Инструкция о порядке сообщения сведений о психическом состоянии граждан

Принят Государственной Думой 20 июля 2023 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607; 2011, № 15, ст. 2040; № 48, ст. 6727; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2015, № 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Ограничения, связанные с осуществлением отдельных видов деятельности

(1) Гражданин может быть признан временно (на срок не более пяти лет) непригодным вследствие психического расстройства к осуществлению отдельных видов деятельности по результатам обязательного психиатрического освидетельствования, проводимого в соответствии с трудовым законодательством.

(2) Обязательное психиатрическое освидетельствование проводится медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения, оказывающей психиатрическую помощь, по месту жительства или по месту пребывания гражданина. Решение о признании гражданина временно непригодным вследствие психического расстройства к осуществлению отдельных видов деятельности принимается комиссией врачей-психиатров по результатам обязательного психиатрического освидетельствования в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний для осуществления такой деятельности, устанавливающимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(3) По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, а также в случае улучшения психического состояния, подтвержденного заключением врача-психиатра, гражданин имеет право на прохождение повторного обязательного психиатрического освидетельствования.

(4) Результаты обязательного психиатрического освидетельствования могут быть обжалованы в судебном порядке.»;

2) в части второй статьи 7 первое предложение изложить в следующей редакции: «При оказании психиатрической помощи защиту прав и законных интересов лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет его опекун, защиту прав и законных интересов лица, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, осуществляют он сам, его попечитель, защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет осуществляет один из родителей или иной законный представитель.»;

3) абзац шестой части первой статьи 16 дополнить словами «и попечительства»;

4) в части четвертой1 статьи 28 слова «о просьбе или даче согласия на госпитализацию его подопечного» заменить словами «о просьбе или согласии, выраженных им или его подопечным, на госпитализацию»;

5) в статье 37:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 37. Права и ограничения прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях«;

б) в части второй:

в абзаце первом слова «Все пациенты, находящиеся» заменить словами «Пациент, находящийся»;

абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции:

«подавать без цензуры жалобы, обращения и заявления адвокату, в органы законодательной и исполнительной власти, прокуратуру, суд, государственное юридическое бюро (при наличии), иные государственные органы и организации, негосударственные организации, а также получать без цензуры от таких органов, организаций и лиц адресованные этому пациенту почтовые отправления (письменную корреспонденцию, посылки, бандероли);

общаться конфиденциально, в том числе встречаться наедине, с родственниками, со своим законным представителем, с адвокатом, работником или уполномоченным лицом государственного юридического бюро (при наличии), со священнослужителем, с представителями государственных органов и организаций, негосударственных организаций, указанных в статье 46 настоящего Закона;»;

в) часть третью изложить в следующей редакции:

«(3) В интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц на основании решения, принятого заведующим отделением или главным врачом по рекомендации лечащего врача, пациент может быть временно ограничен в следующих правах:

вести переписку без цензуры;

получать и отправлять почтовые отправления (письменную корреспонденцию, посылки, бандероли) и денежные переводы;

принимать посетителей;

иметь, приобретать предметы первой необходимости, телефон, иные технические средства связи, собственную одежду и пользоваться ими;

пользоваться техническими средствами связи медицинской организации, предназначенными для общего пользования.»;

г) дополнить частями третьей1 ― третьей3 следующего содержания:

«(31) В решении об ограничении прав пациента должны быть указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения.

(32) Ограничение прав пациента осуществляется в следующих формах:

удержание исходящих и входящих почтовых отправлений (письменной корреспонденции, посылок, бандеролей);

определение особых условий пользования телефоном, иными техническими средствами связи посредством ограничения круга лиц, с которыми пациент может поддерживать связь, количества сеансов связи в течение суток и их продолжительности, отступления от принципа конфиденциальности общения;

ограничение числа посетителей и круга лиц, с которыми пациент может встречаться, в том числе в ежедневном режиме, продолжительности одной встречи, отступление от принципа конфиденциальности встреч с посетителями;

определение перечня предметов, запрещенных к хранению и использованию пациентом.

(33) Порядок принятия решения об ограничении прав пациента, выбора формы и продолжительности устанавливаемых ограничений прав пациента, а также порядок извещения пациента о принятии такого решения устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

6) статью 38 признать утратившей силу;

7) в статье 39:

а) абзацы четвертый ― шестой изложить в следующей редакции:

«обеспечивать условия для переписки, направления жалоб, обращений и заявлений пациента адвокату, в органы законодательной и исполнительной власти, прокуратуру, суд, государственное юридическое бюро (при наличии), иные государственные органы и организации, негосударственные организации;

в течение 24 часов с момента поступления пациента в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке оповестить о его поступлении в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, законного представителя пациента, либо одного из родственников пациента, либо иное лицо по указанию пациента;

информировать законного представителя пациента, либо одного из родственников пациента, либо иное лицо по указанию пациента об изменениях состояния его здоровья и чрезвычайных происшествиях с ним;»;

б) абзац седьмой после слова «посылок» дополнить словом «, бандеролей»;

в) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«исполнять обязанности опекуна или попечителя в отношении пациентов, если эти обязанности в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве возложены на медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях;»;

8) в статье 41:

а) в наименовании слово «помещения» заменить словом «приема»;

б) часть первую изложить в следующей редакции:

«(1) Основаниями для приема в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, являются:

заявление лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, поданное в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, решение органа опеки и попечительства;

заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра, которое должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в иной организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме;

медицинское заключение, подтверждающее отсутствие медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых лицу может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме;

рекомендации комиссии, указанной в статье 441 настоящего Закона, о предоставлении социальных услуг в стационарной форме лицу, страдающему психическим расстройством.»;

9) статью 42 изложить в следующей редакции:

«Статья 42. Основания и порядок приема несовершеннолетнего в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами

Основаниями для приема несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством, в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, являются:

заявление его родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством;

заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра, которое должно содержать сведения о наличии у несовершеннолетнего психического расстройства, лишающего его возможности находиться в иной организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме;

заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое должно содержать сведения о возможности и (или) необходимости освоения несовершеннолетним адаптированной образовательной программы в указанной организации;

медицинское заключение, подтверждающее отсутствие медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых несовершеннолетнему может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме;

рекомендации комиссии, указанной в статье 441 настоящего Закона, о предоставлении социальных услуг в стационарной форме несовершеннолетнему, страдающему психическим расстройством.»;

10) в статье 43:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«(1) Лица, проживающие в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, пользуются правами, предусмотренными частями второй и четвертой статьи 37 настоящего Закона.»;

б) часть третью дополнить словами «, ограничении их дееспособности»;

11) статью 44 изложить в следующей редакции:

«Статья 44. Перевод, выписка и временное выбытие из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами

(1) Основаниями для перевода лица из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, в иную организацию социального обслуживания являются заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра об отсутствии медицинских показаний к нахождению в стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, заявление лица или его законного представителя о таком переводе, а также рекомендации комиссии, указанной в статье 441 настоящего Закона.

(2) Основаниями для выписки из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, являются заявление лица или его законного представителя о такой выписке при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно, а также рекомендации комиссии, указанной в статье 441 настоящего Закона, а в случае, если выписывающееся лицо не способно проживать самостоятельно, также необходимо заявление лица, обязующегося обеспечивать помощь указанному лицу и уход за ним.

(3) Основаниями для временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, на срок, превышающий 24 часа, являются:

заявление лица, временно выбывающего из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, или его законного представителя о временном выбытии из указанной организации (далее ― заявление о временном выбытии);

заявление лица, обязующегося обеспечивать помощь лицу, временно выбывающему из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, и уход за ним в период его временного выбытия, а в случае, если лицо, страдающее психическим расстройством и подавшее заявление о временном выбытии, признано в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, согласие его опекуна или попечителя на временное выбытие подопечного из указанной организации и обеспечение помощи этому лицу и ухода за ним.

(4) Порядок и условия перевода, выписки и временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания.

(5) Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации, оказывает содействие лицу, временно выбывающему из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, в предоставлении срочных социальных услуг по месту его жительства или по месту его пребывания, а также медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и настоящим Законом.

(6) Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации, оказывает содействие лицу, выписывающемуся из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, в предоставлении социального обслуживания по месту его жительства или по месту его пребывания, а также медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и настоящим Законом.»;

12) раздел IV дополнить статьей 441 следующего содержания:

«Статья 441. Комиссия по рассмотрению вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, временном выбытии, переводе и выписке из нее

(1) Органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации, создаются комиссии по рассмотрению вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, временном выбытии, переводе и выписке из нее (далее ― комиссия).

(2) Примерный порядок создания и деятельности комиссий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(3) В состав комиссии включаются представители органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов опеки и попечительства, государственного юридического бюро (при наличии), общественных объединений и негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, врач-психиатр.

(4) Комиссия рассматривает вопросы о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, переводе и выписке из нее в соответствии со статьями 41, 42 и 44 настоящего Закона и вырабатывает рекомендации:

о приеме или об отказе в приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами;

о переводе или об отказе в переводе из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, в иную организацию социального обслуживания;

о выписке или об отказе в выписке из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами.

(5) Вопросы о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, временном выбытии, переводе и выписке из нее рассматриваются комиссией при участии лица, страдающего психическим расстройством, его законного представителя и иных лиц по указанию лица, страдающего психическим расстройством, родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством. При рассмотрении комиссией вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, временном выбытии, переводе и выписке из нее учитывается мнение лица, страдающего психическим расстройством.

(6) Комиссия в целях выработки рекомендаций, указанных в частях четвертой и седьмой настоящей статьи, устанавливает:

уровень информированности лица, страдающего психическим расстройством, в том числе несовершеннолетнего, о последствиях его приема в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, последствиях перевода в иную организацию социального обслуживания или выписки из нее, а также о последствиях отказа от поданного заявления;

наличие или отсутствие нуждаемости лица, страдающего психическим расстройством, в помощи и уходе за ним при выписке из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также наличие лица, обязующегося обеспечивать помощь лицу, выписывающемуся из указанной организации, и уход за ним в случае установления у данного лица нуждаемости в помощи и уходе;

наличие или отсутствие оснований для отказа во временном выбытии лицу, подавшему заявление о временном выбытии

из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами.

(7) В случае отказа во временном выбытии лицо, подавшее заявление о временном выбытии из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, либо его законный представитель вправе обратиться в комиссию, которая по итогам рассмотрения обращения вырабатывает рекомендации.»;

13) статью 46 изложить в следующей редакции:

«Статья 46. Защита прав граждан, страдающих психическими расстройствами

(1) Защиту прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь, а также прав граждан, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляют:

органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с установленными полномочиями;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными полномочиями;

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации и уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации;

Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, а также иные субъекты общественного контроля в соответствии с законодательством об общественном контроле;

общественные наблюдательные комиссии в соответствии с законодательством об общественном контроле и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

государственные юридические бюро и адвокаты, в том числе оказывающие гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации;

общественные объединения и негосударственные организации, осуществляющие деятельность в сфере защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, в соответствии с их уставами (положениями).

(2) Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками, иные общественные организации в соответствии со своими уставами (положениями) могут осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан по их просьбе или с их согласия при оказании им психиатрической помощи.

(3) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления привлекают представителей органов или организаций в сфере защиты прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами, для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы лиц, страдающих психическими расстройствами.

(4) Представители органов и организаций, указанных в частях первой ― третьей настоящей статьи, обязаны соблюдать общие требования к организации посещения пациента в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, общие требования к организации посещения лица, находящегося в стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».».

Статья 2

Пункт 32 статьи 3 Федерального закона от 25 ноября 2013 года № 317-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 48, ст. 6165) признать утратившим силу.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Утратил силу в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 10 декабря 2018 года № 696

Приложение № 11

к приказу Комздрава МОКиЗ РК

от 13 мая 1998 года № 269

Инструкция о порядке сообщения сведений о психическом
состоянии граждан

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, факты обращения за психиатрической помощью и лечения в организации, оказывающей такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом.

В целях обеспечения строгого соблюдения врачебной тайны и правил медицинской деонтологии при выдаче справок и заключений как о наличии, так и об отсутствии психического заболевания, медицинским работникам всех лечебно-профилактических учреждений и их подразделений следует руководствоваться следующими положениями.

1. Психоневрологические и психиатрические учреждения (отделения, кабинеты) должны выдавать справки и заключения, содержащие какие-либо сведения о психическом состоянии граждан следственным и судебным органам только по их письменным запросам, а подлинники карт стационарных больных, индивидуальные карты амбулаторных больных — по постановлению об их изъятии.

2. К следственным и судебным органам относятся органы дознания, следствия, прокуратуры, суды, а также адвокаты.

3. Подробные медицинские сведения, выписки из карт стационарного больного, индивидуальных карт амбулаторного больного психиатрических и психоневрологических учреждений (отделений, кабинетов) могут высылаться на письменные запросы психиатрических и психоневрологических учреждений (отделений, кабинетов), врачей-психиатров, работающих в других лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях других министерств и ведомств, а также в адрес вышестоящих органов здравоохранения (последним при конкретных письменных указаниях направляются подлинники медицинских документов).

Медицинские сведения на психически больных в военкоматы, МСЭКи, медицинские части психоневрологических интернатов социальной защиты и просвещения пересылаются или направляются с нарочным.

Во всех остальных случаях сообщение подробных медицинских сведений, диагнозов психически больных ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

4. Психиатрическим и психоневрологическим учреждениям (отделениям, кабинетам) запрещается сообщать какие-либо сведения о больных, состоящих на учете у врача-психиатра, на запросы общего характера, не содержащих указаний о цели и причине запроса (за исключением запросов органов и учреждений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей инструкции).

Право подписи справок и ответов, содержащих сведения медицинского характера, представляется только руководителю лечебного учреждения и его заместителю (заведующему диспансерным отделением)(сноска). Их регистрация осуществляется в особом журнале. Запросы и копии ответов на них подшиваются в карту стационарного больного или индивидуальную карту амбулаторного больного.

Что включает в себя право пациента на информацию о состоянии своего психического здоровья?

Право пациента на получение информации о состоянии своего здоровья, а также право на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана такая информация, гарантированы п. 5

ч. 5 ст. 19 и ст. 22 Закона об охране здоровья.

Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию:

1) о состоянии своего здоровья, в т. ч. сведения: о результатах медицинского обследования, о наличии заболевания,

об установленном диагнозе, о прогнозе развития заболевания;

2) о методах оказания медицинской помощи[32], связанном с ними риске;

3) о возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях;

4) о результатах оказания медицинской помощи.

Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту

лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли.

В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в ч. 2 ст. 54 Закона об охране здоровья (несовершеннолетних, не достигнувших возраста 15 лет; больных наркоманией, не достигших возраста 16 лет), и граждан, признанных судом недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям (ч. 2 ст. 22 Закона об охране здоровья).

По правилам ч. 3 ст. 22 Закона об охране здоровья в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Закон о психиатрической помощи предусматривает некоторые особенности в регулировании данного вопроса. Лицо, страдающее психическим расстройством, согласно абзацу третьему ч. 2 ст. 5 имеет право на получение информации, а врач, как следует из ч. 2 ст. 11, соответственно обязан предоставить такому лицу информацию:

1) о характере имеющегося у него психического расстройства,

2) о рекомендуемом лечении:

— целях,

— методах, включая альтернативные,

— продолжительности,

— о болевых ощущениях,

— возможном риске,

— побочных эффектах,

— ожидаемых результатах[33].

При этом Закон о психиатрической помощи делает оговорку: предоставление такой информации осуществляется не только в доступной для пациента форме, но и с учётом его психического состояния, т. е. в таком виде и такой форме, которые исключают причинение пациенту психической травмы и не вовлекут врача в конфликт с ним. В меддокументации делается запись о том, какая информация была предоставлена пациенту.

Закон не обязывает сообщать пациенту буквальную формулировку психиатрического диагноза. Пациенту должны быть разъяснены характер расстройства с описанием его проявлений, особенностей течения и тех нарушений нервной системы, с которыми оно связано. Однако из этого не следует, что на пациентов, страдающих психическим расстройством, не распространяются общие правила, установленные ч. 1 ст. 22 Закона об охране здоровья, и он лишён права получить сведения в отношении установленного ему диагноза.

Для большинства лиц с психическими расстройствами возможность реализации права на информацию не должна ограничиваться или вовсе исключаться. Так, 72 % опрошенных пациентов, находящихся в острых отделениях психиатрических стационаров Вологды, Кирова, Москвы, Оренбурга, Ставрополя, называют получение сведений о своём психическом состоянии и лечении одной из важных потребностей. При этом возможности психиатрической службы в удовлетворении данной потребности врачи оценивают лишь в 27 %. В ходе опроса только 35 % респондентов указали, что знают «свой» психиатрический диагноз. Из всех получавших психотропные препараты лишь треть смогла указать их название.[34]

В Законе о психиатрической помощи имеется некоторое противоречие между ч. 2 ст. 11, обязывающей врача предоставлять пациенту информацию о состоянии его здоровья, и ст. 9, в соответствии с которой по просьбе лица с психическими расстройствами или по просьбе его законного представителя им могут быть представлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи. Некоторые врачи-психиатры трактуют положения ст. 9 таким образом, что указанные сведения могут быть, а могут и не быть предоставлены. По их мнению, решение этого вопроса целиком отдано на усмотрение врача. Это неверное понимание нормы. Оно, возможно, связано с неудачной формулировкой ст. 9. Врач не вправе отказать в предоставлении такой информации[35], тем более законному представителю лица. Вместе с тем, врачу имеет смысл уточнить у пациента (или его законного представителя) для чего необходима такая информация. Это позволит определить характер и объём передаваемой информации, форму её изложения, а также пресечь возможные неправомерные действия различных организаций, требующих от граждан в нарушение ст. 8 Закона о психиатрической помощи те или иные справки о состоянии их психического здоровья. Выявив такую ситуацию, врач должен разъяснить пациенту (или его законному представителю), что для реализации им своих прав и законных интересов в конкретной сфере представления подобных сведений не требуется.

Закон о психиатрической помощи специально не предусматривает гарантированное п. 5 ч. 5 ст. 19 Закона об охране здоровья право пациента на выбор лица, которому в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. Это право, впрочем, распространяется на все категории пациентов. Применительно к пациентам, страдающим психическими расстройствами, это право прямо вытекает из положений ст. 7 Закона о психиатрической помощи о представительстве граждан, которым оказывается психиатрическая помощь. Полномочия представителя на получение такого рода информации, а также на получение копий меддокументов должны быть указаны в доверенности, выданной пациентом.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда (апелляционное определение от 10 июля 2013 г. по делу Nb 11-2043/13) оставила без изменения решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2013 г., отказавшего в иске М.А.А. к главному врачу ГКУЗ «Психиатрическая больница № 14 ДЗ г. Москвы» об обязании выдать меддокументы.

М.А.А. пояснил, что находился в больнице на лечении с 23 февраля по 1 марта 2013 г. При выписке ему не был выдан выписной эпикриз. Его отец М.А.С. обратился к главному врачу больницы с просьбой о выдаче ему выписки из истории болезни и копии истории болезни, но ему было отказано.

Судебная коллегия указала, что о выдаче меддокументов письменно истец либо его представитель с надлежаще оформленными полномочиями к ответчику не обращались. Данные, свидетельствующие о нарушении прав истца, отсутствуют.

Вправе ли врач скрыть от пациента информацию о состоянии его здоровья?

Российское законодательство такого права врача, в т. ч. врача-психиатра, не предусматривает.

Однако этическими нормами такая возможность допускается. Так, согласно п. 7 раздела II Кодекса врачебной этики, одобренного Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г., пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, но он может от неё отказаться или указать лицо, которому следует сообщать о состоянии его здоровья. Информация может быть скрыта от пациента в тех случаях, когда имеются веские основания полагать, что она может нанести ему серьезный вред. Однако по чётко выраженному пациентом требованию врач обязан предоставить ему полную информацию. В случае неблагоприятного прогноза больного необходимо проинформировать предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на продление жизни, на возможный благоприятный исход.

Таким образом, если пациент не просто изъявит желание или попросит предоставить ему некоторые сведения, а потребует от врача предоставить ему полную информацию и сделает это чётко без запинок, то врачу ничего не останется, как выполнить свою обязанность, руководствуясь не только требованиями закона, но и этическими нормами.

Право врача по своему усмотрению сокрыть от пациента информацию присутствует в законодательстве некоторых зарубежных стран. Например, Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения от 18 сентября 2009 г. допускает сокрытие от пациента истинного диагноза. В соответствии с п. 6 ст. 91 Кодекса «информация может быть скрыта от пациента лишь в тех случаях, если есть веские основания полагать, что предоставление медицинской информации не только не принесёт пользы, но причинит пациенту серьёзный вред». В этих случаях, согласно указанной норме, данная информация сообщается его супругу (супруге), близким родственникам или законным представителям. Использование при прогнозировании последствий предоставления пациенту информации таких категорий, как «польза» и «вред», не может в полной мере обеспечить объективность выводов врача.

Несколько более определённые критерии для решения данного вопроса заложены в Законе Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З «Об оказании психиатрической помощи». Согласно ст. 20 данного Закона информация о состоянии психического здоровья пациента предоставляется врачом-специалистом пациенту или его законному представителю устно и излагается в форме, соответствующей требованиям медицинской этики и деонтологии и доступной для понимания лицом, не обладающим специальными знаниями в области оказания психиатрической помощи. В случаях, когда такая информация может негативно повлиять на состояние психического здоровья пациента или привести к совершению им действий, угрожающих его жизни и (или) здоровью, жизни и (или) здоровью иных лиц, врач-специалист вправе ограничить объём предоставляемой информации.

Может ли гражданин непосредственно знакомиться с медицинскими документами, отражающими состояние его психического здоровья?

Право доступа пациента к собственной истории болезни и другим медицинским документам определено Конституцией РФ в рамках предусмотренного ч. 2 ст. 24 права каждого на ознакомление с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Органы и должностные лица обязаны обеспечить каждому такую возможность.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ[36], в силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность её особой защиты. При этом Конституция РФ допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в т. ч. режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан.[37]

Согласно ч. 4 ст. 22 Закона об охране здоровья пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти[38], и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

Данное право пациента предусматривалось ч. 4 ст. 31 ранее действовавших Основ. Однако в психиатрии оно повсеместно нарушалось и продолжает нарушаться, в т. ч. и вследствие того, что такое право Законом о психиатрической помощи специально не предусмотрено. В лучшем случае в ответ на своё заявление пациент получает выписку из медкарты, что не обеспечивает реализацию право пациента непосредственно знакомиться с меддокументами.

Так, Темниковский районный суд Республики Мордовия (решение от 29 марта 2011 г. по делу № 2-59/2011) удовлетворил исковые требования Ханзярова А.Ш. к МУЗ «Темниковская центральная районная больница им. А.И.Рудявского» о предоставлении запрошенной информации и обязал больницу предоставить истцу и его представителю медкарту амбулаторного больного Ханзярова для ознакомления, а также выдать истцу и его представителю копию указанной карты для получения консультаций по ней у других специалистов.

Ханзяров указал, что ответчик незаконно, нарушив его право на доступ к информации о состоянии своего здоровья, закреплённое ст. 31 Основ, отказался ознакомить его и избранного им представителя с медкартой амбулаторного больного на имя истца и выдать её копию. Вместо запрошенной информации им выдали выписку из медкарты, с содержанием которой они не согласны.

Представитель ответчика суду пояснил, что Ханзяров с 1978 г. состоит на «Д» учёте у врача-психиатра больницы. В удовлетворении заявления истцу было отказано, т. к. законодательство не обязывает медучреждение знакомить граждан с медкартами и выдавать их копии. Истцу и его представителю выдана выписка из медкарты, где в доступной форме отражены сведения о состоянии его здоровья и об оказанной ему медицинской помощи. Таким образом, право истца на доступ к информации о состоянии его здоровья не нарушено.

Суд посчитал требования истца обоснованными. По мнению суда, отказ в предоставлении запрошенной информации противоречит положениям ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ст. 9 Закона о психиатрической помощи, ст. 31 Основ.

Медицинскими документами, содержащими сведения о состоянии здоровья гражданина, являются: медкарта амбулаторного больного, выписной эпикриз и другие документы. Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 255 утверждена учётная форма № 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», «Контрольная карта диспансерного наблюдения» и формы других меддокументов.

Обращения пациентов, составленные в письменной форме, с просьбой о предоставлении медицинской карты для ознакомления в большинстве случаев остаются без ответа и приобщаются к этим медкартам. Тем самым врачи нарушают не только право пациента непосредственно знакомиться с меддокументами, но и права, установленные законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.

Так, Алексеевский районный суд Белгородской области (решение от 12 июля 2013 г. по делу № 2-433/2013) признал обоснованными и удовлетворил исковые требования Елецкой Е.А к ОГБУЗ «Алексеевская ЦРБ» о признании действий по непредоставлению информации незаконными. Суд также признал незаконными действия больницы, выразившиеся в непредоставлении ответа на заявления, поданные Елецкой, и обязал больницу предоставить на них ответы.

Елецкая пояснила, что состоит «на учёте» у врача «…». 11 июля 2011 г. она передала врачу 2 заявления, тот расписался в их получении. Однако ответа на них она так и не получила.

Доводы ответчика о том, что указанные заявления больницей не получены, не нашли своего подтверждения. Судом установлено, что у истицы находятся копии заявлений с подписью врача об их принятии, а подлинники заявлений подклеены в амбулаторную карту истицы.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций и их должностным лицам. В соответствии со ст. 12 названного закона письменное обращение гражданина рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Доказательств, которые свидетельствовали бы о даче Елецкой ответов на её заявления, больницей не представлено.

Суд указал, что довод врача больницы о том, что в заявлении указана просьба об ознакомлении с записями из медкарты, однако знакомить пациента с такими записями врач не должен, не является основанием для нереагирования на заявления истицы. Кроме того согласно ст. 9 Закона о психиатрической помощи лицу, страдающему психическим расстройством, по его просьбе могут быть предоставлены сведения о состоянии его психического здоровья и об оказанной ему психиатрической помощи.

Доводы ответчика о том, что истицей нарушен порядок обращения, суд признан неубедительными. Из ответа на заявление Елецкой от 25 февраля 2011 г. следует, что ей было рекомендовано обращаться с письменным заявлением именно к участковому врачу.

Если ознакомление пациента с меддокументами в психиатрическом учреждении всё же допускается, то оно производится, как правило, выборочно. Пациента стараются не знакомить с теми сведениями, которые, по мнению врача, могут вызвать у него те или иные «нежелательные» действия (оспаривание произведённых в карте записей, «выяснение отношений» с родственниками, по инициативе которых пациент оказался в поле зрения врачей-психиатров и т. д.).

Судебная практика также оказывается не на стороне пациента, в особенности, если пациент страдает психическим расстройством и отбывает наказание по приговору суда.

Так, Судебная коллегия Верховного Суда Республики Коми (апелляционное определение от 17 сентября 2012 г. № 33-4152АП/2012) оставила без изменения решение Сыктывкарского городского суда от 10 июля 2012 г., которым отказано в удовлетворении иска Д. к ГУФСИН России по Республике Коми и ФКЛПУ Б-18 о взыскании компенсации морального вреда.

Д. указал, что по прибытии в ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми он был ознакомлен с выписными эпикризами, однако они не содержали полной информации, имеющейся в истории болезни. Ознакомившись с ответами на свои жалобы, он обнаружил противоречивую информацию, в частности относительно массы его тела в период нахождения в ФКЛПУ Б-18.

Судебная коллегия признала обоснованным указание суда первой инстанции на то, что Законом о психиатрической помощи не установлено обязательных требований в случае обращения осуждённого, страдающего психическим расстройством, знакомить его с медицинскими документами, предоставлять возможность делать из них выписки.

Такая позиция суда не может быть взята нами «на вооружение», поскольку она не согласуется с нормами Конституции РФ, базового Закона об охране здоровья, а также нормативными актами, регулирующими права осуждённых. Об этом свидетельствуют решения других судов, вынесенные в пользу граждан, страдающих психическими расстройствами.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда (кассационное определение от 10 мая 2012 г. по делу № 33-2286/2012) отменила решение Рыбинского городского суда от 2 марта 2012 г. в части отказа в удовлетворении требований К.О. о признании отказа в выдаче эпикриза незаконным и обязании выдать эпикриз. Судебная коллегия вынесла в данной части новое решение: возложить на ФК ЛПУ «Специализированная психиатрическая больница» УФСИН России по Ярославской области обязанность выдать К.О. информацию о характере имеющегося у него психического расстройства и применяемых методах лечения в доступной для него форме и с учётом его психического состояния.

К.О. указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области. С 15 октября по 24 ноября 2011 г. находился на стационарном обследовании и лечении в специализированной психиатрической больнице. По окончании лечения обратился с заявлением о выдаче медицинского заключения о состоянии здоровья. Зам. начальника больницы отказал ему в выдаче копии медицинского заключения, чем нарушил его права.

Отказывая в удовлетворении требований К.О., суд первой инстанции исходил из того, что права истца на получение информации о состоянии своего здоровья нарушены не были, а отказ администрации больницы в выдаче медзаключения является законным и обоснованным.

Судебная коллегия с данным выводом суда не согласилась по следующим основаниям.

Действительно, эпикриз является медицинским документом, содержащим термины, формулировки и специальные выражения. Он не излагается в доступной форме, исключает правильное понимание изложенной информации медицинского характера при отсутствии специального образования. Выдача эпикриза на руки осуждённому не предусмотрена п. 48, 78, 205, 266 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу, утверждённого приказами Минздравсоцразвития России № 640 и Минюста России № 190 от 17 октября 2005 г.

Вместе с тем, из обращения К.О. к лечащему врачу больницы следуют, что он просил выдать ему не копию эпикриза, а документ, отражающий сведения о состоянии его здоровья.

Статьей 31 Основ, действовавших на момент обращения истца с заявлением о предоставлении ему информации, предусмотрено, что каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведённого лечения. Аналогичная норма содержится в ст. 22 Закона об охране здоровья, действующего в настоящее время.

Согласно положениям ст. 5, 9 Закона о психиатрической помощи все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на получение в доступной для них форме и с учётом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи.

Из материалов дела следует, что информация о том, каким расстройством страдает К.О., в какой медицинской помощи нуждается, как действуют лекарственные препараты, для чего они нужны, доводилась до сведения К.О. в устной беседе лишь при поступлении в психиатрическую больницу.

К.О. имеет право на предоставление информации о состоянии его здоровья. У суда не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требований о возложении на больницу обязанности выдать К.О. такую информацию. Вместе с тем, с учётом норм законодательства, информация истцу должна быть выдана в доступной для него форме и с учётом его психического состояния.

Вывод суда об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда является правильным. Доказательств того, что в результате действий ответчика было допущено нарушение личных неимущественных прав истца, а также причинение ему нравственных переживаний материалы дела не содержат.

Аналогичных решений добиваются и осуждённые, страдающие иными заболеваниями.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики (апелляционное определение от 11 марта 2013 г. по делу № 33-749) отменила решение Можгинского районного суда от 5 октября 2012 г. в части отказа в удовлетворении заявления осуждённого М.А.В. о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ «Лечебно-исправительное учреждение № 2 УФСИН» по отказу в ознакомлении с заключением фтизиатров. Судебная коллегия приняла новое решение, которым удовлетворила заявление М.А.В., признала отказ незаконным и обязала учреждение ознакомить осуждённого с заключением.

М.А.В. подал заявление администрации учреждения с просьбой об ознакомлении с заключением фтизиатров и результатами комиссии. В ответе администрации было указано, что решением комиссии он снят с группы диспансерного учёта по лабораторным исследованиям согласно срокам диспансерного наблюдения. В ознакомлении с заключением ему было отказано, а также не сообщён диагноз по поводу туберкулёза лёгких.

Отменяя решение суда первой инстанции, Судебная коллегия указала, что в силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно ч. 4 и 5 ст. 22 Закона об охране здоровья пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, на основании письменного заявления получать медицинские документы.

Порядок предоставления таких документов пациентам с учётом их статуса лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, регулируется специальными нормативными актами. В соответствии с п. 64 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России № 640 и Минюста России № 190 от 17 октября 2005 г., в медкарте амбулаторного больного делаются записи обо всех назначениях и манипуляциях, независимо от места их проведения (ШИЗО, ДИЗО, ЕПКТ, ПКТ камере СИЗО). Согласно п. 65 названного документа медкарты, листы назначений, листки временной нетрудоспособности на руки подозреваемым, обвиняемым и осуждённым не выдаются, хранятся в медицинской части в шкафах под замком. Однако данное положение не лишает указанных лиц права на получение информации о состоянии своего здоровья. По требованию подозреваемого (обвиняемого, осуждённого) ему обеспечивается возможность непосредственного ознакомления с меддокументацией, отражающей состояние его здоровья, в присутствии врача.

Как указала Судебная коллегия, поскольку от М.А.В. поступило заявление с просьбой об ознакомлении с заключением фтизиатров о снятии его с учёта, учреждение было обязано ознакомить М.А.В. с заключением врачебной комиссии в порядке, предусмотренном п. 65 названного Порядка. Отказ в ознакомлении с заключением, непосредственно касающимся состояния здоровья заявителя, нарушает его права, предусмотренные ст. 22 Закона об охране здоровья.

Ссылка представителя ответчика на то, что заявителю по заключению комиссии дан подробный ответ, и это свидетельствует об ознакомлении с заключением, является несостоятельной. Заключение суду не представлено, в связи с чем невозможно установить соотносится ли данный документ с полученным М.А.В. ответом. Более того, заявитель в силу закона имеет право знакомиться непосредственно с медицинским документом, в данном случае — заключением.

Гражданин имеет право знакомиться и с другими видами медицинских документов, в частности документами, оформляемыми при производстве медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда (апелляционное определение от 17 мая 2012 г. по делу № 33-661/2012) оставила без изменения решение Елизовского районного суда от 21 марта 2012 г., удовлетворившего заявление Л. о признании незаконными действий руководителя Бюро МСЭ, выразившихся в отказе в выдаче Л. заверенной копии решения комиссии Бюро МСЭ по результатам МСЭ, оформленного в форме медицинского акта о снятии с Л. 3 группы инвалидности. Суд обязал руководителя Бюро в течение 3 дней со дня вступления решения суда законную силу выдать Л. заверенную копию документа.

Л. пояснил, что, не согласившись с решением Бюро МСЭ и намереваясь его обжаловать, обратился к руководителю Бюро с заявлением о выдаче ему заверенной копии заключения, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что он не имеет на это права.

В суде руководитель Бюро пояснил, что Л. в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, Административным регламентом по представлению государственной услуги по предоставлению медико-социальной экспертизы, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. № 295н выдана справка, в которой отражено решение о снятии инвалидности. Именно справка является формой решения МСЭ. Гражданину по его желанию может быть выдана лишь копия разделов акта МСЭ, отражающих состояние здоровья гражданина, выдача копии самого акта законодательством не предусмотрена.

Судебная коллегия указала, что согласно п. 29 Правил признания лица инвалидом и п. 60 названного Административного регламента по результатам МСЭ составляется акт, подписываемый руководителем бюро и специалистами, принимавшими решение. В силу ст. 22 Закона об охране здоровья каждый имеет право получать имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья и меддокументы, его отражающие. Согласно п. 61 Административного регламента получателю госуслуги по заявлению в день его подачи выдаётся копия разделов акта МСЭ, отражающих состояние здоровья гражданина, по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов. Отказ в выдаче Л. копии акта МСЭ незаконен, поскольку формой решения МСЭ является именно акт, следовательно, при наличии заявления о выдаче копии решения МСЭ получатель госуслуги вправе получить копию соответствующего акта.

Конец ознакомительного фрагмента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов мвд
  • Инструкция о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования автомобилей
  • Инструкция о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов
  • Инструкция о порядке приемки товаров по качеству
  • Инструкция о порядке применения норм расхода топлива 2021 рб