Инструкция по безопасной эксплуатации подъемных сооружений в подразделениях пао уралкалий

С 1 января 2021 г. вступили в силу новые ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»[1] и «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»[2].

В статье расскажем, как проводить производственный контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасной эксплуатации подъемных сооружений[3], подлежащих регистрации в Ростехнадзоре, что это за комплекс мер, и кто отвечает за их проведение.

Что такое производственный контроль?

Словарь

Производственный контроль (ПК) — составная часть системы управления ПБ, осуществляемая эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий и пожаров на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий, инцидентов, пожаров и ликвидации их последствий.

Технические устройства (ТУ), применяемые на ОПО — машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации ОПО.

Согласно п. 10 ФНП ПС Ответственность за организацию ПК несет руководитель эксплуатирующей организации. Каждая организация, эксплуатирующая ТУ на ОПО, должна самостоятельно, на основе анализа риска аварий, оценивать состояние ПБ, а также осуществлять функции ПК, предусмотренные действующими Правилами.

Промышленное оборудование может стать причиной травм и несчастных случаев, но производственные риски можно устранить или минимизировать. Для этого созданы правила и нормы, прописанные в ФНП ПС, а их соблюдение на предприятиях обеспечивает организация ПК.

Так как большинство нормативных актов, указываемых в преамбуле Положения, утратили силу с 1 января 2021 года, Положение о производственном контроле должно быть пересмотрено. Также изменились требования к содержанию самого локального нормативного акта. Теперь в Положении о производственном контроле на предприятии закрепляется не только порядок проведения внутренних проверок состояния ПБ, но и порядок осуществления контроля за устранением выявленных при проведении проверок нарушений.

Цель и задачи проведения ПК 

Целью ПК является защита жизни и здоровья работников от возможного риска, предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Основным принципом ПК является регулярное проведение проверок руководителями и специалистами разных уровней управления с учетом направлений деятельности, с последующим анализом причин выявляемых нарушений требований ПБ и принятием мер по их устранению.

Основными задачами ПК являются:

  • обеспечение соблюдения требований ПБ в эксплуатирующей организации;
  • анализ состояния ПБ в эксплуатирующей организации, в том числе путем проведения соответствующих экспертиз;
  • разработка мер, направленных на улучшение состояния ПБ и предотвращение ущерба окружающей среде;
  • контроль за соблюдением требований ПБ, установленных федеральными законами и иными НПА в области ПБ;
  • координация работ, направленных на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
  • контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований ТУ, применяемых на ОПО, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
  • контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Организация должна предоставлять информацию о ПК в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору согласно Требованиям к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности[4].

Кто осуществляет ПК на ОПО? 

Согласно п. 7 Правил ПК осуществляет служба ПК или работник, назначенный решением руководителя эксплуатирующей организации, или заместитель руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя. Инженерно-технический работник (далее — ИТР), ответственный за осуществление ПК, определяется в зависимости от численности работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО (см. табл. 1).

Таблица 1. Осуществление ПК в зависимости от численности работников

Осуществление ПК в зависимости от численности работников

Требования к ответственным за промышленную безопасность 

Напомним, что требования к квалификации ответственных за осуществление ПК поменялись. Так, согласно новым ФНП ПС на ОПО IV класса опасности, отвественный за ПБ сотрудник должен теперь иметь не только высшее техническое образование, но и дополнительное профессиональное образование в области ПБ (проходить профпереподготовку или повышение квалификации).

В первую очередь нужно назначить ответственных за соблюдение требований по обеспечению безопасной эксплуатации ПС в организации из числа ее аттестованных ИТР. В табл. 2 мы привели обязательные для них области аттестации в соответствии с Перечнем областей аттестации в области промышленной безопасности.

Таблица 2. Обязательные области аттестации для ИТР

Обязательные области аттестации для ИТР

РЕЗЮМЕ

  1. Ответственный подход к организации и порядку проведения ПК исключит возможность предполагаемых аварий и их последствий, способных причинить ущерб здоровью и жизни работников.
  2. Регулярные проверки состояния промышленной безопасности на ОПО обеспечат объективную оценку соблюдения установленных требований.
  3. Персональная ответственность каждого работника за соблюдение требований промышленной безопасности минимизирует промышленные риски.
  4. Приоритетом предупреждающих мер послужит обучение, информирование, вовлечение работников в процесс соблюдения требований инструкций.

[1] Утв. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461; далее — ФНП ПС.

[2] Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2168; далее — Правила.

[3] Далее — ПС.

[4] Утв. Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 518.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 6, 2021.

1.

ПАО «Уралкалий»

2. СОДЕРЖАНИЕ


стр.
Детализация
Докладчик
Кол-во
стр.
С.С. Селезнев
6
3-8
Промышленная безопасность
9 — 18
История и способы добычи калия, техногенные аварии на
Верхнекамском калийном месторождении
Д.В. Осипов,
В.В. Лаук
10
19 — 24
Последствия ликвидации аварии на БКПРУ-1
Э.В. Смирнов
6
25 — 30
СКРУ-2. Текущий статус
Э.В. Смирнов
6
31 — 37
Гидроизоляционная перемычка между СКРУ-1 и СКРУ-2
Д.Н. Шкуратский
7
38 — 41
Проблемы совместной отработки калия и нефти
Э.В. Смирнов
4
42 — 44
Перспективные схемы добычи калия
В.В. Лаук
3
45 — 49
Усть-Яйва: текущий статус строительства
Д.В. Осипов,
А.Н. Яшников
5
50 — 52
Государственный фонд для финансирования ликвидации
последствий техногенных аварий на горнорудных
предприятиях
Д.В. Осипов
3
53 — 54
Резюме
Д.В. Осипов
2
2

3.

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
3

4. Уралкалий – мировой производитель калия

Объединенная компания «Уралкалий» создана в 2011 году путем присоединения
ОАО «Сильвинит» к ОАО «Уралкалий»
Более 20 000 сотрудников работает в Группе компаний «Уралкалий»
Производственные мощности расположены в г. Березники и г. Соликамск
(Пермский край) на территории Верхнекамского месторождения калийномагниевых солей — II место в мире по запасам руды
В соответствии с ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов»
в
ПАО
«Уралкалий»
зарегистрировано 82 ОПО на которых
используется более 6500 технических
устройств. Производственный контроль за
эксплуатацией ОПО осуществляют более
1200 руководителей и специалистов
В соответствии с требованиями ФЗ «О
лицензировании
отдельных
видов
деятельности»
ПАО
«Уралкалий»
в
настоящий момент имеет 13 лицензий на
осуществление
необходимых
видов
деятельности в области промышленной
безопасности, такие как:
на
осуществление
деятельности,
связанной с обращением взрывчатых
материалов промышленного значения
на право осуществления деятельности
по производству маркшейдерских работ
на эксплуатацию взрывопожароопасных
и химически опасных производственных
объектов I, II и III классов опасности
4

5. Производственный травматизм в Группе компаний Уралкалий за период с 2011 по 2017 гг..

Количество несчастных случаев
Коэффициент частоты несчастных случаев
38
29
21
1
3
2011
2012
18
18
0,20
13
16
0
1
3
0
1
2013
2014
2015
2016
0,12
Виды несчастных случаев 2017
3
Защем- Контак- Спотыкания,
ление
тный
между
удар проскальпредме- предме- зывания
тами
том
2
Транс- Обрушепортное ние и
проис- осыпь
шествие земляных масс,
соли
0,08
0,10
Комментарии
4
1
0,11
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Смертельных
2
0,11
2017
Всего несчастных случаев
3
0,17
1
Попада- Ожог
ние инородного
тела в глаз
По результатам расследования несчастных
случаев в 2015 году внесены изменения в
штатное расписание управления по ОТ и ПБ
дирекции по ОТ, ПБ и ООС в части обеспечения
постоянного присутствия специалиста в каждой
смене в рудниках
введена новая должность — инспектор
горный технический сменный
(на каждый рудник по 5 штатных единиц)
5

6.

АВАРИИ И ИНЦИДЕНТЫ
НА ОБЪЕКТАХ ПАО «УРАЛКАЛИЙ» ЗА ПЕРИОД С 2011 ПО 2017 ГОДА
Инциденты
Аварии
2011
БКПРУ-4, рудник ствол №1,
задымление вертикальной горной выработки
2012
БКПРУ-4, отделение вакуумкристализации ХОФ,
возгорание реконструируемого вакуумкристализатора
при проведении огневых работ

2014
СКРУ-2, рудник,
затопление рудника
2015
БКПРУ-2, рудник,
газодинамическое явление

СКРУ-1, рудник,
механические повреждения скипа
2016
СКРУ-1,
возгорание отходов производства
2017
БКПРУ-4, рудник
подтопление горных выработок

СКРУ-1, рудник
вывал карналитовой породы

СКРУ-1, рудник
задымление горных выработок

6

7.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЕДЕНИИ РАБОТ В ШАХТАХ И РУДНИКАХ
Изменения в «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных
ископаемых» вносятся по результатам расследования аварий и инцидентов, поступления нового
оборудования, новой технологии
Калийные рудники принципиально отличаются от угольных шахт по основным показателям:
массив рудника состоит из негорючих калийно-магниевых солей
обеспечение отсутствия воды в руднике (сплошность водозащитной толщи)
применение гидравлической закладки
большая протяжённость выработок без оборудования и обслуживающего персонала
повышенная коррозийность материалов «традиционнно» используемого для изготовления
оборудования
Существующий в ФНП «калийный раздел», не учитывает всей специфики добычи на соляных
месторождениях
7

8. Правила безопасности при ведении работ в шахтах и рудника

Часть требований Правил опасны и избыточны для калийных рудников
Требование правил
Риск / избыточность
пожарный трубопровод заполненный водой под
давлением по всей длине выработок
десятки километров без оборудования и персонала, вода
растворяет барьерные целики
установка светофоров на пересечениях выработок
общая протяженность выработок, более 10 000 км, большая
часть которых не используется
конвейерные линии, оснащённые трудносгораемыми
лентами, должны быть обеспечены средствами
автоматического пожаротушения
бессмысленность размещения систем пожаротушения по всей
длине конвейера, лента которого выполнена из трудно горючих
материалов
на приводных и натяжных станциях конвейеров в
галереях и перегрузочных узлах должны быть
установлены средства автоматического
пожаротушения
галереи и ПУ не отапливаемые, тушащая смесь на основе воды в
зимнее время замёрзнет, также противоречит требованиям МЧС
Согласно Сводов правил, разработанных МЧС, пожарный
трубопровод и пожаротушение в сооружениях конвейерного
транспорта не требуются
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1) Рассмотреть подготовленный пакет правок к «Правилам безопасности при
ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых»
2) Поддержать разработку правил по защите калийных рудников от затопления и
подрабатываемых объектов от влияния горных работ
8

9.

ИСТОРИЯ И СПОСОБЫ ДОБЫЧИ КАЛИЯ,
ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ НА МЕСТОРОЖДЕНИИ
9
9

10. История разработки и способы добычи калия

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И СПОСОБЫ ДОБЫЧИ КАЛИЯ
История разработки калия
Открыто Верхнекамское месторождение калийных солей профессором
Пермского и Уральского университетов П.И. Преображенским
1925
1934
1942
1969
СКРУ-2,
БКПРУ-3 СКРУ-3
1973
1983
БКПРУ-4
1986
Подземный горный способ добычи калия
Используются 2 основные системы разработки:
1) камерная система
2) система разработки лавами
выбор системы зависит от горногеологических условий месторождения
На Верхнекамском месторождении используется камерная система с
оставлением жестких
междукамерных целиков для минимизации
оседаний земной поверхности и сохранности водозащитной толщи
Глубина залегания 300-400 м
Введен в эксплуатацию рудник
СКРУ-1
БКПРУ-1
БКПРУ-2
Водоносный горизонт
Водозащитная толща
Междукамерный
целик
Пласт АБ
Междукамерный
целик
Пласт Кр.2
Самоходный вагон
Бункер-перегружатель
Комбайн
10

11.

РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЯ
Схематичное изображение
Описание
Разработка ведется подземным способом на
глубинах около 400 м пятью рудниками:
СКРУ-1, СКРУ-2, СКРУ-3
БКПРУ-2, БКПРУ-4
Разрабатываемые пласты:
пласт АБ (сильвинит) — мощностью 3 м.
пласт Красный II(сильвинит) — мощностью 6 м.
пласт В (сильвинит) — мощностью 3 м.
пласт В (карналлит) — мощностью 7 м.
Проектные мощности рудников:
СКРУ-1 – 4,5 млн.т/год
СКРУ-2 – 4,5 млн.т/год
СКРУ-3 – 11,3 млн.т/год
БКПРУ-2 – 8,0 млн.т/год
БКПРУ-4 – 19,8 млн.т/год
11
11

12. ОБЩАЯ СХЕМА КАЛИЙНОГО РУДОУПРАВЛЕНИЯ

Добыча руды ведется подземным автоматизированным способом
Производится готовый продукт – калийные удобрения — с высокой степенью переработки исходного
сырья – сильвинитовой руды
12
12

13. История техногенных аварий Верхнекамского месторождения

ИСТОРИЯ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ ВЕРХНЕКАМСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ
Год и Рудник
Описание аварии
1986г.
БКПРУ-3
Прорыв водозащитной толщи на отрабатываемых площадях привел к полному
затоплению рудника в течении месяца.
1995г.
СКРУ-2
В районе г. Соликамска произошло землетрясение, вызвавшее обрушение пород
кровли, разрушение междукамерных целиков и нарушение водозащитной толщи
(ВЗТ) в отработанной части рудника с одновременным проседанием земной
поверхности.
2006г.
БКПРУ-1
Прорыв водозащитной толщи на ранее отработанных площадях.
С 28 октября 2006г. все работы в руднике прекращены, люди выведены из шахты.
28 июля 2007г. на земной поверхности образовался провал.
Рудник затоплен в 2007г.
2014г.
СКРУ-2
Прорыв водозащитной толщи на ранее отработанных площадях за пределами
городской застройки города, в районе аварии 1995г., с образованием воронки на
земной поверхности диаметром 40м. Реализуется «План первоочередных
мероприятий по ликвидации аварийной ситуации».
13

14. Аварийное ЗАТОПЛЕНИЕ КАЛИЙНЫХ И СОЛЯНЫХ РУДНИКОВ в мире

АВАРИЙНОЕ ЗАТОПЛЕНИЕ КАЛИЙНЫХ И СОЛЯНЫХ РУДНИКОВ В МИРЕ
Описание
Родиной калийной промышленности является Германия, где в 1861г. были добыты шахтным способом
первые тонны калийной руды
Подземный горный (шахтный) способ добычи калийных солей остается наиболее распространенным в
мире (70% общей добычи). За прошедшие полтора столетия в мире построены десятки калийных
рудников, часть из которых затоплена в результате прорыва в шахту подземных вод
Всего в мире затоплено ~80 рудников
Три калийных рудника продолжают работу с наличием водопритока через нарушения в
водозащитной толще (ВЗТ):
Страна
1
2
3
Рудник
Аварийная
эксплуатация с
Глубина,
Приток,
км
м3/ч
1
150
1985
малорастворимыми
породами
ВЗТ сложено
(год)
Канада
Esterhazy K1/2
Россия
СКРУ-2
0,5
150
2015
легкорастворимыми
солями
Великобритания
Boulby
1
30
1999
малорастворимыми
породами
14

15. Мероприятия по безопасной отработке шахтных полей

МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ ОТРАБОТКЕ ШАХТНЫХ ПОЛЕЙ
Научное сопровождение, комплексный мониторинг, охрана рудников от затопления
Ведется научное сопровождение горных работ научными институтами:
АО «ВНИИ Галургии», Горный институт УрО РАН, Санкт-Петербургским Горным университетом,
Пермским
национальным
исследовательским
политехническим
университетом,
Пермским
государственным национальным исследовательским университетом
Производятся комплексные опережающие исследования недр на
перспективных к отработке площадях
На
основе
результатов
опережающих
исследований
разрабатываются и выполняются горные меры охраны рудников и
объектов поверхности.
Через специализированную систему регулярных наблюдений
(геофизических,
маркшейдерских,
аэрокосмических,
гидрогеологических, сейсмологических) производится комплексный
мониторинг всех ранее отработанных площадей.
На
основе
комплексного
мониторинга
геомеханический анализ и прогноз состояния недр.
выполняется
На всех рудниках производится закладка
пространства как дополнительная мера охраны.
выработанного
15

16. Закладочные работы

ЗАКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ
Компания уделяет большое внимание вопросам безопасной отработки месторождения
Объединение
ОАО «Сильвинит» и ОАО «Уралкалий»
В 2017г. план по гидрозакладочным
работам составляет 13,2 млн.т,
а затраты на развитие и
поддержание закладочных
комплексов составили ₽ 3,7 млрд
2011
1925
Объем накопленных пустот c начала
эксплуатации рудников составил
~600 млн.м3, при этом объемы
закладки по действующим рудникам
составили всего 160 млн.т
2016
За 6 лет в рудниках уже
заложено 54 млн.т, затраты
на развитие и поддержание
закладочных комплексов
составили ₽9,0 млрд
2017
За 10 мес. 2017г. при
плане 11,3 млн.т
фактически заложено
12,6 млн.т (111%)
В 2011г. принято решение о строительстве гидрозакладочных
комплексов на БКПРУ-2 и БКПРУ-4, мощностью 3 и 4 млн.т/год
соответственно
В 2016г. введены в действие первые пусковые комплексы
гидрозакладки БКПРУ-2 и БКПРУ-4.
16

17. Развитие гидрозакладочных комплексов

РАЗВИТИЕ ГИДРОЗАКЛАДОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Объем гидрозакладочных работ и затраты с 2011г. и до 2023г.
∑ 67,4 млн.т
∑ ₽12,7 млрд
12,1
8,0
8,1
8,5
8,1
0,6
0,7
0,8
1,4
2011
2012
2013
2014
17,9
2,8
2015
2016
млрд.₽
16,5
16,4
3,7
4,2
4,6
5,6
6,1
7,0
4,5
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
13,2
9,4
2,7
млн.т
15,2
Проектная
мощность,
Увеличение
мощности
Итого
мощность,
Ввод
мощности,
млн.т/год
млн.т/год
млн.т/год
год
СКРУ-1
3,0
0,5
3,5
2020
СКРУ-2
3,5
1,3
4,8
2020
СКРУ-3
3,0
4,5
7,5
2023
БКПРУ-2
2,5
0,5
3,0
2018
БКПРУ-4
4,0
4,0
8,0
2025
Рудник
17,9
21,1
17

18.

ВЫВОД
Ключевые выводы
1
Отработка месторождения ведется с 30-х годов прошлого столетия, за весь период отработки было
накоплено более 600 млн.м3 пустот
2
Отработка шахтных полей «Уралкалий» ведется в сложных горно-геологических условиях,
подверженных
сейсмической
активности, которые усугубляются наличием водоносных
высоконапорных горизонтов
3
Причины аварий в мировой практике обусловлены сложностью строения недр, индивидуальностью
каждого месторождения. Уровень развития науки, техники и технологий в мире не позволяет
полностью устранить риски аварий на калийных и соляных рудниках
4
Увеличение объемов закладки по действующим рудникам и строительство новых закладочных
комплексов направлены на минимизацию рисков возникновения аварийных ситуаций
5
Отсутствует законодательная база для калийной промышленности
6
Существующая нормативная база не позволяет применять новые технологии
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Создать Рабочую группу с участием Ростехнадзора, отраслевых научных и
проектных институтов, пользователей недр по вопросам безопасной разработки
калийных месторождений
18

19.

ПОСЛЕДСТВИЯ
ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ НА БКПРУ-1
19
19

20. Застройка на подработанной территории

ЗАСТРОЙКА НА ПОДРАБОТАННОЙ ТЕРРИТОРИИ
Описание
Березники образованы в 1932 году, с тех пор город строился на подлежащей
отработке площади разведанных калийно-магниевых солей
C 1971г. велись работы по закладке шахтных пустот на БКПРУ-1
В 2006г. произошло аварийное затопление рудника БКПРУ-1
В период 2007-16гг. образовались 4 провальных воронки
Производится мониторинг ситуации на БКПРУ-1:
маркшейдерский мониторинг
космический мониторинг
геофизический мониторинг
сейсмологический контроль
гидрогеологический мониторинг
газогеохимический мониторинг
20
20

21. МОНИТОРИНГ СИТУАЦИИ

ОАО «Галургия» и ГИ УрО РАН выделены 9 потенциально-опасных зон
1 На площадях панелей переходного периода
2 На площади 10 и 11 восточных панелей
7
3 Над незаложенными карналлитовыми
выработками 9 — 10 ВП
6
5
4 Площади, подработанные карналлитовым
8
пластом, и заложенные более 10 лет назад
1
5 Район промплощадки БШСУ
6 На участке двухпластовой отработки
7 На участке вдоль границы 1 и 2 бис ВП
9
8 Площади, расположенные над 4 и 3 ВП
9 Западная часть шахтного поля
В данных районах:
4
-расширена сеть профильных линий,
3
2
-проводятся геофизические исследования
-пробурены наблюдательные скважины
-установлены сейсмологические датчики
21
-оборудована сеть гидрогеологических наблюдений
Обозначение:
— потенциально-опасные зоны
21

22. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

Описание
Среди контролируемых на территории г. Березники потенциально-опасных
участков в отчетный период негативными изменениями по различным
видам мониторинговых исследований выделяется:
БШСУ, район провалов №2, №3
в районе панелей переходного периода (ППП)
район перекрестка Ленина-Тельмана –Калинина 22, 24
п. Зырянка
п. Нартовка
Опасные зоны в пределах участков БШСУ и ППП ограждены и на данном
этапе негативные изменения не выходят за пределы ограждения
Для участка в районе п. Зырянка требуется выделение и ограждение
опасной зоны
На
остальной
площади
процесс
сдвижения
в соответствии
с ранее разработанными прогнозами
22
развивается
22

23. Мониторинг зданий в режиме реального времени

МОНИТОРИНГ ЗДАНИЙ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Описание
в г. Березники 37 зданий, находящихся в потенциально опасных зонах, оснащено системой on-line
мониторинга
Внешний вид измерительного модуля
Контроль состояния зданий и сооружений основывается
на мониторинге осадок (вертикальных перемещений)
фундаментов методом гидронивелирования
23
23

24. Затраты «Уралкалия» на ликвидацию последствий аварии на БКПРУ-1

ЗАТРАТЫ «УРАЛКАЛИЯ»
НА ЛИКВИДАЦИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА БКПРУ-1
Основные цифры
Сумма затрат компании на ликвидацию
последствий аварии (на строительство железной
дороги, нового микрорайона и его
инфраструктуры, поликлиники, детского сада, на
демонтаж, перенос основных средств и др.)
₽12,75 млрд
с 2006 по н.в.
На переселение граждан по Соглашению с
Правительством Пермского края и
администрацией г. Березники
₽2,54 млрд
в 2013-2015
По Соглашению с Правительством Пермского
края и администрацией г. Березники о
дополнительном финансировании переселения
₽1,26 млрд
в 2017-2020
Всего объем затрат компании к 2020 г. составит
₽16,55 млрд
24

25.

СКРУ-2. Текущий статус
25

26. Авария на СКРУ-2 И ЛИКВИДАЦИЯ последствий

АВАРИЯ НА СКРУ-2 И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ
18 ноября 2014г. на руднике СКРУ-2
произошла авария с образованием провала
Зона провала ограждена, осуществляется
круглосуточная охрана
Размеры воронки 152х181 м., приток вод в
рудник 150 м3/час
В руднике выделена опасная зона,
в остальной части шахтного поля все
работы ведутся в штатном режиме.
Ведется мониторинг – сейсмологическйи, гидрогеологический, маркшейдерский, геофизический,
газогеохимический. Данные мониторинга передаются в научные институты.
По результатам мониторинга ситуация оценивается как стабильная
26

27. Авария на СКРУ-2 И ЛИКВИДАЦИЯ последствий

АВАРИЯ НА СКРУ-2 И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ
Реализуется план мероприятий по ликвидации
последствий аварии
Насосная станция системы
водопонижения
В работе система водопонижения. Откачка вод
производится по 32 водоперехватывающим скважинам.
Объем перекачиваемой воды 25 млн.м3/год
Построена фильтрационная завеса. Производится
тампонаж через 34 наклонные скважины по периметру
провала. Всего закачено 1,7 млн.м3 глинистого раствора
Засыпка воронки
Идет засыпка воронки. Всего засыпано 395 тыс.м3
глинистого материала
В руднике производится закладка шахтных пустот.
Размещено с 2015 года 10,5 млн.т солеотходов
27
27

28. Схема провала

СХЕМА ПРОВАЛА
Схематичное изображение провала
Завод по приготовлению и
закачке глинистого раствора в
скважины
28
28

29. необходимость отработки 16 Юго-Восточной панели

НЕОБХОДИМОСТЬ ОТРАБОТКИ 16 ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПАНЕЛИ
Дефицит руды для переработки и получения необходимого количества закладочного материала
Для ликвидации всех шахтных пустот необходимый
объем закладочного материала составит 30 млн.т.
Для получения такого количества закладочного
материала необходимо добыть и переработать
41 млн.т руды
Оставшиеся запасы в руднике 15 млн.т.
Дефицит руды для переработки и получения
необходимого количества закладочного материала
составит 26 млн.т.
Для ликвидации дефицита необходима прирезка 16 юго-восточной панели (ЮВП)
29

30.

ВЫВОД
Ключевые выводы
1
«Уралкалий» выполняет все необходимые мероприятия по минимизации последствий аварии
2
Приток в рудник стабилизирован
3
Для ликвидации дефицита руды в переработке и получении закладочного материала необходима
прирезка 16 Юго-Восточной панели
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Необходимо внести отработку 16 Юго-Восточной панели в План первоочередных
Мероприятий по ликвидации аварийной ситуации
30
30

31.

ГИДРОИЗОЛЯЦИОННАЯ ПЕРЕМЫЧКА
МЕЖДУ СКРУ-1 И СКРУ-2
31

32. История создания сбойки между рудниками

С 1934 г. Первый калийный комбинат СКК-1 (сегодня СКРУ-1) эксплуатировался со стволами
№1 и №2
В 1968 г. началось строительство стволов №3 и №4 Южного рудника (сегодня СКРУ-2)
С целью ускорения строительства нового рудника, одновременно с строительством стволов №3 и
№4 была пройдена выработка по пласту АБ (сбойка) из рудника СКК-1 в строящийся рудник
В 1973 г. был введен в эксплуатацию Южный рудник
После аварийного затопления рудника БКПРУ-3 в 1986 г. появилось новое требование о разделении
шахтных полей калийных рудников на гидроизолированные участки и строительство
гидроизолирующих перемычек
Решения по ускорению строительства Южного рудника в 1968г. и изменение нормативных
требований в 1986г. привели к необходимости гидроизоляции сбойки через 18 лет после ее проходки.
За это время горное давление привело к нарушению массива вокруг выработки
32

33. История разработки и способы добычи калия

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И СПОСОБЫ ДОБЫЧИ КАЛИЯ
История строительства гидроизоляционного сооружения
Начаты работы по гидроизоляции в сбойке
Вид со стороны рудника СКРУ-1
Построены перемычки №1 и №2
После техногенной аварии на СКРУ-2
сооружена южная часть
гидроизоляционного сооружения
Построена средняя часть
гидроизоляционного
сооружения
1986
1989
1996
2001
Гидроизоляционное сооружение длиной 80 м состоит из перемычек № 1 и № 2, средней и южной частей
Схема гидроизоляционного сооружения
СКРУ-1
Перемычка №1
(северная)
Средняя часть
Перемычка №2
(южная)
Южная часть
СКРУ-2
33

34. Фото гидроизоляционного сооружения

ФОТО ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО СООРУЖЕНИЯ
34

35. Организация ремонта гидроизоляционного сооружения

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО СООРУЖЕНИЯ
В период 2014-2017гг. выполнен ремонт гидроизоляционного сооружения
Перечень работ, выполненных на гидроизоляционном сооружении со стороны рудника СКРУ-2
Тампонаж южной части гидроизоляционного сооружения и перемычки №2
пенополиуретаном. Расход составил 3360 л.
Сооружение железобетонной заглушки и бетонирование трубы в южной
части конструкции
Покрытие стенок сбойки гидроизоляционным составом. Площадь
покрытия поверхности выработок 130 м2
Засыпка выработок у сбойки сильвинитовой рудой. Объем засыпки
составил 2981 м3
Перечень работ, выполненных на гидроизоляционном сооружении со стороны рудника СКРУ-1
Ремонт средней части сооружения и перемычки № 1 цементным
раствором. Расход составил 3524 л.
Подбор материалов для тампонажных работ
Тампонаж средней части сооружения и перемычки № 1 акрилатом. Расход
составил 3260 л.
Сооружение металлического перекрытия в средней части сооружения
Гидравлические испытания средней части сооружения полиакриламидом.
Расход тампонажного материала более 2500 л.
35

36. Сотрудничество с ведущими научными организациями

СОТРУДНИЧЕСТВО С ВЕДУЩИМИ НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
АО «ВНИИ Галургии» (г. Пермь)
научное сопровождение,
моделирование, тампонаж
Математическое
моделирование
Пермский научноисследовательский
политехнический университет
исследования фильтрации соляных
пород
Национальный минеральносырьевой университет «Горный»
(г. Санкт-Петербург)
исследования физико-механических
свойств
Исследования
физикомеханических
свойств
Лабораторные
исследования
фильтрации
Московский государственный
университет – Институт механики
математическое моделирование
Компания IBeWa (Германия)
опыт проектирования и исследования
фильтрации соляных пород
Компания Thyssen Schachtbau
GbmH
(Германия)
опыт строительства перемычек
36

37.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ПО УСИЛЕНИЮ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО СООРУЖЕНИЯ
Ключевые выводы
1
За период существования сбойки между рудниками горное давление деформировало соляной
массив, окружающий гидроизоляционное сооружение
2
Слоистое строение сильвинитового пласта и наличие глинистых прослойков препятствует
работам по гидроизоляции сбойки между рудниками
3
На сегодняшний день герметичность гидроизоляционного сооружения не достигнута
4
Продолжается подбор тампонажных материалов для герметизации сооружения и соляного
массива
Ведутся опытные работы по определению свойств соляного массива при заморозке
Исследуется проницаемость солей в шахтных условиях
Осуществляется выбор конструкции новой гидроизоляционной перемычки №3
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учитывая сложные горно-геологические условия и проведение дополнительных
исследований необходимо продлить сроки реализации плана первоочередных
мероприятий по ликвидации аварийной ситуации на СКРУ-2 в части строительства
новой гидроизоляционной перемычки
37

38.

ПРОБЛЕМЫ СОВМЕСТНОЙ ОТРАБОТКИ КАЛИЯ И
ДРУГИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
38
38

39. влияние отработки нефти на запасы калийных солей и состояние недр

ВЛИЯНИЕ ОТРАБОТКИ НЕФТИ НА ЗАПАСЫ КАЛИЙНЫХ СОЛЕЙ
И СОСТОЯНИЕ НЕДР
В границах Верхнекамского месторождения калийных
солей выявлено ~30 нефтяных месторождений,
Талицкий
которые расположены под соляной залежью на
участок
глубинах 1,8-2,0 км
Половодово
Боровской
участок
Лосовское
Ростовицкое
Добыча нефти на ВКМС ведет:
СКРУ-1 СКРУ-3 СКРУ-3
к потерям запасов калийных солей (более 10 млн.т в
целике каждой нефтяной скважины)
Жилинское
СКРУ-2
СевероЧашкинское
к техногенным землетрясениям
Юкчурское
БКПРУ-4
Изверский
участок
им. Сухарева
Березниковс
кий участок
БКПРУ-2
Балахонцев
ский
участок
Белопашненский
участок
Магнитуда
Эпицентр
1993г.
2,9
Палашерский участок
1997г.
3,1
Неотработанная часть
шахтного поля БКПРУ-2
Талицкий
участок
УстьЯйва
Шершневс
кое
Землетрясение
Сибирское
к рискам аварий и затоплению рудника (в 1980г.
через ствол нефтяной скважины затоплен соляной
рудник под озером Пенёр в штате Луизиана (США)
им. Архангельсого
Палашерский участок
Уньвинское
Романово
39
Выгульский
участок
— Площади нефтяных месторождений под
действующими и строящимися калийными
рудниками
— Затопленные рудники
39

40. ДОБЫЧА НЕФТИ ПОД КАЛИЙНЫМ РУДНИКОМ

Шахтное поле калийного рудника
Кусты нефтяных
скважин
Шахтный
ствол
Обводненные породы
Калийные соли
Обводненные породы
Обводненные породы
Покровная каменная соль
Калийные соли
Продуктивная толща
Глубина 2 000 м
500 м
Потери
Потери
Охранная зона
калийных солей
солей скважин
вкалийных
целиках нефтяных
800 м
Подстилающая каменная соль
500 м
Потери
Потери
калийных солей
вкалийных
целиках нефтяных
солей скважин
Добывающие
скважины
Нефтяная залежь
40

41.

ВЫВОДЫ
Мировая практика
На крупнейшем в мире Саскачеванском месторождении калийных солей (Канада) не допускается
бурение нефтяных скважин ближе 3 км от границ калийной залежи
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Запретить добычу нефти на Верхнекамском месторождении до отработки запасов
калийных солей
Внести коррективы в «Правила промышленной безопасности при освоении месторождений
нефти на площадях залегания калийных солей (2002)», регламентирующих совместную
отработку нефти и калия:
Запретить бурение нефтяных скважин на площадях с запасами категории С2 и
забалансовыми запасами, а также площадях, на которых не завершены разведочные
работы на калий
Проводить инструментальный мониторинг на площадях горных отводов, общих для
добычи нефти и калийных солей
Контролировать состояние водозащитной толщи и ежегодно представлять результаты
контроля недропользователю – калийщику
41
41

42.

Перспективные схемы добычи калия
42

43.

ХХХ
ХХХ
43
43

44.

ХХХ
ХХХ
ХХХ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ХХХ
44
44

45.

Усть-Яйвинский рудник:
текущий статус строительства
45

46. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ

Характеристики проекта
Пермский край
Плановые инвестиции:
Год запуска:
Половодовский
участок
₽63 млрд.
Соликамск
СКРУ-1
СКРУ-2
СКРУ-3
I оч. – 2020, II оч. — 2025
г. Москва
Мощность:
2,5 млн.т в год
Продукт:
БКПРУ-4
Березники
Пермский
Край
УстьЯйвинский
участок
БКПРУ-2
БКПРУ-3
KCl
Фабрика
Добыча
Лицензия на
разработку
Железная
дорога
Романовский
участок
Границы
проекта
Ход реализации проекта
Получена лицензия на право на право пользования недрами в пределах
Усть-Яйвинского участка
Начато строительство стволов
Ввод I очереди
Ввод II очереди
2004
2012
2020
2025
На текущий момент реализуется:
строительство объектов поверхностного комплекса
строительство стволов (завершено на 80%)
Не реализованные этапы:
не начато строительство подземного комплекса из-за несвоевременной сдачи стволов
46

47. СТРОИТЕЛЬСТВО СТВОЛОВ

Направление работ в рамках контракта
Контракт на строительство двух шахтных стволов заключен в декабре
2011 года с компанией ООО «ДальманнХаниэльШахтострой» (ДХШ)
Обязательства «ДХШ» по договору:
• корректировка проектной документации (разработка Гипроникель)
• разработка рабочей документации
• бурение и обсадка замораживающих скважин
• приемка и контроль качества материалов для строительства
• проходка двух стволов и крепление бетоном
• крепление двух стволов тюбинговой крепью
• монтаж армировки на двух стволах
Динамика работ
2013г.
2014г.
2015г.
Результат работ по контракту:
• пройдены два шахтных ствола №1 (465м), №2 (411м) с установкой
армировки и коммуникаций
Срок выполнения работ согласно контракта:
• начало работ
– 31.01.2012
• окончание работ – 10.05.2017, сорван
Стоимость контракта:
• цена работ
– €231 млн.
• оплачено
– €190 млн.
2016г.
2017г.
47

48. ПРОБЛЕМЫ И ЭКСПЕРТИЗА

Нарушения Дайльманн Ханиэль Шахтстрой при производстве работ
• в стволе №1 выявлено 22 деформированных тюбинга: 21 с
1 Дефекты тюбинговой
крепи
2 Низкий класс бетона
водопроявлениями
• в стволе №2 выявлено 34 тюбинга (28 с трещинами и
микротрещинами)
• железобетонная крепь стволов должна была возводиться из бетона
класса В45
• качество бетона по факту не соответствует проектному
• проектом предусмотрен податливый слой между ж/бетонной
3 Отсутствие податливого слоя
4 Разрывы в передовом
бетоне и отсутствие
тампонажа затюбингового пространства
крепью и массивом пород
• на участке между кейль-кранцами и ж/бетоном возвели крепь без
податливого слоя, что несет в себе риск разрушения крепи
• проект предусматривает возведение сплошной передовой крепи,
которая должна составить единую систему постоянной крепи
• в нарушение проекта, в передовой крепи между заходками были
оставлены разрывы шириной 0,3 метра
• предусмотренный проектом тампонаж затюбингового пространства
выполнен не был
Экспертиза
Исследования проводились независимой экспертной организацией – ГОУ ВО «Тульский государственный
университет»
По итогу исследований установлено, что деформация тюбинговой крепи произошла вследствие нарушения
ДХШ технологии искусственного растепления ледопородного ограждения
48

49. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Технические решения по устранению выявленных нарушений
1 Дефекты
тюбинговой крепи
Безусловной замене подлежат 29 тюбингов, имеющих
ярко выраженные трещины. По 27 тюбингам имеющим
водопроявления, необходимо принять решение после
дополнительного исследования причин водопроявлений
Провести дополнительные исследования бетона и
2 Низкий класс бетона произвести расчеты для установления возможности
железобетонной крепи с более низким классом бетона
3 Отсутствие
податливого слоя
Выполнить усиление дополнительными
тюбинговыми
кольцами.
Для принятия окончательного решения необходимо
выполнить проект усиления и получить положительное
заключение Государственной экспертизы
4 Разрывы в
передовом бетоне
Необходимо провести полный тампонаж разрывов и
и отсутствие
затюбингового
пространства
с
перебуриванием
тампонажа затюбин- забутовочного бетона в районе разрывов передовой крепи
гового пространства
49

50.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ
НА ГОРНОРУДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
50

51. Мировая практика финансирования ликвидации последствий аварий

1
Принцип виновной ответственности недропользователя (страны ЕС, США)
2
При
отсутствии
вины
в
определенных
случаях
финансирование
аварийной
ликвидации
осуществляет государство
•3 Страхование объектов и ответственности (применяется редко,
т.к. данная отрасль сопряжена с неограниченным риском):
Германия, США
•4 Государственно-частное
партнерство
и
программа
«Superfund» для финансирования аварийной ликвидации в
отсутствии виновного: США
Техногенные аварии могут привести к катастрофическим последствиям и полному прекращению
существования компаний: авария на хим. заводе Union Carbide Corporation (1984), взрыв на нефтяной
платформе Piper Alpha (1988)
Масштабные аварии на подземных рудниках (такие как авария на руднике «Мир» компании «Алроса»)
связаны с формированием существенного ущерба
51

52.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Детализация
Создание в РФ Государственного фонда для финансирования ликвидации последствий техногенных
аварий на горнорудных предприятиях на следующих принципах:
• формирование фонда из отчислений недропользователей в процентах от установленного
финансового показателя
• средства фонда могут быть использованы только на покрытие ущерба, причиненного иным
лицам (работники, жители, государство)
• государство выступает гарантом сохранности фонда и управляет им на основе принципов
прозрачности и справедливости
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПАО «Уралкалий» предлагает создание в РФ Государственного фонда
для финансирования ликвидации последствий техногенных аварий на горнорудных
предприятиях и внесение соответствующих изменений в законодательство РФ
52

53. Предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1
Предложение
Создать межведомственную рабочую группу под руководством Ростехнадзора с участием
отраслевых научных и проектных институтов, недропользователей для:
Разработки единой нормативно-правовой базы для калийной промышленности
• «Правил по защите калийных рудников от затопления и подрабатываемых объектов
от влияния горных работ»
• Разработка раздела «Требования безопасности к разработке месторождений
калийно-магниевой и каменной солей» Федеральных норм и правил в области
промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и
переработки твердых полезных ископаемых»
• «Регламент согласования проектных мер охраны объектов на земной поверхности с
собственниками, для предотвращения необоснованных потерь полезного
ископаемого»
Повышения эффективности и безопасности отработки калийных месторождений
• Увеличение извлечения полезных ископаемых из калийной залежи за счёт
изменения системы разработки и технологии ведения горных работ
• Применение геотехнологических способов добычи калийных солей методом
растворения через скважины
• Совершенствование методов закладки (новые материалы, технология)
53

54. Предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложение
2
Для завершения закладочных работ при выполнении первоочередных мероприятий по
ликвидации аварийной ситуации на СКРУ-2 необходимо выполнить отработку 16 юговосточной панели
3
Продлить сроки разработки проектной документации на строительство гидроизолирующей
перемычки № 3 со стороны СКРУ-1
4
Запретить разведку и разработку новых нефтяных и газовых месторождений на территории
Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей до завершения отработки
5
Внести изменения в «Правила промышленной безопасности при освоении
месторождений
нефти
на
площадях
залегания
калийных
солей
(2002)»,
регламентирующих совместную отработку действующих месторождений нефти и калия
6
Рассмотреть создание механизма финансирования ликвидаций последствий техногенных аварий
на предприятиях горнорудной промышленности (фонд, резерв, страхование и т.п.)
54

Книжные памятники Свет

Обратная связь
Добавить в
закладки

Версия для слабовидящих

Войти

НЭБ

  • Коллекции и спецпроекты

  • Новости

  • Электронные читальные залы

  • Информация для библиотек

  • Вопросы и ответы

  • Обратная связь

Наши продукты

  • Книжные памятники

  • Свет

  • Мы в соцсетях

    Версия для слепых

    Технологический регламент эксплуатации шахтных подъемных установок и оборудования стволов ПАО "Уралкалий" утверждено ПАО "Уралкалий" 30.01.2018 г.

    Технологический регламент эксплуатации шахтных подъемных установок и оборудования стволов ПАО «Уралкалий» утверждено ПАО «Уралкалий» 30.01.2018 г.

    «Уралкалий», публичное акционерное общество

    Скачать
    rusmarc-запись

    «Уралкалий», публичное акционерное общество

    Скачать rusmarc -запись

    Электронная копия документа недоступна

    221 с.

    Количество страниц

    2018

    Год издания

    Пермь

    Место издания

    О произведении

    Издательство

    Изд-во национального исследовательского политехнического университета

    Ответственность

    Пермский национальный исследовательский политехнический университет

    ISBN

    978-5-398-01948-3

    ББК

    И166-53-082-642

    Библиотека

    Российская национальная библиотека (РНБ)

    Еще

    Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

    Пожалуйста, авторизуйтесь

    Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
    авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
    зарегистрируйтесь.

    Технологический регламент эксплуатации шахтных подъемных установок и оборудования стволов ПАО «Уралкалий»

    Карточка



    Технологический регламент эксплуатации шахтных подъемных установок и оборудования стволов ПАО «Уралкалий» / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Публичное акционерное общество «Уралкалий» ; [составители: А. П. Кошкин и др.]. — Пермь : Изд-во нац. исслед. политехнического ун-та, 2018. — 221 с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-398-01948-3 : 150 экз.

    Горное дело — Рудничный транспорт — Рудничный подъём — Рудничные подъёмные установки — Эксплуатация — Инструктивные издания

    Шифр хранения:

    FB 2 18-31/483

    Описание

    Заглавие Технологический регламент эксплуатации шахтных подъемных установок и оборудования стволов ПАО «Уралкалий»
    Коллекции ЕЭК РГБ Каталог документов с 1831 по настоящее время
    Дата поступления в ЭК 15.05.2018
    Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
    Сведения об ответственности Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Публичное акционерное общество «Уралкалий» ; [составители: А. П. Кошкин и др.]
    Выходные данные Пермь : Изд-во нац. исслед. политехнического ун-та, 2018
    Физическое описание 221 с. : табл.; 21 см
    ISBN ISBN 978-5-398-01948-3 : 150 экз.
    Тема Горное дело — Рудничный транспорт — Рудничный подъём — Рудничные подъёмные установки — Эксплуатация — Инструктивные издания
    BBK-код И166-53-082я82
    Язык Русский
    Места хранения FB 2 18-31/483

    С 1 января 2021 г. вступили в силу новые ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»[1] и «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»[2].

    В статье расскажем, как проводить производственный контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасной эксплуатации подъемных сооружений[3], подлежащих регистрации в Ростехнадзоре, что это за комплекс мер, и кто отвечает за их проведение.

    Что такое производственный контроль?

    Словарь

    Производственный контроль (ПК) — составная часть системы управления ПБ, осуществляемая эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий и пожаров на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий, инцидентов, пожаров и ликвидации их последствий.

    Технические устройства (ТУ), применяемые на ОПО — машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации ОПО.

    Согласно п. 10 ФНП ПС Ответственность за организацию ПК несет руководитель эксплуатирующей организации. Каждая организация, эксплуатирующая ТУ на ОПО, должна самостоятельно, на основе анализа риска аварий, оценивать состояние ПБ, а также осуществлять функции ПК, предусмотренные действующими Правилами.

    Промышленное оборудование может стать причиной травм и несчастных случаев, но производственные риски можно устранить или минимизировать. Для этого созданы правила и нормы, прописанные в ФНП ПС, а их соблюдение на предприятиях обеспечивает организация ПК.

    Так как большинство нормативных актов, указываемых в преамбуле Положения, утратили силу с 1 января 2021 года, Положение о производственном контроле должно быть пересмотрено. Также изменились требования к содержанию самого локального нормативного акта. Теперь в Положении о производственном контроле на предприятии закрепляется не только порядок проведения внутренних проверок состояния ПБ, но и порядок осуществления контроля за устранением выявленных при проведении проверок нарушений.

    Цель и задачи проведения ПК 

    Целью ПК является защита жизни и здоровья работников от возможного риска, предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

    Основным принципом ПК является регулярное проведение проверок руководителями и специалистами разных уровней управления с учетом направлений деятельности, с последующим анализом причин выявляемых нарушений требований ПБ и принятием мер по их устранению.

    Основными задачами ПК являются:

    • обеспечение соблюдения требований ПБ в эксплуатирующей организации;
    • анализ состояния ПБ в эксплуатирующей организации, в том числе путем проведения соответствующих экспертиз;
    • разработка мер, направленных на улучшение состояния ПБ и предотвращение ущерба окружающей среде;
    • контроль за соблюдением требований ПБ, установленных федеральными законами и иными НПА в области ПБ;
    • координация работ, направленных на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
    • контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований ТУ, применяемых на ОПО, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
    • контроль за соблюдением технологической дисциплины.

    Организация должна предоставлять информацию о ПК в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору согласно Требованиям к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности[4].

    Кто осуществляет ПК на ОПО? 

    Согласно п. 7 Правил ПК осуществляет служба ПК или работник, назначенный решением руководителя эксплуатирующей организации, или заместитель руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя. Инженерно-технический работник (далее — ИТР), ответственный за осуществление ПК, определяется в зависимости от численности работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО (см. табл. 1).

    Таблица 1. Осуществление ПК в зависимости от численности работников

    Осуществление ПК в зависимости от численности работников

    Требования к ответственным за промышленную безопасность 

    Напомним, что требования к квалификации ответственных за осуществление ПК поменялись. Так, согласно новым ФНП ПС на ОПО IV класса опасности, отвественный за ПБ сотрудник должен теперь иметь не только высшее техническое образование, но и дополнительное профессиональное образование в области ПБ (проходить профпереподготовку или повышение квалификации).

    В первую очередь нужно назначить ответственных за соблюдение требований по обеспечению безопасной эксплуатации ПС в организации из числа ее аттестованных ИТР. В табл. 2 мы привели обязательные для них области аттестации в соответствии с Перечнем областей аттестации в области промышленной безопасности.

    Таблица 2. Обязательные области аттестации для ИТР

    Обязательные области аттестации для ИТР

    РЕЗЮМЕ

    1. Ответственный подход к организации и порядку проведения ПК исключит возможность предполагаемых аварий и их последствий, способных причинить ущерб здоровью и жизни работников.
    2. Регулярные проверки состояния промышленной безопасности на ОПО обеспечат объективную оценку соблюдения установленных требований.
    3. Персональная ответственность каждого работника за соблюдение требований промышленной безопасности минимизирует промышленные риски.
    4. Приоритетом предупреждающих мер послужит обучение, информирование, вовлечение работников в процесс соблюдения требований инструкций.

    [1] Утв. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461; далее — ФНП ПС.

    [2] Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2168; далее — Правила.

    [3] Далее — ПС.

    [4] Утв. Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 518.

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 6, 2021.

    Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
    1. Общие положения

    1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной
    безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов,
    на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП)
    разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30,
    ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005,
    № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17, 21; № 52, ст. 6450;
    2010, № 30, ст. 4002; № 31, ст. 4195, 4196; 2011, № 27, ст. 3880; № 30,
    ст. 4590, 4591, 4596; № 49, ст. 7015, 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 9,
    ст. 874; № 27, ст. 3478) (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ), Положением
    о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
    надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской
    Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства
    Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст.544; № 23,
    ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009,
    № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26,СТ. 3350;
    № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50,
    ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013 , № 12, ст. 1343;
    Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
    8 ноября 2013 г.).

    Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» устанавливают необходимые требования к:

    • деятельности в области промышленной безопасности на опасных
      производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются
      стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее — подъемные
      сооружения), в том числе к работникам указанных ОПО;
    • безопасности технологических процессов на ОПО, на которых
      используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий
      в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

    Положения настоящего ФНП распространяются на организации
    независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,
    осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности ОПО
    на которых используются подъемные сооружения на территории Российской
    Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация
    осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской
    Федерации и нормами международного права.

    2. В настоящем документе использованы термины и определения,
    приведенные в Федеральном законе № 116-ФЗ, техническом регламенте
    Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин
    и оборудования», утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза
    от 18 октября 2011 г. № 823 (Официальный сайт Комиссии Таможенного
    союза http://www.tsouz.ru. 21 октября 2011 г.; Официальный сайт
    Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru. 5 декабря 2012 г.)
    (далее — Технический регламент ТС 010/2011) и техническом регламенте
    «О безопасности колесных транспортных средств», утвержден
    постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г.
    № 720 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 38,
    ст. 4475; 2010, № 38, ст. 4828; 2011, № 42, ст. 5922; 2012, № 53, ст. 7931;
    2013, № 29, ст. 3966) (далее — Технический регламент «О безопасности
    колесных транспортных средств»), а также в приложении № 1 к настоящим
    ФНП.

    3. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение
    промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие
    подъемные сооружения (далее — ПС, когда речь идет о подъемных
    сооружениях, перечисленных в настоящем пункте) и оборудование,
    используемое совместно с ПС:

    • грузоподъемные краны всех типов;
    • мостовые краны штабелеры;
    • краны-трубоукладчики;
    • краны-манипуляторы;
    • строительные подъемники;
    • подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей;
    • грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным
      рельсовым путям совместно с кабиной управления;
    • электрические тали;
    • краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком,
      подвешенным на канате, или электромагнитом;
    • сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и
      съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты,
      стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения
      грузов;
    • тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных,
      за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом
      производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в
      морских и речных портах;
    • специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые
      на грузозахватные органы кранов и используемых для подъема и
      перемещения людей;
    • рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС), передвигающихся
      по рельсам.

    4. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение
    промышленной безопасности ОПО, на которых используются следующие
    ПС:

    • применяемые в интересах обороны и безопасности государства,
      гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и
      военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения,
      перечисленных в пункте 3 настоящих ФIШ и предназначенных только для
      транспортировки обычных грузов;
    • применяемые на объектах использования атомной энергии (кроме
      ПС общепромыmленного назначения, предназначенных для транспортировки
      обычных грузов вне радиоактивных зон);
    • с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры,
      эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины,
      электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные
      комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;
    • установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
    • экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным
      оборудованием или грейфером;
    • предназначенные для работы только в исполнении, исключающем
      применение грузозахватных приспособлений, с навесным оборудованием
      (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а
      также кабин (люлек) для транспортировки людей;
    • монтажные полиспасты и конструкции, к которым они
      подвешиваются (мачты, балки, шевры);
    • краны для подъема створов (затворов) плотин, без осуществления
      зацепления их крюками;
    • домкраты;
    • манипуляторы, используемые в технологических процессах.

    Общие требования для ПС

    5. Подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются
    требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического
    регламента «О безопасности колесных транспортных средств»,
    осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических
    регламентов, а в случаях, указанных в пунктах 260 — 275 настоящих ФНП, в
    соответствии с требованиями этих пунктов.

    ПС, перечисленные в приложении № 3 к Техническому регламенту
    ТР ТС 010/2011 и впервые вводимые в эксплуатацию, должны иметь
    сертификат или декларацию соответствия, а шасси самоходных мобильных
    ПС, самостоятельно передвигающихся по автомобильным дорогам
    дополнительно иметь сертификат соответствия Техническому регламенту
    «О безопасности колесных транспортных средств».

    6. Требования промышленной безопасности стадий жизненного цикла
    ПС, начинающиеся после их изготовления, должны соответствовать
    требованиям настоящих ФНП, а для ПС, полностью смонтированных
    и испытанных на предприятии изготовителе, после передачи
    эксплуатирующей организации и постановки на учет в органах Федеральной
    службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    7. Общие требования к транспортировке и хранению ПС, их отдельных
    сборочных единиц, материалов и комплектующих для их ремонта,
    реконструкции и/или модернизации должны соответствовать требованиям
    руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.

    8. Общие требования к утилизации (ликвидации) ПС должны
    соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС
    и Технического регламента ТР ТС 010/2011.

    Цель и основные принципы обеспечения промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС

    9. Целью настоящих ФНП является создание организационной и
    нормативно-правовой основы обеспечения промышленной безопасности
    ОПО, на которых используются ПС, направленной на предотвращение и/или
    минимизацию последствий аварий, инцидентов, с учетом индивидуального
    риска потери жизни и здоровья людей, участвующих в процессах монтажа
    (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции,
    модернизации и утилизации (ликвидации) ПС.

    10. Для предотвращения и/или минимизации последствий аварий,
    инцидентов на ОПО, с учетом возможной потери жизни и/или здоровья
    людей в процессах, перечисленных в пункте 9 настоящих ФНП, должны
    выполняться следующие общие принципы (требования) промышленной
    безопасности ПС:

    • соответствие высоты подъема, грузоподъемности ПС (и грузового
      момента для пс стрелового типа) максимальным по массе грузам,
      перемещаемым в технологическом процессе;
    • соответствие группы классификации (группы режима работы) ПС, а
      также групп классификаций механизмов, установленных на пс, требованиям
      обслуживаемого ПС технологического процесса;
    • соответствие прочности, жесткости, местной или общей
      устойчивости, выносливости и уравновешенности (последнее, только для
      стрел ПС, имеющих в конструкции систему уравновешивания) элементов
      металлоконструкции и механизмов ПС нагрузкам в рабочем и нерабочем
      состояниях. Указанные соответствия должны соблюдаться во всем диапазоне
      температур рабочего и нерабочего состояния, а также с учетом внешних
      воздействий, например, нагрузок от ветра (для ветрового района установки),
      снега и льда (для ПС, установленных на открытом воздухе) и возможных
      нагрузок от сейсмических воздействий (для ПС, установленных в сейсмически активных районах.) В случаях, когда в паспорте ПС отсутствует запись о соответствии ПС сейсмичности района установки, применение ПС возможно при наличии обоснования промышленной безопасности;
    • соответствие оснащенности ПС регистраторами, ограничителями и
      указателями, указанными в паспорте ПС, а также требованиям обеспечения
      безопасности технологического процесса, обслуживаемого ПС;
    • соответствие фактического срока службы ПС (срок службы
      исчисляется с момента изготовления ПС), заявленному изготовителем, если
      фактический срок службы не продлевался по результатам про ведения
      экспертизы промышленной безопасности;
    • соответствие прочности, жесткости, устойчивости строительных
      конструкций (в том числе здания, эстакады, рельсовые пути и/или площадки
      установки ПС нагрузкам от его собственного веса с учетом наличия нагрузки
      от массы ПС и транспортируемого груза, а также нагрузок от наличия
      других, рядом эксплуатируемых ПС, а также других технологических машин
      и оборудования, нагрузки от статических и динамических испытаний;
    • соответствие требованиям промышленной безопасности в процессах
      монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта,
      реконструкции и ликвидации ПС, приведенных в настоящих ФНП;
    • соответствие порядку действий в случае аварии или инцидента с ПС,
      определенному в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, а также
      требованиям, приведенным в пунктах 256 — 257 настоящих ФНП.

    2. Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт,
    реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО

    Структура управления и контроль соблюдения технологических процессов

    11. Деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту,
    реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО, осуществляют специализированные организации, имеющие статус
    юридического требованиям лица и организационную форму, соответствующую
    законодательства Российской Федерации, а также индивидуальные организации).
    предприниматели (далее специализированные
    Конкретный перечень требований данного раздела ФНП к
    специализированной организации определяется номенклатурой ПС и
    технологическими процессами, заявленными специализированной
    организацией для своей последующей деятельности.

    12. Изменения конструкции ПС и (или) его оборудования,
    возникающие при их ремонте, реконструкции или модернизации должны
    проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона
    от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2002, № 52, ст. 5140; 2005,
    № 19, ст. 1752; 2007, № 19, ст. 2293, № 49, ст. 6070; 2008, № 30,
    ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3626; № 48, ст. 5711; 2010, № 1, ст. 5, ст. 6;
    № 40, ст. 4969; 2011, № 30, ст. 4603; № 49, ст. 7025; № 50,
    ст. 7351; 2012, № 31, ст. 4322; № 50, ст. 6959; 2013, № 27, ст. 3477; № 30,
    ст. 4071) (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ).

    13. Структура управления в специализированной организации
    должна обеспечивать каждому работнику конкретную сферу деятельности и
    пределы его полномочий.

    14. Распределение ответственности работников организации должно
    быть определено в положении о контроле соблюдения технологических
    процессов специализированной организации.

    15. Специализированная организация должна:

    • располагать необходимым персоналом , а также руководителями и
      специалистами, имеющими полномочия, необходимые для выполнения своих
      обязанностей, в том числе выявления случаев отступлений от требований к качеству работ, от процедур проведения работ и для принятия мер по
      предупреждению или сокращению таких отступлений;
    • определить процедуры контроля соблюдения технологических
      процессов;
    • установить ответственность, полномочия и взаимоотношения
      работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения
      работ.

    16. Технологическая подготовка производства и производственный
    процесс в специализированной организации должны исключать
    использование материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты,
    паспорта и другие документы, подтверждающие их качество.

    Техническое оснащение

    17. Специализированная организация должна располагать
    необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментом,
    приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность
    выполнения заявленных видов работ.

    18. для обеспечения технологических процессов выполнения работ
    по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции и модернизации в
    процессе эксплуатации, установленных с учетом руководства (инструкции)
    по эксплуатации ПС, эксплуатационных документов входящего в его состав
    оборудования (при наличии этих документов), специализированная
    организация, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, должна
    иметь:

    • комплекты необходимого оборудования для выполнения работ по
      контролю технического состояния ПС до и после выполнения работ.
      для выполнения работ по неразрушающему контролю
      специализированная организация должна иметь или привлекать на
      договорной основе аттестованную лабораторию, в том числе, если монтаж, ремонт, реконструкция или модернизация выполняются с применением
      сварки;
    • комплект необходимого оборудования для выполнения работ по
      резке, правке и сварке металла, а также необходимые сварочные материалы.
      Используемые технологии сварки должны быть аттестованы в
      установленном порядке;
    • контрольно-измерительные приборы, позволяющие выполнять
      наладочные работы, оценивать работоспособность, выполнять ремонт либо
      регулировку ограничителей, указателей, регистраторов, а также систем
      управления ПС;
    • контрольно-измерительные приборы, позволяющие оценивать
      работоспособность и регулировку оборудования ПС;
    • оборудование, позволяющее выполнять планово-высотную съемку и
      рихтовку рельсовых путей (для ПС, передвигающимся по рельсам);
    • комплекты рабочих чертежей и документации на технологии ремонта
      металлоконструкций монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или
      модернизируемых) ПС;
    • программы-методики испытания, проведения технических
      освидетельствований монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или
      модернизируемых) ПС и организовывать проведение их испытаний по
      завершению выполненных работ;
    • необходимое оборудование для выполнения монтажных
      (демонтажных) работ (такелажные и монтажные приспособления,
      грузоподъемные механизмы, домкраты, стропы);
    • вспомогательное оборудование (подмости, ограждения), которое
      может быть использовано при проведении работ;
    • документацию на ПС, монтаж (демонтаж), наладка, ремонт,
      реконструкция или модернизация которого осуществляется.

    19. Средства измерений (измерительные приборы, стандартные
    образцы), используемые в процессе испытания ПС, должны быть поверены в
    установленном порядке.

    Требования к работникам

    20. Работники (специалисты, имеющие высшее или среднее
    специальное образование, и персонал — лица рабочих профессий) основных
    служб организации, непосредственно занятые на выполнении работ по
    монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или
    модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим
    требованиям:

    • быть не моложе 18 лет и не иметь медицинских противопоказаний к
      выполнению указанных работ;
    • знать схемы и приемы монтажа (демонтажа) ПС, пройти проверку
      знаний и иметь документ подтверждающий квалификацию (удостоверение);
    • знать основные источники опасностей, в том числе, механические,
      электрические, гидравлические, а также применять на практике способы
      защиты от них;
    • знать и уметь выявлять визуально-измерительным контролем
      основные дефекты и повреждения металлических конструкций, механизмов,
      ограничителей, указателей, регистраторов и систем управления ПС;
    • знать и уметь выполнять наладочные работы на ПС, заявленных
      специализированной организацией для реализации своей деятельности;
    • уметь применять на практике технологии ремонта и восстановления
      узлов и деталей ПС, электро- и гидрооборудования, а также ограничителей,
      указателей, регистраторов и систем управления ПС;
    • знать и уметь применять для выполнения монтажа (демонтажа) ПС
      такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы,
      стропы, соответствующие по грузоподъемности массам монтируемых
      (демонтируемых) элементов;
    • уметь применять установленный порядок обмена условными
      сигналами между работником, руководящим монтажом (демонтажом), и
      остальным персоналом, задействованными на монтаже (демонтаже) ПС.
      Соблюдать практическое требование, что все сигналы во время выполнения
      монтажа (демонтажа) подаются только одним работником (бригадиром
      монтажной бригады, звеньевым, такелажником-стропальщиком), кроме
      сигнала «Стоп», который может быть подан любым работником, заметившим
      опасность;
    • иметь документы, подтверждающие прохождение, в установленном
      порядке, профессионального обучения по соответствующим видам
      деятельности рабочих специальностей (для персонала), а сварщики — быть
      аттестованными в установленном порядке в соответствии с Правилами
      аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства,
      утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного
      надзора России от 30 октября 1998 г. № 63 (зарегистрировано
      Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 1999 г.,
      регистрационный № 1721; Бюллетень нормативных актов федеральных
      органов исполнительной власти, 1999, № 11-12) с изменениями, внесенными
      приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
      атомному надзору от 17 октября 2012 г. № 588 (зарегистрирован
      Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г.,
      регистрационный № 25903; Российская газета, 2012, № 283);
      Технологическим регламентом проведения аттестации сварщиков и
      специалистов сварочного производства, утвержденным постановлением
      Федерального горного и промышленного надзора России от 25 июня 2002 г.
      № 36 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
      17 июля 2002 г., регистрационный № 3578; Бюллетень нормативных актов
      федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 32) с изменениями,
      внесенными приказом Федеральной службы по экологическому,
      технологическому и атомному надзору от 17 октября 2012 г. № 588 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
      23 ноября 2012 г., регистрационный № 25903; Российская газета, 2012,
      № 283);
    • знать основные схемы строповки грузов (при выполнении
      обязанности стропальщика) и методы про ведения испытаний ПС;
    • знать и соблюдать требования эксплуатационных документов,
      касающихся заявленных видов работ на ПС;
    • быть аттестованными в установленном порядке (только специалисты)
      на знание требований настоящих ФНП, касающихся заявленным видам работ
      на ПС.

    21. Работы на регистраторах, ограничителях и указателях должны
    выполнять работники специализированных организаций (в том числе
    субподрядных), допущенные на основании проверки знаний в соответствии с
    требованиями изготовителей (разработчиков), изложенными в
    эксплуатационных документах указанных регистраторов, ограничителей и
    указателей, а также с учетом конструктивных особенностей и назначения ПС.

    22. Работы на системах дистанционного управления
    (радиоуправления) ПС должны выполнять работники специализированных
    организаций, аттестованные в установленном порядке для выполнения этих
    работ.

    Скачать Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по безопасной эксплуатации первичных средств пожаротушения
  • Инструкция по автотормозам подвижного состава 2022 года
  • Инструкция по бдд по преодолению затяжных спусков и подъемов
  • Инструкция по безопасной работе на сверлильном станке
  • Инструкция по автосцепному устройству новая