Этапы сборки моделей производства «Звезда»
В сегодняшней статье мы рассмотрим последовательность и основные секреты качественной сборки пластиковых моделей на примере самолетов и вертолетов производства фирмы «Звезда».
С чего же начать сбор модели?
Прежде всего, следует определиться с тематикой будущих экспонатов, это могут быть как гражданские, так и военные типажи. Здесь выбор зависит от ваших предпочтений. Еще одним критерием выбора модели является ее масштаб. Начинающим моделистам следует выбирать наборы с небольшим количеством деталей и одноцветной схемой окрашивания.
Также следует обзавестись необходимым инструментом. Вот приблизительный список необходимого инвентаря:
- Набор модельных ножей.
- Пинцет.
- Модельный коврик.
- Клей.
- Специальная модельная лента либо скотч.
- Кусачки.
- Наждачная бумага или надфиль.
- Шпаклевка.
- Кисти, аэрограф.
- Краски.
Собрав нужный инструмент можно переходить к сборке выбранных моделей.
Сбор моделей, на примере самолетов и вертолетов фирмы «Звезда»
В самом начале следует подготовить рабочее место, на котором вы будете работать. Для этого нужен стол, желательно с большой поверхностью, который нужно покрыть модельным ковриком, для избегания повреждения поверхности стола. На столе должны находиться лишь те предметы, которые пригодятся для сборки модели. В помещении, в котором вы будете работать, также должно быть хорошее, яркое освещение.Затем надо осмотреть приобретенные наборы, изучить инструкции, убедиться, чтобы не было не достающих деталей, а также на предмет отсутствия дефектов на них.
Итак, переходим к последовательности сборки моделей.
1. В начале отделяем детали от литника. Затем зачищаем оставшиеся неровности при отсоединении. Не отделяете сразу все детали, так как в дальнейшем вы можете запутаться, что к чему и куда какую деталь крепить.
Для начала отделяем детали фюзеляжа и присоединяем половинки друг к другу, но не склеиваем, а смотрим, чтоб они четко подходили друг другу. Если одна из деталей имеет дефекты, ее следует подогнать с помощью наждачной бумаги или надфиля. Наждачная бумага должна быть водостойкая, так как в процессе работы ее придется часто промывать, дабы избавляться от пластмассовой стружки.
2. Перед склеиванием деталей между собой соединяйте их при помощи модельной ленты либо скотча, это облегчит процесс проклейки.
Склеив верхний слой корпуса, дайте ему высохнуть, а затем переходите к склеиванию нижнего.
Клей приобретите специальный сверхтекучий, быстросохнущий.
До начала склеивания фюзеляжа следует поклеить окна и кабину пилота. Для прозрачных запчастей используйте специальный клей на прозрачной основе. Также следует поместить в носовую часть вашей модели небольшой груз, это нужно для того, чтоб впоследствии ваш экспонат не заваливался на хвост. В качестве груза можно использовать пластилин.
При сборке модели вертолета следует собрать кабину пилота и двигатель, затем все покрыть грунтом и окрасить. После полного высыхания поместить ее между половинками фюзеляжа.
После всех проведенных выше манипуляций можно приступать к склеиванию половинок корпуса. Далее приклеиваем остальные детали к собираемой модели. Если у вас модель самолета клеим крылья, хвост, турбины, шасси и т.д. Если у вас модель вертолета, то приклеиваем фонари, антенны, шасси, устанавливаем лопасти и т.д.
Для удобства нанесения клея пользуйтесь кисточками. При склеивании маленьких деталей воспользуйтесь пинцетом.
После того как все детали склеены оставляем модель высыхать, приблизительно на сутки.
3. Наша модель высохла, теперь мы можем приступать к следующему этапу – шлифовке. Зашлифовать следует все стыки, где происходило склеивание.
4. Если модель получилась с небольшими неровностями, то ее поверхность следует покрыть слоем шпаклевки и после высыхания снова пройтись наждачной бумагой. Сохнет шпаклевка на протяжении суток.
Перед нанесением шпаклевки закройте все места, куда она не должна попасть. Сделать это можно с помощью малярного скотча.
5. Далее покрываем поверхность слоем грунта. Нанесение грунта необходимо для выявления на поверхности трещин, неровностей, сколов и т.д.
Грунт наносится из аэрозольного баллончика на расстоянии 20 – 30 см от поверхности модели. После этой процедуры также оставляем нашу модель на сутки сохнуть.
6. После шлифования, нанесения шпаклевки и грунта приступаем к процессу окрашивания. Для своей первой модели выберите одноцветную схему окрашивания. Потому что без должного опыта окрасить двух, трехцветную модель, а тем более камуфляж достаточно сложно.
Маленькие детали окрашивайте не вырезая их из литников, делается это для упрощения процесса.
Покрасить модель можно при помощи кисточек, баллончика с красками либо использовать аэрограф с компрессором.
Окрашенная модель должна сохнуть в течении двух суток.
7. После того, как краска полностью высохнет поверхность на поверхность модели наносим декали, которые шли в комплекте.
По сути декали это переводные картинки. Наносить на поверхность декаль просто – вырезаем нужную картинку, опускаем в теплую воду на 15 – 30 секунд, а далее прикладываем к нужному месту на поверхности и слегка прижимаем салфеткой, тем самым убирая лишний слой воды.
После покрываем поверхность слоем лака и опять даем модели просохнуть.
Пожалуй, это основные этапы сборки пластиковых моделей самолетов и вертолетов. В любом случает качество сборки приходит с полученным опытом. Так что не следует дело откладывать в долгий ящик, быстрее приобретайте свою первую модель, а она может быть не одна, и погружайтесь в удивительный мир моделизма!
К списку статей
Download Article
Download Article
Have you thought building plastic model airplanes might be a fun hobby, but don’t know where to start learning how to do it? Maybe you have some questions about the process that you would like clarified. If either is the case, you have come to the right place. This article is devoted to modeling airplanes starting from the ground up, the perfect resource for beginners or those looking for some different techniques. While this article focuses specifically on model airplanes, most of the techniques and practices can be applied to other such kits as trains, tanks, ships, and cars. Best of all, this article is easy to follow and can provide museum-quality models if the instructions are adhered to.
There are 4 basic stages to building a plastic model airplane from a kit, and they are planning, assembly, painting, and finishing.
-
1
Before starting, you must decide on the model you wish to build. Among the model airplane categories there includes fighter, transport, military transport, private, ultra-light, airliner, glider, and others. Choosing what type of model you build is usually as easy as picking your favourite, but some models are easier to build than others. For example, combat aircraft are usually more difficult, often requiring complex camouflage patterns and a familiarity with the proper use of an airbrush. The model you end up choosing should be the result of a balance between your interest and your abilities.
-
2
Do research. Building a model is not as easy as opening the instructions and following them step-by-step. The first thing you must do before assembling any parts is to read the instructions thoroughly, from the introductions, steps and paint list, all the way to the parts list. Most model airplanes will be packaged with an alternate set of paint schemes and sometimes even parts. Choosing which paint scheme and aircraft variant must be done before any assembly takes place. Background knowledge of the aircraft may help you choose which type you want to build.
Advertisement
-
3
Choose what configuration you want your aircraft to have. The configuration may include whether the landing gear is up or down, the doors open or closed, the air-brakes or thrust reversers extended or retracted. In the case of combat aircraft, you must also choose whether to include the weapons and drop-tanks. If the kit you are planning to build includes a pilot or passengers, you must choose whether to install them as well. Finally, choose whether you wish to “weather” your aircraft. Weathering may include soot trailing from the engine exhaust, gun ports, engine cowl, etc… consider the type of aircraft you wish to build and base your choices on the situations that aircraft may find itself in. For example, combat aircraft usually appear more weathered than commercial aircraft. Write down all configuration choices you have made so as to keep a picture of the aircraft fresh in your mind, or at least close at hand.
-
4
Decide whether you wish to expound on your model by including it in a diorama or building separate elements to supplement it. Some kits come with weapons racks, vehicles for maneuvering the aircraft on the ground, and/or ground personnel. These objects may be useful to set the place of your model, but may also be inappropriate based on your aircraft configuration (for example, an aircraft in flight on a stand will seem out of place next to a toiling maintenance team). If you are ambitious enough, you may choose to build a diorama or separate elements from scratch. Such a diorama should be sketched out to aid in building it, and a clear materials list must be kept in preparation for its assembly.
-
5
Choose the order of assembly. While the paper instructions included with the kit will have a beginning and an end, it may not be advisable to follow the order of assembly step by step. The installation of some parts may inhibit the installation of other parts further along, and if you must paint one part but not the part next to it, you may also have some difficulty. Assembling the aircraft in your head before opening your tube of glue is imperative, and must be clearly defined and recorded to make the assembly as fun and as easy as possible.
Advertisement
-
1
Ensure all parts are clean. Dust and oil may inhibit the adhesion of paints and glues, as well as detract from the authenticity and “look” of the model. You can remove dust and oil with warm water and a very small amount of detergent. Bathe the parts, still on their sprues, in a shallow basin for several minutes, agitating them occasionally. After that, rinse them thoroughly before drying them with a clean paper towel. No detergent or water must be allowed on the parts as they are assembled.
-
2
Use a small pair of scissors or shears to remove the parts from their respective sprues. Using a knife to remove parts is difficult, dangerous, and may damage the part. Only when the part is removed may you use a fine knife to remove any flash or excess sprue still attached.
-
3
Before gluing parts together, always ensure that the contact points are clean and that the parts fit well. When applying the plastic cement, only apply to one of the parts. An excessive amount of plastic cement will not only prolong or prevent proper adhesion, but may also melt and deform the parts. Plastic cement must always be used as conservatively as possible. When gluing clear parts, such as windows or canopies, try to avoid plastic cement. This is because plastic cement can “fog” clear plastic even in areas where not directly applied. For clear parts, use white glue.
- Gaps between parts may become apparent after assembly. To remove a gap that is too large to overlook, it may become necessary to separate the parts, adjust their fit, and re-adhere. Another option is to fill the gap with modeling putty or another substance that dries to hardness and can be smoothed and painted over. When applying putty, only the smallest amount is required. An excessive amount will be difficult to remove later and in the case of clear parts, may be impossible to remove without evident damage to the part beneath. Follow the instructions on the packaging and use a plastic tool to apply the putty, so as not to scratch the model.
- If an assembled part is not adhering properly in some places, it may not be necessary to separate the parts and re-adhere. Another option is to use liquid plastic cement to re-adhere the parts. By applying a small amount of liquid glue to the outside of the gap, the glue is drawn into the gap by capillary action. It is important not to apply too much glue, for the reasons above, but also because too much glue may remain outside the gap and dry to hard, malformed bubbles. In general, less than a drop will suffice. When the glue has been applied, hold the parts firmly together until proper adhesion is assured.
-
4
Once two parts are glued together, it may be necessary to clamp them together until the glue sets. This may be done by holding the two parts firmly together with your hands, but you may also use a variety of tools to do the same job. Elastic bands, clothespins, plastic clamps, tape, and wire are all suitable materials. When applying the clamps, make sure that the pressure exerted on the parts is great enough to keep the parts together, but not nearly enough to deform or break them. Also make sure that whatever clamp you choose to use will not scratch the plastic.
Advertisement
-
1
Choose a suitable place to paint. You should not paint where dust or other airborne particles may adhere to your work. Choose a clean, dry place, between 5 and 30 degrees Celsius to apply and dry paint.
-
2
Before painting a part, make sure it is clean and dry. Painting over particles will not remove or hide them, but trap them in place.
-
3
Ensure that the paint you are about to use is mixed to a thorough consistency. Start by striking the closed container of paint sharply and repeatedly against the palm of your hand. After about 20 strikes, open the container and mix the paint thoroughly with a stir stick. A piece of sprue shortened to length makes an excellent and accessible stir-stick.
-
4
It may become necessary to mask adjacent parts from the part you wish to paint, so as not to accidentally get paint on that part. Masking can be in the form of masking tape or liquid masker. With masking tape, it is necessary to cut the tape to the size of the area you wish to mask. Before applying the tape, it is good practice to remove some of its “stickiness” by applying it to another material and removing it again. This makes the tape easier to remove once painting is complete. When applying masking tape to the part, ensure that no gaps are present along the edges of the tape. The other method of masking, using liquid masker, may be preferred for smaller or awkwardly-shaped parts. To apply a liquid masker simply use an old, clean brush, and wait for it to dry. Once the part is painted it should be allowed to partially but not completely dry before the masker is removed. Completely dry paint runs the risk of “tearing” if the mask is removed, whereas paint that is too thin may flow to the masked part once the mask is removed.
-
5
When painting with a brush, always ensure that it is of appropriate size and that there are no loose or stray bristles. Brush painting should be reserved for small or isolated parts or parts that require a certain finish to them. Applying paint with a brush leaves striations in the direction of brush travel, and must not be used for exteriors or large surfaces.
-
6
You should always follow the published instructions included with your airbrush, but some key points to especially remember are to keep you airbrush perpendicular and of fixed distance from your work, and to paint in one direction only (unless painting camouflage patterns). Airbrushing provides an even coat of paint, and while being better suited for large surfaces, may be used on smaller parts whose surroundings are properly masked.
-
7
Dry brushing is a technique that employs only a small amount of paint, usually to achieve the effect of weathering. To dry brush, take a dry paintbrush and apply a small amount of paint to it. Next, brush off any excess paint on a piece of paper until the result is an inconsistent streak of paint which resembles the weathering you are trying to achieve. Paint the weathering onto the model before the paint dries further. It may be necessary to reapply the paint and remove the excess several times before the level of weathering you want is reached.
-
8
After painting, it may become apparent that some paint needs to be removed, whether it holds dust, has found its way onto an adjacent part, or simply is the wrong colour. To remove paint you may either scrape it off or use a solvent. Scraping is appropriate for small, flat parts and may be performed easily with a small, sharp knife. Solvents can range from specially designed paint removers to brake-fluid, but the method of application usually remains consistent. Using a brush, apply a small amount of solvent to the part you wish to remove paint from. After the designated amount of time, remove it carefully with a clean paper towel. Not only will the solvent come off on the towel, but a portion of the paint will, too. Repeat this process until all the paint has been removed. For large parts, it may be practical to submerge the entire part in a solvent to effectively remove the paint.
Advertisement
-
1
Ensure that all paint and glue on your model is perfectly dry. It is good practice to start applying decals the day after you finish assembly and painting. Ensure also that your model is free of contaminants and dust, so nothing may be trapped underneath a decal.
-
2
Cut out all the decals you wish to apply with a sharp knife. It is not necessary to cut out the decals perfectly; rather you should leave a few millimeters around each decal to avoid cutting it accidentally.
-
3
Fill a bowl or shallow cup with warm water. The water should be at least lukewarm to remove the decals from the paper they are printed on, but not scalding hot. Never use boiling water to apply decals.
-
4
Hold the paper the decals are printed on with a pair of tweezers. Make sure you are not gripping a part of the decal itself under the tweezers.
-
5
Submerge the decal in the warm water for approximately twenty seconds. At this time the decal will lose most of its adhesion to the paper and is ready to be applied to the model.
-
6
Hold the paper the decal is printed on close to the part you are applying the decal to. The edge of the paper must be lying on the edge of the part, so the decal is transferred immediately from paper to part. Using a clean, wet brush, maneuver the decal onto the part and position it accordingly. Ensure that all air bubbles and creases are removed from the decal by pushing them out with the brush.
-
7
Dry the decal by very gently by dabbing it with a clean paper towel. The decal should be left alone for an hour to allow it to dry completely. Until then, it may be accidentally repositioned. To reposition a partially dry decal, simply apply some warm water with the brush and maneuver it back into position.
Advertisement
Add New Question
-
Question
Where can I buy model airplanes to put together?
Try a local hobby store. Hobby stores sell model kits, RC cars, planes, model rockets and all kinds other similar items.
-
Question
How do I make a remote control car?
Volodymyr Dutchyn
Community Answer
You should probably buy a kit from a hobby store or an online store like eBay or Amazon. If you want to make one yourself, you can refer to this article: How to Build a Robot Car.
-
Question
What can I use that will make my plastic model airplane stronger?
Model glue is appropriate as it is designed to melt the plastic and «weld» the parts together. Super glue is much easier to take apart whereas model glue will not come apart if done properly.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
Remember that whatever paint-removing solvent you use, it must not harm plastic.
-
A torn decal is not useless. Careful positioning of the damaged portions can restore the decal to a whole appearance.
-
You may want to watch several videos of people making the model that you are making. Sometimes, those videos have very useful information.
Show More Tips
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
-
Knives and other sharp tools must be handled by experienced and responsible persons only.
-
Small parts may pose a choking hazard to small children and animals.
-
When applying solvents, paints, and glues, do so in a well-ventilated area. Observe all warnings and instructions printed on all your materials and tools.
Advertisement
Things You’ll Need
- Assorted paints
- Plastic cement
- White glue
- Assorted paint brushes
- Airbrush
- Tweezers
- Assorted elastic bands
- Modeling knife
- Small shears
- Masking tape/Liquid masker
- Bowl of warm water
- 91% alcohol (for acrylic paints)
- Paper towel
- Modeling putty
¥
About This Article
Article SummaryX
To build a plastic model airplane from a kit, first clean the parts with warm water and use scissors to cut them out of their sprues. As you use plastic cement to glue the parts into place, you’ll need to clamp them together with either your hands, clothespins, or tape until the plastic cement sets. Finally, you can paint your model with a brush or airbrush. If your model came with decals, apply them after the paint and glue are dry! Keep reading for realistic painting techniques you can use!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 177,285 times.
Did this article help you?
(Советы дяди Миши)
Проплывающий в небе самолет
заставляет заворожено смотреть на себя любого человека, кому не
чуждо чувство прекрасного. Хорошо собранная модель самолета не
меньше настоящего может радовать глаз, а целая коллекция моделей
может превратить простую квартиру в целый музей авиации.
Производители моделей предлагают покупателям большое количество
наборов для сборки. Сии наборы комплектуются инструкциями по
сборке, которые дают лишь представление о том, куда какую деталюшку
крепить, ничего не говоря о том как достичь того, чтобы собранная
модель максимально напоминала «живой» самолет. В мной публикации мы
попробуем обобщить отечественный и зарубежный опыт по сборке
моделей. Мы не открываем Америку — если Вы уже собирали модели, то
многое из нижеследующего Вам уже известно. А вдруг Вы что-нибудь
забыли?
Оглавление:
- Инструменты
- Рабочее
место - Аэрограф и
компрессор - Микродрель
- Мы покупаем
модель - Проверка
- Изучение
инструкции - Сборка
фюзеляжа - Очистка
деталей - Зачистка
- Подгонка
фонаря - Подгонка
интерьера кабины - Окраска
интерьера кабины - Отделка
приборной доски - Сборка
интерьера кабины - Сборка
половинок фюзеляжа - Добавим
крыло и оперение - Исправление
дефектов жестокого хвостового оперении - Подгонка
поверхностей оперения - Выверка
и присоединение поверхностей хвостового оперении - Крыло
- Выравнивание
и приклейка жесткого крыла - Выравнивание
и приклейка плоскостей крыла из двух половинок - Выравнивание
и склейка крыла из трех деталей
Инструменты
Для сборки модели совершенно недостаточно собственно модели и
клея. Чтобы качественно собрать модель потребуется масса
инструментов, инструментов, главным образом, недорогого — модельный
нож. пинцет, наждачная бумага, клей, маскировочная лента и
краски.
Модельные ножи и резаки
Самым главным из всех инструментов является хороший нож. Для
работы с моделями самолетов больше подходит нож с узким лезвием.
Качество ножа должно быть очень хорошим, чтобы не приходилось
затачивать лезвие в процессе работы. В роли ножа неплохо
зарекомендовал себя хирургический скальпель.
Шкурка
Для зачистки собранной модели потребуется как минимум два типа
шкурки: с зерном покрупнее для первоначальной обработки и очень
мелкая для чистовой. Желательно пользоваться водостойкой шкуркой,
поскольку зерно быстро забивается сточенным пластиком. Водостойкою
шкурку следует время от времени макать в воду, чтобы смыть
пластмассовые опилки.
Клей
Проще всего собирать модель на жидком быстросохнущем клее. Не
помешает иметь специальный клей для соединения прозрачных
деталей.
Шпаклевка
Специальная модельная шпаклевка абсолютна необходима для заделки
всяческих щелей, которые образуются после склейки, выравнивания
поверхностей и пр.
Маскировочная лента
Маскировочная лента широко используется при сборке моделей. Ею
можно не только защищать поверхности при окраске или шпаклевке, но
и скреплять детали во время склейки. Желательно использовать как
можно более тонкую ленту.
Краска
Выпускается большое количество красок для моделей, от митры до
акриловых красок на водной основе. Отделку лучше выполнять акрилом
или масляной художественной краской. В последнем случае готовую
модель в обязательном порядке надо задуть полуматовым лаком, чтобы
вся поверхность стала однородной. Масляная краска дает матовую
поверхность, модель самолета же должна слегка поблескивать.
Кисти
Для окраски потребуется три кисти: тонкая, среднего размера и
большая плоская. Кисти желательно купить художественные с волосками
из соболя. После работы кисти следует тщательно промывать и
вытирать.
Рабочее место
Правильно организованное рабочее место — большое дело.
Предпочтительнее всего для занятии моделизмом иметь отдельный
большой стол, но можно работать и на кухонном, когда он свободен.
Важную роль играет освещение. При тусклом свете можно не заметить
дефекты моделей.
Расположение инструмента
Весь инструмент надо разместить аккуратно и в то же время так.
чтобы он был под рукой. Нет ничего хуже чем искать пропавший нож в
процессе сборки.
Файл и КП
Отделенные мелкие детали хорошо хранить в прозрачных пластиковых
файликах — все видно и не потеряются. Для файликов не помешает
завести альбом.
Пинцет
В комплекте сборной модели всегда найдутся деталюшки, которые
слишком мелки для грубых пальцев моделиста. Пинцет в таком случае
незаменим. Хорошо иметь два пинцета: обычный и с отогнутыми
кончиками.
Аэрограф и компрессор
Без аэрографа и компрессора не мыслят себе процесс окраски
подавляющее большинство моделистов. Аэрограф и компрессор в любом
случае придется приобретать, если вы кончено желаете заниматься
моделизмом более-менее серьезно. Аэрограф и компрессор потребуют
наибольших финансовых ассигнований, оторванных от семейного
бюджета. Будьте к этому готовы сами и подготовьте супругу
(последнее — самое важное!!!). Принято считать, что красит
аэрографом проще, чем кистью. Вопрос — дискуссионный, однако в
любом случае результат окраски аэрографом при прочих равных
условиях (опыт моделиста) превосходит результат работы кистью.
Кроме того, ряд схем камуфляжной окраски самолетов (итальянские,
германские) периода второй мировом воины можно выполнить только
аэрографом.
Статьи:
- Аэрограф для
начинающих - Где купить
Компрессор для аэрографа - Заказ
Компрессора в Aerograf-kompressor.ru - Обзор аэрографа Jas
1137
Набор ножей
Одного модельного ножа порой бывает недостаточно, лучше
обзавестись тремя: с острым, обрезанным и закругленным
лезвиями.
И обязательно нужны запасные лезвия для модельного ножа. Их
можно купить в маагизне инструментов или на Aliexpress:
Лезвия для модельного ножа от Sender Asia Store.
«Дополнительные руки»
В работе здорово помогают маленькие металлические зажимы
«аллигаторы». Используемые радиомонтажниками. Ими хорошо удерживать
небольшие детали при склейке и окраске.
Микродрель
При сборке и особенно при доработке модели часто приходится
сверлить отверстия, поэтому имеет смысл раздобыть электрическую
микродрель и набор сверел небольших диаметров. Дрелью можно также с
помощью разных насадок обрабатывать поверхности модели.
Кусачки
Отделять детали от рамок, обкусывать облой и т.п. лучше всего
небольшими кусачками-бокорезами, позаимствованымип из арсенала
радиолюбителя.
Пилка
Модель с прорезанными поверхностями управления смотрится гораздо
реалистичнее той, у которой рули и элероны просто намечены
расшивкой. Резать лучше всего миниатюрной пилой. сделанной из
бритвенного лезвия.
Дырокол
Дыроколы разных диаметров пригодятся для изготовления трафаретов
под опознавательные знаки, например — японские круги «восходящего
солнцы». Накрашенные опознаваельные знаки предпочтительнее
декалей.
Перечислить все необходимые для сборки модели инструменты вряд
ли возможно. Кроме фактора объективною существует еще и
субъективный.
Мы покупаем модель
Мы обзавелись инструментом, теперь можно выбрать модель. На
первых порах самое мудрое решение — остановиться па чем-нибудь
простом, например на одном из грех одномоторных истребителей
периода второй мировой войны: Норт Амерпюн Р-51 «Мустанг», Мицубиси
«Зеро» или Ри-паблик Р-47 «Тандерболт». Собирая эти модели можно
приобрести базовые навыки сборки и окраски.
Модели этих самолетов относительно просты. И в 48-м, и в 72-м
масштабах они содержат не так уж и много деталей. В большинстве
своем, что «Тандерболт». что «Мустанг», что «Зеро» красились всего
в два цвета — однотонный верх и однотонный низ. Начать лучше с
72-го масштаба хотя бы по причине его дешевизны по сравнению с
48-м. Если у вас нет опыта, то зачем портить дорогую модель, если
можно испортить дешевую?
После сборки нескольких одномоторных винтовых монопланов можно
переходить к экспериментам над многомоторными машинами, «джетами»,
бипланами, а также «китами» в масштабе 1:48 и выше (буде у вас
появится желание и имеется в наличии отдельная квартира для готовых
моделей).
Проверка
Получив в руки от продавца модель, не спешите его благодарить.
Вскройте коробку и убедитесь в наличие присутствия всех заявленных
в инструкции деталей, декалей и особенно фонаря кабины. Нелишне
будет сравнить отливку с заявленным на коробке самолетом.
Производители из Китая могут умудриться вкладывать мессершмитт в
коробку от «Спитфайра». не говоря уже о подмене Bf.109Е на Bf.l09G.
Проверьте качество отливок — встречаются недоливы.
Если вы обнаружили полное соответствие комплекта — благодарите
продавца и бегите домой собирать модель. Дома отберите нужные
инструменты и аккуратно разложите их на рабочем столе. Можно
переходить к следующему этапу.
Изучение инструкции
Изучать инструкцию вы наверняка начнете еще по дороге. Сие
отнюдь не возбраняется (но и не приветствуется — можно попасть под
машину). Оцените инструкцию с критической точки зрения. У ее автора
существует свой взгляд на процесс сборки модели, у вас — может быть
свой. Иногда имеет смысл изменить порядок сборки. Однако. не
спешите ругать автора, если вам что-то нс понравилась. Попробуйте
вникнуть в идеи, которые подвигли технолога на именно такой порядок
сборки. Может быть прав он, а не вы?
Проверка на вшивость
Общее качество модели проверить довольно просто. Отделите
несколько крупных деталей (половинки фюзеляжа или плоскостей крыла)
и приложите их друг к другу. Если сложилось легко и без смещений,
значит вы купили Вещь. Если нет — запасайтесь шпаклевкой, шкуркой и
терпением. Обрезанные детали, чтобы не потерять, рекомендуется
держать в специальной коробочке. Отделять детали от литников
следует ножом или бокорезами, но ни в коем случае не отламывать.
При необходимости места крепления деталей к рамкам следует после
отделения зачистить.
Сборка фюзеляжа
Итак, вы осмотрели модель. Эйфория прошла, можно браться за
дело. Начнем с фюзеляжа.
Очистка деталей
На отливках могут остаться следы смазки пресс-формы, да и другие
жировые пятна, их следует удалить. Погрузите литник или уже
отрезанные детали минут на десять в теплую воду, затем основательно
продраите их с мылом старой зубной щеткой. Промойте в проточной
воде и положите сохнуть.
Зачистка
После того как детали просохнут, большим куском шкурки зачистите
плоские поверхности, пройдите по шкурке торцами половинок
фюзеляжей. Операция преследует две цели — убрать возможные крупные
неровности, а место склейки половинок сделать абсолютно плоским,
удалив следы толкателе (если они есть), и слегка шершавым для
лучшей адгезии клея. Зачистите также места присоединения деталей к
литникам.
Бывает, что одна из половинок фюзеляжа отлита с выступающими
деталями, например — с хвостовой опорой шасси. Есть два пути.
Первый — срезать деталь и приклеить ее после сборки фюзеляжа.
Второй путь — взять небольшой деревянный брусок, обернуть его
шкуркой и обработать торец половики фюзеляжа особенно аккуратно
зашкуривая в районе выступающей детали. У самой детали лучше всего
поскрести не шкуркой, а половинкой бритвенного лезвия. Модельным
ножом удалите облой. Помимо заводского небольшой «облой» может
появиться призашкуривании. Некоторые пластики слоятся. Обратите
внимание на облой не только на торцах, по и в районе выреза под
фонарь кабины летчика, в отверстии воздухозаборника, в местах
приклеивания стабилизаторов и плоскостей крыла. Помните: когда
дефект «вылезет» при окраске (а он обязательно «проявится»),
исправлять его будет поздно.
Подгонка фонаря
Сложите половинки фюзеляжа. Они должны стыковаться друг с другом
идеально. При необходимости повторите зачистку половинок на шкурке.
К сложенному фюзеляжу (пока его можно скрепить резинками) приложите
фонарь. Фонарь, опять же, должен идеально прилегать «по месту». В
противном случае осторожным сошкуриванием подгоняйте его к
фюзеляжу. Бывают «смертельные» варианты -фонарь толще фюзеляжа. Что
ж — с-шкуриванте оргстекло, после чего бегите в магазин за настой
ГОИ. Пастой ГОИ вполне можно восстановить прозрачность фонаря до
более чем приемлемого уровня.
Современные моделисты используют Future Floor Finish (Floor
Wax) — американскую жидкость для полировки полов. Придаёт
прозрачность и блеск прозрачным декалям.
Гораздо хуже, если между фонарем и фюзеляжем образуется щель, а
верх фонаря при этом идеально вписывается в контру фюзеляжа.
Подобный дефект «лечится» шпаклевкой. Беда заключается в цвете
шпаклевки — белом или светло-сером. Интерьер кабины имеет совсем
другую окраску. Покрасить же шпаклевку изнутри с приклеенным
фонарем — задача посложнее сборки модели корабля в бутылке. Процесс
элементарен лишь в одном случае — когда внизу фюзеляжа имеется
огромный вырез под центроплан.
Подгонка интерьера кабины
Настало время отделить от литников элементы интерьера кабины:
приборную доску, пол, заднюю стенку. Подгоняйте детали по месту,
подтачивая и вкладывая их в половинки фюзеляжа. Часто пол и
приборная доска бывают широковаты для склееных половинок фюзеляжа.
Па некоторых моделях боковые панели кабины отлиты заодно с
половинками фюзеляжа, на некоторых — пол кабины вместе с боковыми
панелями образует своего рода ванную. Ванная также часто бывает
шире, чем нужно. Подгоните ее по месту.
Теперь срежьте с литников мелкие детали интерьера кабины — ручку
управления. педали, кресло летчика. Зачистите их и положите в
коробочку, чтобы не потерять.
Окраска интерьера кабины
Иногда в процессе постройки модели приходится окрашивать
отдельные детали или подсборки, кабину в частности. Мелкие детали
следует готовить к сборке и окраске так же как крупные: удаление
облом, следов от толкатслей, зачистка литьевых швов, мытье,
просушка и обезжиривание.
Отнеситесь внимательно к подбору красок для интерьера кабины.
Сгруппируйте детали по цветам. Детали, которые красятся в разные
цвета удобно зажать в «крокодилах». Убедитесь в надежности захвата
деталей «зубами» аллигатора — струя сжатого воздуха вполне способна
смести плохо закрепленную деталь. Первым делом окрашивается в
базовый цвет собственно кабина (чаще всего — это внутренние стороны
половинок фюзеляжа). После полного высыхания базового тона
приступайте к «прокрашиванию» кисточкой элементов «убранства»
кабины: пультов радиостанций, штурвальчиков триммеров, крана подачи
кислорода и т.п. Чаще всего эти элементы окрашены черным, но
встречаются и другие цвета.
До сборки также стоит окрасить видимые внутренние поверхности
воздухозаборников и цилиндры двигателя.
Отделка приборной доски
Проще всего перевести на приборную доску вложенную декаль.
Практически все модели такими декалями комплектуются и практически
все декали в лучшем случае отвечают реалиям процентов на 20-30.
Гораздо большего реализма можно путем окраски приборной доски
кистью красками на водяной или масляной основе. Красить приборную
доску в базовый цвет необходимо даже при использовании декали.
Проще красить приборные доски на которых сымитированы при литье
отдельные приборы, особенно если базовый цвет доски, как на
«Мустанге» пли «Зеро», черный. Деталь полностью окрашивается
матовой черной краской, затем свинцовым карандашом обводятся кромки
приборов. В заключении на шкалу прибора напоется капля жидкого
стекла пли на худой конец бесцветного лака для ногтей, после
высыхания лаки или стекло слегка полируются.
Приборная доска «Тандерболта» окрашивалась в черный цвет, шкалы
приборы — в белый. Начать опять же придется с окраски приборной
доски в матовый черный цвет. После полного высыхания в центр
имитации шкалы прибора наносится капля белой краски и
«размазывается» до кромок прибора. После высыхания — лак или стекло
плюс полировка.
Следующий шаг к реализму — имитация самих шкал приборов. Работа
эта требует опыта и аккуратности. Шкалы прорисовывают тонкой
кистью.
Сборка интерьера кабины
После окраски элементов интерьера кабины можно приступать к
сборке. При условии предварительной подгонки деталей она не должна
вызывать затруднений. Места контакта следует зачистить от краски.
Лучше всего соединять детали жидким клеем, используя известный из
курса физики капиллярный эффект. Две детали плотно прижимаются друг
к другу, на стык наносят каплю жидкого клея. Капля заполнит
мельчайшие поры стыка и соединение получится как прочным, так и
аккуратным. При склейке важно, чтобы клей не попал на окрашенные
поверхности, особенно на приборную доску — кропотливая работа
пойдет насмарку.
Удобнее всего когда интерьер кабины выполнен в виде «ванны», как
в модели «Тандерболта». Ванна собирается отдельно от фюзеляжа и
должна после склейки сохнуть по меньшей мерь ночь. С первыми лучами
восходящего солнца можно примерить собранный модуль к фюзеляжу.
Если модуль подходит — приклейте его к одной половинке фюзеляжа и
ложитесь досыпать. Если нет — подгоните знакомым методом
сошкуривания, срезания и подтачивания излишков пластика. После
вклейки «ванны» и легкого схватывания клея произведите
окончательную проверку — еще раз сложите вместе половинки фюзеляжа,
в одну из которых уже вклеена кабина.
Сборка половинок фюзеляжа
Обычно инструкция рекомендует наносить клей на стыковочные
поверхности половинок фюзеляжа. Большинство поступает именно так,
но в этом случае велика вероятность неконтролируемого выдавливания
излишков клея на внешние поверхности сборки. Лучше использовать уже
знакомый капиллярный эффект: сложить половинки и промазать их по
контуру жидким клеем, клей наносить кисточкой аккуратно. Правда и в
этом случае есть свои подводные камни: клеи легко может попасть на
кончики пальцев, а последние оставить сложно удаляемые отпечатки на
поверхности фюзеляжа. Старайтесь держать пальцами фюзеляж подальше
от шва при нанесении клея. Склеенные половинки следует чем-нибудь
зажать (круглые резинки, прищепки) и оставить сохнуть.
После несколько часовой просушки необходимо заподлицо зачистить
клеевой шов, предварительно защитив скотчем от попадания опилок
кабину пилота. Иногда шов приходится шпаклевать. Шпаклевке также
надо дать время хорошо просохнуть. Зачищается шов шкурками разной
зернистости (от средней к мелкой).
Первый шаг в сборке модели самолета сделан. Можете с гордым
видом улыбаться, гордясь своим достижением.
Добавим крыло и оперение
Имеет смысл начать с хвостового оперения: пока не приклеено
крыло к стабилизатору и рулям высоту легко подступиться.
Исправление дефектов жестокого хвостового оперении
На большинстве моделей истребителей «Мустанг», «Таидерболт» и
«Зеро», изготовленных в мелких масштабах половинки стабилизатора
отлиты одной деталью (верх и низ вместе). Чаще всего они лишены
дефектов. Если же дефекты имеются, то рекомендуется применить
«горячую чистку».
Нагрейте воду до кипения и на несколько секунд опустите в нее
деталь с ненужным изгибом. Выньте деталь, пока она не остыла
распрямите. Повторяйте операцию (нагревание-выгибание) до тех пор,
пока дефект не исчезнет.
Более тонкие детали требуют меньшею нагрева. Все поверхности
хвостового оперения имеют достаточно тонкие передние и задние
кромки, полому устраняя дефект купанием в горячей воде элементарно
можно повредить кромки. Выгибать желательно лишь толстую чаем»
стабилизатора.
Подготовьте половинки стабилизатора к склейке — зашкуривание,
мытье, сушка обезжиривание.
Подгонка поверхностей оперения
Вставьте половинку стабилизатора в фюзеляж. Как правило место
стыка даже на хороших моделей требует подгонки. Щель придется
шпаклевать после склейки, пока же надо оценить насколько точно
подходит поверхность стабилизатора к наплывам на фюзеляжа. Если
наплыв толще, то его необходимо подогнать к профилю стабилизатора,
если же толще стабилизатор, то наверное лучше будет нарастить
профиль наплыва шпаклевкой уже после приклеивания половинки
стабилизатора.
Выверка и присоединение поверхностей хвостового оперении
Теперь, когда вы подогнали хвостовое оперение по месту можно
браться за его приклеивание. В случае если отдельно дан руль
направления, то начните с нею. Нанесите клен на стыковочные
поверхности и прижмите руль направления к фюзеляжу. В большинстве
случаев руль направления приклеивают как если бы он находился в
нейтральном положении, поэтому несколько раз убедитесь, осматривая
модель спереди, сзади и сверху, в правильном положении руля.
После отвердения клеевого шва руля направления и фюзеляжа можно
приступить к присоединению половинок горизонтального. Каждая
половинка должна быть приклеена строго под прямым углом к плоскости
симметрии фюзеляжа. На глазок правильность приклейки стабилизатора
лучше всего проверять, осматривая сборку строго сзади с поворотом
на 90 град. В этом случае стабилизатор занимает вертикальном
положение и проще мысленно сопоставить взаимное положение его
половинок, половинки должны находится на одной оси. Выставив прямые
углы зафиксируйте чем-нибудь половинки стабилизатора (например
маскировочной лентой) до полного высыхания клея.
Крыло
Плоскости крыла иногда даются двумя половинками, верхней и
нижней, иногда правой и левой верхними частями и общей нижней для
правой и левой плоскостей, встречаются также плоскости крыла,
отлитые одной деталью. Проблемы, которые могут возникнуть с крылом
сродни проблема стабилизатора.
Выравнивание и приклейка жесткого крыла
Дефекты жесткого крыла устраняются уже знакомым методом
«нагревание-сгибание». Затем производится подгонка плоскости к
центроплану. При приклеивании плоскостей следует контролировать
угол поперечного «V» и установочный угол атаки. Важно выдержать
одинаковые углы атаки и «V» для обоих плоскостей. Даже небольшие
расхождения в углах установки плоскостей будут хорошо заметны на
собранной модели. Одинаковость поперечного угла удобно
контролировать по ширине щелей между плоскостями и центропланом.
Приклеив плоскости. Проконтролируйте установочные углы и
зафиксируйте положение крыла маскировочной лентой или скотчем.
После отвердения клея щели шпаклюются п вышкуриваются. Работать с
наждаком в месте стыка плоскости и фюзеляжа крайне неудобно, к тому
же почти всегда в процессе работы повреждается расшивка. Однако
-ничего не поделаешь, не оставлять же щели. Расшивку при должном
навыке вполне возможно восстановить.
Выравнивание и приклейка плоскостей крыла из двух
половинок
Первым делом следует обточить торцы половинок плоскостей на
шкурке, аналогичная операция уже проделывалась с половинками
фюзеляжа. Сложим половинки одной плоскости и внимательно осмотрим.
В идеале должны сходится торцы половинок, их законцовки и линии
расшивки. На практике обычно приходится вспоминать поговорку «хвост
вытащил — нос увяз. После совмещения горцев куда-то «уезжает» одна
из законцовок, не совпадают линии расшивки. Лучше всего за точку
отсчета при склейке брать совпадение линий расшивки верхней и
нижней половинок. Подготовка к склейке производится как обычно.
Половинки вновь складываются и фиксируются узкими полосками
маскировочной дейты. Склеивание происходит за счет работы
капиллярного эффекта -но периметру плоскости проходят кисточкой с
жидким клеем. После Чего кого схватывания клея снимаются
фиксирующие полоски, а на те места стыка, которые они закрывали
капается клей. Пока сохнет одна плоскость можно заняться второй.
Доводка поверхностей и, особенно, кромок плоскости производится
только после полного высыхания клея. Приклеиваются собранные
плоскости к фюзеляжу также как и цельные половинки. Еще раз не
мешает напомнить: контролируйте установочные углы, в первую очередь
— угол поперечного «V».
Выравнивание и склейка крыла из трех деталей
Процесс сборки крыла из трех деталей (двух верхних половинок
плоскостей и одной нижней, отлитой в одно целое с нижней
поверхностью центроплана) будет иным, нежели сборка крыльев из
четырех и двух деталей.
Подготовьте детали к склейке как обычно. Установите на место
нижнюю часть крыла и зафиксируйте её маскировочной лентой. Выверьте
установочные углы. Затем приложить по месту верхние половники
плоскостей и также зафиксируйте их скотчем (здесь могут возникнуть
те же проблемы, что и при стыковке верхних и нижних половинок крыла
из четырех деталей: не стыковка законцовок и линий расшивки). Еще
раз проверьте поперечное «V». Если нужно уменьшить угол вставьте в
щели между фюзеляжем и верхними половинками распорки из тонкого
пластика одинаковой толщины. Приклейте нижнюю деталь крыла к
фюзеляжу. После просушки в который раз проконтролируйте поперечное
«V» и правильность прилегания верхних половинок плоскостей. Если
все нормально — заставьте работать капиллярный эффект на благое
дело склеивания верхних половинок с нижней частью. После
схватывания основного клеевого шва, снимите скотч, промажьте клеем
стыки, ранее закрытые маскировочной лентой.
Перед шпаклевкой и зачисткой сборка должна полностью высохнуть.
Зашкуривание кромок крыла и мест стыка плоскостей с центропланом
завершает важный этан сборки модели. Теперь модель уже похожа на
самолет.
Источник: Журнал «Масштабные
модели №1»
Модель самолета рассчитана на начальный уровень подготовки авиамоделиста.
Модель собирается за два вечера либо один полный день.
Приступим.
Правильно организованное рабочее место — большое дело.
Предпочтительнее всего для занятии моделизмом иметь отдельный
большой стол, но можно работать и на кухонном, когда он свободен.
Важную роль играет освещение. При тусклом свете можно не заметить
дефекты моделей.
Расположение инструмента
Весь инструмент надо разместить аккуратно и в то же время так.
чтобы он был под рукой. Нет ничего хуже чем искать пропавший нож в
процессе сборки.
Файл и КП
Отделенные мелкие детали хорошо хранить в прозрачных пластиковых
файликах — все видно и не потеряются. Для файликов не помешает
завести альбом.
Пинцет
В комплекте сборной модели всегда найдутся деталюшки, которые
слишком мелки для грубых пальцев моделиста. Пинцет в таком случае
незаменим. Хорошо иметь два пинцета: обычный и с отогнутыми
кончиками.
Аэрограф и компрессор
Без аэрографа и компрессора не мыслят себе процесс окраски
подавляющее большинство моделистов. Аэрограф и компрессор в любом
случае придется приобретать, если вы кончено желаете заниматься
моделизмом более-менее серьезно. Аэрограф и компрессор потребуют
наибольших финансовых ассигнований, оторванных от семейного
бюджета. Будьте к этому готовы сами и подготовьте супругу
(последнее — самое важное!!!). Принято считать, что красит
аэрографом проще, чем кистью. Вопрос — дискуссионный, однако в
любом случае результат окраски аэрографом при прочих равных
условиях (опыт моделиста) превосходит результат работы кистью.
Кроме того, ряд схем камуфляжной окраски самолетов (итальянские,
германские) периода второй мировом воины можно выполнить только
аэрографом.
Статьи:
- Аэрограф для
начинающих - Где купить
Компрессор для аэрографа - Заказ
Компрессора в Aerograf-kompressor.ru - Обзор аэрографа Jas
1137
Набор ножей
Одного модельного ножа порой бывает недостаточно, лучше
обзавестись тремя: с острым, обрезанным и закругленным
лезвиями.
И обязательно нужны запасные лезвия для модельного ножа. Их
можно купить в маагизне инструментов или на Aliexpress:
Лезвия для модельного ножа от Sender Asia Store.
«Дополнительные руки»
В работе здорово помогают маленькие металлические зажимы
«аллигаторы». Используемые радиомонтажниками. Ими хорошо удерживать
небольшие детали при склейке и окраске.
Микродрель
При сборке и особенно при доработке модели часто приходится
сверлить отверстия, поэтому имеет смысл раздобыть электрическую
микродрель и набор сверел небольших диаметров. Дрелью можно также с
помощью разных насадок обрабатывать поверхности модели.
Кусачки
Отделять детали от рамок, обкусывать облой и т.п. лучше всего
небольшими кусачками-бокорезами, позаимствованымип из арсенала
радиолюбителя.
Пилка
Модель с прорезанными поверхностями управления смотрится гораздо
реалистичнее той, у которой рули и элероны просто намечены
расшивкой. Резать лучше всего миниатюрной пилой. сделанной из
бритвенного лезвия.
Дырокол
Дыроколы разных диаметров пригодятся для изготовления трафаретов
под опознавательные знаки, например — японские круги «восходящего
солнцы». Накрашенные опознаваельные знаки предпочтительнее
декалей.
Перечислить все необходимые для сборки модели инструменты вряд
ли возможно. Кроме фактора объективною существует еще и
субъективный.
Мы покупаем модель
Мы обзавелись инструментом, теперь можно выбрать модель. На
первых порах самое мудрое решение — остановиться па чем-нибудь
простом, например на одном из грех одномоторных истребителей
периода второй мировой войны: Норт Амерпюн Р-51 «Мустанг», Мицубиси
«Зеро» или Ри-паблик Р-47 «Тандерболт». Собирая эти модели можно
приобрести базовые навыки сборки и окраски.
Модели этих самолетов относительно просты. И в 48-м, и в 72-м
масштабах они содержат не так уж и много деталей. В большинстве
своем, что «Тандерболт». что «Мустанг», что «Зеро» красились всего
в два цвета — однотонный верх и однотонный низ. Начать лучше с
72-го масштаба хотя бы по причине его дешевизны по сравнению с
48-м. Если у вас нет опыта, то зачем портить дорогую модель, если
можно испортить дешевую?
После сборки нескольких одномоторных винтовых монопланов можно
переходить к экспериментам над многомоторными машинами, «джетами»,
бипланами, а также «китами» в масштабе 1:48 и выше (буде у вас
появится желание и имеется в наличии отдельная квартира для готовых
моделей).
Проверка
Получив в руки от продавца модель, не спешите его благодарить.
Вскройте коробку и убедитесь в наличие присутствия всех заявленных
в инструкции деталей, декалей и особенно фонаря кабины. Нелишне
будет сравнить отливку с заявленным на коробке самолетом.
Производители из Китая могут умудриться вкладывать мессершмитт в
коробку от «Спитфайра». не говоря уже о подмене Bf.109Е на Bf.l09G.
Проверьте качество отливок — встречаются недоливы.
Если вы обнаружили полное соответствие комплекта — благодарите
продавца и бегите домой собирать модель. Дома отберите нужные
инструменты и аккуратно разложите их на рабочем столе. Можно
переходить к следующему этапу.
Изучение инструкции
Изучать инструкцию вы наверняка начнете еще по дороге. Сие
отнюдь не возбраняется (но и не приветствуется — можно попасть под
машину). Оцените инструкцию с критической точки зрения. У ее автора
существует свой взгляд на процесс сборки модели, у вас — может быть
свой. Иногда имеет смысл изменить порядок сборки. Однако. не
спешите ругать автора, если вам что-то нс понравилась. Попробуйте
вникнуть в идеи, которые подвигли технолога на именно такой порядок
сборки. Может быть прав он, а не вы?
Проверка на вшивость
Общее качество модели проверить довольно просто. Отделите
несколько крупных деталей (половинки фюзеляжа или плоскостей крыла)
и приложите их друг к другу. Если сложилось легко и без смещений,
значит вы купили Вещь. Если нет — запасайтесь шпаклевкой, шкуркой и
терпением. Обрезанные детали, чтобы не потерять, рекомендуется
держать в специальной коробочке. Отделять детали от литников
следует ножом или бокорезами, но ни в коем случае не отламывать.
При необходимости места крепления деталей к рамкам следует после
отделения зачистить.
Сборка фюзеляжа
Итак, вы осмотрели модель. Эйфория прошла, можно браться за
дело. Начнем с фюзеляжа.
Очистка деталей
На отливках могут остаться следы смазки пресс-формы, да и другие
жировые пятна, их следует удалить. Погрузите литник или уже
отрезанные детали минут на десять в теплую воду, затем основательно
продраите их с мылом старой зубной щеткой. Промойте в проточной
воде и положите сохнуть.
Зачистка
После того как детали просохнут, большим куском шкурки зачистите
плоские поверхности, пройдите по шкурке торцами половинок
фюзеляжей. Операция преследует две цели — убрать возможные крупные
неровности, а место склейки половинок сделать абсолютно плоским,
удалив следы толкателе (если они есть), и слегка шершавым для
лучшей адгезии клея. Зачистите также места присоединения деталей к
литникам.
Бывает, что одна из половинок фюзеляжа отлита с выступающими
деталями, например — с хвостовой опорой шасси. Есть два пути.
Первый — срезать деталь и приклеить ее после сборки фюзеляжа.
Второй путь — взять небольшой деревянный брусок, обернуть его
шкуркой и обработать торец половики фюзеляжа особенно аккуратно
зашкуривая в районе выступающей детали. У самой детали лучше всего
поскрести не шкуркой, а половинкой бритвенного лезвия. Модельным
ножом удалите облой. Помимо заводского небольшой «облой» может
появиться призашкуривании. Некоторые пластики слоятся. Обратите
внимание на облой не только на торцах, по и в районе выреза под
фонарь кабины летчика, в отверстии воздухозаборника, в местах
приклеивания стабилизаторов и плоскостей крыла. Помните: когда
дефект «вылезет» при окраске (а он обязательно «проявится»),
исправлять его будет поздно.
Подгонка фонаря
Сложите половинки фюзеляжа. Они должны стыковаться друг с другом
идеально. При необходимости повторите зачистку половинок на шкурке.
К сложенному фюзеляжу (пока его можно скрепить резинками) приложите
фонарь. Фонарь, опять же, должен идеально прилегать «по месту». В
противном случае осторожным сошкуриванием подгоняйте его к
фюзеляжу. Бывают «смертельные» варианты -фонарь толще фюзеляжа. Что
ж — с-шкуриванте оргстекло, после чего бегите в магазин за настой
ГОИ. Пастой ГОИ вполне можно восстановить прозрачность фонаря до
более чем приемлемого уровня.
Современные моделисты используют Future Floor Finish (Floor
Wax) — американскую жидкость для полировки полов. Придаёт
прозрачность и блеск прозрачным декалям.
Гораздо хуже, если между фонарем и фюзеляжем образуется щель, а
верх фонаря при этом идеально вписывается в контру фюзеляжа.
Подобный дефект «лечится» шпаклевкой. Беда заключается в цвете
шпаклевки — белом или светло-сером. Интерьер кабины имеет совсем
другую окраску. Покрасить же шпаклевку изнутри с приклеенным
фонарем — задача посложнее сборки модели корабля в бутылке. Процесс
элементарен лишь в одном случае — когда внизу фюзеляжа имеется
огромный вырез под центроплан.
Подгонка интерьера кабины
Настало время отделить от литников элементы интерьера кабины:
приборную доску, пол, заднюю стенку. Подгоняйте детали по месту,
подтачивая и вкладывая их в половинки фюзеляжа. Часто пол и
приборная доска бывают широковаты для склееных половинок фюзеляжа.
Па некоторых моделях боковые панели кабины отлиты заодно с
половинками фюзеляжа, на некоторых — пол кабины вместе с боковыми
панелями образует своего рода ванную. Ванная также часто бывает
шире, чем нужно. Подгоните ее по месту.
Теперь срежьте с литников мелкие детали интерьера кабины — ручку
управления. педали, кресло летчика. Зачистите их и положите в
коробочку, чтобы не потерять.
Окраска интерьера кабины
Иногда в процессе постройки модели приходится окрашивать
отдельные детали или подсборки, кабину в частности. Мелкие детали
следует готовить к сборке и окраске так же как крупные: удаление
облом, следов от толкатслей, зачистка литьевых швов, мытье,
просушка и обезжиривание.
Отнеситесь внимательно к подбору красок для интерьера кабины.
Сгруппируйте детали по цветам. Детали, которые красятся в разные
цвета удобно зажать в «крокодилах». Убедитесь в надежности захвата
деталей «зубами» аллигатора — струя сжатого воздуха вполне способна
смести плохо закрепленную деталь. Первым делом окрашивается в
базовый цвет собственно кабина (чаще всего — это внутренние стороны
половинок фюзеляжа). После полного высыхания базового тона
приступайте к «прокрашиванию» кисточкой элементов «убранства»
кабины: пультов радиостанций, штурвальчиков триммеров, крана подачи
кислорода и т.п. Чаще всего эти элементы окрашены черным, но
встречаются и другие цвета.
До сборки также стоит окрасить видимые внутренние поверхности
воздухозаборников и цилиндры двигателя.
Отделка приборной доски
Проще всего перевести на приборную доску вложенную декаль.
Практически все модели такими декалями комплектуются и практически
все декали в лучшем случае отвечают реалиям процентов на 20-30.
Гораздо большего реализма можно путем окраски приборной доски
кистью красками на водяной или масляной основе. Красить приборную
доску в базовый цвет необходимо даже при использовании декали.
Проще красить приборные доски на которых сымитированы при литье
отдельные приборы, особенно если базовый цвет доски, как на
«Мустанге» пли «Зеро», черный. Деталь полностью окрашивается
матовой черной краской, затем свинцовым карандашом обводятся кромки
приборов. В заключении на шкалу прибора напоется капля жидкого
стекла пли на худой конец бесцветного лака для ногтей, после
высыхания лаки или стекло слегка полируются.
Приборная доска «Тандерболта» окрашивалась в черный цвет, шкалы
приборы — в белый. Начать опять же придется с окраски приборной
доски в матовый черный цвет. После полного высыхания в центр
имитации шкалы прибора наносится капля белой краски и
«размазывается» до кромок прибора. После высыхания — лак или стекло
плюс полировка.
Следующий шаг к реализму — имитация самих шкал приборов. Работа
эта требует опыта и аккуратности. Шкалы прорисовывают тонкой
кистью.
Сборка интерьера кабины
После окраски элементов интерьера кабины можно приступать к
сборке. При условии предварительной подгонки деталей она не должна
вызывать затруднений. Места контакта следует зачистить от краски.
Лучше всего соединять детали жидким клеем, используя известный из
курса физики капиллярный эффект. Две детали плотно прижимаются друг
к другу, на стык наносят каплю жидкого клея. Капля заполнит
мельчайшие поры стыка и соединение получится как прочным, так и
аккуратным. При склейке важно, чтобы клей не попал на окрашенные
поверхности, особенно на приборную доску — кропотливая работа
пойдет насмарку.
Удобнее всего когда интерьер кабины выполнен в виде «ванны», как
в модели «Тандерболта». Ванна собирается отдельно от фюзеляжа и
должна после склейки сохнуть по меньшей мерь ночь. С первыми лучами
восходящего солнца можно примерить собранный модуль к фюзеляжу.
Если модуль подходит — приклейте его к одной половинке фюзеляжа и
ложитесь досыпать. Если нет — подгоните знакомым методом
сошкуривания, срезания и подтачивания излишков пластика. После
вклейки «ванны» и легкого схватывания клея произведите
окончательную проверку — еще раз сложите вместе половинки фюзеляжа,
в одну из которых уже вклеена кабина.
Сборка половинок фюзеляжа
Обычно инструкция рекомендует наносить клей на стыковочные
поверхности половинок фюзеляжа. Большинство поступает именно так,
но в этом случае велика вероятность неконтролируемого выдавливания
излишков клея на внешние поверхности сборки. Лучше использовать уже
знакомый капиллярный эффект: сложить половинки и промазать их по
контуру жидким клеем, клей наносить кисточкой аккуратно. Правда и в
этом случае есть свои подводные камни: клеи легко может попасть на
кончики пальцев, а последние оставить сложно удаляемые отпечатки на
поверхности фюзеляжа. Старайтесь держать пальцами фюзеляж подальше
от шва при нанесении клея. Склеенные половинки следует чем-нибудь
зажать (круглые резинки, прищепки) и оставить сохнуть.
После несколько часовой просушки необходимо заподлицо зачистить
клеевой шов, предварительно защитив скотчем от попадания опилок
кабину пилота. Иногда шов приходится шпаклевать. Шпаклевке также
надо дать время хорошо просохнуть. Зачищается шов шкурками разной
зернистости (от средней к мелкой).
Первый шаг в сборке модели самолета сделан. Можете с гордым
видом улыбаться, гордясь своим достижением.
Добавим крыло и оперение
Имеет смысл начать с хвостового оперения: пока не приклеено
крыло к стабилизатору и рулям высоту легко подступиться.
Исправление дефектов жестокого хвостового оперении
На большинстве моделей истребителей «Мустанг», «Таидерболт» и
«Зеро», изготовленных в мелких масштабах половинки стабилизатора
отлиты одной деталью (верх и низ вместе). Чаще всего они лишены
дефектов. Если же дефекты имеются, то рекомендуется применить
«горячую чистку».
Нагрейте воду до кипения и на несколько секунд опустите в нее
деталь с ненужным изгибом. Выньте деталь, пока она не остыла
распрямите. Повторяйте операцию (нагревание-выгибание) до тех пор,
пока дефект не исчезнет.
Более тонкие детали требуют меньшею нагрева. Все поверхности
хвостового оперения имеют достаточно тонкие передние и задние
кромки, полому устраняя дефект купанием в горячей воде элементарно
можно повредить кромки. Выгибать желательно лишь толстую чаем»
стабилизатора.
Подготовьте половинки стабилизатора к склейке — зашкуривание,
мытье, сушка обезжиривание.
Подгонка поверхностей оперения
Вставьте половинку стабилизатора в фюзеляж. Как правило место
стыка даже на хороших моделей требует подгонки. Щель придется
шпаклевать после склейки, пока же надо оценить насколько точно
подходит поверхность стабилизатора к наплывам на фюзеляжа. Если
наплыв толще, то его необходимо подогнать к профилю стабилизатора,
если же толще стабилизатор, то наверное лучше будет нарастить
профиль наплыва шпаклевкой уже после приклеивания половинки
стабилизатора.
Выверка и присоединение поверхностей хвостового оперении
Теперь, когда вы подогнали хвостовое оперение по месту можно
браться за его приклеивание. В случае если отдельно дан руль
направления, то начните с нею. Нанесите клен на стыковочные
поверхности и прижмите руль направления к фюзеляжу. В большинстве
случаев руль направления приклеивают как если бы он находился в
нейтральном положении, поэтому несколько раз убедитесь, осматривая
модель спереди, сзади и сверху, в правильном положении руля.
После отвердения клеевого шва руля направления и фюзеляжа можно
приступить к присоединению половинок горизонтального. Каждая
половинка должна быть приклеена строго под прямым углом к плоскости
симметрии фюзеляжа. На глазок правильность приклейки стабилизатора
лучше всего проверять, осматривая сборку строго сзади с поворотом
на 90 град. В этом случае стабилизатор занимает вертикальном
положение и проще мысленно сопоставить взаимное положение его
половинок, половинки должны находится на одной оси. Выставив прямые
углы зафиксируйте чем-нибудь половинки стабилизатора (например
маскировочной лентой) до полного высыхания клея.
Крыло
Плоскости крыла иногда даются двумя половинками, верхней и
нижней, иногда правой и левой верхними частями и общей нижней для
правой и левой плоскостей, встречаются также плоскости крыла,
отлитые одной деталью. Проблемы, которые могут возникнуть с крылом
сродни проблема стабилизатора.
Выравнивание и приклейка жесткого крыла
Дефекты жесткого крыла устраняются уже знакомым методом
«нагревание-сгибание». Затем производится подгонка плоскости к
центроплану. При приклеивании плоскостей следует контролировать
угол поперечного «V» и установочный угол атаки. Важно выдержать
одинаковые углы атаки и «V» для обоих плоскостей. Даже небольшие
расхождения в углах установки плоскостей будут хорошо заметны на
собранной модели. Одинаковость поперечного угла удобно
контролировать по ширине щелей между плоскостями и центропланом.
Приклеив плоскости. Проконтролируйте установочные углы и
зафиксируйте положение крыла маскировочной лентой или скотчем.
После отвердения клея щели шпаклюются п вышкуриваются. Работать с
наждаком в месте стыка плоскости и фюзеляжа крайне неудобно, к тому
же почти всегда в процессе работы повреждается расшивка. Однако
-ничего не поделаешь, не оставлять же щели. Расшивку при должном
навыке вполне возможно восстановить.
Выравнивание и приклейка плоскостей крыла из двух
половинок
Первым делом следует обточить торцы половинок плоскостей на
шкурке, аналогичная операция уже проделывалась с половинками
фюзеляжа. Сложим половинки одной плоскости и внимательно осмотрим.
В идеале должны сходится торцы половинок, их законцовки и линии
расшивки. На практике обычно приходится вспоминать поговорку «хвост
вытащил — нос увяз. После совмещения горцев куда-то «уезжает» одна
из законцовок, не совпадают линии расшивки. Лучше всего за точку
отсчета при склейке брать совпадение линий расшивки верхней и
нижней половинок. Подготовка к склейке производится как обычно.
Половинки вновь складываются и фиксируются узкими полосками
маскировочной дейты. Склеивание происходит за счет работы
капиллярного эффекта -но периметру плоскости проходят кисточкой с
жидким клеем. После Чего кого схватывания клея снимаются
фиксирующие полоски, а на те места стыка, которые они закрывали
капается клей. Пока сохнет одна плоскость можно заняться второй.
Доводка поверхностей и, особенно, кромок плоскости производится
только после полного высыхания клея. Приклеиваются собранные
плоскости к фюзеляжу также как и цельные половинки. Еще раз не
мешает напомнить: контролируйте установочные углы, в первую очередь
— угол поперечного «V».
Выравнивание и склейка крыла из трех деталей
Процесс сборки крыла из трех деталей (двух верхних половинок
плоскостей и одной нижней, отлитой в одно целое с нижней
поверхностью центроплана) будет иным, нежели сборка крыльев из
четырех и двух деталей.
Подготовьте детали к склейке как обычно. Установите на место
нижнюю часть крыла и зафиксируйте её маскировочной лентой. Выверьте
установочные углы. Затем приложить по месту верхние половники
плоскостей и также зафиксируйте их скотчем (здесь могут возникнуть
те же проблемы, что и при стыковке верхних и нижних половинок крыла
из четырех деталей: не стыковка законцовок и линий расшивки). Еще
раз проверьте поперечное «V». Если нужно уменьшить угол вставьте в
щели между фюзеляжем и верхними половинками распорки из тонкого
пластика одинаковой толщины. Приклейте нижнюю деталь крыла к
фюзеляжу. После просушки в который раз проконтролируйте поперечное
«V» и правильность прилегания верхних половинок плоскостей. Если
все нормально — заставьте работать капиллярный эффект на благое
дело склеивания верхних половинок с нижней частью. После
схватывания основного клеевого шва, снимите скотч, промажьте клеем
стыки, ранее закрытые маскировочной лентой.
Перед шпаклевкой и зачисткой сборка должна полностью высохнуть.
Зашкуривание кромок крыла и мест стыка плоскостей с центропланом
завершает важный этан сборки модели. Теперь модель уже похожа на
самолет.
Источник: Журнал «Масштабные
модели №1»
Модель самолета рассчитана на начальный уровень подготовки авиамоделиста.
Модель собирается за два вечера либо один полный день.
Приступим.
Перед нами набор деталей, которые идут в комплекте.
Необходимая электроника для сборки летающей модели:
1) сервоприводы 9 – 13 гр с усилием от 1,8 кг
2) двигатель 2204, 1200-1500 KV
3) регулятор оборотов 20 А
4) воздушный винт 8х4 – 8х6
5) приемник от 4-х каналов
6) аппаратура управления от 4-х каналов
7) аккумулятор Li-Po 11.1v, 1000-1400 mAh 30-60C
Фанерные детали вырезаны с помощю лазера. Края требуют обработки пред склеиванием надфилем или наждачной бумагой.
Обработанные торцы деталей.
Склеиваем три детали моторамы на ПВА (можно использовать другой клей)
Размечаем и сверлим отверстия под двигатель.
Склеиваем между собой две консоли. Для этого можно использовать любой клей, который не разъедает пенопласт: титан, ПВА, uhuPOR и др.
В склееных консолях делаем прорези для вклейки моторамы.
Склеиваем детали отсека под электронику.
Вклеиваем мотраму и делаем прорезь под отсек электроники и вклеиваем его.
Делаем канавку для лонжерона любым доступным способом: прорезаем ножом, прожигаем паяльником, прожимем пенопласт рейкой.
Делаем прорезь для сервомашинок.
Вклеиваем площаку для сервомашинок и вырезаем канал для проводов. Усиливаем переднюю кромку крыла армированным скотчем, и наклеиваем скотч на элерон, скотч будет шарниром.
Устанавливаем сервомашинки и заклеиваем каналы с проводами.
Обтягиваем верхнюю часть крыла. Для обтяжки можно использовать разные материалы: скотч, самоклеющаяся пленка и др.
Переворачиваем крыло и отламываем элероны.
Место слома обрабатывем наждачной бумагой таким образом, чтобы обеспечить отклоняемость элевонов.
Заклеиваем скотчем место слома, скотч будет шарниром.
Нижняя часть крыла подготовлена.
Обтягиваем.
Подготавливаем кили для приклеивания.
Приклеиваем кили.
Устанавливаем кабанчики, изготавливаем тяги и приклеиваем регулятор оборотов.
Наносим декали и придаем самолету финальный вид.
Поздравляем с успешной сборкой модели самолета!
Желаем удачных и безаварийных полетов!
По вопросам приобретения комплекта обращаться к нашим партнерам — MODELLBAU.RU