Реклама:
- Под гиком »
- Корабли »
- Катамараны »
- Тритон »
- Тема:
Сборка «Ветра» в картинках
Тема: Сборка «Ветра» в картинках (Прочитано 13863 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Алекс М560
- Сообщений: 4079
- Уважуха: +351/-165
- и нас тянет речка как чертенят сани
- Тип: Ветер
- Номер: М 560
Отснял пооперационно все этапы сборки «Ветра» (более 50 фоток), оформил в виде статьи в помощь начинающим ветроводам А также лицам, планирующим покупку сего аппарата. Особое внимание уделено НЕПРОПИСАННЫМ в типовом тритоновском «руководстве по сборке» хитростям и тонкостям, облегчающим и ускоряющим сборку. Думаю, что будет особенно полезно людям, туго воспринимающим инструкции в виде сухого технического текста (а ведь таких немало!).
Ознакомиться можно по адресу:
http://alekssi.narod.ru/Veter/Sborka1.html
и продолжение:
http://alekssi.narod.ru/Veter/Sborka2.html
http://alekssi.narod.ru/Veter/Sborka3.html
http://alekssi.narod.ru/Veter/Sborka4.html
Данный набор картинок – основу, в дальнейшем планируется расширять отдельными статьями о вносимых (и лично опробованных) усовершенствованиях и доработках.
Велкам
Записан
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.
wed
- Сообщений: 16
- Уважуха: +1/-1
- Тип: Ветер 2М
Добрый день=)
я уже второй день пытаюсь собрать катамаран=) Остановился на сборке/постановке мачты. У кого есть возможность сфотографировать крепления мачты к корпусу, сфотайте пожалуйста… Мне непонятно следующее:
На стык крепится U образная скоба с верхними вантами. Прикрепил.
у этой U скобы есть тросы, куда крепятся? Кольца — вообще загадка.
Про нижние ванты тоже остался в непонятках, единственно что нашел похожее это шнур с скобой.
Записан
Дмитрий
- Сообщений: 153
- Уважуха: +8/-1
- M-802 «Exciter»
- Название: Exciter
- Номер: M802
Записан
Bogaev D.
Cтарый
- Сообщений: 53
- Уважуха: +2/-3
- Название: Мокен
- Номер: M605
Кольца с планками это пара мягких талрепов передних вант. Ставятся под барашки второй поперечной балки. От скобы пара вант без колец заводятся на ватпутенс, который должен присутствовать на верхнем стрингере у третьей балки ближе к корме. Нижние ванты, через кольца с планками (мягкий талреп) ставятся под барашки третьей балки.
Шнур предпологается исользовать для талрепа.
Записан
Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадёт, добром к тебе вернётся…
wed
- Сообщений: 16
- Уважуха: +1/-1
- Тип: Ветер 2М
Мдя… перелистнул страницу инструкции и нашел рисунок мягких талрепов, догадаться что он к мачте относится сложно.
Странная инструкция, рисунки не подписаны никак.. иной раз ссылается мол на рисунке посмотрите а на каком рисунке неясно. Вроде что-то понял, в след выхи буду пробовать собирать=)
Записан
Алекс М560
- Сообщений: 4079
- Уважуха: +351/-165
- и нас тянет речка как чертенят сани
- Тип: Ветер
- Номер: М 560
Не стоит к каждой веревочке, вложенной в комплект катамарана производителем, относиться как к догме, типа вот это — правая малая ванта, и ничто иное (диагностический признак — привязанное колечко, про которое говорится в тексте инструкции). А вот это — снасть подъема шверта, потому что больше эта веревка никуда не пристраивается…
Помните, что производитель (во всяком случае Тритон — точно, проверено), нарезает концы не по принципу необходимой и достаточной длины, а лишь бы число концов боле-мене соответствовало описи вложения. Видимо, исходят их того, что правильный владелец все равно бОльшую часть такелажа переделает под себя, накупит красивых разноцветных веревочек, дополнительных стопоров и т.п.
Записан
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.
Anry
- Сообщений: 82
- Уважуха: +6/-3
- Название: Осторожный
- Тип: Ветер 2М
- Номер: Мо 77
При сборке Ветра-2М вознитает момент, когда надо отрегулировать положение шверта в опущенном положении, набить его оттяжки. Для этого приходится переворачивать катамаран. Причем это единственная операция, которая требует переворота, все остальное можно делать в обычном положении. А к этому моменту на раму уже должны быть надеты баллоны и палуба (хотя бы на вторую трубу). Получается, что это все не очень сподручно ворочать туда-сюда. Даже если собирать сразу вверх ногами, один раз придется перевернуть. Может есть какой-то красивый способ избежать лишних переворачиваний?
Записан
Конунг
- Сообщений: 878
- Уважуха: +93/-97
- Название: Романоид
- Тип: катамаран
- Номер: СП 64
А не пробовали палубу шнуровать после установки шверта и растяжет? Так проще и не надо будет переворачивать.
Записан
Романов Игорь СП 64
Anry
- Сообщений: 82
- Уважуха: +6/-3
- Название: Осторожный
- Тип: Ветер 2М
- Номер: Мо 77
А не пробовали палубу шнуровать после установки шверта и растяжет? Так проще и не надо будет переворачивать.
Палуба ни при чем, чтобы правильно все выставить, шверт должен быть именно в вертикальном положении.
Записан
Конунг
- Сообщений: 878
- Уважуха: +93/-97
- Название: Романоид
- Тип: катамаран
- Номер: СП 64
Тогда проще настраивать шверт после полной сборки лодки. Для этого просто завалите катамаран на любой борт.
« Последнее редактирование: 17 Августа, 2023, 20:54:51 от Конунг »
Записан
Романов Игорь СП 64
- Под гиком »
- Корабли »
- Катамараны »
- Тритон »
- Тема:
Сборка «Ветра» в картинках
Сборка парусного катамарана Ветер
Предисловие.
В марте 2005 года я приобрел парусный катамаран «Ветер». Знатоки предупреждали,
первая сборка при отсутствии опыта может оказаться очень непростым занятием,
найденные в Сети материалы на тему сборки тоже оказались неутешительны (так,
на одном из сайтов
я обнаружил предупреждение, что сборка в одиночку может занять 6-8 часов!).
И вообще, во многих отзывах сквозило мнение, что «Ветер» – неплохой аппарат,
но излишне сложный и трудоемкий в монтаже. На деле все оказалось не так страшно.
Первая сборка (с одним помошником) заняла 4,5 часа, в прошедшие выходные (9
сент. на Мосморе) показатель был улучшен до 2,5 ч.
(Примечание 2011 год: ровно 3 часа в одиночку. Один раз позвал человека на помощь на 30 сек, чтобы перевернуть раму, и второй раз- чтобы подержать ставящуюся мачту)
Сборка.
Выбрано ровное место для стапеля, выгружены все четыре укладки:
1.Короткое» железо, трамплин, весь стояций и бегучий такелаж, мех, аптечка, якорь, спасжилеты и т.п. мелочь. (ок. 30 кг)
2.Баллоны, перо руля и шверт. (ок. 15 кг)
3.Всё длинное железо, весла.. (ок. 30 кг)
4.Паруса.
Открываем укладки 1 и 3, расстилаем палубу «лицом вверх»:
Первый важный момент: продеваем поперечную трубку кокпита (тонкая трубка с плавными изгибами на обоих концах) в соответствующий рукав-карман. В официальном Руководстве это одна из последних операций («Установка носового обтекателя»), но это настоящая засада: карман настолько узок, что на растянутой и прошнурованной палубе изогнутые концы трубы никак не проходят!
Переворачиваем палубу «лицом вниз». Расстилаем впереди от нее грузовой трамплин. Продеваем в карман грузового трамплина стаксельную поперечную балку (40 мм, на концах – болты), в карман палубы – «носовую» балку (50 мм). Раскладываем по порядку остальные балки поперечного набора: швертовую, шкотовую, кормовую (отличается наличием посередине развальцованной трубки, в которую должна заходить ось рулевой коробки).
Между носовой и швертовой устанавливаем продольную подмачтовую балку (швертовая коробка обращена к корме!). Под барашки подкладываем изогнутые шайбы. Справа и слева от палубы выкладываем элементы продольного набора: носовые части правого и левого верхних стрингеров (отличаются от кормовых частей тем, что не имеют шарнирно закрепленных планок с дырками – «вант-путенсов). Раскладываем параллельно стаксельной балке тросик шпрюйта штага стакселя (у меня – в сборе с барабаном закрутки и талью натяжения штага).
Собираем узел стаксельной балки: болт стаксельной балки проводим через крайнее отверстие стрингера, вместо шайбы одеваем пластину от тросика шпрюйта, наживляем барашек. Затягивать пока не нужно, сочленение должно иметь свободу.
Разкладываем в правильном порядке шпангоуты: малый-большой-малый по каждому борту.
Разворачиваем так называемый «паук», и раскладываем его: центр — в середине подмачтовой балки, передние тросы (с винтовыми талрепами) – к правой и левой оконечностям носовой балки, кормовые тросы – аналогично к швертовой балке.
Собираем первую от носа пару шпангоутов. Подстыковываем стрингера, затем цепляем талрепы «паука», сверху одеваем пластины с кольцами – нижние части мягких талрепов от передних вант. И снова не затягиваем барашки!
Ставим шверт: вставляем пластину шверта между щеками швертовой коробки, свинчиваем ось поворота, присоединяем укосы.
Важно: болты, проходящий поперек большого шпангоута – увеличенной длины, т.к. в эту точку заводятся и укосы шверта. Таких болтов в мешочке с крепежом всего два, чтобы не перепутать их с остальными, при разборке я оставляю их наживленными на укосы.
К носовым частям стрингеров подстыковываем кормовые. Вант-путенсы сейчас смотрят вниз, чтобы в нормальном положении катамарана они оказались смотрящими вверх.
Собираем вторую от носа пару – «большие» шпангоуты, вместо шайб под барашек идут задние тросы «паука».
(на данном фото установка паука не показана, потому что… забыл! Пришлось ставить позже, что не есть оптимально: надо будет обратно отворачивать гайки. Подобные отступления от правильной последовательности сборки не смертельны, но именно из-за них и набегает порой лишний час сборки).
Собираем третью пару шпангоутов – так же, как и первую:
Собираем на кормовой балке узел рулевой коробки с подкосами (тут тоже в тритоновском руководстве некорректно прописана последовательность действий, что приводит к сложностям: рулевая коробка не вставляется).
Примечание: на фото видно, что у меня верхняя часть оси рулевой коробки вставляется не в развальцовку непосредственно на кормовой балке, а в отверстие специальной пластины. Про эту доработку — читать здесь.
Замыкаем раму кормовой балкой, через крайние отверстия стрингеров. Под барашки вместо шайб одеваем концевые пластины еще одного тросика с кольцом посередине, аналогично тому, что ставили на стаксельную балку. Это будет так называемый погон блока грота-шкота.
Стыкуем продольный укос шарнира рулевой коробки со шкотовой балкой. Вместо шайбы под барашек заводится пластина с резиновым жгутом – оттяжка пера руля. (И еще я завожу на это соединение петлю снасти для подъема шверта, с блоком для удвоения усилия).
Для опускания шверта в рабочее положениеу меня предназначена другая снасть. Со сложенным вдвое резиновым амортизатором (который позволяет шверту откинуться при наезде на мель или иное препятствие), и с блоком для удвоения усилия. Проводится этот фал от носовой балки, через блочок на шверте, и обратно через носовую в щелевой стопор:
Теперь надо обойти всю раму по периметру, и окончательно затянуть все наживленные барашки – свобода перемещения деталей рамы более не актуальна.
Собираем нижние стрингера. Сходящиеся к носу и корме парные трубки соединяем болтом. Стыкуем среднюю часть каждого стрингера к кормовой части (телескопическое соединение с кнопкой-защелкой).
Продолжение на стр. 2
За время существования фирмы «Тритон» для парусных катамаранов Ветер было выпущено несколько модификаций основной палубы. Самое глобальное различие — переход от надевания палубы на вторую балку к надеванию палубы на кормовую (рулевую) балку у Ветер 2М. Параллельно произошёл отказ от пришитого кокпита-укрытия.
«Верфь Успенских» выпускает варианты палубы как в исполнении Ветер 2М, так и в классическом варианте (обычно без рубки). Как и в аналогичных случаях, в зависимости от пожелания клиента, палуба может быть выпущена как сплошной, так и комбинированной с сеткой, при чем размеры сетчатой части могут варьироваться.
Сплошная палуба для катамарана Ветер
Исполняется из ткани Ferrari 705 Precontraint® плотностью 650 гр/кв.м. что делает её достаточно лёгкой, прочной и позволяет хорошо «набивать» из за низкого коэффициента растяжения тканей, изготовленных по технологии Precontraint®.
На фотографиях сплошная палуба в классическом варианте — надеваемая на вторую от носа балку. Натяжение палубы осуществляется притягиванием трубки, продетой в карман в палубе, к раме (продольные стрингера и кормовая балка), веревкой 4-6 мм. Все прорези в палубе (кроме отверстий для шнуровки) продублированы. Для слива воды в палубе сделаны отверстия, заклеенные сеткой — шпигаты.
В варианте классического «Ветра» рулевое «окно» замкнуто.
Для фиксации груза на палубе к ней приклеены D-кольца. Отверстие для степса мачты усилено. В переднем кармане сделана прорезь для крепления грузовой палубы и/или бушприта, используемого для несения дополнительного паруса — генакера.
Для фиксации груза на палубе к ней приклеены D-кольца. Отверстие для степса мачты усилено. В переднем кармане сделана прорезь для крепления грузовой палубы и/или бушприта, используемого для несения дополнительного паруса — генакера.
Комбинированная палуба для катамарана Ветер
Вариант комбинированной палубы имеет сплошную часть в грузовом отсеке и сетчатую в местах расположения экипажа. Исполняется, так же, в двух вариантах: с карманом для кормовой балки и с карманом, надевающимся на переднюю мачтовую балку (№2). В местах прохожденя над балками предусмотрена возможность дублирования сетки полосой сплошной ткани. Как и на сплошной палубе, все вырезы и отверстия продублированы. Вариант комбинированной палубы имеет сплошную часть в грузовом отсеке и сетчатую в местах расположения экипажа. Исполняется, так же, в двух вариантах: с карманом для кормовой балки и с карманом, надевающимся на переднюю мачтовую балку (№2). В местах прохожденя над балками предусмотрена возможность дублирования сетки полосой сплошной ткани. Как и на сплошной палубе, все вырезы и отверстия продублированы.
Для натяжения используются ремни с «липучкой»
*** Статья в процессе редактирования *******
Задумали мы эти испытания еще летом, когда под натиском звонков в редакцию с просьбой сообщить координаты людей, строящих парусные надувные катамараны, мы решили договориться о сотрудничестве с единственными на сегодняшний день производителями таких плавсредств в стране — питерской фирмой «Тритон». Действительно, не было в прошедшем сезоне популярнее вопроса: «Скажите, кто у нас делает надувные катамараны?» Даже из Канады звонили. Нам это в конце концов надоело, и мы решили не только ответить на этот вопрос, но и познакомить желающих с «Ветром», о котором упоминалось в предыдущем номере.
Технические характеристики разборного парусного катамарана «Ветер»
Ширина по осям поплавков, м | 2.0 |
Диаметр поплавка, м | 0.45 |
Высота мачты, м | 6.6 |
Грузоподъемность, кг | 350 |
Площадь парусности, м2: | |
Грот | 8.0 |
Стаксель | 2.0 |
Вес, кг | 65 |
Габариты упаковок, м: | 0.4х0.25х1.1 |
2.2х0.25х0.25 | |
Предназначен для походов и прогулок по рекам и озерам при высоте волны не более 0.5 м и силе ветра не более 10 м/с. |
Поскольку владелец «Ветра», любезно согласившийся предоставить нам его для испытаний, принимал участие в традиционных соревнованиях туристов-парусников, забирать катамаран нам пришлось прямо «с воды», после финиша заключительной гонки. Для полной, по-научному выражаясь, презен-тативности теста нам следовало получить его в заранее упакованном виде, дабы проверить, уложимся ли мы в предусмотренный изготовителем полуторачасовой норматив сборки без посторонней помощи, пользуясь одной лишь инструкцией. Но все же мы не удержались от того, чтобы не понаблюдать за процессом, что называется, в обратном порядке.
Увиденное нас несколько успокоило — буквально минут через десять после финиша «Ветер» был полностью разобран, а детали убраны во вместительный «баул» и длинный мягкий пенал. Обе упаковочные емкости изготовлены, надо сказать, весьма культурно, снабжены многочисленными ремешками с самоконтрящимися пластиковыми пряжками и удобными мягкими ручками. На «короткой» упаковке имеются даже рюкзачные лямки, но от «пешеходной» части испытаний, прикинув вес баула в руках, мы сразу решили отказаться и подогнали стоящий наготове ВАЗ-2107 с установленным на крыше багажником поближе к берегу.
Инструкция предлагает перевозить баул в заднем багажнике, а пенал — на крыше. С фиксацией последнего проблем не возникло — одного отрезка обычной бельевой веревки длиной метров семь оказалось вполне достаточно. Единственно советуем владельцам «Ветра» последовать нашему примеру и время от времени проверять крепление,особенно на первых километрах пути — на ухабистом трясучем проселке, ведущем от озера к шоссе, уложенные в мягкий пенал трубы распределились поплотнее, и натяжение веревки ослабло.
А вот «баул» залезать в багажник «семерки» почему-то отказывался. Можно было бы выиграть пространство, переложив со штатного места «запаску», но мы решили не возиться и пристроили его на свободном заднем сиденье. (Забегая вперед, скажем, что уже после окончания испытаний, аккуратно и без спешки уложив содержимое упаковки, мы все-таки сумели впихнуть ее в багажник, причем там еще и хватило место для пары объемистых сумок. Нужда заставила — сиденье потребовалось для пассажиров.)
Без приключений одолев полторы сотни километров до традиционной акватории редакционных испытаний — озера Вуокса в районе Приозерска — и как следует отдохнув, на следующий день около десяти утра мы въехали на территорию при-озерской спасательной станции и выгрузили тюки из машины. Многозначительно щелкнул секундомер.
Недаром говорят мудрые люди: где один управится за час, там семеро провозятся десять! В общем, такие сцены, как сборка «Ветра» испытательской командой «КиЯ», надо снимать на кино.
Как вы уже догадались, было нас много — а именно пятеро. И происходило все примерно так: один из нас, держа в руке инструкцию, словно оперный певец партитуру, и вдохновенно запрокинув голову, провозглашал что-нибудь вроде: «Через нижние кольца центральных шпангоутов проденьте центральные части нижних стрингеров обсаженной частью в сторону кормы и состыкуйте их!» После этого минут десять слышались только звяканье перебираемых деталей и невнятное бормотание: «Это у тебя верхний стрингер или нижний?» — «Какой еще нижний — передний!» Апофеозом нашего сборочного идиотизма оказалась установка ноковой части гика вместо укосин шверта (эти шарнирные детали малость похожи) и безуспешные попытки приспособить к торчащим из-под днища коротким трубочкам что-нибудь подходящее по диаметру. В общем, все очень напоминало старинную цирковую репризу «Бим и Бом строят дом».
И действительно: выбрать при первой сборке из кучи всевозможных трубок нужную, руководствуясь исключительно принятой в инструкции терминологией, оказалось вовсе не простым делом (несмотря на то, что среди сборщиков имелись люди с дипломами кораблестроителей!). Согласны, что мы дураки, но и инструкция должна быть на дурака рассчитана! На третьем часу возни (секундомер был давно стыдливо убран подальше) мы единодушно решили посоветовать создателям «Ветра» хоть как-то отмаркировать всю эту бездну деталей — например, выбитыми на них цифрами. Руководящие указания стали бы куда проще: скажем, «подсоединить деталь № 3 к детали № 28». Удобна была бы и цветовая маркировка, когда синюю метку совмещаешь с синей, красную — с красной и т.д.
Во время всей этой суеты очень понравилось, что нарядное анодное покрытие не только придает алюминиевым деталям «фирменный» вид, но и не пачкает руки, как происходит это при сборке подобных судов любительской постройки. Пришлись нам по душе и поплавки из виниплана плотностью 800 г/м2. Прочность материала — по крайней мере, внешне — сомнений не вызывает (в отличие от материала, примененного на «Просторе»). Кроме того, каждый из поплавков разделен на два независимых отсека, и в случае даже значительного повреждения можно безопасно добраться до базы.
Поскольку катамаран уже пару раз разбирали и собирали до нас, вскрылись некоторые слабые места конструкции. В частности, однажды наши предшественники, судя по всему, не до конца надвинули фиксирующую трубочку на замок одного из стрингеров, отчего стальной замок перекосился в алюминиевой трубе. Попытки устранить перекос ни к чему не привели, и нам пришлось прибегнуть к помощи напильника. Сорванной стальным болтом оказалась и алюминиевая резьба на одном из углов «рамы» катамарана, и это неудивительно — соединение не шарнирное, и обеспечить соосность резьбы, «наживляя» болт и удерживая на весу длинную массивную трубу, достаточно трудно. (Конструктор катамарана Игорь Романов, которому мы потом высказали свои замечания, согласился, что эти узлы требуют доработки и даже поделился некоторыми предварительными конструктивными решениями. Обещал он, кстати, и более понятную, богато иллюстрированную инструкцию).
Когда уже практически в сумерках сборка была более-менее закончена, мы вкратце подвели итоги и пришли в такому выводу: доведись нам собирать катамаран еще раз, то часа в три мы бы уложились — львиная доля времени была потеряна на «опознание» нужных деталей, поиск ошибок и их исправление, для чего собранные уже узлы приходилось разбирать по новой.
Поскольку на Вуоксе с утра царил полный штиль, собранный катамаран мы оставили на спасательной станции и отложили ходовые испытания на следующий день.
С утра мы с удвоенной энергией довооружили парусник и не мешкая вышли на воду.
Вышли втроем, посадив на руль настоящего специалиста — мастера спорта международного класса по парусу Алексея Мурашкина. Ко всем прочим достоинствам и титулам добавим то важное обстоятельство, что Алексей единственный из нас уже имел опыт хождения на надувных катамаранах — в свое время он был владельцем популярного в народе катамарана «Простор» и кое-какие ощущения от тех плаваний еще сохранил в памяти. Уже в момент установки рангоута он отметил, что мачта «Ветра» сильно напоминает «просторовскую». Как позже выяснили из инструкции, так оно и есть: создатели «Ветра» не стали совершенствовать неплохо зарекомендовавшую себя мачту «Простора» и просто закупают комплект рангоута на ныне простаивающем заводе в Москве. При проектировании нового катамарана внимание было уделено, в основном, прочности и обводам надувных корпусов, общему дизайну и технологичности производства. Ну и снижению себестоимости, естественно. Напомним, что на «Просторе» стояли 5.3-метровые поплавки из тонкой прорезиненной ткани, усиленные в носах узкими «башмаками». Поплавки на «Ветре» выполнены из современных, более надежных материалов (из виниплана делают все современные «надувнушки») и имеют цельноклееную конструкцию без дополнительных «надстроек». Они стали и внешне приятнее, и работать с ними удобнее.
Вуокса откликнулась на наше желание покататься на новом для нас снаряде легким ветром и практически гладкой водой. Так что нам не удалось проследить за тем, как «Ветер» всходит на волну, как он ведет себя на кренах и каким образом берутся рифы при неожиданном усилении ветра. Впрочем, и тем условиям, что подарила нам в тот день осенняя природа, мы были рады.
Общий вес груза (т.е. нас троих в теплых непромоканцах) составлял порядка 250 кг, в то время как инструкция допускает нагрузку в 350 кг — для проверки мы смело могли взять с собой еще какого-нибудь толстяка, но слабый ветер отговорил нас от этой затеи. Между тем наши четверть тонны были без проблем сдвинуты с места — катамаран легко «подхватил» и побежал в полветра. Не успели еще сопровождавшие нас коллеги «раскурить» движки на своих моторках, как мы уже ушли от базы километра на полтора.
Пока Алексей приноравливался к рулю (точнее, к румпелю: накануне эксперимента «родное» перо было сломано, и нам достался его аналог — руль от самодельного несерийного катамарана, и его румпель явно нуждался в доработке), мы распределили обязанности: второй член экипажа взялся за стаксель-шкоты, а третий занялся замерами внешних параметров — силы и направления ветра, скорости, температуры воздуха за бортом, да и вообще — следил за ощущениями.
На ходу то и дело проверяли работу шверта, перегибаясь через переднюю балку. Основания для сомнений были — дело в том, что в штатном варианте рабочее положение шверта обеспечивается резиновой оттяжкой (которая не способна удержать его даже на берегу), и поэтому при сборке мы прицепили еще одну — дополнительную.
Замысел, в принципе, неплохой — при задевании, скажем, за ту же каменную гряду (которые в обмелевшей Вуоксе «вылезли» в самых неожиданных местах) шверт попросту автоматически откидывается, и побледневшие, но невредимые яхтсмены бодро продолжают свой путь. «Поворот делаем при характерном постукивании из-под палубы!» — командовал наш титулованный рулевой при лавировке в узкости. Хотя принудительно выбрать шверт нереально — снасточка-то для этого имеется, но ее необходимо снабдить талями как минимум в три лопаря, чтобы с этой задачей справился обычный человек, а не тяжелоатлет.
Кроме того, даже двух резиновых оттяжек оказалось недостаточно — под конец путешествия шверт ушел назад, отчего центровка катамарана, естественно, изменилась. Было бы куда лучше снабдить шверт нормальными шверт-талями, действующими в обе стороны. Ходовую ветвь талей можно пустить поверх палубы в ДП и снабдить ее цветной марочкой, чтобы определять положение шверта. А роль «автомата безопасности» мог бы сыграть специальный стопор, открывающийся при пиковых нагрузках — скажем, при ударе шверта о камни.
Вскоре подоспели и мотолодки. Договорившись о пути следования, мы продолжили плавание в сторону второго плеса, туда, где открытой воды и ветра побольше, где, может быть, мы встретим волну. Выход на плес лежал через узкую горловину, создающую эффект аэродинамической трубы — ветер здесь стабильно дул вдоль естественного канала строго навстречу нашему движению. Таким образом мы могли сразу же приступить к оценке ла-вировочных качеств доверенного нам спортивного снаряда.
Лавировка в узкой горловине против ветра, дувшего со скоростью 3-5 м/с, позволила нам произвести более-менее точные замеры лавировочного угла и дрейфа. Путь через горловину лежал в направлении строго на север. На левом галсе наш компасный курс составлял 45°, в то время как GPS показывал 55°. Повторив замеры несколько раз, аналогичную разницу получили и на правом галсе. 10-градусный дрейф даже в слабый ветер вполне понятен — вес самого катамарана втрое меньше веса седоков, да и шверт тут один, а не два, как на гоночных катамаранах.
Алексей отметил, что оверштаг крутить значительно проще, чем на «Просторе», где отсутствует стаксель. Передний парус, несомненно, принципиально улучшает способность катамарана совершать повороты.
Пока развлекались с приборчиками, катамаран выскочил на широкий плес, и мы некоторое время походили специально, что называется, «на камеру». Поскольку, повторим, ветра было немного, заставить парусник выйти на один поплавок и сделать эффектный снимок нам никак не удавалось. Возникла сумасшедшая идея закренить катамаран под ветер и так сфотографироваться. Как только мы втроем сместили свою массу на подветренный борт, наветренный поплавок оторвался от воды и катамаран начал стремительно опрокидываться. Нежелание купаться в октябрьской воде положительно сказалось на быстроте реакции, и естественное распрямление наших тел в сторону, противоположную крену, успокоило восставшую машину и вернуло нам спокойствие неторопливого плавания.
«Нужно закренивать вдвоем, а кто-то один пусть остается на наветренном борту» — последовал вполне логичный совет из моторки. Мы, в свою очередь, предложили советчикам лично продемонстрировать нам такую технику хождения под парусами. Сами понимаете, что эксперимент так и не состоялся. Поэтому имеем, что имеем: идиллические картинки по типу «Трое в лодке…» — только зонтиков не хватает.
Попробовав управление на различных курсах, мы решили, что самое время сделать замеры для построения «поляр», то бишь полярных диаграмм скоростей. Как раз в этот момент подраздуло. Чистый ветер выбил из «ветрочета» вполне приличные показания (5-6 м/с), и мы поехали. Еще одна лавировка, галфвинд, бакштаг… Пока шли бакштаг левого галса, забрались сильно под берег, а здесь уже другой ветер. Стали возвращаться на осевую линию плеса, попробовали галфвинд правого борта — очень хорошо! Уже и динамика какая-то появилась, и брызги в лицо, и на порывчиках можно вывеситься в открен, зацепившись ногами за ремни…
Тут бы и поработать нашим фотомастерам, да мы их, как на грех, отпустили — мол, не мешайте работать. Те, в свою очередь, показав нам рукой генеральное направление движения («Следуйте до горизонта, далее направо порядка пятидесяти метров, там мы и будем рыбачить»), отправились к таинственному острову, на котором «все готово в лучшем виде, только не задерживайтесь», и через несколько минут скрылись из виду. Рев «Нептуна» и заморской «Сельвы» затих в далеких камышах.
Мы продолжили эксперимент. К сожалению, пока наслаждались движением в полветра, тот и сам вполовину поубавился, и замерить полный бакштаг и чистый фордевинд в прежней ветровой кондиции нам не удалось. «Поляра» потихоньку уплывала из наших рук, но теперь это уже не расстраивало — мы просто получали наслаждение от хождения под парусами. Даже наш великий кормчий А.Мурашкин оставил свои гоночные замашки и умиротворенно заметил: «Эх, ребята, что еще нужно простому туристу? Плывешь себе, куда надо — ни на веслах не надрываешься, ни мотором не тарахтишь…»
Тем временем определились некоторые ощущения, связанные с техникой управления катамараном, на которых теперь хотелось бы остановиться.
При достаточной нагрузке на грот даже у опытного рулевого (а в опыте Мурашки-на сомневаться не советуем) возникает желание закрепить гика-шкот на палубе, а не держать его в руке. Тем более захочется разгрузить руку при длительном движении одним галсом. А заложить-то шкот не за что! Стопоров нету. Попробовали такой вариант: линь пера руля завязали петлей на баллерной коробке, а освободившийся стопорный блочок, закрепленный на металлической пластине, употребили для фиксации упомянутого шкота. Помогло, но ненадолго: пластина вскоре отогнулась — уж больно слаба.
Позднее конструкторы объяснили нам, что фиксировать гика-шкот нежелательно, так как владельцы туристских парусных катамаранов в большинстве своем не являются искушенными яхтсменами, и вполне могут прозевать усиление ветра или крепкий ветровой порыв. Если шкот будет заложен, путешественники неминуемо окажутся в воде, что плохо. Нам же кажется, что быстро обезветрить грот, гика-шкот которого проведен через стопорный блок, после некоторой тренировки сможет практически каждый.
Что же касается стаксель-шкотов, то здесь все более понятно и удобно. Пара блоков закреплена посередине между ДП и каждым бортом на стропе, идущем поперек катамарана, и пропущенные через них шкоты фиксируются в кулачковых стопорных блочках, закрепленных по бортам. Однако следует отметить, что усилия при выборке и набивании шкота показались «матросу» великоватыми, хотя стаксель-то с носовой платочек!
Вероятно, это связано с особенностями проводки: чтобы заложить на стопор ходовой конец, приходилось тянуть его не к себе, а немного в сторону, так как сам стопор расположен дальше в нос от того места на палубе, где сидит шкотовый. И поскольку быстрота и «красота» поворота на нашем катамаране, практически не имеющем инерции, во многом зависела как раз от грамотной и расторопной работы на стакселе, наш «горилла» после получаса интенсивной лавировки принялся дуть на стертые ладони, а вскоре и вовсе стал откровенно сачковать.
Пока мы изучали работу такелажа, возлежащий в районе мачты коллега (который утруждал себя исключительно нажиманием кнопок на приемнике GPS) лениво отметил, что брызги все-таки летят, и что неплохо было бы использовать специальный виниловый обтекатель, который крепится в носовой части катамарана и хорошо предохраняет от замывания. Такой обтекатель предлагается фирмой в качестве одной из опций поставки.
К слову, фирма-изготовитель предлагает в комплект к «Ветру» также и съемный багажник — бортовые баллоны из того же материала; на время перехода они навешиваются на поплавки в корме.
Как мы уже говорили, повода брать рифы, уменьшать парусность у нас не было — стоял погожий осенний день, и ветер был почти ласковым. И все же мы ухитрились попасть в ситуацию, когда возникла необходимость стравить грот по фалу. Сделать этого мы не смогли, и вот по какой причине.
При постановке грота (еще на берегу) мы прибегли к упрощенному способу: заведя усиленную переднюю шкаторину в лик-паз на мачте, мы просто зафиксировали топовый угол в верхней точке, не утруждая себя проводкой грота-фала. Поступать так, конечно, можно, ведь большинство плаваний на подобных суденышках проходит вблизи берега, и всегда есть возможность, выйдя на твердую землю, перезавести грот, взять рифы и продолжить плавание. Этот вариант ввиду его простоты является наиболее популярным. Инструкцией же предусмотрена проводка грота-фала через блок, закрепленный у топа мачты, и в этом случае последующая работа с гротом существенно упрощается.
Так вот: разгоняясь после очередного поворота оверштаг, мы заметили, что галсовый угол грота выскочил из лик-паза, а за ним начинает потихоньку вываливаться и нижняя часть передней шкаторины.
Бороться с этим явлением довольно просто — нужно наряду с вертикальной оттяжкой заводить и горизонтальную, которая бы плотно притягивала галсовый угол к мачте (в инструкции про это не говорилось). Можно придумать и конструктивное решение — например, возможность фиксировать галсовый угол грота на мачте с помощью шпильки или пальца, пропущенных в люверс. Мы же, поленившись приставать к берегу из-за такой ерунды, решили возникшую проблему довольно варварским способом — отверткой затолкали шкаторину обратно в ликпаз и притянули ее к мачте шкертом. Плавание продолжалось.
Получив практически все интересовавшие нас цифры и ощущения, мы направили катамаран вдогонку нашим товарищам. Путь лежал между маленькими островками, вдали от «большой воды», где еще хоть как-то дуло. Здесь же ветер, до того постепенно стихавший, попав в лабиринт островов, и вовсе сник, распался штилем. Мы, несколько удрученные таким поворотом событий (весла-то у нас не было), пытались подольше сохранить ход по инерции, но вскоре все же остановились. Тихо, красиво кругом, и — никого.
В этот момент мы волей-неволей задумались о том, что неплохо было бы еще и мотор подвесной с собой прихватить. Силы так на две-три. С другой стороны, куда и как его крепить, было непонятно — инструкция на этот счет пояснений не давала, а однозначного места на катамаране для этой цели вроде бы и нет. Что странно, ведь в дальнем туристском походе без подвесника вряд ли можно обойтись. Конструкторам «Ветра» явно необходимо подумать над этим вопросом.
Проходит пять, десять минут ожидания. Что ж нам делать-то?! Наконец, откуда-то из-за островов слышен мощный рев подвесника. За нами приехали. Брошен буксирный конец, который мы фиксируем на стаксельной балке, и наш «Ветер» бодро устремляется вслед за «Казанкой».
На берегу нас действительно уже поджидал роскошный прием: костерок, накрытый стол и все такое. В общем, через пару часов решили возвращаться, чтобы успеть засветло на базу. Вышли под парусами. Задувало слабо-слабо (от силы 2 м/с). И тем не менее, стоило только парусам зацепить немного ветра, забрать его легкое, почти неощутимое дыхание, как катамаран послушно подавался вперед. Да, похоже, что «Ветер» с ветром — «на ты».
Оставалось уточнить время, которое мы затратим на разборку и упаковку. Та же инструкция, к примеру, обещала нам 30минутный процесс. Но, как говорится, ломать — не строить. Буквально минут через пятнадцать после выхода на берег мы уже садились в машины и выруливали на Приозерское шоссе. Довольные катамараном и собой мы возвращались домой, в серый промозглый Питер.
А.Петров, А.Лисочкин
Редакция выражает признательность начальнику Приозерской спасательной станции ГИМС Ленинградской области Виталию Максимовичу Карязову за радушный прием и содействие в проведении испытаний.
В этой статье вы сможете ознакомиться с видео инструкцией по сборке катамарана, а точнее вставке внутреннего баллона в оболочку гондолы. В этом нет ничего сложного, но есть маленькие хитрости, увидев которые, вы сэкономите много времени и сил. Так же на этом видео наглядно продемонстрировано, что нужно делать, что бы после манипуляций с внутренним баллоном и вставкой его назад в шкуру — гондола накачалась ровная и без складок.
СБОРКА КАТАМАРАНА — ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ ЧАСТЬ 1 «ВСТАВКА БАЛЛОНА»
В этой статье вы сможете ознакомиться с видео инструкцией по сборке катамарана, а точнее вставке внутреннего баллона в оболочку гондолы. В этом нет ничего сложного, но есть маленькие хитрости, увидев которые, вы сэкономите много времени и сил. Так же на этом видео наглядно продемонстрировано, что нужно делать, что бы после манипуляций с внутренним баллоном и вставкой его назад в шкуру — гондола накачалась ровная и без складок.
Данное видео снято на примере гондолы нашего катамарана серии «Валдай» модификации «Валдай 4»
Как вы убедились сами — всё предельно просто, понятно и не требует специальных навыков. Данная технология применима ко всем катамаранам производимым нашей компанией, кроме монобаллонных конструкций соответственно.