Инструкция по организации прогулок в летний период в доу

Прогулки летом с детьми

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=283u-91a0z8256zeiwi32gi1cty7dw6dedepi6v8h7o3ean2do4tyieoynarmrloj2xd72ivtgfdxsproebreqwewv06biocpzv3o28a&name=image-PLBrRD7X9DpEPJlbic.jpg

Лето самое любимое время для детского отдыха.

Чем можно занять ребёнка на прогулке летом? Как сделать так, чтобы летняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Вот небольшой перечень игр для прогулки.

«Лейка»

Купите ребенку лейку или сделайте ее из бутылки (для этого возьмите литровую или пол-литровую пластмассовую бутылку с крышкой, проткните в крышке одну или несколько дырочек). Теперь ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков, рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень жарко.

«Цветной песок»

Рисунки цветным, сухим песком на земле, очень интересное занятие для ребенка. Это занятие развивает глазомер, точность, воображение и мелкую моторику.

Изготовление цветного песка:

В маленькие целлофановые пакеты насыпьте сухого мелкого песка, положите в каждый пакетик мелок и разотрите песок мелом, пока он не окрасится в нужный вам цвет. Затем уберите мелок.

Сделайте в углу каждого пакета маленькую дырочку, чтобы песок тонкой струйкой сыпался из него.

Теперь можно рисовать, выкладывая разноцветным песком узоры.

«Прогулки под дождем». Как мы уже говорили, если Ребенок здоров, гулять с ним нужно в любую погоду, даже если на улице идет дождь. Дождь — это не причина сидеть дома. Наденьте резиновые сапоги, непромокаемый плащ, возьмите зонт — и скорее на улицу. Конечно, побегать с друзьями в такую погоду вряд ли получится, зато прогуляться с мамой по аллее или по бульвару, держа над головой зонтик, в самый раз.

Гуляя, можно слушать дождь, как он стучит по зонту, как по листве, как по дорожкам, лужам, смотреть, как капли подпрыгивают, пускают круги на воде. Можно вспоминать стихи-потешки, заклички о дожде и солнце, поговорки о лете.

«Делаем куклу из цветов»

Вспомните сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» — ее героиня, крохотная девочка, которая появилась на свет из раскрывшегося бутона прекрасного цветка.

Летом вокруг нас распускается много красивых цветов, и они все разные, разных форм и размеров, разного цвета и оттенка. Гуляя с ребенком, вы можете создать для него такую же Дюймовочку. Особенно хорошо для этой цели подходят цветы и бутоны мальвы.

Изготовление куклы из цветка: https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=283u-91a0z8256zeiwi32gi1cty7dw6dedepi6v8h7o3ean2do4tyieoynarmrloj2xd72ivtgfdxsproebreqwewv06biocpzv3o28a&name=image-MtyZe8RpX0RnYZ0VCI.jpg

 Возьмите один распустившийся цветок мальвы — это будет туловище и платье куклы.

 Один нераскрывшийся бутон — это будет ее голова.

 С помощью спички или тоненькой палочки соедините туловище и голову. Куколка готова (см. рис.).

Так как цветы мальвы бывают разного цвета, платья у куклы можно легко менять.

Девочки, как правило, начинают придумывать для кукол кроватки, постельки из лепестков, кареты и домики из листьев и веток.

Единственный минус в том, что это кукла-однодневка, а потом цветы вянут. Зато она не успеет надоесть ребенку.

«Мыльные пузыри»

Прекрасное занятие на прогулке — это мыльные пузыри. Дома эта игра может доставить вам огорчение, потому что мыльные пузыри оставляют следы на мебели и полу. К тому же, дети часто проливают мыльную воду, а это еще один повод огорчиться, особенно если вы только что помыли пол и пропылесосили.

На улице же по этому поводу не будет никаких беспокойств. Ребенок может надувать мыльные пузыри, ловить их и просто смотреть, как они летят, подхваченные ветерком. Кроме того, это занятие привлечет к ребенку внимание других детей, что поможет ему подружиться с ними.

«Рисунки на асфальте. Цветные мелки»

Рисование красочных картинок на асфальте не только интересное занятие для ребенка, оно развивает мелкую моторику и воображение. И, конечно, это очень удобный способ в игре научить ребенка читать и считать.

Если дорожка, на которой рисует ребенок, выложена из кирпичей, можно предложить ребенку закрашивать кирпичики разными цветами. Так же написать на кирпиче цифру или букву, пусть ребенок перерисовывает ее на кирпич чуть ниже. Кирпичи будут исполнять роль своеобразных клеточек со своими границами, за которые выходить нельзя.

«Мяч»

Где еще ребенок вдоволь может погонять в мяч, если не на улице. Для удобства и безопасности лучше зайти на корт или другое огороженное место во дворе, чтобы мяч не мог укатиться на дорогу, под качели и т. д.

Игры с мячом: футбол, прыжки через мяч, броски в кольцо, «кто дальше», «кто выше». Игры можно усложнять, попросив ребенка подбросить вверх мяч и поймать его двумя руками, одной рукой, отбить (не ловить).

Можно играть в игру «съедобное — несъедобное». Правила игры можно варьировать. Классические: съедобное — ловим, а несъедобное — отбиваем. Возможные варианты: овощи ловим, а фрукты отбиваем; ловим только фрукты, остальное отбиваем и т. д.

«Кормим птиц»

Детям нравится кормить животных и птиц. Наверное, так появляется в маленьком человеке доброта. Учите ребенка жалеть животных, птиц, насекомых. Он должен научиться не обижать тех, кто слабее и меньше его.

Кормление птиц прививает нежность и заботу. Зимой мы вешаем кормушки для птиц, летом подкармливаем ради своего удовольствия. Это занятие полезно еще и тем, что развивает мелкую моторику ребенка.

Дайте ребенку хлеб, пусть отщипывает понемногу и бросает голубям, или пшено, или семечки, и бросает их понемногу, то левой, то правой рукой. Только не нужно гонять голубей — при взлете птицы поднимают в воздух пыль, а она может быть опасной для здоровья ребенка.

«Стороны света»

Старайтесь развивать ребенка во всех направлениях, учить его не только читать, писать, считать, но и познавать окружающий мир.

Возьмите на прогулку компас, расскажите ребенку о сторонах света: что такое север и юг, запад и восток. Покажите ребенку, что с какой стороны дерева ветки длиннее, там юг. Определите, где восходит солнце и где оно садится. На какую сторону света смотрят окна вашего дома.

Карта

Можно сделать дома карту. Помогите ребенку нарисовать, например, детскую площадку, где вы часто гуляете. Пусть он вспомнит, что на ней находится и где. Когда пойдете гулять, возьмите карту с собой и сверьте ее на местности. По компасу определите стороны света и нанесите их на вашу карту.

«Рисуем на природе. Краски вокруг нас»

Если вы отдыхаете на даче или живете в своем доме, вынесите на улицу мольберт, бумагу, краски гуашь, воду в банке, и пусть ребенок рисует все, что видит вокруг: небо, яблоню, куст смородины. Пусть старается передавать не форму, а цвет.

Конечно, если вспомнить методику Марии Монтессори, рисовать можно не только красками, но и ягодами, травой, даже землей. Пусть ребенок сам находит себе краски: сорвет ли он с ветки малину или черную смородину, листик мяты или колосок, пусть его ведет вдохновение и любознательность. Вы же должны следить и слегка направлять, но ни в коем случае не мешатьребенку творить и ограничивать его стереотипами.

«Обруч»

Обруч или, как его еще называют, хула-хуп, хорошо подходит для летних прогулок. Его можно крутить на талии, шее, руках и ногах. Через него можно прыгать, как через скакалку. Обруч можно подбрасывать, катать, прыгать через него, использовать в различных играх. На улице можно не бояться, что заденешь мебель, собьешь статуэтку со стола или разобьешь любимую бабушкину вазу.

«Классики»

Хорошо известная нам с детства игра «классики» теперь не так популярна среди детей, как раньше. Очень жаль, ведь она хорошо тренирует координацию движения. Эта простая игра требует точности движений и умения сохранять равновесие, запоминания последовательности движений при прохождении туров, соблюдать правила.

«Прыгалки»

Прыжки через скакалку не только забава, это еще полезное гимнастическое упражнение. Со скакалкой тренируются профессиональные спортсмены: футболисты, боксеры, гимнасты. В дальнейшем ребенку пригодится это умение в школе на уроках физкультуры. Длину скакалки нужно регулировать под ребенка. Для прыжков, где скакалку крутят взрослые, а ребенок прыгает, прыгалку нужно брать длинную.

Игры с палочками и камушками.

Палочки и камушки – отличный материал, для развивающих игр на улице:

— Камушки и палочки можно просто считать.

— Ими можно украшать торты и куличи из песка.

— Из них можно выкладывать различные фигурки и силуэты на песке.

— Палочкой можно рисовать на песке фигуры, буквы, цифры и картинки.

— Из камушков также можно выкладывать буквы, цифры, слова.

— Можно играть в игру «Кто лишний». Выложите перед ребенком три камушка и одну палочку, пусть он догадается, какой из предметов лишний. Искать лишний предмет, можно и в других комбинациях. Три больших камушка и один маленький, три длинных палочки, одна короткая, три зеленых веточки и одна сухая, три белых камушка, один черный и т.п.

— Можно закопать камушек в песке и попросить ребенка его найти.

Ориентируемся в пространстве.

Спрячьте на площадке какой-нибудь предмет. Предложите ребенку его найти, следуя вашим командам (сделай три шага прямо, теперь поверни налево и т.п.).

Игры на меткость.

— «Попади мячиком или шишкой в дерево».

— «Поймай мяч» (если ребенок хорошо ловит большой мяч, постепенно уменьшайте размер мяча).

— «Попади камешком в ведерко, которое стоит на небольшом расстоянии» (постепенно увеличивайте дистанцию между ребенком и ведерком).

— «Городки» — соорудите из подручных предметов (ведерка, формочек) «башенку». Цель игры – разрушить башенку, бросив в нее с расстояния мяч или камень.

«Находилки» — «искалки».

Можно поиграть с ребенком в летние «находилки» — «искалки». На листе бумаги — изображение различных предметов, которые нужно найти на улице.

Море волнуется раз.

Ведущий произносит фразу: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Все участники неподвижно застывают. Ведущий проходит между всеми, никто не должен шевелиться. Если ведущий заметит, что кто-то двигался – тот становится ведущим или выбывает из игры (тогда выиграет тот, кто останется).

Машина едет, едет, стоп.

Ведущий отворачивается и произносит фразу: «Машина едет, едет… Стоп!». На последнем слове резко поворачивается. Участники, стоящие от ведущего далеко, должны двигаться в его направлении. На слове «стоп» нужно замереть. Если кто-то не успел остановиться, когда ведущий повернулся – тот идёт назад. Затем всё повторяется. Выигрывает участник, первым добравшийся до ведущего.

Колечко.

Ведущий прячет между своих ладоней кольцо, монетку или другой мелкий предмет. Затем проводит сложенными лодочкой руками по рукам участников, отдавая кому-то кольцо. После чего говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Игрок, у которого находится кольцо, должен вскочить со своего места так, чтобы его не успели схватить другие. Если ему удалось – он становится ведущим, если нет – игра продолжается.

Светофор.

Ведущий отворачивается и называет любой цвет, после чего поворачивается к участникам. У кого данный цвет есть в одежде – те спокойно проходят мимо ведущего. У кого этого цвета нет – должен пробежать мимо ведущего, чтобы тот его не поймал.

Ручеёк.

Все встают по парам, держась за руки над головами и образуя «коридорчик». Тот, кто без пары – пробегает по ручейку из конца в начало, по пути забирая любого участника. Новая пара встает в конец, а оставшийся без пары пробегает по ручейку и тоже забирает кого-то. И так до бесконечности.

Стишки, потешки и заклички.

Дождик, дождик, посильней —

Будет травка зеленей.

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, припусти.

Дай (имя ребенка) подрасти.

Дождик, дождик, лей!

Капель не жалей!

Только нас ты не мочи!

И в окошко не стучи!

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко.

Дам тебе я, солнышко,

Вкусного горошка.

Дождик, лей, лей, лей.

Лей на маленьких детей.

Чтобы дети, как грибы,

Очень быстро подросли.

Тише, дождик, тише,

Не стучи по крыше.

Не мочи качели,

Наши карусели.

Поговорки о лете.

 Летний день год кормит.

 Дождливое лето хуже осени.

 То, что летом запасешь, то зимою в рот кладешь.

«Считалочки»

Раз, два, три. Раз, два, три.

Сегодня водой будешь ты.

Мы сегодня хохотали

Воду дружно выбирали.

Только он сопротивлялся

И никак не выбирался.

Стала кошка выбирать,

Во дворе цыплят считать.

Раз, два, три. Раз, два, три.

А на ужин будешь ты!

Рекомендации по проведению прогулок в учреждениях дошкольного образования в летний оздоровительный период

Рекомендации по проведению прогулок в учреждениях дошкольного образования в летний оздоровительный период

    Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение.

    Для физического развития детей прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

    На прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

    Во время прогулки дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

    Во время прогулки решаются задачи нравственного воспитания – знакомство с трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

    Во время прогулки ребѐнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми.

Педагогический работник заранее выносит игровой материал:

— куклы разные;

— машины разные;

— наборы для игры с песком и водой;

— реквизиты для творчества (цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски, пластилин);

— раскраски для девочек и мальчиков;

— книги для чтения;

— спортивные атрибуты (скакалки, мячи разные по размеру, бадминтон, кегли);

— трудовое оборудование (веники, грабли, перчатки для работы в цветнике, лейки и др).

В прогулку входят пять компонентов:

— наблюдения (познавательно-практическая деятельность);

— трудовая деятельность;

— самостоятельная деятельность;

— игровая деятельность (подвижные игры и физические упражнения);

— индивидуальная работа с детьми.

    При планировании прогулки воспитатель дошкольного образования обязан планировать прогулку с учетом всех компонентов. Они могут проходить в любом порядке. Педагогический работник сам, решает в каком, порядке пройдут все эти компоненты при этом он учитывает индивидуальные особенности, эмоциональный настрой детей.

   Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать прогулку до устранения выявленных нарушений запрещается.

И так педагог с детьми выходит гулять.

   Проходя к своему участку, педагог по дороге обращает внимание детей на деревья, закрепляет знания детей о деревьях. Обращает внимание на цветник, какие цветы растут их название. Так же на участке можно закрепить пройденный материал, просто понаблюдав за насекомыми, облаками, силой ветра, машинами, людьми их одеждой и др.

   Придя на участок можно детям дать самостоятельно поиграть. Но есть дети, которые плохо взаимодействуют со сверстниками, и здесь воспитатель дошкольного образования должен помогать таким детям организовать сюжетно- ролевую игру.

   При организации самостоятельной деятельности педагогический работник помогает детям найти и использовать в игре предметы-заместители.

Индивидуальная работа с детьми заключается в закреплении, какого либо материала:

— счет (можно предложить посчитать веточки, камушки, деревья, проезжающие машины);

— знание геометрических фигур (найти похожую, найди пару, построй фигуру);

— рисования какого-либо элемента (палочкой на песке, мелком на асфальте);

— заучивания считалок, стихотворений, отгадывания загадок;

— закрепления музыкальных и физкультурных навыков;

— закрепления звукопроизношения;

— названия времен года, дней недели, названия месяцев, свой домашний адрес и многое другое.

    Игровую деятельность организовывает педагог, предлагая детям поиграть в подвижные игры разной интенсивности. Во время прогулки проводится 2-3 игры высокой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности. Сначала проводиться новая игра с правилами, потом предлагается детям выбрать игру уже знакомую. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут на прогулку после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.

   В жаркую погоду проводятся игры с водой. Используются бессюжетные народные игры с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т.д.. Дидактические игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем (кубики, лото).

   Большое место на прогулке отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

   Трудовая деятельность организовывается на цветнике, огороде согласно требованиям учебной программы дошкольного образования. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель дошкольного образования следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

   При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Каждый из обязательных компонентов прогулки должен длиться от 7 до 15 минут и осуществляться на фоне самостоятельной деятельности детей.

   Воспитатель дошкольного образования должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Так же воспитатель дошкольного образования обязан знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.

Литература:

Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина «Игры и развлечения на воздухе» М. Просвещение, 1983г.

Г.Н.Пантелеева «Эстетика участка дошкольного учреждения» М.Просвещение, 1988г.

Т.А.Богина, Н.Т.Терехова «Режим дня в детском саду» М.Просвещение, 1987г.

В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д Короткова «Летние праздники, игры и забавы для детей»

М.Сфера, 1999г.

И.В.Прокшина, Е.А Малашенкова «Прогулка в детском саду», Из – во «Содействие», 2010г

Н.Н Мазильникова Эколого – валеологическое воспитание. «Организация прогулок в летний период».

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Структура прогулки:

1. Наблюдение.

2. Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Дети всегда с нетерпением ждут прихода лета. В этот период дети большую часть времени проводят на свежем воздухе. Это и утренний приём детей на улице до завтрака, вторая прогулка после завтрака до обеда, и третья после дневного сна и полдника.

Лето – самая благодатная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного всестороннего психического и физического развития. Летний период наиболее оптимален и благоприятен для проведения оздоровительной и воспитательно-развивающей работы с дошкольниками.

Воспитательно-образовательная работа с детьми в этот период времени осуществляется, как правило, на улице. Режим работы подобран так, что летом дети постоянно находятся на свежем воздухе. Это не предполагает отмены образовательной деятельности с дошкольниками, а наоборот расширяет возможности воспитателей проводить полноценную работу с детьми на прогулке. Это и беседы, и сюжетно-ролевые игры, игры с водой и песком, различные наблюдения, труд в природе и т.д.

Воспитательно-образовательную работу на прогулке можно разделить на следующие аспекты:

— физическое развитие: утренние зарядки, закаливающие процедуры, речевые физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры и спортивные досуги, соблюдается водно-питьевой режим во всех возрастных группах;

— социальное развитие: проводятся экскурсии, нравственные беседы о культуре, истории родного края, беседы экологической направленности;

— познавательное развитие: проводятся игры-занятия, мини-викторины по произведениям детских писателей; развлечения с мыльными пузырями и солнечными зайчиками, вечера загадок и отгадок, эксперименты и наблюдения в окружающей среде;

— эстетическое развитие: разучивание стихов, пословиц и поговорок, слушание песен по определенной тематике, организация выставок рисунков, конкурсов чтецов и творческих рассказов.

Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке, поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке.

Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.

На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время. Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Наблюдения за живой природой.

1. Наблюдения за растениями. 

На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах – множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. В лесу много ягод (съедобные – земляника, черника, малина, голубика; ядовитые – волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина) и грибов (съедобные и несъедобные). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фитоогород или фитогрядку.
Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности. 

2. Наблюдения за животными. 

Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов.  Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора – выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами. 

Летом дети продолжают наблюдать за птицами. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.

4. Наблюдения за насекомыми. 

Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха,  жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы.   Дать понятие «хрупкая», мотылек — «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов.  У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом – толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук.  Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» — мухи, осы.  Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым. 

Наблюдения за неживой природой.

1. Сезонные и погодные явления.  

Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха.  

Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей.

Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию – лето красное.  Показать яркое сезонное явление – радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы.  В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы.  Вода в водоёмах остывает.

Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.

2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки.

Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.

3. Наблюдения за трудом взрослого. 

Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая.

4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки. 

Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о светофоре. 

В процессе наблюдений воспитатель должен учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять природу, заботиться о ней — так в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания.
Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут.

Игры на прогулке.

Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала – песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. – способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.

Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр. Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками. С большим удовольствием дети играют в сюжетно-ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др.

Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком – песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора. 

Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей. Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов – их необходимо ежедневно мыть.

Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка.  В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр. Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.

В течение всего лета дети с удовольствием принимают участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки в летний период помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по организации планирования в органах внутренних дел российской федерации определяет
  • Инструкция по организации планирования в овд рф устанавливает
  • Инструкция по оказанию помощи утопающему
  • Инструкция по оказанию первой помощи с применением автомобильной аптечки
  • Инструкция по оказанию первой помощи ржд