Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике



«Противодействие коррупции» на сайте МОиН Самарской области



Официальный интернет-портал правовой информации



















Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

1. Общие требования охраны труда
1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.
1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов: — поражение электрическим током при работе с электроустановками;
— термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. 1.4. При проведении демонстрационных опытов по физике должна использовать ся следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.6. При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем порошковым или углекислотным, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.8. При проведении демонстрационных опытов соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.
2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.
2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

3. Требования охраны труда во время работы
3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.
3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.
3.3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла, а учитель (преподаватель) должен надеть защитные очки.
3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла. 3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.
3.7. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.
39. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.
3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания. Работу продолжать только после устранения неисправности.
4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их то сети, эвакуировать обучающихся их кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и при
ступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании, удалить обучающихся их кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания.
5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.
5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
5.4. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

Инструкция по охране труда
для учителя физики при проведении демонстрационных опытов

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», действующим с 1 января 2023 года, разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации; с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и иных нормативных правовых актов по охране труда.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании демонстрационных опытов в кабинете физики школы, обозначает безопасные методы и приемы выполнения работ учителем физики, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях при проведении экспериментов.
1.3. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются учителя физики, которые:

  • прошли медицинский осмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • прошли вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте (если профессия и должность не входит в утвержденный директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей);
  • изучили настоящую инструкцию по охране труда, безопасные способы проведения демонстрационных опытов по физики;
  • изучили инструкцию по охране труда для учителя физики.

1.4. Перечень профессиональных рисков и опасностей при проведении демонстрационных опытов по физике:

  • низкочастотные электрические и магнитные поля;
  • статическое электричество;
  • лазерное и ультрафиолетовое излучение;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования и электроприборов, к кабелям питания и проводам с нарушенной изоляцией;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных электроприборов или электроприборов с отсутствующим или поврежденным устройством заземления;
  • термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
  • порезы на руках при неправильном или небрежном обращении с лабораторной посудой, приборами из стекла;
  • повреждения кожи и слизистых оболочек (химические ожоги) при работе с различными растворами и реактивами без средств индивидуальной защиты.

1.5. Учителю физики необходимо знать характеристику основных опасных и вредных веществ (опасных факторов для данного вида опытов) и их влияние на человека:

  • влияние электрического тока на человека;
  • последствия использования электроприборов без заземления;
  • причины короткого замыкания и ощущения тока на корпусе электроприборов;
  • горячей воды;
  • насосов для создания вакуума в стеклянных сосудах;
  • характеристику используемых растворов и реактивов.

1.6. Для проведения демонстрационных опытов учебный кабинет физики оборудуется демонстрационным столом, установленным на подиуме. Демонстрационный стол должны иметь покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ и защитные бортики по наружному краю стола.
1.7. При проведении демонстрационных опытов по физике устанавливаются требования к спецодежде и индивидуальным средствам защиты учителя: халат хлопчатобумажный, перчатки, защитные очки, защитный экран. Также, используются диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический резиновый коврик и изолирующие подставки.
1.8. Для устранения очага возгорания при проведении демонстрационных опытов по физике необходимо иметь в доступном месте первичные средства пожаротушения (песок, покрывало для изоляции очага возгорания, огнетушитель), для оказания первой помощи – медицинскую аптечку.
1.9. Запрещается учителю физики выполнять демонстрационные опыты по физике, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. К проведению демонстрационных опытов не допускаются обучающиеся.
1.10. Учитель физики, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом демонстрационных опытов

2.1. Убедиться в наличии первичных средств пожаротушения, аптечки первой помощи.
2.2. Убедиться в исправности и работе вытяжного шкафа путем кратковременного его включения.
2.3. Воспользоваться индивидуальными средствами защиты (халат хлопчатобумажный, перчатки резиновые, защитные очки, защитный экран).
2.4. Проверить наличие заземления, исправность используемых электроприборов.
2.5. Проверить собранность и исправность оборудования, целостность лабораторного оборудования и его наличие.
2.6. Проверить наличие необходимых реактивов и растворов, соответствие этикеток на склянках.
2.7. Подготовить демонстрационный стол, убрать посторонние предметы, бумагу и все, что может препятствовать безопасному проведению демонстрационных опытов и создать дополнительную опасность.
2.8. Устойчиво расположить лабораторное оборудование, приборы в необходимом порядке.
2.9. При необходимости для оказания помощи в подготовке демонстрационных опытов по предмету «Физика» привлечь лаборанта.

3. Требования охраны труда во время демонстрационных опытов по физике

3.1. При проведении демонстрационных опытов и экспериментов в кабинете физики запрещается применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, самодельные приборы, а также применять оборудование, приборы с открытыми токоведущими частями, провода и кабели с поврежденной изоляцией.
3.2. При необходимости, для оказания помощи при проведении демонстрационных опытов по предмету «Физика» привлекается лаборант. Привлекать обучающихся для этих целей строго запрещено.
3.3. Демонстрационные опыты по физике, во время проведения которых возможно загрязнение воздуха в учебном кабинете токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.
3.4. При проведении опыта, в случае вероятности разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на учительском демонстрационном столе со стороны обучающихся должен быть установлен защитный экран, а учитель физики должен надеть защитные очки.
3.5. Соблюдать осторожность при проведении демонстрационных опытов с использованием лабораторной посуды из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду необходимо закреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
3.6. При работе со стеклянным лабораторным оборудованием использовать стеклянные трубки с оплавленными краями, тщательно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.
3.7. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, следить, чтобы не возникало резких изменений температуры и механических ударов.
3.8. Запрещается брать приборы с горячей жидкостью, не защищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
3.9. При выполнении работ на установках теплового баланса воду нагревать не выше 60-70 градусов по Цельсию.
3.10. При пользовании спиртовкой или сухим спиртом для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Процесс нагревания жидкостей необходимо производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.).
3.11. Пробирки перед началом нагревания запрещается заполнять жидкостью более чем на одну треть.
3.12. Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри.
3.13. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.14. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне строго запрещается.
3.15. Для измерения напряжений и токов, измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. После окончания сборки схемы, источник тока подключать в последнюю очередь.
3.16. При измерении напряжений и токов амперметры и вольтметры присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками.
3.17. При сборке схемы гальванические элементы, аккумуляторы подключать в последнюю очередь. Замену деталей, измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
3.18. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном электропитании.
3.19. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях при эксплуатации, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Чтобы исключить возможность травмирования учеников на демонстрационном столе устанавливается защитный экран.
3.20. При эксплуатации источников высокого напряжения (электрофорная машина) необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • не прикасаться к деталям и проводникам руками или токопроводящими предметами;
  • перемещать высоковольтные соединительные проводники или электроды шарикового разрядника с помощью исправной изолированной ручки;
  • после окончания работы необходимо разрядить конденсаторы, соединив их выводы разрядником или гибким изолированным проводом.

3.21. Уборку металлических опилок, используемых при наблюдении силовых линий магнитных полей, выполнять с помощью щетки.
3.22. Категорически запрещается оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
3.23. Не допускать прямого попадания в глаза учителя и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.
3.24. Не допускать попадания растворов и реактивов на кожу, в глаза и на одежду.
3.25. Во время проведения демонстрационных опытов по физике необходимо строго соблюдать данную инструкцию по охране труда, поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать демонстрационный стол, соблюдать правила пожарной и электробезопасности.
3.26. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты при проведении демонстрационных опытов:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • фартук должен облегать;
  • перчатки должны соответствовать размеру рук и не сползать с них;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций при проведении демонстрационных опытов по физике, причины их вызывающие:

  • повреждение стеклянного оборудования вследствие неаккуратного обращения;
  • короткое замыкание в электроприборе, ощущении действия тока;
  • пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности электроприборов, ЭСО и иной оргтехники, шнуров питания, при неаккуратном использовании сухого горючего и спиртовок;
  • поражение электрическим током вследствие неисправности электроприборов, ЭСО и иной оргтехники, шнуров питания, отсутствия заземления.

4.2. Если при проведении демонстрационных опытов (экспериментов) разбилось или разорвалось стеклянное оборудование, запрещено собирать осколки незащищенными руками, необходимо использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При коротком замыкании в электроприборе, ощущении действия тока необходимо обесточить электроприбор.
4.4. Средства и действия, направленные на ликвидацию возгорания, возникшего вследствие небрежного обращения со спиртовкой или сухим горючим:

  • прекратить доступ кислорода, воздуха, закрыв спиртовку или таблетку сухого горючего специальным колпачком;
  • при проливе и возгорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей — прекратить доступ кислорода с применением листового асбеста, песка, покрывала для изоляции очага возгорания, огнетушителя.

4.5. При появлении задымления или возгорания необходимо прекратить проведение демонстрационного опыта, обесточить электрооборудование, вывести детей из кабинета физики – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб.
4.6. В случае получения травмы учитель физики обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы лаборантом или обучающимся необходимо оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103 и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления протокола, фотографирования или иным методом.

5. Требования охраны труда по окончании демонстрационных опытов

5.1. Обесточить все используемые электроприборы.
5.2. Для оказания помощи по уборке лабораторного оборудования и электроприборов привлечь лаборанта кабинета физики.
5.3. Привести в порядок демонстрационный стол, убрать в лаборантскую комнату лабораторное оборудование, приборы.
5.4. Снять индивидуальные средства защиты.
5.5. Тщательно вымыть руки с мылом.
5.6. По завершению урока физики в отсутствии детей проветрить помещение кабинета физики.

Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности на уроках физики

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа №1394 «Воспитательно-образовательный центр «На набережной»

 (ГБОУ Школа  № 1394)

109144, г. Москва, Батайский проезд, д. 47

т/факс 8(495) 348-50-10 e-mail: 1394@edu.mos.ru

ОГРН 1137746767036

www.sch1394uv.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723881392/772301001

«Согласовано»

с 28.08.2015 г. на заседании профсоюзного комитета

Протокол № 01 от 28.08.2015 г.

Председатель профсоюзного комитета ГБОУ Школа №1394

_____________/ Писарева Л.П./

от « 28 »  августа  2015 года

«Утверждено»

Директор

_______________/ Тихонов В.А. /

от « 28 »  августа  2015 года

ИНСТРУКЦИЯ № 16

ИОТ-016-2015

По охране труда при проведении

демонстрационных опытов по физике.

Инструкция разработана: специалистом по охране труда

ГБОУ Школа №1394  Роговским А.А.

Дата введения в действие: 01.09.2015 года

ИНСТРУКЦИЯ № 16

ИОТ-016-2015

По охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике.

        1. Общие требования безопасности.

        1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.

        1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

        1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

        —  поражение электрическим током при работе с электроустановками;

        — термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

        — порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

        — возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

        1.4. При проведении демонстрационных опытов по физике должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.

        1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

        1.6. При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем порошковым или углекислотным, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.

        1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

        1.8. При проведении демонстрационных опытов соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

        1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

        2. Требования безопасности перед началом работы.

        2.1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

        2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.

        2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

        3. Требования безопасности во время работы.

        3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.

        3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.

        3.3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла, а учитель (преподаватель) должен надеть защитные очки.

        3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.

        3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла.

         3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.

        3.7. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.

        3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.

        3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.

        3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.

        4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

        4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания. Работу продолжать только после устранения неисправности.

        4.2. При коротком замыкании в, электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их то сети, эвакуировать обучающихся их кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.

        4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании, удалить обучающихся их кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

        4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

        4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

        5. Требования безопасности по окончании работы.

        5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания.

        5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.

        5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

        5.4. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

28 августа 2015 года                          Специалист по охране труда

                                                                     ГБОУ Школа № 1394

                                                      ____________________ Роговской А.А.

С инструкцией ознакомлен(на) _______________________________________

                                                                                       должность

                                                       ______________________/________________/

СОГЛАСОВАНО

Председатель профсоюзного комитета школы:

_____________ /

Протокол заседания профкома №

от « »____________ 20 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №2»:

____________ /

Приказ №

« »_____________ 20 г.

ИНСТРУКЦИЯ №_____

по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведения демонстрационных опытов по физике не допускаются.

1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

— поражение электрическим током при работе с электроустановками;

— термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4. При проведении демонстрационных опытов по физике должны использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.

1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован мед аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ. В мед аптечке должны быть описи медикаментов и инструкция по оказанию первой помощи при травмах.

1.6.При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем порошковым или углекислотным, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.

1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчаст­ного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

1.8.При проведении демонстрационных опытов соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.

2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и сте­клянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.

3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать рез­ких изменений температуры и механических ударов.

3.3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла, а учитель (преподаватель) должен надеть защитные очки.

3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а так­же закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.

3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при де­монстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения воз­можности травмирования обучающихся на демонстрационном столе не­обходимо устанавливать защитный экран из оргстекла.

3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы при­соединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечни­ками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.

3.7. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учеб­ных установок производить только после ее выключения и разряда кон­денсаторов с помощью изолированного проводника.

3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.

3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов: стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.

3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрически устройства и приборы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания. Ра боту продолжать только после устранения неисправности.

4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании немедленно отключить их от сети, эвакуировать обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.

4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании удалить обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, cообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.

5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

5.4. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

Инженер по охране труда: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются учителя (препода­ватели) и лаборанты, не имеющие медицинских противопоказаний к работе в кабинете физики.

При приеме на работу учителя (преподаватели), лаборанты должны пройти предварительный медицинский осмотр вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, а в дальнейшем — каждые шесть месяцев повторный инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в журналах установленной формы. В случае необходимости должны быть проведены целевой и внеплановый инструктажи.

1.2. Учащиеся, студенты (далее – обучающиеся) к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.

1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике учителя (преподаватели) и лаборанты должны соблюдать следующие правила внутреннего распорядка:

— не являться на занятия в тяжелой верхней одежде (ее необходимо сдавать в гардероб);

— пользоваться средствами индивидуальной  защиты: перчатки диэлектрические, указатель напряжения, инструмент с изолирующими ручками, коврик диэлектрический;

— исключить пребывание обучающихся в лаборантской;

— не входить в кабинет физики с продуктами питания, напитками, жевательной резинкой;

— соблюдать правила личной гигиены.

1.4. Опасные и вредные производственные факторы, характерные для кабинета физики:

— электрический ток при работе с электроприборами;

— повышенная температура при нагревании жидкостей и различных физических тел;

— острые кромки стекла и металлов при небрежном обращении с лабораторной посудой из стекла и приборами;

— высокое психическое напряжение;    

— статические физические нагрузки.   

1.5. При получении травм при подготовке и проведении демонстрационных опытов по физике важно своевременно и правильно оказать первую доврачебную помощь в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. 

1.6. При обнаружении любых нарушений в проведении демонстрационного опыта, обучающийся обязан сообщить о них лаборанту или учителю (преподавателю).

1.7. В случае, если разбилась лабораторная посуда, запрещается собирать осколки незащищенными руками, необходимо использовать для этой цели щетку и совок.        

1.8. Перед проведением демонстрационных опытов следует убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения: огнетушителя углекислотного (порошкового), ящика с песком, накидки из огнезащитной ткани.

1.9. Учитель (преподаватель) и лаборант, работающие  в  кабинете  физики, должны быть проинструктированы по пожарной безопасности в объеме требований инструкции по пожарной безопасности, джействующей в образовательном учреждении.

1.10. За невыполнение требований настоящей Инструкции виновные привлекаются к ответственности в соответствии с установленным законодательством порядке.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Учитель (преподаватель) и лаборант должны:

— явиться за 30 мин до начала занятий и подготовить кабинет к работе;

— перед началом  работы надеть спецодежду и воспользоваться средствами индивидуальной защиты.

2.2. Перед началом работы учитель (преподаватель) должен проверить:

— целостность мебели на рабочих местах;

— исправность электрооборудования в помещении (провода, розетки, выключатели и т. д.)

— исправность оборудования и инструментов на демонстрационном рабочем месте в соответствии с технической документацией;

— наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

— укомплектованности аптечки необходимыми  медикаментами.

2.3. Учитель (преподаватель) должен подготовить к выполнению демонстрационного опыта рабочее место, убрать все лишнее, проверить целостность приборов из стекла, лабораторной посуды и приспособлений.

Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.4. Обучающиеся должны:

— являться на занятия без опоздания в назначенное учителем (преподавателем) или расписанием время;

— убрать с проходов портфели и сумки;

— изучить содержание  и  порядок  проведения  занятия.

2.5. Ремонтирует неисправное электрооборудование специалист, прошедший специальное обучение  и имеющий вторую квалификационную группу по электробезопасности.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Для оказания помощи в подготовке и проведении  демонстрационных опытов по физике разрешается привлекать лаборанта. Обучающихся привлекать для этих целей запрещается.        

3.2. Тонкостенную лабораторную  посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно,  слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.        

3.3. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть. Горлышко сосудов при их нагревании следует направлять в сторону от учащихся (студентов).        

3.4. При нагревании жидкостей запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.        

3.5. При работе с приборами из стекла следует применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.

3.6. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.

3.7. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся устанавливается защитный экран из оргстекла, а учитель ( преподаватель) должен надеть защитные очки.

3.8. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.

3.9. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и других параметров, указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе устанавливается защитный экран из оргстекла.

3.10. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.

3.11. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.

3.12. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключения в схемах при включенном питании.

3.13. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера.

3.14. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.

3.15. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания.

3.16. При коротком замыкании в электрических устройствах и загорании, немедленно отключить их от сети, эвакуировать обучающихся из кабинета и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. При угрозе возникновения пожара учитель (преподаватель)  должен собрать всех обучающихся и вывести всех в безопасное место.

4.2. При возникновении признаков какой-либо другой чрезвычайной ситуации учитель (преподаватель)  должен собрать всех обучающихся по списку, вывести в безопасное место и либо находиться вместе с ними до момента прекращения чрезвычайной ситуации, либо до того момента, когда по распоряжению руководителя образовательного учреждения обучающиеся будут отпущены по домам.

4.3. При получении обучающимся травмы в ходе чрезвычайной ситуации немедленно оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. При необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения, а также родителям.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить источник тока, разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.

5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.

5.3. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

5.4. Привести в порядок рабочее место.

5.5. Отработанные водные растворы слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л для последующего их  уничтожения.        

5.6. Привести в порядок рабочее место,  убрать все химреактивы в лаборантскую в закрывающиеся шкафы и сейфы.        

5.7. Тщательно вымыть руки с мылом.

5.8. Обучающиеся покидают помещение только с разрешения учителя (преподава­теля).

Другие статьи по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда при перевозке детей автомобильным транспортом
  • Инструкция по охране труда при проведении вводного инструктажа 2022
  • Инструкция по охране труда при перевозке детей авиатранспортом
  • Инструкция по охране труда при приготовлении дезинфицирующих растворов
  • Инструкция по охране труда при пайке газовой горелкой