Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии



«Противодействие коррупции» на сайте МОиН Самарской области



Официальный интернет-портал правовой информации



















Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии

1. Общие требования охраны труда
1.1. К проведению демонстрационных опытов по химии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по химии не допускаются.
1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении демонстрационных опытов по химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ при работе с химреактивами без средств индивидуальной защиты;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой
-отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ при проведении опытов в неисправном вытяжном шкафу;
— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. При проведении демонстрационных опытов по химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненные, очки защитные, перчатки резиновые.
1.5. Кабинет химии должен быть укомплектован медаптечкой набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Для проведения демонстрационных опытов кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.
1.7. Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
1.8. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.9. В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать
в чистоте рабочее место.
1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, при работе со щелочными металлами, кальцием, кислотами и щелочами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.
2.2. Подготовить к работе и проверить исправность оборудования, приборов, лабораторной посуды.
2.3. Перед проведением демонстрационных опытов, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газами, проверить исправную работу вытяжного шкафа.
2.4. Тщательно проветрить помещение кабинета химии.

3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Для оказания помощи в подготовке и проведении демонстрационных опытов по химии разрешается привлекать лаборанта, учащихся привлекать для этих целей запрещается.
3.2. Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включенной вентиляцией. Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю (преподавателю), используя фарфоровую лабораторную посуду, заполнив ее наполовину холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещество.
3.4. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.
3.5. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край.
3.6. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
3.7. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть. Горлышко сосудов при их нагревании следует направлять в сторону от учащихся.
3.8. При нагревании жидкостей запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.
3.9. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более чем на 0,05 л.
3.10. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху. Каплю, оставшуюся на горлышке, снимать краем той посуды, куда наливается жидкость.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.
4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.
При разливе легковоспламеняющихся жидкостей и их загорании, немедленно эвакуировать учащихся из помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Установки, приборы, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 класса опасности, оставить в вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца занятий, после окончания которых учитель (преподаватель) лично производит демонтаж установки, прибора.
5.2. Отработанные водные растворы слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л для последующего их уничтожения.
5.3. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.
5.4. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкция по охране труда
при проведении демонстрационных опытов по химии

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», действующим с 1 января 2023 года, разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации; с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и иных нормативных правовых актов по охране труда.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании демонстрационных опытов в кабинете химии школы, обозначает безопасные методы и приемы выполнения работ учителем химии, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях при проведении экспериментов.
1.3. К проведению демонстрационных опытов по химии допускаются учителя химии, которые:

  • прошли медицинский осмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • прошли вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте (если профессия и должность не входит в утвержденный директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей);
  • изучили настоящую инструкцию по охране труда и безопасные способы проведения демонстрационных опытов по химии, инструкцию по охране труда для учителя химии.

1.4. Перечень профессиональных рисков и опасностей при проведении демонстрационных опытов по химии:

  • порезы рук при неаккуратном использовании стеклянной лабораторной посуды;
  • повреждения кожи и слизистых оболочек (химические ожоги) при работе с различными растворами и химическими реактивами без средств индивидуальной защиты;
  • термические ожоги вследствие неаккуратного обращения со спиртовкой или сухим горючим, возгорания пролитых горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • отравление парами и газами при реакции химических веществ во время проведения опытов с использованием неисправного вытяжного шкафа;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных электроприборов.

1.5. Учителю химии необходимо знать характеристику основных опасных и вредных веществ (опасных факторов для данного вида опытов) и их влияние на человека:

  • о кислотах и щелочах и вызываемых ими химические ожоги;
  • о легковоспламеняющихся веществах и термических ожогах;
  • о порезах лабораторными принадлежностям.

1.6. При проведении демонстрационных опытов по химии обязательно использование спецодежды и индивидуальных средств защиты:

  • халат хлопчатобумажный;
  • фартук из химически стойкого материала;
  • перчатки, защитные очки и (или) защитный щиток лицевой при выполнении экспериментов и практических работ;
  • защитный экран при проведении экспериментов с повышенной опасностью.

1.7. Для устранения очага возгорания при проведении демонстрационных опытов по химии необходимо иметь в доступном месте первичные средства пожаротушения (песок, покрывало для изоляции очага возгорания, огнетушитель), для оказания первой помощи – медицинскую аптечку.
1.8. В случае травмирования при проведении демонстрационных опытов по химии уведомить непосредственного руководителя. При неисправности лабораторного оборудования, электроприборов сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков.
1.9. Запрещается учителю химии выполнять демонстрационные опыты по химии, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. К проведению демонстрационных опытов не допускаются обучающиеся.
1.10. Учитель химии, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом демонстрационных опытов

2.1. Убедиться в наличии первичных средств пожаротушения, аптечки первой помощи.
2.2. Убедиться в исправности и работе вытяжного шкафа путем кратковременного его включения.
2.3. Воспользоваться индивидуальными средствами защиты (халат хлопчатобумажный белый, фартук прорезиненный с нагрудником, перчатки резиновые, защитные очки, защитный экран).
2.4. Проверить собранность и исправность оборудования, целостность лабораторного оборудования и его наличие.
2.5. Проверить наличие необходимых химических реактивов, соответствие этикеток на склянках с химическими реактивами.
2.6. Подготовить демонстрационный стол, убрать посторонние предметы, бумагу и все, что может препятствовать безопасному проведению демонстрационных опытов и создать дополнительную опасность.
2.7. Устойчиво расположить лабораторное оборудование в необходимом порядке.
2.8. При необходимости для оказания помощи в подготовке демонстрационных опытов по предмету «Химия» привлечь лаборанта.

3. Требования охраны труда во время демонстрационных опытов по химии

3.1. При необходимости, для оказания помощи при проведении демонстрационных опытов по предмету «Химия» привлечь лаборанта. Привлекать обучающихся для этих целей строго запрещено.
3.2. Демонстрационные опыты по химии, во время проведения которых возможно загрязнение воздуха в учебном кабинете токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.
3.3. Соблюдать осторожность при проведении демонстрационных опытов с использованием лабораторной посуды из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду необходимо закреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
3.4. При работе с твердыми химическими реактивами не брать их руками, набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, совочками, шпателями не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.
3.5. Не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.
3.6. Переливание растворов из сосудов необходимо выполнять так, чтобы при наклоне сосуда этикетка оказывалась сверху, и ее можно было беспрепятственно видеть. Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, необходимо снимать краем той посуды, в которую наливается жидкость.
3.7. Производить переливание концентрированных кислот и приготовление из них растворов в вытяжном шкафу с использованием воронки и фарфоровой лабораторной посуды, в спецодежде и со средствами индивидуальной защиты.
3.8. Во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.
3.9. Для выполнения дозирования навески твердой щелочи необходимо использовать пластмассовую или фарфоровую ложечку. Строго запрещается использовать металлические ложечки, а также насыпать щелочи из склянок через край.
3.10. Проводить демонстрацию взаимодействия щелочных металлов и кальция с водой необходимо только в химических стаканах типа ВН-600, которые должны быть наполнены не более чем на 0,05 л.
3.11. При пользовании спиртовкой или сухим спиртом для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Процесс нагревания жидкостей необходимо производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.).
3.12. Пробирки перед началом нагревания запрещается заполнять жидкостью более чем на одну треть.
3.13. Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри.
3.14. Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании запрещается направлять на себя и обучающихся.
3.15. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.16. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне строго запрещается.
3.17. Использовать для сбора отработанных растворов химических реактивов стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.
3.18. Запрещается сливать отработанные растворы химических реактивов в канализацию.
3.19. При проведении демонстрационных опытов по химии соблюдать данную инструкцию по охране труда, инструкцию по охране труда в кабинете химии, при работе с стеклянным лабораторным оборудованием, правила пожарной безопасности в кабинете химии, а также поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать демонстрационный стол.
3.20. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты при проведении демонстрационных опытов:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • фартук должен облегать;
  • перчатки должны соответствовать размеру рук и не сползать с них;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Перечень основных возможных аварийных ситуаций при проведении демонстрационных опытов, причины их вызывающие:

  • повреждение стеклянной лабораторной посуды вследствие нарушения правил обращения со стеклянной посудой и ее использования при проведении опытов;
  • появление резкого и (или) неприятного запаха, вызывающего кашель, вследствие поломки вытяжного шкафа, химической реакции;
  • разлитие водного раствора кислоты или щелочи вследствие нарушения правил обращения с данными жидкостями;
  • возникновение возгорания, вследствие небрежного обращения со спиртовкой и сухим горючим, легковоспламеняющимися веществами и жидкостями, неисправности электроприбора или иного электрооборудования.

4.2. Если при проведении демонстрационных опытов (экспериментов) разбилась лабораторная посуда, запрещено собирать осколки незащищенными руками, необходимо использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. Средства и действия, направленные на ликвидацию неприятного запаха:

  • срочно эвакуировать обучающихся из кабинета химии в безопасное место;
  • проветрить помещение, открыв окна, чтобы улетучился запах;
  • обезопасить объект, ставший причиной распространения запаха.

4.4. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать деревянным совком в закрывающуюся тару. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, промыть водой и проветрить помещения до полного исчезновения запаха.
4.5. Средства и действия, направленные на ликвидацию возгорания, возникшего вследствие небрежного обращения со спиртовкой или сухим горючим, возгорания легковоспламеняющихся жидкостей, короткого замыкания в электроприборе:

  • прекратить доступ кислорода, воздуха, закрыв спиртовку или таблетку сухого горючего специальным колпачком;
  • при проливе и возгорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей — прекратить доступ кислорода с применением листового асбеста, песка, покрывала для изоляции очага возгорания, огнетушителя;
  • обесточить электроприбор, воспользоваться огнетушителем.

4.6. В случае появления задымления или возгорания в кабинете химии необходимо немедленно вывести детей из кабинета – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения.
4.7. В случае получения травмы учитель химии обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы обучающимся необходимо оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103 и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации.

5. Требования охраны труда по окончании демонстрационных опытов

5.1. Для оказания помощи по уборке лабораторного оборудования и химических реактивов привлечь лаборанта кабинета химии.
5.2. Все установки и приборы, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 класса опасности, необходимо поместить в вытяжной шкаф с работающей вентиляцией вплоть до окончания занятий, после завершения которых, учитель химии должен лично произвести демонтаж установки и приборов.
5.3. Отработанные растворы реактивов необходимо аккуратно слить в стеклянную тару с притертой крышкой, емкость которой должна быть не менее 3 л, для последующего их уничтожения.
5.4. Привести в порядок демонстрационный стол, убрать в лаборантскую комнату лабораторное оборудование, приборы.
5.5. Снять индивидуальные средства защиты.
5.6. Тщательно вымыть руки с мылом.
5.7. По завершению урока химии в отсутствии детей проветрить помещение кабинета химии.

Инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»____________202___г. _____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности в кабинете химии

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа №1394 «Воспитательно-образовательный центр «На набережной»

 (ГБОУ Школа  № 1394)

109144, г. Москва, Батайский проезд, д. 47

т/факс 8(495) 348-50-10 e-mail: 1394@edu.mos.ru

ОГРН 1137746767036

www.sch1394uv.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723881392/772301001

«Согласовано»

с 28.08.2015 г. на заседании профсоюзного комитета

Протокол № 01 от 28.08.2015 г.

Председатель профсоюзного комитета ГБОУ Школа №1394

_____________/ Писарева Л.П./

от « 28 »  августа  2015 года

«Утверждено»

Директор

_______________/ Тихонов В.А. /

от « 28 »  августа  2015 года

ИНСТРУКЦИЯ № 9

ИОТ-009-2015

По охране труда при проведении

демонстрационных опытов по химии.

Инструкция разработана: специалистом по охране труда

ГБОУ Школа №1394  Роговским А.А.

Дата введения в действие: 01.09.2015 года

ИНСТРУКЦИЯ № 9

ИОТ-009-2015

По охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии.

1. Общие требования безопасности.

1.1. К проведению демонстрационных опытов по химии допускаются преподаватели и лаборанты не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и допущенные по состоянию здоровья к этой работе, прошедшие инструктаж по охране труда.

1.2. Учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами, обеспечивается работа по индивидуальной программе.

1.3. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.

1.4. Опасные и вредные производственные факторы:

— химические ожоги;

— термические ожоги;

— ранения стеклом;

— отравление ядовитыми веществами.

1.5. Работа со щелочными металлами, кальцием, концентрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опытов должна проводиться с применением спецодежды и средств индивидуальной защиты.

1.6. При проведении демонстрационных опытов по химии, используется халат из химически стойкой ткани, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.

1.7. При получении травмы оказывается первая доврачебная помощь пострадавшему согласно Инструкции по оказанию до врачебной помощи.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Перед началом подготовки и проведения демонстрационного опыта следует вымыть руки и вытереть их насухо.

2.2. Надеть халат, фартук прорезиненный, перчатки резиновые,

2.3. Проверить исправность работы вытяжного шкафа.

2.4. Проверить наличие и исправность первичных средств пожаротушения: огнетушителя, сыпучесть песка, наличие совка, огнезащитной ткани.

3.  Требования безопасности во время работы.

3.1. Опыты, при которых возможно загрязнение атмосферы учебного помещения токсичными веществами (хлором, сероводородом, фосфидом, оксидом углерода, бромом, бензолом, дихлорэтаном, диэтиловым эфиром, формалином, уксусной кислотой, аммиаком) проводятся только в вытяжном шкафу при исправной вытяжной вентиляции.

3.2. Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только преподавателю, используя фарфоровую посуду.

3.3. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой.

3.4. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край, использовать для этой цели бумагу.

3.5. Во время приготовления растворов жидкость большей плотности вливается в жидкость меньшей плотности.

3.6. Для нагревания жидкостей можно использовать только тонкостенные сосуды. Пробирки перед нагреванием заполняются жидкостью не более чем на треть объема. Горлышко сосуда при нагревании должно быть направлено в сторону от людей, т.е. к стене вытяжного шкафа. При нагревании жидкости запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них.

3.7. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказалась сверху. Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. Осколки, образовавшиеся при случайном повреждении стеклянного сосуда убираются немедленно с помощью щетки и совка.

4.2. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи следует немедленно засыпать сухим песком, собрать в полиэтиленовый пакет. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, промыть водой.

4.3. При разливе ЛВЖ или органических реактивов объемом до 0,05л. погасить открытый огонь, (спиртовки, газовые горелки) во всем помещении и проверить его. Если разлито более 0,1 л. учащихся следует немедленно удалить из помещения, погасить открытый огонь, отключить систему электроснабжения устройством из вне комнаты. Жидкость засыпать сухим песком, влажный адсорбент переместить деревянным совком или двумя дощечками в закрывающуюся тару и обезвредить в тот же день.

Работу в помещении проводить запрещается до полного исчезновения запаха.

4.4. При перегреве колбы следует ее немедленно остудить.

4.5. При взрыве закрытого сосуда следует немедленно отключить источник тепла или давления, оказать доврачебную помощь.

4.6. При возгорании следует пользоваться для тушения ЛВЖ

песком, активного металла — специальной тканью. Открытый огонь следует тушить огнетушителем, специальной тканью.

4.7. В случае возникновения пожара — принять меры к его тушению, сообщить администрации о случившемся, выполнять работу согласно инструкции о пожарной безопасности в школе.

4.8. При получении травмы необходимо оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, принять меры при необходимости по отправке пострадавшего в лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Произвести демонтаж установки, прибора.

5.2. Все реактивы перенести в лаборантскую, расставить их на свои места и при необходимости запереть на замок.

5.3. Отработанные водные растворы одной группы хранения собрать в одну емкость для последующего уничтожения.

5.4. Привести рабочее место в порядок, вытереть столы, отключить вентиляцию вытяжного шкафа.

5.5. Снять спецодежду, привести ее в порядок, вымыть руки.

28 августа 2015 года                          Специалист по охране труда

                                                                     ГБОУ Школа № 1394

                                                      ____________________ Роговской А.А.

С инструкцией ознакомлен(на) _______________________________________

                                                                                       должность

                                                       ______________________/________________/

ЖАРКОЕ ЛЕТО ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕГО!

ЛЮБЫЕ КУРСЫ

108 часов — 790 рублей

144 часа — 890 рублей

Профпереподготовка — 2990 рублей

На чтение 7 мин. Просмотров 46 Опубликовано

Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (10-11) (У)

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ:

Ведение нормативной документации в кабинете химии

Кабинет химии считается местом повышенной опасности. Сотрудники школы должны знать официальные требования к устройству кабинета, познакомить учеников с жизненно важными инструкциями, обеспечить доступ к средствам пожаротушения и аптечке. Тема ведения нормативной документации в кабинете химии актуальна всегда — особенно для молодых учителей. Методист корпорации «Российский учебник» по химии Иван Аникеев представил список главных документов.

24 августа 2018

Кабинет химии: требования и паспорт

Требования к кабинету химии включают санитарно-гигиенические нормы, правила по оснащению учебным оборудованием, мебелью и техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями, по организации рабочих мест учителя и обучающихся, по размещению и хранению оборудования, оформлению интерьера, а также указания по помещениям кабинета.

Паспорт кабинета химии (основной набор документации):

  • сведения о заведующем кабинетом,
  • сведения о работающих в кабинете учителях,
  • график работы кабинета по дням (уроки, кружки, факультативы),
  • материалы по охране труда и технике безопасности,
  • акт-разрешение на работу в кабинете,
  • характеристика помещения кабинета,
  • список печатных пособий в кабинете и лаборантской,
  • список таблиц в кабинете,
  • список ТСО используемых в кабинете,
  • рабочие программы по предмету по классам 8-9 (7-9) и 10-11,
  • наличие разработок по классам,
  • дополнительные материалы по предмету,
  • списки реактивов (с местом хранения и расположением),
  • перспективный план развития кабинета химии.

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии 2023

Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь.

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, изучающих химию по учебнику авторов Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гары. Она содержит разнообразные по форме и по уровню сложности задания, расположенные в соответствии с темами, отражёнными в учебнике. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.).

Инструкции необходимо представить как минимум в двух экземплярах: один набор нужно вложить в паспорт кабинета, а второй — вывесить на специальном стенде. Во второй набор можно включить не все инструкции, а только основные: главное, чтобы присутствовали правила для учащихся. Каждая инструкция заверяется в двух инстанциях: профсоюзным комитетом школы и директором образовательного учреждения (с печатью).

  • По охране труда для работников при аварийных ситуациях и способы оказания первой (до врачебной) помощи пострадавшим.
  • По пожарной безопасности в школе.
  • По охране труда для учителя, для лаборанта, для учащихся в кабинете.
  • По охране труда при работе в кабинете.
  • По охране труда при проведении лабораторных и практических работ.
  • Порядок действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся и сотрудников школы.
  • Порядок действия участников образовательного процесса в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также в ситуациях, связанных с терроризмом.
  • Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки кабинета.
  • Требования по охране труда и технике безопасности к кабинету химии.
  • Перечень документации по охране труда в кабинете.

Инструкции по охране труда (в соответствии с видом производимых работ и наличия оборудования):

  • Правила по электробезопасности в кабинете химии и химической лаборатории, по оказанию первой медицинской помощи в кабинете химии, по пожарной безопасности в кабинете химии, по работе с вытяжным шкафом.
  • Инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии, при уничтожении отработанных ЛВЖ и ГЖ в кабинете химии, при работе с веществами и растворами, при собирании приборов и их креплении, при хранении химических реактивов, при хранении горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, при проведении факультативов, химических кружков.
  • Правила техники безопасности при работе с формальдегидом, с хлоридами, с жидкими углеводородами, с хлорзамещенными алканами, с анилином и нитробензолом, с металлической пылью, с щелочными металлами, с галогенами, с нитратами, со щелочами, с кислотами, с красной и желтой кровяными солями, роданидами, сульфидами, фторидами, с соединениями меди, с соединениями бария, со спиртовками и сухим горючим, с соединениями марганца, с соединениями свинца, с соединениями хрома.
  • Правила техники безопасности при проведении демонтажа приборов, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 классов опасности.
  • Правила по безопасной работе со стеклянной посудой и ампулами.
  • Правила техники безопасности при работе с фенолом, с эфирами и ацетоном, со спиртами, с муравьиной и уксусной кислотами, уксусным ангидридом.

Также необходим журнал инструктажа по технике безопасности для учащихся. Подпись школьника в журнале регистрации инструктажа обязательна при достижении им 14 лет.

Инструктажи по охране труда для учащихся:

  • Вводный инструктаж (в начале занятий в кабинете, в сентябре, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
  • Повторный инструктаж (в начале второго полугодия, в январе, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
  • Текущий инструктаж (перед сменой вида деятельности, перед лабораторными и практическими работами, перед новым разделом, с регистрацией в лабораторных тетрадях).
  • Внеплановый инструктаж (при несчастном случае с учащимся в кабинете, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии 2023

Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных учереждений, изучающих химию по учебнику авторов Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гары. Она содержит разнообразные по форме и по уровню сложности задания, расположенные в соответствии с темами, отражёнными в учебнике. В пособии приводятся задания, которые способствуют подготовке выпускников основной школы к ГИА по химии.

Прекурсор — вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества. Подлежат строгому учету: ацетон, красный фосфор, перманганат калия, серная кислота (исключая соли), соляная кислота (исключая соли), толуол, этиловый эфир.

Журнал прекурсоров заводится каждый учебный год. Все страницы нумеруются, прошиваются и заверяются директором. Журнал является для кабинета химии документом строгой отчетности. Ведется заведующим кабинетом, раз в месяц. Если какого-то вещества из подлежащих учету в кабинете нет — то страницу с этим веществом в журнал можно не добавлять.

Правила хранения и ухода

В соответствии с «Правилами по технике безопасности для кабинетов химии средних общеобразовательных школ» все химические реактивы делятся на восемь групп:

  • Реактивы, обладающие свойствами взрывчатых веществ. В перечень не входят.
  • Реактивы, выделяющие при взаимодействии с водой легко воспламеняющиеся газы.
  • Легко воспламеняющиеся жидкие реактивы (ЛВЖ).
  • Легковоспламеняющиеся твердые реактивы.
  • Воспламеняющие (окисляющие) реактивы.
  • Вещества, физиологически активные в сравнительно малых дозах.
  • Прочие вещества, малоопасные и практически безопасные.

В паспорте кабинета обязательно должны быть инструкции по утилизации в кабинете реагентов (тех, которые можно утилизировать в школьной лаборатории):

  • утилизация растворов кислот,
  • утилизация отработанных растворов щелочей,
  • утилизация отработанных растворов соединений бария,
  • утилизация щелочных металлов.

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии 2023

Химия. Углубленный уровень. 10 класс. Контрольные и проверочные работы. Учебное пособие

Пособие является частью учебного комплекса по химии, основа которого учебник О.С. Габриеляна,И.Г. Остроумова, С.Ю. Пономарева «Химия. Углубленный уровень. 10 класс», переработанный в соответствии со ФГОС. Учебное издание состоит из текстов контрольных и проверочных работ, соответствующих программе по химии для 10 класса О.С. Габриеляна (углубленный уровень). Пособие предназначено для проведения текущего и итогового контроля по основным темам курса.

Пожарная безопасность и аптечка

Правила безопасности предусматривают наличие и легкодоступность предметов пожаротушения и медикаментов:

  • Два вида огнетушителей, углекислотный и порошковый.
  • Ведро с песком и совок.
  • Ткань, пропитанная специальным огнеупорным составом или специальная огнеупорная ткань.
  • Аптечка, в состав которой входят раствор йода 5%, раствор перекиси водорода 3% (в новых списках состава аптечек его нет), спирт медицинский 70% (часто заменяют на антисептические салфетки), раствор аммиака 10%, глицерин, гидрокарбонат натрия раствор 2%-200 мл, раствор борной кислоты 2%-200мл, клей БФ-6, сульфацил натрия (раствор), пинцет, бинт стерильный 5×10, вата стерильная 50 г., салфетки стерильные, пипетка.
  • Инструкция по использованию медикаментов в различных ситуациях.

Необходимо проверять срок годности медикаментов, а также периодически проводить мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии 2023

Химия. Углубленный уровень. 11 класс. Контрольные и проверочные работы

Пособие является частью учебного комплекса по химии, основа которого учебник О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. Углубленный уровень. 11 класс», переработанный в соответствии со ФГОС. Учебное издание состоит из текстов контрольных и проверочных работ, соответствующих программе по химии для 11 класса О.С. Габриеляна. Пособие предназначено для проведения текущего и итогового контроля по основным темам курса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда при перевозке воспитанников автотранспортом
  • Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике
  • Инструкция по охране труда при перевозке детей автомобильным транспортом
  • Инструкция по охране труда при проведении вводного инструктажа 2022
  • Инструкция по охране труда при перевозке детей авиатранспортом