Инструкция о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств

Официальное опубликование

Главная / Официальное опубликование / Новые поступления

Карточка документа

Тексты правовых актов публикуются в полном соответствии с подписанными подлинниками.
Правовые акты в контрольном состоянии на сайте etalonline.by.

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ

ПРОВЕДЕНИЯ

СТАЖИРОВКИ

ВОДИТЕЛЕЙ

МЕХАНИЧЕСКИХ

ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения стажировки водителей механических транспортных средств, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более одного года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут (далее, если не установлено иное, водителистажеры).

2. Действие настоящей Инструкции распространяется на все юридические лица и физических лиц, эксплуатирующих механические транспортные средства (далее, если не установлено иное, юридическое лицо, эксплуатирующее транспортные средства).

3. Стажировка водителейстажеров (далее стажировка) проводится с целью подготовки водителейстажеров к самостоятельной работе на основе совершенствования их профессиональных знаний и навыков, обеспечивающих безопасность дорожного движения, культуру обслуживания пассажиров, сохранность перевозимых грузов, а также для практического освоения безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности водителя.

4. Проведение стажировки организуется юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства.

5. Стажировка должна проводиться на механическом транспортном средстве той марки (модели) и категории, на том маршруте, на которых они будут работать самостоятельно.

6. Для проведения стажировки определяются лица из числа опытных водителей или лиц, обучающих управлению механическим транспортным средством (далее водительнаставник).

Основанием для определения указанного лица водителемнаставником является:

a)наличие общего стажа работы в качестве водителя механического транспортного средства или стажа обучения управлению механическим транспортным средством не менее трех лет;

b)наличие водительского стажа управления механическим транспортным средством (составом транспортных средств) той категории, на котором проводится стажировка, не менее трех лет или наличие водительского стажа управления механическим транспортным средством той категории (составом транспортных средств), на котором проводится стажировка, не менее двух лет с прохождением повышения квалификации водителей механических транспортных средств по соответствующей категории;

c)наличие опыта работы на механическом транспортном средстве (составе транспортных средств) той марки (модели) или категории, на котором проводится стажировка;

d)отсутствие дорожнотранспортных происшествий по его вине на протяжении трех последних лет.

7. Стажировка проводится в течение не менее двух рабочих дней в соответствии с продолжительностью стажировки:

a)водителя автобуса (категории “D”, “DE”) согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;

b)водителя автомобилятакси (категории “B”, “C”) согласно приложению 2 к настоящей Инструкции;

c)водителя легкового автомобиля (категории “B”, “BE”) согласно приложению 3 к настоящей Инструкции;

d)водителя грузового автомобиля (категории “B”, “C”, “BE”, “CE”) согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

По усмотрению юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, допускается проведение дополнительного количества часов стажировки и дополнительной стажировки в другой период года исходя из навыков водителястажера, его уровня квалификации и вида выполняемых работ.

Продолжительность стажировки в случаях, не урегулированных частью первой настоящего пункта, определяется юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства, и должна составлять не менее двух рабочих дней.

8. Основанием для допуска водителястажера к прохождению стажировки, определения продолжительности стажировки и транспортного средства, на котором будет проходить стажировка, является приказ (распоряжение) руководителя юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства.

9. Водительнаставник должен:

a)знать и уметь на практике показать водителюстажеру приемы безопасного управления механическим транспортным средством в различных условиях движения;

b)знать опасные для движения участки улиц и дорог на конкретном маршруте движения и обучить водителястажера навыкам безопасного управления механическим транспортным средством на данных участках;

c)обучить водителястажера порядку проведения ежедневного технического обслуживания механического транспортного средства, на котором проводится стажировка, и обеспечить его выполнение;

d)обучить водителястажера безопасным методам и приемам работы;

e)обучить водителястажера порядку проверки укомплектованности механического транспортного средства, а также безопасным приемам проверки его исправности перед выездом на линию;

f)соблюдать порядок проведения стажировки, обеспечивать полноту и качество обучения;

g)по окончании стажировки дать объективное заключение о возможности допуска к самостоятельной работе водителястажера в карточке стажировки водителя по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции (далее карточка стажировки).

10. Водительнаставник не может покидать свое рабочее место в механическом транспортном    средстве во время нахождения в нем водителястажера на месте водителя.

11. Водительстажер должен:

a)знать и соблюдать требования Правил дорожного движения;

b)неукоснительно выполнять указания водителянаставника, которые не противоречат нормативным правовым актам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

12. Водителюстажеру не допускается:

a)находиться в механическим транспортном средстве, при отсутствии в данном механическом транспортном средстве водителянаставника;

b)проводить ежедневное техническое обслуживание механического транспортного средства при отсутствии водителянаставника.

13. Стажировка состоит из теоретической и практической частей.

Продолжительность теоретической части стажировки определяется исходя из стажа работы водителястажера и уровня его квалификации, но не более 40 процентов от общего количества часов стажировки.

Теоретическая часть стажировки в зависимости от вида стажировки проводится должностным лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего стажировку, и может выполняться как индивидуально с водителемстажером, так и с группой водителейстажеров и включает:

a)изучение конструкции и руководства по эксплуатации механического транспортного средства, на котором проводится стажировка;

b)изучение порядка прохождения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;

c)изучение схемы маршрута, дорожных условий на маршруте, расписания движения, графиков работы водителей (для маршрутных транспортных средств);

d)ознакомление с порядком получения и оформления транспортных документов;

e)ознакомление с порядком и схемой постановки механического транспортного средства на стоянку;

f)ознакомление со схемой и особенностями движения по территории юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку;

g)изучение правил пользования суммирующим аппаратом и таксометром, а также порядка заполнения билетноучетного листа (для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров на автомобиляхтакси и автобусах);

h)ознакомление с нормами расхода топлива и порядком заправки транспортного средства топливом;

i)ознакомление с правилами эксплуатации и нормами пробега автомобильных шин и аккумуляторов;

j)ознакомление с порядком проведения предрейсовых и иных медицинских обследований, а также контроля состояния водителей;

k)ознакомление с порядком осуществления контроля за соответствием технического состояния и конструкции механических транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;

l)ознакомление с режимом труда и отдыха и при необходимости изучение правил пользования тахографом.

Практическая часть стажировки заключается в освоении безопасных методов и приемов работы водителемстажером, самостоятельном управлении механическим транспортным средством водителемстажером и проводится водителемнаставником, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего стажировку.

14. Информация о прохождении водителемстажером теоретической и практической частей стажировки отражается водителемнаставником и другими должностными лицами, назначенными руководителем юридического лица, осуществляющего стажировку, в карточке стажировки.

15. Стажировка не проводится при возникновении сложных для движения дорожных условий (гололед, сильный дождь или снегопад, туман, час пик), чрезвычайных ситуаций и других экстренных случаев.

16. Стажировка водителястажера маршрутного транспортного средства, выполняющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, проводится в утреннее, дневное, вечернее и ночное время по улицам и дорогам, по которым проходят регулярные маршруты перевозок пассажиров.

Стажировка водителястажера автобуса, осуществляющего перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, автомобилятакси и грузового автомобиля проводится на участках и (или) объектах работы в соответствии с графиком работы водителянаставника, проводящего стажировку.

17. Для информирования участников дорожного движения на маршрутном транспортном средстве, используемом при проведении стажировки, устанавливаются таблички с надписью “Стажер”, оформленные в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

18. Оценка квалификации и профессиональной пригодности водителястажера к самостоятельной работе осуществляется комиссией по проверке квалификации и пригодности водителястажера к самостоятельной работе (далее комиссия).

19. Комиссия создается приказом (распоряжением) руководителя юридического лица, осуществляющего стажировку, и состоит не менее чем из трех специалистов.

В состав комиссии, как правило, включаются специалисты по безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для оценки квалификации и профессиональной пригодности водителейстажеров, принятых на работу водителем школьного автобуса, в состав комиссии включается представитель подразделения Инспекции автомобильного транспорта (по месту нахождения юридического лица, осуществляющего стажировку).

20. По результатам оценки квалификации и профессиональной пригодности водителястажера комиссия в карточке стажировки дает заключение о возможности допуска к самостоятельной работе водителястажера.

21. Если комиссия придет к выводу о том, что водительстажер не имеет достаточных профессиональных знаний и навыков и не владеет безопасными методами и приемами работы водителя, она может дать рекомендации о необходимости увеличения продолжительности стажировки данного водителястажера либо проведения его стажировки повторно.

22. Положительное заключение комиссии, оформленное в карточке стажировки, является необходимым условием для допуска к самостоятельной работе водителя, прошедшего стажировку.

23. Карточка стажировки после соответствующего оформления хранится у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, в соответствии с законодательством об архивном деле и делопроизводстве.

24. Карточка стажировки может вестись в виде электронного документа в соответствии с законодательством об электронных документах и электронной цифровой подписи.

25. Ход и качество проведения стажировки контролируются работниками юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку, в пределах их должностных обязанностей. Результаты контроля отражаются в карточке стажировки.

Утверждено Учредителем Компании «ГазТрансНефть» С.И.Шабулдаев

Приложение 1 к Инструкции о порядке проведения стажировки

водителей механических транспортных средств

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА

(КАТЕГОРИИ “D”, “DE”)

Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя автобуса

Продолжительность стажировки водителя автобуса, не менее (часов)

осуществляющего городские и пригородные перевозки пассажиров, в том числе автомобильные перевозки для личных нужд

осуществляющего междугородные и международные перевозки пассажиров

1. Стажировка водителя, принятого на работу и имеющего перерыв в выполнении работ более одного года, в том числе в случаях, если он:

1.1. ранее не работал водителем автобуса

112

1.2. работал водителем автобуса менее одного года

64

1.3. работал водителем автобуса более одного года

32

32
(с выполнением не менее одного оборотного рейса)

2. Стажировка водителя, переведенного на автобус другой марки (модели), в случае, если он:

2.1. не работал водителем автобуса категорий М2 и М3 соответственно

16

2.2. не работал водителем автобуса той марки (модели), на котором предстоит работать

12

12
(с выполнением не менее одного оборотного рейса)

3. Стажировка водителя при переводе на маршрут, на котором он ранее не работал, или имеющего перерыв в работе на городских, пригородных, междугородных или международных маршрутах в регулярном сообщении более одного года

12

12
(с выполнением не менее одного оборотного рейса по маршруту)

4. Стажировка водителя, принятого на работу водителем школьного автобуса и имеющего перерыв в выполнении работ более одного года, в том числе в случаях, если он:

4.1. ранее не работал водителем автобуса

152
(в том числе 32 часа стажировки на соответствующей модели школьного автобуса и маршруте, на котором предстоит работать)

4.2. работал водителем автобуса менее одного года

112
(в том числе 26 часов стажировки на соответствующей модели школьного автобуса и маршруте, на котором предстоит работать)

4.3. работал водителем автобуса более одного года

48
(в том числе 10 часов стажировки на соответствующей модели школьного автобуса и маршруте, на котором предстоит работать)

Приложение 2 к Инструкции о порядке проведения стажировки водителей

механических транспортных средств

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

–ТАКСИ (КАТЕГОРИИ “B”, “C”)

Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя автомобилятакси

Продолжительность стажировки водителя автомобилятакси, не менее (часов)

1. Стажировка водителя, принятого на работу и имеющего перерыв в выполнении работ более одного года, в том числе в случае, если он:

1.1. ранее не работал водителем автомобилятакси

32

1.2. работал водителем автомобилятакси менее одного года

24

1.3. работал водителем автомобилятакси более одного года

16

2. Стажировка водителя, переведенного на автомобильтакси другой марки (модели), на котором предстоит работать и на котором ранее не работал

12

Приложение 3 к Инструкции о порядке проведения стажировки водителей

механических транспортных средств

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЯ ЛЕГКОВОГО

АВТОМОБИЛЯ (КАТЕГОРИИ “B”, “BE”)

Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя легкового автомобиля

Продолжительность стажировки водителя легкового автомобиля, не менее (часов)

1. Стажировка водителя, принятого на работу и имеющего перерыв в выполнении работ более одного года, в том числе в случае, если он:

1.1. ранее не работал водителем легкового автомобиля

24

1.2. работал водителем легкового автомобиля менее года

20

1.3. работал водителем легкового автомобиля более одного года

16

2. Стажировка водителя, переведенного на автомобиль другой марки (модели), на котором предстоит работать и на котором ранее не работал

12

Приложение 4 к Инструкции о порядке проведения стажировки водителей

механических транспортных средств

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЯ ГРУЗОВОГО

АВТОМОБИЛЯ (КАТЕГОРИИ “B”, “C”, “BE”, “CE”)

Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя грузового автомобиля

Продолжительность стажировки водителя грузового автомобиля, не менее (часов)

выполняющего внутригосударственные автомобильные перевозки грузов, в том числе автомобильные перевозки для личных нужд

выполняющего международные автомобильные перевозки грузов

1. Стажировка водителя, принятого на работу и имеющего перерыв в выполнении работ более одного года, в том числе в случае, если он:

1.1. ранее не работал водителем грузового автомобиля

48

1.2. работал водителем грузового автомобиля менее одного года

32

1.3. работал водителем грузового автомобиля более одного года

16

16
(с выполнением не менее одного рейса)

2. Стажировка водителя, переведенного на грузовой автомобиль другой марки или модели, в том числе с другим видом установленного на автомобиле оборудования, на котором предстоит работать и на котором ранее не работал

12

12
(с выполнением не менее одного рейса)

Приложение 5 к Инструкции о порядке проведения стажировки водителей

механических транспортных средств

Форма

КАРТОЧКА СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЯ

______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (если таковое имеется)

согласно приказу __________________________ от «__ __________ 20__ г.

____________ ____________________________________________________________

(наименование организации)

с «___» _________ 20__ г. направлен для прохождения стажировки в количестве ____ часов.

Удостоверение водителя __________ _____________________

                                              (серия)

Водительнаставник ___________________________________________________

(фамилия, имя, отчество

______________________________________________________________________

(если таковое имеется)

Приказ (распоряжение) о назначении водителянаставника

от «___» _________ 20__ г. _______________

Теоретическое обучение проведено:

водительстажер _____________ __________________________________________

                                                   (подпись)                                                                     Ф.И.О

Работники юридического лица, осуществляющего стажировку, проводившие

теоретическую часть стажировки:

___________________________________________________________________                                 (должность, инициалы, фамилия) (подпись)

___________________________________________________________________                                 (должность, инициалы, фамилия) (подпись)

___________________________________________________________________                                 (должность, инициалы, фамилия) (подпись)

Заключение водителянаставника о готовности водителя–стажера к самостоятельной работе _________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

«___» _________ 20__ г. ____________________

                                                        (подпись)

Заключение комиссии по проверке квалификации и пригодности водителя

стажера к самостоятельной работе (далее комиссия) о возможности

допуска к самостоятельной работе водителястажера

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ «___» _________ 20__ г.

Председатель комиссии ________________ ________________________________

                                                    (подпись)                              (должность, инициалы, фамилия)

Члены комиссии: ________________ ______________________________________

                                         (подпись)                                (должность, инициалы, фамилия)

                       ________________ _____________________________________

                                        (подпись)                     (должность, инициалы, фамилия)

                       ________________ _____________________________________

                                        (подпись)                    (должность, инициалы, фамилия)

оборотная сторона карточки

Дата

Теоретическая часть (тема занятия)

Количество часов

Должностное лицо, проводящее занятие

Примечание

Должность

Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется)

Подпись

Дата

Практическая часть (маршрут работы)

Марка (модель), регистрационный знак/номер механического транспортного средства

Время работы с ____ до___

Количество часов

Замечания

Подпись водителя–наставника

Подпись диспетчера

Отметка о прохождении
предрейсового и иного медицинского обследования, контроля состояния водителя

Примечание

Итого часов

Утвержден

приказом Минтранса России

от 29 июля 2020 г. N 264

ПОРЯДОК

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКАМИ, ПРИНИМАЕМЫМИ НА РАБОТУ,

НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ С ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО

ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

1. Настоящий документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

2. Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее — работодатели).

3. Профессиональный отбор проводится работодателями с целью привлечения лиц к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств (далее — работники), соответствующих Профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», утверждаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» <1> (далее — Профессиональные и квалификационные требования);

———————————

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2017, N 31, ст. 4753.

Профессиональный отбор включает в себя:

подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;

испытание.

4. Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

5. Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации.

6. Стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации. <2>

———————————

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477.

8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:

не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);

имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.

12. Лист испытаний содержит следующие сведения:

номер листа испытаний;

фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;

сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;

дата и время прохождения, испытательный период;

заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, <3> о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

———————————

<3> Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

13. Оформленные листы испытания (стажировки) должны храниться у работодателя не менее пяти лет.

14. Профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». <4>

———————————

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063.

Работодатель определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд в соответствии с требованиями статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации. <5>

———————————

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2016, N 27, ст. 4172.


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 июля 2020 г. N 264

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКАМИ, ПРИНИМАЕМЫМИ НА РАБОТУ,

НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ С ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО

ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

В соответствии с частью первой статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.10(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр

Е.И.ДИТРИХ

Утвержден

приказом Минтранса России

от 29 июля 2020 г. N 264

ПОРЯДОК

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКАМИ, ПРИНИМАЕМЫМИ НА РАБОТУ,

НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ С ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО

ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

1. Настоящий документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

2. Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее — работодатели).

3. Профессиональный отбор проводится работодателями с целью привлечения лиц к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств (далее — работники), соответствующих Профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», утверждаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» <1> (далее — Профессиональные и квалификационные требования);

———————————

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2017, N 31, ст. 4753.

Профессиональный отбор включает в себя:

подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;

испытание.

4. Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

5. Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации.

6. Стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации. <2>

———————————

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477.

8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:

не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);

имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.

12. Лист испытаний содержит следующие сведения:

номер листа испытаний;

фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;

сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;

дата и время прохождения, испытательный период;

заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, <3> о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

———————————

<3> Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

13. Оформленные листы испытания (стажировки) должны храниться у работодателя не менее пяти лет.

14. Профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». <4>

———————————

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063.

Работодатель определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд в соответствии с требованиями статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации. <5>

———————————

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2016, N 27, ст. 4172.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке проведения осмотра охраной въезжающего автотранспорта
  • Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного
  • Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации
  • Инструкция о порядке определения размера гонорара при заключении адвокатами нижегородской области
  • Инструкция о порядке определения оплачиваемых часов организационно воспитательной работы