Инструкция по эксплуатации гелевых аккумуляторных батарей

Правильная эксплуатация гелевых аккумуляторов

Свинцово-кислотные аккумуляторы изготовлены по технологии с внутренней рекомбинацией воды, поэтому не требуют обслуживания в течение всего срока службы. В качестве электролита используется загущенная серная кислота в виде геля, что обеспечивает устойчивость аккумуляторов к глубоким разрядам и высокую температурную стабильность.
Расчетный срок службы составляет 12 лет.
Гелевые аккумуляторы предназначены для работы, как в буферном, так и в циклическом режимах.

Конструкция гелевого аккумулятора

Конструкция гелевого аккумулятора

Особенности конструкции:

  • Полностью герметичная конструкция, утечка электролита невозможна.
  • Система внутренней рекомбинации газа, нет необходимости в доливе воды.
  • Моноблоки снабжены регулирующими клапанами для обеспечения выпуска газа, при превышении внутреннего давления выше допустимого уровня.
  • Нет ограничений на перевозку воздушным, железнодорожным или автотранспортом.

Химическая реакция и механизм рекомбинации:

Химическая реакция, протекающая в аккумуляторе при заряде/разряде, описывается формулой:

PbO2 + 2H2SO4 + Pb Разряд/Заряд PbSO4 + 2H2O

  • При заряде кислород, проходя через сепаратор от положительной пластины, вступает в реакцию с активным веществом отрицательной пластины с образованием оксида свинца:

2Pb + O2 —> 2PbO

  • Оксид свинца, в свою очередь, вступает в реакцию с серной кислотой:

2Pb + 2H2SO4 —> 2PbSO4 + 2H2O

  • Сформировавшийся на отрицательной пластине сульфат свинца восстанавливается кислородом до свинца с образованием серной кислоты:

2PbSO4+ 2H2 —> 2Pb + 2H2SO4

  • Если упростить описанные выше уравнения, то получается следующее:

2H2 + O2 —> 2H2O

Разрядные характеристики

На рисунке ниже приведены кривые разряда гелевых аккумуляторов постоянным током до определенного конечного напряжения. Разряд до напряжения ниже указанного снижает емкость и срок службы свинцово-кислотных батарей.

Разрядные кривые постоянным током при 25°С аккумулятора
Разрядные кривые постоянным током при 25°С

Заряд

Правильный заряд является одним из важнейших условий успешной работы свинцово-кислотных батарей с автоматическим регулированием внутреннего давления. Правильный выбор зарядного устройства влияет самым непосредственным образом на производительность и срок службы батарей.

Заряд постоянным напряжением

Заряд постоянным напряжением – наиболее часто применяемый метод. На рисунке ниже показаны зарядные характеристики гелевого аккумулятора при заряде их постоянным напряжением 2,40 В/ячейку при начальных значениях тока 0,3 СА.

График заряда постоянным напряжением при 25°С
График заряда постоянным напряжением при 25°С

Двухстадийный заряд при постоянном напряжении

Этот метод является одним из наиболее эффективных и рекомендуется для быстрого заряда свинцово-кислотных батарей с автоматическим регулированием внутреннего давления и поддержания их в полностью заряженном состоянии (буферный режим). Характеристики зарядного устройства для двухстадийного заряда постоянным напряжением приведены на рисунке ниже:

Зарядные характеристики двухстадийного зарядного устройства
Зарядные характеристики двухстадийного зарядного устройства

На стадии «А» ток ограничен величиной 0,3 СА, а напряжение на клеммах батареи растет. На стадии «В» зарядный ток начинает падать, а напряжение стабилизируется на уровне 2,40 В/эл-т. На этой стадии уровень заряда аккумулятора достигает 80%. При достижении зарядным током уровня «точки переключения Y» зарядная цепь переключается на стадию «С», где зарядное напряжение падает с 2,40 до 2,25 В/эл-т, а ток плавно снижается практически до нуля. Зарядное устройство переходит в буферный режим.

Напряжение заряда зависит от температуры окружающей среды и должно регулироваться в соответствии с графиком показанном на рисунке ниже:

Зависимость зарядного напряжения от температуры окружающей среды
Зависимость зарядного напряжения от температуры окружающей среды

Напряжение заряда (на элемент) в буферном режиме вычисляется по формуле:
Uзаряда = 2,25 + (25 – (t + grad t +1)) · 0,0033

Напряжение заряда (на элемент) в циклическом режиме вычисляется по формуле:
Uзаряда = 2,40 + (25 – (t + grad t +1)) · 0,005

где t – температура окружающей среды, °С
grad t – температурный градиент аккумуляторного шкафа, °С. При установке на открытые стеллажи grad t = 0.

Хранение и срок службы

Гелевые аккумуляторы могут храниться без подзаряда в течение 1 года в сухом помещении при температуре окружающей среды от –35° до +60°С.
Они рассчитаны на работу в буферном режиме работы в течение пяти лет (при 25°С). На рисунке ниже показана зависимость доступной емкости гелевого аккумулятора от времени. Газы, генерируемые внутри аккумулятора, непрерывно рекомбинируют и возвращаются в водную составляющую электролита. Потеря емкости и конец службы аккумуляторов наступают в результате постепенной коррозии электродов.

Срок службы в буферном режиме работы
Срок службы в буферном режиме работы

Срок службы аккумуляторов в циклическом режиме работы зависит от целого ряда факторов

Наиболее существенными из них являются рабочая температура окружающей среды, скорость разряда, глубина разряда и способ заряда. На рисунке ниже показано влияние глубины разряда на количество циклов работы гелевых аккумуляторов при циклическом режиме.

Срок службы в циклическом режиме работы
Срок службы в циклическом режиме работы

По мере повышения температуры электрохимическая активность аккумулятора возрастает, а при понижении – падает. Поэтому при увеличении температуры окружающей среды емкость аккумулятора увеличивается, а при понижении температуры – уменьшается. Рисунок ниже демонстрирует влияние температуры на доступную емкость гелевых аккумуляторов.

Зависимость емкости от температуры окружающей среды при различных токах разряда
Зависимость емкости от температуры окружающей среды при различных токах разряда

Температура окружающей среды является важным фактором, влияющим на срок службы аккумуляторов. При повышении температуры увеличивается скорость коррозии пластин, вследствие чего уменьшается срок службы. На рисунке ниже показана зависимость срока службы гелевых аккумуляторов от температуры окружающей среды.

Зависимость срока службы в буферном режиме от температуры окружающей среды
Зависимость срока службы в буферном режиме от температуры окружающей среды

Свинцово-кислотные аккумуляторы обладают саморазрядом, вследствие чего при хранении их доступная емкость со временем уменьшается.
Этот процесс описан графиком на рисунке:

Зависимость емкости от времени хранения
Зависимость емкости от времени хранения

Если аккумуляторы хранились в течение длительного периода времени, необходимо перед пуском в эксплуатацию провести их подзарядку.
При сроке хранения до 6 месяцев подзарядка должна осуществляться в течение 4-6 часов постоянным током 0,1 СА, либо 15-20 часов постоянным напряжением 2,40 В/эл-т.
При сроке хранения свыше 6 месяцев подзарядка должна осуществляться в течение 8-10 часов постоянным током 0,1 СА, либо 20-24 часов постоянным напряжением 2,40 В/эл-т.

Рекомендации по монтажу:

  • Для гелевых аккумуляторов диапазон зарядного напряжения буферного режима установлен в диапазоне 2,23–2,28 В/эл-т (при 25°С).
  • Для циклического режима диапазон зарядного напряжения установлен в диапазоне 2,38–2,42 В/эл-т (при 25°С).
  • Аккумуляторы гелевые не требуют уравнительного заряда. Буферного напряжения достаточно, чтобы поддерживать моноблоки в полностью заряженном состоянии.
  • Аккумуляторы предназначены для установки на изолированных стеллажах или в специальных батарейных шкафах в вертикальном положении. Допускается установка аккумуляторов в горизонтальном положении при вертикальном расположении пластин. Помещения не требуют принудительной вентиляции.
  • Если отнивелированность элементов не обеспечивается непосредственно самим способом установки, то необходимо с помощью чалика (нивелировочного шнура) отнивелировать элементы. Расстояние между соседними боковыми стенками двух моноблоков (монтажная длина) задается длиной перемычек. При относительно длинных рядах монтируемых моноблоков рекомендуется начинать нивелировку монтажной длины с середины монтируемого ряда моноблоков, для того чтобы можно было в оба конца сглаживать набегающие допуски. Рекомендуемая минимальная величина воздушного зазора между аккумуляторами составляет от 5 до 10 мм.
  • Взаимоподключение единичных аккумуляторов осуществляется с помощью жестких изолированных перемычек, которые привинчиваются к полюсам или гибких кабельных перемычек. Перемычки привинчиваются с помощью динамометрического ключа. Осуществлять следующий крутящий момент 20 Нм ± 1 Нм.
  • Если используются две или более групп батарей, соединенных параллельно, то провода, кабели и шины, посредством которых эти батареи подключаются на нагрузку, должны быть одинаковой длины и обладать одним и тем же сопротивлением.

Последовательность монтажа аккумуляторов в батарею:

  • Соедините положительную клемму первого аккумулятора с отрицательной клеммой второго аккумулятора. Таким образом, соедините все аккумуляторы в группе (под группой понимается набор аккумуляторов на одном ярусе или в одном ряду стеллажа).
  • Соедините аналогично п.1 аккумуляторы в остальных группах (если таковые имеются).
  • одключите «земляной» вывод зарядного устройства или нагрузки к отрицательной клемме (если «земля» – отрицательная) последнего аккумулятора или последней группы.
  • Если имеются группы, соедините их между собой, начиная с последней (подключенной к «земляному» выводу).
  • В заключение, подключите положительную клемму первого аккумулятора или первой группы к положительному выводу зарядного устройства или нагрузки.
  • После окончания монтажных работ аккумуляторы необходимо пронумеровать, а наружные поверхности клемм, перемычек и узлов соединения смазать тонким слоем технического вазелина или синтетического солидола.

Рекомендации по эксплуатации:

  • Свинцово-кислотные гелевые аккумуляторы предназначены для эксплуатации в закрытых помещениях с естественной вентиляцией, в том числе в помещении с технологическим оборудованием и обслуживающим персоналом, при температуре от -20°С до +60°С. Диапазон температуры хранения аккумуляторов от –35°С до +60°С.
  • Аккумуляторы поставляются предприятием-изготовителем в заряженном состоянии, заполненные электролитом и готовыми к эксплуатации.
  • Не рекомендуется установка аккумуляторов вблизи источников тепла. Поскольку аккумуляторы могут генерировать воспламеняющиеся газы, запрещается их установка вблизи оборудования, которое может давать электрический разряд в виде искр.
  • Запрещается установка и эксплуатация аккумуляторов в атмосфере, содержащей пары органических растворителей или адгезивов или контакт с ними.
  • Чтобы максимально повысить срок службы аккумуляторов, среднее значение тока пульсаций любого происхождения, протекающего через аккумулятор, не должно превышать 0,1 СА, а стабилизация зарядного напряжения должна быть в пределах 1%.
  • Очистку корпуса аккумуляторов всегда рекомендуется производить с помощью кусочка ткани, смоченного водой. Никогда не используйте для этих целей масла, органические растворители, такие как бензин, разбавители для краски и др.
  • Запрещается разбирать аккумулятор. В случае попадания электролита в глаза или на кожу, необходимо сразу промыть пораженный участок сильной струей чистой проточной воды и немедленно обратиться к врачу.
  • Прикосновение к токопроводящим частям аккумулятора может повлечь за собой электрический удар. Работу по проверке или обслуживанию аккумуляторов необходимо проводить в резиновых перчатках.
  • Использование разнородных аккумуляторов (различных емкостей, с различной историей применения, различной давностью изготовления и происходящих от разных изготовителей), может нанести ущерб, как самой батарее, так и связанному с ней оборудованию.

Кажется, совсем недавно обслуживаемые кислотные аккумуляторы занимали доминирующее положение на рынке. Но с новыми технологиями появились и более совершенные батареи – сначала необслуживаемые кальциевые, а затем и гелевые. И хотя классические сурьмянистые АКБ всё ещё популярны, их практически перестали выпускать. Очевидно, что пройдёт ещё немного времени, и такая же судьба постигнет нынешних фаворитов, а среди явных претендентов на их место – именно гелевые аккумуляторы. Сегодня они ещё слишком дороги, чтобы пойти в массы, но практика показывает, что это лишь дело времени. Так что пора знакомиться с новинкой.

Гелевые аккумуляторные батареи

Содержание

  1. Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля
  2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
  3. Конструкция гелевых АКБ
  4. Характеристики GEL аккумуляторов
  5. Маркировка гелевых АКБ
  6. Срок службы гелевых аккумуляторов
  7. Зарядка гелевых аккумуляторов
  8. Обслуживание гелевых аккумуляторов

Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля

Слово «гелевый» уже давно воспринимается как некое новшество в мире аккумуляторов. Подумать только, что вместо привычного жидкого электролита, являющегося водным раствором серной кислоты, здесь используется электролит в виде желеобразного вещества. Что это даёт? Очевидное преимущество такого электролита – отсутствие текучести, которая налагает на аккумуляторные батареи немало различных ограничений. Отсутствие текучести означает минимизацию потерь электролита вследствие кипения или испарения, отсутствие необходимости в измерении уровня и плотности рабочей жидкости и немало других благ, о которых мы расскажем ниже. Как и о том, из чего состоит гелевый аккумулятор, каковы его достоинства и перевешивают ли они недостатки.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Если бы гелевые батареи были бесперспективными, их разработки давно бы уже свернули. Так в чём же заключаются их преимущества по сравнению с АКБ предшествующих поколений?

Достоинств на самом деле немало:

  1. Гелеобразное активное электрохимическое вещество – это не жидкость. А значит, такой электролит не вытекает, он более устойчив к механическим воздействиям, включая вибрации, и намного безопаснее жидкого раствора кислоты. Это означает, что такую батарею можно устанавливать под любым углом, и даже вертикально.
  2. Если нет жидкости, отсутствуют процессы кипения и испарения газов, что благотворно сказывается на состоянии электродов – они практически не подвергаются коррозионным процессам.
  3. Гелевые батареи устойчивее к неблагоприятным погодным условиям и не боятся повышенной влажности. Температурный диапазон функционирования необычайно широк – от минус 35 до плюс 50 градусов.
  4. Они не чувствительны к кратковременному глубокому разряду, что является приговором для кальциевых батарей.
  5. Отсутствие газовыделения делает такие аккумуляторы максимально безопасными.
  6. Наконец, гелеобразный активный материал сохраняется в начальных объёмах намного дольше, увеличивая срок службы батарей этого типа.

Впрочем, недостатков тоже хватает:

  • более густой электролит характеризуется менее эффективной рекомбинацией веществ (97%) по сравнению с аккумуляторами типа AGM, где этот показатель выше 99%;
  • по этой же причине (меньшая подвижность ионов в гелеобразной среде) негативным образом сказывается на интенсивности и характеристиках процессов заряда-разряда. Случается, что при резком увеличении нагрузки в гелевых АКБ происходит провал по напряжению, а это причина неправильного поведения всего электрооборудования;
  • даже крайне непродолжительное короткое замыкание смертельно для гелевых батарей: достаточно секундного закорачивания клемм аккумулятора (например, случайно уроненным гаечным ключом), чтобы он полностью вышел из строя без возможности восстановления;
  • при температурах порядка минус 30 градусов желеобразный гель замерзает, а жидкий электролит выливается наружу, в нижнюю часть батареи, что полностью нарушает нормальное функционирование батареи;
  • стоит такой АКБ пока ещё дорого – за такие деньги можно приобрести 3–4 неплохих кислотных аккумулятора.

Из чего состоит гелевый аккумулятор

Конструкция гелевых АКБ

Гелевый аккумулятор внешне практически не отличается от своих собратьев. Основное отличие спрятано внутри – это электролит, находящийся не в жидком, а в адсорбированном состоянии. Разумеется, Gel-технология предполагает, что батарея необслуживаемая и точно также полностью герметизирована, как и кальциевый аналог. Принцип работы такого АКБ в общих чертах тоже одинаков.

Давайте рассмотрим, чем же отличается гелевый аккумулятор от кислотного. Итак, классическая электрохимическая жидкость, позволяющая эффективно накапливать энергию и затем столь же хорошо отдавать её, называется электролитом – водным раствором серной кислоты с известными оптимальными пропорциями (35:65).

В гелевых аккумуляторах в такой электролит добавляют загуститель из силикона, превращающий жидкость в желеобразную массу. Электрохимические свойства такого электролита ухудшаются незначительно, на 1–2%, а о преимуществах нетекучего электролита мы уже рассказывали.

Все остальные компоненты такие же, как у классических кислотных батарей:

  • пластиковый корпус;
  • клеммные выводы;
  • электроды в виде положительных и отрицательных решёток;
  • пластины-сепараторы пористой структуры;
  • электролит;
  • клапаны.

Электрохимические реакции, протекающие внутри гелевого аккумулятора, точно такие же, как и в кислотных АКБ: если батарея заряжена, при подсоединении нагрузки она начинает отдавать этот заряд, при этом напряжение на клеммах и плотность электролита уменьшаются.

Можно ли отличить гелевый аккумулятор от кислотного чисто внешне? Далеко не всегда. Проще всего изучить этикетку – на гелевых батареях будет присутствовать обозначение «GEL». Некоторые изготовители верхние крышки гелевых АКБ окрашивают в ярко-жёлтый цвет. В некоторых случаях можно понять, что батарея гелевая, и по корпусу, состоящему из нескольких цилиндров, связанных между собой.

Характеристики GEL аккумуляторов

Если вы решили приобрести гелевую аккумуляторную батарею, обращайте внимание на следующие её базовые характеристики:

  • номинальную ёмкость. В принципе здесь действуют те же ограничения, что и для кислотных батарей: нежелательно покупать изделие с меньшей ёмкостью, чем указано в технической документации вашего автомобиля. Больше – можно, но в пределах 5–10 А* час;
  • ток холодной прокрутки. Здесь нет ни верхних, ни нижних ограничений, а чем больше показатель, тем лучше. Разумеется, устройства с большими токами холодной прокрутки и стоят прилично, и заряжаются дольше, но они гарантированно заведут мотор в самые лютые морозы;
  • пусковой ток – показатель, который демонстрирует, сколько ампер способен отдать аккумулятор на протяжении 30 секунд;
  • на некоторых моделях указывается ток саморазряда, позволяющий оценить, за какое время бездействия батарея разрядится до опасных величин, не позволяющих производить пуск мотора;
  • номинал вольтажа для легковых ТС – это стандартные 12 В;
  • вес и габариты батареи должны соответствовать размерам аккумуляторной площадки в моторном отсеке;
  • нужно также обращать внимание на полярность АКБ, а также тип крепления.

Аккумулятор AGM для авто

Маркировка гелевых АКБ

Этикетка, которая наносится на верхнюю или боковую часть аккумулятора, расскажет о многом. В обязательном порядке здесь будут присутствовать основные характеристики (ёмкость, пусковой ток), а также дата производства. Правда, последняя чаще всего присутствует в закодированном виде, причём производители горазды придумывать самые экзотические способы шифрования. Например, в батареях под брендом Optima используется четыре цифры, первая из которых обозначает год (например, 8 – это 2018), а три остальных – день года (которых 365). Так что определять месяц и число придётся с калькулятором в руке.

Но здесь хоть всё понятно, а вот на АКБ Delta наносится код, состоящий из двух букв и двух цифр. С последними проблем нет – они указывают число месяца, месяц тоже можно определить по букве (А – январь, В – февраль и так далее), а вот год по буквенному обозначению просто так не определить – нужно искать таблицу соответствия.

Не совсем понятная кодировка используется и в батареях Varta: четвёртая по счёту цифра обозначает год, а 5–6 – месяц, причём значения с 17 по 20 обозначают январь–апрель, а май начинается с 53 и дальше идёт по нарастающей.

У других производителей ситуация аналогичная, а всё из-за отсутствия стандартов в маркировке (они есть, но разные для Европы, Азии, США).

Срок службы гелевых аккумуляторов

На этикетке и в рекламных проспектах часто можно встретить цифру 10 – столько лет производители отпускают гелевым батареям. На практике эту цифру нужно уменьшить вдвое, а при неблагоприятных условиях эксплуатации – и втрое.

Неблагоприятными условиями можно назвать низкие температуры: достаточно мороза в 30 градусов, чтобы гель замёрз, и в этих условиях наблюдается ускоренное разрушение пластин и электролита.

Также недопустимо эксплуатировать АКБ при температурах, превышающих 50 градусов – это приводит к выкипанию воды и чревато разрушением батареи.

Отметим, что заряжать гелевый аккумулятор нужно специальным зарядным устройством, несовместимым с обычными ЗУ для кислотных батарей.

Хотя считается, что Gel-батареи толерантны к глубоким разрядам, они всё же разрушают пластины. Не любят они и пониженной влажности, и перезаряда, и недозаряда – все эти факторы уменьшают ресурс источника питания.

Зарядка гелевых аккумуляторов

Хотя считается, что гелевые АКБ обладают длительным сроком эксплуатации, они более чувствительны к параметрам тока и напряжения, нежели батареи с жидким электролитом.

Так что для их зарядки требуется приобретение специализированного ЗУ – старое, которое вы использовали ранее, не подойдёт.

Рассмотрим подробнее, как правильно и эффективно заряжать гелевый аккумулятор.

Стандартная зарядка требует использования классического правила – сила тока равна 10% от ёмкости батареи. Если времени на длительную зарядку нет, можно использовать ускоренные методы, повысив значение тока ЗУ до 30% (18 А для 60-амперной АКБ).

Зарядку гелевого аккумулятора следует производить при начальном значении напряжения, равном 14.5 В. При более высоких значениях будет происходить разжижение геля, в результате чего он утратит свои первоначальные свойства. Производители обычно указывают рекомендованное значение этого параметра (ищите значение напротив слов «Cycle use»).

Зарядное устройство для гелевой АКБ

При указанных начальных значениях тока и напряжения зарядка будет длиться 9–12 часов.

Как правильно заряжать гелевый АКБ, мы расскажем ниже, а пока сообщим, что ЗУ для гелевых батарей имеют функцию заряда с целью сохранения энергии. Этот режим используется для периодической регламентной подзарядки батареи. Рекомендуемое напряжение для этого режима можно взять из строки «Standby use» на этикетке аккумулятора.

Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов? Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?

Ответ на последний вопрос отрицательный – только стандартные кислотно-свинцовые АКБ можно подзаряжать любыми ЗУ. Устройство без возможности регулировки тока и напряжения однозначно непригодно, но и это далеко не все требования, предъявляемые к таким ЗУ.

Итак, рассказываем, каким зарядным устройством допустимо правильно заряжать гелевый аккумулятор:

  • должна присутствовать защита от перегрева электролита;
  • ток должен отключаться после завершения зарядки;
  • подаваемое напряжение должно быть стабильным – скачки не допускаются;
  • должна иметься функция температурной компенсации (адаптация тока/напряжения к температуре внутри и снаружи АКБ).

Скачки тока и напряжения во время зарядки, равно как и заметные колебания температуры, способны частично или полностью вывести из строя Gel-батарею.

Зарядку нужно осуществлять поэтапно, примерный алгоритм процедуры:

  • первый этап – с ростом напряжения;
  • второй – с уменьшением тока зарядки;
  • на конечной стадии выставляются минимальные значения обоих параметров.

Такими возможностями обладают только импульсные зарядные устройства.

Обслуживание гелевых аккумуляторов

Эксплуатация и обслуживание гелевых источников питания в соответствии с рекомендациями производителя гарантируют длительную эксплуатацию батареи. Возможно – и весь заявленный срок. И пускай вас не сбивает с толку надпись «необслуживаемый», поскольку для поддержания всех параметров АКБ в удовлетворительном состоянии обслуживание всё же потребуется. А заключаться оно будет в периодической, но правильной и своевременной подзарядке батареи.

Отличительной особенностью гелевых аккумуляторов является существенное (кратное) снижение газообразования. Это позволяет обойтись без таких операций, как проверка уровня электролита и доливка воды или готового раствора серной кислоты.

Но остаётся одно условие, обязательное для исполнения, и заключается оно в проверке работоспособности автомобильного генератора. Нужно, чтобы он делегировал батарее стабильное, без ощутимых скачков напряжение – гелевые батареи к ним очень и очень чувствительны.

Но усилия по обслуживанию и правильной эксплуатации АКБ могут оказаться тщетными, если производить зарядку с несоблюдением перечисленных выше требований. В таких случаях срок службы гелевой батареи может оказаться даже ниже, чем у кислотных оппонентов.

Гелевая аккумуляторная батарея

Итак, вы ознакомились с тем, как обслуживать гелевый аккумулятор. Но подлежит ли он восстановлению, если по тем или иным причинам утратит первоначальные характеристики?

Ответ будет положительным, но только в некоторых случаях. Надеяться на оживление батареи с вздутыми боками или трещинами на крышке, осыпавшимися пластинами не стоит, её можно сразу отправлять в утиль.

Некоторое снижение ёмкости может произойти из-за высыхания части геля. Можно попробовать восстановить нормальный водный баланс посредством доливки дистиллированной воды.

Как это делается:

  • демонтируется пластиковая крышка;
  • снимаются резиновые заглушки, прикрывающие банки;
  • с помощью шприца в каждую секцию доливается 1–2 см3 воды;
  • отдыхаем 2–3 часа – столько времени нужно, чтобы гель пропитался залитой жидкостью;
  • проверяем напряжение на клеммах АКБ;
  • закрываем банки пробками и устанавливаем на место крышку;
  • заряжаем аккумулятор.

Ещё один дефект, который можно попробовать исправить – это сульфатация пластин.

Десульфатацию можно провести двумя способами:

  1. Используя вещество Трилон В. Его разводят согласно инструкции и заливают в батарею, предварительно высушив её (в гелевых АКБ не всегда имеется возможность удалить всю жидкость). Выдерживаем батарею положенное время, сливаем Трилон В, тщательно промываем аккумулятор дистиллированной водой и заливаем свежий гелевый электролит, ставим батарею на зарядку.
  2. Второй метод – электрический, посредством воздействия на пластины импульсов тока разной величины – они будут способствовать разрушению лишнего сульфата свинца, скопившегося на пластинах. Но часто использовать такую процедуру нельзя: токи разрушают не только сульфатированную часть, но и саму пластину.

Для многих автолюбителей не будет новостью тот факт, что автомобильный аккумулятор является важной частью автомобиля, которая, как и многие, нуждается в регулярном контроле и обслуживании. Можно, конечно, этого не делать, но тогда и рассчитывать на долгие годы службы — тоже не придется. А ведь мало кто хочет, сесть в автомобиль, повернуть ключ и не услышать привычный звук запуска двигателя. Одной из частых причин отказа заводиться может послужить выход из строя или разряд аккумулятора.

(фото 1)

Несмотря на то, что аккумулятор способен сам восстанавливать свой заряд при помощи генератора автомобиля, иногда дополнительное восполнение заряда все-таки необходимо. Пожалуй, все это и так известно большинству водителей, и многие это прекрасно умеют, применяли на практике или регулярно практикуют. Но не все знают, что алгоритм процедуры зарядки может существенно отличаться в зависимости от типа аккумуляторной батареи, которая установлена в авто и не только.

В этой статье мы поговорим о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор. Так как именно этот вид АКБ требует особого внимания и даже приспособлений для восполнения заряда. Разберемся в причинах этого и научимся, как же зарядить гелевый аккумулятор.

Чем отличается данный тип АКБ?

(фото 2)

Гелевый АКБ — это усовершенствованный подход к производству привычных АКБ. Принцип работы таких батарей не сильно отличается от обычных АКБ, а вот строение отличается. Главная особенность данной технологии — это то, что жидкостный наполнитель был заменен на гелеподобный.

Данная технология практически полностью исключает потерю наполнителя при незначительных повреждениях корпуса батареи и дает возможность использования в любом положении корпуса. Именно поэтому такие АКБ получили большую популярность среди владельцев мото-техники, в автомобилях такие типы батарей встречаются значительно реже.

(фото 3)

Такие аккумуляторы можно поделить на два типа:
1. AGM. Пространство между пластинами заполнено стекловолокном, которое затем пропитывают специальным составом с содержанием кислоты;
2. GEL. Используют микропористый сепаратор, с содержанием силикагеля.

Немного о плюсах и минусах данной технологии.

Как и любой вид АКБ, гелевые обладают своими положительными сторонами:

• Как и было сказано выше, из-за замены жидкостного наполнителя на гелеобразный, утечка такого состава из батареи практически невозможна;
• Исходя из первого пункта, АКБ обладает возможностью сохранять работоспособность в любом положении: наклонном, перевернутом или стандартном;
• Такой наполнитель плотно взаимодействует с пластинами внутри батареи и способен вырабатывать лучший ток для запуска. А это является важным фактором при эксплуатации в холодное время года. Более устойчивы к температурным перепадам;
• Отсутствие выделения опасных испарений;
• Даже при достаточно сильной потери емкости, способен вырабатывать стабильно-одинаковую силу тока;
• Сравнительно большой срок эксплуатации.
• На ряду с плюсами, имеется и ряд минусов:
• Требует очень хорошего понимания того, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля или другого ТС;
• Еще один пункт, относящийся к тому как правильно зарядить гелевый аккумулятор — наличие специального автоматического ЗУ;
• Так как технология производство такого АКБ — более сложный и дорогостоящий процесс, это не могло не отразиться на его цене.

А что будет, если все-таки использовать простое ЗУ?

Многих интересует, как зарядить гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством. Это, конечно, возможно. Но специалисты крайне не рекомендуют этого делать. Дело в том, что гелю, в отличие от жидкого наполнителя, требуется внимательная настройка параметров и определенная сила тока. Стандартное зарядное просто не предусматривает таких опций. Это все приводит к расплавлению гелия, который уже будет не восстановить, к сожалению. Даже частичное нарушение состояния гелия запускает процесс его полного разрушения и прихода в негодность, так как гелий продолжит плавиться даже после остановки процесса заряда.

Основные проблемы, которых стоит ожидать:

• Заряд прекратится на отметке около девяноста процентов;
• Гелевая батарея просто не будет принимать ток, которое будет выдавать обычное зарядное устройство;
• Процесс будет внимательно необходимо контролировать от начала и до конца, потому что в любой момент может потребоваться экстренное отключение ЗУ.
• А как тогда зарядить гелевый аккумулятор и избежать возможных проблем?

Вам понадобится подходящее ЗУ и соблюдение определенных правил.

(фото 4)

Специализированное (автоматическое) зарядное устройство следующими способностями:

• Набор специальных настроек, которые не позволят избежать нарушения состояния гелеобразного наполнителя;
• Функция температурной компенсации;
• Рабочий температурный режим от пяти до сорока положительных градусов по Цельсию;
• Заряд такого АКБ происходит по особенному алгоритму и делится на несколько этапов, каждый из которых требует особых условий. Соответственно зарядное устройство должно обладать функциями, которые позволят автоматически подстраиваться под этот процесс.

Алгоритм процесса:

• Когда зарядное устройство только подключено, оно сделает замер силы тока для выбора правильного режима работы устройства и вычислению силы тока, с которой оно будет работать;
• Спустя несколько часов будет необходимость сделать паузу, чтобы сбросить температуру батареи;
• После остывания снова должен пройти замер силы тока и продолжение процесса на сниженных параметрах;
• При достижении необходимых параметров, устройство стоит полностью отключить. Кстати, обычные зарядные устройства в таких ситуациях продолжают работу, так как не могут автоматически остановить процесс подачи заряда, что попросту выводит аккумулятор из строя (так как гель начнет плавиться, а как уже было сказано, этот процесс, к сожалению, далее не удастся как-то остановить).

Что еще нужно знать о том, как заряжать гелевые аккумуляторы 12 вольт:

• Специалисты рекомендуют постоянно производить контроль уровня заряда Вашего АКБ. Желательно делать это один-два раза в месяц. Это легко можно проделать самостоятельно с помощью мультиметра;
• Процедуру не стоит повторять чаще двух раз в год;
• Автоматическое ЗУ подаст сигнал о том, что процесс завершен. Но это время можно высчитать самостоятельно (делим емкость на силу тока);
• Показатель напряжения в процессе зарядки не должен перешагнуть выше отметки в четырнадцать вольт;
• Ни в коем случае не стоит пытаться вскрывать АКБ, если в процессе зарядки что-то пошло не так. Это может привести к очень печальным последствиям уже не для АКБ, а для Вас и людей, находящихся в непосредственной близости к месту зарядки.

А что с процессом для меньших АКБ (мотоциклы, квадроциклы и так далее)?

Что необходимо знать о том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор мотоцикла 12 вольт:

• Такие АКБ обладают меньшей мощностью, поэтому простое зарядное тоже не подойдет. Потребуется использование специализированного зарядного устройства. Такие ЗУ еще называют интеллектуальными. На фото ЗУ Benton BX-1:

(фото 5)

• Узнать о необходимости процедуры восполнения заряда поможет узнать мультиметр. Нормой считается показатель в 12,7 В. Соответственно, при показателе ниже, батарея нуждается в подключении зарядного устройства;

• Требуется постоянны контроль температуры в процессе, чтобы не допустить перегрева;
• Нельзя останавливать процесс зарядки до его полного завершения;
• Рекомендованная регулярность процедуры — один раз в два месяца.

Рекомендации по эксплуатации гелевых АКБ:

• Следует избегать использование частично разряженного АКБ. Даже подсаженный гелевый аккумулятор способен продолжать выполнять свои функции. Старайтесь производить зарядку батареи сразу после того, как обнаружите недостаточный уровень заряда. Использования подсевшего АКБ значительно снизит срок его службы;
• Старайтесь содержать АКБ в чистом виде. Еще никакой технике грязь и пыльне шли на пользу;
• Примерно четыре раза в год старайтесь совершать полный цикл разряд-заряд;
• Постарайтесь не допускать плохой фиксации клемм;
• Не пытайтесь как-то восстановить, вскрыть или починить гелевый аккумулятор, если произошло отделение наполнителя от пластин (которое просто нельзя исправить). Это будет заметно по тому, что АКБ он вздуется. Во-первых, это невозможно, так как гелевый АКб не обслуживаемый. Во-вторых это безумно опасно для жизни и здоровья людей, которые находятся рядом, для Вашего — в первую очередь;
• Если наполнитель Вашего АКБ подсох незначительно — тут все-таки есть возможность это поправить. Вам потребуется простой шприц. После снятия крышки АКБ, откроется доступ к пластинам. В банки поочередно следует добавить несколько миллилитров жидкости (дистиллированная вода). Пластины должны совсем немного погрузиться в жидкость. Спустя некоторое время, когда гель впитал в себя часть воды, необходимо таким же образом (шприцем) убрать излишки воды. После чего АКБ можно закрыть.

Зная и применяя на практике, легко можно значительно повлиять на то, сколько прослужит Ваш аккумулятор. Главное помните о правилах, которые касаются техники безопасности. если вы сомневаетесь или не уверенны в том, что совершение каких-то действий является полностью безопасным — лучше от них отказаться. Никакое продление жизни аккумулятора не стоит того, чтобы ставить под угрозу (пусть даже и не всегда очевидную) свое здоровье и безопасность окружающих.

Спасибо за внимание! Всем удачи на дороге!

На сайте BlackTyres не так давно появился отдельный раздел с аккумуляторами. Заходите и выбирайте себе новые, качественные устройства по лучшим ценам.

Ставь 👍, если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!

Полезные ссылки:

✅ Аккумуляторы

Как заряжать гелевый аккумулятор

10.02.2022

Как заряжать гелевый аккумулятор

Гелевый АКБ так же, как и обычный, разряжается во время эксплуатации, и его необходимо периодически подзаряжать. В данной статье мы рассмотрим, как происходит зарядка гелевого аккумулятора и как это сделать правильно, не навредив батарее.

Особенности гелевых аккумуляторов

Сразу определимся: часто «гелевыми» называют АКБ, сделанные по технологии AGM. Это не так. В гелевых АКБ электролит загущен до состояния зубной пасты, на корпусе стоит маркировка GEL. У AGM жидким электролитом пропитано стекловолокно, запрессованное между пластинами. Гелевые батареи производятся как на 12 вольт, так и 2,4,6,24,48 В. Но наиболее распространено двеннадцативольтовое напряжение. Как правило, большинство гелевых аккумуляторов являются тяговыми, их редко ставят в автомобиль, за редким исключением некоторых стартерных АКБ для мототехники.

Для зарядки батарей данной технологии производства применяются специальные зарядные устройства, поддерживающие режим GEL.

Выбор зарядного устройства

Выбор зарядного устройства для гелевого АКБ

Заряжать гелевые аккумуляторы 12 вольт можно не каждым, попавшим под руку устройством. Перечислим обязательные параметры ЗУ для данного типа батарей. Итак, зарядное должно быть:

  • Импульсным (в отличие от обычного трансформаторного зарядного устройства);
  • Полуавтоматическим (способно понижать силу тока в зависимости от уровня зарядки АКБ и возможностью точно устанавливать напряжение зарядного тока);
  • Напряжение зарядки должно быть 14-14,3 В., не больше и не меньше.

Как правило, все современные импульсные зарядные устройства имеют либо ступенчатую, либо плавную регулировку по напряжению и силе зарядного тока. Следует отказаться от ЗУ, не имеющих данных регулировок (полный автомат).

Правила зарядки гелевого АКБ

Итак, с зарядным устройством мы определились. Теперь расскажем, как правильно заряжать гелевый аккумулятор.

  • Выставляем на «0» все регулировки зарядного устройства;
  • Подключаем клеммы ЗУ к батарее согласно полярности;
  • Выставляем напряжение 14-14,3В на ЗУ;
  • На корпусе аккумулятора ищем надпись Max Initial current – Начальный ток зарядки аккумулятора (амперы). Если сомневаетесь – амперы ставим 5-10% от емкости батареи;
  • Производим процесс до полного заряда и отключения зарядного устройства;
  • В процессе зарядки следим, чтобы АКБ не нагревался. В противном случае прекращаем зарядку, перепроверяем установочные данные ЗУ, даем аккумулятору остыть и начинаем заново. Нагревание АКБ также может свидетельствовать о выходе её из строя.

После зарядной процедуры, для контроля состояния батареи даем ей отстояться сутки и замеряем напряжение на клеммах, которое должно быть не ниже 12,4В. Если напряжение опустилось ниже этого уровня – АКБ следует заменить.

Зарядка гелевого аккумулятора для мотоцикла

Стартерные гелевые аккумуляторы для мототехники устанавливают, как правило, в современных мотоциклах, снегоходах, скутерах и квадроциклах. Благодаря своей конструкции и технологии изготовления, такой тип батарей очень устойчив к вибрации и частым запускам. Немаловажным является и то, что во время наклона, опрокидывания или даже повреждения корпуса с АКБ не протечет электролит, поскольку он находится в загущенном состоянии.

Зарядка гелевого аккумулятора для мотоцикла

Процесс зарядки гелевой батареи для мототехники ничем не отличается от зарядки тяговых аккумуляторов. Для этого подключаем импульсное автоматическое или полуавтоматическое зарядное устройство согласно полярности, выставляем напряжение 14-14,3В и силу тока в 5-10% от емкости батареи. Во время процесса следим, чтобы АКБ не нагревалась. После того, как ЗУ прекратит зарядку, даем батарее отстояться пару часов и можем устанавливать на мототехнику.

Главной причиной преждевременного выхода из строя АКБ для мотоцикла является неправильное хранение вне сезона. Для того чтобы продлить жизнь аккумулятору, необходимо перед длительной стоянкой техники снять батарею, зарядить ее и хранить в помещении, периодически, раз в месяц контролируя напряжение на клеммах. В противном случае, при хранении техники с подключенным аккумулятором происходит разряд батареи ниже 11,5В и наступает необратимый процесс сульфатации пластин.

Почему нельзя заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством

GEL аккумуляторы очень чувствительны к зарядному напряжению, и поэтому крайне важно правильно заряжать гелевые АКБ.

Как мы писали выше, в таких батареях электролит с помощью присадки оксида кремния загущен до гелеобразного состояния, напоминающего полупрозрачную зубную пасту. Благодаря этому пластины очень плотно соприкасаются с гелем, токоотдача и электрохимические процессы происходят гораздо быстрее.

При зарядке гелевого АКБ простым ЗУ трансформаторного типа, может произойти перегрев пластин, и в месте соприкосновения геля и пластины произойдет неконтролируемая химическая реакция с выделением воды. Соответственно, гель потеряет свои свойства и начнет усыхать, а вода будет сосредотачиваться на поверхности электролита. Соответственно, вместо 10 лет срока службы такой батареи вы получите, в лучшем случае, год – полтора.

Гелевые АКБ являются наиболее технологичными и дорогими накопителями электроэнергии. Применяются, в основном, как тяговые в промышленности и на электротранспорте, так и на мототехнике в виде стартерных. Имеют срок службы до 10 лет и превосходные мощностные характеристики. Вместе с тем – весьма требовательны к выбору зарядного устройства и квалификации обслуживающего персонала.

ИНСТРУКЦИИО ПО УСТАНОВКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

СТАЦИОНАРНЫЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

типа AGM или GEL

6/12В

СОДЕРЖАНИЕ

1.0 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

2.0 СВЕДЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ

6.0 ЭКСПЛУАТАЦИЯ

3.0 ПРИЕМКА

4.0 ХРАНЕНИЕ

7.0 ХРАНЕНИЕ

5.0 ПРОЦЕДУРА УСТАНОВКИ

8.0 ОБСЛУЖИВАНИЕ И

5 ВЕДЕНИЕ ЗАПИСИ

9.0 ПРОВЕРКА ЕМКОСТИ

РАЗДЕЛ 1 — ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1 Характеристика батарей

ГЕРМЕТИЧНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ АКБ– свинцово-кислотные аккумуляторные батареи с предохранительными клапанами, служат для стационарного применения. Батареи этого типа не требуют специальной вентиляции или обслуживания. Ввиду того, что электролит в аккумуляторе обездвижен, батареи считаются сухими, и могут обслуживаться и транспортироваться в соответствии с требованиями к этому типу батарей.

РАЗДЕЛ 2 — СВЕДЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ

2.1 Общие сведения

Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи требуют осторожности при установке и обращении. Неправильная установка или обращение могут привести к серьезным травмам или смертельному исходу. Если не выполнялись надлежащие меры предосторожности, могут произойти поражение электрическим током, ожог кислотой и возгорание. Следующие меры безопасности должны соблюдаться при установке батарей и при работах по их обслуживанию. Так же читайте дополнительную информацию в

нижеследующих разделах.

— Отключите все источники питания перед установкой, снятием или обслуживанием батарей. Если необходимо измерить напряжение подзаряда, будьте особо осторожны, т.к. закорачивание моноблока в это время может не только причинить травму, но также и привести к серьезному повреждению оборудования.

— Не повредите отдельные части моноблока, включая крышку, клапан и т.д.

— Содержите моноблок чистым и сухим. Для нейтрализации кислоты используйте 25 % раствор пищевой соды. Для очистки аккумулятора не используйте моющие средства и растворители. Не допускайте скопления большого количества пыли на батарее и кабелях.

— Содержите соединители батареи чистыми, смазанными смазкой и плотно затянутыми. Слабое соединение может снизить время работы моноблока или вызвать его возгорание.

2.2 Серная кислота

ГЕРМЕТИЧНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ АКБ– свинцово-кислотная аккумуляторная батарея и поэтому она содержит серную кислоту. Ввиду того, что электролит обездвижен, в случае трещины в корпусе из моноблока не будет вытекать жидкая кислота. Однако прикосновение к внутренним частям моноблока будет означать соприкосновение с кислотой.

ВНИМАНИЕ: Серная кислота может вызвать ожоги и нанести серьезные травмы, если попадет на кожный покров или в глаза. В случае соприкосновения с серной кислотой тщательно промойте это место водой и нейтрализуйте остатки кислоты 25% раствором пищевой соды. Немедленно обратитесь за медицинской помощью. Не работайте с моноблоками, которые упали, или были повреждены в шкафу, за исключением тех случаев, когда вы используете резиновые перчатки. Не пытайтесь разбирать моноблок.

2.3 Газовыделение

Все свинцово-кислотные батареи выделают некоторое количество газов во время заряда и подзаряда. Обычные батареи открытого типа выпускают все производимые газы в окружающую среду, в то время как герметизированные рекомбинируют эти газы внутри и сбрасывают в атмосферу лишь небольшие их

количества. Батареи ГЕРМЕТИЧНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ АКБ выделяют в атмосферу менее 1%

от количества газа выделяемого батареями открытого типа. Ввиду этого, при обычных условиях эксплуатации, им не требуется специальной вентиляции. Т.к. некоторое количество газа все же выделяется, никогда не меняйте и не используйте моноблоки в невентилируемых помещениях или шкафах. Этот газ состоит в основном из водорода, который может взорваться при воспламенении, если скапливается в ограниченном пространстве. Оберегайте моноблоки от нахождения вблизи источников искрения, открытого огня или других источников воспламенения (включая дымящиеся материалы).

ВНИМАНИЕ: Водород может взорваться и нанести серьезные травмы и вызвать пожар. Запрещается пользоваться открытым огнем и любыми источниками огня вблизи батареи. Всегда оставляйте место для

вентиляции вокруг работающей батареи; при возникновении вопросов по газовыделению и вентиляции обращайтесь в компанию представителю АКБ.

2.4 Поражение электрическим током

Моноблоки содержат большое количество электрической энергии. Даже разряженный моноблок может вырабатывать большой ток короткого замыкания. Храните все металлические предметы вдали от контактов моноблока. В многоэлементных системах напряжения могут достичь смертельных значений. Перед работой с моноблоком снимите все ювелирные украшения. Покройте все инструменты изоляционной лентой, чтобы свести к минимуму возможность короткого замыкания во время установки. Никогда не кладите инструменты или другие металлические предметы на моноблоки. Не допускайте выполнения работ над батареей, если она не защищена изолирующим резиновым покрывалом.

ВНИМАНИЕ:

Короткое замыкание батареи может причинить травму, вызвать пожар или взрыв. Не приступайте к работе с батареей, пока не ознакомитесь с процедурой установки и техникой безопасности, а также не будете оснащены оборудованием для безопасного проведения работ. Внимательно прочитайте данную инструкцию по эксплуатации перед установкой моноблоков. При возникновении вопросов по безопасности перед установкой обращайтесь в компанию представителю АКБ.

. БЕЗОПАСНОСТЬ всегда имеет первостепенное значение.

РАЗДЕЛ 3 — ПРИЕМКА

3.1 Осмотр при получении

Сразу после получения осмотрите моноблоки на предмет обнаружения повреждений при транспортировке  Поврежденные паллеты, упаковка или нарушение укладки моноблоков могут означать грубое, неправильное обращение с ними во время транспортировки. Опишите подробно (при необходимости сделайте фотографии) повреждения. При обнаружении повреждений незамедлительно свяжитесь с перевозчиком, потребуйте проведения осмотра/

РАЗДЕЛ 4 — ХРАНЕНИЕ

4.1 Общие сведения

Не храните батареи на открытом воздухе. Для хранения используйте прохладное и сухое помещение. Не храните батареи при температурах выше 35ºC. Рекомендуемая температура

хранения 20ºC или менее. Не устанавливайте паллеты друг на друга и не допускайте хранения предметов на паллете, — это может привести к повреждению моноблоков. Не храните батареи в местах, где на них могут упасть металлические предметы.

4.2 Непродолжительное хранение

Если батареи хранились в течение 6 или менее месяцев при температуре 20ºC, перед их использованием никаких работ проводить не надо. Если же они хранились более 6 месяцев при температурах выше 20ºC или если установка была задержана или время предполагаемой установки отсрочено, может понадобиться дозаряд. Дозаряд применяется к батарее, которая хранилась в разомкнутом состоянии (не в режиме подзарядки). Подробнее читайте в разделе 6.5. Если температура хранения составляет 20ºC или менее, батареи  необходимо заряжать, по крайней мере, через каждые 6 месяцев хранения. При увеличении температуры время хранения между дозарядами уменьшается вдвое на каждые 8ºC превышения. Поэтому максимальное время хранения при 28ºC составляет 3 месяца. При 25ºC максимальное время хранения составляет 4-5 месяцев. Хранение батареи в условиях несоблюдения рекомендованной температуры или времени хранения без дозаряда может привести к потере емкости, короткому замыканию элементов и сокращению срока службы в режиме подзаряда. Это также может привести к утрате гарантии на моноблок. Ведите тщательные записи о

времени хранения и обслуживания батареи.

РАЗДЕЛ 5 ПРОЦЕДУРА УСТАНОВКИ

ВНИМАНИЕ:

Перед установкой батарей внимательно изучите данный раздел и раздел о технике безопасности. Несоблюдение этого требования может привести к травме или повреждению элементов и оборудования.

5.1 Размещение батареи

5.1.1 Температура

Место размещения батареи чрезвычайно важный фактор для определения продолжительности срока службы и производительности. Идеальным местом размещения является сухое помещение с контролируемой температурой. Идеальная рабочая температура 20ºC. Эксплуатация при температуре ниже этого значения приведет к уменьшению производительности элемента и может потребовать покупки более дорогостоящего элемента с большей емкостью. Эксплуатация при температурах выше 20ºC приведет к снижению срока службы элемента. Срок службы элемента сокращается вдвое на каждые 8ºC увеличения температуры эксплуатации над 20ºC. Например, батарея  HAZE HZB 12-200 предназначен для работы в режиме подзаряда в течение 12 лет при температуре 20ºC. Если элемент эксплуатировался при постоянной температуре 28ºC, ожидаемый срок службы может уменьшиться вдвое.

5.1.2 Колебания температуры

Поддержание баланса температуры в батарее чрезвычайно важно для достижения максимального срока службы. Разность между максимальной и минимальной температурой отдельных моноблоков батареи не должна превышать 3ºC. Значительная разность температур приведет к необходимости проведения уравнивающего заряда и сократит срок службы батареи. Причиной изменения температуры батареи может быть размещение элементов вблизи источников тепла, например, радиаторов, окон или вентиляторов обогрева. Кондиционеры воздуха также могут вызвать колебания температуры. Для уменьшения температурных колебаний рекомендуется использовать для установки батареи специально подготовленное помещение.

5.1.3 Вентиляция

Надлежащая вентиляция батарей  важна по двум причинам:

1. уменьшить величину колебания температуры

2. уменьшить скопление потенциально взрывоопасного газа водорода.

5.1.3.1 Вентиляция и колебания температуры

Рекомбинантные батареи типа AGMили GELвыделяют небольшое количество тепла во время заряда и подзаряда. Вентиляция важна для удаления этого тепла и предотвращения появления разницы температур между отдельными моноблоками в батарее. Если элементы установлены в шкафу, то в нем необходимо наличие беспрепятственной циркуляция воздуха и исключение

повышения температуры. Вместо полок для поддержки используйте металлический уголок. Если элементы расположены на стеллажах, необходимо обеспечить циркуляцию достаточного объема воздуха, чтобы исключить образование температурных слоев. В неправильно спроектированном помещении между полом и потолком возможна разница температуры в 5ºC. Если при эксплуатации батареи существует такая разница, то это приведет к необходимости проведения уравнивающего заряда и к уменьшению срока службы отдельных моноблоков.

5.1.3.2 Вентиляция и газовыделение

Как уже говорилось, свинцово-кислотные батареи выделяют небольшое количество газа во время обычного заряда и подзаряда. В режиме подзаряда около 80% объема этого газа составляет водород, а остальное кислород.

ВНИМАНИЕ: Водород может быть взрывоопасен. Никогда не устанавливайте элементы в герметично закрытых помещениях. Для удаления газа необходимо обеспечить вентиляцию помещения. Для предотвращения скапливания водорода необходимо обеспечить обмен воздуха в помещении из расчета 1 литра в час на один элемент.

ПРИМЕЧАНИЕ: В большинстве случаев количество воздуха, необходимого для охлаждения элементов и предотвращения образования разницы температур намного превосходит количество воздуха, необходимого для предотвращения скапливания выделяющихся газов. Убедитесь в исправности системы вентиляции.

5.1.4 Нагрузка на пол

Перед установкой необходимо убедиться в том, что пол способен выдержать вес батареи, стеллажа или шкафа и связанного с ними оборудования. Общий вес системы складывается из веса моноблоков, стеллажа или шкафа, плюс 5% на вес разъемов. Ответственность за выбор адекватной нагрузки на пол лежит на монтирующей организации.

5.2 О сейсмостойкости

Батареи типа AGMили GELпри правильной установке в соответствующем шкафу или стеллаже способны выдержать сейсмические колебания силой, допустимой для зоны 4 по универсальным строительным нормам и правилам (UBC). Для увеличения сейсмической устойчивости необходимо обеспечить крепление с полом. Правильное крепление с полом – обязанность монтирующей организации.

5.3 Установка — Шкафы.

При установке батарей типа AGMили GELв шкафах соблюдайте рекомендации раздела 5.1.3.1 в отношении вентиляции. Обеспечьте электрическую изоляцию моноблоков от корпуса шкафа. Стандартное расстояние между моноблоками должно составлять минимум 12 мм. Если шкафы должны иметь определенный уровень сейсмостойкости, элементы необходимо надежно закрепить ремнями или другими приспособлениями из комплекта шкафа, чтобы исключить их перемещение во время сейсмической активности. Правильная установка – обязанность монтирующей организации.

5.4 Установка — Стеллажи.

5.4.1 Имеющиеся в наличии стеллажи

Если батареи типа AGMили GELнеобходимо установить на имеющихся стеллажах, убедитесь в том, что они:

1. имеют достаточные размеры для размещения данных моноблоков;

2. имеют достаточную для данных моноблоков грузоподъемность, включая

параметры сейсмостойкости, и имеют достаточные размеры для размещения

расчетного количества блоков (с учетом пространства 12 мм между ними).

Перед установкой новых элементов обработайте зазубрины, царапины или следы кислоты краской. Убедитесь в том, что изоляторы ограждения находятся в хорошем состоянии, либо замените их. Проверьте горизонтальность стеллажа, при необходимости отрегулируйте. Проверьте крепление основания, подтяните все болтовые соединения стеллажа в соответствии с требованиями изготовителя.

5.4.2 Новые стеллажи

Установите стеллаж в соответствии с инструкцией изготовителя. Убедитесь в горизонтальности стеллажа и правильной затяжке болтовых

соединений.

5.4.3 Установка

Герметизированные батареи обычно устанавливаются в положении “стоя” на стеллажи или в шкафы. В особых случаях они могут устанавливаться в положении “лежа”. При этом необходимо обратить внимание на вертикальное положение пластин. Стандартное расстояние между блоками равно 12 мм. Осторожно расположите моноблоки на стеллаже. Не уроните их.

5.5 Электрические соединения

Надежное соединение батарей очень важно с точки зрения наилучшей работоспособности моноблоков. Неправильное соединение может вызвать сокращение времени готовности и даже возгорание батареи. Тщательно выполните процедуру подключения батареи и перед эксплуатацией внимательно перечитайте раздел 2.4.

ВНИМАНИЕ: Перед установкой перемычек на батарею снимите все кольца и ручные часы. Убедитесь в том, что все инструменты изолированы изоляционной лентой во избежание короткого замыкания. Не работайте и не склоняйтесь над батареями, находясь на ступенях стеллажа. Помните оналичии опасного напряжения. Исключайте случайные соприкосновения.

5.5.1 Параметры моноблока определяются на его выводах. На кабеле, соединяющем батарею с нагрузкой, наблюдается падение напряжения, его значение зависит от длины кабеля и сечения провода. Чем длинней кабель и меньше его диаметр, тем больше падение напряжения. Поэтому, для повышения эффективности работы аккумуляторов, рекомендуется использовать короткие, толстые кабели. Не рассчитывайте параметры кабеля, основываясь только на величине проходящего по нему току. Основное правило – не допустить падения напряжения величиной более чем на 30 мВ на метр длины кабеля. В качестве примера, если расстояние между батареей и нагрузкой равно 10 м, параметры кабеля необходимо рассчитать таким образом, чтобы допустить падения напряжения не более чем на 2 x 10 x .030 = 0.6 В.

5.5.2 Подготовка выводов

Осторожно очистите контактную поверхность выводов. Сразу после очистки смажьте места контактов выводов тонким слоем антиоксидантной смазки. Также можно использовать технический вазелин.

5.5.3 Установка соединителей

Установите перемычки (от положительного вывода одного моноблока к отрицательному выводу другого) и зафиксируйте их. Первоначально затяните от руки. Когда перемычки установлены по местам, все соединения должны быть затянуты с моментом 6 Нм. Не превышайте момент затяжки.

ВНИМАНИЕ:Необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы не замкнуть накоротко батареи. Батареи типа AGMили GELспособны производить очень высокие токи при коротком замыкании и содержат в себе высокий уровень энергии. Теперь установите кабельное соединение между ярусами батареи, соблюдая те же основные рекомендации, что и для соединений между   моноблоками. Закрепите межъярусные кабельные соединения на стене или на стеллаже, чтобы вес кабеля не оказывал влияния на вывод батареи. Если используется жесткий кабель, предварительно согните его. Невыполнение указанных требований может привести к преждевременному выходу из строя батареи.

5.5.4 Проверки напряжения

Визуально проверьте правильность (от плюса к минусу) кабельных соединений и надежность их затяжки. Замерьте общее напряжение цепи.

ВНИМАНИЕ: Наличие высокого напряжения.

Общее напряжение батареи должно быть 6,4 В или 12,80 В для типа AGMили GELумноженное на количество моноблоков в цепи. Если измеренное напряжение в цепи не соответствует расчетному значению, вновь проверьте соединения батареи, правильность следования полярности и замерьте напряжения каждого моноблока. Рассчитайте среднее напряжение моноблока и с его помощью

пересчитайте напряжение цепи. Если вновь подсчитанное и измеренное значения заметно расходятся, свяжитесь с представителем компании производителя для получения дальнейших инструкций.

5.5.5 Подключение батареи к зарядному устройству

Убедитесь в том, что зарядное устройство отключено от сети. Подсоедините батарею к зарядному устройству таким образом, чтобы положительный вывод батареи был подключен к положительной клемме зарядного устройства, а отрицательный вывод батареи к отрицательной клемме зарядного устройства.

5.5.6 Параллельное соединение батарей

Если требуется получить емкость, превышающую емкость одного моноблока, то необходимо параллельное включение. При параллельном подключении моноблоки должны быть правильно соединены, чтобы обеспечить наибольшую эффективность такой системы при как можно большем сроке службы. Батареи должны быть, насколько это возможно, равными. Это означает одинаковую длину кабелей до общей точки подключения кабелей к нагрузки, одинаковую температуру элементов в батарее и одинаковое напряжение цепей. Не устанавливайте параллельно заливные батареи с герметизованными, так как напряжения заряда для этих типов батарей имеют различные значения. Для проверки правильности параллельного соединения батарей подключите к ним нагрузку. Замерьте падения напряжения на кабеле. Значения падения напряжения должны отличаться в пределах 10%.

РАЗДЕЛ 6 — ЭКСПЛУАТАЦИЯ

6.1 Начальный заряд

Компания производитель рекомендует производить начальный заряд/уравнивающий заряд батарей во время их установки, чтобы убедиться в полном заряде и в одинаковых значениях напряжения блоков. Если начальный заряд не проведен во время установки, при работе в режиме подзаряда выравнивание напряжения по блокам может произойти через несколько месяцев. Напряжение начального или уравнивающего заряда батарей типа AGMили GELсоставляет 2.35 В/эл при температуре 20ºC. Рассчитайте напряжение начального заряда для вашей батареи, исходя из количества блоков в цепи. Включите зарядное устройство и увеличьте его выходное напряжение до расчетного значения. Включите цепь на заряд этим напряжением в течение 24 часов. По окончании этого времени уменьшите напряжение зарядного устройства до уровня напряжения подзаряда (см. раздел 6.2). Непосредственно перед уменьшением напряжения в цепи до уровня подзаряда замерьте напряжения моноблоков и ток заряда, если это возможно. Если напряжение зарядного устройства не увеличивается до расчетного значения, либо нагрузка не выдерживает такого высокого значения напряжения, увеличьте выходное напряжение зарядного устройства до максимально разрешенного уровня. Рассчитайте выходное напряжение заряда из расчета на один элемент и по нему ориентировочное время заряда при данном напряжении. В качестве ориентира пользуйтесь следующими цифрами:

Макс.полученное Время заряда

напряжение (20ºC) (Hrs.) Min./Max.

2.33 — 2.35 В/Эл 12 / 24

2.31 — 2.33 В/Эл 36 /  48

При напряжениях ниже 2.29 В/эл равномерный заряд достигнут не будет. Если температура окружающей среды не равна 20ºC, напряжение начального заряда необходимо компенсировать с учетом температуры (TC). TC – процесс, при котором напряжение заряда изменяется как функция температуры батареи. Значение температурной поправки (TCF) для батарей типа AGMили GELсоставляет -0.005 В/эл на ºC от базового значения температуры 20ºC. С увеличением (уменьшением) температуры батареи выше (ниже) 20ºC напряжение заряда должно быть уменьшено (увеличено) на величину TCF на каждый градус изменения. Формула для расчета напряжения, исправленного температурной поправкой, следующая:

TCV = CV (20ºC) +/- [T-20 ºC] x (-0.005 В/эл)

В качестве примера, если необходимо произвести начальный заряд при температуре 32ºC, скорректированное по температуре, уменьшенное напряжение должно быть следующим:

TCV = 2.35 — (32-20) x (-0.005) = 2.29 В/эл

6.2 Напряжение подзаряда

Напряжение подзаряда, также называется напряжением непрерывного заряда. Очень важно, чтобы оно было рассчитано и установлено правильно, чтобы максимально увеличить срок службы и производительность батареи. Напряжение подзаряда предусматривает обеспечение батареи достаточным напряжением и током для компенсации саморазряда и поддержания в полностью заряженном состоянии. Неисполнение этих рекомендаций может привести к утрате гарантии и неисправности батареи.

6.2.1 Требования к напряжению подзаряда

Рекомендуемое значение напряжения подзаряда батарей типа AGMили GEL составляет 2.25 – 2.3 В/эл при температуре 20ºC. +/- 1 ºC.

6.2.2 Температурная компенсация напряжения подзаряда

Температурный коэффициент компенсации напряжения подзаряда составляет — 0.005 В/эл на ºC от базового значения температуры 20ºC (то же, что и TCF). Для другой температуры используйте следующую таблицу:

Температура (ºC) Напряжение подзаряда, В/эл.

10 2.310

15 2.290

20 Базовая 2.260

25 2.250

30 2.230

35 2.210

В разделе 6.1 приведено уравнение, с помощью которого рассчитывается температурная компенсация напряжения подзаряда, если температура находится за пределами значений данной таблицы.

6.3 Максимальный ток заряда

Ток заряда обычно ограничивается рекомендованным напряжением подзаряда. При более высоких значениях напряжения заряда максимальный ток заряда необходимо ограничивать, чтобы исключить возможность заряда аккумуляторов с более высокой интенсивностью, чем они могут эффективно воспринимать. Заряд при более высоких по сравнению с рекомендованными значениями тока может привести к чрезмерному нагреву батарей и газовыделению и сократить срок службы моноблоков. Значения максимальных токов заряда обозначены в технических характеристиках на моноблоки.

6.4 Повторный заряд

Заряжайте батареи немедленно, либо в кратчайшие сроки после разряда. Перерыв должен составлять не более 24 часов. Невыполнение этой рекомендации может привести к постоянной потере емкости из-за сульфатации электродов. Приблизительное время повторного заряда можно рассчитать по формуле:

A-ч разряженной бат.

—————————— x F = Время заряда, час.

Доступный ток заряда

где F = 3, если батарея заряжается при напряжении подзаряда, и F = 2, если

требуется напряжение уравнивающего заряда. Не превышайте максимальные токи

заряда, приведенные в разделе 6.3.

6.5 Уравнивающий заряд

Напряжение уравнивающего заряда батарей типа AGMили GEL составляет 2.35 В/эл при температуре 20°C, или 2.33 В/эл при температуре 25°C. В обычных условиях эксплуатации не требуется уравнивающего заряда, однако в некоторых случаях может потребоваться его проведение. Это возможно в случае: Разница температуры между отдельными блоками в батарее более 3ºC Малое напряжение подзаряда Работа при низкой температуре без учета температурной компенсации. Частые глубокие разряды. Необходим быстрый повторный заряд .Длительная задержка повторного заряда после разряда Неравномерный баланс параллельной цепи

Уравнивающий заряд следует производить по мере необходимости. Стандартный уравнивающий заряд производится в течение 24 часов при постоянном напряжении 2.35 В/эл при температуре 20ºC или 2.33 В/эл при температуре 25ºC. Для проведения уравнивающего заряда при напряжении и температуре, отличающихся от указанных выше, читайте раздел 6.1 о способах компенсации.

РАЗДЕЛ 7 — ХРАНЕНИЕ

Если установленные батареи типа AGMили GELне будут использоваться некоторое время, необходимо произвести следующие действия:

1. Равномерно зарядите батарею (раздел 6.5).

2. Отключите батарею от всех нагрузок. Не оставляйте ни одной подключенной к

батарее нагрузки, как бы мала она ни была.

3. Производите уравнивающий заряд батареи каждые 6 месяцев, если температура

хранения составляет 20ºC или меньше. При каждом увеличении температуры

хранения на 8ºC уменьшайте перерыв в 2 раза.

4. Производите уравнивающий заряд батареи перед тем, как приступить к ее

эксплуатации. Во время хранения, особенно, если оно длительное, рекомендуется

продолжать наблюдение за уровнем напряжения батареи. Замерьте и запишите

значение напряжения разомкнутой цепи непосредственно перед уравнивающим

зарядом, затем запишите значение напряжения и тока непосредственно перед

окончанием заряда. Более подробно читайте в разделе 4.0.

РАЗДЕЛ 8.0 — ОБСЛУЖИВАНИЕ И ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ

Обслуживание и ведение записей необходимо для правильной эксплуатации батареи и сохранения гарантии. Правильное ведение записей свидетельствует о том, что моноблоки эксплуатировались правильно и работы по их обслуживанию проводились вовремя. Правильное ведение записей позволит покупателю показать правильность эксплуатации батареи в случае ее неисправности, и таким образом воспользоваться правом на гарантию.

8.1 Общее обслуживание

Общее обслуживание батареи означает поддержание самой батареи и окружающей территории в чистом и сухом виде. Ввиду того, что батареи типа AGMили GELразработаны с учетом минимального обслуживания, в течение срока службы батареи не требуется добавления в них воды или специальных проверок плотности. Единственной операцией по обслуживанию батареи является ежегодная повторная затяжка соединений батареи. Перед производством этих работ вспомните содержание раздела 2.4 об опасности поражения электрическим током.

ВНИМАНИЕ: Пользуйтесь только изолированными инструментами. Не применяйте растворители или чистящие средства на поверхностях батарей или вокруг них. Для удаления пыли можно использовать сухую ткань. При необходимости можно использовать 25% раствор пищевой соды в качестве очистителя. Если необходимо провести обслуживание стеллажа или шкафа, соблюдайте указания изготовителя.

8.2 Основные записи

8.2.1 Записи при установке

При получении батареи первоначально запишите следующие сведения:

— Дата получения,

— Состояние блоков батареи,

— Напряжение разомкнутой цепи каждого моноблока,

— Дата установки,

— Номер заказа поставки,

— Монтирующая организация (организации),

— Время уравнивающего заряда и напряжение,

— Любые нестандартные условия хранения,

— Индивидуальные напряжения подзаряда блоков,

— Температура окружающей среды,

— Ток подзаряда,

— Температура батареи,

— Напряжение цепи.

8.2.2 Записи при обслуживании

Дважды в год записывайте следующие сведения:

— Напряжения подзаряда блока,

— Напряжение цепи,

— Ток подзаряда,

— Температура окружающей среды,

— Температура батареи.

— Состояние батареи,

— Любые внеплановые заряды или разряды за последние 6 месяцев.

Храните вышеуказанные записи в безопасном месте. Помните о том, что данные записи обязательны при обращении по вопросам гарантии батареи.

РАЗДЕЛ 9 — ПРОВЕРКА ЕМКОСТИ

9.1 Общие сведения

Для определения емкости батареи производится ее пробный разряд. Это производится по следующим причинам:

(1) Проверка номинальных параметров разряда – определяется процент емкости батареи по сравнению с номинальными техническими параметрами. Обычно это 8-часовой разряд.

(2) Проверка эксплуатационных параметров разряда – эта проверка служит для определения времени, в течение которого батарея работает в условиях фактической нагрузки, для которой она предназначена. Проверка параметров разряда обычно осуществляется с применением блока нагрузки определенных размеров, который обеспечивает разряд батареи при постоянном ток. Испытание проводится в течение заданного промежутка времени до конечного значения напряжения на элемент (обычно 1.75 — 1.85 В/эл), емкость (Ач) батареи рассчитывается умножением тока нагрузки на время испытания. Фактическая емкость (Ач) сравнивается с номинальной для определения относительной емкости. Такая проверка обычно проводится при приемочных испытаниях батареи. Эксплуатационное испытание обычно проводится при использовании фактической нагрузки, для которой предназначена батарея с целью определения времени, в течение которого батарея способна выдерживать данную нагрузку. Это испытание проводится при использовании батареи в системах бесперебойного электропитания (UPS) переключением в режим испытания, при котором батарея становится основным источником питания, а сеть переменного напряжения – запасным. Если нагрузка не критична, переменное напряжение просто

отключается, чтобы имитировать случай сбоя в питающей сети; при этом также можно проверить работу всей системы в целом. Если величина обычной нагрузки известна, можно использовать блок нагрузки.

9.2 Проведение испытаний

Испытания обоих видов проводятся следующим образом:

(1) Перед проверкой емкости убедитесь в том, что батарея полностью заряжена, все соединения чистые и надежно затянуты. Если батарея не подзаряжалась, как минимум, в течение одной недели, проведите уравнивающий заряд, установите батарею в режим подзаряда и подождите не менее 1 часа для стабилизации процесса.

(2) Подготовьте блок нагрузки или нагрузку для испытания. Убедитесь в том, что временные кабельные соединения надежны, их полярность соблюдена, и кабели имеют соответствующие нагрузке параметры.

(3) Определите температуру батареи, измеряя и записывая температуру каждого шестого блока. Рассчитайте среднее значение температуры. Замерьте температуру в середине (предпочтительнее) либо у стенки шкафа.

(4) Если проводится проверка номинальных параметров, ток нагрузки или напряжение должны быть скорректированы по температуре, если температура батареи значительно отличается от 20ºC. Формула для расчета скорректированной нагрузки следующая:

Скорректированная по температуре нагрузка = нагрузка при температуре 20ºC x CF,

где CF – температурный коэффициент коррекции.

Необходимо пользоваться следующей таблицей:

Температура испытания Коэффициент (ºC) коррекции емкости(CF)

0 0.84

5 0.89

10 0.94

15 0.97

20 1.00

25 1.02

30 1.04

35 1.05

Если проводится эксплуатационное испытание, температурная коррекция необязательна.

(5) Непосредственно перед началом проверки номинальных параметров замерьте и запишите индивидуальные напряжения моноблоков, напряжение цепи и ток подзарядки (по возможности).

(6) Отключите зарядное устройство от цепи батареи.

(7) Подключите к батарее нагрузку и включите таймер. Наблюдайте за напряжением в цепи и запишите наименьшее значение напряжения и время его фиксации.

(8) Как обычно, запишите значения тока, напряжения в цепи, напряжения элементов. Необходимо снять минимум три показания. Время между снятием показаний может изменяться, в зависимости от предполагаемого времени проведения испытания. Например, снимайте показания каждый час в течение первых 4 часов при 8-часовом режиме разряда. В течение следующих трех часов снимайте показания каждые полчаса. В течение последнего часа снимайте показания каждые 15 минут. При 15- минутном испытании в режиме разряда UPS желательно снимать показания каждые 1-3 минуты.

(9) Продолжайте разряд до тех пор, пока напряжение цепи не станет ниже конечного значения. Значение конечного разрядного значения цепи проводят следующим образом: Конечное разрядное значение отдельного элемента умножить на количество элементов в цепи. Например:

1.75 В/эл x 60 элементов = 105.0 Вольт

это будет напряжением, при котором разряд следует прекратить.

(10) Остановите таймер и отключите нагрузку от батареи.

(11) Перезарядите батарею с помощью штатного или внешнего зарядного

устройства. Для уменьшения времени заряда следует использовать уравнивающий

заряд.

(12) Запишите время разряда и рассчитайте относительную емкость (%), если

проводилась проверка номинальных параметров.

(13) Храните копии результатов всех испытаний вместе с записями параметров

батареи.

9.3 Замечания по проведению разряда:

(1) Батареи типа AGMили GELпоставляются полностью заряженными (100%

емкости).

(2) Напряжение в цепи должно замеряться на выводах батареи, а не в месте подключения нагрузки.

(3) Наличие точных измерительных приборов важно для получения правильных результатов испытания. Убедитесь в том, что все измерительные приборы, шунты и др. правильно откалиброваны перед использованием.

(4) Если проводилось длительное испытание, необходимо замерить и записывать значения падения напряжения на межэлементных соединениях. Эти значения будут способствовать подтверждению целостности батареи.

(5) После испытаний и заряда рекомендуется произвести проверку напряжения подзаряда. Прочитать руководство по эксплуатации и поместить его рядом с батареей Предотвращать опасность пожара, короткого замыкания. Внимание! Металлические детали элементов батареи всегда находятся под напряжением, поэтому не разрешается класть на батарею предметы или инструмент! При работе с батареями необходимо иметь защитные очки изащитную одежду, соблюдать правила техники безопасности. Электролит является сильным едким веществом. При нормальном режиме работы соприкосновение с электролитом исключено. При разрушении корпуса освободившийся связанный электролит является таким же едким, как и жидкий. Курить запрещено! Не допускать открытого огня и искры вблизи от батареи из-за опасности взрыва и пожара! Внимание, батарейный блок/элементы имеют большой вес! Обратите внимание на надежную установку батареи! Используйте только соответствующие приспособления для транспортировки!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации геймпада canyon
  • Инструкция по эксплуатации газовой плиты гефест 1100
  • Инструкция по эксплуатации гейзерной кофеварки
  • Инструкция по эксплуатации воскоплава pro wax 100 на русском языке
  • Инструкция по эксплуатации газовой плиты ардо с газовой духовкой