Инструкция по охране труда при ремонте электродвигателя

27.1. Если работа на электродвигателе или приводимом им в движение механизме связана с прикосновением к токоведущим и вращающимся частям, электродвигатель должен быть отключен с выполнением предусмотренных Правилами технических мероприятий, предотвращающих его ошибочное включение. При этом у двухскоростного электродвигателя должны быть отключены и разобраны обе цепи питания обмоток статора.

Работу, не связанную с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, разрешается производить на работающем электродвигателе.

Запрещается снимать ограждения вращающихся частей работающих электродвигателя и механизма.

27.2. При работе на электродвигателе правомерна установка заземления на любом участке кабельной линии, соединяющей электродвигатель с секцией РУ, щитом, сборкой.

Если работы на электродвигателе рассчитаны на длительный срок, не выполняются или прерваны на несколько дней, то отсоединенная от него КЛ должна быть заземлена также со стороны электродвигателя.

В тех случаях, когда сечение жил кабеля не позволяет применять переносные заземления, у электродвигателей напряжением до 1000 В разрешается заземлять КЛ медным проводником сечением не менее сечения жилы кабеля либо соединять между собой жилы кабеля и изолировать их. Такое заземление или соединение жил кабеля должно учитываться в оперативной документации наравне с переносным заземлением.

27.3. Перед допуском к работам на электродвигателях, способных к вращению за счет соединенных с ними механизмов (дымососы, вентиляторы, насосы), штурвалы запорной арматуры (задвижек, вентилей, шиберов) должны быть заперты на замок. Кроме того, должны быть приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей или расцеплению соединительных муфт.

Необходимые операции с запорной арматурой должны быть согласованы с начальником смены технологического цеха, участка с записью в оперативном журнале.

27.4. Со схем ручного дистанционного и автоматического управления электроприводами запорной арматуры, направляющих аппаратов должно быть снято напряжение.

На штурвалах задвижек, шиберов, вентилей должны быть вывешены плакаты «Не открывать! Работают люди», а на ключах, кнопках управления электроприводами запорной арматуры — «Не включать! Работают люди».

27.5. На однотипных или близких по габариту электродвигателях, установленных рядом с двигателем, на котором предстоит выполнить работу, должен быть вывешен плакат «Стой! Напряжение» независимо от того, находятся они в работе или остановлены.

27.6. Работы по одному наряду на электродвигателях одного напряжения, выведенных в ремонт агрегатов, технологических линий, установок могут проводиться на условиях, предусмотренных пунктом 6.9 Правил. Допуск на все заранее подготовленные рабочие места разрешается выполнять одновременно, оформление перевода с одного рабочего места на другое не требуется. При этом запрещается опробование или включение в работу любого из перечисленных в наряде электродвигателей до полного окончания работы на других электродвигателях.

27.7. Порядок включения электродвигателя для опробования должен быть следующим:

  • производитель работ удаляет бригаду с места работы, оформляет окончание работы и сдает наряд оперативному персоналу;
  • оперативный персонал снимает установленные заземления, плакаты, выполняет сборку схемы.

После опробования при необходимости продолжения работы на электродвигателе оперативный персонал вновь подготавливает рабочее место и бригада по наряду повторно допускается к работе на электродвигателе.

27.8. Работу на вращающемся электродвигателе без соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями разрешается проводить по распоряжению.

27.9. Обслуживание щеточного аппарата на работающем электродвигателе разрешается выполнять по распоряжению обученному для этой цели работнику, имеющему группу III, при соблюдении следующих мер предосторожности:

  • работать с использованием средств защиты лица и глаз, в застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями электродвигателя;
  • пользоваться диэлектрическими галошами, коврами;
  • не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей.

Кольца ротора разрешается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала.

27.10. В инструкциях по охране труда соответствующих организаций должны быть детально изложены требования к подготовке рабочего места и организации безопасного проведения работ на электродвигателях, учитывающие виды используемых электрических машин, особенности пускорегулирующих устройств, специфику механизмов, технологических схем.

Вернуться к Приказу

       Общие положения

Инструкция по охране труда является документом, устанавливающим при обслуживании электродвигателей требования к безопасному выполнению работ согласно профессии и квалификации.
Настоящая инструкция разработана в соответствии с Методическими рекомендациями с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности).
Знание инструкции по охране труда при обслуживании электродвигателей обязательно.

1.Общие требования охраны труда.

1.1.К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, вводный инструктаж, первичный  инструктажа рабочем месте, производственное обучение  безопасным  приемам работ, стажировку в течение 2-14 рабочих смен и сдавшие экзамен на соответствующую группу по  электробезопасности, освоившие требования данной инструкции и имеющие удостоверение  о проверке знаний безопасных приемов и методов труда.К выполнению  смежных (вспомогательных) работ,  связанных  со строповкой (обвязкой), подъемом и перемещением грузов  грузоподъемными механизмами, испытаний электрооборудования, а также к выполнению других операций допускаются лица, прошедшие дополнительное  обучение и инструктаж по охране труда и получившие допуск к  выполнению  этих работ.
1.2. Наиболее распространенными опасными и вредными  производственными факторами при обслуживании электродвигателей являются:
- воздействие электрического тока на организм человека;
- повышенная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (при обслуживании  электродвигателей во взрывоопасных зонах);
- вредные вещества:  лаки, краски, растворители и др.;
- повышенная вибрация (при работах вблизи работающих электродвигателей и генераторов);
- повышенный уровень  шумов (при обслуживании  электродвигателей,  расположенных в машинных залах);
- недостаточная освещенность рабочего места.
1.3. В соответствии с «Нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одеждой обуви и других средств индивидуальной зашиты работников филиалов, структурных подразделений, дочерних обществ  и организаций ОАО «Газпром». и согласно  приложения к постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 7.04.04г. №43. п.т. №197и зависимости от конкретных условий работ электромонтеры обеспечиваются следующими средствами индивидуальной защиты:
 
Наименование средств индивидуальной защиты
Единица
измерения
Кол-во
  Сроки носки
1
Костюм из термостойкой антистатической ткани
    Комп.
   2
24 месяца
2
Белье нательное х/б
Комп.
1
24 месяца
3
Головной убор летний (бейсболка)
Шт.
1
12 месяцев
4
Сапоги или ботинки кожаные
Пар.
1
12 месяцев
5
Рукавицы брезентовые
Пар.
1
12 месяца
6
Перчатки с защитным покрытием
Пар.
1
до износа
7
Очки защитные
Шт.
1
до износа
8
Каска защитная
Шт..
1
24 месяца
9
Галоши диэлектрические
Пар.
1
до износа
10
Перчатки диэлектрические
Пар.
1
до износа
11
Пояс предохранительный
Шт.
1
 дежурный
12
Костюм от пониженных температур с пристегивающейся утепляющей прокладкой из термостойких антистатических тканей
Комплект.
2
на 5 лет
13
Шапка — ушанка
Шт.
1
24 месяцев
14
Подшлемник утепленный
Шт.
1
12 месяцев
15
Рукавицы утепл. или перчатки из полимерн. мат-лов.
Пар.
2
12 месяцев
16
Валенки
Пар.
1
на 3 года
17
Галоши на валенки
Пар.
1
на 5 лет
18
Костюм рабочий из огнестойкого мат — ла устойчивого к воздействию эл. дуги
Комплект
1
до износа
19
Перчатки термостойкие
Пар.
1
до износа
20
Каска термостойкая с защ. экраном для лица
Шт.
1
12 месяцев
21
Подшлемник термостойкий
Шт.
1
до износа
22
Ботинки или сапоги кожаные термостойкие
Пар.
1
12 месяцев
23
Костюм для защиты от ПТ из огнестойкого мат – ла устойчивого к воздействию эл.дуги
Комплект
1
до износа
24
Ботинки или сапоги кожаные утепленные термостойкие
Пар.
1
24 месяца
При работах на высоте:
а) каской (ГОСТ 12.4087-84) для защиты головы от травм, вызванных падающими предметами или ударами о предметы и конструкции;
в) очками защитными, щитками, защитными экранами для защиты глаз от пыли, летящих частиц, искр и т.п.;
д) предохранительные пояса с независимо закрепленными стропами.
Рабочим всех профессий, выполняющим  верхолазные работы, другие работы повышенной опасности, может выдаваться жилет сигнальный со сроком носки – «до износа».
Средства индивидуальной защиты должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и испытаниям в порядке и в сроки, установленные техническими условиями на них.
1.4.Работнику разрешается выполнять только работы, предусмотренные его трудовыми обязанностями или по поручению непосредственных руководителей, а также осуществлять иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо в его интересах.
1.5.Должны соблюдать работники правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии  (Режимы труда и отдыха : установлена 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями; рабочий день с 8-00 час. до 17-00 час.; перерыв на обед с 12-00 час. до 13-00 час.; два перерыва продолжительностью 15 мин. на отдых и личные надобности до и после обеденного перерыва).
1.6.В соответствии с федеральным законодательством в об­ласти охраны труда каждый работник имеет право на рабочее ме­сто, соответствующее требованиям охраны труда, на компенсации, установленные законодательством, если он занят на тяжелых рабо­тах и работах с вредными и опасными условиями труда, а работодатель обязан обеспечить безопасность работников и защиту от всех рисков лиц, находящихся в непосредственной близости от ра­бочих мест или мест производства работ.
1.7.В целях предупреждения пожара, работники должны руководствоваться инструкциями по пожарной безопасности и уметь правильно применять первичные средства пожаротушения эвакуацию людей в случае возникновения пожара или аварии. Пути эвакуации из мест пожарной опасности указыва­ются хорошо видимыми знаками и держатся постоянно свободными. На видных местах устанавливаются указатели ближайшего сигнала пожарной тревоги, номера телефона пожарной части (коман­ды).
1.8.Работник должен  знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.9.При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь (при отсутствии людей на месте происшествия – самопомощь)  и сообщить руководителю работ о несчастном случаеО неисправностях, возникших в процессе работы, необходимо сообщить начальнику службы.
1.10.Работнику разрешается выполнять только работы, предусмотренные его трудовыми обязанностями или по поручению непосредственных руководителей, а также осуществлять иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо в его интересах.
1.11.Работник, нарушивший требования инструкции, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за исключением случаев, когда нарушение требований влечет уголовную ответственность. Если нарушение требований инструкции связано с причинением имущественного ущерба предприятию, работник несет  материальную ответственность в установленном порядке.Перед допуском  к работе рабочим должна быть вручена настоящая инструкция под роспись.

2.Требования охраны труда перед началом работы. 

2.1.Перед началом работы ремонтный персонал обязан привести  в  порядок спецодежду, спецобувь, проверить и принять инструмент, материалы, ключи от помещений, средства защиты, документацию.
2.2.Работник обязан получить задание от непосредственного руководителя на выполнение определённого вида работ или определённых видов работ, ознакомиться с содержанием задания по журналу ежедневного учёта выдачи заданий службы (цеха) под подпись.
2.3.Перед началом работы,  она должна  быть оформлена нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.
2.3.1. Необходимо выполнить предусмотренные нарядом или распоряжением технические мероприятия по подготовке  рабочего места и произвести  допуск к работе.
2.3.2. В порядке  текущей эксплуатации на  электродвигателях могут выполняться:
- работы без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся  под напряжением по уходу за щетками электродвигателей и их  замена, уход за кольцами и коллекторами электрических машин,  возобновление надписей на кожухах и ограждениях;
- работы со снятием  напряжения в электроустановках до  1000В,  выполняемые в течение одной смены по ремонту отдельных электродвигателей  и  их  магнитных  пускателей, пусковых кнопок, автоматических  выключателей и  рубильников, реостатов,  магнитных станций  и другой  пусковой и коммутационной аппаратуры, расположенной вне щитов и сборок.
2.3.3. По распоряжению могут  выполняться любые работы со  снятием  напряжения на электродвигателях напряжением до 1000 В  продолжительностью не более 1 смены, а так же работы, указанные в п. 2.2.
2.4. Работы по наряду или распоряжению на электродвигателях  могут производиться бригадой в составе не менее 2 человек:  производителя работ и члена бригады.
2.4.1  Производитель работ, выполняемых по наряду в электроустановках напряжением выше 1000 В, должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, в установках до 1000 В - не ниже III. Каждый  член  бригады при работе по наряду должен иметь группу по  электробезопасности не ниже II.
2.4.2  Производитель  работ,  выполняемых  по распоряжению должен  иметь группу по электробезопасности не ниже III. Члены бригады -  не  ниже II.
2.4.3. Все работы в  порядке текущей эксплуатации могут  выполнять  два  лица, одно из которых имеет группу по электробезопасности не ниже III, другое - не ниже II. Вотдельных случаях допускается  выполнение отдельных работ  одному лицу с  группой III, что  отражается в  перечне работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.
2.5. Перед  допуском   к работе на электродвигателях насосов,  дымососов, вентиляторов, если  возможно вращение электродвигателей  от  соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на  замок задвижки  и  шиберы последних, а также приняты меры по  затормаживанию роторов электродвигателей.
2.6. Со схем ручного дистанционного и автоматического управления электроприводами запорной арматуры, направляющих аппаратов должно быть снято напряжение.На штурвалах задвижек, шиберов, вентилей должны быть вывешены плакаты "Не открывать! Работают люди", а на ключах, кнопках управления электроприводами запорной арматуры - "Не включать! Работают люди".
2.7. На однотипных или близких по габариту электродвигателях, установленных рядом с двигателем, на котором предстоит выполнить работу, должны быть вывешены плакаты "Стой! Напряжение" независимо от того, находятся они в работе или остановлены.Обслуживание щеточного аппарата на работающем электродвигателе допускается по распоряжению, обученному для этой цели работнику, имеющему группу III, при соблюдении следующих мер предосторожности:работать с использованием средств защиты лица и глаз, в застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями электродвигателя;пользоваться диэлектрическими галошами, коврами;не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей.Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала.
2.8. При работе на электродвигателе напряжением выше 1000 В или  приводимом им в движение механизме, связанной с прикосновением к токоведущим  или  вращающимся  частям,  с электродвигателя должно быть  снято напряжение и с каждой стороны, откуда оно может быть подано  на  место работы  коммутационным аппаратом, должен  быть видимым  разрыв, образованный отключением разъединителей, снятием предохранителей, или  других коммутационных  аппаратов с  видимым разрывом  за исключением  тех, у  которых автоматическое  включение осуществляется  пружинами,  установленными на самих аппаратах. В КРУ с оборудованием на  выкатываемых тележках тележку с выключателем  электродвигателя необходимо выкатить из шкафа;  верхнюю шторку или  дверцы запереть на  замок и вывесить  плакат "Не  включать. Работают люди".
2.9. Порядок включения электродвигателя для опробования должен быть следующим:производитель работ удаляет бригаду с места работы, оформляет окончание работы и сдает наряд оперативному персоналу;оперативный персонал снимает установленные заземления, плакаты, выполняет сборку схемы.После опробования при необходимости продолжения работы на электродвигателе оперативный персонал вновь подготавливает рабочее место, и бригада по наряду повторно допускается к работе на электродвигателе.

3.Требования охраны труда во время работы.

3.1.Если работа на электродвигателе или приводимом им в движение механизме связана с прикосновением к токоведущим и вращающимся частям, электродвигатель должен быть отключен с выполнением предусмотренных настоящими Правилами технических мероприятий, предотвращающих его ошибочное включение. При этом у двухскоростного электродвигателя должны быть отключены и разобраны обе цепи питания обмоток статора.Работа, не связанная с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, может производиться на работающем электродвигателе.Не допускается снимать ограждения вращающихся частей работающих электродвигателя и механизма.
3.2.При  работе в  электроустановках  на электродвигателях в  условиях недостаточной  освещенности следует пользоваться аккумуляторным фонарем или переносными лампами напряжением не  более 42 В. Запрещается  применять для этих целей открытый огонь (спички, факелы и т.п.).При работе в помещениях, расположенных во  взрывоопасных зонах используют аккумуляторные фонари или переносные  лампы  во взрывобезопасном исполнении.
3.3.При работах на высоте на электродвигателях  должны применяться специальные подмости и лестницы. Работать с ящиков и других посторонних предметов запрещается.Основания лестниц, устанавливаемых  на гладких поверхностях,  должны  быть обиты резиной, а на основаниях лестниц, устанавливаемых на земле, должны  быть острые  металлические наконечники.  Лестницы должны  верхним концом надежно опираться на прочную опору. При установке лестниц на подкрановых  балках, элементах металлических  конструкций и  т.п. необходимо надежно прикрепить верх и низ лестницы к конструкциям.Работу с использованием  лестниц выполняют два лица,  одно  из которых находится внизу.
3.4.При выполнении работ с применением изолирующих средств защиты  (изолирующих штанг, клещей, указателей напряжения и др.)  необходимо:
- пользоваться  только  сухими  и  чистыми  изолирующими частями  средств защиты с неповрежденным лаковым покрытием;
- держать изолирующие части средств защиты за рукоятки до ограничительного кольца;
- располагать изолирующие части средств защиты так, чтобы не возникла опасность перекрытия по поверхности изоляции между токоведущими частями двух фаз или замыкания на землю.
3.5.Пользоваться средствами защиты с нарушениями лакового  покрытия или с другими неисправностями изолирующих частей, а так же  с  истекшим сроком очередных испытаний запрещается
3.6.При работе на электродвигателе допускается установка заземления на любом участке кабельной линии, соединяющей электродвигатель с секцией РУ, щитом, сборкой.Если работы на электродвигателе рассчитаны на длительный срок, не выполняются или прерваны на несколько дней, то отсоединенная от него кабельная линия должна быть заземлена также со стороны электродвигателя.В тех случаях, когда сечение жил кабеля не позволяет применять переносные заземления, у электродвигателей напряжением до 1000В допускается заземлять кабельную линию медным проводником сечением не менее сечения жилы кабеля либо соединять между собой жилы кабеля и изолировать их. Такое заземление или соединение жил кабеля должно учитываться в оперативной документации наравне с переносным заземлением.
3.7.При работе на механизме, если она не связана с прикосновением к вращающимся частям или если рассоединена соединительная  муфта, заземлять питающий кабель электропривода не требуется.
3.8.При работе на электродвигателе до 1000 В или приводимом им  в движение  механизме напряжение  со всех  сторон должно  быть снято отключением коммутационных аппаратов с ручным приводом, а при  наличии в схеме  предохранителей - снятием  последних. При отсутствии  в  схеме предохранителей предотвращение ошибочного включения коммутационных аппаратов должно быть обеспечено такими мерами, как  запирание  рукояток  или  дверец  шкафа, установка  между контактами изолирующих  накладок и др. Отключенное положение коммутационных аппаратов  напряжением до 1000 В с недоступными для осмотра контактами  определяется  проверкой отсутствия напряжения на их зажимах либо на отходящих  шинах, проводах или на зажимах отключаемого ими оборудования.  Необходимость и возможность наложения заземления на отключенные  присоединения (до 1000 В) определяет лицо, выдающее наряд, распоряжение.
3.9.Ограждение вращающихся частей электродвигателей во  время  их работы снимать запрещается.
3.10.Операции по отключению и включению электродвигателей  напряжением выше 1000 В пусковой аппаратурой с приводами ручного управления производятся с  изолирующего основания с применением  диэлектрических перчаток.
3.11.Обслуживать щеточный аппарат на работающем  электродвигателе допускается единолично лицу из оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному лицу с группой по электробезопасности не ниже  третьей. При этом  необходимо соблюдать следующие  меры  предосторожности:
-  работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь  захвата ее вращающимися частями машины;
-  пользоваться диэлектрическими галошами или коврами;
- не касаться руками одновременно токоведущих частей двух  полюсов  или токоведущих и заземленных частей.
3.12.Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изолирующего материала с  применением защитных очков.
3.13.У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.
3.14.В электроустановках напряжением до 1000 В - изолирующими  клещами или диэлектрическими перчатками, а при открытых плавких  вставках и защитными очками.Двери помещений  электроустановок (щитов, сборок  и т.п.)  должны быть постоянно заперты. Лицам оперативно-ремонтного персонала  при выполнении ими работ в  этих помещениях, а так же  производителю  работ или наблюдающему на время производства работ по наряду или  по  распоряжению ключи выдаются на общих основаниях при оформлении допуска и подлежат возврату ежедневно по окончанииработы вместе с нарядом.
3.15.Электродвигатели, устанавливаемые в помещениях с нормальной средой, как правило, должны иметь исполнение IPOO или IP20.Электродвигатели, устанавливаемые на открытом воздухе, должны иметь исполнение не менее IP44 или специальное, соответствующее условиям их работы (например, для открытых химических установок, для особо низких температур).
3.15.1.Электродвигатели, устанавливаемые в помещениях, где возможно оседание на их обмотках пыли и других веществ, нарушающих естественное охлаждение, должны иметь исполнение не менее IP44 или продуваемое с подводом чистого воздуха. Корпус продуваемого электродвигателя, воздуховоды и все сопряжения, и стыки должны быть тщательно уплотнены для предотвращения присоса воздуха в систему вентиляции.При продуваемом исполнении электродвигателя рекомендуется предусматривать задвижки для предотвращения всоса окружающего воздуха при останове электродвигателя. Подогрев наружного (холодного) воздуха не требуется.
3.15.2.Электродвигатели, устанавливаемые в местах сырых или особо сырых, должны иметь исполнение не менее IP43 и изоляцию, рассчитанную на действие влаги и пыли (со специальной обмазкой, влагостойкую и т.п.).
3.15.3.Электродвигатели, устанавливаемые в местах с химически активными парами или газами, должны иметь исполнение не менее IP44 или продуваемое с подводом чистого воздуха при соблюдении требований. Допускается также применение электродвигателей исполнения не менее IP33, но с химически стойкой изоляцией и с закрытием открытых неизолированных токоведущих частей колпаками или другим способом.
3.16.Для электродвигателей переменного тока должна предусматриваться защита от многофазных замыканий , в сетях с глухозаземленной нейтралью - также от однофазных замыканий,  защита от токов перегрузки и защита минимального напряжения. На синхронных электродвигателях (при невозможности втягивания в синхронизм с полной нагрузкой) дополнительно должна предусматриваться защита от асинхронного режима.Для электродвигателей постоянного тока должны предусматриваться защиты от КЗ. При необходимости дополнительно могут устанавливаться защиты от перегрузки и от чрезмерного повышения частоты вращения.Электродвигатели должны быть выбраны и установлены таким образом, чтобы была исключена возможность попадания на их обмотки и токосъемные устройства воды, масла, эмульсии т.п., а вибрация оборудования, фундаментов и частей здания не превышала допустимых значений. Электродвигатели и аппараты, за исключением имеющих степень защиты не менее IР44, а резисторы и реостаты - всех исполнений должны быть установлены на расстоянии не менее 1 м от конструкций зданий, выполненных из сгораемых материалов.
3.17.Лица, осуществляющие ремонтное обслуживание электродвигателей обязаны:
- знать и соблюдать безопасные способы выполнения работы и  правила внутреннего распорядка;
- знать схемы, производственные и эксплуатационные  инструкции, особенности оборудования, свойства тех веществ, с которыми надлежит работать и меры  предосторожности при обращении с ними;
- знать места расположения электрозащитных средств, используемых  в электроустановках и уметь ими пользоваться;
- знать места расположения средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;
- уметь оказывать первую доврачебную помощь.

4 Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. При обнаружении замыкания на землю запрещается приближаться к месту замыкания на расстояние менее 4 м в закрытых и менее 8  м  в открытых РУ.
4.2. Персоналу следует помнить, что после исчезновения напряжения с электроустановки оно может быть подано вновь без  предупреждения.
4.3. При возникновении аварийной ситуации, вызвавшей  поражение  человека необходимо как можно скорее устранить источник  травмирования, а  при необходимости  вынести пострадавшего  из опасной  зоны и  оказать ему первую медицинскую помощь. Сообщить о случившимся руководителю службы и диспетчеру . До приезда медицинского работника пострадавшего без присмотра не оставлять.
4.4. При возникновении пожара, оповестить окружающих  любыми  доступными средствами, принять меры по вызову пожарного  подразделения  и приступить к ликвидации очага возгорания  подручными средствами пожаротушения. Сообщить о случившимся руководителю службы и диспетчеру .
4.5. При освобождении пострадавшего от действия электрического  тока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с  токоведущей частью или под напряжением шага. 

 5.Требования охраны труда после окончания работы.

5.1. После окончания работ по наряду и приведения в порядок рабочего места производитель работ расписывается в наряде об окончании  работы и сдает его оперативному персоналу. Закрытие наряда  оформляется записью в оперативном журнале.
5.2. После окончания работ по распоряжению производитель  работ  сообщает об окончании работ оперативному персоналу, о чем также  делается отметка в оперативном журнале.
5.3. Закрытие наряда производится после того, как будут  последовательно выполнены:
   - осмотр оборудования и  мест работы, проверка отсутствия  людей,  посторонних предметов, инструмента;
   -  удаление  временных  ограждений  и  снятие  плакатов "Работать  здесь", "Влезать здесь";
   - снятие заземлений с проверкой в соответствии с принятым  порядком учета;
   - установка на место постоянных ограждений и снятие плакатов, вывешенных до начала работы;
5.4. Привести в порядок  (протереть, сложить и убрать)  инструмент, защитные и вспомогательные средства в отведенные места.
5.5. Ключи от помещений электроустановок  возвратить их на место постоянного хранения на пункте (щите)  управления.
5.6. Доложить непосредственному руководителю работ о возникших в процессе работы неисправностях.
5.7. Выполнить правила личной  гигиены.

Обновлено: 19.09.2023

27.1. Если работа на электродвигателе или приводимом им в движение механизме связана с прикосновением к токоведущим и вращающимся частям, электродвигатель должен быть отключен с выполнением предусмотренных Правилами технических мероприятий, предотвращающих его ошибочное включение. При этом у двухскоростного электродвигателя должны быть отключены и разобраны обе цепи питания обмоток статора.

Работу, не связанную с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, разрешается производить на работающем электродвигателе.

Запрещается снимать ограждения вращающихся частей работающих электродвигателя и механизма.

27.2. При работе на электродвигателе правомерна установка заземления на любом участке кабельной линии, соединяющей электродвигатель с секцией РУ, щитом, сборкой.

Если работы на электродвигателе рассчитаны на длительный срок, не выполняются или прерваны на несколько дней, то отсоединенная от него КЛ должна быть заземлена также со стороны электродвигателя.

В тех случаях, когда сечение жил кабеля не позволяет применять переносные заземления, у электродвигателей напряжением до 1000 В разрешается заземлять КЛ медным проводником сечением не менее сечения жилы кабеля либо соединять между собой жилы кабеля и изолировать их. Такое заземление или соединение жил кабеля должно учитываться в оперативной документации наравне с переносным заземлением.

27.3. Перед допуском к работам на электродвигателях, способных к вращению за счет соединенных с ними механизмов (дымососы, вентиляторы, насосы), штурвалы запорной арматуры (задвижек, вентилей, шиберов) должны быть заперты на замок. Кроме того, должны быть приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей или расцеплению соединительных муфт.

Необходимые операции с запорной арматурой должны быть согласованы с начальником смены технологического цеха, участка с записью в оперативном журнале.

27.4. Со схем ручного дистанционного и автоматического управления электроприводами запорной арматуры, направляющих аппаратов должно быть снято напряжение.

На штурвалах задвижек, шиберов, вентилей должны быть вывешены плакаты «Не открывать! Работают люди», а на ключах, кнопках управления электроприводами запорной арматуры — «Не включать! Работают люди».

27.5. На однотипных или близких по габариту электродвигателях, установленных рядом с двигателем, на котором предстоит выполнить работу, должен быть вывешен плакат «Стой! Напряжение» независимо от того, находятся они в работе или остановлены.

27.6. Работы по одному наряду на электродвигателях одного напряжения, выведенных в ремонт агрегатов, технологических линий, установок могут проводиться на условиях, предусмотренных пунктом 6.9 Правил. Допуск на все заранее подготовленные рабочие места разрешается выполнять одновременно, оформление перевода с одного рабочего места на другое не требуется. При этом запрещается опробование или включение в работу любого из перечисленных в наряде электродвигателей до полного окончания работы на других электродвигателях.

27.7. Порядок включения электродвигателя для опробования должен быть следующим:

  • производитель работ удаляет бригаду с места работы, оформляет окончание работы и сдает наряд оперативному персоналу;
  • оперативный персонал снимает установленные заземления, плакаты, выполняет сборку схемы.

После опробования при необходимости продолжения работы на электродвигателе оперативный персонал вновь подготавливает рабочее место и бригада по наряду повторно допускается к работе на электродвигателе.

27.8. Работу на вращающемся электродвигателе без соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями разрешается проводить по распоряжению.

27.9. Обслуживание щеточного аппарата на работающем электродвигателе разрешается выполнять по распоряжению обученному для этой цели работнику, имеющему группу III, при соблюдении следующих мер предосторожности:

  • работать с использованием средств защиты лица и глаз, в застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями электродвигателя;
  • пользоваться диэлектрическими галошами, коврами;
  • не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей.

Кольца ротора разрешается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала.

27.10. В инструкциях по охране труда соответствующих организаций должны быть детально изложены требования к подготовке рабочего места и организации безопасного проведения работ на электродвигателях, учитывающие виды используемых электрических машин, особенности пускорегулирующих устройств, специфику механизмов, технологических схем.

1) Слесарь по ремонту электрических машин допускается к работе после медицинского освидетельствования, специального обучения, после инструктажа и последующей проверке знаний, а так же инструктажа на рабочем месте.

2) Приступить к выполнению производственного задания, если известны безопасные способы его выполнения. В случае неясности обратиться к мастеру за распоряжением. При получении новой работы требовать от мастера дополнительного инструктажа по техники безопасности.

3) Находясь на территории завода или депо, цеха, участка – быть внимательным к сигналам, подаваемые водителем транспорта.

4) При работе около электросварки требовать ограждения места сварки.

5) При несчастном случае немедленно обратиться в медпункт, поставив при этом в известность мастера или бригадира.

6) К работе с грузоподъемными механизмами могут быть допущены лица не моложе 18 лет, специально обученные, имеющие удостоверение.

Перед началом работы.

1) Привести в порядок рабочую одежду, застегнуть рукава, подобрать волосы под плотно облегающий головной убор.

2) Организовать свое рабочее время так, чтобы все необходимое для работы было под руками.

3) Проверить исправность инструмента.

4) На станке проверить зазор между краем подручника и рабочей частью шлифовального круга (не более 3мм).

5) Необходимо убедиться в исправности круга, во время работы станка необходимо стоять сбоку относительно плоскости вращения круга.

Во время работы.

1) Пользоваться исправным инструментом и предусмотренном в тех процессе. 2) При работе на наждачном станке пользоваться защитными очками или защитным экраном.

3) При работе на сверлильном станке: а) не наклоняться близко к сверлу, б) плотно закрепить сверло в патрон, в) сжатые детали удерживать при помощи клещей, г) напряжение переносного электроинструмента должно быть не более 36В.

По окончании работы.

1) Проверить наличие инструмента.

2) Инструмент убрать в шкаф.

3) Привести в порядок рабочее место.

4) Не мыть руки в масле, керосине, не вытирать их обтирочным материалом.

1) В цехах и на участках проходить по сложенному материалу, деталям, а так же под поднятым грузом.

2) Находиться с открытым огнем вблизи газовых баллонов и легковоспламеняющихся жидкостей.

3) Включать и останавливать машины, станки, механизмы работа, которая не поручена администрацией.

4) Прикасаться к аппаратам общего освещения и оборванным электропроводом.

5) Наращивать ключи другими предметами.

6) Работать неисправным инструментом.

Не курить в цехе, участке, на рабочем месте, курить на специальном оборудованном месте.

Соблюдать правила пожарной безопасности.

Наибольшую опасность при осмотре и ремонте вспомогательных машин предоставляет поражения электрическим током пониженного напряжения при шлифовке или обточке коллекторов, сушке изоляции тяговых двигателей током низкого напряжения.

Возможны так же ожоги и травмирования рук при работе на неостывшем двигателе, смене щеткодержателей постановки кронштейнов без применения специального инструмента. Поэтому применяют специальные ключи для смены щеткодержателей и их кронштейнов приспособления с изолированным резцом для коллекторов, колодки с изолированными ручками для шлифовки коллекторов. При осмотре и ремонте необходимо строго выполнять требования техники безопасности. При пропиточных работах и особенно компаундирующих, на ряду с правилами техники безопасности соблюдать так же противопожарные мероприятия. Выполнение работ с деталями из пластмассы, особенно из стекла пластика, требует обязательного соблюдения правил техники безопасности. Стеклянная пыль, стеклопластики, попадая на кожу, вызывает ее раздражение и зуд.

Перед началом работы рекомендуется чистые, сухие руки смазать пастой. Биологические перчатки их просушить на воздухе 5-7 минут. Рабочая одежда должна иметь длинные рукава и глухой воротник.

Во время работы нельзя касаться открытых частей тела руками, загрязненными пылью и эпоксидным компаундом. Остатки компаунда с рук смывают спиртоканифольной смесью и затем моют руки горячей водой с мылом и смазывают глицерином. При испытаниях необходимо исключить возможность соприкосновения с вращающимися частями и особенно касаться токоведущих частей, находящихся под напряжением, кроме того, необходимо обеспечивать выполнение всех требований промышленной санитарии, предъявляемых к помещению, где ремонтируют и испытывают электрические машины.

Заключение. Вывод о проделанной работе

В этой работе я подробно описал последовательность разборки двигателя, технологический процесс его ремонта, использующиеся при этом приспособления, инструменты и материалы.

2. Алябьев С.А. и др. Устройство и ремонт электровозов постоянного тока. Учебник для технических школ ж.д. транспорта — М., Транспорт, 1977

3. Грищенко А.В., Стрекопытов В.В., Ролле И.А. Устройство и ремонт электровозов и электропоездов. М.: Академия, 2008

4. Алябьев С.А. и др. Устройство и ремонт электровозов постоянного тока. Учебник для технических школ Ж.Д. транспорта. — М.: Транспорт, 1977.

5. Дубровский З.М. Электровоз: Управление и обслуживание. М, Транспорт, 1985.

6. Жуков В.И. Охрана труда на железнодорожном транспорте. Учебное пособие для средних профессионально-технических училищ. — М.: Транспорт, 1988.

При работе, связанной с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат “Не включать. Работают люди”.

Операцию отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратурой с приводами ручного управления производят с изолирующего основания в диэлектрических перчатках.

При работе на электродвигателе заземление накладывают на кабель (с отсоединением или без отсоединения его от электродвигателя) или на его присоединение в распределительном устройстве. При работе на механизме, если она не связана с прикосновением к вращающимся частям или рассоединена соединительная муфта, заземлять питающий кабель электропривода не требуется.

Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замов задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично работнику оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному работнику, имеющему группу по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

— работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;

— пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми ковриками;

— не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей.

Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается!

Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в действующих электроустановках

1. Оформление работ нарядом допуска, распоряжением или перечнем работ в порядке текущей эксплуатации. Наряд – письменное задание на работу в электроустановках, определяющее место, время начала и окончания работы, условия ее безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работ. По наряду проводят все работы по обслуживанию электроустановок, со снятием напряжения, без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них, без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением. Наряд выдается оперативному персоналу непосредственно перед началом подготовки рабочего места. Наряд на работу выписывают в двух экземплярах и заполняют под копирку. Допускается передача наряда по телефону лицом, выдающим наряд, старшему лицу из оперативного персонала данного объекта или ответственному руководителю. При этом наряд заполняют в трех экземплярах: один экземпляр заполняет лицо выдающее наряд, а два – лицо, принимающее его по телефону. При работах в электроустановках без постоянного оперативного персонала и при совмещении лицом из оперативного или оперативно-ремонтного персонала обязанности допускающего и ответственного руководителя выписывают два экземпляра наряда, один из которых передают производителю работ, другой остается у лица, выдающего наряд. При выдаче наряда по телефону лицо, выдающее наряд, диктует его текст (в форме телеграммы), а лицо, принимающее текст, заполняет бланки наряда, указывают его фамилию, подтверждая подписью принимающего текст. Допуск к работе по наряду, выданному по телефону, производят в общем порядке. На однотипные работы, выполняемые без снятия напряжения одной бригадой, может быть выдан общий наряд для поочередного производства работ на нескольких присоединениях, в одном или разных РУ, в разных помещениях подстанции.

2. Допуск к работе.

3. Надзор во время работы.

4. Оформление перерыва в работе, перевод на другое рабочее место и окончание работы.

5. Выполнение работ по распоряжению и в порядке текущей эксплуатации.

Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполняемых со снятием напряжения

1. Отключение установки с проведением мер, предотвращающих ошибочную Подачу напряжения к месту работ.

2. Вывешивание предупредительных плакатов и ограждение места работы.

3. Проверка отсутствия напряжения.

4. Наложение и снятие заземления.

5. Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации их последствий.

Заключение.

В данном дипломном проекте на тему “Асинхронных двигателей” я раскрыл основное устройство асинхронного двигателя, его режимы работы и назначение. В расчетнотехнологической части я подробно расписал основные элементы монтажа: центровку двигателей, выбор фундамента под электрическую машину. Также я раскрыл основные требования при эксплуатации и основные неисправности в процессе работы и после остановки. В разделе техники безопасности я указал основные элементы безопасности в эксплуатации и монтаже асинхронных двигателей, оформление организационных и технических мероприятий, со снятием и без снятия напряжения.

Список используемой литературы

1) М.М. Кацман “Электрические машины” Москва 2001 г.

2) Н.А. Акимова, Н.Ф. Котеленец, Н.И. Сентюрихин “Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования” Москва 2002 г.

Б3.1.2. При работе на электродвигателе или приводимом им в движение механизме снятие напряжения и заземление токоведущих жил кабеля должны выполняться согласно пп. Б2.3.7 1 , Б2.3.8 2 , Б2.3.36 3 .

Б3.1.3. Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

Б3.1.4. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается.

Б3.1.6. Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично лицу из оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному лицу с группой по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;
пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми коврами; не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей.

Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков.

Б3.1.7. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.

1 — Б2.3.7 – С токоведущих частей, на которых будет производиться работа, напряжение со всех сторон должно быть снято отключением коммутационных аппаратов с ручным приводом, а при наличии в схеме предохранителей – снятием последних. При отсутствии в схеме предохранителей предотвращение ошибочного включения коммутационных аппаратов должно быть обеспечено такими мерами, как запирание рукояток или дверец шкафа, укрытие кнопок, установка между контактами изолирующих накладок и др. Допускается также снимать напряжение коммутационным аппаратом с дистанционным управлением при условии отсоединения проводов включающей катушки. Если позволяют конструктивное исполнение аппаратов и характер работы, перечисленные выше меры могут быть заменены расшиновкой или отсоединением концов кабеля, проводов от коммутационного аппарата либо от оборудования, на котором должна производится работа.

Расшиновку или отсоединение концов кабеля, проводов может выполнять лицо с группой по электробезопасности не ниже III из ремонтного персонала под руководством допускающего. С ближайших к рабочему месту токоведущих частей, доступных для непреднамеренного прикосновения, напряжение должно быть снято либо они должны быть ограждены.

2 — Б2.3.8 – Отключенное положение коммутационных аппаратов с недоступными для осмотра контактами (автоматы невыкатного типа, пакетные выключатели, рубильники в закрытом исполнении и т. п.) определяется проверкой отсутствия напряжения на их зажимах либо на отходящих шинах, проводах или на зажимах оборудования, включаемого этими коммутационными аппаратами.

3 – Б2.3.36. При работах со снятием напряжения на сборных шинах РУ, щитов, сборок на эти шины (за исключением шин, выполненных изолированным проводом) накладывается заземление. Необходимость и возможность наложения заземления на присоединениях этих РУ, щитов, сборок и на оборудовании, получающем от них питание, определяет лицо, выдающее наряд, распоряжение.

Читайте также:

      

  • Социально психологическая структура личности кратко
  •   

  • Свод правил школы 1195
  •   

  • Неусидчивый ребенок в школе советы психолога
  •   

  • Обучение оценка отметка амонашвили кратко
  •   

  • Возрастные особенности 6 класс по фгос кратко для родителей

Меры безопасности при обслуживании электродвигателей.

При работе, связанной с прикосновением
к токоведущим или вращающимся частям
электродвигателя и приводимого им в
движение механизма, необходимо остановить
электродвигатель и на его пусковом
устройстве или ключе управления повесить
плакат «Не включать. Работают люди».

Операции по отключению и включению
электродвигателей напряжением выше
1000 В пусковой аппаратурой с приводами
ручного управления производят с
изолирующего основания в диэлектрических
перчатках.

При работе на электродвигателе заземление
накладывают на кабель ( с отсоединением
или без отсоединения его от электродвигателя)
или на его присоединение в распределительном
устройстве. При работе на механизме,
если она не связана с прикосновением к
вращающимся частям или рассоединена
соединительная муфта, заземлять питающий
кабель не требуется.

Перед допуском к работе на электродвигателях
насосов, дымососов и вентиляторов, если
возможно вращение электродвигателей
от соединенных с ними механизмов, должны
быть закрыты и заперты на замок задвижки
и шиберы последних, а также приняты меры
по затормаживанию роторов электродвигателей.

Обслуживать щеточный аппарат на
работающем электродвигателе допускается
единолично работнику оперативного
персонала или выделенному для этой цели
обученному работнику, имеющему группу
по электробезопасности не ниже III.
При этом необходимо соблюдать следующие
меры предосторожности:

— работать в головном уборе и застегнутой
спецодежде, остерегаться захвата ее
вращающимися частями машины;

— пользоваться диэлектрическими калошами
или резиновыми ковриками;

— не касаться руками одновременно
токоведущих и заземленных частей;

Кольца ротора допускается шлифовать
на вращающемся электродвигателе лишь
с помощью колодок из изоляционного
материала с применением защитных очков.
У работающего многоскоростного
электродвигателя неиспользуемая обмотка
и питающий ее кабель должны рассматриваться
как находящиеся под напряжением.
Ограждение вращающихся частей
электродвигателей во время их работы
снимать запрещается!

17., 18 В лекциях

19,20
СРС

21.Организация электроремонтного производства

Определение трудоемкости ремонта и
численности персонала

Для планирования
производства и определения годовой
программы ремонтного предприятия
необходимо иметь сведения о количестве,
мощности, режимах и условиях работы
электрооборудования, которое будет
обслуживаться этим предприятием, с
учетом возможного развития обслуживаемых
предприятий района (обычно на 5-7 лет
вперед).

Все электрические
машины, находящиеся в эксплуатации,
разделяются на группы в зависимости от
типа (синхронные, асинхронные, постоянного
тока и коллекторные), мощности (малой –
до 1.1. кВт, средней – 100-400 кВт и большой
– свыше 400 кВт), напряжения (низковольтные
– до 1000 В и высоковольтные – свыше 1000
В), исполнения и длительности межремонтного
периода.

При наличии
указанных сведений по номенклатуре
машин, подлежащих ремонту, годовая
производительность электроремонтного
завода в единицах продукции можно
рассчитать по формуле:

Pe
= K
p(A1/n1
+ A
2/n2
+ … +A
n/nn),

Где A1,A2 …An
— количество электрических машин в
каждой группе;

n1,n2….nn
— длительность межремонтного периода
(средняя) для каждой группы машин
(табличные данные);

Kp
– коэффициент, учитывающий развитие
предприятий обслуживаемого района, а
также возможные внезапные отказы
электрических машин (обычно принимаютKp=1,3-1,6).

Объем работ
ремонтного предприятия в денежном
выражении составит:

Рд
= а
1р1 + а2р2
+ … + а
nрn

Где р1,
р2, … рn
стоимость ремонта по каждой группе
электрических машин в соответствии с
действующим прейскурантом;

А1, а2, …аn– количество электрических машин( по
группам), проходящих ремонт за год.

Годовая
трудоемкость работ по ремонту
рассматриваемого парка электрических
машин:

Т= а1m1
+
a2m2
+ … + anmn,

где m1,m2 , …mn
нормативное время ремонта
по каждой группе машин.

Количество
производственных рабочих, необходимых
для выполнения годовой программы Т,
составляет:

N=T/Ф,

Где Ф – годовой
фонд времени одного рабочего ( исчисляется
исходя из числа рабочих дней в году, их
продолжительности, длительности
отпуска),ч. Годовой фонд времени равен
в среднем 1910-1930 часов.

По известному
количеству основных рабочих
электроремонтного цеха Nопределяется количество вспомогательных
рабочих (0,15-0,18)N,
инженерно-технических работников —
(0,08-0,12) от числа основных и вспомогательных
рабочих, служащих и младшего обслуживающего
персонала — (0,025-0,04) от числа основных и
вспомогательных рабочих.

Примерное
распределение рабочих по профессиям
выглядит следующим образом, % :
электрообмотчики – 40, электрослесари
– 37, электромонтеры испытательной
станции –3, станочники –5, пропитчики
–4, остальные 11.

При проектировании
электроремонтных цехов за условную
единицу ремонта принимается трудоемкость
ремонта одного асинхронного электродвигателя
с короткозамкнутой обмоткой ротора
мощностью 5 кВт исполнения IP23
на напряжение 220/380 В и частоту вращения
1500 об/мин. Трудоемкость кап ремонта
такого двигателя составляет 8.2 чел-ч,
текущего – 3,6.

При отсутствии
точных данных по структуре электродвигателей
их количество определяется в зависимости
от общего количества станков, установленных
на предприятии. Для перехода к двигателям
условной мощности 5 кВт количество
станков на предприятии следует умножить
на коэффициент, зависящий от типа
предприятия:

Автомобильные
заводы ……………………………………………
2,8-3,2

Заводы тяжелого
машиностроения ……………………………….
3,5-4,5

Подшипниковые
заводы …………………………………………..
3,0-3,2

Заводы
станкоинструментальной промышленности
…………… 3,0-3,5

Заводы
электротехнической промышленности
…………………. 3,0-3,2

Заводы
строительного, дорожного и коммунального

машиностроения
…………………………………………………..
3,3-4,3

Если известна
средняя мощность установленных
двигателей, и она отличается от 5 кВт,
то приведение к условной мощности 5 кВт
осуществляется с помощью коэффициентов
приведения:

Средняя
мощность, кВт
Коэффициент приведения

1
0,69

3
0,78

5
1,0

7
1,19

10
1,25

15
1,5

20
1,8

30
2,1

40
2,2

55
2,3

75
3,7

  1. 4,6

Рассчитанную
по такой методике трудоемкость ремонта
следует увеличить на 30%

Для учета
вспомогательного электрооборудования
(вентиляторы, машины постоянного тока
и пр.).

.Технические условия ремонта

В зависимости от массы и размера машины
либо демонтируются и направляются в
ремонт, либо ремонт производится
непосредственно на месте их установки.
В любом случае передача и приемка машин
в ремонт и сдача их заказчику после
ремонта производятся в соответствии с
ТУ, в которых регламентируются взаимные
обязательства заказчика и ремонтного
предприятия.

Приемка машин в ремонт производится по
акту. В акте кроме паспортных данных
машины и предполагаемого объема ремонта
указываются технические требования,
которым должна удовлетворять машина
после ремонта (модернизации), — напряжение,
частота вращения, класс нагревостойкости
изоляции и др. В ремонт принимаются
только комплектные электрические
машины, имеющие все основные узлы и
детали, включая старые обмотки. Все
соединительные и установочные детали
должны быть демонтированы заказчиком.
В ремонт не принимаются машины
раскомплектованные, с разбитыми корпусами
и подшипниковыми щитами, со значительным
(более 25 %) повреждением активной стали.

При ремонте у машин сохраняется
конструкция завода-изготовителя, и, как
правило, они ремонтируются с сохранением
паспортных данных. Ремонт электрических
машин проводится в соответствии со
следующими требованиями, обеспечивающими
их эксплуатационную надежность:

  • применяемые материалы должны удовлетворять
    условиям соответствующих стандартов;
    класс нагревостойкости изоляции должен
    быть не ниже предусмотренного
    заводом-изготовителем;

  • предельно допустимые значения превышения
    температуры отдельных частей электрических
    машин должны удовлетворять требованиям
    ГОСТ 183-74

  • требованиям стандарта должны удовлетворять
    допуски на установочные и присоединительные
    размеры (ГОСТ 8592-79);

  • отремонтированные машины должны быть
    снабжены всеми деталями и очищены, а
    обмотка, поверхность магнитопровода,
    крепления обмоток и схемы покрыты
    лаком; внутренние поверхности
    подшипниковых щитов и корпуса, вентиляторы
    и внешние поверхности электрических
    машин должны быть покрашены, конец вала
    должен быть покрыт консервационной
    смазкой;

  • обмотки и другие токоведущие части
    должны быть надежно закреплены, пазовые
    клинья не должны иметь слабины;

  • подшипники скольжения должны работать
    спокойно, без течи масла, подшипники
    качения должны быть заполнены смазкой;

  • отремонтированная машина должна пройти
    приемо-сдаточные испытания, после чего
    ремонтные организации гарантируют её
    исправную работу в течение 1 года при
    соблюдении условий транспортировки,
    хранения и эксплуатации.

  • Выводные концы обмоток должны быть
    промаркированы в соответствии со
    стандартом, на корпусе машины должен
    быть установлен новый щиток. На щитке
    должны быть указаны: наименование
    предприятия, проводившего ремонт, тип
    машины, номинальные мощность, напряжение,
    ток, частота вращения, КПД, коэффициент
    мощности (только для машин переменного
    тока), дата выпуска из ремонта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда при сцепке и буксировке трамвайных вагонов
  • Инструкция по охране труда при ремонте трансформаторов
  • Инструкция по охране труда при сушке зерна
  • Инструкция по охране труда при работе ушм
  • Инструкция по охране труда при строповке грузов по новым правилам 2021