Инструкция о порядке разработки обустройства и использования экологических троп

Национальный реестр (карточка) |reestr

Название акта

Об утверждении Инструкции о порядке разработки, обустройства и использования экологических троп на особо охраняемых природных территориях

Вид акта, орган принятия, дата и номер принятия (издания)

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 16 декабря 2010 г. № 58

Регистрационный номер Национального реестра

8/23228

Дата включения в Национальный реестр

19.01.2011

Дата вступления в силу

08.02.2011

Источник(и) официального опубликования

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 15, 8/23228 (опубликован — 7 февраля 2011 г.)

Особенности создания учебных экологических троп в образовательных организациях (методические рекомендации) / Сост. Цапкова Т.И., ГУлевская Н.В. / – г. Белгород, ГБУ ДО БелОДЭБЦ, 2018 г. – 54 с.

В методических рекомендациях представлены общие требования к организации учебных экологических троп в образовательных организациях, образцы нормативных документов, регламентирующих их функционирование (приказ, положение, паспорт, инструкции по охране труда). Издание содержит материалы из опыта работы образовательных организаций Белгородской области по функционированию учебных экологических троп.

Данные рекомендации предназначены для руководителей и  специалистов образовательных организаций, учителей, курирующих вопросы обустройства и функционирования экологических троп.

Материалы представлены в авторской редакции.

Пояснительная записка

Любовь к природе у детей не приходит сама собой
– ее нужно пробудить. Дети школьного возраста,
включая старшеклассников, проявляют заботу и
бережное отношение лишь к тем объектам природы, о
которых имеют достаточно глубокие и
разносторонние знания, в других случаях в их
поведении проявляется нейтрально-безразличное
отношение, а часто и просто отрицательное.

Особенность процесса экологического обучения
и воспитания на тропах природы состоит в том, что
он строится на основе не дидактически
назидательного, а непринужденного усвоения
информации, ценностных ориентаций и идеалов,
норм поведения в природном окружении.
Достигается путем органического сочетания
отдыха и ползнания во время движения по маршруту
тропы.

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где,
как не на природе, можно показать ее красоту, а
порой просто общительность. Перед натиском
человека, убедить в том, что природа, по выражению
Е. Евтушенко, сама “просит нашей помощи, защиты и
любви”.

Оборудование тропы не должно быть самоцелью,
это одна из форм работы в системе экологического
образования и воспитания подрастающего
поколения. Если ее правильно организовать, то это
позволит раскрыть детям свои творческие
способности, сочетать умственный и физический
труд по изучению, оценке состояния и охране
окружающей природной среды, что в свою очередь
даст возможность применить знания детей,
почерпнутые из школьного курса. А
самостоятельная исследовательская работа
укрепляет взаимосвязь интеллектуального и
эмоционального начал в школьниках. В итоге
рождается важнейшее свойство личности –
убежденность беречь природу, опираясь не только
на знания, полученные из книг, но и на личный опыт
школьника. В процессе общения с природой у него
вырабатываются навыки правильного поведения,
разумного, сознательного отношения к природе, и
особенно этому помогает экскурсионное
обслуживание тропы самими учащимися. А ситуации,
в которых учащиеся становятся организаторами,
“учителями” и пропагандистами, не только
повышают их экологическую грамотность, но и
формируют многие свойства их личности.

Учебные экологические тропы – это наиболее
специализированные в целях обучения маршруты в
природе. Их протяженность редко превышает 2 км из
расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов.
Такие тропы рассчитаны, прежде всего, на
использование учащимися, поэтому должны быть
легкодоступны, и находится в зеленых зонах
вблизи населенных пунктов.

Основные посетители тропы – организованные
учебные группы от младших школьников до
педагогов.

Цели:

  • расширять элементарные сведения об объектах,
    процессах и явлениях окружающей природы;
  • научить видеть, замечать различные проявления
    антропогенного фактора, которые можно наблюдать
    в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно
    оценивать среду;
  • способствовать воспитанию экологической
    культуры поведения человека, как части общей
    культуры взаимоотношений людей друг с другом,
    так и отношения человека к природе.

Задачи:

  • экологическое обучение и воспитание;
  • отдых посетителей;
  • сохранение природы в прилегающей зоне.

Требования к выбору маршрута тропы:

1. Привлекательность:

  • красота ландшафта – это его интуитивно
    ощущаемая полезность;
  • каждая тропа должна быть непохожа на другие;
  • тропа не должна быть монотонной;

2. Доступность:

  • необходимо, чтобы тропа располагалась
    сравнительно недалеко от населенного пункта и
    чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги:
    посетитель не должен ощущать физической и
    нервной усталости к ому моменту, как он сделает
    первый шаг по тропе;
  • трасса тропы не должна представлять большой
    опасности или сложности прохождения, чтобы
    физическая усталость не уничтожила способности
    наслаждаться пейзажем, стремления к познанию,
    восприимчивости к воспитанию.

3. Информативность:

  • способность удовлетворять познавательные
    потребности людей в области географических,
    биологических, экологических и иных проблем.

Оборудование экологической тропы

Одним из мероприятий по охране природы на тропе
является ее оборудование. Нельзя забывать также
о повышенной комфортности пути и обеспечении
безопасности путешественников.

Для учебных экологических троп оборудование и
мероприятия по ее благоустройству не очень
сложны. Например:

Основные виды работ по созданию
учебной экологической тропы:

№ п.п. Вид работы Характер исполнения
1. Укрепление дорожно-тропиночного полотна,
костровищ
Отсыпка щебенкой и гравием, укладка плоского
дикого камня
2. Разработка проекта, изготовление и установка
малых архитектурных форм (информационные доски и
опоры для них, смотровые площадки, скамьи, знаки и
указатели, питьевой источник, мостики и др.)
Применение слегка обработанного природного
материала: камня, дерева, покрытых лаком

Правила поведения на экологической
тропе

В целях сохранения природной среды и
обеспечения комфортности отдыха других
посетителей каждый участник на тропе обязан
подчиняться определенным правилам:

  • запрещается срывать любые наземные и водные
    растения, а не только охраняемые;
  • с тропы нельзя выносить никакие сувениры
    природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.,
    с тропы можно “выносить” только знания,
    впечатления и фотоснимки;
  • в зоне тропы категорически запрещена любая
    охота;
  • топоры и пилы можно использовать только на
    многодневных маршрутах в малообжитых районах;
  • на топливо идут только сухостой и валежник, а на
    растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста
    (но не с живых деревьев);
  • курить и разводить костры можно только в
    специально отведенных местах;
  • движение по тропам должно проходить по
    возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать
    беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с
    собой радиоприемники и магнитофоны;
  • по той же причине не стоит брать с собой собак;
  • после себя не оставлять никакого мусора.

Особенности создания учебной
экологической тропы

Учебная экологическая тропа рассчитана на три
категории посетителей:

  1. педагогов и воспитателей, студентов;
  2. детей старших групп д/у;
  3. прочих граждан.

При определении общей протяженности тропы
следует исходить из средней продолжительности
одной экскурсии для старшеклассников и взрослых
(примерно 2-2,5 часа). Этому соответствует
оборудованный маршрут длиной около 2 километров.

Продолжительность экскурсий зависит от
состава группы. Так, самые продолжительные
экскурсии (до 3 часов) рассчитаны на педагогов,
воспитателей и студентов. Для детей младших
возрастов могут проводиться ознакомительные
экскурсии на части учебной тропы, рассчитанные
на 40-50 мин. Дети старшего возраста могут
проходить весь маршрут тропы, но выбор
представляемых объектов более полный;
продолжительность маршрута около 2 часов.

Информацию, получаемую на тропе, можно условно
разделять на познавательную и предписывающую.
Каждому виду информации соответствуют
определенные объекты на тропе.

Наибольшей популярностью у детей пользуются
биологические объекты: растения, грибы, животные.
Изучение видового многообразия природы прямо
отвечает требованиям учебных программ по
биологии.

Внимание посетителей любого возраста
привлекают результаты труда школьников по
защите и улучшению природного окружения. Поэтому
целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся
создавали микро-заказники для насекомых,
площадки с искусственными гнездами и кормушками
для птиц.

Такие объекты используются для проведения
школьниками исследовательской работы.

Экологическая тропа и творческая
деятельность учащихся

Экологическая тропа, прежде всего, создается
для детей. Поэтому, если она правильно
организована, то позволяет учащимся многогранно
раскрыть свои творческие способности, сочетать
умственный труд с физическим, развивать высокую
активность. Вся работа по созданию и
последующему использованию тропы строится на
основе сочетания индивидуальной, групповой и
массовой форм организации деятельности
школьников. Применяются игровые ситуации,
диспуты, конкурсы, соревнования. Широко
используется проблемный и исследовательский
методы обучения.

Примерное содержание работы групп по
созданию учебной экологической тропы

Поисковики – в составе 5-6 человек,
любителей и знатоков, занимаются исследованием
местности, выбранной учителем, прокладкой
рекомендованного маршрута, составлением его
картосхемы, выявлением экскурсионных объектов,
смотровых точек и мест отдыха, разработкой
вариантов оборудования маршрута.

Организаторы – проводят конкурсы на
лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший
научный или художественный текст в соответствии
с перечнем объектов тропы, составленным первой
группой.

Изготовители – делают стенды,
дорожные знаки, информационные доски в
соответствии с полученными эскизами.

Художники-оформители – получая доски,
стенды, знаки от третьей группы, оформляют,
выполняют рисунки, пишут тексты.

Экскурсоводы – подготавливаются из
числа старшеклассников, членов
эколого-краеведческого совета или учащихся из
первой группы, срок работы которой
непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих
ребят особенно велик.

В целом, проведение экскурсии по экологической
тропе – это результат переработки большого
материала по изучению состояния местной природы,
познанию трудовых дел своих земляков, наконец,
результаты личного участия школьников в охране
природных богатств родного края.

В итоге работы оформляют паспорт на
экологическую тропу, который содержит следующие
положения:

  1. Местонахождение.
  2. Значение тропы.
  3. Направление маршрута (ориентиры на местности,
    расстояния).
  4. Необходимые мероприятия.
  5. Изучаемые природные объекты.
  6. Ответственный за охрану тропы.
  7. Время создания тропы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения рб
  • Инструкция о порядке проверки лома и отходов металлов на взрывобезопасность
  • Инструкция о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств
  • Инструкция о порядке проведения специальных экспертиз
  • Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей