Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 24.11.2021 № 461
«О внесении изменений в приказ ФСБ России от 10 июня 2011 г. № 246 «Об организации работы по допуску к государственной тайне военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов федеральной службы безопасности, а также граждан Российской Федерации, поступающих на федеральную государственную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности» и утвержденную этим приказом Инструкцию»
(Зарегистрирован 15.12.2021 № 66350)
Номер опубликования: 0001202112150020
Дата опубликования:
15.12.2021
Страница №1 из 6: |
Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:
+7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22
Для получения информации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан (лиц без гражданства), выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ ФСБ России
Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
04.07.1998
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
4 июля 1998 г. №282
Москва
В государственной регистрации
не нуждается
(заключение Минюста России
от 13 августа 1998 г.
№ 5410-ВЭ)
Об утверждении Инструкции о порядке
оформления допуска к особой важнос-
ти, совершенно секретным и секрет-
ным сведениям и доступа к государс-
твенной тайне в органах федеральной
В целях упорядочения работы по допуску к государственной тайне
военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы бе-
зопасности, а также граждан, поступающих на военную службу (работу) в
эти органы, и совершенствования доступа к находящимся в ведении орга-
нов федеральной службы безопасности особой важности, совершенно сек-
ретным и секретным сведениям,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить Инструкцию о порядке оформления допуска к особой важ-
ности, совершенно секретным и секретным сведениям и доступа к госу-
дарственной тайне в органах федеральной службы безопасности (прилага-
ется, далее именуется — Инструкция).
2.Начальникам территориальных органов безопасности, органов безо-
пасности в войсках, учебных заведений ФСБ России, руководителям предп-
риятий, учреждений и организаций ФСБ России, начальникам подразделений
департаментов ФСБ России, подразделений ФСБ России обеспечить:
изучение и исполнение военнослужащими и гражданским персоналом
положений Инструкции в части, их касающейся;
приведение учетной документации, связанной с допуском к государс-
твенной тайне военнослужащих и гражданского персонала, в соответствие
с требованиями Инструкции.
3. Управлению материально-технического обеспечения совместно с
финансово-экономическим управлением Департамента обеспечения деятель-
ности ФСБ России обеспечить изготовление форм документации, предусмот-
ренных Инструкцией, и их выдачу кадровым аппаратам органов федеральной
службы безопасности.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управ-
ление кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ Рос-
сии.
Директор Н.Ковалев
Приложение
к приказу ФСБ России
от 10 июля 1998 г.
№ 282
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке оформления допуска к особой
важности, совершенно секретным и секретным
сведениям и доступа к государственной тайне
в органах федеральной службы безопасности
Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 2 Инс-
трукции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федера-
ции к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 (Собрание законода-
тельства Российской Федерации, 1997, N 43, ст.4987)1 с учетом части 1
статьи 7 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах
федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (Собрание за-
конодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст.1269), статей 15 и
38 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выез-
да из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4029) и пункта 9
Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, ут-
вержденного Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г.
N 633 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26,
ст.2453).
______________
1 Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Фе-
дерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050, далее для
краткости именуется «Инструкция N 1050-95 г.».
I. Общие положения
1. Граждане Российской Федерации1, в том числе прибывающие в по-
рядке откомандирования из других федеральных органов исполнительной
власти, могут быть зачислены на военную службу (приняты на работу) в
органы федеральной службы безопасности2 только после прохождения про-
цедуры оформления (переоформления) допуска к сведениям, составляющим
государственную тайну (далее — допуск, если иное не оговорено особо) в
порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Перемещения военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала
органов безопасности на должности, предусматривающие доступ к сведени-
ям более высокой степени секретности, могут быть произведены только
после оформления им допуска по соответствующей форме в порядке, уста-
новленном настоящей Инструкцией.
2. Решения о допуске, равно как и решения об отказе в допуске в
отношении подчиненных военнослужащих, гражданского персонала, а также
оформляемых на военную службу (работу) в органы безопасности граж-
дан3, с учетом результатов проверочных мероприятий принимают началь-
ники (руководители) органов безопасности4, которым от имени ФСБ
России предоставлено право заключать контракт о прохождении военной
службы (трудовой договор (контракт) с поступающими на военную службу
(работу) гражданами. Они же в случаях, изложенных в пунктах 14 и 15
Инструкции N 1050-95 г., принимают решения об изменении формы допуска
или прекращении допуска подчиненных военнослужащих и гражданского пер-
сонала, выполняют иные функции, предусмотренные указанной Инструкцией
для руководителей организаций, а также несут возложенную ею на руково-
дителей организаций ответственность.
________________
1 Далее именуются «граждане».
2 В настоящей Инструкции под органами федеральной службы безопасности
имеются ввиду территориальные органы безопасности, органы безопасности
в войсках, учебные заведения и подразделения ФСБ России, а также под-
разделения департаментов ФСБ России и входящие в них учреждения,
предприятия и организации, которые далее именуются «органы безопаснос-
ти», если не оговорено иное.
3 Далее именуются «оформляемые лица», если не оговорено иное.
4 Далее именуются «начальники органов безопасности».
3. Организация и обеспечение деятельности, связанной с допуском
военнослужащих и гражданского персонала, а также граждан, поступающих
на военную службу (работу) в органы безопасности, в том числе и прове-
дение предусмотренных процедурой допуска проверочных мероприятий, воз-
лагаются на службы, отделы, направления, отделения и группы (отдельных
работников) кадров соответствующих органов безопасности1. При этом вы-
полнение обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95 г. для под-
разделений по защите государственной тайны, осуществляется специально
назначенными приказами начальников органов безопасности сотрудниками
(работниками) кадровых аппаратов.
Методическую и практическую помощь кадровым аппаратам в организа-
ции и осуществлении их деятельности по допуску оказывают режимные под-
разделения (в случае их наличия в органах безопасности). Управление
кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ России, а
также Управление собственной безопасности ФСБ России, отделы, направ-
ления, отделения, группы (отдельные сотрудники) собственной безопас-
ности органов безопасности2.
4.Выделение порядковых номеров допусков кадровым аппаратам осу-
ществляется:
в территориальных органах безопасности — подразделениями этих ор-
ганов безопасности, ведущими картотеки допусков;
в органах безопасности в войсках — подразделениями регистрации и
архивных фондов этих органов;
_____________________
1 Далее именуются «кадровые аппараты».
2 Управление собственной безопасности ФСБ России, а также отделы, нап-
равления, отделения, группы и отдельные сотрудники собственной безо-
пасности органов безопасности далее именуются «подразделения собствен-
ной безопасности», если не говорено иное.
в подразделениях ФСБ России, Академии ФСБ России, а также подраз-
делениях департаментов ФСБ России и входящих в них учреждениях, предп-
риятиях и организациях — службой «ЛЗ» Управления по контрразведыва-
тельному обеспечению стратегических объектов Департамента контрразвед-
ки ФСБ России;
в учебных заведениях ФСБ России (за исключением Академии ФСБ Рос-
сии) — территориальными органами безопасности по месту дислокации этих
учебных заведений1.
5.Решение о допуске гражданина принимается одновременно с решени-
ем о его зачислении на военную службу (приеме на работу) в органы бе-
зопасности, а решение о допуске военнослужащего или лица гражданского
персонала органа безопасности — одновременно с решением о назначении
его на должность, требующую оформления более высокой формы допуска.
Решение о прекращении допуска военнослужащего или лица из числа
гражданского персонала в соответствии со статьей 15 Инструкции N
1050-95 г. принимается на основании письменного заключения, подготов-
ленного кадровым аппаратом и структурным подразделением органа безо-
пасности, в котором военнослужащий или лицо из числа гражданского пер-
сонала проходит военную службу или работает, и согласованного с под-
разделением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе
безопасности — с подразделением собственной безопасности вышестоящего
органа безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ
России. О факте прекращения допуска в графе 8 карточки формы 3, пре-
дусмотренной Инструкцией N 1050-95 г.2, делается отметка с указанием
сведений о причине и дате прекращения допуска. Данная отметка должна
быть заверена подписью начальника органа безопасности и скреплена гер-
бовой печатью органа безопасности. Об этом факте письменно сообщается
в соответствующее учетное подразделение.
__________________
1 Выделившие порядковый номер допуска орган безопасности или подразде-
ление органа безопасности далее именуются «учетное подразделение».
2 Карточка формы 3, предусмотренная Инструкцией N 1050-95 г., далее
именуется «карточка (форма 3)».
Решение об изменении формы допуска закрепляется отметкой в графе
8 карточки (форма 3), содержащей сведения о новой форме допуска и да-
те, с которой она вводится. Указанная отметка должна быть заверена
подписью начальника органа безопасности и скреплена гербовой печатью
органа безопасности. О факте снижения, а также восстановления ранее
имевшейся формы допуска письменно сообщается в соответствующее учетное
подразделение.
6.Сотрудники (работники) кадровых аппаратов, специально назначен-
ные для выполнения обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95г.
для подразделений по защите государственной тайны, должны быть оформ-
лены на допуск по второй форме, если по характеру выполняемой работы
им не требуется допуск по первой форме.
Граждане, поступающие в учебные заведения ФСБ России, оформляются
на допуск по второй форме.
Принимаемые на военную службу (работу) в органы безопасности
граждане, характер предстоящей деятельности которых не предполагает
непосредственной работы с особой важности и совершенно секретными све-
дениями, оформляются на допуск по третьей форме.
7. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на
допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям
по органу безопасности (далее — номенклатура должностей), предусмот-
ренная Инструкцией N 1050-95 г., разрабатывается кадровым аппаратом
совместно со структурными подразделениями органа безопасности с учетом
пункта 6 настоящей Инструкции. При этом при определении формы допуска,
которая должна быть предусмотрена номенклатурой должностей для воен-
нослужащего или лица гражданского персонала, замещающего соответствую-
щую должность, следует исходить из степени секретности сведений, рабо-
та с которыми возложена на этого военнослужащего, лицо гражданского
персонала в соответствии с должностными обязанностями, включая их оз-
накомление со сведениями, составляющими государственную тайну, в орга-
нах безопасности, на объектах контрразведывательного обеспечения и на
объектах прикомандирования.
Разработанная номенклатура должностей согласовывается с подразде-
лением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе безо-
пасности — с подразделением собственной безопасности вышестоящего ор-
гана безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ Рос-
сии и утверждается начальником органа безопасности или его заместите-
лем, ответственным за вопросы работы с кадрами.
В номенклатуру должностей включаются штатные должности военнослу-
жащих и гражданского персонала, в том числе и закрепленных за органом
безопасности военнослужащих, состоящих в аппарате сотрудников ФСБ Рос-
сии, прикомандированных к объектам.
8. В случаях увольнения с военной службы (работы), перевода в
другой орган безопасности, а также при решении вопроса о выезде из
Российской Федерации имеющего допуск к особой важности и совершенно
секретным сведениям военнослужащего (лица из числа гражданского персо-
нала) структурное подразделение органа безопасности, в котором прохо-
дит военную службу (работает) этот военнослужащий (лицо из числа граж-
данского персонала), подготавливает заключение о его фактической осве-
домленности в сведениях, отнесенных к государственной тайне в соот-
ветствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О
государственной тайне» («Российская газета», 1993, 21 сентября и «Рос-
сийская газета», 1997, 9 октября), с указанием срока возможного огра-
ничения права выезда за границу. Заключение согласовывается с кадровым
аппаратом и соответствующим подразделением собственной безопасности,
утверждается начальником органа безопасности и после ознакомления с
ним указанного военнослужащего (лица из числа гражданского персонала)
хранится в кадровом аппарате в течение 10 лет со дня последнего озна-
комления военнослужащего (лица из числа гражданского персонала) с осо-
бой важности или совершенно секретными сведениями.
9. Решения о допуске, отказе в допуске, изменении формы допуска и
прекращении допуска начальников органов безопасности принимают вышес-
тоящие должностные лица, имеющие полномочия по заключению с ними конт-
рактов о прохождении военной службы от имени ФСБ России. Эти же долж-
ностные лица утверждают заключения о фактической осведомленности на-
чальников органов безопасности в сведениях, отнесенных к государствен-
ной тайне. При этом необходимая работа, связанная с допуском начальни-
ков органов безопасности, в том числе и подготовка проектов приказов о
допуске к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и
выплате ежемесячной надбавки за работу с такими сведениями, осущест-
вляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией, кадровыми ап-
паратами вышестоящих органов безопасности, а при их отсутствии — Уп-
равлением кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ
России.
II. Оформление допуска
10. Подготовительная работа, необходимая для оформления допуска,
в том числе и связанная с заключением договора (контракта) об оформле-
нии допуска к государственной тайне1, проводится кадровым аппаратом в
соответствии с пунктами 17 и 18 Инструкции N 1050-95 г. Оценка предс-
тавленных оформляемым лицом сведений осуществляется с учетом возможно
имеющейся в его военном билете отметки об ограниченной годности к во-
енной службе. Во внимание принимается также факт соответствия (несоот-
ветствия) сведений, указанных оформляемым лицом в пункте 13 анкеты
формы 2, предусмотренной Инструкцией N 1050-95 г., возможно имеющейся
в его паспорте (документе, удостоверяющем личность военнослужащего)
отметке «Выдан заграничный паспорт».
____________________
1 Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной
тайне предусмотрен формой 9 Инструкции N 1050-95 г.
11. Предусмотренные процедурой допуска проверочные мероприятия
проводятся кадровыми аппаратами в объеме, необходимом для оформления
военнослужащим, гражданскому персоналу и поступающим на военную службу
(работу) в органы безопасности гражданам той формы допуска, которая
предусмотрена номенклатурой должностей, для должности, замещение кото-
рой предполагается оформляемым на допуск лицом. Проверочные мероприя-
тия в отношении военнослужащих и гражданского персонала для оформления
им необходимой формы допуска к сведениям, составляющим государственную
тайну, могут не проводиться в случаях, если в личных делах указанных
лиц содержатся материалы проверки в связи с их допуском к участию в
оперативно-разыскной деятельности или доступу к материалам, полученным
в результате ее осуществления, равно как и в связи с обеспечением
собственной безопасности органов безопасности, объем которых позволяет
оформить допуск к государственной тайне требуемой формы.
12. Полученные в результате проведения проверочных мероприятий
материалы изучаются и оцениваются кадровым аппаратом с точки зрения их
достоверности, полноты и значимости для принятия решения о допуске к
государственной тайне оформляемых лиц. Если в процессе проведения про-
верочных мероприятий законных оснований, препятствующих оформлению до-
пуска не выявлено, кадровый аппарат:
заполняет карточку (форма 3) и карточку формы 5, предусмотренную
Инструкцией N 1050-95 г.1, на лицо, допускаемое по первой или второй
форме (кроме граждан, поступающих на учебу в учебные заведения ФСБ
России2). При этом в графе 7 карточки (форма 3) делается отметка о
проведении проверочных мероприятий, проставляется дата их окончания и
номер допуска. Факт проведения проверочных мероприятий и подлинность
фотографии оформляемого на допуск лица заверяются на карточке (форма
3) подписью начальника кадрового аппарата и скрепляются гербовой пе-
чатью органа безопасности. На лицевой стороне карточки (форма 5) ука-
зывается форма и номер допуска, дата завершения проверочных мероприя-
тий и орган безопасности, оформивший допуск, после чего карточка (фор-
ма 5) направляется в соответствующее учетное подразделение;
___________________
1 Карточка формы 5, предусмотренная Инструкцией N 1050-95 г., далее
именуется «карточка (форма 5)».
2 Оформление карточек (формы 3 и 5) слушателям (курсантам) учебных за-
ведений ФСБ России, которые впервые заключают контракт о прохождении
военной службы с Федеральной службой безопасности Российской Федера-
ции, осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции
кадровыми аппаратами соответствующих учебных заведений ФСБ России од-
новременно с подготовкой материалов о заключении указанных контрактов.
До заключения контрактов о прохождении военной службы слушатели (кур-
санты) учебных заведений ФСБ России в целях обеспечения учебного про-
цесса по решению начальника учебного заведения могут знакомиться толь-
ко с секретными сведениями.
на свободном поле договора (контракта) об оформлении допуска к
государственной тайне, заключенного с лицом, допускаемым по третьей
форме, а также гражданином, поступающим в учебное заведение ФСБ Рос-
сии, проставляет отметку «Проверка по 3-й (2-й) форме произведена» за
подписью начальника кадрового аппарата;
приобщает материалы проверки к оформленному в установленном по-
рядке личному делу военнослужащего, лица из числа гражданского персо-
нала.
Решение о допуске оформляемого лица закрепляется:
изданием приказа начальника органа безопасности о допуске воен-
нослужащего или лица из числа гражданского персонала на постоянной ос-
нове к работе со сведениями, составляющими государственную тайну соот-
ветствующей степени секретности, и выплате ему ежемесячной надбавки к
должностному окладу (тарифной ставке) за работу с такими сведениями;
при оформлении допуска к особой важности и совершенно секретным
сведениям — соответствующей отметкой в графе 8 карточки (форма 3), за-
веренной подписью начальника органа безопасности (вышестоящего долж-
ностного лица, имеющего полномочия по заключению контракта о прохожде-
нии военной службы от имени ФСБ России с начальником органа безопас-
ности) и скрепленной гербовой печатью соответствующего органа безопас-
ности или Управления кадров Департамента по организационно-кадровой
работе ФСБ России;
при оформлении допуска к секретным сведениям — посредством заклю-
чения с оформляемым лицом контракта о прохождении военной службы или
трудового договора (контракта),
13. Заполненная карточка (форма 3) регистрируется, хранится, пе-
ресылается и уничтожается в порядке, установленном пунктами 21 и 34
Инструкции N 1050-95 г.
В отношении уволенных из органов безопасности (откомандированных
в другие федеральные органы исполнительной власти) граждан, на которых
в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков
прекращается, о чем делается запись в графе 8 карточки (форма 3).
Оформленные в связи с прекращением действия допусков акты утверж-
даются заместителем начальника органа безопасности, ответственным за
работу с кадрами или начальником кадрового аппарата. Копии актов нап-
равляются в соответствующие учетные подразделения.
14. В случае выявления в процессе оформления допуска законных ос-
нований, препятствующих оформлению допуска, кадровый аппарат совместно
с заинтересованными подразделениями органов безопасности (структурное
подразделение, в котором оформляемый на допуск военнослужащий или лицо
из числа гражданского персонала проходит службу либо работает; подраз-
деление, осуществляющее контрразведывательное обеспечение организации,
в которой работает (служит) поступающий на военную службу (работу) в
орган безопасности гражданин; подразделение, ведущее дело оперативного
учета на оформляемое лицо), выносит письменное заключение как в случае
нежелательности, так и в случае возможности допуска оформляемого лица
к государственной тайне. Указанное заключение согласовывается с под-
разделением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе
безопасности — с подразделением собственной безопасности вышестоящего
органа безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ
России и утверждается начальником органа безопасности.
В заключении указываются:
установочные данные оформляемого на допуск лица;
должность, применительно к которой осуществляется оформление до-
пуска, и форма допуска;
содержание имеющихся сведений, препятствующих оформлению допуска;
обоснованное мнение заинтересованных оперативных подразделений
органов безопасности о возможности или нежелательности допуска оформ-
ляемого лица;
окончательное решение о возможности или нежелательности допуска.
В случае принятия начальником органа безопасности решения об от-
казе оформляемому лицу в допуске карточка (форма 3) не оформляется.
Заключение о нежелательности допуска вместе с материалами проверочных
мероприятий приобщается к делу, ведущемуся в кадровом аппарате. По ре-
зультатам проверки кадровый аппарат заполняет карточку (форма 5), в
которую заносятся сведения о номере и дате утверждения заключения о
нежелательности допуска, органе безопасности, проводившем проверку, а
также краткая информация о причине отказа в допуске. Заполненная кар-
точка (форма 5) направляется в соответствующее учетное подразделение.
15. Повышение в необходимых случаях формы допуска военнослужаще-
го, лица из числа гражданского персонала в связи с их поступлением на
учебу в учебное заведение ФСБ России непосредственно из органа безо-
пасности, возлагается на кадровые аппараты органов безопасности, в
штатах которых состоят эти лица.
III. Переоформление допуска
16. Переоформление допуска военнослужащих и гражданского персона-
ла по первой и второй формам, постоянно проходящих военную службу (ра-
ботающих) в органах безопасности, не производится за исключением слу-
чаев, предусмотренных пунктом 30 Инструкции N 1050-95 г., в том числе
в случае перевода военнослужащего или лица из числа гражданского пер-
сонала на службу (работу) в кадровый аппарат органа безопасности с ис-
полнением обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95 г. для
подразделений по защите государственной тайны.
Переоформление допуска осуществляется кадровыми аппаратами в по-
рядке, аналогичном оформлению допуска соответствующей степени секрет-
ности.
17. При регистрации брака между лицами, проходящими военную служ-
бу (работающими) в органах безопасности, переоформление допуска не
производится. Если при этом вступившее в брак лицо изменяет фамилию,
кадровый аппарат делает соответствующие отметки в графах 6 и 8 карточ-
ки (форма 3) и направляет в соответствующее учетное подразделение
письменное уведомление о вступлении в брак и об изменении фамилии с
приложением карточки (форма 5).
18. Кадровые аппараты при инструктаже допущенных к особой важнос-
ти, совершенно секретным и секретным сведениям военнослужащих и лиц из
числа гражданского персонала обязаны предупреждать их о необходимости
своевременно информировать о всех изменениях анкетных данных и в необ-
ходимых случаях осуществлять переоформление им допуска в соответствии
с порядком, установленным настоящей Инструкцией.
IV. Порядок доступа к особой важности,
совершенно секретным и секретным сведениям
19. Военнослужащие и гражданский персонал получают право доступа
к особой важности и совершенно секретным сведениям при наличии соот-
ветствующей формы допуска и только при условии, что заключенные ими
контракты о прохождении военной службы либо трудовые договоры (конт-
ракты) предполагают временное ограничение права на выезд из Российской
Федерации.
20. Военнослужащим и гражданскому персоналу при их командировании
в другие органы безопасности право доступа к находящимся в ведении
этих органов сведениям соответствующей степени секретности предостав-
ляется по предъявлении служебного удостоверения (документа, удостове-
ряющего личность), справок о допуске по формам 11-13, предусмотренным
Инструкцией N 1050-95 г.. и предписаний на выполнение заданий по форме
16, предусмотренной Инструкцией N 1050-95 г.
Справки о допуске подписываются начальником кадрового аппарата,
предписания на выполнение заданий — начальником (заместителем началь-
ника) органа безопасности, после чего они заверяются гербовой печатью
этого органа безопасности.
Учет, хранение и уничтожение справок о допуске и предписаний на
выполнение заданий осуществляются кадровыми аппаратами в порядке, ус-
тановленном пунктами 37 и 42 Инструкции N 1050-95 г.
Военнослужащие и лица из числа гражданского персонала, которые
осуществляют кураторские и инспекторские функции, по вопросам, отне-
сенным к их компетенции, имеют право доступа к особой важности, совер-
шенно секретным и секретным сведениям, находящимся в ведении курируе-
мых (инспектируемых) ими органов безопасности (подразделений органов
безопасности) на основании служебного удостоверения.
21. Военнослужащие и гражданский персонал получают доступ к хра-
нящимся в секретариатах и оперативных библиотеках органов безопасности
распорядительным документам и изданиям, содержащим сведения, составля-
ющие государственную тайну, при наличии соответствующей формы допуска
и в порядке, определяемом ведомственной инструкцией по секретному де-
лопроизводству.
22.Доступ граждан и должностных лиц к находящимся в ведении орга-
нов безопасности особой важности, совершенно секретным и секретным
сведениям осуществляется в порядке, установленном положениями раздела
IY Инструкции N 1050-95 г.
Доступ осуществляется с письменного разрешения начальника прини-
мающего органа безопасности (для ознакомления со сведениями особой
важности) либо начальника (руководителя) входящего структурного под-
разделения органа безопасности (для ознакомления с совершенно секрет-
ными и секретными сведениями).
Доступ граждан и должностных лиц, имеющих допуск по третьей фор-
ме, к находящимся в ведении органов безопасности секретным сведениям
должен осуществляться при условии, что решения об их допуске были при-
няты руководителями соответствующих государственных органов, предприя-
тий, учреждений и организаций с учетом результатов проведенных органа-
ми безопасности проверочных мероприятий.
23. Слушатели (курсанты) и адъюнкты, а также студенты и аспиранты
проходят практику (стажировку) в органах безопасности в соответствии с
пунктом 43 Инструкции N 1050-95 г. К находящимся в ведении выделенных
в качестве баз для прохождения практики органов безопасности совершен-
но секретным и секретным сведениям они допускаются с разрешения на-
чальников (руководителей) структурных подразделений, которые совместно
с кадровыми аппаратами определяют характер и объем совершенно секрет-
ных и секретных сведений, с которыми слушатели (курсанты), адъюнкты,
студенты и аспиранты могут быть ознакомлены или которые могут быть ими
использованы в дипломных работах с учетом имеющейся у них формы допус-
ка к сведениям, составляющим государственную тайну.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
4 июля 1998 г. №282
Москва
В государственной регистрации
не нуждается
(заключение Минюста России
от 13 августа 1998 г.
№ 5410-ВЭ)
Об утверждении Инструкции о порядке оформления допуска к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям и доступа к государственной тайне в органах федеральной
В целях упорядочения работы по допуску к государственной тайне военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности, а также граждан, поступающих на военную службу (работу) в эти органы, и совершенствования доступа к находящимся в ведении органов федеральной службы безопасности особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить Инструкцию о порядке оформления допуска к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям и доступа к государственной тайне в органах федеральной службы безопасности (прилагается, далее именуется — Инструкция).
- Начальникам территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, учебных заведений ФСБ России, руководителям предприятий, учреждений и организаций ФСБ России, начальникам подразделений департаментов ФСБ России, подразделений ФСБ России обеспечить: изучение и исполнение военнослужащими и гражданским персоналом положений Инструкции в части, их касающейся;приведение учетной документации, связанной с допуском к государственной тайне военнослужащих и гражданского персонала, в соответствии с требованиями Инструкции.
- Управлению материально-технического обеспечения совместно с финансово-экономическим управлением Департамента обеспечения деятельности ФСБ России обеспечить изготовление форм документации, предусмотренных Инструкцией, и их выдачу кадровым аппаратам органов федеральной службы безопасности.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ России.
Приложение
к приказу ФСБ России
от 10 июля 1998 г.
№ 282
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке оформления допуска к особой
важности, совершенно секретным и секретным
сведениям и доступа к государственной тайне
в органах федеральной службы безопасности
Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 (Собрание законода тельства Российской Федерации, 1997, N 43, ст.4987)1 с учетом части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст.1269), статей 15 и 38 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4029) и пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 633 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2453).
______________
1 Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Фе-
дерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050, далее для
краткости именуется «Инструкция N 1050-95 г.».
I. Общие положения
- Граждане Российской Федерации, в том числе прибывающие в порядке откомандирования из других федеральных органов исполнительной власти, могут быть зачислены на военную службу (приняты на работу) в органы федеральной службы безопасности только после прохождения процедуры оформления (переоформления) допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (далее — допуск, если иное не оговорено особо) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.Перемещения военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала органов безопасности на должности, предусматривающие доступ к сведениям более высокой степени секретности, могут быть произведены только после оформления им допуска по соответствующей форме в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
- Решения о допуске, равно как и решения об отказе в допуске в отношении подчиненных военнослужащих, гражданского персонала, а также оформляемых на военную службу (работу) в органы безопасности граждан, с учетом результатов проверочных мероприятий принимают начальники (руководители) органов безопасности, которым от имени ФСБ России предоставлено право заключать контракт о прохождении военной службы (трудовой договор (контракт) с поступающими на военную службу (работу) гражданами. Они же в случаях, изложенных в пунктах 14 и 15 Инструкции N 1050-95 г., принимают решения об изменении формы допуска или прекращении допуска подчиненных военнослужащих и гражданского персонала, выполняют иные функции, предусмотренные указанной Инструкцией для руководителей организаций, а также несут возложенную ею на руководителей организаций ответственность.
1 Далее именуются «граждане».
2В настоящей Инструкции под органами федеральной службы безопасности имеются ввиду территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, учебные заведения и подразделения ФСБ России, а также подразделения департаментов ФСБ России и входящие в них учреждения, предприятия и организации, которые далее именуются «органы безопасности», если не оговорено иное.
3Далее именуются «оформляемые лица», если не оговорено иное.
4Далее именуются «начальники органов безопасности».
- Организация и обеспечение деятельности, связанной с допуском военнослужащих и гражданского персонала, а также граждан, поступающих на военную службу (работу) в органы безопасности, в том числе и проведение предусмотренных процедурой допуска проверочных мероприятий, возлагаются на службы, отделы, направления, отделения и группы (отдельных работников) кадров соответствующих органов безопасности1. При этом выполнение обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95 г. для подразделений по защите государственной тайны, осуществляется специально назначенными приказами начальников органов безопасности сотрудниками (работниками) кадровых аппаратов.Методическую и практическую помощь кадровым аппаратам в организации и осуществлении их деятельности по допуску оказывают режимные подразделения (в случае их наличия в органах безопасности). Управление кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ России, а также Управление собственной безопасности ФСБ России, отделы, направления, отделения, группы (отдельные сотрудники) собственной безопасности органов безопасности.
- Выделение порядковых номеров допусков кадровым аппаратам осуществляется:втерриториальных органах безопасности — подразделениями этих органов безопасности, ведущими картотеки допусков; в органах безопасности в войсках — подразделениями регистрации архивных фондов этих органов;
1 Далее именуются «кадровые аппараты».
2 Управление собственной безопасности ФСБ России, а также отделы, направления, отделения, группы и отдельные сотрудники собственной безопасности органов безопасности далее именуются «подразделения собственной безопасности», если не говорено иное.
в подразделениях ФСБ России, Академии ФСБ России, а также подразделениях департаментов ФСБ России и входящих в них учреждениях, предприятиях и организациях — службой «ЛЗ» Управления по контрразведывательному обеспечению стратегических объектов Департамента контрразведки ФСБ России; в учебных заведениях ФСБ России (за исключением Академии ФСБ России) — территориальными органами безопасности по месту дислокации этих учебных заведений1.
- Решение о допуске гражданина принимается одновременно с решением о его зачислении на военную службу (приеме на работу) в органы безопасности, а решение о допуске военнослужащего или лица гражданского персонала органа безопасности — одновременно с решением о назначении его на должность, требующую оформления более высокой формы допуска.Решение о прекращении допуска военнослужащего или лица из числа гражданского персонала в соответствии со статьей 15 Инструкции N1050-95 г. принимается на основании письменного заключения, подготовленного кадровым аппаратом и структурным подразделением органа безопасности2, в котором военнослужащий или лицо из числа гражданского персонала проходит военную службу или работает, и согласованного с подразделением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе безопасности — с подразделением собственной безопасности вышестоящего органа безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ России. О факте прекращения допуска в графе 8 карточки формы 3, предусмотренной Инструкцией N 1050-95 г.2, делается отметка с указанием сведений о причине и дате прекращения допуска. Данная отметка должна быть заверена подписью начальника органа безопасности и скреплена гербовой печатью органа безопасности. Об этом факте письменно сообщается в соответствующее учетное подразделение.
1 Выделившие порядковый номер допуска орган безопасности или подразделение органа безопасности далее именуются «учетное подразделение».
2 Карточка формы 3, предусмотренная Инструкцией N 1050-95 г., далее именуется «карточка (форма 3)».
Решение об изменении формы допуска закрепляется отметкой в графе 8 карточки (форма 3), содержащей сведения о новой форме допуска и дате, с которой она вводится. Указанная отметка должна быть заверена подписью начальника органа безопасности и скреплена гербовой печатью органа безопасности. О факте снижения, а также восстановления ранее имевшейся формы допуска письменно сообщается в соответствующее учетное подразделение.
- Сотрудники (работники) кадровых аппаратов, специально назначенные для выполнения обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95г. для подразделений по защите государственной тайны, должны быть оформлены на допуск по второй форме, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск по первой форме. Граждане, поступающие в учебные заведения ФСБ России, оформляются на допуск по второй форме. Принимаемые на военную службу (работу) в органы безопасности граждане, характер предстоящей деятельности которых не предполагает непосредственной работы с особой важности и совершенно секретными сведениями, оформляются на допуск по третьей форме.
- Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям по органу безопасности (далее — номенклатура должностей), предусмотренная Инструкцией N 1050-95 г., разрабатывается кадровым аппаратом совместно со структурными подразделениями органа безопасности с учетом пункта 6 настоящей Инструкции. При этом при определении формы допуска, которая должна быть предусмотрена номенклатурой должностей для военнослужащего или лица гражданского персонала, замещающего соответствующую должность, следует исходить из степени секретности сведений, работа с которыми возложена на этого военнослужащего, лицо гражданского персонала в соответствии с должностными обязанностями, включая их ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, в органах безопасности, на объектах контрразведывательного обеспечения и наобъектах прикомандирования.Разработанная номенклатура должностей согласовывается с подразделением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе безопасности — с подразделением собственной безопасности вышестоящего органа безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ России и утверждается начальником органа безопасности или его заместителем, ответственным за вопросы работы с кадрами.В номенклатуру должностей включаются штатные должности военнослужащих и гражданского персонала, в том числе и закрепленных за органом безопасности военнослужащих, состоящих в аппарате сотрудников ФСБ России, прикомандированных к объектам.
- В случаях увольнения с военной службы (работы), перевода в другой орган безопасности, а также при решении вопроса о выезде из Российской Федерации имеющего допуск к особой важности и совершенно секретным сведениям военнослужащего (лица из числа гражданского персонала) структурное подразделение органа безопасности, в котором проходит военную службу (работает) этот военнослужащий (лицо из числа гражданского персонала), подготавливает заключение о его фактической осведомленности в сведениях, отнесенных к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» («Российская газета», 1993, 21 сентября и «Российская газета», 1997, 9 октября), с указанием срока возможного ограничения права выезда за границу. Заключение согласовывается с кадровымаппаратом и соответствующим подразделением собственной безопасности, утверждается начальником органа безопасности и после ознакомления с ним указанного военнослужащего (лица из числа гражданского персонала) хранится в кадровом аппарате в течение 10 лет со дня последнего ознакомления военнослужащего (лица из числа гражданского персонала) с особой важности или совершенно секретными сведениями.
- Решения о допуске, отказе в допуске, изменении формы допуска и прекращении допуска начальников органов безопасности принимают вышестоящие должностные лица, имеющие полномочия по заключению с ними контрактов о прохождении военной службы от имени ФСБ России. Эти же должностные лица утверждают заключения о фактической осведомленности начальников органов безопасности в сведениях, отнесенных к государственной тайне. При этом необходимая работа, связанная с допуском начальников органов безопасности, в том числе и подготовка проектов приказов о допуске к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и выплате ежемесячной надбавки за работу с такими сведениями, осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией, кадровыми аппаратами вышестоящих органов безопасности, а при их отсутствии — Управлением кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ России.
II. Оформление допуска
- Подготовительная работа, необходимая для оформления допуска, в том числе и связанная с заключением договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне1, проводится кадровым аппаратом в соответствии с пунктами 17 и 18 Инструкции N 1050-95 г. Оценка представленных оформляемым лицом сведений осуществляется с учетом возможно имеющейся в его военном билете отметки об ограниченной годности к военной службе. Во внимание принимается также факт соответствия (несоответствия) сведений, указанных оформляемым лицом в пункте 13 анкеты формы 2, предусмотренной Инструкцией N 1050-95 г., возможно имеющейся в его паспорте (документе, удостоверяющем личность военнослужащего) отметке «Выдан заграничный паспорт».
1 Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне предусмотрен формой 9 Инструкции N 1050-95 г.
- Предусмотренные процедурой допуска проверочные мероприятия проводятся кадровыми аппаратами в объеме, необходимом для оформления военнослужащим, гражданскому персоналу и поступающим на военную службу (работу) в органы безопасности гражданам той формы допуска, которая предусмотрена номенклатурой должностей, для должности, замещение которой предполагается оформляемым на допуск лицом. Проверочные мероприятия в отношении военнослужащих и гражданского персонала для оформления им необходимой формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, могут не проводиться в случаях, если в личных делах указанных лиц содержатся материалы проверки в связи с их допуском к участию в оперативно-разыскной деятельности или доступу к материалам, полученным в результате ее осуществления, равно как и в связи с обеспечением собственной безопасности органов безопасности, объем которых позволяет оформить допуск к государственной тайне требуемой формы.12. Полученные в результате проведения проверочных мероприятий материалы изучаются и оцениваются кадровым аппаратом с точки зрения их достоверности, полноты и значимости для принятия решения о допуске к государственной тайне оформляемых лиц. Если в процессе проведения проверочных мероприятий законных оснований, препятствующих оформлению допуска не выявлено, кадровый аппарат: заполняет карточку (форма 3) и карточку формы 5, предусмотренную Инструкцией N 1050-95 г. на лицо, допускаемое по первой или второй форме (кроме граждан, поступающих на учебу в учебные заведения ФСБ России.
- При этом в графе 7 карточки (форма 3) делается отметка о проведении проверочных мероприятий, проставляется дата их окончания и номер допуска. Факт проведения проверочных мероприятий и подлинность фотографии оформляемого на допуск лица заверяются на карточке (форма 3) подписью начальника кадрового аппарата и скрепляются гербовой печатью органа безопасности. На лицевой стороне карточки (форма 5) указывается форма и номер допуска, дата завершения проверочных мероприятий и орган безопасности, оформивший допуск, после чего карточка (форма 5) направляется в соответствующее учетное подразделение;
1 Карточка формы 5, предусмотренная Инструкцией N 1050-95 г., далее именуется «карточка (форма 5)».
2 Оформление карточек (формы 3 и 5) слушателям (курсантам) учебных заведений ФСБ России, которые впервые заключают контракт о прохождении военной службы с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции кадровыми аппаратами соответствующих учебных заведений ФСБ России одновременно с подготовкой материалов о заключении указанных контрактов. До заключения контрактов о прохождении военной службы слушатели (курсанты) учебных заведений ФСБ России в целях обеспечения учебного процесса по решению начальника учебного заведения могут знакомиться только с секретными сведениями.
на свободном поле договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне, заключенного с лицом, допускаемым по третьей форме, а также гражданином, поступающим в учебное заведение ФСБ России, проставляет отметку «Проверка по 3-й (2-й) форме произведена» за подписью начальника кадрового аппарата; приобщает материалы проверки к оформленному в установленном порядке личному делу военнослужащего, лица из числа гражданского персонала.Решение о допуске оформляемого лица закрепляется:изданием приказа начальника органа безопасности о допуске военнослужащего или лица из числа гражданского персонала на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими государственную тайну соответствующей степени секретности, и выплате ему ежемесячной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу с такими сведениями; при оформлении допуска к особой важности и совершенно секретным сведениям — соответствующей отметкой в графе 8 карточки (форма 3), заверенной подписью начальника органа безопасности (вышестоящего должностного лица, имеющего полномочия по заключению контракта о прохождении военной службы от имени ФСБ России с начальником органа безопасности) и скрепленной гербовой печатью соответствующего органа безопасности или Управления кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ России; при оформлении допуска к секретным сведениям — посредством заключения с оформляемым лицом контракта о прохождении военной службы или трудового договора (контракта),
- Заполненная карточка (форма 3) регистрируется, хранится, пересылается и уничтожается в порядке, установленном пунктами 21 и 34Инструкции N 1050-95 г.В отношении уволенных из органов безопасности (откомандированных в другие федеральные органы исполнительной власти) граждан, на которых в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков прекращается, о чем делается запись в графе 8 карточки (форма 3).Оформленные в связи с прекращением действия допусков акты утверждаются заместителем начальника органа безопасности, ответственным заработу с кадрами или начальником кадрового аппарата. Копии актов направляются в соответствующие учетные подразделения.
- В случае выявления в процессе оформления допуска законных оснований, препятствующих оформлению допуска, кадровый аппарат совместно с заинтересованными подразделениями органов безопасности (структурное подразделение, в котором оформляемый на допуск военнослужащий или лицо из числа гражданского персонала проходит службу либо работает; подразделение, осуществляющее контрразведывательное обеспечение организации, в которой работает (служит) поступающий на военную службу (работу) в орган безопасности гражданин; подразделение, ведущее дело оперативного учета на оформляемое лицо), выносит письменное заключение как в случае нежелательности, так и в случае возможности допуска оформляемого лица к государственной тайне. Указанное заключение согласовывается с подразделением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе безопасности — с подразделением собственной безопасности вышестоящего органа безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ России и утверждается начальником органа безопасности.
В заключении указываются:
установочные данные оформляемого на допуск лица; должность, применительно к которой осуществляется оформление допуска, и форма допуска; содержание имеющихся сведений, препятствующих оформлению допуска; обоснованное мнение заинтересованных оперативных подразделений органов безопасности о возможности или нежелательности допуска оформляемого лица; окончательное решение о возможности или нежелательности допуска. В случае принятия начальником органа безопасности решения об отказе оформляемому лицу в допуске карточка (форма 3) не оформляется. Заключение о нежелательности допуска вместе с материалами проверочных мероприятий приобщается к делу, ведущемуся в кадровом аппарате. По результатам проверки кадровый аппарат заполняет карточку (форма 5), в которую заносятся сведения о номере и дате утверждения заключения о нежелательности допуска, органе безопасности, проводившем проверку, а также краткая информация о причине отказа в допуске. Заполненная карточка (форма 5) направляется в соответствующее учетное подразделение15. Повышение в необходимых случаях формы допуска военнослужащего, лица из числа гражданского персонала в связи с их поступлением на учебу в учебное заведение ФСБ России непосредственно из органа безопасности, возлагается на кадровые аппараты органов безопасности, в штатах которых состоят эти лица.
III. Переоформление допуска
- Переоформление допуска военнослужащих и гражданского персонала по первой и второй формам, постоянно проходящих военную службу (работающих) в органах безопасности, не производится за исключением случаев, предусмотренных пунктом 30 Инструкции N 1050-95 г., в том числе в случае перевода военнослужащего или лица из числа гражданского персонала на службу (работу) в кадровый аппарат органа безопасности с исполнением обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95 г. для подразделений по защите государственной тайны.Переоформление допуска осуществляется кадровыми аппаратами в порядке, аналогичном оформлению допуска соответствующей степени секретности.
- При регистрации брака между лицами, проходящими военную службу (работающими) в органах безопасности, переоформление допуска не производится. Если при этом вступившее в брак лицо изменяет фамилию, кадровый аппарат делает соответствующие отметки в графах 6 и 8 карточки (форма 3) и направляет в соответствующее учетное подразделение письменное уведомление о вступлении в брак и об изменении фамилии приложением карточки (форма 5).
- Кадровые аппараты при инструктаже допущенных к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала обязаны предупреждать их о необходимости своевременно информировать о всех изменениях анкетных данных и в необходимых случаях осуществлять переоформление им допуска в соответствиитт с порядком, установленным настоящей Инструкцией.
IV. Порядок доступа к особой важности,
совершенно секретным и секретным сведениям
- Военнослужащие и гражданский персонал получают право доступа к особой важности и совершенно секретным сведениям при наличии соответствующей формы допуска и только при условии, что заключенные ими контракты о прохождении военной службы либо трудовые договоры (контракты) предполагают временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.
- Военнослужащим и гражданскому персоналу при их командировании в другие органы безопасности право доступа к находящимся в ведении этих органов сведениям соответствующей степени секретности предоставляется по предъявлении служебного удостоверения (документа, удостоверяющего личность), справок о допуске по формам 11-13, предусмотренным Инструкцией N 1050-95 г.. и предписаний на выполнение заданий по форме 16, предусмотренной Инструкцией N 1050-95 г. Справки о допуске подписываются начальником кадрового аппарата, предписания на выполнение заданий — начальником (заместителем начальника) органа безопасности, после чего они заверяются гербовой печатью этого органа безопасности.
Учет, хранение и уничтожение справок о допуске и предписаний на выполнение заданий осуществляются кадровыми аппаратами в порядке, установленном пунктами 37 и 42 Инструкции N 1050-95 г. Военнослужащие и лица из числа гражданского персонала, которыеосуществляют кураторские и инспекторские функции, по вопросам, отнесенным к их компетенции, имеют право доступа к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, находящимся в ведении курируе-мых (инспектируемых) ими органов безопасности (подразделений органов безопасности) на основании служебного удостоверения. - Военнослужащие и гражданский персонал получают доступ к хранящимся в секретариатах и оперативных библиотеках органов безопасности распорядительным документам и изданиям, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, при наличии соответствующей формы допуска и в порядке, определяемом ведомственной инструкцией по секретному делопроизводству.
- .Доступ граждан и должностных лиц к находящимся в ведении органов безопасности особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям осуществляется в порядке, установленном положениями раздела IY Инструкции N 1050-95 г.
Доступ осуществляется с письменного разрешения начальника принимающего органа безопасности (для ознакомления со сведениями особой важности) либо начальника (руководителя) входящего структурного подразделения органа безопасности (для ознакомления с совершенно секретными и секретными сведениями).
Доступ граждан и должностных лиц, имеющих допуск по третьей форме, к находящимся в ведении органов безопасности секретным сведениям должен осуществляться при условии, что решения об их допуске были приняты руководителями соответствующих государственных органов, предприятий, учреждений и организаций с учетом результатов проведенных органами безопасности проверочных мероприятий. - Слушатели (курсанты) и адъюнкты, а также студенты и аспиранты проходят практику (стажировку) в органах безопасности в соответствии с пунктом 43 Инструкции N 1050-95 г. К находящимся в ведении выделенных в качестве баз для прохождения практики органов безопасности совершенно секретным и секретным сведениям они допускаются с разрешения начальников (руководителей) структурных подразделений, которые совместно с кадровыми аппаратами определяют характер и объем совершенно секрет-
ных и секретных сведений, с которыми слушатели (курсанты), адъюнкты, студенты и аспиранты могут быть ознакомлены или которые могут быть ими
использованы в дипломных работах с учетом имеющейся у них формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
СТОИМОСТЬ ЛИЦЕНЗИИ ФСБ г. Москва
Подготовка и аттестация режимных помещений и объектов информатизации | Стоимость ( ₽) | Срок |
---|---|---|
Анализ исходных данных по объекту | 100 000 | 2 недели |
Предварительное ознакомление с объектом | 50 000 | 2 дня |
Проектирование | 600 000 | 3 недели |
Составление технического задания на оборудование помещения Составление технического задания на создание системы защиты информации |
350 000 | 1 неделя |
Реализация технического задания (строительно-монтажные работы) | согласно проекту | 1 месяц |
Проведение экспертного обследования Формализация перечня режимных помещений и границ режимных территорий |
150 000 | 1 неделя |
Оборудование АРМ (включая периферию и ПО) | 220 000 | 1 месяц |
Проведение испытаний | 250 000 | 2 недели |
Аттестация 1 АС | 120 000 | 2 недели |
Аттестация ВП | 120 000 | 2 недели |
Разработка проектов ОРД по защите информации при ее обработке на объектах информатизации | 300 000 | 1 месяц |
Составление ОРД по ведению закрытого делопроизводства | 500 000 | 1 месяц |
Согласование помещения с территориальным управлением ФСБ | 100 000 | 1 месяц |
Получение лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну
(Является заключительным этапом согласования режимно-секретного помещения. Меропрития по подготвке предприятия к лицензированию осуществляются параллельно основным мероприятиям по подготовке и аттестации режимных помещений и АРМ) |
1 390 000 | 5 месяцев |
ИТОГО: | 4 250 000 | 6 месяцев |
от
ОРГАНИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОГО РСП
Согласование режимных помещений, аттестация объектов информатизации, получение лицензии на защиту государственной тайны.
от
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА РСО
Подбор наиболее подходящего РСП с лицензий сроком действия не менее 4 лет, в Москве.
Отныне секретное делопроизводство — прерогатива не только государственных органов. Документы с грифом секретности сегодня есть почти в каждой крупной коммерческой организации. В этой статье будет рассказано все о грамотном ведении тайной документации.
Понятие тайны в делопроизводстве
Любая трудовая деятельность, так или иначе связанная с тайной или секретной документацией, всегда хранит в себе множество трудностей, проблем и рисков. С чем это связано? Существует множество причин, среди которых основной является банальное неумение грамотно работать с бумагами, носящими гриф секретности.
Для начала стоило бы определиться с тем, что вообще является тайной. Тайна имеет несколько значений. Есть брать в расчет наиболее распространенное определение, то данное понятие стоит трактовать как некую информацию, доступную только ограниченному кругу лицу. Тайна не подлежит разглашению, она должна держаться в секрете. Как правило, тайна вскоре утрачивается, и информация становится доступной большому числу людей. Соответственно, и организация секретного делопроизводства становится ненужной.
Грифы секретности
На данный момент секретность имеет несколько основных типов. Если речь идет про секретное делопроизводство, так или иначе связанное с государственными делами, то все документы делятся на три основных типа:
- особая важность;
- совершенно секретно;
- служебное пользование.
Закрепляется эта классификация специальным Федеральным законом от 21 июля 1993 года «О гос. тайне». Что представляет собой каждый из представленных выше грифов?
Гриф «особой важности» представляет собой самую высокую степень секретности. Естественно, подобный статус может получить далеко не каждый документ. Так, в случае раскрытия грифа особой важности может быть нанесен значительный ущерб государству или какой-то группе людей. Именно поэтому и защита у подобного рода документов соответствующая.
Гриф «совершенно секретно» также присваивается документам, содержащим какую-то государственную тайну. Строгая регламентация при работе с подобного рода бумагами является в данном случае отличительной чертой.
Гриф «служебное пользование» не предоставляет документам особенную секретность, однако значительно ограничивает пользование ими. Подобного рода секретное делопроизводство устанавливается, как правило, в коммерческих структурах.
Порядок засекречивания
Порядок засекречивания все также устанавливает ФЗ о гос. тайне, названный выше. Согласно этому документу, в тайну, подлежащую государству, могут входить:
- информация о военной сфере;
- сведения об экономике, технике или науке;
- информация о внешнеполитической или экономической сферах;
- сведения о контрразведках, оперативной или розыскной деятельности, об антитеррористической политике и т. д.
Каким образом документы подлежат засекречиванию? Основное, что стоит отметить, это наличие специально уполномоченных экспертов. Лица с определенной квалификацией занимаются разработкой безопасного хранения тех или иных бумаг. Подбирается наиболее подходящий гриф секретности, в соответствии с которым и происходит дальнейшая работа. По сути, секретное делопроизводство — это громадная сфера со своими работниками и руководителями.
Системный принцип определения секретности
Для наиболее грамотного определения степени секретности необходимо периодически применять особенные принципы. Далее речь пойдет о самом виде определения тайны в делопроизводстве — о принципе системности. Что он собой представляет?
Основная черта системного подхода — особое внимание к проблеме засекречивания в целом. Основной его функцией является сохранение двух взаимовлияющих тенденций: с одной стороны, не допустить распространения важной информации; с другой — избежать массового засекречивания и вытекающих отсюда проблем.
Как происходит ведение секретного делопроизводства? Здесь основными являются два механизма: завышение и занижение грифа секретности. Завышение значительно сужает возможность обмена необходимой информацией, занижение несколько ослабляет этот процесс.
Другие принципы
Какие еще принципы и правила секретного делопроизводства можно выделить? Помимо системности, стоит отметить также объективность. В чем здесь смысл? Если давать краткую характеристику, то звучит она следующим образом: при работе с тайной документацией нельзя руководствоваться разного рода субъективными мнениями и предположениями. Должен существовать определенный перечень правил, в соответствии с которым и будут разрабатываться все необходимые меры.
Принцип оптимизации — еще один неотъемлемый элемент секретного делопроизводства. Его основной смысл заключается в том, что наименьшее количество данных в засекреченных документах – это лучшее и оптимальное решение. Излишки информации будут лишь нарушать необходимый уровень безопасности.
Принцип периодического осмотра заключается в постоянном контроле за тайной документацией.
О внесении изменений в секретные документы
Как уже было сказано, степень секретности того или иного документа определяется в соответствии со специальным перечнем сведений. После классификации документы засекречиваются и отправляются на хранение. А возможно ли внесение изменений в эти документы?
Инструкция по секретному делопроизводству, которую содержит ФЗ о гос. тайне, закрепляет ряд объективных ситуаций и обстоятельств, согласно которым, документы могут в разной степени подлежать пересмотру. Стоит, однако, отметить, что срок рассекречивания или изменения документации не должен превышать 30 лет. Исключение — решение специальной межведомственной комиссии. Как и в случае с засекречиванием, работы по снятию или снижению грифов секретности производятся специальной, уполномоченной на то группой лиц.
Уничтожение секретных документов
Решение об уничтожении того или иного тайного документа зависит от грифа секретности, наложенного на него. Если гриф с пометкой особой важности или совершенной секретности, то все вопросы опять же решает межведомственная комиссия. Если речь идет о коммерческой тайне, секретной документации какого-либо предприятия, то необходимо созывать специальную экспертную комиссию и руководителей. Она будет решать организационные вопросы, а руководство должно дать разрешение.
Процесс уничтожения проходит, как правило, в составе трех или более человек. Бумаги уничтожаются при помощи специальных машин — бумагоперерабатывающих аппаратов. Должны быть проставлены отметки в регистрационных формах, определяющих учет документации. Стоит также отметить, что уничтожение секретной документации должно происходить параллельно с уничтожением внутренней описи.
Правила ведения секретного делопроизводства
Далее речь пойдет о секретной документации фирм или прочих коммерческих структур. При работе с тайными документами необходимо учитывать несколько основных правил и требований. Стоит выделить самые важные моменты:
- необходимо соблюдать строжайший контроль над доступом посторонних лиц к документам. Речь идет и о персонале. Так, безопасность должна устанавливаться через службу охраны или безопасности.
- Необходимо точно определить лиц, имеющих право работать с секретной документацией. Соответственно, их стоит наделить и особыми полномочиями.
- Должна быть разработана четкая инструкция (памятка) по работе с тайной документацией. Вся дальнейшая работа должна организовываться в строгом соответствии с ней.
- С сотрудников должно быть взято соглашение о неразглашении коммерческой и производственной тайны.
- Должно происходить постоянное материальное стимулирование лиц, имеющих право доступа к секретной документации. В частности, любой специалист секретного делопроизводства должен быть под личным контролем руководства.
Это все основные правила, которые необходимо соблюдать при работе с секретными или тайными документами.
Обязанности специалистов по секретным документам
Обязанности сотрудников, допущенных к работе с тайным делопроизводством, на каждом предприятии разные. Во всяком случае не существует какой-то единой инструкции по работе с секретной документацией. Однако все же можно выделить наиболее общие и распространенные моменты, о которых должен помнить каждый сотрудник, имеющий дело с тайными бумагами. В частности, речь идет о том, что:
- Сотрудник несет персональную ответственность за хранение, сохранность или изменение документов.
- Сотрудник должен быть бдительным, ответственным и внимательным. Любые попытки посторонних лиц получить доступ к документации должны незамедлительно пресекаться.
- Сотрудник должен знать и соблюдать положения инструкции о работе с секретными документами.
Помимо этого, необходимо выделить то, что специалисту делать запрещено. Сюда относятся:
- сообщения любым посторонним лицам секретных сведений;
- вынос, транспортировка или изменение документации без ведома руководства;
- ознакомление с документацией по вопросам, которые не входят в ведение сотрудника;
- уничтожение документов без ведома руководства.
Внешний вид секретной документации
Стоит привести наиболее общие сведения о том, как должна выглядеть обложка тайных документов. Практически любой отдел секретного делопроизводства закрепляет следующие нормы:
- правый верхний угол — гриф секретности;
- под грифом — инвентарный номер;
- у документов с грифом совершенной секретности должна быть красная линия из правого верхнего угла;
- листы должны нумероваться и прошиваться ниткой.
Закрепляется эта классификация специальным Федеральным законом от 21 июля 1993 года «О гос. тайне». Что представляет собой каждый из представленных выше грифов?
Гриф «особой важности» представляет собой самую высокую степень секретности. Естественно, подобный статус может получить далеко не каждый документ. Так, в случае раскрытия грифа особой важности может быть нанесен значительный ущерб государству или какой-то группе людей. Именно поэтому и защита у подобного рода документов соответствующая.
Гриф «совершенно секретно» также присваивается документам, содержащим какую-то государственную тайну. Строгая регламентация при работе с подобного рода бумагами является в данном случае отличительной чертой.
Гриф «служебное пользование» не предоставляет документам особенную секретность, однако значительно ограничивает пользование ими. Подобного рода секретное делопроизводство устанавливается, как правило, в коммерческих структурах.
Порядок засекречивания
Порядок засекречивания все также устанавливает ФЗ о гос. тайне, названный выше. Согласно этому документу, в тайну, подлежащую государству, могут входить:
- информация о военной сфере;
- сведения об экономике, технике или науке;
- информация о внешнеполитической или экономической сферах;
- сведения о контрразведках, оперативной или розыскной деятельности, об антитеррористической политике и т. д.
Каким образом документы подлежат засекречиванию? Основное, что стоит отметить, это наличие специально уполномоченных экспертов. Лица с определенной квалификацией занимаются разработкой безопасного хранения тех или иных бумаг. Подбирается наиболее подходящий гриф секретности, в соответствии с которым и происходит дальнейшая работа. По сути, секретное делопроизводство — это громадная сфера со своими работниками и руководителями.
Системный принцип определения секретности
Для наиболее грамотного определения степени секретности необходимо периодически применять особенные принципы. Далее речь пойдет о самом виде определения тайны в делопроизводстве — о принципе системности. Что он собой представляет?
Основная черта системного подхода — особое внимание к проблеме засекречивания в целом. Основной его функцией является сохранение двух взаимовлияющих тенденций: с одной стороны, не допустить распространения важной информации; с другой — избежать массового засекречивания и вытекающих отсюда проблем.
Как происходит ведение секретного делопроизводства? Здесь основными являются два механизма: завышение и занижение грифа секретности. Завышение значительно сужает возможность обмена необходимой информацией, занижение несколько ослабляет этот процесс.
Другие принципы
Какие еще принципы и правила секретного делопроизводства можно выделить? Помимо системности, стоит отметить также объективность. В чем здесь смысл? Если давать краткую характеристику, то звучит она следующим образом: при работе с тайной документацией нельзя руководствоваться разного рода субъективными мнениями и предположениями. Должен существовать определенный перечень правил, в соответствии с которым и будут разрабатываться все необходимые меры.
Принцип оптимизации — еще один неотъемлемый элемент секретного делопроизводства. Его основной смысл заключается в том, что наименьшее количество данных в засекреченных документах – это лучшее и оптимальное решение. Излишки информации будут лишь нарушать необходимый уровень безопасности.
Принцип периодического осмотра заключается в постоянном контроле за тайной документацией.
О внесении изменений в секретные документы
Как уже было сказано, степень секретности того или иного документа определяется в соответствии со специальным перечнем сведений. После классификации документы засекречиваются и отправляются на хранение. А возможно ли внесение изменений в эти документы?
Инструкция по секретному делопроизводству, которую содержит ФЗ о гос. тайне, закрепляет ряд объективных ситуаций и обстоятельств, согласно которым, документы могут в разной степени подлежать пересмотру. Стоит, однако, отметить, что срок рассекречивания или изменения документации не должен превышать 30 лет. Исключение — решение специальной межведомственной комиссии. Как и в случае с засекречиванием, работы по снятию или снижению грифов секретности производятся специальной, уполномоченной на то группой лиц.
Уничтожение секретных документов
Решение об уничтожении того или иного тайного документа зависит от грифа секретности, наложенного на него. Если гриф с пометкой особой важности или совершенной секретности, то все вопросы опять же решает межведомственная комиссия. Если речь идет о коммерческой тайне, секретной документации какого-либо предприятия, то необходимо созывать специальную экспертную комиссию и руководителей. Она будет решать организационные вопросы, а руководство должно дать разрешение.
Процесс уничтожения проходит, как правило, в составе трех или более человек. Бумаги уничтожаются при помощи специальных машин — бумагоперерабатывающих аппаратов. Должны быть проставлены отметки в регистрационных формах, определяющих учет документации. Стоит также отметить, что уничтожение секретной документации должно происходить параллельно с уничтожением внутренней описи.
Правила ведения секретного делопроизводства
Далее речь пойдет о секретной документации фирм или прочих коммерческих структур. При работе с тайными документами необходимо учитывать несколько основных правил и требований. Стоит выделить самые важные моменты:
- необходимо соблюдать строжайший контроль над доступом посторонних лиц к документам. Речь идет и о персонале. Так, безопасность должна устанавливаться через службу охраны или безопасности.
- Необходимо точно определить лиц, имеющих право работать с секретной документацией. Соответственно, их стоит наделить и особыми полномочиями.
- Должна быть разработана четкая инструкция (памятка) по работе с тайной документацией. Вся дальнейшая работа должна организовываться в строгом соответствии с ней.
- С сотрудников должно быть взято соглашение о неразглашении коммерческой и производственной тайны.
- Должно происходить постоянное материальное стимулирование лиц, имеющих право доступа к секретной документации. В частности, любой специалист секретного делопроизводства должен быть под личным контролем руководства.
Это все основные правила, которые необходимо соблюдать при работе с секретными или тайными документами.
Обязанности специалистов по секретным документам
Обязанности сотрудников, допущенных к работе с тайным делопроизводством, на каждом предприятии разные. Во всяком случае не существует какой-то единой инструкции по работе с секретной документацией. Однако все же можно выделить наиболее общие и распространенные моменты, о которых должен помнить каждый сотрудник, имеющий дело с тайными бумагами. В частности, речь идет о том, что:
- Сотрудник несет персональную ответственность за хранение, сохранность или изменение документов.
- Сотрудник должен быть бдительным, ответственным и внимательным. Любые попытки посторонних лиц получить доступ к документации должны незамедлительно пресекаться.
- Сотрудник должен знать и соблюдать положения инструкции о работе с секретными документами.
Помимо этого, необходимо выделить то, что специалисту делать запрещено. Сюда относятся:
- сообщения любым посторонним лицам секретных сведений;
- вынос, транспортировка или изменение документации без ведома руководства;
- ознакомление с документацией по вопросам, которые не входят в ведение сотрудника;
- уничтожение документов без ведома руководства.
Внешний вид секретной документации
Стоит привести наиболее общие сведения о том, как должна выглядеть обложка тайных документов. Практически любой отдел секретного делопроизводства закрепляет следующие нормы:
- правый верхний угол — гриф секретности;
- под грифом — инвентарный номер;
- у документов с грифом совершенной секретности должна быть красная линия из правого верхнего угла;
- листы должны нумероваться и прошиваться ниткой.
Естественно, существует и множество других требований к подобного рода бумагам. Однако названные выше моменты относятся практически к любым формам секретных документов.