Приемка нефтепродуктов на автозаправочной станции
Проверка соответствия качества и количества нефтепродукта
Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным или, в редких случаях, железнодорожным и трубопроводным транспортом.
Заказ на получение АЗС нефтепродуктов передается на предприятие по обеспечению нефтепродуктами через диспетчерскую службу компании (фирмы).
Нефтепродукты, поступающие на АЗС в автомобильных цистернах, принимаются по товаротранспортной накладной (выписываемой в четырех экземплярах), в которой указывается: номер автоцистерны, количество нефтепродукта, наименование и сорт в соответствии с государственным стандартом. На каждую партию нефтепродукта водитель обязан сдать получателю также паспорт (сертификат) качества, в котором указываются государственный стандарт или технические условия на сдаваемый нефтепродукт и все показатели качества, предусмотренные этим стандартом с обязательным штампом, заверенным подписью ответственного лица.
Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете. В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.
Перед сливом нефтепродукта в резервуар оператор отбирает пробу из отстойника автоцистерны на наличие воды и механических примесей в нефтепродукте. Проба берется в стеклянную тару, к которой прикрепляется табличка с указанием номера АЗС, марки нефтепродукта, номера товарно-транспортной накладной, номера автоцистерны, ФИО водителя и оператора, даты, плотности и температуры нефтепродукта, номера резервуара. Проба хранится на АЗС до следующего слива нефтепродукта в данный резервуар.
Объем и масса нефтепродукта, принятого на АЗС из железнодорожной цистерны, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродукта в цистерне, а также определения количества подтоварной воды.
В опломбированных автоцистернах подтоварную воду не проверяют, а проверяют сохранность пломб.
В автомобильной цистерне, не имеющей посантиметровой градуировочной таблицы, уровень нефтепродукта не замеряется, а объем определяется по паспорту цистерны и полноте ее заполнения. В этом случае оператор поднимается на цистерну и проверяет количество нефтепродукта. Цистерна должна быть заполнена по планку (на горловине цистерны приваривается планка, указывающая уровень наполнения цистерны). При отклонении уровня бензина в автоцистерне от планки (контрольной риски), например, из-за колебания температуры нефтепродукта в пути измерение объема нефтепродукта в пределах горловины цистерны следует определять с учетом коэффициентов объемного расширения. При отсутствии расхождения между количеством нефтепродуктов, указанным в товарно-транспортной накладной и определенным в результате измерений в транспортных средствах или узлами учета при приемке, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три возвращаются водителю, доставившему нефтепродукт.
При выявлении несоответствия поступивших на АЗС нефтепродуктов товарно-транспортной накладной по количеству или качеству, составляется акт о недостаче установленной формы в трех экземплярах. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
Слив автоцистерн
Правилами защиты от статического электричества предусматривается заземление автоцистерны перед сливом из нее нефтепродуктов. Из-за опасности искрообразования, при подсоединении «заряженной» автоцистерны к заземляющему устройству заземление необходимо выполнять вне взрывоопасной зоны медным проводом, причем его сначала необходимо присоединить к автоцистерне, а затем к специальному выводу заземляющего контура АЗС с помощью болтового зажима.
Автоцистерна устанавливается по ходу движения автотранспорта, и для нее должен быть обеспечен свободной выезд на случай аварийной ситуации.
При сливе нефтепродукта самотеком или насосом АЗС двигатель автоцистерны должен быть выключен, автотранспортное средство поставлено на тормоз, водитель не должен находиться в кабине автомобиля.
Во время слива не допускается движение автотранспорта на расстоянии менее 8 м от сливных муфт резервуаров.
Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукт, должен лично убедиться в этом, осмотрев цистерны после слива.
В процессе приема нефтепродуктов, оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и разлива нефтепродукта.
Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором.
Весь процесс слива нефтепродукта в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС, который должен следить за герметичностью сливного устройства. При обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив.
Запрещается принимать нефтепродукты при следующих условиях:
- неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;
- отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;
- неправильное оформление товарных и отгрузочно-транспортных документов;
- недостача нефтепродуктов;
- содержание воды в нефтепродуктах;
- присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение в соответствии качества нефтепродукта требованиям стандарта.
Отпуск нефтепродукта из резервуара, в который сливается нефтепродукт, прекращается до окончания слива.
Операции по окончании слива
По окончании слива нефтепродукта водитель автоцистерны совместно с оператором АЗС через верхний смотровой люк убеждаются в том, что нефтепродукт из автоцистерны слит полностью.
После окончания приема нефтепродукта выключается перекачивающий насос (если слив осуществляется не самотеком), закрываются запорные вентили автоцистерны и перекачивающего устройства, сливной рукав автоцистерны отсоединяется от перекачивающего устройства, остатки нефтепродукта из шланга автоцистерны сливаются в ведро, закрываются крышкой муфта сливного устройства резервуара и колодец, заземляющее устройство отключается от автоцистерны.
Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы измерением уровня, температуры до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровня подтоварной воды в резервуаре АЗС.
По окончании перекачки нефтепродукта задвижку на трубопроводе от предприятия до АЗС пломбирует представитель администрации предприятия, пломбир хранится у руководителя предприятия.
На сданный по трубопроводу нефтепродукт составляется акт в двух экземплярах, который подписывают товарный оператор, оператор АЗС и представитель администрации предприятия. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию и является основанием для списания нефтепродукта с подотчета материально-ответственных лиц предприятия, а второй остается у оператора АЗС и прилагается к сменному отчету.
Приемка расфасованных нефтепродуктов
Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.
При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.
Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей.
Приемка отработанных масел
Отработанные масла принимаются от индивидуальных владельцев транспортных средств дежурным оператором.
Учет принятых отработанных нефтепродуктов ведется в специальных журналах.
Отработанные нефтепродукты принимаются на АЗС без анализа. Слитые из картера двигателя непосредственно на станции отработанные масла принимаются как моторные, все прочие нефтепродукты — как смешанные.
АЗС, которые принимают отработанные нефтепродукты, должны быть оборудованы эстакадой, сборником и оснащены измерительными приспособлениями для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов.
Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по сайту |
Версия для печати
8. Требования к проведению сливо-наливных операций
8.1 Общие положения
8.1.1 При выполнении сливо-наливных операций следует выполнять требования раздела 5.
8.1.2 Поступление СУГ на объекты должно осуществляться железнодорожными цистернами и/или автоцистернами, и/или по трубопроводам с газоперерабатывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. На АГЗС допускается подача СУГ из резервуаров ГНС, если это предусмотрено проектом.
8.1.3 При подаче СУГ по газопроводам на ГНС, ГНП с нефтеперерабатывающего предприятия граница обслуживания газопроводов персоналом ГНС, ГНП устанавливается актом разграничения зон эксплуатационной ответственности.
8.1.4 СУГ, поставляемые на объекты, должны соответствовать ГОСТ Р 52087, ГОСТ 27578, ГОСТ 20448, в т.ч. по показателям давления СУГ и степени одоризации.
8.1.5 Перед въездом на территорию объекта должен быть установлен знак, ограничения скорости движения железнодорожного и автомобильного транспорта.
8.1.6 При сливе СУГ из железнодорожных цистерн запрещается заход другого подвижного состава на путь, где выполняется данная операция. При нахождении транспортной автоцистерны на территории АГЗС нахождение посторонних лиц на территории АГЗС не допускается.
8.1.7 Для безопасного проведения слива СУГ должны предусматриваться меры, исключающие возможность парообразования, кавитации, гидравлических ударов и других явлений в трубопроводах, способных привести к механическому разрушению элементов технологической системы.
8.1.8 Слив СУГ должен проводиться через линии слива.
8.1.9 Применение линий слива с соединительными рукавами в качестве стационарных трубопроводов запрещается.
8.1.10 При сливе СУГ из железнодорожных или автомобильных цистерн должны соблюдаться следующие основные требования, обеспечивающие безопасность объекта и его персонала:
— проведение проверки внешних отличительных признаков и обозначений железнодорожных и автомобильных цистерн;
— в период слива должен быть обеспечен непрерывный контроль за давлением и уровнем СУГ в цистернах и резервуарах. Степень наполнения не должна быть более 85 % вместимости резервуара;
— не допускается создание перепада давления при сливе между цистерной и резервуаром посредством сброса в атмосферу паровой фазы СУГ из наполняемого резервуара;
— не допускается во время сливо-наливных операций оставлять без надзора наполнительные, сливные и заправочные колонки, железнодорожные и автомобильные цистерны, резервуары СУГ;
— не допускается повышение давления паровой фазы СУГ, создаваемое в цистерне при сливе, выше рабочего давления, указанного на цистерне;
— при сливе СУГ перепад давления между цистерной и резервуаром базы хранения должен быть в пределах от 0,1 до 0,2 МПа, при сливе СУГ самотеком перепад давления должен обеспечиваться высотой столба жидкой фазы СУГ при расположении резервуара ниже цистерны;
— персонал, выполняющий сливо-наливные операции на железнодорожных цистернах, должен состоять из трех рабочих, на автомобильных цистернах — из двух рабочих;
— перед началом сливо-наливных операций железнодорожные и автомобильные цистерны, линии слива должны заземляться.
8.1.11 При обнаружении утечки СУГ из железнодорожной цистерны должны быть приняты меры по немедленному ее устранению. При невозможности устранения утечки СУГ должны быть оповещены органы МЧС, Ростехнадзора и другие организации, указанные в плане взаимодействия организаций, привлекаемых к устранению аварий.
8.1.12 Не допускается наполнение резервуаров:
а) с истекшим сроком технического освидетельствования;
б) при обнаружении:
1) дефектов в сварных швах и фланцевых соединениях,
2) отсутствия или неисправности предохранительных сбросных клапанов и других устройств и систем противоаварийной защиты,
3) отсутствия или неисправности систем противопожарной защиты, предусмотренной проектом,
4) отсутствия или неисправности уровнемерных устройств, манометров,
5) отсутствия или неисправности арматуры,
6) отсутствия надлежащей окраски и надписей надземных резервуаров,
7) дефектов крепежных деталей на лазах и люках или неполном их количестве,
недопустимых осадок, выпучивания, крена фундаментов резервуаров и опор подводящих газопроводов.
8.1.13 При использовании в качестве линий слива соединительных рукавов они должны иметь маркировку предприятия-изготовителя с указанием стандарта (технических условий), диаметра, рабочего давления.
8.1.14 Перед сливом СУГ должен быть проведен внешний осмотр сливных устройств и соединительных рукавов с целью выявления неисправностей.
8.1.15 Не допускается применять соединительные рукава, имеющие трещины, переломы, выбоины и другие неисправности. Соединительные рукава должны подвергаться гидравлическим испытаниям один раз в 3 мес давлением, равным 1,25 рабочего. На бирке, прикрепленной к рукаву, должна быть нанесена дата следующего испытания. На каждом рукаве должен быть нанесен инвентарный номер несмываемой краской.
8.1.16 При проведении сливо-наливных операций должна поддерживаться постоянная связь между персоналом участков объекта (на ГНС, ГНП, АГЗС).
8.1.17 Аварийная остановка слива СУГ из цистерн должна проводиться при:
— наполнении резервуаров жидкой фазой СУГ более 85 % внутреннего объема;
— срыве или разрыве соединительных рукавов;
— обнаружении негерметичности газопроводов обвязки, запорной и предохранительной арматуры;
— обнаружении утечек СУГ или потения в сварных швах, во фланцевых и резьбовых соединениях резервуаров;
— выявлении неисправности предохранительной арматуры;
— выявлении неисправности манометра;
— выходе из строя указателей уровнемерных устройств;
— отклонении рабочего давления от предельно допустимого;
— срабатывании блокировок систем автоматизации;
— аварии, пожаре, землетрясении, грозе, отключении электроэнергии на ГНС, ГНП, АГЗС.
8.1.18 При наполнении резервуаров жидкой фазой СУГ более 85% внутреннего объема или разгерметизации одного из резервуаров СУГ следует откачать в другие резервуары базы хранения или в аварийный резервуар посредством специально предназначенной для этого технологической линии, входящей в технологическую систему объекта.
8.1.19 После окончания слива жидкая фаза СУГ из линий слива должна быть возвращена в резервуар или автоцистерну, а паровая фаза удалена через сбросную трубу с обеспечением рассеивания до пожаробезопасной концентрации в местах возможного появления источника зажигания.
8.1.20 При проведении сливо-наливных операций рядом с местом их выполнения должны быть установлены предупреждающие знаки «Стоп», «Производится слив СУГ».
8.1.21 Формы эксплуатационной документации, заполняемой при сливо-наливных операциях, приведены в приложениях Н-Т.
8.2 Слив СУГ из железнодорожных цистерн в резервуары ГНС
8.2.1 Скорость движения железнодорожного состава по территории объекта не должна превышать 5 км/ч. Резкое торможение не допускается.
8.2.2 Слив СУГ из железнодорожных цистерн должен проводиться после полной остановки железнодорожного состава, установки временного ограждения с предупреждающими знаками «Стоп», «Проезд запрещен», «Проводится слив цистерн» и получения разрешения лица, ответственного за сливные работы на железнодорожной эстакаде.
8.2.3 Порядок установки (подачи) железнодорожных цистерн под слив СУГ и проведение слива должны обеспечивать безопасность выполнения этих работ и осуществляться в соответствии с производственной инструкцией.
8.2.4 Установка железнодорожных цистерн у эстакады, перемещение цистерн за пределы территории объекта и маневровые работы в железнодорожном тупике должны проводиться под наблюдением: в рабочее время — ответственного за безопасную эксплуатацию участка слива-налива СУГ, в нерабочее время — дежурного персонала.
8.2.5 При подготовке к сливу СУГ из железнодорожных цистерн следует дополнительно к работам, приведенным в 8.1, выполнить следующие работы:
— установить цистерны у соответствующих стояков сливной эстакады;
— заземлить цистерны;
— установить противооткатные башмаки, выполненные из искробезопасного и прочного материала, имеющие инвентарные номера. Башмаки должен устанавливать ответственный за слив СУГ из железнодорожных цистерн;
— проверить наличие СУГ в цистернах по контрольным вентилям;
— не допустить слив СУГ при давлении в железнодорожной цистерне менее 0,05 МПа. Для СУГ, упругость паров которых в холодное время может быть ниже 0,05 МПа, слив необходимо проводить по производственной инструкции;
— проверить соответствие цистерны и количество ее содержимого накладной (при наличии железнодорожных весов);
— проверить наличие пломб;
— проверить крышку люка-лаза с установленной на ней арматурой на работоспособность арматуры и отсутствие неисправностей;
— проверить срок освидетельствования цистерны. При наличии цистерн с истекшим сроком слив из них запрещается;
— при использовании в качестве линий слива соединительных рукавов проверить их исправность, наличие маркировки и сведений о проведении гидравлических испытаний. Соединительные рукава должны быть обвиты медной проволокой и припаяны (или прикреплены другим способом) к наконечникам рукава для исключения возникновения статического электричества. Допускается пропускать проволоку внутри рукава, обеспечив надежное соединение ее с наконечниками рукава;
— присоединить линии слива к запорной арматуре железнодорожной цистерны и сливных узлов;
— плавно (во избежание гидравлического удара) открыть запорную арматуру, проводить слив СУГ самотеком и/или созданием перепада давления (с помощью компрессора или испарителя) насосом или другими способами, предусмотренными проектной документацией.
8.2.6 Число железнодорожных цистерн на территории ГНС не должно превышать число постов слива на железнодорожной эстакаде.
8.2.7 После окончания слива СУГ линии слива должны быть отсоединены от газопроводов обвязки железнодорожной эстакады, цистерны опломбированы и удалены с территории объекта.
8.2.8 Остаточное давление паров СУГ в железнодорожных цистернах после слива не должно быть менее 0,05 МПа.
8.3 Слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары ГНП, АГЗС
8.3.1 Скорость движения автомобильных цистерн по территории объекта не должна превышать 5 км/ч. Резкое торможение не допускается.
8.3.2 При подготовке к сливу СУГ из автомобильной цистерны следует:
— взвесить цистерну на автомобильных весах (при наличии);
— установить цистерну у сливной колонки (поста);
— заглушить двигатель автоцистерны;
— установить противооткатные башмаки, выполненные из искробезопасного и прочного материала;
— заземлить цистерну;
— проверить соответствие цистерны и количества ее содержимого накладной;
— при отсутствии автомобильных весов содержимое автоцистерны проверить по уровнемерному устройству и данным, приведенным в накладной;
— проверить наличие пломб;
— проверить цистерну и крышку люка-лаза с установленной на ней арматурой на работоспособность арматуры и отсутствие неисправностей;
— проверить срок освидетельствования цистерны;
— при использовании в качестве линий слива соединительных рукавов проверить их исправность, наличие маркировки и сведений о проведении гидравлических испытаний соединительных рукавов. Соединительные рукава должны быть обвиты медной проволокой и припаяны (или прикреплены другим способом) к наконечникам рукава для исключения возникновения статического электричества. Допускается пропускать проволоку внутри рукава, обеспечив надежное соединение ее с наконечниками рукава;
— присоединить линии слива к обвязке автоцистерны и сливного поста (колонки);
— плавно (во избежание гидравлического удара) открыть запорную арматуру, производить слив СУГ самотеком и/или созданием перепада давления (с помощью компрессора или испарителя), насосом или другими способами, предусмотренными проектной документацией.
8.3.3 После окончания слива линии слива должны быть отсоединены от сливной колонки (поста) и автоцистерны, цистерна опломбирована и взвешена (при наличии автомобильных весов).
8.3.4 Остаточное давление паров СУГ в автоцистернах после слива не должно быть менее 0,05 МПа.
8.3.5 После окончания сливо-наливных работ запускать двигатель автомобильной цистерны без разрешения работника, производящего сливо-наливные операции, не допускается.
8.3.6 Наполнение автомобильных цистерн должно проводиться аналогично сливу, только через наполнительные колонки. При этом не допускается наполнение СУГ при давлении в автомобильной цистерне менее 0,05 МПа. При давлении в автомобильной цистерне в холодное время года менее 0,05 МПа наполнение должно проводиться по производственной инструкции.
8.3.7 Осуществлять слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары ГНП, АГЗС при давлении в них менее 0,05 МПа не допускается.
8.4 Слив СУГ в резервуарные установки
8.4.1 При подготовке к сливу СУГ из автомобильной цистерны в резервуарную установку следует:
— выставить посты для исключения нахождения посторонних лиц во взрывоопасной зоне (в радиусе 20 м от сливных постов);
— установить автомобильную цистерну у сливного поста или вблизи места размещения редукционной головки резервуара со сливными штуцерами;
— заглушить двигатель автомобильной цистерны;
— установить противооткатные башмаки, выполненные из искробезопасного и прочного материала;
— заземлить цистерну;
— проверить по уровнемерным устройствам уровень жидкой фазы СУГ в резервуарах резервуарной установки;
— присоединить линии слива к обвязке автомобильной цистерны и сливного поста (колонки) или к сливным штуцерам редукционной головки резервуара;
— медленно (во избежание гидравлического удара) открыть запорную арматуру сливного поста (колонки) и обвязки сосуда автомобильной цистерны, проводить слив СУГ самотеком или с помощью насоса.
8.4.2 После окончания слива СУГ линии слива (соединительные рукава) автомобильной цистерны должны быть отсоединены от сливной колонки (поста) или редукционной головки.
8.4.3 Приостанавливать подачу паровой фазы СУГ потребителям при наполнении резервуаров резервуарной установки не допускается.
8.4.4 Осуществлять слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары резервуарной установки при давлении в них менее 0,05 МПа не допускается.
8.5 Заправка газобаллонных автомобилей
8.5.1 При подготовке к заправке оператор должен убедиться в отсутствии пассажиров в автомобиле, проверить газобаллонное оборудование автомобиля на отсутствие неисправностей, утечки СУГ, наличие отличительной окраски баллона, надписей, таблички-паспорта, заземлить автомобиль.
8.5.2 На табличке-паспорте баллона должны быть выбиты и легко читаться следующие надписи:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— номер баллона;
— дата (месяц, год) изготовления и год следующего освидетельствования;
— рабочее давление Р, МПа;
— пробное гидравлическое давление , МПа;
— полная вместимость, л;
— полезная вместимость, л.
8.5.3 Не допускается заправлять неисправные баллоны или баллоны с истекшим сроком освидетельствования.
8.5.4 При выявлении утечек СУГ в газобаллонном оборудовании или наполнении баллона свыше 80% его внутреннего объема следует приостановить подачу СУГ и переключить заправочное устройство баллона на свечу рассеивания для сброса СУГ из баллона. При этом должны быть приняты меры, предупреждающие попадание СУГ в места, где возможно их воспламенение. Процесс сброса СУГ должен обеспечивать гарантированное рассеивание взрывоопасных концентраций в безопасной зоне объекта СУГ.
8.5.5 Заправка газобаллонных автомобилей при сливе СУГ из автомобильной цистерны в резервуары АГЗС не допускается.
8.5.6 Водитель газобаллонного автомобиля должен быть проинструктирован персоналом организации, установившей газобаллонное оборудование, по правилам безопасности по его эксплуатации и соблюдать их.
8.5.7 На АГЗС, не относящихся к топливозаправочным пунктам ГНС или ГНП, заправка автомобилей должна осуществляться только персоналом АГЗС.
8.5.8 Автомобили, ожидающие заправку, должны находиться вне территории зоны заправочных островков.
< назад / к содержанию / вперед >
Загрузка продуктов переработки нефти в автомобильные цистерны выполняется через специальные авто эстакады, стояки и автоматизированные системы. Обусловлено это тем, что подобные вещества требуют повышенных мер безопасности, поскольку они характеризуются высокой воспламеняемостью, взрывоопасностью и испаряемостью.
Налив нефтепродуктов в цистерну с помощью специальной установки
Спецоборудование для разлива нефтепродуктов в автоцистерны дополнительно снабжают устройствами, которые обеспечивают герметизацию процесса и предотвращают перелив. Помимо этого, используются особые счетные, дозирующие и автоматические системы, а также пульт дистанционного управления и насосное оборудование.
Содержание
- Учет горючего и меры безопасности
- Процесс налива автоцистерны
- Слив топлива из автоцистерны
Учет горючего и меры безопасности
Современная технология учета продуктов нефтепереработки, которые загружаются в автоцистерну, предусматривает учет по объему и массе. В первом случае предполагается использование интегрированного счетчика, фиксирующего объемы отгружаемого горючего с отражением численных параметров на специальном табло. Что до учета по массе, то эта процедура производится на эстакадных весах, при помощи которых вычисляется разница между пустой и загруженной автоцистерной.
Помимо того, учет нефтепродуктов выполняют при помощи визуального контроля. Этот метод подразумевает визуальное определение максимального количества вещества, наливаемого в емкость по специальной метке, являющейся верхней планкой автоцистерны. Данная методика характеризуется несколькими серьезными недостатками в сфере безопасности. По этой причине визуальный учет сегодня применяется редко. Чаще всего это происходит на некоммерческих нефтебазах с небольшим бюджетом, где нет существенного оборота транспорта.
Чтобы предотвратить накопление статического электричества в цистерне, используется специальное оборудование, которое призвано обеспечивать низкую производительность подачи топлива на финальной и начальной стадии загрузки. Также рукава для налива должны иметь заземление и стальные наконечники, которые не вызывают образование искр при ударах. Раструбы подающих магистралей размещают на самом дне емкости, что позволяет исключить разбрызгивание нефтепродуктов в процессе наполнения цистерны. Помимо того, используемая стационарная эстакада всегда оснащается уловителем капель и дренажом для предотвращения попадания продуктов нефтепереработки в окружающую среду, что может привести к загрязнению природы и экологической катастрофе.
Масса отгружаемых нефтепродуктов определяется взвешиванием спецтранспорта.
Меры, применяемые для обеспечения безопасности при наливе горючей жидкости:
- автоцистерны заземляются металлическими цепями 1-2-метровой длины;
- применяется соответствующий пожарный инвентарь полной комплектации;
- используются весы, грузоподъёмность которых достаточна для работы с цистернами разных типов;
- тщательно проверяется целостность уплотнителей люков;
- обеспечивается полное соответствие счетного оборудования и фильтров вязкости нефтепродукта;
- проверяется исправность и работоспособность искрогасителя и УЗА;
- оборудуется место для размещения резервуара с песком, лопаты и пары огнетушителей;
- обеспечивается правильное хранение опасных веществ, согласно актуальным требованиям ПБ.
Процесс налива автоцистерны
Наливают нефтепродукты в автомобильные цистерны различными способами. Это может происходить по герметичной технологии, а также методом закрытой или же открытой струи. Герметичный метод реализуется при помощи телескопической трубы, которая надежно фиксируется на корпусе цистерны. В этом случае используется специальная автоматизированная система налива, в которой предусмотрен отвод образующихся паров, что позволяет минимизировать риски возгорания горючих материалов.
Схема герметичного способа налива нефтепродуктов в автоцистерну
Алгоритм заполнения резервуара следующий.
- Диспетчер проверяет всю документацию, дающую право на погрузку нефтепродуктов.
- Водителю выдаются ключи и выделяется пост погрузки.
- Осуществляется заземление автоцистерны, в горловину которой погружается рукав.
- Специальный ключ вставляется в разъем дозатора и запускается двигатель.
- Открываются клапаны и начинается заполнение емкости.
- При достижении заданного уровня налив прекращается.
- Убирается рукав и закрывается люк.
- Ключ возвращается диспетчеру, после чего водитель получает документы.
Необходимо отметить тот факт, что все вышеупомянутые процедуры выполняются при выключенном силовом агрегате транспортного средства. Двигатель может работать только в случаях, когда температура окружающего воздуха ниже нуля градусов по Цельсию.
Иногда при раздаче нефтепродуктов используются системы нижнего налива, которые предполагают загрузку через сливной узел. Данный способ используется редко, поскольку имеются существенные сложности контроля. Достоинством же этой методики специалисты называют большую безопасность в плане вероятного образования искр, которое может иметь место при подключении/отключении автоцистерны к станции.
Слив топлива из автоцистерны
Сливают продукты нефтепереработки из автоцистерн разными методами.
При нижнем сливе специальное сливное оборудование размещается под емкостью, после чего происходит слив жидкости самотеком. Горючее через сливные лотки попадает в приемный резервуар, который позиционируется ниже уровня земли. Сливать топливо можно и непосредственно в данный резервуар, что позволяет сократить потери нефтепродуктов, характеризующихся высокой испаряемостью.
Закрытая система слива горючего позволяет избежать любого загрязнения груза. Она предполагает перекачку нефтепродуктов через герметичный рукав, сопряженный с автоцистерной.
Слив нефтепродуктов из автоцистерн закрытым способом
Верхний слив топлива также производится самотёком. В таком случае начальное ускорение жидкости в рукаве обеспечивает вакуумный насос. Еще одним вариантом является принудительная откачка, для чего необходимо специальное насосное оборудование.
Прежде, чем начать сливать нефтепродукты из автоцистерны, водителю требуется проверить:
- работоспособность и исправность дыхательной системы резервуара;
- соответствие типа сливаемых и слитых нефтепродуктов;
- исправность цистерны;
- наличие паспорта качества груза и средств тушения пожара;
- корректность оформления документации;
- температуру и уровень топлива в резервуаре;
- высоту налива топлива и его плотность.
Все результаты замеров требуется фиксировать в сменном отчете и товарно-транспортной накладной. В последней также указывается время заполнения автоцистерны. Помимо того, нефтепродукты из емкости сливаются полностью, что должен подтвердить оператор, выполнив осмотр автоцистерны после завершения операции.
ООО НТЦ «Таганай-Авто» является производителем автоцистерн высокого качества, которые соответствуют требованиям безопасности при наливе, сливе и транспортировке нефтепродуктов.