Инструкция по сборке двигателя ваз 21214

Всем привет!
Сборка двигателя для меня далась не просто, я не моторист, а посему пришлось собирать информацию, подбор запчастей и т.д. и т.п. как получилось видно на фото, но главное как покажет себя мотор в работе.

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D

блок собран
Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D
2

Изготовил переходник под стенд кантователь.

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D

3

Что было проделано по блоку:
1. Ультразвуковая мойка
2.Шлифовка и расточка блока под первый ремонт.
3. Покраска блока и поддона.
4. Замена заглушек блока, втулок пром вала масляного насоса.
5. Установлен новый масляный насос.
6. Коленвал расточен под первый ремонт и почищены масляные каналы.
7. Замена подшипника в коленвале.
8. Замена звездочек с однорядной цепью, натяжитель цепи.
9. Установлены новые поршни, кольца, пальцы поршня, вкладыши.
10 Задний сальник коленвала установил Carteco.
Сборку производилась с использованием » мёда»

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D

спец смазка для сборки ДВС

На заключительном этапе установлен маховик от Шевика, а также новое сцепление SACHS

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D

6
Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D
7
Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D
5

Сборку произвёл знакомый моторист.
Про ГБЦ в следующей записи…
На связи…

Разборку двигателя рассмотрено в статье – «Разборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214».

После разборки тщательно вымойте детали керосином, продуйте и просушите их сжатым воздухом (особенно масляные каналы деталей).

Осмотрите блок, особенно внимательно – опоры коленчатого вала.

Трещины в любых местах блока не допускаются.

Если есть подозрение на наличие трещин в блоке (попала охлаждающая жидкость в картер или масло в охлаждающую жидкость), проверьте герметичность блока на специальном стенде.

Проверку проводите в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием. Осмотрите цилиндры с обеих сторон.

Царапины, задиры и трещины не допускаются.

При осмотре цилиндров рекомендуем освещать зеркала цилиндров переносной лампой – при этом дефекты видны значительно лучше.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

Для определения износа цилиндров нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поясах и двух плоскостях (параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала).

Для определения износа юбки поршня микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

Микрометром измеряем диаметры шатунных шеек

Микрометром измеряем диаметры коренных шеек коленчатого вала. Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

После шлифования шеек коленчатого вала необходимо удалить заглушки масляных каналов, тщательно промыть каналы для удаления остатков абразива и продуть сжатым воздухом.

Собираем двигатель в обратной последовательности.

Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек).

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками, а в третью опору — вкладыш без проточки на внутренней поверхности (такой же, как в крышках коренных подшипников).

Смазываем вкладыши коренных подшипников моторным маслом и укладываем коленчатый вал в опоры.

Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет ведется со стороны привода распределительного вала).

При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников моментом 68,31-84,38 Нм (6,97-8,61 кгс·м).

Поршни к цилиндрам подбираются по классам.

Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище

Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня. Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.

Смазываем моторным маслом канавки на поршнях. Устанавливаем на поршни кольца. Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз

Если на кольце около замка нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», то кольцо устанавливаем меткой вверх.

Кольца должны проворачиваться в канавках свободно без заеданий. Располагаем кольца следующим образом:

— замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;

— замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;

— замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).

Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.

Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр.

Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

При установке крышки шатуна номер на шатуне и крышке должен совпадать и располагаться с одной стороны шатуна.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

Гайки крепления шатуна затягиваем моментом 43,32-53,51 Нм (4,42-5,4 кгс·м)

Дальнейшую сборку проводим в последовательности обратной разборке.

Уплотнительные прокладки и сальники заменяем новыми.

При установке маховика ориентируем его так, чтобы установочная (конусная лунка), расположенная на задней плоскости маховика рядом с зубчатым венцом, располагалась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.

Перед разборкой очищаем двигатель от грязи.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 1

Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна редуктора переднего моста…

…и снимаем кронштейн.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 2

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна левой опоры силового агрегата…

…и снимаем кронштейн в сборе с подушкой.

После снятия кронштейнов на их крепежные шпильки и резьбовые отверстия в блоке цилиндров монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде. Снимаем сцепление (см. Замена ведомого и ведущего дисков сцепления).

Снимаем маховик и крышку картера сцепления (см. Замена заднего сальника коленчатого вала).

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 3

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна правой опоры силового агрегата…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 4

…и снимаем кронштейн с подушкой.

Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 5

…и снимаем кронштейн.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 6

Круглогубцами ослабляем хомут крепления к патрубку отводящей трубки радиатора отопителя шланга отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла (двигатель ВАЗ-21214) или от блока подогрева карбюратора (ВАЗ-21213).

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 7

Снимаем шланг с патрубка отводящей трубки.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 8

Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления фланца отводящей трубки радиатора отопителя к корпусу насоса охлаждающей жидкости.

Отвернув гайку крепления кронштейна трубки к выпускному коллектору (см. Замена прокладки впускной трубы и выпускного коллектора впрыскового двигателя),…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 9

…снимаем отводящую трубку радиатора отопителя и ее уплотнительную прокладку.

Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 10

…и снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе и его прокладку.

На впрысковом двигателе демонтируем головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров впрыскового двигателя).

На карбюраторном двигателе головку блока цилиндров снимаем в сборе с карбюратором, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров карбюраторного двигателя).

Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера, поддон картера и масляный насос (см. соответствующие разделы).

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 11

Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 12

Поддеваем отверткой за приливы держатель заднего сальника…

…и снимаем держатель в сборе с сальником.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 13

Из пазов держателя сальника извлекаем два специальных болта (с квадратными головками) крепления крышки картера сцепления.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 14

Снимаем прокладку держателя заднего сальника.

Снимаем крышку привода распределительного вала, демонтируем цепь, звездочку коленчатого вала, валик привода масляного насоса, башмак натяжителя цепи (см. соответствующие разделы).

Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 15

Снимаем кронштейн.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 16

Головкой «на 14» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ).

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 17

Постучав по боковым поверхностям крышки молотком с пластмассовым бойком,…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 18

…снимаем крышку шатуна.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 19

Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 20

Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шатунной шейки коленчатого вала.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 21

Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 22

…и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.

Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.

Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.

Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 23

Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 24

…и снимаем верхнее компрессионное кольцо.

Таким же образом снимаем…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 25

…нижнее компрессионное кольцо,…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 26

…два диска масляного кольца.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 27

Снимаем расширитель маслосъемного кольца.

Для снятия поршня с шатуна…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 28

…поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 29

…и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.

Сдвинув поршневой палец,…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 30

…извлекаем его из отверстия в поршне.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 31

Снимаем поршень с верхней головки шатуна.

Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их в прежний цилиндр.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 32

Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 33

Снимаем крышку коренного подшипника.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 34

Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.

Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 35

Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 36

Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров упорные полукольца.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 37

Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.

Для определения износа цилиндров…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 38

…нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поя-сах и двух плоскостях (параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала).

Для определения износа юбки поршня…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 39

…микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

Микрометром измеряем диаметры…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 40

…шатунных шеек…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 41

…и коренных шеек коленчатого вала.

Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.

После шлифования шеек коленчатого вала…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 42

…необходимо удалить заглушки масляных каналов,…

…тщательно промыть каналы для удаления остатков абразива и продуть сжатым воздухом.

Шлифовку шеек коленчатого вала, удаление и установку новых заглушек проводим на СТО.

Собираем двигатель в обратной последовательности.

Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек).

В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками,…

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 43

…а в третью опору — вкладыш без проточки на внутренней поверхности (такой же, как в крышках коренных подшипников).

Смазываем вкладыши коренных подшипников моторным маслом и укладываем коленчатый вал в опоры.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 44

Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 45

Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 46

Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет ведется со стороны привода распределительного вала).

При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 47

Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

Поршни к цилиндрам подбираются по классам.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 48

Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 49

Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.

Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.

Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 50

Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.

Смазываем моторным маслом канавки на поршнях.

Устанавливаем на поршни кольца.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 51

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз.

Если на кольце около замка нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», то кольцо устанавливаем меткой вверх.

Кольца должны проворачиваться в канавках свободно без заеданий.

Располагаем кольца следующим образом:

замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;

замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;

замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).

Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 52

Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку…

…и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.

Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 53

Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 54

При установке крышки шатуна номер на шатуне и крышке должен совпадать и располагаться с одной стороны шатуна.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 55

Гайки крепления шатуна затягиваем предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений). Дальнейшую сборку проводим в последовательности обратной разборке. Уплотнительные прокладки и сальники заменяем новыми.

ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 56

При установке маховика ориентируем его так, чтобы установочная (конусная лунка), расположенная на задней плоскости маховика рядом с зубчатым венцом, располагалась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.

Перед разборкой очищаем двигатель от грязи.

Перед разборкой очищаем двигатель от грязи.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна редуктора переднего моста…

…и снимаем кронштейн.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна левой опоры силового агрегата…

…и снимаем кронштейн в сборе с подушкой.

После снятия кронштейнов на их крепежные шпильки и резьбовые отверстия в блоке цилиндров монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде. Снимаем сцепление (см. Замена ведомого и ведущего дисков сцепления).

Снимаем маховик и крышку картера сцепления (см. Замена заднего сальника коленчатого вала).

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна правой опоры силового агрегата…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…и снимаем кронштейн с подушкой.

Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…и снимаем кронштейн.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Круглогубцами ослабляем хомут крепления к патрубку отводящей трубки радиатора отопителя шланга отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла (двигатель ВАЗ-21214) или от блока подогрева карбюратора (ВАЗ-21213).

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Снимаем шланг с патрубка отводящей трубки.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления фланца отводящей трубки радиатора отопителя к корпусу насоса охлаждающей жидкости.

Отвернув гайку крепления кронштейна трубки к выпускному коллектору (см. Замена прокладки впускной трубы и выпускного коллектора впрыскового двигателя),…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…снимаем отводящую трубку радиатора отопителя и ее уплотнительную прокладку.

Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…и снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе и его прокладку.

На впрысковом двигателе демонтируем головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров впрыскового двигателя).

На карбюраторном двигателе головку блока цилиндров снимаем в сборе с карбюратором, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров карбюраторного двигателя).

Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера, поддон картера и масляный насос (см. соответствующие разделы).

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Поддеваем отверткой за приливы держатель заднего сальника…

…и снимаем держатель в сборе с сальником.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Из пазов держателя сальника извлекаем два специальных болта (с квадратными головками) крепления крышки картера сцепления.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Снимаем прокладку держателя заднего сальника.

Снимаем крышку привода распределительного вала, демонтируем цепь, звездочку коленчатого вала, валик привода масляного насоса, башмак натяжителя цепи (см. соответствующие разделы).

Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Снимаем кронштейн.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Головкой «на 14» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ).

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Постучав по боковым поверхностям крышки молотком с пластмассовым бойком,…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…снимаем крышку шатуна.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шатунной шейки коленчатого вала.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.

Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.

Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.

Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…и снимаем верхнее компрессионное кольцо.

Таким же образом снимаем…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…нижнее компрессионное кольцо,…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…два диска масляного кольца.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Снимаем расширитель маслосъемного кольца.

Для снятия поршня с шатуна…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.

Сдвинув поршневой палец,…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…извлекаем его из отверстия в поршне.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Снимаем поршень с верхней головки шатуна.

Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их в прежний цилиндр.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Снимаем крышку коренного подшипника.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.

Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров упорные полукольца.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.

Для определения износа цилиндров…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поя-сах и двух плоскостях (параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала).

Для определения износа юбки поршня…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

Микрометром измеряем диаметры…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…шатунных шеек…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…и коренных шеек коленчатого вала.

Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.

После шлифования шеек коленчатого вала…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…необходимо удалить заглушки масляных каналов,…

…тщательно промыть каналы для удаления остатков абразива и продуть сжатым воздухом.

Шлифовку шеек коленчатого вала, удаление и установку новых заглушек проводим на СТО.

Собираем двигатель в обратной последовательности.

Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек).

В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками,…

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

…а в третью опору — вкладыш без проточки на внутренней поверхности (такой же, как в крышках коренных подшипников).

Смазываем вкладыши коренных подшипников моторным маслом и укладываем коленчатый вал в опоры.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет ведется со стороны привода распределительного вала).

При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

Поршни к цилиндрам подбираются по классам.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.

Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.

Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.

Смазываем моторным маслом канавки на поршнях.

Устанавливаем на поршни кольца.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз.

Если на кольце около замка нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», то кольцо устанавливаем меткой вверх.

Кольца должны проворачиваться в канавках свободно без заеданий.

Располагаем кольца следующим образом:

замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;

замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;

замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).

Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку…

…и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.

Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

При установке крышки шатуна номер на шатуне и крышке должен совпадать и располагаться с одной стороны шатуна.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

Гайки крепления шатуна затягиваем предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений). Дальнейшую сборку проводим в последовательности обратной разборке. Уплотнительные прокладки и сальники заменяем новыми.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21214 Нива

При установке маховика ориентируем его так, чтобы установочная (конусная лунка), расположенная на задней плоскости маховика рядом с зубчатым венцом, располагалась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по сборке горного велосипеда
  • Инструкция по сборке двигателя ваз 21213
  • Инструкция по сборке гардеробной системы титан gs
  • Инструкция по сборке двигателя в my summer car
  • Инструкция по сборке вязальной машины нева


  • Ремонт двигателя ВАЗ 21213, 21214 (Нива) (разборка и сборка двигателя)

    Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна редуктора переднего моста…

    …и снимаем кронштейн.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 2

    Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна левой опоры силового агрегата…

    …и снимаем кронштейн в сборе с подушкой.

    После снятия кронштейнов на их крепежные шпильки и резьбовые отверстия в блоке цилиндров монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде. Снимаем сцепление (см. Замена ведомого и ведущего дисков сцепления).

    Снимаем маховик и крышку картера сцепления (см. Замена заднего сальника коленчатого вала).

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 3

    Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна правой опоры силового агрегата…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 4

    …и снимаем кронштейн с подушкой.

    Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 5

    …и снимаем кронштейн.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 6

    Круглогубцами ослабляем хомут крепления к патрубку отводящей трубки радиатора отопителя шланга отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла (двигатель ВАЗ-21214) или от блока подогрева карбюратора (ВАЗ-21213).

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 7

    Снимаем шланг с патрубка отводящей трубки.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 8

    Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления фланца отводящей трубки радиатора отопителя к корпусу насоса охлаждающей жидкости.

    Отвернув гайку крепления кронштейна трубки к выпускному коллектору (см. Замена прокладки впускной трубы и выпускного коллектора впрыскового двигателя),…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 9

    …снимаем отводящую трубку радиатора отопителя и ее уплотнительную прокладку.

    Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 10

    …и снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе и его прокладку.

    На впрысковом двигателе демонтируем головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров впрыскового двигателя).

    На карбюраторном двигателе головку блока цилиндров снимаем в сборе с карбюратором, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров карбюраторного двигателя).

    Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера, поддон картера и масляный насос (см. соответствующие разделы).

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 11

    Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 12

    Поддеваем отверткой за приливы держатель заднего сальника…

    …и снимаем держатель в сборе с сальником.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 13

    Из пазов держателя сальника извлекаем два специальных болта (с квадратными головками) крепления крышки картера сцепления.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 14

    Снимаем прокладку держателя заднего сальника.

    Снимаем крышку привода распределительного вала, демонтируем цепь, звездочку коленчатого вала, валик привода масляного насоса, башмак натяжителя цепи (см. соответствующие разделы).

    Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 15

    Снимаем кронштейн.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 16

    Головкой «на 14» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ).

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 17

    Постучав по боковым поверхностям крышки молотком с пластмассовым бойком,…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 18

    …снимаем крышку шатуна.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 19

    Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 20

    Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шатунной шейки коленчатого вала.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 21

    Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 22

    …и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.

    Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.

    Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.

    Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 23

    Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 24

    …и снимаем верхнее компрессионное кольцо.

    Таким же образом снимаем…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 25

    …нижнее компрессионное кольцо,…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 26

    …два диска масляного кольца.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 27

    Снимаем расширитель маслосъемного кольца.

    Для снятия поршня с шатуна…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 28

    …поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 29

    …и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

    Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.

    Сдвинув поршневой палец,…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 30

    …извлекаем его из отверстия в поршне.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 31

    Снимаем поршень с верхней головки шатуна.

    Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их в прежний цилиндр.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 32

    Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 33

    Снимаем крышку коренного подшипника.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 34

    Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.

    Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 35

    Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 36

    Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров упорные полукольца.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 37

    Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

    После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.

    Для определения износа цилиндров…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 38

    …нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поя-сах и двух плоскостях (параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала).

    Для определения износа юбки поршня…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 39

    …микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

    Микрометром измеряем диаметры…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 40

    …шатунных шеек…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 41

    …и коренных шеек коленчатого вала.

    Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.

    После шлифования шеек коленчатого вала…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 42

    …необходимо удалить заглушки масляных каналов,…

    …тщательно промыть каналы для удаления остатков абразива и продуть сжатым воздухом.

    Шлифовку шеек коленчатого вала, удаление и установку новых заглушек проводим на СТО.

    Собираем двигатель в обратной последовательности.

    Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек).

    В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками,…

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 43

    …а в третью опору — вкладыш без проточки на внутренней поверхности (такой же, как в крышках коренных подшипников).

    Смазываем вкладыши коренных подшипников моторным маслом и укладываем коленчатый вал в опоры.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 44

    Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

    С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 45

    Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 46

    Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет ведется со стороны привода распределительного вала).

    При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 47

    Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

    Поршни к цилиндрам подбираются по классам.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 48

    Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 49

    Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.

    Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

    При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.

    Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 50

    Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.

    Смазываем моторным маслом канавки на поршнях.

    Устанавливаем на поршни кольца.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 51

    Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз.

    Если на кольце около замка нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», то кольцо устанавливаем меткой вверх.

    Кольца должны проворачиваться в канавках свободно без заеданий.

    Располагаем кольца следующим образом:

    замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;

    замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;

    замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).

    Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 52

    Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку…

    …и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.

    Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 53

    Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 54

    При установке крышки шатуна номер на шатуне и крышке должен совпадать и располагаться с одной стороны шатуна.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 55

    Гайки крепления шатуна затягиваем предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений). Дальнейшую сборку проводим в последовательности обратной разборке. Уплотнительные прокладки и сальники заменяем новыми.

    ВАЗ-21214 Нива Разборка и сборка двигателя, фото 56

    При установке маховика ориентируем его так, чтобы установочная (конусная лунка), расположенная на задней плоскости маховика рядом с зубчатым венцом, располагалась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.

    Перед разборкой очищаем двигатель от грязи.

    Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна редуктора переднего моста…

    … и снимаем кронштейн.

    clip_image002

    Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна левой опоры силового агрегата…

    … и снимаем кронштейн в сборе с подушкой.
    После снятия кронштейнов на их крепежные шпильки и резьбовые отверстия в блоке цилиндров монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде. Снимаем сцепление (см. Замена ведомого и ведущего дисков сцепления).
    Снимаем маховик и крышку картера сцепления (см. Замена заднего сальника коленчатого вала).

    Ремонт двигателя ВАЗ 21213, 21214 (Нива) (разборка и сборка двигателя)

    Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна правой опоры силового агрегата…

    clip_image004

    … и снимаем кронштейн с подушкой.

    Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора…

    clip_image005

    … и снимаем кронштейн.

    Круглогубцами ослабляем хомут крепления к патрубку отводящей трубки радиатора отопителя шланга отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла (двигатель ВАЗ-21214) или от блока подогрева карбюратора (ВАЗ-21213).

    Круглогубцами ослабляем хомут крепления к патрубку отводящей трубки радиатора отопителя шланга отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла (двигатель ВАЗ-21214) или от блока подогрева карбюратора (ВАЗ-21213).

    clip_image007

    Снимаем шланг с патрубка отводящей трубки.

    clip_image008

    Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления фланца отводящей трубки радиатора отопителя к корпусу насоса охлаждающей жидкости.

    Отвернув гайку крепления кронштейна трубки к выпускному коллектору (см. Замена прокладки впускной трубы и выпускного коллектора впрыскового двигателя),…

    clip_image009

    … снимаем отводящую трубку радиатора отопителя и ее уплотнительную прокладку.

    Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров…

    clip_image010

    … и снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе и его прокладку.

    На впрысковом двигателе демонтируем головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров впрыскового двигателя).
    На карбюраторном двигателе головку блока цилиндров снимаем в сборе с карбюратором, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров карбюраторного двигателя).
    Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера, поддон картера и масляный насос (см. соответствующие разделы).

    clip_image011

    Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров.

    clip_image012

    Поддеваем отверткой за приливы держатель заднего сальника…

    … и снимаем держатель в сборе с сальником.

    clip_image013

    Из пазов держателя сальника извлекаем два специальных болта (с квадратными головками) крепления крышки картера сцепления.

    clip_image014

    Снимаем прокладку держателя заднего сальника.

    Снимаем крышку привода распределительного вала, демонтируем цепь, звездочку коленчатого вала, валик привода масляного насоса, башмак натяжителя цепи (см. соответствующие разделы).
    Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя.

    clip_image015

    Снимаем кронштейн.

    clip_image016

    Головкой «на 14» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ).

    clip_image017

    Постучав по боковым поверхностям крышки молотком с пластмассовым бойком,…

    clip_image018

    … снимаем крышку шатуна.

    clip_image019

    Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.

    clip_image020

    Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шатунной шейки коленчатого вала.

    clip_image021

    Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр…

    clip_image022

    … и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.

    Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.
    Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.
    Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.

    clip_image023

    Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца…

    clip_image024

    … и снимаем верхнее компрессионное кольцо.

    Таким же образом снимаем…

    clip_image025

    … нижнее компрессионное кольцо,…

    clip_image026

    … два диска масляного кольца.

    clip_image027

    Снимаем расширитель маслосъемного кольца.

    Для снятия поршня с шатуна…

    clip_image028

    … поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца…

    clip_image029

    … и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

    Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.
    Сдвинув поршневой палец,…

    clip_image030

    … извлекаем его из отверстия в поршне.

    clip_image031

    Снимаем поршень с верхней головки шатуна.

    Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их в прежний цилиндр.

    clip_image032

    Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

    clip_image033

    Снимаем крышку коренного подшипника.

    clip_image034

    Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.

    Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.

    Вынимаем коленчатый вал ВАЗ 21213, 21214 (Нива) из блока цилиндров

    Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.

    clip_image036

    Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров упорные полукольца.

    clip_image037

    Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

    После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.
    Для определения износа цилиндров…

    clip_image038

    … нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поя-сах и двух плоскостях (параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала).

    Для определения износа юбки поршня…

    clip_image039

    … микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

    Микрометром измеряем диаметры…

    clip_image040

    … шатунных шеек…

    clip_image041

    … и коренных шеек коленчатого вала.

    Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.
    После шлифования шеек коленчатого вала…

    clip_image042

    … необходимо удалить заглушки масляных каналов,…

    … тщательно промыть каналы для удаления остатков абразива и продуть сжатым воздухом.
    Шлифовку шеек коленчатого вала, удаление и установку новых заглушек проводим на СТО.
    Собираем двигатель в обратной последовательности.
    Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек).
    В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками,…

    clip_image043

    … а в третью опору — вкладыш без проточки на внутренней поверхности (такой же, как в крышках коренных подшипников).

    Смазываем вкладыши коренных подшипников моторным маслом и укладываем коленчатый вал в опоры.

    clip_image044

    Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

    С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

    clip_image045

    Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

    clip_image046

    Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет ведется со стороны привода распределительного вала).

    При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

    clip_image047

    Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

    Поршни к цилиндрам подбираются по классам.

    clip_image048

    Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).

    clip_image049

    Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.

    Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
    При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.
    Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.

    clip_image050

    Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.

    Смазываем моторным маслом канавки на поршнях.
    Устанавливаем на поршни кольца.

    clip_image051

    Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз.

    Если на кольце около замка нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», то кольцо устанавливаем меткой вверх.
    Кольца должны проворачиваться в канавках свободно без заеданий.
    Располагаем кольца следующим образом:
    замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;
    замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;
    замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).
    Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

    clip_image052

    Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку…

    … и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.
    Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр.

    clip_image053

    Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.

    clip_image054

    При установке крышки шатуна номер на шатуне и крышке должен совпадать и располагаться с одной стороны шатуна.

    clip_image055

    Гайки крепления шатуна затягиваем предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений). Дальнейшую сборку проводим в последовательности обратной разборке. Уплотнительные прокладки и сальники заменяем новыми.

    clip_image056

    При установке маховика ориентируем его так, чтобы установочная (конусная лунка), расположенная на задней плоскости маховика рядом с зубчатым венцом, располагалась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.