Восход является дорожным мотоциклом. Он был очень востребован в советские времена, однако сейчас уже не выпускается. Самой популярной моделью считается Восход 3М, двигатель, ремонт которого совершенность прост, совершенно легок в техническом обслуживании. Надежная конструкция и устойчивость байка, делают Восход отличным другом для любого мотолюбителя.
Поскольку в наше время купить такой мотоцикл можно исключительно с рук, приходиться повозиться с технической частью мотоцикла. Очень повезет, если предыдущий владелец содержал байк в чистоте и эксплуатировал согласно рекомендациям. Если же нет, тогда частый ремонт двигателя Восход будет занимать ваше свободное время.
Восход 3М считается прямым конкурентом мотоцикла ЯВА 350. Правда, поломки Восхода случаются на порядок чаще. Случается это в основном по халатности владельца. Несоблюдение правил эксплуатации привод к незначительным проблемам, которые создают значительные неполадки. Особенностью 3М является ходовая часть. Накладки на тормоза были оснащены датчиком износа, на амортизаторах поставили гофрированные резиновые чехлы, а на переднее колесо был установленный защитный щиток. Также немного изменилась схема двигателя Восход 3М после выхода модификации. Мотор 3М-01 пятиканальной продувкой цилиндра и одним выпускным окошком.
Замена дисков сцепления
Заменить диски сцепления мотоцикла можно очень быстро. Первое нужно слить масло с двигателя, но мы сливать не будем. Нужно просто положить мотоцикл на правую сторону на землю .
Мотоциклы Восход, Восход-2(М) и Восход-3(М) выпускались с 1965 по 1993 годы и отличались превосходными для своего времени технико-эксплуатационными качествами. Все они комплектовались 173-кубовыми двухтактными двигателями, имевшими один цилиндр с воздушным охлаждением и карбюраторное питание. Это позволяло мотоциклу, в зависимости от модификации, развивать максимальную скорость в 90-105 км/ч при расходе топлива не более 4,5-5,5 литров на 100 км. В целом, Восход зарекомендовал себя как надежное и долговечное транспортное средство, способное, при должном обслуживании, работать долгие годы. Тем не менее, время берет свое, и необходимость ремонта советской техники возникает все чаще. Попробуем разобраться, какие особенности свойственны восстановлению основных узлов и агрегатов в процессе выполнения ремонта мотоцикла Восход.
Снятие кикстартера
Надеваем на вал кикстартера заводную лапку, тянем на себя вал, разворачиваем возвратную пружину и снимаем кикстартер с вала
Косяк второй
В месте входа вала кикстартера в картер часто появляются трещины. Трещины картера желательно заваривать
Двигатель
«Сердце» мотоцикла даже при самой бережной эксплуатации постепенно изнашивается – этому способствует обилие разнородных механических нагрузок в цилидро-поршневой группе и других движущихся деталях, температурные воздействия на металл, химический состав рабочей смеси и отработавших газов. Ремонт мотоцикла Восход своими руками чаще всего включает следующие работы по двигателю:
- снятие силового агрегата с рамы мотоцикла;
- частичная или полная разборка ДВС;
- замена поршневых колец;
- восстановление зеркала цилиндра;
- ремонт или замена поршня, шатуна, коленчатого вала;
- замена опорных подшипников, вкладышей, сальников;
- смазочные, крепежные, регулировочные работы.
Ремонту двигателя, как и ремонту других агрегатов, должна предшествовать комплексная диагностика его технического состояния, которая включает анализ эксплуатационных параметров (ориентировочные показатели развиваемой мощности и скорости, расход топлива, звук работы, цвет и характер выхлопа). При необходимости выполняется диагностика на стенде, применяются специализированные контрольно-измерительные приборы.
Важно ориентироваться в устройстве двухтактного ДВС мотоцикла и понимать, каким образом выполняется каждый конкретный тип ремонта. Так, при замене поршневых колец можно обойтись без снятия мотора. Достаточно отвинтить гайки шпилек, снять крышку цилиндра и, открыв доступ к поршню, вывести поршень в верхнюю мертвую точку. Затем изношенные кольца снимают и устанавливают новые. Двигатель собирают, не забывая заменить прокладку. На этом ремонт завершается.
Инструменты
- Большая плоская отвертка
- Съемник для снятия ведущей звездочки моторной передачи
- Съемник для снятия ротора генератора
- Съемник для отворачивания гайки корзины сцепления
- Головка на 11, 14, 19
- Крючок для снятия пружин сцепления
- Небольшой молоток
- Желание
Зажигание и карбюратор
Именно эти две составляющих и определяют, как правило, стабильность работы двигателя. Зачастую перебои в частоте вращения коленчатого вала, падение тяги, сложности с пуском мотора связаны именно с их неисправностями. Ремонт зажигания и карбюратора, как правило, сводится к их регулировке. Настройка зажигания включает установку зазора между сердечником катушки и магнитом датчика в пределах 0,295…0,305 мм. Опережение зажигания по поршню должно составлять 3,5-5 мм до верхней мертвой точки. Несколько сложнее осуществляется регулировка карбюратора. Если Вы выполняете ремонт мотоцикла Восход-3М, то иметь дело придется с карбюратором К65В, а главными инструментами станут входящие в его конструкцию винты качества и количества. При помощи первого можно обеднить или обогатить смесь – изменить пропорцию топлива и воздуха, поступающего в цилиндр. Второй определяет ее объем за один рабочий цикл. При стандартной настройке винт качества заворачивают полностью, а затем откручивают на пол-оборота. Затем вращение винта количества добиваются минимальных устойчивых оборотов и проводят повторную перенастройку качества смеси. Поиск оптимального баланса регулировки – это поиск максимальной тяги и стабильности работы при минимальном расходе топлива.
Снятие поршневой
Отворачиваем на головке четыре гайки, снимаем головку со шпилек, снимаем цилиндр, вынимаем из бобышки поршня стопорное кольцо, выталкиваем поршневой палец, снимаем поршень и вынимаем сепаратор
Перед сборкой КПП мотоцикла «Восход-3М» все детали двигателя и КПП тщательно отмываем и проверяем ихнее состояние, изношенные и поврежденные детали заменяем новыми. Особое внимание уделяем состоянию зубьев шестерен и кулачковых муфт, также проверяем работоспособность сектора механизма переключения передач, повышенных люфтов и заеданий в его работе быть не должно. КПП которую мы сегодня будем собирать, была в очень хорошем состоянии и никаких нареканий по состоянию деталей не вызывала, была только сломана возвратная пружина вала переключения передач и сильно изношенные подшипники, все подробности по разборке КПП вы найдете в статье: Фотоотчет: Разбираем двигатель мотоцикла Восход-3М Поэтому, заменим только подшипники и пружину, оригинальную пружину найти не удалось, я не стал расстраиваться по этому поводу, а просто взял другую пружину от «мотороллера муравей» немного перегнул ее подрезал по длине «усики», в итоге пружина получилась не хуже оригинальной (работает по сей день).
Начинаем сборку КПП с установки подшипников.
Вставляем стопорное кольцо в посадочное отверстие подшипника вторичного вала, затем с внутренней стороны картера туда-же вставляем опорную шайбу и при помощи оправки устанавливаем в картер наружную обойму подшипника вторичного вала (пазами внутрь картера, отмечены стрелками).
Перед установкой обоймы вторичного вала внимательно осмотрите ее рабочею поверхность, на которой не должно быть: трещин, сколов, раковин, задиров и следов чрезмерного износа.
Пример идеальной рабочей поверхности, остались даже следы заводской обработки.
Устанавливаем стопорное кольцо в посадочное отверстие подшипника промежуточного вала, затем туда же с внутренней стороны картера устанавливаем штатную регулировочную шайбу и при помощи оправки устанавливаем подшипник промежуточного вала.
Точно также, устанавливаем стопорные кольца в другую половину картера укладываем с внутренней стороны картера регулировочные шайбы и при помощи оправки устанавливаем подшипники на место.
Внимательно осматриваем рабочею поверхность («беговую дорожку») вторичного вала, на ней не должно быть трещин, сколов, задиров, раковин и следов чрезмерного износа, поверхность должна быть ровной и блестящей.
Форсировка
Для повышения мощности на Восход 3М тюнинг двигателя можно сделать самостоятельно. Даже простые манипуляции на подобии воздушного фильтра могут увеличить производительность.
Для более сильного увеличения мощности можно заменить систему впуска. Например, поставить новый карбюратор. Возможно даже от другого мотоцикла с похожей системой. Есть вариант, при котором можно установить два карбюратора, но придется подвести к нему патрубки и сварить каналы, залив щели эпоксидной жидкостью.
Сборка коробки Восход
Сборка производится в обратной последовательности. На заводе коробка перемены передач регулируется, поэтому потребитель при разборке и сборке коробки перемены передач должен обратить внимание на правильность постановки деталей, регулировочных шайб. Возможно, в процессе переборки, вследствие, притирки деталей, их частичного износа потребуются дополнительные регулировочные шайбы.
Нормальная работа коробки перемены передач обеспечивается при зазоре 0,3-0,8 мм. Зазор этот должен между кулачками неподвижной шестерни 3 передачи и подвижной шестерни 2 передачи на первичном валу. А также между кулачками неподвижной шестерни 2 передачи и подвижной шестерни 3 передачи на промежуточном валу при нейтральном положении коробки перемены передач и принудительном сближении этих шестерен. Указанный зазор обеспечивается за счет регулировочных шайб, которые устанавливаются между стопорными кольцами и подшипниками серии 202, 203 в левой половине картера.
После сборки коробки проверить ее работу, не устанавливая правую половину картера. После установки правой половины картера запрессовать подшипник серии 202 на промежуточный вал до упора. Освободившееся пространство между обоймой подшипника и канавкой под стопорное кольцо заполнить регулировочными шайбами. Поставить стопорное кольцо. Затем допрессовать, обойму основной шестерни до упора, обеспечив легкое ее вращение, а освободившееся пространство заполнить регулировочными шайбами заподлицо с канавкой под стопорное кольцо.
Описание
Двигатель мотоцикл Восход 3М одноцилиндровый, двухтактный объемом 173,7 кубических сантиметров. Диаметр цилиндра 61.7 миллиметров. Ход поршня равен 58 миллиметрам. Максимальная мощность в киловаттах – 9.9, а в лошадиных силах равна — 13.5. Цилиндр, поршень, коленчатый вал и коренные подшипники смазывается бензином совместно с маслом. В коробку и сцепление заливается моторное масло и проверяется щупом.
Внешний вид мотоцикла восход 3м
Если сравнивать с другими моделями мотоциклов советских времен Восход 3М выглядит достаточно привлекательно и в нем угадываются очертания классического байка. На мотоцикл установлен невысокий хромированный руль, на котором были закреплены зеркала заднего вида и устройства, обеспечивающие управление мотоциклом (рукоятка сцепления, включение поворотов и света фар и т. д.). На модели установлена большая круглая фара, дающая рассеянный свет и неослепляющая водителей едущих по встречной полосе. Выхлопные трубы хромированные, что придает некий шик мотоциклу. Обод спицованных колес также хромирован. Топливный бак имеет прямоугольные очертания.
Особое внимание стоит обратить на сиденье, которое было двух видов цельное (одно для пассажира и водителя) и раздельное. Если рассматривать по внешнему облику, то лучше отдать предпочтение цельному сиденью. С ним мотоцикл выглядит как то более благородно. Кроме того на многих моделях сзади устанавливался небольшой багажник (как на велосипеде) на котором вполне можно было перевозить небольшие грузы.
Последний мотоцикл данной серии сошел с конвейера в 1992 году. На смену ему пришел более приспособленный к реалиям современного рынка модернизированный мотоцикл Сова. Но для истинных ценителей мототехники советских времен Восход 3м навсегда останется в памяти как самый надежный, неприхотливый и доступный в финансовом плане мотоцикл. Даже сейчас находятся любители мотоциклов предпочитающих иметь у себя на вооружении безотказный мотоцикл. И наверняка для многих представителей того поколения не станет откровением что Восход 3М был и есть настоящим другом для мотоциклистов.
Разборка
Для разборки сцепления сливать масло и тем более снимать двигатель с рамы вовсе не обязательно. Достаточно будет завалить мотоцикл на бок, открутить детали, которые мешают снять крышку сцепления и затем снять саму крышку и все. В моем случае так уж получилось, что двигатель хоть так хоть сяк, а снимать с рамы нужно было в любом случае.
Вот так выглядят детали сцепления под крышкой. Как видите: ничего сложно и тем более принципиально нового здесь нет.
В первую очередь проверяем моторную цепь: надавливаем на нее отверткой или пальцем и смотрим на сколько она провисает. Если провис больше 20мм, то цепь меняем, если провис меньше, то такую можно смело эксплуатировать.
С помощью самодельного крючка из старой велосипедной спицы — снимаем усики пружин с нажимного диска сцепления.
Снимаем и откладываем в сторону нажимной диск и вынимаем из первичного вала КПП шток сцепления.
Вынимаем из корзины диски и внимательно осматриваем их. Пластиковые диски осматриваем прежде всего на предмет износа трещин и целостность выступов, которыми они входят в корзину.
Металлические диски, в том числе нажимной и опорный проверяем на коробление рабочих поверхностей. Для этого, ложем их поочередно на зеркало или кусок стекла и смотрим. Если диск лежит на стекле не всей поверхностью и при надавливании на него — качается, то такой диск нужно заменить на другой.
Если этим моментом пренебречь, то сцепление будет вести и буксовать и никакая регулировка ситуацию не исправит.
Старой ненужной отверткой — разгибаем стопорную шайбу под гайкой внутреннего барабана. Надеваем на внутренний барабан сцепления съемник, который представляет из-себя ненужный диск сцепления к которому приварен шины. И головкой на 17 отворачиваем гайку на барабане и снимаем его с вала (резьба левая).
Возможности тюнинга
Доработка конструкции предполагает внутренний или внешний тюнинг. При внутренней доработке переделывается двигатель, оптимизируются ходовые параметры, подвеска, тормоза. При внешней доработке мототранспорту придаётся спортивный стиль или он переделывается в чоппер.
Особенности внутреннего тюнинга
Часто владельцы переделывают двигатель Восхода-3М. Чтобы увеличить тягу мотора, производят замену заводского бумажного воздушного фильтра на поролоновые фильтрующие элементы. Это способствует уменьшению выпускного трения воздуха. Потом полируют с помощью абразивного материала жиклеры и диффузоры, диаметр которых влияет на объём поступления в мотор горючего.
Для усовершенствования выпускной системы топлива выполняют установку нового модернизированного карбюратора. От имеющегося патрубка берут фланцы крепления на цилиндры, вытачивают втулки из алюминия, отрезают от выпускного патрубка фланец. В старом карбюраторе берут второй фланец. Используя холодную сварку, выполняют соединение деталей.
Конструкцию подгоняют, пока она идеально не будет подходит к выпускным каналам. Заполнение внутренних зазоров выполняют с помощью эпоксидного клея.
Часто устанавливаются задние регулируемые амортизаторы и ставят спортивную резину. При выполнении такого тюнинга мотоцикл становится более агрессивным и спортивным.
Выполнение внешнего тюнинга
В спортивном стиле
При низкой посадке и завышенной передней вилке появляется желание доработать мотоцикл в соответствии со спортивным стилем. Для этого следует поднять задние амортизаторы и заменить колено выхлопной трубы. Таким образом выхлопная труба соответствует уровню задней оси. Выхлопные трубы с увеличенным диаметром будут способствовать улучшению дизайна и повышению тяги байка.
При внешней доработке может выполняться покраска, хромирование, установка покрытых никелем дуг вместо старой заводской защиты, монтаж больших зеркал заднего вида, ступенчатого сидения и тюнинг колёс.
В завершении тюнинга устанавливается спортивный обтекатель.
Чоппер
При выполнении тюнинга под чоппер обрезаются или покупаются укороченные задние амортизаторы. Благодаря этой замене задняя часть мотоцикла опустится на несколько сантиметров. Заднюю вилку с колесом заменяют на более широкие. Выполняют замену угла наклона оси передней вилки, оснащение крышек цилиндров хромированными чашечками. Такого же стиля придерживаются при выполнении тюнинга передней фары, задних фонарей, приборной доски.
Выполнение тюнинга под Cafe-bike
При такой переделке для сокращения расходов своими руками приваривают заднюю часть рамы, укорачивают вилку, подрезают и подгоняют другие детали. Для руля и сидения тоже может быть достаточно собственных сил. Фару со стоп-сигналом устанавливают от грузовиков.
Выполнение тюнинга своими силами только с покупными деталями может осуществить большинство владельцев благодаря простоте конструкций и дешевизне запчастей.
Мотоциклы, новости о мотоциклах, дневники мотоциклистов, мотоциклетные книги и выбор мотоцикла
Инструкция по эксплуатации для мотоцикла Восход 3
Инструкция по эксплуатации для мотоцикла Восход 3.
Качество очень среднее, но при большом желании читаемо.
Оглавление инструкции по эксплуатации для мотоцикла Восход 3
—Рекомендации и предупреждения. —Введение. —Технические данные. —Основные правила и советы по эксплуатации мотоцикла «Восход-3». —Пуск холодного двигателя. —Пуск прогретого двигателя. —Приведение мотоцикла в движение. —Торможение мотоцикла. —Механизмы управления и приборы. —Основные указания по устройству, разборке и сборке мотоцикла и рекомендации по уходу за ним. —Снятие и установка головки цилиндра, цилиндра, поршневых колец, поршневого пальца и поршня. —Снятие и установка муфты сцепления, моторной передачи и механизма кикстартера. —Снятие крышки генератора, редуктора спидометра и выжима сцепления. —Снятие и установка генератора. —Снятие и установка сальника коробки перемены передач и правого сальника коленчатого вала. —Снятие, установка и регулировка карбюратора. —Регулировка оборотов холостого хода. —Полная разборка двигателя. —Снятие и установка коленчатого вала, подшипников и сальников коленчатого вала. —Разборка, сборка и регулировка коробки перемены передач и механизма переключения. —Система питания двигателя. —Глушитель шума выпуска. —Ходовая часть. —Техническое обслуживание амортизатора. —Снятие и установка переднего колеса. —Снятие и установка цепи задней передачи и кожуха цепи. —Регулировка натяжения цепи. —Регулировка тормозов . —Электрооборудование. —Регулировка зажигания. —Высоковольтный трансформатор Б300Б. —Коммутатор электронный КЭТ-IА. —Свеча зажигания. —Фара ФГ 133. —Центральный переключатель. —Техническое обслуживание мотоцикла. —Рекомендации, по техническому обслуживанию. —Табцица смазки . —Возможные неисправности и способы их устранения. —Гарантия завода и порядок предъявления рекламации.
Подготовка
Русское есть русское, поэтому пока перед установкой все детали не обработаем как следует напильником ничего не получится…
Вставляем кольца цилиндр и щупом замеряем зазор в замке
Для снижения шума работы двигателя и ускорения процесса притирки колец — снимаем на ихних рабочих кромках небольшие фаски (желательно)
Для улучшения смазки поршневого пальца — сверлом на 5-6 мм сверлим сквозные отверстия в бобышках поршня (необязательно)
Убираем облои и наплывы металла в окнах цилиндра и скругляем кромки по которым ходят кольца
После доводочных работ все детали тщательно отмываем, подготавливаем чистое рабочее место и приступаем к сборке.
Фотоотчет: Сборка КПП (коробки) мотоцикла «Восход-3М»
Перед сборкой КПП мотоцикла «Восход-3М» все детали двигателя и КПП тщательно отмываем и проверяем ихнее состояние, изношенные и поврежденные детали заменяем новыми. Особое внимание уделяем состоянию зубьев шестерен и кулачковых муфт, также проверяем работоспособность сектора механизма переключения передач, повышенных люфтов и заеданий в его работе быть не должно. КПП которую мы сегодня будем собирать, была в очень хорошем состоянии и никаких нареканий по состоянию деталей не вызывала, была только сломана возвратная пружина вала переключения передач и сильно изношенные подшипники, все подробности по разборке КПП вы найдете в статье: Фотоотчет: Разбираем двигатель мотоцикла Восход-3М Поэтому, заменим только подшипники и пружину, оригинальную пружину найти не удалось, я не стал расстраиваться по этому поводу, а просто взял другую пружину от «мотороллера муравей» немного перегнул ее подрезал по длине «усики», в итоге пружина получилась не хуже оригинальной (работает по сей день).
Начинаем сборку КПП с установки подшипников.
Вставляем стопорное кольцо в посадочное отверстие подшипника вторичного вала, затем с внутренней стороны картера туда-же вставляем опорную шайбу и при помощи оправки устанавливаем в картер наружную обойму подшипника вторичного вала (пазами внутрь картера, отмечены стрелками).
Перед установкой обоймы вторичного вала внимательно осмотрите ее рабочею поверхность, на которой не должно быть: трещин, сколов, раковин, задиров и следов чрезмерного износа.
Пример идеальной рабочей поверхности, остались даже следы заводской обработки.
Точно также, устанавливаем стопорные кольца в другую половину картера укладываем с внутренней стороны картера регулировочные шайбы и при помощи оправки устанавливаем подшипники на место.
Внимательно осматриваем рабочею поверхность («беговую дорожку») вторичного вала, на ней не должно быть трещин, сколов, задиров, раковин и следов чрезмерного износа, поверхность должна быть ровной и блестящей.
Пример «беговой дорожки» вторичного вала в идеальном состоянии.
Наносим на «беговую дорожку» вторичного вала какую нибудь пластичную смазку и укладываем на нее ролики. Ролики здесь укладываются в два ряда, для разделения рядов друг от друга на валу есть специальные упорные шайбы. Сначала укладываем нижний ряд роликов затем отделяем нижний ряд шайбой и укладываем верхний ряд.
В итоге у вас должно получится как на фото.
Осторожно чтобы не выпали ролики, вставляем вторичный вал на свое место. Чтобы вторичный вал в процессе сборки не выпадал его надо зафиксировать, для этого: переворачиваем половину картера, чем нибудь подпираем вал изнутри, устанавливаем сальник, надеваем на вал распорную втулку (проточкой к валу, отмечена стрелкой), ставим ведущею звездочку и закручиваем гайку.
Подлаживаем под левую половину картера, какие-нибудь дощечки, так чтобы валы свободно висели в воздухе и не мешали работе. Берем скобу вала переключения передач и устанавливаем ее на место.
Устанавливаем на свои места предварительно выровненные стопорные шайбы.
Наносим на крепежные болты «синий» фиксатор резьбы, затягиваем болты и плоскогубцами загибаем стопорные шайбы.
Устанавливаем на свое место вал механизма переключения передач, первичный вал и шестерню первой передачи.
Вставляем в отверстие фиксатора пружину, затем сам шток фиксатора, после установки обязательно проверяем его работоспособность. Фиксатор должен «ходить» в своем «гнезде» без заеданий и излишнего люфта.
Одеваем шестерню второй и четвертой передач на соответствующею вилку сектора механизма переключения передач.
Немного вытягиваем вал механизма переключения передач, заводим его поводок в паз на секторе механизма переключения передач, одеваем шестерню второй и четвертой передачи на первичный вал и одновременно двумя руками устанавливаем сектор механизма переключения передач на свое место.
После предварительной установки сектора механизма переключения передач, задавливаем внутрь отверткой фиксатор и окончательно устанавливаем сектор механизма переключения передач.
Точно также, берем предварительно выравненные стопорные шайбы, устанавливаем их на свои места, наносим на болты фиксатор резьбы и окончательно все затягиваем. После затяжки болтов, не забываем загнуть стопорные шайбы.
Устанавливаем на место промежуточный вал.
После всего проделанного, проверяем легкость и правильность переключения передач и готовим двигатель к окончательной сборке. Сборка двигателя мотоцикла «Восход-зМ» подробно изложена в статье: Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла «Восход-3М»
Разборка коробки мотоцикла Восход
Выпрессовать обойму подшипника вторичного вала, следя за тем, чтобы не было перекосов.
Выпрессовать подшипник промежуточного вала из правой половины картера, вынуть регулировочные шайбы, стопорное кольцо.
Вынуть валик переключения.
Снять шестерню промежуточного вала.
Выпрессовать промежуточный валик.
Вынуть шестерни подвижную второй скорости и неподвижную первой скорости.
Разогнуть шайбы, контрящие болты крепления упора валика и механизма переключения, отвернуть болты.
Снять упор валика, механизма переключения совместно с подвижной шестерней 2 скорости.
Выпрессовать первичный вал.
вынуть фиксатор механизма переключения и пружину.
Выпрессовать подшипник из левой половины, вынуть регулировочные шайбы.
Детали промыть в чистом бензине и осмотреть, при этом обратить внимание: — на отсутствие сколов на кулачках шестерен; — надежность запирания неподвижных шестерен на первичном и промежуточном валиках; — отсутствие износа рабочей части вилок механизма переключения (допустимый износ — не более 0,5мм); — наличие осевого люфта вилок механизма переключения, который должен быть 0,2-0,4мм; — отсутствие смятия и срыва шлицов на конце валика переключения передач.
Сборка двигателя мотоцикла Восход своими руками
Сборка двигателя Восход производится в следующей последовательности.
1 — вставить в прорезь отверстия левой половины картера установочное кольцо внутреннего коренного шарикоподшипника.
2 — нагреть в горячей воде левую половину картера, вставить изнутри предварительно охлажденный шарикоподшипник и заколотить его ударами трубки по наружной обойме до упора в установочную шайбу.
3 — положить коленчатый вал с предварительно заложенными между щеками коленчатого вала стальными пластинами, предохраняющими вал от деформации при сборке, на два раздвинутых деревянных бруска. Ударами молотка по трубке, приставленной к внутренней обойме внутреннего шарикоподшипника, напрессовать левую половину картера до упора, на левую удлиненную цапфу коленчатого вала.
4 — установить в отверстие левой половины картера маслозащитную шайбу, надеть на цапфу до упора в маслозащитную шайбу сальник в металлической обойме с таким расчетом, чтобы пружинка сальника была обращена к ведущей зубчатке коленчатого вала.
5 — запрессовать в отверстие картера наружный коренной шарикоподшипник, проложив между трубкой и шарикоподшипником самодельную шайбу толщиной 1—1,5 мм для равномерной передачи ударов как наружной, так и внутренней обойме подшипника.
6 — собрать в картере детали коробки передач и механизма переключения передач, предварительно вынув из щек коленчатого вала стальные пластинки, вставленные при напрессовке левой половины картера.
7 — соединить половины картера с установленными в них коленчатым валом, деталями коробки передач и механизма переключения передач. Между соединяемыми половинами обязательно поставить новую фасонную бумажную прокладку, предварительно смазанную бакелитовым лаком или жидким шеллаком. При сборке деталей коробки передач следить, чтобы конец указателя передач попал в вырез на пластине сектора переключателя передач.
8 — затянуть винты, стягивающие половины картера. Затягивать винты следует крестообразно, одновременно завинчивая каждый винт не более чем на четверть или пол-оборота. Последовательно завинчивать винты по кругу нельзя, так как это может вызвать перенапряжение в какой-либо части половин картера и их неплотное соединение.
9 — впрессовать в отверстие правой половины картера правый коренной шарикоподшипник.
10 — надеть на правую цапфу коленчатого вала крышку сальника с установленным сальником, проложив предварительно между крышкой сальника и стенкой картера смазанную маслом бумажную прокладку, и закрепить крышку тремя винтами. Перед окончательной сборкой двигателя следует опробовать рукой легкость вращения коленчатого вала.
11 — вставить в верхние ушки крепления картера стальные штифты и закрепить двигатель в раме, так как дальнейшую сборку более удобно производить при установленном на мотоцикле двигателе.
12 — собрать пусковой механизм и муфту сцепления и закрепить на левой цапфе ведущую зубчатку с надетой моторной цепью. Зубчатка от проворачивания, предохраняется шпонкой.
13 — поставить на место левую крышку картера, предварительно проложив между крышкой и картером бумажную промасленную прокладку, и закрепить крышку пятью винтами.
14 — надеть на вал пускового механизма пусковую педаль и закрепить ее винтом. Педаль надеть на вал с таким расчетом, чтобы она в верхнем положении не ударяла по коробке электроприборов (мотоцикл К-125).
15 — надеть на валик механизма переключения передач педаль переключения передач и затянуть болт ее крепления.
16 — надеть на выступающий конец вторичного вала крышку сальника коробки передач, предварительно проложив между стенкой картера и крышкой сальника бумажную прокладку, закрепить крышку сальника пятью винтами.
17 — надеть на выступающий конец вторичного вала цепную зубчатку и закрепить ее, завинчивая гайку.
18 — перекинуть через зубчатку заднюю цепь и соединить ее концы замком.
19 — надеть на правую цапфу коленчатого вала якорь генератора и закрепить его на цапфе шпонкой; установить на торец якоря кулачок прерывателя и закрепить болтом, ввинчивающимся в торец цапфы.
20 — установить на место статор генератора, закрепить его на картере двумя винтами, подсоединить провода к клеммам генератора.
21 — установить на место верхний и нижний щитки задней цепи.
22 — поставить на место правую крышку картера и закрепить ее тремя винтами.
23 — поставить на площадку аккумуляторную батарею и присоединить к ней электропроводку.
24 — завернуть в нижнюю часть картера пробку и залить масло в коробку передач.
Остальные работы по сборке двигателя производятся в том же порядке, как и после частичной разборки двигателя.
Перед любым ремонтом или сборкой двигателя все детали тщательно осматриваем на предмет износа или повреждений, особое внимание уделяем состоянию картера двигателя и резьбовых соединений. Все ответы по ремонту картера вы найдете в статье: Фотоотчет: Ремонт картера двигателя скутера
Далее, тщательнейшем образом отмываем детали двигателя, прочищаем все масляные каналы (отмечен стрелкой на первом фото, второй канал находится там-же только в другой половине картера), покупаем новый комплект прокладок и сальников (обязательное условие для качественного ремонта), укладываем двигатель на дощечки так чтобы валы висели в воздухе и не мешали работе.
Двигатель который мы сегодня будем ремонтировать, был изначально в хорошем состоянии, были только сильно изношены подшипники коленчатого вала и сломана возвратная пружина вала переключения передач. Поэтому, весь ремонт будет заключаться в установке новых подшипников, сальников и прокладок с последующей сборкой двигателя. Все подробности по разборке данного двигателя вы найдете в статье: Фотоотчет: Разбираем двигатель мотоцикла Восход-3М
Ремонт двигателя мотоцикла «Восход-3М» начинаем с установки в картер коренных подшипников коленчатого вала.
Устанавливаем в обе половинки картера стопорные кольца, затем туда-же при помощи оправки устанавливаем коренные подшипники.
Чтобы коленчатый вал «встал» ровно по центру кривошипной камеры, то есть расстояние между щекой и стенкой кривошипной камеры было одинаковым с обеих сторон. Нам нужно, до его установки в двигатель произвести некоторые замеры штангенциркулем.
Итак, берем штангенциркуль и с помощью нутромера поочередно измеряем глубину кривошипной камеры.
Смотрим что получилось и записываем значение в тетрадь.
Вторую камеру измеряем точно также и записываем значение в тетрадь, после всех проделанных измерений складываем оба значения и прибавляем к нему толщину прокладки, прокладка у меня будет самодельная из паронита толщиной 0,6мм поэтому, к сумме значений глубины кривошипных камер прибавляем еще значение равное: 0,6мм.
В итоге получилось вот что: 26мм + 26,5мм+0,6мм=53,1мм, смело округляем сумму значений до: 53мм.
Теперь измеряем, толщину самого коленчатого вала, как вам видно на фото, толщина данного коленчатого вала составляет ровно 50мм.
Делаем последний подсчет: из первого значения вычитаем второе 53мм-50мм=3мм, теперь получив разность этих двух значений делим ее на два и получаем точное расстояние между щекой коленчатого вала и стенкой кривошипной камеры: 3мм/2=1,5мм что как говорится и требовалось доказать. Качество советских мотоциклов всегда оставляло желать лучшего поэтому, ваши цифровые значения могут существенно отличатся от приведенных в статье.
Следует отметить: коленчатый вал в новые подшипники заходит с большим усилием, что само собой создает не свойственную осевую нагрузку на шарикоподшипники (если его устанавливать по колхозному), а они очень этого не «любят» и после такого «издевательства» быстро выходят из строя. Плюс ко всему если устанавливать коленчатый вал «классическим колхозным способом» , молотком заколачивая его в половину картера, есть большой риск нарушения соосности цапф коленчатого вала, а это не есть хорошо.
Чтобы обезопасить детали двигателя от вышеописанных нагрузок коленчатый вал в двигатель желательно устанавливать с помощью приспособлений которые позволяют полностью исключить все несвойственные нагрузки на детали двигателя.
Предварительно вставляем коленчатый вал в левую половину картера, чтобы шатун не выскочил из своего рабочего места: вставляем в верхнею головку шатуна щепку, щепка становится между шпилек и не дает шатуну вращаться по кругу. Если этого не сделать, то при установке коленчатого вала шатун может попасть на плоскость картера и погнутся.
Переворачиваем двигатель, накручиваем на цапфу две сваренные между собой гайки, гайки к сожалению придется искать с разным шагом резьбы: одна М12 шаг 1,5 другая М12 шаг 1,75 (под строительную шпильку)и сразу-же в гайку вкручиваем подходящий кусок строительной шпильки.
Ищем подходящею втулку которая будет давить на внутреннею обойму подшипника (именно на внутреннею), для этой цели вполне можно приспособить какой-нибудь сантехнический сгон.
Втулка у вас должна давить именно на внутреннею обойму подшипника, слишком большая втулка при работе может соскочить и попасть на сепаратор, так что вы уж постарайтесь подобрать подходящею.
Втулка на обойму подшипника должна ложится примерно вот так.
Устанавливаем втулку на внутреннею обойму подшипника.
Одеваем на втулку подходящею по диаметру шайбу.
Ставим на шайбу кусок трубы с наваренной на торец шайбой, накручиваем на шпильку гайку, одной рукой придерживая трубу другой закручиваем гайку на шпильке.
Затягиваем коленчатый вал до тех пор пока расстояние между щекой и стенкой кривошипной камеры не будет составлять 3-4мм, затем разворачиваем двигатель, берем щуп соответствующей толщины, в нашем случае толщина щупа должна быть 1,5мм, если нет подходящего щупа, то можно использовать одновременно несколько сложенных щупов.
Вставляем щуп или несколько щупов между стенкой кривошипной камеры и щекой коленчатого вала и «прессуем» коленчатый вал пока щуп не будет перемещаться с легким усилием.
После окончательной установки коленчатого вала в половину картера, собираем КПП, как собирается КПП подробно написано в статье: Фотоотчет: Собираем КПП (коробку) мотоцикла Восход-3М, обезжириваем поверхности картера, немного выбиваем наружу направляющие втулки картера (примерно на 4-5 мм), укладываем новую прокладку (можно на герметик), одеваем на цапфу коленчатого вала вторую половину картера, и точно также при помощи приспособления соединяем половинки картера.
Ложем втулку, на втулку шайбу, цепляем коленчатый вал с помощью болта крепления ротора генератора за шпильку одеваем на все это дело трубу и стягиваем половинки картера.
Во время выполнения этой работы не перетяните коленчатый вал, иначе он у вас «уйдет» от центра или деформируется, подтяните его так чтобы половинки только коснулись друг друга и хватит. Окончательно стяните их штатными болтами. Стяжные болты следует закручивать крест накрест, в несколько этапов. Сначала затягиваем болты с небольшим усилием, потом усилие затяжки немного увеличиваем, и на третьем «круге» затягиваем что говорится от души.
Устанавливаем маслонаправляющею шайбу и за ней туда же ставим сальник. Перед установкой сальника не забываем смазывать его кромки моторным маслом.
Переворачиваем двигатель и точно также устанавливаем маслонаправляющею шайбу и сальник.
Маслонаправляющея имеет выпуклую форму очень напоминающею тарелку, выпуклую часть при установке ориентируем к коленчатому валу.
Устанавливаем маслоотражающею шайбу и туда же при помощи оправки устанавливаем подшипник.
Посмотрите теперь как «четко» по центру «стоит» коленчатый вал, такой центровки вы никогда не добьетесь если будите забивать его молотком. Такая работа всегда говорит о высоком уровне мастера сделавшего ее.
Теперь можно сказать что двигатель собран. Осталось лишь установить механизм кикстартера, корзину сцепления, генератор, поршневую.
Поршневая на это двигатель устанавливается по тем же самым принципам что и на двигатель скутера или мотоцикла 2т, поэтому смысла в подробностях описывать эту работу нет, в статье: Фотоотчет: Основные этапы установки поршневой двухтактного скутера в подробностях изложены основные моменты по установке поршневой на двигатель 2т.
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту мотоциклов Восход и ЗиД производства завода им. Дегтярева
Руководство по эксплуатации и ремонту + каталог запчастей мотоциклов Восход.
- Издательство: Ранок
- Год издания: 2003
- Страниц: 105
- Формат: PDF
- Размер: 8,7 Mb
Наглядное пособие по устройству мотоциклов Восход-2, Восход-2М и Восход-3.
- Издательство: Машиностроение
- Год издания: 1982
- Страниц: 66
- Формат: PDF
- Размер: 21,1 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов Восход-3, Восход-3М и Восход-200.
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: 79
- Формат: JPG
- Размер: 55,1 Mb
Руководство по ремонту + каталог запчастей мотоциклов ЗиД-50 Пилот.
- Издательство: За рулем
- Год издания: —
- Страниц: 256
- Формат: PDF
- Размер: 80,2 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов ЗиД-200.
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: 44
- Формат: DjVu
- Размер: 6,5 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов К-125.
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: 90
- Формат: PDF
- Размер: 10,2 Mb
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту + каталог взаимозаменяемых запчастей мотоциклов К-125, К-175 и их модификаций.
- Издательство: Машгиз
- Год издания: 1962
- Страниц: 200
- Формат: PDF
- Размер: 114,6 Mb
В практическом пособии приведены устройство и технические данные легких (без коляски) мотоциклов отечественного производства, чехословацких ЯВА и ЧЗ, а также спортивных. Помещены указания по их демонтажу, сборке и ремонту отдельных деталей, сведения по обкатке, эксплуатации и техническому обслуживанию.
- Издательство: Техника
- Год издания: 1984
- Страниц: 98
- Формат: DjVu
- Размер: 2,6 Mb
На этой странице размещено множество изображений из раздела ‘Схемы сборки’. Все изображения из подборки схема сборки двигателя восход можно скачать и просмотреть бесплатно. Также вы можете поделиться содержимым с друзьями в социальных сетях и мессенджерах.
Скачать
Коробка передач Восход 2 схема
Скачать
Схема двигателя ИЖ Планета 3
Скачать
КПП Минск 125 схема
Скачать
Двигатель ИЖ Юпитер 5 чертеж
Скачать
Двигатель ИЖ Юпитер 3 схема
Скачать
Скачать
Сцепление мотоцикла ИЖ Планета 5 схема
Скачать
Схема мотора Восход 3м
Скачать
Двигатель мотоцикла Минск 125 схема
Скачать
Скачать
Механизм переключения передач на Восход 3м 01
Скачать
Схема двигателя ИЖ Планета 5
Скачать
Двигатель мотоцикла Минск 125 схема
Скачать
Двигатель мотоцикла ИЖ Планета 5 схема
Скачать
Схема сборки коленвала ИЖ Планета 5
Скачать
Коробка передач Восход 2 схема
Скачать
Схема сцепления мотоцикла Восход 3 м
Скачать
Коробка передач мотоцикла Ява 638 чертеж
Скачать
Сборка коленвала ИЖ Планета 5
Скачать
Сборка двигателя Минск 125
Схема сборки двигателя ИЖ Планета
Скачать
Схема сборки коробки передач ИЖ Планета 5
Скачать
Схема сборки мотора Восход 3м
Двигатель мотоцикла ИЖ Планета 5 схема
Скачать
Схема двигателя ИЖ Планета 5
Сборка двигателя сальники ИЖ Планета 5
Скачать
Схема двигателя Восход 3м
Скачать
Восход 3м крышка КПП
Скачать
Схема двигателя ИЖ Планета 5
Скачать
Схема коленвала ИЖ Планета 5
Скачать
Детали пускового механизма ИЖ Планета 5
Скачать
Схема сборки двигателя ИЖ Планета 5 коленвала
Скачать
Схема сборки двигателя ИЖ Планета
Скачать
Схема сборки двигателя восход (36 фото)