Инструкция по эксплуатации электровоза вл11

Скачать

УДК 621.335.2.024 Э45

Электровоз ВЛ11. Руководство по эксплуатации / Под ред. Г.И. Чиракадзе. и О.А. Кикнадзе. — М.: Транспорт, 1983, 464 с.

Описаны механическая часть электровоза ВЛ11, тяговые и вспомогательные электрические машины, электрические и пневматические аппараты, а также электрические и пневматические схемы. Даны основные рекомендации по подготовке электровоза к работе и управлению им, устранению возможных неисправностей; приведены основные правила содержания электровоза, освещены вопросы техники безопасности.

Книга одобрена Главным управлением локомотивного хозяйства МПС в качестве руководства для локомотивных бригад и ремонтного персонала депо, может быть полезной учащимся школ железнодорожного транспорта.

Скачать

ЭЛЕКТРОВОЗ


РУКОВОДСТВО
ПО
ЭКСПЛУАТАЦИИ

«ТРАНСПОРТ»

МИНИСТЕРСТВО
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
СССР

ТБИЛИССКОЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«ЭЛЕКТРОВОЗОСТРОИТЕЛЬ»

ЭЛЕКТРОВОЗ
ВЛ11

Руководство
по эксплуатации

Под
редакцией

инж.
Г. И. ЧИРАКАДЗЕ

и канд. техн. наук
О. А. КИК.НАДЗЕ

МОСКВА
«ТРАНСПОРТ»
1983

scan:
The Stainless Steel Cat

УДК 621.335.2.024

э
3602030000-064
8
049(01)-83

ЭЛЕКТРОВОЗ
ВЛ11.
Руководство
по эксплуатации/Под ред. Г.
И. Чиракадзе. и О. А. Кимнадзе. — М.:
Транспорт, 1983, 464 с.

Описаны
механическая часть электровоза ВЛ11,
тяговые и вспомогательные электрические
машины, электрические и пневма­тические
аппараты, а также электрические и
пневматические схемы. Даны
основные рекомендации по подготовке
электровоза к работе и
управлению им, устранению возможных
неисправностей; приве­дены
основные правила содержания электровоза,
освещены вопросы техники
безопасности.

Книга
одобрена Главным управлением локомотивного
хозяй­ства МПС в качестве руководства
для локомотивных бригад и ремонтного
персонала депо, может быть полезной
учащимся школ железнодорожного
транспорта.

Ил. 254, табл. 22.

Книгу
написали:
главу
I
— инж. Г. И. Чиракадзе; гла­ву II

инж. В. Ю. В
ардоиани;
главу III
и приложения 10, 11 — инж.
|с.
Г. Абрамов
|;
главу IV
— инженеры Н. Н. Ускова и П.
И. Гудушаури; главу V
и приложение 9 — ииж. Г. А. Нанета-швили;
главу VI
и приложения 1—8 — инж. Д. П. Гиоргадзе;
главу
VII
— инж. Н. Ш. Базлидзе; главы VIII,
XI,
XII
— инж. Г.
Г. Гудавадзе; главу IX
— инж. Д. Н. Болашвили; главу X
— канд.
техн. наук О. А. Кикиадзе.

Заведующий
редакцией
Н.
В. Зенькович
Редактор
P.M.
Майорова

©
Тбилисское производственное объединение
«Электростроитель», 1983

1.
Назначение
и техническая характеристика электровоза

Магистральный
грузовой электровоз ВЛ11 (рис. 1)
предназна­чен
для эксплуатации на электрифицированных
участках желез­ных
дорог с напряжением в контактной сети
3000 В постоянного тока
(ширина колеи 1520 мм).

Электровоз
ВЛ11 впервые был выпущен в 1975 г. Тбилисским
электровозостроительным
заводом им. В. И. Ленина по проекту
Специального проектно-конструкторского
бюро производственного объединения
«Электровозостроитель». Серийный
выпуск электро­возов начат с 1978 г.
Завод выпускает электровозы ВЛ11 в
двух­секционном
исполнении. Они могут быть сформированы
из трех секций,
а также работать по системе многих
единиц (два двухсек­ционных
электровоза). Основные технические
данные электрово­зов
ВЛ11 приведены в табл. 1.

Кузов,
экипажная часть, пневматическое и
значительная часть
электрического оборудования электровоза
ВЛ11 унифици­рованы
с электровозами ВЛ10 и ВЛ10у.
На рис. 2 приведены тяговые
характеристики электровоза ВЛ11.

Кузов
секции опирается на тележки с помощью
люлечного под­вешивания, которое в
значительной степени улучшает
горизонталь­ную
динамику электровоза.

Сварные
рамы тележек в процессе изготовления
подвергаются тщательному контролю с
применением современной аппаратуры.
Тележки оборудованы бесчелюстными
буксами с роликовыми под­шипниками.
Перемещение букс относительно рамы
происходит за счет
деформации сдвига резинометаллических
блоков. Рессорное подвешивание
обеспечивает эффективное смягчение
вертикальных толчков
при прохождении электровозом неровностей
пути.

Сварная
конструкция кузова с несущей рамой
обладает до­статочной
прочностью и жесткостью. По концам
кузова располо­жены
кабины управления с увеличенным объемом.
С целью теп-лозвукоизоляции
обшивка кабины управления выполнена
с приме­нением современных полимерных
материалов. Внутри кабины установлены
пульты управления, устройства для
отопления, вен­тиляторы,
радиостанция, локомотивная сигнализация
и другое оборудование,
создающее удобства для обслуживания
электрово­за.
Стекла кабины широкие, снабжены
пневматическими

084 083 082

081
ПВ

10
20 30 40 50 60 70
30 90 и,км/Ч
Рис.
2. Тяговые характеристики электровоза
ВЛП’

Рис.
I.
Электровоз ВЛП

стеклоочистителями,
обдуваются в зимнее время теплым
возду­хом,
что обеспечивает хорошую видимость
пути и контактной се­ти
при любых погодных условиях. Толщина
стекла 15 мм.

В
средней части каждой секции расположена
высоковольтная камера, огражденная
раздвижными сетчатыми щитами и дверями.
Расположение
электрических аппаратов обеспечивает
удобный к ним
доступ для осмотра и ремонта. Двери и
щиты ограждения ка­мер
имеют блокировки, обеспечивающие
открытие дверей и щи­тов
только при опущенном токоприемнике.
Электрооборудование, подверженное
в процессе работы интенсивному нагреву,
имеет принудительное
охлаждение. Воздух для охлаждения
оборудова­ния
подается по воздухопроводу от центробежного
вентилятора.

Электрической
схемой электровоза предусмотрено три
соедине­ния тяговых электродвигателей:
последовательное (С), последова­тельно-параллельное
(СП) и параллельное (П). Нормально в
тя­говом
режиме применяют последовательно-параллельное
и парал­лельное
соединения тяговых электродвигателей.
Последователь­ное
соединение тяговых электродвигателей
применяют только при ограничении
скорости движения и маневровой работе.
Диапазон регулирования скорости расширен
благодаря применению на ходо­вых
позициях ослабления возбуждения тяговых
электродвигате­лей (75, 55, 43, 36%).

Для
обеспечения высокой плавности тяги при
переключении тяговых
электродвигателей с последовательно-параллельного
на параллельное
соединение и обратно в силовые цепи
электровоза включены
диоды.

600
560
520
ЧВО
НО
400
360
320
280
240
200
160
120
ВО
40

О

к
1

1
Л-.П

Переход

1эл

и, км/ч

t\
1
У

iL/
ПО
С
ирплрипИ1

*

ПВ-0В1

1970-2530

tOO’504

48,5

If

0В1-0В2

2120-2670
.

194-494

52,0

\\
Х-Щ—

LJil

овг-овз

2270-2790

39В-47В

58,0

Ш

1

0ВЗ-0В4

2480-2920

+00-470

59,5

1


^-

1

sill

111
и
«**»*•

1

1

\1\

11111
с

\\\|\\с/7

i\n\

/7,

I

\
V

\

\

\

л\

Р

\

V

1

\

V

v

w

084

\\0B4
\\Ш

\

ОВЗ
082

\

Л/0В2

081

\пв

ПВ

Таблица
1

Значения

показателей при

числе секций

Показатели

в электровозе

2

3

4

Осевая формула

2(2о—20)

3(2о—20)

4(2о-2о)

Мощность на валах
тяговых электродви-

гателей, кВт:

часового режима

5360

8040

10 720

продолжительного
режима

4600

6900

9200

Сила тяги, кН:

часового режима

387

581

774

продолжительного
режима

314

471

628

при скорости 100
км/ч и наибольшем

137

206

274

ослаблении
возбуждения

Скорость, км/ч:

конструкционная

100

часового режима

48,7

продолжительного
режима

51,2

К. п. д.
продолжительного режима, не

0,88

менее

То же без учета
вспомогательных машин,

0,9

не менее

Передаточное
отношение зубчатой пере-

88/23

дачи

Нажатие колесной
пары на рельс, кН

225+62;|

Разница нажатий
на рельсы между коле-

4,9

сами одной оси,
не более, кН

Масса
с 2/3
запаса песка, т

97(3+8,28

Зб8+^«

Высота оси
автосцепки от головки рель-

1040—1080

са при новых
бандажах, мм

Диаметр колеса
по кругу катания при но-

1250

вых бандажах, мм

Наименьший радиус
проходимых кривых

125

при скорости 10
км/ч, м

Высота от головки
рельса до рабочей по-

верхности полоза
токоприемника, мм:

в опущенном
положении

5120

в рабочем
»

5500^-7000

Длина электровоза
но осям автосцепки,

32 880

49 260

65 760

мм

Жесткая база
тележки, мм

3000

Нирина кузова,
мм

3160

Электрической
схемой предусмотрена возможность
контроля режима
работы секций электровоза и дистанционного
переключе­ния
цепей на аварийный режим работы при
повреждении тяговых электродвигателей.

Рекуперативное
торможение осуществляется по схеме
цикли­ческой
стабилизации с противовозбуждением,
его возможно при­менять
на всех трех соединениях обмоток якорей
тяговых элек­тродвигателей.
Кроме рекуперативного торможения,
электровоз оборудован
тормозами с пневматическим н ручным
управлением.

Питание
цепей управления постоянным током 50±2
В осуще­ствляется
от генератора и аккумуляторной батареи
с элементами КН-125,
устанавливаемыми на каждой секции.
Стабилизация на­пряжения
на зажимах генератора управления
производится бес­контактным
электронным регулятором напряжения.

На
электровозе установлены тяговые
электродвигатели ТЛ-2К1 мощностью
часового режима 670 кВт, имеющие
опорно-осевое подвешивание.
Вращающий момент от тягового
электродвигателя на
колесную пару передается двусторонней
одноступенчатой ци­линдрической
косозубой зубчатой передачей.

Наружные
размеры электровоза соответствуют
требованиям габарита
IT
ГОСТ 9238—73.

Высота
от головки рельса до кожуха зубчатой
передачи ие ме­нее
120 мм при новых бандажах колесных пар.

Все
электрическое оборудование рассчитано
на надежную ра­боту
при повышении напряжения в контактной
сети до 4000 В и
при понижении напряжения до 2200 В.
Электровоз рассчитан для
работы при температуре окружающей среды
(вне кузова) от —50
до -(-40°С и верхнем значении относительной
влажности воздуха
90% при 27°С, а электрооборудование,
расположенное в кузове,
— при -|-550С.

Основное
оборудование электровоза пригодно для
условий эксплуатации
при воздействии механических факторов
внешней среды,
нормируемых группами М25 (иеподрессоренные
части), М26
(расположенное на тележках) и М27
(расположенное в ку-чове)
согласно ГОСТ 17516—72. Ответственные
детали подверга­ются
магнитной нли ультразвуковой дефектоскопии.
Сварочные работы
выполняются по специальным техническим
условиям ТУ ОТН.599.034—74.
Трущиеся детали узлов машин, аппаратов,
ме­ханической
части в процессе эксплуатации периодически
покры­вают
смазкой согласно карте смазки (см.
приложение 10). .

Конструкция
электровоза обеспечивает удобный монтаж
и де­монтаж
оборудования, аппаратов, приборов,
свободный доступ к ним
при техническом обслуживании в
эксплуатации.

Металлические
части электровоза, кроме поверхностей
трения, защищены от коррозии краской
или металлическими антикоррози­онными
покрытиями. Деревянные детали покрыты
или пропитаны противогнилостными
составами. Чехлы на силовых проводах и
вентиляционных
патрубках имеют защитное покрытие от
гнилост­ного
разрушения и возгорания.

Показатели
надежности, а также комплектность и
гарантии поставщика
регламентированы техническими условиями
на элект­ровоз
ТУ 16.530.185-78.

2. Формирование
электровоза из секций

Электровоз
выпускается заводом в двухсекционном
исполнении (рис.
3, а). Условно секции электровоза
обозначаются буквами Аи
Б.
Обе
секции конструктивно выполнены почти
одинаково.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автор: Чиракадзе Г.И.(ред.) Кикнадзе О.А.(ред.)
Название: Электровоз ВЛ11. Руководство по эксплуатации.
Издательство: Транспорт
Год: 1983

Электровоз ВЛ11 – советский грузовой магистральный электровоз постоянного тока выпускавшийся с 1975 года.

В начале 1970-х годов по заказу МПС СССР велись работы по созданию нового грузового электровоза на базе ВЛ10, но большей мощности. Первоначально делались попытки приспособить двухсекционный ВЛ10 под работу тремя секциями, а также были построены два опытных, также двухсекционных, электровоза ВЛ12 с новыми ТЭД. Однако в результате на Тбилисском электровозостроительном заводе (ТЭВЗ) был создан новый электровоз ВЛ11, секции которого могли работать по системе многих единиц. Электровоз ВЛ11-001 был построен в 1975 году и поступил для испытаний на Сурамский перевал Закавказской железной дороги. Всего, с 1975 года до начала 1990-х годов было построено 574 шт. электровоза серии ВЛ11. По состоянию на 2007-2008 гг. электровозы семейства ВЛ11 работают на многих железных дорогах бывшего СССР.

Описаны механическая часть электровоза ВЛ11, тяговые и вспомогательные электрические машины, электрические и пневматические схемы. Даны основные рекомендации по подготовке электровоза к работе и управлению им, устранению возможных неисправностей, приведены основные правила содержания электровоза, освещены вопросы техники безопасности.
Книга одобрена Главным управлением локомотивного хозяйства МПС в качестве руководства по эксплуатации для локомотивных бригад и ремонтного персонала локомотивных депо.

Скачать PDF 43.3 Мб
Скачать DJVU 10.1 Мб

    Общие сведения об электровозе

  • Назначение н техническая характеристика электровоза
  • Формирование электровоза из секций
  • Механическая часть

  • Тележка
  • Кузов
  • Привод скоростемера
  • Люлечное подвешивание
  • Гидравлический гаситель
  • Развеска электровоза и регулировка рессорной системы и люлечного подвешивания кузова
  • Тяговый электродвигатель и вспомогательные машины

  • Тяговый электродвигатель ТЛ-2К1
  • Электродвигатель ТЛ-110М
  • Генераторы управления ДК»405К н НБ-1Г0
  • Электродвигатель НБ-431П
  • Преобразователь НБ-436В
  • Электродвигатель П-11М
  • Электрические аппараты

  • Токоприемник Т-5М1 (П-5.)
  • Быстродействующий выключатель БВП-5-02
  • Электропневматнческне контакторы ПК
  • Электромагнитные контакторы МК-ЗГбА н МК-310В
  • Электромагнитный контактор МК-15-01
  • Электромагнитные контакторы МКП-23Д и МКП-23Е
  • Быстродействующий контактор БК-78Т
  • Переключатель кулачковый групповой ПКГ-040
  • Переключатели ПКД-043, ПКД-047 и ТК-042
  • Переключатель вентиляторов ПВ-048
  • Блок аппаратов с ножевым Переключателем
  • Разъединитель высоковольтный наружной установки РВН-004Т
  • Разъединитель высоковольтный однополюсный РВО-010
  • Переключатель ПН-024
  • Разрядник РМВУ-3
  • Дроссель ДР-027 н индуктивный шунт ИШОБЗ
  • Электрнческне печн ПЭТ-1 УЗ
  • Резисторы
  • РеЛе повышенного напряжения РПН496
  • Реле низкого напряжения РНН-497
  • Реле перегрузки РТ-500
  • Реле перегрузки РТ-502
  • Реле тока РТ-067
  • Промежуточные реле РП-280, РП-282 и РП-287
  • Реле рекуперации РР-498
  • Реле дифференциальной защиты РДЗ-068 и РДЗ-068-01
  • Датчик боксования ДБ-018
  • Реле оборотов РКО-28
  • Реле времени РЭВ-294
  • Контроллер машиниста КМЭ-013
  • Электромагнитные контакторы ТКПМ
  • Кнопочные выключатели КУ
  • Выключатель ВУ-223А
  • Штепсельное соединение и розетка низковольтная РН-1
  • Аккумуляторная батарея 40К.Н-125
  • Агрегат панели управления АПУ-287
  • Электромагнитные вентили
  • Электромагнитные защитные вентили ВЗ-1 и ВЗ-57-02
  • Электропневматический клапан КП-41
  • Клапан КП-39
  • Электропневматический клапан КП-53
  • Клапаны продувки КП-100-03 и КП-110
  • Электроблокировочный клапан КПЭ-99
  • Пневматические выключатели управления ПВУ-2, ПВУ-3, ПВУ-7
  • Регулятор давления РД-012
  • Регулятор давления АК-11Б
  • Прожекторы
  • Расположение оборудования, санитарно-техинческие устройства и система вентиляции

  • Расположение оборудования
  • Санитарно-техннческое устройство
  • Система вентиляции
  • Вентилятор Ці3-50 № 8 с двумя выходными патрубками
  • Электрические схемы электровоза

  • Общие сведения
  • Силовые цепи
  • Вспомогательные цепи
  • Работа силовых цепей в аварийных режимах
  • Измерительные приборы
  • Схема питания цепей управления и заряда аккумуляторной батареи
  • Цепи управления токоприемниками
  • Цепи управления быстродействующими выключателями
  • Цепи управления вспомогательными машинами
  • Действие цепей управления электровоза в тяговом режиме
  • Действие цепей управления в рекуперативном режиме
  • Действие цепей управления при отключенных неисправных тяговых электродвигателях
  • Действие цепей прн экстренном торможении и срабатывании ЭПК
  • Защита оборудования силовых и вспомогательных цепей
  • Действие устройства контроля н обрыва тормозной магистрали поезда с датчиком усл. № 418.000
  • Противоразгрузочиое устройство
  • Сигнализация
  • Сведения по электрическому монтажу проводов
  • Пневматическая схема и пневматическое оборудование

  • Схема тормоза
  • Схема вспомогательных цепей
  • Схема пескоподачи
  • Компрессор КТ6-Эл
  • Воздушные резервуары
  • Предохранительные клапаны
  • Обратные клапаны
  • Маслоотделитель н фильтры
  • Кран машиниста усл. № 394
  • Край машиниста усл. № 395
  • Редуктор усл. № 348
  • Край вспомогательного тормоза
  • Устройство блокировки тормозов усл. № 367
  • Сигнализатор обрыва тормозной магистрали с датчиком усл. № 418
  • Воздухораспределитель усл. № 483
  • Реле давления усл. № 304.002
  • Краны концевые, разобщительные, двойной тяги, трехходовые
  • Клапаны переключательный усл. № ЗПК и пневматические КП-51, КС-52
  • Стеклоочиститель Сл-440Б с краном Кр-ЗОВ
  • Форсунка песочницы
  • Ревун ТС-15
  • Пневматическая блокировка ПБ-33
  • Соединительные рукава
  • Манометры
  • Подготовка к работе и управление электровозом

  • Подготовка к работе
  • Управление электровозом
  • Неисправности оборудования и электрических цепей

  • Неисправности в механической части
  • Неисправности в электрических машинах
  • Общие сведения по обнаружению и устранению неисправностей в электрических цепях
  • Неисправности цепей токоприемников
  • Неисправности вспомогательных цепей
  • Неисправности цепей управления вспомогательными машинами
  • Неисправности цепей управления быстродействующим выключателем
  • Неисправности быстродействующего выключателя
  • Неисправности цепей линейных контакторов
  • Основные сведения об эксплуатации и техническом обслуживании электровозов

  • Порядок соединения секций при формировании трехсекционных электровозов н двух двухсекционных для управления по системе многих единиц
  • Общие сведения о техническом обслуживании и ремонте электровозов
  • Прнемка-сдача и техническое обслуживание в пути следования электровоза
  • Техническое обслуживание механической части
  • Техническое обслуживание тяговых электродвигателей ТЛ-2К1
  • Техническое обслуживание вспомогательных машин .
  • Техническое обслуживание — электрических аппаратов .
  • Техническое обслуживание пневматического оборудования
  • Подготовка электровоза к работе в зимних условиях .
  • Экипировка электровоза
  • Сдача электровоза в депо
  • Транспортировка и подготовка электровоза к эксплуатации
  • Требования техники безопасности

  • Общие положении
  • Защитные устройства
  • Меры безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании электровозов
  • Пожарная безопасность иа электровозе
  • Приложения
Гость

Вы не зарегистрированны?

Нажмите здесь

для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый

здесь

.

счетчик

Каталог учебно-методических пособий

Электровоз ВЛ11. Руководство по эксплуатации



Автор: Чиракадзе Г.И. (ред.), Кикнадзе О.А. (ред.)
Издательство: Транспорт

Описаны механическая часть электровоза ВЛ11, тяговые и вспомогательные электрические машины, электрические и пневматические схемы. Даны основные рекомендации по подготовке электровоза к работе и управлению им, устранению возможных неисправностей, приведены основные правила содержания электровоза, освещены вопросы техники безопасности. Книга одобрена Главным управлением локомотивного хозяйства МПС в качестве руководства по эксплуатации для локомотивных бригад и ремонтного персонала локомотивных депо.

Версия:
Год выпуска: 1983
Загрузок:
289
размер файла:
10,1Mb
неизвестная лицензия
GMan1990
28/08/2010 18:28
Copyright (C) GMan1990 2010
D O W N L O A D

Архив:

  • 28/08/2010 18:28 — Год выпуска: 1983 — vl11.djvu (10,1Mb — Количество страниц: 464)
Голосов

Нет пока голосов за эту загрузку.

Коментарии

Нет пока коментариев к этой загрузке.

Уважаемый читатель!

Если вы скопируете данный файл,
Вы должны незамедлительно удалить его
сразу после ознакомления с содержанием.
Копируя и сохраняя его Вы принимаете на себя всю
ответственность, согласно действующему
международному законодательству .
Все авторские права на данный файл
сохраняются за правообладателем.
Любое коммерческое и иное использование
кроме предварительного ознакомления

запрещено.

Публикация данного документа не преследует
никакой коммерческой выгоды. Но такие документы
способствуют быстрейшему профессиональному и
духовному росту читателей и являются рекламой
бумажных изданий таких документов.

Все авторские права сохраняются за правообладателем.
Если Вы являетесь автором данного документа и хотите
дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора
или опубликовать другие документы, пожалуйста,
свяжитесь с нами по e-mail — мы будем рады услышать ваши
пожелания.

Мини-чат

Вам необходимо зарегистрироваться.

20/02/2014 12:21

здравству
йте есть ли здесь неисправн
ости по воротилки
ну)

11/09/2013 18:29

Пока прошлый

03/08/2013 16:19

за какой год расписани
е?

Phantom-rzn

04/11/2012 14:00

Всем привет для моделиров
ания нужны размеры на опэ1. Буду очень благодаре
н за информаци
ю на емейл Phantom-rzn@ya.ru

15/05/2012 14:37

уважаемые
посетител
и, есть кто нибудь работающи
е на заводе по ремонту электропо
ездов?


Это тоже интересно:

  • Инструкция по эксплуатации электрической печи харвия
  • Инструкция по эксплуатации чери тигго 4 2021 года выпуска
  • Инструкция по эксплуатации электронных весов sf 400
  • Инструкция по эксплуатации электрического бойлера
  • Инструкция по эксплуатации электронной сигареты санти

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии