← Назад к номеру журнала
Разрабатываем Инструкцию по ПЭН
Рубрика «Практикум»
Т.А. Филистович,
начальник службы охраны окружающей среды ООО «Белагротерминал» ГК «Содружество»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды (ст. 94 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1]).
Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов осуществляются за счет собственных средств и иных источников финансирования в соответствии с инструкцией, разработанной и утвержденной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в порядке, установленном Минприроды.
Словарь
Вредное воздействие на окружающую среду – любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды[2].
Инструкция по ПЭН: общие требования
Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – инструкция по ПЭН, Инструкция) разрабатывается в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52[3].
Инструкция по ПЭН разрабатывается в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности и природоохранных аспектов организации. В ней определяется последовательность действий природопользователя при осуществлении производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – производственные наблюдения), включая организацию мест отбора проб и проведение измерений, в соответствии с характером вредного воздействия этой деятельности на состояние окружающей среды и фактическим состоянием окружающей среды в зоне воздействия природопользователя.
[1] В ред. от 04.01.2022; далее – Закон об охране окружающей среды.
[2] Статья 1 Закона об охране окружающей среды.
[3] В ред. от 24.10.2019.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 5 (143), май 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Согласно п. 7.1.1. [1] юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять планирование мероприятий по осуществлению производственных наблюдений для объектов производственных наблюдений (планы-графики, планы мероприятий и др.)
Согласно п. 6 [1] объектами производственных наблюдений могут являться:
· природные ресурсы, а также топливо, сырье, материалы, используемые в хозяйственной и иной деятельности;
· методы эксплуатации и управления производственными процессами;
· технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ;
· источники образования отходов, в том числе производства, цехи, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;
· выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая газоочистные установки и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства;
· сбросы сточных вод в водные объекты, источники сбросов сточных вод, в том числе в системы канализации и сети водоотведения, системы очистки сточных вод;
· системы повторного и оборотного водоснабжения;
· поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;
· подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
· земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
· системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов, рециркуляции (рециклинга), восстановления, обезвреживания, утилизации озоноразрушающих веществ;
· объекты по использованию отходов, объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов;
· объекты растительного мира;
· природные объекты и комплексы, в том числе особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, расположенные в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в зоне воздействия объектов природопользователя;
· готовая продукция;
· иные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Из вышеперечисленного списка объектов производственных наблюдений формируется план-график с перечнем объектов, имеющимся в Вашей Организации.
Приведем пример производственных наблюдений, типичный для производственного предприятия:
— топливо, сырье, материалы, используемые в хозяйственной и иной деятельности;
— технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ;
— источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;
— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая газоочистные установки и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства
Пример мероприятий по осуществлению производственных наблюдений
Объект: топливо, сырье, материалы, используемые в хозяйственной и иной деятельности
Мероприятия: проверка качества входного сырья на соответствие ТНПА для производства продукции
Периодичность наблюдений: 1 раз в квартал
Объект: технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ
Мероприятия: техническое обслуживание оборудования для литься пластмасс
Периодичность наблюдений: согласно паспорту оборудования
Объект: источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии
Мероприятия: контроль раздельного сбора отходов на источниках образования согласно инструкции по обращению с отходами
Периодичность наблюдений: постоянно
Объект: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая газоочистные установки и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства
Мероприятия: проведение лабораторных измерений источника выбросов – Котельная на твердом топливе с привлечением лаборатории аналитического контроля
Периодичность наблюдений: 1 раз в квартал
Утверждаю
Директор
Частного торгового унитарного
предприятия «Позитивчик»
__________________ / Позитивчик А.Н../
План проведения производственных наблюдений
в области охраны окружающей среды
на 2023 г.
№ п/п |
Объекты контроля |
Периодичность |
Что контролируется |
|
1 |
Места временного хранения отходов |
Не реже 1 раза в полугодие |
Состояние емкостей, тары для хранения отходов, исправность тары, окраска, наличие надписей и др.; Cостояние площадок для размещения контейнеров (емкостей) с отходами (упорядоченность разме-щения контейнеров, отсутствие захламленности); Недопущение смешивания разных видов отходов; Недопущение переполнения контейнеров (емкостей), Своевременность вывоза отходов |
|
2 |
Ведение учета в области охраны окружающей среды |
1 раз в год |
Ведение журнала учета ПОД-10, сопроводительных паспортов перевозки отходов, сдача отчетности 1-отходы «Минприроды» |
|
3 |
Состояние природоохранной документации |
1 раз в год |
Проверка инструкции по обращению с отходами на соответствие действующему законодательству; Заполнение экологического паспорта предприятия до 01.03.2023 |
План составлен
_____________________/______________________/
© ИП Амельченя Евгений Иванович Сосредоточьте внимание на главном ― документы оставьте нам…
mts, vel 587-22-22
сайт: Instr.deal.by
__________________________
1 — Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 11 октября 2013 г. N 52 «Об осуществлении производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов»
Актуальные темы
Полезные статьи
|
Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов разрабатывается взамен инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
Такие изменения вступили в действие с 14.11.2019 г. С этой даты инструкция по производственному экологическому контролю считается недействительной и подлежит замене на инструкцию по осуществлению производственных наблюдений.
Обязанность по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных наблюдений в области охраны окружающей среды предусмотрена ст. 94 Закона РБ об охране окружающей среды.
Важно! Согласно требованиям экологического законодательства организовывать и проводить производственные наблюдения на предприятии вправе только работник, обладающий необходимыми знаниями в области охраны окружающей среды. Во избежание нарушений законодательства рекомендуется заказать разработку инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов у специалиста-эколога.
Документация, разрабатываемая в рамках проведения производственных экологических наблюдений:
- инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
- приказ на утверждение инструкции и назначения ответственного лица за проведение производственных экологических наблюдений;
- план-график проверок в рамках производственных наблюдений;
- перечень объектов производственных наблюдений
- программа инструктажей в области охраны окружающей среды;
- форма журнала регистрации инструктажей в области охраны окружающей среды;
- форма акта проверки в рамках производственных экологических наблюдений;
- план мероприятий в области охраны окружающей среды.
Стоимость и сроки разработки документов по производственным экологическим наблюдениям
Минимальный срок разработки документации составляет 2 рабочих дня.
Стоимость разработки документации по проведению производственных экологических наблюдений рассчитывается для каждого клиента индивидуально.
Стоимость услуг можно узнать по телефону 375291073311, написав по электронной почте info@ecootvet.by или в мессенджерах
Обычно с этой услугой заказывают:
- разработку инструкции по обращению с отходами производства;
- разработку экологического паспорта предприятия.
Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов — комплекс мероприятий по осуществлению контроля в области охраны окружающей среды.
Производственные наблюдения осуществляются с целью:
выявления нарушений природоохранного законодательства;
своевременного реагирования на нарушения в области охраны окружающей среды и принятия мер по устранению выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 94 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» производственный экологически контроль обязаны осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающее вредное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с терминологией Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», вредное воздействие на окружающую среду — любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды.
Исходя из этого можно сделать выводы, что вредное воздействие на окружающую среду оказывают субъекты хозяйствования при:
обращении с отходами производства и потребления (при образовании, хранении, перевозке и передаче отходов производства);
эксплуатации стационарных и мобильных источников выбросов загрязняющих веществ (автомобилей, специальной техники, котельных, газоочистных установок);
эксплуатации зданий и сооружений, источников водопотребления и водоотведения;
изъятии природных ресурсов из окружающей среды и т.д.
Справочно: обязанность по осуществлению производственного экологического контроля содержится также в Законах Республики Беларусь:
«Об обращении с отходами»;
«Об охране атмосферного воздуха».
Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды (ПН) осуществляют природопользователи на основании локальной инструкции по осуществлению производственных наблюдений, разработанной в организации в соответствии со спецификой природоохранных аспектов организации.
Инструкция по осуществлению производственного экологического контроля разрабатывается в соответствии с Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 11.10.2013 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и признании утратившим силу постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».
Инструкция по осуществлению ПН должна содержать разделы:
«Организация производственных наблюдений».
«Объекты производственных наблюдений».
«Планирование и проведение производственных наблюдений».
«Организация и проведение локального мониторинга окружающей среды».
«Организация и осуществление аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды».
«Планирование, разработка и утверждение мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением».
«Учет и отчетность в области охраны окружающей среды».
«Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в т.ч. в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов».
«Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством». Инструкция по осуществлению производственного экологического контроля в организации утверждается приказом руководителя субъекта хозяйствования.
Подробнее о разделах Инструкции по осуществлению ПН.
Раздел: «Организация производственных наблюдений» должен содержать сведения о:
должностном лице, на которого возложены обязанности по осуществлению производственных наблюдений или сведения о должностных лицах, службах, осуществляющих ПН), их права, компетенции, обязанности.
Справочно: лица, осуществляющие ПН (специалист по охране окружающей среды, эколог или служба экологической безопасности) должна подчинятся напрямую руководителю организации, в соответствии со ст. 95 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
Также раздел «Организация ПН» должен содержать сведения о порядке предоставлении информации по результатам производственных наблюдений руководителю субъекта хозяйствования.
На практике это значит, что в этом разделе указывается информация о том, кто осуществляет контроль в области охраны окружающей среды, что он может и обязан сделать в случае выявления нарушений природоохранного законодательства и как ставит в известность руководителя о выявленных нарушениях и принятых мерах.
Раздел: «Объекты производственных наблюдений» содержит информацию в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности о том, что необходимо контролировать в той или иной организации. С этим разделом нужно быть очень внимательно- в соответствии с Постановлением № 52, в качестве примера, указаны, как объекты контроля:
природные ресурсы, а также топливо, сырье, материалы, используемые в хозяйственной и иной деятельности;
методы эксплуатации и управления производственными процессами;
технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ;
источники образования отходов, в том числе производства, цехи, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая газоочистные установки и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства;
сбросы сточных вод в водные объекты, источники сбросов сточных вод, в том числе в системы канализации и сети водоотведения, системы очистки сточных вод;
системы повторного и оборотного водоснабжения;
поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;
подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов, регенерации (рециклинга) озоноразрушающих веществ;
объекты по использованию отходов, объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов;
объекты растительного мира;
природные объекты и комплексы, в том числе особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, расположенные в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в зоне воздействия объектов природопользователя;
готовая продукция;
иные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Инструкция по осуществлению ПН разрабатывается в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности.
Раздел: «Планирование и проведение производственных наблюдений» — в данном разделе нужно акцентировать внимание на том, как планировать производственные наблюдения в рамках вашей организации. Законодательно никак не закреплено, какие виды наблюдений должны быть в организации: ежедневный, еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный — все зависит только от желания, возможности, специфики производства. Тем более, что многие аспекты природоохранного законодательства тесно перекликаются с охраной труда, где и так и так ежедневно должны проверяется состояния газоочистных установок, оборудования, порядка хранения и утилизации отходов. Если в Инструкции вы укажете, что осуществляете экологический контроль в рамках проведения Дней охраны труда в организации и в рамках ежедневного контроля над состоянием охраны труда — почему бы и нет? Тем более в организациях Республики Беларусь, как правило, охраной труда, экологией, пожарной безопасностью занимаются одни и те же люди, поэтому распишите данный раздел Инструкции ПН подробно и в соответствии с уже действующими в организациями ЛПА — Инструкцией по осуществлению контроля над состоянием охраны труда, план-графиками Дней охраны труда и т.п., чтобы не усложнять и без того сложную систему контроля.
Планирование ПН должно осуществляться в соответствии с план-графиками, планами мероприятий и т.п., как было сказано выш е- логичнее всего не делать отдельную систему, а внедрить ее в уже существующую. Формы план-графиков ПН законодательно не закреплены, также нет требований о порядке их согласования или утверждения.
Также в данном разделе ПН должен быть прописан алгоритм действий должностного лица, ответственного за осуществление производственных наблюдений, или подразделения, осуществляющего ПН (при наличии) по осуществлению производственных наблюдений, оформлению результатов, выдаче предписаний, актов и т.д. Для оформления результатов я бы советовал объединить формы предписаний на устранение нарушений в области охраны труда и ПН, чтоб не увеличивать документооборот. Можно регистрировать результаты производственных наблюдений в отдельном журнале- все на ваше усмотрение. Формы актов, предписаний, журналов и иных отчетных документов, составляющихся по результатам ПН должны быть указаны в виде Приложений к Инструкции.
Раздел: «Организация и проведение локального мониторинга окружающей среды» разрабатывают организации, включенные в перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, определенным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.01.2017 № 5
В случае, если Ваша организация не указана в вышеприведенном перечне- укажите эту информацию в данном разделе Инструкции ПН.
Раздел: Организация и осуществление аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды» разрабатывается в соответствии с Положением о порядке осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды, утвержденного Постановлением Совета Министров от 20.06.2013 № 504, и должен сдержать сведения об объемах аналитического контроля в соответствии со спецификой Вашей организации. Эксплуатируете стационарные источники выбросов? Укажите с какой периодичностью осуществляется их инвентаризация. Мобильные источники? Аналогично. Воздух на границе санитарно-защитной зоны и т.п.- объем аналитического контроля напрямую зависит от количества эксплуатируемых объектов и специфики производства- не указывайте лишнюю информацию.
Раздел: «Планирование, разработка и утверждение мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением».
Раздел «Планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением» содержит информацию о порядке разработке мероприятий по функционированию системы производственного экологического контроля, соблюдению природоохранного законодательства и т.п. С целью минимизации документооборота можно в данном разделе указать, что планирование мероприятий по охране окружающей среды осуществляется ежегодно, а также предусмотреть процедуру планирования данных мероприятий в рамках разработки Плана мероприятий по улучшению условий труда работающих. т.е., например, если в следующем году в Вашей организации необходимо провести очередную инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то включайте его в План мероприятий по улучшению условий труда работающих- т.к. соблюдение требований природоохранного законодательства и планирование мероприятий по ООС можно рассматривать в рамках контекста соблюдения требований охраны труда на рабочих местах организации.
Раздел: «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды»
должен содержать сведения об:
ответственных лицах, за ведение отчетности (кто ведет учет выбросов, отходов, предоставляет государственную статистическую отчетность)
перечне форм учета и отчетности, ведущейся в организации.
Например, в организации есть источники выбросов, количество выбросов от которых ведется расчетным методом- указываете, что ведется журнал по форме ПОД-2. Если Ваша организация не хочет по каким-то причинам вести журнал по форме ПОД-2, а учет выбросов ведется, например, в специализированном программном обеспечении- укажите в каком, кто ведет, как печатает результаты и формирует архивный фонд документов.
Справочная информация: в соответствии с п. 3.5 Декрета Президента Республики Беларусь № 7 от 23.11.2017 «О развитии предпринимательства» ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» является добровольным к применению. При этом для того, чтобы «узаконить» свой отказ от применения вышеназванного ТКП необходимо подробно расписать процедуру учета в области охраны окружающей среды в Инструкции по осуществлению производственных наблюдений (а для отходов производства, дополнительно- в инструкции по обращению с отходами).
Раздел: «Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в т.ч. в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов» должен состоять из подразделов:
порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных непредвиденных ситуаций, приводящих к вредным воздействиям на окружающую среду (информацию можно брать из Плана ликвидации аварийных ситуаций, разработанного в рамках функционирования структуры ГО в организации) порядок расследования должностными лицами природопользователя случаев превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду (расписывается стандартный алгоритм: ЧС- комиссия- расследование- результаты расследования)
В целом- в данном разделе рассматриваются возможные варианты наступления чрезвычайных ситуаций для конкретного предприятия, мероприятия по локализации последствий и порядок расследования чрезвычайных ситуаций.
Раздел: «Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством» содержит информацию о порядке проведения повышения квалификации должностных лиц (в области ООС и ПН) и осуществления инструктажа по ООС работников организации. В данном разделе также может содержаться информация о порядке регистрации инструктажа по ООС среди работников, программа инструктажа по ООС. Также, с целью упрощения системы обучения и инструктажа работников в области ООС, в данном разделе может быть установлена возможность регистрации инструктажа по ООС в журналах регистрации инструктажа по охране труда.
Что касается необходимости обучения и повышения квалификации в области охраны окружающей среды, то это требование содержится только в некоторых НПА.
Так в соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» природопользователи, осуществляющие обращение с отходами обязаны обеспечить подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации. Также необходимость обучения (повышения квалификации работников) предусмотрена в качестве лицензионных требований в области обращения с отходами. При этом, в целом, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» в Положении о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденном данным постановлением, определено:
«п. 47. Руководители организаций обеспечивают направление:
специалистов по охране окружающей среды, иных работников, на которых возложены обязанности по охране окружающей среды и осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, архитекторов для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 года»
Организация производственных наблюдений:
+ 375 44 559 58 70
Александр Дроздов
К услуге по организации производственных наблюдений в области охраны окружающей среды
Официальное опубликование
Главная / Официальное опубликование / Новые поступления
Карточка документа
Тексты правовых актов публикуются в полном соответствии с подписанными подлинниками.
Правовые акты в контрольном состоянии на сайте etalonline.by.