Инструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете химии

Оказание первой доврачебной помощи

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях.

1. Легкие травмы

1.1. Успокоить пострадавшего. При ушибе – положить холод на место ушиба и наложить тугую повязку. При растяжении (больно совершать движения в суставах) – наложить фиксирующую повязку, положить холод.

1.2. Вызвать медицинского работника, сообщить родителям и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

2. Переломы (образуется выступ или впадина)

2.1. Зафиксировать конечность (два сустава, а при переломе левой и бедренной кости – три).

2.2. Вызвать медицинского работника, сообщить родителям и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

3. Перелом открытый

3.1.При переломе открытом, относится к нему сначала как к ране, только потом как к перелому — это основа первой доврачебной помощи при травмах.

3.2. Наложить стерильную повязку и зафиксировать конечность.

3.3. Вызвать медицинского работника и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

Следует помнить следующие правила оказания помощи при травмах (п. 2 и 3.):

· фиксировать деформированную конечность необходимо в том положении, в котором она находится, чтобы не навредить ещё больше;

· при наложении шины, необходимо проследить за тем, что бы сустав был зафиксирован до и после перелома;

· использовать все возможные в данной ситуации подручные средства;

· перелом фиксируем, не изменяя его положения;

· вправлять ничего не нужно, фиксируем как перелом;

· большая кровопотеря не исключена;

· можно применить холод к месту травмы или перелома, чтобы уменьшить боль; при этом лёд к голому телу не прикладывается, его необходимо обернуть.

· Симптомов перелома или травмы может быть несколько:

· кровь;

· неестественное положение конечности;

· нарушение подвижности конечности;

· боль;

· опухоль;

· оголенная кость в ране при открытом переломе.

В любом случае не зависимо от типа травмы не пытайтесь самостоятельно придать конечности естественное положение.

4. Электротравмы

4.1. Прекратить контакт с источником тока. Отключить ток или, если не удается, отодвинуть пострадавшего от источника тока.

4.2. При отсутствии дыхания и пульса – провести реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание).

4.3. Вызвать скорую помощь.

4.4. Реанимацию проводить до прибытия скорой помощи или до появления пульса и самостоятельного дыхания.

5. Ожоги (открытым огнем или горячей жидкостью)

5.1. Ожоги – повреждение тканей, возникающее под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей или ионизирующего излучения. Соответственно различают термические, электрические, химические и лучевые ожоги. Термические ожоги встречаются наиболее часто, на них приходится 90-95% всех ожогов.

5.2. Если ожог небольшой обожженный участок подержать под холодной водой и наложить стерильную повязку.

5.3. При сильных ожогах наложить стерильную повязку.

5.4.Для местного лечения ожогов лучше применять многокомпонентные аэрозоли (левовинизоль, олазоль, ливиан, пантенол).

5.5. При тяжелых (обширных) поражениях вызвать скорую помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

6. Помощь при порезах и ушибах

6.1. В первую очередь необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).

6.2. Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.

6.3. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от поступающей крови, новую накладывают поверх старой.

6.4. Первая помощь при ушибах — покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке, холодный металлический предмет и др. источники холода). Ушибленному органу придают возвышенное положение.

6.5. При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают скорую помощь.

6.6. Инородные тела, попавшие в глаз, разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7 — 10 минут. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.

6.7. При попадании в глаз едких жидкостей промывают его водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.

6.8. После заключительного ополаскивания глаза чистой водой под веки необходимо ввести 2 — 3 капли 30-процентного раствора альбуцида и направить пострадавшего в медпункт.

7.Обморок

7.1. Обморок – внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся ослаблением деятельности сердца и дыхания. Возникает при быстро развивающемся малокровии головного мозга и продолжается от нескольких секунд до 5-10 минут и более.

7.2. Признаки. Обморок выражается во внезапно наступающей дурноте, головокружении, слабости и потере сознания, сопровождается побледнением и похолоданием кожных покровов. Дыхание замедленное, поверхностное, слабый и редкий пульс (до 40-50 ударов в минуту).

7.3. Первая помощь. Пострадавшего уложить на спину так, чтобы голова была несколько опущена, а ноги приподняты. Для облегчения дыхания освободить шею и грудь от стесняющей одежды. Тепло укройте пострадавшего, положите грелку к его ногам. Натрите нашатырным спиртом виски больного и поднесите к носу ватку, смоченную нашатырем, а лицо обрызгайте холодной водой. При затянувшемся обмороке показано искусственное дыхание. После прихода в сознание дайте ему горячий кофе.

8. Кровотечение

8.1. Кровотечением называют излияние крови из поврежденных кровеносных сосудов. Оно является одним из частых и опасных последствий ранений, травм и ожогов. В зависимости от вида поврежденного сосуда различают: артериальное, капиллярное и венозное кровотечения.

8.2. Атериальное кровотечение возникает при повреждении артерий и является наиболее опасным.

Признаки: из раны сильной пульсирующей струей бьет кровь алого цвета.

Первая помощь направлена на остановку кровотечения, которая может быть осуществлена путем придания кровоточащей области приподнятого положения, наложения давящей повязки, максимального сгибания конечности в суставе и сдавливания при этом проходящих в данной области сосудов, пальцевое прижатие, наложение жгута. Прижатие сосуда осуществляется выше раны, в определенных анатомических точках, там, где менее выражена мышечная масса, сосуд проходит поверхностно и может быть прижат к подлежащей кости. Прижимать лучше не одним, а несколькими пальцами одной или обеих рук.

8.3. Венозное кровотечение возникает при повреждении стенок вен.

Признаки: из раны медленной непрерывной струей вытекает темная кровь.

Первая помощь заключается в остановке кровотечения, для чего достаточно придать приподнятое положение конечности, максимально согнуть ее в суставе или наложить давящую повязку. Такое положение придается конечности лишь после наложения давящей повязки. При сильном венозном кровотечении прибегают к прижатию сосуда. Поврежденный сосуд прижимают к кости ниже раны. Этот способ удобен тем, что может быть выполнен немедленно и не требует никаких приспособлений.

8.4. Капилярное кровотечение является следствием повреждения мельчайших кровеносных сосудов (капилляров).

Признаки: кровоточит вся раневая поверхность.

Первая помощь заключается в наложении давящей повязки. На кровоточащий участок накладывают бинт (марлю), можно использовать чистый носовой платок или отбеленную ткань.

9 Обморожение

9.1. Признаки обморожения — онемение поврежденной части тела, побледнение, а затем посинение кожи и отечность. Боль вначале не ощущается, но при отогревании обмороженного участка появляется резкая боль.

9.2. При оказании помощи необходимо внести пострадавшего в теплое помещение; водкой или разведенным спиртом необходимо растереть побелевшие места до появления чувствительности кожи, а затем наложить повязку с вазелином. Пострадавшего нужно напоить горячим чаем.

9.3. Если кожа в месте обморожения отекла и приняла красно-синюшный оттенок, растирать его нельзя. Необходимо протереть теми же растворами и наложить сухую стерильную повязку.

9.4. Признаками замерзания являются сонливость, ослабление памяти, исчезновения сознания, расстройство дыхания и сердечной деятельности. Замерзшего следует внести в теплое помещение, растереть и поместить в ванну с температурой воды 30-320С, а после погружения — довести до З4-ЗЗ0. Если пострадавший в сознании, следует дать ему горячую пишу и питье; если он не дышит, следует делать искусственное дыхание.

10. Солнечный и тепловой улар.

2.10.1. При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует усталость, лицо краснеет, а затем покрывается бледностью, повышается температура, наступают судороги, потеря сознания.

10.2. Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо перенести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание, следует начать делать его искусственно.

11. Утопление.

После извлечения пострадавшего из воды необходимо быстро очистить ему полость рта и вытащить язык, чтобы он не западал в гортань. Став на правое колено, положить пострадавшего вниз лицом на левое бедро, упираясь им в нижнюю часть грудной клетки. В области нижних ребер надавить на спину, чтобы освободить от проглоченной воды. Затем положить пострадавшего на спину, чтобы голова была запрокинута, на твердую поверхность и начать искусственное дыхание способом «изо рта в рот». Вместе с искусственным дыханием осуществляют согревание путем растирания тела.

Инструкция
по охране труда для учащихся в кабинете химии
(вводный инструктаж)

1. Общие положения инструкции

1.1. Данная инструкция по охране труда для учащихся в кабинете химии школы разработана для всех учеников, посещающих уроки химии и является вводным инструктажем по охране труда и технике безопасности для учащихся в кабинете химии.
1.2. Каждый учащийся обязан пройти вводный инструктаж (в начале каждого учебного года), в начале каждого полугодия — первичный (повторный), согласно настоящей инструкции по охране труда для учащихся в кабинете химии, целевой инструктаж — перед каждой практической или лабораторной работой, о чём делается запись в соответствующих журналах регистрации инструктажей по охране труда.
1.3. Каждый учащийся соблюдает правила личной гигиены (поддерживает своё рабочее место в чистоте) и требования санитарных норм.
1.4. Согласно расписанию уроков, учащиеся приходят в кабинет со звонком на урок и входят в кабинет химии только с разрешения учителя.
1.5. Школьники покидают кабинет химии по разрешению учителя.
1.6. Учащиеся не заходят в лаборантскую, т.к. там находится реактивы.
1.7. Не вносить в кабинет, без указания учителя, посторонние предметы, приборы, любые вещества.
1.8. В кабинете химии запрещено принимать пищу и пить.
1.9. Не загромождать проходы портфелями, сумками.
1.10. Запрещено присутствие посторонних лиц в кабинете при проведении лабораторно-практических работ без ведома учителя химии.
1.11. Опасности в работе:

  • поражение электрическим током;
  • порезы разбившейся стеклянной посудой;
  • уколы и порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и оборудованием;
  • ожоги кислотами, щелочами;
  • термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовкой, горячей водой;
  • отравление вредными газами (аммиак, сероводород; оксиды азота и серы).

1.12. При выполнении лабораторно-практической работы учащиеся обязаны строго соблюдать инструкцию по охране труда при проведении лабораторных работ по химии в кабинете.

2. Требования безопасности перед началом работы учащихся в кабинете химии

2.1. Требования к учащимся перед работой в кабинете химии:

  • входить в кабинет химии только после разрешения учителя;
  • не включать электроосвещение и электроприборы;
  • не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна;
  • подготовить свое рабочее место и учебные принадлежности к уроку;
  • одеть рабочую одежду и средства индивидуальной защиты по указанию учителя химии.

2.2. Каждый учащийся проверяет санитарное состояние своего рабочего места, проверяет, нет ли на рабочем месте посторонних вещей.
2.3. Перед началом каждой практической работы, учащийся внимательно прослушивает инструктаж по безопасным правилам проведения лабораторных работ, экспериментов.
2.4. Запрещено учащимся приносить в кабинет химии и использовать в эксперименте, не предназначенные для этого вещества.
2.5. Учащийся строго соблюдает дисциплину в кабинете химии.
2.6. Учащийся изучает содержание и порядок выполнения практической работы, а также безопасные приёмы её выполнения.
2.7. Необходимо точно выполнять все указания учителя химии.

3. Требования безопасности во время занятий учащихся в кабинете химии

3.1. Во время работы в кабинете химии учащийся должен соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте, требования инструкции по охране труда для учащихся в кабинете химии.
3.2. Выполнять практические и лабораторные работы только в рабочей одежде.
3.3. Приступать к выполнению работы и каждому её этапу, только после указания учителя химии.
3.4. Не проводить самостоятельно опытов и экспериментов не предусмотренных заданиями лабораторно-практической работы, не вставать с места.
3.5. Учащийся располагает оборудование в порядке, указанном учителем химии.
3.6. Осторожно обращаться с лабораторным оборудованием.
3.7. Без разрешения учителя химии не брать приборы и оборудование с соседних рабочих мест.
3.8. Ученик соблюдает аккуратность со стеклянной посудой, лабораторным оборудованием.
3.9. Учащийся соблюдает аккуратность при работе с любыми химическими реактивами.
3.10. Ученик соблюдает аккуратность при работе с любыми легковоспламеняющимися жидкостями.
3.11. Для пробирок использовать специальный держатель.
3.12. Не оставлять без присмотра спиртовки.
3.13. Немедленно сообщить учителю или лаборанту о обнаружении неисправности прибора, не устранять самостоятельно неисправности в оборудовании.
3.14. Учащимся в организации безопасного выполнения лабораторно-практических работ оказывает помощь лаборант, соблюдая требования инструкции по охране труда для лаборанта кабинета химии общеобразовательного учебного учреждения.
3.15. При получении травм и плохом самочувствии сообщить учителю.
3.16. При возникновении во время работы аварийной ситуации, не допускать паники и действовать по указанию учителя химии.

4. Требования безопасности для учащихся по окончании занятий в кабинете химии

4.1. По окончании урока учащиеся приводят в порядок рабочее место, складывают приборы и оборудование в порядке, указанном учителем химии.
4.2. Учащийся сдаёт все приборы и оставшиеся реактивы на хранение учителю химии или лаборанту.
4.3. Запрещено сливать в канализацию растворы и жидкости.
4.4. Снять рабочую одежду и индивидуальные средства защиты.
4.5. Учащиеся собирают тетради, учебники, письменные принадлежности и с разрешения учителя покидают кабинет химии.
4.6. Запрещено выносить из кабинета химии любые вещества без указания учителя.
4.7. Учащимся необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
4.8. Обо всех неполадках в работе оборудования, электросети сообщить учителю химии.

5. Требования безопасности для учащихся в аварийных ситуациях в кабинете химии

5.1. При возникновении аварийной ситуации срочно сообщить учителю и действовать по указанию учителя химии.
5.2. При получении травмы учащимся, сообщить учителю и при необходимости помочь ему вызвать медицинского работника для оказания первой медицинской помощи пострадавшему.
5.3. В случае необходимости оказать первую помощь пострадавшему согласно инструкции по оказанию первой помощи в кабинете химии общеобразовательного учебного заведения.
5.4. В случае возникновения аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) по указанию учителя химии, быстро и без паники, покинуть кабинет.
5.5. При внезапном заболевании, либо плохом самочувствии, сообщить учителю химии.
5.6. При разливе жидкостей или рассыпании твёрдых реактивов не убирать их самостоятельно, а сообщить об этом учителю.

Инструкцию разработал: __________ /________________/

СОГЛАСОВАНО
Cпециалист по охране труда __________ /________________/
«___»__________202__г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_________202___г. __________ /________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности в кабинете химии
Технике безопасности классного руководителя

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Приложение 2

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы №________

_______________ (_________________)

«_____»______________ 200___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением профсоюзного

комитета школы №___________

От «_____»_____________ 200 ___ г.

Инструкция

по охране труда учащихся

при работе в кабинетах (лабораториях) химии

средних общеобразовательных школ (типовая)

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии.

2. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома учителя химии.

3. Во время работы в кабинете учащиеся обязаны быть в халатах и пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя), поддерживать порядок на рабочем месте.

4. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо изучить по учебнику или пособию порядок ее проведения. Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами и растворами, по методам нагревания, по наполнению сосудов и т.д.

5. Подготовленный к работе прибор необходимо показать учителю или лаборанту.

6. Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.

7. Запрещается есть и пить в кабинете, загромождать проходы портфелями, сумками.

8. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.

9. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.

10. О всех случаях, когда разлиты жидкости или рассыпаны твердые реактивы, нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые вещества запрещается.

11. Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости, они должны сливаться в специальные сосуды на рабочих местах.

12. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т. д. необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Самостоятельно устранять неисправности учащимся запрещается.

13. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.

14. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.

15. По окончании практических и лабораторных работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.

16. При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Примечание. На основании Типовой инструкции заведующий кабинетом разрабатывает инструкцию по охране труда для учащихся. Инструкция пересматривается не реже 1 раза в 3 года, в нее могут вноситься дополнения, изменения и уточнения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для учащихся при проведении стрельб
  • Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете физики
  • Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете информатики
  • Инструкция по охране труда для участковой медицинской сестры участковой
  • Инструкция по охране труда для управляющего кафе