МВД России
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
(ГУ МВД России по г. Москве)
ПРИКАЗ
от 13 октября 2021 г. N 357
Об организации охраны труда федеральных государственных
гражданских служащих и работников в подразделениях системы
ГУ МВД России по г. Москве
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом МВД России от 10 августа 2016 года N 466 «Об организации охраны труда работников и федеральных государственных гражданских служащих в органах внутренних дел Российской Федерации», Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 438н, а также в целях организации и обеспечения безопасных условий и охраны труда федеральных государственных гражданских служащих и работников в подразделениях системы ГУ МВД России по г. Москве —
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда <1> в ГУ МВД России по г. Москве (приложение N 1).
———————————
<1> Далее — «СУОТ».
2. Возложить общее руководство организацией работы по охране труда, а также ответственность за состояние указанной работы на руководителей (начальников) подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве.
3. Создать постоянно действующую комиссию по охране труда федеральных государственных гражданских служащих и работников ГУ МВД России по г. Москве.
4. Утвердить Положение о постоянно действующей комиссии по охране труда федеральных государственных гражданских служащих и работников ГУ МВД России по г. Москве (приложение N 2).
5. Руководителям (начальникам) структурных подразделений ГУ МВД России по г. Москве, УВД по АО, УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве, Четвертого управления МВД России:
5.1. Назначить лиц, ответственных за организацию охраны труда гражданских служащих и работников, с учетом взаимозаменяемости и внесением необходимых изменений в их должностные регламенты (должностные инструкции).
5.2. Организовать работу по охране труда в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5.3. Обеспечить проведение необходимых инструктажей по охране труда (первичного и повторного на рабочем месте, внепланового и целевого) с гражданскими служащими, работниками подразделений и заполнение журнала регистрации инструктажа на рабочем месте.
6. УОТО ГУ МВД России по г. Москве:
6.1. Организовывать по заявкам подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств заключение договоров на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда гражданских служащих и работников, обучение по охране труда руководителей (начальников), ответственных лиц и членов постоянно действующей комиссии по охране труда федеральных государственных гражданских служащих и работников ГУ МВД России по г. Москве.
6.2. Осуществлять методическое руководство по внедрению и функционированию СУОТ в ГУ МВД России по г. Москве.
7. ЦФО ГУ МВД России по г. Москве при подготовке проекта бюджетной сметы на текущий год и плановые периоды в установленные главным распорядителем бюджетных средств сроки включать предложения на закупку услуг по проведению специальной оценки условий труда гражданских служащих и работников, обучение лиц, указанных в подпункте 5.1 настоящего приказа, сформированные УОТО ГУ МВД России по г. Москве.
8. УРЛС ГУ МВД России по г. Москве организовать обучение охране труда лиц, ответственных за ее организацию в подразделениях системы ГУ МВД России по г. Москве, и членов постоянно действующей комиссии по охране труда федеральных государственных гражданских служащих и работников ГУ МВД России по г. Москве.
9. Начальникам УВД по АО, УВД на ММ, Четвертого управления МВД России обеспечить предоставление заявок, указанных в пункте 6.1 настоящего приказа.
10. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника тыла ГУ МВД России по г. Москве полковника внутренней службы А.Н. Макарова.
Начальник
генерал-лейтенант полиции
О.А. Баранов
Приложение N 1
к приказу ГУ МВД России по г. Москве
от 13.10.2021 N 357
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда в ГУ МВД России
по г. Москве
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок функционирования системы управления охраной труда <1> в системе ГУ МВД России по г. Москве, включая подчиненные органы и организации <2>.
———————————
<1> Далее — «СУОТ».
<2> Далее — «подразделения системы ГУ МВД России по г. Москве».
2. Основной целью функционирования СУОТ является обеспечение безопасности жизни и здоровья федеральных государственных гражданских служащих <3> и работников ГУ МВД России по г. Москве.
———————————
<3> Далее — «гражданские служащие».
3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 438н, межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007».
4. СУОТ представляет собой единство:
4.1. Организационных структур управления ГУ МВД России по г. Москве с фиксированными обязанностями его должностных лиц.
4.2. Процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда.
4.3. Устанавливающей (правовые акты) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.
5. Действие СУОТ распространяется на всю территорию, все здания и объекты системы ГУ МВД России по г. Москве.
6. Требования СУОТ обязательны для выполнения всеми гражданскими служащими и работниками подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве.
II. Политика в области охраны труда
7. Политика ГУ МВД России по г. Москве в области охраны труда является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств и обеспечивает:
7.1. Приоритет сохранения жизни и здоровья гражданских служащих и работников в процессе их служебной (трудовой) деятельности.
7.2. Соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда.
7.3. Выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья гражданских служащих и работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками.
7.4. Учет индивидуальных особенностей гражданских служащих и работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, средств индивидуальной и коллективной защиты.
7.5. Непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ.
7.6. Обязательное привлечение гражданских служащих и работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия.
8. Политика по охране труда должна быть доступна всем гражданским служащим и работникам системы ГУ МВД России по г. Москве.
9. Политика в области охраны труда реализуется в подразделениях системы ГУ МВД России по г. Москве путем установления соответствующих целей и задач, выделения необходимых организационных и финансовых ресурсов для их достижения, контроля и анализа деятельности в области охраны труда.
10. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности, характер и масштаб рисков для здоровья и безопасности гражданских служащих и работников.
III. Цели в области охраны труда
11. Основные цели в области охраны труда достигаются путем реализации процедур, предусмотренных главой V настоящего Положения.
12. К целям в области охраны труда относятся:
12.1. Обеспечение безопасных условий труда работников.
12.2. Защита жизни и здоровья гражданских служащих и работников системы ГУ МВД России по г. Москве.
12.3. Минимизация негативного воздействия вредных и опасных факторов.
13. Для выполнения целей в области охраны труда ГУ МВД России по г. Москве принимает на себя следующие обязательства:
13.1. Соблюдать применимые к деятельности органов внутренних дел требования международных соглашений, федерального и регионального законодательства, отраслевых и иных нормативных требований, регламентирующих деятельность в сфере охраны труда.
13.2. Обеспечивать своевременную замену оборудования и инвентаря в целях снижения рисков возникновения аварийных ситуаций, количества случаев возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев.
13.3. Требовать от подрядчиков и субподрядчиков при выполнении работ для нужд подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве соблюдения политики в области охраны труда.
13.4. Пересматривать и совершенствовать по мере необходимости политику в области охраны труда.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами)
14. Работодатель (представитель нанимателя), в лице начальника ГУ МВД России по г. Москве, осуществляет общее руководство охраной труда и обеспечением безопасных условий труда гражданских служащих и работников.
15. Начальник ГУ МВД России по г. Москве распределяет обязанности в сфере охраны труда между должностными лицами с использованием уровней управления.
16. В качестве уровней управления в ГУ МВД России по г. Москве устанавливаются уровень работодателя (представителя нанимателя) в целом и уровень подразделений.
17. На уровне работодателя (представителя нанимателя):
17.1. Начальник ГУ МВД России по г. Москве (лицо, его замещающее, либо заместитель начальника ГУ МВД России по г. Москве в пределах своей компетенции):
17.1.1. Гарантирует соблюдение прав гражданских служащих, работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
17.1.2. Обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха.
17.1.3. Принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья гражданских служащих и работников при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи.
17.1.4. Обеспечивает создание и функционирование СУОТ.
17.1.5. Руководит разработкой правовых актов и иных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда.
17.1.6. Обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения, дополнительного профессионального обучения (переподготовки и (или) повышения квалификации) и подготовки гражданских служащих и работников по охране труда, с учетом поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения должностных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда.
17.1.7. Организует проведение специальной оценки условий труда.
17.1.8. Организует и проводит контроль состояния условий и охраны труда.
17.1.9. Обеспечивает информирование гражданских служащих и работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях и компенсациях.
17.1.10. Обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение гражданских служащих и работников в соответствии с действующим законодательством и требованиями охраны труда.
17.1.11. Принимает участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике.
17.1.12. Своевременно информирует уполномоченные органы о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях.
17.1.13. Организует исполнение указаний и предписаний уполномоченных органов, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности в области охраны труда.
17.1.14. Обеспечивает, в том числе через руководителей подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве, доступность документации по охране труда, а также ознакомление с ней гражданских служащих и работников.
17.2. УОТО ГУ МВД России по г. Москве:
17.2.1. Разрабатывает и осуществляет организационные и практические мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности в ГУ МВД России по г. Москве.
17.2.2. Организует размещение в доступных местах наглядных пособий по охране труда.
17.2.3. Осуществляет контроль за обеспечением гражданских служащих и работников документацией по охране труда.
17.2.4. Участвует в проведении проверок по соблюдению требований охраны труда в системе ГУ МВД России по г. Москве, режимов труда и отдыха гражданских служащих и работников, исполнению указаний и предписаний уполномоченных органов по результатам контрольно-надзорных мероприятий в области охраны труда.
17.2.5. Осуществляет взаимодействие с уполномоченными органами по вопросам охраны труда.
17.2.6. Участвует в разработке и пересмотре правовых актов по охране труда.
17.2.7. Участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда.
17.3. УРЛС ГУ МВД России по г. Москве участвует в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
18. Руководители (начальники) на уровне подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве в пределах компетенции:
18.1. Обеспечивают безопасные условия труда на каждом рабочем месте в пределах подразделения.
18.2. Обеспечивают функционирование СУОТ в пределах подразделения.
18.3. Обеспечивают безопасную эксплуатацию оборудования и инвентаря, а в случае угрозы жизни и здоровью гражданских служащих и работников — остановку работы неисправного оборудования.
18.4. Присутствуют при проверках (обследованиях) охраны труда в подразделении, проводимых должностными лицами ГУ МВД России по г. Москве и уполномоченных органов.
18.5. Осуществляют проведение первой ступени контроля за состоянием условий и охраны труда в пределах подразделения.
18.6. Принимают необходимые и достаточные меры по ликвидации и локализации несчастных случаев и опасных ситуаций в подразделении, а также незамедлительно уведомляют об указанных происшествиях вышестоящего руководителя (начальника).
18.7. Взаимодействуют с должностными лицами, уполномоченными приказом ГУ МВД России по г. Москве в сфере охраны труда.
18.8. Обеспечивают хранение в подразделении необходимой документации по охране труда с учетом доступности и удобства ознакомления с ней гражданских служащих и работников.
18.9. В установленном порядке проводят инструктажи по охране труда (первичный и повторный на рабочем месте, внеплановый и целевой) с гражданскими служащими и работниками подразделения.
18.10. Доводят до сведения гражданских служащих и работников подразделения содержание правовых актов и других документов по охране труда.
18.11. Осуществляют контроль за соблюдением гражданскими служащими и работниками подразделения требований охраны труда.
18.12. Организуют оказание первой помощи пострадавшему при несчастном случае в подразделении, а при необходимости — его доставку (сопровождение) в медицинскую организацию.
18.13. Взаимодействуют с комиссией по расследованию несчастного случая, произошедшего с гражданским служащим или работником подразделения, комиссией по расследованию профессионального заболевания гражданского служащего или работника подразделения.
19. Гражданские служащие и работники обязаны:
19.1. Проходить обязательные медицинские осмотры (обследования), предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
19.2. Соблюдать требования охраны труда, применять безопасные методы и приемы выполнения работ и не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению аварийных (опасных) ситуаций, несчастных случаев, пожаров.
19.3. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
19.4. Соблюдать общие правила безопасного поведения, изложенные в соответствующих инструкциях по охране труда.
19.5. Проверять до начала работы организацию своего рабочего места и исправность персонального компьютера, оборудования и инвентаря, не приступать к работе при наличии неисправностей, которые могут повлечь повреждение здоровья или угрожающих жизни.
19.6. Незамедлительно сообщать руководителю (начальнику) подразделения о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья.
19.7. Принимать незамедлительные и адекватные меры по устранению возникших или недопущению возможных опасных ситуаций, а при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.
V. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
20. Для достижения целей в области охраны труда предусмотрены следующие процедуры:
20.1. Обучение гражданских служащих и работников в области охраны труда.
20.2. Организация и проведение специальной оценки условий труда гражданских служащих и работников.
20.3. Организация и проведение наблюдения за состоянием здоровья гражданских служащих и работников путем проведения предварительных или периодических медицинских осмотров.
20.4. Информирование гражданских служащих и работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях и компенсациях.
20.5. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха гражданских служащих и работников.
20.6. Обеспечение гражданских служащих и работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.
21. При организации обучения в области охраны труда учитываются:
21.1. Требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда гражданских служащих и работников, ее проверке, поддержанию и развитию.
21.2. Перечень должностей гражданских служащих и работников, освобожденных от прохождения первичного и повторного инструктажа на рабочем месте.
21.3. Наличие и компетентность ответственного за проведение вводного инструктажа по охране труда лица.
21.4. Перечень вопросов, включаемых в программы инструктажа по охране труда.
21.5. Порядок организации и проведения инструктажей по охране труда.
22. Все гражданские служащие и работники проходят инструктаж для присвоения I группы по электробезопасности в порядке, устанавливаемом работодателем.
23. В ходе организации подготовки гражданских служащих и работников по охране труда учитывается необходимость их обучения исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных (служебных) обязанностей.
24. Организация и проведение специальной оценки условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
25. Специальная оценка условий труда проводится совместно с организацией или организациями, имеющими право оказывать услуги по проведению специальной оценки условий труда, на основании гражданско-правового договора (контракта), не реже одного раза в пять лет.
26. Информирование гражданских служащих и работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях и компенсациях осуществляется в форме:
26.1. Включения соответствующих условий в трудовой договор (служебный контракт) гражданского служащего и работника.
26.2. Ознакомления гражданского служащего, работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
26.3. Размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
27. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха гражданских служащих и работников осуществляется посредством следующих мероприятий:
27.1. Рационального использования рабочего времени.
27.2. Организации внутрисменных перерывов для отдыха гражданских служащих и работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий.
27.3. Поддержания высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости гражданских служащих и работников.
28. Безопасное выполнение подрядных работ или снабжение безопасной продукцией обеспечиваются возможностями подрядчиков или поставщиков, а также соблюдением ими установленных требований, включая требования охраны труда:
28.1. Оказание безопасных услуг и предоставление безопасной продукции надлежащего качества.
28.2. Эффективная связь и координация с уровнями управления ГУ МВД России по г. Москве до начала работ (поставки).
28.3. Информирование работников подрядчика или поставщика об условиях труда, имеющихся опасностях и профессиональных рисках.
28.4. Контроль выполнения подрядчиком или поставщиком требований ГУ МВД России по г. Москве в области охраны труда.
VI. Планирование мероприятий по реализации процедур
29. С целью планирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, снижению уровней профессиональных рисков в план основных организационных мероприятий ГУ МВД России по г. Москве включается соответствующий раздел.
30. Представление предложений в план основных организационных мероприятий ГУ МВД России по г. Москве организуется и осуществляется УОТО.
VII. Контроль функционирования СУОТ
31. С учетом численности гражданских служащих и работников в системе ГУ МВД России по г. Москве действует система двухступенчатого контроля, состоящая из последовательной проверки выполнения требований охраны труда и условий труда на рабочих местах.
32. Первая ступень контроля реализуется на уровне подразделения. В осуществлении контроля участвует непосредственно гражданский служащий и работник (самоконтроль), а также руководитель (начальник) подразделения. Все обнаруженные недостатки устраняются до начала работы.
33. В ходе проверки первой ступени при наличии возможности контролируется:
33.1. Чистота и освещенность рабочего места.
33.2. Исправность персонального компьютера, мебели, оргтехники, оборудования и инвентаря.
33.3. Отсутствие захламленности рабочих мест.
33.4. Соблюдение гражданскими служащими и работниками требований инструкций по охране труда.
33.5. Соблюдение гражданскими служащими и работниками правил электробезопасности при работе с оборудованием, техникой и электроинструментами.
33.6. Исправность приточной и вытяжной вентиляции в служебных помещениях.
34. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью гражданского служащего или работника, работа приостанавливается до устранения причин.
35. Вторая ступень контроля реализуется на уровне ГУ МВД России по г. Москве. В контроле участвуют уполномоченные должностные лица, проверка осуществляется на основании утвержденного руководством ГУ МВД России по г. Москве графика.
36. Вторая ступень предусматривает проверку:
36.1. Выполнения мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок.
36.2. Своевременности исполнения законодательства и правовых актов, регламентирующих охрану труда.
36.3. Наличия инструкций по охране труда.
36.4. Качества проведения инструктажей с гражданскими служащими, работниками по охране труда на рабочих местах.
36.5. Состояния защищенности рабочих мест от влияния вредных или опасных производственных факторов.
36.6. Наличия в помещениях предупредительных знаков безопасности и правильности их установки.
36.7. Соблюдения установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.
36.8. Наличия и состояния защитных, специальных и противопожарных средств и устройств.
37. По результатам проверки составляется соответствующий акт.
38. Устанавливается следующая периодичность контроля:
38.1. Первая ступень — ежедневный контроль.
38.2. Вторая ступень — не реже одного раза в год.
VIII. Планирование улучшений функционирования СУОТ
39. Улучшение функционирования СУОТ производится по результатам контроля реализации процедур, а также учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий уполномоченных органов, предложений гражданских служащих, работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.
40. При планировании улучшения функционирования СУОТ проводится анализ эффективности ее функционирования, предусматривающий оценку следующих показателей:
40.1. Степень достижения целей в области охраны труда.
40.2. Способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике по охране труда.
40.3. Эффективность действий, намеченных на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ.
40.4. Необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц в области охраны труда, перераспределение ресурсов.
40.5. Необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
IX. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
41. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости выявляются потенциально возможные аварии, устанавливается порядок действий в случае их возникновения.
42. Порядок действий при возникновении аварии определяется с учетом существующих и разрабатываемых планов реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимости гарантировать в случае аварии:
42.1. Невозобновление работы в условиях аварии.
42.2. Защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии.
42.3. Возможность гражданских служащих и работников остановить работу и (или) незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место.
42.4. Предоставление информации об аварии уполномоченным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций.
42.5. Оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (оказание первой помощи в условиях здравпункта, при его наличии), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в зоне аварии.
43. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 967, приказом Минздрава России от 28 мая 2001 года N 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73.
44. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
X. Управление документами СУОТ
45. Порядок подготовки и издания правовых актов СУОТ регламентируется Порядком подготовки правовых актов в системе ГУ МВД России по г. Москве, утвержденным приказом ГУ МВД России по г. Москве от 25 апреля 2012 года N 400.
46. К документации системы управления охраной труда относятся:
46.1. Правила внутреннего трудового (служебного) распорядка для гражданских служащих и работников.
46.2. Положение о СУОТ.
46.3. Документы планирования организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
46.4. Материалы по проведению специальной оценки условий труда.
46.5. Инструкции по охране труда.
46.6. Журнал учета инструкций по охране труда.
46.7. Журнал учета выдачи инструкций по охране труда.
46.8. Программа вводного инструктажа по охране труда.
46.9. Программы первичных инструктажей по охране труда на рабочем месте.
46.10. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
46.11. Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.
46.12. Перечень профессий и должностей гражданских служащих и работников, требующих присвоения группы I по электробезопасности.
46.13. Журнал проверки знаний по технике безопасности у персонала, которому присвоена группа I по электробезопасности.
46.14. Журнал регистрации несчастных случаев.
47. К документам по охране труда предъявляются следующие требования:
47.1. Систематическое ведение и актуализация.
47.2. Хранение в соответствии с установленными сроками.
47.3. Расположение в местах, удобных для использования гражданскими служащими, работниками и иными заинтересованными лицами.
48. Разработку, согласование и поддержание в актуальном состоянии инструкций по охране труда обеспечивает УОТО ГУ МВД России по г. Москве совместно с руководителями (начальниками) подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве.
49. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, выделяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
49.1. Акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ.
49.2. Журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях.
49.3. Записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов трудового процесса на гражданских служащих и работников и наблюдении за состоянием здоровья работников.
49.4. Результаты контроля функционирования СУОТ.
XI. Заключительные положения
51. Все вопросы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
Приложение N 2
к приказу ГУ МВД России по г. Москве
от 13.10.2021 N 357
ПОЛОЖЕНИЕ
о постоянно действующей комиссии по охране труда
федеральных государственных гражданских служащих
и работников
ГУ МВД России по г. Москве
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет задачи, функции и порядок деятельности комиссии по охране труда федеральных государственных гражданских служащих <1> и работников ГУ МВД России по г. Москве <2>.
———————————
<1> Далее — «гражданские служащие».
<2> Далее — «Комиссия».
2. Комиссия является составной частью системы управления охраной труда в ГУ МВД России по г. Москве, а также одной из форм участия гражданских служащих и работников в управлении охраной труда. Работа Комиссии строится на принципах социального партнерства.
3. Работа Комиссии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, постановлениями, приказами и распоряжениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативно-правовыми актами МВД России, коллективным договором, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
4. Комиссия организует и обеспечивает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья служащих и работников в процессе их служебной и трудовой деятельности.
5. Работа Комиссии осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти г. Москвы в области охраны труда, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства, а также Первичной профсоюзной организацией ГУ МВД России по г. Москве.
II. Основные задачи и функции Комиссии
6. Основными задачами и функциями Комиссии являются:
6.1. Разработка на основе предложений членов Комиссии программы совместных действий ГУ МВД России по г. Москве и Первичной профсоюзной организации ГУ МВД России по г. Москве по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
6.2. Организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам и на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений начальнику ГУ МВД России по г. Москве по улучшению условий и охраны труда.
6.3. Содействие руководителям (начальникам) подразделений ГУ МВД России по г. Москве в информировании гражданских служащих, работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся гражданским служащим, работникам компенсациях за работу (службу) во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
6.4. Рассмотрение предложений подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве, гражданских служащих, работников, Первичной профсоюзной организации ГУ МВД России по г. Москве с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда.
6.5. Изучение и распространение положительного опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
6.6. Анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
6.7. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда.
6.8. Составление списка профессий и должностей, в соответствии с которыми гражданские служащие и работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства служащим и работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда.
6.9. Составление в установленном порядке отчетности по охране и условиям труда.
6.10. Составление перечня профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
7. Комиссия осуществляет контроль за:
7.1. Расследованием и учетом несчастных случаев.
7.2. Выполнением мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных соответствующим разделом плана основных организационных мероприятий ГУ МВД России по г. Москве, Коллективным договором, а также принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай, выполнением предписаний уполномоченных органов по соблюдению требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда.
7.3. Наличием инструкций по охране труда для служащих и работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром.
7.4. Организацией проведения специальной оценки условий труда.
7.5. Своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда.
7.6. Организацией санитарно-гигиенического состояния помещений в соответствии с требованиями нормативных документов.
7.7. Организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда.
8. По решению уполномоченного руководителя члены Комиссии могут принимать участие:
8.1. В информировании гражданских служащих, работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.
8.2. В работе комиссии по расследованию несчастного случая, оформлении и хранении результатов расследования несчастного случая в части выполнения требований охраны труда.
8.3. В подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями или профессиональными заболеваниями.
III. Организация деятельности Комиссии
9. В состав Комиссии входят: председатель Комиссии — начальник УОТО ГУ МВД России по г. Москве, заместитель председателя комиссии — один из заместителей начальника УОТО ГУ МВД России по г. Москве, члены комиссии — сотрудники (гражданские служащие, работники) ПУ, УРЛС, УГИБДД, УВМ ГУ МВД России по г. Москве, представитель МОО — ППО ГУ МВД России по г. Москве, ФКУЗ «МСЧ МВД России по г. Москве» и ФКУ «ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве», секретарь Комиссии — инженер по метрологии группы по метрологическому обеспечению УОТО ГУ МВД России по г. Москве.
Персональный состав комиссии утверждается приказом ГУ МВД России по г. Москве.
10. Члены Комиссии должны проходить в установленном порядке обучение по охране труда.
11. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
12. Комиссия правомочна проводить свое заседание при наличии не менее 1/2 ее состава и принимать решения простым большинством голосов. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя (его заместителя в случае отсутствия председателя) является решающим.
13. Решения комиссии оформляются в виде протокола, который подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании.
14. Члены комиссии, не согласные с принятыми на заседании решениями, могут письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания.
Зачем нужны инструкции по охране труда
Организации и индивидуальные предприниматели, которые нанимают работников, должны обеспечить им безопасные условия труда. Обязанности работодателей в области охраны труда перечислены в ст. 214 ТК РФ. Одной из них является разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда.
Важно! Каждый работодатель должен понимать, что жизнь и здоровье работников — это главная ценность, и, помня о своих обязательствах, содержать в порядке документацию по охране труда.
Положение об охране труда — ключевой локальный норматив, обеспечивающий безопасность выполнения работниками трудовых функций.
Наличие правил безопасного поведения на рабочем месте дисциплинирует персонал и одновременно говорит о надежности и ответственности работодателя.
Обязанности по соблюдению правил охраны труда есть и у работодателей, и у работников. Основные обязанности работников перечислены в ст. 215 ТК РФ, согласно которой всем сотрудникам, включая руководителя, необходимо обучаться безопасным способам работы, оказанию первой помощи пострадавшим и периодически проходить проверку знаний по охране труда. Наличие инструкций по охране труда позволяет обеспечить соблюдение трудового законодательства.
О других обязанностях работодателя в области охраны труда читайте в статьях:
- «Периодичность проведения инструктажа на рабочем месте»;
- «Программа первичного инструктажа на рабочем месте».
Система охраны труда сложна и регламентирована большим количеством нормативных актов. Инструкции по охране труда являются частью комплекта документов, который должен быть на каждом предприятии. Эти документы активно проверяются в следующих случаях:
- при проверке трудовой инспекцией, которая может быть как плановой, так и внезапной (в связи с жалобой работников компании на нарушение правил охраны труда);
- если произошел несчастный случай;
- при подготовке комплекта документов для вступления в саморегулируемые организации;
- при участии в различных тендерах.
Важно! Если в первых двух случаях проверка выявит отсутствие инструкций по охране труда, то на предприятие и должностных лиц может быть наложено взыскание в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ (редакция от 06.03.2022).
Узнайте больше о порядке применения штрафов на основании указанной статьи КоАП РФ из специального материала, размещенного в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Указанной статьей КоАП РФ предусмотрен штраф для предприятия в размере от 50 000 до 80 000 руб., а для должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб. Если нарушение законодательства в области охраны труда допущено повторно, должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет или подвергнуто штрафу от 30 000 до 40 000 руб. Юридическому лицу грозит приостановка деятельности на срок до 90 дней или штраф от 100 000 до 200 000 руб.
Для того чтобы составить качественные инструкции по охране труда, необходимо разобраться в специфике каждого вида работ на предприятии.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о порядке составления инструкций по охране труда. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.
Специфика охраны труда в офисе
Основная задача при составлении инструкции по охране труда — отразить свод правил, позволяющих избежать негативного воздействия возможных опасных и вредных факторов, выявленных в процессе специальной оценки условий труда.
О важных нюансах при проведении специальной оценки условий труда в 2021 году читайте в статье «Нужно ли проводить внеплановую СОУТ, если работники возвращаются в офис с удаленки?».
В первую очередь работа офисного сотрудника связана с персональным компьютером и другой оргтехникой, поэтому достаточно внимания в инструкции по охране труда для офисных работников должно быть уделено электробезопасности.
Кроме того, на офисного сотрудника воздействуют следующие вредные и опасные факторы:
- электромагнитное излучение;
- длительные статические нагрузки;
- эмоциональные нагрузки;
- падение предметов с высоты;
- травмирующая поверхность предметов мебели и оргтехники.
ВАЖНО! С 01.04.2021 действует актуальный перечень вредных и опасных факторов, утв. приказом Минздрава № 1420н от 31.12.2020.
Охрана труда офисного сотрудника заключается не только в предотвращении воздействия на него вредных и опасных факторов, но и в соблюдении правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных на предприятии.
Согласно ст. 109 ТК РФ работодатель обязан предоставлять сотрудникам отдельно от обеденного перерыва время для отдыха на протяжении рабочего дня. Речь идет о видах работ, специфика и технология которых попросту требует этого. Сюда причисляют и работу на компьютере. Перечень таких работ, а также предоставление специальных перерывов подлежит отображению в правилах внутреннего распорядка.
С 01.03.2021 применяется новый СанПиН 1.2.3685-21, утв. постановлением главного государственного врача РФ № 2 от 28.01.2021. Действующий до этого СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, который определял требования к организации работы на ПЭВМ, утратил силу и в 2023 году, таким образом, не применяется.
С учетом норм по новому СанПиН определяются требования к производственным помещениям. Подробности — в экспертном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Следует отметить, что СанПиН 1.2.3685-21 объединяет предшествующие гигиенические и санитарные нормы и определяет в том числе оптимальные и допустимые уровни физических факторов на рабочих местах.
К примеру, оптимальная температура в офисе, где постоянно находятся люди (не меньше 2 часов), в теплый период года должна составлять 23–25 °C. Предполагается, что при этом среднесуточная температура на улице больше 10 °C. А вот в холодное время года, когда на улице температура в среднем не больше 10 °C, в офисе, где люди заняты умственным трудом, она должна составлять 19–21 °C.
Узнайте больше о допустимых показателях температуры воздуха на рабочем месте.
Понимая специфику деятельности офисных работников, можно приступить к составлению инструкции по охране труда.
Основные разделы инструкции по охране труда
Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда были утверждены Министерством труда и социального развития 13.05.2004. В рекомендациях содержится образец инструкции, в котором предусмотрены следующие разделы:
- Общие вопросы охраны труда. В этом разделе описываются все вредные и опасные факторы, перечисляются обязанности работника по соблюдению правил охраны труда, содержится информация о средствах защиты.
- Безопасность труда перед началом работы. В этой части инструкции описана последовательность действий сотрудника по подготовке рабочего пространства для безопасного выполнения работ.
- Безопасность труда во время работы.
- Действия в аварийных ситуациях. Особое внимание нужно уделить действиям работника по оповещению руководства и коллег о необходимости эвакуации.
- Безопасность труда по окончании работы. Раздел содержит последовательность контрольных действий в конце рабочего дня.
Вариант оформления инструкции по охране труда для офисных работников есть в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и скачайте образец.
Каждый работник должен быть ознакомлен с инструкцией по охране труда под роспись. Инструкции по охране труда должны находиться в любом доступном работникам месте.
С 1 марта 2022 года работников необходимо информировать об условиях и охране труда в организации.
Итоги
Разработка инструкций по охране труда — важная часть мероприятий, проводимых работодателем с целью предотвращения воздействия опасных и вредных факторов на здоровье работников. Однако можно с уверенностью сказать, что охрана труда не только снижает вероятность поражения и заболеваний персонала, но и способствует созданию комфортных условий работы, тем самым повышая производительность труда.
Выбор остается за работодателем: платить штрафы или обеспечить безопасность и высокую работоспособность персонала предприятия, проводя комплекс мероприятий по охране труда.
Инструкция по охране труда для офисного работника
Инструкции по охране труда должны быть у каждого работодателя. Можно разработать одну для нескольких схожих должностей или отдельную для каждой.
По желанию инструкцию по охране труда заполняют на официальном бланке компании.
Чтобы сохранить шаблон, сделайте копию в свой гугл-док: Файл → Создать копию. Или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор.
docx, 9 KB
Чек-листы для предпринимателей
Пошаговые инструкции по самым частым вопросам предпринимателей
Подробнее
Еще документы
Безопасность на рабочем месте — не менее важная составляющая трудовой деятельности, чем выполнение работ, услуг, производство и реализация товаров. Офис — это не цех производственного предприятия и не строительная площадка. Но это не значит, что безопасность в офисном помещении не стоит внимания работника и работодателя. В статье расскажем, как наладить в организации безопасный рабочий процесс и как составить эффективную инструкцию по охране труда для офисных работников.
Для чего нужна инструкция по охране труда
Даже в современных, комфортабельных, оснащенных по последнему слову техники офисах встречаются нарушения правил безопасности на рабочем месте, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, нормативов по шуму и освещенности, что приводит к получению травм — для работников, и к штрафам — для работодателя.
Обязанность работодателя инструктировать сотрудников нормам и правилам безопасного труда закреплена в ст. 225 ТК РФ, а обеспечивать безопасность на рабочем месте — в ст. 212 ТК РФ. При этом работник также наделен обязанностями по соблюдению трудоохранных норм (ст. 214 ТК РФ). Одна из мер по созданию благоприятных, комфортных и безопасных условий труда — разработанная и утвержденная в организации инструкция по охране труда (ОТ).
Инструкция по ОТ — это один из документов комплекта локальных нормативных актов в области безопасности, который должен быть в каждой организации. Наличие этих документов поможет преодолеть трудности, вызванные несчастным случаем или чрезвычайным происшествием, а также огородит от лишних вопросов и претензий со стороны контролирующих органов. Локальные акты в области безопасности труда потребуются при вступлении в саморегулируемые организации и для участия в торгах.
Особенности охраны труда в офисе
Основной целью, которую преследует работодатель, составляя инструкцию по охране труда, является обеспечение безопасности через утверждение перечня обязательных к соблюдению правил. Последние будут сводить к минимуму риск негатива от возможных опасных и вредных воздействий, установленных во время спецоценки условий труда (СОУТ). К таким воздействиям относят:
- электромагнитное излучение;
- эмоциональные и долгие статические нагрузки;
- риск травмирования от падения предметов;
- риск травмирования о предметы мебели и оргтехники (острые углы, поврежденные поверхности, поломки).
СОУТ работников офисных помещений работодатель обязан проводить каждые 5 лет (не реже). А оценить условия вновь созданных рабочих мест — не позднее одного года с момента включения этого места в штатное расписание. Нарушение этих сроков грозит административным штрафом.
С 01.04.2021 вступил в силу и будет действовать до 01.04.2027 новый Приказ Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31.12.2020, который вредные и опасные факторы трудового процесса делит на два типа:
Тяжесть | Напряженность |
|
|
Помимо минимизации вредных и опасных факторов безопасность трудящихся в административных помещениях достигается за счет соблюдения правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Для ряда работ (в том числе для работы за компьютером) ПВТР могут устанавливать дополнительные перерывы для отдыха помимо обеденного.
С 01.03.2021 вступил в действие новый СанПиН 1.2.3685-21. Он подробно описывает и устанавливает предельные и оптимальные показатели физических факторов на работе. Среди них, например:
- оптимальная температура воздуха в офисных помещениях, где работники трудятся свыше 2 часов в теплое время года (уличная температура выше 10 градусов Цельсия) — 23-25°C;
- оптимальная температура воздуха в офисных помещениях, где работники трудятся свыше 2 часов в холодное время года (уличная температура ниже 10 градусов Цельсия) — 19-21°C;
- освещенность при комбинированном искусственном освещении рабочих кабинетов (офисов, комнат и т. п.) — 400 лк.
Составляем инструкцию по охране труда офисных работников
Рекомендации по подготовке инструкции по ОТ разработаны и утверждены Минтрудом 13.05.2004. Опираясь на них, а также учитывая отраслевые особенности и специфику каждого рабочего места, работодатель разрабатывает и создает свои правила и нормы. Инструкция по охране труда в офисе должна содержать перечень правил для работы с компьютером, копировальным аппаратом, уничтожителем бумаг и другими видами оргтехники, используемых сотрудниками.
В инструкции рекомендовано отразить следующие разделы:
Раздел | Содержание раздела |
Общие вопросы ОТ |
|
Требования ОТ до начала работы |
|
Требования ОТ в процессе работы | Перечень того, что запрещается делать, для обеспечения безопасной работы |
Действия во внештатных ситуациях | Инструкции по эвакуации, оповещению руководства и коллег |
Требования ОТ после завершения работы |
|
Разработанную инструкцию утверждает руководитель компании приказом. С утвержденной трудоохранной инструкцией работников знакомят под роспись. Как правило, оформляют лист ознакомления.
Ответственность на нарушения в области охраны труда
Нарушения в сфере безопасности и охраны труда преследуются законом:
№ пп | Правонарушение | Кто будет оштрафован | Мера наказания | Норма НПА |
1 | Нарушение трудоохранных норм (за исключением нарушений в области охраны и нормирования труда водителей, а также пунктов 2-4) | Должностное лицо, ИП | Предупреждение или штраф 2 000-5 000 рублей | ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Юридическое лицо | Штраф 50 000-80 000 рублей | |||
2 | Отсутствие или нарушения при проведении спецоценки рабочих мест | Должностное лицо, ИП | Предупреждение или штраф 5 000-10 000 рублей | ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Юридическое лицо | Штраф 60 000-80 000 рублей | |||
3 | Допуск к работе без инструктажа и проверки знаний по ОТ и без медосмотра | Должностное лицо, ИП | Штраф 15 000-20 000 рублей | ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Юридическое лицо | Штраф 100 000-130 000 рублей | |||
4 | Невыдача работникам СИЗ | Должностное лицо, ИП | Штраф 20 000-30 000 рублей | ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Юридическое лицо | Штраф 130 000-160 000 рублей | |||
5 | Повторное нарушение трудоохранных норм (за исключением нарушений в области охраны и нормирования труда водителей) | Должностное лицо | Штраф 30 000-40 000 рублей или дисквалификация 1-2 года | ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
ИП | Штраф 30 000-40 000 рублей или приостановка деятельности до 90 дней | |||
Юридическое лицо | Штраф 100 000-200 000 рублей или приостановка деятельности до 90 дней |
Подводим итоги
- Несмотря на уют, комфортабельность и современную оснащенность административных помещений, вопросам безопасности офисных работников важно уделять немалое внимание.
- Работодатель обязан обеспечивать безопасность рабочего процесса, а также обучать безопасной работе сотрудников.
- Соблюдать трудоохранные нормы — обязанность сотрудника.
- Спецоценку рабочих мест необходимо проводить один раз в 5 лет.
- СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает максимальные о оптимальные значения для различных физических факторов. Среди них — уровень освещенности, шума, температура воздуха.
- Инструкцию по охране труда следует разрабатывать с учетом особенностей каждого рабочего места.
- Несоблюдение норм по ОТ карается штрафами до 160 000 рублей. За вторичное нарушение предусмотрен штраф до 200 000 рублей и приостановка деятельности.