Инструкция по настройке заднего переключателя

Как отрегулировать и индексировать передачи велосипеда, диагностика и устранение распространенных проблем с переключением

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Если передачи на вашем велосипеде проскальзывают, отсутствует точность переключений, или они вообще не могут переключаться на определенные передачи, возможно Вам понадобится настройка переключателя или как это правильно называть индексация.

Когда вы нажимаете на монетку переключения передачи на руле своего байка , рычаг переключения тянет за собой трос, который в свою очередь передает воздействие на механизм заднего переключателя (или переднего). При каждом нажатии на монетку происходит характерный щелчок и лапка переключателя перебрасывает цепь на следующую звезду. При правильной настройки индексации каждый щелчок монетки будет соответствовать одному точному перемещению цепи по кассете.

Тросы передач со временем могут растянуться, забиться грязью все это может сбить настройки и привести к проблемам с переключением скоростей.

В этом пошаговом руководстве мы объясняем, как правильно настроить индексацию переднего и заднего переключателей путем регулировки натяжения троса.

Мы также расскажем, как установить ограничительные винты на вашей трансмиссии. Это полезно, если вы настраиваете новый передний или задний переключатель с нуля.

Бесшумная и плавная работа трансмиссии в совокупности с правильно настроенным переключением скоростей подарят Вам положительные эмоции от управления своим байком и позволят сконцентрироваться на достижении новых спортивных целей.

В свою очередь неправильно настроенный переключатель, скрежет трансмиссии может испортить настроение от любой поездки. С регулировкой передач вашего велосипеда справится даже самый неопытный механик.

Как индексировать передачи на вашем велосипеде

Перед началом работы необходимо проверить состояние некоторых компонентов вашей трансмиссии, так-как неисправность ее элементов, например, погнутый петух сделает работу по настройке переключателя бессмысленной.

Убедитесь, что рама Вашего велосипеда не имеет видимых деформаций геометрии, которая могла бы статья следствием серьезного падения, задний переключатель установлен ровно, петух (металлический кронштейн на котором прикреплен переключатель к раме ) не погнут.

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Тросы должны быть в хорошем состоянии, свободно и беззвучно двигаются внутри рубашек.  Их концы не должны быть изношены, а на внешнем корпусе не должно быть трещин и потертостей.

Также стоит убедиться, что крепежные болты переключателя, кассета закреплены с рекомендованным производителем моментом затяжки.

Вы также должны проверить состояние переключателей (заднего и в случае наличия переднего) для начально визуально. Со временем у переключателей может появиться люфт в шарнирах или рычагах, что будет негативно влиять на качество переключений. 

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Перед регулировкой передач стоит проверить затяжку заднего переключателя и кассеты.

Храповик внутри монетки (рычага переключения передач на руле) тоже может со временем изнашиваться, что выражается, как правило, в невнятном ощущением от щелчка.

Если на этом этапе все в порядке, тогда поехали! займемся настройкой индексации.

Если вы настраиваете новый переключатель, вам нужно будет установить ограничительные винты в переключателях. 

Что нужно для индексирования переключения скоростей

  • Шестигранный ключ, подходящий к вашему болту крепления троса переключения передач, обычно размером 4 мм или 5 мм.
  • Динамометрический ключ (необязательно, но рекомендуется).

Настройка заднего переключателя велосипеда

Шаг 1

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Переключите цепь на заднем переключателе на самую маленькую звезду.

Если в вашей трансмиссии установлен передний переключатель, переключите его на среднюю или

наименьшую шестерню.

Шаг 2

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Закрутите регулировочный барашек заднего переключателя полностью до упора по часовой стрелке, а затем на один оборот против часовой стрелки, тем самым создав диапазон для дальнейшей регулировки.

Регулировочный барашек позволяет выполнять тонкую регулировку натяжения троса.

Аналогичным образом отрегулируйте регулировочный барашек монетки переключателя, расположенной на руле.

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Шаг 3

Ослабьте болт крепления троса на заднем переключателе.

Шаг 4

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Несильно потяните за тросик (сильно натягивать не надо) и снова затяните крепежный болт троса.

Шаг 5

Осторожно крутите педали и одновременно один раз нажмите на рычаг монетки для переключения цепи на вторую звездочку.

Если цепь не переключилась , вам нужно увеличить натяжение троса, повернув барашек заднего переключателя против часовой стрелки, при этом не переставайте вращать педали.

Продолжайте медленно поворачивать барашек и увеличивать натяжение троса до тех пор, пока не произойдет перемещение цепи на вторую звезду задней кассеты.

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

 Если цепь плавно переключилась на вторую передачу и нет чрезмерного шума, это хороший знак.

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Регулируйте натяжение троса, пока цепь не встанет точно на вторую звезду и вращение педалей не будет сопровождаться посторонним шелестом.

Как правило, для достижения максимальной точности настройки и хорошего результата вращение регулировочного барашка следует осуществлять каждый раз на четверть оборота для достижения наилучшего результата.

Шаг 6

Теперь щелкните монеткой, для понижения передачи (перемещения цепи на следующую более большую звезду).

Шаг 7

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Если Вы все сделали правильно дальнейшие щелчки монеткой будут приводить к точному перемещению цепи по шестерням кассеты. На этом вся настройка заднего переключателя закончена. Все очень просто).

Настройка переднего переключателя велосипеда

Шаг 1

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Переведите передний переключатель на самую маленькую звезду, а задний на среднюю передачу (цепь должна быть в середине кассеты).

Ослабьте трос переднего переключателя, полностью вкрутите регулировочный винт барашка переднего переключателя по часовой стрелке до упора, а затем сделайте один оборот против часовой стрелки.

Аналогичные действия проделайте с регулировочным барашком соответствующей монетки на руле.

Шаг 2

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Ослабьте болт крепления троса переднего переключателя, слегка натяните тросик , а затем снова затяните болт крепления троса. Для правильной работы переднего переключателя натяжение обычно требуется большее натяжение тросика, чем для заднего переключателя.

Шаг 3

Плавно вращая педали, попытайтесь переключиться на большую шестерню, щелкнув монеткой переднего переключателя. Если переключение происходит медленно, поверните винт регулировочного барашка переднего переключателя на половину оборота против часовой стрелки, а затем снова начните крутить педали.

Шаг 4

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Повторяйте этот процесс до тех пор, пока цепь плавно не переместится на большую шестерню.

Как только вы будете довольны переключением на повышенную передачу, вернитесь на меньшую шестерню, чтобы проверить пониженную передачу.

Если все сделано верно, поздравляем Вы настроили оба переключателя.

Установка ограничительных винтов переключателя

Ограничительные винты регулируют диапазон перемещения переключателя. И никак не влияют на точность переключений! Фактически они устанавливают физический диапазон перемещения цепи, не давая ей соскочить с крайних звезд. К этой регулировке следует приступать только тогда, когда цепь при переключениях на крайние звезды соскакивает на раму или в спицы колеса. Если этих проблем нет, не приступайте к этой регулировке.

Ограничительные винты обычно расположены на параллелограммных пластинах заднего переключателя и обозначаются буквами «L» и «H» (что означает низкая передача и высокая). Винты упираются в выступ, встроенный в пластины параллелограмма, устанавливая тем самым диапазон перемещения цепи.

Если винты настроены неправильно, ваша цепь может соскользнуть с кассеты, что может быть опасно – как для вас, так и для вашего велосипеда.

Что вам нужно для регулировки

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция
  • Небольшая крестообразная отвертка. 
  • 4 или 5 мм шестигранный ключ для крепления зажимного болта троса
  • Динамометрический ключ и гнездо для затяжки болта крепления троса (необязательно, но рекомендуется)

Как настроить ограничительные винты заднего переключателя

Шаг 1

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

С помощью монетки на руле переключитесь на самую большую звезду.

Сначала мы отрегулируем нижний ограничительный винт на заднем переключателе, который предотвращает попадание цепи в спицы.

Найдите винт нижнего ограничения, который обычно обозначается буквой ‘L’.

Медленно вращайте педали, осторожно поворачивайте винт «L» , пока кассета цепь не переключится на самую большую шестерню и не перестанет прыгать или щелкать.

Шаг 2

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Повторите процесс для винта верхнего предела ‘H’.

Теперь мы установим винт верхнего предела, чтобы цепь не соскакивала на раму с внешней стороны.

Предварительно переключитесь на самую маленькую звезду.

Плавно поворачивайте регулировочный винт (H) и дайте цепи переместиться к нижней части кассеты,медленно вращая педали. Поворачивайте регулировочный винт до тех пор, пока цепь не вернется к наименьшей звезде и не будет работать плавно, без прыжков или щелчков.

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

После настройки регулировочных винтов, возможно потребуется повторная настройка индексации переключения скоростей. Воспользуйтесь методикой описанной в начале статьи.

Как настроить ограничительные винты переднего переключателя

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Шаг 1

Найдите ограничительный винт, устанавливающий нижний предел переднего переключателя, который не позволит цепи соскакивать с самой маленькой шестерни.

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Обратите внимание, что цепь находится максимально близко к внутренней пластине переднего переключателя, но не касаясь его.

Переведите передний переключатель в положение наименьшей шестерни, а задний переключатель в положение наибольшей звезды.

Медленно поворачивайте педали и выкручивайте винт, пока цепь не вернется на малую шестернку и не пойдет плавно, не касаясь рамки переключателя.

Шаг 2

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Когда цепь находится в самой маленькой шестерне , она должна быть как можно ближе к внешней пластине переднего переключателя, но не касаться его.

Наконец, мы установим верхний предел переднего переключателя.

Далее переведите задний переключатель на самую маленькую звезду.

Выкручивайте винт на пол-оборота за раз, пока цепь не перескочит на самую большую шестерню. После этого четверть оборота позволит вам отрегулировать переключатель, чтобы он не терся о цепь.

После этой регулировки переднего переключателя, возможно, вам потребуется внести коррективы в индексацию по методике, описанной в начале статьи.

Плавных Вам переключений!

Настройка переключателей велосипеда | пошаговая инструкция

Если у вас возникли проблемы с задним переключателем передач велосипеда, например, наблюдается нечеткое переключение с маленьких звезд на большие, слетает цепь с кассеты в крайних положениях, или же не получается настроить задний переключатель, то эта статья поможет вам устранить данные неисправности. Здесь мы рассмотрим конструкцию и принцип действия задней перекидки, мероприятия, которые следует выполнить перед настройкой и подробно, на примерах картинок и видео, разберемся с вопросом как установить, настроить и отрегулировать задний переключатель скоростей велосипеда.

Содержание статьи

  • 1 Конструкция и принцип действия задней перекидки
  • 2 Как установить задний переключатель скоростей
  • 3 Что необходимо сделать перед настройкой заднего переключателя
  • 4 Регулировка и настройка заднего переключателя скоростей велосипеда
  • 5 Что делать, если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда
  • 6 Заключение

Конструкция и принцип действия задней перекидки

Конструкция заднего переключателя скоростей велосипеда от Shimano, SRAM или других производителей (например, SunRace) не отличается особой сложностью или высокой технологичностью. Перекидка представляет собой набор следующих узлов:

  1. Крепление переключателя к петуху. Место с отверстием под болтовое соединение. При помощи данного узла переключатель устанавливается на велосипед (прикручивается болтом к петуху).
  2. Упор рубашки троса переключения. В данный упор может вкручиваться регулировка натяжения, которая позволяет подтягивать или ослаблять трос. После упора, трос уходит уже без рубашки на направляющую.
  3. Направляющая троса. Своеобразный рычаг с желобком, по которому проходит тросик до болта-фиксатора. На некоторых моделях переключателей направляющая может отсутствовать, а трос переключения сразу от упора идет на фиксирующий болт.
  4. Болт-фиксатор троса. Необходим, как понятно из названия, для фиксации троса.
  5. Винт регулировки натяжения цепи. Служит для настройки правильного положения направляющего ролика, а именно, расстояния от ролика до самой большой звезды кассеты задних звезд, в крайнем положении.
  6. Параллелограмм. Основная подвижная конструкция переключателя, которая смещаясь, движет лапку с роликами в нужную сторону и производит переключение скоростей.
  7. Винты регулировки крайних положений L и H. Необходимы для того, чтобы не слетала цепь при переключении скоростей с кассеты в крайних положениях перекидки.
  8. Лапка. Каркас, в который устанавливаются ролики, по которым идет цепь.
  9. Направляющий ролик. Верхний ролик переключателя скоростей, по которому проходит цепь на звезды задней кассеты (от ролика натяжителя). Служит, как направляющая для цепи при переключении.
  10. Ролик натяжителя. Нижний ролик перекидки. На него идет цепь от передней звезды. Он под воздействием специальной пружины убирает лишнее провисание цепи.

Конструкция заднего переключателя

Принцип действия заднего переключателя скоростей достаточно прост. При изменении скоростного режима на манетке (которая расположена на руле), происходит натяжение или послабление тросика переключения передач. Так как он жестко закреплен фиксирующим болтом к подпружиненному параллелограмму, это вызывает смещение последнего в сторону большей звезды, при натяжении троса (при уменьшении скорости), и на меньшую звезду, при его послаблении (при увеличении скорости). При послаблении тросика, смещение параллелограмма обеспечивает пружина. Изменяя свое положение, он сдвигает в нужную нам сторону лапку с направляющим роликом и роликом натяжителя. Последний, отклоняясь назад под воздействием пружины, убирает провисание цепи, чем улучшает точность переключения. Направляющий ролик смещает цепь к нужной звезде, которая, цепляясь за маленькие выступы на звездочке, перескакивает на нее (это если идет переключение с меньшей звезды на большую, если наоборот, то цепь просто спрыгивает с большей звезды на меньшую).

Хотелось бы заметить, что движение параллелограмма происходит не в одной плоскости, а в нескольких, т.к. ему требуется компенсировать разный диаметр звезд задней системы (для этой же компенсации служит и натяжитель цепи).

Также следует сказать, что так работает большинство задних переключателей скоростей (кроме планетарных) независимо от производителя (Shimano, SRAM) или количества скоростей (6, 7, 8, 9, 10 и т.д. — скоростные системы)

Принцип работы заднего переключателя скоростей вы можете отчетливо пронаблюдать на видео.

Как установить задний переключатель скоростей

Установка задней перекидки велосипеда не сложная задача и если вы купили ее для замены вашего старого переключателя, то следует выполнить следующие действия:

  • Снять цепь с велосипеда.
  • Откинуть тросик заднего переключателя.
  • Демонтировать старую перекидку, открутив ее от петуха, и установить новый задний переключатель скоростей.
  • Установить цепь, правильно пропустив ее между роликами переключателя.Правильное прохождение цепи между роликов
  • Настроить задний переключатель как описано ниже.

Что необходимо сделать перед настройкой заднего переключателя

Перед регулировкой и настройкой задней перекидки желательно произвести осмотр вашего переключателя на предмет неисправностей и произвести очистку и смазку некоторых компонентов трансмиссии велосипеда. Бывает, что простой очистки достаточно, чтобы переключатель снова стал работать без сбоев.

Проверить исправность переключателя и других компонентов

  • Проверяем, не погнут ли петух или рамка переключателя скоростей. Это одна из часто встречающихся неисправностей заднего переключателя, когда при боковом ударе (или других, например, при падении или задевании бордюра и т.д.) происходит деформация рамки перекидки или же петуха. Погнутый петухПроверить это достаточно просто. Выставляем спереди самую большую звезду, а сзади – маленькую (например, 3х8 на 24 скоростных байках), становимся сзади велосипеда и смотрим на положение направляющего ролика и ролика натяжителя перекидки. Параллельное расположение лапкиОни должны быть на одной линии и перпендикулярны относительно земли. Исключением являются некоторые модели переключателей скоростей от фирмы Campagnolo, где рамка находится под углом относительно земли. Выровнять рамку в домашних условиях не так-то и просто (обычно это получается не с первого раза, а иногда не получается вовсе), а вот погнутый петух можно привести в норму за несколько минут. Для этого демонтируем переключатель, и при помощи специального инструмента для выравнивания петуха выгибаем его в нужную нам сторону. Инструмент для выравнивания петуха велосипедаНельзя ровнять петух, надавливая на сам переключатель. Этим действием вы можете согнуть рамку перекидки, что приведет к лишним проблемам. Диагностировать неровный петух или рамку переключателя можно во время езды. Например, если на некоторых передних звездах переключение задних происходит без замечаний, а на других передних — наблюдается не четкая работа, то скорее всего проблема в погнутой перекидке. О том, как выровнять петух на велосипеде без применения специальных инструментов мы поговорим в одной из следующих статей.
  • Отсутствие люфтов параллелограмма. Если у вас достаточно старый переключатель, прошедший огонь и воду, а вдобавок ко всему еще и самый бюджетный начального уровня, например, Shimano Tourney или Altus, то перед настройкой следует проверить отсутствие люфтов там, где их быть не должно. Берем переключатель и проверяем отсутствие поперечных люфтов в подвижных местах параллелограмма. К сожалению, если вы их обнаружили, то устранить вряд ли получится, потребуется купить и установить новый задний переключатель скоростей.
  • Целостность роликов. Если ваш переключатель с большим пробегом, и вы не ухаживали за своей трансмиссией (не производили вовремя чистку и смазку цепи), то есть вероятность износа направляющего ролика и ролика натяжителя. Изношенные и новые роликиЧтобы добиться четкого переключения желательно бы ролики заменить. Для этого снимаем цепь (она будет мешать), откручиваем два болта, которые соединяют две половинки рамки, и достаем ролики заднего переключателя. При покупке и установке новых обратите внимание на то, что верхний и нижний ролики отличаются друг от друга, поэтому не перепутайте их при установке.Направляющий ролик и ролик натяжителя
  • Проверить цепь на износ. Для этого проверяем, насколько сильно она растянулась (это можно сделать при помощи специального инструмента или линейки). Измеритель длины цепи велосипедаЦепь подлежит замене в случае, если длина 24-х звеньев превышает 307,5 – 308 мм. Плюс к этому цепь может выработаться по бокам. Это происходит, если вы допускаете сильный перекос цепи при езде.

Очистить от грязи и отработки все компоненты трансмиссии

  • Очистить задний переключатель. Для этого очищаем от грязи пружину параллелограмма и ролики лапки.
  • Очистить, смазать и проверить на целостность тросик. Чистка и смазка тросика задней перекидки очень важный этап. Это связано с тем, что чрезмерное их загрязнение или же повреждение (ржавчина или разрыв волокон) очень существенно ухудшает переключение скоростей. Это происходит из-за того, что грязный тросик создает дополнительное трение внутри рубашки, тем самым ухудшает переключение. Выполнив очистку и смазку троса, возможно дальнейшая настройка перекидки вам не понадобится.
  • Очистить и смазать цепь велосипеда. Если у вас грязная и не смазанная цепь, добиться четкой работы переключателей скоростей будет сложнее.
  • Очистить от грязи кассету задних и передних звезд. Так как мы очистили все узлы трансмиссии велосипеда, то и про системы звезд забывать не стоит. Если мы их не почистим, то грязь со звездочек снова налипнет на цепь и ролики переключателя.

Регулировка и настройка заднего переключателя скоростей велосипеда

После того как мы закончили подготовительные работы можно переходить к настройке заднего переключателя велосипеда. Для этого нам понадобится минимум инструментов и усилий.

  1. Переключаемся на самую большую звезду спереди и на маленькую сзади. Например, для 27-скоростной системы — это 3х9.
  2. Откручиваем болт-фиксатор троса на заднем переключателе и откидываем трос.Откручиваем болт фиксатора троса
  3. Закручиваем регулировки натяжения троса на перекидке и на манетке. Для этого вращаем их по часовой стрелке. Регулировку, которая находится на упоре рубашки троса переключателя, закручиваем полностью, а на манетке, полностью минус 1-1,5 оборота. Многие рекомендуют закручивать регулировки и там и там до упора, но как показала практика, для более точной подстройки лучше сделать небольшой запас.

    Регулировка на манетке велика

    Регулировка на перекидке

  4. Регулируем крайнее положение заднего переключателя H. Это необходимо для предотвращения соскакивания цепи с самой маленькой звезды кассеты в сторону рамы. При данной настройке цепь должна находиться на передней самой большой и на задней самой маленькой звездах. Вращая винт регулировки крайнего положения H в нужную сторону, следует добиться соосности ролика натяжителя, направляющего ролика и самой маленькой звезды задней кассеты. Необходимо максимально точно произвести позиционирование. Если вы слишком сместите ось в сторону рамы, то есть вероятность соскока цепи, а если – в сторону колеса, то, скорее всего не сможете переключить скорость на самую маленькую звезду.Настройка высоких передач H
  5. Натягиваем трос руками, вставляем его в паз под болт-фиксатор троса и, держа тросик под натяжением, закручиваем болт. Трос натягиваем исключительно руками. Не нужно тянуть тросик плоскогубцами или другими инструментами.
  6. Настраиваем переключение передач. Для этого переключаем на манетке скорость сзади на одну меньше (например, было 3х9, стало 3х8). Вращая педали, плавно производим натяжение троса. Для этого крутим регулировку на манетке против часовой стрелки до тех пор, пока цепь не перескочит на большую звезду. После этого проверяем обратное переключение. Выставляем скорость обратно (для нашего примера – это 3х9) и проверяем работу задней перекидки. И при повышении, и при уменьшении скорости переключение должно происходит быстро, четко и без лишних шумов. Если это не так, подстройте натяжение тросика. Настроив таким способом переключение скоростей, все остальные передачи должны так же четко переключаться.Регулируем натяжение троса переключателя
  7. Регулируем крайнее положение заднего переключателя L. Это нужно для того, чтобы избежать соскакивания цепи с самой большой задней звезды в сторону спиц. Для этого выставляем скорости 1х1 (цепь должна быть на этих звездах) и, вращая регулировочный болт L, добиваемся, чтобы ролики переключателя и самая большая звезда кассеты были на одной линии. Это так же следует выполнить с максимальной точностью. Если линия будет смещена в одну из сторон, то возможны соскок цепи с кассеты или проблемы при переключении на самую большую заднюю звезду.Настройка низких передач L
  8. Настройка натяжителя цепи. Если на скорости 1х1 при вращении педалей направляющий ролик задевает самую большую заднюю звезду, то следует вкрутить регулировочный болт натяжителя цепи, тем самым увеличив зазор между направляющим роликом и звездой кассеты. Расстояние между ними должно быть 5 мм.Положение направляющего ролика от звезды системы
  9. После того, как вы настроили переключатель дома, следует испытать его работу при езде. Выезжаем на улицу, и проверяем переключение. В случае каких либо проблем, подстраиваем перекидку при помощи регулировки на руле. Если у вас возникают сложности при переключении с меньшей звезды на большую, следует натянуть трос (вращаем регулировку против часовой стрелки), с большей на меньшую — ослабить (вращаем регулировку по часовой стрелке).

Что делать, если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда

Если вы выполнили все предыдущие пункты верно, но у вас все равно не получилось отрегулировать правильное переключение задних скоростей, то есть еще один способ настройки перекидки. Он, в основном, используется для настройки сильно изношенных задних переключателей или, если последние самого бюджетного уровня. В принципе, большинство действий повторяют вышеописанный метод, но отличия все же есть.

  1. Снимаем цепь. Переключаемся сзади на самую маленькую звезду и откидываем тросик переключателя скоростей.
  2. Закручиваем регулировки натяжения троса как описано выше в пункте 3.
  3. Настраиваем крайнее положение H аналогично предыдущему методу за исключением того, что плоскость роликов смещаем в сторону от колеса (вправо, если смотреть сзади) на минимальное расстояние, буквально 1/10 мм.
  4. Затем, не подкидывая трос, руками смещаем параллелограмм в сторону самой большой звезды кассеты и настраиваем крайнее положение L. Плоскость роликов, относительно самой большой звезды кассеты, смещаем на 1/10 мм в сторону спиц (влево).
  5. После того как вы настроили крайние положения переключателя (low и high) устанавливаем цепь на место и выставляем на переключателях самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади.
  6. Затем выполняем пункты 5, 6, 8 и 9 из методики настройки заднего переключателя скоростей, которая описана выше.

Второй метод помогает вам более точно выставить крайние положения переключателя скоростей велосипеда, так как вам не мешает цепь. А небольшие смещения при настройке L и H могут решить проблемы с переключением у старых перекидок, на которых наблюдаются незначительные люфты. Главное не переборщить со смещением плоскости, т.к. это может привести к соскоку цепи. Если у вас не получается настроить заднюю перекидку ни по первому ни по второму способу, то скорее всего у вас погнут петух или лапка переключателя (или перекидка вышла из строя). Что с этим делать описано на стадии подготовки. Есть вероятность, что проблема не в переключателе, а в поломке манетки, которая не позволяет четко переключать скорость.

Если вы что-то не поняли из инструкции как настроить задний переключатель, то можете посмотреть данное видео, которое наглядно покажет, что, и в какой последовательности делать.

Заключение

Прочитав данный материал, вы в полной мере узнали, как установить, настроить и отрегулировать задний переключатель скоростей велосипеда. Не важно, установлен у вас SRAM X5 или Shimano Alivio, 8 или 9 скоростная система, процесс настройки одинаков. Мы рассмотрели два способа регулировки: обычный, и для перекидок с небольшими люфтами. Поверхностно затронули тему ремонта заднего переключателя, а именно как нужно ровнять погнутый петух. Ну и в каких случаях требуется замена задней перекидки. Успехов вам настройке и удачи в поездках.

Как настроить переключатели скоростей на велосипеде? Подробная инструкция об основных видах неисправностей и путях их решения.

Думаю, каждый велосипедист сталкивался с проблемой нечетко работающих переключателей скоростей. Не зависимо от того, какого бренда навесное, Shimano или Sram – эта проблема знакома каждому. Ты делаешь щелчок клавишей манетки, немного ослабляешь “крутку”, цепь трещит и просится, но желаемого переключения не происходит… Помимо морального дискомфорта, проблема плохо работающих переключателей еще и травмоопасна. В любой момент может проскочить передача и ты вместе с велосипедом уже лежишь на обочине. 

Приятного в этом мало, но если сказать честно настройка передач не является чем-то сверхсложным и вполне под силу для самостоятельного освоения. 

Настройка заднего переключателя (Shimano, Sram, Microshift и другие).

Что же снижает точность переключения? 

  • растяжение тросов переключения. На новых велосипедах троса тянутся гораздо быстрее, чем на уже катаных. Но и решается проблема просто, достаточно увеличить натяжение троса и готово. Для подтяжки имеются специальные барашки, поэтому скорее всего не понадобится даже инструмент. 
  • грязь. Грязный переключатель и его части, немытая пластилиновая цепь, окисленные троса и рубашки – все это сильно ухудшает четкость работы. Механизмам приходится преодолевать дополнительное сопротивление, и на низких группах навесного иногда начинает казаться, что велосипед не работает вовсе. К счастью, с загрязнениями бороться просто – достаточно вымыть велосипед. ГЛАВНОЕ соблюсти небольшие правила мойки и конечно не забыть про последующую смазку. 

Подробнее о правильно мойке велосипеда в нашем видео 

  • искривление съемного дропаута (петух). В результате эксплуатации велосипеда, данный элемент велосипеда систематически искривляется. Это может происходить в результате падения, неправильных способов хранения и транспортировки, и даже просто так, как следствие активной эксплуатации. Стоит отметить, что без рихтовки дропаута все попытки качественно настроить задний переключатель скорее всего будут безуспешны. И для выполнения данной операции понадобится специальный инструмент. Поэтому при обнаружении искривления петуха, лучше обратиться в специализированный сервис по ремонту велосипедов, где с легкостью справятся с задачей. 
  • искривление самого переключателя. Иногда случается и такое. В результате падения или неудачного маневра искривляется не дропаут, а сам переключатель. В этом случае все индивидуально, иногда получается исправить, но чаще для качественного переключения требуется замена. 
  • износ трансмиссии и (или) элементов (цепь, звезды, ролики переключателя, люфт самого переключателя скоростей, троса и рубашки). Если на новом приводе все работает хорошо, то при износе поперечная жесткость цепи уменьшается, а люфты системы переключения увеличиваются, и точность переключения может значительно уменьшиться. При переключении с большими люфтами привод может вообще никак не отреагировать и продолжить работу на исходной звезде. 
  • в исключительных случаях возможны дополнительные варианты, (например, плохо зафиксированный петух или искривление звена цепи), но это редкость. 

Настройка заднего переключателя. 

2020-11-24_16-26-48.png

Данная инструкция по настройке применима ко всем задним переключателям скоростей. Прежде чем приступить к настройке, необходимо устранить все факторы, описанные в главе выше. Итак, приступим: 

1. Освободите трос передачи, открутив винт А. Теперь закрутите до упора по часовой стрелке регулятор В 

2. Прощелкайте манеткой заднего передателя (правый шифтер) до самой высокой передачи (рычажок для указательного пальца). Теперь возьмите в руки крестовую отвертку и найдите регулировочный винт Н сзади переключателя 

3. Вращая этот винт, нужно выровнять верхний ролик в одну плоскость с крайней правой звездочкой кассеты. Есть небольшая хитрость: если переключатель не новый и у него уже есть люфты, то нужно выставить ролик не идеально по линии, а сместить его немного вправо (если смотреть сверху сзади) 

4. Теперь, когда у нас выставлена контрольная точка High, руками выбираем слабину троса и затягиваем винт А. Заметьте, что тросик должен встать в канавку шайбы этого винта. 

5. После того, как винт закручен, включите вторую передачу щелчком манетки на руле и вращая педали, начинайте откручивать против часовой стрелки регулятор В. В данной ситуации очень хороша подставка под заднее колесо.

6. Вращайте педали и регулятор, пока цепь не перескочит на вторую звезду. Всё, что осталось, это довести переключение до идеала. Для этого просто перещелкивайте с первой на вторую звезду и далее. Продолжая играть регулятором по несколько щелчков вперед-назад, добейтесь четкого переключения. Индексная система переключения передач устроена так, что настроив одну скорость, петух ровный, дропауты рамы симметричные, то работа практически закончена — проверьте, как цепь ходит во всем диапазоне скоростей. Должно быть быстро, четко и без задержек. 

7. Постепенно доводим переключатель и манетку до 1 звезды (крайняя большая звезда). И выставляем контрольную точку Low. 

8. Если всё-таки остаются проблемы (а это, как правило — переключение на крайних звездах), то можно еще чуть-чуть сместить ролик во внешнем от крайних звезд направлении, регулировочными винтами H и L. Главное помнить, цепь должна легко становится на обе крайние звезды, при этом не стремясь к падению за границы кассеты. 

Настройка переднего переключателя (Shimano, Sram, Microshift и другие). 

В целом такие факторы, как растянутый трос, грязь, ржа, искривление и поломка влияют на работу и переднего переключателя. Методы решения аналогичны методам при работе с задним переключателем. Но чаще всего проблемы с переключением переднего переключателя связаны с его неправильной установкой. 

Установка переднего переключателя скоростей. 

front_derailleur_bw.gif

1. Открутите шестигранником болт, удерживающий трос. 

2. Руками выдвигайте рамку переключателя к себе на максимум, чтобы она оказалась над зубьями большой звезды. Если расстояние от рамки до зубьев больше, чем надо, то немного ослабьте болт хомута, крепящего переключатель к подседельной трубе, и добейтесь, чтобы зазор стал правильным (2-3 мм). 

3. Далее, крайне важно направить переключатель абсолютно параллельно звездам системы, если смотреть сверху. Нельзя, чтобы рамка ушла вправо или влево хотя бы на миллиметр, потому что в этом случае цепь обязательно будет подтирать. 

4. Придется положиться на свой глазомер, и глядя сверху, добейтесь параллельного звездам положения наружной рамки. Теперь можно затягивать болт хомута. 

7d3b8a5336674a4a04bd6ee47449c92f.jpg

5. После этого переходим к самой настройке. Настройка переднего переключателя скоростей. Все нюансы по настройке переднего переключателя  хорошо описаны в статье нашей веломастерской VELOSERVICE.BY. 

Или смотрите видео, в котором мы подробно показываем и описываем все подготовительные и основные этапы по регулировке обоих переключателей скоростей.

zad-per1

Прежде чем приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут.

должно быть так Определить погнут ли кронштейн-держатель заднего переключателя (далее «петух») можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов. Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону. Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.

петух

Выпрямлять кронштейн лучше всего, сняв его с велосипедной рамы. Примечание. Стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном — нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.

Ограничительные винты.

Их три. Один сдвигает задний переключатель назад – регулирует натяжение цепи. Два других «L» («low») и «H» («high») ограничивают движение переключателя . Эти винты расположены чаще всего в задней части параллелограмма.

Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку.

Ограничитель высокой передачи («H»)

Винт «Н», не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и переключателем. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.

Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутыми петухом или переключателем, либо с затруднённым ходом троса.

Настраиваем ограничитель высокой передачи:

регулировка ограничителя Н

  1. Переключаемся: самая большая звезда спереди и самая маленькая сзади.
  2. Ослабляем тросик переключения, раскрутив болт удерживающий трос в районе перекидки.
  3. Максимально вкручиваем регулировочные барабаны на перекидке и на манетке.
  4. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездочкой. Смотрите рисунок.
  5. По окончанию настройки необходимо сильно натянуть трос и зажать его на перекидке.

Если закручивать регулировочный винт «H» по часовой стрелке, то рамка смещается в сторону больших звёзд; если крутить против часовой — во внешнюю сторону.

После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.

Ограничитель низкой передачи («L»)

Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.

Настраиваем ограничитель низкой передачи:

регулировка ограничителя L

  1. Переключаемся: самая маленькая звезда спереди и самая большая звезда сзади.
  2. Максимально выкручиваем винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.
  3. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой большой звездочкой. Смотрите рисунок.

Если закручивать винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; если крутить против часовой — в сторону спиц.

Переключение передач велосипеда.

Как происходит переключение передач велосипеда? Вы давите на руле на рычаг манетки, она проходит некоторое расстояние, вытягивая при этом трос и защелкивается запорным механизмом (собачкой). Трос проходит по рубашкам и открытым пространствам и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и цепь вынуждена подниматься на верхнюю звездочку. Ну и наоборот — отщелкивается рычажок на манетке, ослабляется трос, под действием пружины рамка сдвигается к правому перу рамы велосипеда и цепь соскакивает на меньшую звездочку. Переключение происходит дискретно – один щелчек ( + или – ) и один сдвиг рамки переключателя. Эту дискретность иногда нужно подстраивать, чтобы цепь (посредством роликов) позиционировалась как раз напротив нужной задней звезды.

Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.

Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса. У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения. На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения (манетки), у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки.

Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.

регулировочный барабан

Точная подстройка основана на следующих принципах:

  • переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса.
    Если переключения на большие звезды замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.
  • переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса.
    Если скидывания цепи замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелке.

Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.

Настройка заднего переключателя

Перед настройкой заднего переключателя

  • Необходимо почистить и смазать сам переключатель, ролики и цепь, а также вытащить весь мусор из кассеты.
  • Убедитесь что он не изогнут. Задний переключатель — самая хрупкая и незащищённая часть велосипеда. Вы можете это грубо оценить на глаз: когда вы смотрите на переключатель сзади, два
    ролика должны точно находиться один над другим, так что цепь идёт с верхнего ролика к нижнему без наклона вбок.

Винты для настройки заднего переключателя


К регулировочным винтам относятся:

  • Болт крепления управляющего тросика.
  • Барабан

    служит регулировки натяжения управляющего тросика.

  • Ограничитель низких передач (винт L).

    Он (обычно обозначается буквой L) не даёт переключателю пройти наибольшую звезду и завести цепь в спицы. Если он очень ослаблен, переключатель может попасть в спицы. Если же он
    слишком затянут, будет сложно или вообще невозможно переключиться на наибольшую звезду кассеты.

  • Ограничитель высоких передач (винт H)

    Он (обозначается буквой H) предотвращает сбрасывание цепи с наименьшей звёздочки и заклинивание между звёздой и петухом. Если он ослаблен, это вряд ли причинит какой-либо вред
    велосипеду с дискретным переключением передач, так как сам тросик не позволит переключателю зайти за наименьшую звёздочку и сбросить с неё цепь. Если он перетянут, будет сложно или
    вообще невозможно переключиться на наименьшую звезду кассеты.

    Сложности в переключении на наименьшую звёздочку, на самом деле, нечасто вызваны неправильной настройкой этого ограничителя, а скорее всего ваш переключатель погнут, или из-за
    большого трения тросиков.

  • Винт регулировки положения роликов («B-Tension»)

    Винт регулировки положения верхнего ролика относительно звезд. Чем более ослаблен болт, тем ближе ролик подходит к кассете.

Порядок настройки переключателя

  1. используя барабан у
    переключателя или на манетке ослабьте натяжение тросика.
  2. Установите цепь на малую звезду кассеты и, вращая ограничительный
    винт H,
     установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью малой звездочки кассеты. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.

  3. Переключитесь на самую большую звезду и, вращая ограничительный
    винт L,
     установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью большой звездочки кассеты, отжимая при этом манеткой переключатель к спицам.
    Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.

  4. Установите цепь на самую малую звезду спереди и большую сзади. Винтом
    регулировки положения роликов
     добейтесь того, чтобы при вращении педалей назад, ролик не задевал за зубья больщой звездочки, нонаходился всего в 3-5 мм от нее.

    Настройку угла необходимо проводить по наибольшей звезде кассеты. Поэтому если вы её меняете на кассету с большей или меньшей наибольшей звездой, вам необходимо настроить угол заново.
    Также необходимо проделать эту процедуру при изменении длинны цепи.

    Если болт настройки угла излишне ослаблен, значит направляющий ролик будет задевать за кассету при езде на низшей передаче (большая сзади, маленькая спереди). Поэтому при настройке
    необходимо проверить именно эту передачу.

    Поскольку переключение обусловлено движением цепи под углом к звёздочке, значит чем больше этот угол, тем скорее произойдёт переключение. Чем ближе направляющий ролик к кассете, тем
    более острым будет этот угол при заданном перемещении переключателя. Таким образом, чем более ослаблен болт, тем лучше будет происходить переключение.

  5. Используя барабан отрегулируйте
    натяжение тросика.

    Чаще всего необходима только регулировка натяжение тросика. Сам механизм, обеспечивающий дискретное переключение находится в манетках.

    Если переключатель правильно настроен при установке, необходимо лишь время от времени подтягивать тросик.

    Настройка натяжения тросика осуществляется барабанами, расположенными на конце рубашки или на мантеки (совершенно не важно какие из этих барабанов вы используете).

    Прежде чем регулировать натяжение тросика, переключитесь на высшую передачу (наименьшую звёздочку сзади) и убедитесь, что манетка позволяет тросику ослабнуть настолько, чтобы можно
    было достичь этой передачи.

    Щелкните манеткой (на следующую после наименьшей звёздочку) и покрутите педали вперёд. Цепь должна перескочить на вторую маленькую звёздочку. Если этого не произошло, значит тросик
    слишком ослаблен, и необходимо прокрутить барабан против часовой стрелки, чтобы подтянуть тросик. Начните с половины оборота и проверьте ещё раз. Очень часто новички слишком
    усердствуют в этом и слишком сильно натягивают тросик. Иногда это приводит к тому, что всё смешается на один щелчок: с крайними передачами возникают проблемы, хотя остальные работают
    вполне сносно. Поэтому важно проверить, что переключению на вторую звезду соответствует правильная передача на манетке.


    Тонкая настройка должна проходить в соответствии со следующими принципами:

    • Переключение на бОльшую звёздочку происходит при натягиванием тросика. Если переключение происходит слишком медленно, значит тросик натянут недостаточно — проверните барабан против
      часовой стрелки, чтобы натянуть его.
    • Переключение на меньшую звёздочку происходит при ослаблении тросика. Если оно проходит медленно, значит тросик недостаточно ослаблен — проверните барабан по часовой стрелке, чтобы
      ослабить его.

    Если переключение передач работает нормально на больших звёздочках, но не на маленьких, или наоборот, это верный признак того, что переключатель погнут.

Проблемы

Если вы так и не смогли настроить переключатель, проверьте следующее.

Необходимо убедиться, что тросик нигде не заедает в рубашках. Для этого, установив цепь на самую большую звезду и не вращая педали, спустите манетку до последней передачи. Провисший тросик
легко можно будет вынуть из упоров на раме. Все рубашки должны легко двигаться относительно тросика. Если это не так, попробуйте смазать тросик или замените рубашки, предварительно очистив
тросик. На тросике не должно быть лопнувших жил в рабочей области. Установите тросик на место и прокрутите педали, чтобы цепь заняла соответствующую звезду.

Если переключатель стоит криво, т. е. плоскость натяжителя цепи не параллельна плоскости звезд, то необходима замена переключателя или «петуха» или правка последнего.

Взявшись за конец натяжителя, покачайте его вправо-влево относительно продольной плоскости велосипеда. Люфт на конце рамки при ее вертикальном положении не должен превышать 3-4 мм.

Люфт роликов должен быть незначителен. Новый верхний ролик имеет небольшой осевой люфт.

При регулировке заднего переключателя могут возникать определённые проблемы, но наше руководство позволит вам настроить его правильно и быстро.

Не так много вещей раздражают велосипедиста так же, как хрустящая или прыгающая по звёздам цепь. Эта пошаговая инструкция поможет настроить переключение скоростей, чтобы избежать этого.

Задний переключатель на Scott Addict 10 Disc

Плохо настроенный переключатель может вызвать массу проблем – это особенно ощущается, например, при подъёмах в гору или в дальних поездках по шоссе. Когда передачи плохо переключаются, удовольствие от катания получать уже сложно. Но, к счастью, настроить задний переключатель несложно, и большинство райдеров (если не все) могут сделать это самостоятельно.

Ниже – пять основных вещей, которые вам необходимо сделать. Они позволят сэкономить время и деньги! А как настроить передний переключатель, вы можете почитать здесь.

1. Закрутите ограничительные винты

Отсоедините тросик от переключателя и мягко прокрутите педали вперёд – до тех пор, пока цепь не окажется на малой звезде кассеты. В задней части переключателя должен быть винт с маркировкой «H». Обычно это винт под крестовую отвёртку, но на некоторых переключателях бывает винт и под шестигранник.

Винт с маркировкой «H» определяет, насколько близко к раме может подходить переключатель. Поворачивая его по часовой стрелке, вы двигаете рамку с роликами ближе к колесу, против часовой – в другую сторону, ближе к дропауту рамы.

В данном случае вам нужно, чтобы верхний ролик переключатея располагался непосредственно под малой звездой кассеты.

2. Натяните тросик

Закрутите регулятор натяжения тросика на переключателе (возле конца рубашки тросика) практически до конца. Затем переключитесь на самую маленькую звезду сзади.

После этого отпустите болт, крепящий тросик к переключателю, натяните тросик как можно сильнее (но не до красноты в глазах), а затем закрутите болт обратно.

Далее переключитесь, допустим, на третью звезду сзади и аккуратно прокрутите педали вперёд. Не переживайте, если переключение на этот момент не работает идеально.

Оцените положение верхнего ролика относительно кассеты – сейчас он должен располагаться строго под третьей звездой.

3. Настройте натяжение тросика

Для регулировки натяжения тросика ползуйтесь регулятором возле конца рубашки у манетки или у переключателя. Вращая регулятор против часовой стрелки, вы натягиваете тросик, и переключатель смещается внутрь, в сторону колеса. Вращая его по часовой, вы уменьшете натяжение тросика и смещаете переключатель наружу.

Таким образом, если переключение вверх затруднено, натягивайте тросик, вращая регулятор против часовой. Если переключатель уходит слишком далеко вверх, и цепь перелетает через нужную звезду, крутите регулятор по часовой и уменьшайте натяжение.

Помогает в этом деле вслушиваться в шумы трансмиссии. В итоге, она должна работать тихо – настолько тихо, насколько возможно.

4. Второй регулировочный винт

Переключитесь на самую большую звезду кассеты. Затем найдите второй винт, уже с маркировкой «L». Он определяет, насколько близко к колесу может подходить переключатель.

Возьмите переключатель за корпус и аккуратно потяните его по направлению к колесу. Рамка с роликами не должна уходить дальше большой звезды кассеты.

Движение её в эту сторону и ограничивает винт с маркировкой «L». Закрутите его так, чтобы рамка переключателя не уходила дальше большой звезды. Это важно для того, чтобы переключатель случайно не попал в спицы.

5. Ещё один регулировочный винт (верхний)

Пока цепь находится на большой звезде кассеты, самое время отрегулировать положение этого винта. Он находится на самом верху переключателя, рядом с тем местом, где крепится к петуху рамы.

Этот винт определяет, как близко к кассете в вертикальной плоскости находится верхний ролик переключателя. Он должен располагаться максимально близко к ней, но не касаться звёзд.

Вращая этот верхний винт по часовой стрелке, вы отодвигаете верхний ролик переключателя от кассеты. Подкрутите его так, чтобы расстояние между роликом и звёздами составляло примерно 3мм.

Ну, а затем можно смело брать велосипед и кататься дальше без проблем – по крайней мере, несколько месяцев. Затем, возможно, регулировку нужно будет повторить.

Профессиональная мастерская

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по настройке битрикс 24
  • Инструкция по настройке бегущей строки
  • Инструкция по настройке антенны триколор тв самостоятельно подробная инструкция
  • Инструкция по настройке андроид магнитолы
  • Инструкция по настройке автоматических ворот дорхан