#1
петр-саныч
-
Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 09 января 2009 — 19:32
Предлагаю поместить справочную литературу о моторах Вихрь.Думаю это многим будет полезно -статьи,инструкции и описания,полезные усовершенствования и доработки.Вот каталог основных частей мотора Вихрь30.
Прикрепленные файлы
-
vikhr30.pdf 1,17МБ
4912 Количество загрузок:
-
0
#2
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
-
Название: прогресс
Отправлено 10 января 2009 — 20:26
Здесь можно скачать книгу Страшкевича «Вихрь без секретов». http://www.motolodka…ad/download.htm
-
0
#3
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 05 февраля 2009 — 18:47
Мда…похоже тема одного пользователя.Ну да ладно,сам открыл -сам и пополнять буду.Если это конечно кому-то в пользу будет -значит не зря.Вот несколько интересных статеек из старых номеров КиЯ о Вихре.Первое описание Вихрь30,о редукторе,и о электростартере.
Прикрепленные файлы
-
0
#4
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
-
Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 05 февраля 2009 — 18:57
Да,еще заметочка с изображением «прародителя» Вихря,к сожелению более чем за 40 лет в облике Вихря мало что изменилось.
-
0
#5
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 10 февраля 2009 — 19:09
Серийные системы зажигания отечественных моторов.Статья из КиЯ.Одним фаилом не получилось -пришлось «разбить»на три части.
Прикрепленные файлы
-
0
#6
ur5emo
ur5emo
- Из:Днепр
- Судно: Крым
Отправлено 19 февраля 2009 — 21:35
Мда…похоже тема одного пользователя.Ну да ладно,сам открыл -сам и пополнять буду.Если это конечно кому-то в пользу будет -значит не зря.Вот несколько интересных статеек из старых номеров КиЯ о Вихре.Первое описание Вихрь30,о редукторе,и о электростартере.
<{POST_SNAPBACK}>
Это первое моё сообщенее на этом форуме, хотя читаю уже давно.
Спаибо за инфо…. Да и у меня только Вихри а литеры ни какой, только благодаря форуму я их эксплуатирую.
Петр-Саныч СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!
Прикрепленные изображения
-
0
#7
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
-
Название: прогресс
Отправлено 01 марта 2009 — 19:22
-
0
#8
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
-
Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 01 марта 2009 — 19:41
Полезные рекомендации по устранению неполадок.
-
0
#9
ur5emo
ur5emo
- Из:Днепр
- Судно: Крым
Отправлено 01 марта 2009 — 21:05
Не справочная но может и как-то нам поможет, правда пришлось разбить на два архива.
Далее буду в Дежавю.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал ur5emo: 01 марта 2009 — 21:32
-
0
#10
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 15 марта 2009 — 17:53
Пару статеек о карбюраторе Вихря.
Прикрепленные файлы
-
0
#11
5555
5555
-
- Основной экипаж
-
- 7 сообщений
Юнга
- Из:Уфа
- Судно: 205п
Отправлено 16 марта 2009 — 17:44
Книги для катеристов:
Абрам Нутович Папир. Водометные движители малых судов
Водомётные движатели
Гребные винты для катеров
Моторы лодочные подвесные ‘Вихрь- электрон’. Техническое описание и инструкция
Ветерок лодочные мотроы ремонт.
http://rapidshare.de…1/3333.rar.html
-
0
#12
петр-саныч
петр-саныч
-
Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 18 марта 2009 — 17:02
А я и не догадался инструкцию выложить.Ну Ув.5555 это сделал .Вот ссылочка скачать книгу-Усовершенствование и ремонт моторов «Вихрь», «Вихрь-М», «Вихрь-30» автор Е.Г.Хорхордин;http://fishercity.na…ihr/soderg.htm.
-
0
#13
ur5emo
ur5emo
- Из:Днепр
- Судно: Крым
Отправлено 18 марта 2009 — 21:13
Санычь пробачь что не по теме,а на голову от Нептуна что есть? Можно в мыло ur5emo(Собака)mail.ru
Ну очень надо Буду должен!
-
0
#14
5555
5555
-
- Основной экипаж
-
- 7 сообщений
Юнга
- Из:Уфа
- Судно: 205п
Отправлено 21 марта 2009 — 17:26
-
0
#15
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 10 апреля 2009 — 20:28
Статья о подборе винта на Вихрь30:
-
0
#16
Сергей1981
Сергей1981
-
- Основной экипаж
-
- 5 сообщений
Юнга
- Из:Татарстан
Отправлено 17 апреля 2009 — 16:08
Предлагаю поместить справочную литературу о моторах Вихрь.Думаю это многим будет полезно -статьи,инструкции и описания,полезные усовершенствования и доработки.Вот каталог основных частей мотора Вихрь30.
Привет Саныч будь так любезен подскажи пожалуйста надо чертёж приветовской помпы у тебя может есть. я с вихрёвской весь измучился!
-
0
#17
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 18 апреля 2009 — 16:20
Еще немного полезной информации о Вихре.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал петр-саныч: 18 апреля 2009 — 16:23
-
0
#18
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 19 апреля 2009 — 20:48
Пара статеек -Установка опережения зажигания и немного о ремонте помпы,а так-же о разьемной тяге реверса.
Прикрепленные файлы
-
0
#19
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 22 апреля 2009 — 21:05
Первое описание ПЛМ Вихрь.
-
0
#20
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
-
Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 23 апреля 2009 — 12:39
Подключение тахометра ТХ-193 от авто ВАЗ2106 к ПЛМ.
-
0
#21
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 23 апреля 2009 — 16:59
Статья о поршнях и кольцах Вихря20.
-
0
#22
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 24 апреля 2009 — 19:59
Несколько самодельных систем зажигания для Вихря.
-
0
#23
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 27 апреля 2009 — 13:50
О поршневых кольцах Вихря30.
-
0
#24
sersh
sersh
-
- Пассажиры
-
- 2 сообщений
Юнга
- Из:Cпб
Отправлено 25 мая 2009 — 16:05
Господа подскажите где качнуть полное описание Вихря 20.
-
0
#25
петр-саныч
петр-саныч
- Из:кременчуг
- Судно: лодка
- Название: прогресс
Отправлено 25 мая 2009 — 17:20
Вот первое описание мотора Вихрь в КиЯ за 1966г.Подробнее смотрите в книгах Страшкевича (ссылка выше).
-
0
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту лодочных моторов Вихрь
Техническое описание и инструкция по эксплуатации лодочных моторов «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь-30Р электрон», «Вихрь-30 электрон», «Вихрь-30», «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р».
- Год издания: 1983
- Страниц: 27
- Формат: DOC
- Размер: 545 Kb
Справочное пособие по доработке лодочных моторов «Вихрь». Описаны способы устранения характерных недостатков моторов, а также способы установки на них дополнительного оборудования.
- Год издания: —
- Страниц: 112
- Формат: —
- Размер: —
Человек всегда стремился за горизонт. Тысячелетиями стоял вопрос: а что там? И это въелось в наши гены, пропитало их, будоража любопытство и интерес к неизведанному. А как познать окружающий нас близлежащий мир? Автомобиль провезет по накатанным дорогам с «маркетами» и кафе, вдоль развитой инфраструктуры сервиса и цивилизации. А вот лодка — другое дело. Хотя ряды водномоторников поредели, как после неудачной атаки. Да, жизнь нас всех атаковала. Многих взяла на абордаж, многие выбиты из седла навсегда. Но остались еще отчаянные. И они будут бороздить водную гладь в любых условиях и на всем, что может держаться на плаву, не теряя заклепок из своих бортов. У них будут «лететь» шпонки, ломаться винты, выходить из строя вконец изношенные моторы, но все равно — на буксире, на веслах, под самодельными примитивными парусами будут они возвращаться на свои базы — к точкам своего личного отсчета в познании мира.
С теми, кто ходит и будет ходить под мотором, я и хочу поделиться двадцатипятилетним опытом «хождения за три моря», а самое главное — опытом благополучного возвращения. Говоря конкретно, опытом ремонта «Вихря» в походных условиях, когда надеяться не на кого, кроме как на свои мозолистые руки.
Я всегда возвращался на стоянку сам, под собственным «Вихрем», будь это просто «Вихрь», «Вихрь-25» или «Вихрь-30». Я всегда находил выход из создавшегося положения, так как был и морально, и технически подготовлен к любому неприятному случаю, а мои «Вихри» прошли «спецподготовку». В походных условиях я делаю любой ремонт. Приходилось делать все: ремонтировать и редукторы, и цилиндро-поршневые группы; ремонтировать и менять золотники, разбирая коленвал; восстанавливать треснувшие от удара поддоны — и многое другое, разбирая мотор до винтика прямо на палубе своего «Прогресса».
Многое я почерпнул из «КиЯ» и довел до совершенства, а многое придумал сам.
На протяжении трех десятков лет столько всего напредлагали — на, бери этот опыт, пользуйся! Ведь тридцать лет «каким ты был, таким остался»: наш любимый, самый популярный и самый неприхотливый «Вихрь», наша радость и наше горе. А главное — технология ремонта в походных условиях как была, так и осталась непредусмотренной.
Почему я упомянул «моральную» подготовку? Да потому, что в походе необходимо быть готовым ко всему.
Я взял за правило — все необходимое иметь с собой. Многие отреагируют: сколько тогда нужно таскать лишнего! Нужно «таскать» необходимое: 13-14 кг запчастей и инструмента никогда не будут лишними, обеспечивая стопроцентную возможность возврата домой без чьей-либо помощи. По себе знаю — в глухих и отдаленных местах никто на помощь не придет — некому. А я не переживаю, так как имею с собой все необходимое. Итак,
Общие указания
1. Лодка должна быть снабжена оборудованием согласно записи в судовом билете плюс лесопильный инструмент (топор, ножовка).
2. Необходимо иметь на борту НЗ продуктов питания, запасную одежду, медицинскую аптечку с большим запасом перевязочных материалов, так как механические повреждения мягких тканей — вариант очень частый.
3. Обязательно нужен компактный примус типа «Турист» либо «Шмель». Могу поделиться маленькой хитростью. Предположим, по каким-то причинам у вас нет примуса, а вы попали под дождь, намочивший все и вся. Тогда для растопки костра делается «примус-шкодник».
Находите пустую консервную банку, разгребаете мокрый песок и сухим набиваете банку. Затем отсоединяете шланг, питающий двигатель, и делаете в банку с песком несколько качков — 50-70 г топлива с маслом (в этом и заключается «шкода», наносимая примусом). Главное, чтобы весь песок пропитался бензином. Баночку ставите на место будущего кострища и начинаете сверху наламывать веточки диаметром 3-5 мм, затем покрупнее. Еще лучше наколоть лучин. Теперь необходимо поджечь бензин в банке и подложить мелкого валежника. Бензин будет гореть 7-8 минут, обеспечивая горение сырых веток. Через 10 минут у вас будет достаточно жара, чтобы высушивать любые влажные дрова.
4. Необходимо постоянно изучать свой двигатель, знать и уметь делать анализ неисправностей.
5. Важно правильно рассчитывать дальность плавания и запас горючего, учитывать населенность берегов и плотность находящихся в данной акватории лодок.
О запасных частях. У меня весь комплект запчастей помещается в металлический ящик размером 350х200х250 мм. В нем уложены: запасной генератор; трансформатор ТЛМ; две свечи СИ12РТ; высоковольтные провода; поршень; 4 поршневых кольца; 2 пальца и стопора к ним; подшипники в картер № 205 2 шт. и № 305 1 шт.; комплект манжет в картер; обойма игольчатых сепараторов в картер; 2 сепаратора; лабиринтное уплотнение; полный комплект новых прокладок, а для блока головок — 2 металлизированные; запасной поплавок и запорная игла карбюратора; запасная крышка карбюратора; жиклеры; бензонасос; мембрана насоса и перепускные клапана к нему; торсион; корпус водяного насоса и пластинка к нему; крыльчатка; вал-шестерня с подшипниками радиально-упорным и шариковым № 202; гребной вал с муфтой, шестернями, упорным и игольчатым подшипниками; стакан гребного вала; комплект манжет в редуктор; шпонки, шпильки; крепеж; гребные винты диаметра 240 мм с шагом 300, 282, 260 и 240 мм; мультипитч; 2 золотника, а при дальних плаваниях — обязательно запасной коленвал.
Рабочий инструмент. Я вожу полный набор накидных ключей от № 27 до № 4; тисочки настольные со струбциной для привинчивания их к палубе; тисочки ручные; ножовку и шлицовку; ручную дрель и набор сверл; наборы плашек и метчиков; плоскогубцы; «утконосы»; набор отверток; нож; средние напильники и надфили; кусачки; молоток; зубильце и кернер; паяльник с флюсом и припоем (можно разогревать на примусе либо на костре); набор выколоток из дюралюминия (легкие и компактные, они вполне пригодны для редких ремонтов); пинцет; стопор коленвала простейшей конструкции.
Прочие материалы. Это бензостойкие клеи, клей ЭДП; смазки: ЦИАТИМ-201, графитовая, на основе дисульфида молибдена; масла: автол — 1 л; нигрол — 300 г; турбинное масло для подушечек прерывателей; ацетон; нитрокраска; герметики; ветошь; кисть № 10-15.
Подготовка мотора
Предварительно подготовьте к походу и свой «Вихрь». Лучше всего это сделать не торопясь — зимой, но можно посвятить этому и пару выходных.
Необходимо аккуратно разобрать весь двигатель и снять все прокладки либо установить новые по следующей технологии, разработанной для быстрого ремонта в походных условиях:
1. В картере установите прокладки на нитрокраску, покрасив все торцы трех частей картера (рис. 1.1; 1.2; 1.3). При дальнейшей разборке части картера можно смело разнимать: хорошо посаженные на краску прокладки равномерно разорвутся по толщине. При сборке разорванную плоскость тоже смазывают нитрокраской и картер собирают.
2. Прокладку между картером и блоком цилиндров (рис. 2) со стороны блока (рис.2.1) приклейте на нитрокраску, а со стороны картера (рис. 2.2) — намажьте графитовой смазкой и, если есть возможность, даже присыпьте графитным порошком. Эта мера спасет прокладки от прилипания, а затем разрыва при демонтаже. Натрите графитом и прокладку между блоком цилиндров и блоком головок (рис. 2.3) с обеих сторон. Прокладку глушителя наклейте на блок цилиндров. Со стороны глушителя смажьте графитовой смазкой (рис. 2.4).
3. У «Вихря-25» переделайте блок головок. Выверните из него обе шпильки (рис. 2.5), а при сборке вверните вместо них обычные стандартные болты с шайбами Гровера под шестигранный ключ. Сделав эту операцию, вы сможете в дальнейшем спокойно демонтировать блок головок и проверять состояние головок поршней.
4. Сделав следующие операции, вы сможете многое: Разрежьте поддон по линии имеющегося на нем прилива (рис. 3.2) с таким расчетом, чтобы отверстия под болты, заменившие шпильки, остались на отрезанной части для дальнейшего ее зажима между дейдвудом и блоком головок.
Образовавшуюся при разрезе щель при сборке заклейте герметиком и поставьте между дейдвудом и поддоном цельную прокладку для предотвращения прорыва газов из дейдвуда (рис. 3.1). Эта операция позволит вам снимать блок цилиндров, не снимая двигатель с транца, а демонтировав лишь приводные рычаги (для «Вихря-30»). Прокладку приклейте к дейдвуду и смажьте графитовой смазкой (рис. 4.1).
В отверстия (рис. 3.3) винты М10 с потайными головками, стягивающие поддон с картером, ввинчивать не надо. Иначе блок цилиндров будет поджат поддоном и его нельзя будет стянуть. Двигатель, поддон и дейдвуд стягиваются шестью болтами М8 (рис. 4.4; 4.5 — для глушителя; 4.6; 4.7 — для картера; 4.8; 4.9 — для блока головок).
5. Обязательно сделайте разборной тягу реверса; это намного облегчит ремонт редуктора (рис. 4.2). Удобно использовать для тяги реверса соединительную муфту «Нептуна».
Редуктор снимается с двигателя, разбирается, производится установка запасных деталей, затем производится сборка и монтаж его на дейдвуд, соединение тяги и затягивание крепежных болтов. Хорошо залить 7 винтов нижней крышки редуктора битумной смолой; когда она остынет, аккуратно обрежьте излишки, придавая форму редуктора. Во-первых, это улучшает обтекаемость редуктора, а во-вторых, предохраняет винты от коррозии, проникновения воды по резьбе внутрь и дальнейшего прихватывания винтов в резьбе. При разборке смола легко удаляется, открывая чистые, неокисленные головки винтов.
Проделав эти операции, вы намного продлите срок службы прокладок, сможете иметь легкий доступ к наиболее нагруженным узлам — поршням, кольцам и пальцам, сможете легко производить их замену, не снимая двигатель с транца в любых походных условиях. Последовательность демонтажа показана на рис. 5.
Пример из личного опыта. Будучи теперь подготовленными морально и теоретически, разберем конкретный случай аварийной ситуации и способы ремонта в походных условиях прошедшего «спецподготовку» мотора «Вихрь-25».
Итак: лето, быстрая змееподобная Десна, мы на двух «Прогрессах» третьи сутки идем против течения, достигающего скорости 8 км/ч. И вдруг — в «Вихре» слышен резкий «стальной» удар, с полного хода двигатель заклинивает намертво. Меня несет течением на стрежень, уносит назад. Мой друг Сережа, шедший впереди, не заметил «ЧП» и ушел вверх. Я спокойно достал якорь, размотал шнур и, когда меня снесло ближе к песчаной косе, бросил его. Сильным течением меня прижало к косе, и я остался на плаву, но вне судового хода. К берегу я не подходил, потому что в этом районе были каменные насыпи, укрепляющие его от размыва бурным течением. При этом я был хорошо виден — на случай возврата Сережи, а я был уверен, что он будет меня искать!
Попытался провернуть двигатель в надежде, что его «прихватило». Не получилось. Попытался провернуть за маховик. Тщетно. Выключил реверс. Попытка снова безрезультатна.
Откинул «Вихрь» и покрутил за винт — лопасти его свободно зашлепали по воде. Стало ясно: редуктор цел, заклинило мотор. А тут и Сережа подоспел. Я снялся с якоря, уложил его за транец Сережиного «Прогресса», и мы с буксировкой начали искать спокойную гавань. Нашли. Разбили лагерь. Спокойно обсудили возможные причины заклинивания и решили дать мотору полностью остыть для постановки полного и правильного диагноза.
Поели, отдохнули, покупались… закурили. Еще раз обменялись мнениями и вынесли вердикт — разбирать.
Это грозное «разбирать»! Но меня оно в уныние не повергло. Спокойно достал ящик с инструментом, отсоединил свечи, нашел ключ-шестигранник и отвернул два самых последних болта, ввернутых вместо шпилек (рис. 2.5). Отпустил на пару оборотов все остальные болты, стягивающие дейдвуд с поддоном, блоком головок, глушителем и картером (рис. 4.4; 4.5; 4.6; 4.7). Спокойно вынул отрезанную часть поддона, тем самым открыв свободный доступ к блоку головок. Отвернул гайки, снял шайбы, а затем аккуратно стянул сам блок головок и металлизированную прокладку: она отделилась спокойно. Поршни были в нормальном состоянии. Следующей операцией было снятие глушителя. Отвернув три болта (и два в поддоне), снял глушитель (прокладка была приклеена к блоку цилиндров; рис. 2.4). Это открыло доступ для проверки состояния колец.
Вот здесь и нашелся виновник аварии — изуродованная головка винта диаметром 3.5 мм (откуда он взялся?). Головка выглядывала в выпускное окно, а остальная часть винта была зажата между поршнем и зеркалом цилиндра. Попав в цилиндр, винт стремился выскочить в выхлопное окно, уносимый выхлопными газами, но не успел. Здесь его и догнал поршень. Поршень имел глубокие борозды, но кольца были целы. Зато клин был «глухой» и без люфтов: мы даже не могли стянуть блок цилиндров, хотя обычно это делается очень просто.
Ни попытка раскачать маховик, ни попытка провернуть вдвоем в сторону его вращения ни к чему не привели. Тогда сделали деревянную выколотку. Я обмотал маховик шнуром, как для запуска, довязал еще 3 метра капронового шнура, взял его через плечо для увеличения рычага и уперся со всей мочи в борт, а Сережа легкими постукиваниями деревянной выколоткой по поршню пытался его сдвинуть. Не получилось. Я перемотал шнур, изменив усилие поворота маховика на противоположное. (А что делать? Ну изогнутся лепестки крыльчатки в другую сторону!) А Сережа постукивал молотком по деревянной выколотке уже по головке другого поршня. И так минут 15-20 мы потихоньку расшатывали заклинившийся поршень, пока наши усилия не завершились полной победой — поршень пошел вверх. Мы его остановили так, чтобы удобно было выбить вмятый в стенку поршня винт. Виновник был удален из «свитого» им в поршне гнезда с резьбовым отпечатком.
Обследования «Вихря» продолжались недолго. Источник аварии находился над карбюратором. Это был рычаг регулировки холостого хода. В его резьбовое гнездо вставлен винт, который поджимался пружинкой. Эта пружинка либо лопнула, либо ослабла, либо еще что-то с ней произошло, но она перестала «контрить» винт, и он от вибрации вывернулся и полетел вниз, попав в зону разрежения перед карбюратором. Мощным потоком его и пружинку засосало внутрь. Хитрая пружинка, оставив свои следы, умудрилась выскочить в глушитель, а винт зацепился шляпкой за край выхлопного окна.
Теперь блок был стянут без проблем. Нагрев поврежденный поршень примусом, мы извлекли палец и демонтировали его с шатуна. Аккуратно надфилем были спилены частицы поршневого металла, и кольца извлечены из канавок. Канавки приведены в порядок. Затем в обратной последовательности и снова с нагревом были установлены на место поршень и палец, надеты кольца. Поршень я смазал автолом, и блок цилиндров был надет «в четыре руки». За маховик несколько раз прокрутили коленвал, убедившись в нормальной работе поршней и колец. Затем установили глушитель, металлизированную прокладку и блок головок, предварительно промазав все стыки графитной смазкой. Когда блок головок был обжат гайками, вставили отрезную часть поддона, смазав стык герметиком, наживили два болта (рис. 4), заворачиваемые в блок головок, и стянули постепенно все остальные болты. Осталось надеть высоковольтные провода с колпачками на свечи и запустить двигатель. Все было нормально. Вся операция заняла от силы полтора часа. Ради эксперимента я оставил поврежденный поршень на двигателе и еще года четыре ходил на том же «Вихре-25», не ощущая никаких особых потерь мощности.
Такую же технологическую операцию можно проделать и с «Вихрем-20», и с «Вихрем-30», учитывая лишь конструктивные особенности этих двигателей.
Можно сделать и сокращенный цикл работ. Для этого отвинчиваются все болты М8 под шестигранный ключ. Головка двигателя снимается с дейдвуда вместе с поддоном. Затем отворачиваются два винта М10 и поддон отсоединяется. Шпильки из блока головок «Вихря-30» удаляются, вместо них вворачиваются обычные болты под ключ «на 13», а сам блок демонтируется вместе с металлизированной прокладкой. Затем блок цилиндров стягивается и по вышеупомянутой технологии на его торец клеится прокладка (рис. 2.1).
В этом варианте картер не разбирается, что значительно сокращает время переделки «Вихрей». Поддон распиливается, заменяется прокладка на цельную (рис. 3.1), и можно производить сборку. Всю операцию можно произвести за 2 часа, владея лишь самыми элементарными слесарными навыками. Но сколько удобств вы приобретете! За 30 минут вы сможете почистить нагар! За 40-50 минут — смените поршневые кольца! А за полтора часа запросто поменяете поршневую группу прямо на отдыхе.
Удачи вам, капитаны!
Тема ремонта лодочных моторов подчас является более популярной, нежели сама эксплуатация агрегатов на лодки. Большинство лодочников, так или иначе, задумываются о том, как лучше всего ремонтировать свои моторы. В основном это происходит после какой-то поломки подвесного лодочного мотора (плм).
Именно поэтому немаловажным является тот момент, насколько ремонтопригоден ваш лодочный агрегат. Ведь если он является таковым, то вы сможете даже устранять его дефекты своими руками. Подавляющее число судовладельцев по мере эксплуатации своего судна, узнают больше о лодочных двигателях и начинают разбираться в ремонте лодочных моторов.
Разборка и сборка лодочного мотора «Вихрь»
Разборка лодочного мотора «Вихрь»
Разборку лодочного мотора или его узлов рекомендуется выполнять в нижеуказанной последовательности. Чтобы впоследствии было легче собрать лодочный мотор, следует запомнить (лучше записать) положение его деталей, особенно мелких, перед разборкой, так как в некоторых переходах не отражено их положение. Разборку лодочного мотора «Вихрь» следует выполнять лишь в необходимом объеме, зависящем от ее цели.
Сборка лодочного мотора «Вихрь»
Сборку лодочного мотора «Вихрь» выполняют в обратной (по сравнению с разборкой) последовательности.
Ремонт лодочного мотора своими руками
Подвесной двигатель требует специальных исправлений, и если вы нанимаете механика для их выполнения, это может быть дорогостоящим. Более того, в сезон катания на лодках местная механика лодок будет завалена ремонтом. Ожидание ремонта не редкость, и это означает, что упущенные возможности кататься на лодке именно тогда, когда вы хотите быть на воде больше всего. Чтобы избежать этого, вот некоторые DIY ремонт подвесных лодок, которые вы можете сделать самостоятельно.
Топливные добавки
Одна вещь, которую вы можете сделать для ремонта подвесного мотора, который страдает от нескольких симптомов, таких как разбрызгивание, колебания при запуске или невозможность запуска, – это добавление топливных обработок. Наиболее распространенной является обработка этанолом, которая содержит химическое вещество, которое компенсирует конденсацию и проблемы с водой, которые этанол может вызвать в судовом двигателе, которые влияют на рабочие характеристики его частей. Добавление этой обработки к топливной смеси перед запуском подвесного двигателя уменьшает этот вредный эффект и обеспечивает бесперебойную работу двигателя. Этот этап технического обслуживания крайне важен, если вы заправляете свои лодки газом с заправочной станции, а не с пристани для яхт, потому что есть вероятность, что в топливе для заправочной станции есть этанол.
Разборка водяного насоса
Снятие и замена водяного насоса – еще одно решение «сделай сам». Чтобы снять водяной насос, сначала найдите его на подвесном двигателе, проверив руководство пользователя. Ослабьте внешние болты, которые соединяют насос с корпусом. Снимите соединение с соответствующим оборудованием, обычно с помощью торцевого ключа и плоскогубцев. Отсоедините разделительную линию, нагревая ее кислородно-ацетиленовой горелкой. Как только это удалено, найдите медные булавки и удалите их.
Reassembly
Чтобы собрать водяной насос, повторите описанные выше действия в обратном порядке. Прикрепите крепеж, соединяющий водяной насос, вставив штифты в соответствующие места. Смазывайте все детали во время работы, чтобы обеспечить бесперебойную посадку и легкую работу. Затем снова соедините разделительную линию с новым оборудованием, которое входит в комплект поставки вашего насоса. Корпус рядом. Смажьте все болты вокруг корпуса и соберите его, затем затяните болты гаечным ключом. Внимательно следуйте инструкциям по установке, поскольку все модели различаются по конструкции и способам установки.
Шланги
Проверяйте шланги и прокладки вокруг подвесного двигателя, особенно топливопроводы и лампочки для заливки, каждые несколько месяцев. Проверьте наличие трещин, разрывов и проколов, которые часто образуются, особенно на рыболовных судах. Если вы наступите на эти линии, это приведет к микроскопическим трещинам и разрывам, поэтому, даже если вы не заметите износа, заменяйте их каждый сезон или два. Это обеспечивает бесперебойную и эффективную работу подвесного двигателя и предотвращает утечки газа.
Статьи по теме:
- Что такое подвесной двигатель?
- Как остановить утечку в уплотнении водяного насоса
- Как заменить водяной насос в Toyota Highlander
- Как снять водяной насос с двигателя Ford 4.9
- Как снять дизельный водяной насос на 6,5 л
- Как заменить водяной насос на подвесном моторе 120 л.с. 1997 года
Последовательность разборки лодочного мотора «Вихрь»
I. Разборка лодочного мотора на узлы:
1. Снять обтекатель. 2. Отсоединить и снять тягу привода дроссельной заслонки карбюратора. 3. Вынуть ось привода дроссельной заслонки карбюратора. 4. Отвернуть гайку и вынуть болт пальца тяги реверса, отвинтить втулку тяги, снять палец. 5. Отвернуть винты крепления двигателя к дейдвуду, снять двигатель с дейдвуда. 6. Снять прокладку с дейдвуда. Вынуть торсионный вал. 7. Отвернуть винты крепления корпуса редуктора к дейдвуду, снять редуктор, затем резиновую втулку с корпуса водопомпы, вынуть из дейдвуда трубку подвода воды. 8. Отвернуть болты крепления подвески к дейдвуду, снять прижимную планку и резиновую прокладку, затем подвеску.
II. Разборка двигателя:
1. Отсоединить провода катушек освещения, основания магнето, кнопки «стоп», пульта дистанционного управления от блока ВБГ-ЗА. Отсоединить провода блока электронного и магнето по разъему. 2. Отвернуть винты крепления стартера, снять стартер. Регулировочные шайбы привязать к каждой опоре комплектно. У стартера СТ-369 предварительно отсоединить провода. 3. Отсоединить от свечей провода, отвернуть две гайки, снять блок электронный. Отвернуть две гайки и снять кронштейн с блоком ВБГ-ЗА. 4. Отсоединить и снять шланги с топливного насоса, карбюратора, поддона. 5. Отсоединить трос подсоса от карбюратора, для чего вывернуть пробку и вынуть клапан подсоса. Сжав пружину, отсоединить трос от клапана, клапан с втулкой и пружиной поставить на место, завернуть пробку. 6. Отвернуть две гайки, снять карбюратор. 7. Отвернуть винты крепления, снять топливный насос. 8. Отвернуть три винта, снять с маховика храповой диск, отвернуть гайку крепления маховика, съемником снять маховик с конуса коленчатого вала, шпонку маховика. 9. Вывернуть винты и снять сегменты крепления основания магнето. 10. Вывернуть винты крепления двигателя к поддону, снять его с двигателя и прокладки. 11. Отвернуть винты крепления глушителя, снять глушитель и прокладку. 12. Отвернуть гайки крепления блока головок и прокладку. 13. Снять блок цилиндров. 14. Вывернуть стопорные кольца, вынуть поршневые пальцы и снять поршни. 15. Отвернуть винты и болты крепления верхней и нижней крышек картера, снять их. Внимание: Монтаж и демонтаж коленчатого вала необходимо производить только в условиях специализированных мастерских. За разворот полуосей коленчатого вала завод ответственности не несет и рекламаций не принимает.
III. Разборка дейдвуда:
Вынуть ось кронштейна, снять кронштейн подвески, защелку и прокладки.
IIII. Разборка ручного стартера:
1. Расконтрить и отвернуть гайку, снять болт со скобой. 2. Снять с болта скобу, пружинную шайбу. Вынуть из гнезд блока две собачки. 3. Развернуть блок стартера за шнур так, чтобы пружина ослабла. 4. Вывести блок из зацепления с пружиной путем разворота блока по часовой стрелке, снять блок. Внимание: При снятии блока из корпуса берегитесь спиральной пружины!
V. Разборка подвески:
Отвернуть гайки и болты крепления кронштейна и опор амортизаторов. Снять кронштейны, щиток и опоры амортизатора.
VI. Разборка редуктора:
1. Отвернуть винты крепления водопомпы, снять корпус помпы, крыльчатку, штифт и пластину. 2. Отвернуть нижнюю и верхнюю пробки в корпусе и крышке редуктора и слить масло. 3. Отвернуть винты крепления крышки редуктора и винт крепления тяги, снять крышку редуктора и вал винта с шестернями и подшипниками. 4. С вала снять стакан подшипника, регулировочные шайбы, шестерни, муфту переключения, подшипники. 5. Вынуть вал-шестерню из корпуса редуктора. 6. Промыть все детали в бензине.
Перед сборкой лодочного мотора или узлов все снятые детали промыть в чистом бензине и просушить. При сборке все поверхности деталей смазать машинным маслом. При постановке маховика сопрягаемые поверхности конусов смазать маслом МС-20 ГОСТ 21743—76. При сборке двигателя плоскости разъема сопрягаемых поверхностей деталей очистить от засохшего герметика и смазать плоскости свежим бакелитовым лаком. Затяжку гаек или болтов выполнять постепенно, т. е. сначала производить затяжку на неполное усилие, затем окончательно. При большом количестве гаек или болтов во фланцевых соединениях затяжку необходимо производить по диагоналям, начиная с расположенных в середине, что исключает перекос и коробление деталей. При сборке стартера пружину обильно смазать техническим вазелином. Обязательно подложить под опоры стартера поставленные ранее шайбы и проверить, чтобы скоба стартера не доставала до храпового диска. Зазор между блоком стартера и маховиком выдерживается 7.5105 мм. После установки маховика на вал двигателя снять прокладки и установить зазор между контактами.
Распространенные поломки и их устранение
Для примера, одним из наиболее распространенных нарушений является отсутствие прогрева двигателя на холостом ходе перед началом движения или остановка его в конце работы одним рывком. Безусловно, надо просто начать делать так как надо и нормальная работа двигателя восстановится. Допустим, через определенное время после пуска двигатель заглох. В этом случае, чаще всего, проблема заключается в закрытом воздушном вентиле, который кто-то забыл открыть. Все это, просто написано в инструкции по эксплуатации, которую надо тщательно изучить после покупки мотора.
Если же все-таки ваш двигатель упорно отказывается работать, то как правило, ремонт лодочного мотора начинается с проверки электрической части двигателя и топливной системы. Начать можно, выкрутив свечу зажигания. В этом случае, признаком исправности топливной системы будет присутствие остатков топлива на свечных электродах. Проверка же наличия искры в свече осуществляется через касание ее резьбы с блоком цилиндров, с последующим поворотом стартера. При этом, удерживать свечу надо не за изолятор, а зафиксировать ее между какой-нибудь деталью и блоком. Вообще, я бы рекомендовал вам всегда иметь при себе комплект резервных свечей с правильным зазором.
В случае если в вашей свече искра есть, но она слабая, то причина, скорее всего, кроется в катушке зажигания или в магдино. В принципе, те, кто часто осуществляет ремонт лодочных мотров находят катушку зажигания, весьма, оперативно. Чего нельзя сказать о магдино-катушке. Эта катушка расположена под маховиком. Данная катушка необходима для производства дополнительного тока, заряжающего электролитический конденсатор, разряжающийся через тиристор на катушку зажигания. Интересно, что тиристор управляется так называемым датчиком Холла. Этот датчик является переключателем, находящимся в районе маховика. Он срабатывает в зависимости от калибровки угла опережения зажигания.
Как правило, повреждения в катушке зажигания заключаются в пробое обмотки (межвитковое короткое замыкание) или в окислении клеммных контактов. Так же, возможно окисление контактов внутри колпачка свечи. В этом случае, чаще всего, ремонт лодочных моторов своими руками сводится к покрытию контактов в колпачке специальной морской антикоррозийной смазкой. Но прежде, чем это делать, я бы рекомендовал бы вам сделать проверку всей проводки и внимательно изучить состояние всех контактов. Часто, именно там кроется причина поломки. Тиристоры вообще редко выходят из строя, особенно если сроки эксплуатации двигателя невелики.
Кроме всего прочего, никогда не забывайте периодически проверять наличие масла в двигателе и как подается вода для охлаждения. Если охлаждение мотора будет недостаточным, то вы услышите приглушенный звук работающего двигателя, а если после этого резко уменьшить газ, то двигатель просто заглохнет, хотя еще и не будет поврежден. Но если данную поломку вовремя не устранить, то очень велика вероятность заклинивания поршней, а это не есть гуд. В этом случае, внешние элементы двигателя нагреются до 100 градусов и будет хорошо слышен запах горелой краски. Как правило, в этом случае ремонт лодочных моторов своими руками заключается в восстановлении работоспособности охлаждающей системы, после чего двигатели заводятся без всяких проблем.
Когда лучше производить обслуживание лодочного мотора?
Целесообразно совместить плановое обслуживание лодочного мотора и работы по его консервации на холодный сезон, чтобы избежать коррозийного повреждения деталей во время простоя мотора и провести его мелкий ремонт в случае необходимости.
Последовав этому совету, к началу следующего летнего сезона вы получите полностью исправный лодочный мотор, сэкономив тем самым время и деньги.
Какие работы с лодочным мотором необходимо произвести?
При проведении технического обслуживания лодочного мотора необходимо:
- очистить поверхность мотора от загрязнений при помощи специальных растворителей и щетки;
- промыть и очистить дейдув;
- обработать двигатель защитным составом, например, спреем на силиконовой основе;
- осмотреть и заменить, в случае необходимости, цинковые пластины;
- осмотреть глушитель;
- смазать мотор, уделив особое внимание нижнему узлу, удалить остатки масла;
- слить масло из редуктора и заполнить его свежей смазкой;
- проверить свечи зажигания и заменить их в случае необходимости;
- заменить топливный фильтр и фильтр водоотделителя;
- проверить водометный насос, заменить уплотнители и очистить все его поверхности.
Помните, что хранить мотор нужно обязательно с полным топливным баком.
Придерживайтесь графика технического обслуживания, указанного в паспорте мотора и всегда учитывайте интенсивность его эксплуатации.
Если лодочный мотор эксплуатируется очень интенсивно, его техническое обслуживание нужно проводить чаще.
Техобслуживание 2х тактного лодочного мотора
В руководстве по эксплуатации, которое составляется производителем, всегда имеется регламент работ, которые необходимо проводить при техническом обслуживании двухтактных лодочных моторов.
Перед началом проведения технического обслуживания необходимо убедиться, что двигатель выключен и полностью остыл.
Все работы должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, в котором отсутствуют легковоспламеняющиеся предметы и вещества.
Также необходимо позаботиться о специальной одежде, защищающей от попадания химических веществ на кожу.
Периоды технического обслуживания двухтактного лодочного мотора.
Согласно рекомендациям ведущих производителей следует проводить периодическое техническое обслуживание:
Обслуживание 2х тактного мотора перед каждым выходом на воду
Перед каждой отправкой в плавание необходимо проверить уровень масла в моторе, осмотреть гребной винт и аноды противокоррозийной защиты на предмет повреждений.
Затем необходимо проверить топливный фильтр, шланги и насос, убедиться в герметичности электропроводки и исправности шнура аварийной остановки.
В случае эксплуатации двигателя в соленой или грязной воде необходимо промыть шланги водометного насоса.
Полугодовое обслуживание 2х тактного лодочного мотора
Каждые шесть месяцев необходимо проводить замену масла в двигателе, смазывать его детали и проверять топливный фильтр.
Также нужно будет проверить, не ослабла ли затяжка креплений, заменить масло в трансмиссии.
Еще одним важным пунктом обслуживания двухтактного двигателя является диагностика состояния и регулировка дроссельной заслонки и системы холостого хода.
Ежегодное обслуживание 2х тактного лодочного мотора
Каждый год в двухтактном лодочном моторе меняется масляный фильтр, производится регулировка зубчатого ремня и клапанов.
Кроме того проверяются и заменяются в случае необходимости свечи зажигания, производится проверка работы охлаждающей системы, термостата.
Также проверяется герметичность всех шлангов и трубок двигателя и водяного насоса. Топливный фильтр подлежит замене каждые два года.
При выполнении всех рекомендаций производителя лодочный мотор прослужит долгие годы и не станет причиной неприятных моментов.
Кто может проводить техобслуживание лодочного мотора?
Если гарантийный срок на ваш лодочный мотор еще не истек, то его обслуживание следует проводить в авторизованном сервисном центре, в противном случае гарантия на мотор станет недействительной.
Если же ваш лодочный мотор уже не совсем новый, то его можно отдать на техобслуживание в любой сервис-центр или же, если вы обладаете достаточной квалификацией, провести его самостоятельно.
При этом следует учесть, что обслуживание и ремонт лодочных моторов несколько отличается от обслуживания двигателей автомобилей и мотоциклов.