ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №ГКПИ11-1774
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва 24 я н в а р я 2012 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Емышевой В.А.
при секретаре Карулине И.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бабошина К А Алиева Р Р Газукина В В о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее — Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 г., № 8094.
Абзацем вторым пункта 167 Инструкции предусмотрено, что при размещении в камерах спецвагона беременных женщин или женщин с детьми в возрасте до трех лет нормы посадки сокращаются на 50%. При конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагоне не более 4 часов допускается посадка в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек.
Абзацем третьим пункта 167 Инструкции установлены нормы посадки в спецавтомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонн — до 13 человек, 2,5-3 тонн — до 21 человек, 4 тонны — до 36 человек.
Бабошин К.А., Алиев Р.Р., Газукин В.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 167 Инструкции в части, допускающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек, и абзаца третьего пункта 167 Инструкции, ссылаясь на их противоречие общепризнанным принципам и нормам международного права, запрещающим применение пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения, и практике Европейского Суда по правам человека.
Также, по их мнению, в результате применения оспариваемых положений перевозка осужденных осуществляется в условиях, когда площадь на одного заключенного в многоместной камере спецвагона составляет 0,6 — 0,8 кв. м, в спецавтомобиле — 0,6 — 0,8 кв. м; абзац второй пункта 167 Инструкции не предусматривает выделение заключенным отдельного спального места и спальных принадлежностей. Нахождение в таких условиях с личными вещами считают жестоким и унижающим человеческое достоинство обращением.
Заявители извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
Представитель заявителей Мезак Э.А. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Михайлов П.Н., представители Федеральной службы исполнения наказаний Комарова И.В., Побединский И.Н., представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Прошунин А.В., Петухов Ю.С, Марьян Г.В возражали против доводов заявителей и пояснили, что Инструкция издана в соответствии с предоставленной компетенцией, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителей не нарушают.
Выслушав объяснения представителя заявителей, представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей удовлетворить заявление частично, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Инструкция утверждена Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с предоставленными полномочиями и определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) запрещена перевозка заключенных в условиях недостаточной вентиляции или освещения или же в любых других физически излишне тяжелых условиях (подпункт 2 пункта 45). Согласно пункту 32.2 приложения к Рекомендации Кес (2006)2 Комитета Министров государствам-членам Совета Европы, касающейся Европейских тюремных правил, утвержденной Комитетом Министров 11 января 2006 г перемещение заключенных в условиях недостаточной вентиляции и освещения или же в любых других условиях, создающих для них излишние неудобства или унижающих их достоинство, запрещается.
В силу статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия (часть 3).
В судебном заседании установлено, что для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по плановым и сквозным железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Вагоны для спецконтингента в зависимости от модели могут быть 9-камерными (5 больших камер и 4 малые) или 8-камерными (5 больших камер и 3 малые Большая камера оборудована 6 полками и 1 перекидным клапаном рассчитанными на 5 лежачих и 8 сидячих мест, по 4 человека на каждую из двух нижних полок; малая камера оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 лежачих и 4 сидячих места.
С 2004 года для перевозки осужденных используется вагон ЦМВ61-4500. Согласно техническим условиям на эту модель вагон является 8-камерным (5 больших камер и 3 малые), количество мест — 85 (10 служебных и 75 мест для спецконтингента), оснащен вентиляцией и кондиционированием, освещением, отоплением, туалетом, все окна в спецвагоне снабжены решетками, конструкция которых позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. При этом в камерах непосредственно окон не имеется, однако от общего коридора режимной части спецвагона они отделены не стеной, а решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое пространство.
Конструкция вагона, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 12.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 г. абзац первый пункта 167 Инструкции устанавливающий норму посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры признан не противоречащим нормам международного права, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Абзац второй пункта 167 Инструкции допускает посадку при конвоировании не более 4 часов в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек.
Согласно техническим условиям большая камера имеет размер 205×150,9 см, малая — 205×100 см; длина полки составляет 205 см, ширина прохода — 47 см.
Размещение 6 человек в малой камере, оборудованной 3 полками рассчитанной на 2 лежачих и 4 сидячих места, не превышает проектную вместимость, не противоречит каким-либо нормам международного или федерального законодательства.
Как пояснил суду представитель ФСИН России, в случае посадки в большую камеру 16 лиц, они будут размещены следующим образом: по 5 человек на двух нижних полках, по 1 человеку на верхних полках, 4 человека — на средних двух и откидной полках.
Принимая во внимание размеры полок, ширину откидного клапана (не более 47 см), суд считает, что перемещение в большой камере, рассчитанной на 5 лежачих и 8 сидячих мест, 16 заключенных создает для них излишние неудобства и не соответствует Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. В связи с чем абзац второй пункт 167 Инструкции в указанной части подлежит признанию недействующим.
Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (пункт 22.3), запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (пункт 22.8).
Абзац третий пункта 167 Инструкции, устанавливающий нормы посадки в спецавтомобиль исходя из грузоподъемности транспортного средства, при условии, что количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не превышает установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками норм, не противоречит приведенным положениям Правил дорожного движения.
В соответствии со стандартом отрасли ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», принятым и введенном в действие 14 октября 2010 г. (взамен ОСТ 78.01.0002-99 от 1 июня 1999 г спецавтомобили изготавливаются на базе грузовых, легковых автомобилей автофургонов, автобусов; предназначены для перевозки только сидящих людей, оборудованы системой отопления, вентиляцией, освещением биотуалетами (более 7 человек спецконтингента) (пункты 4.3, 4.5, 5.4, 5.8., 5.9, 5.10); имеют одну или две общих камеры и одиночные камеры оборудованные сидениями, длина многоместных сидений определяется из расчета не менее 45 см на одного человека, одноместного — не менее 42 см минимальный размер одиночной камеры для спецконтингента составляет 50×65 см.
Как следует из объяснений представителей заинтересованных лиц, в настоящее время для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в основном используются спецавтомобили, изготавливаемые на базе серийно выпускаемых транспортных средств типа КАМАЗ, ГАЗ пассажировместимость которых определяется одобрением типа транспортного средства (далее — ОТТС).
Так, одобрением типа транспортного средства на спецавтомобиль на базе ГАЗ-3307 определено наличие 2 общих и 1 одиночной камер пассажировместимостью 25 человек, из них 21 — спецконтингент. В ОТТС на спецавтомобиль на базе КАМАЗ-4308 указана пассажировместимость 37 человек, из них 6 человек — состав караула, 31 — спецконтингент (2 общие и 1 одиночная камеры для размещения спецконтингента).
Таким образом, установленная абзацем третьим пункта 167 Инструкции норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей соответствует установленным для данных транспортных средств техническим характеристикам.
Не противоречит оспариваемое положение и статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающей применение пыток жестокого и унижающего достоинство обращения.
Согласно правовым позициям, выраженным в постановлениях Европейского Суда по правам человека, пытка — умышленное, как правило на протяжении непродолжительного периода причинение человеку физических, психических, моральных страданий с целью заставить человека совершить те или иные действия или, наоборот, воздержаться от совершения действий. Бесчеловечное обращение или наказание — умышленное причинение лицу физических, психических, моральных страданий без какой либо цели.
Перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиле при соблюдении установленных абзацем третьим пункта 167 Инструкции норм посадки само по себе не свидетельствует о применении пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения.
Поскольку абзац второй пункт 167 Инструкции в части предусматривающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в малые камеры до 6 человек, абзац третий пункта 167 Инструкции не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат нормам международного права, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Бабошина К А Алиева Р Р , Газукина В В удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп, в части, предусматривающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в большие камеры до 16 человек. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме Судья Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышева
Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию
IV. Применение оружия, физической силы и специальных средств*
32.
Сотрудники
подразделений по конвоированию в
соответствии с
законодательством
Российской Федерации имеют право
применять
огнестрельное
оружие:
для защиты от
нападения, угрожающего жизни и здоровью
граждан;
для
отражения нападения, угрожающего жизни
и здоровью работников УИС,
осужденных, заключенных и иных лиц, а
также для отражения нападения
с целью завладения оружием;
для
освобождения заложников, захваченных
зданий, сооружений, помещений
и транспортных средств;
для отражения
группового или вооруженного нападения
на охраняемые объекты, помещения и
сооружения учреждений, исполняющих
наказания, а также на транспортные
средства;
для
задержания лица, оказывающего вооруженное
сопротивление, застигнутого при
совершении тяжкого преступления против
жизни, здоровья граждан,
собственности и пытающегося скрыться,
совершающего побег,
*
Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №
5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения
свободы» (Ведомости Совета народных
депутатов и Верховного Совета
Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1316;
Федеральный закон от 15.07.1995, № 103-ФЗ «О
содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений»
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, № 29, ст. 2759).
либо для пресечения
попыток насильственного освобождения
осужденных и заключенных, а также для
задержания вооруженного лица,
отказывающегося выполнить законное
требование сотрудника УИС о сдаче
оружия.
При
побеге оружие применяется в установленном
порядке при преодолении
осужденным или заключенным линии охраны.
Кроме того,
огнестрельное оружие может использоваться:
для остановки
транспортного средства, с использованием
которого совершается побег осужденным
или заключенным;
для
предупреждения осужденных, заключенных
и иных лиц о намерении
применить огнестрельное оружие, подачи
сигнала тревоги и вызова
помощи.
Сотрудники
подразделений по конвоированию имеют
право обнажить огнестрельное
оружие и привести его в готовность, если
считают, что в создавшейся обстановке
могут возникнуть законные основания
для его применения.
Без предупреждения
огнестрельное оружие применяется:
при
отражении нападения с использованием
оружия или транспортных средств;
при
побеге осужденных и заключенных из мест
лишения свободы, предварительного
заключения или из-под стражи с оружием,
при помощи транспортных
средств либо из транспортного средства
во время движения;
при
попытке осужденного или заключенного,
а также иного лица приблизиться
к сотруднику УИС с обнаженным огнестрельным
или холодным
оружием либо предметами, с помощью
которых может быть нанесено
телесное повреждение, сократив при этом
указанное сотрудником УИС
расстояние, а также при попытке
прикоснуться к его огнестрельному
оружию.
При
применении огнестрельного оружия
сотрудник обязан принять все возможные
меры для обеспечения безопасности
граждан, а также для оказания
пострадавшим медицинской помощи.
Запрещается
применять огнестрельное оружие в
отношении женщин с видимыми
признаками беременности, лиц с явными
признаками инвалидности
и несовершеннолетних, когда их возраст
очевиден или известен,
кроме случаев оказания ими вооруженного
сопротивления, совершения
вооруженного либо группового нападения,
угрожающего жизни и здоровью граждан,
а также в случаях, когда от этого могут
пострадать посторонние
граждане.
33. Сотрудники
подразделений по конвоированию могут
применять специальные средства и газовое
оружие в следующих случаях:
а) для
отражения нападения на работников УИС,
осужденных и лиц,
содержащихся
под стражей и других граждан;
б) для
пресечения массовых беспорядков,
групповых нарушений
общественного
порядка осужденными и заключенными,
также задержания
правонарушителей,
оказывающих злостное
неповиновение или
сопротивление
персоналу;
в) для
освобождения заложников, захваченных
зданий, сооружений,
помещений
и транспортных средств;
г) при
конвоировании и охране осужденных и
заключенных, когда они
своим
поведением дают основание полагать,
что могут совершить побег либо
причинить
вред окружающим или себе;
д) для
задержания и возвращения осужденных
и заключенных,
бежавших
из-под стражи или из учреждения,
исполняющего наказание.
В качестве
специальных средств могут применяться:
резиновые палки
в случаях, предусмотренных подпунктами
а, б;
наручники в случаях,
предусмотренных подпунктами б, г;
служебные собаки
в случаях, предусмотренных подпунктами
а, б, в, д.
газовое оружие в
случаях, предусмотренных подпунктами
а, б, в, д;
Виды
специальных средств и газового оружия,
а также интенсивность их
применения определяются с учетом
складывающейся обстановки, характера
правонарушения и личности правонарушителя.
Применение специальных
средств должно сводиться к минимальному
причинению вреда осужденным, заключенным
и иным лицам.
Запрещается
применять специальные средства и газовое
оружие в отношении
женщин с видимыми признаками беременности,
лиц с явными признаками инвалидности
и несовершеннолетних, когда их возраст
очевиден или известен, кроме случаев
оказания ими вооруженного сопротивления,
совершения
группового или иного нападения,
угрожающего жизни и здоровью
граждан, а также в случаях, когда от
этого могут пострадать посторонние
граждане.
-
Сотрудники
подразделений по конвоированию
имеют правоприменять
физическую силу, в том числе боевые
приемы борьбы, длязадержания
осужденных, пресечения преступлений
и административныхправонарушений,
совершаемых осужденными или иными
лицами, еслиненасильственным
способом не обеспечивается
выполнение законныхтребований.
-
О
результатах применения оружия,
физической силы испециальных
средств начальник караула незамедлительно
докладывает покоманде
и производит запись в постовой (путевой)
ведомости, путевом листе.
О
каждом случае применении составом
караула оружия начальник управления
(самостоятельного отдела) по конвоированию
немедленно докладывает
начальнику территориального органа
ФСИН России, который незамедлительно
уведомляет о случившемся прокурора.
Сотрудники
подразделений по конвоированию обязаны
проходить специальную
подготовку и периодическую проверку
на пригодность к действиям
в условиях, связанных с применением
физической силы, специальных
средств и оружия, а также на умение
оказывать доврачебную помощь
пострадавшим.
Неправомерное
применение огнестрельного оружия,
физической силы и
специальных средств влечет за собой
установленную законодательством
Российской
Федерации ответственность.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Наставление по служебной деятельности ИВС
Наставление по служебной деятельности ИВС
Подборка наиболее важных документов по запросу Наставление по служебной деятельности ИВС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05.07.2023 N 88а-14213/2023
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: Истец содержался в камере, где имел место «биотуалет» в виде ведра, для освобождения которого необходимо выходить из камеры, что в силу состояния его здоровья было затруднительно, истец полагает, что факт ненадлежащих условий содержания установлен решением суда и в дополнительном доказывании не нуждается, поскольку условия содержания не изменились.
Решение: Отказано.Доводы о не предоставлении административными ответчиками записей видеорегистраторов о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствуют, поскольку указанные доказательства не являются единственным допустимым доказательством наличия или отсутствия нарушений условий содержания под стражей. При этом судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что административный иск предъявлен Б. к Министерству финансов Российской Федерации, тогда как ОМВД России по г. Салавату и МВД России были привлечены к участию в административном деле только 27 июля 2022 года, то есть по истечении 30-дневного срока хранения записей с камер видеонаблюдения, установленного приказом МВД от 7 марта 2006 года N 140 «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные аспекты содержания подозреваемых, обвиняемых и лишенных свободы за пределами следственного изолятора (теоретическое исследование)
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2022, N 5)В ст. 76 УИК РФ обозначены общие правила перемещения осужденных к лишению свободы. В них установлено, что перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования. Там же указано, что порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ. Такими актами, например, являются Приказ Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199/369-ДСП «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию» и МВД России N 140 ДСП от 7 марта 2006 г. «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», в которых обозначены некоторые запреты и обязанности конвоируемых лиц. Проблема в том, что данные акты содержат гриф «для служебного пользования», и они остаются «закрытыми». Если в момент конвоирования не соблюдаются условия содержания перемещаемых лиц, установленные названными актами, но ввиду отсутствия у перемещаемого лица доступа к ним, умаляется его право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей, реализация которого закреплена статьей 17.1 ФЗ о содержании под стражей.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 17.05.2010 N ГКПИ10-366
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзаца 2 пункта 97 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утв. Приказом МВД РФ от 07.03.2006 N 140дсп, пунктов 18, 65, 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей системы внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 26.02.2002 N 174дсп, частично Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утв. Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640>ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Инструкция По Служебной Деятельности Специальных Подразделений По Конвоированию 24.05.2006
И железнодорожным транспортом, установленных Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно- исполнительной системы по конвоированию (утверждена совместным приказом Минюста РФ и МВД РФ от года № 199дсп/369дсп). Данное.
Служебной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации от г. специальных подразделений уголовно- исполнительной системы по конвоированию (далее — Инструкция).
Специфика деятельности подразделений по конвоированию. 117 и 326 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений по.
От г. № 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно- исполнительной.
Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию [Текст]: приказ Минюста России от 24.05.2006 № 199/369-дсп. 19. Об утверждении Инструкции об.
АР К642 Кондрашин, О. В. (Олег Валериевич). Организационно-правовое обеспечение служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.11 — Судебная власть ; Прокурорский надзор ; Организация правоохранительной деятельности ; Адвокатура /О. В. Кондрашин ; Науч. рук. С. А. Старостин. -Рязань,2009. -27 с .-Библиогр. : 26 — 27.9. ссылок Материал(ы): Организационно-правовое обеспечение служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России Кондрашин, О. В. Кондрашин, О. В. Организационно-правовое обеспечение служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 3 Общая характеристика работы Актуальность темы исследования обусловлена функциональными и структурными изменениями, которым подверглась в последнее десятилетие отечественная уголовно-исполнительная система (УИС), в том числе специальные подразделения по конвоированию. Начиная с 1997 г., когда УИС была передана из ведения Министерства внутренних дел Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации, служба конвоирования претерпела большие изменения организационного, нормативно-правового, социально-психологического и иного характера. При этом в процессе ее переподчинения не была в достаточной мере обеспечена преемственность в функционировании подразделений по конвоированию. Отчасти реорганизация службы конвоирования негативно отразилась на механизме разработки и внедрения передового опыта в области конвойных перевозок осужденных. Вследствие этого, как показывает анализ статистических данных, касающихся функционирования рассматриваемых подразделений, на момент переподчинения резко ухудшилось качество охраны осужденных при конвоировании, возросло число нападений на личный состав караулов и попыток побегов из-под конвоя. Сложность выполняемых подразделениями УИС по конвоированию задач и функций определяет необходимость научного поиска оптимальных путей совершенствования их деятельности. Следует отметить возросшую в последние годы нагрузку на службу конвоирования. Сравнительный анализ показывает, что с 2004 г. до настоящего времени количество отконвоированных лиц увеличилось более чем на 10%. Кроме того, изменились социально-экономические условия функционирования службы конвоирования осужденных. В связи с этим наблюдается отток опытных кадров, которые составляют профессиональное ядро службы, что, безусловно, снижает эффективность ее деятельности. Отсутствует качественно отлаженная система подготовки сотрудников подразделений по конвоированию. 4 Особенности организации и функционирования службы конвоирования УИС, которые определили выбор темы исследования, проявляются в характере выполняемых сотрудниками подразделений по конвоированию повседневных задач, наличием исторически сформировавшихся традиций, организационной культуры. Специфика деятельности подразделений по конвоированию заключается также в приближенности службы в них к воинской, поскольку сотрудники данных подразделений постоянно выполняют задачи с оружием в состоянии боевой готовности. В связи с этим к профессиональной пригодности кадров службы конвоирования предъявляются повышенные требования. Наличие этих и других особенностей организации и функционирования службы конвоирования в УИС необходимо учитывать при разработке нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по конвоированию осужденных и подследственных. Наиболее важным представляется исследование сущностных характеристик организационно-правового обеспечения специальных подразделений по конвоированию ФСИН России. Научно обоснованная разработка новых подходов к организационно-правовому обеспечению данных подразделений позволит повысить эффективность их деятельности и создаст необходимые условия для дальнейшего организационного развития службы. Одной из актуальных проблем в области организационно-правового обеспечения деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России является проблема совершенствования функциональной и организационной структуры службы конвоирования. Необходимы оптимизация структуры управления службой, разработка и внедрение новых методов управления, в том числе основанных на современных информационных технологиях. Такая работа в настоящее время уже проводится. Так, например, с августа 2008 г. осуществляется поэтапное внедрение навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в деятельность подразделений по конвоированию ФСИН России. Согласно плану ее поэтапного вне- 5 дрения в деятельность УИС, одной из сфер перспективного применения данной системы определено обязательное использование систем контроля за движением транспортных средств при конвоировании осужденных, что позволит обеспечивать слежение за состоянием и ходом развития оперативной обстановки в процессе конвоирования спецконтингента в режиме реального времени. Поэтому актуальной является потребность в проведении специальных исследований в области организации и функционирования службы конвоирования в УИС, которые позволят выработать эффективные пути ее совершенствования. На существование такой потребности указывают результаты проведенного в рамках настоящего исследования опроса сотрудников рассматриваемых подразделений. Данное исследование является попыткой системного изучения организационно-правового обеспечения служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России и направлено на поиск путей его совершенствования. Степень разработанности темы исследования. Проблемы организации правового регулирования конвоирования осужденных и подследственных рассматривались в трудах ученых в области уголовно-исполнительного права и организации правоохранительной деятельности: А.А. Аксенова, В.М. Анисимкова, В.П. Артамонова, З.А. Астемирова, Н.П. Барабанова, Л.Ш. Берекашвили, Н.И. Брезгина, Д.Б. Вальяно, М.А. Громова, С.О. Гурина, С.М. Зубарева, А.И. Зубкова, Б.Б. Казака, С.А. Кутукова, В.Н. Летунова, М.П. Мелентьева, Р.Г. Миронова, Д.А. Панарина, В.Б. Первозванского, Н.И. Петренко, С.М. Петрова, В.И. Старкова, В.А. Суровцева, Ю.В. Щедрина, И.В. Шмарова и др. Более детальному исследованию отдельных вопросов правового регулирования и организации деятельности специальных подразделений по конвоированию осужденных посвящены работы Н.П. Аленького, Н.Н. Барашкова, В.А. Белоусова, Н.В. Богорева, А.П. Герасимова, A.M. Киселева, С.Н. Рожнова, В.В. Рудакова и других ученых. 6 Между тем комплексного исследования организационно-правового обеспечения деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России не проводилось. Предпринимавшиеся вышеназванными исследователями попытки научного анализа организационно-правовых проблем конвоирования осужденных и подследственных не учитывали современного состояния УИС и проводимой в настоящее время уголовно-исполнительной политики. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу осуществления конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Предметом исследования являются теоретические, правовые и организационные проблемы деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию. Цель исследования заключается в комплексном анализе организационно-правовых основ деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию и выработке на их базе основных направлений их совершенствования. В соответствии с этой целью в диссертации решены следующие задачи: — выявлены особенности становления и развития службы конвоирования УИС; — на основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих организацию деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, намечены пути их совершенствования; — определены сущностно-смысловые характеристики реализации функции конвоирования в УИС, а также цели, задачи, функции и организационная структура специальных подразделений УИС по конвоированию; — исследовано содержание функций управления при организации конвоирования в УИС; 7 — выявлены сущностные черты процесса организации деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию; — раскрыты особенности организации контроля за деятельностью специальных подразделений УИС по конвоированию; — определены организационно-правовые проблемы, возникающие в деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию в условиях закрепления достигнутых результатов реформирования УИС, и разработаны меры по их разрешению. Методологическую основу исследования составили общие и частные научные методы познания процессов и явлений окружающей действительности. В работе использованы сравнительно-правовой, логико-юридический, конкретно-социологический, статистический и исторический методы исследования. Важнейшим элементом методологической основы исследования является системный подход, применение которого позволило определить содержание системы управления деятельностью специальных подразделений УИС по конвоированию. Обращение к методу организационного моделирования способствовало определению структуры специальных подразделений УИС по конвоированию. Конкретно-социологические методы (наблюдение, анкетирование, опрос экспертов, интервьюирование) позволили выявить проблемы, возникающие в организации деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, а также выработать основные меры, направленные на совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию. Теоретическую основу исследования составляют положения науки социального управления, теории государственного управления, криминологии, психологии, теории государства и права, конституционного, административного, уголовно-исполнительного и иных отраслей права. В работе использованы международные стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний, научные труды в области менеджмента, 8 государственного управления, управления в органах безопасности, органах внутренних дел, УИС. Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, уголовно-исполнительное и административное законодательство, подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Эмпирическая основа исследования включает в себя: а) результаты опросов и анкетирования 300 сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию; б) официальные данные правовой статистики; в) материалы практической деятельности органов и учреждений УИС (отчеты и планы работы управлений, отделов и служб территориальных органов и центрального аппарата ФСИН России, доклады руководителей различного уровня, информационные обзоры, материалы передового опыта и др.). Кроме того, при написании работы был использован многолетний личный опыт автора на должностях, обеспечивающих и организующих работу специальных подразделений по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, в период службы во внутренних войсках МВД России. Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что автором проведено комплексное исследование, направленное на выработку научных принципов и методических рекомендаций по оптимизации организационно-правового обеспечения деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию в современных условиях функционирования ФСИН России. Существующие научные разработки в этом направлении затрагивали лишь отдельные частные вопросы темы диссертационного исследования и не учитывали последних 9 изменений в уголовной и уголовно-исполнительной политике Российского государства. Достижение цели исследования потребовало применения новых подходов к изучению организационно-правовых основ деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, рассмотрения отдельных аспектов организации их деятельности, которые еще не были предметом специального анализа. В диссертации сформулирован и уточнен ряд научных понятий по теме исследования, проведен анализ организационно-функционального и организационно-технологического аспектов деятельности подразделений УИС по конвоированию, рассмотрены вопросы оценки эффективности деятельности службы конвоирования УИС, обоснованы и определены направления совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности подразделений УИС по конвоированию. Диссертация выполнена в условиях принятия новых Европейских пенитенциарных правил, ряда концепций и федеральных целевых программ по основным и обеспечивающим направлениям деятельности ФСИН России. В частности, при разработке мер по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию автор обращался к Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 гг.)», Концепции воспитания работников УИС на период 2006-2010 гг., Ведомственной аналитической программе «Кадровое обеспечение деятельности УИС на 2007-2009 гг.», Плану поэтапного внедрения навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в деятельность УИС на 2008-2020 гг., Среднесрочной перспективной концепции развития службы конвоирования и специальных перевозок ФСИН России на период до 2010 г. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Обосновано место подразделений УИС по конвоированию в организационной структуре УИС с учетом исторического опыта становления и развития службы конвоирования осужденных. Специфику современного функ- 10 ционирования данных подразделений обусловливают проблемы, связанные с утратой преемственности при их передаче из системы МВД России во ФСИН России, что особо отражается на выполнении ими задач автономно от мест постоянной дислокации и в состоянии боевой готовности. 2. Авторское определение понятия «конвоирование в УИС», под которым предлагается понимать вооруженное сопровождение осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, в пути их следования за пределами учреждений УИС, под охраной караулов специальных подразделений по конвоированию ФСИН России. 3. Содержание функции конвоирования и специальных перевозок в УИС определяет особенности организационно-правового обеспечения деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию. К функциям-задачам данных подразделений относятся: исключение возможности совершения побега из-под стражи; охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей, от нападения на них; противодействие попыткам освобождения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из-под конвоя; обеспечение надлежащего порядка в пути следования конвоя; осуществление специальных операций в особых условиях (побеги осужденных и др.). 4. Характер выполняемых подразделениями УИС по конвоированию задач и функций обусловливает наличие особенностей в управленческой деятельности руководителей данных подразделений. Ключевым элементом в управленческой деятельности руководителей подразделений УИС по конвоированию является формирование и поддержание системы охраны, которая представляет собой группировку сил и средств, создаваемую для обеспечения охраны конвоируемых лиц. 5. Особенности реализации функции планирования в деятельности подразделений УИС по конвоированию заключаются в том, что в процессе разработки планов важную роль играет организация взаимодействия между подразделениями УИС по конвоированию и другими структурными подразделениями органов и учреждений УИС, а также органами государственной 11 власти (органами внутренних дел, органами государственной власти субъектов Российской Федерации). 6. Обоснована необходимость совершенствования организационного механизма осуществления конвоирования в УИС. Для повышения эффективности организационно-правового обеспечения деятельности подразделений УИС по конвоированию необходима разработка методических рекомендаций по технологии управления данными подразделениями. Автором разработаны Методические рекомендации по организации деятельности подразделений УИС по конвоированию в территориальных органах УИС. 7. Обоснована необходимость внедрения в практику управления подразделениями УИС по конвоированию комплексного плана мероприятий по недопущению чрезвычайных происшествий, преступлений и нарушений служебной дисциплины среди личного состава специальных подразделений УИС по конвоированию. Этот план должен включать в себя следующие разделы: влияние организаторской и воспитательной работы на результаты оперативно-служебной деятельности, укрепление дисциплины, порядка и законности; обеспечение гарантий правовой и социальной защиты сотрудников и членов их семей; психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности личного состава; информационно-пропагандистская и государственно-правовая работа с личным составом; профессионально-нравственное и культурно-эстетическое воспитание сотрудников. 8. Разработана система мер, направленных на совершенствование профессиональной подготовки сотрудников подразделений УИС по конвоированию, которая включает в себя: развитие ведомственных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для службы конвоирования УИС; повышение эффективности стимулирования служебной деятельности сотрудников подразделений УИС по конвоированию. Обоснована необходимость изменения системы кураторства структурных подразделений центрального аппарата ФСИН России за ведомственными учебными заведениями. Необходимо наделение профильных служб федерального органа УИС 12 полномочиями по осуществлению контрольно-наблюдательных и методических функций по отношению к ведомственным учебным заведениям. 9. Предложения по совершенствованию правового обеспечения организации и функционирования службы конвоирования в УИС, включающие в себя: — разработку и принятие закона о службе в УИС; — внесение изменений в п. 117 и 326 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию УИС (утверждена Приказом Минюста России / МВД России от 24 мая 2006 г. № 199-дсп/№ 369-дсп), заключающихся в разрешении личному составу караулов, осуществляющих конвоирование воздушным путем, иметь при себе травматическое оружие и электрошокеры; — внесение изменений в Приказ ФСИН России от 22 февраля 2006 г. № 69 «О распределении обязанностей между заместителями директора Федеральной службы исполнения наказаний», а также в Приказ ФСИН России от 30 августа 2006 г. № 591 «Об утверждении Порядка организации кураторства в уголовно-исполнительной системе и Рекомендаций по ведению контрольно-наблюдательного (накопительного) дела территориального органа ФСИН России (учреждения, исполняющего наказания)» в части, касающейся наделения профильных служб федерального органа УИС полномочиями по осуществлению контрольно-наблюдательных и методических функций по отношению к ведомственным учебным заведениям; — разработку и принятие ведомственного нормативного акта по организации взаимодействия подразделений УИС по конвоированию с органами государственной власти при осуществлении конвоирования осужденных и подследственных; — заключение специальных соглашений о сотрудничестве между УИС и органами государственной власти в сфере организации конвоирования. 13 Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются использованием методологии комплексного подхода к изучению организационно-правового обеспечения деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России, апробацией основных выводов в данных подразделениях, получивших положительную оценку. В ходе конкретно-социологического исследования, проведенного автором в органах и учреждениях УИС, с помощью специально разработанной анкеты были опрошены сотрудники служб конвоирования. Достоверность результатов исследования подкреплена практическим опытом работы автора в рассматриваемых подразделениях. Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена объективной потребностью в теоретическом осмыслении и организационно-правовом обеспечении деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию. Полученные в ходе исследования результаты позволили сформулировать на научной основе теоретические положения, определяющие сущностные черты организации деятельности рассматриваемых подразделений, их функциональную структуру и ряд других теоретических положений. Практическая значимость исследования заключается в разработанных автором рекомендациях по совершенствованию деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию. По его мнению, выявление и результативное разрешение совокупности организационно-правовых проблем, связанных с деятельностью специальных подразделений по конвоированию ФСИН России, совершенствование форм и методов организационно-правового обеспечения их деятельности, адекватных сегодняшним рыночным, криминогенным и социально-правовым реалиям, в значительной степени будут способствовать повышению эффективности функционирования данных подразделений. Результаты исследования мoгут быть использованы в практической деятельности пенитенциарных учреждений, при разработке нормативных 14 правовых актов, подготовке и переподготовке руководителей и специалистов подразделений по конвоированию, а также стать основой для дальнейших исследований в области организации деятельности службы конвоирования в УИС. Апробация и внедрение результатов исследования. Научные результаты исследования были обсуждены на международной научно-практической конференции «Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации» (г. Вологда, 2006), международных научно-практических семинарах: «Организационно-правовые проблемы реализации кадровой политики в органах и учреждениях ФСИН России» (г. Вологда, 2005 г.), «Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы» (г. Вологда, 2006 г.), «Проблемы правового регулирования и организации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы» (г. Вологда, 2007 г.) и др. Основные положения, выносимые на защиту, отражены в 10 научных публикациях по теме исследования. Отдельные материалы диссертации внедрены в учебный процесс Вологодского института права и экономики ФСИН России, Академии права и управления ФСИН России, а также практическую деятельность Управления конвоирования и спецперевозок ФСИН России, Управления по конвоированию УФСИН России по Вологодской области, Управления по конвоированию ГУ ФСИН России по Республике Башкортостан. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. 15 Содержание работы Первая глава «Теоретико-правовые основы функционирования специальных подразделений по конвоированию ФСИН России» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Становление и развитие службы конвоирования российской пенитенциарной системы» проводится исторический анализ становления и развития службы конвоирования осужденных и лиц, заключенных пол стражу, в России. История создания этих подразделений тесно связана с формированием внутренней стражи, созданной в 1811 г. Основным ее назначением являлась охрана общественного порядка. Кроме того, согласно Положению для Внутренней стражи 1811 г., подразделения внутренней стражи «могли быть употребляемы для препровождения преступников и на отряжение нужных часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам»[1]. С момента создания и наделения внутренней стражи функцией конвоирования арестантов происходит развитие применяемых в ходе реализации данной функции методов и средств. В 1817 г. вводится этапная система доставки арестантов и ссыльных к местам отбывания наказания, суть которой заключалась в том, что создавались этапные команды, сопровождавшие осужденных до границы с соседней губернией, где их принимали местные конвоиры. В 1861 г. для этапирования начинают применяться специально оборудованные телеги. Наряду с методами и средствами конвоирования осужденных развиваются организация и обеспечение службы конвоиров. Происходит совершенствование системы отбора кандидатов на службу в подразделения внутренней стражи. Преимущественно данные подразделения формировались из лиц, проходивших службу в армейских частях. При этом переводу в губернские 16 батальоны внутренней стражи из армейских частей в первую очередь подлежали отличившиеся в военных кампаниях и отмеченные боевыми наградами лица. Совершенствование организации конвоирования осужденных, сопровождавшееся периодическими изменениями структуры военных округов и передачей функции управления этапно-пересыльной службой из одного подразделения Главного штаба в другое, было направлено на повышение эффективности охраны конвоируемых осужденных и снижение количества побегов из-под конвоя. В 1880 г. главный инспектор по пересылке арестантов, руководивший всей этапно-пересыльной службой, переходит в подчинение сформированному Главному тюремному управлению, при этом он остается «в непосредственном ведении Военного министра». Такое двойное подчинение руководителя конвойной стражи должно было способствовать более тесному взаимодействию подведомственных подразделений с тюремным начальством, особенно на местах. Сложившаяся структура «заведования» конвойными командами и этапированием арестантов без существенных изменений просуществовала вплоть до апреля 1918 г. В 1907 г. Николай II утвердил Устав конвойной службы — первый устав в российской истории, который вобрал в себя многолетний практический опыт конвойного дела, все самое лучшее и ценное. В начале 1918 г. вопрос реорганизации пенитенциарной системы вновь остро обсуждается, и конвойная стража снова преобразуется, но уже на новых, советский принципах. Численность команд сократилась почти вдвое, должность главного инспектора по пересылке арестантов переименовалась в главного инспектора конвойной стражи. С этого времени конвойная стража несколько раз переходит из подчинения одного ведомства в другое: в 1922 г. она вошла в войска ГПУ, в 1925 г. было создано Центральное управление конвойной стражи Союза ССР, в 1939 г. конвойные войска вошли в состав внутренних войск, в мае 1951 г. конвойные войска переименовываются в 17 конвойную охрану МВД СССР, внутренние войска — во внутреннюю охрану МГБ СССР. В 1954 г. Главное управление внутренней охраны и Управление конвойной охраны были объединены в Главное управление внутренней и конвойной охраны МВД СССР. Правовое регулирование организации конвойной службы в первые годы советской власти осуществлялось Временным уставом конвойной стражи СССР 1928 г. 29 сентября 1939 г. приказом НКВД СССР был утвержден Устав службы конвойных войск, который четко определил назначение и задачи конвойных войск. В 1939 г. издается Положение о конвойных войсках СССР, где наряду с задачами определялись организация и подчинение этих войск. Эти документы обобщили опыт конвойных войск, накопленный за весь период их существования. Современный этап развития организации службы конвоирования в УИС ознаменовался передачей в 1998 г. функции планового конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения от внутренних войск МВД России в УИС. 11 декабря 1998 г. Министерством юстиции Российской Федерации были утверждены штаты специальных подразделений по конвоированию территориальных органов УИС, а также созданы управления (отделы) по конвоированию. Во втором параграфе «Нормативно-правовые основы организации деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России» анализируются действующие нормативные правовые акты в области организации конвоирования осужденных. Различные аспекты деятельности службы конвоирования УИС, как показало исследование, регулируются достаточно большим массивом нормативных правовых актов, системный анализ которого позволил выделить международный, федеральный и ведомственный уровни правового регулирования деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России. 18 На международном уровне организация и функционирование службы конвоирования в УИС регламентированы как универсальными, так и специальными международными правовыми актами. К первой группе таких актов относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Декларация о защите всех лиц от пыток и других бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др. К международным правовым актам специального характера относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г., которые закрепили в качестве требований обращения с осужденными меры, принимаемые администрацией учреждений для защиты осужденных от оскорблений и унижений при перемещении (пр. 45), учет совместимости осужденных при размещении в спальных помещениях, а также организацию постоянного надзора за осужденными ночью (пр. 9). Кроме того, деятельность сотрудников подразделений УИС по конвоированию основывается на международных стандартах, закрепленных в Европейских пенитенциарных правилах 2006 г., Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г., Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 г. В целом нормы, содержащиеся в названных международных правовых актах, образуют собой правовой каркас, на котором строится система гарантий соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных при их конвоировании. Анализ федерального законодательства, регламентирующего организацию и функционирование службы конвоирования УИС, позволил выделить основные отраслевые группы законов: конституционно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и уголовно-исполнительные. Сложность и многоаспектность функционирования специальных подразделений по конвоированию ФСИН России определяют его 19 правовую регламентацию посредством правовых актов различной отраслевой принадлежности. Анализ содержания норм различных отраслевых законов позволил автору сделать вывод о том, что ключевая роль в правовом регулировании организации и функционирования службы конвоирования УИС принадлежит нормам уголовно-исполнительного и административного права, которые содержатся в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1997 г. и Законе Российской Федерации «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 1993 г. Исследование содержания нормативных правовых актов показало, что они не лишены недостатков. За пределами правового регулирования остаются достаточно важные участки функционирования конвойных подразделений. Разработка и принятие правовых актов, направленная на устранение данных недостатков, будет способствовать повышению эффективности деятельности службы конвоирования УИС. В третьем параграфе «Сущностно-смысловые характеристики реализации функции конвоирования и спецперевозок в УИС» анализируются цели, задачи, функции и организационная структура специальных подразделений УИС по конвоированию. На основе этимологического анализа понятия «конвоирование» в работе делается вывод о том, что данная категория используется в различных сферах жизнедеятельности общества. В первую очередь, применение конвоирования относится к военной и правоохранительной сторонам деятельности государства. При этом применительно к каждой из них сущность и содержание конвоирования имеют специфические черты. Особенность конвоирования, осуществляемого специальными подразделениями УИС, определяется его целями, в качестве которых выступают изоляция и охрана осужденных при их перемещении. На основе классификации конвоирования, осуществляемого в УИС, автором выявляются сущностные черты его отдельных видов. Каждый из видов конвоирования предполагает соответствующее организационно-правовое 20 обеспечение. В связи с этим необходимо совершенствование организационно-правовых основ осуществления отдельных видов конвоирования в УИС. Применение функционального анализа позволило автору определить содержание осуществляемых специальными подразделениями УИС по конвоированию функций. Специфика данных функций обусловливает наличие особенностей в управлении службой конвоирования в УИС. Такие особенности отражаются как на функциях управления, так и на организационной структуре управленческих аппаратов. Исследование функциональной и организационной структур подразделений УИС по конвоированию позволило автору выявить проблемы в организации их деятельности. Во многом они обусловлены недостатками организации взаимодействия подразделений по конвоированию с другими структурными подразделениями органов и учреждений УИС, а также органами государственной власти. Вторая глава «Технология обеспечения служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России» включает в себя три параграфа. В первом параграфе «Реализация функций управления при организации конвоирования» исследуются вопросы реализации общих, основных и обеспечивающих функций управления подразделениями УИС по конвоированию. На основе анализа различных подходов к определению сущности функций управления и их классификации автором раскрываются особенности реализации функций управления применительно к такому направлению деятельности УИС, как конвоирование осужденных. В качестве функций-задач службы конвоирования в УИС выступают: — исключение возможности совершения побега из-под стражи; — охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей, от нападения на них; — противодействие попыткам освобождения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из-под конвоя; 21 — обеспечение надлежащего порядка в пути следования конвоя; — осуществление специальных операций в особых условиях (побеги осужденных, захват заложников и др.). Содержание каждой из перечисленных функций-задач имеет особенности, которые определяют содержание функций-операций применительно к управлению специальными подразделениями УИС по конвоированию. Специфические черты такой функции управления, как сбор и обработка информации, заключаются в характере самой информации, которая относится к деятельности служб конвоирования. В частности, при организации конвоирования собираются сведения о состоянии и особенностях маршрутов конвоирования, местах несения службы, категориях осужденных, подлежащих конвоированию, укомплектованности подразделений по конвоированию и их обеспеченности вооружением, техникой и другими материальными средствами, а также другие сведения, связанные с конвоированием осужденных. Актуальной проблемой реализации функции сбора и обработки информации в деятельности подразделений УИС по конвоированию является повышение оперативности ее обработки. Одним из вариантов решения указанной проблемы может стать внедрение в практику управления службой конвоирования современных информационных технологий, например, таких как навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. Для широкого использования подобных технологий необходимо создание соответствующих правовых предпосылок. Закрепление в ведомственных нормативных актах порядка внедрения в деятельность подразделений по конвоированию современных информационных технологий позволит повысить эффективность конвоирования осужденных. Анализ содержания таких функций управления подразделениями УИС по конвоированию, как анализ, программирование, планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль и оценка результатов деятельности, позволили автору выявить сущностные черты 22 управления подразделениями УИС по конвоированию. Обращение к эмпирическим данным и анализ статистики способствовали определению направлений совершенствования функций управления службой конвоирования УИС. Во втором параграфе второй главы «Реализация основных элементов процесса организации деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию» исследуются особенности управленческого труда руководителя подразделения по конвоированию. Ключевым элементом управленческой деятельности руководителя подразделения по конвоированию являются формирование и поддержание системы охраны, которая представляет собой группировку сил и средств, создаваемую для обеспечения охраны конвоируемых лиц. Обращаясь к категории «управленческое решение», автор рассматривает основные элементы процесса управления деятельностью подразделений УИС по конвоированию. В работе раскрываются отличительные черты управленческих решений, принимаемых в процессе конвоирования осужденных. Данные черты отражаются в различных формах служебных документов, используемых при организации конвоирования в УИС. На основе изучения актов управления, а также практики деятельности подразделений УИС по конвоированию выявлены особенности организации подготовки караулов к несению службы. Отдельное внимание в процессе управления подразделениями по конвоированию уделяется определению маршрутов осуществления конвоирования. Актуальной проблемой в этой области является недостаточное развитие инфраструктуры тех регионов, где проходят такие маршруты. Решение данной проблемы во многом зависит не только от руководства УИС, но и от местных властей. Исследуя организационный механизм осуществления конвоирования в УИС, автор выявляет особенности такого его элемента, как организация розыска бежавших осужденных. 23 Третий параграф второй главы «Организация контроля деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию и оценка ее эффективности» посвящен рассмотрению особенностей осуществления контроля деятельности подразделений УИС по конвоированию. Опираясь на существующие теоретические подходы к определению функции контроля, автор раскрывает содержание системы контроля в деятельности подразделений УИС по конвоированию. К принципам осуществления контроля деятельности подразделений УИС по конвоированию относятся постоянство, оперативность, объективность, систематичность и всесторонность, гласность, экономичность, эффективность. Основными субъектами осуществления контроля являются начальник территориального органа УИС и его заместители. При этом по поручению министра юстиции Российской Федерации, директора ФСИН России и их заместителей, курирующих службу конвоирования, проверки деятельности подразделений по конвоированию могут проводиться специально назначенными для этих целей лицами. Подразделения по конвоированию проверяются на предмет соответствия несения службы требованиям руководящих нормативных документов, наличия осужденных в камерах, готовности караула и др. Алгоритм осуществления контроля деятельности подразделений УИС по конвоированию состоит из следующих операций: изучение условий службы и обстановки среди личного состава подразделения, проверка соблюдения осужденными установленного режима содержания, предъявление требований по устранению выявленных недостатков, при необходимости оказание помощи в этом, а по вопросам, требующим решения старших начальников, доклад вышестоящему начальнику. Оценка эффективности деятельности подразделений УИС по конвоированию осуществляется на основе критериев и показателей эффективности, которые группируются следующим образом: надежность охраны и качество 24 несения службы; использование сил и средств на службе; состояние связи, технических средств охраны, сигнализации, установленных на спецтехнике; сохранность, организация хранения вооружения, боеприпасов и спецсредств; состояние учебной, материальной и технической базы; состояние исполнительской дисциплины. Существующая система критериев и показателей эффективности деятельности подразделений УИС по конвоированию должна развиваться параллельно с развитием организации деятельности этих подразделений. В третьей главе «Совершенствование организационных и правовых основ функционирования специальных подразделений по конвоированию ФСИН России» обосновывается система мероприятий по повышению эффективности организационно-правового обеспечения службы конвоирования УИС. В рамках совершенствования нормативно-правового регулирования организации и функционирования службы конвоирования в УИС необходимы разработка и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты. В частности, отсутствие на сегодняшний день специального закона, регулирующего порядок прохождения службы в органах и учреждениях УИС, негативно отражается на социально-правовой защищенности сотрудников подразделений УИС по конвоированию и способствует оттоку опытных кадров. В связи с этим уже давно назрела потребность в принятии закона о службе в УИС. Анализ выявленных в ходе исследования проблем в области организации взаимодействия между подразделениями УИС по конвоированию и другими органами государственной власти позволяет сделать вывод о том, что существует потребность в нормативном правовом акте, который бы регламентировал порядок такого взаимодействия. Одним из актуальных направлений совершенствования деятельности подразделений УИС по конвоированию является формирование организационного механизма осуществления конвоирования в УИС. Исследование прак- 25 тики управления конвойными подразделениями показало, что необходимо внедрение новых форм и методов управления в деятельность руководителей службы конвоирования. Кроме того, требуется внести изменения в существующий порядок подготовки управленческих решений по организации конвоирования осужденных, принимаемых начальниками территориальных органов УИС. Улучшение динамики развития подразделений УИС по конвоированию напрямую зависит от применения в практике управления ими технологий программно-целевого планирования, разработки комплексных, проблемных планов. Обращаясь к положительному опыту в области профессиональной подготовки сотрудников подразделений УИС по конвоированию, автор обосновывает необходимость совершенствования системы обучения таких сотрудников. В целях стимулирования труда сотрудников положительный результат приносит организация профессиональных конкурсов среди личного состава подразделений по конвоированию. Развитие практики таких конкурсов позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и тем самым будет способствовать повышению эффективности функционирования службы конвоирования в УИС в целом. В заключении излагаются основные теоретические выводы и практические предложения, вытекающие из результатов исследования организационно-правового обеспечения деятельности специальных подразделений по конвоированию ФСИН России. 26 Материалы диссертации опубликованы в девяти работах общим объемом 6,3 п.л.: Издания, рекомендованные ВАК Минобрнауки России: 1. Кондрашин О.В. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров ФСИН России: организационно-правовые аспекты // Российский следователь. — 2007. — № 21. — С. 31-33 (0,6 п.л.). Другие издания: 2. Кондрашин О.В. Служба конвоирования: история и перспективы. // Сборник научных статей адъюнктов и соискателей ВИПЭ ФСИН России. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. — Вып. 2. — С. 46-53 (0,4 п.л.). 3. Кондрашин О.В. Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки сотрудников для специальных подразделений по конвоированию ФСИН России // Организационно-правовые проблемы реализации кадровой политики в органах и учреждениях ФСИН России: Сборник материалов научно-практического семинара (Вологда, 15 ноября 2005 года) / Под ред. Р.В. Нагорных. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. — С. 103-111 (0,4 п.л.). 4. Кондрашин О.В. Правовое регулирование и организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров УИС: организационно-правовые аспекты // Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы: Сборник материалов международного научно-практического семинара (Вологда, 20 апреля 2006 года). — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. — С. 102-108 (0,6 п.л.). 5. Кондрашин О.В. Правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы как один из факторов преобразований уголовно-исполнительной политики государства // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: Сборник материалов международной научно-практической кон- 27 ференции (Вологда, 14-15 декабря 2006 года): В 2 ч. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. — Ч. 2. — С. 19-22 (0,3 п.л.). 6. Кондрашин О.В. В тени великих побед (внутренние войска в Великой Отечественной войне) // Служу закону. — 2008. — № 2(10). — С. 14-15 (0,9 п.л.). 7. Кондрашин О.В. Проблемные вопросы организации подготовки сотрудников для специальных подразделений по конвоированию ФСИН России // Совершенствование методики проведения занятий по огневой и тактико-специальной подготовке: Сборник материалов научно-практического семинара (Вологда, 16 ноября 2007 года). — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. -С. 8-13 (0,8 п.л.). 8. Кондрашин О.В. Задачи и содержание профессионального обучения сотрудников ФСИН России: организационно-правовые аспекты // Совершенствование тактико-специальных действий и боевых приемов борьбы в правоохранительных органах: Сборник материалов научно-практического семинара (Вологда, 14 марта 2008 года). — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. — С. 14-18 (0,9 п.л.). 9. Кондрашин О.В. Педагогическая сущность и содержание профессиональной подготовки сотрудников специальных подразделений по конвоированию ФСИН России // Актуальные вопросы повышения эффективности служебной деятельности и профессиональной подготовки сотрудников специальных подразделений по конвоированию ФСИН России: Сборник материалов международного научно-практического семинара (Вологда, 24 октября 2008 года). — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. — С. 50-62 (0,8 п.л.).
Приказ Рослесхоза от 24.05.2006 № 110 «О внесении изменений в Приказ Минюста России и МВД России от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию ».
ФКУ ОК УФСИН России по Ивановской области Федеральное казенное учреждение «Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» Адрес: 153025 г. Иваново, ул. Динамовская, д.12 Дежурная часть: 8(4932) 497-419 Начальник Егоров Михаил Владимирович подполковник внутренней службы Общая информация о ФКУ ОК УФСИН России по Ивановской области На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2013г. № 988-Р 21 01 января 2014 года…