Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния 1937 года

От рождения и до последней минуты жизнь человека связана с деятельностью органов записи актов гражданского состояния. Вот почему сотрудников ЗАГС можно смело назвать летописцами судеб многих поколений граждан нашей страны.

История современной системы ЗАГС ведет свой отсчет с 18 декабря 1917 года, когда был принят декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». На следующий день – 19 декабря – появился еще один декрет «О расторжении брака». Эти и другие важные документы кардинально изменили сложившиеся в России традиции фиксации и контроля рождения, бракосочетания и смерти. На всех этапах развития советского государства осуществление органами ЗАГС регистрации актов гражданского состояния являлось эффективным средством государственного регулирования жизнедеятельности основополагающей ячейки общества – семьи, выступало важным инструментом обеспечения личных и имущественных прав граждан.

Вплоть до Октябрьской революции функции регистрации актов гражданского состояния в нашей стране выполняла Русская православная церковь, которая с этой целью вела масштабное делопроизводство. Оно осуществлялось духовными притчами храмов, канцеляриями консисторий и духовных правлений.

В 1721 году по Указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов и всё православное население Российской империи приписано к церковным приходам по месту проживания. Начиная с 1722 года, рождение, бракосочетание и смерть стали учитываться в метрических книгах. Для лиц неправославного вероисповедания запись рождения была введена позднее (для лютеран – в 1764, для католиков – в 1826, магометан – в 1828, евреев – в 1835, старообрядцев – в 1874).

Законность брака, фактов рождения и смерти определяла запись в церковных метрических книгах, которые были созданы в соответствии с Указом Синода от 20 февраля 1724 года. Каждая книга состояла из трёх частей, содержащих сведения:

– о рождении:  дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения;

– о браке:  имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей;

– о смерти:  имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.

С этого времени в Российской империи началось активное формирование и распространение метрических книг. Указ Синода от 23 ноября 1779 года «О исправном содержании метрических книг во всех приходских церквях» оставил норму ведения книг в двух экземплярах и обязательное их наличие как в приходах, так и консисториях, где они служили для потребностей государства и более надежно охранялись от утрат. Одним из традиционных средств защиты метрик от подделки в России был специальный бланк с церковно-славянским ординарно-церковным шрифтом и водяными знаками. Типографские бланки на бумаге с пробелами были введены Указом Синода в 1806 году.

Короткие выписки из этих документов направлялись в полицейскую часть по месту жительства жениха. Сегодня метрические книги религиозных учреждений порой являются единственным документальным источником при изучении истории своего рода, составлении поколенной росписи или генеалогического древа.

Декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния, а также «О расторжении брака» по сути упразднили старый порядок регулирования брачно-семейных отношений. Церковь была отстранена от регистрации актов гражданского состояния. Отныне в Российской республике официально признавались только светские браки. Религиозный свадебный обряд при этом не отменялся, но считался отныне «частным делом брачующихся». За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении.

Следует отметить, что условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет – для мужчин и взаимного согласия будущих супругов. Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого не расторгнутого брака. Еще одним важным положением, содержащимся в этом декрете, было уравнение в правах «законных» и, так называемых, «незаконнорожденных» детей. На основании декрета «О расторжении брака» бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннему заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов [Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 29 декабря 1917 г. – № 11. – Ст. 160. – С. 161-163].

4 января 1918 года Наркомом юстиции и Наркомом местного самоуправления была издана «Инструкция об организации отделов записей браков и рождений», призванная претворить в жизнь положения декрета от 18 декабря 1917 года. Данная инструкция утвердила немедленное создание отделов записей браков и рождений при волостных, уездных и районных управах и определила их цели, задачи, функции и состав.

Если первые декреты затрагивали лишь некоторые аспекты семейных отношений, то «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», принятый на сессии ВЦИК РСФСР 16 сентября 1918 года, стал первым отдельным кодифицированным правовым актом, регулирующим семейные отношения. С принятием данного документа семейное право было выделено в отдельную самостоятельную отрасль, и регулирование семейных отношений стало производиться отдельно от гражданских.

В соответствии с Кодексом регистрация актов гражданского состояния была полностью передана гражданской власти. Согласно ст. 246 структура органов ЗАГС состояла из окружных и местных отделов при волостных, городских и районных органах управления. Общее руководство регистрацией актов гражданского состояния осуществлял Центральный отдел ЗАГС НКВД РСФСР.

Кодекс устанавливал, что только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГС, порождает права и обязанности супругов. Документ определил ряд оснований, необходимых для признания брака недействительным: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста, отсутствие согласия на брак одного из супругов, брак между лицами, одно из которых состоит в другом, не расторгнутом браке, наличие запрещенных степеней родства, брак с недееспособными. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке.

Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Процедура развода еще более упростилась. Как и прежде, при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГС. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось.

В 1918−1919 годах были приняты меры к изъятию из церквей метрических книг и размещению их в архивах при отделах ЗАГС. К концу 1920-х годов все метрические книги были полностью переданы на хранение органам ЗАГС. 

В Казанской губернии, как и в целом по РСФСР, процесс становления системы органов ЗАГС был весьма непростым. В 1918 году делопроизводство по актам гражданского состояния было сосредоточено в «Брачном отделе» Казанского Совета городского хозяйства, которое было открыто 1 марта 1918 года и размещалось в доме бывшей Городской управы на ул. Чернышевского. Затем вопросы регистрации перешли отделу юстиции и продолжены 4-й нотариальной камерой г. Казани. С января 1919 года регистрация актов гражданского состояния была передана в Отдел управления Казанского губернского и городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в составе которого создан Окружной отдел ЗАГС. В его ведение поступили книги по гражданской метрикации, которые велись Брачным отделом и 4-й нотариальной камерой с 1918 года, а также архив бывшей Казанской духовной консистории. Указанный отдел размещался на ул. Б. Красной, д. 36. Его первым заведующим был назначен тов. Рознер [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.10, л.14].

С января 1919 года стали функционировать и 5 местных отделов ЗАГС г. Казани.  В связи с тем, что территория Поволжья в 1918 году была охвачена гражданской войной,  создание в уездах Казанской губернии отделов ЗАГС  также пришлось, в основном, на 1919 год. Как происходил этот процесс, например, в Чистопольском уезде, можно узнать из отчета заведующего отдела ЗАГС от 22 октября 1919 года: «При организации отдела актов гражданского состояния 12 ноября 1918 года были изъяты все метрические архивы… и объявлено населению, что впредь только гражданские акты будут признаваться действительными, что церковные обряды являются частным делом граждан… Вообще, организация гражданской регистрации прошла спокойно, за исключением старообрядцев, волнения коих не выходили из пределов частных собраний общин, и мусульманского населения, где проведение реформ осложнялось тем, что мусульманское население склонно было истолковывать проведение гражданской регистрации в смысле принудительного обращения мусульман к обрядам православия. В устранение этого недоразумения мусульманским комиссариатом была организована пропаганда на татарском языке… Во время колчаковского нашествия эвакуация учреждений внесла полный сумбур в дело гражданской регистрации в волостях, местами с эвакуационным транспортом пропали все регистрационные книги, почему в уезде пришлось почти все снова восстанавливать, при отсутствии при том бумаги и прочих канцелярских принадлежностей» [НА РТ, ф. Р-191, оп.1, д.8, л.272].

Сложившаяся ситуация вызвала предложение заведующего Окружным отделом ЗАГС признать записи метрических книг, произведенных церквями и мечетями до середины 1919 года, имеющими юридическое значение. При этом руководитель отдела ссылался на то, что Кодекс законов об актах гражданского состояния был опубликован только в октябре 1918 года, аппарат Окружного отдела учрежден в начале 1919 года, а местные отделы в уездах – в середине 1919 года. Причем, вследствие военных действий весною 1919 года многие местные отделы начали работу лишь во второй половине 1919 года [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.14, л.359].

Отделы вели акты записей рождений, смертей, книги записей браков, разводов, а также книги записи лиц, изменивших фамилии и прозвища. Демографическую ситуацию в республике в этот период позволяют представить следующие сводные данные Окружного отдела ЗАГС в г. Казани: в 1920 году в столице было зарегистрировано 3658 рождений (из них 1877 мальчиков, 1781 девочек), смертность при этом составила 6115  случаев [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.15, л.85]. В двадцатые годы подавляющее число вступало в брак первый раз в жизни, а вторичные и последующие браки были весьма редки. Количество разводов хотя и заметно увеличилось по сравнению с дореволюционным периодом, но все равно оставалось незначительным. Например, в 1920 году в г. Казани было зарегистрировано 2554 браков, разводов же всего 27. Аналогичная тенденция наблюдалась и в районах Татарской республики. Например, по Арскому кантону в 1920 году было зарегистрировано 9328 рождений (4847 мальчиков и 4481 девочка), число умерших составило 13620. Было заключено 3269 браков, разводов зарегистрировано 642  [НА РТ, ф.Р-191, оп.1,д.23, л.102].

Переписка заведующих местными отделами гражданской регистрации с Окружным отделом ЗАГС этого периода содержит неоднократные просьбы о снабжении их книгами, печатями, штемпелями, канцелярскими принадлежностями. Перечень канцелярских товаров включал в себя карандаши и ручки для перьев, черные и красные чернила, нитки и иголки для подшивки бумаг, стеариновые свечи и спички, ленты для пишущих машинок, копировальную и писчую бумагу. Свечи и керосин были особенно актуальны в связи с тем, что в помещениях местных отделов электрическое освещение отсутствовало, а сотрудники часто оставались на работе до позднего вечера. Недостаток книг и бумаги приводил к тому, что иногда посетителям приходилось отказывать в регистрации некоторых актов (кроме рождений, браков и смертей), а в некоторых волостных ЗАГСах Мамадышского уезда часть работы выполнять на … березовой коре! [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.9, л.58; д.14, л.3, 274].

В зимнее время переписка зачастую содержала настойчивые просьбы о снабжении отделов дровами, т.к. в учреждениях того времени было печное отопление. «Вновь прошу поспешить присылкою дров для отопления занимаемого отделом помещения, – обращался в январе 1919 года заведующий одного из местных отделов г. Казани, – так как в виду наступления сильных морозов совершенно невозможно заниматься» [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.9, л.12].

Несмотря на трудности, сотрудники отделов прилагали все усилия, чтобы работа по метрикации населения проходила в четком соответствии с законами и нормативными актами молодого советского государства. Осознание и понимание всей важности и нужности  их деятельности звучит в словах заведующего  Казанским окружным отделом ЗАГС, высказанных  в далеком 1920 году:  «… если принять во внимание, что каждый акт гражданского состояния есть основание для возникновения, прекращения или изменения прав и обязанностей каждого гражданина как по отношению к государству, так и к отдельным личностям, то становится бесспорным, что и необходимость отмечать естественные события в жизни каждого гражданина должна считаться государственным делом первой важности» [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.14, л.259].

В связи с образованием Татарской республики в июне 1920 года был подготовлен новый проект штатов Окружного и местных отделов ЗАГС. По сравнению с 1919 годом, когда штат Окружного отдела гражданской регистрации составлял 5 человек, предполагалось увеличить его до 10 человек. Штаты местных отделов должны были вырасти с 4 до 7 человек  [НА РТ, ф.Р-116, оп.1, д.264, л.3; ф.Р-191, оп.1, д.14, л.283].

Обследование Окружного отдела ЗАГС, проведенное Рабоче-Крестьянской инспекцией в августе 1920 года, показало, что учреждение состоит из общего отдела, находящегося по ул. Б. Проломная, д. 54, и архивного отдела, размещающегося в крепости (Кремле), в здании бывшей Казанской Духовной Консистории. Несмотря на то, что штат отдела увеличился до 15 человек, в действительности работу вели 8 служащих. В местных отделах ЗАГС кадровый вопрос стоял не менее остро: при штате в 42 человека в них служило всего 28 [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.1, д.14, л.355].

На основании циркуляра Центрозагса от 14 июля 1920 года, был организован городской отдел ЗАГС, ведующий работой 7 подотделов местных ЗАГСов г. Казани [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д. 38, л.70]. Согласно распоряжению Наркомата внутренних дел ТАССР от 27 июня 1921 года, Казанский ГорЗАГС и подведомственные ему местные отделы г. Казани были переданы в ведение Казанского городского отдела управления [НА РТ, ф. Р-191, оп.1, д. 21, л.58].

Тяжелый для Поволжья 1921 год стал  одним из самых трудных и для работников органов ЗАГС. Заведующий отделом ТатЗАГСа неоднократно ходатайствовал перед Наркоматом внутренних дел республики о выдаче продовольственного пайков сотрудникам отделов ЗАГС, которые вследствие плохого питания могли уйти на больничный, что в условиях недоукомплектованности штатов было чревато серьезными последствиями. Но проблема состояла не только в этом. Работа в ЗАГСах нередко была сопряжена с риском для здоровья, когда приходилось по экстренным вызовам выезжать на квартиры больных или умерших в результате заразных заболеваний граждан для немедленной фиксации совершаемых актов [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.38, л.78].

В 1921 году достиг самой острой фазы и так называемый «книжный» или «бумажный» кризис. Он привел к тому, что во многих волостях регистрация актов велась только в одном экземпляре либо вовсе была приостановлена. ТатЗАГС неоднократно командировал своих представителей в Москву, но лишь в сентябре 1921 года их поездка увенчалась успехом, и в г. Казань поступило более 1,5 тысяч книг, которые были незамедлительно распределены по кантонам республики [НА РТ, ф. Р-191, оп.1, д.38, л. 290, 353, 540].

В архивных документах запечатлена и печальная статистика голодного 1921 года. Так, по данным ТатЗАГСа, за период с 1 августа 1921 г. по 1 января 1922 г. на улицах г. Казани было подобрано 689 беспризорных и голодающих детей, а также 47 умерших от голода людей. По республике цифры составили 1338 детей и 875 человек соответственно [НА РТ, ф. Р-191, оп.1, д.44, л.6, 69].

В связи с образованием СССР 30 декабря 1922 года была развернута подготовка к созданию нового семейного кодекса.  Соответствующий Кодекс о браке, семье и опеке (КоБСО) был принят 19 ноября 1926 года. 

Наиболее существенным нововведением этого документа было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и женщин 18 лет.

Расторжение брака в суде было отменено. Любой брак расторгался в органах ЗАГС, причем без вызова второго супруга, которому только сообщалось о факте развода. Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданном после рождения ребенка. При этом никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

Еще одним нововведением КоБСО стал переход от принципа раздельности к принципу общности в супружеском имуществе. Начиная с 1926 г. на всей территории СССР устанавливается правило, согласно которому все имущество, нажитое в браке, является общей собственностью супругов. Размер доли каждого из супругов в таком имуществе определялся при ее разделе судом.

В развитии норм Кодекса о браке, семье и опеке в 1933 году была принята  Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния, которая подробно регламентировала вопросы регистрации актов гражданского состояния. 

В условиях административно-командной системы, сложившейся в стране в начале 1930-х годов, внимание к деятельности органов ЗАГС усиливается. Ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, в июле 1934 года было окончательно включено в структуру подразделений Наркомата внутренних дел. Все сотрудники отделов ЗАГС получили милицейские чины, а начальники отделов стали офицерами НКВД. С 27 августа 1937 года общее руководство работой органов ЗАГС стал осуществлять Отдел актов гражданского состояния НКВД СССР. Работой органов, регистрирующих акты гражданского состояния в союзных и автономных республиках, краях и областях, руководили соответственно отделы актов гражданского состояния НКВД союзных и автономных республик, краевых и областных управлений НКВД. В августе 1937 года Приказом НКВД была утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния. 

Отделы ЗАГС работали в тесном контакте с органами здравоохранения, внутренних дел и военными комиссариатами. В конце 1930-х годов стала налаживаться работа по охране материнства и детства, был усилен контроль за деятельностью медицинских организаций. Так, например, в 1936 году был принят закон «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах». 

Принимались дополнительные меры по укреплению семьи. Чтобы уменьшилось число легкомысленных разводов, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года процедуру развода усложнили: требовалась обязательная явка обоих супругов в ЗАГС, в паспорте делалась отметка о разводе, увеличивалась пошлина за его оформление.

В годы Великой Отечественной войны органы ЗАГС несмотря на все сложности в полном объеме выполняли возложенные на них функции. Граждане продолжали вступать в брак, разводиться, регистрировать рождение детей. Частыми были случаи усыновления, в связи с чем 8 сентября 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР об усыновлении. Согласно Указу усыновленные дети приравнивались к родным.

Очевидно, что сложившаяся в результате войны демографическая ситуация потребовала усиления внимания со стороны государства к проблемам семьи, укреплению семейных отношений. На это был направлен и Указ Президиума Верховного Совета ССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня», учреждение ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». В соответствии с Указом была вновь установлена обязательная регистрация брака. Все супружеские пары, состоящие в фактических брачных отношениях, для их официального признания обязаны были зарегистрировать брак в органах ЗАГС. Значительные изменения претерпела и процедура развода. Утверждался только судебный порядок расторжения брака, в процессе которого народный суд был обязан приложить усилия к примирению супругов.

После окончания Великой Отечественной войны работа органов ЗАГС продолжала оставаться в поле зрения правительства.  Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 января 1946 «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния» обязывало предоставить до 1 марта 1946 года районным и городским бюро ЗАГС благоустроенные помещения, предусмотрев при этом отведение отдельных комнат для ожидания и зала для регистрации брака и рождения. В срок до 1 апреля 1946 года местные власти должны были привести в порядок все помещения, оборудовать их необходимой мебелью, инвентарём и обеспечить содержание их в образцовом порядке. В том же году НКВД было переименовано в Министерство внутренних дел.

С 25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД и переданы в ведение местных Советов депутатов трудящихся. А в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 524 от 7 июня 1957 г. «Об организации руководства ЗАГСами» в штатах Совета Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов и горисполкомов городов республиканского подчинения появились должности инспекторов по ЗАГС для руководства и контроля за работой данных органов на местах. Методическое руководство деятельностью органов ЗАГС было возложено на Министерство юстиции РСФСР, в составе центрального аппарата которого был создан специальный отдел. 20 января 1958 г. Министерством юстиции РСФСР была утверждена «Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния». В ней содержались требования к регистрации рождения, брака, усыновления, расторжения брака, смерти, изменений фамилий и имен, а также правила заполнения бланков актовых записей. В Инструкции нашли отражение и вопросы отчетности о регистрации актов гражданского состояния, учета бланков свидетельств, требования к хранению актов в архивах ЗАГС. Документ содержал образцы актовых записей,  бланков свидетельств, форм справок, штампов и препроводительных ведомостей.

В связи с передачей функций по регистрации актов гражданского состояния исполкомам местных Советов депутатов трудящихся, архивы ЗАГСов автономных республик, краев и областей были переданы в непосредственное ведение Совета Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов. Это позволило улучшить работу органов ЗАГС. Вместе с тем, как свидетельствует письмо Отдела по ЗАГСам Министерства юстиции РСФСР «Об упорядочении работы архивов ЗАГСа автономных республик, краев и областей РСФСР» от 9 октября 1958 г., в работе архивов ЗАГС были выявлены серьезные недостатки. Было рекомендовано обратить внимание на организацию культурного приема граждан и на создание надлежащих условий в приемных комнатах архивов. Если условия хранения актовых записей не отвечали предъявляемым требованиям, необходимо было поставить вопрос о предоставлении архиву ЗАГСа соответствующего помещения, оборудовании архива стеллажами, шкафами и т.п.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 16 февраля 1959 года «О структуре и штатах центрального аппарата Министерства юстиции РСФСР» Отдел нотариата и отдел по ЗАГСам были объединены в Отдел нотариата и ЗАГСов.

После принятия Постановления Совмина РСФСР от 18 февраля 1964 года «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов» были намечены серьёзные меры по пересмотру всей сложившейся системы работы органов ЗАГС. Новые помещения для отделов ЗАГС отныне должны были строиться по специальным архитектурно-планировочным проектам с залами, в которых была предусмотрена торжественная регистрация брака. Разрабатывались ритуалы проведения торжественной регистрации рождения, проводившейся во Дворцах культуры, Домах пионеров, клубах, родильных домах, а также обряды гражданской панихиды. Регистрацию смерти проводили непосредственно в помещениях магазинов похоронного обслуживания. Создавались и совершенствовались новые советские обряды торжественного вручения паспортов, проводы молодежи в армию, вечера молодой семьи.

В 1968 году впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт «Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик», а в  1969 году – Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с ним официально признавался лишь брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах ЗАГС. В соответствии с Кодексом регистрация актов гражданского состояния в городах и районах стала производиться отделами (бюро) ЗАГС исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов, а в поселковых и сельских населенных пунктах – непосредственно исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов. Этим Кодексом органы ЗАГС руководствовались вплоть до 1997 года.

Постановлением Совета Министров ТАССР от 10 января 1969 г. был образован Отдел записей актов гражданского состояния (ЗАГС) Совета Министров ТАССР. Согласно штатному расписанию Отдел включал 10 штатных единиц. На него возлагался широкий круг задач: организация работы органов ЗАГС по торжественной регистрации браков и рождений, проверка работы районных и городских бюро ЗАГС, а также исполкомов сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся по регистрации ими актов гражданского состояния, анализ показателей учета естественного движения населения, обеспечение хранения вторых экземпляров книг актов гражданского состояния и т.д.   

Общее методическое руководство работой органов ЗАГС в СССР осуществляли в период с 1957 по 1971 год – Юридическая комиссия при Совете Министров РСФСР, а в дальнейшем – Министерство юстиции РСФСР.

После распада СССР в Российской Федерации произошло существенное изменение норм семейного законодательства. В 1994 году Государственной Думой была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, принятие которого состоялось 8 декабря 1995 года. С 1 марта 1996 года он вступил в силу. Этот кодекс, а также Федеральный закон от 15 ноября 1997 г.  № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и «Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния», утвержденный Министерством юстиции России 29 ноября 2011 года, в настоящее время являются основополагающими в работе органов ЗАГС.

В современных условиях на органы записи актов гражданского состояния возлагаются важнейшие задачи по обеспечению законности, охране и защите прав граждан, а также общественных и государственных интересов. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» управления (агентства, комитеты) ЗАГС созданы во всех субъектах Российской Федерации и являются органами исполнительной власти специальной компетенции, отвечающими за реализацию государственных полномочий Российской Федерации по регистрации актов гражданского состояния. Указанные полномочия могут быть также делегированы органам местного самоуправления путем принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации. В этом случае ЗАГС становится структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 30 декабря 2005 г. N 146-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» полномочия по регистрации актов гражданского состояния переданы всем муниципалитетам, вплоть до сельских поселений. Общее управление деятельностью по регистрации актов гражданского состояния осуществляет Управление ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан, которое было создано 23 декабря 1999 года путем преобразования Отдела записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан.

Сегодня органы записи актов гражданского состояния республики – это современные учреждения, которые динамично развиваются, постоянно совершенствуют формы и методы своей работы, широко реализуют механизмы предоставления услуг через сеть Интернет и активно участвуют в системе межведомственного электронного взаимодействия.

Важное место в их деятельности в 2017-2020 гг. было отведено переводу записей актов гражданского состояния в электронный вид. Приоритетной задачей выступало формирование Единого государственного реестра ЗАГС.  Этот глобальный информационный ресурс является эталонным источником сведений о каждом гражданине нашей страны. Его актуализация осуществляется непрерывно в режиме онлайн. Кроме того, создание объединенной федеральной базы записей актов гражданского состояния позволяет уйти от архаичного ведомственного бумажного документооборота, многократно ускорив работу органов ЗАГС. Также созданный ресурс является одним из основных источников формирования Единого регистра населения.

Технологические процессы, занимавшие ранее от одного до трех месяцев и более, могут осуществляться в течение дня или даже нескольких минут благодаря взаимодействию органов ЗАГС разных субъектов РФ только в электронной форме. По сути, для отрасли это означает настоящую цифровую революцию, информационный прорыв в XXI век.

Последнее обновление: 28 апреля 2021 г., 10:09

История регистрации актов гражданского состояния в России делится на два периода, границей между которыми служит Октябрьская революция 1917 года.

В Российской империи регистрацией рождения, браков и смерти ведала церковь, поэтому эти акты осуществлялись в рамках церковных обрядов. Сведения о рождении, браке и смерти регистрировались в хронологическом порядке в специальных метрических книгах, хранившихся при приходах. Эти книги получили фиксированную форму заполнения после 1724 года. Сначала это коснулось книг, имевшихся при православных приходах, позже появились законы о ведении книг подобного рода и для церквей других вероисповеданий. В своей деятельности духовные органы руководствовались Полным собранием законов Российской империи, указами императоров и определениями Священного Синода.

После Октябрьской революции 1917 года положение в сфере регистрации актов гражданского состояния изменилось. Советское государство установило монопольное право гражданской власти на данную область. С этой целью новое правительство начало реформу семейного законодательства.

18 декабря 1917 года ВЦИК и СНК РСФСР был издан декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Данный декрет постановил, что только гражданский брак признается государством и имеет правовые последствия. В декрете прописывались правила вступления в брак. В частности, упоминалось о том, что гражданам, желающим вступить в брак, необходимо подавать заявления в отделы записей браков и рождений при земских управах. Дату издания данного декрета — 18 декабря 1917 года принято считать днем создания органов записи актов гражданского состояния России. 

19 декабря 1917 года вышел Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О расторжении брака». Согласно этому документу бракоразводные дела изымались из компетенции судов духовных консисторий и передавались в ведение местных судов. 

4 января 1918 года Наркомом юстиции и Наркомом местного самоуправления была издана «Инструкция об организации отделов записей браков и рождения», призванная претворить в жизнь положения декрета от 18 декабря 1917 года. Данная инструкция утвердила немедленное создание отделов записей браков и рождений при волостных, уездных и районных управах и определила их цели, задачи, функции и состав.

16 сентября 1918 года был принят первый советский кодекс — Кодекс об актах гражданского состояния, семье и опеке. Он окончательно закрепил ведение актов гражданского состояния как исключительное право органов государственной власти, а именно: отделов записей гражданского состояния. В этом же документе прописывалась структура органов ЗАГС. Она состояла из отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления. Общее руководство местными отделами осуществлял Центральный отдел ЗАГС. 

В 1922 году был образован Союз Советских Социалистических Республик, в связи с этим событием в 1923 году была начата разработка нового семейного кодекса. 19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке. Он закреплял уже сделанные преобразования в области брачно-семейных отношений. 

В 30-е годы 20 века в стране изменилась политическая обстановка. Органы ЗАГС, хранившие важную информацию по учету населения, были включены в структуру подразделений образованного в 1934 году Наркомата внутренних дел. Это внесло определенные изменения в работу самих органов ЗАГС и службу их сотрудников. 27 августа 1937 года НКВД СССР издал приказ, согласно которому руководство органов ЗАГС по СССР стал осуществлять Отдел актов гражданского состояния НКВД СССР. Работой органов ЗАГС в союзных и автономных республиках, краях и областях руководили отделы актов гражданского состояния управлений НКВД соответствующего уровня. Сотрудникам органов ЗАГС были присвоены милицейские чины.

В годы Великой Отечественной войны органы ЗАГС продолжали выполнять свои функции в полном объеме. Граждане вступали в брак, разводились, регистрировали рождение детей. В Ленинграде в годы блокады  работники отделов ЗАГС каждый день, страдая от голода и холода, сидя в насквозь промерзших помещениях, заполняли бланки и выдавали документы. За 900 страшных дней было зарегистрировано около 628 000 актов о смерти, многие умершие были записаны как «неизвестные», но и эти сведения очень помогли для составления знаменитой блокадной «Книги Памяти».

С 1956 года органы ЗАГС стали передаваться из подчинения МВД (переименованное в 1946 году НКВД) в ведение местных советов народных депутатов. С этого момента начинается история Комитета по делам ЗАГС Санкт‑Петербурга. В 1957 году Исполнительный Комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся создал в своей структуре сектор ЗАГС для общего руководства деятельностью районных бюро ЗАГС Ленинграда. 

В 1969 году был принят новый Кодекс о браке и семье РСФСР. Он постановил, что регистрация актов гражданского состояния в городах и районных центрах должна производиться отделами (бюро) ЗАГС исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Этим кодексом органы ЗАГС руководствовались в вопросах регистрации актов гражданского состояния вплоть до 1995 года.

Также в этот период проводились преобразования в деятельности по регистрации актов гражданского состояния. Вводились торжественные церемонии брака и рождения, открывались Дворцы бракосочетаний. В воскресный день 1 ноября 1959 года в Ленинграде в бывшем особняке фон Дервизов, в одном из лучших домов на набережной Невы, впервые в стране был от¬крыт Дворец бракосочетания.

Идея отмечать рождение новой семьи в торжественной обстановке, чтобы сделать это событие незабываемым, реализовалась в открытии Дворца бракосочетания, что стало огромным событием не только в нашем городе, но и в стране. 

29 декабря 1995 года был принят новый Семейный кодекс Российской Федерации, 15 ноября 1997 года Федеральный закон № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». 29 ноября 2011 года Минюстом России был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации. Данные документы являются основополагающими в работе органов ЗАГС.

В 2006 году в связи с реорганизацией органов ЗАГС Санкт‑Петербурга районные отделы ЗАГС были введены в структуру Управления, а с 1 января 2007 года в Санкт‑Петербурге создан Комитет по делам записи актов гражданского состояния.

В настоящее время Комитет является органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга, отвечающим за проведение государственной политики и осуществление управления в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством.

Комитет по делам записи актов гражданского состояния представляет собой централизованную структуру, состоящую из 15 районных отделов ЗАГС, 3 секторов ЗАГС, 4 дворцов бракосочетания, Дворца регистрации рождений «Малютка», Отдела регистрации актов гражданского состояния о смерти, Управления информационных технологий и ведомственного архива и 6 отделов Комитета. В ведении Комитета находятся 25 зданий и помещений, из них 8 объектов культурного наследия. Штатная численность сотрудников на 1 января 2017 года составляет 236 единиц. В Комитете особое внимание уделяется улучшению качества обслуживания населения, создаются комфортные условия для приёма граждан. Открываются новые помещения отделов ЗАГС, проводятся косметические ремонты.

Деятельность органов ЗАГС — это многогранная, интенсивная и ответственная работа. Каждый человек приходит в ЗАГС, чтобы зафиксировать важные события своей жизни: рождение, заключение брака, сюда обращаются по вопросам усыновления, установления отцовства, перемены имени, расторжения брака, смерти. Книги записей актов гражданского состояния содержат все этапы жизни каждого из нас. В них история отдельного гражданина, его семьи, из этого складывается история всего государства. Органы ЗАГС хранят эти книги 100 лет, а государственные архивы — вечно!

История

В уездном городе Кирсанове бюро записи актов гражданского состояния в структуре административного аппарата местных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов организовалось в январе 1918 года.

(18 декабря 1917 года по старому стилю в России был подписан декрет СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях, и о ведении книг актов гражданского состояния».)

В дореволюционной России все записи актов гражданского состояния (АГС) осуществлялись в церковном порядке. Развиваться система записи актов гражданского состояния начала в России при Петре I. В 1722 году он установил обязательную регистрацию рождений у православного населения. Для лиц неправославного вероисповедания запись рождений была введена позднее (для лютеран — в 1832, для католиков — в 1826, магометан — в 1828, евреев — в 1835, старообрядцев — в 1874). «Прибавлениями к духовному регламенту» он установил обязательное и повсеместное ведение метрических книг в Российской империи. Законность брака, фактов рождения и смерти определяла запись в церковных метрических книгах, которые, в соответствии с Указом Синода от 20 февраля 1724 года, были созданы, чтобы «ведать о количестве всего Российского государства людей».

Кирсанов имел церковь, освященную в честь Николая Угодника, требы в ней для православных отправляли четыре священника с причтом. Работы местным батюшкам хватало: так, в 1810 году ими было зарегистрировано 77 браков, около 240 смертей и более 440 рождений, так что демографические процессы шли в положительном направлении. На протяжении третьего десятка лет существования Кирсанова как города количество родившихся превышало количество умерших. Кроме православных, среди жителей встречались и раскольники, и мусульмане — татары. Типичная запись начала ХХ века: «У крестьянина Тамбовской губ., Кирсановского уез. Инаковской вол., дер. Старниковой Николая Степанова Анисина и законной жены его Матрены Григорьевой родился 13 февраля 1915 года сын Евгений и крещен 22 февраля 1915 года, в «Космодамианской церкви». Священник удостоверял имена и фамилии вступающих в брак, время совершения таинства брака, даты рождения жениха и невесты, их вероисповедание, семейное состояние до того времени, сословие, место жительства жениха, его занятие (а также занятие невесты, «если перед браком она самостоятельно приобретала средства пропитания»), грамотны ли они и могут ли собственноручно расписаться в метрике. В метриках подписи участников события и свидетелей не были обязательными, что говорит не только о низкой грамотности населения, но и об уровне правового сознания. Короткие выписки из этих документов направлялись в полицейскую часть по месту жительства жениха. Метрические книги и сегодня являются основным документальным источником при изучении истории рода, составлении родословной, поколенной росписи и генеалогического древа.

В 20-е годы ХVIII века в Российской империи началось активное формирование и распространение метрических книг. Синодный указ от 23 ноября 1779 года «О исправном содержании метрических книг во всех приходских церквях» оставил норму ведения книг в двух экземплярах и обязательное их наличие как в приходах, так и в консисториях, где они служили для потребностей государства и более надежно охранялись от утрат. Записи в метрики делались черными чернилами. Красные применялись для исправлений. В советское время исправления вносились фиолетовыми чернилами. Одним из традиционных средств защиты метрик от подделки в России был специальный бланк с церковно-славянским ординарно-церковным шрифтом и водяными знаками. Типографские бланки на бумаге с пробелами были введены Указом Синода в 1806 году. Листы, сброшюрованные в книгу, выдавались приходским священникам из консисторий через духовные правления.

В дореволюционный период были попытки как-то регулировать внутренние отношения супругов, но до создания единого законодательства о браке дело так и не дошло. После принятия Советской властью Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви стала формироваться новая ведомственная структура государственного управления — отделы ЗАГС.

Две важнейшие реформы семейного законодательства были проведены сразу после революции 1917 года. 18 декабря вышел декрет «О гражданском браке, о детях, и о ведении книг актов гражданского состояния», который не отменял церковный брак, но считал его «частным делом брачующихся», а официальным фактом признавалась лишь соответствующая регистрация в государственных органах. Вслед за ним — 19 декабря 1917 года был принят второй не менее значительный акт — декрет «О расторжении брака». Для проведения в жизнь первого декрета Народными Комиссарами юстиции и органами местного самоуправления была издана Инструкция, утвердившая «немедленное создание отделов записей браков и рождений при волостных, уездных и городских управах» и определившая их основные задачи и цели. Нормативные акты по вопросам деятельности отделов ЗАГС принимались Наркоматом юстиции, наркоматом внутренних дел, Главархивом и другими органами. Общее руководство органами ЗАГС РСФСР осуществлял Центральный отдел ЗАГС при НКВД РСФСР. Он разрабатывал организационную структуру ведомственной и территориальной подчиненности и соподчиненности органов ЗАГС.

Если первые декреты затрагивали только некоторые аспекты семейных отношений, это «Кодекс законов об актах гражданского благосостояния, брачном, семейном и опекунском праве» от 22 октября 1918 года стал первым отдельным кодифицированным семейно-правовым актом, регулирующим семейные отношения. В отличие от Декрета о гражданском браке он содержал положение, определявшее судьбу церковных браков, заключенных до его опубликования: они были легализованы. В 1918-1919 годах были намечены меры к изъятию из церквей метрических книг и размещению их в архивах при отделах ЗАГС. 14 октября 1919 года Центрозагс разослал по ведомству циркуляр о законной силе метрических свидетельств. Признавались законными все документы о рождениях, смертях и разводах, выданные религиозными или соответствующими им организациями не позднее 31 декабря 1917 года, а также метрические документы о религиозных браках, совершенных не позднее 20 декабря 1917 года.

Сначала регистрация велась при нотариальных отделах Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. С 1 января 1919 года открылись подотделы ЗАГС при административных отделах районных совдепов. Кодекс законов об актах гражданского состояния, семье и опеке подробно регламентировал все основные институты советского семейного права. Согласно статье 246 Кодекса сеть органов ЗАГС состояла из окружных и местных отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления.

Кирсановский бюро ЗАГС вместе со своим архивом, включавшим метрические книги с 1850 года, размещался в одном из старинных зданий (бывшая Булочная Никрасова) на Большой улице (ныне — ул. Советская, 35). В 1919- начале 1920 года на него была возложена особого рода задача. Необходимо было убедить граждан, вступивших в церковные браки после 20 декабря 1917 года, зарегистрировать их в новом порядке. Были установлены специальные сроки, по истечении которых церковные браки без гражданской регистрации считались недействительными. На Циркуляра НКВД от 9 апреля 1921 года работники бюро ЗАГС города обязаны были следить за тем, чтобы служители всех религиозных культов не совершали религиозных браков прежде, чем произойдет регистрация в органах ЗАГС.

Достаточно необычна была практика регистрации внебрачных детей: Забеременевшая и не состоящая в браке женщина не позднее, как за три месяца до разрешения от бремени подает письменное заявление в местный ЗАГС по своему месту жительства, указывая время зачатия, имя, отчество и фамилию отца, и его место жительства». Гражданину, названному в заявлении отцом, предоставляется двухнедельный срок для возбуждения судебного спора против будущей матери, в противном случае он автоматически признавался отцом ребенка.

Немало пришлось потрудиться работникам бюро ЗАГС при регистрации перемены фамилий — «родовых прозвищ и имен». После революции жители города, носившие прежде одну и ту же фамилию, меняли ее на дворовое прозвище, которое было у каждой семьи особым. Представители прежних привилегированных сословий путем перемены фамилии и пытались укрыться от начинавшихся репрессий советской власти.

Постановления ВЦИК и ЦИК СССР от 17 июля 1924 года определяли, что при перемене фамилии граждане, кроме обычных анкетных данных, должны были точно перечислить города местности, где они проживали до 1917 года, а заведующий отделом ЗАГС по получении заявления о перемени фамилии должен был за счет заявителя сделать публикацию в местной официальной газете и «Известиях ВЦИК и ЦИК СССР», а также срочно сообщить о предстоящей перемене в фамилии ГУБСУД, отдел уголовного розыска административного отдела уездного исполкома и местным органам ГПУ.

Регистрация всех событий гражданского состояния производилась бесплатно. Справки и выписки из старых метрических и новых регистрационных книг подлежали оплате простым гербовым сбором в следующих размерах: первичные выписки и справки из книг записей рождений и смертей — в размере 15 коп., все первичные выписки из книг записей браков, разводов, внебрачных зачатий и перемены фамилии — в размере 1 руб.; все вторые выписки также облагались гербовым сбором в размере 1 руб.; справки и выписки из метрических книг, выдаваемые для правительственных учреждений и организаций РКП(б) и профсоюзов, были бесплатными.

При  регистрации всех видов записей актов гражданского состояния надлежало соблюдать «церемониальную сторону», то есть проводить их в отдельном помещении со специальном столом, покрытым красной материей. Совершенствование системы ЗАГС шло своим чередом.

С 1918 года налаживалась система консульских учреждений РСФСР, в 1921 году было принято Общее положение о советских органах за границей. Консульские службы производили регистрацию АГС граждан РСФСР, временно проживающих на территории других стран. Регистрационные документы передавались в Москву на оперативное хранение. В соответствии с циркуляром НКВД и Центрозагс N 87 от 7 февраля 1919 года для отделов ЗАГС было установлено официальное название «Местный отдел записей актов гражданского состояния «.

В 1920 году отдел (подотдел) ЗАГС был передан в отдел управления районных совдепов. Изменился их штат, теперь в него входили заведующий, делопроизводители, архивариус, конторщики, курьеры. Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разноверие, монашество, иерейский и дьяконский сан, а также обет безбрачия. Кодекс 1918 года установил брачный возраст для мужчин — 18 лет, для женщин — 16, верхний возрастной предел не ограничивался. Позднее, при обсуждении проекта нового кодекса, был поднят вопрос о повышении брачного возраста для женщин. Отмечалось, что ранние браки препятствуют завершению женщиной образования и её профессиональному росту. 

В 1926 году после всенародного обсуждения был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО), который установил единый брачный возраст для мужчин и женщин на уровне 18-ти лет. Впоследствии это условие было подтверждено семейными кодексами 1969 и 1995 годов, при этом была предусмотрена возможность снижения брачного возраста на 2 года при наличии уважительных причин.

В конце 1930-х годов стала налаживаться работа по охране материнства и детства, был усилен контроль за деятельностью медицинских организаций. В 1936 году был принят закон «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

27 июня 1936 года было принято Постановление ВЦИК о своевременной регистрации актов рождения и смерти. 29 августа 1937 года Приказом НКВД была утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния. 

О том, какое важное значение придавало государство построению новых отношений в обществе и семье, говорит первоочерёдность упомянутых декретов и Семейного кодекса. Благодаря этим документам институт брака был передан, так сказать, из церковной собственности в светскую, государственную, был провозглашен и последовательно реализован принцип свободы развода. Кодекс еще более упростил процедуру развода. Брак расторгался в органах ЗАГС, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода. Но уже через 10 лет, в 1936 году, были приняты меры к укреплению семьи. Чтобы как-то уменьшить число легкомысленных разводов, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года, процедуру развода усложнили: требовалась обязательная явка обоих супругов в ЗАГС, в паспорте делалась отметка о разводе, увеличивалась пошлины за его оформление. Значительные изменения в процедуру развода были внесены и в соответствии с Указом ПВС СССР от 8 июля 1944 года. Устанавливался судебный порядок расторжения брака, в процессе которого народный суд был обязан приложить все усилия к примирению супругов. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После чего в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе. Дело о расторжении брака рассматривалось гласно, с привлечением свидетелей. Новое законодательство («Основы законодательства о браке и семье РСФСР» от 30.07.69 г.) вновь упростило бракоразводный процесс. Основанием считался непоправимый распад семьи. При расторжении брака по взаимному согласию супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд не вправе был выяснять причины развода, принимать меры к примирению супругов или каким-либо иным образом вторгаться в их личную жизнь.

Неисчислимые потери в Великой Отечественной войне предопределили принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений и увеличение числа населения страны. 8 сентября 1943 года в дополнение к Кодексу был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об усыновлении, в котором предусматривалась возможность записи усыновленных детей в качестве родных детей. 14 марта 1945 года был принят Указ, установивший, что родители, вступившие в брак после рождения ребёнка, могли признать его законным. Особенно трудно пришлось работникам кирсановского бюро ЗАГС  в годы Великой Отечественной войны пришлось восстанавливать разрушенную систему актов гражданского состояния.

Кирсановский бюро ЗАГС работал в тесном контакте с органами здравоохранения, внутренних дел и военными комиссариатами. В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел. Служба сотрудников бюро ЗАГС была ранжирована по милицейским чинам, начальник бюро получила лейтенантские погоны. 

Обязательная регистрация брака была утверждена в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня», учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Все супружеские пары, состоящие в фактических брачных отношениях, для их официального признания обязаны были зарегистрировать брак в органах ЗАГС. 

После войны потребовалась коренная перестройка работы бюро ЗАГС. В 1946 году НКВД было переименовано в МВД; 8 января 1946 года вышло Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния». Намечались меры как по улучшению основной деятельности бюро ЗАГС, так и по строительно-хозяйственным проблемам. В 1956 году состоялась передача органов ЗАГС в ведение местных советов депутатов трудящихся. С 25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД. К 1 января 1957 года городской бюро ЗАГС предстояло вывести из структуры районных отделов милиции и передать в подчинение исполкома Моссовета. Общее методическое руководство органами ЗАГС РСФСР в 1956-1971 годах осуществляла Юридическая комиссия РСФСР. Требовалось пересмотреть штаты бюро ЗАГС, установленные ещё нормативами Постановления СНК N 2319 от 04 октября 1934 года. В конце 1950-х годов во всех райисполкомах были созданы ревизионные комиссии для проверки финансовой деятельности бюро ЗАГС и правильности хранения и учета бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также комиссии по проверке исполнения запросов и заявлений трудящихся. В качестве недостатков деятельности бюро ЗАГС в эти годы отмечались: очереди, низкая зарплата, несоответствующий образовательный и культурный уровень сотрудников. Обобщив практику работы органов ЗАГС РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР 15 июня 1960 года принял Постановление «О работе органов ЗАГС в РСФСР».

Многое в стране и в людях менялось, и эти перемены хранят архивы. В графе «Род занятий жениха» в 1920 году чаще можно встретить: «красноармеец», «строгальщик», «письмоводитель», «ломовой возчик», а невесты: «прислуга», «рабочая», «конторщица». Графа «Семейное положение» делила женщин на три категории: девица, вдова, разведена. Уплатив гербовый взнос в размере 20 рублей, будущие супруги заявляли о добровольном вступлении в брак и расписывались (если были грамотны) в книге регистрации. На этом церемония заканчивалась. Никаких отметок в паспортах молодожены не получали, поскольку они еще не были введены. Ещё сильны были христианские традиции праздничного обряда и крепкой семьи. И люди по-прежнему хотели, чтобы момент соединения их судеб остался в памяти на всю жизнь. И вскоре органы ЗАГС начали совершенствовать процедуру заключения браков. Была введена торжественная речь ведущего свадебную церемонию, обмен кольцами, музыкальное сопровождение — все то, что называется традицией, имеет глубокие корни в народе. В 1960 году решением исполкома Моссовета были созданы новые органы ЗАГС — Дворцы бракосочетания, церемонии в которых стали действительно торжественным обрядом.

После принятия Постановления Совмина РСФСР от 18 февраля 1964 года «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов» были намечены серьёзные меры по пересмотру всей системы обрядов, сопровождающих АГС. Новые помещения для отделов ЗАГС строились по специальным архитектурно-планировочным проектам с залами, в которых была предусмотрена торжественная регистрация брака. Разрабатывались ритуалы проведения торжественной регистрации рождения, проводившейся во Дворцах культуры, Домах пионеров, клубах, родильных домах, обряды гражданской панихиды. Регистрацию смерти иногда проводили непосредственно в помещениях магазинов похоронного обслуживания. Создавались и совершенно новые советские обряды торжественного вручения паспортов, проводы молодежи в армию, вечера молодой семьи.

24 апреля 1968 года в городе Кирсанове торжественно открылся Дом бракосочетания расположенный на ул. Советская, 35. На открытие были секретарь ГКВЛКСМ А.К. Савельев, заведующая областного отдела ЗАГС Е.П. Кириллова, председатель горисполкома И.С. Папков, заведующая бюро ЗАГС города Кирсанова Н.И.Болотина. Основной задачей бюро ЗАГС была провозглашена: «Регистрация браков в точном соответствии с действующим законодательством о браке и семье; совершенствование и внедрение в быт новых гражданских обрядов торжественной регистрации браков и рождения; изучение, обобщение и распространение практики работы бюро отделов ЗАГС по внедрению новых гражданских обрядов торжественной регистрации браков и рождений.

В 1968 году впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт «Основы законодательства о браке и семье Союза ССP и республик». В целом расхождение между законодательством отдельных республик было не слишком значительным.

С 1969 году был принят Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с ним признавался только брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах ЗАГС. Однако с помощью внесения отдельных изменений в КоБС 1969 года невозможно было произвести необходимое реформирование семейного законодательства. В связи с этим в 1994 г. Государственной Думой Российской Федерации и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в действие с 1 марта 1996 года. 

Сегодня Управления ЗАГС субъектов российской Федерации являются республиканскими органами исполнительной власти, которые выполняют федеральную функцию регистрации АГС. В субъектах Российской Федерации действуют территориальные отделы ЗАГС, руководство которыми осуществляют региональные Управления ЗАГС. Отделами, как правило, считаются и Дворцы бракосочетания. В соответствии со статьей № 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» органы ЗАГС должны быть организованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако органы власти субъектов могут делегировать эти полномочия органам местного самоуправления путем принятия соответствующего закона субъекта РФ. Таким образом, изначально ЗАГС — орган государственной власти, но, если Законом субъекта РФ эти полномочия делегированы органам местного самоуправления, то ЗАГС становится структурным подразделением администрации (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления) муниципального образования. 

В 1987 году отдел ЗАГС переезжает в двухэтажное здание 19 века, в котором ранее с 1905 года располагался уездный суд. В это время начинается реконструкция этого здания, оно перестраивается под Дворец бракосочетания. На открытие в 1994 году  присутствовали Начальник администрации ЗАГС области Э.И.Жильцова, глава администрации города М.Д.Лаврухин, заведующая отделом ЗАГС города Кирсанова  Т.А. Лесунина.

Именно в период работы Лесуниной Т.А. город приобрел Дворец счастья (так в народе называли отдел ЗАГС), созданы условия для проведения торжественных мероприятий, активно вводились новые обычаи проведения семейных праздников и обрядов.

Система ЗАГС постоянно совершенствуется. Создана автоматизированная система хранения информации, компьютерный архив, в котором собраны записи за десятки лет. Значительно возросло число кадровых работников с высшим и средним специальным образованием. Создана система подготовки и повышения квалификации кадров. Среди представителей этой творческой профессии устраиваются конкурсы мастерства. Вести церемонию бракосочетания — не только почетная, но и очень трудная роль, требующая и творческого подхода, и знания как юридических вопросов, так и человеческой психологии. Не случайно сегодня в арсенале сотрудников органов ЗАГС множество образцов свадебного ритуала, в которых учтены характерные особенности пары, в том числе: возраст и социальный статус жениха и невесты и другие. Новые интерьеры, над которыми тщательно работают дизайнеры, создают торжественную обстановку, настроение праздника. Дворец оснащен новым оборудованием и мебелью. Как и на заре создания органов ЗАГС, государственная регистрация не отменяла таинство церковного брака. Венчание было и остается для многих актом, символизирующим союз двух сердец. Но и обмен кольцами во Дворце бракосочетания стал за минувшие десятилетия не только обязательной процедурой, но и народным обрядом. 

Руководителями кирсановского ЗАГС были:
1960-1975 год -Н.И. Болотина
1975-1977 год — Н.М. Блохина
1977-2007 год -Т.А. Лесунина
начало 2008 года — Н.П. Кануткина

Работники кирсановского бюро ЗАГС стали полноправными участниками всех главных событий в жизни каждого человека: с радостью встречали новорожденных, сердечно поздравляли молодоженов, скорбели об умерших. Своевременно составляя акты гражданского состояния, точно и в срок, выдавая документы гражданам, служба ЗАГС стала к концу 1980-х годов важной частью государственного аппарата, необходимой каждому гражданину России.

Инструкция о порядке ведения записей актов гражданского состояния [Текст]

Карточка

СССР. Народный комиссариат внутренних дел. Отдел актов гражданского состояния.

Инструкция о порядке ведения записей актов гражданского состояния [Текст]. — Москва : типо-лит. им. Воровского, 1937. — 96 с.; 20 см.

Шифр хранения:

FB D 33/591

FB D 33/590

Описание

Заглавие Инструкция о порядке ведения записей актов гражданского состояния [Текст]
Коллекции ЕЭК РГБ Каталог документов с 1831 по настоящее время
Дата поступления в ЭК 05.04.2011
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Выходные данные Москва : типо-лит. им. Воровского, 1937
Физическое описание 96 с.; 20 см
Язык Русский
Места хранения FB D 33/591
FB D 33/590

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке расчета норматива потерь и неучтенных расходов питьевой воды
  • Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа
  • Инструкция о порядке рассмотрения сообщений о преступлениях ск россии
  • Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры
  • Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры