Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 ноября 2008 г. № 176

О порядке разработки и принятия локальных правовых актов по охране труда

(в редакции Постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 128; от 30 апреля 2020 г. № 44) 

На основании абзаца восьмого части второй статьи 9 и части второй статьи 26 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 14 июля 1994 г. № 82 «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда» (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1994 г., № 10).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 Министр В.Н.Потупчик 

СОГЛАСОВАНО
Министр здравоохранения
Республики Беларусь
В.И.Жарко
21.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр архитектуры
и строительства
Республики Беларусь
А.И.Селезнев
25.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр промышленности
Республики Беларусь
А.М.Русецкий
25.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр
по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь
Э.Р.Бариев
10.10.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр лесного хозяйства
Республики Беларусь
П.М.Семашко
28.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр жилищно-
коммунального хозяйства
Республики Беларусь
В.М.Белохвостов
24.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр транспорта
и коммуникаций
Республики Беларусь
В.Г.Сосновский
24.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр энергетики
Республики Беларусь
А.В.Озерец
18.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
С.Б.Шапиро
25.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель
Министра торговли
Республики Беларусь
М.И.Свентицкий
18.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр связи
и информатизации
Республики Беларусь
Н.П.Пантелей
18.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр обороны
Республики Беларусь
генерал-полковник
Л.С.Мальцев
24.11.2008


УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства труда
и социальной защиты
Республики Беларусь
28.11.2008 № 176

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг)

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) (далее – инструкции по охране труда).

2. Исключен.

3. Для целей настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об охране труда».

4. Наниматель разрабатывает и принимает инструкции по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), выполнение которых осуществляется в организации работниками различных профессий рабочих и должностей служащих (погрузочно-разгрузочные работы, работы с электромеханическим инструментом, работы на высоте, земляные работы и иные).

Работодатели, в том числе не наделенные правом принятия локальных правовых актов, при отсутствии специфики профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) могут руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.

5. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, положений по охране труда, изложенных в технологической документации, эксплуатационных документах организаций-изготовителей к используемым в организации оборудованию, инструменту, механизмам и приспособлениям (далее – эксплуатационные документы), с учетом местных условий и специфики деятельности организации.

При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза, технологической документации, эксплуатационных документах требований (положений) по охране труда для профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) наниматели разрабатывают и включают в инструкции по охране труда требования по охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.

6. В инструкции по охране труда включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими.

7. Положения инструкций по охране труда не должны противоречить нормативным правовым актам, в том числе техническим нормативным правовым актам, содержащим требования по охране труда.

8. Исключен.

9. Исключен.

10. Исключен.

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

11. Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с перечнем инструкций по охране труда, который составляется с учетом профессий рабочих, содержащихся в штатном расписании организации, службой охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным нанимателем должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда, с участием руководителей структурных подразделений, служб, главных специалистов организации.

Перечень инструкций по охране труда утверждается руководителем организации или его заместителем, ответственным за организацию охраны труда в организации.

12. Исключен.

13. Исключен.

14. Руководство работами по разработке инструкций по охране труда осуществляет руководитель организации или его заместитель, ответственный за организацию охраны труда в организации.

Инструкции по охране труда разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделений, управлений, отделов, служб, лабораторий и иных) с участием профессиональных союзов (далее – профсоюз), при их наличии, на основании приказов руководителя организации или иных локальных правовых актов и в установленные в них сроки.

15. Исключен.

16. Исключен.

17. Служба охраны труда организации (специалист по охране труда или уполномоченное нанимателем должностное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), аккредитованное (аккредитованный) на оказание услуг в области охраны труда, оказывает методическую помощь структурным подразделениям, содействует обеспечению их необходимыми нормативными правовыми актами, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза, типовыми инструкциями по охране труда, иными техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда.

18. Исключен.

19. Подготовительная работа, предшествующая разработке инструкций по охране труда, включает:

  • анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (если ее проведение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов), идентификации опасностей, оценки профессиональных рисков, а также причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имевших место с работниками соответствующих профессий рабочих или при выполнении соответствующих работ (услуг);
  • изучение информационных писем, приказов органов государственного управления, вышестоящих организаций в связи с имевшими место авариями, несчастными случаями на производстве, профессиональными заболеваниями и по другим вопросам охраны труда;
  • подбор и изучение нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, а также других документов, соответствующей технической литературы, учебных пособий и тому подобного;
  • определение вредных и (или) опасных производственных факторов, характерных для соответствующей профессии рабочего, вида работ (услуг), имеющих место при нормальном режиме работы, отклонениях от нормального режима, в аварийных ситуациях, мер и средств защиты от них;
  • определение средств индивидуальной защиты, обеспечивающих эффективную защиту от вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника при выполнении работ (услуг);
  • определение требований по охране труда к применяемому оборудованию, приспособлениям, инструменту, безопасных методов и приемов работы, последовательности выполнения работ, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих отражению в инструкции по охране труда.

20. Требования нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, других документов, включаемые в инструкцию по охране труда, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работника. Положения указанных документов, не требующие конкретизации, вносятся без изменений в инструкцию по охране труда.

21. Проект инструкции по охране труда рассматривается службой охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным нанимателем должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (при его наличии).

22. После рассмотрения поступивших замечаний и предложений проект инструкции по охране труда дорабатывается.

23. Проект инструкции по охране труда оформляется в соответствии с требованиями законодательства о делопроизводстве.

24. Проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения на лицевой стороне последней страницы инструкции по охране труда от правого края строки ниже текста инструкции по охране труда с указанием должности служащего, инициалов (инициала собственного имени) и фамилии и представляется на согласование:

  • службе охраны труда (специалисту по охране труда или уполномоченному нанимателем должностному лицу, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю), аккредитованного (аккредитованному) на оказание услуг в области охраны труда;
  • при необходимости, по усмотрению службы охраны труда (специалиста по охране труда или уполномоченного нанимателем должностного лица, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, – другим заинтересованным структурным подразделениям, руководителям и специалистам организации;
  • профсоюзу (при его наличии).

25. Утверждение инструкции по охране труда осуществляется руководителем организации или его заместителем, ответственным за организацию охраны труда в организации, либо приказом организации.

251. Утверждение инструкции по охране труда оформляется грифом утверждения, который располагается в правом верхнем углу первого листа. В грифе утверждения указываются:

  • слово «УТВЕРЖДЕНО» (прописными буквами);
  • должность руководителя (его заместителя), подпись, инициалы (инициал собственного имени) и фамилия руководителя (его заместителя), утвердившего инструкцию по охране труда, или вид утверждающего локального правового акта с прописной буквы в именительном падеже;
  • дата утверждения или принятия локального правового акта, утверждающего инструкцию по охране труда, и его регистрационный номер.
  • Отметка о согласовании инструкции по охране труда профсоюзом (при его наличии) оформляется в левом верхнем углу первого листа и содержит:
  • слово «СОГЛАСОВАНО» (прописными буквами);
  • дату и регистрационный номер протокола заседания руководящего органа профсоюза, которым согласован проект инструкции по охране труда.

Отметка о согласовании проекта инструкции по охране труда руководителем службы охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным нанимателем должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем), аккредитованного (аккредитованным) на оказание услуг в области охраны труда, а также руководителями иных структурных подразделений организации, руководителями и специалистами (при необходимости) оформляется на лицевой стороне последней страницы инструкции по охране труда от левого края строки ниже текста инструкции по охране труда и содержит:

  • слово «СОГЛАСОВАНО» (прописными буквами);
  • должность служащего, подпись, инициалы (инициал собственного имени) и фамилию руководителя (специалиста, индивидуального предпринимателя, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда), название юридического лица, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, согласовавших инструкцию по охране труда.

26. Утвержденные инструкции по охране труда регистрируются в порядке, установленном в организации.

Утвержденные инструкции по охране труда выдаются руководителям структурных подразделений и уполномоченным нанимателем должностным лицам с внесением сведений в журнал учета выдачи инструкций по охране труда.

В журнале учета выдачи инструкций по охране труда отражаются следующие сведения:

  • дата выдачи инструкции по охране труда;
  • название инструкции по охране труда и ее регистрационный индекс (номер);
  • структурное подразделение (работники), получившее инструкцию по охране труда с указанием должности служащего (профессии рабочего), инициалов (инициала собственного имени) и фамилии получателя;
  • количество выданных инструкций по охране труда.

Достоверность сведений о выдаче инструкций по охране труда подтверждается в журнале учета выдачи инструкций по охране труда подписью получателя.

27. Исключен.

ГЛАВА 3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ по охране труда

28. Каждой инструкции по охране труда присваивается название и регистрационный индекс (номер).

В названии инструкции по охране труда указывается наименование профессии рабочего или вид работ (услуг), для которых она предназначена.

29. Исключен.

30. Требования инструкции по охране труда излагаются в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа.

31. Инструкция по охране труда должна содержать следующие главы, именуемые:

  • «Общие требования по охране труда»;
  • «Требования по охране труда перед началом работы»;
  • «Требования по охране труда при выполнении работы»;
  • «Требования по охране труда по окончании работы»;
  • «Требования по охране труда в аварийных ситуациях».

В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии рабочих, вида работ (услуг) могут включаться иные главы, содержащие другие требования по охране труда.

32. В главе «Общие требования по охране труда» отражаются:

  • требования по охране труда по допуску работающих к работе по соответствующей профессии рабочего и (или) виду работ (услуг) с учетом возраста, пола, состояния здоровья, наличия необходимой квалификации, прохождения обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда и тому подобного;
  • обязанности работающих соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты, заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации, немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;
  • требования о недопустимости нахождения работающих в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на рабочем месте, курения в неустановленных местах;
  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работающих в процессе труда;
  • перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием маркировки по защитным свойствам;
  • требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;
  • порядок уведомления работодателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;
  • требования по личной гигиене, которые должен знать и соблюдать работающий при выполнении работы, оказании услуг.

33. В главе «Требования по охране труда перед началом работы» отражается порядок:

  • проверки годности к эксплуатации и применения средств индивидуальной защиты;
  • подготовки рабочего места, проверки комплектности и исправности оборудования, приспособлений и инструмента, эффективности работы вентиляционных систем, местного освещения, средств коллективной защиты (защитного заземления (зануления) электрооборудования, устройств оградительных, предохранительных, тормозных, автоматического контроля, сигнализации и других);
  • проверки состояния исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий;
  • приемки рабочего места при сменной работе.

34. В главе «Требования по охране труда при выполнении работы» отражаются:

  • способы и приемы безопасного выполнения работ (оказания услуг), использования технологического оборудования, приспособлений и инструмента;
  • требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
  • способы и приемы безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;
  • указания по безопасному содержанию рабочего места;
  • основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения;
  • действия, направленные на предотвращение условий возникновения взрывов, пожаров и других аварийных ситуаций;
  • требования по применению работающими средств индивидуальной защиты, соответствующих характеру выполняемой работы и обеспечивающих безопасные условия труда.

35. В главе «Требования по охране труда по окончании работы» отражаются:

  • порядок безопасного отключения (остановки), разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
  • порядок уборки рабочего места;
  • порядок сдачи рабочего места, а при непрерывном процессе – порядок передачи их по смене;
  • порядок извещения непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица работодателя о недостатках, влияющих на безопасность труда, выявленных во время работы.

36. В главе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» отражаются:

  • возможные (основные) аварийные ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, а также причины, их вызывающие;
  • действия работающих при возникновении аварийных ситуаций;
  • действия по оказанию первой помощи потерпевшим при аварии, в результате травмирования, отравления или внезапного заболевания;
  • порядок сообщения об аварии и несчастном случае на производстве.

ГЛАВА 4
ИЗЛОЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

37. Изложение текста в инструкции по охране труда осуществляется с учетом требований, установленных к текстам документов законодательством о делопроизводстве.

38. Исключен.

39. В инструкцию по охране труда не включаются отсылочные нормы на нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие в организации. Требования по охране труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, воспроизводятся в инструкциях по охране труда применительно к местным условиям, специфике профессий рабочих и (или) видов работ (услуг), деятельности организации.

40. Исключен.

41. В тексте инструкции по охране труда следует избегать изложения требований в форме запрета. При необходимости следует определять цели установления требований.

42. В инструкции по охране труда не применяются слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (строго, категорически, безусловно и тому подобные), так как все нормативные предписания инструкции по охране труда должны выполняться работающими в равной степени.

43. Для наглядности отдельные требования инструкции по охране труда могут быть проиллюстрированы рисунками, схемами или чертежами, поясняющими смысл требований.

44. Если безопасность выполнения работ обеспечивается при соблюдении определенных количественных показателей (величина зазора, безопасное расстояние и иные), то они указываются в инструкции по охране труда.

45. Исключен.

46. Исключен.

47. Исключен.

ГЛАВА 5
актуализация ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

48. Актуализация инструкций по охране труда осуществляется руководителем структурного подразделения (разработчиком) с участием службы охраны труда (специалиста по охране труда или уполномоченного нанимателем должностного лица, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, и профсоюзов (при их наличии) с целью приведения их в соответствие с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда, путем внесения изменений.

Актуализация инструкции по охране труда включает:

  • анализ нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, которые были приняты или изменялись за период, прошедший после утверждения инструкции по охране труда;
  • мониторинг условий труда на рабочем месте работника;
  • решение вопроса о необходимости изменения инструкции по охране труда;
  • пересмотр инструкции.

49. Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а инструкций по охране труда для профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, а также инструкций по охране труда для работ с повышенной опасностью – не реже одного раза в три года.

50. Если в течение сроков, указанных в пункте 49 настоящей Инструкции, условия труда на рабочих местах и требования нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, использованных при составлении инструкции по охране труда, не изменились, то приказом по организации действие инструкции по охране труда продлевается на следующий срок, о чем делается запись: «Срок действия продлен. Приказ от __ № __» на первом листе инструкции по охране труда.

51. До истечения сроков, указанных в пункте 49 настоящей Инструкции, инструкции по охране труда пересматриваются в случаях:

  • принятия новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, или внесения в них изменений;
  • внедрения новой техники и технологий;
  • применения новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента, изменения технологического процесса или условий работы. В данном случае пересмотр инструкции по охране труда производится до введения указанных изменений;
  • возникновения аварийной ситуации, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вызвавших необходимость внесения изменения в инструкцию по охране труда.

52. Порядок оформления, согласования и утверждения пересмотренных инструкций по охране труда такой же, как и вновь разработанных.

1.
Настоящая Инструкция устанавливает
порядок подготовки и принятия
работодателями локальных нормативных
правовых актов по охране труда в виде
инструкций по охране труда для профессий
и отдельных видов работ (услуг).

2.
Работодатели, не наделенные правом
принятия локальных нормативных правовых
актов, руководствуются соответствующими
типовыми инструкциями по охране труда.

Отраслевые
типовые инструкции по охране труда
разрабатывают и принимают в пределах
своей компетенции республиканские
органы государственного управления,
осуществляющие регулирование и управление
в соответствующих отраслях (сферах
деятельности), по согласованию с
Министерством
труда и социальной защиты Республики
Беларусь.

Межотраслевые
типовые инструкции по охране труда
утверждает самостоятельно или совместно
с республиканскими органами государственного
управления Министерство труда и
социальной защиты Республики Беларусь.

3.
Работодателем должны быть разработаны
и приняты инструкции по охране труда
для профессий и отдельных видов работ
(услуг), выполняемых в организации
работниками различных профессий и
должностей (например, погрузочно-разгрузочные
работы, работы с электроинструментом
и тому подобные), а также для работ,
выполнение которых связано с повышенной
опасностью (например, работы на высоте,
работы в резервуарах, колодцах и других
емкостных сооружениях и тому подобные).

4.
Инструкции по охране труда разрабатываются
на основе нормативных правовых актов,
в том числе технических нормативных
правовых актов, требования которых
должны соблюдаться в организации, а
также требований по охране труда,
изложенных в технологической документации,
технической документации на оборудование,
эксплуатируемое в организации, с учетом
специфики деятельности организации,
конкретных условий производства работ,
оказания услуг.

При
отсутствии в нормативных правовых
актах, в том числе технических нормативных
правовых актах, требований по охране
труда для профессий или отдельных видов
работ (услуг) работодатели разрабатывают
и включают в инструкции по охране труда
требования по охране труда, обеспечивающие
сохранение жизни, здоровья и
работоспособности работающих в процессе
трудовой деятельности.

5.
В инструкции по охране труда включаются
только те требования, которые относятся
к охране труда и выполняются самими
работающими.

6.
Положения инструкций по охране труда
не должны противоречить нормативным
правовым актам, техническим нормативным
правовым актам, содержащим требования
по охране труда.

7.
Работодатель обеспечивает изучение
инструкций по охране труда работающими
(проведение инструктажа по соответствующим
инструкциям) до начала работ (оказания
услуг).

8.
Требования инструкций по охране труда
являются обязательными для работающих,
их невыполнение рассматривается как
нарушение трудовой дисциплины.

9.
Выполнение работающими требований
инструкций по охране труда проверяется
при осуществлении всех видов контроля
в системе управления охраной труда,
учитывается при оценке состояния охраны
труда в организации и ее структурных
подразделениях, осуществлении морального
и материального стимулирования работающих
за соблюдение требований по охране
труда по итогам работы за соответствующий
период.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Бухгалтеры постоянно сталкиваются с договорами

На курсе повышения квалификации 

«Работа с договорами: правовые навыки для бухгалтера» мы даем самые нужные бухгалтеру знания: как использовать и формулировать условия договора, определять подсудность, избегать вопросов налоговиков и обезопаситься от претензий контрагентов и силовых структур.

Супер-акция до 13 августа: обучение с удостоврением ФИС ФРДО за 4990 руб. Успейте записаться со скидкой

Источник: Журнал «Отдел кадров коммерческой организации»

В каждой организации – в одной меньше, в другой больше – существуют свои локальные нормативные акты. Это различные положения, инструкции, правила и т. п. При этом есть общеустановленные локальные акты, обязательные для всех организаций без исключения, а есть принятые на усмотрение работодателя. Так или иначе, любой локальный акт обязателен и для работников, и для работодателя – если только не противоречит законодательству. Что относится к локальным нормативным актам? В каком порядке они утверждаются? С кем согласовываются? На кого распространяются? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Что такое локальный акт?

Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 №428‑6‑1, от 31.10.2007 №4414‑6).

Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

А в Письме Роструда от 15.05.2014 №ПГ/4653‑6‑1указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним новичка при приеме на работу. Перед заключением трудового договора работники должны быть
ознакомлены только с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью.

В любом случае, независимо от того, относятся ли штатное расписание и график отпусков к локальным нормативным актам, они должны быть в каждой организации.

Классификация локальных актов

Локальные нормативные акты, несмотря на общие требования, которые к ним установлены, могут различаться по некоторым признакам.

К основным общим требованиям можно отнести следующие:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом);

  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);

  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;

  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

Локальные нормативные акты можно разделить на обязательные (наличие которых в организации установлено законодательством) и необязательные (которые работодатель принимает по своему усмотрению). К обязательным, в частности, относятся: документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например Положение о персональных данных (п. 8 ст. 86 ТК РФ); документ, устанавливающий систему оплаты труда, например Положение об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ); правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ); правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ); документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).

И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

  • принимаемые работодателем единолично;

  • принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

К сведению

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФпорядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ), нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

Порядок принятия локальных актов

Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

Разработка локальных актов осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем. В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, разработка проекта правил внутреннего трудового распорядка), главному бухгалтеру (создание положения о системе оплаты труда), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т. д.

При этом, как правило, каждый разработанный локальный нормативный акт проходит процедуру согласования со специалистами других служб – бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т. д.

Свое несогласие или замечания по проекту документа визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. После окончательного согласования локальный акт передается на утверждение руководителю.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения работодатель согласно ст. 372 ТК РФ направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (представительный орган работников). Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим ТК РФ.

Обратите внимание

При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Если согласие достигнуто, акт утверждается руководителем организации или иным уполномоченный лицом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

После утверждения локальный нормативный акт следует зарегистрировать в соответствующем журнале.

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. С лицами, принимаемыми на работу, сделать это нужно до подписания трудового договора.

Каким способом ознакомить работника с локальными актами, определяет работодатель. Это может быть лист ознакомления, оформленный как приложение к локальному акту или к трудовому договору, а может быть отдельная учетная форма.

Оформление локального нормативного акта

При составлении локального нормативного акта нужно уделять внимание не только его содержанию, которое основывается на нормативных правовых актах, но и форме. При оформлении можно воспользоваться положениями ГОСТ Р 6.30‑2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 №65‑ст).

Согласно данному ГОСТу для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который включает в себя:

  • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;

  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);

  • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;

  • место составления документа.

Страницы документа нумеруют со второй страницы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

Что касается структуры локального акта, он, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30‑2003«Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (таких как положение, должностная инструкция), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

Приведем пример структуры некоторых документов.

Положение об организации или о ее подразделении

Должностная инструкция

1. Общие положения

1. Общие положения

2. Задачи

2. Должностные обязанности

3. Функции

3. Права

4. Обязанности

4. Ответственность

5. Права

5. Связи по должности

6. Ответственность

7. Взаимоотношения с другими подразделениями

Локальные нормативные акты могут содержать приложения. В этом случае делается отметка о наличии приложения. Сделать такую отметку можно в конце документа, например: «Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.». На самом приложении в правом верхнем углу делается отметка, указывающая на связь с основным документом, например: «Приложение № 1 к Положению о структурном подразделении от 13.01.2014».

Локальный акт подписывается работником, его разработавшим. Реквизит «Подпись» включает наименование должности, личную подпись и расшифровку подписи. Кроме этого, если документ проходил согласование с другими должностными лицами, оформляется виза согласования, включающая подпись и должность визирующего, расшифровку подписи и дату подписания.

На подлиннике документа визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.

Документ прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации.

Если локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников, факт учета этого мнения оформляется с помощью специального грифа, который проставляется в левом верхнем углу и выглядит следующим образом.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

профсоюзного комитета

от 13.01.2014 № 1

При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения», который ставится в правом верхнем углу. Утверждаться акт может приказом работодателя и отметка будет такая:

УТВЕРЖДЕНО

приказом ООО «Юпитер»

от 15.01.2014 № 1

Акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. См. образец:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ООО «Юпитер»

Марсов,       А. В. Марсов

15.01.2014

Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

Изменение, отмена и хранение локальных актов

В случае изменения законодательства, акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения работодатель должен внести изменения в соответствующие локальные нормативные акты. Возможно внесение изменений и по желанию работодателя, но важно, чтобы такие изменения не ухудшали положение работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался. При этом в случае, когда изменения касаются определенных сторонами условий трудового договора, необходимо согласие работника (ст. 72 ТК РФ). Изменять условия трудового договора в одностороннем порядке работодатель может только из‑за организационных или технологических изменений условий труда, предупредив об этом работника за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

В любом случае изменение локального акта осуществляется на основании приказа работодателя с указанием причин, повлекших изменения.

В статье 12 ТК РФ перечислены случаи, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие:

  • истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный нормативный акт автоматически утрачивает силу;

  • отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом. Такая ситуация возникает, например, при изменениях в законодательстве. В данном случае в новом документе необходимо указать, что локальный нормативный акт, ранее регулировавший правоотношения, прекращает действие полностью или в части отдельных положений;

  • вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Отмену локального акта также следует оформить приказом, за исключением случаев, когда срок действия такого акта истек автоматически.

Обратите внимание

В соответствии со ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации обычно являются приложением к коллективному договору, который заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ст. 43 ТК РФ). Поэтому если в организации существует коллективный договор, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не может превышать трех лет со дня его подписания либо со дня, установленного коллективным договором. Если коллективный договор в организации отсутствует, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не ограничен.

Оригиналы действующих локальных нормативных актов обычно хранятся в одном месте – в канцелярии, отделе кадров или другом подразделении. А подразделениям, которые руководствуются положениями того или иного локального акта, необходимо иметь его копию. В любом случае у работника всегда должна быть возможность при необходимости ознакомиться с локальным актом, связанным с его трудовой деятельностью.

Работодатель также обязан хранить недействующие локальные нормативные акты организации. Сроки хранения установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 №558. В соответствии с этим перечнем практически все локальные нормативные акты хранятся в организации, в которой они были разработаны и утверждены, постоянно.

* * *

В заключение обратим внимание на следующее: несмотря на довольно разнообразное количество образцов локальных нормативных актов, не стоит торопиться применять их для своей организации. Лучше подойти к процессу разработки таких документов творчески, применяя при этом не только нормы трудового законодательства, но и действующие в организации коллективные договоры, соглашения и другие нормативные акты.  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке сообщения сведений о психическом состоянии граждан
  • Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета
  • Инструкция о порядке создания и размножения лесных карт
  • Инструкция о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов мвд
  • Инструкция о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования автомобилей