Инструкция по приемке топлива с бензовоза

Порядок приемки нефтепродуктов

Нефтепродукты, поступающие в автоцистернах, принимаются по товарно-транспортной накладной (ТТН). На все принимаемые нефтепродукты должен быть предоставлен паспорт качества (сертификат соответствия). Прием нефтепродуктов в пунктах разгрузки осуществляется в строгом соответствии с требованиями “Правил технической эксплуатации” с соблюдением мер пожарной безопасности и техники безопасности под руководством и контролем вашего уполномоченного представителя, являющимися обязательными для исполнения водителем.

Ваш представитель обязан обеспечить свободный доступ автотранспорта к пунктам слива нефтепродуктов. Для доставки и разгрузки нефтепродуктов вам необходимо содержать подъездные пути в пунктах выгрузки, а также погрузочно-разгрузочные площадки в исправном состоянии, обеспечивающем в любое время осуществление перевозок, беспрепятственное и безопасное маневрирование автоцистерн, иметь устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время, необходимые для разгрузки приспособления и вспомогательные материалы, а также средства пожаротушения.

Доставленные нефтепродукты принимаются в пункте назначения следующим образом:

— перед разгрузкой нефтепродуктов ваш представитель в присутствии водителя проводит осмотр целостности пломбировки автоцистерны (если процедура опломбирования предусмотрена при получении нефтепродуктов)

— ваш представитель в присутствии водителя перед разгрузкой проверяет соответствие уровня нефтепродуктов калибровочной планке в горловине автоцистерны с отметкой в ТТН фактического расстояния между уровнем нефтепродуктов и калибровочной планкой

— ваш представитель проверяет правильность подсоединения сливного шланга к соответствующему резервуару и дает разрешение на слив с внесением в ТТН записи «Слив разрешен»

— в процессе слива ваш представитель должен следить за уровнем нефтепродукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и разлива нефтепродуктов

— доставленные нефтепродукты, должны быть слиты полностью. Ваш представитель должен лично убедиться в этом путем осмотра цистерны через наливную горловину

— при отсутствии расхождений между фактически принятым количеством нефтепродукта и количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, ваш представитель делает на свободном поле накладной запись о количестве и времени приема нефтепродукта, ставит штамп организации (записи, произведенные приемщиком на накладной не должны закрывать данные самой ТТН). Один экземпляр накладной остается у вашего представителя нефтепродуктов. В случае отсутствия штампа, ваш представитель заверяет ТТН личной подписью с указанием фамилии и занимаемой должности.

При приеме бензовозов на АЗС персонал должен следовать отраслевым нормам и положениям, требованиям к работе с легковоспламеняющимися материалами и пожароопасными веществами. Некоторые заправочные станции могут вводить в действие дополнительные правила поведения операторов, связанные с повышением безопасности.

Как только бензовоз прибывает на территорию АЗС, за его местонахождением и состоянием осуществляется постоянный контроль. Доставляемые на заправку в автоцистернах нефтепродукты (НП) следует принимать по ТТН (товарно-транспортной накладной), которая выписывается в 4 экземплярах.

Необходимые проверки перед приемом бензовоза

Перед тем как начать сливать новую партию нефтепродуктов, оператор проверяет в прилагаемых документах следующие параметры:

  • количество (объем) бензина или другого НП;
  • номер автомобильной цистерны;
  • наименование нефтепродукта;
  • сорт НП по действующему государственному стандарту.

Водитель бензовоза предоставляет сертификат, подтверждающий качество нефтепродукта, в котором приводятся технические нормативы по его составу согласно требованиям ГОСТ, показатели качества. Оператор должен проверить наличие на таком сертификате подписи и штампа ответственного лица.

В отчете смены, работающей на АЗС, а также в накладной указывается температура прибывшего нефтепродукта и время приезда бензовоза. Принимающий персонал проводит анализ горючего на наличие водной дисперсии, механических примесей в его составе до начала слива. Для этого следует убедиться в исправности рабочей площадки и подъемной лестницы, подняться к горловине резервуара автоцистерны, открыть крышку, осмотреть определяющую калибр емкости планку, оценить ее состояние. Указанное значение должно совпадать с калибровочным паспортом.

По требованиям инструкции о сохранении качества НП № 231, ответственный сотрудник должен правильно выполнить приемо-сдаточный анализ горючего. Необходимое количество нефтепродукта набирается в стеклянную тару. К специальной емкости прикрепляется бирка со следующими данными:

  • номер ТТН;
  • номер автозаправочной станции;
  • номер автомобильной цистерны (бензовоза);
  • марка нефтепродукта;
  • дата забора пробы;
  • ФИО сотрудника, отбирающего пробы, и водителя;
  • температура, плотность доставленного горючего;
  • номер резервуара.

Эти пробы хранятся до следующего заполнения резервуара, в котором будет находиться НП. По действующим правилам, при наличии на автомобильной цистерне пломб такой анализ проводить не требуется.

При отсутствии на бензовозе градуированной линейки количество прибывшего горючего определяется по степени заполнения резервуара. По действующим нормам, количество жидкого нефтепродукта должно доходить до горловины цистерны. Если персонал не нашел расхождения в указанных в накладной показателях и фактически полученных данных, топливо можно принимать.

Три экземпляра товарной документации оператор возвращает водителю, после чего начинает сливать НП.

Слив цистерны: как правильно сливать топливо

Перед началом приема нефтепродуктов прибывшая на АЗС цистерна должна быть обязательно заземлена, как указано в правилах пожарной безопасности. Чтобы обеспечить защиту от возникновения разряда статического электричества, к автомобилю прикрепляется УЗА (устройство заземления автоцистерн), который затем соединяется с заземляющим контуром заправочной станции.

Автомобиль с НП не должен мешать проезду заправляющихся машин, поэтому его следует принять и разместить вдоль пути следования всего автотранспорта.

При проверке персоналом сертификатов на поступившее горючее водитель прибывшей цистерны должен:

  • заглушить двигатель;
  • поставить бензовоз на ручной тормоз;
  • покинуть кабину.

Ответственный работник, который будет сливать НП, все время находится рядом с заполняемым резервуаром, следя за тем, чтобы не произошло переполнения или разлива легковоспламеняемой жидкости. При наличии утечки процесс заполнения емкости сразу прекращается до полного ее устранения.

Правила и инструкции обращения с нефтепродуктами запрещают прием горючего в таких ситуациях:

  • на автоцистерне отсутствует или сорвана пломба;
  • сливное устройство или емкость с горючим бензовоза повреждены;
  • резервуар заполнен не полностью;
  • после анализа зафиксировано превышение количества механических или водных примесей в доставленном нефтепродукте;
  • в переданных товарно-транспортных накладных найдены расхождения с фактическими показателями или документация заполнена неправильно.

При наличии даже одного из перечисленных выше нарушений прием не производится, т.к. возникает потенциальная опасность не только для персонала АЗС, но и для дальнейших потребителей горючего.

Во время приема запрещается отпускать из заполняемого резервуара НП посредством топливораздаточной колонки. А на протяжении всего времени нахождения бензовоза на территории заправочной станции запрещен подъезд к нему транспортных средств на расстояние ближе 3 метров.

Что делать после слива бензовоза

После опорожнения автоцистерны ответственный работник заправки должен убедиться, что топливо слито полностью. Для этого предназначен верхний смотровой люк цистерны. Следующие после отключения перекачивающего насоса (если слив не происходил самотеком) действия выглядят таким образом:

  1. Закрыть запорные вентили со стороны насосного устройства, бензовоза.
  2. Отсоединить подающий рукав от перекачивающей установки.
  3. Слить оставшийся нефтепродукт из шланга в специальное ведро.
  4. Закрыть муфту сливного блока со стороны резервуара крышкой.
  5. Закрыть крышкой колодец для хранения нефтепродуктов.
  6. Отключить от цистерны заземляющее устройство.

Далее представитель администрации заправочной станции правильно устанавливает пломбу на задвижном устройстве трубопровода. По действующей инструкции, акт о приеме топлива подписывается принимавшим нефтепродукт сотрудником заправки, а также представителем администрации.

Производственные операции, осуществляемые на АЗС, включают комплекс мероприятий по приему, хранению и отпуску топлива и других нефтепродуктов. Технологическая схема их проведения отражается в проектной документации на автозаправочную станцию.

Особенности операций по приему нефтепродуктов на АЗС

Основной транспорт, используемый для доставки нефтепродуктов на АЗС, – автомобильный. Прием привезенного продукта осуществляют как минимум 2 оператора.

Во время данной операции должны быть приняты меры по:

  • обеспечению наличия средств для первичного тушения пожара;
  • предотвращению пролива нефтепродукта;
  • быстрой ликвидации последствий разлива продукта.

Перед началом операции перекачки топлива или масла операторы должны удостовериться в том, что:

  • технологическое оборудование, участвующее в приеме продукта, исправно;
  • нефтепродукт, который планируется наливать в резервуар (или его отсек), соответствует уже находящемуся там продукту;
  • заправка автомобилей прекращена;
  • сливное устройство автоцистерны исправно;
  • двигатель автомобиля выключен (этот пункт актуален для тех случаев, когда нефтепродукт сливается в ТС самотеком или перекачивается насосом АЗС).

Если автоцистерна не опломбирована, оператор АЗС должен проверить уровень продукта по планке, установленной на горловине, и убедиться с помощью водочувствительной ленты, что в АЦ отсутствует вода. Оператору необходимо проверить соответствие данных, указанных в товаротранспортной накладной, с результатами проведенных измерений.

Также необходимо:

  1. Взять пробу нефтепродукта для измерения его температуры. Помимо этого берется арбитражная проба, которая должна храниться еще в течение суток после продажи всего объема продукта.
  2. Открыть задвижку в аварийный резервуар, в который собирается аварийно или случайно пролитый продукт.
  3. Закрыть задвижку, которая блокирует возможность отведения поверхностных вод с площадки для АЦ в очистные сооружения.
  4. Присоединить рукав цистерны к сливному устройству, а саму цистерну заземлить.
  5. Передавать нефтепродукт из АЦ в резервуар только через фильтрующий элемент.

Технологические процессы хранения нефтепродуктов на АЗС

Чаще всего нефтепродукты на АЗС хранятся в двустенных стальных резервуарах, соответствующих нормативным требованиям, или фасованными в тару. Порядок хранения продуктов в емкостях должен быть организован так, чтобы их загрязнение или смешивание были исключены, потери сведены к минимуму, а качество полностью сохранено. В емкостях с бензином не должно быть подтоварной воды более установленного уровня, который обеспечивается конструкцией устройства для дренажа жидкости. Емкости могут заполняться нефтепродуктом не более чем на 95 % от их объема.

Ответственным за контроль и сохранение качественных характеристик нефтепродуктов является лицо, которое официально назначается распорядительным документом предприятия.

Для сохранения потребительских характеристик нефтепродукта необходимо:

  • содержать резервуары, сливные устройства, топливораздаточные колонки исправными и чистыми;
  • постоянно контролировать герметичность емкостей для хранения нефтепродуктов, технологических трубопроводных сетей, запорной арматуры, что позволяет исключить проникновение в них атмосферных осадков и грязи;
  • придерживаться гарантийного срока хранения;
  • соблюдать все требования нормативов.

Производственные операции на АЗС по выдаче нефтепродукта

Выдача и учет нефтепродуктов реализуется через ТРК или продажей фасованной продукции, образцы которой с ценами выставляют на специальных витринах.

Во время заправки автотранспорта необходимо соблюдать следующие условия:

  • ТС, ожидающие заправку, должны располагаться так, чтобы в случае необходимости их можно было быстро эвакуировать с площади станции;
  • расстояние между автомобилями в очереди – не менее 1 м;
  • заправляться вне очереди могут ТС спецназначения – пожарная охрана, полиция, скорая помощь, аварийная служба газового хозяйства;
  • двигатель автотранспорта во время заправки должен быть выключен, выключение и включение двигателя осуществляется на расстоянии не менее 15 м от колонки;
  • аварийно или случайно пролитые нефтепродукты необходимо удалить в специальные емкости.

Контроль качества продукции, уровня пожарной и экологической безопасности на территории станции упрощает автоматизация этих процессов. Автоматические системы позволяют измерять уровень продукта в резервуаре, его температуру, плотность, давление, определять наличие и количество подтоварной воды.

1. Перед тем, как Водитель начнёт слив дизельного топлива в вашу ёмкость, необходимо проверить плотность товара. Чаще всего берётся проба с середины секции автоцистерны. Для этого понадобится забраться на бензовоз и спец. приспособлением или небольшим ковшом (ведёрком) надёжно привязанным верёвкой, зачерпнуть дизельное топливо. После, прибором — Ареометром — которым измеряется плотность дизеля, замерить плотность. Вы сможете посчитать, пользуюсь нашим калькулятором какое количество литров вы должны получить !

3. Подписать бумаги! Важно, при недостаче товара, никогда не подписывайте бумаги по отгрузке водителю, который говорит будет уверять вас, что все вопросы решит офис. Если вы это сделаете, потом вы НИЧЕГО не сможете доказать и решить. Важное правило при приёмке дизельного топлива и недостаче: подписывать накладные с указанием фактически принятого веса(объёма) товара или не подписывать вообще!

Вопрос №25 – По каким правилам принимается бензовоз на АЗС?

Сергей Чернов из Ярославля спрашивает:

Существуют ли какие-то общие правила приема бензовоза или для каждой АЗС это свои собственные нормы? Как определить, что машина принята и разгружена правильно?

Ответ нашего специалиста:

Правила приема бензовоза подчиняются общим положениям о работе с пожароопасными веществами. Каждая АЗС вправе добавлять вспомогательные меры безопасности, однако снижать качество проверки нельзя.

Перед сливом продукта

Нефтяные продукты, поступающие на АЗС, принимают согласно накладной, в которой указаны такие данные:

Прием нефтепродуктов на АЗС

Прием нефтепродуктов на АЗС

  • номер автомобильной цистерны;
  • объем продукции;
  • сорт и наименование – в соответствии с ГОСТом.

Документ выписывается в четырех экземплярах. Водитель обязан сдать на АЗС также сертификат качества нефти, в котором указаны технические условия или ГОСТ, а также качественные показатели. Сертификат должен иметь штамп и подпись ответственного специалиста.

В накладной и отчете смены АЗС записывают температуру нефти в цистерне до ее слива, а также время, когда цистерна налита. Перед получением нефти оператор должен провести ее анализ на предмет содержания воды и механических примесей. Проба, на баночке с которой указаны данные о нефти и аналитике, хранится до следующего заполнения резервуара нефтью. Если емкость опломбирована, проверять воду не нужно.

Если машина не оборудована градуированной таблицей, объем определяют по полноте заполнения. Она должна быть заполнена по планку на горловине. Если данные о наполнении машины нефтью не отличаются в накладной и по результатам проверки, оператор принимает товар и расписывается в накладной. Три экземпляра документа отдаются водителю.

Общая схема контроля бензовоза

Общая схема контроля бензовоза

Слив цистерны

Автомобильная цистерна должна быть заземлена перед началом слива согласно правилам приема бензовоза. Машина ставится по направлению движения автотранспорта и должна иметь свободный проезд на аварийные случаи.

Во время приема материалов нельзя находиться в кабине водителя, двигатель выключен, машина на ручном тормозе. После приема оператор должен убедиться в полном сливе. Во время передачи продукции оператор следит за наполнением резервуара и за тем, чтобы он не переполнился. Передачу нефти немедленно прекращают, если обнаружена утечка.

Что должен знать оператор АЗС

Принимать нефтяные продукты запрещено в таких случаях:

  • неисправная цистерна или сливное устройство;
  • отсутствует или нарушена пломба;
  • неправильно оформленные документы;
  • неполное заполнение цистерны;
  • наличие воды и механических примесей, а также другие несоответствия стандарту качества.

Когда запрещено принимать нефтепродукты на АЗС

Несоблюдение этих правил опасно приемкой некачественных материалов, потенциально опасных как для работников АЗС, так и для потребителей.

По окончании приема представитель администрации предприятия ставит пломбу на задвижке трубопровода. Документ об акте приема подписывается товарным оператором, оператором станции и представителем администрации.

Видео: Учебный фильм Газпромнефть АЗС

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по приемке груза на склад
  • Инструкция по приемке квартиры в новостройке с отделкой
  • Инструкция по приготовлению чайного гриба
  • Инструкция по приготовлению раствора едкого натра
  • Инструкция по приготовлению раствора хлорида натрия