Руководство по эксплуатации дизельных двигателей производства завода РДЗ («Ригадизель») и ДД («Дагдизель») — 5Д1, 5Д2, 5Д4, ДС25, ДП26, Каспий 40 и дизельгенераторов 1Э-3, 2Э4, Э8, 2Э-16, 2ДГ-7,АД-10, ДЭУ-10 и др.
БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ СТАРТЕРНЫЕ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
1. ПРИВЕДЕНИЕ БАТАРЕЙ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Плотность электролита в зависимости от климатической зоны, в которой работают аккумуляторные батареи, указана в табл. 1.
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от значений, указанных в табл. 1, на +—0,01 г/см3.
Электролит для заливки батареи приготавливайте из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. В стойкую к действию серной кислоты посуду заливайте сначала воду, а затем непрерывно перемешивая, вливайте серную кислоту. Не вливайте воду в концентрированную серную кислоту?
Перед приготовлением электролита и заливкой батарей наденьте перчатки, сапоги и фартук, изготовленные из кислотостойких материалов, а также защитные очки. При случайном попадании брызг серной кислоты или ее растворов на лицо или руки осторожно снимите кислоту ватой и быстро промойте оставшиеся следы 5%-ным раствором углекислого натрия.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 30 °С. Не рекомендуется заливать электролит с температурой ниже 15 °С.
Перед заливкой электролита аккумуляторную батарею разгерметизируйте. Для этого удалите герметизирующие детали (резиновые диски, стержни, колпачки, пленку, выступы на пробках и др. в зависимости от конструкции крышки).
Электролит заливайте до тех пор, пока зеркало электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины, а при отсутствии тубуса — пока не поднимется на 10—15 мм выше предохранительного щитка.
Не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после заливки производите контроль плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3, то батареи пригодны для эксплуатации. Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то батареи зарядите, как указано ниже. При заряде присоедините положительный вывод батарей к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному.
Заряд начинайте, если температура электролита в аккумуляторах не превышает 35 °С, в противном случае батарее дайте остыть. Ток заряда и количество электролита, необходимые для заливки батарей, указаны в табл. 2. Батареи заряжайте до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, при этом напряжение и плотность электролита должны оставаться постоянными в течение 2 ч.
Во время заряда периодически проверяйте температуру электролита и следите за тем. чтобы она не поднималась выше 46 °С. В случае превышения указанного значения уменьшите зарядный ток наполовину или прервите заряд, пока температуре не упадет до 30-35 °С.
Примечания:
1. Тип батареи указан на перемычках
2. Батареи тропического исполнения в конце обозначения имеют букву «Т».
В конце заряда, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки (табл.3), не соответствует данным табл. 1, произведите корректировку доливкой дистиллированной воды, если плотность выше нормы, и доливкой раствора кислоты плотностью 1.400 г/см3, если плотность ниже нормы.
2. ХРАНЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАТАРЕЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Новые, не залитые электролитом и загерметизированные аккумуляторные батареи, можно хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до -50 °С. При этом батареи устанавливайте крышками вверх.
Батареи с электролитом, снятые с машин, храните в помещении при температуре до -30 °С. Батареи устанавливайте полностью заряженными.
Ежемесячно производите контроль плотности электролита. При снижении плотности электролита более чем на 0,05 г/см3 по сравнению с плотностью заряженной батареи, батарею зарядите. 8 таком состоянии батареи мог/т находиться не более б мес. е пределах гарантийного срока эксплуатации. При эксплуатации батарей не реже одного раза в две недели: проверьте и, при необходимости, очистите батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность батареи, сотрите ветошью, омоченной в десятипроцентном растворе нашатырного спирта или углекислого натрия;
проверьте и, при необходимости, прочистите вентиляционные отверстия; проверьте уровень электролита и, при необходимости, долейте дистиллированную воду до нормального уровня. В холодное время года доливку производите при работающем двигателе;
проверьте надежность крепления батареи в гнезде и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи. Наконечники проводов смажьте техническим вазелином.
Не реже одного раза а квартал проверьте степень заряженности батареи, замеряя плотность электролита.
При плотности, соответствующей разряженности аккумуляторов более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом (табл. 4), батарею зарядите. Заряд батарей проводите согласно табл.2.
Доливать электролит или кислоту в аккумулятор можно только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет выплескивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до выплескивания.
Чтобы подучить большие пусковые токи, необходимые для работы стартера, лучше всего использовать свинцовые (кислотные) автомобильные аккумуляторы: они имеют малое внутреннее сопротивление, благодаря чему батареи, даже небольшой емкости, могут создавать большие токи.
Почему аккумулятор на судне служит дольше, чем на автомобиле?
Использование автомобильного аккумулятора на катере — в основном в летнее время — имеет свои особенности:
- значительно легче условия пуска двигателя стартером;
- плотность электролита не требуется повышать до 1,27—1,30 г/см3, чтобы предохранить его от замерзания, ее достаточно поддерживать на уровне 1,25 г/см3;
- в течение суток двигатель на катере запускается всего 1—2 раза;
- длительная работа двигателя с постоянной частотой вращения способствует уменьшению величины зарядного тока.
Все это позволяет продлить срок службы аккумулятора до 6 и более лет.
Для судов с подвесными моторами и с двигателями от легковых автомобилей применяют аккумуляторы емкостью 45—60 А-ч, с двигателями от грузовых автомобилей — 75—90 А-ч. Емкости полностью заряженного аккумулятора достаточно, чтобы двигатель стартером можно было прокручивать в течение 10 мин. Если учесть, что в летнее время для запуска двигателя достаточно нескольких секунд, во время стоянки аккумулятор можно применять для питания осветительных средств, используя до 50% его емкости.
Как зарядить аккумулятор?
В настоящее время все аккумуляторы выпускаются сухозаряженными, поэтому прежде чем ставить на катер, их необходимо привести в рабочее состояние. При сроке хранения менее года для этого достаточно залить электролит с плотностью 1,23 г/см3 (т. е. на 0,02 г/см3 меньше рекомендованного значения), при этом уровень электролита должен быть на 5—15 мм выше верхнего края пластин. Плотность замеряют ареометром. Напомним, что для приготовления электролита такой плотности на 1 л дистиллированной воды необходимо 290 см3 химически чистой аккумуляторной кислоты (92—94%). При разбавлении кислоты водой (льют кислоту в воду) выделяется большое количество тепла, поэтому необходимо время, чтобы электролит отстоялся и остыл, следовательно, его надо приготовить за 10—20 ч до заливки. После этого аккумулятор можно ставить на катер. При хранении сухие аккумуляторы теряют свои качества. Можно считать, что 2—3 года хранения эквивалентны году работы.
Если аккумулятор долгое время не работал или разрядился в процессе эксплуатации, его надо поставить под зарядку. Обычно первую зарядку производят током 0,1 от емкости аккумулятора. Начало активного газовыделения, так называемое «кипение», а также повышение напряжения на элементах до 2,7 В и плотности электролита до 1,25 г/см3 свидетельствуют о том, что зарядка завершилась. Однако для более полного использования активной массы пластин элементов ее продолжают еще 3 ч, при этом напряжение и плотность электролита должны оставаться неизменными. Измерение плотности следует производить при температуре электролита 15°С.
Если зарядное устройство отключить, то напряжение на элементах сразу упадет до 2,4—2,5 В, а потом постепенно снизится до 2,09 В. Величина напряжения зависит от плотности электролита и связана с ней соотношением: Е = 0,84 + γ, где γ — плотность электролита при 15°.
Напряжение разряженной батареи — 1,95 В и ниже. При измерении ее напряжения нагрузочной вилкой (напомним, что для контроля аккумуляторов емкостью 40—65 А-ч используют небольшое сопротивление — 0,02 Ом, при котором сила разрядного тока около 100 А) напряжение заряженного аккумулятора составляет 1,7—1,8 В на банку. При запуске двигателя стартер потребляет приблизительно такой же ток, следовательно, напряжение при этом также будет 1,7—1,8 В на банку. (У разряженной батареи это напряжение ниже 1,4 В).
Иногда после первого заряда аккумулятора плотность в банках оказывается различной. Чтобы это устранить, надо долить дистиллированной воды в те банки, где плотность высокая, и серной кислоты плотностью 1,4 г/см3 в те, где она мала. После тщательного перемешивания электролита грушей денсиметра следует слить лишний электролит и вновь поставить аккумулятор на зарядку.
Что такое сульфатация и как с ней бороться?
При разряде батареи происходит образование сульфата свинца в виде кристаллов; правда, при малом токе рост кристаллов незначительный. При большом разрядном токе реакция в глубине активной массы прекращается, а на поверхности продолжается. Именно на поверхности образуются сульфаты, которые закупоривают входы в поры активной массы. В этом случае происходит процесс сульфатации пластин, т. е. закупорка пор в активной массе крупными, трудно растворимыми кристаллами сульфата, что приводит к уменьшению емкости аккумулятора и повышению его внутреннего сопротивления.
Сульфатация сопровождается понижением плотности электролита полностью заряженного аккумулятора. Чаще всего емкость аккумулятора удается восстановить. Для этого необходимо растворить крупные кристаллы сульфата свинца и освободить закупоренные поры, т. е. увеличить поверхность соприкосновения активной массы с электролитом. Растворить сульфат свинца можно при помощи нескольких циклов зарядов и разрядов очень малыми токами 0,5—1 А, перемежая их длительными перерывами для выравнивания плотности электролита в порах и основной массе.
Делают это так. Аккумулятор ставят на зарядку на 5—10 ч, затем на 3—5 ч делают перерыв и продолжают зарядку тем же током. После зарядки электролит сливают, вместо него заливают дистиллированную воду и после отстаивания в течение 3—5 ч продолжают зарядку тем же током циклами по 5—10 ч с остановками на 3—5 ч. Заряд производится до тех пор, пока плотность электролита не перестанет повышаться хотя бы в одной банке. Когда рост плотности электролита прекратится во всех байках, можно предположить, что все сульфаты перешли в раствор. При этом дистиллированная вода должна превратиться в электролит с малой плотностью, обычно 1,1—1,15 г/см3. Образовавшийся электролит следует слить, а в аккумулятор залить электролит плотностью 1,25—1,26 г/см3.
Далее аккумулятор надо разрядить тем же малым током, подключив лампочку мощностью 12 Вт, и производить разряд циклами по 5—10 ч с остановками на 2—3 ч.
После этих операций аккумулятор необходимо вновь поставить на зарядку с перерывами до прекращения повышения плотности электролита во всех банках и довести ее до 1,25 г/см3.
Несколько советов по эксплуатации
При понижении уровня электролита (если вы уверены, что электролит не вытекал и не проливался) в банки следует добавить дистиллированную воду. Не рекомендуем использовать дождевую и мягкую озерную воду, так как уверенности в ее чистоте нет, а активная масса очень чувствительна к загрязнениям. После добавления воды в банки аккумулятора следует тщательно перемешать электролит, поставив его на зарядку. В противном случае внутри банки возникнут токи саморазряда, вызванные тем, что плотность электролита в верхней части банки меньше, а следовательно будет меньше, чем в нижней части, ЭДС. В результате образуется электрический ток, который будет заряжать верхнюю часть банки и разряжать нижнюю. Саморазряд батареи может происходить через налет грязи или влаги на верхней наружной поверхности, поэтому ее следует тщательно протирать и предохранять от попадания брызг воды на клеммы.
Если в результате сульфатации или внутреннего обрыва резко повысилось сопротивление одной из банок и аккумулятор невозможно заменить, то вышедшую из строя банку можно закоротить толстой (из нескольких витков) медной проволокой. Это позволит уменьшить внутреннее сопротивление батареи и облегчит запуск двигателя.
Вредно перезаряжать батарею, т. е. длительное время продолжать заряд номинальным током после начала интенсивного «кипения». Это приводит к разложению воды и излишнему повышению плотности электролита, что способствует короблению пластин и выкрашиванию активной массы. Однако перезарядка малым током, кроме медленного понижения уровня электролита за счет разложения воды, ни к каким другим нежелательным, последствиям не приводит. Такая перезарядка гораздо менее опасна, чем хранение недозаряженной батареи.
При затрудненном пуске двигателя не следует долго проворачивать двигатель стартером, так как это способствует сульфатации и короблению пластин. Этого можно избежать, если делать перерывы в работе стартера, тогда плотность электролита и температуры пластин выравниваются.
В то же время запустить двигатель, особенно подвесной мотор, проворачивая его короткое время стартером (менее 2—3 с за одну попытку), обычно не удается. Из-за этого общее время работы аккумулятора в стартерном режиме возрастает. Мы рекомендуем увеличить каждый запуск стартера до 10—15 с, тем более, что отдельные вспышки в двигателе, уменьшая потребляемый ток, будут помогать стартеру.
Степень заряженности батареи, а следовательно, и срок ее службы ва многом определяет работа реле-регулятора. Если аккумулятор установлен в машинном отделении катера, то величину напряжения генератора, поддерживаемую реле-регулятором, следует установить в пределах 13,5—13,6 В. Если аккумулятор расположен за пределами моторного отсека, то напряжение генератора должно составлять 13,8 В.
Повышать напряжение генератора выше оптимального на 10% не следует: эго приводит к сокращению срока службы батареи в 2—2,5 раза.
Следует ограничить и величину тока при зарядке от генератора, потому что в самом начале зарядки, особенно при сильно разряженном аккумуляторе, из-за низкой ЭДС батареи зарядный ток может возрасти, что приведет к короблению пластин. Поэтому в начальной стадии зарядки ток желательно ограничить величиной 5—8 А, включив последовательна с батареей небольшое сопротивление величиной около 0,2 Ом и мощностью рассеивания не менее 10 Вт. Можно создать значительную нагрузку, например, включив фару: за счет этого падает напряжение, развиваемое генератором. По мере уменьшения зарядного тока сопротивление шунтируется тумблером, фара выключается И дальнейшая зарядка производится обычным путем. Время заряда при этом становится больше, что при длительных переходах допустимо, зато возрастает срок службы аккумулятора. Тем не менее, при зарядке от генератора наблюдается периодический недозаряд батареи. Этого можно избежать, если 1—2 раза в сезон поставить батарею на полную зарядку от выпрямителя.
Очень удобно, с этой точки зрения, производить зарядку от магдино подвесных моторов, так как мощность их невелика и зарядный ток обычно не превышает 4—5 А, в то время как максимальное напряжение при малой нагрузке превышает 16—17 В, что вполне достаточно для полной зарядки (см. также «КЯ» №90).
При установке двух подвесных моторов напряжение с каждого магдино подается на свой выпрямитель и далее подключается параллельно, при этом зарядный ток увеличивается незначительно. Таким образом, при отсутствии на катере мощных потребителей на ходу достаточно подключить к электрической цепи катера только один мотор.
При зарядке аккумулятора происходит образование серной кислоты, а плотность электролита повышается до нормы. Как только этот процесс заканчивается, дальнейшая зарядка аккумулятора прекращается. Повышение плотности электролита может происходить только за счет уменьшения содержания в нем воды, которая будет разлагаться электрическим током на водород и кислород.
Смесь водорода с кислородом, как известно, называется гремучим газом. Необходимо помнить, что достаточно искры, чтобы вызвать взрыв большой силы. Поэтому аккумулятор на катере надо располагать в хорошо проветриваемом отсеке: суммарная площадь двух вентиляционных отверстий должна быть не менее 0,02 м2. Отсек должен обязательно вентилироваться; можно, например, применить различные дефлекторы, расположить вентиляционные отверстия на разной высоте. При использовании стационарных двигателей аккумулятор чаще всего устанавливают в моторном отсеке, так как в нем происходит интенсивная вентиляция благодаря воздуху, поступающему в карбюратор двигателя. Ни в коем случае нельзя устанавливать аккумулятор в топливном отсеке, а для мотолодок, не имеющих специальных топливных отсеков — вблизи бензобаков: при запуске двигателя стартером на окисленных клеммах аккумулятора может образоваться искра.
Не рекомендуем ставить аккумулятор далеко в нос, прежде всего потому, что требуется увеличивать сечение провода, питающего стартер. Если, например, аккумулятор удален от стартера на 1 м, то сечение провода должно составлять 25—30 мм2, а если на 5 м — 125—150 мм2. Кроме того (особенно это относится к глиссирующим катерам), перегрузки и вибрации в носовой части катера при ходе на волне выше, чем в кормовой. При плавании на волнении через вентиляционные отверстия пробок возможно выплескивание электролита, который, стекая, может привести к интенсивной коррозии металлического корпуса. Под аккумулятор целесообразно ставить пластмассовый поддон, лучше всего на шпангоуты. Совершенно недопустимо его устанавливать на обшивку днища: на волне тяжелый аккумулятор может оторвать лист обшивки от стрингеров и шпангоутов.
Если на металлическом катере стационарный двигатель крепится жестко (без амортизаторов), то возникает повышенный уровень вибрации корпуса. В этом случае под аккумулятор целесообразно подложить лист жесткого поролона или мягкой микропористой резины толщиной 20—30 мм. Из такого же материала нужно вырезать прокладку под верхнюю рамку крепления аккумулятора, чтобы исключить механический контакт корпуса аккумулятора с набором катера. Естественно, что во всех случаях крепление аккумулятора на катере должно быть абсолютно надежным.
Зимой аккумулятор лучше всего хранить в неотапливаемом помещении при температуре от 0 до —30°. Перед хранением батарею следует зарядить до нормы током 20-часового разряда. Необходимо проверить уровень электролита и, если надо, долить его.
Наружные поверхности следует протереть от пыли, выводы смазать тонким слоем технического вазелина. Использовать медицинский вазелин нельзя: он содержит борную кислоту. Следует помнить, что во время хранения электролит с плотностью 1,25 г/см3 замерзает при температуре —50°, а снижение плотности в результате саморазряда до 1,20 г/см3 приводит к замерзанию его уже при —25°. Поэтому при хранении батарею следует подзаряжать один раз в 2—3 месяца для компенсации саморазряда. Если в помещении, где она хранится, температура выше 0 °С, то под-заряд следует производить чаще — раз в месяц.
Страница 7 из 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО АККУМУЛЯТОРНЫМ БАТАРЕЯМ
Приведение щелочных аккумуляторных батарей в рабочее состояние
В качестве электролита для щелочных аккумуляторных батарей пригоден раствор едкого натра или едкого кали. Электролит, а также твердую щелочь, предназначенную для его приготовления, необходимо хранить в герметически закрытых сосудах.
Смену электролита в аккумуляторных батареях производят не реже одного раза в 3 года, но если емкость батареи заметно снижается, то электролит подлежит смене ранее указанного срока.
Электролит заливают через чистую стеклянную, эбонитовую или фарфоровую воронку. Металлические воронки применять запрещается, так как это может вызвать короткое замыкание внутри аккумулятора.
После двухчасовой пропитки проверяют уровень электролита. Установив нормальный уровень электролита, аккумуляторные батареи включают на заряд.
Аккумуляторные батареи, хранившиеся с электролитом не более года, разрешается вводить в эксплуатацию без смены электролита, если он соответствует по плотности условиям работы. Если же батареи хранились с электролитом больше года, то перед вводом их в эксплуатацию необходимо сменить электролит.
Приготовление электролита для щелочных аккумуляторных батарей
Для растворения едкого калия или едкого натра нужна дистиллированная вода. Лишь в крайнем случае ее можно заменить дождевой водой, собранной с чистой поверхности, или водой от таяния чистого снега.
При пользовании твердыми щелочами берут:
а) для получения электролита удельным весом 1,19—1,21 — одну весовую часть едкого кали на три весовые части воды;
б) Для получения электролита удельным весом 1,25—1,27 — одну весовую часть едкого кали на две весовые части воды.
Щелочь растворяют в чистой стальной или чугунной посуде. Запрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, керамической и свинцовой посудой, а также посудой, уже применявшейся для приготовления электролита свинцовых аккумуляторных батарей, так как даже ничтожно малое количество кислоты разрушает щелочные аккумуляторные батареи.
Приготовление электролита для щелочных и кислотных аккумуляторных батарей в одном помещении запрещается.
Нужное количество воды наливают в сосуд, затем небольшими кусками кладут твердую щелочь и перемешивают ее в воде стеклянной палочкой или стальным прутиком. Приготовленному электролиту дают остыть и отстояться 3—12 ч, после чего сливают осветлившуюся часть, пригодную для заливки в аккумуляторы.
Если применяют жидкую щелочь, ее разбавляют водой до требуемого удельного веса. Приготовленному раствору дают отстояться и остыть до 30° С.
Составной электролит приготовляют так: к каждому литру готового раствора едкого кали удельным весом 1,19—1,21 прибавляют при тщательном перемешивании 20 г моногидрата лития. В каждый аккумулятор после заливки электролита вливают несколько капель вазелинового масла.
При изготовлении электролита чаще всего пользуются составными щелочами (смесь едкого кали и едкого лития), которые поставляются в герметической посуде в твердом или жидком виде (удельный вес не менее 1,41). Порядок приготовления электролита из готовых смесей зависит от того, в каком виде — твердом или жидком концентрированном — находятся щелочи.
При пользовании твердыми смесями на 1 кг калиевой составной щелочи берут 3 л воды, а на 1 кг натриевой составной щелочи 5 л воды. Вскрыв банку с твердой щелочью, содержание ее небольшими порциями (во избежание сильного разогревания) кладут в сосуд с водой, перемешивают. Все содержимое банки необходимо растворить одновременно.
При пользовании жидким концентратом к 1 л калиевой щелочи удельным весом 1,41 добавляют I л воды, а к 1 л натриевой щелочи удельным весом 1,41 доливают 1,5 л воды. Удельный вес калиевого электролита при температуре 25° С должен быть 1,19—1,21; натриевого составного электролита 1,17—1,19.
Проверка плотности электролита аккумуляторных батарей
Плотность электролита измеряют при помощи ареометра, обычно ареометр градуирован по удельному весу от 1,08 до 1,32.
Для определения плотности электролита в аккумуляторную банку через горловину крышки опускают свободный конец эбонитовой трубки денсиметра, а затем сжимают ее резиновый шар (рис. 15). При разжатии шара в стеклянный сосуд всасывается электролит в количестве, достаточном для того, чтобы в нем мог свободно плавать ареометр. Плотность электролита определяется глубиной погружения ареометра и указывается той цифрой на шкале ареометра, до которой он погружен в электролит.
При замерах необходимо следить, чтобы ареометр не прилипал к стенкам сосуда. После замеров электролит необходимо вылить обратно в тот же аккумулятор, из которого он взят.
Рис. 15. Измерение плотности электролита аккумуляторных батарей
Рис. 16. Проверка уровня электролита аккумуляторных батарей
Проверка уровня электролита аккумуляторных батарей
Электролит должен перекрывать пластины аккумулятора не менее чем на 5 г не более чем на 12 мм. Уровень электролита определяют при помощи стеклянной трубки диаметром 5—6 мм с метками по высоте 5 и 12 мм (рис. 16).
Смена электролита щелочных аккумуляторов
Смену электролита производят в следующем порядке:
а) разрядить аккумуляторную батарею нормальным током восьмичасового режима до 1 В на аккумулятор;
б) вылить старый электролит;
в) промыть аккумуляторы дистиллированной водой;
г) залить аккумуляторы электролитом несколько повышенной плотности (например 1,22 вместо 1,19), так как она снизится из-за разбавления водой; эту операцию необходимо выполнить сразу же после предыдущей, поскольку аккумуляторы, промытые дистиллированной водой, запрещается во избежание коррозии оставлять без электролита;
д) через 2 ч после заливки аккумуляторов электролитом проверить удельный вес электролита и довести его до требуемой нормы;
е) произвести усиленный заряд.
Заряд и разряд щелочных аккумуляторных батарей
В зависимости от состояния щелочных аккумуляторных батарей применяют следующие виды заряда: а) нормальный; б) усиленный; в) ускоренный; г) формо-вочный.
Заряд аккумуляторных батарей по нормальному (основному) режиму производится током нормального режима в течение 7 ч в соответствии с паспортными данными. При нормальном режиме заряда изменять величину зарядного тока запрещается. Величина зарядного тока нормального режима равна разрядному току четырехчасового режима.
Усиленный заряд производится в течение 6 ч током нормальной величины, а затем в течение 6 ч током, величина которого равна половине нормальной.
Усиленный заряд применяют:
а) при введении в эксплуатацию новых или хранившихся в сухом виде акку-муляторных батарей;
б) при проведении контрольно-тренировочных циклов;
в) при смене электролита;
г) в случае разряда аккумуляторных батарей ниже допускаемого разрядного напряжения.
Ускоренный заряд допускается в случае крайней необходимости и производится в течение 2,5 ч током величиной вдвое больше нормальной, а затем в течение- 2 ч током нормальной величины.
Формовочный заряд применяют к новым аккумуляторным батареям, а также к батареям, подвергшимся переборке и ремонту.
Порядок выполнения формовочного заряда следующий:
а) заряжают аккумуляторные батареи током нормальной величины в течение 6 ч, а затем в течение 6 ч током, величина которого равна половине нормальной;
б) разряжают батарею в течение 4 ч разрядным током восьмичасового режима;
в) производят нормальный заряд.
Железоникелевые аккумуляторные батареи разрешается заряжать током, величина которого меньше нормальной, соответственно увеличивая время заряда. Снижать ток более чем вдвое не разрешается (исключение — буферный режим).
Заряжать аккумуляторные батареи необходимо при открытой крышке батарейного ящика и вывернутых пробках. Во время заряда аккумуляторных батарей необходимо следить:
а) за постоянством величины зарядного тока;
б) за температурой электролита, не допуская превышения 45 С для составного электролита, 40° С для раствора едкого натра и 30° С для раствора едкого калия.
После заряда аккумуляторных батарей необходимо протереть насухо крышки и закрыть вентиляционные пробки, покрыть техническим вазелином или залить парафином.
Разряд аккумуляторов разрешается производить до напряжения:
а) 1,1 В при восьмичасовом и более длительном режиме;
б) 1,0 В при пятичасовом режиме;
в) 0,8 В при трехчасовом режиме;
г) 0,5 В при часовом режиме.
Контрольно-тренировочный цикл щелочных аккумуляторных батарей
Если щелочная аккумуляторная батарея длительно не используется (например батарея аварийного освещения), то она становится «вялой», т. е. при заряде полностью не заряжается, а при разряде не отдает полной емкости. Для восстановления ее работоспособности необходимо провести контрольно-тренировочный цикл.
Порядок цикла:
а) производят усиленный заряд шестичасовым током нормальной величины и шестичасовым током, равным половине нормального;
б) производят разряд током нормального восьмичасового режима до напряжения 1 В на зажимах каждого аккумулятора;
в) производят заряд в течение 6 ч током нормального зарядного режима;
г) производят разряд током нормального восьмичасового режима до 1 В на зажимах каждого аккумулятора.
По данным последнего разряда определяют емкость аккумулятора. В процессе разряда через каждый час измеряют напряжение каждого аккумулятора, а при достижении напряжения 1,1 В — то же самое проделывают через каждые 15 мин. Как только напряжение на каком-нибудь аккумуляторе достигает 1 В, его выводят из разряда досрочно. Для этого прерывают разряд, отсоединяют междуэлементные соединения выводимого элемента п ставят перемычку, после
чего продолжают разряд остальных аккумуляторов. Аккумуляторы, емкость которых на 20% меньше, чем у остальных, подлежат замене исправными.
Емкость определяют по выражению
С — I разрtразр.
Для проведения контрольно-тренировочного цикла требуется специальное оборудование, позволяющее поддерживать постоянной величину разрядного тока. При отсутствии такого оборудования для устранения «вялости» аккумуляторных батарей следует 2—3 раза разрядить их до напряжения 1 В на аккумулятор с последующим зарядом.
Приведение кислотных аккумуляторных батарей в рабочее состояние
Для приведения кислотных аккумуляторных батарей в рабочее состояние необходимо:
а) очистить батареи от пыли и ползучей соли, очистить и смазать вазелином зажимы и междуэлементные соединения;
б) приготовить электролит;
в) вывернуть пробки, снять из-под них герметизирующие диски и залить элементы электролитом, температура электролита перед заливкой не должна превышать 25° С;
г) через 4—6 ч после заливки электролита измерить напряжение с помощью аккумуляторного пробника, уровень электролита и температуру его во всех аккумуляторах; если слой электролита над предохранительным щитком сепараторов имеет толщину меньше 10 мм, необходимо долить электролит; температура его должна быть при этом не выше 30° С;
д) произвести заряд аккумуляторных батарей.
Приготовление электролита для кислотных аккумуляторных батарей
Для приготовления электролита пригодна только чистая аккумуляторная серная кислота. Использовать техническую серную кислоту запрещается.
Приготовляют электролит в фарфоровой или эбонитовой посуде обязательно чисто промытой дистиллированной водой.
Сначала в сосуд наливают дистиллированную воду, а затем в эту воду тонкой струйкой осторожно льют кислоту, помешивая раствор чистой стеклянной или эбонитовой палочкой. Лить в кислоту воду запрещается.
Плотность электролита измеряют ареометром. Она должна быть в пределах 1,28-0,005 г/см3.
Приготовленный электролит должен остыть.
Электролит вливают в аккумуляторы через стеклянную или эбонитовую воронку.
Заряд и разряд кислотных аккумуляторных батарей
В зависимости от состояния кислотных аккумуляторных батарей разрешается применять три вида заряда:
а) нормальный (основной);
б) формовочный (первый);
в) контрольно-тренировочный.
Нормальный заряд производится током нормального зарядного режима в соответствии с паспортом аккумуляторных батарей. При отсутствии паспорта принимают ток, равный току десятичасового режима разряда.
Формовочный заряд ведут током, величина которого зависит от типа аккуму-ляторной батареи и указана в ее паспорте. Режим заряда должен быть двухсту-пенчатым. Заряд током первой ступени ведут до напряжения 2,4 В на один аккумулятор. После этого величину тока уменьшают вдвое и доводят заряд до конца.
Заряд кислотной аккумуляторной батареи производят до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение («кипение») во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 3 ч, что служит признаком конца заряда.
Во время заряда кислотных аккумуляторных батарей необходимо вести наблюдение:
а) за величиной зарядного тока;
б) за температурой электролита аккумуляторов, измеряя ее каждый час (в случае, если температура достигнет 45° С, зарядный ток необходимо уменьшить вдвое или прекратить заряд до тех пор, пока температура не снизится до 30° С);
в) за плотностью электролита, измеряя ее на второй ступени заряда каждый час;
г) за исправностью вентиляции.
Если в конце заряда плотность превысит норму, то доливают дистиллированную воду, а если плотность окажется ниже нормы, то доливают электролит плотностью 1,4 г/см3.
Кислотные аккумуляторные батареи необходимо заряжать при вынутых пробках. У батарей, работающих в «буферном» режиме, а также у стартерных батарей, автоматически подзаряженных от генератора, пробки можно не вынимать при условии еженедельной прочистки имеющихся в них вентиляционных отверстий.
После окончания заряда необходимо:
а) протереть все наружные поверхности аккумуляторов;
б) очистить от окислов зажимы и междуэлементные соединения и смазать их тонким слоем технического вазелина;
в) прочистить вентиляционные отверстия;
г) через 3—4 ч (когда окончится газовыделение) завернуть пробки.
Разряд кислотных аккумуляторов допускается до напряжения, указанного в инструкции завода-изготовителя.
Контрольно-тренировочный цикл кислотных аккумуляторных батарей
Если аккумуляторная батарея длительно не разряжается или разряд производится малым током (например у батареи телефонной связи), то мелкозернистый сульфат свинца переходит в крупнозернистый. Такая аккумуляторная батарея приходит в негодность. Во избежание этого следует периодически проводить контрольно-тренировочный цикл.
Порядок цикла:
а) заряжают батареи токами первой и второй ступени первого заряда до постоянства удельного веса и напряжения в течение 3 ч;
б) проверяют удельный вес электролита во всех аккумуляторах и корректируют в том случае, если удельный вес отличается от нормального;
в) разряжают батареи током десятичасового режима, замеряя напряжения у всех аккумуляторов каждый час, а в конце разряда каждые 30 мин; прекращают разряд при снижении напряжения хотя бы у одного аккумулятора до 1,7 В;
г) подсчитывают емкость, приведенную к температуре 30° С по формуле
где Спр — емкость, приведенная к 30° С; Сф — фактическая емкость, полученная при разряде; Т — средняя температура во время разрядки, °C;
д) заряжают батареи по нормальному двухступенчатому режиму.
Для предотвращения образования крупнозернистого сульфата следует один раз в три месяца разряжать аккумуляторную батарею до напряжения 1,7 В на аккумулятор с последующим зарядом.
Если на судне отсутствует оборудование для поддержания постоянства разрядного тока, контрольно-тренировочный цикл следует проводить в аккумуляторной мастерской перед выдачей батарей на судно для определения пригодности их к эксплуатации.
Характерные неисправности аккумуляторных батарей и способы их устранения приведены в следующей таблице.
Характер неисправности |
Возможные причины |
Способы устранения |
Потеря емкости |
Электролит не заменялся свыше 3 лет |
Заменить электролит |
Повышенный саморазряд, отсутствие обильного газовыделения в отдельном аккумуляторе в конце заряда |
Короткое замыкание в аккумуляторе |
Промыть аккумуляторную батарею, залить свежий электролит, произвести заряд |
Усиленное газовыделение при разряде или бездействии |
Наличие примесей в электролите |
Сменить электролит |
Вспучивание стенок сосудов щелочных аккумуляторов |
Забиты грязью вентиляционные отверстия в пробках |
Отверстия прочистить, аккумуляторную батарею разрядить до 1 В на аккумулятор, вылить электролит, осторожно сжать аккумулятор в тисках, проложив деревянные доски |
Напряжение аккумуляторной батареи под нагрузкой резко снижается |
Скопление шлама в аккумуляторах, чрезмерная сульфатация |
Промыть, залить свежим электролитом или заменить аккумуляторную батарею |
Быстрое образование ползучих солей |
Батарея плохо смазана техническим вазелином |
Обновить смазку |
Чрезмерный нагрев |
Велик зарядный или разрядный ток |
Снизить ток |
Чрезмерный нагрев контактных соединений |
Ослаб контакт |
Зачистить контактные поверхности и подтянуть контакты |
Напряжение аккумуляторной батареи нормальное, разрядный ток пониженный |
Ослабли контакты |
Подтянуть контакты |
Течь электролита |
Поврежден корпус аккумулятора или аккумуляторной батареи |
Заменить отдельный аккумулятор или аккумуляторную батарею |
Устройство, техническое обслуживание кислотных аккумуляторов. Техника безопасности при их обслуживании
Кислотный аккумулятор состоит из диэлектрических химически устойчивых банок, в которые помещаются электрохимически активные пластины и заливается кислотный электролит (раствор H2SO4 в дистиллированной воде, плотность 1,25—1,30). Каждый элемент имеет напряжение 2 В. Аккумуляторная батарея (АБ) состоит из нескольких элементов, размещенных в деревянных ящиках. В зависимости от требуемого напряжения таких элементов в АБ может быть 6,12,49. Кислотные аккумуляторные батареи (КАБ) имеют характерную особенность — они могут выдать кратковременно разрядный ток большой величины. Эта их особенность используется в стартерных пусковых устройствах ДВС (АДГ, двигатели спасательных шлюпок). КАБ применяются также для питания систем ДАУ ГД, ВДГ, электростанций, потребителей судна в аварийной ситуации согласно требованиям Конвенции СОЛАС-74.
Техническое обслуживание КАБ заключается в регулярном контроле величины напряжения, уровня и плотности электролита, чистоты контактов и соединений между элементами КАБ.
Признаки неисправности КАБ
При неправильном уходе за кислотными аккумуляторами возможны чрезмерная сульфатация пластин и короткие замыкания.
Причины сульфатации:
- систематическая недозарядка;
- длительное разряженное состояние (более 24 час) аккумулятора;
- разрядка аккумулятора ниже допустимого предела;
- понижение уровня электролита сверх допустимого предела.
Признаки сульфитации:
- повышенное напряжение в начале заряда;
- преждевременное обильное газовыделение;
- незначительное повышение плотности электролита;
- повышенная температура и пониженное напряжение в конце заряда;
- пониженная емкость и низкое напряжение при разряде.
Признаки короткого замыкания
- незначительное повышение плотности электролита и напряжения в процессе и в конце заряда;
- отсутствие или слабое газовыделение при наличии низкого напряжения и низкой плотности электролита;
- быстрое повышение температуры;
- сильное снижение напряжения при кратковременном разряде;
- при разомкнутой цепи — низкое напряжение отдельных элементов батареи при нормальной плотности электролита.
Для предотвращения взрыва в помещении КАБ во время зарядки АБ должен постоянно работать вытяжной вентилятор. Работы с открытым огнем в помещении КАБ запрещены.
Работать с КАБ необходимо в специальной одежде (суконные брюки, суконная куртка, прорезиненный фартук), в резиновых перчатках и защитных очках.
В аккумуляторном помещении должна находиться аптечка с раствором слабой щелочи.
Установка и хранение кислотных и щелочных аккумуляторов и их электролитов в одном помещении запрещается.
Приготовление электролита и инвентарь для обслуживания КАБ
Серная кислота на судно поставляется и находится на нем в стеклянных бутылях с притертой стеклянной пробкой. Бутыль должна находиться в прочной плетеной из лозы корзине или в деревянном ящике, заполненном деревянными стружками. Дистиллированная вода также должна находиться в химически нейтральных сосудах.
Электролит приготавливается в химически нейтральных термостойких емкостях. При приготовлении электролита в емкость заливается вода, а в воду — кислота, но не наоборот. Перемешивание электролита производится стеклянной палочкой. При этом контролируется температура электролита. Когда температура электролита достигает 60 °С, заливание кислоты в воду приостанавливается.
Заливание электролита в аккумуляторные банки производится через стеклянные воронки из стеклянных кружек. Температура заливаемого электролита должна быть не более 45 °С. Уровень электролита в каждой банке должен покрывать пластины и быть не более 15 мм над активной частью пластин. Высота уровня электролита контролируется при помощи стеклянной трубочки, открытой с обоих концов. Уровни электролита корректируются при помощи резиновой груши с химически нейтральным наконечником.
Напряжение аккумуляторов контролируется вольтметром с двухсторонней шкалой (нуль посередине шкалы) с набором дополнительных сопротивлений (шунтов). Величина шунтов зависит от емкости АБ. Этот набор (вольтметр плюс шунты) называется нагрузочной вилкой.
Плотность электролита в зависимости от района плавания должна быть 1,24 — в южных районах и до 1,30 — в северных районах, при полностью заряженной АБ.
20.1.001
В
гарантийный период техническая
эксплуатация судового электрооборудования
должна производится в строгом
соответствии с
Инструкциями
и рекомендациями изготовителя
20.1.002
Проворачивание
электрической машины или
электрифицированного агрегата вручную
или валоповоротным устройством при
подготовке к действию, предусматриваемое
в отдельных случаях инструкцией по
эксплуатации, преследует цель
Убедится в
отсутствии заеданий и посторонних
звуков
20.1.003
При
срабатывании автоматической защиты
с остановкой или изменением режима
работы электрооборудования последующий
ввод в действие или восстановление
режима работы соответствующего
электрооборудования допускается
только после
Тщательного
выявления и устранения всех причин,
вызвавших срабатывание защиты
20.1.004
При
техническом обслуживании с разборкой
судовое электрооборудование должно
вскрываться и закрываться в присутствии
Лица, в чем
заведовании находится данное
электрооборудование
20.1.005
Для поддержания
электроприводов, имеющих продолжительные
нерабочие периоды, в постоянной
готовности к действию они должны
осматриваться и проворачиваться не
реже одного раза в Месяц
20.1.006
Если
после демонтажа подшипника электрической
машины обнаруживается ржавое посадочное
место, то это свидетельствует
О слабой
посадке подшипника
20.1.007
Необходимо
регулярно проверять исправность
аварийного освещения. При этом
исправность аварийного аккумуляторного
освещения должна проверяться Не
реже одного раза в неделю и перед
выходом в рейс
20.1.008
Какая, из
выполненных в процессе технического
обслуживания щеточного устройства
судового синхронного генератора
операция, может привести к исчезновению
напряжения на генераторе при его вводе
в действие? Произведена
смена полярности на щетках
20.1.009
Какая
из защит отключает один из двух
параллельно работающих генераторных
агрегатов в случае прекращения подачи
топлива (пара)?
Защита от
обратной мощности
20.1.010
В
процессе разряда полностью зараженной
аккумуляторной батареи 10 КН 45 батарея
разряжаясь током 5,5 А и через 5 часов
напряжение ее снизилось до конечной
допустимой величины. Какое решение
должно быть принято?
Следует заменить
батарею
20.1.011
Как часто
«Правила технической эксплуатации
судовых технических средств и
конструкций» требуют производить
запуск аварийного генераторного
агрегата без подключения нагрузки? 1
раз в 7 – 10 дней
20.1.012
Как часто требуют
производить запуск аварийного
генераторного агрегата с обесточиванием
главного распределительного щита и
приемом нагрузки? 1
раз в 6 месяцев
20.1.013
Существует
требование о необходимости заземления
металлических оболочек кабелей, труб
в которых проложены кабели, металлических
корпусов электрооборудования. Какую
цель преследуют при этом?
Обеспечение
безопасности обслуживающего персонала
20.1.014
Электрооборудование
судна должно сохранять работоспособность
при длительных отклонениях частоты
от номинального значения на величину
плюс минус 5% и кратковременно плюс
минус 10% (на время не более 5с). Укажите
соответствующие нормы на длительно
допустимые изменения напряжения в
сети –10% …
+6%
20.1.015
«Правила
технической эксплуатации судовых
технических средств и конструкций»
рекомендуют периодически производить
замену электролита в щелочных
аккумуляторах. Как часто необходимо
это делать? 1
раз в год
20.1.016
В
соответствии с требованиями «Правил
технической эксплуатации» перед
вводом генераторного агрегата в
действие необходимо наряду с осмотром
агрегата произвести замер одного
параметра генератора, подключив
измерительный прибор (Р) по схеме
представленной на рисунке. Какой из
приборов необходим для выполнения
замера?
Мегаомметр
20.1.017
При каком
значении номинального тока, согласно
требованиям Российского морского
Регистра судоходства, в цепи потребителя
должен быть установлен амперметр? –
20 А и более
20.1.018
На
судне должен быть организован учет
технического состояния судового
электрооборудования, а также учет
наличия расходования сменно-запасных
частей. Кто устанавливает порядок
учета и формы учетных документов?
Судовладелец
20.1.019
Кто
имеет право после гарантийного периода
эксплуатации изменять предусмотренную
документацией периодичность технического
обслуживания, связанного с разборкой
электрооборудования, если имеющимися
на судне и одобренными судовладельцем
средствами обеспечивается достаточный
контроль технического состояния
электрооборудования?
Старший механик
по согласованию с судовладельцем
20.1.020
Кто
имеет право после гарантийного периода
эксплуатации изменять предусмотренную
документацией периодичность технического
обслуживания, связанного с разборкой
электрооборудования, если имеющимися
на судне и одобренными судовладельцем
средствами обеспечивается достаточный
контроль технического состояния
электрооборудования?
Старший механик
по согласованию с судовладельцем
20.1.021
Величина
уставок срабатывания и временных
задержек средств автоматизации судовых
объектов должна контролироваться
Ответственными
по заведованиям
20.1.022
Для поддержания
электроприводов, имеющих продолжительные
нерабочие периоды, в постоянной
готовности к действию они должны
осматриваться и проворачиваться не
реже одного раза в Месяц
20.1.023
Если
после демонтажа подшипника электрической
машины обнаруживается ржавое посадочное
место, то это свидетельствует о
Слабой посадке
подшипника
20.1.024
Все судовые
кабельные сети необходимо осматривать
не реже одного раза в 6
месяцев
20.1.025
Необходимо
регулярно проверять исправность
аварийного освещения. При этом
исправность аварийного аккумуляторного
освещения должна проверяться Не
реже одного раза в неделю и перед
выходом в рейс
20.1.026
Системы
сигнализации обнаружения пожара
должны постоянно находится в действии.
Вывод из действия этих систем для
устранения неисправностей или
выполнения технического обслуживания
допускается только с разрешения
Капитана и с
предварительным уведомлением вахтенного
помощника
20.1.027
На
судне должен быть организован учет
технического состояния судового
электрооборудования, а также учет
наличия расходования сменно-запасных
частей. Кто устанавливает порядок
учета и формы учетных документов?
Судовладелец
20.1.028
Следует измерить
сопротивление изоляции электропривода
ответственного назначения при
подготовке его к работе после
продолжительного нерабочего периода
более Одной
недели
20.1.029
Для поддержания
электроприводов, имеющих продолжительные
нерабочие периоды, в постоянной
готовности к действию они должны
осматриваться и проворачиваться не
реже одного раза в Месяц
20.1.030
Если
после демонтажа подшипника электрической
машины обнаруживается ржавое посадочное
место, то это свидетельствует о
Слабой посадке
подшипника
20.1.031
Все судовые
кабельные сети необходимо осматривать
не реже одного раза в 6
месяцев
20.1.032
Необходимо
регулярно проверять исправность
аварийного освещения. При этом
исправность аварийного аккумуляторного
освещения должна проверяться Не
реже одного раза в неделю и перед
выходом в рейс
20.1.033
У
синхронных генераторов с контактными
кольцами и щетками необходимо
периодически менять полярность колец
для обеспечения
Равномерного
изнашивания колец
20.1.034
Автономно
работающие трансформаторы следует
включать и выключать только со стороны
Первичного
напряжения
20.1.035
Системы
сигнализации обнаружения пожара
должны постоянно находится в действии.
Вывод из действия этих систем для
устранения неисправностей или
выполнения технического обслуживания
допускается только с разрешения
Капитана и с
предварительным уведомлением вахтенного
помощника
20.1.036
При грузовых
операциях контроль за своевременным
включением и выключением освещения
трюмов и использованием трюмовых
люстр обеспечивается Вахтенным
помощником капитана
20.1.037
Аккумуляторы
подлежат ремонту или замене, если их
емкость уменьшилась от номинальной
до
0,8
20.1.038
Для защиты
электродвигателей от перегрузки
используются электротепловые реле.
Результаты проверки электротепловых
реле, для которых отсутствуют штатные
времятоковые характеристики, можно
считать удовлетворительными, если
время срабатывания реле из холодного
состояния при токе 1,5 Iном.неср.
(Iном.
неср. –
номинальный ток несрабатывания реле,
т.е. ток уставки реле) укладывается в
интервале (2
… 7) мин
20.1.039
Судовые
полупроводниковые преобразователи
электроэнергии, содержащие выпрямительные
полупроводниковые элементы со
средствами коммутации, управления,
контроля и защиты, должны проходить
периодическое техническое обслуживание.
Рекомендуемая периодичность технического
обслуживания – не реже одного раза в
6 месяцев
20.1.040
Для
защиты электродвигателей от перегрузки
используются электротепловые реле.
Результаты проверки электротепловых
реле, для которых отсутствуют штатные
времятоковые характеристики, можно
считать удовлетворительными, если
время срабатывания реле из холодного
состояния при токе 1,5 Iном.неср. (Iном.
неср. – номинальный ток несрабатывания
реле, т.е. ток уставки реле) укладывается
в интервале
(2 … 7) мин
20.1.044
Поверхность
электролита щелочного аккумулятора
рекомендуют покрывать тонким слоем
вазелинового масла или как исключение,
керосина для
Предохранения
от поглощения электролитом углекислоты
из воздуха при эксплуатации
20.1.045
Электролит
кислотного аккумулятора при заряде
разрешается нагревать до температуры
45°С
20.1.046
Разрешается
ли совместное хранение щелочных и
кислотных аккумуляторов?
Не разрешается
20.1.047
Конец
заряда щелочного аккумулятора
определяется
По постоянству
величины напряжения в конце заряда в
течении 30 минут
20.1.048
Конец
заряда кислотного аккумулятора
определяется по постоянству величины
Напряжения и
плотности в конце заряда в течение
2-х часов
20.1.049
Щелочные
аккумуляторы не рекомендуется
использовать в качестве стартёрных,
потому, что эти аккумуляторы
Имеют большое
внутреннее сопротивление при разряде
20.1.050
Что
такое составной электролит щелочного
аккумулятора?
Это водный
раствор щелочи (КОН или NaOH) с добавлением
едкого лития LiOH
20.1.051
Укажите
нормальное значение сопротивления
изоляции аккумуляторной батареи в
нагретом состоянии, напряжением до
24 В?
0,1 Мом
20.1.052
Если
аварийным источником электроэнергии
на судне является аккумуляторная
батарея, она должна работать без
подзаряда при сохранении изменения
напряжения на зажимах в течение полного
периода разряда в пределах
12% от Uн
20.1.053
Что
необходимо сделать для получения
максимальной ёмкости щелочных
аккумуляторов при высоких температурах
(от 35°С до 45° С)?
К электролиту
из раствора NаОН добавить моногидрат
едкого лития
20.1.054
Необходимо
регулярно проверять исправность
аварийного освещения. При этом
исправность аварийного аккумуляторного
освещения должна проверяться
Не реже одного
раза в неделю и перед выходом в рейс
20.1.055
При
разряде полностью зараженной
аккумуляторной батареи 10 КН 45 током
5,5 А через 5 часов напряжение снизилось
до конечной допустимой величины. Какое
решение должно быть принято?
Следует заменить
батарею
20.1.056
«Правила
технической эксплуатации судовых
технических средств и конструкций»
рекомендуют периодически производить
замену электролита в щелочных
аккумуляторах. Как часто необходимо
это делать? 1
раз в год
20.1.057
Почему
в схемах стартерного пуска
дизель-генераторов преимущественно
используют кислотные аккумуляторные
батареи?
В связи с малым
внутренним сопротивлением
20.1.058
При
демонтаже подшипника электрической
машины усилие должно прикладываться
к … кольцу подшипника
Внутреннему
20.1.059
В процессе
работы синхронных генераторов, имеющих
кольца и щетки, происходит изнашивание
щеток. Замена щеток производится при
износе примерно … % их длины 50
20.2.001
Какие
из измерительных приборов, установленных
на главном электрораспределительном
щите, используют при ручной точной
синхронизации?
1.
Вольтметр
2.
Частотомер
3. Синхроноскоп
20.2.002
Какое
из этих условий синхронизации
генераторных агрегатов проверяют,
используя синхроноскоп?
1.
Разность частот генератора и сети
2. Отсутствие
сдвига по фазе одноименных напряжений
генератора и сети
20.2.003
Во
время подготовки к действию
электрооборудования необходимо
1.
Снять стопоры, чехлы и временные
закрытия, препятствующие нормальной
работе
2.
При наличии системы охлаждения подать
воду или убедиться в достаточности
ее количества в системе
3.
Проверить соответствие положения
всех управляющих органов, клапанов,
кранов, задвижек, переключателей и
т.д. режиму пуска технического средства
4. Подать смазку
по всем трущимся частям в соответствии
с инструкцией по эксплуатации. Убедиться
в наличии достаточного количества
масла во всех системах и устройствах
смазки
20.2.004
В
каких случаях запрещается использовать
контрольно-измерительные приборы,
применяемые при эксплуатации
электрооборудования?
1.
Истекли сроки поверки
2.
Разбито стекло прибора
3. Стрелка прибора
при снятии рабочего импульса не
возвращается в исходное положение
20.2.005
Отключение
средств автоматизации судовых объектов
ответственного назначения для
выполнения технического обслуживания
или ремонта и устранения неисправностей
производится с разрешения
1.
Старшего механика
2.
С ведома вахтенного механика
3. При необходимости
вахтенного помощника капитана
20.2.006
В
каких случаях допускается отключение
средств дистанционного или автоматического
ввода в действие и переход на ручное
управление автоматизированных
генераторных агрегатов (ГА)?
1.
При неисправности средств автоматизации
2.
При техническом обслуживании или
ремонте
3. При проверке
технического состояния ГА (в том числе
при измерении сопротивления изоляции)
20.2.007
При
использовании генераторов судовой
электростанции по назначению
ответственный персонал должен не реже
одного раза за вахту проверить
1.
Температуру нагрева и чистоту
генераторов
2.
Отсутствие постороннего шума и
недопустимой вибрации
3.
Работу системы смазки и температуру
нагрева подшипников
4.
Работу щеточных аппаратов у генераторов
с контактными кольцами
5. Нагрузку
генераторов, напряжение и частоту
тока сети по щитовым приборам
20.2.008
При
использовании электроприводов
грузоподъемных устройств запрещается
1.
Заклинивать рукоятки командоаппаратов
в рабочем положении
2.
Выключать вентиляторы электропривода
при непродолжительных перерывах в
работе
3. Выводить из
действия конечные, путевые, дверные
и т.п. выключатели, другие средства
блокировки и защиты
20.2.009
Техническое
обслуживание распределительных
устройств (РУ) должно производится
при
1.
Полностью снятом с РУ напряжении
2. Закороченных
перемычкой и заземленных шинах РУ
20.2.010
Во
время заряда аккумуляторов необходимо
вести наблюдение за
1.
Газовыделением
2.
Эффективностью действия систем
вентиляции
3.
Температурой, уровнем и плотностью
электролита в контрольных элементах
4. Напряжением
и силой заданного тока, регулируя их
в зависимости от выбранного режима
заряда
20.2.011
При
разряде кислотного аккумулятора на
всех пластинах в результате химической
реакции образуется сернокислый свинец
(P2SO4).
Какими недостатками он обладает?
1.
При интенсивном образовании сернокислого
свинца возможно выпучивание пластин
и «высыпание” из пластин активной
массы
2. По истечении
некоторого времени снижение ёмкости
аккумулятора вследствие кристаллизации
сернокислого свинца в нерастворимое
вещество
20.2.012
Какими
характеристиками должны обладить
стартёрные аккумуляторные батареи в
соответствии с требованиями Правил
Регистра?
1.
Должно быть установлено не менее чем
две общие батареи для пуска всех
двигателей
2.
Ёмкость каждой батареи для двух
двигателей и более – не менее трёх
пусков каждого двигателя
3.
Ёмкость каждой батареи должна
обеспечивать не менее шести пусков
двигателя внутреннего сгорания
4.
Должно быть установлено не менее чем
по две стартёрные батареи для пуска
главных и вспомогательных двигателей
5. Должны быть
рассчитаны на разрядный ток в стартёрном
режиме, соответствующему максимальному
току наиболее мощного стартёрного
электродвигателя
20.2.013
Недостатками
щелочного аккумулятора являются
1.
Относительно большое внутреннее
сопротивление
2.
Наличие газовыделения при работе и
образование «ползучих солей»
3.
Напряжение аккумулятора при больших
разрядных токах (одночасового режима)
падает значительно интенсивнее чем
у кислотных
4. Щелочная
батарея, одинаковой ёмкостью с
кислотной, рассчитанная на одинаковое
напряжение, имеет больший объём и
меньшую отдачу
20.2.014
В
каких случаях ёмкость щелочного
аккумулятора снижается?
1.
С понижением температуры
2.
При попадании в него посторонних
предметов
3. При наличие
в растворе электролита К2СО3
– соли угольной кислоты (поташ)
20.2.015
Почему
кислотные аккумуляторы рекомендуется
использовать в стартёрных режимах?
1.
Можно разряжать при больших плотностях
тока
2.
Обладают малым тепловыделением в
стартёрном режиме
3. Обладают малым
внутренним сопротивлением в заряженном
состоянии
20.2.016
Для
чего рекомендуют эксплуатировать
щелочные аккумуляторы на составном
электролите?
1.
Увеличивается ёмкость
2.
Увеличивается срок службы
3. Способствует
восстановлению ёмкости, в случае её
уменьшения при эксплуатации на простом
электролите
20.2.017
Укажите
возможные причины разрушения сепараторов
в кислотных аккумуляторах
1.
Коробление пластин
2.
Высокая плотность электролита
3.
Эксплуатация при температуре выше
45°С
4. Сульфитация
пластин
20.2.018
Укажите
возможные причины потери ёмкости
щелочными аккумуляторами
1.
Увеличивается ёмкость
2.
Долго не менялся электролит (накопились
углекислотные соли)
3. Способствует
восстановлению ёмкости, в случае её
уменьшения при эксплуатации на простом
электролите
20.2.019
Каковы
причины сульфатации пластин кислотных
аккумуляторных батарей?
1.
Систематический недозаряд аккумуляторных
батарей
2. Нахождение
аккумуляторных батарей длительное
время в разряженном состоянии
20.3.001
Защита от
минимального напряжения в соответствии
с требованиями Морского Регистра
судоходства отключает автоматический
выключатель фидера генератора с
выдержкой времени, в случае, если
напряжения генератора стало ниже
определенного значения в % от номинальной
величины. Укажите это значение в % 70
20.3.002
Если
генератор увлажнен и имеет сопротивление
изоляции ниже нормы, то его необходимо
подвергнуть сушке внешним нагреванием
либо током от постороннего источника.
Сушка током разрешается только для
электрических машин с сопротивлением
изоляции не ниже … МОм
0,1
20.3.003
При использовании
забортной воды для охлаждения
электрооборудования необходимо
следить за тем, чтобы температура воды
на выходе не превышала 55°С.
20.3.004
Укажите
предельно допустимую температуру
нагрева подшипников скольжения
генераторов (в градусах Цельсия)
80
20.3.005
Плотность
кислотного аккумулятора при t = +15°C
равна r
= 1,28 г/см3.
Какова будет плотность электролита
этого аккумулятора при t= +0°C, если
поправка к показаниям ареометра
составляет 0,01 г/см3
на каждые 15°С?
1,27
20.3.006
Требуется
выбрать щелочную АБ для питания
нагрузки 475 Вт в течение 3 часов при
напряжении 24 вольта. Рассчитайте
и введите емкость стандартной батареи
60
20.3.007
Требуется
выбрать щелочную АБ для питания
нагрузки 475 Вт в течение 3 часов при
напряжении 24 вольта. Рассчитайте
и введите количество элементов 20
20.4.001
В
процессе технического использования
обслуживающий персонал должен
осуществлять
1.
Не допуская длительной работы
2.
Плавно, не допуская резкого изменения
рабочих параметров
3. По возможности
быстро
20.4.002
При
работе генераторов с подшипниками
качения, помимо периодического
инструментального контроля, необходимо
производить ежедневное прослушивание
подшипников с помощью щупа, один конец
которого прикладывается к подшипнику,
другой – к уху. Если прослушивается
1.
Тихое жужжание — Подшипник исправен
2.
Стук — Подшипник загрязнен или поврежден
3.
Свист и скрежет — Недостаток смазки
4.
Сравнительно равномерный и постепенно
нарастающий звук — Равномерный износ
поверхностей качения
5. Непрерывный
и повышенный звук — Увеличенный износ
поверхностей качения
20.4.003
В
аккумуляторах не допускается оголение
пластин. При этом уровень электролита
необходимо поддерживать выше верхнего
края пластин
1.
На 5 – 12 мм
2. На 12 – 15 мм