление, протокол принятия устного заявления, постановление прокурора или руководителя следственного органа, рапорт сотрудника об обнаружении признаков преступления) составление оперуполномоченным рапорта об обнаружении признаков преступления по результатам проверки сообщения (заявления) о преступлении можно считать обоснованным. В таком случае в целях избежания двойной регистрации в Инструкции должно быть закреплено положение о составлении оперуполномоченным данного рапорта без его регистрации в КУСП в связи с уже осуществлённой регистрацией рапорта оперативного дежурного, либо должно быть прописано, что номер КУСП с рапорта оперативного дежурного дублируется (повторяется) на рапорте оперуполномоченного. Кроме того, в Инструкции должно быть закреплено положение, наделяющее правом ВУД только дознавателя (следователя), а в случае необходимости производства в соответствии со ст. 157 УПК неотложных следственных действий также возможно и иное уполномоченное должностное лицо ОВД.

Следующим моментом Инструкции, требующие дополнительных уточнений, является вопрос уведомления заявителя-сотрудника о принятом решении. К заявителям принято относить пострадавших и иных лиц, представляющих их интересы или «исполняющие свой гражданский долг или выполняющие свою работу» [9, с. 1]. В Инструкции в соответствии со сноской 2 п. 1 под заявителем понимают сделавших сообщение (заявление) «граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц»[24]. Следовательно, если для регистрации в КУСП поступил рапорт сотрудника об обнаружении признаков преступления (не связанный с проверкой уже зарегистрированного сообщения или заявления), то данный сотрудник будет иметь статус заявителя и должен быть уведомлён о принятом решении с внесением соответствующей записи в графу 3 КУСП. На практике запись в графу 3 об уведомлении сотрудника то делается, то нет. В Инструкции необходимо этот вопрос урегулировать, указав по аналогии с п. 37 Инструкции, что «если сообщение (заявление) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии поступило от сотрудника органов внутренних дел, то в качестве заявителя в графе 3 такой сотрудник не указывается», а при необходимости также добавить, «о принятом решении не уведомляется».

Полагаем, что в Инструкции вопрос уведомления в течение 24 часов заявителя о принимаемых решениях должен быть объединён в один пункт, а не разбросан по разным местам (пп. 48, 53, 68, 70). Данный пункт должен быть единым для любого принимаемого решения, предусматривающий одну процедуру и одинаковые сроки направления уведомления. Положения Инструкции о сроках разрешения (рассмотрения) сообщений (заявлений) с эргономической точки зрения целесообразно также объединить.

Приведённое в абз. 2 п. 26 Инструкции предписание «исправления не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются» необходимо изменить, так как оно является взаимоисключающим, что не соответствует требованиям юридической техники о непротиворечивости. Также считаем уместным перечислить в Инструкции все возможные формы поступления сообщении (заявлений) в целях правильного заполнения графы 2 КУСП.

Надеемся, что при внесении в Инструкцию следующих поправок разработчиками будут учтены те моменты, на которые нами было обращено внимание в статье.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1.        Арестова Е.Н. Уголовно-процессуальная деятельность полиции : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета (2-е изд., перераб. и доп.) [Текст] / М.: Издательство Юрайт, 2018. – 224 с.

2.        Бастрыкин А.И., Усачев А.А. Уголовный процесс: учебник для СПО (5-е изд., перераб. и доп.) [Текст] / М.: Юрайт, 2018. — 468 с.

3.        Воскобитова Л.А. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 1 — 32.1. Постатейный научно-практический комментарий [Электронный ресурс] / 2015. – 397 с. // СПС КонсультантПлюс.

4.        Загорский Г.И. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / М.: Проспект, 2016. – 688 с.

5.        Зиннуров Ф.К. Дознание в органах внутренних дел: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (2-е изд., перераб. и доп.) [Текст] / М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. – 431с.

6.        Каретников А. Нужна ли стадия возбуждения уголовного дела? [Электронный ресурс] // Законность. —  2015. — № 1. — URL: https://base.garant.ru/57482882

7.        Козак Д.Н., Мизулина Е.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (2-е изд., перераб. и доп.) [Текст] / Юристъ, 2004. – 302 с.

8.        Ларинков А.А., Шиплюк В.А. Уголовно-процессуальная проверка в стадии возбуждения уголовного дела : учебное пособие [Текст] / СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. — 160 с.

9.        Скобликов П.А. Противодействие правоохранителей заявителям на стадии возбуждения уголовного дела // Типичные приемы и уловки [Электронный ресурс] // 2015. URL: https://zakon.ru/discussion/2015/01/04/protivodejstvie_pravooxranitelej_zayavitelyam_na_stadii_vozbuzhdeniya_ugolovnogo_dela__tipichnye_pri#comment_105356

10.       Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Электронный ресурс] / 2012. – 547 с. // СПС КонсультантПлюс.


[1] Приказ МВД России от 09.10.2019 N 688 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденную приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

[2] Приказ СК России от 11.10.2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[3] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. N 174-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

[4] Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» // СПС КонсультантПлюс.

[5] Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[6] Приказ МВД России от 29.08.2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[7] Приказ ФТС России от 12.01.2007 N 23 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

[8] Приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 г. N 205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

[9] Приказ МВД России от 06.06.2018 г. N 356 «Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[10] Приказ МВД России от 29.08.2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[11] Приказ МВД РФ от 04.05.2010 г. N 333 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

[12] Приказ МВД РФ № 985 от 01.12.2005 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

[13] Приказ МВД России от 01.03.2012 г. N 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

[14] Приказ ФТС России от 12.01.2007 N 23 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[15] Приказ СК России от 11.10.2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[16] Приказ МЧС РФ от 02.05.2006 N 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[17] Приказ Минюста РФ от 02.05.2006 N 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[18] Приказ Минюста России от 11.07.2006 г. N 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[19] Приказ МВД России от 29.08.2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[20] Приказ Федеральной таможенной службы от 12.01.2007 г. N 23 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[21] Приказ СК России от 11.10.2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[22] Приказ МВД России от 29.08.2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

[23] Приложения N 1 «Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях» Приказа Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

[24] Приказ МВД России от 29.08.2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

II. Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

8. Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержания в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

9. Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

10. Для приема заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

11. Электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними как с письменными заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

12. Заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, содержащихся в письменных обращениях заявителей, направленных посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученных в ходе личного приема, принимаются подразделением делопроизводства и режима территориального органа МВД России, регистрируются в установленном порядке и направляются руководителем (начальников) территориального органа МВД России, регистрируются в установленном порядке и направляются руководителем (начальником) территориального органа МВД России в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП.

13. Сотрудникам подразделения делопроизводства запрещается лично принимать и учитывать заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, поданные в территориальный орган МВД России непосредственно заявителем или лицом, представляющим его интересы.

14. Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.

14.1. Сотрудник органов внутренних дел, принявший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, обязан незамедлительно передать в дежурную часть ( по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации в КУСП. При этом оперативному дежурному дежурной части передается следующая информация:

Телефон доверия МВД по Республике Саха (Якутия)

8(4112) 42-22-22

Телефон дежурной части ОМВД России по Алданскому району

02(102 короткий номер по мобильному телефону) или 8(41145)3-15-47

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно розыскной деятельности органу дознания
  • Инструкция о порядке представления результатов оперативно розыскной деятельности органу дознания
  • Инструкция о порядке предоставления результатов орд следователю дознавателю и в суд
  • Инструкция о порядке предоставления результатов орд органу дознания следователю
  • Инструкция о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах