инструкция по
экологическому обоснованию хозяйственной
и иной деятельности
Утверждена приказом
Минприроды России от 29 декабря 1995 г. №
539
Содержание
1. Общие положения
2. Основные понятия
3. Экологические
требования к нормативной документации
4.
Требования к экологическому обоснованию
в прединвестиционной документации
5.
Требования к экологическому обоснованию
в проектной градостроительной документации
6.
Требования к экологическому обоснованию
в предпроектной и проектной документации
на строительство объектов хозяйственной
и иной деятельности
7. Требования к
экологическому обоснованию техники,
технологии, материалов
8. Требования к
экологическому обоснованию лицензий
1. Общие положения
1.1.
Настоящая Инструкция разработана с
целью реализации Закона РФ «Об охране
окружающей природной среды”, Федерального
закона “Об экологической экспертизе”
и устанавливает требования к:
нормативной и
инструктивно-методической документации,
регулирующей вопросы охраны окружающей
среды и экологической безопасности
населения;
прединвестиционной
документации (территориальным комплексным
схемам охраны природы и природопользования,
схемам расселения и территориальной
организации производительных сил
регионов, отраслевым схемам, схемам
районной планировки, программам
хозяйственной и иной деятельности в
регионе, крае, области) в части
экологического обоснования намечаемых
решений;
генеральным
планам застройки городов и других
населенных пунктов в части геологического
обоснования градостроительных решений;
предпроектной
и проектной документации на новое
строительство, расширение, реконструкцию,
техническое перевооружение, консервацию,
ликвидацию предприятий, зданий, сооружений
1)
в части экологического обоснования
проектных решений и охраны окружающей
среды;
обосновывающим
материалам лицензий (разрешений) на
природопользование.
1.2. Инструкция
предназначена для:
специально
уполномоченных органов в области охраны
окружающей природной среды;
инициаторов
хозяйственной и иной деятельности;
разработчиков
прединвестиционных материалов,
предпроектной и проектной документации.
1.3. Инструкция
разработана в соответствии с требованиями
законодательных актов, принятых на
территории РФ, международных конвенций
и договоров в области охраны окружающей
среды, участником которых является
Российская Федерация.
1.4. Экологическое
обоснование хозяйственной и иной
деятельности в документации осуществляется
для оценки экологической опасности
намечаемых мероприятий, своевременного
учета экологических, социальных и
экономических последствий воздействия
планируемых объектов на окружающую
среду.
1.5. Экологически
и экономически обоснованные решения
инициаторов хозяйственной и иной
деятельности в документации должны
гарантировать:
1) экологическую
безопасность населения;
2) минимальный
ущерб природной среде и населению при
устойчивом социально-экономическом
развитии территорий;
3) благоприятные
экологические условия для проживания
населения;
4) рациональное
и экономное расходование природных,
материальных, топливно-энергетических
и трудовых ресурсов;
5) выпуск
экологически безопасной продукции;
6) сохранение
биологического разнообразия, чистоты
воздуха, источников водоснабжения и
других природных объектов, исторического
наследия народа;
7) внедрение
высокопроизводительного мало- и
безотходного технологического
оборудования и техники.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Экологическое обоснование хозяйственной деятельности (ЭО) – неотъемлемая часть документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая учитывает интересы охраны окружающей среды и рационального природопользования с целью принятия экологически ориентированных решений.
ЭО хозяйственной деятельности разрабатывается в составе предпроектной документации для нового строительства, расширения, реконструкции действующих предприятий.
ЭО хозяйственной деятельности в предпроектной и проектной документации осуществляется с целью оценки экологической опасности намечаемой деятельности, своевременного учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на окружающую природную сред, предотвращения негативного влияния планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности на экосистемы, снижения его до уровня, регламентированного нормативными документами по охране окружающей природной среды, а также обеспечение сбалансированного природопользования, создание благоприятных условий жизни населения, и разработку мер по уменьшению степени экологического риска намечаемой деятельности.
ЭО хозяйственной деятельности регламентирует проведение покомпонентной оценки существующего состояния окружающей природной среды:
- зоны санитарной охраны, охранные зоны историко-культурных объектов, особо охраняемые природные территории и их границы;
- экологический и санитарно-гигиенический анализ функционального использования территорий и баланса территорий (соотношение застроенных, открытых и озелененных территорий, доля рекреационных зон, благоустройство территорий, средозащитные территории);
- атмосферный воздух;
- водные объекты;
- физико-географическая характеристика территорий;
- физические факторы воздействия;
- оценка градостроительной ситуации и существующие схемы землепользования;
- отходы и санитарная очистка территории.
Требования об обязательном ЭО хозяйственной и иной деятельности регламентированы Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным Законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». С целью реализации этих законов разработана «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», в которой устанавливаются экологические требования к:
- нормативной документации, регулирующей вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения;
- прединвестиционной документации в части экологического обоснования намечаемых решений;
- генеральным планам застройки городов и других населенных пунктов;
- предпроектной и проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений в части экологического обоснования проектных решений и охраны окружающей среды;
- обосновывающим материалам лицензий (разрешений) на природопользование.
ЭО хозяйственной деятельности в составе документации позволяет предварительно оценить:
- характер и степень возможных изменений окружающей природной среды в результате реализации намечаемой деятельности;
- возможность и целесообразность реализации намечаемой деятельности исходя из существующей и прогнозной экологической ситуации;
- соответствие предлагаемых решений по осуществлению рассматриваемой деятельности требованиям законодательных актов и нормативных документов по охране окружающей природной среды, принятых в РФ.
Намечаемые решения должны обеспечивать соответствие характеристик, отражающих состояние окружающей природной среды, действующим стандартам, нормам и правилам, а также ограничениям на добычу и использование природных ресурсов.
Источниками исходной информации для ЭО хозяйственной и иной деятельности могут являться:
- фондовые материалы государственных органов контроля и надзора за состоянием природной среды;
- материалы статистической отчетности;
- данные режимной сети наблюдений и контроля (мониторинга);
- материалы специальных изысканий;
- литературные данные;
- материалы научных организаций и ведомств;
- результаты расчетов и моделирования прогноза изменения окружающей природной среды;
- картографические материалы;
- данные о проектах-аналогах;
- прочие материалы.
Материалы ЭО хозяйственной и иной деятельности обязательно включаются в структуру проектной или иной документации по проектируемому объекту. Эта документация затем представляется в установленном порядке для государственной экологической экспертизы, в случае ее успешного прохождения выдается положительное заключение на осуществление планируемой деятельности.

Татьяна Анатольевна Довгун
Эксперт по предмету «Экология»
Стать автором
Необходимость экологического обоснования деятельности
В связи с постоянным усилением антропогенного фактора, воздействующего на экосистемы в самых разных формах, усиливается и отрицательное воздействие человеческой деятельности (хозяйственной и иной) на природные объекты.
Порог воздействия, при котором экосистемы и другие природные объекты уже не способны к устойчивому состоянию и восстановлению, уже пройден для многих территорий. Кроме того, современная техническая мощь человечества способна весьма быстро приблизить к данному порогу даже первоначально процветающие неизмененные экосистемы. Поэтому важным способом оптимизации взаимодействия общества и природы выступает экологическое обоснование всех видов хозяйственной деятельности человека.
Экологическое обоснование производится с целью изучения и оценки воздействия запланированной деятельности на окружающую природную среду. Полученные в процессе обоснования хозяйственной и иной деятельности данные и материалы входят в состав проектной документации планируемой деятельности, которая служит объектом экологической экспертизы.
Определение 1
Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности человека – это процесс изучения и прогноза воздействия определенных видов деятельности на естественные природные объекты и явления. Также это собранная в результате такого изучения система материалов и научных прогнозов, которая позволяет оценить степень экологической опасности запланированной хозяйственной и иной деятельности для природных и природно-антропогенных экосистем, отдельных природных объектов, компонентов экосистем, в том числе и человека.
Процедура экологического обоснования хозяйственной деятельности
Экологическое обоснование деятельности производится на основании «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», (приказ Минприроды России №539 от 29.12.1995 года).
Прогноз воздействия планируемой деятельности на природные объекты осуществляется по данным специальных исследований. При этом применяются методы и способы исследования, соответствующие планируемому объекту деятельности и тем объектам окружающей среды, на которые наиболее вероятно негативное воздействие с его стороны.
«Экологическое обоснование хозяйственной деятельности» 👇
Пример 1
Например, для промышленных предприятий это будет прогноз загрязнения атмосферы, водоемов и почв содержащимися в выбросах и сбросах предприятия вредными веществами (их состав и структура будут специфичны для каждого типа предприятия). Для сельскохозяйственного объекта приоритетными окажутся воздействие на земли, трансформация экосистем, загрязнение среды минеральными удобрениями, органикой, пестицидами, и т.д.
Обосновывающие хозяйственную деятельность материалы должны включать в свой состав характеристику природных условий территории, где планируется размещение объекта, информацию о его историко-культурном и научно-культурном значении. Обязательно приводятся краткие сведения о природно-ресурсном потенциале территории, перспективах хозяйственного использования ее природных ресурсов. На основании этой информации и данных о специфике воздействия на природу проектируемого объекта дают предварительную оценку воздействия намечаемой деятельности или проектируемого объекта на природную среду, составляют обоснованный план мероприятий, рекомендуемый для снижения этого воздействия и т.д.
Материалы экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности обязательно включаются в структуру проектной или иной документации по проектируемому объекту. Эта документация затем представляется в установленном порядке для государственной экологической экспертизы, в случае ее успешного прохождения выдается положительное заключение на осуществление планируемой деятельности.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности – это процесс изучения и прогноза воздействия определенных видов деятельности на естественные природные объекты и явления. Собранная в результате такого изучения система материалов и научных прогнозов позволяет оценить степень экологической опасности запланированной хозяйственной и иной деятельности для природных и природно-антропогенных экосистем, отдельных природных объектов и компонентов экосистем.
Экологическое обоснование деятельности производится на основании «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (приказ Минприроды России № 539 от 29.12.1995 г.).
Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности хозяйственной деятельности разрабатывается в составе предпроектной документации для нового строительства, расширения, реконструкции действующих предприятий.
Этапы работ:
- Сбор и анализ исходных данных.
- Оценка воздействия хозяйственной деятельности на компоненты окружающей природной среды (ОПС) на основании анализа имеющихся данных и проведения расчетов для источников воздействия на ОПС. (Оценка воздействия на атмосферный воздух по химическому и физическому факторам; оценка воздействия образующихся отходов при эксплуатации объекта; оценка воздействия на водные биоресурсы сбросов сточных вод и пр.).
- Разработка документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности».
- Согласование документации по Экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в уполномоченном органе.
Требования об обязательном ЭО хозяйственной и иной деятельности регламентированы Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным Законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». С целью реализации этих законов разработана «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (приказ Минприроды России № 539 от 29.12.1995 г.), в которой устанавливаются экологические требования к:
- нормативной документации, регулирующей вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения;
- прединвестиционной документации в части экологического обоснования намечаемых решений;
- генеральным планам застройки городов и других населенных пунктов;
- предпроектной и проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений в части экологического обоснования проектных решений и охраны окружающей среды.
Правовые основы для разработки:
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральным закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 539 «Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».
Согласующие (утверждающие) органы:
- ФБУЗ.
Результат работ:
- Документация по обоснованию хозяйственной деятельности.
- Заключение ФБУЗ.
Срок действия:
- Бессрочнно. Подлежит хранению как архивная документация.
Ответственность:
- Не предусматривается, так как документация носит разрешительный характер.
1. Экологическое обоснование хозяйственной деятельности
Базовые понятия. Во второй половине XX в. развитие земной цивилизации достигло такого уровня, когда для решения глобальных и региональных экологических проблем, для устойчивого развития и сохранения био- и ландшафтного разнообразия на нашей планете понадобилась разработка принципиально новых подходов и формирование государственного и международного статуса экологической экспертизы, а следовательно, и экологического проектирования. Это связано с категорией ограничения, на что человечество вынуждено идти сознательно, правда с разными темпами, убежденностью и пониманием у разных этносов, поскольку главное — это нравственная сущность ограничения, за которой следуют экономическая и культурная.
♦ Проектирование (от лат. projectus, буквально — брошенный вперед) — процесс создания проекта: прототипа, прообраза, модели предполагаемого или возможного объекта, материала, схемы охраны
природы и т.д. Многообразие видов хозяйственной и иной деятельности человека рождает многообразие видов проектирования. Традиционные виды проектирования — архитектурно-строительное, машиностроительное, гидротехническое. Сравнительно новый вид — природоохранное проектирование.
Термин проект имеет значение не только как создание модели предполагаемого объекта. Другое его значение — предварительный текст какого-либо документа, плана, замысла. Общеприняты понятия как проект решения ученого совета, учебного плана или проект плана дипломной работы и т.д.
♦ Экологическое проектирование, а точнее экологическая составляющая проектирования, в широком значении — прогноз и оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) любого проекта хозяйственной и иной деятельности человека, которая потенциально может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Спектр объектов проектирования чрезвычайно широк. Это — технологии производств, новые материалы, генеральные планы развития свободных экономических зон, проекты гидроэлектростанций, трасс нефте- и газопроводов и т.д.
♦ Экологическое проектирование в узком значении термина — процесс обоснования и оценка воздействия на окружающую природную среду объектов, либо специально предназначенных для изменения неблагоприятных свойств среды обитания человека (природных и антропогенных ландшафтов), либо объектов, имеющих прямое природоохранное значение. Примерами первых выступают проекты полигонов захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, устройств депонирования осадков сточных вод и т.д. Примерами вторых — проекты создания заповедников, национальных парков, заказников.
♦ Геоэкологическое проектирование — особый вид (но широко распространенный) экологического. Проектирование различных геотехнических систем — объектов физико-географической размерности в рамках ландшафтной сферы Земли составляет сущность геоэкологического проектирования. В настоящее время целесообразнее говорить о геоэкологических принципах проектирования, о которых речь пойдет ниже.
Итак, экологическое обоснование проекта — этап проектирования, в ходе которого на основе экспериментальных и прогнозных построений доказывается, что неблагоприятные экологические последствия при реализации проектов не превысят существующих экологических норм или что проект соответствует экологическим требованиям, узаконенным в нормативных государственных документах.
♦ Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в
целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий ее на окружающую природную среду и связанных с ней социальных, экономических и других последствий реализации объекта экологической экспертизы. Это вид научно-практической, оценочной деятельности специалистов государственных органов, ведомств, а также общественности для обоснования принимаемых решений при формировании и реализации природоохранной и экологической политики, связанной с различными видами хозяйственной и иной деятельности человека.
♦ Геоэкологическая экспертиза — вид научно-практической деятельности, направленной на дисциплинарную (комплексную) оценку целостного процесса развития конкретной региональной и локальной природно-хозяйственной системы с целью нахождения механизма коадаптивного совмещения хозяйственной подсистемы с природной. Объектом экспертизы выступают территориальные единицы географической размерности, в чем заключается одно из главных ее отличий от экологической.
♦ Географическая экспертиза — научное направление, специализирующееся на проверке объективности отражения закономерностей развития интегральных систем типа «население—хозяйство—природа», включая вопросы рационального использования пространственных сочетаний ресурсов и охраны окружающей среды в тех или иных проектных решениях. Географическая экспертиза — завершающее звено в оценке региональных прогнозов, отражающих перспективы региональной политики. Стратегический характер региональной политики должен обеспечивать сохранение (лучше преумножение) природно-ресурсного, социально-экономического и гуманитарного потенциала государства.
Главная цель экспертизы — установить на заданные сроки соответствие ТЭО, проектов, схем размещения производительных сил, новых технологий и т.д. нормативным требованиям состояния и охраны природной среды. Другими словами, цель экологической экспертизы — предупреждение возможных негативных последствий от планируемой деятельности человека на среду его обитания и на природную среду (ландшафты) в целом.
Проектирование тесно связано с экспертизой. Проектирование базируется на федеральных строительных нормах и правилах (СНиПах), на ведомственных методических разработках и рекомендациях, отражающих геоэкологические принципы проектирования. В основе экспертизы прежде всего лежат Федеральные законы «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. и «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., а также федеральные и региональные нормативные документы о регламенте проведения экспертиз, о критериях состояний (нормирования) компонентов природной среды и ландшафта в целом.
♦ Экологический аудит — независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, нормативов и международных стандартов в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
♦ Геоэкологические принципы проектирования — это указания и рекомендации, ориентирующие проектные организации на действия, призванные обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов, оптимальное средообразование и сохранение среды обитания человека. Поэтому суперпринцип экологического проектирования и экспертизы — соблюдение соответствия геоэкологических принципов и норм проектирования современным требованиям (нормам) состояния природной среды, которые выступают главными критериями оценки проекта.
♦ Природный географический ландшафт — относительно однородная территория, региональная геосистема, сформировавшаяся на единой морфоструктуре в условиях одного местного климата и режима увлажнения, характеризующаяся однотипными сочетаниями почвы биоценозов, следовательно, это геосистема периодически повторяющихся сочетаний генетически и функционально взаимосвязанных более мелких природно-территориальных комплексов.
♦ Природно-антропогенный ландшафт — ландшафт, измененный человеком, частично управляемый.
♦ Антропогенный ландшафт — полностью измененный человеком ландшафт.
♦ Оценка — действие, устанавливающее цену.
♦ Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — основная часть в составе проектной документации, состоящая из: а) прогноза влияния проектируемого объекта на природную среду (современные ландшафты территории и его компоненты); б) экологической, экономической и социальной оценок возможных изменений и последствий. ОВОС включает в себя анализ альтернатив проекта, т.е.
способов достижения поставленной цели другим путем, вплоть до полного отказа от нее (как это было с проектом межбассейнового перераспределения стока северных рек европейской части России и Западной Сибири на юг). Главная цель ОВОС не оценка как такова ,хотя очень важно качество оценки, а принятие решения директивными органами на основе этой оценки.
♦ Норма (от лат. погта — руководящее начало, правило, образец)— узаконенное установление, признанный обязательный порядок, установленная мера, средняя величина. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов ее качества, нормативов допустимого воздействия на ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, государственных стандартов в области охраны окружающей среды. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности устанавливаются следующие нормативы: предельно
допустимые выбросы (ПДВ) и сбросы вещества (ПДС), предельно допустимые нормы концентрации веществ (ПДК), нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шумов, вибрации, ионизирующего излучения и т.д.).
Норма в географии ассоциируется с понятиями тип леса, тип растительности, тип почвы, тип и вид ландшафта. Норма всегда связана с определенным, наиболее вероятным состоянием объекта. Норма должна задаваться входными и выходными структурными и функциональными характеристиками геосистем. Оценка нормальности состояния реального ландшафта может задаваться как минимум по пяти классам, соответствующим формам использования территории, о чем речь пойдет ниже. Нормативы допустимого воздействия устанавливаются с учетом региональных особенностей ландшафтов.
♦ Устойчивость ландшафта, геосистем — способность поддерживать значение структурных и функциональных характеристик в пределах, не превышающих критических величин, в пределах нормы со
стояния при внешних воздействиях.
♦ Восстанавливаемость геосистем — способность геосистем возвращаться в исходное состояние после внешнего воздействия. Время восстановления рассматривается некоторыми географами как мера устойчивости, что противоречит здравому смыслу.
♦ Географический прогноз — предвидение состояния географических объектов в фиксированный момент будущего.
♦ Геотехническая система — образование физико-географической размерности, у которой природные (как специально созданные человеком, так и естественные, но непреднамеренно измененные в
процессе действия техники) и технические части настолько тесно взаимосвязаны, что функционируют в составе единого целого. Технология производства предопределяет их целостность, которая достигается вещественно-энергетическими и информационными потоками (связями). Наиболее яркими примерами выступают оросительные и осушительные системы, гидроэлектростанции (ГЭС) на реках. Длительность и устойчивость функционирования ГТС зависят от возможностей управления и контроля.
Более широкое (и менее конструктивное) понятие природно-техническая система — сочетание техники и природы или природных и технических подсистем. Примеры природно-технических систем: город, парник, подводная лодка, космический корабль, инкубатор.
♦ Природно-хозяйственные системы — территориальная взаимосвязанная совокупность природных ресурсов, производительных сил, производственных отношений и соответствующих организационно-
экономических форм и учреждений. В основе ПХС лежат разнообразные виды деятельности населения — промышленная, сельско-, лесо-, водохозяйственная, рекреационная, селитебная и т.д.
♦ Экологический риск — вероятность возникновения неблагоприятных для человека и природной среды последствий после осуществления хозяйственной деятельности.
♦ Экологические геоинформационные системы (ЭГИС) — автоматизированные аппаратно-программные системы, осуществляющие сбор ,хранение, обработку, преобразование, отображение и распространение территориально координированных данных. Основная функция ЭГИС — информационно-картографическое обеспечение управленческих решений. Основу ЭГИС составляют базы цифровых экологических данных и автоматические картографические системы с подсистемами ввода, логико-математической обработки и вывода данных.
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформирование национальной системы технического регулирования. Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлены основы формирования новой системы обязательных и добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг.
Обязательные требования устанавливаются техническими регламентами. Одной из трех основных целей принятия технических регламентов является охрана окружающей среды.
Добровольные требования определяются в стандартах, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В целях обеспечения необходимого уровня безопасности в отраслях и сферах деятельности, а также оптимального выполнения положений Федерального закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», определяющих как обязательные, так и добровольные для выполнения требования, формируются соответствующие отраслевые системы технического регулирования.
Создание отраслевой системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды требует проведения анализа действующей базы нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды.
Понятие «нормативно-технического документа» в действующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации не определено, несмотря на то, что оно повсеместно используется.
Как правило, в законодательных, нормативных и методических документах в качестве нормативно-технического документа принимаются технические акты (ГОСТы, РД, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.)
За время деятельности специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (начиная с 1988г.) сложилась система нормативно-технических документов, разработанных и внедренных в разное время в практику, как природоохранным ведомством, так и другими ведомствами: Госсанэпиднадзором, Госгортехнадзором, Роскомводом (Минводхозом), Госкомрыболовством, Госстроем, Минсельхозом, Госатомнадзором и т.д.
Нормативно-техническая документация в сфере охраны окружающей среды является неотъемлемой частью экологического нормирования.
Действующая база нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды представлена многочисленными документами разных уровней и типов: приказами различных министерств и ведомств, ведомственными нормативно-методическими документами, методическими указаниями и рекомендациями, инструкциями, государственными и отраслевыми стандартами. Вместе с тем, существующая практика разработки и утверждения нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды свидетельствует о несовершенстве используемых методических подходов, их несоответствия международным требованиям и нормам.
В ряде спорных случаев используются экспертные оценки, субъективные представления, остро ощущается недостаток критериев по оценке воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду и экологической емкости территорий, не всегда достигается баланс с демографической политикой и социальными интересами населения. И, тем не менее, существующая документационная база сыграла свою положительную роль в становлении системы охраны окружающей среды.
Особенно актуальными становятся указанные проблемы в связи с возможным вступлением Российской Федерации в ВТО, что потребует гармонизации нормативно-технических документов с международными требованиями в области охраны окружающей среды. Эти задачи и будут решены в рамках формирования отраслевой системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды.
После вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» перед государственными органами, бизнесом и научными организациями встала задача реформирования системы технического регулирования и обеспечения ее устойчивого функционирования на новых принципах.
Действовавшая ранее система стандартов, норм и правил включала в себя десятки тысяч документов, регулирующих все аспекты хозяйственной и иной деятельности. Разумеется такая обширная нормативная база требовала значительных затрат на актуализацию и развитие. Многие отрасли, особенно в сфере высоких технологий, уже «выросли» из требований, установленных в 70-80-е годы, что требует их серьезного пересмотра. Другими, не менее важными причинами, послужили ожидаемое вступление России во Всемирную Торговую Организацию и необходимость установления единых с западными требований для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.
Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.). Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов, представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки технического законодательства:
— техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
— техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;
— техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.
В мае 2000 г года в ФЗ «О техническом регулировании» были внесены поправки, целью которых было определенное упрощение процесса подготовки и принятия технических регламентов.
Если в первоначальном варианте закон регулировал отношения, возникающие «при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации», то теперь он должен регулировать отношения, возникающие «при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Из этого определения можно сделать вывод, что основным объектом технического регулирования теперь является продукция, требования же к процессам, сопутствующим ее производству и обращению с ней, имеют значение постольку, поскольку они способствуют достижению основной цели технического регулирования.
Очевидно, что из сферы технического регулирования теперь выпадают процессы чисто природоохранного назначения, например очистка сточных вод и выбросов загрязняющих веществ, переработка, размещение и огневое уничтожение отходов, реабилитация нарушенных почв и земель и др.
В целом можно утверждать, что изменения, введенные в Федеральный закон «О техническом регулировании», направлены на уменьшение числа необходимых к разработке технических регламентов и одновременно на упрощение их содержания. С другой стороны, можно предположить, что в силе останется большинство нормативных документов, регламентирующих процессы проектирования, поскольку в них и так содержатся требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности и требования природоохранного назначения, в т.ч. СниПы, СанПины и ПНиПы.
Поскольку технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности можно считать, что в целом будет решаться и проблема обеспечения экологической безопасности.
В целях решения возникших проблем, связанных с разработкой и принятием технических регламентов, Правительственной комиссией по техническому регулированию было принято решение о разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности. Согласно утвержденным Минпромэнерго России методическим рекомендациям «целями разработки систем технического регулирования является обеспечение оптимального выполнения положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184 — ФЗ «О техническом регулировании», определяющих как обязательные, так и добровольные для выполнения требования». Следует отметить, что методическая база разработки систем технического регулирования и технических регламентов постоянно совершенствуется, проводятся научно-методические совещания-семинары, Минпромэнерго России готовит и доводит до сведения заинтересованных сторон инструктивно-методические письма и указания.
Так, например, Директор Департамента технического регулирования
и метрологии Минпромэнерго М.К. Глазатова в своем инструктивном письме
от 10 октября 2006 г. № 08-3253 выделяет три основных категории систем технического регулирования:
— интегрированные системы, в рамках которых обеспечивается безопасность широкого класса объектов технического регулирования (далее – ОТР), относящихся к нескольким сферам экономической деятельности (обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, антитеррористической и противокриминальной защиты, пожарной безопасности и т.п.);
— системы, охватывающие ОТР, и требования к ним, относящиеся к определенному виду экономической деятельности (системы технического регулирования в химической, лесной, деревообрабатывающей промышленности и т.п.);
— межотраслевые системы, определенные как совокупность систем, охватывающих несколько смежных, неразрывно связанных сфер деятельности (система технического регулирования в нефтегазовой отрасли, включающая разведку, добычу, транспортировку, переработку и другие циклы производства или формируемая система в сфере авиационной техники).
Вместе с тем, в нормативных правовых и инструктивно-методических документах в области технического регулирования описание иерархии систем техрегулирования не приводится.
Целью настоящей работы является разработка системы технического регулирования. Для этого выполнены следующие, предусмотренные утвержденным МПР России техническим заданием, работы:
— проведен анализ действующей базы нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды;
— проведен мониторинг состояния технического регулирования в сфере охраны окружающей среды;
— разработан проект Концепции отраслевой системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды;
— подготовлен перечень объектов технического регулирования в сфере охраны окружающей среды;
— подготовлены перечень обязательных требований к выявленным объектам технического регулирования и перечень технических регламентов в сфере охраны окружающей среды, которые необходимо разработать до 2010 года;
— подготовлены предложения по разработке по разработке национальных стандартов в сфере охраны окружающей среды, необходимых для подтверждения требований разрабатываемых технических регламентов, в том числе для включения в Программу разработки национальных стандартов;
— подготовлен перечень работ по международной стандартизации, в том числе совместные работы с зарубежными странами по разработке международных стандартов в сфере охраны окружающей среды.
Оценка воздействия планируемой и проектируемой деятельности — а окружающую среду, равно как и экологическое обоснование инвестиционных проектов — важные звенья экологического проектирования объектов. Различают оценку воздействия определенного вида хозяйственной деятельности как исследование изменений в окружающей среде, анализ цепочки (воздействия — изменения — последствия), оценку воздействия планируемой и проектируемой деятельности на окружающую среду в предпроектах и проектах — как раздел экологического проектирования (ОВОС) и оценку воздействия на окружающую среду реальных (действующих) производств, которая обозначается термином «экологический аудит».
Принципы оценок воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
Основной принцип общий для ОВОС и для экологической экспертизы, — презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности. Предполагается, что любая хозяйственная деятельность таит в себе ту или иную степень экологической опасности. Ее осуществление ведет к последствиям, которые необходимо оценивать, причем инициатор деятельности обязан представить веские доказательства экологической безопасности намечаемой им деятельности (в соответствии с действующими экологическими стандартами и нормативами).
Принцип превентивности означает, что оценка воздействия проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что ее результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа — недопущение (предупреждение) неблагоприятных воздействий на окружающую среду и :вязанных с ним социальных и экономических последствий, вызванных реализацией проекта.
Характерно расширенное понимание превентивности, т.е. экологические оценки должны проводиться не только до принятия решения о возможности осуществления намечаемой деятельности (например, выдачи соответствующего разрешения), но и до принятия важнейших проектных решений. Наконец, последовательная реализация принципа превентивности приводит к необходимости стратегической экологической оценки, предметом которой являются решения более высокого уровня, предшествующие планированию и проектированию,
Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтернативных вариантов достижения целей планируемой деятельности, включая и нулевой вариант (отказ от деятельности). В результате выбирается наименее экологически опасный способ достижения цели проекта, рассматриваются альтернативные проектные решения, технологические альтернативы. В предпроектных обоснованиях анализируются размещенческие, планировочные альтернативы, необходимые для экологической корректировки размещения. Достижению целей проекта с меньшим ущербом природе способствует анализ использования ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (ландшафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.
Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения цели намечаемой деятельности и альтернативных вариантов ее осуществления обеспечивают принятие верных решений, обусловленных результатами экологических оценок.
В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп параметрических альтернатив исходного проекта:
♦ альтернативы потребностей;
♦ виды деятельности;
♦ местонахождение проекта;
♦ производственные процессы;
♦ время выполнения проекта;
♦ ресурсы;
♦ способы удаления отходов;
♦ эстетическое воздействие.
На основе анализа альтернативных параметров формируются несколько (до пяти-шести) альтернативных проектов, а для окончательного выбора наилучшего варианта применяется, например, метод балльного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств природной и социально-экономической среды, а также некоторые другие специализированные методы.
Принцип демократичности (гласности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, интересы которых затрагивает планируемая деятельность, прав на непосредственное участие в решениях по проекту. Принцип демократичности предполагает учет «интересов общества». Заинтересованные стороны имеют возможность участвовать в процессе ОВОС на всех этапах, их мнение учитывается наряду с заключением экспертов.
Демократические процедуры обычно противостоят «технократическим», при которых решения принимаются закрытым образом. В национальной процедуре ОВОС механизм применения принципа демократичности (гласности) представлен в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различного рода согласований, участия заинтересованных сторон в государственной экологической экспертизе в качестве наблюдателей. Взаимная корреляция объективных (научных) и субъективных (общественных) оценок способствует выработке оптимальных взаимоприемлемых решений по реализации проекта.
Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются принципами комплексности:
♦ интеграции — комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях процесса подготовки документов;
♦ альтернативности — оценка воздействий не может проводиться лишь по одному взятому варианту проекта;
♦ приоритетности — никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования экологических последствий реализации проектов;
♦ достоверности — степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью воздействия на природу, население и хозяйство;
♦ сохранения — планируемая деятельность на должна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также
к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов биосферы;
♦ совместимости — планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (эстетическая, культурная, религиозная) определяется воздействием на социально-психологические механизмы соответствия этническому стереотипу, национальным ценностям, установкам;
♦ гибкости — процесс ОВОС может варьироваться по масштабам, глубине и системе оценивания в зависимости от характера планируемой деятельности.
Национальная процедура ОВОС
Национальная политика Российской Федерации в области ОВОС определена в законах «Об охране окружающей среды» (2000), «Об экологической экспертизе» (1995), в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (2000) и частично в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).
В федеральном законе «Об охране окружающей среды» сказано: «Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Она проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельности с участием общественных объединений».
В Положении об ОВОС (2000) дано следующее определение: «Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее — оценка воздействия на окружающую среду или оценка воздействия) — это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».
В национальной процедуре ОВОС отчетливо прослеживается несколько стадий:
- Стадия разработки технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС.
- Стадия исследований воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду с выявлением экологических, социальных, экономических последствий и прогнозов, которая завершается составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».
- Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».
Процедурные моменты ОВОС. В ОВОС, как процедуре выработки экологических требований к проектированию и принятия решений, участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого из участников процедур регламентированы.
Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.
Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель проводит исследование по оценке воздействия — сбор и анализ информации, необходимой для осуществления оценки воздействия, и готовит материалы по оценке воздействия — комплект документов, разработанных при проведении оценки воздействия, представляемых на экспертизу.
Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам. Он также планирует проведение исследований, готовит техническое задание (ТЗ) на ОВОС и, при необходимости, разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.
В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т.д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.
Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.
Общественные обсуждения — слушания, направленные на информирование общественности о намечаемой деятельности и ее последствиях для окружающей среды с целью выявления общественных мнений и их учета при принятии решений.
Участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспечивается заказчиком.
В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель и местоположение намечаемой деятельности, а также сведения о заказчике и его представителе, о сроках проведения ОВОС. Должен быть указан ответственный за организацию общественных слушаний (опрос, обсуждение, референдум). Заказчик доводит до сведения общественности о форме представления материалов, сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду. Распространение информации может осуществляться по радио, на телевидении, через Интернет, в периодической печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывает их при доработке ТЗ и в материалах по оценке воздействия на окружающую среду. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, все протоколируется. В протоколе общественных слушаний четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты, он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС». Процедура общественного обсуждения предварительного варианта «Материалов по оценке воздействия» идентична выше приведенной.
Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают:
♦ определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);
♦ анализ состояния территории в рамках географического охвата ОВОС (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки, экологическая ситуация и т.д.);
♦ выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения воздействий, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
♦ оценки значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
♦ определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценки их эффективности и возможности реализации;
♦ сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
♦ разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
♦ разработку рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Результаты исследования оформляются в виде предварительного варианта Материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов). Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом Материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и представить свои замечания. Подготовку окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду заказчик проводит с учетом этих замечаний. Дальнейшая процедура ОВОС заключается в ознакомлении с материалами всех заинтересованных сторон, прежде всего общественности региона размещения объекта.
В настоящее время внедряется принципиально новый подход к участию общественности в ОВОС — конкретный механизм реализации прав граждан на участие в подготовке и принятии экологически значимых решений. Требуется открытость материалов по оценке воздействия (в том числе их предварительного варианта). Общественности предоставляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информирования общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции возлагаются на местные органы власти.
Становлению национальной процедуры ОВОС способствует новое Положение об оценке воздействия.., которое максимально сближает нормативную основу ОВОС и экологическую экспертизу и подчеркивает ее обязательность не только при разработке проектов, но и при подготовке стратегических плановых программ, а также непроектных объектов, таких как новые технологии и т.д. Самое главное, оценка воздействия и экологическая экспертиза рассматриваются как часть единой национальной процедуры оценки воздействия.
Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:
♦ информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий их значимости и возможности минимизации;
♦ выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
♦ решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Типовое содержание Материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду при инвестиционном проектировании*.
1. Общие сведения.
1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс.
1.2.Название объекта инвестиционного проектирования и планируемое место его реализации.
1.3.Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника — контактного лица.
1.4.Характеристика типа обосновывающей инвестиции документации: Ходатайство (Декларация) о намерениях; Обоснование инвестиций, Технико-экономическое обоснование (проект); Рабочий проект (утверждаемая часть).
- Пояснительная записка по обосновывающей документации.
- Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
- Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности).
- Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.
- Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).
- Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной
деятельности. - Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.
- Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
10. Краткое содержание программ экологического мониторинга и послепроектного анализа.
11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.
12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной
деятельности:
12.1.Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.
12.2.Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также — адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.
12.3.Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, протоколы проведения общественных слушаний.
12.4.Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.
12.5.Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
12.6.Сводка замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие — не учтены, основание для отказа.
12.7.Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.
13. Резюме нетехнического характера.
4.3. Методология ОВОС
Алгоритм исследований воздействия проектируемой хозяйственной деятельности определяется типом воздействия и природными условиями региона размещения. Последовательность исследования такова: характеристика природных условий района строительства (нередко специализированная), вычленение объекта на базе концепции геотехнических систем; определение механизмов связи; вещественных, энергетических и информационных потоков; границ сферы воздействия. В пределах нее — вычленение зон влияния, дифференциация знака и интенсивности влияния на экосистемы и ландшафты, определение степени воздействия в экстремальных ситуациях по технологическим, экономическим и социальным критериям. Важное значение имеет обоснование выбора параметров хозяйственной деятельности, природной среды, методов, систем прогнозирования и оценивания.
По Ю. Г. Пузаченко к основным характеристикам хозяйственной деятельности, учет которых крайне необходим для составления ОВОС, относятся:
1) пространственно-временная структура непосредственно используемых видов ресурсов и интенсивность их использования (в качестве ресурса может рассматриваться и физическое пространство, необходимое для размещения объекта проектирования);
2) энергетическая мощность объекта (потребление энергии в единицу времени);
3) проектируемое время жизненного цикла производства;
4) интенсивность и изменчивость во времени и пространстве производства вещественно-энергетических отходов (выбросов, потерь) и их структурные пространственно-временные характеристики;
5) компоненты природной среды (переменные), непосредственно подвергающиеся воздействию в результате прямого использования ресурсов и отходов.
Важнейшие параметры природной среды (ландшафтов, речных бассейнов и других используемых моделей пространственной организации территории):
♦ естественный энергетический уровень — радиационный баланс и показатели структуры теплового баланса — затраты энергии на испарение (LE/R), турбулентный теплообмен с атмосферой (P/R);
♦ естественный водный баланс и показатели структуры водного баланса (коэффициент стока, соотношение поверхностного и подземного стока);
♦ естественный баланс вещества (приход вещества с атмосферными осадками, соотношение твердой фазы стока на входе и на выходе);
♦ естественный (нормальный) биогеохимический фон (показатели емкости и скорости биологического круговорота веществ);
♦ биологическая продуктивность ландшафтов;
♦ КПД фотосинтеза естественного растительного покрова;
♦ естественная (нормальная) сложность (био- и ландшафтного разнообразия) на различных иерархических уровнях пространственной организации;
♦ прогнозируемый энергетический уровень и тепловой баланс (структура теплового баланса, отношение радиационного баланса к суммарной солнечной радиации — R/Q);
♦ прогнозируемый водный баланс;
♦ прогнозируемый биогеохимический фон;
♦ прогнозируемый уровень структурной сложности (био- и ландшафтного разнообразия);
♦ собственные частоты динамики основных переменных;
♦ характерное время самовосстановительных процессов;
♦ оценка стационарности и факторов, ответственных за стационарность.
Оценка стационарности показывает, насколько стабильна система и что именно определяет эту стабильность. Намеченная программа интегрального подхода к составлению ОВОС для ландшафта как геосистемы в целом в настоящий момент сложна для полной реализации из-за недостатка фактического материала и недостаточной разработки частных методик измерения параметров геосистем, но может рассматриваться как основа для будущих построений.
Методы ОВОС. В основе составления ОВОС лежит, прежде всего, эмпирическое обобщение данных (типовая схема) о влиянии технического (инженерного) объекта на окружающую территорию. При этом используется вся совокупность частных и общих методов географических, инженерно-геологических, экологических исследований (полевых и камеральных). Они дополняются математическими методами, моделированием процессов, построением ГИС и т.д.
На этапе создания ОВОС проектируемых объектов на первый план выступает прогнозирование — это процесс получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта и природно-антропогенных ландшафтов в зоне его влияния на заданный период времени. Прогноз — результат прогнозных исследований. ОВОС включает не только физико-географический, но и инженерно-геологический, экономический, социальный прогнозы. Географическое прогнозирование — самостоятельная учебная дисциплина и междисциплинарное научное направление. Поэтому мы ограничимся самыми общими соображениями по данному вопросу.
Методы прогнозирования делятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические). Экспертные оценки применяются в случае, если об объекте оценивания нет достоверных сведений и неизвестны количественные зависимости между прогнозируемыми процессами и явлениями. Экспертные оценки применяют при построении ранжированных шкал оценок воздействия, они могут быть качественными, количественными, либо воздействие выстраивается по мере убывания или возрастания и выявляются сопутствующие ему состояния компонентов, ландшафтов, социума других видов деятельности и т.д. Экспертные оценки широко применяют при анализе альтернативных решений, определении неопределенности экологического риска и отдаленных последствий воздействия.
Среди прогнозных методов отметим экстраполяцию и метод прогнозирования по аналогиям. Экстраполяция применяется при наличии статистических рядов (пространственно-временных рядов).
Наибольшее развитие в 70—80-е годы XX в. в прогнозировании получил метод географических аналогий, особенно при прогнозировании последствий создания крупных водохранилищ и мелиоративных систем. Прогнозирование по аналогии предусматривает экстраполяцию закономерностей, найденных на существующих объектах, на проектируемые при условии сходства природных условий двух районов и технологии производства. Метод географических аналогий, по существу, представляет совокупность методов (картографического, геохимического, геофизического, расчетных и др.), использование которых подчинено одному стратегическому замыслу. Объектом прогноза выступают природно-территориальные комплексы, интегрированные потоками вещества, энергии и информации от технического объекта в геотехническую систему.
Прогнозирование по аналогиям позволяет: 1) определить размеры зон и поясов влияния технического сооружения на отдельные компоненты ПТК и на природные комплексы в целом; 2) наметить основные тенденции в изменении отдельных компонентов природы по сезонам года и в зависимости от специфики функционирования технического объекта; 3) выявить временные стадии развития процесса влияния. Это в свою очередь создает основу для проведения оценки (природной, экологической, экономической, технологической, социальной) последствий.
Различают, как минимум, пять основных взаимодополняющих методов проведения ОВОС. К числу часто применяемых относятся системы измеряемых природных параметров (характеристик). Причинно-следственные связи между возможными воздействиями на объекты устанавливаются матричным методом. Широко распространен метод сопряженного анализа карт, позволяющий определять и демонстрировать масштабы распространения воздействия. Хорошо зарекомендовала себя система потоковых диаграмм, описывающая природные системы как сложные структуры массообмена. Используется метод имитационного моделирования. Метод экспертных групп, несмотря на его недостатки (субъективность оценок и т.п.), служит для определения граничных параметров воздействия и используется для построения ранжированных шкал оценок воздействия и различного рода матриц.
Матричный метод оценок воздействия. При применении метода оценки воздействия объектов на природную среду используют различные типы матриц:
- Перечни типов воздействий, простые контрольные списки.
- Списки объектов, испытывающих влияние и изменяющихся под воздействием, простые контрольные списки.
- Простейшие причинно-следственные матрицы, устанавливающие взаимодействие типов воздействия и объектов, испытывающих их.
- Сложные матрицы экологических последствий хозяйственной
деятельности и обратных реакций.
Перечни типов воздействия, либо списки компонентов природной среды, изменяющихся под воздействием, служат основой простых и сложных контрольных листов. На базе контрольных листов геологической службой США разработан ряд причинно-следственных матриц, в частности матрица Л. Леопольда, предназначенная для оценки воздействия самых разнообразных проектов, которая дает наглядное представление о структуре взаимодействий. Однако она выявляет лишь первичные изменения в природе и не позволяет проследить всю цепь сложных взаимодействий. В строках матрицы перечислено 88 компонентов природной среды, а в столбцах приведено 100 типов воздействия. В случае если определенный процесс, связанный с осуществлением проекта, вызывает изменение того или иного компонента среды, отмечается соответствующая клетка в матрице, фиксирующая таким образом взаимодействие. Число возможных взаимодействий 8 800, но на практике для любого проекта оно колеблется от 25 до 50.
В более сложных матрицах проводится ранжирование интенсивного воздействия (придается вес или балл интенсивности) и по значимости изменений в экосистемах (определяется значимость изменения под воздействием объекта, испытывающего воздействие). Агрегированные показатели рассчитываются при перемножении веса воздействия и значимости изменений в экосистемах, затем эти значения суммируются по горизонтали и по вертикали матрицы, таким образом определяются наиболее интенсивные воздействия и выявляются наиболее чувствительные или наиболее изменяющиеся объекты, испытывающие воздействие.
Применяют четыре типа матриц, которые позволяют выявить и отдаленные последствия воздействий. На рис. 5 приведены четыре типа матриц: от простых — воздействие на компоненты природы — до более сложных, позволяющих проследить распространение изменений в природе (цепные реакции) и обратное влияние измененной природы на деятельность общества (X + Н), а также последствия этого влияния, т.е. распространение последствий в обществе (Н + X) и цепные реакции в деятельности человека.
Совместный анализ карт впервые был использован Я. Мак Харгом, который применил совмещение схем на кальке для оценки воздействия на среду. Суть метода заключалась в том, что исследуемая территория делилась на участки (исходя из топографических характеристик, типов землепользования и т.п.) и по каждому участку собиралась информация о компонентах окружающей среды и потенциальных воздействиях на них. Для каждого из показателей и для каждого варианта проекта вычерчивались схемы на кальке, совмещением которых выявлялись как интенсивность нарушений среды, так и факторы природного и социально-экономического характера, затрудняющие осуществление проекта. С помощью метода совмещения оценивались воздействия линейных сооружений (автодорог, линий ЛЭП и т.п.), определялось свободное пространство для застройки, обосновывались границы охраняемых территорий, регионов со сложной экологической ситуацией. В настоящее время картографические методы применяют для определения географического охвата ОВОС, т.е. определения пространства и масштаба воздействия. Пространственно-временные рамки воздействия устанавливают с учетом интенсивности воздействия в рамках ландшафтной, бассейновой организации территории или ее административного деления.
Территориальной оценочной ячейкой может быть выбрана иерархическая ландшафтная единица, соответствующая масштабу картографирования, при крупномасштабных исследованиях — урочище, группа урочищ, при более мелком масштабе — ландшафт, ландшафтный район. При этом могут быть использованы любые ландшафтные классификации, как традиционные морфологические, классические ландшафтно-геохимические, так и типологические (группировки ландшафтных единиц по экологическому потенциалу, ценности и значимости, по ответной реакции на воздействие, по типу хозяйственного использования, по типам антропогенных нарушений и т.д.).
При экологическом проектировании использования водных ресурсов, гидротехнических сооружений, обустройства нефтяных месторождений оценивание производится в рамках бассейновой организации территории. Географический охват ОВОС ограничивается водоразделами бассейнов определенных порядков.
Оценочные ячейки также можно выявить при наложении сетки бассейнов и административного деления на ландшафтную структуру территории, в итоге вычленяется интегральная территориальная единица оценивания, для которой можно производить различные виды оценивания, от природных до социальных, производя балансовые и прогнозные построения.
Метод потоковых диаграмм и сетевых графиков. Для определения первичных изменений и цепи их следствий применяется также метод сетей, или ступенчатая матрица, разработанная Дж. Соренсеном. Метод предполагает составление перечня разных вариантов землепользования и характерных для них типов воздействий. Далее определяются связанные с этими воздействиями первоначальные изменения состояния отдельных компонентов природной среды (в данном примере — изменение стока воды в эстуарий) и последующие, вызванные уже нарушениями в природной среде (например, сокращение популяций рыб). В отличие от матрицы взаимодействия компонентов этот метод наглядно показывает не только направление, но и сущность связей разного порядка между компонентами природной среды. Он дает возможность проследить за динамикой воздействий, т.е. показать возможные изменения как во время сооружения, так и после завершения строительства объекта. Но при увеличении числа анализируемых показателей метод становится громоздким и сложным для анализа. Поэтому его применение возможно для проектов с ограниченным числом воздействий. Недостаток метода заключается также в учете изменений лишь элементов природной среды.
Интересны попытки использования метода сетей для количественных оценок воздействий на основе концепции потоков энергии. Был построен график сетей связей между компонентами природной среды г указанием направления и величины потоков энергии (в килокалориях, децибелах, для радиации — в кюри). Воздействия проекта оценивались на основе изменений в энергетических потоках, влияющих на первичную продуктивность экосистемы. Для оценки воздействия на окружающую среду используются также математические модели, в том числе имитационные, отражающие количественные зависимости между воздействиями и позволяющие рассматривать социальные и природные системы как непрерывно развивающиеся и изменяющиеся. Сравнительно давно известны модели, описывающие загрязнение отдельных компонентов природной среды, например воздуха (расчеты приземных концентраций вредных примесей), модели распространения загрязнения в воде, например модели разлива нефти в океане.
Но этот вид моделирования находится в первоначальной стадии развития, что связано с недостаточной изученностью нарушенных экосистем. В существующих моделях акцент делается, как правило, на один компонент экосистемы. В более сложных моделях, разрабатываемых для целых экосистем, недостаточно полно учитываются социально-экономические показатели, поскольку введение дополнительных данных делает модели неуправляемыми. Тем не менее на будущее этот подход рассматривается как весьма перспективный.
Завершающим этапом составления ОВОС выступает собственно оценка прогнозируемых изменений в природной среде и их последствий. Выше мы говорили о пяти основных нормах состояния ландшафтов, которые определяются формами хозяйственного использования территории. Оценка всегда предполагает соотнесение установленных или прогнозируемых состояний показателей с нормами состояния отдельных компонентов ландшафта либо ландшафта в целом.
Выделяют пять последовательных видов (этапов) оценивания экологических последствий от функционирования ГТС и производственных объектов: природную оценку, специальную природную, технологическую, экономическую и социальную, к которой относится и оценка социальной совместимости.
1. Природная оценка. Ее сущность заключается в соотнесении прогнозируемых изменений в свойствах ландшафтов (процессах) с теми же процессами и свойствами зональных аналогов вне сферы антропогенного воздействия, инвариант которого описывается количественной вещественно-энергетической моделью.
Природная оценка заключается в сравнении прогнозируемых изменений конкретных параметров ландшафта с пространственной или временной изменчивостью тех же показателей — климатических, гидрологических, ботанических, почвенных, геохимических. Например, для оценки прогнозируемых изменений метеорологических элементов в зоне влияния крупных водохранилищ можно использовать критерий DP/s, где DP — изменение метеорологического элемента (температуры или влажности воздуха, осадков, скорости ветра и т.д.), а s — среднее квадратическое отклонение того или иного показателя во времени. В качестве критерия для природной оценки изменений можно использовать отношение изменения индикатора (параметра) к пространственной изменчивости этого показателя, например между соседними подзонами тайги.
Главное в природной оценке — данное явление оценивается по этому же явлению, вне сферы воздействия. Например, при обосновании и построении ранжированных шкал ландшафтно-геохимических оценок оценивание производится по отношению к природному фону, геохимическим характеристикам зональных ландшафтов и т.д. Оценка природно-экологических потенциалов загрязнения проводится по отношению к худшим и лучшим условиям миграции загрязнений, к оптимальной самоочищающей способности почв и т.д.
2. Специальная природная оценка. Для природных процессов, которые не жестко формализованы, в ряде случаев проведение природной оценки первого вида затруднительно. В таком случае целесообразно оценивать изменение одних показателей состояния ландшафтов (скорости ветра, глубины залегания фунтовых вод, влажности почв, атмосферных осадков и т.д.) в сравнении с изменением других, тоже природных показателей (изменением биологической и сельскохозяйственной продуктивности лесов, лугов, пашни, прохождением растениями фенологических фаз и т.д.)- Преобразования в границах природно-территорильных комплексов в зонах влияния геотехнических систем и производственных объектов следует рассматривать как интегральную оценку новых факторов формирования ландшафтов. Итак, специальная природная оценка — это оценка изменения природных характеристик по отношению к другим. Проведение природной оценки дает возможность из всего многообразия процессов и явлений, которые претерпевают преобразование в зонах влияния, отобрать для последующей технологической оценки наиболее существенные и важные.
3. Технологическая оценка. Существует многообразие технологических оценок вне и в сфере техногенного воздействия. Это специальные виды оценивания, для некоторых из них разработаны нормативы, по отношению к которым и производится оценка. Она может быть качественной по принципу хорошо-нейтрально-плохо, но чаще всего определяется превышением над нормативом. Например, экологическая оценка технологий, которая является разновидностью технологической оценки, осуществляется по отношению к нормативам сырья и материалов, нормативам землеемкости, отходности, ресурсоемкости, санитарно-гигиеническим и т.д.
Технологическая оценка предусматривает рассмотрение прогнозируемых изменений свойств и процессов в ландшафтах окружающей территории с позиций требований различных отраслей хозяйства, производственных технологий и видов деятельности человека (сельскохозяйственной, рекреационной, промышленного, гражданского и военного строительства и т.д.). Технологическая оценка в принципе чрезвычайно многопланова. Она необходима на стадии ТЭО проектов, на предпроектной стадии, когда производится сопоставление альтернативных вариантов. Отметим многообразие видов технологических оценок и их противоречивость, например: одни и те же изменения в гидрогеологических условиях и метеорологическом режиме на берегах водохранилищ благоприятны для одних отраслей промышленности и неблагоприятны для других.
4. Экономическая оценка изменения природных условий и компенсационных мероприятий по снижению или предотвращению негативного эффекта от создания хозяйственных объектов. Экономическая оценка включает в себя расчет прямого ущерба (или эффекта от улучшения) функционированию отраслей хозяйств, состоянию производственных фондов, трудовых ресурсов, затрат на компенсацию
негативных последствий и т.д.
Частный пример: одним из важнейших показателей эффективности (ущерба) от создания геотехнических систем и производств выступает экономическая (стоимостная) оценка изменения сельскохозяйственной и биологической продуктивности ландшафтов. Стоимость продуктивности ландшафтов в зонах влияния хозяйственных объектов сравнивается со стоимостью вне зоны воздействия.
Собственно экономическая оценка — это соотнесение экономических обобщающих показателей проекта с аналогичными характеристиками для отрасли в целом с оценкой способа достижения данного результата другим путем. Это достигается оценкой целей, т.е. определением целесообразности проекта и рассмотрением его альтернативных вариантов. Показатели экономической оценки — удельные затраты, сроки окупаемости капитальных вложений, а самое главное — суммы ущерба природной среде, хозяйству, населению в «результат* реализации проекта и в сравнении с альтернативными вариантами решениями.
5. При социальной оценке возможных последствий производств возникает потребность конструирования «оптимальной» природной среды или «желаемого» ее состояния. В характеристику социальных условий и их оценку входят санитарно-гигиенические, эстетические, психологические условия.
Для ландшафта как среды обитания человека показателями социальных условий выступают: норма химического, шумового, радиационного загрязнения, санитарно-гигиенические нормативы, обеспечение бытового водопотребления, состояние зеленых насаждений и их площадь на одного жителя, живописность, разнообразие ландшафта, благоустройство (наличие дорог с твердым покрытием, социальная инфраструктура). По большинству из указанных показателей разработаны общие и региональные нормативы и критерии. Отражением степени соответствия реальных условий оптимально-нормативным выступают такие интегральные показатели, как средняя продолжительность жизни в регионе, число болезней, общая и детская смертность. Часто бывает сложно методически вычленить роль экологического фактора в состоянии здоровья населения.
Социальная совместимость проектов (эстетическая, культурная, религиозная) оценивается воздействием на социально-психологические механизмы, при этом определяется соответствие цели реализации проекта этническому стереотипу, национальным ценностям, установкам. Оценка социальной совместимости проекта особенно актуальна для регионов пионерного освоения, населенных коренными малыми на-. родами. Например, нефтегазовый комплекс в Западной Сибири чужд коренному населению, занимающемуся оленеводством, охотой и рыболовством. Свиноводческий комплекс был бы абсолютно неприемлем в исламской Чечне и т.д. Социальная несовместимость требует материальных компенсаций, которые в некоторых случаях превышают выгоду от проекта и делают проект экономически нерентабельным.
Экологическая оценка. Самостоятельность экологической оценки до конца не ясна. Ряд исследователей (И. А. Авессаломова, А. В. Дончева, Т. Г. Рунова) выделяют ее в самостоятельный вид, при этом в экологических оценках различают два подхода — антропоцентрический и биоцентрический. При биоцентрическом подходе упор делается на анализ экологических условий и их изменений под воздействием, вызывающим негативные последствия для жизнедеятельности биоты. Антропоцентрический подход реализуется при экологической оценке изменения окружающей среды под воздействием по отношению к человеку. Важные звенья экологических оценок — анализ цепочки: воздействие —вменения — последствия; построение ранжированных шкал оценок воздействий по отношению к живому; регламентация параметров среды обитания человека и, наконец, оценка качества окружающей среды и экологическая совместимость.
Экологическая несовместимость — воздействие на природные объекты и системы, которые не адаптированы к этому типу воздействия. Например, радиоактивность разрушает генофонд, воздействие может усилить или изменить вектор природного процесса, что может вызвать экологическую катастрофу, и т.д.
При экологических оценках широко используют приемы и методы биотестирования, ландшафтной индикации загрязнения, геохимии техногенеза, экологической геохимии, геохимии окружающей среды, социально-экологических и медико-биологических исследований.
По другой точке зрения (К. Н. Дьяконов) экологический вид оценки частично может быть отнесен к природной или специальной природной, если речь идет об устойчивости природных систем как таковых; технологической, если рассматривать генофонд как потенциальный ресурс биотехнологии, сельскохозяйственного производства; к социальной, если рассматривать изменения среды через призму экологии человека, т.е. изменения экологии социальной среды.