Инструкция по исполнительному производству рб 2021

Официальное опубликование

Главная / Официальное опубликование / Новые поступления

Карточка документа

Тексты правовых актов публикуются в полном соответствии с подписанными подлинниками.
Правовые акты в контрольном состоянии на сайте etalonline.by.

Изменения в Инструкцию по исполнительному производству (далее — Инструкция) внесло постановление Минюста от 21.05.2021 N 92. Корректировки начнут действовать 15.07.2021. Одновременно вступят в силу изменения в Закон об исполнительном производстве (далее — Закон).

1. Нанимателям

1.1. Срок на перечисление удержанных сумм

Нанимателям отводится пятидневный срок для перечисления сумм, удержанных из заработка должника. Правило действует, если законодательство не предусматривает иного (ч. 3 ст. 106 Закона в новой редакции). При этом Инструкция сохраняет трехдневный срок (п. 84 Инструкции в новой редакции).

Дополнение
Постановление Минюста от 22 июня 2021 г. N 111 внесло новые изменения в Инструкцию по исполнительному производству, которые начнут действовать 15.07.2021. Теперь она также предусматривает пятидневный срок для перечисления сумм, удержанных из заработка должника.

Поскольку Инструкция также составляет законодательство, полагаем, что максимальный срок на перечисление удержанного останется прежним — три дня (п. 1 ст. 2 Закона о НПА). Причем его надо будет соблюдать и в случае удержаний по исполнительному документу на основании заявления взыскателя (ч. 1 п. 84 Инструкции в новой редакции).

Напомним, что такой срок начинает исчисляться на следующий день после выплаты должнику заработка (иных доходов) (ч. 3 ст. 29 Закона в новой редакции). Причем речь идет о рабочих днях (ч. 2 ст. 29 Закона в новой редакции).

Деньги перечисляются взыскателю, если именно он направил исполнительный документ либо если этого требует предписание судебного исполнителя. В остальных случаях необходимые суммы должно получить ОПИ (ч. 1 п. 84 Инструкции в новой редакции).

Обратите внимание!
Суммы, удержанные из пенсии должника, перечисляются до 22-го числа месяца, в котором выплачивается пенсия (ч. 3 ст. 106 Закона в новой редакции).

1.2. Возврат исполнительных документов нанимателем должника

Существенно изменятся действия нанимателя по возврату исполнительных документов в случае их исполнения или увольнения должника.

Ситуация

Куда нанимателю возвращать исполнительные документы с 15.07.2021

Куда наниматель возвращает исполнительные документы сейчас

Полное взыскание сумм В ОПИ, направивший исполнительный документ.
Это касается в том числе постановления об обращении взыскания на заработок, которое тоже является исполнительным документом (ч. 9 ст. 106 Закона в новой редакции, ч. 1 п. 91 Инструкции в новой редакции)
В суд, иной уполномоченный орган (уполномоченному лицу), выдавший исполнительный документ, в том числе нотариусу. Об исполнении надо известить взыскателя и судебного исполнителя (ч. 1 п. 91 Инструкции)
Увольнение должника, прекращение иных приравненных к зарплате выплат В ОПИ, направивший исполнительный документ.
Кроме того, в этом случае надо вернуть судебному исполнителю постановление об обращении взыскания на заработок, если удержания производились на основании такого постановления (ч. 9 ст. 106 Закона в новой редакции, ч. 2 п. 91 Инструкции в новой редакции)
Взыскателю.
При этом надо сообщить об увольнении и новом месте работы (если известно) судебному исполнителю.
Постановления об обращении взыскания на зарплату, о взыскании расходов на исполнение, о взыскании принудительного сбора тоже возвращаются в ОПИ (ч. 2 п. 91 Инструкции)
Увольнение должника, прекращение иных приравненных к зарплате выплат, если удержания по исполнительному документу производились на основании заявления взыскателя Взыскателю (ч. 8 ст. 106 Закона в новой редакции) Взыскателю (ч. 2 п. 91 Инструкции)

Вернуть документы, как и раньше, надо будет в течение трех рабочих дней (ч. 2 ст. 29 Закона в новой редакции, ч. 2 ст. 29 Закона, п. 91 Инструкции в новой редакции, п. 91 Инструкции).

Кроме того, закрепляется право взыскателя отозвать исполнительный документ, проинформировать нанимателя об уменьшении задолженности либо о полном ее погашении. Наниматель обязан будет вернуть исполнительный документ взыскателю по его заявлению, учесть информацию об уменьшении или погашении задолженности (ч. 4 ст. 106 Закона в новой редакции).

2. Взыскателям, должникам и иным участникам производства

2.1. Возбуждение исполнительного производства

Дополнен перечень ОПИ, в которые взыскатель может направить заявление о возбуждении исполнительного производства. В частности, в перечень вошли ОПИ:

— по месту, указанному в исполнительном документе;

— месту жительства ребенка — для исполнения исполнительных документов о передаче или отобрании ребенка, о порядке общения с ребенком, об участии в воспитании ребенка и т.д. (ч. 1 п. 43 Инструкции в новой редакции).

Судебный исполнитель будет совершать исполнительные действия с учетом указанного места (п. 44 Инструкции в новой редакции).

Уточняется, что заявление должно содержать банковские реквизиты, а не текущие (банковские) счета и УНП взыскателя. Причем эти сведения нужны, только если взыскиваются деньги (ч. 1 п. 35 Инструкции в новой редакции).

Напомним, что с 15.07.2021 перед возбуждением исполнительного производства можно будет не направлять исполнительный документ в банк. Соответственно, к заявлению не обязательно прикладывать доказательство направления исполнительного документа в банк (ч. 1 ст. 41 Закона в новой редакции).

2.2. Досрочное возобновление исполнительного производства

Исполнительное производство, ранее  приостановленное, например, в связи с обжалованием исполнительного документа или с возбуждением дела о банкротстве,  могут возобновить досрочно. Так, его возобновят до истечения сроков, установленных ст. 51 Закона в новой редакции (например, до вступления в силу решения по делу об обжаловании исполнительного документа, до открытия конкурсного производства), если возник вопрос:

— о замене стороны исполнительного производства;

— отмене или замене мер по обеспечению исполнения исполнительного документа;

— окончании исполнительного производства (ч. 2 п. 174 Инструкции в новой редакции).

2.3. Исполнение постановления о наложении административного взыскания

Судебному исполнителю на исполнение административного взыскания (о наложении штрафа, взыскании стоимости, конфискации) отводится два года с момента вступления постановления по делу в силу. Если по истечении этого времени судебный исполнитель установит факт отсутствия у должника денег или имущества, на которые можно обратить взыскание, то прекратит производство (п. 254 Инструкции в новой редакции). Сейчас в такой ситуации исполнительное производство приостанавливается до года, а затем прекращается, если имущество и деньги должника не удается найти (п. 255 Инструкции). Причем если наложенное взыскание составляет менее 10 БВ, исполнитель прекращает производство сразу (п. 254 Инструкции).

2.4. Объявление о предстоящих торгах по продаже имущества должника

Такое объявление судебный исполнитель или организация, которая проводит торги, будут размещать только в интернете. В печатных СМИ объявлений больше не будет (ч. 1 ст. 95 Закона в новой редакции, ч. 1 и 2 ст. 95 Закона). Сайты, на которых можно найти объявление, определяет ч. 2 п. 119 Инструкции в новой редакции.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

С удержаниями по исполнительным документам приходится сталкиваться в практической работе каждому бухгалтеру, начисляющему заработную плату работникам. Какие изменения произошли в исполнительном производстве с 15 июля 2021 г., изучим в данной статье.

1. Дополнен перечень исполнительных документов

Перечень исполнительных документов приведен в ч. 1 ст. 10 Закона № 439-З1.

К исполнительным документам относятся:

– исполнительные листы и судебные приказы, выданные судами;

– определения суда о судебном приказе;

– определения суда об обеспечении иска или обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению;

– постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

– постановления судебного исполнителя в случаях, установленных Законом № 439-З;

– исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами РБ;

– исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств РБ и консульских должностных лиц консульских учреждений РБ о взыскании денежных сумм (задолженности);

– постановления прокуроров о выселении в административном порядке;

– удостоверения комиссий по трудовым спорам;

решения налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы (абз. 11 ст. 10 Закона № 439-З);

– иные акты, если в силу законодательства они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном Законом № 439-З.

Новый исполнительный документ внесен п. 6 ст. 7 Закона № 90-З2.

Введение нового исполнительного документа означает, что с 15 июля 2021 г. судебные исполнители могут возбуждать исполнительные производства на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в респуб­ликанский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы.

Что это означает?

Это означает следующее: когда в отношении одного и того же субъекта хозяйствования, имеющего задолженности, возбуждены исполнительные производства органами принудительного исполнения и налоговыми органами. В таком случае налоговым органам представляется возможность передать документы о взыскании судебному исполнителю для осуществления принудительных действий по взысканию задолженности на основании решения налогового органа.

2. Изменилась очередность, количество очередей удержания по исполнительным документам и порядок взыскания при недостаточности средств для удовлетворения требований взыскателей

Основными изменениями в данном вопросе стали:

1) количество очередей удержаний по исполнительным документам. С 15 июля 2021 г. вместо 4 их стало 6;

2) порядок взыскания в случае недостаточности взысканных с должника денежных средств для удовлетворения указанных требований. При этом он будет не единым для всех видов взыскания.

Рассмотрим изменения подробнее.

Порядок очередность и взыскания по требованиям должников с 15 июля 2021 г.

Таблица 1

Очередность

Содержание

Порядок взыскания

Первая очередь

Удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина

В случае недостаточности взысканных денежных средств для удовлетворения требований,  денежные средства распределяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме

Вторая очередь

Удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании оплаты труда граждан, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением

Третья очередь

Удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов (взносы на государственное социальное страхование)

Требования удовлетворяются с учетом даты возбуждения исполнительных производств. 
По исполнительным производствам, возбужденным в отношении одного и того же должника в один день, требования удовлетворяются с учетом номера исполнительного производства

Четвертая очередь

Удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании:
денежных средств по исполнению обеспеченных залогом обязательств по договорам за счет средств, полученных от реализации имущества, являющегося предметом залога, в соответствии с законодательством;
сумм в республиканский и местные бюджеты (налоговые доходы, неналоговые доходы, платежи по возврату бюджетных ссуд и бюджетных займов, возмещению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства РБ по внешним займам и кредитам, предоставляемым банками РБ, возмещению платежей, произведенных из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, предоставляемым банками РБ);
сумм в случае потери кормильца, страховых выплат по обязательному страхованию, выплат по государственному социальному страхованию граждан, по требованиям о выплате авторского вознаграждения, а также морального вреда

Пятая очередь

Удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании денежных средств:
в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным банками РБ под гарантии Правительства РБ, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;
в счет погашения задолженности по активам, приобретенным открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» у банков РБ в соответствии с перечнем таких активов и порядком, утверждаемыми Совмином, и по кредитам, предоставленным этим открытым акционерным обществом на финансирование проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом и (или) правительством

Шестая очередь

Удовлетворяются требования по взысканию иных платежей, не указанных в первой-пятой очередях

3. Изменился размер ограничений по удержаниям из заработка должника

В п. 2 ст. 3 Закона № 90-З изложена ст. 108 ТК3 в новой редакции. Суть произошедших изменений состоит в порядке определения размера ограничения по удержаниям из заработной платы и иного дохода должника.

Изменения с 15 июля 2021 г. в ст. 108 ТК «Ограничение размера удержаний из заработной платы»

Таблица 2

До 15 июля 2021 г.

После 15 июля 2021 г.

При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, – 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику

При каждой выплате заработной платы после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, – 50%

При удержании из заработной платы, производимом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 107 ТК, при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в т.ч. по исполнительным документам, – общий размер всех удержаний) не может превышать 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами

При удержании из заработной платы, производимом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 107 ТК, при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в т.ч. по исполнительным документам, – общий размер всех удержаний) не может превышать 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработка

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработной платы, оставшейся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ

Ограничения, установленные ст. 108 ТК, не распространяются на случаи:

– взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, взыскания расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. За работником должно быть сохранено не менее 30% заработка;

Ограничения, установленные ст. 108 ТК, не распространяются на случаи взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. За работником должно быть сохранено не менее 30% заработной платы, оставшейся пос­ле удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ

– возмещения осужденными, отбывающими наказание в виде пожизненного заключения, лишения свободы, за исключением отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением. За работником должно быть сохранено не менее 10% заработка;

– возмещения осужденными, отбывающими иные виды наказания, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением. За работником должно быть сохранено не менее тридцати процентов заработной платы и приравненных к ней доходов

Норма исключена

Суть внесенных изменений с 15 июля 2021 г.:

  • закреплен в ТК порядок определения размера ограничения удержаний из заработной платы, который определяется после вычета подоходного налога и взносов в ФСЗН от суммы начисленного заработка;
  • размер заработка, который должен остаться у работника после проведения всех удержаний по нескольким исполнительным документам, должен составлять не менее 50% заработной платы, оставшейся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН;
  • особенности и размер удержания из заработной платы и приравненных к ней доходов должников, прописанных в норме, исключенной из ст. 108 ТК, будут регулироваться и определяться уголовно-исполнительным законодательством.

4. Возврат исполнительных документов будет осуществляться по новым правилам

Срок возврата исполнительных документов.

В случае увольнения должника или в случае, когда отпали основания для выплаты ему доходов, приравненных к заработной плате, исполнительные документы подлежат возврату в течение 3 рабочих дней (ч. 2 ст. 29 Закона № 439-З). Эта норма изменений не претерпела.

Получатели исполнительных документов в случае необходимости их возврата.

При необходимости возврата исполнительных документов в случаях увольнения должника, когда отпали основания для удержания взыскиваемых сумм и в иных ситуациях, нужно четко понимать, когда и кому они возвращаются.

Получатели при возврате исполнительных документов до и после 15 июля 2021 г.

Таблица 3

По какой причине исполнительный документ подлежит возврату

Получатели исполнительных документов

Полное погашение взыскиваемых по исполнительным документам сумм

Исполнительный документ подлежит возврату в отдел принудительного исполнения (ОПИ), направивший исполнительный документ, с отметкой, скрепленной подписью нанимателя, о произведенных удержаниях (с указанием удержанной суммы) (ч. 1 п. 91 Инструкции № 674)

Комментарий: до изменений исполнительный документ возвращался в суд, иной уполномоченный орган (уполномоченному лицу), выдавший этот исполнительный документ с извещением об этом взыскателя и судебного исполнителя, направившего этот исполнительный документ

Увольнение должника или в случае, когда отпали основания для выплаты ему доходов, приравненных к заработной плате

Наниматель обязан возвратить исполнительный документ и постановление судебного исполнителя, вынесенное в соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона № 439-З, направленные судебным исполнителем, в ОПИ с отметкой, скрепленной подписью нанимателя, о произведенных удержаниях (с указанием удержанной суммы и остатка задолженности) и сообщить об увольнении этого должника с работы или прекращении им соответствующей деятельности, а также сведения о новом месте его работы и (или) месте получения иных доходов – п)ри наличии таких сведений (ч. 2 п. 91 Инструкции № 67)

Комментарий: до изменений исполнительный документ возвращался взыскателю. При этом наниматель должен был проинформировать об этом судебного исполнителя, направивший исполнительный документ

Увольнение должника с работы или когда отпали основания для выплаты ему приравненных к заработной плате доходов при удержании из заработной платы этого должника в соответствии с заявлением взыскателя

Наниматель, производивший удержания из заработной платы должника в соответствии с заявлением взыскателя, направленным нанимателю согласно с ч. 2 ст. 41 Закона № 439-З, обязан возвратить исполнительный документ взыскателю (ч. 8 ст. 106 Закона № 439-3)

Комментарий: в случае удержания в соответствии с заявлением взыскателя порядок возврата документов изменений не претерпел

Изменился размер принудительного сбора.

Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 120 Закона № 439-З размер принудительного сбора по имущественным взысканиям составляет 10% от взысканных сумм или стоимости взысканного с должника имущества.

Однако с 15 июля 2021 г. внесены изменения в порядок определения размера принудительного сбора по имущественным взысканиям. Абзац 2 ч. 3 ст. 120 Закона № 439-З изложен в следующей редакции: по имущественным требованиям – 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора.

Таким образом, введен минимальный размер принудительного сбора по имущественным требованиям на основании постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора, который в 2021 г. составляет 14,50 руб.

Справочно: с 1 января 2021 г. размер базовой величины составляет 29 рублей в соответствии с нормами постановления № 7835.

5. Сроки для перечисления взысканных сумм у должника нанимателем

Наниматель обязан произвести перечисление взысканных у должника сумм взыскателю или на счет ОПИ.

С 15 июля 2021 г. в ч. 1 п. 84 Инструкции № 67 постановлением № 1116 внесены изменения в части сроков перечисления взысканных у должника сумм взыскателю.

Такие же изменения внесены Законом № 90-З в Закон № 439-З с указанной выше даты.

Теперь наниматель со дня получения исполнительного документа обязан производить удержание денежных средств в соответствии с предписанием судебного исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы либо заявлением взыскателя, направленным в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона № 439-З и, если иное не установлено законодательством, в 5-дневный срок со дня выплаты перечислять удержанные денежные средства взыскателю за счет должника или ОПИ. Принудительный сбор, расходы по исполнению исполнительного документа перечисляются нанимателем на счет ОПИ (ч. 1 п. 84 Инструкции № 67).

Справочно: ранее указанный срок составлял 3 дня (ч. 3 ст. 106 Закона № 439-З в редакции от 01.03.2021).

Обратите внимание! В ч. 1ст.105 КоБС7 норма не изменилась.

Наниматель, выплачивающий заработную плату, организация, выплачивающая пенсии, пособия, стипендии и осуществляющая другие выплаты, обязаны на основании письменного заявления лица, уплачивающего алименты, или исполнительного листа ежемесячно удерживать из его заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и других выплат денежные суммы установленных размеров с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами, и выплачивать (перечислять на счет, переводить по почте за счет средств лица, уплачивающего алименты) не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и осуществления других выплат лицу, указанному в заявлении или исполнительном листе.

К сведению! Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, установленные актами законодательства.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (ст. 29 Закона № 439-З).

Следовательно, исчисление сроков производится в рабочих днях.


1Закон от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З).

2Закон от 06.01.2021 № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее – Закон № 90-З).

3Трудовой кодекс (ТК).

4Инструкция по исполнительному производству, утв. постановлением Минюста от 07.04.2017 № 67 (далее – Инструкция № 67).

5Постановление Совмина от 30.12.2020 № 783 «Об установлении размера базовой величины».

6Постановление Минюста от 22.06.2021 № 111 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67».

7Кодекс о браке и семье.

Вид акта/документа

Орган принятия/издания

Учитывать историю развития органа принятия

И
ИЛИ

Номер документа

Дата принятия

Дата

Период

Название документа

Дата вступления в силу

Дата

Период

Судебная инстанция

Вид судопроизводства

Номер регистрации в Национальном реестре

Поиск по тексту документа

Искать только действующие документы

Искать только нормативные документы

Очистить параметры

Свернуть параметры поискa

В Республике Беларусь принят Закон Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее – Закон), который опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 14 января 2021 г. Ключевые положения Закона вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

Из концептуальных изменений законодательства об исполнительном производстве следует назвать следующие.

Для взыскателей

Направление исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов исключается из оснований для окончания исполнительного производства.

Предоставление судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа будет выступать основанием для приостановления исполнительного производства (в настоящее время данные обстоятельства являются основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю и окончания исполнительного производства).

Предложенные нормы направлены на защиту прав взыскателей в части усиления контроля судебных исполнителей за исполнением таких исполнительных документов.

Закон также направлен на упрощение порядка обращения взыскателей в орган принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства. Обязанность взыскателя в первую очередь предъявить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств со счетов должника — индивидуального предпринимателя или юридического лица до предъявления исполнительного документа  к исполнению в орган принудительного исполнения заменена правом взыскателя осуществить данное действие.

Помимо этого, упрощен порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей (установлены минимальные требования при подаче документов для рассмотрения процессуальной жалобы).

Медиация

Закон предусматривает внедрение в исполнительное производство системы мотивации при реализации сторонами института медиации. Так, заключение между взыскателем и должником соглашения о применении медиации, во-первых, будет являться основанием для приостановления исполнительного производства. Во-вторых, в случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер будет составлять всего 50 процентов от установленного.

Данные нормы направлены на стимулирование добровольного урегулирования сторонами вопросов погашения задолженности по исполнительным документам.

Очередность удовлетворения требований

Законом корректируется очередность удовлетворения требований взыскателей по исполнительным производствам.

Так, удовлетворение требований, имеющих социальную направленность (оплата труда граждан, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением), в соответствии с Законом будет осуществляться во вторую очередь.

В случае недостаточности взысканных с должника денежных средств удовлетворение таких требований будет производиться пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

Также повышается очередность удовлетворения требований о взыскании сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов (взносы на государственное социальное страхование).

Экстерриториальность

Законом устанавливается экстерриториальность в деятельности органов принудительного исполнения, предусматривающая распространение полномочий судебного исполнителя на всю территорию Республики Беларусь. Закрепление данной нормы обеспечит возможность оперативного совершения исполнительных действий, в том числе, на территории иной области (города Минска).

Процедура реализации арестованного имущества

Предусмотренные Законом изменения направлены на повышение результативности реализации арестованного имущества должников, а также снижение временных и финансовых издержек, связанных с исполнительным производством. 

Так, изменяется подход к проведению переоценки арестованного имущества должника в тех случаях, когда в установленный Законом срок имущество не реализовано. Вместо одной переоценки, которая проводится в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве и составляет до 20 процентов от первоначальной стоимости имущества, Законом предлагается проводить четыре переоценки имущества. При этом установлен фиксированный размер переоценки арестованного имущество, составляющий 20 процентов от первоначальной стоимости.

Также Закон изменяет процедуру проведения торгов, в том числе электронных, что обусловлено необходимостью повышениях их результативности: в случае, когда покупатель имущества на торгах (электронных торгах) не оплачивает стоимость, за которую им приобретено имущество, либо если устанавливается, что данный покупатель не имел права участвовать в торгах (электронных торгах), такое имущество предлагается приобрести участнику торгов (электронных торгов), который не являлся в данной ситуации  победителем торгов, но при этом им была сделана предпоследняя ставка в ходе проведения торгов.

Развитие информационных технологий

Отдельные концептуальные изменения, закрепленные в Законе, направлены на развитие информационных технологий в деятельности органов принудительного исполнения. Например, предусматривается возможность направления процессуальных документов сторонам исполнительного производства в электронном виде, что повысит оперативность получения сторонами соответствующих документов.

О судебных исполнителях

Право на принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, из компетенции суда передается в компетенцию судебного исполнителя. 

Законом также повышаются требования для занятия должности судебного исполнителя, а именно предусматривается необходимость прохождения кандидатом на должность судебного исполнителя стажировки и тестирования на знание законодательства об исполнительном производстве. Такие правила необходимы с учетом высокой ответственности судебных исполнителей при выполнении ими служебных обязанностей, что требует наличие достаточного уровня знаний и определенной практической подготовки. 

В этой связи Министерство юстиции Республики Беларусь обращает внимание на наличие возможности воспользоваться информационным ресурсом «Реестр задолженностей по исполнительным производствам», размещенным на Интернет-портале Министерства юстиции для получения справочной информации о наличии задолженности по исполнительным производствам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по изготовлению волшебной палочки
  • Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом
  • Инструкция по искусственному осеменению свиней
  • Инструкция по искусственному осеменению крс
  • Инструкция по искусственному осеменению коров