ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________
ДЛЯ МАШИНИСТА МАРКИРОВАЛЬНОЙ МАШИНЫ
ДЛЯ РАЗМЕТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
1. Общие положения
1.1. К работе и управлению маркировальными машинами допускаются водители, возраст которых достиг 18 лет, признанные пригодными для данной работы медицинской комиссией и имеющие удостоверение на право управления машиной.
1.2. Машинист, который принимается на работу, должен пройти вводный инструктаж по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, приемам и способам оказания доврачебной помощи пострадавшим, должен быть ознакомлен под роспись с условиями работы, правами и льготами за работу во вредных и опасных условиях труда, с правилами поведения при возникновении аварий.
До начала работы непосредственно на рабочем месте машинист должен пройти первичный инструктаж по безопасным приемам выполнения работ.
О проведении вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте делаются соответствующие записи в Журнале регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда и Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. При этом обязательны подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал.
1.3. Машинист маркировальной машины для разметки автомобильных дорог после первичного инструктажа на рабочем месте должен на протяжении 2-15 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) пройти стажировку под руководством опытного квалифицированного машиниста маркировальной машины, который назначается приказом (распоряжением) по дорожной организации.
1.4. Повторный инструктаж по правилам и приемам безопасного ведения работы и охраны труда машинист маркировальной машины должен проходить:
– периодически, не реже одного раза в квартал;
– при неудовлетворительных знаниях по охране труда не позднее месячного срока;
– в связи с допущенным случаем травматизма или нарушением требований охраны труда, которые не привели к травме.
1.5. Машинист должен знать инструкцию по эксплуатации маркировальной машины для разметки автомобильных дорог.
1.6. При оформлении машиниста на работу приказом (распоряжением) по предприятию за ним закрепляют конкретную маркировальную машину для разметки автомобильных дорог.
1.7. Лица, допущенные к работе на машине с оборудованием для нанесения линий разметки термопластиком, должны пройти обучение безопасным методам работы в соответствии с “Правилами безопасности систем газоснабжения Украины” и “Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением” и иметь соответствующие удостоверения.
1.8. Лица, допущенные к работе на машине с оборудованием для нанесения линий разметки краской, должны пройти обучение безопасным методам работы в соответствии с “Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением” и иметь соответствующее удостоверение.
1.9. Машинист маркировальной машины должен знать:
– устройство, принцип работы и правила технической эксплуатации маркировальных машин;
– обеспечение безопасности дорожного движения в местах проведения дорожных работ на автомобильных дорогах;
– способы выявления и устранения неисправностей в работе двигателей и механизмов маркировальной машины;
– нормы затрат горючего, смазочных материалов, краски и термопластика;
– правила управления и передвижения маркировальной машины в дорожных условиях;
– способы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
1.10. Машинист маркировальной машины должен содержать машину в исправном состоянии, отвечающем требованиям Инструкции по технической эксплуатации маркировальной машины.
1.11. Запрещается работать на неисправной машине, а также находиться посторонним лицам в зоне работы маркировальной машины.
1.12. Рабочая зона работы маркировальной машины может быть огорожена инвентарными ограждениями (тумбы, направляющие барьеры, конусы) и знаками безопасности (“Дорожные работы”, “Движение запрещено”).
1.13. Рабочие, которые обслуживают маркировальную машину, должны быть проинструктированы и научены безопасным приемам по всем видам работ по устройству дорожной разметки.
1.14. Все рабочие, которые работают на маркировальных работах, должны каждый год проходить медицинский осмотр.
1.15. Машинист маркировальной машины должен работать в спецодежде и обуви, предусмотренными Типовыми отраслевыми нормами: комбинезоне хлопчатобумажном, рукавицах комбинированных двупалых, резиновых рукавицах, ботинках кожаных, жилете сигнальном, респираторе, очках защитных от механических повреждений.
Машинист маркировальной машины должен содержать спецодежду и спецобувь в исправном состоянии.
1.16. В условиях сохранения движения транспорта при проведении маркировальных работ приказом по дорожной организации назначается лицо, ответственное за охрану труда.
1.17. Запрещается работать в зоне, где не огорожены места проведения работ, а в населенных пунктах – при открытых люках колодцев.
1.18. При работе в ночное время или при недостаточной видимости маркировальная машина должна быть оборудована:
– лобным (фары) и общим освещением, которое обеспечивает видимость пути, по которому перемещается машина, видимость фронта работ на близлежащих к нему участках;
– освещением рабочих органов и механизмов управления;
– задним сигнальным светом;
– аварийным освещением (при необходимости – проблесковым фонарем).
1.19. Запрещается курить и пользоваться открытым огнем в зоне обслуживания и работы маркировальной машины.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Ознакомиться с участком работы. Уточнить задания. Убедиться в наличии и расстановке инвентарных изгородей рабочей зоны, предупредительных и запрещающих знаков.
2.2. Надеть спецодежду, обшлага рукавов должны быть застегнуты или завязаны.
2.3. Машинист, занятый приготовлением краски, нанесением дорожной разметки, засыпанием термопластика в блоки котлов, должен пользоваться защитными средствами (респираторами, очками, резиновыми рукавицами).
2.4. В машине должна быть медицинская аптечка с противоожоговыми препаратами, а машинист должен уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему.
3. Требования безопасности во время выполнения работы
3.1. При нанесении дорожной разметки маркировальными машинами, работающими на краске, необходимо:
– перед началом работ проверить исправность компрессора, предупредительных, измерительных и пусковых приборов, прочность и надежность крепления шлангов;
– промыть шланги, по которым краска поступает в распределитель;
– в процессе работы красящего устройства следить за давлением в красконагнетающем бачке, а также за нормальной работой компрессора, не допуская его перегревания.
3.2. Во время работы компрессора запрещается присоединять и разъединять шланги, которые идут к красящему устройству и красконагнетающему бачку.
3.3. При выявлении неисправности манометра, красконагнетающего бачка и других деталей маркировальную машину следует остановить и устранить неисправности.
3.3. Запрещается эксплуатировать машину с неисправными контрольно-измерительными приборами, предупредительными устройствами и при отсутствии огнетушителей или в случае, если закончились сроки их проверки.
3.4. Машинисту при техническом обслуживании и ремонте запрещается:
– открывать крышки баков для краски и растворителя, не выпустив из них сначала сжатый воздух;
– проводить любые виды работ по техническому обслуживанию или ремонту, если работает двигатель.
3.5. При демонтаже и монтаже технологического оборудования, а также его составных частей, необходимо пользоваться исправными грузоподъемными механизмами и устройствами, которые гарантируют полную безопасность работ. Краску, растворители и рабочие жидкости из емкостей при этом необходимо слить, а сжатый воздух – выпустить.
3.6. Эксплуатацию и обслуживание газового оборудования маркировальной машины, которая работает на термопластике, необходимо проводить с соблюдением требований охраны труда, предусмотренных инструкцией по эксплуатации газового оборудования:
– перед зажиганием горелок проверить наличие необходимого давления газа в трубопроводах перед горелками. Проверять давление после любой смены газовых баллонов;
– открывать краны подачи газа в горелки разрешается только в случае, если горят запальники. Если при зажигании в процессе регулирования или работы горелок происходит отрыв, проскок ли затухание пламени, перед повторным зажиганием горелки жаровые трубы и дымоход надо снова проветрить. Повторное зажигание разрешается не раньше, чем через 5 мин.;
– при зажигании горелок и их регулировании изменять подачу газа и воздуха надо постепенно и плавно;
– запрещается эксплуатировать газовое оборудование при истечении газа и неисправных трубопроводах, арматуре и приборах;
— в случае выявления неисправностей необходимо немедленно перекрыть краны подачи газа в горелки и принять меры к устранению неисправностей;
– после любой смены газовых баллонов проверять все соединения газооборудования на герметичность с помощью мыльной эмульсии или течеискателя. Запрещается применять открытый огонь для выявления утечки газа;
– не разрешается оставлять без надзора зажженные горелки;
– газоопасные работы выполнять в соответствии с действующими “Правилами безопасности систем газоснабжения Украины”.
3.7. Тепловую обработку (обезвоживание) теплоносителя для разогрева термопластика следует проводить с соблюдением таких требований:
– соответствие стандарта масла, которое заливается в систему, должен подтверждать соответствующий сертификат;
– тепловую обработку проводить в сухую погоду на площадке, отдаленной от домов и сооружений не менее, чем на 20 м, имеющей свободный подъезд;
– на машине в зоне рабочего места машиниста должны быть не менее двух исправных (порошковых или углекислотных) огнетушителей;
– во время тепловой обработки должен быть обеспечен постоянный контроль машиниста за работой горелок и циркуляционного насоса, показаниями термометра и состоянием теплоносителя;
– во время тепловой обработки пребывание посторонних лиц ближе 10 м от машины запрещается. Машинист может находиться на платформе только в течение того времени, которое нужно для выполнения необходимых операций управления и контроля;
– во время тепловой обработки запрещается выполнение любых операций по регулированию и устранению неисправностей. Все эти работы следует выполнять после отключения подачи газа к основным горелкам и запальникам;
– проверку показаний рабочего термометра ртутным термометром проводить при выключенных горелках.
3.8. Во избежание попадания влаги в теплоноситель, крышку котла необходимо зачехлить. Невыполнение этого требования может привести к выбросу теплоносителя во время работы машины.
3.9. При работе с системой теплоносителя для разогрева термопластика необходимо быть осторожным: температура масла во время работы достигает +200°С, попадание горячего масла на тело вызовет тяжелые ожоги.
3.10. Запрещается применять открытый огонь для разогревания термопластика.
Температура загорания термопластика +800 … +870°С.
Температура взрыва +1200°С.
4. Требования безопасности после окончания работы
4.1. После окончания работы по нанесению дорожной разметки весь термопластик, который остался в котлах, обязательно слить, так как повторное разогревание ухудшит его свойства.
4.2. Выключить горелки в соответствии с “Инструкцией по эксплуатации газового оборудования”.
4.3. При работе маркировальной машины на краске аппаратура отключается в соответствии с “Инструкцией по эксплуатации маркировальной машины”.
4.4. Выключить тумблеры проблесковых маяков и “Питание” на панели пульта управления электрооборудованием.
4.5. Снять талреп маркера и положить в ящик.
4.6. Рукоятку распределителя перевести в положение “Подъем”.
4.7. Если сработает щеколда, которая держит маркер в транспортном положении, рукоятку необходимо перевести в положение “Нейтраль”.
4.8. Выключить коробку отбора мощности переведением рычага в кабине машиниста вперед.
4.9. Переключить демультипликатор на повышенную передачу переведением рычага в кабине машиниста назад.
4.10. Установить визирное устройство в транспортное положение.
4.11. Установить измерительный орган в транспортное положение.
4.12. Снять надставку с дымовой трубы, закрепить ее на платформе и установить на трубу крышку.
4.13. Закрыть чехлом пульт электрооборудования.
4.14. Сдать машину сменщику или поставить на место стоянки.
4.15. По окончании работы машинист маркировальной машины должен:
– вымыть загрязненные краской руки растворителем (уайт-спиритом, керосином), потом вымыть лицо и руки теплой водой с мылом;
– снять спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, очистить от пыли и другой грязи и положить в отведенное для хранения место и переодеться.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. При появлении истечения газа надо немедленно прекратить его подачу в систему до устранения неисправности.
5.2. При выявлении неисправностей манометра, красконагнетающего бачка, термопары и других деталей следует остановить маркировальную машину, выключив двигатель, и устранить неисправности.
5.3. При загорании термопластичных материалов и красок необходимо ликвидировать пожар, применяя углекислотный огнетушитель или песок; при невозможности самостоятельно погасить огонь надо вызвать пожарную команду, сообщив об этом администрации.
________________________ ________________ _________________
(должность руководителя (личная подпись) (фамилия, инициалы)
подразделения
/организации/ — разработчика
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель (специалист)
службы охраны
труда предприятия ______________ _______________
(личная подпись) (фамилия, инициалы)
Юрисконсульт ______________ _______________
(личная подпись) (фамилия, инициалы)
Главный технолог ______________ _______________
(личная подпись) (фамилия, инициалы)
______________________________________________________________ (наименование организации) --------------------------------------- ¦ Дата ¦Обозначение ¦Отметка об ¦ ¦выдачи ¦ (номер) ¦ознакомлении ¦ ¦ ¦инструкции ¦ ¦ ---------+-------------+--------------- СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Наименование должности Наименование должности руководителя профсоюзного работодателя либо иного уполномоченного ___________ ____________________ работниками органа (подпись) (Ф.И.О.) ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О.) Дата утверждения М.П. Дата согласования или СОГЛАСОВАНО Реквизиты документа, выражающего мнение профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для машиниста маркировочной машины для разметки автомобильных дорог 1
Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для машиниста маркировочной машины при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации — _______________________.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К работе и управлению маркировочными машинами допускаются водители, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие обучение безопасным методам и приемам труда, а также инструктажи по безопасности труда, имеющие удостоверение на право управления машиной.
1.2. Поступающий на работу машинист должен пройти вводный инструктаж по безопасности труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы и первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
1.3. Машинист обязан знать инструкцию по эксплуатации маркировочной машины для разметки автомобильных дорог.
1.4. При оформлении машиниста на работу приказом (распоряжением) по предприятию (организации) за ним закрепляют конкретную маркировочную машину для разметки автомобильных дорог.
1.5. Машинист маркировочной машины обязан знать:
— устройство, принцип работы и правила технической эксплуатации маркировочных машин;
— правила производства маркировочных работ на автомобильных дорогах; инструкцию по ограждению мест производства работ;
— типы покрытий автомобильных дорог;
— способы обнаружения и устранения неисправностей в работе двигателей и механизмов маркировочной машины;
— нормы расхода горючего, смазочных материалов, краски и термопластика;
— правила управления и передвижения маркировочной машины в различных условиях;
— способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
1.6. Запрещается работать на неисправной машине, а также находиться посторонним лицам в зоне работы маркировочной машины.
1.7. Рабочая зона работы маркировочной машины должна быть ограждена типовыми инвентарными ограждениями (тумбы, конусы, заборчики и т.п.) и знаками безопасности.
1.8. Рабочие, обслуживающие маркировочную машину, должны быть проинструктированы и обучены безопасным приемам по всем видам работ при маркировке автомобильных дорог. Рабочие не должны работать и мешаться вне зоны ограждения рабочей площадки.
1.9. Все рабочие, производящие маркировочные работы, должны ежегодно проходить медицинский осмотр.
1.10. При каждом изменении места и условий работы машинист и рабочие, обслуживающие маркировочную машину, должны получить инструктаж по безопасности труда.
1.11. Машинист и рабочие обязаны работать в выданной им спецодежде и спецобуви, предохранительных средствах, предусмотренных отраслевыми нормами и коллективными договорами, и содержать их в исправном состоянии, иметь опрятный вид, быть собранными и внимательными при установке, снятии ограждений, во время работы и при переходах в рабочей зоне. Работать без сигнальных оранжевых жилетов запрещается.
1.12. Машинист и рабочие, обслуживающие маркировочную машину, должны иметь исправный инструмент и полный набор типовых инвентарных ограждений, предупреждающих и запрещающих знаков.
1.13. В условиях сохранения движения транспорта при производстве маркировочных работ приказом по организации назначается лицо, ответственное за охрану труда работающих.
1.14. Работать в зоне, где нет ограждений мест производства работ, открытых люков, колодцев и т.п. запрещается.
1.15. При работе в ночное время или при недостаточной видимости маркировочная машина должна быть оборудована:
— лобовым и общим освещением, обеспечивающим видимость пути, по которому перемещается машина, видимость фронта работ и прилегающих к нему участков;
— освещением рабочих органов и механизмов управления;
— задним сигнальным светом;
— аварийным освещением (при необходимости проблесковым фонарем).
1.16. В зоне обслуживания и работы маркировочной машины запрещается курить и пользоваться открытым огнем.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Ознакомиться с участком работы. Уточнить задание. Убедиться в наличии и расстановке типовых инвентарных ограждений рабочей зоны, предупредительных и запрещающих знаков.
2.2. Проверить исправность маркировочной машины.
2.3. Надеть спецодежду. Спецодежда не должна иметь свисающих и развевающихся концов, обшлага рукавов должны быть застегнуты или завязаны.
2.4. Рабочие, занятые приготовлением краски, нанесением линий, засыпкой термопластика в блок котлов должны пользоваться защитными средствами (респираторами, очками, резиновыми перчатками).
2.5. В машине должны находиться медицинская аптечка с противоожоговыми препаратами, а также инструкция по оказанию первой помощи.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При нанесении разметочных линий маркировочными машинами, работающими на краске, необходимо:
— перед началом работ проверить исправность компрессора, предохранительных измерительных и пусковых приборов, прочность и надежность крепления шлангов;
— промыть шланги, по которым краска поступает к распределителю;
— в процессе работы окрасочного устройства следить за давлением в красконагнетательном бачке, а также за нормальной работой компрессора, не допуская его перегрева.
3.2. Во время работы компрессора запрещается присоединять и разъединять шланги, идущие к красочному устройству и красконагнетательному бачку.
3.3. При обнаружении неисправности манометра, красконагнетательного бачка и других деталей маркировочную машину следует остановить и устранить неисправности.
3.4. Запрещается эксплуатировать машину с неисправными контрольно-измерительными приборами, предохранительными устройствами и огнетушителями или с истекшими сроками их проверки.
3.5. Запрещается:
— открывать крышки баков для краски и растворителя без предварительного стравливания из них сжатого воздуха;
— проводить какие-либо виды работ по техническому обслуживанию или ремонту при работающем двигателе.
3.6. При демонтаже и монтаже технологического оборудования, а также их составных частей необходимо пользоваться исправными грузоподъемными механизмами и приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ. Краска, растворитель, масло и рабочие жидкости из емкостей при этом должны быть слиты, а сжатый воздух стравлен.
3.7. Эксплуатацию и обслуживание газового оборудования маркировочной машины, работающей на термопластике, необходимо производить с соблюдением следующих требований безопасности:
— в каждой организации должна быть разработана и утверждена отдельная инструкция по эксплуатации установленного на машине газового оборудования;
— перед пуском в работу блока котлов необходимо снять крышку с дымовой трубы, установить на нее подставку, убедиться в наличии тяги и произвести проветривание жаровых труб и дымоходов в течение 5 — 10 мин.;
— перед зажиганием горелок проверить наличие необходимого давления газа в трубопроводах перед горелками. Проверку давления производить после каждой смены газовых баллонов;
— открывать краны подачи газа в горелки разрешается только при горящих запальниках. Если при зажигании в процессе регулирования или работы горелок происходит отрыв, проскок или затухание пламени, перед повторным зажиганием горелки жаровые трубы и дымоход должны быть снова проветрены. Повторное зажигание разрешается производить не раньше чем через 5 мин.;
— при зажигании горелок и их регулировании изменение подачи газа и воздуха должно производиться постепенно и плавно;
— после каждой смены газовых баллонов производить проверку всех соединений газооборудования и герметичность с помощью мыльной эмульсии или течеискателя. Запрещается применять огонь для обнаружения утечки газа;
— не разрешается оставлять без присмотра зажженные горелки;
— техническое обслуживание газового оборудования должно производиться не реже одного раза в месяц.
3.8. Тепловую обработку (обезвоживание) теплоносителя следует производить с соблюдением следующих требований:
— соответствие заливаемого в систему масла стандарту должно подтверждаться соответствующим сертификатом;
— тепловую обработку производить в сухую погоду на площадке, оборудованной противопожарными средствами, удаленными от зданий и сооружений не менее 20 м, и имеющей свободный подъезд;
— на машине в зоне рабочего места машиниста должно находиться не менее двух исправных огнетушителей;
— во время тепловой обработки должен быть обеспечен постоянный контроль машиниста за работой горелок и циркулярного насоса, показанием термометра и состоянием теплоносителя;
— во время тепловой обработки нахождение посторонних людей ближе 10 м от машины запрещается. Нахождение машиниста на платформе допускается лишь на время, требующееся для выполнения необходимых операций управления и контроля;
— во время тепловой обработки запрещается выполнение каких-либо операций по регулировке и устранению неисправностей. Все эти работы должны выполняться после отключения подачи газа к основным горелкам и запальникам;
— проверку показаний рабочего термометра ртутным термометром производить при выключенных горелках.
3.9. Во избежание попадания влаги в теплоноситель крышка должна быть зачехлена. Невыполнение этого условия может привести к выбросу теплоносителя во время работы машины. На машинах, имеющих остатки термопласта в котлах, коллекторе и маркере от проведенных заводом-изготовителем испытаний на эксплуатационных режимах, перед опусканием и поднятием маркера необходимо провести прогрев зоны шарнирного соединения коллектора, соблюдая меры противопожарной безопасности.
3.10. При работе с системой теплоносителя необходимо соблюдать осторожность: температура масла во время работы достигает +200 град. С, попадание горячего масла на тело вызывает тяжелые ожоги.
3.11. Запрещается применять открытое пламя для разогрева термопластика.
Температура воспламенения термоплатика — от +800 град. С до +870 град. С.
Температура взрыва — +1200 град. С.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении утечки газа в газовом оборудовании, арматуре и приборах необходимо немедленно перекрыть краны подачи газа в горелки и принять меры по устранению неисправностей.
4.2. При обнаружении в процессе работы загорания необходимо работу приостановить и принять меры к его тушению. В случае невозможности ликвидировать загорание собственными силами необходимо сообщить руководителю работ и вызвать пожарную охрану.
4.3. При изменении погодных условий (ухудшения видимости, усилении ветра более 10 м/сек) работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю.
4.4. При ДТП действовать в соответствиями с ПДД. Оказать первую помощь пострадавшим.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. После окончания работы по нанесению линий разметки весь оставшийся в котлах термопластик обязательно слить, так как повторный разогрев вызовет ухудшение его свойств.
5.2. Выключить аппарат.
5.3. Сдать машину сменщику или поставить на место стоянки.
5.4. Произвести процедуры личной гигиены, переодеться.
5.5. Доложить непосредственному начальнику о состоянии машины и случаях нарушения требований охраны труда.
Типовая
инструкция № 15 по охране труда машиниста маркировочной машины для разметки
автомобильных дорог
Утверждена
Федеральным
дорожным департаментом
Минтранса РФ
11 марта 1993 г.
Общие
требования
1. К работе и
управлению маркировочными машинами допускаются водители, достигшие 18 лет, признанные
годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие обучение безопасным
методам и приемам труда, а также инструктажи по безопасности труда, имеющие
удостоверение на право управления машиной.
2. Поступающий на работу машинист должен пройти вводный
инструктаж по безопасности труда, производственной санитарии, оказанию
доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям
работы и первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны
записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и
инструктирующего.
3. Машинист
обязан знать инструкцию по эксплуатации маркировочной машины для разметки
автомобильных дорог.
4. При
оформлении машиниста на работу приказом (распоряжением) по предприятию (организации)
за ним закрепляют конкретную маркировочную машину для разметки автомобильных
дорог.
5. Лица,
допущенные к работе на машине с оборудованием для нанесения линий разметки
термопластиком, должны пройти обучение безопасным методам работы в соответствии
с «Правилами
безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» и
«Правилами
устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» и
иметь соответствующее удостоверение.
6. Лица,
допущенные к работе на машине с оборудованием для нанесения линий разметки
краской, должны пройти обучение по безопасным методам работы в соответствии с
«Правилами
устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» и
иметь соответствующее удостоверение.
7. Машинист
маркировочной машины обязан знать:
— устройство,
принцип работы и правила технической эксплуатации маркировочных машин;
— правила производства
маркировочных работ на автомобильных дорогах; инструкцию по ограждению мест
производства работ;
— типы
покрытий автомобильных дорог;
— способы
обнаружения и устранения неисправностей в работе двигателей и механизмов
маркировочной машины;
— нормы
расхода горючего, смазочных материалов, краски и термопластика;
— правила
управления и передвижения маркировочной машины в различных условиях;
— способы
оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
8. Запрещается
работать на неисправной машине, а также находиться посторонним лицам в зоне
работы маркировочной машины.
9. Рабочая
зона работы маркировочной машины должна быть ограждена типовыми инвентарными
ограждениями (тумбы, конусы, заборчики и т.п.) и знаками безопасности.
10. Рабочие,
обслуживающие маркировочную машину, должны быть проинструктированы и обучены
безопасным приемам по всем видам работ при маркировке автомобильных дорог.
Рабочие не должны работать и перемещаться вне зоны ограждения рабочей площадки.
11. Все
рабочие, производящие маркировочные работы, должны ежегодно проходить
медицинский осмотр.
12. При каждом
изменении места и условий работы машинист и рабочие, обслуживающие
маркировочную машину, должны получить инструктаж по безопасности труда.
13. Машинист и
рабочие обязаны работать в выданной им спецодежде и спецобуви,
предохранительных средствах, предусмотренных отраслевыми нормами и
коллективными договорами и содержать их в исправном состоянии, иметь опрятный
вид, быть собранными и внимательными при установке, снятии ограждений, во время
работы и при переходах в рабочей зоне. Работать без сигнальных оранжевых
жилетов запрещается.
14. Машинист и
рабочие, обслуживающие маркировочную машину, должны иметь исправный инструмент
и полный набор типовых инвентарных ограждений, предупреждающих и запрещающих
знаков.
15. В условиях
сохранения движения транспорта при производстве маркировочных работ приказом по
организации назначается лицо, ответственное за охрану труда работающих.
16. Работать в
зоне, где нет ограждений мест производства работ, открытых люков, колодцев и
т.п. запрещается.
17. При работе
в ночное время или при недостаточной видимости маркировочная машина должна быть
оборудована:
— лобовым и
общим освещением, обеспечивающим видимость пути, по которому перемещается
машина, видимость фронта работ и прилегающих к нему участков;
— освещением
рабочих органов и механизмов управления;
— задним
сигнальным светом;
— аварийным
освещением (при необходимости проблесковым фонарем).
18. В зоне
обслуживания и работы маркировочной машины запрещается курить и пользоваться
открытым огнем.
Требования перед началом и во время работы
19.
Ознакомиться с участком работы. Уточнить задание. Убедиться в наличии и
расстановке типовых инвентарных ограждений рабочей зоны, предупредительных и
запрещающих знаков.
20. Проверить
исправность маркировочной машины.
21. Надеть
спецодежду. Спецодежда не должна иметь свисающих и развивающихся концов,
обшлага рукавов должны быть застегнуты или завязаны.
22. Рабочие,
занятые приготовлением краски, нанесением линий, засыпкой термопластика в блок
котлов должны пользоваться защитными средствами (респираторами, очками,
резиновыми перчатками).
23. В машине
должны находиться медицинская аптечка с противоожоговыми препаратами, а также
Инструкции по оказанию первой помощи.
24. При
нанесении разметочных линий маркировочными машинами, работающими на краске,
необходимо:
— перед
началом работ проверить исправность компрессора, предохранительных,
измерительных и пусковых приборов, прочность и надежность крепления шлангов;
— промыть
шланги, по которым краска поступает к распределителю;
— в процессе
работы окрасочного устройства следить за давлением в красконагнетальном бачке,
а также за нормальной работой компрессора, не допуская его перегрева.
25. Во время
работы компрессора запрещается присоединять и разъединять шланги, идущие к
окрасочному устройству и красконагнетательному бачку.
26. При
обнаружении неисправности манометра, красконагнетательного бачка и других
деталей маркировочную машину следует остановить и устранить неисправности.
27.
Запрещается эксплуатировать машину с неисправными контрольно-измерительными
приборами, предохранительными устройствами и огнетушителями или с истекшими
сроками их проверки.
28. Содержание
и обслуживание основного бака для краски и газовых баллонов производить в
соответствии с требованиями «Правил
устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».
29.
Запрещается:
— открывать
крышки баков для краски и растворителя без предварительного стравливания из них
сжатого воздуха;
— проводить
какие-либо виды работ по техническому обслуживанию или ремонту при работающем
двигателе.
30. При
демонтаже и монтаже технологического оборудования, а также их составных частей
необходимо пользоваться исправными грузоподъемными механизмами и
приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ. Краска,
растворитель, масло и рабочие жидкости из емкостей при этом должны быть слиты,
а сжатый воздух стравлен.
31.
Эксплуатацию и обслуживание газового оборудования маркировочной машины,
работающей на термопластике, необходимо производить с соблюдением следующих
требований безопасности:
— в каждой
организации должна быть разработана и утверждена отдельная инструкция по
эксплуатации установленного на машине газового оборудования, составленная с
учетом требований «Правил
безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»;
— перед пуском
в работу блока котлов необходимо снять крышку с дымовой трубы, установить на
нее подставку, убедиться в наличии тяги и произвести проветривание жаровых труб
и дымоходов в течении 5-10 мин;
— перед
зажиганием горелок проверить наличие необходимого давления газа в трубопроводах
перед горелками. Проверку давления производить после каждой смены газовых
баллонов;
— открывать
краны подачи газа в горелки разрешается только при горящих запальниках. Если
при зажигании в процессе регулирования или работы горелок происходит отрыв,
проскок или затухание пламени, перед повторным зажиганием горелки жаровые трубы
и дымоход должны быть снова проветрены. Повторное зажигание разрешается
производить не раньше, чем через 5 мин;
— при
зажигании горелок и их регулировании изменение подачи газа и воздуха должно
производиться постепенно и плавно;
— запрещается
эксплуатировать газовое оборудование при утечке газа и неисправных трубопроводах,
арматуре и приборах. При обнаружении неисправностей необходимо немедленно
перекрыть краны подачи газа в горелки и принять меры по устранению
неисправностей;
— после каждой
смены газовых баллонов производить проверку всех соединений газооборудования на
герметичность с помощью мыльной эмульсии или течеискателя. Запрещается
применять огонь для обнаружения утечки газа;
— не
разрешается оставлять без присмотра зажженные горелки;
— газоопасные
работы выполнять в соответствии с действующими «Правилами
безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»;
— техническое
обслуживание газового оборудования должно производиться не реже одного раза в
месяц.
32. Тепловую
обработку (обезвоживание) теплоносителя следует производить с соблюдением
следующих требований:
— соответствие
заливаемого в систему масла стандарту должно подтверждаться соответствующим
сертификатом;
— тепловую
обработку производить в сухую погоду на площадке, оборудованной
противопожарными средствами, удаленной от зданий и сооружений не менее 20 м и
имеющей свободный подъезд;
— на машине в
зоне рабочего места машиниста должно находиться не менее двух исправных
огнетушителей;
— во время
тепловой обработки должен быть обеспечен постоянный контроль машиниста за
работой горелок и циркуляционного насоса, показанием термометра и состоянием
теплоносителя;
— во время
тепловой обработки нахождение посторонних людей ближе 10 м от машины
запрещается. Нахождение машиниста на платформе допускается лишь на время,
требующееся для выполнения необходимых операций управления и контроля;
— во время
тепловой обработки запрещается выполнение каких-либо операций по регулировке и
устранению неисправностей. Все эти работы должны выполняться после отключения
подачи газа к основным горелкам и запальникам;
— проверку
показаний рабочего термометра ртутным термометром производить при выключенных
горелках.
33. Во
избежание попадания влаги в теплоноситель, крышка должна быть зачехлена.
Невыполнение этого условия может привести к выбросу теплоносителя во время
работы машины.
На машинах,
имеющих остатки термопласта в котлах, коллекторе и маркере от проведенных
заводом-изготовителем испытаний на эксплуатационных режимах, перед опусканием и
поднятием маркера необходимо произвести прогрев зоны шарнирного соединения
коллектора, соблюдая меры противопожарной безопасности.
34. При работе
с системой теплоносителя необходимо соблюдать осторожность; температура масла
во время работы достигает +200°С, попадание горячего масла на тело вызывает
тяжелые ожоги.
35.
Запрещается применять открытое пламя для разогрева термопластика.
Температура
воспламенения термопластика +600-870°С. Температура взрыва -+ 1200°С.
Требования после окончания работы
36. После
окончания работы по нанесению линий разметки весь оставшийся в котлах
термопластик обязательно слить, так как повторный разогрев вызовет ухудшение
его свойств.
37. Выключить
горелки согласно «Инструкции по эксплуатации газооборудования для
разогрева термопластика».
38. При работе
маркировочной машины, работающей на краске, аппаратура отключается согласно
«Инструкции по эксплуатации маркировочной машины, работающей на
краске».
39. Выключить
тумблеры проблесковых маяков и «Питание» на панели пульта управления
электрооборудованием.
40. Снять
талреп маркера и уложить в ящик.
41. Рукоятку
распределителя перевести в положение «Подъем».
42. При
срабатывании защелки, удерживающей маркер в транспортном положении, рукоятку
необходимо перевести в положение «Нейтр».
43. Выключить
коробку отбора мощности переводом рычага в кабине машиниста вперед.
44.
Переключить демультипликатор на повышенную передачу переводом рычага в кабине
машиниста назад.
45. Установить
визирное устройство в транспортное положение.
46. Установить
измерительный орган в транспортное положение.
47. Снять
надставку с дымовой трубы, закрепить ее на платформе и установить на трубу
крышку.
48. Закрыть
чехлом пульт электрооборудования.
49. Сдать
машину сменщику или поставить на место стоянки.
50. Произвести
личную гигиену, переодеться.
51. Доложить
мастеру (прорабу) о состоянии машины и случаях нарушения требований охраны
труда.
Согласовано:
Заместитель председателя ЦК
профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
Н.Д.Силкин
18 января 1993 г.
Первый заместитель
генерального директора
Федерального дорожного
департамента
Минтранса РФ
О.В.Скворцов