Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата ткани в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Переведите микроскоп на большое увеличение.
2) Настройте на микроскопе свет.
3) Поставьте микроскоп перед собой.
4) Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении.
5) Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.
6) Положите препарат на предметный столик.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Поставьте микроскоп перед собой → Настройте на микроскопе свет → Положите препарат на предметный столик → Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении → переведите микроскоп на большое увеличение → Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.
Ответ: 326415.
Разбор заданий ОГЭ с нахождением алгоритма
Очень важно: в подобных заданиях сначала внимательно прочитайте все пункты!!!
Потом мысленно попробуйте их расставить в нужном порядке. Не чурайтесь сделать схематичный рисунок в черновике.
В данном случае не так важно какой микропрепарат мы рассматриваем (по тексту задания). Важно вспомнить последовательность действий в классе. Либо соображать логически: сначала препарат кладут, а потом заживают лапками-держателями. То есть данное задание одно из самых простых вариантов заданий на алгоритм. Единственное о чем можно задуматься — это когда настраивать свет. Традиционно сначала настраивают свет, потом кладут микропрепарат. Это нужно запомнить.
Итого в данном задании: 6, 2, 3, 5, 1, 4. Если не запнулись о шестой пункт — большие молодцы. Я же даже второй раз просто записывая ответы чуть его не забыла. Потому что он в конце списка и не очень существенный. Посему напоминаю: сначала внимательно прочесть все пункты! Прикинуть первый и последний и затем расставлять остальные.
Достаточно простой опыт, но с небольшой закавыкой. Нужно сообразить что перед опытом мы сначала прорастили семена и соответственно пятый пункт будет началом. А концовка опыта достаточно прозрачно сформулирована — это третий пункт. Даже не очень нужно знать причем тут горящая лучинка для ответа. Мы то знаем, что горящая лучинка помещенная в банку с проростками фасоли быстро погаснет, чем подтвердит отсутствие кислорода (семена дышали и кислород расходовали). Единственный спорный момент: что такое контроль и куда его впихнуть. В данном случае контрольный опыт — это пустая банка с атмосферным воздухом, в котором не будет никаких изменений. Соответственно, контроль нам поможет в финальной части понять разницу в горении лучинки (правда, этот момент в задании не отображен). Лучинка в пустой банке будет гореть дольше, так как там будет некий объем кислорода (но все равно, конечно, потухнет, как выжжет весь кислород).
Итого: 5, 2, 6, 4, 1, 3. Контроль логично поместить в конце всех приготовлений. А вот пункты 2 и 6 по идее могут стоять и так 2, 6 и так 6, 2. Надеюсь в подобных случаях правильными сочетаниями считаются оба варианта.
Опыт опять про дыхание. А методика другая, построенная на том, что известковая вода мутнеет взаимодействуя с углекислым газом. В атмосферном воздухе углекислого газа не много (0,03) и известковая вода остается прозрачной. Во время процесса дыхания будет выделяться углекислый газ и замкнутом объеме накапливаться до того количества, которое начнет взаимодействовать с известковой водой. При данных формулировках даже без знания сути эксперимента можно логически вывести правильный порядок действий, так как начальный (пятый) и конечный (четвертый) пункт сформулированы максимально прозрачно.
Итого: 5, 2, 1, 3, 4.
Самое сложное, на мой взгляд, задание из серии. Здесь если не знать методики опыта, очень легко ошибиться в середине алгоритма. Поэтому опишу опыт опираясь на схематичное изображение порядка действий.
— растение помещают на некоторое время в темное помещение, для того что бы крахмал (который на тот момент уже был насинтезирован в листьях) был преобразован в глюкозу и распространился по всему растению как источник энергии [фотосинтез не происходит, а жить-то надо продолжать].
— далее возвращают растение на свет божий На одном листочке помещают полоску темной бумаги (будет своеобразный контроль). Соответственно под бумагой в клетках листа фотосинтез происходить не будет.
— через сутки отрываем экспериментальный лист и погружаем в кипяток.
— затем погружаем в спирт. Спирт окрашивается в зеленый цвет хлорофиллом, а лист обесцвечивается.
— затем погружаем лист в раствор йода (вы отлично знаете эту качественную реакцию — йод при взаимодействии с йодом меняет окраску на синюю). Часть листа незакрытая полоской бумаги окрашивается в синий цвет, так как в этих клетках активно шел фотосинтез, образовывалась глюкоза, а затем и крахмал. Закрытая часть листа остается обесцвеченной, так как под полоской бумаги не происходил фотосинтез и не было крахмала.
Итого в задании: 1, 4, 3, 5, 2.
Раздел 1. в ОГЭ БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ. УЧЕНЫЕ
Биология — наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строение и функции живых существ, а также их сообществ. Выясняет происхождение, распространение и развитие живых организмов, связи их друг с другом и с неживой природой. Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками.
Термин «биология» был предложен независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, в 1802 году Г. Р. Тревиранусом и Жаном Батистом Ламарком. В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: ü клеточная теория ü эволюция ü генетика üгомеостаз ü энергия.
Биология-совокупность естественных наук: • • • Ботаника Зоология Эмбриология Экология Микробиология Систематика Иммунология Палеонтология Морфология Гистология • • • Цитология Анатомия Этология Арахнология Орнитология Ихтиология Энтомология Физиология Вирусология Биотехнология
Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)анатомия 2)биоценология 3)физиология 4)молекулярная биология 5)психология 6)эволюционное учение
Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему. Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации. Примером проблемы может служить, например, такая: «Как возникает приспособленность организмов к окружающей среде? » или «Каким образом можно подготовиться к серьезным экзаменам в максимально короткие сроки? » . Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема. Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда» . Например, «Если растения на свету выделяют кислород, то мы сможем его обнаружить с помощью тлеющей лучины, т. к. кислород должен поддерживать горение» . Гипотеза проверяется экспериментально. (См. раздел Гипотезы происхождения жизни на Земле. )
Теория – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Например, теория эволюции обобщает все достоверные научные данные, полученные исследователями на протяжении многих десятилетий. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой. Так, например генетическая теория Г. Менделя и хромосомная теория Т. Моргана подтвердились многими экспериментальными исследованиями в разных странах мира. Современная эволюционная теория хотя и нашла множество научно доказанных подтверждений, до сих пор встречает противников, т. к. не все ее положения можно на современном этапе развития науки подтвердить фактами.
Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте. Наблюдать можно визуально, например за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса теленка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т. д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально. Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы. Примерами экспериментов являются скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства, выявление роли какого либо органоида клетки и т. д. Эксперимент – это всегда получение новых знаний с помощью поставленного опыта.
Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте. Так, например, при установлении структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК. Сравни тельный ме тод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п. ), выделение в них общего и различного, с целью классификации и типологии. Этот метод широко применяется в систематике.
Микроскопия – исследование строения клеток и клеточных структур с помощью световых и электронных микроскопов. Световые микроскопы позволяют увидеть формы и размеры клеток, отдельных органоидов. Электронные – мелкие структуры отдельных органоидов. Биохимический метод — исследование химического состава клеток и тканей живых организмов. Цитогенетический– метод изучения хромосом под микроскопом. Можно обнаружить геномные мутации (например, синдром Дауна), хромосомные мутации (изменения формы и размеров хромосом). Ультрацентрифугирование выделение отдельных клеточных структур (органелл) и дальнейшее их изучение. Исторический метод– сопоставление полученных фактов с ранее полученными результатами. Палеонтологический метод позволяет выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях. Гибридологический метод – метод скрещивания, главный метод изучения закономерностей наследственности. Генеалогический метод – метод составления родословных, применяется для определения типа наследования признака. Близнецовый метод– метод, позволяющий определять долю влияния факторов среды на развитие признаков. Применяется к однояйцовым близнецам.
Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод 1)наблюдения 2)хроматографии 3)центрифугирования 4)выпаривания
Данная фотография иллюстрирует метод: 1)моделирования 2)эксперимента 3)обобщения 4)статистический
НАБЛЮДЕНИЕ Исследование внешних признаков и видимых изменений на протяжении определенного промежутка времени. Например, наблюдение за ростом и развитием проростка. Дает возможность описывать и анализировать биологические явления
Центрифугирование Разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций органических веществ.
Хроматогра фия (от др. -греч. χρῶμα — цвет) — метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физикохимических свойств веществ. Основан на распределении веществ между двумя фазами — неподвижной (твердая фаза или жидкость, связанная на инертном носителе) и подвижной (газовая или жидкая фаза, элюент). Название метода связано с первыми экспериментами по хроматографии, в ходе которых разработчик метода Михаил Цвет разделял ярко окрашенные растительные пигменты.
3. Появление древних государств (Греция, Рим) Аристотель Описал около 500 видов животных. Создал первую систему их классификации. Заложил основы сравнительной анатомии. Считал, что живая материя возникла из неживой Систематизация знаний о человеке, растениях, животных Теофраст «Отец» ботаники. Описал разные органы растений. Заложил основы классификации растений. Считал, что живая материя возникла из неживой Гален Выдающийся римский врач. «Отец» медицины. Описал органы человека. Заложил основы анатомии человека Основа для развития европейской биологической науки, не менялась до VIII в. н. э.
1514 1564 Андреас Везалий (Vesalius) Одним из первых начал изучать человеческие органы путем вскрытий. В основных трудах «О строении человеческого тела» (1543) дал научное описание строения всех органов и систем указал на множество ошибок своих предшественников.
Уи льям Га рвей 1578 — 1657 английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии. Открыл кровообращение «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» Впервые высказал мысль, что «Все живое зарождается из яйца» (omne vivum ex ovo)
5. Период Возрождения (ХVІ–XVІІІ ст. н. э. ) Роберт Гук (1635– 1703) Изобретение Микроскопа, введение термина «клетка» Антони ван Левенгук (1632– 1723) Наблюдал одноклеточные организмы, клетки крови Развитие биологической науки, изучение строения и функций различных биологических объектов Карл Лінней (1707– 1778) Ввел термин «вид» . Основал современную систематику, а также созрыл собственную классификацию растений и животных. Ввел латинские научные названия видов, родов и других систематических категорий, описал свыше 7500 видов растений и около 4000 видов животных
Английский физик и ботаник Роберт Гук. (1635 -1703) • Первый оценил значение увеличительного прибора и применил его для исследования срезов растительных и животных тканей. Изучая срезы пробки, он обнаружил структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками.
Антони ван Левенгук 1632 -1723 Изготовил линзы с 150300 кратным увеличением, впервые пронаблюдал и зарисовал (опублик. С 1673): ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты, их движение в капиллярах.
Жорж Кювье (1769— 1832), — французский биолог, зоолог, естествоиспытатель, натуралист, один из первых историков естественных наук. Создал палеонтологию и сравнительную анатомию животных.
6. Создание клеточной теории и развитие эволюционных идей (ХІХ ст. н. э. ) Теодор Маттиас Якоб Шванн (1810– Шлейден 1804— 1882) 1881) Один из авторов клеточной теории Жан. Батист Ламарк (1744– 1829) Автор первого эво-люционного учения Резкий всплеск развития биологии, борьба материалистических и идеалистических взглядов о возникновении материи Чарльз Дарвин (1809– 1882) Автор первой эволюцион-ной теории Эрнст Геккель (1834– 1919) Ввел термин «экология» . Заложил основы филогении
Ро берт Бро ун (1773— 1858) — британский ботаник , морфолог и систематик растений, первооткрыватель «броуновского движения» Описал ядро растительной клетки, автор многих работ по морфологии и систематике растений
Ру дольф Людвиг Карл Ви рхов (1821 — 1902) — немецкий учёный , врач, патологоанатом, гистолог, физиол ог, один из основоположников клеточной теории в биологии и медицине, 1855 год Обосновал принцип преемственности клеток «каждая клетка из клетки « был известен также как археолог, антрополог и палеонтолог Считается основателем современной патологической анатомии.
Карл Линне й. Карл фон Линне, родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции — в деревне Росхульт провинции— 10 января 1778, — шведский естествоиспытатель и врач; создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки. Среди главных заслуг Линнея — определение понятия биологического вида, внедрение в активное употребление биноминальной (бинарной) номенклатуры и установление чёткого соподчинения между систематическими (таксономическими) категориями Линней — самый известный шведский учёный естествоиспытатель. В Швеции его ценят также как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну Считал «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)» Шведский ученый К. Линней создал 1)теорию эволюции 2)классификацию растений 3)теорию возникновения жизни на Земле 4)клеточную теорию
Известно, что Карл Линней выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1)К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии. 2)У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну. 3)В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)» . 4)К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе. 5)Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений. 6)К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции— в деревне Росхульт в провинции Смоланд.
На рисунке изображён великий Жан Батист Пьер Антуан де Моне французский естествоиспытатель и de Шевалье Ламарк (фр. Jean-Baptiste Pierre Antoine Monet Lamarck; 1 августа 1744 — 18 декабря 1829) — биолог конца XVIII – начала XIX в. , французский учёный-естествоиспытатель. известный тем, что создал первую Ламарк стал первым биологом, который попытался научную создать стройную и целостную теорию эволюции 1)теорию иммунитета живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, 2)клеточную теорию называемая «ламаркизм» . 3)теорию эволюции живого мира Отрицал существование видов. Жираф — пример 4)хромосомную теорию Важным трудом Ламарка стала книга «Философия приспособляемости животного к условиям среды зоологии» (фр. Philosophie zoologique), в учении Ламарка опубликованная в 1800 году.
Карл Эрнст фон Бэр (нем. Karl Ernst von Baer), или, Карл Бэр в своих трудах по эмбриологии сформулировал закономерности, которые позднее были названы как его называли в России, Карл Макси мович «Законами Бэра» : 1792 — 1876), один из 1. наиболее общие признаки любой крупной группы основоположников эмбриологии и сравнительной животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие анатомии, академик Петербургской академии признаки; наук, президент Русского энтомологического 2. после формирования самых общих признаков появляются общества, один из основателей Русского менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе; географического общества. 3. зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития; 4. зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.
7. «Генетический» период (с 1900 года) Преобладание материалистических взглядов, открытие закономерностей наследственности и изменчивости Уильям Бетсон (1861– 1926) Термин «генетика» (1908) Грегор Мендель (1822– 1884) Томас Хант Морган Хромосомная теория наследственности Уотсон и Крик Структура ДНК (1953)
Переоткрыли законы Г. Менделя в 1900 г. Гуго де Фриз (1848– 1935) Термин «мутация» Эрих Чермак (1871– 1962) сосредоточил свое внимание на практическом применении генетических закономерностей в селекции культурных растений. Карл Корренс (1864– 1933) работы по генетике пола, цитоплазматич. наследственности.
А. Н. Северцов, И. И. Шмальгаузен установили направления эволюции Эволюционные процессы Биологический прогресс Биологический регресс увеличение численности; расширение ареала; внутривидовое разнообразие уменьшение численности; сужение ареала; уменьшение числа внутривидовых таксонов
Н. И. Пирогов известен в науке тем, что 1)впервые применил наркоз в хирургии 2)создал учение об иммунитете 3)доказал невозможность самозарождения 4)создал учение о биосфере Никола й Ива нович Пирого в 1810 — 1881 Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.
Ива н Миха йлович Се ченов (1 августа 1829 — 2 ноября 1905) — русский физиолог и просветитель, публицист, мыслительсоздатель физиологической школы, учёныйэнциклопедист, биолог-эволюционист, психолог, антрополог, анатом, гистолог, патолог, психофизиолог, физико-химик, эндокринолог, офтальмолог, гематолог, нарколог, гигиенист, культуролог, приборостроитель, военный инженер. в 1871— 1872 годах под его редакцией в России был опубликован перевод труда Чарльза Дарвина «Происхождение человека» . Боролся за женские права и в 1870 году в знак протеста против женской дискриминации покинул академию, после чего работал в химической лаборатории Менделеева и параллельно с этим читал лекции в клубе художников. Заложил основы изучения высшей нервной деятельности, основы научной психологии. Центральное торможение
Сеченов сконструировал «кровяной насос» , необходимый для изучения влияния алкоголя на газы крови. – Он был первым, кто написал и защитил докторскую диссертацию на русском языке на тему «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения» , в 1860 году в Медико хирургической академии в Петербурге. – Сеченов организовал первую в России физиологическую лабораторию в Медико хирургической академии Петербурга. – Именно Сеченов распространил дарвинизм в России и даже привел первые в мире физико химические и эволюционные теории, а также приложение идей дарвинизма к проблемам психологии и физиологии. – Он открыл феномен центрального торможения, который в итоге назвали сеченовским торможением, и самопроизвольные колебания биотоков в продолговатом мозге. – Сеченов превратил физиологию в точную науку и клиническую дисциплину, которая позволила медицине сделать существенный шаг вперед.
Известно, что Иван Сеченов – выдающийся русский физиолог, эволюционист, предложивший систему исследования сложных форм поведения человека. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1)Работал в химической лаборатории Д. И. Менделеева и читал лекции в клубе художников. 2)Вместе с женой впервые перевёл на русский язык сочинение Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» . 3)Родился учёный в 1829 году. 4)В лаборатории К. Бернара экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность. 5)Автор статьи «О поглощении СО 2 растворами солей и сильными кислотами» . 6)Углублённо изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско психологических направлений — П. Лавровым, К. Г. Струве.
Выдающийся русский физиолог, учёный энциклопедист конца XIX в. И. М. Сеченов известен тем, что объяснил 1)механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза 2)природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных 3)механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения 4)природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы – рефлексы
Илья Ильич Мечников (1845 – 1916) Замечательный русский установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных. Основатель иммунологии.
Ге нрих Ге рман Ро берт Кох (1843 1810) немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён. Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.
Фриц Мюллер (1822 – 1897) Эрнст Ге нрих Фили пп А вгуст Ге ккель (1834— 1919) ТЕРМИН «экология» . биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.
Луи Пасте р (правильно Пастёр 1822 — 1895) В какой области биологии французский микробиолог и химик. Пастер, показав микробиологическую сделал свои открытия сущность брожения и многих болезней Л. Пастер? человека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии. Также 1)цитологии Пастер поставил точку в многовековом 2)ботаники споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем 3)психологии доказав невозможность этого. Его имя 4)микробиологии широко известно в ненаучных кругах благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации.
§Первую научную работу Пастер опубликовал в 1848 году. Изучая физические свойства винной кислоты, он обнаружил, что кислота, полученная при брожении, обладает оптической активностью — способностью вращать плоскость поляризации света, в то время как химически синтезированная изомерная ей виноградная кислота этим свойством не обладает. Изучая кристаллы под микроскопом, он выделил два их типа, являющихся как бы зеркальным отражением друга. § Луи Пастер сделал ещё одно важное открытие. Он нашёл, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для некоторых из них кислород не только не нужен, но и ядовит. Такие организмы называются строгими (или облигатными) анаэробами. Их представители — микробы, вызывающие маслянокислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогорклость вина и пива. Брожение, таким образом, оказалось анаэробным процессом, «жизнью без кислорода» , потому что на него отрицательно воздействует кислород (эффект Пастера). §Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем доказав невозможность этого (см. Зарождение жизни на Земле).
Известно, что Луи Пастер – французский микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1)В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители. 2)Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью. 3)Разработал метод предохранительных прививок. 4)Открыл мельчайшие организмы анаэробы, которые могут жить без кислорода. 5)Учёный был награждён орденами почти всех стран мира. 6)Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70— 80 °C в течение 30 мин.
В какой области биологии сделал свои открытия В. И. Вернадский? 1)анатомия 2)ботаника 3)генетика Учение о Биосфере 4)экология Влади мир Ива нович Верна дский (28 февраля (12 марта) Влади мир Ива нович Верна дский (1863 — 1945) — 1863 — 6 января 1945) — российский учёный естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель Академик Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии. В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонт ология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.
Ива н Петро вич Па влов 1849 — 1936) — русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» . Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.
Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1)Иван Павлов читал много художественной и научной литературы. 2)В 1883 году учёный защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца» . 3)Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах. 4)Разработал методику опытов с мнимым кормлением. 5)Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. 6)Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.
В эксперименте Дж. Пристли обнаружил, что мышь не гибнет в закрытом сосуде, если там находится растение в горшочке. Выберите еще одно необходимое условие для того, чтобы мышь осталась жива. 1)солнечный свет 2)комнатная температура 3)пучок сена 4)раствор хлорофилла
Дмитрий Иосифович Ивановский (28 окт ября 1864 — 1920) — русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии.
Центры происхождения культурных растений: 1. Центральноамериканский, 2. Южноамериканский, 3. Средиземноморский, 4. Переднеазиатский, 5. Абиссинский, 6. Среднеазиатский, 7. Индостанский, 7 A. Юговосточноазиатский, 8. Восточноазиатский. создатель учений о мировых центрах происхождения культурных растений и об иммунитете растений, закона гомологических рядов в наследственной Вавилов Николай Иванович 1887 1943 изменчивости организмов
Климе нт Арка дьевич Тимиря зев (1843 — 1920) — русский естествоиспытатель, физиолог — основоположник русской и британской научных школ физиологов растений, историк науки, профессор Раскрыл закономерности фотосинтеза
Ручная лупа с 10 кратным увеличением позволяет увидеть 1)хлоропласты растительной клетки 2)ядро растительной клетки 3)форму клетки простейших 4)рибосомы бактерий
Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования? 1)линза окуляра × 7, а линза объектива × 40 2)линза окуляра × 20, а линза объектива × 20 3)линза окуляра × 15, а линза объектива × 40 4)линза окуляра × 5, а линза объектива × 80 Какое увеличение даёт линза объектива, если увеличение микроскопа составляет × 280, а увеличение линзы окуляра × 7? 1)× 10 2)× 20 3)× 30 4)× 40 В микроскоп, способный давать увеличение не менее 600 800 х крат, можно понаблюдать не только простейших, но и бактерий
Систематика – это наука, изучающая 1)внешнее строение организмов 2)функции организмов в природе 3)образ жизни организмов 4)родственные связи организмов В каком из вариантов правильно указана иерархия систематических групп растений 1)класс – отдел – порядок – семейство – род – вид 2)отдел – класс – порядок – семейство – род – вид 3)класс – отдел – порядок – вид – семейство – род 4)класс – отдел – порядок – род – вид – семейство
Основные систематические категории растений.
Бинарная номенклатура. • Видовые названия: герань лесная радиола розовая фиалка собачья лапчатка прямостоячая смородина красная смородина черная клён татарский клён остролистный Видовое название состоит из двух слов: 1– существительное родовое название; 2 – прилагательное видовое название. Такая форма названий – бинарная или двойная.
Видовые названия: Лютик едкий Лютик кашубский Лютик ядовитый Лютик золотистый Лютик ползучий
Укажите грамотно записанное название вида (по Линнею). 1)жёлтый одуванчик 2)одуванчик лекарственный 3)сорняк одуванчик 4)одуванчик
Царство Растения Отделы ▪Моховидные ▪ Плауновидные ▪Хвощевидные ▪Папоротниковидные ▪ Голосеменные ▪ Покрытосеменные Классы Двудольные Однодольные Семейства Крестоцветные Бобовые Пасленовые Сложноцветные Розоцветные Злаки Лилейные Орхидные Осоковые и др.
В колбу налили молока и добавили йогуртовую культуру бактерий. На графике каждый час отмечали кислотность (р. Н) молока. Рассмотрите график и ответте на вопрос: в какое время происходило наиболее активное снижение кислотности молока? 1)с 1 го по 3 й час 2)с 3 го по 7 й час 3)с 7 го по 12 й час 4)с 12 го по 16 й час
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фик си ро ванным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе за пи шите соответствующую последовательность цифр. 1)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба 2)глядя в окуляр микроскопа, настройте свет 3)положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на пред метный столик 4)зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения 5)зажмите препарат лапками держателями 6)максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте
Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1)сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин. 2)приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки 3)освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья 4)после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс 5)подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии 6)слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1)Накройте комнатное растение стеклянным колпаком. 2)Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой. 3)Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф. 4)Рассмотрите помутневшую известковую воду. 5)Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.
Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке? 1)молекулярно генетический 1)биосферный 2)органоидно клеточный 3)организменный 3)биогеоценотический 4)популяционно видовой
Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии? 1)молекулярно генетический 2)органоидно клеточный 3)биогеоценотический 4)популяционно видовой
Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1)биоценоз 2)популяция 3)нейрон 4)многоклеточный организм 5)биосфера
А Д М Врач акушер Врач гинеколог дерматолог мануальный Врач акушер Врач диетолог терапевт Врач аллерголог И Н Врач иммунолог Врач нарколог анестезиолог Врач невролог Врач инфекционист Врач ароматерапевт К невропатолог Врач кардиолог Врач В Врач валеолог Врач нейрохирург Врач венеролог кардиохирург О Врач вирусолог Врач окулист косметолог Врач онколог Г Врач ортодонт Л гастроэнтеролог Врач логопед Врач ортопед Врач гематолог Врач генетик отоларинголог Врач гинеколог Врач офтальмолог П Т Врач педиатр Врач терапевт Врач токсиколог пластический Врач хирург травматолог Врач проктолог Врач психиатр трансплантолог Врач психолог У Врач уролог Врач психотерапевт Ф Врач фармацевт Р Врач реаниматолог физиотерапевт Врач Х Врач хирург ревматолог Э С Врач эндокринолог сексопатолог Врач семейный Врач скорой помощи Врач сомнолог Врач стоматолог Врач сурдолог
Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице. Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы. Изменение скорости размножения бактерий за определённое время 1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента? 2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе? 3) Чем можно объяснить полученные результаты? Время после введения Число бактерий в колбе 1 бактерий в культуру, мин. Число бактерий в колбе 2 20 40 60 80 100 120 140 20 40 80 160 314 620 1228 18 36 72 140 262 402 600
Пояснение. 1) нам дано кол во бактерий после первых 20 минут в 1 Правильный ответ должен содержать следующие колбе стало 18(а во 2 колбе 20) особей, а так как бактерии размножаются делением на 2 клетки, то в 1 колбе 18/2=9 элементы. бактерий (во 2 колбе 20/2=10 бактерий) 1) В первую колбу было помещено 9, а во вторую – 2) в 1 колбе на протяжении первых 60 минут бактерии 10 бактерий. спокойно делились, но через следующие 20 минут вместо 144 особей стало 140(т. е. самое первое поколение начало 2) Скорость размножения сначала в обеих погибать). Вывод в 1 колбе бактерии живут примерно 60 пробирках была одинакова, а затем замедлилась в минут. первой пробирке. Во 2 колбе на протяжении первых 80 минут бактерии тоже спокойно делились, но в следующие 100 минут вместо 320 3) Это может объясняться тем, что питательная особей стало 314 (т. е. , опять же, самое первое поколение среда в первой пробирке была менее пригодной начало погибать). Вывод во 2 колбе бактерии живут для размножения бактерий и истощилась быстрее примерно 80 минут. 3) Во 2 колбе среда обитания для бактерий более благоприятна, чем в 1 колбе.
Правила работы с микроскопом
При
работе с микроскопом необходимо соблюдать
операции в следующем порядке:
1.
Работать с микроскопом следует сидя;
2.
Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли
мягкой салфеткой объективы, окуляр,
зеркало или электроосветитель;
3.
Микроскоп установить перед собой,
немного слева на 2-3 см от края стола. Во
время работы его не сдвигать;
4.
Открыть полностью диафрагму, поднять
конденсор в крайнее верхнее положение;
5.
Работу с микроскопом всегда начинать
с малого увеличения;
6.
Опустить объектив 8 — в рабочее положение,
т.е. на расстояние 1 см от предметного
стекла;
7.
Установить освещение в поле зрения
микроскопа, используя электроосветитель
или зеркало. Глядя одним глазом в окуляр
и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной,
направить свет от окна в объектив, а
затем максимально и равномерно осветить
поле зрения. Если микроскоп снабжен
осветителем, то подсоединить микроскоп
к источнику питания, включить лампу и
установить необходимую яркость горения;
8.
Положить микропрепарат на предметный
столик так, чтобы изучаемый объект
находился под объективом. Глядя сбоку,
опускать объектив при помощи макровинта
до тех пор, пока расстояние между нижней
линзой объектива и микропрепаратом не
станет 4-5 мм;
9.
Смотреть одним глазом в окуляр и вращать
винт грубой наводки на себя, плавно
поднимая объектив до положения, при
котором хорошо будет видно изображение
объекта. Нельзя смотреть в окуляр и
опускать объектив. Фронтальная линза
может раздавить покровное стекло, и на
ней появятся царапины;
10.
Передвигая препарат рукой, найти нужное
место, расположить его в центре поля
зрения микроскопа;
11.
Если изображение не появилось, то надо
повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;
12.
Для изучения объекта при большом
увеличении, сначала нужно поставить
выбранный участок в центр поля зрения
микроскопа при малом увеличении. Затем
поменять объектив на 40 х, поворачивая
револьвер, так чтобы он занял рабочее
положение. При помощи микрометренного
винта добиться хорошего изображения
объекта. На коробке микрометренного
механизма имеются две риски, а на
микрометренном винте — точка, которая
должна все время находиться между
рисками. Если она выходит за их пределы,
ее необходимо возвратить в нормальное
положение. При несоблюдении этого
правила, микрометренный винт может
перестать действовать;
13.
По окончании работы с большим увеличением,
установить малое увеличение, поднять
объектив, снять с рабочего столика
препарат, протереть чистой салфеткой
все части микроскопа, накрыть его
полиэтиленовым пакетом и поставить в
шкаф.
Порядок выполнения работы
Задание
1. Используя микроскопы, таблицы и
практикумы, изучить устройство световых
микроскопов (МИКМЕД-1, БИОЛАМ и МБС-1)
(рис. 1). Запомнить названия и назначение
их частей.
Задание
2. При малом и большом увеличениях
микроскопа научиться быстро находить
объекты на постоянных микропрепаратах.
Техника приготовления временного препарата
Возьмите
предметное стекло из контейнера, держа
его за боковые грани. Поместите в центр
стекла объект.
а
б
Рисунок
2. Предметные (а)
и покровные (б)
стёкла
Нанесите
пипеткой 1–2 капли воды на объект.
Возьмите
покровное стекло за боковые грани и
положите его боковой гранью на каплю
воды, затем медленно опустите на нее
стекло.
Внимание!
Между стеклами не должно быть пузырьков
воздуха, нельзя покровное стекло кидать
на каплю сверху, его нужно как бы вдвинуть
в каплю сбоку.
Излишки
воды уберите фильтровальной бумагой;
Приготовленный
микропрепарат поместите на предметный
столик и рассмотрите сначала при малом,
затем при большом увеличении.
В
том случае, если микропрепарат сделан
неаккуратно, между стеклами есть пузырьки
воздуха, следует повторить действия.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микроскопа к работе.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поместите приготовленный препарат на предметный столик 2) в отверстие предметного столика направьте зеркалом свет, добейтесь хорошего освещения поля зрения 3) пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата 4) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола 5) глядя в окуляр одним глазом, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
Вы зашли на страницу вопроса Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микроскопа к работе?, который относится к
категории Биология. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.
Разбор заданий ОГЭ с нахождением алгоритма
Очень важно: в подобных заданиях сначала внимательно прочитайте все пункты!!!
Потом мысленно попробуйте их расставить в нужном порядке. Не чурайтесь сделать схематичный рисунок в черновике.
В данном случае не так важно какой микропрепарат мы рассматриваем (по тексту задания). Важно вспомнить последовательность действий в классе. Либо соображать логически: сначала препарат кладут, а потом заживают лапками-держателями. То есть данное задание одно из самых простых вариантов заданий на алгоритм. Единственное о чем можно задуматься — это когда настраивать свет. Традиционно сначала настраивают свет, потом кладут микропрепарат. Это нужно запомнить.
Итого в данном задании: 6, 2, 3, 5, 1, 4. Если не запнулись о шестой пункт — большие молодцы. Я же даже второй раз просто записывая ответы чуть его не забыла. Потому что он в конце списка и не очень существенный. Посему напоминаю: сначала внимательно прочесть все пункты! Прикинуть первый и последний и затем расставлять остальные.
Достаточно простой опыт, но с небольшой закавыкой. Нужно сообразить что перед опытом мы сначала прорастили семена и соответственно пятый пункт будет началом. А концовка опыта достаточно прозрачно сформулирована — это третий пункт. Даже не очень нужно знать причем тут горящая лучинка для ответа. Мы то знаем, что горящая лучинка помещенная в банку с проростками фасоли быстро погаснет, чем подтвердит отсутствие кислорода (семена дышали и кислород расходовали). Единственный спорный момент: что такое контроль и куда его впихнуть. В данном случае контрольный опыт — это пустая банка с атмосферным воздухом, в котором не будет никаких изменений. Соответственно, контроль нам поможет в финальной части понять разницу в горении лучинки (правда, этот момент в задании не отображен). Лучинка в пустой банке будет гореть дольше, так как там будет некий объем кислорода (но все равно, конечно, потухнет, как выжжет весь кислород).
Итого: 5, 2, 6, 4, 1, 3. Контроль логично поместить в конце всех приготовлений. А вот пункты 2 и 6 по идее могут стоять и так 2, 6 и так 6, 2. Надеюсь в подобных случаях правильными сочетаниями считаются оба варианта.
Опыт опять про дыхание. А методика другая, построенная на том, что известковая вода мутнеет взаимодействуя с углекислым газом. В атмосферном воздухе углекислого газа не много (0,03) и известковая вода остается прозрачной. Во время процесса дыхания будет выделяться углекислый газ и замкнутом объеме накапливаться до того количества, которое начнет взаимодействовать с известковой водой. При данных формулировках даже без знания сути эксперимента можно логически вывести правильный порядок действий, так как начальный (пятый) и конечный (четвертый) пункт сформулированы максимально прозрачно.
Итого: 5, 2, 1, 3, 4.
Самое сложное, на мой взгляд, задание из серии. Здесь если не знать методики опыта, очень легко ошибиться в середине алгоритма. Поэтому опишу опыт опираясь на схематичное изображение порядка действий.
— растение помещают на некоторое время в темное помещение, для того что бы крахмал (который на тот момент уже был насинтезирован в листьях) был преобразован в глюкозу и распространился по всему растению как источник энергии [фотосинтез не происходит, а жить-то надо продолжать].
— далее возвращают растение на свет божий На одном листочке помещают полоску темной бумаги (будет своеобразный контроль). Соответственно под бумагой в клетках листа фотосинтез происходить не будет.
— через сутки отрываем экспериментальный лист и погружаем в кипяток.
— затем погружаем в спирт. Спирт окрашивается в зеленый цвет хлорофиллом, а лист обесцвечивается.
— затем погружаем лист в раствор йода (вы отлично знаете эту качественную реакцию — йод при взаимодействии с йодом меняет окраску на синюю). Часть листа незакрытая полоской бумаги окрашивается в синий цвет, так как в этих клетках активно шел фотосинтез, образовывалась глюкоза, а затем и крахмал. Закрытая часть листа остается обесцвеченной, так как под полоской бумаги не происходил фотосинтез и не было крахмала.
Итого в задании: 1, 4, 3, 5, 2.
Все варианты задания 5 из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по биологии с ответами: инструкции, биологические процессы, явления, объекты.
Тип ответа: последовательность.
Любой из этих вариантов задания 5 может вам попасться на реальном ОГЭ в этом году.
Все варианты задания 5 с ФИПИ к ОГЭ по биологии
Установите последовательность.
Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги ахиллова рефлекса, приводящего к разгибанию стопы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) исполнительные нейроны
2) удар молоточком по сухожилию икроножной мышцы
3) нервный центр в спинном мозге
4) чувствительные нейроны
5) рецепторы, воспринимающие механическое воздействие
Ответ:
25431
Номер: CADD52
Установите последовательность.
Установите последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с его поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) луб
2) пробка
3) древесина
4) камбий
5) сердцевина
Ответ:
21435
Номер: 05D0AA
Установите последовательность.
Установите последовательность событий, происходящих в организме человека при усвоении белков, полученных с пищей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь и транспорт аминокислот к тканям
2) поступление пищи через пищевод в желудок
3) попадание пищи в ротовую полость
4) окончательное расщепление пептидов до аминокислот в двенадцатиперстной кишке
5) расщепление белков до пептидов ферментами желудочного сока
6) синтез собственных белков в тканях
Ответ:
325416
Номер: 228043
Установите последовательность.
Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зона всасывания
2) зона деления
3) корневой чехлик
4) зона роста
5) зона проведения
Ответ:
32415
Номер: C9C949
Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития человеческой аскариды, начиная с яйца. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) проникновение личинки в лёгкое
2) заражение человека созревшими яйцами аскариды
3) выход личинки из яйца и её внедрение через стенку кишечника в кровь
4) превращение в кишечнике личинки во взрослого червя
5) попадание личинки через дыхательные пути в ротовую полость и её вторичное проглатывание
Ответ:
23154
Номер: FA07F2
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки
Ответ:
43251
Номер: 76C1F8
Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения молекулы воды по выделительной системе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) попадание в почечную лоханку
2) прохождение по извитому канальцу
3) попадание в мочевой пузырь
4) всасывание в почечной капсуле
5) удаление через мочеиспускательный канал
Ответ:
42135
Номер: 3c26F9
Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, протекающих во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы
2) увеличение объёма лёгких
3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа
4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха
5) расслабление межрёберных мышц
Ответ:
12354
Номер: F4400C
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по остановке артериального кровотечения из плечевой артерии. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на раневую поверхность положить стерильную марлевую повязку и забинтовать
2) прикрепить к жгуту листок бумаги с указанием времени его наложения
3) выше места ранения положить мягкую ткань, а поверх её – резиновый жгут
4) установить вид кровотечения
5) освободить плечо от одежды
Ответ:
54312
Номер: 58DB08
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке процессы, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в клетки тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
Ответ:
35214
Номер: A5860F
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло.
2) Рассмотрите препарат с помощью лупы.
3) Протрите салфеткой предметное и покровное стёкла.
4) Разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом.
5) Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло.
Ответ:
35142
Номер: 35F209
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микропрепарата животной клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Протрите салфеткой предметное и покровное стёкла.
2) Капните раствор йода на приготовленный препарат и накройте покровным стеклом.
3) Поместите снятую слизь на предметное стекло.
4) Зарисуйте животные клетки, обозначив мембрану, цитоплазму и ядро.
5) Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.
6) Возьмите чистый шпатель и с лёгким нажатием проведите им по твёрдому нёбу или дёснам.
Ответ:
163254
Номер: 774777
Установите последовательность.
Установите последовательность движения крови в сердце и кровеносных сосудах от правого предсердия к левому желудочку. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) лёгочные вены
2) лёгочная артерия
3) капилляры лёгких
4) левое предсердие
5) правый желудочек
Ответ:
52314
Малый круг кровообращения начинается из правого желудочка – легочным стволом, который по выходу из сердца делится на правую и левую легочные артерии, по которым течет венозная кровь. Артерии входят в «ворота» легкого и синхронно делятся до капилляров, которые густой сетью окружают альвеолярные пузырьки ацинуса. В результате диффузии газов, кровь насыщается кислородом, поступает в венозное русло, собираясь в каждом легком в 2 легочные вены, таким образом, малый круг кровообращения заканчивается в левом предсердии 4 легочными венами.
Номер: BF7E7E
Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, относящихся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) развитие зародышей внутри яиц
2) выход молодых ящериц
3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов
4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки
5) откладка самкой яиц
Ответ:
34512
Номер: D8937E
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции проведения черенкования комнатных растений. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) выясните, какое из имеющихся у вас комнатных растений размножается черенками
2) после образования 4–5 придаточных корней высадите черенок во влажную почву
3) накройте растение банкой
4) поставьте черенок в воду
5) осторожно срежьте лезвием или острым ножом с выбранного растения стеблевой черенок (часть побега с 4–5 листьями)
Ответ:
15423
Номер: 31AE75
Установите последовательность.
Установите последовательность событий, происходящих при прорастании семени фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление семядолей
2) появление зелёных листочков
3) разрушение семенной кожуры
4) набухание семени
5) появление корешка
Ответ:
43512
Номер: 80CB75
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды
2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды
5) рассмотрите препарат под микроскопом
Ответ:
31425
Номер: 413DBD
Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) переваривание пищи соками поджелудочной железы
2) поступление непереваренных продуктов в клоаку
3) размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны
4) обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка
5) перетирание пищи в мускульном желудке
Ответ:
34512
Номер: F30FBD
Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения лучей света в глазном яблоке, начиная с роговицы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) стекловидное тело
2) зрачок
3) передняя камера
4) хрусталик
5) палочки и колбочки
Ответ:
32415
Номер: 94D0B6
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации зрительного анализатора человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) светочувствительные пигменты
2) глазное яблоко
3) фоторецепторные клетки
4) зрительный анализатор
5) сетчатая оболочка
6) палочки
Ответ:
425361
Номер: FED41D
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом ткани. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
2) зажмите препарат лапками-держателями
3) положите микропрепарат на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение ткани
Ответ:
43251
Номер: C04827
Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, относящихся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) замена жаберного дыхания лёгочным
2) откладка икры самкой в воду
3) развитие жабр, мускулатуры и скелета
4) оплодотворение икры самцами
5) появление личинки
Ответ:
24531
Номер: C8FA22
Установите последовательность.
Установите последовательность продвижения по организму питательных веществ, входящих в состав сыра. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) тонкий кишечник
2) ротовая полость
3) кровеносные сосуды
4) клетки и ткани организма
5) желудок
Ответ:
25134
Номер: 6C7920
Установите последовательность.
Установите последовательность структур почки человека, в которых происходит образование и выведение мочи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) собирательная трубочка
2) приносящая артерия
3) полость капсулы
4) капилляры клубочка
5) извитой каналец
Ответ:
24351
Номер: 67142E
Установите последовательность.
Установите последовательность событий, происходящих в организме человека при усвоении жиров, полученных с пищей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) попадание пищи в двенадцатиперстную кишку
2) поступление жиров в подкожную жировую клетчатку
3) попадание пищи в ротовую полость
4) расщепление жиров ферментами сока поджелудочной железы на жирные кислоты и глицерин
5) прохождение пищи через пищевод в желудок
6) всасывание жирных кислот и глицерина в лимфу
Ответ:
351462
Номер: c6A028
Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития в цикле папоротника, начиная с попадания споры в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) развитие спор в спорангиях
2) развитие мужских и женских гамет, оплодотворение
3) образование зиготы и развитие зародыша
4) формирование растения (бесполого поколения)
5) прорастание споры в маленькую зелёную пластинку – заросток
Ответ:
52341
Процесс начинается с прорастания споры и формирование заростка, затем происходит формирование гамет на гаметофите, после чего гаметы сливаются и происходит оплодотворение на заростке. Далее происходит развитие из зиготы побега с придаточными корнями и формирование многолетнего растения (спорофита).
Номер: 00BCDA
Установите последовательность.
Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего цветкового растения, начиная с момента попадания семени в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) плодоношение и созревание семян
2) цветение и опыление
3) образование зиготы и формирование зародыша
4) рост и развитие вегетативных органов
5) прорастание семени
Ответ:
54231
— ближайший этап — прорастание этого семени (5),
— затем вырастут корень, стебель и другие вегетативные органы (4),
— сформируются цветки, пыльца будет принесена с тычинок на пестики цветков т. е. произойдёт опыление (2),
— зигота образуется после опыления при слиянии спермия и яйцеклетки, из неё разовьётся зародыш (3),
— созревание семян в плодах, т. е. накопление питательных веществ, окончательное формирование всех частей семени возможно только после образования зиготы (1).
Номер: 7429DB
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации системы опоры и движения человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мышечная система
2) сократительные белки актин и миозин
3) мышечное волокно
4) скелетная мышца
5) поперечнополосатая мышечная ткань
Ответ:
14532
Номер: E9F8D2
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) кости пясти
2) плечевая кость
3) фаланги пальцев
4) лучевая кость
5) кости запястья
Ответ:
24513
Номер: E494D9
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение клеток листа дуба
2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3) положите микропрепарат листа дуба на предметный столик
4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5) зажмите препарат лапками-держателями
6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте
Ответ:
623514
Номер: 4BDC58
Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения импульсов по рефлекторной дуге коленного рефлекса от момента удара резиновым молоточком по сухожильной связке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение мышцы, разгибание ноги
2) натяжение мышцы, возникновение возбуждения в рецепторах
3) участок спинного мозга
4) чувствительный нейрон
5) двигательный нейрон
Ответ:
24351
Номер: F90554
Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения сигнала по трёхнейронной рефлекторной дуге. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) рецептор
3) чувствительный нейрон
4) мышца
5) двигательный нейрон
Ответ:
23154
Номер: 2A5859
Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот, глюкозы, жиров
2) дробление жиров на мельчайшие капельки
3) первичное расщепление углеводов
4) механическое измельчение пищи
5) первичное расщепление белков
Ответ:
43521
Номер: DAF450
Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития в цикле мха кукушкина льна, начиная с попадания спор в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование коробочки со спорами
2) формирование органов полового размножения
3) оплодотворение, образование зиготы
4) прорастание спор в ветвящиеся зелёные нити
5) образование листостебельных растений
Ответ:
45231
Номер: 5EEA52
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.
2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.
3) Закрепите побег деревянными шпильками.
4) Отделите укоренившийся побег от куста.
5) Пригните побеги к почве и присыпьте землёй.
Ответ:
12534
Номер: A00F5B
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации нервной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) нервная система
3) дендрит
4) головной мозг
5) центральная нервная система
6) мозжечок
Ответ:
254613
Номер: 6B8A56
Установите последовательность.
Расположите кровеносные сосуды по мере уменьшения в них давления крови. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нижняя полая вена
2) артерии
3) капилляры
4) печёночная вена
5) аорта
Ответ:
52341
По мере уменьшения давления: аорта — артерии — капилляры — вены — полые вены
Номер: 4C8FA5
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз (объектив –×8, окуляр –×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука
Ответ:
136425
Номер: 12ACA3
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) чувствительный нейрон
2) рецепторы носовой полости
3) центр продолговатого мозга
4) двигательный нейрон
5) дыхательные мышцы
Ответ:
21345
Номер: B0DAC5
Установите последовательность.
Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера
Ответ:
34215
Номер: 122BC9
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации слухового анализатора человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) рецепторы
2) ухо
3) кортиев орган
4) внутреннее ухо
5) улитка
6) слуховой анализатор
Ответ:
624531
Номер: F82199
Установите последовательность.
Установите последовательность этапов прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) выделение слюны железистыми клетками
2) проведение нервного импульса по чувствительному нейрону
3) проведение электрического импульса по вставочному нейрону
4) раздражение вкусового рецептора
5) проведение электрического импульса по двигательному нейрону
Ответ:
42351
Номер: 01EB9B
Установите последовательность.
Установите последовательность движения вдыхаемого воздуха по воздухоносным путям организма человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) трахея
2) носовая полость
3) гортань
4) бронх
5) бронхиола
Ответ:
23145
Номер: 5EE8EA
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3) в момент исчезновения пульса манометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5) в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе
Ответ:
421653
Номер: 8E9FEE
Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития медоносной пчелы после оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) куколка
2) личинка
3) яйцо, отложенное самкой
4) взрослая особь
5) зигота
Ответ:
53214
Номер: C0CC64
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) соединительная ткань
2) ион железа
3) эритроциты
4) гемоглобин
5) форменные элементы
6) кровь
Ответ:
165342
Номер: 96C36E
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца
Ответ:
326514
Номер: 974363
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по остановке капиллярного и венозного кровотечения в области предплечья с помощью перевязочного индивидуального пакета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вскрыть перевязочный индивидуальный пакет
2) наложить давящую повязку
3) установить вид кровотечения
4) не прикасаясь к внутренней части марлевой подушечки, приложить её к раневой поверхности
5) освободить предплечье от одежды
6) при необходимости доставить пострадавшего в медицинское учреждение
Ответ:
531426
Номер: 14173F
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на влажную бумагу положите 10 семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой и поставьте в тёплое место
3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через трое суток обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
Ответ:
53124
Номер: 0A3389
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) эпителиальная клетка
2) тонкий кишечник
3) пищеварительный канал
4) двенадцатиперстная кишка
5) пищеварительная система
6) кишечная ворсинка
Ответ:
532461
Номер: E0F18A
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации выделительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) эпителиальная клетка
2) нефрон
3) корковое вещество
4) почка
5) выделительная система
6) капсула нефрона
Ответ:
543261
Номер: 39C481
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) плюсна
2) бедренная кость
3) предплюсна
4) малоберцовая кость
5) фаланги пальцев
Ответ:
24315
Номер: 886483
Установите последовательность.
Установите последовательность событий при образовании нового побега из почки весной. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вынос зелёных свернутых листочков молодого побега
2) деление клеток конуса нарастания
3) набухание почки
4) удлинение стебля и рост листьев
5) раскрытие почечных чешуй
6) образование взрослого побега
Ответ:
352146
Набухание почки — раскрытие почечных чешуй — деление клеток конуса нарастания — вынос зелёных свернутых листочков молодого побега — удлинение стебля и рост листьев — образование взрослого побега.
Номер: 4Dc932