Большая часть автолюбителей заблаговременно готовятся к наступлению зимы, сдавая отработанные батареи скупщикам, взамен, приобретая новые, однако есть и те, которые стараются подзарядить и использовать батарею и дальше.
Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля
Перед приобретением ЗУ (зарядное устройство), определяют тип АКБ:
- Для свинцовых и гелиевых — специальные ЗУ.
- Для остальных — универсальные ЗУ.
Затем определяются с емкостью аккумулятора, измеряемой в А*ч. Чем она больше, тем дольше придется заряжать батарею. И тем более мощный нужно приобретать ЗУ, чтобы зарядка не растянулась на сутки.
Тут учитывается следующее:
- Большая доля зарядных устройств — с током зарядки 6 А. Данный показатель подойдет для АКБ, чья емкость в пределах 60-70 А*ч.
- Если у вас внедорожник, большегрузное ТС, потребуется ЗУ уже с током 18 А.
Опытные автолюбители предпочитают ЗУ с плавающим регулированием, которое позволяет в автоматическом режиме по мере зарядки снижать ток вдвое. Когда же батарея заряжается на все сто, зарядник самостоятельно отключается. Такая мера не только ускоряет процедуру, но и позволяет восстановить заряд полностью — до 100%.
Если функции автоматического снижения тока нет, то владельцу придется самому следить за процессом, чтобы исключить возможность перезарядки.
Можно выделить также характеристики «идеального» ЗУ для автомобиля:
- 12 или 24 В. Для легкового достаточно 12 В.
- Наличие автоматического режима.
- Пуско-зарядное устройство, способное запустить двигатель даже в отсутствие АКБ.
- Универсальность — возможность зарядки гелиевых, кальциевых и серебряных батарей.
- Возможность проверки как емкости, так и работоспособности АКБ.
- Включение режима десульфатации.
- Возможность программируемой зарядки.
Техника безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.
Безопасность имеет первостепенное значение всегда, когда вы обслуживаете или эксплуатируете свой автомобиль. Начните с того, что наденьте защитные очки, которые защитят вас от попадания искр или аккумуляторной жидкости. Также советуется использовать перчатки.
Согласно принятым нормам работы с ЗУ и электроприборами, зарядка аккумулятора требует выполнения таких правил:
- АКБ заряжается только при положительной температуре и в хорошо проветриваемом помещении;
- подключать ЗУ к АКБ в комнате, где находятся дети или другие люди, нельзя;
- ни в коем случае не курите, не занимайтесь сварочными работами, не используйте никакие источники открытого пламени вблизи АКБ;
- не разрешается делать зарядку в помещениях с высокой влажностью;
- соединять клеммы и зажимы с ЗУ можно только тогда, когда зарядное устройство не подключено к розетке;
- даже если АКБ необслуживаемая, работать следует в защитных очках и перчатках;
- под рукой всегда держите раствор соды.
Определение степени заряда аккумулятора
Самый первый и простой способ – проверка напряжения мультиметром. Переведите устройство в режим контроля постоянного напряжения, и прислоните черный щуп к минусовой клемме, а красный – к плюсовой. Показания прибора необходимо сравнить со следующей таблицей:
Степень заряженности | Батарея 12В | Батарея 24В | Плотность электролита |
100 | 12.70 | 25.40 | 1.265 |
95 | 12.64 | 25.25 | 1.257 |
90 | 12.58 | 25.16 | 1.249 |
85 | 12.52 | 25.04 | 1.241 |
80 | 12.46 | 24.92 | 1,233 |
75 | 12.40 | 24.80 | 1.225 |
70 | 12.36 | 24.72 | 1.218 |
65 | 12.32 | 24.64 | 1.211 |
60 | 12.28 | 24.56 | 1.204 |
55 | 12.24 | 24.48 | 1.197 |
50 | 12.20 | 24.40 | 1.190 |
40 | 12.12 | 24.24 | 1.176 |
30 | 12.04 | 24.08 | 1.162 |
20 | 11.98 | 23.96 | 1.148 |
10 | 11.94 | 23.88 | 1.134 |
Второй и чуть более сложный способ – проверка плотности электролита. Выполняется данная процедура только на обслуживаемых аккумуляторах, у которых есть доступ внутрь. Необходимый прибор – ареометр, продается в любом автомагазине и стоит недорого.
Необходимо свериться с показателями данной таблицы:
Климатические районы и время года при замере плотности электролита | Плотность электролита, г/см куб | |||
Батарея заряжена | Батарея разряжена | |||
на 25% | на 50% | |||
Очень холодный с температурой от -50 до -30 градусов. | Зима | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
Лето | 1,28 | 1,24 | 1,20 | |
Холодный с температурой января -30 до -15 градусов | 1,28 | 1,24 | 1,20 | |
Умеренный с температурой января от -15 до -8 градусов | 1,28 | 1,24 | 1,20 | |
Теплый влажный с температурой января от 0 до +4 град. | 1,23 | 1,19 | 1,15 | |
Жаркий сухой с температурой января от -15 до +4 град. | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Если при применении какого-либо из данных способов выяснилось, что аккумулятор разряжен, необходимо его зарядить и лучше всего это сделать с помощью зарядного устройства или, например, трансформатора ЛАТР.
Оптимальный ток и время зарядки
Расчетное значение тока заряда для кислотных АКБ и на первом этапе заряда гелевых и AGM-аккумуляторов выбирают приблизительно 10% от характеристики емкости батареи в ампер-часах. Например, если емкость аккумуляторной батареи составляет 50 Ампер*часов, номинальную величину устанавливают на уровне приблизительно 5 Ампер. Если для заряда берется глубоко подсевший аккумулятор, нетрудно подсчитать, что при этом он полностью подзарядится за 10 часов. В крайних случаях допускается увеличить номинальный ток, но не более чем на 5%. Например, если необходимо полностью зарядить севшую АКБ емкостью 100 Ампер*часов за ночь, то есть, 8 часов, ее можно заряжать 100/8=12,5 Амперами. Следует учитывать, что зарядное устройство должно быть рассчитано на такую величину.
Как часто необходимо заряжать аккумулятор
Частота зарядки АКБ – величина, зависящая от множества факторов и определяемая индивидуально. Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, состоящих из электродов в виде свинцовых пластин. В банки заливается химический реактив – состоящий из воды и серной кислоты электролит. Именно их взаимодействие и позволяет накапливать необходимый заряд и в случае нужды отдавать его.
К сожалению, аккумулятор не вечен, а его ресурс даже при правильной эксплуатации ограничен несколькими годами. По мере эксплуатации ёмкость АКБ снижается, чему способствуют следующие обстоятельства:
- загрязнение электролита, существенно ухудшающее его способность взаимодействовать с электродами;
- испарения электролита вследствие перезаряда;
- сульфатация и осыпание свинцовых пластин.
Чем ниже ёмкость батареи, тем чаще её нужно подзаряжать, хотя при этом время, необходимое для достижения максимальной плотности электролита, снижается. Современные необслуживаемые батареи критичны к полной разрядке – двух таких циклов достаточно, чтобы аккумулятор уже нельзя было использовать. Вот почему так важно периодически проверять вольтаж источника питания, и при необходимости восполнять заряд.
Допускается летом использовать АКБ, степень заряда которой составляет 50% и выше, но зимой этот показатель должен быть не менее 75%. Работники СТО рекомендуют выполнять процедуру полной зарядки автомобильных аккумуляторов хотя бы дважды в год, причем перед наступлением холодов это обязательно. Рекомендация касается всех АКБ, независимо от их текущего состояния.
Инструкция по зарядке
- Проверяем и доливаем уровень электролита до необходимого.
- Пробки банок должны быть сняты.
- Подсоединяем клеммы зарядного устройства к аккумулятору и включаем «зарядник» в сеть. Не наоборот. Ток, выставляемый на зарядном устройстве, должен составлять примерно 10-ю часть от ёмкости вашей батареи. Если, например, ёмкость 60а/ч, то ток устанавливается на 6 ампер.
- Во время зарядки вы должны наблюдать, что стрелка амперметра клонится к нулю. Это значит, что АКБ заряжается.
- После зарядки аккумулятора проверяем уровень и плотность электролита, и при необходимости доливаем дистиллированную воду.
Если вы приобретаете сухозаряженную батарею, то ей также необходима частичная зарядка. Разница в том, что в сухозаряженный аккумулятор вы должны долить электролит и дать ему постоять 2-3 часа. Затем замерить напряжение и, как правило, всегда произвести зарядку АКБ.
Зарядка необслуживаемых аккумуляторов также возможна. Но, эксперты рекомендуют производить подзарядку необслуживаемых АКБ профессионально на сервисе.
Теперь вы знаете как проверить и зарядить автомобильный аккумулятор. И даже если вам эти знания не понадобятся, они не будут лишними. Автомобиль иногда преподносит сюрпризы своему владельцу, и лучше быть к ним готовым.
Методы зарядки АКБ
Зарядка АКБ постоянным током
Как понятно из названия, с помощью регулируемого зарядного устройства устанавливают значение зарядного тока, равное 10% от емкости аккумуляторной батареи. При этом значение напряжения будет в процессе зарядки изменяться.
- Значение тока устанавливается на уровне 1/10 номинальной емкости батареи. Стандартная емкость составляет 55 или 60 ампер*час. Это означает, что сила тока на ЗУ не должна превышать 5,5-6 А соответственно. Вручную выставив данное значение на зарядном устройстве, необходимо продолжать зарядку до тех пор, пока напряжение, измеряемое на клеммах, не достигнет 14,4 В (допустимая погрешность — 0,1 В).
- При глубоком разряде АКБ следует заряжать его не номинальным, а минимальным током (1,5-2 А). Это позволит избежать сильного электролиза воды и постепенно увеличить плотность электролита за счет разложения сульфата свинца.
- По достижении указанного значения U следует снизить ток до 1/20 емкости. При 60 А*ч он соответствует 3 А. Снижение интенсивности зарядки позволяет снизить скорость нагрева реактива и продолжить дозарядку до максимума.
- Когда U достигнет 14,5-15 В, необходимо снова снизить I вдвое. На финальной стадии процесса нужно заряжать батарею до тех пор, пока оба параметра заряда (I, U) не обретут постоянное значение. Конечное значение I должно находиться в пределах 0,2 А, что соответствует саморазряду батареи. Весь процесс занимает от 8 до 12 часов.
Зарядка АКБ постоянным напряжением
Другой метод заряжания — с установлением постоянного напряжения на зарядном устройстве. Это значение зависит от типа аккумуляторной батареи. В момент подключения аккумулятора к зарядному устройству значение тока будет максимальным (и оно будет тем больше, чем больше разряжена батарея). Как правило, зарядные устройства имеют схемные решения, которые принудительно ограничивают ток зарядки пределами около 20…25 Ампер. Это делается для сохранения работоспособности как зарядного устройства, так и аккумулятора. По мере заряжания значение напряжения на клеммах аккумулятора приближается к выдаваемому зарядным устройством, а значение тока приближается к нулю. Происходит это по экспоненциальному закону.
Для зарядки при постоянном U необходимо:
- Установить напряжение на номинальный зарядный уровень — 14,4 В (допустимая погрешность — 0,1 В). Строгий контроль напряжения необходим при зарядке необслуживаемых батарей.
- Наблюдать за величиной тока. Она должна составить около 0,1 емкости (для обслуживаемых батарей) или 0,05-0,1 емкости (для необслуживаемых). I более 20% емкости является вредным для АКБ.
- При глубоком разряде начинать восстановление нужно с U не более 12-13 В. Значение I при этом не должно превышать 5% от емкости аккумулятора. Если I повышается, то напряжение нужно снизить еще сильнее
Ускоренная зарядка АКБ
Для быстрой зарядки АКБ нужно подать на нее I в 10-15 А, что соответствует 20-25% емкости устройства. За 15-20 минут интенсивного восстановления батарея приобретет достаточный заряд, чтобы завести авто. Регулярно пользоваться данным способом зарядки вредно, т.к. высокий ток ЗУ сокращает срок эксплуатации аккумулятора.
Полный разряд АКБ
Частой причиной глубокого разряда АКБ является банальная невнимательность. Зачастую достаточно оставить автомобиль с включенными габаритами или фарами, салонным освещением или магнитолой на 6-12 часов, после чего аккумулятор оказывается полностью разряженным. По этой причине многих автовладельцев интересует вопрос, можно ли восстановить полностью разряженный аккумулятор.
Как известно, полный разряд аккумулятора сильно влияет на срок службы батареи, особенно если говорить о необслуживаемом аккумуляторе. Производители автомобильных аккумуляторов указывают, что даже одного полного разряда бывает достаточно для выхода АКБ из строя. На практике относительно новые аккумуляторы удается восстановить как минимум 1 или 2 раза после их полного разряда без существенной потери эксплуатационных свойств.
Полностью посаженный аккумулятор заряжается таким током не менее 14-16 часов. Для примера рассмотрим зарядку аккумулятора с емкостью 60 Ампер-часов. В этом случае ток заряда должен быть в среднем от 3 А (медленнее) до 6 А (быстрее). Полностью разряженную автомобильную аккумуляторную батарею правильно заряжать самым малым током, причем как можно дольше (около суток).
Когда напряжение на клеммах аккумулятора больше не увеличивается на протяжении 60 мин. (при условии подачи одинакового зарядного тока), тогда аккумулятор полностью заряжен. Необслуживаемые аккумуляторы при полной зарядке предполагают величину напряжения на отметке 16.2±0.1 В. Следует учитывать, что такая величина напряжения является стандартом, но при этом имеется зависимость от показателя емкости АКБ, тока заряда, плотности электролита в аккумуляторе и т.д. Для замера подойдет любой вольтметр независимо от погрешности прибора, так как необходимо замерить постоянное, а не точное напряжение.
“Прикуривание”
Самым простым способом зарядки АКБ является запуск автомобиля методом «прикуривания» от другого авто, после чего нужно двигаться на автомобиле около 20-30 минут. Для эффективности зарядки от генератора предполагается либо динамичная езда на повышенных передачах, либо движение на «низах».
Главным условием является поддержание оборотов коленвала на отметке около 2900-3200 об/мин. На указанных оборотах генератор обеспечит необходимый ток, который позволит подзарядить батарею. Отметим, что данный способ подходит только при условии частичного, а не глубокого разряда АКБ. Также после поездки все равно потребуется реализовать полный заряд аккумулятора.
На сегодняшний день область применения аккумуляторных батареек типа АА и ААА достаточно обширна. Такие аккумуляторы устанавливаются на МР3-плеерах, многих моделях фотоаппаратов, детских игрушках и даже на пульте ДУ телевизора. Однако для постоянного поддержания нормального уровня заряда необходимо регулярно производить их зарядку. А для этого нужно иметь специальное ЗУ. В данной статье мы узнаем все особенности такого инструмента, как зарядное устройство для аккумуляторных батареек, и рассмотрим его функции.
Характеристика
Термин «зарядное устройство» подразумевает специальное приспособление для зарядки от энергии внешних источников. Как правило, такие инструменты преобразуют напряжение в 220 Вольт под 3,6 В (или какой там имеет заряд конкретно ваша модель батарейки), тем самым заряжая устройство до нужного уровня. По такому принципу действуют абсолютно все ЗУ данного типа.
Принято различать аккумуляторных батареек по мощности, а точнее, с максимальным током зарядки, которое оно может обеспечить. Данное значение на разных моделях ЗУ варьируется в пределах от 700 до 2000 мА. Чем больший ток будет вырабатывать устройство, соответственно, тем меньше времени уходит на
Наличие слотов
Зачастую стандартное зарядное устройство для батареек (инструкция по его эксплуатации прилагается к каждой модели отдельно производителем) имеет от 2 до 4 разъемов для зарядки батарей. При этом количество слотов и их численность всегда кратно двум. Кроме этого есть ЗУ, которые могут одновременно работать с разными типами аккумуляторов. В таком случае устройство имеет 2 слота: под АКБ типа АА (пальчиковые) и столько же разъемов под элементы типа ААА (так называемые мизинчиковые). При этом в конструкции таких ЗУ предусмотрен один разъем, предназначенный для перезаряжаемой «Кроны». Его вольтаж обычно составляет 9 V. батареек, работающее с несколькими типами АКБ, называется комбинированным.
Наличие защиты от перегрева и неправильной полярности
Данная функция имеется практически на всех моделях современных ЗУ. Она очень полезна и даже необходима, так как уберегает ЗУ и саму батарею от перегрева и выхода из строя. Если вы забудете о работе данного прибора (что может привести к перегреву и перезарядке) или установите АКБ с неправильной полярностью, наличие такой функции поможет избежать вам подобных последствий.
Зарядное устройство для аккумуляторных батареек с ЖК-дисплеем
Наличие слотов
Зачастую стандартное зарядное устройство для батареек (инструкция по его эксплуатации прилагается к каждой модели отдельно производителем) имеет от 2 до 4 разъемов для зарядки батарей. При этом количество слотов и их численность всегда кратно двум. Кроме этого есть ЗУ, которые могут одновременно работать с разными типами аккумуляторов. В таком случае устройство имеет 2 слота: под АКБ типа АА (пальчиковые) и столько же разъемов под элементы типа ААА (так называемые мизинчиковые). При этом в конструкции таких ЗУ предусмотрен один разъем, предназначенный для перезаряжаемой «Кроны». Его вольтаж обычно составляет 9 V. батареек, работающее с несколькими типами АКБ, называется комбинированным.
Наличие защиты от перегрева и неправильной полярности
Данная функция имеется практически на всех моделях современных ЗУ. Она очень полезна и даже необходима, так как уберегает ЗУ и саму батарею от перегрева и выхода из строя. Если вы забудете о работе данного прибора (что может привести к перегреву и перезарядке) или установите АКБ с неправильной полярностью, наличие такой функции поможет избежать вам подобных последствий.
Зарядное устройство для аккумуляторных батареек с ЖК-дисплеем

К сожалению, не все модели ЗУ для батареек сейчас укомплектовываются дисплеем. Есть варианты с (исключительно черно-белым), но они стоят гораздо дороже других. На такое зарядное устройство для батареек цена составляет около 1,5 тыс. рублей. И если вы имеете несколько устройств, работающих на АКБ подобного типа, покупка прибора с таким «девайсом» не будет лишней для вас. На таком дисплее предоставляется полная информация об электрическом токе, времени зарядки и напряжении. Это очень полезная функция, которая позволяет проследить за состоянием АКБ, не извлекая ее из разъема.
О: Нет. Её можно отключить после первого полного заряда. Более длительное время заряда не даст дополнительной мощности.
О: Нет. Литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы не имеют эффекта памяти. Их можно заряжать и разряжать в любой момент.
О: При нормальной работе аккумуляторная батарея немного или умеренно нагревается. Чтобы не допустить перегревания аккумулятора, используйте его в открытых местах и немедленно прекращайте использование в случае очень сильного нагревания.
О: В среднем, в зависимости от ёмкости, полностью заряженная аккумуляторная батарея сохраняет свой заряд от 6 до 12 месяцев. Однако для обеспечения максимально высоких рабочих характеристик рекомендуется, в зависимости от ёмкости, подзаряжать аккумуляторную батарею каждые 40 – 90 дней.
О: Нет. Можно попытаться восстановить ёмкость аккумуляторной батареи, последовательно 2 или 3 раза полностью разрядив и зарядив её.
О: Да. Кроме стандартного порта USB с питанием 5В можно также подзаряжать аккумуляторную батарею от любого адаптера 5В, обладающего достаточной электрической мощностью, включая автомобильный адаптер 5В.
- Можно и нужно
-
- 1. Перед установкой батареек прочитайте инструкции, прилагающиеся к устройству.
- 2. Используйте батарейки только того типа и размера, которые указаны производителем устройства. Устанавливайте батарейки в устройство правильно, соблюдая полярность подключения (+) и (-).
- 3. Вынимайте все использованные батарейки из устройства одновременно, и заменяйте их новыми батарейками того же размера и типа.
- 4. Храните батарейки в сухом месте при нормальной комнатной температуре.
- 5. Если не собираетесь использовать электрическое устройство в течение длительного времени, вынимайте из него батарейки.
- 6. Поддерживайте чистоту контактных поверхностей на батарейках и контактов в батарейных отсеках устройств; при каждой замене батареек протирайте их чистым карандашным ластиком или грубой тканью.
- 7. Храните батарейки в недоступном для детей месте. При проглатывании батарейки немедленно обратитесь к врачу.
-
- 1. Не бросайте батарейки в огонь, так как они могут взорваться.
- 2. Не пытайтесь подзаряжать обычные батарейки, так как это не аккумуляторы и они не предназначены для повторного заряда.
- 3. Не устанавливайте вместе старые и новые батарейки, а также батарейки разного типа. Это может привести к их разрушению и вытеканию, что способно вызывать ранение людей и повреждение оборудования.
- 4. Не носите батарейки россыпью в кармане или пакете вместе с такими металлическими предметами, как монеты, скрепки для бумаги, заколки для волос и т.п. Эти предметы могут вызвать короткое замыкание батареек и их сильное нагревание.
Нельзя
Аккумуляторы
- Можно и нужно
-
- 1. Перед установкой аккумуляторов прочитайте инструкцию, предлагающуюся к устройству.
- 2. Устанавливайте аккумуляторы в устройство правильно, соблюдая полярность подключения (+) и (-).
- 3. Всегда полностью заряжайте аккумуляторы перед использованием.
- 4. Первый заряд аккумуляторов или их заряд после длительного хранения обычно занимает три часа. Для поддержания полной ёмкости аккумуляторов рекомендуется прежде их полностью разрядить.
- 5. Во время заряда аккумуляторы становятся тёплыми; это нормально. После завершения полного заряда аккумуляторы постепенно охладятся до комнатной температуры.
- 7. Если не собираетесь использовать электрическое устройство в течение длительного времени, вынимайте из него аккумуляторы.
- 8. Поддерживайте чистоту контактных поверхностей на аккумуляторах и контактов в батарейных отсеках устройств; при каждой замене аккумуляторов протирайте их чистым карандашным ластиком или грубой тканью.
- 9. Если рабочие параметры аккумуляторов значительно снизились, настало время их заменить.
- 10. Храните аккумуляторы подальше от детей. При проглатывании аккумулятора немедленно обратитесь к врачу.
-
- 1. Не заряжайте щелочные, угольно-цинковые, литиевые и другие батарейки, которые не предназначены для повторного заряда, так как они могут потечь или взорваться, нанеся при этом травмы или повреждения.
- 2. Не заряжайте одновременно аккумуляторы разной ёмкости, кроме тех случаев, когда зарядное устройство оборудовано индивидуальными каналами заряда.
- 3. Не заряжайте аккумуляторы с разным остаточным зарядом (например, полностью заряженные и частично заряженные аккумуляторы) одновременно, кроме тех случаев, когда зарядное устройство оборудовано индивидуальными каналами заряда.
- 4. Не перезаряжайте или не переразряжайте аккумуляторы. Это приведет к снижению их срока службы.
- 5. Не используйте в электронном устройстве вместе аккумуляторы разного типа (например, NiMH, NiCd, щелочные и т.п.) и ёмкости (например, 1300мАч и 1600мАч).
- 6. Не замыкайте, не разбирайте и не прокалывайте аккумуляторы.
- 7. Не бросайте аккумуляторы в огонь. Они могут разорваться или потечь.
- 8. Не роняйте аккумуляторы и следите за тем, чтобы они не подвергались сильным ударам.
- 9. Не носите аккумуляторы россыпью в кармане или пакете вместе с такими металлическими предметами, как монеты, скрепки для бумаги, заколки для волос и т.п. Эти предметы могут вызвать короткое замыкание аккумуляторов и их сильное нагревание.
Нельзя
ReCyko+
- Можно и нужно
-
- 1. Аккумуляторные батареи нового поколения продаются заряженными и имеют низкую скорость саморазряда, поэтому их не требуется заряжать перед первым использованием.
- 2. Аккумуляторные батареи нового поколения продаются заряженными и имеют низкую скорость саморазряда, поэтому они в любой момент готовы к использованию.
- 3. Перед установкой аккумуляторов прочитайте инструкции по эксплуатации.
- 4. Устанавливайте аккумуляторы в устройство правильно, соблюдая полярность подключения (+ и -).
- 5. Во время заряда аккумуляторы становятся тёплыми. После завершения полного заряда аккумуляторы постепенно охладятся до комнатной температуры.
- 6. Храните аккумуляторы в прохладном и сухом месте.
- 7. Если не собираетесь использовать устройство в течение длительного времени, вынимайте из него аккумуляторы.
- 8. Поддерживайте чистоту контактных поверхностей на аккумуляторах; при замене аккумуляторов протирайте их чистым карандашным ластиком или сухой тканью.
- 9. Если рабочие параметры аккумуляторов значительно ухудшились, замените их.
- 10. Храните аккумуляторы в недоступном для детей месте. При проглатывании аккумулятора немедленно обратитесь к врачу.
-
- 1. Не заряжайте одновременно аккумуляторы разной ёмкости, кроме тех случаев, когда зарядное устройство оборудовано индивидуальными каналами заряда.
- 2. Не заряжайте одновременно аккумуляторы с разным уровнем заряда, кроме тех случаев, когда зарядное устройство оборудовано индивидуальными каналами заряда.
- 3. Не перезаряжайте или не переразряжайте аккумуляторы во избежание их повреждения.
- 4. Не используйте вместе аккумуляторы разного типа (например, NiMH, NiCd и щелочные) и ёмкости (например, 1300 мАч и 1600 мАч).
- 5. Не сжигайте и не деформируйте аккумуляторы, а также не замыкайте их.
- 6. Не бросайте аккумуляторы в огонь. Они могут разорваться или потечь.
- 7. Не роняйте аккумуляторы и следите за тем, чтобы они не подвергались сильным ударам.
- 8. Не носите аккумуляторы россыпью вместе с такими металлическими предметами, как монеты или скрепки, во избежание короткого замыкания.
Нельзя
Честно признаться, совсем недавно, если бы меня спросили про зарядку батареек, я бы улыбнулся и ответил: «Вы имели в виду аккумуляторов?». Но, как оказалось, с 2011 года в продаже появилась уникальное автоматическое зарядное устройство ROBITON Ecocharger Ak01
позволяющее заряжать не только NiMH/NiCD аккумуляторы, но и обычные щелочные (alkaline) батарейки. Предлагаю вашему вниманию тест данной «эко-зарядки» и NiMH аккумуляторных батарей ROBITON 2850MHAA
и 1100MHAAA
.
Немного о торговой марке.
На российский рынок продукция ROBITON
вышла в 2003 году. Сейчас ROBITON
, по данным с официального сайта www.robiton.ru , занимает приблизительно 15% рынка в категории «зарядные устройства для NiMH аккумуляторов». Кроме того, ROBITON
специализируется на разработке и производстве универсальных блоков питания, аккумуляторов, сетевых фильтров, таймеров, инверторов, тестеров. Вся продукция ROBITON
сертифицирована в соответствии с российскими и европейскими стандартами качества.
Технические характеристики ROBITON Ecocharger Ak01.
* Вход: 100-240 В АС 50/60 Гц
* Выход:
— NiCD/NiMH AA/AAA 1,2 В DC x 1-4 шт. 500± 20 мА
— Щелочные AA/AAA 1,5 В DC x 1-4 шт. 200± 20 мА
* Режим поддержания заряда малым током trickle charge ≤100± 20 мА
* Энергопотребление без нагрузки: ≤2 Вт
* Энергопотребление с полной нагрузкой: ≤7 Вт
* Норма накопление заряда: ≥80%
* Погрешность по току: ±20%
Распаковка
Автоматическое зарядное устройство ROBITON Ecocharger Ak01
поставляется в прозрачной блистерной упаковке, надежно защищающей от случайных повреждений. На упаковке присутствует наклейка, которая обращает внимание покупателя на уникальную функцию заряда щелочных батареек формата AA/AAA. Содержимое упаковки состоит из самого необходимого минимума — зарядное устройство и инструкция пользователя.
Внешний вид и органы управления.
Название модели Ecocharger
четко указывает на экологическую нишу позиционирования данного зарядного устройства. Ну как тут обойтись без зеленого цвета в оформлении?
На корпусе зарядного устройства присутствуют 4 гнезда для батареек самых распространенных типоразмеров AA (так называемые «пальчиковые») и ААА («мизинчиковые»). Над каждым гнездом расположен двухцветный индикатор процесса зарядки. Возможные его состояния:
* постоянно горит красным
цветом — идет зарядка NiMH/NiCd аккумулятора;
* постоянно горит зеленым
цветом — процесс зарядки аккумулятора/батарейки завершен;
* мигает попеременно красным
и зеленым
цветом — идет зарядка щелочной (алкалин) батарейки;
* постоянно мигает красным
цветом — установленный аккумулятор или батарейка непригодны к использованию.
Вилка для включения зарядного устройства в розетки электропитания расположена на задней части корпуса.
Работа возможна в сетях переменного тока от 100 В до 240 В, что означает работу в большинстве стран мира.
На правой грани устройства присутствует двухпозиционный переключатель режимов заряда: алкалин (щелочные) батарейки или NiMH/NiCD аккумуляторы.
Режимы работы устройства.
ROBITON Ecocharger
предельно прост в использовании, фактически режим использования сводится к выбору типа заряжаемых батарей, и принципу «включил и забыл».
Режим «алкалин».
Специальная технология заряда импульсами позволяет заряжать щелочные элементы до 10 раз (как можно прочитать на упаковке), на сайте компании чуть подробнее написано, что безопасно можно перезаряжать батарейки до 5 и более раз. Нюанс состоит в том, что с каждым циклом перезаряда остаточная емкость существенно уменьшается и, как правило, составляет около 50 % от номинальной на 5 цикле заряда. После 10 цикла заряд теряет смысл из-за низкой остаточной емкости батарейки и риска взрыва.
Режим «NiMH/NiCD».
Используется микропроцессорный контроль заряда ΔV, с автоматическим отключением и защитой от перегрева. Устройство автоматически определяет типа элементов питания и уровень их заряда, поэтому можно производить дозаряд не полностью разряженных аккумуляторов. Аккумуляторы большой емкости для которых не хватит 8 часов заряда, можно заряжать в два этапа.
В обоих режимах работы зарядного устройства присутствуют:
* защита от переполюсовки и короткого замыкания;
* возможно заряжать 4 штуки элементов питания размера АА и ААА, причем все четыре канала зарядки независимые, можно одновременно заряжать от 1 до 4 элементов питания, в том числе различающихся типоразмеров (АА и ААА) и емкостей;
* таймер безопасности — автоматически прекращает заряд батареек/аккумуляторов по прошествии 8 часов. В какой-то степени это может быть проблемой при зарядке полностью разряженных аккумуляторов большой емкости для которых может потребоваться больше 8 часов.
Важно! Нельзя одновременно заряжать щелочные батарейки и аккумуляторы. Это может привести к поломке устройства и взрыву элементов питания!.
Немного техно-порно.
Зачем нужно лезть внутрь зарядного устройства обычному пользователю? Правильный ответ — «незачем!». Поэтому предлагаю читателям ограничиться созерцанием фотографий внутренностей.
В первую очередь, лично мне, пришлось заглянуть внутрь из-за, пары щелочных батареек Varta Energy, потекших во время зарядки, которые своей «щелочной кровью» залили минусовые контакты зарядного устройства.
Половинки корпуса устройства держатся на трех винтах, один хорошо виден с обратной стороны устройства, два других спрятаны под декоративными зелеными накладками. Сами накладки крепятся на защелках.
На «лицевой» части платы все достаточно просто, из того, что бросается в глаза — на входе зарядного устройства стоит нормальный фильтр по питанию, преобразованием питания управляет интеллектуальная микросхема STMicroelectronics VIPer22a, температурных датчиков всего 2 (два) — по одному на два канала зарядки.
С обратной стороны «застройка» поплотнее, по группировке элементов можно не сомневаться, что управление всеми 4 каналами зарядки независимое, программа управления циклом заряда «зашита» в микроконтроллер 3F9454BZZSK94 производства Samsung.
В целом от осмотра внутренностей осталось положительное впечатление — используется современный микросхемный ряд, общее качество пайки отличное.
Небольшой осадок оставила не очень хорошая очистка платы (на заводе) от остатков паяльного флюса, на тестовом экземпляре устройства, пришлось немного потрудиться спиртом и ватной палочкой.
Тест зарядки NiMH аккумуляторов.
Для тестирования ROBITON Ecocharger
использовались лучшие, по заявленной емкости, представители аккумуляторных NiMH батареек из продукции ROBITON
типоразмера АА и ААА.
Внешний вид и органы управления.
Название модели Ecocharger
четко указывает на экологическую нишу позиционирования данного зарядного устройства. Ну как тут обойтись без зеленого цвета в оформлении?
На корпусе зарядного устройства присутствуют 4 гнезда для батареек самых распространенных типоразмеров AA (так называемые «пальчиковые») и ААА («мизинчиковые»). Над каждым гнездом расположен двухцветный индикатор процесса зарядки. Возможные его состояния:
* постоянно горит красным
цветом — идет зарядка NiMH/NiCd аккумулятора;
* постоянно горит зеленым
цветом — процесс зарядки аккумулятора/батарейки завершен;
* мигает попеременно красным
и зеленым
цветом — идет зарядка щелочной (алкалин) батарейки;
* постоянно мигает красным
цветом — установленный аккумулятор или батарейка непригодны к использованию.
Вилка для включения зарядного устройства в розетки электропитания расположена на задней части корпуса.
Работа возможна в сетях переменного тока от 100 В до 240 В, что означает работу в большинстве стран мира.
На правой грани устройства присутствует двухпозиционный переключатель режимов заряда: алкалин (щелочные) батарейки или NiMH/NiCD аккумуляторы.
Режимы работы устройства.
ROBITON Ecocharger
предельно прост в использовании, фактически режим использования сводится к выбору типа заряжаемых батарей, и принципу «включил и забыл».
Режим «алкалин».
Специальная технология заряда импульсами позволяет заряжать щелочные элементы до 10 раз (как можно прочитать на упаковке), на сайте компании чуть подробнее написано, что безопасно можно перезаряжать батарейки до 5 и более раз. Нюанс состоит в том, что с каждым циклом перезаряда остаточная емкость существенно уменьшается и, как правило, составляет около 50 % от номинальной на 5 цикле заряда. После 10 цикла заряд теряет смысл из-за низкой остаточной емкости батарейки и риска взрыва.
Режим «NiMH/NiCD».
Используется микропроцессорный контроль заряда ΔV, с автоматическим отключением и защитой от перегрева. Устройство автоматически определяет типа элементов питания и уровень их заряда, поэтому можно производить дозаряд не полностью разряженных аккумуляторов. Аккумуляторы большой емкости для которых не хватит 8 часов заряда, можно заряжать в два этапа.
В обоих режимах работы зарядного устройства присутствуют:
* защита от переполюсовки и короткого замыкания;
* возможно заряжать 4 штуки элементов питания размера АА и ААА, причем все четыре канала зарядки независимые, можно одновременно заряжать от 1 до 4 элементов питания, в том числе различающихся типоразмеров (АА и ААА) и емкостей;
* таймер безопасности — автоматически прекращает заряд батареек/аккумуляторов по прошествии 8 часов. В какой-то степени это может быть проблемой при зарядке полностью разряженных аккумуляторов большой емкости для которых может потребоваться больше 8 часов.
Важно! Нельзя одновременно заряжать щелочные батарейки и аккумуляторы. Это может привести к поломке устройства и взрыву элементов питания!.
Немного техно-порно.
Зачем нужно лезть внутрь зарядного устройства обычному пользователю? Правильный ответ — «незачем!». Поэтому предлагаю читателям ограничиться созерцанием фотографий внутренностей.
В первую очередь, лично мне, пришлось заглянуть внутрь из-за, пары щелочных батареек Varta Energy, потекших во время зарядки, которые своей «щелочной кровью» залили минусовые контакты зарядного устройства.
Половинки корпуса устройства держатся на трех винтах, один хорошо виден с обратной стороны устройства, два других спрятаны под декоративными зелеными накладками. Сами накладки крепятся на защелках.
На «лицевой» части платы все достаточно просто, из того, что бросается в глаза — на входе зарядного устройства стоит нормальный фильтр по питанию, преобразованием питания управляет интеллектуальная микросхема STMicroelectronics VIPer22a, температурных датчиков всего 2 (два) — по одному на два канала зарядки.
С обратной стороны «застройка» поплотнее, по группировке элементов можно не сомневаться, что управление всеми 4 каналами зарядки независимое, программа управления циклом заряда «зашита» в микроконтроллер 3F9454BZZSK94 производства Samsung.
В целом от осмотра внутренностей осталось положительное впечатление — используется современный микросхемный ряд, общее качество пайки отличное.
Небольшой осадок оставила не очень хорошая очистка платы (на заводе) от остатков паяльного флюса, на тестовом экземпляре устройства, пришлось немного потрудиться спиртом и ватной палочкой.
Тест зарядки NiMH аккумуляторов.
Для тестирования ROBITON Ecocharger
использовались лучшие, по заявленной емкости, представители аккумуляторных NiMH батареек из продукции ROBITON
типоразмера АА и ААА.
Методика тестирования заключалась в трех полных циклах заряд/разряд без контрольных замеров для минимизации эффекта «нераскаченного» нового аккумулятора. Далее заряженные элементы питания попарно разряжались через лампу 3 В 0,7 А, с промежуточными замерами напряжения и тока, до момента уменьшения напряжения на аккумуляторах до 0,85-0,9 В.
Аккумуляторы ROBITON 2850MHAA
, типоразмер АА («пальчиковые»), заявленная производителем емкость 2850 мАч. Приятным бонусом к этим аккумуляторам идет футляр для хранения ROBITON Robibox
.
В течение нескольких циклов заряда аккумуляторы стабильно показывали работу в районе 3 часов 40 минут до момента резкого падения напряжения, путем приблизительных подсчетов можно оценить их реальную емкость в районе 2500 мАч. Несомненно нужно учитывать как погрешность измерений, так и то, что первый десяток циклов зарядки, аккумуляторы могут показывать результаты чуть ниже паспортных, так как постепенно входят в рабочий режим.
Аккумуляторы ROBITON 1100MHAAA
, типоразмер AАА («мизинчиковые»), заявленная производителем емкость 1100 мАч.
Аккумуляторы ROBITON 2850MHAA
, типоразмер АА («пальчиковые»), заявленная производителем емкость 2850 мАч. Приятным бонусом к этим аккумуляторам идет футляр для хранения ROBITON Robibox
.
В течение нескольких циклов заряда аккумуляторы стабильно показывали работу в районе 3 часов 40 минут до момента резкого падения напряжения, путем приблизительных подсчетов можно оценить их реальную емкость в районе 2500 мАч. Несомненно нужно учитывать как погрешность измерений, так и то, что первый десяток циклов зарядки, аккумуляторы могут показывать результаты чуть ниже паспортных, так как постепенно входят в рабочий режим.
Аккумуляторы ROBITON 1100MHAAA
, типоразмер AАА («мизинчиковые»), заявленная производителем емкость 1100 мАч.
Также как и старшие AA братья, данные аккумуляторы показывали стабильно одинаковый результат в течение нескольких циклов заряд/разряд и работали в среднем около 1 часа 34 минут, что выводит нас на реальную емкость в районе 1050 мАч, что, фактически, учитывая погрешности измерения, соответствует паспортным 1100 мАч.
Тест зарядки щелочных батареек.
В связи с отсутствием в ассортименте ROBITON
обычных батареек, для тестирования устройства использовались распространенные батарейки от сторонних производителей Duracell, Varta, Ansmann типоразмера АА.
Тестирование было разбито на 3 этапа:
* на первом
использовались новые батарейки «Duracell базовые», для них делалась контрольная разрядка лампой 3 В 0,7 А с замером времени работы, затем батарейки ставились на цикл зарядка/контрольный разряд.
Первый цикл батарейки Duracell проработали 2 часа 14 минут в фонарике с лампой 0,7A, после первого заряда емкость их упала вдвое и время работы составило 1 час 8 минут. Немного не дотянули до заявленных 5-10 перезарядок, скорее всего такой результат связан с бюджетностью самой батарейки.
* на втором
использовались пролежавшие около полугода сильно разряженные батарейки Varta Energy, для них было произведено пару циклов заряд/контрольный разряд с замером времени работы.
Было очень интересно посмотреть на реакцию зарядного устройства на «мертвые» батарейки. Результаты были предсказуемы — несколько батареек потекли в процессе зарядки, оставшиеся смогли проработать 17 минут, с упомянутой выше нагрузкой в виде лампы фонарика, с потребляемым током 0,7 А.
Во время зарядки, батарейки не грелись, их температура была в пределах комнатной, а вот аккумуляторы к концу заряда нагревались весьма существенно.
* на третьем
использовались новые мощные батарейки Ansmann X-Power, для которых проводился замер работы «из коробки» и последующие 9 циклов заряд/разряд.
По графикам хорошо видно, что уже после первой зарядки остаточная емкость батареек составила порядка 40-45% от номинальной и в последующие несколько циклов держалась на одном уровне, после чего резко уменьшалась. На 9 цикле емкость составляла приблизительно 10% от новой батарейки. Т.е., на практике, для использования в устройствах с немалой нагрузкой пригодна 1, максимум 2 зарядки, а вот для слабомощных устройств можно «растянуть удовольствие» до 3-4 раз.
Тест заряженных батарей при разных температурах окружающей среды.
Также как и старшие AA братья, данные аккумуляторы показывали стабильно одинаковый результат в течение нескольких циклов заряд/разряд и работали в среднем около 1 часа 34 минут, что выводит нас на реальную емкость в районе 1050 мАч, что, фактически, учитывая погрешности измерения, соответствует паспортным 1100 мАч.