«Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства»
(утв. Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1)
(вместе с «Порядком определения ущерба, причиненного уничтожением или повреждением леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем», «Порядком определения ущерба, причиненного повреждением леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально — бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущем его усыхание или заболевание»)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Уголовная ответственность
Статья 260 Уголовного кодекса РФ — незаконная рубка лесных насаждений
1. незаконная рубка лесных насаждений, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, — наказываются штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480-ти часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового
2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
а) группой лиц;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) в крупном размере,
наказываются штрафом в размере от 500 000 до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3-х до 4-х лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 1 000 000 рублей до 3 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Значительный размер ущерба, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, является превышающий 5 000 рублей, крупным размером – 50 000 рублей, особо крупным размером – 150 000 рублей.
Статья 261 Уголовного кодекса РФ – уничтожение или повреждение лесных насаждений
1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказывается штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 2-х до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 4-х лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия наказывается штрафом в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 4 лет либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3-х лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные ч. 3 указанной статьи, если они причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 1 000 000 до 3 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 4 до 5 лет либо лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 2 до 3 лет или без такового.
Значительным ущербом признается ущерб, причиненный лесным насаждениям и иным насаждениям, превышающий 10 000 рублей, крупным ущербом – 50 000 рублей.
Административная ответственность за нарушения требовании лесного законодательства
Гражданско-правовая ответственность
В соответствии с Лесным кодексом РФ привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Кодексом об административных правонарушениях РФ, в ч. 5 ст. 8.28.1, предусмотрена ответственность за правонарушения, связанные с транспортировкой древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.
Справочно: санкция ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц от 500 до 700 тысяч рублей с конфискацией древесиныи (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.
Административная ответственность за данный вид правонарушения — следствие нарушения ст. 50.4 Лесного кодекса РФ, в котором определено, что транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).
Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины. В сопроводительном документе должны быть заполнены все пункты.
Сопроводительный документ оформляется для каждой партии древесины вне зависимости от оснований транспортировки, даже при внутренних перевозках лесоматериалов (к примеру, с нижнего склада — на верхний).
Требования распространяются на все виды транспорта. Форма сопроводительного документа и порядок его заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2014 №571.
Требования ст. 50.4 Лесного кодекса РФ не применяются к транспортировке древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд (например: колотые дрова).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ наделены должностные лица органов внутренних дел.
Справочно: правонарушения, предусмотренные ч.ч. 1 – 4 ст. 8.28.1 КоАП РФ, связанные с иными нарушениями требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней, к компетенции полиции не относятся.
Правом составления протоколов по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ в соответствии с п. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, кроме полиции, наделены должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области).
Согласно п. 1.4 Перечня должностных лиц системы МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 30.08.2017 № 685, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных п.1 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ, вправе составлять начальник и заместитель начальника управления (отдела, отделения), оперуполномоченные, должностные лица подразделений охраны общественного порядка, подразделений участковых уполномоченных полиции, отделов (отделений) ГИБДД и другие в пределах компетенции соответствующего органа.
Ч.1 ст. 28.7 КоАП РФ предполагает проведение административного расследования, в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующих значительных временных затрат.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протоколы, в виде определения.
В каждом случае выявления транспортировки древесины без сопроводительных документов либо с ненадлежаще оформленными документами сотрудник ГИБДД доставляет транспортное средство и лицо, совершавшее перевозку древесины, в территориальный отдел полиции. При этом, решается вопрос о привлечении водителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ. После чего, по данному факту сотрудником ГИБДД составляется рапорт, который передается в дежурную часть для регистрации в КУСП.
После доставления в территориальный ОМВД проводится проверка, в ходе которой устанавливается владелец груза, место приобретения древесины, место перевозки, цель перевозки, причина отсутствия документов, осуществляется проверка по учетам на предмет привлечения задержанного к административной и уголовной ответственности за подобные нарушения, причастности к хищениям чужого имущества.
При предоставлении в ходе проверки необходимых документов, через Региональный диспетчерский пункт Псковской области осуществляется проверка по базе ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) на предмет законности происхождения документов и учета сделок с древесиной. Проверка заключается в сверке указанного в документах номера декларации.
Если подлинность представленных документов и законность сделки с древесиной подтверждается, то по материалу проверки принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения.
При установлении, что сделка с древесиной не задекларирована в ЕГАИС, а документы являются поддельными, проводится проверка по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ «Использование заведомо подложного документа».
При этом, если на момент задержания предоставлены документы, оформленные с нарушением требований законодательства либо не предоставлены в отношении нарушителя в течение двух суток, составляется протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ либо возбуждается дело об административном правонарушении и проводится административное расследование.