Инструкция по обеспечению требований пожарной безопасности на локомотивах

Skip to content

В Поездку










2018-2022 © Портал о транспорте «Движение24.РУ»: автомобили, железная дорога, авиация и другие виды транспорта. Авторские права на размещенные материалы принадлежат: тексты — редакции портала, изображения и видео — непосредственно их авторам. Изображения и текстовые материалы в разделе Автомобили публикуются от имени JQ7 Publisher по лицензионному соглашению с AutoVia Ltd., Dennis Publisher, MT Car US, которым принадлежат все права на них. Мы разрешаем использование наших собственных материалов с обязательным опубликованием активной ссылки на страницу-источник. Как мы используем данные пользователей — Политика конфиденциальности.

«Локомотив средствами пожаротушения укомплектован»

Read More

«АВТОМАТИЧЕСКИЙ»

Read More

«РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»

Read More

Выполнение в установленные сроки, в полном объёме и с высоким качеством работ, предусмотренных планово-предупредительной системой ТО и ТР

Read More

«РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»

Read More

Каждые 15-30 мин

Read More

1) давление в баллонах с огнетушащим составом, которое должно быть не менее установленного для данной температуры окружающего воздуха; 2) отсутствие

Read More

1) наличие рукавов и пожарных стволов; 2) положение кранов; 3) наличие пломб на кранах, блоках тумблеров и заправочных горловинах резервуаров

Read More

1) наличие в полном объёме водного раствора пенообразователя в резервуаре; 2) наличие рукавов и генераторов пены; 3) положение кранов и

Read More

Министерство путей сообщения

РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 1993 г.
N ЦТ-ЦУО-175

ГЛАВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА

УПРАВЛЕНИЕ
ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель
министра путей сообщения

А.Н.Кондратенко

ИНСТРУКЦИЯ

ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА
ЛОКОМОТИВАХ И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ
СОСТАВЕ


ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N
Е-1672у)

1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.
Настоящая инструкция устанавливает
основные положения и требования пожарной
безопасности находящихся в эксплуатации
локомотивов и моторвагонного подвижного
состава железнодорожного транспорта
Российской Федерации.

Инструкция
является обязательной для всех работников
железнодорожного транспорта, связанных
с эксплуатацией и ремонтом локомотивов
и моторвагонного подвижного состава.

Вся
вновь издаваемая эксплуатационная и
ремонтная документация в части пожарной
профилактики и использования существующих
видов пожарной техники на локомотивах
и моторвагонном подвижном составе
должна строго соответствовать настоящей
Инструкции. При разработке и внедрении
новых видов пожарной техники ее применение
осуществляется по технической документации
разработчиков до внесения в настоящую
Инструкцию.

1.2.
Ответственность за пожарную безопасность
эксплуатируемых локомотивов и
моторвагонного подвижного состава
несут:

машинисты
— за принятые ими локомотивы и моторвагонный
подвижной состав;

начальники
депо — за локомотивы и моторвагонный
подвижной состав, приписанные к депо;

начальники
дорог и начальники отделений дорог — за
состояние локомотивов и моторвагонного
подвижного состава соответственно
дороги и отделения дороги;

главные
инженеры ремонтных заводов — за локомотивы
и моторвагонный подвижной состав,
находящийся в ремонте.

1.3.
На основе настоящей инструкции, с учетом
конструктивных особенностей эксплуатируемых
в депо локомотивов, моторвагонного
подвижного состава и применяемых на
них средств пожаротушения, разрабатываются
конкретные инструкции для каждого типа
(серии) локомотива, моторвагонного
подвижного состава, которые согласовываются
со службой ведомственной охраны дороги,
утверждаются начальником службы
локомотивного хозяйства и вывешиваются
в депо в установленных для этого видных
местах. Ответственность за их выполнение
несут начальники депо и их заместители.
(В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N
Е-1672у)

1.4.
Требования настоящей инструкции должны
учитываться при разработке правил
технического обслуживания, текущего и
капитальных ремонтов для каждого
конкретного типа (серии) локомотива и
моторвагонного подвижного состава.

1.5.
Начальники депо и директора ремонтных
заводов на основе анализа предыдущей
работы и имевших место пожаров ежегодно
разрабатывают и осуществляют мероприятия
по снижению пожарной опасности локомотивов
и моторвагонного подвижного состава,
а также назначают приказами ответственных
за проведение пожарно-профилактических
мероприятий, предусмотренных настоящей
инструкцией, при технических обслуживаниях
и ремонтах локомотивов и моторвагонного
подвижного состава.

1.6.
Начальники депо разрабатывают и
согласовывают со службой ведомственной
охраны дороги программы обучения
машинистов и помощников машинистов,
которые должны охватывать:

основные
пожароопасные узлы и причины возникновения
пожаров на локомотивах и моторвагонном
подвижном составе;

правила
пожарной безопасности на локомотивах
и моторвагонном подвижном составе;

обязанности
локомотивной бригады при приемке,
эксплуатации и сдаче локомотивов или
моторвагонного подвижного состава в
части пожарной безопасности;

меры
и технические средства по предотвращению
и своевременному обнаружению пожара;

действия
при возникновении пожара, методы и
приемы его тушения;

устройство
средств пожаротушения и пожарной
сигнализации.

1.7.
Начальники депо и директора ремонтных
заводов разрабатывают и согласовывают
со службой ведомственной охраны дороги
программы обучения рабочих и служащих,
связанных с техническим обслуживанием
и ремонтом локомотивов и моторвагонного
подвижного состава, которые должны
содержать;

основные
пожароопасные узлы и причины возникновения
пожаров на локомотивах и моторвагонном
подвижном составе;

требования
правил пожарной безопасности на
локомотивах и моторвагонном подвижном
составе при производстве технического
обслуживания и ремонта;

устройство
средств пожаротушения и пожарной
сигнализации, методы их ремонта и меры
безопасности при их обслуживании и
ремонте;

действия
при возникновении пожара, методы и
приемы его тушения.

1.8.
Программы обучения должны быть разработаны
на основе конкретных материалов,
относящихся к фактически эксплуатируемым
или ремонтируемым локомотивам и
моторвагонному подвижному составу в
данном депо или заводе.

Для
раскрытия тем, предусмотренных программой
обучения, следует использовать натурные
образцы, учебные модели и макеты, схемы,
плакаты, планшеты с рисунками, фотографии,
а также технические средства обучения
(эпидиаскопы, диапроекторы и др.).

1.9.
Начальники депо и директора ремонтных
заводов по согласованию со службой
ведомственной охраны дороги своими
приказами должны установить:

а)
порядок и сроки занятий по программе
пожарно-технического минимума;

б)
порядок направления вновь принимаемых
на работу для прохождения учебы по
утвержденной программе;

в)
перечень работников, связанных с
техническим обслуживанием и ремонтом
локомотивов и моторвагонного подвижного
состава, которые должны проходить
обучение. Машинисты и помощники машинистов
проходят обучение все без исключения.
Машинисты и помощники машинистов
моторвагонного подвижного состава,
ранее в отопительный сезон не работавшие,
должны пройти обучение до его начала;

г)
место обучения по программе
пожарно-технического минимума;

д)
перечень должностных лиц, на которых
возлагается проведение занятий. (В ред.
Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у)

1.10.
По окончании изучения пожарной
безопасности локомотивов и моторвагонного
подвижного состава у машинистов и
помощников машинистов, а также у
работников, связанных с ремонтом
локомотивов и моторвагонного подвижного
состава, должны быть приняты зачеты.

Результаты
зачетов оформляют протоколом (актом).
Не сдавшие зачетов, к работе не допускаются.

1.11.
Контроль за своевременностью и качеством
проведения занятий по пожарной
безопасности локомотивов и моторвагонного
подвижного состава возлагается на
руководящий состав службы ведомственной
охраны дороги, а учет охваченных учебой
— на лиц, назначаемых начальниками депо
и директорами ремонтных заводов.

В
ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N
Е-1672у

1.12.
Периодичность проведения занятий с
последующим принятием зачетов в
локомотивных депо с локомотивными и
ремонтными бригадами, а также с другими
работниками, связанными с ремонтом и
обслуживанием локомотивов и моторвагонного
подвижного состава, по вопросам пожарной
защиты и действиям при возникновении
пожара — не реже двух раз в год.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На чтение 7 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано

Законодательная база РФ в области железнодорожных путей сообщения полностью устарела и не соответствует современным требованиям пожарной безопасности (ПБ). Прежние документы отменены, а новые только планируется разработать. Поэтому нормы безопасной эксплуатации подвижных составов (моторвагонных, локомотивных) приходится собирать по частям – из ГОСТов, стандартов РЖД и правил противопожарной безопасности МЧС. На 2020 год порядок эксплуатации вагонов обмоторенных либо на тяге остается прежним.

Локомотивный подвижной состав – ж/д транспорт с различными типами вагонов, которые приводятся в движение за счет тяги локомотива. К такому транспорту относят пассажирские поезда, электрички, паровозы, товарняки. В отличие от моторвагонных составов, локомотивные начинают движение от первого состава (силового).

Вагоны метрополитена, например, разгоняются равномерно, т. к. каждый из них имеет собственный мотор.

Несмотря на безопасность локомотивных составов, тепловозы и электровозы горят часто. Главными причинами становятся ошибки машинистов, обслуживающих локомотив и его технику.

Содержание

  1. Пожарная безопасность на локомотивах
  2. Что это
  3. Какие меры применяются для ее обеспечения
  4. Кто несет ответственность
  5. Инструкция по обеспечению ПБ на локомотивах
  6. Общие положения
  7. Правила пожарной безопасности
  8. Оснащение средствами пожаротушения и пожарной сигнализации
  9. Пожарная профилактика
  10. Обязанности локомотивной бригады
  11. При приемке и сдаче
  12. В пути следования
  13. При горячем отстое в депо
  14. Действия локомотивной бригады при пожаре в поезде
  15. Выводы

Пожарная безопасность на локомотивах

В связи с отменой в 2019 г. стандартов безопасности на ж/д транспорте ППБО-109-92 и ЦТ-ЦУО-175 разрабатывается новая инструкция с проектным названием «Правила противопожарного режима при эксплуатации железнодорожного подвижного состава».

В 2020 году используются следующие акты о ПБ:

  1. ГОСТ 34394-2018 (требования к ПБ на составах).
  2. Правила охраны труда (сборник).
  3. Постановление Правительства №390.
  4. Распоряжение РЖД о технике безопасности по вагонному хозяйству (инструкции), распоряжение РЖД о ПБ на локомотивах и моторвагонных составах №788р.
  5. Нормы ПБ МЧС.
  6. СП 153.13130.2013 (свод правил).

Важно. Документы, отражающие отдельные требования ПБ, приводятся по ссылке.

Что это

ПБ на локомотивах – система мероприятий и обязательных нормативов, способствующих предупреждению возгораний на поездах, а также прямых инструкций для работников железнодорожного транспорта при возникновении нештатных ситуаций.

Кто несет ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов

ПБ на локомотивах.

Нарушение ПБ влечет за собой административное наказание по ст. 11.16 КоАП, предусматривающее штраф до 5 тыс. руб.

На вопрос, кто несет ответственность за пожарную безопасность локомотивов, законодатель отвечает шаблонно – гражданин (пассажир) и должностные лица (машинист, его помощник, начальство).

Однако, вменение конкретной статьи будет зависеть от уровня ответственности или должностных обязанностей.

Какие меры применяются для ее обеспечения

Основные мероприятия ПБ на локомотивах – профилактика возгораний и оснащение вагонов противопожарным оборудованием, представленным на портале opozhare.ru.

Комплекс мер по пожарной безопасности на локомотивных составах:

  1. Контрольные пожарно-технические обследования подвижного локомотива органами пожнадзора.
  2. Оборудование поездов противопожарными системами (оповещения и пожаротушения), работающими на автоматике.
  3. Модернизация пожарных поездов (для помощи в тушении составов).
  4. Совершенствование системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), в том числе технических средств, предназначенных для эвакуации пассажиров с вокзалов и платформ.
  5. Обучение персонала (проводников, машинистов).

Важно. РЖД разрабатывает собственные инструкции и правила ПБ. Законы, учебные программы и распоряжения приводятся в источнике.

Кто несет ответственность

Нормы ПБ соблюдаются любым персоналом, допущенным к работе на подвижном составе. Непосредственное руководство осуществляется начальником депо, его заместителями и ответственными лицами.

Детальная информация видна на видео:

На вопрос «кто несет ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов» ответ таков: за безопасную эксплуатацию поездов отвечает заступив-шая на смену локомотивная бригада.

В нее входят:

  1. Машинисты локомотивов, их помощники.
  2. Приемосдатчики грузов (багажа).
  3. Механики на отдельных участках.
  4.  Проводники.
  5. Директора вагонов-ресторанов, купе-буфетов.
  6. Экспедиторы (почтовые вагоны).
  7. Начальники дорог.
  8. Инженеры ремонтных заводов.

По закону за нарушение ПБ на локомотивах и моторвагонных составах эти лица получают наказание в соответствии с УК РФ (до 5 лет лишения свободы), КоАП (штраф 100–500 МРОТ). Работодатель вправе применить к работникам меры дисциплинарного характера.

Инструкция по обеспечению ПБ на локомотивах

Прежняя редакция отраслевого документа отменена в конце 2019 г. Согласно инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и МВПС ЦТ-ЦУО-175 правила ПБ устанавливаются только для обслуживающей поезд бригады. Каждый тип состава оснащается инструкцией, разработанной с учетом конструк-ционных особенностей (серий) локомотивов и МВПС.

Общие положения

Ответственный за пожарную безопасность локомотивов

Общие требования по пожарной безопасности.

Документ обязателен для исполнения каждым работником ж/д транспорта. Дополнительные инструкции утверждаются после их согласования со службой ведомственной охраны дороги.

Программы обучения локомотивных бригад тоже согласуются и дорабатываются с учетом анализа предыдущих возгораний, если они имели место быть.

Каждый машинист (его помощник) должен знать:

  1. Причины возгораний на основных узлах (машинное отделение, служебные помещения).
  2. Правила ПБ на локомотивах.
  3. Должностные инструкции при приемке, сдаче, эксплуатации транспорта.
  4. Устройство огнетушителя, сигнализации, датчиков оповещения.
  5. Порядок действий при возгораниях и основы оказания первой помощи.

Обучение персонала, в т. ч. новых сотрудников, производится по программам пожарно-технического минимума (ПТМ) в учебных заведениях.

Правила пожарной безопасности

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Правила ПБ должны отвечать современным требованиям с учетом новых технологий.

Обязательными пунктами инструкции выступают:

  1. Условия хранения и перевозки предметов (вне служебных помещений).
  2. Правила содержания ГСМ.
  3. Расположение огнетушителей, их применение.
  4. Контроль исправности электрооборудования.
  5. Запреты при нахождении в кабине машиниста.
  6. Правила набора топлива.
  7. В каких случаях нельзя эксплуатировать локомотив.

Важно. Образец инструкции для персонала бригады приводится по ссылке.

Оснащение средствами пожаротушения и пожарной сигнализации

Сотрудникам необходимо знать места расположения всех подручных средств для локализации огня и особенности их использования. В инструкции дается описание для каждого вида огнетушителя и условия, при которых допускается их применение.

В отдельных параграфах описывается, как подготовить огнетушитель к работе и использовать его в том или ином помещении (кабина машиниста, вагоны, высоко-вольтные камеры, дизельный отсек, аппаратная).

Пожарная профилактика

Пожарная безопасность на локомотивах

Пожарная профилактика.

Предупреждение возгораний зависит от качественного и своевременного ремонта оборудования, четкого следования инструк-циям. Начальники депо обязаны информиро-вать бригаду о любых изменениях.

Содержать пожарные системы и установки также необходимо по нормативам. Если огнетушители разряжены или непригодны для использования, поезд снимается с маршрута до устранения нарушения.

Принимающая смена обязана проверить комплектацию перед началом работы, о чем делается соответствующая запись в журнале техсостояния локомотива.

Обязанности локомотивной бригады

Основная задача машиниста – сдать / принять вагонный состав в исправном состоянии и с учетом правил ПБ.

При приемке и сдаче

Локомотивная бригада выполняет одни и те же действия в начале каждой смены.

Порядок обязанностей:

  1. Экипировка.
  2. Заполнение журнала техсостояния (приемка состава). Если в предыдущую смену фиксировались неисправности и их не устранили, поезд отправляют в депо.
  3. Осмотр пожарного инвентаря и средств пожаротушения (пломбы, давление, внешние повреждения).
  4. Проверка индикатора пожарной сигнализации.
  5. Исследование служебных помещений (нет ли течей, мусора и лишних предметов).
  6. Проверка исправности переходных площадок, освещения.
  7. Осмотр заземления.

В начале смены также обращают внимание на комплектность аптечки и СИЗ.

В пути следования

Контролем в пути занимается помощник машиниста либо аппаратчик.

Их обязанности включают:

  1. Периодический осмотр машинных помещений и пожароопасных узлов, грузов.
  2. Контроль установок и оборудования при запуске мотора, горячем отстое, прогреве.
  3. Проверка исправности электрических цепей, их сборка и ремонт по инструкциям.

При срабатывании противопожарной автоматики персонал сначала проверяет сигнал на ложность срабатывания.

При горячем отстое в депо

По завершении смены машинист проверяет аппаратные приборы по индикаторам. Оборудование переводится в полуавтоматический режим.

Последующий порядок действий:

  1. Осмотр системы ПБ на работоспособность.
  2. Проверка рабочего давления питательной магистрали.
  3. Перевод автоматических огнетушителей в режим прогрева.
  4. Установка локомотива от ухода на путях депо.
  5. Прохождение медосмотра.
  6. Сдача транспорта дежурному по депо (машинисту).

Дополнительные требования разрабатываются в зависимости от специфики перевозок (грузовые, пассажирские, служебные).

Действия локомотивной бригады при пожаре в поезде

Каждый сотрудник действует согласно должностной инструкции и берет на себя ответственность за определенный участок. Проводники осуществляют эвакуацию, аппаратчики проверяют возможную причину возгорания, машинист останавливает движение.  Последний является ответственным лицом, руководящим тушением огня до прибытия пожарной охраны.

Кто должен отвечать за пожарную безопасность на локомотивах

Действия локомотивной бригады при пожаре в поезде.

Действия машиниста:

  1. Подача сигнала диспетчеру станции по радиосвязи.
  2. Проверка источника огня и эвакуация пассажиров (при возгорании высоковольтных установок требуется сначала снять напряжение).
  3. Закрытие на ключ служебных помещений.
  4. Тушение возгорания нужным типом огнетушителей.
  5. Если пожар не может быть ликвидирован собственными силами, производится отвод вагона на безопасное расстояние от пожароопасных сооружений.
  6. Последующее обеспечение ПБ согласно правилам, руководство бригадой.

После локализации очага возгорания в журнале делается соответствующая запись. Машинист связывается с контролером депо. По прибытии на стоянку пишется рапорт начальнику, в котором указываются обстоятельства пожара и меры, которые были приняты для его тушения.

Выводы

Пожарная безопасность на локомотивах ввиду специфики железнодорожного транспорта регулируется отдельными нормативно-правовыми актами. По закону машинист должен нести полную ответственность за эксплуатацию пожарных систем, а также эвакуацию с последующим тушением возгорания при его возникновении. Так каким должностным лицам машинист должен сообщить о пожаре на локомотиве? А кто отвечает за организацию и руководство тушением пожара в пассажирском поезде?

В 2020 году планируется полностью изменить инструкцию по пожарной безопас-ности на локомотивах, поэтому трудовой регламент персонала должен составляться с учетом нововведений.

Детальная информация видна на видео:

Это тоже интересно:

  • Инструкция по обработке тары в доу
  • Инструкция по обкатке лодочного мотора тохатсу 18
  • Инструкция по обработке хлебного шкафа на пищеблоке уксусом по санпину
  • Инструкция по обжигу узбекского казана чугунного
  • Инструкция по обжигу казана чугунного в печатном виде

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии