Думаю, каждый велосипедист сталкивался с проблемой нечетко работающих переключателей скоростей. Не зависимо от того, какого бренда навесное, Shimano или Sram – эта проблема знакома каждому. Ты делаешь щелчок клавишей манетки, немного ослабляешь “крутку”, цепь трещит и просится, но желаемого переключения не происходит… Помимо морального дискомфорта, проблема плохо работающих переключателей еще и травмоопасна. В любой момент может проскочить передача и ты вместе с велосипедом уже лежишь на обочине.
Приятного в этом мало, но если сказать честно настройка передач не является чем-то сверхсложным и вполне под силу для самостоятельного освоения.
Настройка заднего переключателя (Shimano, Sram, Microshift и другие).
Что же снижает точность переключения?
- растяжение тросов переключения. На новых велосипедах троса тянутся гораздо быстрее, чем на уже катаных. Но и решается проблема просто, достаточно увеличить натяжение троса и готово. Для подтяжки имеются специальные барашки, поэтому скорее всего не понадобится даже инструмент.
- грязь. Грязный переключатель и его части, немытая пластилиновая цепь, окисленные троса и рубашки – все это сильно ухудшает четкость работы. Механизмам приходится преодолевать дополнительное сопротивление, и на низких группах навесного иногда начинает казаться, что велосипед не работает вовсе. К счастью, с загрязнениями бороться просто – достаточно вымыть велосипед. ГЛАВНОЕ соблюсти небольшие правила мойки и конечно не забыть про последующую смазку.
Подробнее о правильно мойке велосипеда в нашем видео
- искривление съемного дропаута (петух). В результате эксплуатации велосипеда, данный элемент велосипеда систематически искривляется. Это может происходить в результате падения, неправильных способов хранения и транспортировки, и даже просто так, как следствие активной эксплуатации. Стоит отметить, что без рихтовки дропаута все попытки качественно настроить задний переключатель скорее всего будут безуспешны. И для выполнения данной операции понадобится специальный инструмент. Поэтому при обнаружении искривления петуха, лучше обратиться в специализированный сервис по ремонту велосипедов, где с легкостью справятся с задачей.
- искривление самого переключателя. Иногда случается и такое. В результате падения или неудачного маневра искривляется не дропаут, а сам переключатель. В этом случае все индивидуально, иногда получается исправить, но чаще для качественного переключения требуется замена.
- износ трансмиссии и (или) элементов (цепь, звезды, ролики переключателя, люфт самого переключателя скоростей, троса и рубашки). Если на новом приводе все работает хорошо, то при износе поперечная жесткость цепи уменьшается, а люфты системы переключения увеличиваются, и точность переключения может значительно уменьшиться. При переключении с большими люфтами привод может вообще никак не отреагировать и продолжить работу на исходной звезде.
- в исключительных случаях возможны дополнительные варианты, (например, плохо зафиксированный петух или искривление звена цепи), но это редкость.
Настройка заднего переключателя.
Данная инструкция по настройке применима ко всем задним переключателям скоростей. Прежде чем приступить к настройке, необходимо устранить все факторы, описанные в главе выше. Итак, приступим:
1. Освободите трос передачи, открутив винт А. Теперь закрутите до упора по часовой стрелке регулятор В
2. Прощелкайте манеткой заднего передателя (правый шифтер) до самой высокой передачи (рычажок для указательного пальца). Теперь возьмите в руки крестовую отвертку и найдите регулировочный винт Н сзади переключателя
3. Вращая этот винт, нужно выровнять верхний ролик в одну плоскость с крайней правой звездочкой кассеты. Есть небольшая хитрость: если переключатель не новый и у него уже есть люфты, то нужно выставить ролик не идеально по линии, а сместить его немного вправо (если смотреть сверху сзади)
4. Теперь, когда у нас выставлена контрольная точка High, руками выбираем слабину троса и затягиваем винт А. Заметьте, что тросик должен встать в канавку шайбы этого винта.
5. После того, как винт закручен, включите вторую передачу щелчком манетки на руле и вращая педали, начинайте откручивать против часовой стрелки регулятор В. В данной ситуации очень хороша подставка под заднее колесо.
6. Вращайте педали и регулятор, пока цепь не перескочит на вторую звезду. Всё, что осталось, это довести переключение до идеала. Для этого просто перещелкивайте с первой на вторую звезду и далее. Продолжая играть регулятором по несколько щелчков вперед-назад, добейтесь четкого переключения. Индексная система переключения передач устроена так, что настроив одну скорость, петух ровный, дропауты рамы симметричные, то работа практически закончена — проверьте, как цепь ходит во всем диапазоне скоростей. Должно быть быстро, четко и без задержек.
7. Постепенно доводим переключатель и манетку до 1 звезды (крайняя большая звезда). И выставляем контрольную точку Low.
8. Если всё-таки остаются проблемы (а это, как правило — переключение на крайних звездах), то можно еще чуть-чуть сместить ролик во внешнем от крайних звезд направлении, регулировочными винтами H и L. Главное помнить, цепь должна легко становится на обе крайние звезды, при этом не стремясь к падению за границы кассеты.
Настройка переднего переключателя (Shimano, Sram, Microshift и другие).
В целом такие факторы, как растянутый трос, грязь, ржа, искривление и поломка влияют на работу и переднего переключателя. Методы решения аналогичны методам при работе с задним переключателем. Но чаще всего проблемы с переключением переднего переключателя связаны с его неправильной установкой.
Установка переднего переключателя скоростей.
1. Открутите шестигранником болт, удерживающий трос.
2. Руками выдвигайте рамку переключателя к себе на максимум, чтобы она оказалась над зубьями большой звезды. Если расстояние от рамки до зубьев больше, чем надо, то немного ослабьте болт хомута, крепящего переключатель к подседельной трубе, и добейтесь, чтобы зазор стал правильным (2-3 мм).
3. Далее, крайне важно направить переключатель абсолютно параллельно звездам системы, если смотреть сверху. Нельзя, чтобы рамка ушла вправо или влево хотя бы на миллиметр, потому что в этом случае цепь обязательно будет подтирать.
4. Придется положиться на свой глазомер, и глядя сверху, добейтесь параллельного звездам положения наружной рамки. Теперь можно затягивать болт хомута.
5. После этого переходим к самой настройке. Настройка переднего переключателя скоростей. Все нюансы по настройке переднего переключателя хорошо описаны в статье нашей веломастерской VELOSERVICE.BY.
Или смотрите видео, в котором мы подробно показываем и описываем все подготовительные и основные этапы по регулировке обоих переключателей скоростей.
Как отрегулировать и индексировать передачи велосипеда, диагностика и устранение распространенных проблем с переключением

Если передачи на вашем велосипеде проскальзывают, отсутствует точность переключений, или они вообще не могут переключаться на определенные передачи, возможно Вам понадобится настройка переключателя или как это правильно называть индексация.
Когда вы нажимаете на монетку переключения передачи на руле своего байка , рычаг переключения тянет за собой трос, который в свою очередь передает воздействие на механизм заднего переключателя (или переднего). При каждом нажатии на монетку происходит характерный щелчок и лапка переключателя перебрасывает цепь на следующую звезду. При правильной настройки индексации каждый щелчок монетки будет соответствовать одному точному перемещению цепи по кассете.
Тросы передач со временем могут растянуться, забиться грязью все это может сбить настройки и привести к проблемам с переключением скоростей.
В этом пошаговом руководстве мы объясняем, как правильно настроить индексацию переднего и заднего переключателей путем регулировки натяжения троса.
Мы также расскажем, как установить ограничительные винты на вашей трансмиссии. Это полезно, если вы настраиваете новый передний или задний переключатель с нуля.
Бесшумная и плавная работа трансмиссии в совокупности с правильно настроенным переключением скоростей подарят Вам положительные эмоции от управления своим байком и позволят сконцентрироваться на достижении новых спортивных целей.
В свою очередь неправильно настроенный переключатель, скрежет трансмиссии может испортить настроение от любой поездки. С регулировкой передач вашего велосипеда справится даже самый неопытный механик.
Как индексировать передачи на вашем велосипеде
Перед началом работы необходимо проверить состояние некоторых компонентов вашей трансмиссии, так-как неисправность ее элементов, например, погнутый петух сделает работу по настройке переключателя бессмысленной.
Убедитесь, что рама Вашего велосипеда не имеет видимых деформаций геометрии, которая могла бы статья следствием серьезного падения, задний переключатель установлен ровно, петух (металлический кронштейн на котором прикреплен переключатель к раме ) не погнут.

Тросы должны быть в хорошем состоянии, свободно и беззвучно двигаются внутри рубашек. Их концы не должны быть изношены, а на внешнем корпусе не должно быть трещин и потертостей.
Также стоит убедиться, что крепежные болты переключателя, кассета закреплены с рекомендованным производителем моментом затяжки.
Вы также должны проверить состояние переключателей (заднего и в случае наличия переднего) для начально визуально. Со временем у переключателей может появиться люфт в шарнирах или рычагах, что будет негативно влиять на качество переключений.

Перед регулировкой передач стоит проверить затяжку заднего переключателя и кассеты.
Храповик внутри монетки (рычага переключения передач на руле) тоже может со временем изнашиваться, что выражается, как правило, в невнятном ощущением от щелчка.
Если на этом этапе все в порядке, тогда поехали! займемся настройкой индексации.
Если вы настраиваете новый переключатель, вам нужно будет установить ограничительные винты в переключателях.
Что нужно для индексирования переключения скоростей
- Шестигранный ключ, подходящий к вашему болту крепления троса переключения передач, обычно размером 4 мм или 5 мм.
- Динамометрический ключ (необязательно, но рекомендуется).
Настройка заднего переключателя велосипеда
Шаг 1

Переключите цепь на заднем переключателе на самую маленькую звезду.
Если в вашей трансмиссии установлен передний переключатель, переключите его на среднюю или
наименьшую шестерню.
Шаг 2

Закрутите регулировочный барашек заднего переключателя полностью до упора по часовой стрелке, а затем на один оборот против часовой стрелки, тем самым создав диапазон для дальнейшей регулировки.
Регулировочный барашек позволяет выполнять тонкую регулировку натяжения троса.
Аналогичным образом отрегулируйте регулировочный барашек монетки переключателя, расположенной на руле.

Шаг 3
Ослабьте болт крепления троса на заднем переключателе.
Шаг 4

Несильно потяните за тросик (сильно натягивать не надо) и снова затяните крепежный болт троса.
Шаг 5
Осторожно крутите педали и одновременно один раз нажмите на рычаг монетки для переключения цепи на вторую звездочку.
Если цепь не переключилась , вам нужно увеличить натяжение троса, повернув барашек заднего переключателя против часовой стрелки, при этом не переставайте вращать педали.
Продолжайте медленно поворачивать барашек и увеличивать натяжение троса до тех пор, пока не произойдет перемещение цепи на вторую звезду задней кассеты.

Если цепь плавно переключилась на вторую передачу и нет чрезмерного шума, это хороший знак.

Регулируйте натяжение троса, пока цепь не встанет точно на вторую звезду и вращение педалей не будет сопровождаться посторонним шелестом.
Как правило, для достижения максимальной точности настройки и хорошего результата вращение регулировочного барашка следует осуществлять каждый раз на четверть оборота для достижения наилучшего результата.
Шаг 6
Теперь щелкните монеткой, для понижения передачи (перемещения цепи на следующую более большую звезду).
Шаг 7

Если Вы все сделали правильно дальнейшие щелчки монеткой будут приводить к точному перемещению цепи по шестерням кассеты. На этом вся настройка заднего переключателя закончена. Все очень просто).
Настройка переднего переключателя велосипеда
Шаг 1

Переведите передний переключатель на самую маленькую звезду, а задний на среднюю передачу (цепь должна быть в середине кассеты).
Ослабьте трос переднего переключателя, полностью вкрутите регулировочный винт барашка переднего переключателя по часовой стрелке до упора, а затем сделайте один оборот против часовой стрелки.
Аналогичные действия проделайте с регулировочным барашком соответствующей монетки на руле.
Шаг 2

Ослабьте болт крепления троса переднего переключателя, слегка натяните тросик , а затем снова затяните болт крепления троса. Для правильной работы переднего переключателя натяжение обычно требуется большее натяжение тросика, чем для заднего переключателя.
Шаг 3
Плавно вращая педали, попытайтесь переключиться на большую шестерню, щелкнув монеткой переднего переключателя. Если переключение происходит медленно, поверните винт регулировочного барашка переднего переключателя на половину оборота против часовой стрелки, а затем снова начните крутить педали.
Шаг 4

Повторяйте этот процесс до тех пор, пока цепь плавно не переместится на большую шестерню.
Как только вы будете довольны переключением на повышенную передачу, вернитесь на меньшую шестерню, чтобы проверить пониженную передачу.
Если все сделано верно, поздравляем Вы настроили оба переключателя.
Установка ограничительных винтов переключателя
Ограничительные винты регулируют диапазон перемещения переключателя. И никак не влияют на точность переключений! Фактически они устанавливают физический диапазон перемещения цепи, не давая ей соскочить с крайних звезд. К этой регулировке следует приступать только тогда, когда цепь при переключениях на крайние звезды соскакивает на раму или в спицы колеса. Если этих проблем нет, не приступайте к этой регулировке.
Ограничительные винты обычно расположены на параллелограммных пластинах заднего переключателя и обозначаются буквами «L» и «H» (что означает низкая передача и высокая). Винты упираются в выступ, встроенный в пластины параллелограмма, устанавливая тем самым диапазон перемещения цепи.
Если винты настроены неправильно, ваша цепь может соскользнуть с кассеты, что может быть опасно – как для вас, так и для вашего велосипеда.
Что вам нужно для регулировки

- Небольшая крестообразная отвертка.
- 4 или 5 мм шестигранный ключ для крепления зажимного болта троса
- Динамометрический ключ и гнездо для затяжки болта крепления троса (необязательно, но рекомендуется)
Как настроить ограничительные винты заднего переключателя
Шаг 1

С помощью монетки на руле переключитесь на самую большую звезду.
Сначала мы отрегулируем нижний ограничительный винт на заднем переключателе, который предотвращает попадание цепи в спицы.
Найдите винт нижнего ограничения, который обычно обозначается буквой ‘L’.
Медленно вращайте педали, осторожно поворачивайте винт «L» , пока кассета цепь не переключится на самую большую шестерню и не перестанет прыгать или щелкать.
Шаг 2

Повторите процесс для винта верхнего предела ‘H’.
Теперь мы установим винт верхнего предела, чтобы цепь не соскакивала на раму с внешней стороны.
Предварительно переключитесь на самую маленькую звезду.
Плавно поворачивайте регулировочный винт (H) и дайте цепи переместиться к нижней части кассеты,медленно вращая педали. Поворачивайте регулировочный винт до тех пор, пока цепь не вернется к наименьшей звезде и не будет работать плавно, без прыжков или щелчков.

После настройки регулировочных винтов, возможно потребуется повторная настройка индексации переключения скоростей. Воспользуйтесь методикой описанной в начале статьи.
Как настроить ограничительные винты переднего переключателя

Шаг 1
Найдите ограничительный винт, устанавливающий нижний предел переднего переключателя, который не позволит цепи соскакивать с самой маленькой шестерни.

Обратите внимание, что цепь находится максимально близко к внутренней пластине переднего переключателя, но не касаясь его.
Переведите передний переключатель в положение наименьшей шестерни, а задний переключатель в положение наибольшей звезды.
Медленно поворачивайте педали и выкручивайте винт, пока цепь не вернется на малую шестернку и не пойдет плавно, не касаясь рамки переключателя.
Шаг 2

Когда цепь находится в самой маленькой шестерне , она должна быть как можно ближе к внешней пластине переднего переключателя, но не касаться его.
Наконец, мы установим верхний предел переднего переключателя.
Далее переведите задний переключатель на самую маленькую звезду.
Выкручивайте винт на пол-оборота за раз, пока цепь не перескочит на самую большую шестерню. После этого четверть оборота позволит вам отрегулировать переключатель, чтобы он не терся о цепь.
После этой регулировки переднего переключателя, возможно, вам потребуется внести коррективы в индексацию по методике, описанной в начале статьи.
Плавных Вам переключений!

Как настроить скорости на велосипеде самостоятельно. Почему плохо переключаются передачи и как отрегулировать переключение скоростей на переднем и заднем переключателе – подробная инструкция с фото
Настроить переключение скоростей (передач) на велосипеде довольно просто, если делать всё в правильной последовательности. Совершенно не обязательно для этого обращаться в веломастерскую, можно всё сделать самостоятельно. Действуя по нашей инструкции, вы справитесь буквально за 5-10 минут.
Содержание статьи:
- Осмотр и проверка трансмиссии
- Настройка заднего переключателя
- Настройка переднего переключателя
Осмотр и проверка трансмиссии
Перед настройкой важно убедиться в правильной установке и отсутствии повреждений деталей трансмиссии
Далеко не всегда плохое переключение скоростей связано с настройкой переключателя. Дело может быть в каких-то механических повреждениях, в затруднённом скольжении тросика, в неправильной установке переключателя или рубашки. Прежде чем начинать настраивать (или регулировать) переключатель скоростей, нужно всё это проверить. Иначе потом может оказаться что мы сбили правильную регулировку или что переключатель никак не настраивается из-за погнутого крепления.
Для удобства велосипед проще перевернуть и поставить на руль и седло
Что нужно проверить:
- Рамка натяжителя цепи должна располагаться параллельно звёздам кассеты
Если это не так, то скорее всего погнут петух (крепление заднего переключателя к раме), либо сама рамка. Петух – это своеобразный предохранитель, который в случае сильного удара по переключателю деформируется или ломается, но зато «ценой своей жизни» не даёт повредить раму. В случае если он погнут, то ровно выправить его самостоятельно может быть достаточно сложно. Возможно для этого понадобится обратиться для ремонта в мастерскую или купить новый (хотя найти такой же бывает достаточно сложно).
-
- Скольжение тросика в рубашке не должно быть затруднено
Если вы меняли тросик и рубашку на новые, то этот пункт можно пропустить, если же они остались старые, то нужно убедиться в их надлежащем состоянии.
Внешний осмотр может не выявить проблемы, поэтому можно высвободить рубашку из посадочных креплений на раме и вручную проверить как хорошо скользит тросик. Для этого переключитесь на самую большую звезду кассеты и сбросьте несколько передач манеткой не вращая педали. Таким образом натяжение тросика ослабнет и можно будет высвободить рубашку, проверить состояние её и тросика переключения скоростей и очистить в случае необходимости.
Если всё в порядке, то поставьте рубашки на место и включите на манетке обратно первую передачу. Убедитесь, что все отрезки рубашки стоят в своих посадочных местах и не выскочили.
- Не должно быть сильного люфта переключателя и роликов, а также большого износа зубьев
Если переключатель уже не новый, нужно проверить чтобы у него не было люфта. Пошевелите параллелограмм и ролики и убедитесь что зубцы роликов не сношены, иначе желательно будет их заменить. Небольшой люфт роликов может присутствовать, но цепь не должна касаться рамок натяжителя.
На видео у переключателя присутствует сильный люфт параллелограмма и роликов, зубцы ролика сильно изношены. Хорошо настроить такой переключатель не получится.
- Не должно быть большого износа зубьев звёзд кассеты
На фото видно, что зубья 4, 5 и 6-й звёзд очень сильно изношены. При сильном износе зубьев, кассету (и цепь тоже) нужно будет заменить.
Когда цепь пора менять мы писали здесь.
Итак, с самыми частыми неисправностями разобрались, теперь давайте перейдём к настройке переключателей скоростей велосипеда. Нужно только отметить, что настройку очень желательно проводить на чистой трансмиссии – грязь на цепи, звёздах и роликах может усложнить задачу.
Настройка заднего переключателя
Доступных нам настроек переключателя не так много:
- Винт натяжения тросика (позволяет отрегулировать положение лапки переключателя точно напротив звезды кассеты)
- Винт L (англ. Low – низкий; с помощью него ограничивается сдвиг лапки на нижних передачах, чтобы цепь не могла соскочить с большой звездой кассеты в спицы колеса)
- Винт H (англ. High – высокий; он ограничивает сдвиг лапки на высоких передачах, чтобы цепь не могла соскочить с маленькой звезды кассеты)
- Концевой регулировочный винт (позволяет регулировать расстояние между кассетой и направляющим цепь роликом переключателя скоростей)
Итак, приступим к настройке:
- Устанавливаем сзади самую высокую передачу (маленькая звезда кассеты) – одной рукой крутим педаль велосипеда так, чтобы вращалось колесо, второй переключаем скорости на манетке.
- Ослабляем болт фиксатора шестигранником и высвобождаем тросик.
- Закручиваем до упора винт натяжения тросика на манетке (и на переключателе тоже, если таковой имеется).
- С помощью винта H (если не подписан, найдите его опытным путём) регулируем положение ролика так, чтобы он находился точно напротив самой маленькой звезды кассеты. И после этого смещаем ролик чуть-чуть дальше от колеса (выкручиваем винт H на четверть оборота).
- Натягиваем (сильно тянуть не нужно) тросик рукой и зажимаем с помощью фиксатора.
- Одной рукой крутим педаль так, чтобы заднее колесо вращалось, второй переключаемся на манетке на 1 передачу ниже. Если цепь не перескочила на следующую звезду, то постепенно выкручиваем винт натяжения тросика на манетке, пока это не произойдёт. После этого, пробуем переключать скорости вверх и вниз и в случае необходимости немного корректируем положения винта натяжения троса.
Если направляющий ролик находится слишком близко к кассете и упирается при переключении в большие звёзды, нужно немного выкрутить концевой регулировочный винт
- Переключаемся на самую низкую передачу сзади (большая звезда кассеты) и крутя винт L, находим такое положение, когда лапка только начинает сдвигаться. После чего немного ослабляем (выкручиваем на четверть оборота) винт L.
- Настраиваем расстояние от звезды кассеты до ролика с помощью концевого регулировочного винта. Чем меньше это расстояние, тем быстрее будут переключаться скорости, но в то же время цепь не должна задевать зубья звёзд. Обычно ближайшая звезда к траектории смещения ролика – самая большая и нужно чтобы от неё до ролика было примерно 5-6 мм (если маленькая – то 10-11 мм).
На этом настройка заднего переключателя велосипеда закончена. Переходим к переднему (если он имеется).
Настройка переднего переключателя
- Устанавливаем на велосипеде самую низшую передачу – маленькая звезда системы спереди и большая звезда кассеты сзади.
- Ослабляем болт фиксатора и высвобождаем трос.
- Закручиваем до упора винт натяжения троса на манетке.
Дальше удобнее перевернуть велосипед и поставить его на колёса, чтобы было проще работать с винтом L для ограничения крайнего положения рамки.
- С помощью винта L нужно добиться чтобы рамка переднего переключателя скоростей со стороны велосипеда находилась максимально близко к цепи, но не тёрлась о неё при вращении педалей.
Снова нужно будет перевернуть велосипед и поставить на руль и седло.
- Натягиваем тросик рукой и зажимаем с помощью фиксатора.
- Одной рукой крутим педаль так, чтобы заднее колесо вращалось, второй переключаем передачу на манетке. Если цепь не заскочила на следующую звезду, то постепенно выкручиваем винт натяжения троса на манетке, пока это не произойдёт. Пробуем переключаться вверх-вниз и, в случае необходимости, немного корректируем положение винта натяжения.
- Устанавливаем на велосипеде самую высокую передачу – большая звезда системы спереди и маленькая звезда кассеты.
После чего снова переворачиваем велосипед на колёса.
- C помощью винта H нужно выставить рамку переключателя так, чтобы с внешней стороны между ней и цепью было минимальное расстояние. Но при движении цепи, они не должны скрести друг о друга. И ограничение не должно мешать переключению на большую звезду системы.
На этом настройка переключения скоростей велосипеда закончена, можно кататься в своё удовольствие. Если у вас возникли какие-то вопросы или дополнения, то напишите их в комментариях.
Как настроить велосипедный переключатель скоростей в любых условиях
Эта статья предназначена не для спортсменов или сервисных специалистов, а для любителей. Этот метод не требует ни специальной стойки, позволяющей вывесить заднее колесо, ни какого-либо инструмента, кроме небольшой отвёртки или другого предмета, который может её заменить.

Wayne Bishop / Unsplash
Последовательность шагов довольно длинная, но не спешите паниковать, ибо вся процедура из рода «дольше объяснять, чем сделать»
Может быть, у вас не получится идеальная настройка с первой попытки. Но уже со второй-третьей попытки вы проделаете её легко и непринуждённо и ощутите гораздо меньшую зависимость от спецов в велосервисе.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мы ориентировались на самую популярную систему, разработанную Shimano. Регулировка систем других производителей может отличаться, хотя общие принципы остаются схожими.

Как настроить переключатель на велосипеде
Шаг 1. Находим регулирующие винты (верньеры)
Нам понадобится три винта.
- Винт регулировки тросика. На рисунке выше это чёрный винт сложной формы в месте, где тросик в чёрной оплётке присоединяется к системе.
- Ограничители верхних и нижних передач. На рисунке ниже это два блестящих винта в нижней левой части механизма. На корпусе рядом с ними нанесены буквы H (high – высокая) и L (low – низкая).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Винты-ограничители диапазона
TiazPiaz / Wikipedia
Шаг 2. Настраиваем середину шкалы
- Поставьте передний и задний переключатели в середину диапазона. Например, если у вас впереди 3 звёздочки, а сзади 7, поставьте 2 и 4-ю передачи соответственно.
- Приподнимите велосипед за седло и прокрутите педаль несколько раз. Это удобнее делать с помощником, но под силу и одному человеку.
- Если цепь работает тихо, длина тросика отрегулирована нормально. Если же она щёлкает, словно вот-вот переключится на другую звёздочку, надо отрегулировать длину тросика.
- Сделайте это, вращая винт регулировки тросика. При этом удобно присесть на корточки сзади от велосипеда, чтобы видеть, в какую сторону смещается лапка и ролик, направляющий цепь.
- Проверьте ещё раз, прокрутив педаль.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Возможно, вы обнаружите, что настройка сбилась сильно и диапазона регулировки винта недостаточно, чтобы исправить проблему. В таком случае потребуется заново натягивать тросик. Для этого нужны дополнительные инструменты и мы не рассматриваем такой вариант.
Шаг 3. Настраиваем верхнюю и нижнюю передачи
Переводим переключатель в положение низшей передачи. Передний переключатель переставляем на крайнюю передачу с той же стороны. То есть, выставляем передачи 1/1.
- Регулируем винтом L.
- Проверяем, прокрутив педаль.
- Переводим переключатель в положение верхней передачи.
- Выполняем настройку винтом H таким же образом.
Шаг 4. Тонкая донастройка
После этого следует прокатиться, опробовав велосипед на всех передачах. Возможно, потребуется подрегулировать тот или иной винт.
Как быть с передней системой?
Настройка происходит примерно таким же образом. На переднем переключателе есть аналогичные регулирующие винты. Только винт регулировки длины тросика будет находиться не внизу, а на руле — там, где тросик заходит в левый переключатель скоростей.
> Обзоры и рекомендации
> Как на велосипеде настроить переключение скоростей
> Как на велосипеде настроить переключение скоростей
Как на велосипеде настроить переключение скоростей
Быстрый ответ.
Чтобы настроить задний переключатель, нужно винтами H и L отрегулировать положение лапки так, чтобы ролики перекидки и звезда кассеты находились на одной линии. Винтом H производится настройка на максимальной передаче, винтом L – на первой. Чтобы настроить передний переключатель, нужно винтами H и L отрегулировать зазор 1-2 мм между рамкой перекидки и цепью.
Как настроить переключатели скоростей.
Проблема плохого переключения скоростей рано или поздно возникает у каждого велосипедиста. Причиной может служить растянутая цепь, загрязненные рубашки, поврежденные тросики, износ переключателей передач или неправильная настройка переключателей. Последняя причина является самой распространенной и может превратить поездку на велосипеде в мучение.
Ниже Вы найдете конкретные действия, которые нужно выполнить для правильной настройки заднего и переднего переключателей скоростей. Эти действия сможет выполнить даже начинающий велосипедист.
1. Настройка заднего переключателя скоростей.
Перед настройкой нужно осмотреть заднюю перекидку. Проверьте:
- целостность тросика и надежность его крепления;
- отсутствие износа и чистоту роликов;
- ровность лапки.
Изношенный тросик или ролики, а также погнутую лапку следует заменить. Грязные ролики почистить.
Если визуально все нормально начинайте настройку. Выполните следующие действия:
- установите цепь на маленькую заднюю звезду, включив максимальную передачу;
- вращением винта H (High) добейтесь положения лапки, при котором оба ролика станут на одну линию с маленькой звездой кассеты;
- установите цепь на большую заднюю звезду, включив минимальную передачу;
- вращением винта L (Low) добейтесь положения лапки, при котором оба ролика станут на одну линию с большой звездой кассеты;
- проверьте четкость работы переключения всех задних передач;
- если возникнут проблемы при забросе цепи на низкие передачи, увеличьте натяжение тросика регулятором на перекидке или на манетке;
- если возникнут проблемы при включении высоких передач, уменьшите натяжение тросика регулятором на перекидке или на манетке.
В зависимости от модели перекидки и манетки, регулятор натяжения тросика может находиться либо на перекидке, либо на манетке, либо и там, и там.
Если у Вас установлена хорошая перекидка высокого или среднего уровня, можно настроить натяжитель цепи (расстояние верхнего ролика до звезд кассеты) для плавности переключения. Для этого выполните следующие действия:
- установите цепь на большую звезду сзади и большую спереди, чтобы максимально натянуть цепь;
- вращая регулировочный винт, добейтесь расстояния 5 мм от верхнего ролика до зубьев звезды.
2. Настройка переднего переключателя скоростей.
Перед настройкой нужно убедиться в правильном расположении перекидки на раме велосипеда. Она должна располагаться так, чтобы:
- При включении большой передней звезды, ее зубья находились близко к изгибу рамки перекидки и на одинаковом расстоянии от нее. Зубья не должны задевать рамку);
- Рамка перекидки должна быть параллельна всем звездам в горизонтальной плоскости. Если смотреть на переднюю перекидку сверху, то рамка должна находиться параллельно звездам.
Для регулировки переднего переключателя передач необходимо выполнить следующие действия:
- установите цепь на маленькую переднюю и большую заднюю звезду;
- открутите болт, фиксирующий тросик на корпусе перекидки, после чего он должен занять естественное положение;
- вращая винт L (Low) добейтесь зазора между рамкой перекидки и цепью 1-2 мм, что обеспечит четкое переключение и предотвратит трение цепи о рамку во время езды;
- закрепите тросик с небольшим натягом, убедившись, что он лег в канавку в районе зажима;
- установите цепь на большую переднюю и маленькую заднюю звезду;
- вращая винт H (High) добейтесь зазора между рамкой перекидки и цепью 1-2 мм;
- проверьте четкость работы переключения всех передних передач;
- если возникнут проблемы при забросе цепи на низкую или высокую передачу, отрегулируйте натяжение тросика регулятором на передней перекидке или на манетке (аналогично настройке задней перекидки).
В зависимости от модели перекидки и манетки, регулятор натяжения тросика может находиться либо на перекидке, либо на манетке, либо и там, и там.