Инструкция по организации противопожарных тренировок в доу

Тревога. Началом практической отработки мероприятий тренировки является подача
звукового сигнала о возникновении пожара от системы оповещения о пожаре во все
помещения здания ДОУ.

Цель
отработки данного этапа заключается в том, чтобы любой сотрудник при
обнаружении пожара мог без колебаний поднять тревогу о пожаре и знал, каким
способом это можно сделать.

Как
правило, сигнал о пожаре подается путем нажатия кнопки ручного пожарного
извещателя, он должен послужить действием к немедленной эвакуации
всех находящихся в здании

Вызов пожарной охраны. О
возникновении любого пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на
пожар необходимо немедленно сообщить в пожарную охрану по стационарному или
мобильному телефону.

Дублирование вызова
пожарной охраны осуществляет лицо, назначенное руководителем, например,
завхоз или старший воспитатель.

На данном этапе
отрабатываются навыки точной и быстрой передачи сведений о пожаре в пожарную
охрану. Вот основные требования к передаче данных диспетчеру пожарной части:

 адрес горящего объекта;

тип горящего объекта:
детский сад;

что горит в плане конструктивной
принадлежности: крыша, подвал, строения на территории, мастерская,
электропроводка и т. д.;

в обязательном порядке
диспетчеру надо сообщить, кто звонил (ФИО), а также номер собственного телефона.

Руководитель ДОУ должен
проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара, дать команду
завхозу об отключении инженерных коммуникаций (вентиляции, электросети и
газопровода) и сообщить в местный орган образования о случившейся чрезвычайной
ситуации

Эвакуация. С получением
сигнала о возникновении пожара все участники тренировки действуют в
соответствии с инструкцией в случае возникновения пожара, а именно: открывают
все (запасные) эвакуационные выходы и в установленной последовательности
производят эвакуацию.

Воспитатель должен собрать
детей
и убедиться, что на путях эвакуации нет огня и сильного задымления. Далее следует построить детей,
пересчитать их и взять журнал. Где ведется посещаемость.

Выводить детей из здания
детского сада необходимо по наиболее безопасному и кратчайшему пути. Дети
должны передвигаться в парах, по двое, взявшись за руки, либо колонной друг за
другом Воспитатель при этом должен идти впереди, а в конце цепочки — младший
воспитатель.    

Если, согласно замыслу
тренировки, одной из групп выйти из здания невозможно, то персоналу группы (педагог,
младший воспитатель) необходимо обеспечить каждого ребенка влажным полотенцем
для защиты органов дыхания и в оконный проем подавать сигналы прибывающим
подразделениям пожарной охраны. В этом случае при спасании детей сотрудниками
пожарной охраны воспитатель покидает помещение последним.

Придя на место сбора,
каждый воспитатель группы вместе с детьми должен занять свое заранее
определенное место и провести перекличку.
О результатах доложить руководителю ДОУ.

На данном
этапе тренировки отрабатываются знания и навыки, полученные детьми и
воспитателями во время обучения в течение года.

В
результате воспитанники должны четко усвоить следующее:
Хочу такой сайт

в случае
возникновения пожара необходимо соблюдать спокойствие и беспрекословно
слушаться воспитателя, который сгруппирует детей, пересчитает их и быстро
выведет из здания;

услышав
сигнал тревоги, нельзя убегать и прятаться;

если в
здании много дыма, то поможет мокрая повязка на рот и нос, ей сможет стать
любой тканевый материал.

Заранее
должны быть определены обязанности сотрудников ДОУ, которые будут:

— контролировать
выход детей и персонала из здания;

— указать
безопасное место общего сбора на территории, прилегающей к детскому саду;

—  при возможности организовать тушение условного
очага пожара первичными средствами пожаротушения;

— постараться
эвакуировать из зоны опасности материальные ценности с указанием, на какой
участок их складировать;

—  встретить пожарные подразделения и доложить,
все ли люди были безопасно эвакуированы.

Заключительным этапом является разбор
тренировки
.

Разбор
тренировки производится для оценки правильности действий при
эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой
тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной
опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.

Разбор
тренировки должен включать в себя анализ следующих вопросов: понимание
поставленных задач и сущности происходившего процесса; правильность выполнения
воспитателями и обслуживающим персоналом своих непосредственных обязанностей в
процессе эвакуационных мероприятий и ликвидации условного пожара; знание и
четкое выполнение каждым работником инструкции в случае возникновение пожара;
знание мест расположения противопожарного оборудования и порядка его
применения; умение оказывать первую помощь пострадавшим при пожарах; характер
допущенных ошибок и причины их совершения.

В
заключении разбора руководитель противопожарной тренировки подводит итоги и
дает оценку проведенной тренировке, а также индивидуальную оценку всем ее
участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

В этой статье мы затронем очень важную тему, могущую спасти жизни – тренировки по пожарной безопасности в школе и ДОУ.

Содержание статьи:

  • 1 Техническая информация для проведения занятий (инструктажа) с участниками противопожарной тренировки
  • 2 Задачи и порядок проведения противопожарных тренировок
  • 3 Документы, оформляемые при подготовке и проведении тренировки по эвакуации при пожаре

Техническая информация для проведения занятий (инструктажа) с участниками противопожарной тренировки

Пожар – это неконтролируемое горение, в результате которого наносится материальный ущерб имуществу и вред здоровью (жизни) человека.

Люди по-разному ведут себя при пожаре. Поведение зависит от нескольких факторов, таких как:

  • индивидуальные качества человека (физическое состояние, темперамент, скорость восприятия информации о пожаре, знания и навыки по пожарной безопасности, рефлексы самосохранения, подготовленность человека к чрезвычайным ситуациям и т.п.);
  • деятельность человека на момент возникновения пожара (период сна, нахождение на работе и т.д.);
  • влияние окружающей среды (на открытой территории или в здании, наличие путей эвакуации, уровень задымления, работа систем оповещения, наличие и эффективность автоматических систем пожаротушения и т.п.).

Если человек не видит явных признаков возгорания, то, согласно статистике, оповещение о пожаре воспринимается им скептически. И этот фактор часто приводит к трагическим последствиям.

При осознании опасности пожара поведение человека меняется.

Одними из основных опасных факторов пожара являются открытое пламя и задымленность. Частой причиной гибели людей является именно удушье из-за пониженной концентрации кислорода.

При возникновении пожара нужно руководствоваться основным правилами:

  1. Не паниковать и сохранять спокойствие. Оценить сложившуюся ситуацию.
  2. Если рядом есть кнопка пожарной сигнализации, то нужно ее активизировать. Если рядом есть телефон, то вызвать наряд пожарной охраны. Номер вызова пожарных с мобильного телефона — 112.
  3. Начать тушение очага возгорания при помощи первичных средств пожаротушения, если ситуация это позволяет.
  4. Приступить к эвакуации в случае невозможности потушить огонь самостоятельно.

При возникновении пожара время для оценки ситуации очень ограничено. Нужно быстро принять решение, что и в каком порядке делать: спасать людей, тушить пожар, эвакуироваться самому и т.д.

Прежде всего, сотруднику необходимо определить способы эвакуации из горящего здания: самостоятельно выбираться из помещения или ждать помощи со стороны.

Противопожарные тренировки в школе и ДОУ

Если открытое пламя и задымленность позволяют человеку или группе людей самостоятельно выйти наружу из здания/помещения, то:

  1. Нужно покидать помещение/здание быстро.
  2. Не пользоваться лифтом, если вы находитесь в многоэтажном здании.
  3. Закрыть влажной хлопчатобумажной тканью дыхательные пути и пробираться к выходу, пригнувшись к полу, т.к. дым поднимается наверх и скапливается на уровне 1,5-2м.
  4. По пути за собой закрывать двери, чтобы перекрыть дорогу огню.

Если открытое пламя и задымленность в соседнем помещении не позволяют человеку или группе людей самостоятельно выйти из своего помещения/кабинета наружу, то:

  1. Необходимо загерметизировать (по возможности) свое помещение/кабинет изнутри. Для исключения тяги с коридора нужно плотно закрыть дверь, окна, форточки, вентиляционные решетки и т.п. Щели дверей плотно закупорить влажной тканью (смочить водой любую ткань, шторы, тряпки, одежду).
  2. Если рядом есть  вода, то постоянно смачивать пол, двери, шторы.
  3. Если рядом есть телефон, то вызвать наряд пожарной охраны (с мобильного телефона номер для вызова 112) и объяснить, что вы отрезаны огнем от выхода, и где вы именно находитесь.
  4. Передвигаться ползком или пригнувшись к полу, если помещение/кабинет наполнился дымом, чтобы было легче дышать.
  5. Закрыть влажной хлопчатобумажной тканью дыхательные пути.
  6. Не отпускать детей от себя.
  7. Необходимо находиться возле окна, привлекая к себе внимание людей на улице (написать на стекле большими буквами «SOS» или восклицательный знак «!», либо яркий кусок ткани, картона, предмета разместить на стекле).
  8. Через окно подавать признаки жизни (светить фонариком, телефоном).

Все эти простые действия позволят пожарным обнаружить вас и спасти вам жизнь!

И все же существует определенный порядок действий при пожаре. Каждый сотрудник школы и дошкольного образовательного учреждения при обнаружении пожара обязан:

  1. Сообщить о пожаре руководителю школы/ДОУ и в пожарную часть о случившемся по телефону 112 (единый номер вызова экстренных оперативных служб). При этом нужно обязательно четко назвать адрес, место и предмет возгорания, свою должность и фамилию, свой номер телефона.
  2. Включить систему оповещения людей или голосом самому оповестить находящихся в помещении людей о возникновении пожара.
  3. Обесточить помещение/здание (отключить центральный рубильник на щитке).
  4. Закрыть все окна.
  5. Приступить к тушению пожара при помощи первичных средств пожаротушения.
  6. Быстро начать эвакуацию людей из помещения/здания, закрывая плотно (не на ключ) за собой все двери. При эвакуации по сильно задымленным коридорам следует обращать внимание на светильники зеленого цвета, которые указывают пути к выходу.
  7. Организовать встречу пожарных машин и показать краткий путь для подъезда к очагу пожара возгорания.

Задачи и порядок проведения противопожарных тренировок

Безопасность персонала при возникновении пожара напрямую связана с уровнем противопожарной подготовки. При слабой подготовке сотрудника вероятность оказаться пострадавшим очень велика.

Одной из важнейших задач руководителя предприятия, в том числе школы, ДОУ, медицинского учреждения, является организация проведения противопожарных тренировок и качественной подготовки персонала на случай возникновения пожара на объекте, а также обучение персонала коллективной эвакуации. Именно во время противопожарных тренировок у персонала отрабатываются верные действия в условиях пожара и необходимые навыки по применению средств пожаротушения.

Периодичность проведения тренировок по пожарной безопасности устанавливается самой организацией с учетом ее специфики.

Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено на объекте защиты с массовым пребыванием людей не реже 1 раза в полугодие обеспечивать проведение практических тренировок по эвакуации лиц, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении.

Для обучения персонала действиям при пожаре можно использовать разные методы:

  • наглядная агитация (информационные плакаты, брошюры, памятки);
  • инструктаж по пожарной безопасности в ДОУ и школе;
  • аудиозаписи (лекции);
  • видеоматериалы (видеофильмы, слайды, телепрограммы);
  • групповые занятия (дискуссии, деловые игры, моделирование ситуаций);
  • практические занятия (отработка эвакуации, тушение пожара, действий сотрудников, способов оповещения).

Поговорим подробнее о практических занятиях.

Тренировки по пожарной безопасности в ДОУ и школе проводят согласно утвержденному руководителем объекта графику.

Тренировочные занятия делятся на объектовые, структурные и совместные с привлечением Государственной противопожарной службы МЧС России (ГПС) и индивидуальные.

Руководителем противопожарной тренировки в школе и ДОУ является начальник штаба (лицо, назначенное приказом учреждения). Согласно заранее разработанному плану он организует проведение практических занятий для персонала, а именно:

  • Показывает порядок действий персонала школы и ДОУ в случае получения оповещения о возникновении очага возгорания. Оповещение подается в виде звукового сигнала автоматической системы оповещения. Проверяется исправность работы систем оповещения.
  • Отрабатывает порядок движения, направление и краткие пути эвакуации людей из помещения/здания согласно плана эвакуации. Тут же устраняются нарушения по содержанию эвакуационных путей, которые могут помешать свободному и безопасному выходу людей.
  • Показывает места хранения ключей от дверей эвакуационных путей.
  • Показывает места расположения первичных средств пожаротушения.
  • Разъясняет способы и правила применения первичных средств пожаротушения.
  • Поясняет порядок встречи и сопровождения служб пожарной охраны.
  • Показывает приемы оказания первичной медицинской доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

Началом проведения противопожарного тренировочного занятия служит звуковой сигнал, после чего все участники начинают действовать согласно инструкции.

По окончании обучающего занятия в присутствии всего персонала подводятся итоги и оценивается правильность всех действий персонала. Анализ действий персонала должен содержать следующие пункты:

  1. Постановка задачи тренировки и программы ее проведения.
  2. Доклад о сложившейся обстановке и принятых решениях по устранению пожара. Тут же отмечаются правильные и неправильные действия персонала.
  3. Проведение общего анализа проведенной тренировки по пожарной безопасности. Разбор ошибок участников и причин их допущения с подведением итогов и проставлением оценки (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
  4. Фиксация результата в «Журнале учета тренировок».

Если поставленные задачи и цели не были достигнуты, то на данном объекте проводятся повторные противопожарные тренировки.

Журнал учета тренировок

Выделяют три основных этапа проведения тренировки по пожарной безопасности в школе и ДОУ:

  1. Подготовка.
    • Определение даты, времени, места, состава участников.
    • Издание распорядительных документов.
    • Приглашение консультантов ГПС для совместных тренировок.
  2. Проведение.
    • Имитация срабатывания системы обнаружения пожара и включение системы оповещения.
    • Организация эвакуации людей из помещения согласно плана эвакуации.
    • Демонстрация применения первичных средств пожаротушения.
  3. Подведение итогов.
    • Анализ выявленных нарушений.
    • Разработка мер по их устранению.
    • Проставление оценки.

В каждой школе и ДОУ составляется и утверждается руководителем годовой график проведения противопожарных тренировок с указанием даты и вида (темы) проведения мероприятия.

Перед началом противопожарных тренировочных мероприятий рекомендуется проводить повторные инструктажи в школе и ДОУ для лучшего усваивания полученного материала. Руководитель занятия собирает всех участников и озвучивает цели и задачи планового мероприятия.

При проведении тренировочных занятий все категории участников должны иметь знаки отличия:

  • руководитель тушения пожара (РТП) из числа оперативного должностного лица пожарной охраны – красную повязку на правом рукаве;
  • обучающийся персонал – желтую повязку на правом рукаве;
  • посредники из числа ИТР или из личного состава подразделения ГПС – любую другую отличительную повязку на правом рукаве.

Условный пожар рекомендовано имитировать заранее условленными предметами. Например, для этого можно использовать флажки: красный флажок – зона очага возгорания, синий флажок – зона задымления. Также для имитации применяют фонари или генераторы дыма.

Внимание! Применять на тренировках средства, способные вызвать пожар, запрещено.

Учебная эвакуация при пожаре должна проходить для всех сотрудников организации и в соответствии с утвержденным планом эвакуации при пожаре.

План эвакуации – это схема движения людей в стороны выхода из здания при возникновении пожара.

Схема эвакуации при пожаре должна быть максимально проста и понятна, а также должна сочетать в себе текстовую часть и графическое изображение зон. План эвакуации оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12 2.143-2009.

План пожарной эвакуации

План пожарной эвакуации составляется ответственным специалистом по пожарной безопасности.

Государственный стандарт устанавливает несколько видов эвакуационных планов – этажные, локальные, секционные, сводные или общие.

Существуют определенные технические требования к оформлению плана эвакуации при пожаре.

  1. Размеры. Для этажных и секционных схем – не меньше 400х600 мм. Для локальных схем – 300х400 мм.
  2. Набор пиктограмм. При изготовлении схем требуется использовать набор пиктограмм в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001.
  3. Шрифт. Размер знаков и шрифтов надписей требуется применять согласно того же ГОСТ.
  4. Цвет. Пиктограммы должны быть только в цветном исполнении. Все надписи и другие изображения — в черном цвете.

План эвакуации при пожаре должен содержать обязательную информацию:

  1. Сведения об организации/учреждении (наименование, адрес).
  2. Номер этажа.
  3. Схема территории (схемы коридоров, помещений, лестницы, аварийные выходы, места хранения огнетушителей).
  4. Краткий путь к эвакуационным выходам.
  5. Расшифровка условных знаков.

Схемы эвакуации рекомендуют устанавливать на освещенных участках. Расстояние между схемами должно быть не больше 60 метров.

Документы, оформляемые при подготовке и проведении тренировки по эвакуации при пожаре

Стоит напомнить еще раз, что любые действия должны быть документально оформлены.

Существует единый для всех организаций порядок проведения тренировочных мероприятий:

  1. Издание приказа о противопожарных тренировках.
  2. План проведения тренировок.
  3. Календарный график проведения тренировок.
  4. Отметка в журнале учета проведения тренировок.
  5. Акт с итогами проведения тренировок.

Все тренировочные занятия утверждаются приказом руководителя. В приказе должны быть отражены:

  • цель и задачи противопожарных тренировок;
  • дата и время проведения;
  • ФИО руководителя тренировок/начальника штаба.

Пример см. ниже.

Приказ о проведении противопожарной тренировки

План проведения тренировочных занятий можно сделать в виде приложения к приказу.

В плане проведения тренировок по пожарной безопасности в ДОУ и школе должны быть отражены:

  • цели мероприятия;
  • состав участников;
  • все этапы проведения;
  • краткие указания по выполнению;
  • отметка о выполнении.

План по организации тренировок 1

План по организации тренировок 2

Календарный график проведения тренировок составляется на год. В нём указывается тема тренировки, дата, время и место проведения.

Календарный график проведения противопожарных тренировок 1

Календарный график проведения противопожарных тренировок 2

В акте с итогами проведения тренировок указываются:

  • номер приказа;
  • время начала и окончания тренировочных занятий;
  • дата проведения;
  • этапы мероприятия;
  • действия участников;
  • итоги проведения.

Акт об итогах противопожарной тренировки 1

Акт об итогах противопожарной тренировки 2

Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора. Надеемся, статья поможет правильно провести тренировку по пожарной безопасности и грамотно оформить сопутствующие документы.

Автор: Свитова Елена

Читайте также:

  • Пожарная безопасность в школе
  • Противопожарные инструктажи: виды, порядок, периодичность
  • Проверочные листы по пожарной безопасности
  • Штрафы за нарушение требований пожарной безопасности в 2020 году

Пожарная безопасность

Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности.pdf

План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на 2021-2022 учебный год.pdf

Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда и пожарной безопасности с работниками и воспитанниками.pdf

Положение о проведении учебной эвакуации воспитанников, работников и имущества на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций в.pdf

План-график проведения плановых учебных эвакуации при возникновении пожара на 2021-2022 учебный год.pdf

ИНСТРУКЦИИ 

1. Инструкция о мерах пожарной безопасности.pdf

2. Инструкция по ПБ для дежурного персонала, сторожа, вахтера ДОУ.pdf

3. Инструкция по ПБ для сотрудников ДОУ.pdf

4. Инструкция о порядке действий должностных лиц в случае пожара в ДОУ.pdf

5. Инструкция по ПБ при проведении массовых мероприятий в ДОУ.pdf

6. Инструкция по ПБ при проведении ремонтных работ.pdf

7. Инструкция по ПБ и при проведении окрасочных работ.pdf

8. Инструкция по пожарной безопасности при проведении временных огневых работ.pdf

9. Инструкция о порядке содержания, осмотра и приведения помещений в пожаробезопасное состояние.pdf

10. Инструкция о мерах пожарной безопасности в кладовых продуктов в ДОУ.pdf

11. Инструкция о мерах пожарной безопасности на складе инвентаря и ТМЦ в ДОУ.pdf

12. Инструкция о мерах пожарной безопасности в прачечной ДОУ.pdf

13. Инструкция о мерах пожарной безопасности на пищеблоке ДОУ.pdf

Инструкция по ПБ при проведении Новогодних мероприятий.pdf

Инструкция о порядке действиях персонала при эвакуации.pdf

Учебная эвакуация  в дневное время «Действия воспитанников и сотрудников МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» № 170 при срочной эвакуации при возникновении пожара на пищеблоке».

Учебная эвакуация в вечернее время с присутствием посетителей «Действия воспитанников и сотрудников МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» № 170 при срочной эвакуации при возникновении пожара в электрощитовой».

Общие сведения

Согласно действующим нормативно-правовым актам, проводить учебную тревогу в дошкольных учреждениях нужно не реже двух раз в год. Организация данного мероприятия позволяет воспитателям и детям отточить действия, которые нужно предпринять при возникновении ЧС. Тренировка должна проходить по утвержденному заранее плану эвакуации.

Внимание! Воспитатели должны знать, какой способ выхода из детсада на улицу является безопасным.

Тренировочная эвакуация в детском саду – это перемещение воспитанников в безопасное место при возникновении ЧС (например, пожар). Чем чаще прибегать к организации данного мероприятия, тем грамотней и уверенней будут действовать взрослые при реальной угрозе.

До воспитанников важно донести следующую информацию:

  • все распоряжения воспитателя подлежат строгому выполнению;
  • нужно уметь быстро находить свои вещи и одеваться;
  • действовать нужно быстро, но сохраняя спокойствие.

Внимание! По окончании эвакуации воспитатель должен сделать перекличку и убедиться в том, что все дети на месте.

Слаженная работа и соблюдение всех правил эвакуации гарантируют эффективность мероприятия. Дети и взрослые должны уметь покидать здание за 3-4 минуты. Однако если на объекте произойдет возгорание, то выйти на улицу может не получиться. При сильном задымлении нужно ожидать помощи сотрудников МЧС в помещении.

Одной из главных задач ДОУ является обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса. С этой целью проводятся противопожарные тренировки. Сотрудникам детсада нужно заранее посетить инструктаж по ПБ. На таком занятии они узнают, какие действия предпринимаются при возникновении возгорания на объекте.

Внимание! Цель тренировок по пожарной безопасности заключается в отработке слаженности действий сотрудников ДОУ и детей во время эвакуации в случае ЧС.

В статье будут упоминаться термины, значение которых не всем известно. Именно поэтому мы подготовили эту таблицу:

Термин

Определение

Учебная эвакуация

Мероприятие в системе мер по обеспечению безопасности объектов, для которых характерно массовое пребывание людей.  

Плановая учебная эвакуация

Эвакуация людей на случай ЧС, которая проводится по заранее утвержденному плану.

Расчетное время эвакуации

Время, за которое людям нужно покинуть здание по эвакуационным выходам.  

Фактическое время эвакуации

Время, которое потребовалось людям на то, чтобы покинуть здание.

Делаем вывод, что учебная эвакуация в детском саду – это одно из важных, сложных и ответственных мероприятий в системе мер по обеспечению ПБ.

Назначение

Перечислим основные задачи тренировки по пожарной безопасности:

  • научить сотрудников детсада быстро принимать решения в условиях ЧС;
  • сформировать у воспитателей и обслуживающего персонала ответственное отношение к обеспечению безопасности детей при ЧС;
  • проверить пожарно-техническое состояние образовательного учреждения;
  • обучить детей основам безопасности жизнедеятельности.

Порядок проведения

Процедура проведения учебной эвакуации требует определенной подготовки. Необходимо выполнить следующие действия:

  1. Утвердить несколько документов по пожарной безопасности. Один из них – «План эвакуации в детском саду».
  2. Провести для сотрудников инструктаж по пожарной безопасности. Прочитать лекцию может работник, который был назначен на должность ответственного за обеспечение ПБ. На занятии подчиненные должны узнать:
    — какие действия необходимо предпринять при пожаре;
    — как пользоваться средствами пожаротушения, размещенными на ПЩ (огнетушители, кошма и т.д.);
    — где находятся эвакуационные выходы;
    — как вызвать сотрудников МЧС на объект.
  3. Разработать план проведения учебной эвакуации. Его утверждением занимается работодатель.
  4. Утвердить перечень заданий, которые должны выполнить сотрудники при проведении учебной эвакуации.
  5. Провести занятия для администрации детского сада, а также обслуживающего персонала.
  6. Провести занятия для воспитанников образовательного учреждения. Дети должны знать, как нужно действовать и вести себя при возникновении возгорания или другой ЧС.
  7. Утвердить список лиц, которые проконтролируют ход проведения учебной тренировки. В состав комиссии могут входить должностные лица ДОУ или же работники другого учреждения.
  8. Определить дату и порядок проведения тренировки по эвакуации.
  9. Проверить на исправность первичные средства пожаротушения, которые расположены на объекте. Особое внимание уделяется огнетушителям.
  10. Если срок использования баллонов с огнетушащим веществом истек, то нужно сдать их на перезарядку.
  11. Проверить эвакуационные пути на наличие предметов, которые могут создать препятствие при выполнении эвакуации.
  12. Проверить системы оповещения и управления эвакуацией на исправность.

Внимание! За наличие и исправность первичных средств пожаротушения отвечает сотрудник, который был назначен на должность ответственного за ПБ.

Порядок проведения тренировки по пожарной безопасности:

  1. Осуществляется подача речевых и звуковых сигналов, которые уведомляют о возникновении ЧС.
  2. Воспитатели придерживаются инструкции, которая указана в Положении о проведении учебной эвакуации. Утверждением этого документа занимается работодатель.
  3. Заведующий ДОУ контролирует правильность проведения мероприятия. Также он должен зафиксировать время, которое потребовалось воспитателям и детям на то, чтобы покинуть здание.
  4. По окончании эвакуации проводится перекличка. Воспитатель должен убедиться в том, что все дети на месте.
  5. Если по результатам переклички выяснилось, что кто-то из детей отсутствует, то эту информацию нужно донести до заведующего.
  6. Проводятся поисково-спасательные работы по спасению ребенка.
  7. Обслуживающий персонал, который не принимает участия в проведении эвакуации, приступает к ликвидации возгорания. Для этого используются первичные средства пожаротушения.

Внимание! Под ПСП принято подразумевать инструменты, которые позволяют ликвидировать возгорание на начальной стадии.

По окончании эвакуации подводятся ее итоги. Это делает либо заведующий ДОУ, либо сотрудник, который занимался проведением эвакуации. Порядок действий:

  1. Проводится рабочее совещание, на котором должны присутствовать как педагоги, так и обслуживающий персонал.
  2. Подводятся итоги мероприятия.
  3. Вносятся предложения по улучшению эвакуации, а также пожарно-технического состояния ДОУ.
  4. Составляется акт. В этом документе прописываются результаты тренировки.

Внимание! Каждый сотрудник, который присутствует на совещании, должен сказать о недостатках, которые были выявлены при проведении тренировки по ПБ.

Периодичность

Согласно действующим нормативно-правовым актам, проводить учебную тревогу в дошкольных учреждениях нужно не реже двух раз в год. За соблюдением этого требования следят сотрудники контролирующих органов. Они в любой момент могут потребовать предъявить акт, в котором прописаны результаты тренировки.

Внимание! За непроведение тренировок по пожарной безопасности предусмотрена ответственность.

Учет проведения и результатов

Результаты учебных тренировок фиксируются в специальном акте. Форма этого документа не утверждена на законодательном уровне. Это значит, что составить бумагу допускается в произвольном виде. Однако в акте в обязательном порядке нужно указать определенные сведения. Перечислим их:

  • ФИО участников эвакуационной комиссии;
  • адрес ДОУ, а также его полное наименование;
  • технические характеристики объекта;
  • работники, которые принимают участие в учебной эвакуации;
  • время проведения мероприятия.
     

Образец акта:

Внимание! Скачать образец акта можно бесплатно из интернета.

В конце документа указываются выявленные недочеты, которые подлежат устранению. Участники эвакуационной комиссии должны отметить, кто из работников не справился с выполнением эвакуации.

Внимание! К акту нужно приложить список воспитанников, которые выполняли учебную эвакуацию.

Составить акт можно как в письменной, так и в электронной форме. Во втором случае потребуется оформить ЭЦП.

Заполнением акта занимается представитель комиссии, а подписать документ должен ее председатель. Дополнительно на бумаге проставляется печать.

Также в ДОУ должен быть журнал учета тренировок по эвакуации. Его ведением занимается сотрудник, которого назначили на должность ответственного за обеспечение ПБ.

Журнал учета удобнее вести в виде таблицы, в которой указываются следующие сведения:

  1. Дата проведения мероприятия.
  2. Тема мероприятия.
  3. С какой целью проводится мероприятие.
  4. Данные об участниках тренировки.
  5. Замечания и итоги мероприятия.
  6. Отметка об устранении выявленных недочетов.
     

Журнал можно вести как в бумажной, так и в электронной форме. В первом случае документ нужно прошнуровать и пронумеровать, во втором – оформить электронную цифровую подпись.

Внимание! Страницы документа нумеруются для того, чтобы исключить незаконное изъятие или внесение листов.

Изучить содержимое журнала учета могут сотрудники контролирующих органов при проведении плановых и внеплановых проверок. Если документа не окажется, то штрафов не избежать. О размерах взысканий подробнее говорится в КоАП РФ.

Ответственность

О необходимости проведения тренировок по пожарной безопасности говорится в действующих нормативно-правовых актах. Это значит, что за нарушение данного требования предусмотрена ответственность.

Размер взыскания за непроведение тренировок по эвакуации:

  • для юридического лица – от 150 до 200 тыс. рублей;
  • для индивидуального предпринимателя – от 20 до 30 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 6000 до 15 000 рублей.
     

Выявить факт нарушения могут представители надзорных органов, которые проводят проверки в ДОУ.

Действия во время пожара

Во время пожара сотрудникам ДОУ нужно быстро реагировать на ситуацию. От них требуется своевременное купирование источника угрозы, чтобы минимизировать последствия ЧС.

Сотрудник, который обнаружил признаки возгорания, должен незамедлительно донести эту информацию до заведующего, а также вызвать пожарных. По телефону нужно будет четко назвать, что горит, где и каков масштаб ЧС.

Работник, обнаруживший очаг возгорания, должен оповестить об этом остальных сотрудников детского садика. После этого воспитатели приступают к эвакуации детей из горящего здания. Можно попробовать ликвидировать возгорание самостоятельно. Для этого применяются первичные средства пожаротушения.

Оповещение

Оповещает о возникновении возгорания пожарная сигнализация. Ее наличие обязательно для всех образовательных учреждений. В помещениях могут быть установлены световые, звуковые или речевые датчики.

Действия для разных лиц

Действия при пожаре в детском саду для разных лиц отличаются.

Для воспитателя

Действия воспитателя при пожаре в детском саду:

  1. Успокоить воспитанников и не паниковать.
  2. Собрать детей и убедиться в том, что по путям эвакуации можно безопасно покинуть здание.
  3. Выбрать безопасный маршрут эвакуации.
  4. Построить воспитанников и взять с собой журнал посещаемости.
  5. Ребята должны идти по двое, взяв друг друга за руки.
  6. На улице проводится перекличка.
  7. Если безопасного маршрута нет, то необходимо выдать каждому ребенку повязку и оставаться в помещении.
  8. Когда пожарные прибудут на объект, необходимо подать им сигнал о том, что в здании есть люди.

Для заведующего

Последовательность действий для заведующего:

  1. Позвонить в пожарную часть и сообщить о ЧС.
  2. Обязать завхоза активировать пожарную сигнализацию.
  3. Проконтролировать отключение газо- и электроснабжения.
  4. Определить кратчайшие пути эвакуации, по которым можно покинуть горящее здание.
  5. Возглавить эвакуацию. Особое внимание уделяется выводу воспитанников из здания.
  6. Провести перекличку.
  7. Выполнить эвакуацию материальных ценностей.
  8. Сообщить в Департамент образования о состоянии воспитанников, а также предпринятых действиях.

Для завхоза

Порядок действий для завхоза:

  1. Проконтролировать отключение энергосистем.
  2. Поручить одному из сотрудников встретить сотрудников МЧС.
  3. Эвакуировать сотрудников и воспитанников из горящего здания.
  4. Контролировать действия по открытию запасных выходов.
  5. Организовать работы по поиску людей, которые не вышли из здания.
  6. Оповестить сотрудников МЧС о состоянии объекта и предпринятых действиях.

Для охранника

Алгоритм действий для охранника:

  1. Эвакуировать людей и материальные ценности.
  2. Проследить за тем, чтобы в здании не осталось людей.
  3. Попробовать ликвидировать возгорание при помощи первичных средств пожаротушения.
  4. Доложить о ситуации сотрудникам МЧС, прибывшим на объект.
  5. Если есть подозрение, что здание могли поджечь, то нужно начать поиск злоумышленников.
  6. Оцепить территорию ДОУ до приезда сотрудников полиции.

Внимание! Если использование ПСП сопряжено с риском для жизни, то нужно выполнить эвакуацию.

Оказание первой помощи

Медицинский работник ДОУ, получивший сообщение о пожаре, должен собрать набор для оказания первой помощи пострадавшим. При необходимости нужно вызвать скорую помощь.

При пожаре многие погибают не от ожогов, а от угарного газа. Перечислим признаки отравления:

  • отдышка;
  • головокружение;
  • головная боль;
  • недомогание.
     

При отравлении человек может даже потерять сознание. Чтобы оказать ему помощь, необходимо сделать искусственное дыхание, дать понюхать нашатырный спирт.

Если один из сотрудников или воспитанников получил ожоги, то нужно выполнить следующие действия:

  1. Сбросить горящую одежду или погасить пламя. Для этого можно воспользоваться кошмой, которая входит в комплектацию пожарного щита.
  2. Охладить водой пораженный участок.
  3. Наложить стерильную повязку на рану. Если такой нет под рукой, то можно использовать сухую ткань.
  4. Уложить или усадить пострадавшего.
  5. Вызвать скорую помощь.
  6. Дать пострадавшему таблетку анальгина.

Внимание! При ожогах нужно пить больше жидкости (вода, чай и т.д.).

Отработка террористической угрозы

Помимо тренировок по пожарной безопасности, в детских садах нужно проводить антитеррористические инструктажи.  

Если на территории ДОУ был обнаружен подозрительный предмет, то администрация должна:

  1. Поручить сотрудникам и воспитанникам не приближаться к предмету.
  2. Поручить заместителю заведующего выставить оцепление из сотрудников ДОУ, чтобы обеспечить общественный порядок.
  3. Поручить заместителю заведующего обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов.
  4. Эвакуировать сотрудников и воспитанников из здания при необходимости.

Обучение воспитанников

Чтобы обучить воспитанников правилам пожарной безопасности, а также действиям, которые требуется предпринять при возникновении ЧС, необходимо периодически проводить для них соответствующие занятия.

Дети должны уметь:

  • без паники выполнять указания воспитателя при возгорании;
  • пользоваться влажной тряпкой;
  • вести себя при задымлении: покидать помещение на четвереньках;
  • передвигаться по эвакуационным путям.

Методы

Донести до воспитанников необходимую информацию можно в игровой форме. Все зависит от профессиональных качеств педагога.

Проводящее лицо

Проводить занятия по пожарной безопасности для детей могут:

  • воспитатели, которые прошли инструктажи по пожарной безопасности;
  • учителя ОБЖ;
  • представители противопожарной службы.

Алгоритм действий при пожаре в ДОУ

Детей учат следующим вещам:

  1. Слушаться педагога, который занимается эвакуацией.
  2. Использовать мокрую повязку, если здание сильно задымлено.
  3. Перемещаться по маршрутам эвакуации ползком.
  4. Слушать воспитателя даже после эвакуации из горящего здания.
     

Также в ДОУ размещаются макеты пожарных щитов. Это делается для того, чтобы дети знали, как выглядят первичные средства пожаротушения.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Что делать, если пожарная сигнализация в детском саду сработала ложно?

Сотрудник, который был назначен на должность ответственного за обеспечение пожарной безопасности, должен выполнить следующие действия:

  1. Подойти к пульту СПС и нажать на кнопку сработавшего шлейфа.
  2. Отключить шлейф, чтобы погасла сигнальная лампа.
  3. Повторно активировать кнопку сработавшего шлейфа.
  4. Если активируется сигнал тревоги, то отключить шлейф.
  5. Позвонить в пожарную охрану по номеру 112 и сообщить о ложном срабатывании СПС.
  6. Донести до обслуживающей организации информацию о том, что СПС сработала ложно.
  7. Проконтролировать ремонт шлейфа, а также его последующую активацию.
  • Что нельзя делать в детском саду, чтобы не допустить возгорания?

В ДОУ запрещено:

  1. снимать двери в проемах, которые соединяют коридоры с лестничными клетками;
  2. оставлять включенные в сеть электрические приборы без присмотра;
  3. использовать электрочайники в помещениях, где могут находиться дети;
  4. хранить на чердаке какие-либо материалы;
  5. зажигать в помещении бенгальские огни, фейерверки и т.д.

Заключение

Из статьи мы выяснили, какой порядок действий при пожаре в ДОУ нужно предпринять. Воспитателям необходимо вывести детей из здания по путям эвакуации. Остальные сотрудники должны попробовать ликвидировать возгорание при помощи первичных средств пожаротушения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по организации планирования оформлению и учету служебных командировок сотрудников овд
  • Инструкция по окрашиванию бровей studio professional
  • Инструкция по окрашиванию волос эстель делюкс
  • Инструкция по организации противопожарного режима в лагере дневного пребывания
  • Инструкция по окрашиванию волос краской эстель принцесс