Инструкция по обращению с покрышками отработанными

Обращение с отходами шин, покрышек, камер (далее — шин) осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности»

Настоящие Требования распространяются на шины, покрышки, камеры, утратившие потребительские свойства, а также на шины, покрышки, камеры, собственники которых признали их отходами.
Отходы шин подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.
Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Не допускается осуществлять сброс отходов шин в водные объекты, на водосборные площади, на почву.
Запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы шин, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер», в течение 11 месяцев со дня образования отходов.
Граждане имеют право передавать отходы шин следующим лицам:
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств или осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю шинами, покрышками, камерами автомобильными, с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», при наличии публичной оферты со стороны этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», осуществляющим сбор отходов от граждан на условиях публичного договора.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию, осуществляют накопление отходов шин на принадлежащих им на законном основании местах (площадках) накопления отходов с последующей передачей отходов шин юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин».
Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.
Запрещается в местах (площадках) накопления отходов шин и на специализированных объектах хранения отходов шин накопление, хранение горючих и смазочных материалов, а также химических веществ (кислоты, щелочи и другие вещества), взаимодействие которых с материалом шин может создать пожароопасную ситуацию.
Хранение отходов шин допускается в течение 36 месяцев.

ООО «Онлайн Экология»

УТВЕРЖДАЮ

_________________________________________________

(наименование должности и наименование организации)

___________________

(фамилия, инициалы)

__________________

(подпись)

«__ » ____________ ____г.

ИНСТРУКЦИЯ N ________

по сбору, хранению, учету, сдаче и перевозке отхода IV класса опасности

«Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные»

на ООО «Онлайн Экология»

г._______________ (название) (год)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЬ 3

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 3

3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ 3

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3

5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ 5

6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА 5

7. ОБРАЗОВАНИЕ ОТХОДА 5

8. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТРАБОТАННЫМИ ПОКРЫШКАМИ 6

9. УСЛОВИЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДА 6

10. УЧЁТ ОТХОДОВ 6

11. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ НА УТИЛИЗАЦИЮ И ТРАНСПОРТИРОВКУ ОТРАБОТАННЫХ ПОКРЫШЕК 7

12. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ 7

13. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ 7

14. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ 7

15. ЛИСТ РАССЫЛКИ 8

16. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ 8

1. ЦЕЛЬ

Настоящая инструкция устанавливает порядок и требования безопасности при обращении с отходом IV класса опасности «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» на __ООО»Онлайн Экология»__. Разработана в целях снижения их неблагоприятного воздействия на здоровье населения и окружающую среду.

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая инструкция применяется во всех структурных подразделениях __ООО»Онлайн Экология»__.

3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

3. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

5. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;

6. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»);

8. СП N 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;

9. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

10. ГОСТ Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин».

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Специализированные организации — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности в соответствии с существующим законодательством.

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

Класс опасности отходов — характеристика экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его негативного воздействия при непосредственном или возможном воздействии опасного отхода на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Пожароопасность — возможность возникновения и/или развития пожара.

5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отход «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» имеет код 9 21 130 02 50 4 и относится к отходам IV класса опасности – малоопасным отходам.

Агрегатное состояние отхода — готовое изделие, потерявшее потребительские свойства.

Опасные свойства отхода — экотоксичные вещества.

Компонентный состав отхода в соответствии с его паспортом:

— Технический каучук — 24,5%

— Текстильный корд — 7,95%

— Проволока — 3,59%

— Металлокорд — 8,33%

— Каучук — 46,5%

— Сера — 0,95%

— Белая сажа — 0,27%

— Прочие — 7,91%

Для установления более подробного компонентного состава в процентном соотношении необходимо руководствоваться технической документацией, а также результатами химического анализа образующихся отходов.

6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА

Выброшенные на свалки либо закопанные шины разлагаются в естественных условиях не менее 100 лет. Контакт шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами сопровождается вымыванием ряда токсичных органических соединений: дифениламина, дибутилфталата, фенантрена и т.д. Все эти соединения попадают в почву. А резина, являющаяся высокомолекулярным материалом, относится к термореактивным полимерам, которые в отличие от термопластичных не могут перерабатываться

При сгорании шин образуются такие химические соединения, которые, попадая в атмосферный воздух, становятся источником повышенной опасности для человека: это бифенил, антрацен, флуорентан, пирен, бенз(а)пирен. Два соединения из перечисленных — бифенил и бенз(а)пирен относятся к сильнейшим канцерогенам.

7. ОБРАЗОВАНИЕ ОТХОДА

Источником образования отхода «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» является эксплуатация автотранспортных средств. Отходы образуются при техническом обслуживании, связанным с заменой отработанных покрышек на новые.

8. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТРАБОТАННЫМИ ПОКРЫШКАМИ

Порядок обращения с отработанными покрышками в __ООО»Онлайн Экология»__ состоит из следующих этапов:

— обустройство мест накопления отработанных покрышек

— накопление отработанных покрышек

— передача отработанных покрышек специализированной организации

Сбор и транспортирование отработанных покрышек к месту утилизации, размещения отходов производится организацией, имеющей лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

9. УСЛОВИЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДА

Отработанные покрышки подлежат накоплению в специальных складских помещениях либо на открытых площадках.

Помещения, предназначенные для накопления отработанных покрышек, должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией.

При хранении отработанных покрышек на открытых площадках должны соблюдаться следующие условия:

— временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке

— открытые площадки и навесы для накопления отработанных покрышек должны быть ограждены

— основание открытой площадки должно быть выполнено из плотных материалов

— по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков

При сборе отработанные покрышки следует устанавливать группами, разделять легковые, грузовые, рваные и шипованные покрышки. Между группами следует оставлять проходы шириной не менее 1 м.

В процессе обращения с отработанными покрышками запрещается:

— устанавливать отработанные покрышки вблизи открытых источников огня и нагретых поверхностей;

— выбрасывать их в мусорные контейнеры, закапывать в землю, сжигать.

10. УЧЁТ ОТХОДОВ

Учёт наличия и движения отработанных шин организуется во всех филиалах __ООО»Онлайн Экология»__.

Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение новых автомобильных покрышек и отработанных.

Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.

Журнал учёта должен заполняться ответственным за сбор отходов лицом в филиале __ООО»Онлайн Экология»__. Вносятся данные о поступлении новых автомобильных покрышек и образовавшихся отработанных покрышках. Обязательно указывается количество, дата приёмки и лицо, которое сдаёт и принимает отработанные шины.

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом лицо, заполняющее журнал, должно предоставить инженеру — экологу справку о количестве сданных отработанных покрышек в специализированные предприятия.

11. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ НА УТИЛИЗАЦИЮ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ОТРАБОТАННЫХ ПОКРЫШЕК

Отработанные покрышки передаются на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, на основании договора.

Отработанные покрышки принимаются очищенными от грязи и мусора. При сдаче отработанные покрышки взвешиваются при представителе предприятия, и полученный вес записывается в выдаваемую справку по установленной форме. Также исполнитель должен отдать представителю предприятия акт выполненных работ и счёт — фактуру.

При транспортировке отработанных покрышек силами предприятия, нужно соблюдать следующие требования:

— отработанные покрышки складываются в машину для транспортировки так, чтобы они не испытывали никакого механического воздействия (исключить возможность падения, деформации), плотно друг — другу.

— отработанные покрышки фиксируются для исключения возможности выпадения из кузова машины при перевозке.

12. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ

Запрещается привлекать для работ с отработанными покрышками лиц, не прошедших предварительный инструктаж, и лиц моложе 18 лет.

В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с отработанными покрышками и по противопожарному режиму.

В месте сбора отходов разрешается хранить отходы в количестве, не превышающем положенных норм. Не допускается хранить отходы вблизи источников искрообразования, нагревательных приборов и других источников тепла.

Не разрешается загромождать места сбора отходов и подходы к ним.

В местах сбора отходов не разрешается хранить посторонние предметы, личную одежду, спецодежду, средства индивидуальной защиты, принимать пищу.

По окончании работы с отходами и перед приемом пищи следует тщательно вымыть руки теплой водой с мылом. Для снижения сухости кожи руки смазать вазелином или силиконовым кремом.

Места сбора отходов должны быть оснащены средствами пожаротушения.

Запрещается загромождать подходы и доступы к противопожарному инвентарю.

13. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ

Исполнитель:

Инженер по охране окружающей среды (эколог) __________ Дата:_____________

Оригинал инструкции хранится в отделе наименование отдела головного офиса __ООО»Онлайн Экология»__ у инженера по охране окружающей среды (эколога). Внесение изменений и дополнений, проведение ревизий, переиздание и аннулирование инструкции производятся инженером по охране окружающей среды (экологом) __ООО»Онлайн Экология»__.

14. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

№ п/п

Должность

Дата

Подпись

ФИО

1

Главный инженер

2

Нач.отдела ГО, ЧС и экологической безопасности

3

Нач.отдела охраны труда

4

Зам.генерального директора по правовым вопросам

15.ЛИСТ РАССЫЛКИ

№п/п

Подразделение

Должность

Дата

ФИО

Подпись

16. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ

(наименование обособленного подразделения (филиала) ООО «Онлайн Экология»)

(наименование структурного подразделения филиала)

№ п/п

Должность

Дата

ФИО

Подпись

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Так, отработанные автомобильные шины и покрышки относятся к отходам производства и потребления. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности.

IV класс опасности отходов характеризуется умеренной степенью негативного влияния, на отчистку и восстановление экосистемы в этом случае уходит от 3 до 10 лет. Однако нарушение правил хранения и утилизации отработанных шин и покрышек может привести к негативным последствиям в виде вредного воздействия на здоровье человека и окружающей среды.

Исходя из этого, Министерством природы Российской Федерации разработаны требования при обращении с группой однородных отходов шин, покрышек и камер для недопущения опасности жизни и здоровья людей. Так, отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов, не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления.

Запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин.

Необходимо накапливать, хранить отходы шин только в местах или площадках, а также на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которых исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.

Запрещается в местах накопления отходов шин хранение горючих и смазочных материалов, а также химических веществ (кислоты, щелочи и другие вещества), взаимодействие которых с материалом может создать пожароопасную ситуацию.

Способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:

— утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;

— утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъясняет прокуратура Верхнебуреинского района, 05.10.2022.

О хранении и утилизации отработанных автомобильных шин

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Так, отработанные автомобильные шины и покрышки относятся к отходам производства и потребления. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности.

IV класс опасности отходов характеризуется умеренной степенью негативного влияния, на отчистку и восстановление экосистемы в этом случае уходит от 3 до 10 лет. Однако нарушение правил хранения и утилизации отработанных шин и покрышек может привести к негативным последствиям в виде вредного воздействия на здоровье человека и окружающей среды.

Исходя из этого, Министерством природы Российской Федерации разработаны требования при обращении с группой однородных отходов шин, покрышек и камер для недопущения опасности жизни и здоровья людей. Так, отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов, не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления.

Запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин.

Необходимо накапливать, хранить отходы шин только в местах или площадках, а также на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которых исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.

Запрещается в местах накопления отходов шин хранение горючих и смазочных материалов, а также химических веществ (кислоты, щелочи и другие вещества), взаимодействие которых с материалом может создать пожароопасную ситуацию.

Способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:

— утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;

— утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъясняет прокуратура Верхнебуреинского района, 05.10.2022.

Краткая историческая справка о населенных пунктах Ахтанизовского сельского поселения

Ахтанизовское сельское поселение расположено в северной части Темрюкского района, его территория на севере  омывается Азовским морем и на востоке Ахтанизовским лиманом.

 Климат умеренно-континентальный, мягкая короткая зима, в отдельные годы бывает суровой. Лето сухое, продолжительное, очень жаркое.

 На территории Ахтанизовского сельского поселения три населенных пункта: станица Ахтанизовская, поселки Персыпь и За Родину, расположенные на побережье Азовского моря.

Администрация Ахтанизовского сельского поселения находится в станице Ахтанизовской.

ist

Полная история Ахтанизовского сельского поселения:

Глава I. Из истории населенных пунктов Ахтанизовского сельского поселения

1.1  Из истории станицы Ахтанизовской

           Ахтанизовская – одно из первых казачьих поселений, основанное в 1794г. черноморцами, прибывшими на Кубань. Названа она была по названию лимана «Агдениз» — селением Агденизовским. Название лимана произошло от турецкого слова «Агдениз», что значит «Белое море».

Но есть и другая версия названия станицы. Казаки, про­езжая по нашим местам, взобравшись на местную достопримечательность — гору Блеваку, увидели великолепную картину! Внизу, как большое голубое блюдо, лежал лиман, а у самого берега расположилась станица, вся в цвету­щих садах. Сочетание белого и голубого настолько поразило казаков, что они воскликнули: «Ах, там и низ!». Со временем название селения «Агденизовский»  изменилось в «Ахтанизовский».

А.П. Обабко, составивший в 1912 году историческую справку, отнес основание станицы к 1812 году, но в Географическо-статистическом словаре Российской империи, изданном в СПБ в 1863 году (составитель П. Семенов) было записано:

«Ахтанизовская станица земли войска Черноморского (теперь Кубанская область) Таманского округа, находится на северо-западной оконечности лимана того же названия, в 3-х верстах на юго-востоке от Азовского моря, почти в 40 верстах от Тамани и в 20 верстах от Темрюка, находится на месте древнегреческого города Кеноса, станица основана в 1794 году».

Таким образом установлено, что станица основана в 1794 году.

В 1840 году селение стало именоваться станицей. Вначале население станицы Ахтанизовской было невелико, состояло из бывших запорожцев, удалив­шихся при разорении Запорожской Сечи в Турцию и спустя некоторое время возвратившихся в Черноморию.

         Войсковое начальство в первую очередь добилось разрешения на по­стройку церкви, хотя для этого требовалось согласие Екатерининской духов­ной консистории. 8 февраля 1817 года дано разрешение жителям селения Агденизовского построить церковь Святого Бориса и Глеба. А вот о построй­ке школы заговорили только через 45 лет. В казачьей хате приютилась первая школа, которая была построена в 1863 году. Долгие годы в станице не было медицинской помощи, хотя жители часто болели лихорадкой, лекарств ника­ких не употребляли, но постепенно выздоравливали. Процветало знахарство.

Непосредственно к концу 90-х годов XIX века население по численно­сти и грамотности выглядело следующим образом: общее число семей — 408 (из них 317 — казаки); в том числе 1210 мужчин, 1184 женщин. Из 408 се­мей — 231 имела грамотных членов семьи (грамотными в основном были мужчины, и лишь 13 женщин могли читать и писать).

В станице хозяйство подразделялось на следующие отрасли:

земледелие — 347;

рыболовство — 9;

прочее- 18.

         Первоначально считалось, что наша станица основана в 1812 году, поэтому в  1912 году ста­ница отмечала свой 100-летний юбилей. Станичные руководители соорудили в центре станицы  скромный памятник, на мраморной доске кото­рого такие слова: «Дедам и прадедам от благодарного потомства». Алексей Петрович Обабко написал к этому юбилею историческую брошюру «Станица Ахтанизовская 1812 — 1912гг.», которая была издана тиражом около 1000 эк­земпляров и роздана бесплатно в каждый двор.

ist2

Памятник, построенный в честь 100-летия станицы  Ахтанизовской.

Главным источником благосостояния граждан являлась земля, пахот­ной землей до революции наделялись только казаки, достигшие 17-летнего возраста. Жизнь в станице Ахтанизовской проходила медленно. Каждый год станица в январе месяце провожала очередную партию молодых казаков на военную службу.

Весть о февральской революции пришла в Ахтанизовскую несколько позже того, как она свершилась. 25 марта 1917 года был низложен последний станичный атаман Николай Гулый, впоследствии оказавшийся активным участником контрреволюционного восстания. В станице был организован исполнительный гражданский комитет.

В октябре 1917 года победу одержали большевики во главе с Лениным. Но на Кубани советская власть устанавливалась с большими трудностями. Это объяснялось высоким удельным весом казачества, которое на протяже­нии многих столетий являлось опорой самодержавия.

25 января 1918 года состоялся Первый Таманский районный револю­ционный съезд, записавший в своей резолюции: «Советская власть является единственной законной властью и все постановления ее обязательны для на­селения…»

В станице был создан первый военно-революционный комитет, который воз­главил Илья Митрофанович Стреблянский. Сопротивление контрреволюции в станице Ахтанизовской летом 1918 года было особо ожесточенным. Когда белые пришли в станицу, последовали расправы над сторонниками советской власти. Многие ушли в г. Темрюк, некоторые бежали в плавни. И.М. Стреблянский был подвержен пыткам и утоплен белыми в колодце.

В 1920 году, преодолев все трудности и разбив отряды контрреволю­ционеров, на Кубани окончательно утвердилась Советская власть. Население края приступило к восстановительным работам. В апреле 1920 года в станице Ахтанизовской был создан орган советской власти — станичный ревком, до 1920 года в станице членов партии не было, первым большевиком станицы стал Г. Н. Батурин (впоследствии одна из улиц была названа его именем).

Еще летом 1920 года в станице была создана первая партийная ячейка под руководством А. Д. Кобы из пяти человек, а в декабре 1922 года была создана комсомольская ячейка из шести человек.

Пионерская организация возникла вскоре после рождения комсомоль­ской ячейки, в декабре 1924 года, в ней числилось 34 мальчика и 24 девочки.

В 1920 году на территории станицы были созданы с/х артели «Смелая» и «Пролетарская» в бывших имениях помещиков. Обе артели имели 400 га земли, в артелях работало 200 человек.

В 1922 году возникла еще одна артель имени В. И. Ленина. Первое то­варищество по совместной обработке земли возникло в 1925 году, в 1923 го­ду ТОЗов было уже 9.

Как известно, в январе 1931 года ЦК Коммунистической партии принял постановление «О коллективизации сельского хозяйства на Северном Кавка­зе». Коллективизация в станице Ахтанизовской шла медленными темпами (по данным на февраль 1931 года коллективизированных хозяйств в станице Вышестеблиевской было — 75,5%, Голубицкой — 77%, Запорожской — 89%, а в станице Ахтанизовской лишь 50%).

В 1930-х г. в станице был создан первый колхоз «им. тов. И. В. Стали­на» (председателем стал тов. Кондратов). В это время, изыскивая ресурсы сырья для развивающейся промыш­ленности, практиковалось возделывание на Тамани неполивного хлопчатни­ка. Отсюда во вновь возникшем колхозе, наряду с зерновыми культурами, хлопководство явилось одной из основных отраслей. Хлопок в станице при­вивался медленно и трудно (так в 1931 году прополку хлопка удалось выпол­нить всего лишь на 2%, т. е. Из 1022 га, были обработаны 45 га).

В 1935 году колхоз «им. тов. И. В. Сталина» был разделен натри кол­лективных хозяйства:

1.Колхоз «им. И. В. Сталина» председатель А. П. Черноморец.

2.Колхоз «им. Ворошилова» председатель Ф. М. Трегубенко.

3.Колхоз «Красная заря» (на хуторе Соленом) председатель А. Т. Нестеренко.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 2 сентября 1942 года немцы захватили ст. Ахтанизовскую. Наступи­ли тяжелые времена для населения станицы. Молодежь станицы немцы уго­няли на принудительные работы в Германию, многие станичники были уби­ты немцами в самой станице по подозрению в преданности Советской вла­сти. Полностью было уничтожено немцами колхозное хозяйство станицы.

Наша станица была освобождена от немецко-фашистских захватчиков в ходе ночного штурма советских войск 7 октября 1943 года.

Начинается тяжелый период восстановления разрушенного колхозного хозяйства. Уже в 1946 году колхоз «им. И. В. Сталина» выполнил план по животноводству на 117%.

30 сентября 1957 года   секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, пребывая на Тамани, посетил и нашу станицу,  после чего, с его легкой руки  Тамань была объявлена «Советской Шампанью». С этого момента на колхозных полях зазеленели плантации виноградников.

ist3

Встреча жителей станицы Ахтанизовской с Хрущевым Н.С. на улице Красной. Фото 1957г.

В беседе со старожилами он вспоминала о разгроме белогвардейцев на Кубани: «Я ведь, товарищи, в рядах Красной Армии в 20-х годах всю Кубань пешком прошел от Ростова-на-Дону до Ахтанизовской».

Изменения затронули и среду коммунального хозяйства. В станице в 50-е годы было проведено 40 км электролиний, построен водопровод, проло­жена асфальтированная трасса. В 1964 году во многих домах появились бал­лоны с газом (ранее пищу приготовляли на керогазах)

В 1959 году состоялось слияние двух колхозов имени Сталина и имени Ворошилова, был образован совхоз «Россия». В дальнейшем наш совхоз был переименован в винсовхоз «Ахтанизовский». В 1974 — 75 гг. к совхозу был присоединен винзавод. Хозяйства разрастались, в январе 1976 года из винсовхоза «Ахтанизовский» был выделен винсовхоз «Лазурный», контора которого находилась в поселке За Родину.

В 1972 году на территории Ахтанизовского сельского поселения экспедицией под руководством Н.И. Сокольского был открыт Таманский толос – памятник археологии второй четверти III- середины IIвека до н.э. в 1,5 км от Азовского моря и 0,5 км от юго-западной окраины поселка За Родину.

Переход страны к рыночным отношениям, распад СССР способствова­ли изменениям в жизни нашей страны. Изменения также затронули и Ахтанизовское сельское поселение..

В 2000 году в станице была открыта церковь, которой не было ранее.

ist4

В церкви станицы Ахтанизовской.

В центре настоятель Борисоглебского прихода отец Михаил.

         В мае 2002 года было создано муниципальное предприятие «Бытсервис». В 2002 году по трассе Темрюк-Ахтанизовская построены автобусные остановки, регулярно ходит маршрутное такси Темрюк-Ахтанизовская.

Пересыпь – небольшой поселок на побережье Азовского моря, стремительно превращающийся в курортный.

Поселок  Пересыпь основан как почтовая станция Таманского шляха (почтовая дорога между Екатеринодаром и Таманью).

 Название этого поселка произошло от сочетания слов «пересыпь песок». Во время сильных ветров и дождей, морской песок забивал и до того узкий канал из Азовского моря в лиман Ахтанизовский. И жители-рыбаки вручную расчищали канал от песка (отсюда и пошло название поселка Пересыпь).

Поселок За Родину — небольшой поселок, где проживают потомки казаков –некрасовцев.

Глава II. Географические и природные особенности Ахтанизовского сельского поселения, характерный животный и растительный мир.

Ахтанизовское сельское поселение имеет   уникальные  природно-климатические условия и историко-культурными  объекты. 

Станица Ахтанизовская расположена вдоль  северо-западного побережья Ахтанизовского лимана. Ее южные окраины вплотную прилегают к Ахтанизовской сопке и тянутся вдоль плавни Химки в сторону горы Борисоглебской.

Таманский полуостров издавна называют полуостровом вулканов, но только вулканов грязевых. Их  насчитывается около тридцати. На территории Ахтанизовского сельского поселения несколько грязевых вулканов: Ахтанизовская блевака, гора Борисоглебская, вулканы горы Цымбалы и вулкан Тиздар.

ist5

Главная достопримечательность нашей станицы – Ахтанизовская Блевака.

Ахтанизовская Блевака достигает высоты 67 метров над уровнем моря. Основание сопки представляет собой куполообразное поднятие темно-серых окаменелых известняков сарматского яруса и киммерийских глин. На купол небольшой складки насажен конус, состоящий из голубовато-серой глины.

         Совсем недавно этот вулкан находился в постоянном действии. На его склонах видны серые языки глинистой лавы. Из жерла сопки диаметром с большую тарелку вначале доносился как бы глубокий вздох, затем на поверхность выталкивалась чуть пахнущая сероводородом  темно-серая жидкая масса и медленно начинала стекать вниз по уже проложенному  руслу, заполняя понижения и там застывая. Через некоторое время вулкан вновь как бы вздыхал и выплевывал очередную порцию приготовленного в недрах месива.  Действовал вулкан ритмично.

         В настоящее  время деятельность вулкана ослабла, там где был кратер, образовалась сухая воронка диаметром около 1,5  метров, глубиной до 1 метра. Но время от времени рядом со старым кратером образуются новые сальзы и из них изливаются порции  серой грязи. Вершина сопки покрыта слоем засохшей потрескавшейся серой брекчии.

ist6

Гора Борисоглебская (Бориса и Глеба)

Названа, вероятно, в память о князьях Борисе и Глебе, иконы которых были найдены в остатках разрушенного храма.

Высота сопки 64,7 м над уровнем моря. Расположена в западной части Большого Ахтанизовского лимана. Некоторые точки ее на высоте 21 ,7 (в северной части к трассе), другие же полого спускаются к лиману (13 м).

В 1998 году на сопке начался активный оползневый процесс со стороны Ахтанизовского лимана.

Сопка Бориса и Глеба вулканического происхождения. Выхода грязи в пос­ледние годы нет, но в отдельных местах наблюдается выход газов.  

Сопка Цымбалы

Если смотреть со стороны трассы, то сопка является продолжением Ахтанизовской сопки. Ее вершины имеют высоту 107,7 м и 114,2 м над уровнем моря.

Цымбалы Западные и Цымбалы Восточные и Ахтанизовская сопка  образуют об­щую возвышенность, вытянутую в северо-восточном направлении на 6,5 км. Этот хребет с довольно крутыми склонами подходит к автостраде у станицы Запорожской. Мощное извержение вулкана Цымбалы Западные зафиксировано в первой поло­вине 19 века, когда язык сопочной грязи достигал 300 м. На Восточных Цымбалах сопочная брекчия пропитана нефтью. (Шнюков, 1986).

В настоящее время (в 2002 году) «заговорил» вулкан Пучина на Западных Цымбалах. Первый толчок и движение грязевой лавины было замечено местными жителями 13 февраля. Его кратер в течение недели достигал диаметра 280 метров, а длина грязевого потока — 700 м. Происходящее фиксировали специалисты Азовского отделения ГУП «Кубаньгеология» (директор Гусаков И.Н.).

Извержение продолжалось и  в марте 2002 года. Два кратера площадью по 50 м2, общая площадь выдавленной глины составляет 300 м2 затем после дождей продолжались оползни. Упали две опоры электропередач (Г. Колотилов, начальник отряда Азовского отделения ГУП «Кубаньгеология»), которые удалось быстро восстановить энергетикам района.

Глинистый поток в движении и застывшем состоянии напоминает лавовый. Продуктами извержения является смесь глинистых масс, обломков горных пород, пластовых вод, углеводородных газов с запахом нефти и даже с ее примесью.

Перевод и происхождение названия «Цымбалы» неизвестно. Черноморские казаки назвали эту возвышенность Цымбалов хребет.

В настоящее время вулкан выглядит так:  огром­ные валы застывшей брекчии, грунт темный с вкраплинами светлой слоистой породы, возможно карбона­тов. На холмиках грунта среди развороченной мертвой породы пробиваются проростки злаков и солянки трагус. На некоторых отвесных стенках четко видны кристаллы солей.

Палеонтологические находки на Цимбалах открывают страницы истории обитания древних животных на этой земле. Так, на Цимбалах были найдены кости пантер, таманского бобра, бобра-тригонатерия, фанагорийского слона, этрусского носорога, сюссенборской лошади, верблюда, сложнорогого оленя, гигантского оленя, таманского оленелося, газели, лесной антилопы, коротконо­гого бизона (Бурчак-Абрамович, Флягин, 1990).

На склонах Цымбал, горы Борисоглебской, Ахтанизовской сопки почва глинистая, в большинстве солонцеватая. Здесь встречается обычная растительность Таман­ских степей: злаки (эгилопс цилиндрический, тимофеевка, костры, ячмень грива­стый, овсяница, ковыль перистый), бобовые (несколько видов чин), сложноцвет­ные (козелец, тысячелистник и др.) и другие растения. На Восточных Цымбалах встречен тысячелистник с желтыми цветами и др. интересные виды флоры Тама­ни. Особый интерес представляют степные эфемеры (незабудки, венснянки, валерианицы, анютины глазки, звездочки) и эфемероиды (тюльман Бибирштейна, валериана клубневая, мускари кистевидный, луки, бельвалия сарматская).

Летом склоны Цымбал, горы Борисоглебской покрываются злаками и разнотравьем. Фиолетовые соцветия шалфея, розово-голубые, покрытые колючими волосками соцветия синяка, голубые соцветия цикория, янтарные цветки зверобоя, невысокие куртинки  чабреца. В воздухе – аромат цветущих растений, гул пчел и шмелей, деловито обследующих цветки в поисках нектара и пыльцы.

          На песчаных берегах Азовского моря растут солодка, синеголовник приморский, катраны, астрагалы, люцерна, тимофеевка. На Диком пляже можно встретить заросли деревьев и кустарников, среди которых встречаются боярышник, дикая груша, кизил, шиповник, ежевика, терн.

Животный мир достаточно разнообразен. Из беспозвоночных наибольший интерес представляют насекомые, занесенные в Красную книгу Краснодарского края (пчела-плотник, ксилокопа фиолетовая, шмель глинистый, подалирий, махаон, бражник (мертвая голова).

В Ахтанизовском лимане обитают полупроходные рыбы (судак, тарань, лещ), пресноводные рыбы (сазан, щука и другие).

Земноводные: озерная лягушка, зеленая и серая жабы, квакша обыкновенная.

Пресмыкающиеся: обыкновенный и водяной ужи, степная гадюка, желтобрюхий и четырехполосый полозы, болотная черепаха. Птицы и млекопитающие наиболее разнообразная группа животных. Особенно много водоплавающих птиц (чайки, утки, гуси). Птицы болот и побережий водоемов (большая и малая белые цапли, серая цапля, чомги, водяная курочка, выпь и другие). В зарослях камыша – дикие кабаны, лисицы, а также ондатра, завезенная из северной Америки. К числу сохранившихся видов животных степной зоны относятся полевка обыкновенная, суслики, мышовка, мышь полевая, слепыши, заяц-русак, ежи, кроты, тушканчики и ласка. Из птиц грачи, жаворонки, перепела, серые куропатки.  

Ахтанизовский лиман – крупнейший пресный водоем Краснодарского края. Площадь его  — 94 км2, наибольшая глубина – 1, 6 м. С юга Ахтаниз окружает Старотитаровская возвышенность, изрезанная многочисленными балками и оврагами, на западе поднимается гора Борисоглебская. На севере высится Голубицкий останец, склоны которого отвесной стеной подступают к лиману.

                   Сейчас берега лимана – это мир тростникового травостоя, непуганых птиц, тонкого аромата розового лотоса. Край комариных песен, пристанище гнездящихся в камышовых зарослях уток, лысух, поганок, нерестилище судака. Вот он – концертный зал для вечерних выступлений теноров – комаров и многоголосого хора лягушек. Здесь опускают на воду свои грациозные лепестки кубышка белая и желтая, посылает на дно свое наследство – колючие семенные шарики  — водяной орех – чилим. На камышовых кочках среди открытого солнечного пространства «прописались» чайки, а в зарослях, в самостроенных  хатках из камыша высотой до одного метра над водой  — ондатра. Иногда на берегу лимана появляется лисица или заяц и уж совсем редко – нелюдимый дикий кабан, выбирающий для своего семейства самые глухие места обитания.

В Ахтанизовском лимане, располо­женном на территории Темрюкского района, лотос высаживался руками человека, искусственно, но в теплой пресной воде, на мелководье обрел благодатную среду для роста и цветения. И теперь долина лотосов — это одна из местных достопримечательностей, которой гордятся местные жите­ли.

ist7

Долина лотосов в Ахтанизовском лимане.

Вулкан Тиздар.  В Синей Балке, рядом с кирпичным заводом, недалеко от поселка За Родину на склоне горы Тиздар, располагается грязевой вулкан, который называют то Синей Балкой, то Тиздаром. Гора Тиздар вдается  небольшой возвышенностью в Азовское море. На обнаженных участках горы видны пласты глины различного цвета. Глина голубого цвета вытекает на берег моря и, засыхая, становиться серой, так же как и грязь вулкана.     Грязевой вулкан Тиздар, имеет  кратер, диаметром 15-20 метров с жидкой грязью. Погружение в грязь не только благотворно для нашего организма, но еще и очень забавное мероприятие.

ist8

Купание в Тиздаре

Ежегодное увеличение автомобильного парка приводит к стремительному росту количества отработанных автомобильных шин и покрышек.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные шины, покрышки и другие отходы производства резинотехнических изделий отнесены к IV классу опасности (малоопасные отходы). Согласно требованиям законодательства к обращению с отходами отработанные шины и покрышки, завершившие свой жизненный цикл, должны подвергаться утилизации путем их передачи специализированным организациям для вовлечения в производственный цикл после соответствующей подготовки, а также извлечения полезных компонентов для их повторного применения. Однако подавляющая часть отработанных шин не подвергается ни ремонту, ни переработке и попадает главным образом на рельеф местности, т.е. в основном на обочины дорог в пригородах и на прилегающие к дорогам территории.

Автомобильные шины и покрышки, а также материалы, из которых они изготовлены, в обычных условиях не представляют угрозы для здоровья человека, так как они нетоксичны. Однако при сжигании на открытом воздухе в воздух выделяются бензапирен, сажа, диоксины, фураны, углеводороды, мышьяк, хром, кадмий и т.д. Хаотичное размещение отработанных шин на поверхности земельных угодий, не оснащенных непроницаемой поверхностью, негативно сказывается на состоянии флоры и фауны. В природных условиях отработанные шины подвергаются деструкции весьма медленно и могут накапливаться на рельефе местности неопределенно долгое время.

Излюбленным способом использования смолянами отработанных автомобильных покрышек и камер является их применение для благоустройства дворовых и придомовых территорий в качестве элементов малых архитектурных форм, украшения цветочных клумб, а также в качестве ограждений территорий во дворах.

Однако ввиду того, что отработанные шины и покрышки являются отходами производства и потребления их обращение в части накопления, утилизации и размещения должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством об охране окружающей среды.

Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии не рекомендует использовать отработанные автомобильные покрышки, шины и камеры для благоустройства территорий муниципальных образований Смоленской области.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по обращению с отходами металлолома
  • Инструкция по обращению с промасленной ветошью
  • Инструкция по обращению с пищевыми отходами рб
  • Инструкция по обращению с отходами лкм
  • Инструкция по обращению с отходами должны включать в себя сведения ответ