Инструкция по охране труда для водителя вездехода

Настоящая инструкция по охране труда для водителя вездехода доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе на гусеничных вездеходах допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку, имеющие удостоверение на право управления той или иной машиной, выданное квалификационной комиссией, а также прошедшие вводный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, стажировку в количестве 8 рабочих смен. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте необходимо проводить при каждом изменении условий работы, но не реже двух раз в год.
1.2. Водитель вездехода должен быть ознакомлен с «Правилами внутреннего трудового распорядка» под роспись и соблюдать режим труда и отдыха.
1.3. Прежде чем приступить к работе, машинист обязан тщательно осмотреть машину и убедиться в ее исправности.
1.4. Запрещается выезжать на работу при наличии каких-либо неисправностей машины: у гусеничного вездехода при неисправности двигателя, рулевого управления и ходовой части, муфты сцепления, тормозного устройства, муфты управления; топливных баков, топливопроводов и карбюраторов (подтекание топлива), прицепного устройства.
1.5. Каждый гусеничный вездеход должен быть закреплен приказом (распоряжением) за определенным машинистом.
1.6. Запрещается приступать к работе на незакрепленной машине или на машине, закрепленной за другим машинистом.
1.7. При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В том случае, когда машинист управляющий машиной не имеет достаточного обзора или не видит рабочего подающего ему сигналы, между машинистом и рабочим сигнальщиком необходимо устанавливать двухстороннюю радиосвязь.
1.8. Для безопасной работы в темное время суток машины должны быть оснащены исправными светильниками (фарами).
1.9. Все прицепные машины должны быть снабжены жесткими сцепками, исключающими возможность набегания прицепных машин на тягач.
1.10. Запрещается во время работы смазывать и крепить детали, заправлять, регулировать и очищать от грязи тягач и прицепные машины.
1.11. При ремонте двигателя запрещается выполнять какие-либо ремонтные работы под вездеходами и прицепными машинами.
1.12. Открывать крышку радиатора неохлажденного двигателя следует обязательно в рукавицах или используя концы и ветошь.
1.13. При открывании крышки радиатора лицо необходимо держать подальше от заливной горловины радиатора и находиться с наветренной стороны Необходимо также соблюдать осторожность при сливе горячей воды из радиатора.
1.14. Запрещается во время работы двигателя регулировать натяжение ремня вентилятора и производить какие-либо ремонтные работы.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист вездехода должен ознакомиться с зоной производства работ: рельефом местности, выяснить и установить местонахождение подаваемых коммуникаций, линий электропередач.
2.2. Если в радиусе выполнения работ имеются подаваемые коммуникацией и сооружения, работы должны выполняться под руководством ИТР. Все подаваемые сооружения (кабели, трубопроводы, колодцы) препятствующие производству работ должны быть предварительно обозначены специальными знаками.
2.3. Перед запуском двигателя необходимо:
— убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся деталях двигателя, коробке;
— убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положений;
— вытереть насухо все наружные части машины, на которые попали бензин или масло, воизбежании возможного воспламенения.
2.4. Запрещается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя при его заведении, а также эксплуатировать вездеход при наличии течи в топливной или в масляной системе.
2.5. Подогрев масла разрешается производить только в специальных маслогрейках.
2.6. При заправке запрещается курить, зажигать спички и пользоваться другими видами открытого огня. Нельзя открывать металлическую тару с ЛВЖ ударами металлических предметов по пробке, воизбежании возможности воспламенения горючего.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы машинист гусеничного вездехода обязан:
— передвигаться и производить работу только в местах, указанных мастером и строго выполнять разбивочные знаки, отклонение которых может привести к аварии:
— перед началом передвижения, а также перед поворотом убедиться в отсутствии на пути препятствий или посторонних предметов, после чего дать предупреди тельный сигнал;
— при одновременной работе нескольких вездеходов, следующих друг за другом, расстояние должно быть между ними не менее 5м.
3.2. Во время работы запрещается:
— передавать управление другому лицу или перевозить в кабине вездехода людей, кроме лиц, которые проходят практику;
— сидеть и стоять на раме и других частях машины;
— стоять вблизи колес машины или гусениц вездехода;
— оставлять машину с работающим двигателем.
3.3. Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена.
3.4. При использовании машин в режимах установленных эксплуатационной документацией уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности не должны превышать нормативных значений.
3.5. При необходимости использования машин в экстремальных условиях, следует применять машины, оборудованные средствами защиты, предупреждающими воздействие на работающих опасных производственных факторов, возникающих в указанных условиях.
3.6. Техническое обслуживание и текущий ремонт машины следует осуществлять в оборудованных помещениях или площадках. Для производства технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации машина должна быть выведена из рабочей зоны.
3.7. Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин должны быть оборудованы комплектом работоспособных ручных машин (инструментов), приспособлений, инвентаря, грузоподъемными машинами и средствами пожаротушения.
3.8. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры не допускающие случайной подачи напряжения на ремонтируемое оборудование (пусковые устройства закрыты на замок и на них вывешены запрещающие знаки безопасности: «не включать — работают люди!»).
3.9. При движении под уклон обязательно включать первую скорость. При переключении скоростей следует обязательно затормозить вездеход. При движении на подъем переключать скорости запрещается.
3.10. Запрещается передвижение вездехода поперек крутых склонов, угол наклона которых превышает 30°.
3.11. Прежде чем сойти с вездехода, необходимо поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и включить тормоз.
3.12. При встречном разъезде вездеходов необходимо соблюдать интервал между машинами не менее 2 м.
3.13. Не допускается работа вездеходов без ограждения движущихся деталей (приводного ремня, шарнирного соединения приводного вала, вала отбора мощности и др.).
3.14. Если в радиусе выполняемой работы имеются подземные сооружения и коммуникации, работы должны выполняться под непосредственным руководством мастера или производителя работ. Все подземные сооружения (кабели, трубопроводы, колодцы и пр.), препятствующие производству работ, должны быть предварительно обозначены вешками с соответствующими надписями.
3.15. При обнаружении на разрабатываемом участке подземных коммуникаций и сооружений, не предусмотренных проектом производства работ, машинист обязан немедленно приостановить работу и сообщить об этом мастеру или производителю работ.
3.16. В темное время суток место работы должно быть освещено.
3.17. Во время работы запрещается:
— передавать управление машиной другому лицу;
— оставлять машину с работающим двигателем;
— перевозить в кабине вездехода людей, кроме лиц, проходящих практическую подготовку:
— сидеть и стоять на раме и других частях машин;
— удалять руками корни деревьев, камни и другие предметы из-под рабочего органам машины;
— стоять вблизи колес машины или гусениц вездехода.
3.18. Крутые повороты машины разрешаются только на первой скорости; выполнять команду «стоп» следует немедленно, кем бы она ни подавалась.
3.19. Вовремя работы машинист должен внимательно наблюдать за состоянием рабочих органов.
3.20. Необходимо следить, чтобы сзади прицепных машин не находились люди, так как из-под колес могут вылетать камни или комья земли, которые могут травмировать людей.
3.21. Запрещается работать на машинах без действующего сигнального устройства.
3.22. При работе машин с гидравлической системой управления необходимо:
— следить за исправностью предохранительного клапана, служащего для перепуска части масла из распределителя в бак;
— тщательно затягивать соединения гибких рукавов во избежание пропускания масла во время работы;
— в случае разрыва гибких шлангов выключить насос и остановить вездеход.
Запрещается регулировать клапан «на глаз», так как чрезмерная затяжка его может привести к аварии.
3.23. Во время взрывных работ машины необходимо ставить на безопасное расстояние: к месту работы машины возвращаются только после сигнала «отбой».
3.24. Выполнять работы в охранной зоне линии электропередачи можно только но разрешению организации, в ведении которой находится линия электропередачи, и под руководством производителя работ или мастера.
3.25. При эксплуатации машин в зимнее время года, кроме строгого выполнения заводских инструкций, необходимо:
— перед запуском машины во избежание обрыва звеньев гусениц или поломки бортовых передач освободить гусеницы ото льда:
— при длительной стоянке машин без работы установить гусеницы на деревянные щиты или соломенные маты;
— убедиться (путем осторожного опробования) в отсутствии в передаточных механизмах и системах управления примерзших деталей (особенно фрикционных и тормозных лент); обнаружив примерзшие детали, их следует отогреть, а грязь и лед удалить:
— проверить по показаниям приборов давление и температуру масла, топлива и воды;
— не допускать переключения скоростей при передвижении по глубокому снегу во избежание остановки машины и пробуксовки гусениц;
— производить поворот машины при передвижении по глубокому снегу плавно с возможно большим радиусом, не останавливая движения гусениц; при поворотах необходимо выключать бортовой фрикцион и слегка притормозить гусеницу;
— передвигаться до льду на пониженных скоростях, начинать движение с места плавно, без пробуксовки; повороты разрешается производить с большой осторожностью, предварительно снизив скорость.
3.26. Толщина льда на переправе должна находиться в соответствии с весом машины (агрегат) и температурой воздуха согласно данным по таблице 1.
Таблица 1
Полный вес агрегата Необходимая толщина льда при средней температуре в течение трех суток, см Температура за последние дни
тонн — 100С от – 50С до 0 от 00С и выше
6 22 24 28
10 28 31 35
16 36 40 45
20 40 44 55

3.27. Толщину льда необходимо проверить заблаговременно, очистив переправу от снега.
Если прочность льда сомнительна, его грузоподъемность усиливают накатником или досками. Настил должен быть вдвое шире переправляемой машины и проморожен. Непосредственный съезд с берега на лед разрешается только в том случае, если лед у берега не имеет трещин и выходит краем на берег.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МАШИНИСТОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ МАШИН НА ТРАЙЛЕРЕ ИЛИ СОБСТВЕННЫМ ХОДОМ

3.28. Транспортировать машины своим ходом разрешается только при полной их исправности и после тщательного осмотра.
Переезжать железнодорожные пути разрешается только на первой скорости по сплошному настилу и в местах, предназначенных для переезда. Запрещается переключать скорость при переезде через железнодорожные пути. При приближении к железнодорожному переезду нужно руководствоваться предупреждающими знаками.
3.29. Переезжать железнодорожные пути разрешается только на первой скорости по сплошному настилу и в местах, предназначенных для переезда. Запрещается переключать скорость при переезде через железнодорожные пути. При приближении к железнодорожному переезду нужно руководствоваться предупреждающими знаками.
3.30. Переезжать через мост разрешается только на первой скорости.
3.31. Перевозить машины на трайлере или транспортировать своим ходом через мосты, предельно допускаемая нагрузка которых не указана, можно только по согласованию с организацией, в ведении которой находится мост.
3.32. В случае вынужденной остановки на дороге машину следует оградить: днем — красными флажками, ночью — красными фонарями.
3.33. Все работы, связанные с перевозкой машин, выполняет бригада такелажников.
На время перевозки в состав бригады такелажников входит водитель тягача. Водитель тягача является ответственным за безопасное передвижение автопоезда и в своей работе руководствуется правилами охраны труда и правилами техники безопасности для перевозки машин на трайлере или железнодорожной платформе. Машины необходимо вкатывать на транспортное средство при помощи лебедки или собственным ходом по наклонным направляющим брусьям, уложенным на настиле. У трайлера их следует устанавливать в задней торцевой части. Брусья должны быть достаточно прочны, надежно закреплены и правильно уложены.
3.34. Въезд надо устраивать в виде шпального пастила с уклоном не более 15°. Настил должен быть хорошо скреплен скобками.
3.35. Во время погрузки и выгрузки машин необходимо следить, чтобы:
— автотягач и трайлер были поставлены на тормоза, а под колесами были подкладки;
— место погрузки было расчищено и освобождено от каких-либо посторонних предметов:
— над местом погрузки не проходила линия электропередачи;
— место погрузки было освещено;
— машины;
— в зоне погрузки машин не было посторонних лиц.
3.36. Управлять машинами при погрузке (выгрузке) должен только машинист или лицо, имеющее соответствующее удостоверение. При этом машинист обязан выполнять указания бригадира такелажников, если они не противоречат правилам техники безопасности и условиям правильной эксплуатации машин.
3.37. Погруженная на трайлер или платформу машина должна быть прочно укреплена упорами и проволокой диаметром не менее 6 мм.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1. При возникновении аварийной ситуации, а также ситуации, угрожающей здоровью или жизни работника, необходимо как можно быстрее исключить действие опасного источника (отключить рубильник, остановить работу оборудования), а при необходимости вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны и оказать ему первую помощь.
4.2. Первая помощь должна оказываться немедленно и по возможности, на месте происшествия.
4.3. Сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или диспетчеру и по возможности сохранить обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент несчастного случая.
4.4. В случае загорания, воспламенения, пожара необходимо немедленно вызвать пожарную службу и приступить к тушению огня имеющимися средствами.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. О всех замеченных неисправностях в работе техники сообщить механику и сменщику.
5.2. Снять спецодежду и убрать ее в специально отведенное место хранения.
5.3. Руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

Скачать Инструкцию

Инструкция по охране труда для водителя вездехода

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе на гусеничных вездеходах допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку, имеющие удостоверение на право управления той или иной машиной, выданное квалификационной комиссией, а также прошедшие вводный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, стажировку в количестве 8 рабочих смен. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте необходимо проводить при каждом изменении условий работы, но не реже двух раз в год.
1.2. Водитель вездехода должен быть ознакомлен с «Правилами внутреннего трудового распорядка» под роспись и соблюдать режим труда и отдыха.
1.3. Прежде чем приступить к работе, машинист обязан тщательно осмотреть машину и убедиться в ее исправности.
1.4. Запрещается выезжать на работу при наличии каких-либо неисправностей машины: у гусеничного вездехода при неисправности двигателя, рулевого управления и ходовой части, муфты сцепления, тормозного устройства, муфты управления; топливных баков, топливопроводов и карбюраторов (подтекание топлива), прицепного устройства.
1.5. Каждый гусеничный вездеход должен быть закреплен приказом (распоряжением) за определенным машинистом.
1.6. Запрещается приступать к работе на незакрепленной машине или на машине, закрепленной за другим машинистом.
1.7. При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В том случае, когда машинист управляющий машиной не имеет достаточного обзора или не видит рабочего подающего ему сигналы, между машинистом и рабочим сигнальщиком необходимо устанавливать двухстороннюю радиосвязь.
1.8. Для безопасной работы в темное время суток машины должны быть оснащены исправными светильниками (фарами).
1.9. Все прицепные машины должны быть снабжены жесткими сцепками, исключающими возможность набегания прицепных машин на тягач.
1.10. Запрещается во время работы смазывать и крепить детали, заправлять, регулировать и очищать от грязи тягач и прицепные машины.
1.11. При ремонте двигателя запрещается выполнять какие-либо ремонтные работы под вездеходами и прицепными машинами.
1.12. Открывать крышку радиатора неохлажденного двигателя следует обязательно в рукавицах или используя концы и ветошь.
1.13. При открывании крышки радиатора лицо необходимо держать подальше от заливной горловины радиатора и находиться с наветренной стороны Необходимо также соблюдать осторожность при сливе горячей воды из радиатора.
1.14. Запрещается во время работы двигателя регулировать натяжение ремня вентилятора и производить какие-либо ремонтные работы.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист вездехода должен ознакомиться с зоной производства работ: рельефом местности, выяснить и установить местонахождение подаваемых коммуникаций, линий электропередач.
2.2. Если в радиусе выполнения работ имеются подаваемые коммуникацией и сооружения, работы должны выполняться под руководством ИТР. Все подаваемые сооружения (кабели, трубопроводы, колодцы) препятствующие производству работ должны быть предварительно обозначены специальными знаками.
2.3. Перед запуском двигателя необходимо:
— убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся деталях двигателя, коробке;
— убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положений;
— вытереть насухо все наружные части машины, на которые попали бензин или масло, воизбежании возможного воспламенения.
2.4. Запрещается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя при его заведении, а также эксплуатировать вездеход при наличии течи в топливной или в масляной системе.
2.5. Подогрев масла разрешается производить только в специальных маслогрейках.
2.6. При заправке запрещается курить, зажигать спички и пользоваться другими видами открытого огня. Нельзя открывать металлическую тару с ЛВЖ ударами металлических предметов по пробке, воизбежании возможности воспламенения горючего.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы машинист гусеничного вездехода обязан:
— передвигаться и производить работу только в местах, указанных мастером и строго выполнять разбивочные знаки, отклонение которых может привести к аварии:
— перед началом передвижения, а также перед поворотом убедиться в отсутствии на пути препятствий или посторонних предметов, после чего дать предупреди тельный сигнал;
— при одновременной работе нескольких вездеходов, следующих друг за другом, расстояние должно быть между ними не менее 5м.
3.2. Во время работы запрещается:
— передавать управление другому лицу или перевозить в кабине вездехода людей, кроме лиц, которые проходят практику;
— сидеть и стоять на раме и других частях машины;
— стоять вблизи колес машины или гусениц вездехода;
— оставлять машину с работающим двигателем.
3.3. Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена.
3.4. При использовании машин в режимах установленных эксплуатационной документацией уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности не должны превышать нормативных значений.
3.5. При необходимости использования машин в экстремальных условиях, следует применять машины, оборудованные средствами защиты, предупреждающими воздействие на работающих опасных производственных факторов, возникающих в указанных условиях.
3.6. Техническое обслуживание и текущий ремонт машины следует осуществлять в оборудованных помещениях или площадках. Для производства технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации машина должна быть выведена из рабочей зоны.
3.7. Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин должны быть оборудованы комплектом работоспособных ручных машин (инструментов), приспособлений, инвентаря, грузоподъемными машинами и средствами пожаротушения.
3.8. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры не допускающие случайной подачи напряжения на ремонтируемое оборудование (пусковые устройства закрыты на замок и на них вывешены запрещающие знаки безопасности: «не включать — работают люди!»).
3.9. При движении под уклон обязательно включать первую скорость. При переключении скоростей следует обязательно затормозить вездеход. При движении на подъем переключать скорости запрещается.
3.10. Запрещается передвижение вездехода поперек крутых склонов, угол наклона которых превышает 30°.
3.11. Прежде чем сойти с вездехода, необходимо поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и включить тормоз.
3.12. При встречном разъезде вездеходов необходимо соблюдать интервал между машинами не менее 2 м.
3.13. Не допускается работа вездеходов без ограждения движущихся деталей (приводного ремня, шарнирного соединения приводного вала, вала отбора мощности и др.).
3.14. Если в радиусе выполняемой работы имеются подземные сооружения и коммуникации, работы должны выполняться под непосредственным руководством мастера или производителя работ. Все подземные сооружения (кабели, трубопроводы, колодцы и пр.), препятствующие производству работ, должны быть предварительно обозначены вешками с соответствующими надписями.
3.15. При обнаружении на разрабатываемом участке подземных коммуникаций и сооружений, не предусмотренных проектом производства работ, машинист обязан немедленно приостановить работу и сообщить об этом мастеру или производителю работ.
3.16. В темное время суток место работы должно быть освещено.
3.17. Во время работы запрещается:
— передавать управление машиной другому лицу;
— оставлять машину с работающим двигателем;
— перевозить в кабине вездехода людей, кроме лиц, проходящих практическую подготовку:
— сидеть и стоять на раме и других частях машин;
— удалять руками корни деревьев, камни и другие предметы из-под рабочего органам машины;
— стоять вблизи колес машины или гусениц вездехода.
3.18. Крутые повороты машины разрешаются только на первой скорости; выполнять команду «стоп» следует немедленно, кем бы она ни подавалась.
3.19. Вовремя работы машинист должен внимательно наблюдать за состоянием рабочих органов.
3.20. Необходимо следить, чтобы сзади прицепных машин не находились люди, так как из-под колес могут вылетать камни или комья земли, которые могут травмировать людей.
3.21. Запрещается работать на машинах без действующего сигнального устройства.
3.22. При работе машин с гидравлической системой управления необходимо:
— следить за исправностью предохранительного клапана, служащего для перепуска части масла из распределителя в бак;
— тщательно затягивать соединения гибких рукавов во избежание пропускания масла во время работы;
— в случае разрыва гибких шлангов выключить насос и остановить вездеход.
Запрещается регулировать клапан «на глаз», так как чрезмерная затяжка его может привести к аварии.
3.23. Во время взрывных работ машины необходимо ставить на безопасное расстояние: к месту работы машины возвращаются только после сигнала «отбой».
3.24. Выполнять работы в охранной зоне линии электропередачи можно только но разрешению организации, в ведении которой находится линия электропередачи, и под руководством производителя работ или мастера.
3.25. При эксплуатации машин в зимнее время года, кроме строгого выполнения заводских инструкций, необходимо:
— перед запуском машины во избежание обрыва звеньев гусениц или поломки бортовых передач освободить гусеницы ото льда:
— при длительной стоянке машин без работы установить гусеницы на деревянные щиты или соломенные маты;
— убедиться (путем осторожного опробования) в отсутствии в передаточных механизмах и системах управления примерзших деталей (особенно фрикционных и тормозных лент); обнаружив примерзшие детали, их следует отогреть, а грязь и лед удалить:
— проверить по показаниям приборов давление и температуру масла, топлива и воды;
— не допускать переключения скоростей при передвижении по глубокому снегу во избежание остановки машины и пробуксовки гусениц;
— производить поворот машины при передвижении по глубокому снегу плавно с возможно большим радиусом, не останавливая движения гусениц; при поворотах необходимо выключать бортовой фрикцион и слегка притормозить гусеницу;
— передвигаться до льду на пониженных скоростях, начинать движение с места плавно, без пробуксовки; повороты разрешается производить с большой осторожностью, предварительно снизив скорость.
3.26. Толщина льда на переправе должна находиться в соответствии с весом машины (агрегат) и температурой воздуха согласно данным по таблице 1.
Таблица 1
Полный вес агрегата Необходимая толщина льда при средней температуре в течение трех суток, см Температура за последние дни
тонн — 100С от – 50С до 0 от 00С и выше
6 22 24 28
10 28 31 35
16 36 40 45
20 40 44 55

3.27. Толщину льда необходимо проверить заблаговременно, очистив переправу от снега.
Если прочность льда сомнительна, его грузоподъемность усиливают накатником или досками. Настил должен быть вдвое шире переправляемой машины и проморожен. Непосредственный съезд с берега на лед разрешается только в том случае, если лед у берега не имеет трещин и выходит краем на берег.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МАШИНИСТОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ МАШИН НА ТРАЙЛЕРЕ ИЛИ СОБСТВЕННЫМ ХОДОМ

3.28. Транспортировать машины своим ходом разрешается только при полной их исправности и после тщательного осмотра.
Переезжать железнодорожные пути разрешается только на первой скорости по сплошному настилу и в местах, предназначенных для переезда. Запрещается переключать скорость при переезде через железнодорожные пути. При приближении к железнодорожному переезду нужно руководствоваться предупреждающими знаками.
3.29. Переезжать железнодорожные пути разрешается только на первой скорости по сплошному настилу и в местах, предназначенных для переезда. Запрещается переключать скорость при переезде через железнодорожные пути. При приближении к железнодорожному переезду нужно руководствоваться предупреждающими знаками.
3.30. Переезжать через мост разрешается только на первой скорости.
3.31. Перевозить машины на трайлере или транспортировать своим ходом через мосты, предельно допускаемая нагрузка которых не указана, можно только по согласованию с организацией, в ведении которой находится мост.
3.32. В случае вынужденной остановки на дороге машину следует оградить: днем — красными флажками, ночью — красными фонарями.
3.33. Все работы, связанные с перевозкой машин, выполняет бригада такелажников.
На время перевозки в состав бригады такелажников входит водитель тягача. Водитель тягача является ответственным за безопасное передвижение автопоезда и в своей работе руководствуется правилами охраны труда и правилами техники безопасности для перевозки машин на трайлере или железнодорожной платформе. Машины необходимо вкатывать на транспортное средство при помощи лебедки или собственным ходом по наклонным направляющим брусьям, уложенным на настиле. У трайлера их следует устанавливать в задней торцевой части. Брусья должны быть достаточно прочны, надежно закреплены и правильно уложены.
3.34. Въезд надо устраивать в виде шпального пастила с уклоном не более 15°. Настил должен быть хорошо скреплен скобками.
3.35. Во время погрузки и выгрузки машин необходимо следить, чтобы:
— автотягач и трайлер были поставлены на тормоза, а под колесами были подкладки;
— место погрузки было расчищено и освобождено от каких-либо посторонних предметов:
— над местом погрузки не проходила линия электропередачи;
— место погрузки было освещено;
— машины;
— в зоне погрузки машин не было посторонних лиц.
3.36. Управлять машинами при погрузке (выгрузке) должен только машинист или лицо, имеющее соответствующее удостоверение. При этом машинист обязан выполнять указания бригадира такелажников, если они не противоречат правилам техники безопасности и условиям правильной эксплуатации машин.
3.37. Погруженная на трайлер или платформу машина должна быть прочно укреплена упорами и проволокой диаметром не менее 6 мм.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1. При возникновении аварийной ситуации, а также ситуации, угрожающей здоровью или жизни работника, необходимо как можно быстрее исключить действие опасного источника (отключить рубильник, остановить работу оборудования), а при необходимости вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны и оказать ему первую помощь.
4.2. Первая помощь должна оказываться немедленно и по возможности, на месте происшествия.
4.3. Сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или диспетчеру и по возможности сохранить обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент несчастного случая.
4.4. В случае загорания, воспламенения, пожара необходимо немедленно вызвать пожарную службу и приступить к тушению огня имеющимися средствами.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. О всех замеченных неисправностях в работе техники сообщить механику и сменщику.
5.2. Снять спецодежду и убрать ее в специально отведенное место хранения.
5.3. Руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

Макет инструкции. МИ-2-2-2009. МДС 12-49.2009.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

«____» _____________ 2023 г. № _______

Нижний Новгород

Для водителей вездеходов

УТВЕРЖДАЮ

Должность директора

ФИО директора

«____» _____________ 2023 г.

Макет инструкции по охране труда
для водителей вездеходов

МИ-2-2-2009
Макет инструкции по охране труда для водителей вездеходов МИ-2-2-2009 подготовлен на основе СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда», содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда — ТИ РО 005-2003, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
———————————
Дополнительно — ПОТ РМ-027-2003. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. Утверждены Постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. N 28.
Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для водителей вездеходов (далее — водителей) при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения машин-вездеходов, а также удостоверение водителя, выданное Госавтоинспекцией, не имеющие противопоказаний по полу при выполнении отдельных работ, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда с присвоением I группы по электробезопасности.
2. Водители обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
эмоциональные перегрузки.
3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно:
комбинезоны хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей;
сапоги резиновые или ботинки кожаные;
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;
наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные;
жилеты сигнальные 2-го класса защиты.
На наружных работах зимой дополнительно:
костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани;
валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском;
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами;
жилеты сигнальные 2-го класса защиты.
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, водители обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5. В процессе повседневной деятельности водители должны:
применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
6. Водители обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, а также об ухудшении состояния своего здоровья.

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы водители обязаны:
а) получить задание на выполнение работ и путевой лист, проверить правильность его заполнения;
б) пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр;
в) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.
8. После получения наряда-задания водители обязаны:
а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов;
б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние вездехода, обратив внимание на исправность гусеничного тракта, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;
в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку вездехода топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;
г) после заправки вездехода топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами.
Пролитые во время заправки горюче-смазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка или опилок;
д) проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;
е) предъявить вездеход ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности машины.
9. Водители не должны выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация вездеходов;
б) несоответствии характеристик вездеходов характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам;
в) отсутствии или неисправности шанцевого инструмента, огнетушителей.
Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделать это водители обязаны сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией вездехода.

Требования безопасности во время работы

10. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, водители обязаны:
а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов труда, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) ознакомиться с маршрутом движения и характером груза;
в) обратить внимание на несущую способность грунта (наличие болот и водных преград, а в холодное время года — снега и льда).
11. Во время работы водители вездехода обязаны:
а) выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;
б) перед подачей транспортного средства назад водитель должен убедиться в отсутствии людей и препятствий для движения. При ограниченной обзорности водитель должен прибегнуть к помощи сигнальщика, находящегося вне транспортного средства;
в) перед выходом из кабины вездехода выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть дверцы;
г) убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях, прежде чем выйти из кабины на проезжую часть;
д) подавать вездеход при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости;
е) осуществлять сцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указанной последовательности операций: затормозить прицеп стояночным тормозом; проверить исправность буксирного устройства; подложить упоры под задние колеса прицепа; сцепить вездеход и прицеп; закрепить страховочный трос прицепа за поперечину рамы автомобиля; соединить разъемы гидравлической, пневматической и электрической систем автомобиля и прицепа;
ж) находясь на линии, периодически проверять исправное состояние прицепа и буксирного устройства.
12. Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использовать специальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю. При разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить.
13. После использования калорифера для прогрева двигателя кабину вездехода следует проветрить для удаления продуктов сгорания.
14. При выполнении ремонтных работ водители обязаны выключить двигатель, затормозить машину стояночным тормозом и включить первую передачу.
15. При остановке на уклоне необходимо подложить под вездеход не менее чем два противооткатных упора.
16. Неисправности системы питания следует устранять только после охлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с помощью насоса.
17. Перед подъемом вездехода домкратом следует удалить пассажиров из кабины, затормозить машину стояночным тормозом, выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую подкладку из древесины.
18. Водителям запрещается:
а) перевозить пассажиров в кузове необорудованного вездехода и без соответствующей записи в путевом (маршрутном) листе;
б) управлять вездеходом в нетрезвом состоянии;
в) использовать камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя;
г) применять для разогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные сигнальными устройствами и устройствами, автоматически отключающими подачу газа при его утечке или погасании горелки;
д) пользоваться прямой передачей во время длительного спуска;
е) двигаться на крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей;
ж) закреплять страховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного устройства;
з) отдыхать или спать в кабине вездехода с работающим двигателем;
и) допускать к ремонту транспортного средства посторонних лиц.
19. Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию вездехода во время погрузочно-разгрузочных работ и в случае установки машины в опасной зоне действующих грузоподъемных механизмов.
20. При производстве погрузочно-разгрузочных работ водители обязаны выйти из кабины вездехода и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки. Погрузку и разгрузку грузов, а также их крепление на машине следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности. Водители обязаны проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза — потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна осуществляться с передней части, а разгрузка — с задней части во избежание его опрокидывания.
21. При загрузке кузова вездехода навалочным грузом он должен укладываться не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен располагаться равномерно по всей площади пола.
Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными канатами.
Если вездеход устанавливается для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом машины должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м. Расстояние между вездеходом и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
22. При движении по заболоченной местности необходимо:
а) делать предварительное обследование мест предполагаемого передвижения техники и разметки дороги;
б) обеспечение транспортного средства шанцевым инструментом (лопатой, пилой, топором и буксировочным тросом);
в) передвижение по заболоченному участку совершать при открытой двери, на оптимальной передаче, до минимума снизив необходимость переключения скорости;
г) расстояние между машинами выдерживать не менее 10 м.
Запрещается передвижение вездеходов с людьми по горелому лесу или лесу с большим количеством сухостойных деревьев.
23. При эксплуатации вездехода в неблагоприятных атмосферных условиях водитель обязан:
а) во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;
б) трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой дроссельной заслонке;
в) при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;
г) двигаться по льду рек, водоемов только при наличии разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки;
д) при остановке или стоянке транспортного средства в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни.
24. При движении вездехода по снежной целине следует по возможности выбирать возвышенные участки местности, на которых снежный покров менее глубокий. При движении колонной следует выдерживать дистанцию 30 — 40 м и двигаться по проложенной колее, не отклоняясь в сторону.
25. При преодолении крутых подъемов и спусков (от 10° и более) необходимо:
а) осуществлять движение на первой и второй передачах, не допуская выключения главного фрикциона, переключения передач;
б) передвижение следует осуществлять перпендикулярно склону, избегая поворотов в сторону;
в) при движении колонной начинать движение следует только в том случае, когда впереди идущий вездеход преодолеет подъем или спуск.
26. При преодолении водных преград на плаву необходимо:
а) подготовить вездеход для передвижения на плаву согласно инструкции завода-изготовителя;
б) входить в воду передним ходом на малой скорости при закрытых жалюзи во избежание захлестывания воды в моторно-трансмиссионное отделение;
в) для обеспечения безопасности при переправе через водоемы необходимо водителю и пассажирам использовать спасательные жилеты.
Не разрешается использование плавающих вездеходов в качестве судоходных средств для перевозки людей и грузов на значительные расстояния.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

27. При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося вездехода необходимо отвести транспортное средство на обочину или на край проезжей части дороги, выключить двигатель, включить первую передачу и стояночный тормоз, подложить противооткатные упоры и установить на расстояние 15 — 30 м позади него знак аварийной остановки.
28. В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ.
29. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
а) без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
б) сообщить о случившемся происшествии руководителю работ, записать фамилию и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников ГИБДД;
в) если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.

Требования безопасности по окончании работы

30. По окончании работы водители обязаны:
а) сдать путевой лист и проверить вместе с механиком вездеход после возвращения с линии;
б) в случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению;
в) выключить двигатель;
г) при безгаражном хранении вездехода в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночного тормоза;
д) закрыть кабину на замок;
е) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание вездехода в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для водителя автопогрузчика 2022 по новым правилам
  • Инструкция по охране труда дежурного учителя
  • Инструкция по охране труда дежурного по сортировочной горке
  • Инструкция по охране труда дворника на предприятии
  • Инструкция по охране труда горного мастера на открытых горных работах