Инструкция по определению ущерба причиняемого лесными пожарами

В Правилах тушения лесных пожаров есть норма, предписывающая при оформлении Акта о лесном пожаре указывать предварительную оценку потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках.

К сожалению, даже специалисты лесной сферы не всегда могут разобраться в тонкостях правового регулирования. В связи с поступающими вопросами решили подготовить небольшой комментарий.

Для начала небольшое отступление. Соотношение понятий «ущерб», «вред», «убытки» в гражданском праве является дискуссионным, поскольку их четкое законодательное разделение отсутствует. По смыслу ст. 1064 ГК РФ вред рассматривается, как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любое неблагоприятное изменение в охраняемом законом благе, которое может быть имущественным или неимущественным (нематериальным) (Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2015 N 81-КГ14-19).

Наиболее часто формой выражения материального (имущественного) вреда в гражданских правоотношениях являются убытки, под которыми понимается реальный ущерб и упущенная выгода (в силу ст. 15 ГК РФ, п. п. 13 — 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, ущерб – это составная часть вреда, предполагающая некие имущественные потери. В контексте лесных пожаров можно трактовать, что вред от пожара (в отличие от ущерба) включает в себя в том числе экологическую, социальную и другие нематериальные составляющие.

В Лесном кодексе Российской Федерации предусмотрена разработка методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Такая методика утверждена постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Если лесной пожар возник вследствие нарушения лесного законодательства, то расчёт вреда должен осуществляться исходя из указанной методики.
Несмотря на то, что формально эта методика не распространяется на пожары, возникшие в результате гроз, использование её и для указанных пожаров формально не запрещено (так как этот вопрос пока никак не регулируется).

К самой методике у некоторых лесопользователей возникает ряд вопросов, среди которых ключевым является то, что для ряда случаев применяются ряд увеличивающих коэффициентов (в 3, в 5 раз, а в некоторых случаях 50 раз). Противники подобных норм заявляют, что подобное увеличение является элементом наказания (штрафа), но почему-то возмещение такого «многократно увеличенного» (по их мнению) вреда не освобождает от обычных штрафов, а за одно нарушение не может быть несколько наказаний. На самом деле никаких путаниц и нарушений Конституции нет. Существует ряд компонентов вреда (в частности, экологическая составляющая, потеря социальной функции лесов и т.д.), которую невозможно рассчитать напрямую. Именно для частичной компенсации такого вреда и введены необходимые компоненты.

Часто возникают вопросы, а можно ли в ущерб от лесного пожара (если, к примеру, пойман виновник) включать, например, стоимость затрат на тушение. На самом деле, конечно, можно и даже нужно. Кроме лесного законодательства существует ещё и Гражданский кодекс и много соответствующих подзаконных актов. Указанная выше методика, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730, определяет только ту часть вреда от лесного пожара, которая причинена непосредственно лесу (природным объектам). Даже если речь идёт о уже о заготовленной древесине (например штабеля необработанных брёвен), то тут уже применяется подход, как к обычному имуществу (в рамках Гражданского кодекса).

Правилами тушения лесных пожаров предусмотрено, что при оценке потерь в результате лесного пожара кроме леса (древесины на корню) в расчёт включается заготовленная лесопродукция, оценка повреждения зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества, а также стоимость работ по очистке территории, стоимость лесовосстановительных работ, и естественно стоимость работ по тушению лесного пожара.

Указанная в Правилах тушения формулировка «предварительная оценка потерь в результате лесного пожара» не требует наличие какой-то особой «методики предварительной оценки…». Этот термин относится только к исходным данным. Т.е. часть информации необходимой для расчёта в установленный нормативным актом срок (пять дней после ликвидации лесного пожара) может не быть. Поэтому в оценке используются те данные, которые есть. Если же речь идёт о судебных решениях о наказании виновных, то к моменту судебного заседания могут быть подготовлены и дополнительно представлены суду более точные расчёты.

Но информация о вреде, причинённом вследствие лесного пожара, нужно не только для суда. Сведения нужны для общего анализа ситуации и принятия управленческих решений в области охраны лесов от лесных пожаров. Речь может идти о перераспределении ресурсов, а также об обосновании возможного увеличения финансирования.

К сожалению, на практике вопросу учёта вреда уделяется мало внимания, и сведения, по экспертной оценке, существенно занижены.

Последнее время со стороны общественников и природоохранных организаций имеется много претензий к существующей методике вреда лесам, в первую очередь в части экологического и социального вреда. Центром лесной пирологии по заданию Минприроды России были разработаны Методические указания по расчёту вреда лесам от лесных пожаров, которые решают ряд методических проблем и упростят работу специалистов лесного хозяйства. Сейчас проект проходит согласительные процедуры, после которых он будет опубликован на сайте https://regulation.gov.ru/

Директор филиала ФБУ ВНИИЛМ
«Центр лесной пирологии» (г. Красноярск)
Р.В. Котельников

  • Текст
  • Оглавление
  • Ссылается на
  • На него ссылаются
  • Судебная практика

Утверждена
приказом Рослесхоза
от 3 апреля 1998 года N 53

     
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УЩЕРБА, ПРИЧИНЯЕМОГО
ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Лесного кодекса Российской Федерации и определяет порядок оценки размеров ущерба, причиненного лесными пожарами лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд.

2. В соответствии с настоящей Инструкцией лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы, национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством, лесхозы научно-исследовательских учреждений федерального органа управления лесным хозяйством Российской Федерации производят расчет ущерба, нанесенного лесными пожарами, которые зарегистрированы в установленном порядке.

3. Суммарный ущерб от лесного пожара включает:

Скачать документ нельзя
Можно заказать Бесплатно! 1 документ

Международные и зарубежные стандарты ( ASTM, ISO, ASME, API, DIN EN, BS EN, AENOR и др.) не предоставляются в рамках данной услуги. Каждый стандарт приобретается платно с учетом лицензионной политики Разработчика.

Получить бесплатно

или посмотрите возможности крупнейшей электронной библиотеки «Техэксперт» — более 8 000 000 документов!

Заказать бесплатную демонстрацию


! После демонстрации Вы получите бесплатный доступ к базе данных «Информационный указатель стандартов» или к информационному каналу «Реформа технического регулирования», куда включены не только новые технические регламенты, но также их проекты — предстоящие изменения в области технического регулирования. Ни в одной другой базе данных этого нет!

Подписка на полную версию «Указателя стандартов» через ФГУП «Стандартинформ» стоит 20 000 рублей.

При заказе демонстрации Вы получите доступ к его электронной версии совершенно бесплатно!

Section background

Как рассчитывается и от чего зависит официальный ущерб от лесных пожаров

Счетная палата Российской Федерации сообщила, что «по поручению Президента Российской Федерации проводит постоянный мониторинг ситуации с лесными пожарами», и «за первые шесть месяцев 2019 года возникло 7,6 тыс. лесных пожаров, стоимость ущерба от которых составила 2,4 млрд рублей».

Понятно, что пока это предварительные данные, не учитывающие ущерб, причиненный большинством недавних катастрофических пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке (самая большая площадь была пройдена ими в июле – седьмом месяце). Но все-таки и за первое полугодие лесными пожарами была охвачена немалая площадь: согласно сводкам ФБУ «Авиалесоохрана», 2,3 млн из 7,2 млн га, пройденных огнем к настоящему времени.

А ущерб на 2,4 млрд руб., о которых сообщает Счетная палата, – это сущие копейки даже по российским меркам. Для сравнения: общий бюджет Рослесхоза в 2019 году (включая лесные субвенции субъектам РФ) составляет 39,0 млрд руб. – согласно действующей редакции закона о федеральном бюджете.

В связи с этим возникает вопрос: как рассчитывается официальный ущерб от лесных пожаров, от чего он зависит и что в реальности отражает?

Самое интересное, что единой для всех случаев методики определения ущерба, причиняемого лесными пожарами, в нашей стране нет. Ущерб сейчас рассчитывается тремя разными способами, в зависимости от ситуации.

Если пожар возник в результате подтвержденного органами дознания и следствия нарушения лесного законодательства, то ущерб рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 года №1730, с использованием всех повышающих коэффициентов и условий расчета. Это значит, в частности, что в эксплуатационных лесах ущерб от уничтожения каждого дерева равен 50-кратной таксовой стоимости его древесины, в защитных лесах – 100-кратной стоимости, а в лесах особо охраняемых природных территорий – 250-кратной.

Если пожар возник от молнии, или по неустановленной причине, или органами дознания и следствия не было подтверждено нарушение лесного законодательства, приведшее к пожару, то ущерб рассчитывается по таксовой стоимости уничтоженных огнем деревьев в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года №310. Однако эта таксовая стоимость (ставки платы) в России, как известно, самая низкая, если сравнивать со всеми странами со сколько-нибудь значительными лесными ресурсами. А в наиболее удаленных от основных транспортных коммуникаций лесах – и вовсе символическая.

Если пожар произошел в лесах, в которых, по действующему законодательству, пожары не считаются лесными (например, в лесах на землях сельскохозяйственного назначения или землях запаса), то ущерб вообще не рассчитывается. Раз по закону лесного пожара нет (хотя лес на землях сельхозназначения или запаса может быть точно таким же, как, скажем, соседний лес на землях лесного фонда), то нет и ущерба от него. А подобных «незаконных» лесов в России примерно 10–11%, и горят они гораздо чаще, чем леса на землях лесного фонда, поскольку находятся обычно ближе всего к поселениям, да и в действующем законодательстве есть положения, которые мотивируют собственников земель к поджогу таких лесов.

Единственное общее во всех трех случаях следующее: ущерб, причиняемый другим компонентам лесных экосистем и ландшафтов и окружающей среде в целом, никак не рассчитывается и в официальные оценки ущерба от лесных пожаров не входит.

Таким образом, получается, что примерно для одной десятой российских лесов, причем той, которая в среднем горит чаще других, ущерб от лесных пожаров не определяется в принципе – официально он будет равен нулю, даже если эти леса полностью сгорят. Для остальных девяти десятых российских лесов ущерб рассчитывается или как таксовая стоимость древесины погибших или поврежденных до степени прекращения роста деревьев, если не установлено, что к возникновению пожара привело нарушение действующего законодательства, или как 50–250-кратная таксовая стоимость древесины, в зависимости от категории леса, если нарушение законодательства установлено. Фактически это означает, что чем хуже работают органы дознания и следствия (и органы управления лесами с подведомственными организациями, без которых дознание и следствие в лесу мало что может сделать), тем в меньшем числе случаев удается установить наличие винов­ников пожаров и, соответственно, тем меньше оказывается ущерб. Достаточно списать на молнию пожар, возникший из-за чьего-то разгильдяйства, и в эксплуатационных лесах ущерб от него автоматически сократится в 50 раз, а в лесах на особо охраняемой природной территории – в 250 раз.

При таком подходе к расчету ущерба, причиняемого лесными пожарами, неудивительно, что в масштабах страны он оказывается несущественным и не отражает реальную ситуацию. Более того, если подход к определению ущерба от лесных пожаров не изменится, то чем хуже будут охраняться леса и работать органы дознания и следствия по установлению причин и виновников пожаров, тем меньше будет официальный размер ущерба от них. 

Текст Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Фото на превью pixabay.com


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по определению процента износа швейных изделий
  • Инструкция по определению пригодности средств индивидуальной защиты к дальнейшей эксплуатации 2022
  • Инструкция по определению критериев и порядка определения момента смерти человека
  • Инструкция по определению категории объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
  • Инструкция по определению картофельной болезни хлеба