Знание настоящей инструкции позволит правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить условия, способствующие расследованию преступлений правоохранительными органами.
Часть 1. Действия сотрудников школы при возникновении угрозы совершения террористического акта в здании образовательного учреждения и на его территории
1. Действия при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством
1.1. В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщить о случившемся администрации школы, в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России по АО.
1.2. Не следует самостоятельно предпринимать никаких действий со взрывными устройствами или подозрительными предметами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!
1.3. Необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств часто используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
1.4. Не трогать, не вскрывать и не передвигать находку.
1.5. Зафиксировать время обнаружения находки.
1.6. Сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки.
1.7. Обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы, так как вы являетесь самым важным очевидцем.
1.8. До прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета (см. приложение) и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.
Приложение
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством:
Граната 200 метров
Тротиловая шашка 100 метров
Пивная банка (0,33 л.) 100 метров
Мина МОН–50 100 метров
Чемодан (кейс) 250 метров
Дорожный чемодан 350 метров
Легковой автомобиль 600 метров
Микроавтобус 900 метров
Грузовая автомашина (фургон) 1500 метров
1.9. В случае необходимости, а также по указанию правоохранительных органов и спецслужб руководителю образовательного учреждения или лицу, его заменяющему, следует подать команду для осуществления эвакуации личного состава согласно плану эвакуации.
1.10. Заместителю директора колледжа по АХЧ обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников подразделений министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации.
2. Действия при поступлении угрозы по телефону
2.1. При поступлении угрозы немедленно доложите об этом директору школы или лицу, его замещающему, для принятия соответствующих мер и сообщения о поступившей угрозе в правоохранительные органы.
2.2. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
2.3. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.
2.4. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:
голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
темп речи (быстрый или медленный);
произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, «шепелявое», наличие акцента или диалекта);
манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями).
2.5. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса и др.).
2.6. Отметьте характер звонка (городской или междугородный).
2.7. Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
2.8. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
какие конкретно требования он выдвигает?
выдвигает требования лично он, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?
на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?
как и когда с ним (с ними) можно связаться?
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
2.9. Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.
2.10. Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству школы, если нет, то немедленно после его окончания.
3. Действия при поступлении угрозы в письменной форме
3.1. После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.
3.2. Постарайтесь не оставлять на документе отпечатков своих пальцев.
3.3. Вскрытие конверта, в который упакован документ, производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
3.4. Сохраните документ с текстом, конверт и любые вложения в него, упаковку.
3.5. Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа.
3.6. Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором дается их описание (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельств, связанных с распространением, обнаружением или получением материалов.
3.7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания. Такие материалы запрещается мять и сгибать. При написании резолюций и другой информации на сопроводительных документах не должно оставаться продавленных следов на анонимных материалах.
4. Действия при захвате заложников
4.1. При захвате заложников необходимо незамедлительно сообщить в правоохранительные органы о сложившейся в школе ситуации.
4.2. В ситуации, когда проявились признаки угрозы захвата в заложники вас, постарайтесь избежать попадания в их число. С этой целью немедленно покиньте опасную зону или спрячьтесь.
4.3. Спрятавшись, дождитесь ухода террористов и при первой возможности покиньте убежище. Исключением являются ситуации, когда вы оказались в поле зрения террористов или когда высока вероятность встречи с ними.
4.4. Не вступайте в переговоры с террористами по собственной инициативе.
4.5. Примите меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, МЧС, автомашин скорой медицинской помощи.
4.6. По прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД окажите помощь в получении интересующей их информации.
4.7. При необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не спорьте с террористами.
4.8. Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.
4.9. Перенося лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе.
4.10. При необходимости совершить то или иное действие (сесть, встать, попить, сходить в туалет), спрашивайте разрешение.
4.11. Если вы ранены, то постарайтесь не двигаться. Этим вы сократите потерю крови.
4.12. Помните: ваша цель – остаться в живых.
4.13. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.
4.14. Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
4.15. Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:
лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;
если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
5. Действия при стрельбе
Что делать, если перестрелка застала вас на улице? Специалисты, не шутя, советуют: сразу залечь. А дальше? После того, как вы легли, надо немедленно осмотреться – не для того, чтобы знать, кто стреляет, а чтобы найти возможности укрытия.
Укрытием может стать выступ здания, каменные ступени крыльца, фонтан, памятник, чугунное основание фонарного столба, кирпичный столб забора, канава, даже бетонная урна или бордюрный камень. Часто в зарубежных фильмах-боевиках мы видим, как полицейские укрываются за автомобилем. Прячась за автомобилем, надо учитывать, что металл все же тонок, колеса – резина с воздухом, а в баке – горючее, которое может вспыхнуть от трассирующей пули. В любом случае надо исходить из того, что даже самое плохое укрытие куда надежнее, чем вовсе никакого. Бывают ситуации, в которых безопаснее скользнуть за угол дома или в подворотню, в подъезд. В некоторых случаях рационально даже разбить окно и впрыгнуть в любую квартиру первого этажа. Идеальным местом спасения можно считать подземный переход. Во время перестрелки к нему и по ступеням следует пробираться ползком. При этом нужно учитывать опасность вызвать огонь на себя из-за передвижения. Особенно опасно открыто бежать – стреляющие могут принять вас за противника. Во время перестрелки надо иметь в виду, что не менее опасен рикошет.
Увы, рикошетом пуля убивает ничуть не реже, особенно в бетонных домах, где, залетев в комнату, она может срикошетить от стен и потолка не один раз. Ошибочно полагать, что если вы находитесь ниже уровня подоконника, то вы в безопасности. Во время вертикальной перестрелки, когда стреляют с чердака или из окна дома, рекомендуется укрыться в ванной комнате и лечь там, на пол или в ванну. Находясь дома в укрытии, надо следить за возможным появлением дыма или огня. Каждая 3–5-я пуля боевого заряда пулемета или автомата обычно трассирующая, поэтому риск пожара очень высок. Если начался пожар, а стрельба прекратилась, квартиру надо немедленно ползком покинуть, закрывая по пути за собой все двери (сквозняки усиливают горение). В подъезде следует укрыться подальше от окон, лучше в нише. Если стреляют даже далеко от вашего дома, опасно подходить к окнам, а тем более выглядывать с балкона: шальная пуля слишком часто оправдывает свое название. В ситуациях, когда вокруг свистят пули, не может быть однозначных рекомендаций. Решение надо принимать на месте в зависимости от обстановки.
6. Действия при взрыве здания
6.1. Если произошел взрыв, нужно немедленно лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи стеклянных шкафов, витрин и окон.
6.2. Если здание стало рушиться, то укрыться можно под главными стенами, потому что гибель чаще всего несут перегородки, потолки и люстры.
6.3. Если здание «тряхнуло», не надо выходить на лестничные клетки, касаться включенных электроприборов.
6.4. Оказавшись в темноте, не стоит тут же зажигать спички, т.к. могла возникнуть утечка газа.
6.5. Выходить из здания следует, прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице. При этом необходимо пригнуться, прикрыть голову руками, поскольку сверху могут посыпаться обломки и стекла.
6.6. Оказавшись на улице, нужно отойти от здания. При этом необходимо следить за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Важно быстро сориентироваться на местности, т.к. при обрушении дома поднимается густая туча пыли, которая может вызвать панику.
7. Особенности террористов-смертников и действия при их угрозе
7.1. Характерными признаками террористов-смертников являются их неадекватное поведение; неестественная бледность, некоторая заторможенность реакций и движений, вызванные возможной передозировкой транквилизаторов или наркотических веществ; желание уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека).
7.2. Террорист, как правило, имеет при себе мобильный телефон для связи с руководителем в случае возникновения трудностей. Поскольку террористы чаще всего не являются жителями России, они, как правило, неуверенно ориентируются на местности и не отличаются хорошими навыками владения мобильными телефонами, карточками метрополитена и турникетами при входе в наземный транспорт.
7.3. Национальность исполнителя-смертника для организаторов террористических акций принципиальной роли не играет.
7.4. При совершении теракта смертники одеваются в одежду, характерную для данной местности. Тем не менее, в их одежде, поведении присутствует ряд характерных признаков. Женщины имеют головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие косынки или бейсболки. В летнее время одежда террориста-смертника не соответствует погоде, поскольку является чересчур просторной, т.к. предназначена для сокрытия на теле взрывного устройства.
7.5. Будьте осторожны! Если смертник почувствует внимание окружающих, он может привести взрывное устройство в действие незамедлительно. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих, старайтесь соблюдать спокойствие и, не привлекая внимания подозрительного вам человека, сообщить о нем в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности.
8. Действия при угрозе химического или биологического терроризма
8.1. При обнаружении или установлении фактов применения химических и биологических веществ в образовательном учреждении или на его территории необходимо немедленно сообщать об этом директору школы или лицу, его замещающему, в правоохранительные органы и в МЧС .
8.2. В случае реального поражения химическим веществом пострадавшего следует немедленно вывести (вынести) на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь: обеспечить тепло и покой, при необходимости – промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, прием необходимых медицинских препаратов, после чего направить пострадавшего в медицинское учреждение. Эти мероприятия проводит санитарное звено формирования ГО
8.3. При угрозе эпидемии или воздействия биологических агентов необходимо максимально сократить контакты с другими людьми, прекратить посещение общественных мест, не выходить без крайней необходимости на улицу. Выходить можно только в средствах индивидуальной защиты, хотя бы простейших, таких как ватно-марлевые повязки, наглухо застегнутая верхняя одежда с капюшоном, сапоги и перчатки.
9. Действия при получении информации об эвакуации
9.1. Получив сообщение от администрации школы о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте указания.
9.2. Возьмите личные документы, деньги и ценности.
9.3. Окажите помощь в эвакуации тем, кому это необходимо.
9.4. Обязательно закройте на замок двери кабинетов, в которых находится ценная документация и дорогостоящее имущество – это защитит кабинет от возможного проникновения мародеров.
9.5. Не допускайте паники, истерики и спешки. Помещение покидайте организованно, согласно схеме путей эвакуации.
9.6. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.
9.7. Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.
Часть 2. Мероприятия по предупреждению террористических актов в колледже
1. Администрации школы и всем педагогам знать самим и довести до сведения обучающихся в части их касающейся требования руководящих документов по предупреждению и борьбе с терроризмом.
2. Заместителю директора по воспитательной работе и учителям необходимо включать в программы воспитательной работы проведение таких мероприятий, как встречи с сотрудниками правоохранительных органов (ФСБ, МВД, прокуратуры), вечера, диспуты и беседы на темы: «Сущность патриотизма и его проявление в наше время», «Дисциплинированность и бдительность – в чем выражается их взаимосвязь?», «Сущность терроризма», «Молодежные экстремистские организации и их опасность для общества», «Как террористы и экстремисты могут использовать подростков и молодежь в своих преступных целях?» и др.
3. Всем педагогам предупреждать, выявлять и решительно пресекать факты недисциплинированного поведения отдельных учеников, вовлечения их в экстремистские организации и реакционные религиозные секты. Взаимодействовать по этим вопросам с сотрудниками правоохранительных органов, а также с родителями обучающихся.
Часть 3. Мероприятия по предотвращению террористических актов в здании колледжа и на его территории
1. Заместителю директора школы по АХР содержать в порядке чердачные, подвальные и подсобные помещения, запасные выходы из здания школы, которые должны быть закрыты и опечатаны. Опечатанными должны быть также пожарные краны, огнетушители и электрощиты. Ежедневно осуществлять контроль состояния этих объектов. Следить за освещением территории учреждения в темное время.
2. Заместителю директора по УВР не реже одного раза в неделю проверять состояние учебных помещений (кабинетов, учебных мастерских, музея, актового зала).
3. Педагогам, проводящим занятия в незакрепленных за ними аудиториях, расписываться в получении и сдаче ключей от них в специальной книге. Контролировать уборку учебного помещения после окончания занятий.
4. Дежурному педагогу:
— не пропускать в помещения колледжа посетителей с подозрительной ручной кладью (тяжелые сумки, ящики, большие свертки и т.д.).
5. Каждый сотрудник и ученик школы обязан при обнаружении недостатков и нарушений, касающихся обеспечения безопасности в учреждении, незамедлительно сообщить об этом директору школы или его заместителю по УВР.
Часть 4. Как выявить террористов?
1. Признаки подготовки теракта
Следует обращать внимание на использование помещений школы. Перемещение и складирование в них предметов, которые, как вам кажется, не должны находиться в данном месте в это время, вызывает обоснованные подозрения (например, хранение больших партий мешков с сыпучими веществами). Террористы и их пособники обычно стараются осуществлять подобные действия в вечернее и ночное время суток.
Помните, что внешний вид предмета может скрывать его истинное назначение. Террористы маскируют самодельные взрывные устройства под обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки и даже детские игрушки.
Не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов. Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях сотрудникам милиции или спецслужб.
2. Предварительное изучение объекта теракта
Организаторы террористических акций всегда предварительно изучают место совершения будущего теракта, для чего проводят видео- и фотосъемку, составляют схемы объекта и путей подхода к нему, пытаются получить данные о системе безопасности объекта, в том числе и через сотрудников охраны.
Автомобили с террористами никогда не останавливаются рядом с местом проведения теракта. В присутствии чужого водителя автотранспорта они стараются не разговаривать, а в случае необходимости обходятся общими фразами.
Часть 5. Телефоны экстренного реагирования
Пожарный пост с. Дорогорское — 2-68, 8-960-016-01-22
Пожарная часть (вызов со стационарного телефона) 01, 99-16-48
Пожарная часть (вызов с мобильного телефона) — 101
Дежурная часть ОМВД России «Мезенское» — 02, 99-11-48
Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в территориальные органы ФСБ или МВД по месту жительства либо по телефону доверия.
Террористы – это особо опасные преступники. Они разрабатывают и применяют различные средства террористической деятельности, в том числе предполагающие использование отравляющих химических веществ и биологических средств. Поэтому только постоянное проявление наблюдательности, высокой бдительности и дисциплинированности, строгое соблюдение требований данной инструкции каждым сотрудником и студентом могут предупредить и предотвратить террористические акты и другие преступления в колледже и на его территории, обеспечить безопасность студентов и персонала во время их нахождения в образовательном учреждении.
Терроризм — это один из наиболее разрушительных для государства и общества элементов преступности. Терроризм влияет на политические, экономические, социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе.
Для достижения своих целей, террористы используют финансовую подпитку, поставив на поток такие виды преступной деятельности, как продажа наркотиков, торговля оружием, работорговля и т.д.
Правовая основа противодействия терроризму
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Основные принципы противодействия терроризму
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Правило первое:
Если вы все-таки оказались в руках террористов, помните, что не следует предпринимать каких-либо действий, способных вызвать у террористов раздражение. Не оказывайте сопротивления, не реагируйте на действия террористов в отношении других заложников. Чтобы ни происходило, соблюдайте спокойствие. Попытки вступать с террористами в дискуссии на морально-этические темы не рекомендуются. Не задавайте лишних вопросов, выполняйте их требования и старайтесь не показывать им своего страха. Терпите лишения без жалоб, стонов и оскорблений.
Правило второе:
Не следует пытаться каким-либо образом дать о себе знать на волю. В случаи провала террористы расценят это как оказание сопротивления, и в лучшем случае это приведет к ухудшению условий содержания. Старайтесь выказать террористам полную лояльность в соблюдении режима содержания — это, в свою очередь, может привести к его смягчению.
Находясь в заложниках, следует понимать, что заключение может продолжаться довольно долго (история знает примеры, когда заложники находились в плену в течение многих лет), и поэтому ваша основная задача — сохранить жизнь и здоровье. Плохо, если вас захватили для политического шантажа. В таких случаях правительства большинства стран отказываются от переговоров, чтобы не давать повода для повторения подобных акций. Но если вас захватили с целью получить выкуп, вам повезло.
Правило третье:
Не скупитесь на обещания. Но при этом учитывайте, что если вас захватили ради выкупа, то террористы неплохо осведомлены о ваших делах, поэтому не давайте нереальных обязательств. Рано или поздно может наступить момент, когда все, в том числе и жизнь, окажется ненужным и бессмысленным. Тогда необходимо сосредоточиться на своем физическом и психическом состоянии. Не позволяйте себе падать духом. Используйте любую возможность поговорить с самим собой о своих надеждах, о семье, которая ждет вас. Находясь в неволе, очень важно соблюдать личную гигиену и, если позволяет ситуация, делать зарядку, успокаиваться и расслабляться с помощью медитации, решать воображаемую проблему, стараться вспомнить стихотворения, которые учили в школе. Верующим помогает религия. Много значат также оптимизм и чувство юмора, которые помогают справиться с апатией и депрессией.
Пережитое может сильно повлиять на психику заложника: чувство вины и стыда за свое поведение у террористов, утрата самоуважения из-за нерационального поведения, ночные кошмары, критика со стороны тех, кто не испытал этого на себе, сложности в межличностных отношениях, падение работоспособности, боязнь всего. Знайте, что это — типичная реакция и потребуется немало времени, чтобы вы пришли в норму.
В современном мире достаточно часто имеют акты терроризма, исключением не является и Россия. Наиболее уязвимыми объектами для террористов являются с массовым пребыванием граждан, в том числе учебные и дошкольные учреждения. К сожалению, не всегда возможно выявить и предотвратить готовящееся преступление такого рода. В связи с чем, школьникам и учителям необходимо проявлять бдительность. На территории учебных заведений в обязательном порядке должен быть организован пропускной режим, административное здание необходимо оборудовать техническими средствами, затрудняющими доступ в помещение посторонних лиц (металлические двери, тревожная кнопка и т.д.).
Кроме вышеуказанных мер предосторожности, учащиеся и педагогический коллектив должны знать порядок действия при возникновении угрозы террористического акта.
1.В случае обнаружения на территории учебного заведения предметов, имеющих вид взрывного устройства, необходимо:
— доложить директору учреждения об обнаружении;
— не вскрывая и не трогая предмет, зафиксировать время его обнаружения, немедленно сообщить в дежурную часть милиции;
— принять меры, исключающие доступ детей, других посторонних лиц к месту обнаружения подозрительных предметов;
— совместно с прибывшими сотрудниками УВД, ГО, ЧС эвакуировать на безопасное расстояние детей и сотрудников учреждения;
— обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автотранспорта с лицами, прибывшими для расследования происшествия.
В данном случае категорически запрещается:
— дотрагиваться до взрывного предмета;
— оказывать на предмет какое-либо механическое воздействие;
— приближаться к вышеуказанному предмету.
2.В случае поступления в учебное учреждение угрозы террористического акта по телефону, необходимо:
— доложить директору учреждения о звонке;
— в ходе разговора со звонившим, постараться определить его пол, возраст, особенности речи, обратить внимание на звуковой фон места, с которого ведется разговор;
— немедленно сообщить о звонке в дежурную часть милиции;
— в дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД, ГО, ЧС.
3.В случае совершения террористического акта на территории учебного заведения, необходимо:
— сообщить о случившемся в дежурную часть милиции;
— совместно с сотрудниками ОВД, ГО, ЧС эвакуировать на безопасное расстояние детей и сотрудников учебного учреждения;
— обеспечить присутствие очевидцев до прибытия оперативно-следственной группы;
— детям необходимо соблюдать спокойствие, выходить из помещения строго в соответствии с указаниями педагогов;
— в дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД, ГО, ЧС.
4.В случае нападения на учебное заведение, необходимо:
— оповестить сотрудников учреждения;
— сообщить о нападении в дежурную часть милиции;
— принять меры по укрытию детей и сотрудников учреждения в безопасное место;
— в дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД, ГО, ЧС.
Уважаемые учащиеся и педагоги!
От Вас и Ваших грамотных действий зависят Ваша жизнь,
жизнь и здоровье окружающих Вас детей и сотрудников.
ИНСТРУКЦИЯ
по обеспечению мер антитеррористической безопасности руководителям учебных заведений и дошкольных образовательных учреждений.
Руководитель обязан:
Организовать, постоянно контролировать соблюдение пропускного режима, обеспечивающего:
— исключение доступа посторонних лиц в помещение учебного заведения, ДОУ;
— досмотр сумок, пакетов, коробок, вносимых в помещение учебного заведения, ДОУ;
— исключение доступа в помещение учебного заведения, ДОУ, минуя вахту;
— немедленное сообщение о всякого рода ЧП в дежурную часть милиции;
— сотрудников, осуществляющих пропускной режим в помещение, сторожей – телефонной связью и иными средствами экстренной связи с милицией ( тревожная кнопка);
Обеспечить наличие:
— дубликатов ключей от замков учебного корпуса, хозяйственных построек;
— схем оповещения представителей администрации и сотрудников учебного заведения, ДОУ, а также руководителей управления образования;
— детальных поэтажных планов корпуса учебного заведения, ДОУ, хозяйственных построек, а также прилегающей территории;
Определить и довести до сведения педагогического коллектива, технического персонала, учащихся и воспитанников сигнал, оповещающий о проведении немедленной эвакуации из помещения учебного заведения, ДОУ. Распределить действия, пути и место эвакуации каждого педагога с учащимися и воспитанниками. Назначить ответственных за обеспечение возможности эвакуации через запасные выходы.
Провести с персоналом учебного заведения, учащимися и воспитанниками теоретические и практические занятия по эвакуации из учебного заведения, ДОУ, по приобретению навыков владения штатными средствами пожаротушения, поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Обеспечить контроль:
— за посещаемостью учебного заведения, ДОУ учащимися и воспитанниками;
— за выходом на работу педагогов и технического персонала;
Исключить доступ в подсобные помещения и хоз. блок посторонних лиц. Для этих целей закрывать на замок и опечатывать чердаки, подвальные помещения, хозяйственные постройки.
Немедленно сообщать в территориальное отделение милиции о проведение в помещении и на территории учебного заведения, ДОУ заранее не согласованных строительных и ремонтных работ.
В дневное и ночное время исключит нахождение на территории учебного, ДОУ автотранспорта, осуществляющего доставку продуктов питания и иных необходимых грузов на время его разгрузки.
При доставке в учебное заведение продуктов питания на ином автотранспорте или новым водителем – до приема груза, через учреждение, обеспечивающее снабжение и доставку продуктов питания, уточнить марку автомобиля и данные водителя. При несовпадении данных немедленно сообщить в территориальный отдел милиции.
Силами технического персонала учебного заведения, сторожей обеспечивать постоянный контроль за наполняемостью урн, ниш внутри и вне помещения, в которые может быть произведена закладка взрывного устройства. При обнаружении в помещении бесхозных пакетов, сумок немедленно исключить доступ к ним посторонних лиц и сообщить в милицию.
При организации в учебном заведении, ДОУ массовых мероприятий за неделю до проведения информировать территориальное отделение милиции для организации совместных мероприятий по осуществлению пропускного режима и охране общественного порядка.
При получении сообщения по телефону о проведении в учебном заведении, ДОУ террористических актов, немедленно сообщить в территориальный отдел милиции.
Телефоны: МЧС – 01 (с мобильного 010).
Полиция – 02 (с мобильного 020).
Скорая помощь – 03 (с мобильного 030).
Единая Диспетчерская служба 112
ИНСТРУКЦИЯ
по противодействию терроризму для педагогических работников
1. Введение
Для предупреждения и предотвращения террористических актов в образовательном учреждении и на ее территории разработана настоящая «Инструкция по противодействию терроризму», требования которой должны строго соблюдать все сотрудники и обучающиеся образовательного учреждения.
2. Мероприятия по предупреждению террористических актов в образовательном учреждении
Всем сотрудникам и обучающимся знать положение ст. 9 главы II федерального закона «О борьбе с терроризмом» о том, что гражданским долгом каждого является оказание помощи правоохранительным органам в предупреждении, предотвращении и пресечении актов терроризма.
Руководящему составу образовательного учреждения и всем педагогическим работникам знать самим и доводить до сведения обучающихся в части, их касающейся, требования руководящих документов по предупреждению и борьбе с терроризмом, таких, как закон «О борьбе с терроризмом» №130-ФЗ от 25.07.98 (приложение 1), Постановлением Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» № 1040 от 15.09.99 (приложение 2), по вопросам предупреждения и предотвращения террористических актов и обеспечению безопасности в образовательных учреждениях.
Заместителю директора по учебно-производственной работе:
ежегодно планировать занятия по вопросам противодействия терроризму с сотрудниками образовательного учреждения.
Включать в годовые и месячные планы воспитательной работы беседы на темы: «Сущность патриотизма и его проявление в наше время», «Дисциплинированность и бдительность – в чем выражается их взаимосвязь?», «Сущность терроризма», «Молодежные экстремистские организации и их опасность для общества», «Как террористы и экстремисты могут использовать подростков и молодежь в своих преступных целях?» и др.;
Всем педагогам предупреждать, выявлять и решительно пресекать факты недисциплинированного поведения отдельных обучающихся, вовлечение их в экстремистские организации и реакционные религиозные секты.
3. Практические мероприятия по предотвращению актов терроризма в образовательном учреждении и на ее территории
Содержать в порядке чердачные, подвальные и подсобные помещения и запасные выходы из здания образовательного учреждения, которые должны быть закрыты и опечатаны. Опечатанными должны быть также пожарные краны, огнетушители и электрощиты.
— жегодно планировать и проводить тренировки со всем личным составом образовательного учреждения по действиям при возникновении угрозы совершения террористического акта в помещениях и на его территории.
— пропускать в здание образовательного учреждения только сотрудников и обучающихся;
— не пропускать в помещения образовательного учреждения обучающихся и сотрудников с подозрительной ручной кладью (тяжелые сумки, ящики, большие свертки и т.д.);
— особое внимание уделять проверке документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих образовательное учреждение по служебным делам;
— держать входные двери здания свободными для входа и выхода во время массового (общего) прибытия сотрудников и обучающихся на работу и занятия и убытия их после окончания работы и занятий. В остальное время суток входные двери должны находиться в запертом состоянии;
— каждый сотрудник и обучающийся образовательного учреждения обязан при обнаружении недостатков и нарушений, касающихся обеспечения безопасности в образовательном учреждении, незамедлительно сообщить об этом руководству образовательного учреждения.
4. Действия сотрудников образовательного учреждения
при возникновении угрозы совершения террористического акта
в здании и на ее территории
Сигналом для немедленных действий по предотвращению террористического акта в образовательном учреждении и на его территории может стать обнаружение кем-либо из сотрудников или обучающихся подозрительного предмета (сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка) с торчащими проводами, веревками, изолентой, издающего подозрительные звуки (щелчки, тикание часов), от которого исходит необычный запах, например, миндаля, хлора, аммиака. Такой предмет может оказаться взрывным устройством или быть начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), или биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.). Сигналом для немедленных действий может стать также поступление в образовательное учреждение угрозы по телефону или в письменном виде, захват террористами в заложники обучающихся и/или сотрудников в здании образовательного учреждения или на его территории. Во всех случаях немедленно сообщает о случившемся оперативному дежурному.
При обнаружении подозрительного предмета обучающимся и сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от этого предмета (не ближе 100 м, не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;
обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, медицинской помощи, пожарной охраны и служб МЧС;
лицам, обнаружившим опасный или подозрительный предмет, до прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от этого предмета в готовности дать показания, касающиеся случившегося;
в случае необходимости или по указанию правоохранительных органов и спецслужб директор образовательного учреждения или лицо, его замещающее, подает команду для осуществления эвакуации всего личного состава и обучающихся согласно плану эвакуации.
Обучающимся и сотрудникам, которым стало известно о готовящемся или совершенном террористическом акте или ином преступлении, немедленно сообщить об этом директору образовательного учреждения или лицу, его замещающему.
5. Заключение
Террористы – особо опасные преступники. Они разрабатывают и применяют все новые способы и средства террористической деятельности, в том числе с использованием отравляющих химических веществ и биологических средств (агентов). Поэтому только постоянное проявление наблюдательности, высокой бдительности и дисциплинированности, строгое соблюдение требований данной Инструкции каждым сотрудником и обучающимся могут предупредить и предотвратить террористические акты и другие преступления в образовательном учреждении и на его территории, обеспечить безопасность обучающихся и сотрудников во время их нахождения в образовательном учреждении.