Инструкция о порядке возбуждения дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

(в ред. Федеральных законов от 07.06.2013 N 113-ФЗ (ред. 23.07.2013), от 23.07.2013 N 202-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2024 в п. 4 ч. 1 ст. 28.1 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 405-ФЗ).

4) фиксация административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (в части административных правонарушений, предусмотренных частями 3.1 — 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса), в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

(в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

(часть первая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 202-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 404-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

(часть 1.2-1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 250-ФЗ)

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

(часть 1.2-2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ)

1.2-3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.29.2 настоящего Кодекса, является невыполнение в установленный срок требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

(часть 1.2-3 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 428-ФЗ)

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 201-ФЗ, от 14.07.2022 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 — 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 625-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 настоящего Кодекса. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ)

3.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ)

3.4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае непредставления в орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ)

3.5. Без проведения контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, может возбуждать дела об административных правонарушениях:

1) предусмотренных частями 1 — 2.1 и 4 статьи 13.11 (в случае поступления от физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, данных, подтверждающих наличие события административного правонарушения), частью 1 статьи 13.21 (в случае поступления от средства массовой информации, совершившего административное правонарушение, данных, подтверждающих изготовление или распространение продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей) настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных статьей 6.13 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), частями 3 и 4 статьи 6.21 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), частью 2 статьи 6.21.1 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), частью 2 статьи 6.21.2 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), статьями 13.2.1, 13.4, частями 3, 5 и 5.1 статьи 13.11, статьей 13.11.2, частями 2 — 11 статьи 13.15 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), статьей 13.15.1 (в части несвоевременного предоставления редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации), частью 1 статьи 13.21 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации, за исключением изготовления или распространения продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей), частями 2, 2.1 и 3 статьи 13.21 (в части административных правонарушений, совершаемых с использованием средств массовой информации), статьей 13.22, частями 1 — 3 и 5 статьи 13.29, частями 1 и 1.1 статьи 13.31, статьями 13.34, 13.40, статьей 13.42 (в случаях нарушения порядка эксплуатации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования и нарушения требований законодательства к эксплуатации технических средств контроля за соблюдением требований законодательства, предусматривающих ограничение доступа к информации), статьями 13.42.1, 13.44, частями 1 и 3 статьи 13.45, частями 2, 3 и 5 статьи 14.3.1 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 24.06.2023 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) предусмотренных частью 6 статьи 13.11, статьей 13.15.1 (в части непредоставления редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации), частью 1 статьи 13.21 (в части изготовления или распространения продукции незарегистрированных средств массовой информации), частью 4 статьи 13.29, частями 2 — 4 статьи 13.31, статьей 13.38, частью 4 статьи 14.1 (в части грубого нарушения лицензионных требований, выразившегося в необеспечении оператором связи требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий) настоящего Кодекса, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи.

(часть 3.5 введена Федеральным законом от 29.12.2022 N 625-ФЗ)

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 249-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

(п. 7 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 44-ФЗ)

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 5 ст. 28.1 см. Постановление КС РФ от 30.03.2021 N 9-П.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Положения частей 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

(примечание в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлен ряд поводов к возбуждению дела об административном правонарушении:
1) непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами административного правонарушения;
2) материалы (акты, заключения и т.п.), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления, распространенные в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

При этом дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
5) вынесения на месте должностным лицом в отношении физического лица постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, а также в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

При этом в зависимости от способа возбуждения дела об административном правонарушении различается и дальнейшая процессуальная проверка.

Без составления уполномоченными должностными лицами вышеуказанных процессуальных документов производство по делу об административном правонарушении является незаконным.
Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении имеет составление протокола об административном правонарушении. При этом под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется во всех случаях, кроме упрощенного производства, т.е. когда наказание назначается без составления протокола, и в том случае, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, о чем указанные лица проставляют свои подписи в протоколе. Это необходимо в целях соблюдения законных прав и гарантий лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, и иных участников производства по делу об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлен ряд поводов к возбуждению дела об административном правонарушении:
1) непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами административного правонарушения;
2) материалы (акты, заключения и т.п.), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления, распространенные в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

При этом дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
5) вынесения на месте должностным лицом в отношении физического лица постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, а также в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

При этом в зависимости от способа возбуждения дела об административном правонарушении различается и дальнейшая процессуальная проверка.

Без составления уполномоченными должностными лицами вышеуказанных процессуальных документов производство по делу об административном правонарушении является незаконным.
Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении имеет составление протокола об административном правонарушении. При этом под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется во всех случаях, кроме упрощенного производства, т.е. когда наказание назначается без составления протокола, и в том случае, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, о чем указанные лица проставляют свои подписи в протоколе. Это необходимо в целях соблюдения законных прав и гарантий лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, и иных участников производства по делу об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Содержание

  1. Статья 28.1 КоАП РФ
  2. Возбуждение дела об административном правонарушении
  3. Полномочия прокурора по возбуждению дела об административном правонарушении
  4. Компетенция органов, осуществляющих возбуждение дела
  5. Правила предъявления обвинения по делу об административном правонарушении
  6. Обжалование решений по делу об административном правонарушении

Статья 28.1 КоАП РФ регулирует процедуру возбуждения дела об административном правонарушении. В соответствии с данной статьей, право на возбуждение дела об административном правонарушении принадлежит прокурору, который выступает в роли обвинителя.

Обратимся к самому понятию «дело об административном правонарушении». Это юридический термин, обозначающий специальную процедуру рассмотрения нарушений административного права. Дело возбуждается по факту обнаружения административного правонарушения и проходит определенные стадии, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором на основании полученной информации о совершенном правонарушении. Прокурор в своей деятельности руководствуется принципом законности и имеет право начать дело об административном правонарушении по своей инициативе или по результатам рассмотрения заявления или жалобы граждан, организаций и иных заинтересованных лиц.

Важно отметить, что возбуждение дела об административном правонарушении означает начало процесса его рассмотрения в суде. На этой стадии прокурор, действуя от имени общества и государства, представляет интересы общества в защите общего порядка и правопорядка.

Статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) регулирует вопросы по возбуждению дел об административных правонарушениях.

В соответствии с данной статьей, прокурор обладает полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях. Это означает, что прокурор имеет право на осуществление контроля за соблюдением законности и правопорядка в сфере административных правонарушений.

Статья 28.1 КоАП РФ определяет порядок действий прокурора в отношении административных правонарушений. В случае, если прокурор узнает о совершении административного правонарушения, он может принять меры к возбуждению дела об этом правонарушении.

Обязанность прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях заключается в том, чтобы принять необходимые меры для привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с законом. Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении дела и представить суду все необходимые материалы в целях рассмотрения дела.

Возбуждение дела об административном правонарушении

В Российской Федерации возбуждение дела об административном правонарушении лежит в полномочиях прокурора. Прокурор имеет право самостоятельно и по мотивированному заявлению граждан, организаций и иных лиц обратиться в суд для возбуждения дела по факту совершения административного правонарушения.

При возбуждении дела об административном правонарушении прокурор обязан изучить материалы проверки и выполнить ряд процедурных действий. В процессе возбуждения дела прокурор имеет право запросить от компетентных органов и учреждений необходимые документы, провести проверки, допросить свидетелей и причастных лиц. В случае обнаружения достаточных доказательств о совершении административного правонарушения, прокурор составляет процессуальные документы и направляет дело в суд.

Важно отметить, что возбуждение дела об административном правонарушении зависит от категории правонарушения. Действия прокурора по возбуждению дела могут варьироваться в зависимости от видов административных правонарушений, таких как нарушение правил дорожного движения, нарушение правил охраны окружающей среды, нарушение правил санитарно-эпидемиологического благополучия и других.

В целях обеспечения справедливости и борьбы с административными правонарушениями, прокурору предоставлено право на возбуждение дел об административных правонарушениях и контроль за соблюдением административного законодательства. Это позволяет поддерживать правопорядок в обществе и обеспечивать выполнение гражданами законов, поддерживая безопасность и порядок на территории Российской Федерации.

Полномочия прокурора по возбуждению дела об административном правонарушении

В соответствии со статьей 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, прокурор имеет определенные полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении.

Прокурор, как общественное обвинение и контроль за исполнением закона, имеет право проводить проверки на предмет выявления административных правонарушений и принимать соответствующие решения по возбуждению дел. Он обладает юридическими знаниями и компетенцией для определения наличия состава административного правонарушения.

Полномочия прокурора по возбуждению дела об административном правонарушении включают также право проводить предварительное следствие, собирать необходимые доказательства и документацию, а также привлекать специалистов для проведения экспертиз.

Прокурор вправе выдвигать обвинение по административному правонарушению и представлять интересы государства или общества в административном суде. Он имеет возможность осуществлять контроль за приведением правонарушителей к административной ответственности и вносить ходатайства о назначении наказания.

Таким образом, полномочия прокурора по возбуждению дела об административном правонарушении являются важным инструментом обеспечения законности и защиты прав граждан и общественных интересов.

Компетенция органов, осуществляющих возбуждение дела

В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ, возбуждение дел по административным правонарушениям осуществляется полномочными органами. К таким органам относятся: инспекторы Государственной инспекции труда, сотрудники органов внутренних дел, должностные лица налоговых органов, чиновники местного самоуправления, инспекторы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие.

Исходя из положений статьи 28.1 КоАП РФ, прокуроры обладают полномочиями по возбуждению дел по административным правонарушениям. Они осуществляют надзор за соблюдением законности и обращаются в суд с заявлением о привлечении правонарушителя к ответственности.

Для возбуждения дел по административным правонарушениям полномочные органы следуют установленной процедуре. Они проводят проверку фактов и собирают необходимые доказательства. При наличии достаточных оснований для возбуждения дела, они принимают решение о привлечении правонарушителя к ответственности.

Важно отметить, что полномочные органы несут ответственность за законность и обоснованность принятых решений по возбуждению дел по административным правонарушениям. В случае выявления нарушений в процессе возбуждения дела, правонарушитель может обратиться в суд с жалобой на действия органа, осуществившего такое возбуждение.

Правила предъявления обвинения по делу об административном правонарушении

Правила предъявления обвинения по делу об административном правонарушении

Полномочия прокурора в отношении правонарушений регламентируются статьей 28.1 КоАП РФ. Эта статья устанавливает порядок и условия возбуждения дела об административном правонарушении.

Прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении в случаях, предусмотренных законом. Для этого прокурору необходимо иметь достаточные основания установить факт совершения правонарушения, а также наличие в законодательстве предусмотренных правовых последствий за это правонарушение.

Возбуждение дела производится приказом прокурора. В приказе должны быть указаны все необходимые сведения о правонарушении, его субъекте и обстоятельствах его совершения. Приказ должен содержать также ссылку на норму закона, которую нарушил субъект.

Обвинение по делу об административном правонарушении предъявляется лицу, совершившему правонарушение, в письменной форме. В обвинении должны быть указаны все существенные факты и обстоятельства, которые являются основанием для признания данного деяния административным правонарушением. В обвинении также указываются правовые последствия, предусмотренные законодательством за данное правонарушение.

Обжалование решений по делу об административном правонарушении

Обжалование решений по делу об административном правонарушении

По окончании процедуры возбуждения дела по административному правонарушению и вынесения соответствующего решения, стороны имеют право на его обжалование. Особую роль в этом процессе играет прокурор, который может обратиться в суд с требованием о признании решения незаконным или обжаловать акт надзорного органа.

Обжалование решений по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, установленном законом. В случае несогласия с вынесенным решением, сторона может подать апелляционную жалобу в апелляционный суд. При этом необходимо представить аргументацию и доводы, подтверждающие нарушение прав, связанных с рассмотрением дела.

Прокурор имеет особые права и полномочия по обжалованию решений по делу об административном правонарушении. Он может выступить стороной в суде, проконтролировать соблюдение процессуальных правил при рассмотрении дела, заявить ходатайство о привлечении дополнительных свидетелей и экспертов, предложить доказательства, в том числе исследование места совершения правонарушения.

В целях защиты своих интересов и обеспечения справедливости рассмотрения дела об административном правонарушении, сторонам необходимо активно использовать право на обжалование решений. Обращение в апелляционный суд, с приведением аргументов и доказательств, может помочь изменить решение суда первой инстанции или добиться его отмены. В случае обжалования акта надзорного органа, суд может прийти к обратному мнению и признать его незаконным.

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (в части административных правонарушений, предусмотренных частями 3.1 — 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса), в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.2-3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.29.2 настоящего Кодекса, является невыполнение в установленный срок требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.

3.1. Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 — 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.

3.2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 настоящего Кодекса. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

3.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

3.4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае непредставления в орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

3.5. Без проведения контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, может возбуждать дела об административных правонарушениях:

1) предусмотренных частями 1 — 2.1 и 4 статьи 13.11 (в случае поступления от физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, данных, подтверждающих наличие события административного правонарушения), частью 1 статьи 13.21 (в случае поступления от средства массовой информации, совершившего административное правонарушение, данных, подтверждающих изготовление или распространение продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей) настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных статьей 6.13 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), частями 3 и 4 статьи 6.21 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), частью 2 статьи 6.21.1 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), частью 2 статьи 6.21.2 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), статьями 13.2.1, 13.4, частями 3, 5 и 5.1 статьи 13.11, статьей 13.11.2, частями 2 — 11 статьи 13.15 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), статьей 13.15.1 (в части несвоевременного предоставления редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации), частью 1 статьи 13.21 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации, за исключением изготовления или распространения продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей), частями 2, 2.1 и 3 статьи 13.21 (в части административных правонарушений, совершаемых с использованием средств массовой информации), статьей 13.22, частями 1 — 3 и 5 статьи 13.29, частями 1 и 1.1 статьи 13.31, статьями 13.34, 13.40, статьей 13.42 (в случаях нарушения порядка эксплуатации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования и нарушения требований законодательства к эксплуатации технических средств контроля за соблюдением требований законодательства, предусматривающих ограничение доступа к информации), статьями 13.42.1, 13.44, частями 1 и 3 статьи 13.45, частями 2, 3 и 5 статьи 14.3.1 настоящего Кодекса;

2) предусмотренных частью 6 статьи 13.11, статьей 13.15.1 (в части непредоставления редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации), частью 1 статьи 13.21 (в части изготовления или распространения продукции незарегистрированных средств массовой информации), частью 4 статьи 13.29, частями 2 — 4 статьи 13.31, статьей 13.38, частью 4 статьи 14.1 (в части грубого нарушения лицензионных требований, выразившегося в необеспечении оператором связи требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий) настоящего Кодекса, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса;

7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Положения частей 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях
  • Инструкция о порядке действий при угрозе и возникновении чс террористического характера
  • Инструкция о порядке ведения оперативного журнала и оперативных переговоров
  • Инструкция о порядке действий при обнаружении предмета похожего на взрывное устройство
  • Инструкция о порядке действий персонала в случае возникновения пожара в школе