Инструкция по бюджетному учету для бюджетных учреждений в 2022 году

Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н…» размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н…» (подготовлен ведомством 12.08.2021, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2021, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

Подробный обзор проектов приказов поможет разобраться с грядущими изменениями в учете и отчетности, а также сроками их применения.

Запланированные изменения в Инструкцию N 157н

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н…» (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2021 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2021 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

1. Новые счета для учета операций с биологическими активами
Напомним, что с 1 января 2022 года вступает в силу Стандарт «Биологические активы». Для учета биологических активов по новым правилам Проектом предусмотрены отдельные коды счетов синтетического и аналитического учета. Так, для обособленного учета биологических активов планируется ввести новый счет 113 00 с аналитикой по основным группам, а также с разделением активов на особо ценное и иное движимое имущество. В свою очередь будут исключены из состава матзапасов молодняк животных и животные на откорме, а также многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала — такие объекты учета относятся к биологическим активам. А для учета затрат учреждения при осуществлении деятельности по биотрансформации предназначен новый счет 110 00 с выделением прямых и накладных расходов по группам биологических активов.
Несмотря на указанную в Проекте дату его применения такие нововведения учреждениям следует применять начиная со следующего года. На это указывает и уточненный порядок формирования бюджетной/бухгалтерской отчетности — показатели включены в отчетность 2022 года.

2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2022 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2021 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2021 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.

3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности
Внесены и правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции N 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе N 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
Также в Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце прошлого года в Инструкции NN 162н, 174н и 183н.

4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
Также запланировано устранить расхождения между положениями Инструкции N 157н и Стандарта «Запасы» в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации/утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта «Запасы» расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции N 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов. В новой редакции п. 106 Инструкции N 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта «Запасы» — это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.

5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать — такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения — принятие решения о списании задолженности с балансового учета.

6. Новый порядок отражения в учете приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления
Главная новация, предусмотренная Проектом — это изменение наименования и назначения счета 304 04 «Внутриведомственные расчеты». Планируется, что счет 304 04 будет называться «Консолидированные расчеты», и его применение выйдет за рамки расчетов внутри одного ведомства вплоть до межведомственных расчетов с бюджетными и автономными учреждениями разных уровней бюджетов.
Напомним, что в настоящее время счет 304 04 применяется для расчетов:
— между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями (филиалами), а также между обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения;
— между участниками бюджетного процесса в рамках одной главы/ведомства, иными словами, расчетов между ГРБС и подведомственными ему РБС, ПБС; расчетов между главными администраторами и подведомственными ему администраторами доходов и/или источников финансирования дефицита бюджета; расчетов между получателями бюджетных средств/администраторами, подведомственными одному ГРБС/ГлАД.
Но в Проекте назначение счета намного шире. Применять счет 304 04 госорганы/органы местного самоуправления и казенные учреждения будут для учета расчетов по поступлению и выбытию активов и обязательств как с другими участниками бюджетного процесса разных уровней бюджета, так и с бюджетными/автономными учреждениями.
Обратите внимание: не только участники бюджетного процесса, но и автономные/бюджетные учреждения будут отражать внутриведомственные и межведомственные расчеты с организациями бюджетной сферы по безвозмездной передаче с использованием счета 304 04. На это указывает как само описание назначения счета 304 04, согласно которому одной из сторон консолидированных расчетов являются АУ/БУ, так и новый порядок формирования бухгалтерской отчетности — согласно проекту приказа Минфина России о внесении изменений в Инструкцию 33н начиная со следующего года отражать безвозмездную передачу активов и обязательств внутри сектора госуправления АУ/БУ должны именно на соответствующих аналитических счетах счета 304 04.
Например, безвозмездная передача нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным учредителям в рамках одного уровня бюджета, будет отражаться по-новому, и вместо привычных проводок по приему/передаче НФА с использованием счетов 401 10 и 401 20 появятся расчеты на счете 304 Х4.
Для обособления расчетов между учреждениями разных типов и разных уровней бюджета запланировано ввести новые аналитические счета 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54.
Однако изменения вносятся таким образом, что сам счет 304 04 не стал группировочным. К тому же в Проекте в отношении новых аналитических счетов предусмотрено следующее условие: их применение осуществляется в соответствии с положениями единой учетной политики и требованиями по раскрытию в бухгалтерской отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности. Не исключено, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте приказ будет содержать иные формулировки. Напомним, что в прошлом году схожие условия были установлены для применения счетов 401 41 и 401 49. Но есть существенное отличие — на сегодняшний день для аналитических счетов по доходам будущих периодов порядок их применения может устанавливаться в учетной политике самого учреждения, и обязанность формировать отчетность с применением счетов 401 41 и 401 49 не содержится в Инструкциях NN 191н и 33н — субъектам отчетности предоставлено право выбора и возможность отражать все доходы будущих периодов на счете 401 40. Исключение составляют расчеты по межбюджетным трансфертам — для субъектов бюджетной отчетности в Инструкции N 191н запланировано установить требование о формировании Справок (ф. 0503125) с указанием номеров (кодов) счетов 1 401 41 151(161), 1 401 49 151 (161).
Вместе с тем порядок применения новых аналитических счетов 304 Х4 следует рассматривать во взаимосвязи с положениями инструкции по формированию отчетности. В проектах приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н начиная со следующего года предусмотрено формирование показателей бухгалтерской/бюджетной отчетности именно с применением новых счетов 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54, и возможность использовать счет 304 04 в качестве самостоятельного счета исключена. Соответственно, обязанность применять с 2022 года новые счета 304 Х4 будет установлена для всех казенных, бюджетных и автономных учреждений, гос. органов (органов местного самоуправления), поскольку именно Инструкция N 33н и Инструкция N 191н определяет для субъектов отчетности единые требования по раскрытию информации в бухгалтерской и бюджетной отчетности.
Обособление расчетов по поступлению и выбытию активов и обязательств внутри сектора госуправления еще раз указывает на необходимость производить сверку расчетов с организациями бюджетной сферы при приеме/передаче имущества, иных активов и обязательств.

Рассмотрим назначение новых аналитических счетов:

Важные изменения

Минфин России приказом от 14.09.2020 № 198н обновил приказ 157н и единый план счетов. Приказ отправлен на регистрацию в Минюст и еще не вступил в силу. Планируется, что все изменения начнут действовать с 01.01.2021 и будут применяться при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Обновленная инструкция по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях выглядит так:

  1. Коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830 при завершении года по счетам с остатками не обнуляются.
  2. Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в учете. В финансовом результате текущего года суммы учитывают по счету 401 41. Остальные суммы отражают по счету 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
  3. Вновь принятый к учету объект основных средств (ОС) после разукомплектования инвентарной группы отмечается новым инвентарным номером. Внутренние инвентарные номера по объектам в составе группы в дальнейшем не используются.
  4. На забалансовом счете 27 подлежат регистрации ОС в личном использовании работников. Это имущество организации, которое они используют, в том числе, за пределами учреждения и вне рабочего времени — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты.

Единый план счетов

В 2020 действующая редакция инструкции 157н по бюджетному учету — это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Кто применяет:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальная инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2022 году с последними изменениями:

Скачать инструкцию 157н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Памятка по актуальным изменениям

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Открыть инструкцию 174н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н

Действующая редакция инструкции 183н по бюджетному учету

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н

Действующая редакция инструкции 162н по бюджетному учету

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

В нормативах указано, могут ли бюджетные и автономные учреждения вести бюджетный учет по инструкции № 162н, — да, бюджетники и автономные учреждения ведут бухучет по этой инструкции. Полный перечень организаций, которые вправе применять 162н, перечислен в п. 4 приказа.

Напомним, что госучреждения вправе использовать дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это устанавливается учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

Приказ 52н регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н).

Открыть инструкцию 52н по бюджетному учету с изменениями в 2022 году

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Но такие решения согласовывают с вышестоящими РБС. Приказ 52н не обязателен к применению.

Отчетность бюджетников

Полный перечень отчетных форм для бюджетников регламентирован специальными НПА Минфина. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, внебюджетные фонды) действует инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений — № 191н (приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Скачать инструкцию № 191н по бюджетному учету

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность, используя приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Скачать инструкцию 33н по бюджетному учету в 2022 году с изменениями

Подробнее об отчетности читайте в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В 33н сроки не регламентированы. Конкретные даты предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Минфин выпустил приказ № 292н от 30.11.2020. Норматив внес изменения в инструкцию № 33н и порядок составления основных отчетов. Приказ вступает в силу 16.02.2021 и утверждает новый порядок заполнения отчетных форм, начиная с отчетности по итогам 2020 года. Минфин утвердил изменения в следующих формах:

  1. Пояснительная записка (ф. 0503760). В таблице № 1 теперь отражают только те виды деятельности, которые учреждение запустило или, наоборот, закрыло в отчетном году. А в таблице № 4 следует раскрывать сведения об учетной политике.
  2. Сведения об исполнении ПФХД (ф. 0503766). Это ежеквартальная форма, но за 1 квартал ее не сдают. Отчет составляют по КФО 5,6. В раздел расходования средств вносят показатели, которые ниже плана исполнения: 45% — по состоянию на 01.07, 70% — по состоянию на 01.10, 95% — на 01.01.2021.
  3. Сведения о кредиторской задолженности (ф. 0503769). Изменили порядок заполнения сч. 304 06. Показатель на конец года включается в состав незавершенных расчетов после регистрации итоговых оборотов. Дебетовый остаток отражается в графах 2, 9 и 12 формы, но со знаком минус.
  4. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773). Внесли блок с корректировками по забалансу.
  5. Баланс (ф. 0503730). Скорректировали справку о наличии имущества и обязательств по забалансу и включили счета 38, 39, 45. Установили новое требование к ОКВЭД в кодовой части формы — организации ставят основной вид экономической деятельности, по которому производится большая часть расходов и платежей за год.
  6. Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721). Добавили новую детализацию по КОСГУ 340 и 440. Заполнять детализирующие сроки необходимо только для подстатей 347 и 447.

Часть изменений вступает в силу не сразу, а с отчетности 2022 года. По новым правилам сдавайте формы за 2 квартал 2021 (по состоянию на 01.07.2021):

  1. Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Суммы по обязательствам, принятым по извещениям о закупке у единственного поставщика, не включаются в графу 5. Для закупок по 44-ФЗ такие извещения не формируют, а по 223-ФЗ эти суммы больше не отражают на счете 0 502 07 000.
  2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769). В разрядах 24 и 25 номера счета в графе 1 раздела 1 ставятся нули. В КОСГУ указывается только разряд 3.
  3. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775). В разделе 4 не учитываются обязательства по извещениям на закупку у единственного поставщика.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н регламентирует порядок формирования сведений и правила обмена этой информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

Скачать приказ № 173н от 29.12.2014

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2022 году.

Скачать инструкцию № 152н по бюджетному учету

Об авторе статьи

Евдокимова Наталья

Евдокимова Наталья

Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Поправки к Единому плану счетов и Инструкции N 157н вступили в силу 23 апреля 2023 года. Учреждения должны внедрить новые счета, например 303 14 и 303 15. Нужно скорректировать и порядок аналитического учета. Об основных изменениях читайте в нашем обзоре.

Что надо скорректировать начиная с бухучета 2023 года

ЕНП и страховые взносы по единому тарифу

Новое: поправки к Инструкциям N 162н и 174н действуют с 12 июня, а коррективы к Инструкции N 183н — с 17 июня 2023 года. Добавили в том числе корреспонденции по счетам 0 303 14 000 и 0 303 15 000. Изменения не отличаются от тех, что направляли на регистрацию. Подробнее в обзоре.

Используйте счета 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу» и 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу». Порядка их применения в Инструкции N 157н нет. Рекомендуем ориентироваться на проводки, которые планируют закрепить в Инструкциях N 162н, 174н и 183н (поправки проходят регистрацию).

Биологические активы

Внедрите счета для отражения биологических активов и связанных с ними операций.

Перечень новых счетов

  • 106 07 «Вложения в биологические активы»;
  • 107 04 «Биологические активы в пути»;
  • 110 60 «Себестоимость биотрансформации»;
  • 110 70 «Накладные расходы биотрансформации»;
  • 110 80 «Общехозяйственные расходы биотрансформации»;
  • 113 20 «Биологические активы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 113 30 «Биологические активы — иное движимое имущество учреждения»;
  • 114 90 «Обесценение биологических активов»;
  • 205 76 «Расчеты по доходам от операций с биологическими активами»;
  • 206 36 «Расчеты по авансам по приобретению биологических активов»;
  • 208 36 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению биологических активов»;
  • 209 76 «Расчеты по ущербу биологическим активам»;
  • 302 36 «Расчеты по приобретению биологических активов».

Новое: поправки к Планам счетов N 174н и 183н, действующие с 12 и 17 июня 2023 года соответственно, не предусматривают детализацию разряда 5 по счету 0 110 70 000. Полагаем, бюджетные и автономные учреждения могут не отражать в номере данного счета код вида биологических активов.

В разряде 5 счетов 110 60, 110 70, 113 20, 113 30 и 114 90 указывайте один из 9 кодов вида биологических активов.

На счетах 101 07 и 105 06 оставьте только активы, которые предназначены для собственных нужд учреждения, т.е. не для отчуждения либо производства с их помощью биологической продукции.

Отметим, по приказу о поправках счет 205 76 надо применять при формировании показателей на 1 января 2023 года. Однако другие счета для отражения биологических активов действуют начиная с бухучета 2023 года. Рекомендуем внедрять их все единым способом.

Новое: в Инструкции N 162н и 174н внесли поправки, которые действуют с 12 июня 2023 года. В Инструкции N 183н аналогичные изменения предусмотрели с 17 июня 2023 года. Добавили в том числе корреспонденции по счетам учета биологических активов. Используйте эти поправки при ведении учета. Подробнее в обзоре.

При применении новых счетов советуем также использовать методичку Минфина к стандарту по учету биологических активов.

Другие объекты учета

При выполнении определенных полномочий внедрите, например, такие счета:

Новое: в План счетов N 162н внесли поправки, которые действуют с 12 июня 2023 года. Они не предусматривают счета 0 114 53 000, 0 114 56 000 и 0 114 57 000. Однако при необходимости органы и казенные учреждения могут их добавить в рабочий план счетов.

  • 114 50 «Обесценение нефинансовых активов, составляющих казну». В разряде 5 счета указывайте один из 7 кодов вида активов;
  • 206 54 «Расчеты по перечислениям капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 302 54 «Расчеты по перечислениям капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 49 «Непризнанный финансовый результат объекта инвестирования».

Дополнительные аналитические показатели по объектам учета

В аналитическом учете расчетов по доходам и расходам приводите дату исполнения по правовому основанию. Если конкретную дату установить нельзя, указывайте «31.12.2999».

Требование выполняйте также по счетам 207 00, 210 05, 210 10, 301 00 и 304 01.

В учете расчетов по бюджетным целевым средствам записывайте признак, по которому идентифицируют их назначение (коды цели). Такую аналитику ведите и по счетам 401 40, 502 00. Сходное правило уже применяли по счетам 206 40 и 206 80, 302 40 и 302 80.

При исправлении ошибок прошлых лет указывайте коды причин, по которым их допустили. Это нужно для заполнения разд. 4 сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, ф. 0503773).

Другие изменения в правилах учета

По КФО 5 и 6 отражайте деятельность, которую ведете за счет субсидий на иные цели и капвложения. Ранее по этим кодам обязательно было учитывать только операции с данными субсидиями.

В первоначальную стоимость материалов, оставшихся после разборки основных средств или иного имущества, не включайте затраты на транспортировку, сортировку и другие расходы по приведению таких объектов в состояние, пригодное для использования. Прежде применяли правило инструкции, которое расходилось с положениями стандарта.

Амортизацию по арендованным объектам начисляйте согласно графику платежей, а по имуществу в безвозмездном пользовании — 1-го числа месяца. Речь идет об активах, которые учитываете по счету 111 40.

По объектам, которые учитываете на счете 111 60, заводите инвентарные карточки и присваивайте инвентарные номера. Для контроля данных составляйте оборотные ведомости.

Как перейти на новые счета и аналитику

Приказ о поправках не обязывает применять перечисленные выше изменения при формировании входящих остатков на 1 января 2023 года. Учреждения должны решить:

  • перенести ли остатки на новые счета и аналитику в первый рабочий день года или в межотчетном периоде;
  • исправлять ли данные об операциях, которые совершили до вступления поправок в силу.

Оба решения рекомендуем согласовать с учредителем и финансовым органом.

Полагаем, правильнее исправить входящие остатки и записи, которые уже сделали в 2023 году. Если в течение года одинаковые объекты и операции отражать по разным счетам, итоговые суммы не будут сопоставимыми между отчетными периодами. Дополнительные аналитические показатели (например, дату по правовому основанию) можно не приводить по уже списанным объектам, если это не повлияет на отчетность или другую нужную учреждению итоговую информацию.

Новое: в конце июня 2023 года Казначейство скорректировало контрольные соотношения к бюджетной и бухгалтерской отчетности учреждений. Поправки устанавливают запрет на отражение в отчетности 2023 года входящего остатка по счетам 0 303 14 000 и 0 303 15 000. Об этом подходе сообщил и Минфин в частных разъяснениях. Значит, перенести на счет 0 303 14 000 дебиторскую задолженность прошлых лет надо операциями 2023 года. Подробнее в обзоре.

По счету 303 15 входящего остатка на 1 января 2023 года нет, так как страховые взносы за прошлые периоды начисляли по отдельным тарифам. Для счета 303 14 такой же вывод нельзя сделать однозначно, поскольку аналогичный остаток сформировала ФНС.

Позднее Минфин, возможно, выпустит письмо, в котором официально санкционирует тот или иной порядок внедрения изменений.

Новое: поправки к Планам счетов N 162н и 174н действуют с 12 июня 2023 года. С этой даты казенные и бюджетные учреждения обязаны включить новые счета в рабочий план счетов. В Инструкции N 183н аналогичные изменения предусмотрели с 17 июня 2023 года. Автономные учреждения должны ориентироваться на данную дату. Подробнее в обзоре.

Учтите: рабочий план счетов разрабатывают на основе Планов счетов N 162н, 174н, 183н. Значит, формально надо дождаться изменений в этих документах. Досрочное применение новых счетов рекомендуем согласовать так же, как и другие 2 решения.

Что обязательно изменить начиная с формирования показателей на 1 января 2023 года

Компенсация затрат на предупреждение травматизма

Новое: в Инструкции N 162н и 174н внесли поправки, которые действуют с 12 июня 2023 года. В Инструкции N 183н аналогичные изменения предусмотрели с 17 июня 2023 года. Добавили в том числе корреспонденции по счету 0 209 39 000. Проводки для бюджетных и автономных учреждений закрепляют применение данного счета при отражении собственных доходов. Используйте эти поправки при ведении учета. Подробнее в обзоре.

Добавили счет 209 39 «Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователя». Полагаем, по нему надо отражать и идентичные доходы учреждений, учитываемые по коду 139 КОСГУ.

При применении счета рекомендуем использовать по аналогии письмо Минфина об учете таких компенсаций с 2021 года.

Операции простого товарищества

Используйте аналитические счета с кодом «Т» по синтетическим счетам 204 00, 205 00, 208 00, 210 00, 215 00, 302 00 и 304 00.

Другие изменения в правилах учета

При формировании остатков на начало года по счету 304 01 в разрядах 24 – 25 указывайте нули, а в разряде 26 оставляйте код институциональных единиц. Такой порядок уже применяли ко многим другим счетам расчетов. По счету 304 01 вопрос был неоднозначным.

Показатели со счета 401 49 переносите на счет 401 41 в первый рабочий день года.

Если решили списать с баланса кредиторскую задолженность, денежное обязательство по ней не нужно перерегистрировать на счетах санкционирования в первый рабочий день года.

Малоценные основные средства, которые признали не активами, переносите с забалансового счета 21 на забалансовый счет 02.

Как перейти на новые счета и аналитику

Новшества отразите во входящих остатках на 1 января 2023 года. Полагаем, нужно в общем порядке скорректировать данные с помощью счета 401 30 в межотчетном периоде.

Новое: поправки к Планам счетов N 162н и 174н действуют с 12 июня 2023 года. С этой даты казенные и бюджетные учреждения обязаны включить новые счета в рабочий план счетов. В Инструкции N 183н аналогичные изменения предусмотрели с 17 июня 2023 года. Автономные учреждения должны ориентироваться на данную дату. Подробнее в обзоре.

Внедрение новых счетов до изменения Планов счетов N 162н, 174н, 183н рекомендуем согласовать с учредителем и финансовым органом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по бюджетному учету 25н
  • Инструкция по бухучету основных средств
  • Инструкция по бешенству животных новая
  • Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда
  • Инструкция по бесстыковому пути 2788р