Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности кратко

инструкция по
экологическому обоснованию хозяйственной
и иной деятельности

Утверждена приказом
Минприроды России от 29 декабря 1995 г. №
539

Содержание

1. Общие положения

2. Основные понятия

3. Экологические
требования к нормативной документации

4.
Требования к экологическому обоснованию
в прединвестиционной документации

5.
Требования к экологическому обоснованию
в проектной градостроительной документации

6.
Требования к экологическому обоснованию
в предпроектной и проектной документации
на строительство объектов хозяйственной
и иной деятельности

7. Требования к
экологическому обоснованию техники,
технологии, материалов

8. Требования к
экологическому обоснованию лицензий

1. Общие положения

1.1.
Настоящая Инструкция разработана с
целью реализации Закона РФ «Об охране
окружающей природной среды”, Федерального
закона “Об экологической экспертизе”
и устанавливает требования к:

нормативной и
инструктивно-методической документации,
регулирующей вопросы охраны окружающей
среды и экологической безопасности
населения;

прединвестиционной
документации (территориальным комплексным
схемам охраны природы и природопользования,
схемам расселения и территориальной
организации производительных сил
регионов, отраслевым схемам, схемам
районной планировки, программам
хозяйственной и иной деятельности в
регионе, крае, области) в части
экологического обоснования намечаемых
решений;

генеральным
планам застройки городов и других
населенных пунктов в части геологического
обоснования градостроительных решений;

предпроектной
и проектной документации на новое
строительство, расширение, реконструкцию,
техническое перевооружение, консервацию,
ликвидацию предприятий, зданий, сооружений
1)
в части экологического обоснования
проектных решений и охраны окружающей
среды;

обосновывающим
материалам лицензий (разрешений) на
природопользование.

1.2. Инструкция
предназначена для:

специально
уполномоченных органов в области охраны
окружающей природной среды;

инициаторов
хозяйственной и иной деятельности;

разработчиков
прединвестиционных материалов,
предпроектной и проектной документации.

1.3. Инструкция
разработана в соответствии с требованиями
законодательных актов, принятых на
территории РФ, международных конвенций
и договоров в области охраны окружающей
среды, участником которых является
Российская Федерация.

1.4. Экологическое
обоснование хозяйственной и иной
деятельности в документации осуществляется
для оценки экологической опасности
намечаемых мероприятий, своевременного
учета экологических, социальных и
экономических последствий воздействия
планируемых объектов на окружающую
среду.

1.5. Экологически
и экономически обоснованные решения
инициаторов хозяйственной и иной
деятельности в документации должны
гарантировать:

1) экологическую
безопасность населения;

2) минимальный
ущерб природной среде и населению при
устойчивом социально-экономическом
развитии территорий;

3) благоприятные
экологические условия для проживания
населения;

4) рациональное
и экономное расходование природных,
материальных, топливно-энергетических
и трудовых ресурсов;

5) выпуск
экологически безопасной продукции;

6) сохранение
биологического разнообразия, чистоты
воздуха, источников водоснабжения и
других природных объектов, исторического
наследия народа;

7) внедрение
высокопроизводительного мало- и
безотходного технологического
оборудования и техники.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Экологическое обоснование хозяйственной деятельности (ЭО) – неотъемлемая часть документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая учитывает интересы охраны окружающей среды и рационального природопользования с целью принятия экологически ориентированных решений.

ЭО хозяйственной деятельности разрабатывается в составе предпроектной документации для нового строительства, расширения, реконструкции действующих предприятий.

ЭО хозяйственной деятельности в предпроектной и проектной документации осуществляется с целью оценки экологической опасности намечаемой деятельности, своевременного учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на окружающую природную сред, предотвращения негативного влияния планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности на экосистемы, снижения его до уровня, регламентированного нормативными документами по охране окружающей природной среды, а также обеспечение сбалансированного природопользования, создание благоприятных условий жизни населения, и разработку мер по уменьшению степени экологического риска намечаемой деятельности.

ЭО хозяйственной деятельности регламентирует проведение покомпонентной оценки существующего состояния окружающей природной среды:

  • зоны санитарной охраны, охранные зоны историко-культурных объектов, особо охраняемые природные территории и их границы;
  • экологический и санитарно-гигиенический анализ функционального использования территорий и баланса территорий (соотношение застроенных, открытых и озелененных территорий, доля рекреационных зон, благоустройство территорий, средозащитные территории);
  • атмосферный воздух;
  • водные объекты;
  • физико-географическая характеристика территорий;
  • физические факторы воздействия;
  • оценка градостроительной ситуации и существующие схемы землепользования;
  • отходы и санитарная очистка территории.

Требования об обязательном ЭО хозяйственной и иной деятельности регламентированы Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным Законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». С целью реализации этих законов разработана «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», в которой устанавливаются экологические требования к:

  • нормативной документации, регулирующей вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения;
  • прединвестиционной документации в части экологического обоснования намечаемых решений;
  • генеральным планам застройки городов и других населенных пунктов;
  • предпроектной и проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений в части экологического обоснования проектных решений и охраны окружающей среды;
  • обосновывающим материалам лицензий (разрешений) на природопользование.

ЭО хозяйственной деятельности в составе документации позволяет предварительно оценить:

  • характер и степень возможных изменений окружающей природной среды в результате реализации намечаемой деятельности;
  • возможность и целесообразность реализации намечаемой деятельности исходя из существующей и прогнозной экологической ситуации;
  • соответствие предлагаемых решений по осуществлению рассматриваемой деятельности требованиям законодательных актов и нормативных документов по охране окружающей природной среды, принятых в РФ.

Намечаемые решения должны обеспечивать соответствие характеристик, отражающих состояние окружающей природной среды, действующим стандартам, нормам и правилам, а также ограничениям на добычу и использование природных ресурсов.

Источниками исходной информации для ЭО хозяйственной и иной деятельности могут являться:

  • фондовые материалы государственных органов контроля и надзора за состоянием природной среды;
  • материалы статистической отчетности;
  • данные режимной сети наблюдений и контроля (мониторинга);
  • материалы специальных изысканий;
  • литературные данные;
  • материалы научных организаций и ведомств;
  • результаты расчетов и моделирования прогноза изменения окружающей природной среды;
  • картографические материалы;
  • данные о проектах-аналогах;
  • прочие материалы.

Материалы ЭО хозяйственной и иной деятельности обязательно включаются в структуру проектной или иной документации по проектируемому объекту. Эта документация затем представляется в установленном порядке для государственной экологической экспертизы, в случае ее успешного прохождения выдается положительное заключение на осуществление планируемой деятельности.

Автор статьи

Татьяна Анатольевна Довгун

Эксперт по предмету «Экология»

Стать автором

Необходимость экологического обоснования деятельности

В связи с постоянным усилением антропогенного фактора, воздействующего на экосистемы в самых разных формах, усиливается и отрицательное воздействие человеческой деятельности (хозяйственной и иной) на природные объекты.

Порог воздействия, при котором экосистемы и другие природные объекты уже не способны к устойчивому состоянию и восстановлению, уже пройден для многих территорий. Кроме того, современная техническая мощь человечества способна весьма быстро приблизить к данному порогу даже первоначально процветающие неизмененные экосистемы. Поэтому важным способом оптимизации взаимодействия общества и природы выступает экологическое обоснование всех видов хозяйственной деятельности человека.

Экологическое обоснование производится с целью изучения и оценки воздействия запланированной деятельности на окружающую природную среду. Полученные в процессе обоснования хозяйственной и иной деятельности данные и материалы входят в состав проектной документации планируемой деятельности, которая служит объектом экологической экспертизы.

Определение 1

Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности человека – это процесс изучения и прогноза воздействия определенных видов деятельности на естественные природные объекты и явления. Также это собранная в результате такого изучения система материалов и научных прогнозов, которая позволяет оценить степень экологической опасности запланированной хозяйственной и иной деятельности для природных и природно-антропогенных экосистем, отдельных природных объектов, компонентов экосистем, в том числе и человека.

Процедура экологического обоснования хозяйственной деятельности

Экологическое обоснование деятельности производится на основании «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», (приказ Минприроды России №539 от 29.12.1995 года).

Прогноз воздействия планируемой деятельности на природные объекты осуществляется по данным специальных исследований. При этом применяются методы и способы исследования, соответствующие планируемому объекту деятельности и тем объектам окружающей среды, на которые наиболее вероятно негативное воздействие с его стороны.

«Экологическое обоснование хозяйственной деятельности» 👇

Пример 1

Например, для промышленных предприятий это будет прогноз загрязнения атмосферы, водоемов и почв содержащимися в выбросах и сбросах предприятия вредными веществами (их состав и структура будут специфичны для каждого типа предприятия). Для сельскохозяйственного объекта приоритетными окажутся воздействие на земли, трансформация экосистем, загрязнение среды минеральными удобрениями, органикой, пестицидами, и т.д.

Обосновывающие хозяйственную деятельность материалы должны включать в свой состав характеристику природных условий территории, где планируется размещение объекта, информацию о его историко-культурном и научно-культурном значении. Обязательно приводятся краткие сведения о природно-ресурсном потенциале территории, перспективах хозяйственного использования ее природных ресурсов. На основании этой информации и данных о специфике воздействия на природу проектируемого объекта дают предварительную оценку воздействия намечаемой деятельности или проектируемого объекта на природную среду, составляют обоснованный план мероприятий, рекомендуемый для снижения этого воздействия и т.д.

Материалы экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности обязательно включаются в структуру проектной или иной документации по проектируемому объекту. Эта документация затем представляется в установленном порядке для государственной экологической экспертизы, в случае ее успешного прохождения выдается положительное заключение на осуществление планируемой деятельности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности – это процесс изучения и прогноза воздействия определенных видов деятельности на естественные природные объекты и явления. Собранная в результате такого изучения система материалов и научных прогнозов позволяет оценить степень экологической опасности запланированной хозяйственной и иной деятельности для природных и природно-антропогенных экосистем, отдельных природных объектов и компонентов экосистем.

Экологическое обоснование деятельности производится на основании «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (приказ Минприроды России № 539 от 29.12.1995 г.).

Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности хозяйственной деятельности разрабатывается в составе предпроектной документации для нового строительства, расширения, реконструкции действующих предприятий.

Этапы работ:

  1. Сбор и анализ исходных данных.
  2. Оценка воздействия хозяйственной деятельности на компоненты окружающей природной среды (ОПС) на основании анализа имеющихся данных и проведения расчетов для источников воздействия на ОПС. (Оценка воздействия на атмосферный воздух по химическому и физическому факторам; оценка воздействия образующихся отходов при эксплуатации объекта; оценка воздействия на водные биоресурсы сбросов сточных вод и пр.).
  3. Разработка документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности».
  4. Согласование документации по Экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в уполномоченном органе.

Требования об обязательном ЭО хозяйственной и иной деятельности регламентированы Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным Законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». С целью реализации этих законов разработана «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (приказ Минприроды России № 539 от 29.12.1995 г.), в которой устанавливаются экологические требования к:

  • нормативной документации, регулирующей вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения;
  • прединвестиционной документации в части экологического обоснования намечаемых решений;
  • генеральным планам застройки городов и других населенных пунктов;
  • предпроектной и проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений в части экологического обоснования проектных решений и охраны окружающей среды.

Правовые основы для разработки:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральным закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  • Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 539 «Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».

Согласующие (утверждающие) органы:

  • ФБУЗ.

Результат работ:

  • Документация по обоснованию хозяйственной деятельности.         
  • Заключение ФБУЗ.

Срок действия:

  • Бессрочнно. Подлежит хранению как архивная документация.

Ответственность:

  • Не предусматривается, так как документация носит разрешительный характер.

1. Экологическое обоснование хозяйственной деятельности

Базовые понятия. Во второй половине XX в. развитие земной цивилизации достигло такого уровня, когда для решения глобальных и региональных эколо­гических проблем, для устойчивого развития и сохранения био- и ландшафтного разнообразия на нашей планете понадобилась разра­ботка принципиально новых подходов и формирование государствен­ного и международного статуса экологической экспертизы, а следо­вательно, и экологического проектирования. Это связано с категори­ей ограничения, на что человечество вынуждено идти сознательно, правда с разными темпами, убежденностью и пониманием у разных этносов, поскольку главное — это нравственная сущность ограниче­ния, за которой следуют экономическая и культурная.

♦  Проектирование (от лат. projectus, буквально — брошенный впе­ред) — процесс создания проекта: прототипа, прообраза, модели предполагаемого или возможного объекта, материала, схемы охраны
природы и т.д. Многообразие видов хозяйственной и иной деятельно­сти человека рождает многообразие видов проектирования. Традиционные виды проектирования — архитектурно-строительное, машиностроительное, гидротехническое. Сравнительно новый вид — природоохранное проектирование.

Термин проект имеет значение не только как создание модели предполагаемого объекта. Другое его значение — предварительный текст какого-либо документа, плана, замысла. Общеприняты понятия как проект решения ученого совета, учебного плана или проект плана дипломной работы и т.д.

♦     Экологическое проектирование, а точнее экологическая состав­ляющая проектирования, в широком значении — прогноз и оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) любого проекта хозяйственной и иной деятельности человека, которая потенци­ально может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Спектр объектов проектирования чрезвычайно широк. Это — технологии производств, новые материалы, генеральные планы развития свободных экономических зон, проекты гидроэлектростанций, трасс нефте- и газопроводов и т.д.

♦      Экологическое проектирование в узком значении термина — процесс обоснования и оценка воздействия на окружающую природную среду объектов, либо специально предназначенных для изменения неблагоприятных свойств среды обитания человека (природных и антропогенных ландшафтов), либо объектов, имеющих прямое приро­доохранное значение. Примерами первых выступают проекты полиго­нов захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, устройств депонирования осадков сточных вод и т.д. Примерами вторых — проек­ты создания заповедников, национальных парков, заказников.

♦      Геоэкологическое проектирование — особый вид (но широко распространенный) экологического. Проектирование различных гео­технических систем — объектов физико-географической размерности в рамках ландшафтной сферы Земли составляет сущность геоэкологи­ческого проектирования. В настоящее время целесообразнее говорить о геоэкологических принципах проектирования, о которых речь пойдет ниже.

Итак, экологическое обоснование проекта — этап проектирова­ния, в ходе которого на основе экспериментальных и прогнозных построений доказывается, что неблагоприятные экологические по­следствия при реализации проектов не превысят существующих эко­логических норм или что проект соответствует экологическим требо­ваниям, узаконенным в нормативных государственных документах.

♦      Экологическая экспертиза — установление соответствия наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требова­ниям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в
целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий ее на окружающую природную среду и связанных с ней социальных, экономических и других последствий реализации объекта экологичес­кой экспертизы. Это вид научно-практической, оценочной деятельности специалистов государственных органов, ведомств, а также об­щественности для обоснования принимаемых решений при формиро­вании и реализации природоохранной и экологической политики, связанной с различными видами хозяйственной и иной деятельности  человека.

      ♦ Геоэкологическая экспертиза — вид научно-практической деятельности, направленной на дисциплинарную (комплексную) оценку целостного процесса развития конкретной региональной и ло­кальной природно-хозяйственной системы с целью нахождения ме­ханизма коадаптивного совмещения хозяйственной подсистемы с при­родной. Объектом экспертизы выступают территориальные единицы географической размерности, в чем заключается одно из главных ее отличий от экологической.

♦   Географическая экспертиза — научное направление, специализирующееся на проверке объективности отражения закономерностей развития интегральных систем типа «население—хозяйство—приро­да», включая вопросы рационального использования пространствен­ных сочетаний ресурсов и охраны окружающей среды в тех или иных  проектных решениях. Географическая экспертиза — завершающее звено в оценке региональных прогнозов, отражающих перспективы региональной политики. Стратегический характер региональной политики должен обеспечивать сохранение (лучше преумножение) природно-ресурсного, социально-экономического и гуманитарного потенциала государства.

Главная цель экспертизы — установить на заданные сроки соот­ветствие ТЭО, проектов, схем размещения производительных сил, новых технологий и т.д. нормативным требованиям состояния и охра­ны природной среды. Другими словами, цель экологической эксперти­зы предупреждение возможных негативных последствий от планируе­мой деятельности человека на среду его обитания и на природную среду (ландшафты) в целом.

Проектирование тесно связано с экспертизой. Проектирование ба­зируется на федеральных строительных нормах и правилах (СНиПах), на ведомственных методических разработках и рекомендациях, отра­жающих геоэкологические принципы проектирования. В основе экс­пертизы прежде всего лежат Федеральные законы «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. и «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., а также федеральные и региональные нормативные документы о регламенте проведения экспертиз, о критериях состоя­ний (нормирования) компонентов природной среды и ландшафта в целом.

♦     Экологический аудит — независимая комплексная документи­рованная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной дея­тельности требований, нормативов и международных стандартов в об­ласти охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по улуч­шению такой деятельности.

♦     Геоэкологические принципы проектирования — это указания и рекомендации, ориентирующие проектные организации на действия, призванные обеспечить наиболее рациональное использование при­родных ресурсов, оптимальное средообразование и сохранение среды обитания человека. Поэтому суперпринцип экологического проектирования и экспертизы — соблюдение соответствия геоэкологических принципов и норм проектирования современным требованиям (нормам) состояния природной среды, которые выступают главными кри­териями оценки проекта.

♦    Природный географический ландшафт — относительно одно­родная территория, региональная геосистема, сформировавшаяся на единой морфоструктуре в условиях одного местного климата и режи­ма увлажнения, характеризующаяся однотипными сочетаниями почвы биоценозов, следовательно, это геосистема периодически повторя­ющихся сочетаний генетически и функционально взаимосвязанных более мелких природно-территориальных комплексов.

♦    Природно-антропогенный ландшафт — ландшафт, измененный человеком, частично управляемый.

♦    Антропогенный ландшафт — полностью измененный человеком ландшафт.

♦      Оценка — действие, устанавливающее цену.

♦      Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — основная часть в составе проектной документации, состоящая из: а) прог­ноза влияния проектируемого объекта на природную среду (современные ландшафты территории и его компоненты); б) экологической, экономической и социальной оценок возможных изменений и последствий. ОВОС включает в себя анализ альтернатив проекта, т.е.
способов достижения поставленной цели другим путем, вплоть до пол­ного отказа от нее (как это было с проектом межбассейнового пере­распределения стока северных рек европейской части России и За­падной Сибири на юг). Главная цель ОВОС не оценка как такова ,хотя очень важно качество оценки, а принятие решения директивны­ми органами на основе этой оценки.

♦  Норма (от лат. погта — руководящее начало, правило, образец)— узаконенное установление, признанный обязательный порядок, установленная мера, средняя величина. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов ее качества, нормативов допустимого воздействия на ОС при осуществ­лении хозяйственной и иной деятельности, государственных стандартов в области охраны окружающей среды. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду хозяйствен­ной деятельности устанавливаются следующие нормативы: предельно
допустимые выбросы (ПДВ) и сбросы вещества (ПДС), предельно допустимые нормы концентрации веществ (ПДК), нормативы обра­зования отходов производства и потребления и лимиты на их разме­щение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шумов, вибрации, ионизирующего излучения и т.д.).

Норма в географии ассоциируется с понятиями тип леса, тип ра­стительности, тип почвы, тип и вид ландшафта. Норма всегда связана с определенным, наиболее вероятным состоянием объекта. Норма должна задаваться входными и выходными структурными и функцио­нальными характеристиками геосистем. Оценка нормальности состояния реального ландшафта может задаваться как минимум по пяти классам, соответствующим формам использования территории, о чем речь пойдет ниже. Нормативы допустимого воздействия устанавлива­ются с учетом региональных особенностей ландшафтов.

♦    Устойчивость ландшафта, геосистем — способность поддержи­вать значение структурных и функциональных характеристик в преде­лах, не превышающих критических величин, в пределах нормы со­
стояния при внешних воздействиях.

♦    Восстанавливаемость геосистем — способность геосистем воз­вращаться в исходное состояние после внешнего воздействия. Время восстановления рассматривается некоторыми географами как мера ус­тойчивости, что противоречит здравому смыслу.

♦    Географический прогноз — предвидение состояния географи­ческих объектов в фиксированный момент будущего.

♦    Геотехническая система — образование физико-географичес­кой размерности, у которой природные (как специально созданные человеком, так и естественные, но непреднамеренно измененные в
процессе действия техники) и технические части настолько тесно вза­имосвязаны, что функционируют в составе единого целого. Техноло­гия производства предопределяет их целостность, которая достигает­ся вещественно-энергетическими и информационными потоками (свя­зями). Наиболее яркими примерами выступают оросительные и осушительные системы, гидроэлектростанции (ГЭС) на реках. Дли­тельность и устойчивость функционирования ГТС зависят от возмож­ностей управления и контроля.

Более широкое (и менее конструктивное) понятие природно-техническая система — сочетание техники и природы или природных и технических подсистем. Примеры природно-технических систем: го­род, парник, подводная лодка, космический корабль, инкубатор.

♦    Природно-хозяйственные системы — территориальная взаимо­связанная совокупность природных ресурсов, производительных сил, производственных отношений и соответствующих организационно-
экономических форм и учреждений. В основе ПХС лежат разнообраз­ные виды деятельности населения — промышленная, сельско-, лесо-, водохозяйственная, рекреационная, селитебная и т.д.

♦    Экологический риск — вероятность возникновения неблагопри­ятных для человека и природной среды последствий после осуществ­ления хозяйственной деятельности.

♦     Экологические геоинформационные системы (ЭГИС) — автома­тизированные аппаратно-программные системы, осуществляющие сбор ,хранение, обработку, преобразование, отображение и распростране­ние территориально координированных данных. Основная функция ЭГИС — информационно-картографическое обеспечение управленчес­ких решений. Основу ЭГИС составляют базы цифровых экологических данных и автоматические картографические системы с подсистемами ввода, логико-математической обработки и вывода данных.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформирование национальной системы технического регулирования. Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлены основы формирования новой системы обязательных и добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг.

Обязательные требования устанавливаются техническими регламентами. Одной из трех основных целей принятия технических регламентов является охрана окружающей среды.

Добровольные требования определяются в стандартах, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В целях обеспечения необходимого уровня безопасности в отраслях и сферах деятельности, а также оптимального выполнения положений Федерального закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», определяющих как обязательные, так и добровольные для выполнения требования, формируются соответствующие отраслевые системы технического регулирования.

Создание отраслевой системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды требует проведения анализа действующей базы нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды.

Понятие «нормативно-технического документа» в действующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации не определено, несмотря на то, что оно повсеместно используется.

Как правило, в законодательных, нормативных и методических документах в качестве нормативно-технического документа принимаются технические акты (ГОСТы, РД, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.)

За время деятельности специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (начиная с 1988г.) сложилась система нормативно-технических документов, разработанных и внедренных в разное время в практику, как природоохранным ведомством, так и другими ведомствами: Госсанэпиднадзором, Госгортехнадзором, Роскомводом (Минводхозом), Госкомрыболовством, Госстроем, Минсельхозом, Госатомнадзором и  т.д.

Нормативно-техническая документация в сфере охраны окружающей среды является неотъемлемой частью экологического нормирования.

Действующая база нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды представлена многочисленными документами разных уровней и типов: приказами различных министерств и ведомств, ведомственными нормативно-методическими документами, методическими указаниями и рекомендациями, инструкциями, государственными и отраслевыми стандартами. Вместе с тем, существующая практика разработки и утверждения нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды свидетельствует о несовершенстве используемых методических подходов, их несоответствия международным требованиям и нормам.

В ряде спорных случаев используются экспертные оценки, субъективные представления, остро ощущается недостаток критериев по оценке воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду и экологической емкости территорий, не всегда достигается баланс с демографической политикой и социальными интересами населения. И, тем не менее, существующая документационная база сыграла свою положительную роль в становлении системы охраны окружающей среды.

Особенно актуальными становятся указанные проблемы в связи с возможным вступлением Российской Федерации в ВТО, что потребует гармонизации нормативно-технических документов с международными требованиями в области охраны окружающей среды. Эти задачи и будут решены в рамках формирования отраслевой системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды.

После вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» перед государственными органами, бизнесом и научными организациями встала задача реформирования системы технического регулирования и обеспечения ее устойчивого функционирования на новых принципах.

Действовавшая ранее система стандартов, норм и правил включала в себя десятки тысяч документов, регулирующих все аспекты хозяйственной и иной деятельности. Разумеется такая обширная нормативная база требовала значительных затрат на актуализацию и развитие. Многие отрасли, особенно в сфере высоких технологий, уже «выросли» из требований, установленных в 70-80-е годы, что требует их серьезного пересмотра. Другими, не менее важными причинами, послужили ожидаемое вступление России во Всемирную Торговую Организацию и необходимость установления единых с западными требований для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.). Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов, представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки технического законодательства:

— техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

— техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;

— техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.

В мае 2000 г года в ФЗ «О техническом регулировании» были внесены поправки, целью которых было определенное упрощение процесса подготовки и принятия технических регламентов.

Если в первоначальном варианте закон регулировал отношения, возникающие «при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации», то теперь он должен регулировать отношения, возникающие «при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Из этого определения можно сделать вывод, что основным объектом технического регулирования теперь является продукция, требования же к процессам, сопутствующим ее производству и обращению с ней, имеют значение постольку, поскольку они способствуют достижению основной цели технического регулирования.

Очевидно, что из сферы технического регулирования теперь выпадают процессы чисто природоохранного назначения, например очистка сточных вод  и выбросов загрязняющих веществ, переработка, размещение и огневое уничтожение отходов, реабилитация нарушенных почв и земель и др.

В целом можно утверждать, что изменения, введенные в Федеральный закон «О техническом регулировании», направлены на уменьшение числа необходимых к разработке технических регламентов и одновременно на упрощение их содержания. С другой стороны, можно предположить, что в силе останется большинство нормативных документов, регламентирующих процессы проектирования, поскольку в них и так содержатся требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности и требования природоохранного назначения, в т.ч. СниПы, СанПины и ПНиПы.

Поскольку технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы  приборов  и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности можно считать, что в целом будет решаться и проблема обеспечения экологической безопасности.

В целях решения возникших проблем, связанных с разработкой и принятием технических регламентов, Правительственной комиссией по техническому регулированию было принято решение о разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности. Согласно утвержденным Минпромэнерго России методическим рекомендациям «целями разработки систем технического регулирования является обеспечение оптимального выполнения положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184 — ФЗ «О техническом регулировании», определяющих как обязательные, так и добровольные для выполнения требования». Следует отметить, что методическая база разработки систем технического регулирования и технических регламентов постоянно совершенствуется, проводятся научно-методические совещания-семинары, Минпромэнерго России готовит и доводит до сведения заинтересованных сторон инструктивно-методические письма и указания.

Так, например, Директор Департамента технического регулирования
и метрологии Минпромэнерго М.К. Глазатова в своем инструктивном письме
от 10 октября 2006 г. № 08-3253 выделяет три основных категории систем технического регулирования:

— интегрированные системы, в рамках которых обеспечивается безопасность широкого класса объектов технического регулирования (далее – ОТР), относящихся к нескольким сферам экономической деятельности (обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, антитеррористической и противокриминальной защиты, пожарной безопасности и т.п.);

— системы, охватывающие ОТР, и требования к ним, относящиеся к определенному виду экономической деятельности (системы технического регулирования в химической, лесной, деревообрабатывающей промышленности и т.п.);

— межотраслевые системы, определенные как совокупность систем, охватывающих несколько смежных, неразрывно связанных сфер деятельности (система технического регулирования в нефтегазовой отрасли, включающая разведку, добычу, транспортировку, переработку и другие циклы производства или формируемая система в сфере авиационной техники).

Вместе с тем, в нормативных правовых и инструктивно-методических документах в области технического регулирования описание иерархии систем техрегулирования не приводится.

Целью настоящей работы является разработка системы технического регулирования. Для этого выполнены следующие, предусмотренные утвержденным МПР России техническим заданием, работы:

— проведен анализ действующей базы нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды;

— проведен мониторинг состояния технического регулирования в сфере охраны окружающей среды;

— разработан проект Концепции отраслевой системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды;

— подготовлен перечень объектов технического регулирования в сфере охраны окружающей среды;

— подготовлены перечень обязательных требований к выявленным объектам технического регулирования и перечень технических регламентов в сфере охраны окружающей среды, которые необходимо разработать до 2010 года;

— подготовлены предложения по разработке по разработке национальных стандартов в сфере охраны окружающей среды, необходимых для подтверждения требований разрабатываемых технических регламентов, в том числе для включения в Программу разработки национальных стандартов;

—          подготовлен перечень работ по международной стандартизации, в том числе совместные работы с зарубежными странами по разработке международных стандартов в сфере охраны окружающей среды.

Оценка воздействия планируемой и проектируемой деятельности — а окружающую среду, равно как и экологическое обоснование инвестиционных проектов — важные звенья экологического проектирования объектов. Различают оценку воздействия определенного вида хозяйственной деятельности как исследование изменений в окружаю­щей среде, анализ цепочки (воздействия — изменения — последствия), оценку воздействия планируемой и проектируемой деятельности на окружающую среду в предпроектах и проектах — как раздел экологи­ческого проектирования (ОВОС) и оценку воздействия на окружаю­щую среду реальных (действующих) производств, которая обознача­ется термином «экологический аудит».

Принципы оценок воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

Основной принцип общий для ОВОС и для экологической экс­пертизы, презумпция потенциальной экологической опасности любо­го вида хозяйственной деятельности. Предполагается, что любая хо­зяйственная деятельность таит в себе ту или иную степень экологи­ческой опасности. Ее осуществление ведет к последствиям, которые необходимо оценивать, причем инициатор деятельности обязан представить веские доказательства экологической безопасности намеча­емой им деятельности (в соответствии с действующими экологическими стандартами и нормативами).

Принцип превентивности означает, что оценка воздействия про­водится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что ее результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа — недопущение (предупреждение) неблагоприятных воздействий на окружающую среду и :вязанных с ним социальных и экономических последствий, вызван­ных реализацией проекта.

Характерно расширенное понимание превентивности, т.е. эколо­гические оценки должны проводиться не только до принятия реше­ния о возможности осуществления намечаемой деятельности (напри­мер, выдачи соответствующего разрешения), но и до принятия важ­нейших проектных решений. Наконец, последовательная реализация принципа превентивности приводит к необходимости стратегической экологической оценки, предметом которой являются решения более высокого уровня, предшествующие планированию и проектированию,

Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтер­нативных вариантов достижения целей планируемой деятельности, включая и нулевой вариант (отказ от деятельности). В результате вы­бирается наименее экологически опасный способ достижения цели проекта, рассматриваются альтернативные проектные решения, тех­нологические альтернативы. В предпроектных обоснованиях анализи­руются размещенческие, планировочные альтернативы, необходимые для экологической корректировки размещения. Достижению целей проекта с меньшим ущербом природе способствует анализ использо­вания ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (ланд­шафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.

Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения цели намечаемой деятельности и альтернативных вариантов ее осу­ществления обеспечивают принятие верных решений, обусловленных результатами экологических оценок.

В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп пара­метрических альтернатив исходного проекта:

♦       альтернативы потребностей;

♦       виды деятельности;

♦       местонахождение проекта;

♦       производственные процессы;

♦       время выполнения проекта;

♦       ресурсы;

♦       способы удаления отходов;

♦       эстетическое воздействие.

На основе анализа альтернативных параметров формируются не­сколько (до пяти-шести) альтернативных проектов, а для окончатель­ного выбора наилучшего варианта применяется, например, метод балль­ного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств природной и социально-экономической среды, а также некоторые другие специализированные методы.

Принцип демократичности (гласности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, интересы которых затрагивает плани­руемая деятельность, прав на непосредственное участие в решениях по проекту. Принцип демократичности предполагает учет «интересов общества». Заинтересованные стороны имеют возможность участво­вать в процессе ОВОС на всех этапах, их мнение учитывается наряду с заключением экспертов.

Демократические процедуры обычно противостоят «технократи­ческим», при которых решения принимаются закрытым образом. В на­циональной процедуре ОВОС механизм применения принципа демо­кратичности (гласности) представлен в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различного рода согласований, участия за­интересованных сторон в государственной экологической экспертизе в качестве наблюдателей. Взаимная корреляция объективных (научных) и субъективных (общественных) оценок способствует выработке опти­мальных взаимоприемлемых решений по реализации проекта.

Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются принципами комплексности:

♦       интеграции — комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях процесса подготовки документов;

♦       альтернативности — оценка воздействий не может проводить­ся лишь по одному взятому варианту проекта;

♦       приоритетности — никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования экологических последствий ре­ализации проектов;

♦       достоверности — степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической зна­чимостью воздействия на природу, население и хозяйство;

♦       сохранения — планируемая деятельность на должна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению био­продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также
к ухудшению жизненно важных свойств природных комплек­сов биосферы;

♦       совместимости — планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (эстети­ческая, культурная, религиозная) определяется воздействием на социально-психологические механизмы соответствия этни­ческому стереотипу, национальным ценностям, установкам;

♦       гибкости — процесс ОВОС может варьироваться по масшта­бам, глубине и системе оценивания в зависимости от характе­ра планируемой деятельности.

 Национальная процедура ОВОС

Национальная политика Российской Федерации в области ОВОС определена в законах «Об охране окружающей среды» (2000), «Об эко­логической экспертизе» (1995), в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (2000) и частично в Инструкции по эколо­гическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

В федеральном законе «Об охране окружающей среды» сказано: «Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности, которая может оказать пря­мое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйствен­ной и иной деятельности. Она проводится при разработке всех альтерна­тивных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельности с участием общественных объединений».

В Положении об ОВОС (2000) дано следующее определение: «Оцен­ка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее — оценка воздействия на окружающую среду или оценка воздействия) — это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реали­зации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки эко­логических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».

В национальной процедуре ОВОС отчетливо прослеживается не­сколько стадий:

  1. Стадия разработки технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС.
  2. Стадия исследований воздействия хозяйственной деятельнос­ти на окружающую среду с выявлением экологических, соци­альных, экономических последствий и прогнозов, которая за­вершается составлением «Предварительных материалов по оцен­ке воздействия».
  3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

Процедурные моменты ОВОС. В ОВОС, как процедуре выработки экологических требований к проектированию и принятия решений, участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздей­ствия и общественность. Действия каждого из участников процедур регламентированы.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду де­ятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятель­ности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоста­вил право на проведение работ по оценке воздействия на окружаю­щую среду. Исполнитель проводит исследование по оценке воздей­ствия — сбор и анализ информации, необходимой для осуществления оценки воздействия, и готовит материалы по оценке воздействия — комплект документов, разработанных при проведении оценки воз­действия, представляемых на экспертизу.

Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соот­ветствие их экологическим нормативам и стандартам. Он также пла­нирует проведение исследований, готовит техническое задание (ТЗ) на ОВОС и, при необходимости, разрабатывает программу экологи­ческого мониторинга и контроля.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит иссле­дования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т.д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замеча­ний общественности и результатов общественных слушаний испол­нитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздей­ствия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государствен­ную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может вклю­чаться в процедурный процесс на этапе представления первоначаль­ной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Общественные обсуждения — слушания, направленные на информирование общественности о намечаемой деятельности и ее последствиях для окружающей среды с целью выявления общественных мнений и их учета при принятии решений.

Участие общественности в процессе оценки воздействия на окру­жающую среду. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспе­чивается заказчиком.

В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель и местоположение намечаемой деятельности, а также сведения о заказ­чике и его представителе, о сроках проведения ОВОС. Должен быть указан ответственный за организацию общественных слушаний (опрос, обсуждение, референдум). Заказчик доводит до сведения общественно­сти о форме представления материалов, сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду. Распространение инфор­мации может осуществляться по радио, на телевидении, через Интер­нет, в периодической печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учиты­вает их при доработке ТЗ и в материалах по оценке воздействия на окру­жающую среду. Порядок проведения общественных слушаний опреде­ляется исполнительной властью по согласованию с общественностью, все протоколируется. В протоколе общественных слушаний четко фик­сируются основные вопросы обсуждения, конфликты, он подписыва­ется всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС». Процедура общественного обсуждения предварительного варианта «Материалов по оценке воздействия» идентична выше приведенной.

Исследования по оценке воздействия на окружающую среду наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности включают:

♦       определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);

♦       анализ состояния территории в рамках географического охва­та ОВОС (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки, экологическая ситуация и т.д.);

♦       выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, сте­пени, характера, масштаба, зоны распространения воздей­ствий, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

♦       оценки значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

♦       определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценки их эффективности и возможности реализации;

♦       сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых аль­тернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

♦       разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

♦       разработку рекомендаций по проведению послепроектного анали­за реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Результаты исследования оформляются в виде предварительного варианта Материалов по оценке воздействия на окружающую среду на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изло­жение для неспециалистов). Заказчик предоставляет возможность обще­ственности ознакомиться с предварительным вариантом Материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и представить свои замечания. Подготовку окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду заказчик прово­дит с учетом этих замечаний. Дальнейшая процедура ОВОС заключается в ознакомлении с материалами всех заинтересованных сторон, прежде всего общественности региона размещения объекта.

В настоящее время внедряется принципиально новый подход к участию общественности в ОВОС — конкретный механизм реализа­ции прав граждан на участие в подготовке и принятии экологически значимых решений. Требуется открытость материалов по оценке воз­действия (в том числе их предварительного варианта). Общественнос­ти предоставляется возможность влиять на цели и задачи экологичес­кой оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информирования общественности и организацию обще­ственного участия при этом несет заказчик, хотя определенные фун­кции возлагаются на местные органы власти.

Становлению национальной процедуры ОВОС способствует но­вое Положение об оценке воздействия.., которое максимально сбли­жает нормативную основу ОВОС и экологическую экспертизу и под­черкивает ее обязательность не только при разработке проектов, но и при подготовке стратегических плановых программ, а также непроек­тных объектов, таких как новые технологии и т.д. Самое главное, оценка воздействия и экологическая экспертиза рассматриваются как часть единой национальной процедуры оценки воздействия.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

♦       информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реа­лизации, оценке экологических и связанных с ними социаль­но-экономических и иных последствий их значимости и воз­можности минимизации;

♦       выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

♦       решения заказчика по определению альтернативных вариан­тов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отка­за от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздей­ствия на окружающую среду.

Типовое содержание Материалов по оценке воздействия намечае­мой хозяйственной деятельности на окружающую среду при инвестици­онном проектировании*.

 1. Общие сведения.

1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, теле­фон, факс.

1.2.Название объекта инвестиционного проектирования и плани­руемое место его реализации.

1.3.Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника — контактного лица.

1.4.Характеристика типа обосновывающей инвестиции докумен­тации: Ходатайство (Декларация) о намерениях; Обоснова­ние инвестиций, Технико-экономическое обоснование (про­ект); Рабочий проект (утверждаемая часть).

  1. Пояснительная записка по обосновывающей документации.
  2. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  3. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечае­мой хозяйственной и иной деятельности (различные расположе­ния объекта, технологии и иные альтернативы), включая пред­лагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности).
  4. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернатив­ным вариантам.
  5. Описание окружающей среды, которая может быть затронута на­мечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).
  6. Меры по предотвращению и/или снижению возможного нега­тивного воздействия намечаемой хозяйственной и иной
    деятельности.
  7. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяй­ственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий на­мечаемой инвестиционной деятельности.
  8. Выявленные при проведении оценки неопределенности в опре­делении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду.

10. Краткое содержание программ экологического мониторинга и послепроектного анализа.

11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.

12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при прове­дении исследований и подготовке материалов по оценке воздей­ствия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной
деятельности:

12.1.Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.

12.2.Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также — адресов и теле­фонов этих организаций или самих участников обсуждения.

12.3.Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы вы­ступлений, протоколы проведения общественных слушаний.

12.4.Все высказанные в процессе проведения общественных об­суждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между об­щественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.

12.5.Выводы по результатам общественного обсуждения относи­тельно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

12.6.Сводка замечаний и предложений общественности, с указа­нием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие — не учтены, основание для отказа.

12.7.Списки рассылки соответствующей информации, направляе­мой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

13. Резюме нетехнического характера.

4.3. Методология ОВОС

Алгоритм исследований воздействия проектируемой хозяйствен­ной деятельности определяется типом воздействия и природными условиями региона размещения. Последовательность исследования такова: характеристика природных условий района строительства (не­редко специализированная), вычленение объекта на базе концепции геотехнических систем; определение механизмов связи; веществен­ных, энергетических и информационных потоков; границ сферы воз­действия. В пределах нее — вычленение зон влияния, дифференциа­ция знака и интенсивности влияния на экосистемы и ландшафты, определение степени воздействия в экстремальных ситуациях по тех­нологическим, экономическим и социальным критериям. Важное зна­чение имеет обоснование выбора параметров хозяйственной деятель­ности, природной среды, методов, систем прогнозирования и оце­нивания.

По Ю. Г. Пузаченко к основным характеристикам хозяйственной деятельности, учет которых крайне необходим для составления ОВОС, относятся:

1)     пространственно-временная структура непосредственно используемых видов ресурсов и интенсивность их использования (в ка­честве ресурса может рассматриваться и физическое простран­ство, необходимое для размещения объекта проектирования);

2)     энергетическая мощность объекта (потребление энергии в еди­ницу времени);

3)     проектируемое время жизненного цикла производства;

4)     интенсивность и изменчивость во времени и пространстве производства вещественно-энергетических отходов (выбросов, потерь) и их структурные пространственно-временные характеристики;

5) компоненты природной среды (переменные), непосредствен­но подвергающиеся воздействию в результате прямого исполь­зования ресурсов и отходов.

Важнейшие параметры природной среды (ландшафтов, речных бассейнов и других используемых моделей пространственной органи­зации территории):

♦       естественный энергетический уровень — радиационный баланс и показатели структуры теплового баланса — затраты энергии на испарение (LE/R), турбулентный теплообмен с атмосфе­рой (P/R);

♦       естественный водный баланс и показатели структуры водного баланса (коэффициент стока, соотношение поверхностного и подземного стока);

♦       естественный баланс вещества (приход вещества с атмосфер­ными осадками, соотношение твердой фазы стока на входе и на выходе);

♦       естественный (нормальный) биогеохимический фон (показа­тели емкости и скорости биологического круговорота ве­ществ);

♦       биологическая продуктивность ландшафтов;

♦       КПД фотосинтеза естественного растительного покрова;

♦       естественная (нормальная) сложность (био- и ландшафтного разнообразия) на различных иерархических уровнях простран­ственной организации;

♦       прогнозируемый энергетический уровень и тепловой баланс (структура теплового баланса, отношение радиационного ба­ланса к суммарной солнечной радиации — R/Q);

♦       прогнозируемый водный баланс;

♦       прогнозируемый биогеохимический фон;

♦       прогнозируемый уровень структурной сложности (био- и лан­дшафтного разнообразия);

♦       собственные частоты динамики основных переменных;

♦       характерное время самовосстановительных процессов;

♦       оценка стационарности и факторов, ответственных за стаци­онарность.

Оценка стационарности показывает, насколько стабильна систе­ма и что именно определяет эту стабильность. Намеченная програм­ма интегрального подхода к составлению ОВОС для ландшафта как геосистемы в целом в настоящий момент сложна для полной реали­зации из-за недостатка фактического материала и недостаточной раз­работки частных методик измерения параметров геосистем, но мо­жет рассматриваться как основа для будущих построений.

Методы ОВОС. В основе составления ОВОС лежит, прежде все­го, эмпирическое обобщение данных (типовая схема) о влиянии тех­нического (инженерного) объекта на окружающую территорию. При этом используется вся совокупность частных и общих методов гео­графических, инженерно-геологических, экологических исследова­ний (полевых и камеральных). Они дополняются математическими методами, моделированием процессов, построением ГИС и т.д.

На этапе создания ОВОС проектируемых объектов на первый план выступает прогнозирование — это процесс получения данных о воз­можном состоянии исследуемого объекта и природно-антропогенных ландшафтов в зоне его влияния на заданный период времени. Прогноз — результат прогнозных исследований. ОВОС включает не только физико-географический, но и инженерно-геологический, эко­номический, социальный прогнозы. Географическое прогнозирова­ние — самостоятельная учебная дисциплина и междисциплинарное научное направление. Поэтому мы ограничимся самыми общими со­ображениями по данному вопросу.

Методы прогнозирования делятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические). Экспертные оценки приме­няются в случае, если об объекте оценивания нет достоверных сведе­ний и неизвестны количественные зависимости между прогнозируе­мыми процессами и явлениями. Экспертные оценки применяют при построении ранжированных шкал оценок воздействия, они могут быть качественными, количественными, либо воздействие выстраивается по мере убывания или возрастания и выявляются сопутствующие ему состояния компонентов, ландшафтов, социума других видов деятель­ности и т.д. Экспертные оценки широко применяют при анализе аль­тернативных решений, определении неопределенности экологичес­кого риска и отдаленных последствий воздействия.

Среди прогнозных методов отметим экстраполяцию и метод про­гнозирования по аналогиям. Экстраполяция применяется при нали­чии статистических рядов (пространственно-временных рядов).

Наибольшее развитие в 70—80-е годы XX в. в прогнозировании получил метод географических аналогий, особенно при прогнозиро­вании последствий создания крупных водохранилищ и мелиоратив­ных систем. Прогнозирование по аналогии предусматривает экстрапо­ляцию закономерностей, найденных на существующих объектах, на проектируемые при условии сходства природных условий двух райо­нов и технологии производства. Метод географических аналогий, по существу, представляет совокупность методов (картографического, геохимического, геофизического, расчетных и др.), использование которых подчинено одному стратегическому замыслу. Объектом про­гноза выступают природно-территориальные комплексы, интегриро­ванные потоками вещества, энергии и информации от технического объекта в геотехническую систему.

Прогнозирование по аналогиям позволяет: 1) определить разме­ры зон и поясов влияния технического сооружения на отдельные ком­поненты ПТК и на природные комплексы в целом; 2) наметить ос­новные тенденции в изменении отдельных компонентов природы по сезонам года и в зависимости от специфики функционирования тех­нического объекта; 3) выявить временные стадии развития процесса влияния. Это в свою очередь создает основу для проведения оценки (природной, экологической, экономической, технологической, со­циальной) последствий.

Различают, как минимум, пять основных взаимодополняющих методов проведения ОВОС. К числу часто применяемых относятся системы измеряемых природных параметров (характеристик). Причин­но-следственные связи между возможными воздействиями на объек­ты устанавливаются матричным методом. Широко распространен ме­тод сопряженного анализа карт, позволяющий определять и демонст­рировать масштабы распространения воздействия. Хорошо зарекомендовала себя система потоковых диаграмм, описывающая природные системы как сложные структуры массообмена. Использу­ется метод имитационного моделирования. Метод экспертных групп, несмотря на его недостатки (субъективность оценок и т.п.), служит для определения граничных параметров воздействия и используется для построения ранжированных шкал оценок воздействия и различ­ного рода матриц.

Матричный метод оценок воздействия. При применении метода оценки воздействия объектов на природную среду используют раз­личные типы матриц:

  1. Перечни типов воздействий, простые контрольные списки.
  2. Списки объектов, испытывающих влияние и изменяющихся под воздействием, простые контрольные списки.
  3. Простейшие причинно-следственные матрицы, устанавлива­ющие взаимодействие типов воздействия и объектов, испы­тывающих их.
  4. Сложные матрицы экологических последствий хозяйственной
    деятельности и обратных реакций.

Перечни типов воздействия, либо списки компонентов природ­ной среды, изменяющихся под воздействием, служат основой про­стых и сложных контрольных листов. На базе контрольных листов гео­логической службой США разработан ряд причинно-следственных матриц, в частности матрица Л. Леопольда, предназначенная для оценки воздействия самых разнообразных проектов, которая дает нагляд­ное представление о структуре взаимодействий. Однако она выявляет лишь первичные изменения в природе и не позволяет проследить всю цепь сложных взаимодействий. В строках матрицы перечислено 88 ком­понентов природной среды, а в столбцах приведено 100 типов воздей­ствия. В случае если определенный процесс, связанный с осуществле­нием проекта, вызывает изменение того или иного компонента сре­ды, отмечается соответствующая клетка в матрице, фиксирующая таким образом взаимодействие. Число возможных взаимодействий 8 800, но на практике для любого проекта оно колеблется от 25 до 50.

В более сложных матрицах проводится ранжирование интенсивного воздействия (придается вес или балл интенсивности) и по значи­мости изменений в экосистемах (определяется значимость изменения под воздействием объекта, испытывающего воздействие). Агрегированные показатели рассчитываются при перемножении веса воздей­ствия и значимости изменений в экосистемах, затем эти значения суммируются по горизонтали и по вертикали матрицы, таким образом определяются наиболее интенсивные воздействия и выявляются наиболее чувствительные или наиболее изменяющиеся объекты, ис­пытывающие воздействие.

Применяют четыре типа матриц, которые позволяют выявить и отдаленные последствия воздействий. На рис. 5 приведены четыре типа матриц: от простых — воздействие на компоненты природы — до более сложных, позволяющих проследить распространение изменений в природе (цепные реакции) и обратное влияние измененной природы на деятельность общества (X + Н), а также последствия этого влияния, т.е. распространение последствий в обществе (Н + X) и цепные реакции в деятельности человека.

Совместный анализ карт впервые был использован Я. Мак Харгом, который применил совмещение схем на кальке для оценки воздействия на среду. Суть метода заключалась в том, что исследуемая территория делилась на участки (исходя из топографических характе­ристик, типов землепользования и т.п.) и по каждому участку собиралась информация о компонентах окружающей среды и потенциальных воздействиях на них. Для каждого из показателей и для каждого варианта проекта вычерчивались схемы на кальке, совмещением которых выявлялись как интенсивность нарушений среды, так и факторы природного и социально-экономического характера, затрудняющие осуществление проекта. С помощью метода совмещения оценивались воздействия линейных сооружений (автодорог, линий ЛЭП и т.п.), определялось свободное пространство для застройки, обосновывались границы охраняемых территорий, регионов со сложной экологической ситуацией. В настоящее время картографические методы приме­няют для определения географического охвата ОВОС, т.е. определения пространства и масштаба воздействия. Пространственно-временные рамки воздействия устанавливают с учетом интенсивности воз­действия в рамках ландшафтной, бассейновой организации террито­рии или ее административного деления.

Территориальной оценочной ячейкой может быть выбрана иерар­хическая ландшафтная единица, соответствующая масштабу карто­графирования, при крупномасштабных исследованиях — урочище, группа урочищ, при более мелком масштабе — ландшафт, ландшафт­ный район. При этом могут быть использованы любые ландшафтные классификации, как традиционные морфологические, классические ландшафтно-геохимические, так и типологические (группировки ланд­шафтных единиц по экологическому потенциалу, ценности и значи­мости, по ответной реакции на воздействие, по типу хозяйственного использования, по типам антропогенных нарушений и т.д.).

При экологическом проектировании использования водных ре­сурсов, гидротехнических сооружений, обустройства нефтяных мес­торождений оценивание производится в рамках бассейновой органи­зации территории. Географический охват ОВОС ограничивается водо­разделами бассейнов определенных порядков.

Оценочные ячейки также можно выявить при наложении сетки бассейнов и административного деления на ландшафтную структуру территории, в итоге вычленяется интегральная территориальная единица оценивания, для которой можно производить различные виды оце­нивания, от природных до социальных, производя балансовые и про­гнозные построения.

Метод потоковых диаграмм и сетевых графиков. Для определения первичных изменений и цепи их следствий применяется также метод сетей, или ступенчатая матрица, разработанная Дж. Соренсеном. Ме­тод предполагает составление перечня разных вариантов землеполь­зования и характерных для них типов воздействий. Далее определя­ются связанные с этими воздействиями первоначальные изменения состояния отдельных компонентов природной среды (в данном при­мере — изменение стока воды в эстуарий) и последующие, вызван­ные уже нарушениями в природной среде (например, сокращение популяций рыб). В отличие от матрицы взаимодействия компонентов этот метод наглядно показывает не только направление, но и сущ­ность связей разного порядка между компонентами природной среды. Он дает возможность проследить за динамикой воздействий, т.е. пока­зать возможные изменения как во время сооружения, так и после завершения строительства объекта. Но при увеличении числа анали­зируемых показателей метод становится громоздким и сложным для анализа. Поэтому его применение возможно для проектов с ограни­ченным числом воздействий. Недостаток метода заключается также в учете изменений лишь элементов природной среды.

Интересны попытки использования метода сетей для количествен­ных оценок воздействий на основе концепции потоков энергии. Был построен график сетей связей между компонентами природной среды г указанием направления и величины потоков энергии (в килокало­риях, децибелах, для радиации — в кюри). Воздействия проекта оце­нивались на основе изменений в энергетических потоках, влияющих на первичную продуктивность экосистемы. Для оценки воздействия на окружающую среду используются также математические модели, в том числе имитационные, отражающие количественные зависимости между воздействиями и позволяющие рассматривать социальные и природные системы как непрерывно развивающиеся и изменяющие­ся. Сравнительно давно известны модели, описывающие загрязнение отдельных компонентов природной среды, например воздуха (расче­ты приземных концентраций вредных примесей), модели распростра­нения загрязнения в воде, например модели разлива нефти в океане.

Но этот вид моделирования находится в первоначальной стадии развития, что связано с недостаточной изученностью нарушенных экосистем. В существующих моделях акцент делается, как правило, на один компонент экосистемы. В более сложных моделях, разрабатывае­мых для целых экосистем, недостаточно полно учитываются социаль­но-экономические показатели, поскольку введение дополнительных данных делает модели неуправляемыми. Тем не менее на будущее этот подход рассматривается как весьма перспективный.

Завершающим этапом составления ОВОС выступает собственно оценка прогнозируемых изменений в природной среде и их послед­ствий. Выше мы говорили о пяти основных нормах состояния ланд­шафтов, которые определяются формами хозяйственного использо­вания территории. Оценка всегда предполагает соотнесение установленных или прогнозируемых состояний показателей с норма­ми состояния отдельных компонентов ландшафта либо ландшафта в целом.

Выделяют пять последовательных видов (этапов) оценивания эко­логических последствий от функционирования ГТС и производствен­ных объектов: природную оценку, специальную природную, техно­логическую, экономическую и социальную, к которой относится и оценка социальной совместимости.

1.  Природная оценка. Ее сущность заключается в соотнесении про­гнозируемых изменений в свойствах ландшафтов (процессах) с теми же процессами и свойствами зональных аналогов вне сферы антро­погенного воздействия, инвариант которого описывается количествен­ной вещественно-энергетической моделью.

Природная оценка заключается в сравнении прогнозируемых из­менений конкретных параметров ландшафта с пространственной или временной изменчивостью тех же показателей — климатических, гид­рологических, ботанических, почвенных, геохимических. Например, для оценки прогнозируемых изменений метеорологических элемен­тов в зоне влияния крупных водохранилищ можно использовать кри­терий DP/s, где DPизменение метеорологического элемента (тем­пературы или влажности воздуха, осадков, скорости ветра и т.д.), а sсреднее квадратическое отклонение того или иного показателя во времени. В качестве критерия для природной оценки изменений мож­но использовать отношение изменения индикатора (параметра) к пространственной изменчивости этого показателя, например между соседними подзонами тайги.

Главное в природной оценке — данное явление оценивается по этому же явлению, вне сферы воздействия. Например, при обоснова­нии и построении ранжированных шкал ландшафтно-геохимических оценок оценивание производится по отношению к природному фону, геохимическим характеристикам зональных ландшафтов и т.д. Оценка природно-экологических потенциалов загрязнения проводится по от­ношению к худшим и лучшим условиям миграции загрязнений, к оптимальной самоочищающей способности почв и т.д.

2.    Специальная природная оценка. Для природных процессов, которые не жестко формализованы, в ряде случаев проведение природной оценки первого вида затруднительно. В таком случае целесообразно оце­нивать изменение одних показателей состояния ландшафтов (скорости ветра, глубины залегания фунтовых вод, влажности почв, атмосфер­ных осадков и т.д.) в сравнении с изменением других, тоже природных показателей (изменением биологической и сельскохозяйственной про­дуктивности лесов, лугов, пашни, прохождением растениями феноло­гических фаз и т.д.)- Преобразования в границах природно-территорильных комплексов в зонах влияния геотехнических систем и производ­ственных объектов следует рассматривать как интегральную оценку новых факторов формирования ландшафтов. Итак, специальная природная оценка — это оценка изменения природных характеристик по отноше­нию к другим. Проведение природной оценки дает возможность из все­го многообразия процессов и явлений, которые претерпевают преобра­зование в зонах влияния, отобрать для последующей технологической оценки наиболее существенные и важные.

3.  Технологическая оценка. Существует многообразие технологи­ческих оценок вне и в сфере техногенного воздействия. Это специаль­ные виды оценивания, для некоторых из них разработаны нормати­вы, по отношению к которым и производится оценка. Она может быть качественной по принципу хорошо-нейтрально-плохо, но чаще всего определяется превышением над нормативом. Например, экологичес­кая оценка технологий, которая является разновидностью технологи­ческой оценки, осуществляется по отношению к нормативам сырья и материалов, нормативам землеемкости, отходности, ресурсоемкости, санитарно-гигиеническим и т.д.

Технологическая оценка предусматривает рассмотрение прогно­зируемых изменений свойств и процессов в ландшафтах окружающей территории с позиций требований различных отраслей хозяйства, производственных технологий и видов деятельности человека (сель­скохозяйственной, рекреационной, промышленного, гражданского и военного строительства и т.д.). Технологическая оценка в принципе чрезвычайно многопланова. Она необходима на стадии ТЭО проек­тов, на предпроектной стадии, когда производится сопоставление альтернативных вариантов. Отметим многообразие видов технологи­ческих оценок и их противоречивость, например: одни и те же изме­нения в гидрогеологических условиях и метеорологическом режиме на берегах водохранилищ благоприятны для одних отраслей промыш­ленности и неблагоприятны для других.

4.  Экономическая оценка изменения природных условий и ком­пенсационных мероприятий по снижению или предотвращению не­гативного эффекта от создания хозяйственных объектов. Экономичес­кая оценка включает в себя расчет прямого ущерба (или эффекта от улучшения) функционированию отраслей хозяйств, состоянию про­изводственных фондов, трудовых ресурсов, затрат на компенсацию
негативных последствий и т.д.

Частный пример: одним из важнейших показателей эффективно­сти (ущерба) от создания геотехнических систем и производств выс­тупает экономическая (стоимостная) оценка изменения сельскохо­зяйственной и биологической продуктивности ландшафтов. Стоимость продуктивности ландшафтов в зонах влияния хозяйственных объектов сравнивается со стоимостью вне зоны воздействия.

Собственно экономическая оценка — это соотнесение экономических обобщающих показателей проекта с аналогичными характеристиками для отрасли в целом с оценкой способа достижения данного результата другим путем. Это достигается оценкой целей, т.е. определением целесообразности проекта и рассмотрением его альтернативных вариантов. Показатели экономической оценки — удельные затраты, сроки окупаемости капитальных вложений, а самое главное — суммы ущерба природной среде, хозяйству, населению в «результат* реализации проекта и в сравнении с альтернативными вариантами решениями.

5. При социальной оценке возможных последствий производств воз­никает потребность конструирования «оптимальной» природной сре­ды или «желаемого» ее состояния. В характеристику социальных усло­вий и их оценку входят санитарно-гигиенические, эстетические, пси­хологические условия.

Для ландшафта как среды обитания человека показателями соци­альных условий выступают: норма химического, шумового, радиаци­онного загрязнения, санитарно-гигиенические нормативы, обеспе­чение бытового водопотребления, состояние зеленых насаждений и их площадь на одного жителя, живописность, разнообразие ландшафта, благоустройство (наличие дорог с твердым покрытием, социальная инфраструктура). По большинству из указанных показателей разрабо­таны общие и региональные нормативы и критерии. Отражением сте­пени соответствия реальных условий оптимально-нормативным выс­тупают такие интегральные показатели, как средняя продолжитель­ность жизни в регионе, число болезней, общая и детская смертность. Часто бывает сложно методически вычленить роль экологического фактора в состоянии здоровья населения.

Социальная совместимость проектов (эстетическая, культурная, ре­лигиозная) оценивается воздействием на социально-психологические механизмы, при этом определяется соответствие цели реализации про­екта этническому стереотипу, национальным ценностям, установкам. Оценка социальной совместимости проекта особенно актуальна для регионов пионерного освоения, населенных коренными малыми на-. родами. Например, нефтегазовый комплекс в Западной Сибири чужд коренному населению, занимающемуся оленеводством, охотой и ры­боловством. Свиноводческий комплекс был бы абсолютно неприем­лем в исламской Чечне и т.д. Социальная несовместимость требует материальных компенсаций, которые в некоторых случаях превыша­ют выгоду от проекта и делают проект экономически нерентабельным.

Экологическая оценка. Самостоятельность экологической оценки до конца не ясна. Ряд исследователей (И. А. Авессаломова, А. В. Дончева, Т. Г. Рунова) выделяют ее в самостоятельный вид, при этом в экологических оценках различают два подхода — антропоцентрический и биоцентрический. При биоцентрическом подходе упор делается на анализ экологических условий и их изменений под воздействием, вызывающим негативные последствия для жизнедеятельности биоты. Антропоцентрический подход реализуется при экологической оценке изменения окружающей среды под воздействием по отношению к человеку. Важные звенья экологических оценок — анализ цепочки: воздействие вменения — последствия; построение ранжированных шкал оценок воз­действий по отношению к живому; регламентация параметров среды обитания человека и, наконец, оценка качества окружающей среды и экологическая совместимость.

Экологическая несовместимость — воздействие на природные объек­ты и системы, которые не адаптированы к этому типу воздействия. Например, радиоактивность разрушает генофонд, воздействие может усилить или изменить вектор природного процесса, что может вызвать экологическую катастрофу, и т.д.

При экологических оценках широко используют приемы и методы биотестирования, ландшафтной индикации загрязнения, геохимии техногенеза, экологической геохимии, геохимии окружающей среды, со­циально-экологических и медико-биологических исследований.

По другой точке зрения (К. Н. Дьяконов) экологический вид оценки частично может быть отнесен к природной или специальной природной, если речь идет об устойчивости природных систем как таковых;  технологической, если рассматривать генофонд как потенциальный ресурс биотехнологии, сельскохозяйственного производства; к соци­альной, если рассматривать изменения среды через призму экологии человека, т.е. изменения экологии социальной среды.

Это тоже интересно:

  • Инструкция по учету продуктов питания в лпу утверждена приказом мз
  • Инструкция по штрих коду онлайн бесплатно в хорошем качестве
  • Инструкция по хранению металла на складе образец
  • Инструкция по учету личных денег и ценностей осужденных
  • Инструкция по эвакуации людей при чс в торговых центрах

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии