Инструкция о порядке работы подталкивающих локомотивов

Инструкция по организации работы локомотивов и локомотивных бригад при следовании поездов с подталкивающими локомотивами устанавливает порядок использования локомотивов при подталкивании, назначение и особенности работы локомотивных бригад (в том числе машинистов, работающих без помощников), а также взаимодействие локомотивных бригад ведущего и подталкивающего локомотивов как между собой, так и с работниками дирекций управления движением, дирекций инфраструктуры и работниками Трансэнерго на инфраструктуре ОАО «РЖД».
Дата вступления в силу — 15.05.2023 г.
Взамен:
Распоряжения ОАО «РЖД» от 30 мая 2011 г. № 1171р «О разработке порядка работы подталкивающих локомотивов на инфраструктуре ОАО «РЖД»;
Распоряжения ОАО «РЖД» от 3 ноября 2015 г. № 2604р «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы подталкивающих локомотивов».

Р Е Г Л А М Е Н Т

УТВЕРЖДЕНА

приказом Восточно-Сибирской железной дороги

от ________2019 г. № ______

И Н С Т Р У К Ц И Я

о порядке вождения и подталкивания
грузовых поездов на перевальных участках
Восточно-Сибирской железной дороги

1. Основные положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает правила вождения и подталкивания грузовых поездов, технологию работы подталкивающих локомотивов, а также порядок действий машинистов локомотивов, диспетчеров поездных (далее – ДНЦ), дежурных по станциям (далее – ДСП) и других работников, связанных с движением поездов, при возникновении нестандартных ситуаций.

1.2. Настоящая Инструкция разработана на основании и в соответствии с требованиями:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее — ПТЭ), утвержденных приказом Минтранса России от
21 декабря 2010 г. № 286 (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2011 г., регистрационный № 19627);

Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава (распоряжение ОАО «РЖД» от 3 сентября 2014 г. № 2071р) (далее – Правила);

приказа от 12 января 2018 г. № ЦТ-3 «Об установлении норм масс и длин пассажирских и грузовых поездов на участках, обслуживаемых
Восточно-Сибирской дирекцией тяги» (далее – приказ № ЦТ-3);

Порядка действий работников ОАО «РЖД» при вынужденной
остановке поезда на перегоне с последующим оказанием ему помощи
вспомогательным локомотивом, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 27 февраля 2015 г. № 554р;

Типовой инструкции организации вождения поездов и выполнения маневровой работы машинистами без помощников машиниста (в одно лицо), утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 11 января 2016 г. № 4р;

Указания о порядке формирования локомотивных бригад, утвержденного распоряжением от 2 апреля 2013 г. № ЦТ-61/р;

Регламента взаимодействия работников, связанных с движением поездов, с работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на путях общего пользования инфраструктуры ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 12 декабря 2017 г. № 2580р (далее – Регламент взаимодействия);

Инструкции о порядке организации работы подталкивающих локомотивов, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 3 ноября 2015 г. № 2604р;

стандарта СТО «РЖД» 1.07.002-2010 «Инфраструктура железнодорожного транспорта на участках обращения грузовых поездов повышенного веса и длины. Технические требования», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 25 ноября 2010 г. № 2412р;

приказа от 21 декабря 2018 г. № ЦДИ-464 «Об установлении допускаемых скоростей движения поездов на Восточно-Сибирской железной дороге»;

приказа от 30 июля 2014 г. № ВСЖД-169 «О введении в действие руководящих указаний и дополнений к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации на Восточно-Сибирской железной дороге»;

Положения по организации системы контроля технического состояния подвижного состава в пути следования, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 14 августа 2014 г. № 1902р;

Положения об организации расшифровки параметров движения локомотива, моторвагонного подвижного состава эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 4 декабря 2014 г. № 2849р;

Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 14 ноября 2016 г. № 2288р;

Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути, утвержденной 30 марта 1998 г. № ЦП-544;

Инструкции по содержанию искусственных сооружений, утвержденной 28 декабря 1998 г. № ЦП-628;

Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 14 декабря 2016 г. № 2544р;

Инструкции по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 17 апреля 2014 г. № 939р;

Инструкции по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда, утвержденной 30 декабря 1996 г. № ЦВ-ЦШ-453;

Правил технической эксплуатации поездной радиосвязи ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 13 марта 2014 г. № 641р;

Руководства по приведению в транспортное положение, транспортированию и порядку сопровождения специального подвижного состава ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от
23 декабря 2010 г. № 2697р;

Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог, утвержденных 11 декабря 2001 г. № ЦЭ-868;

 Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог, утвержденной
14 марта 2003 г. № ЦЭ-936;

Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки и связи на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденной 20 марта 2002 г.
№ ЦЭ-881;

Инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуатации, утвержденной 3 июля 2001 г. № ЦТ-ЦЭ-844;

Инструкции о порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при повреждениях токоприемников контактной сети и комиссионном их рассмотрении, утвержденной 9 октября 2001 г.
№ ЦТ-ЦЭ-860;

перечня устройств безопасности движения и регистраторов переговоров, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 13 августа 2013 г. № 1754р;

Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (распоряжение ОАО «РЖД» от 31 августа 2009 г. № 1794р);

Инструкции по монтажу, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту устройств контроля схода железнодорожного подвижного состава, утвержденной 30 декабря 2002 г. № ЦВ-ЦШ-929.

В случае изменения указанных выше документов используется их последняя редакция, а для отмененных документов используется соответствующий документ, принятый и утвержденный в установленном порядке взамен.

Данная Инструкция является обязательной для исполнения всеми причастными работниками, связанными с организацией вождения и подталкивания грузовых поездов.

2. Участки подталкивания грузовых поездов

2.1. Вождение грузовых поездов с подталкивающими локомотивами осуществляется на перевальных участках Восточно-Сибирской железной дороги Большой Луг – Слюдянка I – Большой Луг, Горхон – Кижа, Турма –Торея — Турма, Коршуниха-Ангарская – Хребтовая, Лена-Восточная –
Звездная – Лена-Восточная, Ния – Киренга – Ния, Кунерма – Тыя – Кунерма, Казанкан – Ангаракан – Казанкан, Балбухта – Сюльбан, Икабьекан – Хани – Икабьекан.

2.2. Подталкивание грузовых поездов локомотивами, обслуживаемыми машинистом, работающим без помощника машиниста (в одно лицо), при прицепке подталкивающего локомотива к хвостовому вагону поезда выполняется на весь перегон или участок подталкивания.

2.3. При необходимости пересылки подталкивающего локомотива с бригадой по участку подталкивания разрешается следование не более одного подталкивающего локомотива в хвосте грузового поезда без объединения тормозной магистрали. Если в последней третьей части поезда находятся порожние вагоны или вагоны с нагрузкой менее 10 т на ось, то подталкивающий локомотив следует в хвосте поезда без применения подталкивания при условии, что масса поезда с подталкивающим локомотивом не превышает норму массы поезда, установленную для серии головного локомотива на данном участке.

2.4. Разрешается следование подталкивающего локомотива с бригадой в основное (оборотное) локомотивное депо в хвосте поезда при условии включения тормозной магистрали подталкивающего локомотива в тормозную магистраль поезда. Перед прицепкой подталкивающего локомотива ДНЦ через ДСП сообщает машинисту локомотива о необходимости включения тормозов локомотива в тормозную магистраль поезда для следования без отцепки в основное (оборотное) локомотивное депо в хвосте поезда.

2.5. В эксплуатационном локомотивном депо разрабатывается местная инструкция о порядке работы подталкивающих локомотивов, в которой должны быть отражены особенности работы машинистов головного и подталкивающего локомотива на каждом участке подталкивания:

наличие и расположение затяжных подъемов и спусков;

необходимость и порядок включения тормозов подталкивающего локомотива в тормозную сеть поезда;

порядок обслуживания локомотивов подталкивающего движения без помощника машиниста;

места прицепки и отцепки подталкивающих локомотивов, места отстоя локомотивов в ожидании работы (без локомотивных бригад) и порядок их закрепления;

места отстоя локомотивов в ожидании подталкивании;

маршруты захода подталкивающих локомотивов под поезда;

порядок приемки и сдачи подталкивающих локомотивов, смены локомотивных бригад;

маршрут служебного прохода и требования техники безопасности для локомотивных бригад;

перечень спусков и светофоров на спусках, которые при желтом показании светофора необходимо проследовать со скоростью не более
40 км/ч с примененными автотормозами до полной остановки поезда;

другие местные особенности работы подталкивающих локомотивов.

3. Порядок вождения и подталкивания грузовых поездов

3.1. Разрешается отправление со станции и вождение грузовых поездов с превышением критической нормы массы до 30 т брутто.

3.2. Нормы масс и длин грузовых поездов по сериям локомотивов,
а также перечень участков, на которых запрещено взятие с места поезда без вспомогательного локомотива (при вынужденной остановке поезда), должны соответствовать требованиям приказа № ЦТ-3.

3.3. Перечень участков, на которых запрещено взятие с места поезда без вспомогательного локомотива (при вынужденной остановке) с поездом, вес которого превышает норму по условиям трогания с места, установлен приказом № ЦТ-3.

3.4. Перечень участков и перегонов с подъемами 8 ‰ и более, на которых ограничение скорости для поездов критической массы не должно быть ниже 50 км/ч, установлен приказом № ЦТ-3.

3.5. Действия работников ОАО «РЖД» при вынужденной остановке поезда на перегоне с последующим затребованием вспомогательного локомотива должны соответствовать требованиям Порядка действий работников ОАО «РЖД» при вынужденной остановке поезда на перегоне с последующим оказанием ему помощи вспомогательным локомотивом, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 27 февраля 2015 г. № 554р.

3.6. Вождение и подталкивание грузовых поездов разрешается при наличии исправно действующей поездной радиосвязи между ДНЦ, ДСП, машинистами головного и подталкивающего локомотивов. При следовании подталкивающего локомотива в голове поезда могут использоваться звуковые сигналы в соответствии с разделом IX приложения № 7 к ПТЭ.

3.7. Отправление на перегон и следование грузовых поездов с подталкивающими локомотивами разрешается в соответствии с установленными межпоездными временными интервалами по условиям электроснабжения.

3.8. Максимально допустимая скорость движения грузового поезда с подталкивающим локомотивом установлена, как для грузового поезда, в соответствии с приказом от 21 декабря 2018 г. № ЦДИ-464 «Об установлении допускаемых скоростей движения поездов на Восточно-Сибирской железной дороге».

3.9. В темное время суток должно предусматриваться искусственное освещение в местах смены локомотивных бригад, а также в местах прицепки и отцепки подталкивающих локомотивов.

3.10. При закреплении состава грузового поезда на перегоне в случае порчи автотормозов локомотивные бригады головного и подталкивающего локомотивов должны руководствоваться приложением № 89 к приказу
от 30 июля 2014 г. № ВСЖД-169 «О введении в действие руководящих указаний и дополнений к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации на Восточно-Сибирской железной дороге».

3.11. В случае возникновения нестандартных ситуаций при вождении и подталкивании грузовых поездов локомотивные бригады головного и подталкивающего локомотивов должны действовать в соответствии с  Регламентом взаимодействия.

3.12. Локомотивные бригады и работники, задействованные в системе контроля над техническим состоянием подвижного состава при вождении и подталкивании грузовых поездов, должны действовать в соответствии с требованиями Положения по организации системы контроля технического состояния подвижного состава в пути следования, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 14 августа 2014 г. № 1902р.

3.13. Во всех случаях машинист подталкивающего локомотива должен выполнять команды машиниста ведущего локомотива.

3.14. Контроль над вождением и подталкиванием грузовых поездов производится путем проверки скоростемерных лент и электронных носителей информации, параметров движения локомотива в соответствии с требованиями Положения об организации расшифровки параметров движения локомотива, моторвагонного подвижного состава эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД»
от 4 декабря 2014 г. № 2849р.

4. Требования к устройствам инфраструктуры

4.1. Требования к устройствам электроснабжения.

4.1.1. При обращении грузовых поездов с подталкивающими локомотивами система тягового электроснабжения должна обеспечивать устойчивую работу электроподвижного состава при принятых размерах движения с минимальным интервалом нормативного графика движения грузовых поездов.

4.1.2. Устройства контактной сети, электроснабжения должны соответствовать требованиям Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог, утвержденных 11 декабря 2001 г. № ЦЭ-868, Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог,  утвержденной 14 марта 2003 г. № ЦЭ-936, Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки и связи на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденной 20 марта 2002 г. № ЦЭ-881.

4.1.3. На всех подстанциях однопутных и двухпутных линий, питающих участок обращения грузовых поездов с подталкивающими локомотивами, при необходимости включаются в работу все установленные трансформаторы и преобразовательные агрегаты. Кроме того, вводятся в действие имеющиеся устройства для повышения и стабилизации напряжения в системе электроснабжения. Напряжение холостого хода преобразовательных агрегатов на подстанциях переменного тока может быть повышено до 29 кВ
(на опережающей фазе).

4.1.4. Число грузовых поездов с подталкивающими локомотивами для их нормального электроснабжения в зоне между тяговыми подстанциями должно быть не более расчетного количества. Интервалы следования поездов на участках подталкивания должны соответствовать требованиям приложения № 186 к приказу от 30 июля 2014 г. № ВСЖД-169 «О введении в действие руководящих указаний и дополнений к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации на Восточно-Сибирской железной дороге».

4.1.5. С учетом конкретных условий эксплуатации в местных инструкциях предусматривается порядок действий ДНЦ, локомотивных бригад и энергодиспетчеров при отключении фидеров контактной сети тяговых подстанций от перегрузки и порядок вывода грузовых поездов с подталкивающими локомотивами при остановке электровоза на нейтральной вставке или изолированном сопряжении в соответствии с требованиями Инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуатации, утвержденной 3 июля 2001 г. № ЦТ-ЦЭ-844, и Инструкции о порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при повреждениях токоприемников контактной сети и комиссионном их рассмотрении, утвержденной
9 октября 2001 г. № ЦТ-ЦЭ-860.

4.2. Требования к искусственным сооружениям и пути.

4.2.1. Искусственные сооружения и путь должны соответствовать требованиям Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 14 ноября 2016 г. № 2288р, Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути, утвержденной 30 марта 1998 г. № ЦП-544, Инструкции по содержанию искусственных сооружений, утвержденной 28 декабря 1998 г. № ЦП-628, Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 14 декабря 2016 г. № 2544р.

4.3. Требования к устройствам сигнализации, централизации и блокировки.

4.3.1. Устройства сигнализации, централизации и блокировки, путевые устройства, а также локомотивные устройства безопасности должны соответствовать требованиям Инструкции по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 17 апреля 2014 г. № 939р.

4.3.2. Средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда (КТСМ, ДИСК) должны соответствовать требованиям Инструкции по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда, утвержденной 30 декабря 1996 г. № ЦВ-ЦШ-453.

4.3.3. Устройства контроля схода подвижного состава должны соответствовать требованиям Инструкции по монтажу, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту устройств контроля схода железнодорожного подвижного состава, утвержденной 30 декабря 2002 г.
№ ЦВ-ЦШ-929.

4.4. Требования к устройствам железнодорожной электросвязи.

4.4.1. Железнодорожная электросвязь должна соответствовать требованиям Правил.

4.4.2. Устройства поездной радиосвязи и порядок их технической эксплуатации должны соответствовать Правилам технической эксплуатации поездной радиосвязи ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД»
от 13 марта 2014 г. № 641р.

5. Требования к подвижному составу

5.1. Подвижной состав должен соответствовать требованиям ПТЭ, Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (распоряжение ОАО «РЖД» от 31 августа 2009 г. № 1794р) и других нормативных актов, устанавливающих нормы содержания подвижного состава.

5.2. Подталкивание грузовых поездов на участках подталкивания разрешается локомотивами:

серий 3ЭС5К, 1,5ВЛ80р на участках Тайшет – Петровский Завод и Тайшет — Таксимо;

серии 3ТЭ10 на участке Таксимо – Хани.

5.3. Требования к тяговому подвижному составу.

5.3.1. Локомотивы, выдаваемые для подталкивания грузовых поездов, должны иметь исправно действующие:

локомотивные устройства безопасности согласно перечню устройств безопасности движения и регистраторов переговоров, утвержденному распоряжением ОАО «РЖД» от 13 августа 2013 г. № 1754р;

сигнализаторы целостности тормозной магистрали усл. № 418;

краны машиниста усл. № 394 (395), 130 с положением VА управляющего органа крана машиниста;

схемы рекуперативного торможения (для электровозов);

устройства дистанционной отцепки, выполненные в соответствии с типовыми проектами, утвержденными Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства, на участках, где отцепка подталкивающего локомотива производится при движении поезда (для участков, где подталкивание поездов осуществляется без включения тормозов подталкивающего локомотива в тормозную сеть поезда);

двухдиапазонные локомотивные радиостанции поездной радиосвязи КВ (2 МГц) + УКВ (160 МГц) для обращения на участках, не оборудованных цифровыми системами поездной радиосвязи, а на участках, оборудованных цифровыми системами поездной радиосвязи, – трехдиапазонные локомотивные радиостанции КВ (2 МГц) + УКВ (160 МГц) + DMR (160 МГц) диапазона.

5.3.2. Локомотивы, занятые на подталкивании и обслуживаемые одним машинистом, должны быть оборудованы:

системой автоматического управления торможением поезда или комплексным локомотивным устройством безопасности;

системой контроля бодрствования машиниста;

устройством контроля несанкционированного отключения электропневматического клапана ключом;

зеркалами заднего вида;

средствами пожаротушения;

блокировочным устройством тормозов усл. № 367 (на локомотивах, имеющих две кабины управления);

датчиками разрыва тормозной магистрали;

поездными радиостанциями KB и УКВ–диапазонов, носимой радиостанцией УКВ-диапазона.

5.3.3. Локомотивные радиостанции поездной радиосвязи должны быть совместимы с поездной радиосвязью участка обращения локомотивов.

5.3.4. Запрещается эксплуатация локомотива при наличии записей в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 после последнего технического обслуживания (далее – ТО) в объеме ТО-2 без отметки о проверке и устранении сбоев в работе приборов безопасности и радиосвязи, о неисправной или неустойчивой работе схемы электрического торможения, о наличии бросков или провалов тока якоря тяговых двигателей.

5.3.5. Двери, оградительные щиты, сетки высоковольтных камер должны быть заблокированы и опломбированы после проведения плановых видов ремонта и технического обслуживания.

5.3.6. При заходе в сервисное локомотивное депо экипировка, выполнение ТО-1, снабжение инвентарем и инструментом подталкивающего локомотива, обслуживаемого машинистом без помощника машиниста, осуществляется сменой дежурного по депо (далее – ТЧД) с отметкой в журнале формы ТУ-152. Порядок выполнения ТО-1 при смене локомотивных бригад на путях станций с учетом местных условий устанавливается приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо.

5.3.7. Списки номеров локомотивов, обслуживаемых машинистами без помощников машинистов, утверждаются начальником Дирекции тяги и актуализируются два раза в год на зимний и летний график движения поездов.

6. Требования к локомотивным бригадам для вождения и подталкивания грузовых поездов

6.1. Для работы на подталкивающих локомотивах допускаются локомотивные бригады:

прошедшие обучение и сдавшие теоретические испытания по знанию настоящей Инструкции, Правил, Регламента взаимодействия, местных инструкций по организации вождения и подталкивания грузовых поездов на участках подталкивания;

получившие практические навыки по порядку вождения и
подталкивания грузовых поездов, имеющие соответствующее заключение машиниста-инструктора, записанное в служебном формуляре машиниста и помощника машиниста формы ТУ-57.

6.2. Выдача заключения локомотивным бригадам для вождения и подталкивания грузовых поездов должна производиться только
машинистами-инструкторами, имеющими опыт и навыки работы машинистами по подталкиванию грузовых поездов. При отсутствии указанного критерия допускать машинистов-инструкторов к выдаче заключения необходимо только

после проведения ими лично не менее двух поездок с подталкиванием грузовых поездов на каждом участке обслуживания и выдачи им заключения на право самостоятельной работы по подталкиванию поездов.

6.3. Назначение на должность для работы машинистом подталкивающего локомотива без помощника машиниста производится в соответствии с Типовой инструкцией организации вождения поездов и выполнения маневровой работы машинистами без помощников машиниста
(в одно лицо), утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 11 января 2016 г. № 4р.

6.4. Формирование персонального состава локомотивных бригад, назначаемых для работы в подталкивании грузовых поездов, производится с учетом рекомендаций психолога о психологической совместимости, списки бригад утверждаются начальником эксплуатационного локомотивного депо,
а списки машинистов, работающих в одно лицо, утверждаются начальником Дирекции тяги два раза в год к летнему и зимнему графику движения поездов в соответствии с требованиями Указания о порядке формирования локомотивных бригад, утвержденного распоряжением от 2 апреля 2013 г. № ЦТ-61/р.

6.5. Списки персонального состава локомотивных бригад, занятых на подталкивании грузовых поездов, должны находиться у заведующего локомотивными бригадами эксплуатационного локомотивного депо, ТЧД, ДСП станции начала участка подталкивания, ДНЦ участка подталкивания и в пункте проведения предрейсового медицинского осмотра.

6.6. Внесение изменений в персональный состав локомотивных бригад, занятых на подталкивании поездов, допускается только по приказу начальника эксплуатационного локомотивного депо.

6.7. При переводе машиниста из пассажирского, грузового, вывозного, пригородного или любого другого вида движения на работу по вождению и подталкиванию грузовых поездов контрольно-инструкторские поездки проводятся с ним в первые три месяца, как с малоопытным машинистом.

7. Порядок формирования грузовых поездов и
постановки в них вагонов, требующих особой осторожности

7.1. Формирование грузовых поездов производится в соответствии с требованиями приказа № ЦТ-3, при этом на участках без применения подталкивания грузовые поезда весом до 4200+30 т формируются без подбора вагонов по весу, а грузовые поезда весом от 4200+30 т до 6000 т — с постановкой порожних вагонов и вагонов с загрузкой менее 10 т на ось в последнюю третью часть поезда.

7.2. Разрешается следование порожних вагонов и вагонов с загрузкой менее 10 т на ось без подбора по весу в четных поездах до 6000 т, поступающих с Красноярской железной дороги, до станции Иркутск-Сортировочный без переформирования, поездов формирования станции Тайшет, следующих на станцию Иркутск-Сортировочный, для переработки (кроме тяжеловесных и длинносоставных), а также нечетных поездов, поступающих с Забайкальской железной дороги, следующих до станций Улан-Удэ или Слюдянка I.

7.3. В грузовые поезда весом до 4400+30 т, следующие по участкам подталкивания Большой Луг – Слюдянка I, Горхон – Кижа в четном направлении, а на остальных участках подталкивания в грузовые поезда весом до 4200+30 т порожние вагоны и вагоны с загрузкой менее 10 т на ось разрешается ставить в любую часть поезда. Если в последней третьей части поезда находятся порожние вагоны или вагоны с нагрузкой менее 10 т на ось, подталкивающий локомотив ставится в голову поезда, и поезд следует на двойной тяге с суммарным количеством включенных тяговых двигателей на головных локомотивах не более 20, при этом сила тока на тяговых двигателях головного локомотива не должна превышать 750 А. В остальных случаях подталкивающий локомотив ставится в хвост поезда.

7.4. На участках с применением подталкивания при весе поезда
от 4200+30 т до 6000 т, а на участках Большой Луг – Слюдянка I и
Горхон – Кижа в четном направлении при весе поезда от 4400+30 т до 6000 т запрещается постановка в грузовые поезда порожних вагонов и вагонов с нагрузкой менее 10 т на ось, за исключением служебных вагонов рефрижераторных секций (с дизель-генераторной установкой).

7.5. После проследования подъема на перевальном участке по указанию ДНЦ разрешается отцеплять подталкивающий локомотив. На участке Большой Луг — Слюдянка I разрешено отцеплять подталкивающий локомотив от поезда весом до 4200+30 т при наличии в голове поезда 8-осного локомотива и поезда весом до 5500+30 т при наличии в голове поезда 12-осного (16-осного) локомотива.

7.6. На участках с применением подталкивания при весе поезда
от 6000 т и выше запрещается постановка вагонов с загрузкой менее 40 т нетто.

7.7. Формирование думпкарных, хоппер-дозаторных вертушек на станциях погрузки производится только из груженых вагонов с постановкой турного вагона в любую часть поезда. Для обеспечения безопасного следования указанных поездов руководителям предприятий, имеющих на балансе подвижной состав для перевозки строительных грузов, категорически запрещается включать в составы думпкарных и хоппер-дозаторных поездов турные вагоны грузового и пассажирского парка, имеющие нагрузку менее 10 т на ось. На турном вагоне должен быть нанесен соответствующий трафарет.

7.8. Формирование поездов, в состав которых включаются вагоны с грузами, требующими особой осторожности, груженые и порожние
транспортеры, хоппер-дозаторы, думпкары, специальный подвижной состав и вагоны с опасными грузами класса 1 (ВМ), осуществляется в соответствии с требованиями приложения № 8 к ПТЭ.

7.9. Служебные вагоны рефрижераторных секций с
дизель-генераторными установками необходимо относить к разряду груженых вагонов с нагрузкой 10 т на ось и более и загрузкой нетто менее 40 т.

7.10. Постановка в грузовые поезда, пересылка и транспортировка специального подвижного состава ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с требованиями Руководства по приведению в транспортное положение, транспортированию и порядку сопровождения специального подвижного состава ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от
23 декабря 2010 г. № 2697р.

7.11. Запрещается подталкивание с хвоста поезда в следующих случаях:
    при наличии в составе поезда вагонов со сверхнегабаритными грузами, транспортеров сочлененного типа, транспортеров с числом осей 8 и более, другого подвижного состава, требующего особых условий пропуска;
    при наличии в составе поезда путевых машин несъемного типа;
    при наличии в составе поезда пассажирских и грузовых вагонов с людьми (кроме вагонов с проводниками) и опасными грузами класса 1 (ВМ).

8. Порядок работы подталкивающих локомотивов и обязанности локомотивных бригад ведущего и подталкивающего локомотивов

8.1. Порядок обеспечения требований правил безопасности движения и охраны труда при прицепке к поезду подталкивающего локомотива.

8.1.1. Перед прицепкой на станции подталкивающего локомотива в хвост поезда во всех случаях машинист ведущего локомотива должен произвести разрядку тормозной магистрали поезда 0,8 — 1,0 кг/см2, отпуск тормозов производится только после доклада машиниста подталкивающего локомотива о прицепке к составу.

8.1.2. Прицепка к поезду подталкивающего локомотива разрешается только из передней по ходу движения кабины управления в обязательном присутствии помощника машиниста в кабине управления. Подъезжая к составу, машинист должен остановить локомотив вспомогательным тормозом на
расстоянии 10 — 15 м от хвостового вагона поезда.

8.1.3. Машинист локомотива обязан передать реверсивную рукоятку помощнику машиниста, после чего направить его для осмотра исправности работы автосцепки и положения рычага расцепного механизма автосцепки вагона.

8.1.4. Помощнику машиниста разрешается сходить с локомотива с правой стороны (по ходу движения локомотива), лицом к локомотиву, держась за поручни обеими руками, убедившись в отсутствии приближающегося поезда по соседнему пути. В процессе осмотра автосцепных устройств помощник машиниста должен находиться в зоне видимости машиниста.

8.1.5. После окончания осмотра автосцепок и возвращения помощника машиниста в кабину управления локомотива машинист подъезжает к составу со скоростью не более 3 км/ч, чтобы в момент соединения автосцепок обеспечить плавность их сцепления.

8.1.6. После сцепления подталкивающего локомотива с грузовым составом машинист кратковременным движением от состава должен проверить надежность сцепления.

8.1.7. В случае включения подталкивающего локомотива в тормозную магистраль поезда помощник машиниста после прицепки локомотива к составу по команде машиниста обязан трехкратным открытием крана через концевой рукав продуть тормозную магистраль локомотива со стороны состава, соединить рукава тормозной магистрали между локомотивом и первым вагоном, открыть концевой кран сначала у локомотива, а затем у вагона и вернуться в кабину управления.

При обслуживании подталкивающего локомотива без помощника машиниста проверку надежности сцепления локомотива с хвостовым вагоном состава по сигнальным отросткам замков автосцепок и операции по продувке тормозной магистрали, объединению рукавов тормозной магистрали и открытию концевых кранов выполняет машинист подталкивающего локомотива.

8.1.8. Машинист подталкивающего локомотива после прицепки к поезду обязан лично проверить правильность сцепления локомотива с вагоном, соединения рукавов тормозной магистрали и  открытия концевых кранов.

8.1.9. Следование двух подталкивающих локомотивов под поезд, а также маневровые передвижения на станции сплотки локомотивов производятся только с объединенными рукавами тормозной магистрали локомотивов и опробованием тормозов в соответствии с Правилами.

8.1.10. В случае прицепки подталкивающего локомотива, обслуживаемого без помощника машиниста, с головы поезда помощник машиниста локомотива грузового поезда выполняет операции по объединению рукавов тормозной магистрали и открытию концевых кранов по команде машиниста подталкивающего локомотива.

После завершения операций по объединению помощник машиниста переходит в кабину управления подталкивающего локомотива и следует с ним до станции отцепки подталкивающего локомотива, выполняя все указания машиниста подталкивающего локомотива.

8.1.11. В исключительных случаях, когда при прицепке подталкивающего локомотива к составу поезда не произошло сцепление автосцепок между подталкивающим локомотивом и вагоном, разрешается отъезжать от поезда без смены кабины управления, при этом помощник машиниста должен проследовать в хвостовую часть локомотива и, убедившись в свободности пути, подать машинисту ручной сигнал «Назад». Машинист, восприняв сигнал и убедившись, что помощник машиниста находится в безопасной зоне, подает звуковой сигнал «Назад» и отъезжает от хвоста состава поезда со скоростью не более 3 км/ч на расстояние 10 – 15 м.

При обслуживании подталкивающего локомотива без помощника машиниста и отсутствии сцепления локомотива с хвостовым вагоном состава поезда машинисту разрешается отъезжать от состава поезда только после смены кабины управления, при этом между локомотивом и хвостовым вагоном должен быть обеспечен разрыв не менее 10 м. После смены кабины управления машинист локомотива устанавливает ручку крана вспомогательного тормоза локомотива в крайнее тормозное положение и приводит в действие фиксирующие устройства (при их наличии), производит разрядку тормозной магистрали полным служебным торможением, переводит управляющий орган крана машиниста в положение, не обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения, докладывает ДСП о закреплении локомотива и необходимости осмотра автосцепки, после чего покидает кабину управления локомотива. После отсутствия повторного сцепления автосцепок машинист докладывает ДСП о необходимости осмотра автосцепки хвостового вагона работниками службы вагонного хозяйства.

8.1.12. Работникам локомотивных бригад запрещается самостоятельно устранять неисправность автосцепки, не позволяющую произвести прицепку (отцепку) подталкивающего локомотива.

8.2. Подготовка к отправлению.

8.2.1. После окончания операции по прицепке к составу поезда подталкивающих локомотивов, тормоза которых включены в общую тормозную сеть поезда, должны быть перекрыты комбинированные краны в рабочих кабинах управления на всех локомотивах, кроме головного, из которого будет осуществляться управление тормозами поезда.

8.2.2. При постановке подталкивающего локомотива в голову поезда машинист головного локомотива должен передать машинисту подталкивающего локомотива натурный лист поезда и справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии.

8.2.3. В процессе подготовки к отправлению машинист подталкивающего локомотива вызывает по радиосвязи машиниста головного локомотива и докладывает о прицепке к составу, перекрытии комбинированного крана (для подталкивающих локомотивов, включенных в тормозную магистраль поезда), величине давления в тормозной магистрали, переключении приборов безопасности в режим двойной тяги, сверяет с машинистом головного локомотива имеющиеся в бланке формы ДУ-61 ограничения скорости движения по участку подталкивания и докладывает о готовности к отправлению.

8.2.4. Машинисты головно

Подталкивающие локомотивы являются важным элементом в поездной работе. Они предназначены для того, чтобы помогать поездам преодолевать крутые подъемы или препятствия на пути. Однако, в случае отсутствия связи и синхронизации действий, возникает необходимость в разработке протокола действий, чтобы обеспечить безопасность и эффективность работы.

Протокол действий при отсутствии связи и сигнализации определяет порядок следования подталкивающих локомотивов и меры безопасности, которые необходимо соблюдать в такой ситуации.

В первую очередь, при отсутствии связи и сигнализации, необходимо установить последовательность подталкивания. Это может означать, что один локомотив будет подталкивать поезд на участке, а другой — на следующем участке, и так далее. Данная последовательность должна быть строго соблюдена, чтобы избежать столкновений и обеспечить плавное движение поезда.

Во избежание непредвиденных ситуаций и аварий, необходимо установить определенные меры безопасности при подталкивании локомотивов. В первую очередь, подталкивание необходимо осуществлять со строго выдержанной скоростью, чтобы избежать резких толчков или наоборот, слишком медленного движения, которое может привести к остановке поезда. Также необходимо соблюдать безопасную дистанцию между локомотивами, чтобы избежать столкновений и поражений током в случае обрыва токоподводящих цепей.

Содержание

  1. Общие принципы
  2. Шаг 1: Определение порядка и расположение подталкивающих локомотивов
  3. Шаг 2: Предотвращение аварийных ситуаций
  4. Шаг 3: Пользовательский интерфейс и взаимодействие с оператором
  5. Вопрос-ответ
  6. Какой порядок следования подталкивающих локомотивов при отсутствии связи и сигнализации?
  7. Каким образом управляющий персонал определяет порядок следования подталкивающих локомотивов?
  8. Что делать, если нет связи и сигнализации, а порядок следования подталкивающих локомотивов не определен?

Общие принципы

При отсутствии связи и сигнализации необходимо соблюдать определенные общие принципы для обеспечения безопасности и эффективного движения поездов с подталкивающими локомотивами.

Основными принципами являются:

  1. Предельное снижение скорости. Во избежание аварий и столкновений, водителям следует снизить скорость движения поезда до безопасного уровня.
  2. Постоянное наблюдение. Водители и другие члены экипажа должны постоянно следить за состоянием пути и передавать информацию о препятствиях и опасностях другим участникам движения.
  3. Сигнализация. Водители подталкивающих локомотивов должны использовать фонари, рукопожатия и другие средства связи для передачи сигналов и инструкций другим участникам движения.
  4. Соблюдение правил приоритета. В случае отсутствия связи и сигнализации, остальные поезда и движущиеся средства должны уступать дорогу поезду с подталкивающими локомотивами.
  5. Бдительность и осторожность. Водители и члены экипажа должны быть особенно внимательными и осторожными в условиях отсутствия связи и сигнализации.
  6. Правильная координация действий. В случае отсутствия связи, водителям и членам экипажа следует согласовывать действия и принимать решения вместе, чтобы обеспечить безопасность и эффективность движения.

Соблюдение данных принципов позволит минимизировать риски и обеспечить безопасное движение поездов с подталкивающими локомотивами при отсутствии связи и сигнализации.

Шаг 1: Определение порядка и расположение подталкивающих локомотивов

Перед тем как приступить к отсоединению и перемещению подталкивающих локомотивов, необходимо определить их порядок следования и точное расположение на железнодорожном пути. Это подтверждает, что решение о действиях принимается основываясь на релевантных фактах и дает возможность провести мероприятия безопасно и эффективно.

Для определения порядка следования подталкивающих локомотивов применяются следующие шаги:

  1. Изучение схем железнодорожного участка и особенностей технической документации для каждого локомотива.
  2. Обсуждение сотрудниками и выяснение, какие особенности участка могут повлиять на порядок следования локомотивов.
  3. Определение направления движения и конкретной позиции каждого локомотива на участке, исходя из предоставленной информации и наблюдений.
  4. Информирование персонала, ответственного за перемещение локомотивов, о порядке следования и точном расположении подталкивающих локомотивов.

Важно учесть, что при отсутствии связи и сигнализации может возникнуть ряд сложностей при определении порядка и расположения подталкивающих локомотивов. Поэтому крайне важно провести тщательное изучение схем и документации, а также провести обсуждение с коллегами, чтобы получить наиболее точную информацию и избежать возможных ошибок и аварий.

Шаг 2: Предотвращение аварийных ситуаций

Для предотвращения аварийных ситуаций при следовании подталкивающих локомотивов без связи и сигнализации, необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  1. Организовать взаимодействие между машинистами локомотивов с помощью глубокого знания технических характеристик используемого оборудования и умением работать в команде.
  2. Поддерживать внимательность и концентрацию во время перемещения подталкивающих локомотивов, не отвлекаться на посторонние действия или разговоры.
  3. Регулярно проверять техническое состояние оборудования, используемого для подталкивания, и в случае выявления неисправностей немедленно принимать меры по их устранению.
  4. Обеспечивать достаточное расстояние между локомотивами для предотвращения столкновений.
  5. Следить за состоянием пути и своевременно передавать информацию о возможных препятствиях или повреждениях.
  6. При необходимости использовать сигнальные фонари или другие средства связи для обеспечения взаимодействия между локомотивами.
  7. Вести записи обо всех выполняемых операциях, включая время начала и окончания перемещения, состояние оборудования и любые другие детали, которые могут быть полезными при расследовании аварийных ситуаций.

Соблюдение данных мер безопасности поможет уменьшить риск возникновения аварийных ситуаций при следовании подталкивающих локомотивов без связи и сигнализации.

Шаг 3: Пользовательский интерфейс и взаимодействие с оператором

На этом шаге разрабатывается пользовательский интерфейс (UI), который позволяет взаимодействовать с системой и оператором.

Взаимодействие оператора происходит посредством управляющих элементов, таких как кнопки, переключатели и поля ввода. С помощью этих элементов оператор может задавать параметры работы системы, просматривать текущие данные и получать уведомления о состоянии системы.

Пользовательский интерфейс должен быть интуитивно понятным и легко управляемым. Он должен предоставлять оператору необходимые функции и информацию, а также быть гибким и адаптивным к различным устройствам, на которых может быть запущен.

Для реализации пользовательского интерфейса можно использовать различные технологии и инструменты, такие как HTML, CSS и JavaScript. Например, можно создать веб-интерфейс с помощью HTML и CSS, который будет отображаться веб-браузером, либо разработать десктопное приложение с использованием фреймворка, такого как PyQt или Tkinter.

UI должен обеспечивать возможность мониторинга состояния системы, а также контроля и настройки параметров работы. Например, оператору должна быть предоставлена возможность просматривать текущие данные о состоянии подталкивающих локомотивов и получать уведомления об их отклонениях от нормы. Оператор также должен иметь возможность изменять параметры работы системы, например, задавать приоритеты локомотивов или конфигурировать алгоритмы управления.

Взаимодействие с оператором может осуществляться не только через пользовательский интерфейс, но и с помощью других средств, таких как аудио-сигналы, световые индикаторы или текстовые уведомления на экране. Эти средства могут использоваться для предупреждения оператора о возникновении аварийных ситуаций или других важных событий.

Вопрос-ответ

Какой порядок следования подталкивающих локомотивов при отсутствии связи и сигнализации?

При отсутствии связи и сигнализации, порядок следования подталкивающих локомотивов определяется управляющим персоналом. Он основывается на оценке ситуации и принимается с учетом безопасности движения. В общем случае, локомотивы следуют в следующем порядке: сначала идет тяговый локомотив, затем следует подталкивающий локомотив.

Каким образом управляющий персонал определяет порядок следования подталкивающих локомотивов?

Управляющий персонал осуществляет оценку ситуации на месте, чтобы определить порядок следования подталкивающих локомотивов. Он анализирует условия пути, состояние локомотивов и другие факторы, которые могут повлиять на безопасность движения. На основе этих данных управляющий персонал принимает решение о порядке следования и обеспечивает его выполнение.

Что делать, если нет связи и сигнализации, а порядок следования подталкивающих локомотивов не определен?

Если нет связи и сигнализации, и порядок следования подталкивающих локомотивов не определен управляющим персоналом, следует соблюдать основные правила безопасности. В первую очередь, необходимо обеспечить безопасность работников и пассажиров. Для этого можно применять меры предосторожности, такие как остановка движения и ожидание появления указаний или инструкций от управляющего персонала или других ответственных лиц. В случае возникновения опасной ситуации, необходимо принять меры по предотвращению аварии и обеспечению безопасности всех участников процесса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке применения бюджетной классификации рб
  • Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти
  • Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно технического назначения и товаров народного
  • Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами рсфср