Инструкция по составлению опорных схем

В настоящее время в условиях ориентации на
максимум усвоения учебного материала педагоги
усиливают поиски наиболее эффективных приемов
обучения. Важно обеспечить каждому школьнику
базовый уровень подготовки, представляющий
государственный стандарт образования, и создать
благоприятные условия тем, кто проявляет интерес
к обучению на повышенном уровне.

Из существующих форм наглядности на уроках
русского языка наиболее распространенными и
активно применяемыми сегодня являются опорные
конспекты, алгоритмы, схемы
, которые
представляют собой особую организацию
теоретического материала в виде графического
изображения
, зрительно подчеркивающего
соотношение зависимости явлений,
характеризующих определенную языковую проблему
(грамматическую, пунктуационную,
орфографическую). Такое изображение создается в
упрощенно-обобщенном виде. Систематическое,
грамотно применяемое, оно способно придать
сложному многоплановому процессу обучения
определенную цельность, стабильность.
Появляется возможность экономии времени при
работе с обширными комплексами понятий,
возможность дифференциации процесса обучения,
возможность использовать различные виды работ:
индивидуальную, фронтальную, групповую,
возможность обеспечения активной
самостоятельной работы ученика, а как следствие
самореализации ученика (в том числе в
сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Большое значение для успеха этой работы имеет содержание
и оформление
такой схемы-опоры, которая должна
быть системной, емкой по содержанию, краткой,
четкой по оформлению, простой, понятной по
восприятию и воспроизведению. В процессе работы
по опорным конспектам, схемам необходимо
учитывать этапы обучения, степень
подготовленности учащихся к восприятию и
анализу схемы, их способность записать,
проговорить информацию, а позже самостоятельно
ее составить в виде схемы или прочесть
незнакомую запись, расшифровать ее.

Работа по опорным конспектам может проводиться
в течение всех уроков изучения темы, что помогает
более глубокому пониманию и постепенному
запоминанию необходимого теоретического
материала. Постоянная работа по конспектам и
схемам, составление их при непосредственном
участии учащихся приводит к тому, что на
определенном этапе даже слабоуспевающие
учащиеся могут учиться самостоятельно,
пользуясь опорой, логично, связно изложить
лингвистический материал.

Опорная схема, алгоритм в отличие от
конспекта предполагает выделение более узкого
по объему, содержанию теоретического материала,
может служить своеобразным
инструментом-помощником в решении теоретических
задач
.

В конспекте, опорной схеме при помощи условных
сигналов, языковых терминов в определенной
логической последовательности излагается
главная информация по теоретическим блокам всей
темы, разделов лингвистики.

Если теоретический материал группируется в
крупные блоки, то появляется возможность
увеличения подачи теоретического материала на
уроке без перегрузки учащихся. По опорному
конспекту ученики составляют связный рассказ по
теории на лингвистическую тему. Алгоритм
помогает отработать ход рассуждений при
использовании того или иного правила.
Активизируется мыслительная деятельность, идет
развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то
содержание, которое стало предметом активных
действий. Поэтому особенность приема состоит в
том, что знания могут не только передаваться
детям в готовом виде, а приобретаться ими в
процессе изучения нового материала. В результате
такой работы у детей формируются умения
анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать;
развивается интерес к предмету.

Определенную трудность составляет планирование
материала блоками, разработка и выполнение
опорных конспектов
. Эта система работы требует
от преподавателя достаточно больших временных
затрат при подготовке к уроку, подборе материала,
подборе дополнительной литературы.

Работа проходит следующим образом:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников:
программ, учебников, справочной и методической
литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания,
отбор необходимого материала, отбрасывание
второстепенного. Содержание опорного конспекта,
алгоритма, схемы определяется содержанием
теоретического материала по данной теме.

Определение материала, который дети уже знают;

  • в новом материале выделяется второстепенная и
    главная информация;
  • определение порядка изложения материала,
    примеров, иллюстрирующих материал, перспектив
    заполнения опорного конспекта при последующем
    изложении.

3. Кодирование материала, составление
конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале
необходимо выделить опорные сигналы,
совокупность которых и составит, например,
опорный конспект по теме. Он будет состоять из
ключевых слов, аббревиатур, компактных записей
определений и формулировок, графических
сигналов, цифрового материала, стрелок, условных
обозначений.

Принципы создания опорного конспекта,
алгоритма, схемы.

1. Опора на сигнал — эквивалент смыслового
значения. Лаконичность: максимум закодированной
информации при минимуме визуальных печатных
знаков.

2. Принцип акцента на основных смысловых
элементах
. Основные смысловые элементы
выделяются различной конфигурацией блоков,
шрифтов, расположением слов, цветовым решением и
т.д. Конспект, алгоритм, схемы должны заострять
внимание на главном.

3. Структурность. Опорные конспекты,
объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3
до 5 тематических блоков. Их количество зависит
от объемности темы или раздела, но в любом случае
не должно быть избыточным. Каждый из блоков
представляет собой «микроконспект» по
какой-то подтеме и может быть воспроизведен в
отдельности.

4. Шрифт. Основными требованиями являются
соответствие величины букв возрастным
особенностям детей, ясность, гармония с общим
решением конспекта, алгоритма, схемы.

5. Принцип занимательности. Конспект,
алгоритм, схемы, ориентированные на детскую
аудиторию, должны быть интересны ребенку. Они
должны повышать образность, эмоциональность
восприятия материала. Следует избегать излишней
теоретизированности в передаче материала. Кроме
основного материала, возможно вводить
занимательный материал по орфографии,
пунктуации и т.д.

Примеры использования.

Объяснение нового материала.

Вариант 1.

1-й этап. Введение нового материала
(традиционные формы и методы). Параллельно с
объяснением идет составление опорного
конспекта.

а) Часть опорного конспекта, известная
учащимся, записывается на доске заранее;

б) конспект дополняется новыми понятиями
(записывается цветными мелом: например, зеленым —
новое, синим — примеры);

в) новые понятия учащиеся проговаривают хором,
отчетливо произнося каждый слог и соблюдая
правильное ударение; этот пункт записывается
учащимися в тетрадь;

г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте
указывается номер параграфа и страница, к
которой дети должны обратиться дома. Во время
записи конспекта у детей происходит не только
восприятие, но и осмысление нового.

2-й этап. Повторное объяснение
материала по составленному опорному конспекту. В
местах логических связок, в контрольных моментах
темы скорость речи уменьшается, выделяется
интонацией самое важное. Это позволяет охватить
несколькими фразами большие смысловые части,
дать возможность осмыслить тему целиком.

3-й этап. Ответы на вопросы детей по
отдельным моментам опорного конспекта.

Опорные конспекты в зависимости от содержания,
трудности теоретического материала, знакомого и
нового, могут строиться на одном уроке или
нескольких уроках.

Вариант 2.

На первых уроках изучения новой темы, после
знакомства с параграфом учебника и определения
объема знаний и умений, которые должны получить
учащиеся по теме, разграничения известной и
новой информации, которую необходимо усвоить,
составляем опорный конспект в отдельной
справочной тетради, разбив весь теоретический
материал на смысловые блоки. Теперь учебный
материал прочитывается ребятами еще раз, но уже
внимательно, по блокам, для извлечения главной
информации. Представленная в виде отдельных
условных обозначений, она постепенно заносится в
конспект. Для выразительности изображения мы
используем 3 цвета: зеленый для выделения новой
информации; красный в качестве сигнала
«внимание» — исключение, запомнить; синий —
для иллюстрации примерами, для всех остальных
обозначений.

Таким образом, учащиеся учатся составлять его
постепенно, с учетом закономерностей и
последовательности под руководством учителя.
При этом используются традиционные методы
объяснения материала: работа с учеником, слово
учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с
новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у
учащихся умения ориентироваться в нем, проверки
правильности и полноты записи в качестве образца
делается первичное озвучивание конспекта
учителем. На дом учащиеся получают задание еще
раз прочитать теоретический материал темы и
разобрать его по конспекту. На следующем уроке
используются различные формы работы с учащимися
по нахождению, восприятию, пониманию,
воспроизведению отдельных блоков и конспекта в
целом. Это беседы по вопросам, терминологический
диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у
доски, парные взаимоопросы, повторение. Работа по
опорному конспекту включена в уроки по
закреплению темы, ее обобщению и завершается
уроками контроля и работы над ошибками. Такое
построение учебной деятельности учащихся
способствует тому, что ученик многократно, но без
специального заучивания проговаривает
отдельные правила и учится строить связный
рассказ на лингвистическую тему.

Применение опорных конспектов и схем на уроках
русского языка освобождает время для
закрепления новых знаний и развития умений, что
дает возможность увеличить объем практической
работы на уроке. Затраты времени на изучение
нового и составления конспекта уменьшаются, а на
тренировочные работы, закрепление и
систематизацию могут увеличиваться.

Виды домашних заданий с использованием конспекта,
алгоритма, схемы:

  • анализ текста параграфов учебника и
    сопоставление его с опорным конспектом;
  • выявление неясного, непонятного в конспекте и в
    тексте параграфа, запись вопросов к учителю;
  • проговаривание изученного материала вслух
    кому-либо по опорному конспекту;
  • создание самостоятельное опорного конспекта в
    цвете (конспект может быть предложен для
    обсуждения в классе);
  • выполнение практических упражнений с
    использованием опорного конспекта

Памятка “Как работать с опорным конспектом
(алгоритмом, схемой) дома”.

  • Внимательно ознакомься с конспектом. Попробуй
    пересказать его содержание.
  • Подкрепи своими примерами каждое положение
    конспекта.
  • Прочитай материал по учебнику, сопоставь
    написанное в учебнике с конспектом (исправь
    ошибки, если они есть).
  • Рассмотри конспект. Что нужно знать и уметь,
    чтобы не делать ошибок на орфографическое
    правило? Помог ли ответить на этот вопрос
    конспект?
  • Если хочешь, сделай нужные тебе пометки в
    конспекте.
  • Расскажи (вслух) связно теоретический материал
    по опорному конспекту.

Знание опорного конспекта проверяется на
уроке.
Учитель отвечает на вопросы учащихся по
опорному конспекту (кому, что непонятно?). Слабоуспевающим
учащимся для воспроизведения опорного конспекта
могут сначала предлагаться конспекты-тренажеры,
которые представляют собой тот же опорный
конспект, но с пропусками, куда дети должны
вставить нужное понятие.

Учащийся рассказывает по домашнее задание.
Ответ обсуждается детьми либо комментируется
учителем. Оценка выставляется учителем. Дети
проговаривают домашнее задание в парах и
оценивают друг друга (при этом может быть
предложена памятка).

 

Закрепление материала с использованием
опорного конспекта, организация текущего
повторения материала на основе конспекта,
алгоритма, схемы возможно выстроить так:

1) проговаривание отдельных фрагментов, которые
вызвали затруднения у слабых учеников, сильными
учащимися;

2) проговаривание изученного материала в парах
по опорному конспекту;

3) коллективное выполнение языковых упражнений
по вопросам с целью закрепления логики
рассуждения по опорному конспекту.

Использование опорных конспектов, алгоритмов,
схем на уроках русского языка может быть полезно
в том числе и потому, что, как показывает опыт,

  • ученики менее затрудняются в
    ответах-сообщениях на лингвистическую тему;
  • контрольные работы по темам учащиеся выполняют
    более успешно;
  • появляется устойчивый интерес к урокам
    русского языка и литературы;
  • улучшается монологическая речь учащихся (в
    особенности в научном стиле);
  • идет развитие творческой инициативы учащихся;
  • формируются благоприятные
    морально-психологические условия обучения;
  • система построения уроков способствует
    развитию у детей логического мышления,
    наблюдательности, внимания, восприятия, которые
    создают фундамент для прочного овладения
    грамотой.

Литература.

  1. Аркин И.И. Словесность по стрелкам и компасам.
    //Русский язык и литература в средних учебных
    заведениях. УССР. — 1990. — N 12.
  2. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского
    языка в 5-9 классах. — М., Просвещение, 1985.
  3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании
    русского языка. — М., Просвещение, 1984.
  4. Короткова Т.Г. “Инновации в преподавании
    русского языка и литературы”
  5. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по
    русскому языку. М., Просвещение, 1991.
  6. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому
    языку.-М., Педагогика, 1992.
  7. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку.
    — М., Просвещение, 1983.
  8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами
    психолога. — М., Просвещение, 1987.
  9. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. — М.,
    Педагогика, 1988.
  10. Иллюстративный материал (примеры алгоритмов,
    схем, конспектов) создан учителем-автором статьи
    и активно используется в практике.

Статья: «Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала»

Автор:

Катаева Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Санкт – Петербурга ГБОУ школа № 430 Петродворцового района

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.

Поэтому одной из задач учителя является воспитание жизнеспособной личности – человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях. В создавшейся ситуации естественным стало появление разнообразных личностно — ориентированных технологий.

Одним из приоритетных направлений развития системы образования на современном этапе является повышение качества образования. Именно так данная проблема сформулирована в Программе развития образования. Решение этой проблемы во многом зависит от уровня подготовленности педагогических кадров, их умения работать по-новому. Сейчас в школьной практике применяется много новаций. Большинство современных образовательных технологий предполагает организацию на уроке активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей, особо востребованная в современном мире.

По программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

В свете введения ФГОС идея по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей.

Кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде — это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.

Учителю необходимо помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике.

Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных схем обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные схемы в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ.

Опорные схемы, которые я хочу представить, являются продуктом моей педагогической деятельности. При изучении теоретического материала дети не видят главного в материале параграфа, не могут составить ответ по предложенному вопросу; в крайнем случае, пересказывают содержание параграфа целиком.

Для более продуктивного усвоения и запоминания теоретического материала возникла идея использования опорных схемах, главным содержанием которых является материал определённого параграфа для учащихся 5-х классов; в 6 классе происходит дополнение и объединение учебного материала по теме; учащиеся 7- 8-х классов могут составлять схемы самостоятельно на основе тех, что были отработаны в предыдущих классах.

Использование опорных схем в данной ситуации очень уместно. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика — это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

Трудно добиться результатов при изучении русского языка, если школьники неактивны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.

Для повышения эффективности урока необходимо найти нетрадиционные формы и методы обучения, но всё новое – это хорошо забытое старое. И в этом случае нам может помочь опыт известных педагогов-новаторов.

 Теоретической базой моего опыта является, прежде всего, опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова и его последователя – Ю.С. Меженко. Идея их методики – увеличение объема изучаемого материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов».

Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Цель метода опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
  • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
  • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
  • Повышение интереса к изучаемому материалу.

Интеграция с ИКТ- технологиями (преобразование текстовой информацию в цифровую в виде презентаций). Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталова, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Метод опорных конспектов разработал и воплотил на практике Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, профессор. Он показал огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно – урочного обучения.

В.Ф. Шаталов обучал разных детей, с любыми индивидуальными данными.

Принципы методики :

-многократное повторение, обязательный поэтапный контроль , высокий уровень трудности , изучение крупными блоками ;

-личностно ориентированный подход;

-гуманизм ( все дети талантливы );

-учение без принуждения;

-бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, наличие перспективы для исправления, роста;

-соединение обучения и воспитания.

По его мнению, необходимо найти путь к каждому ученику. « Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства. От веры учителя в возможности своего ученика, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания».

Особенности содержания:

-материал вводится крупными дозами;

-поблочная компонента материала;

-оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов;

-опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражена подлежащая усвоению информация.

Итак, опорные сигналы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.

Ю. С. Меженко определил главную задачу опорных сигналов, которая заключается в «облегчении понимания новой информации, закреплении её благодаря тесному взаимодействию различных видов памяти: зрительной, образной, словесно-логической, ассоциативной, мнемонической, моторной (двигательной)». Практика Ю. С. Меженко показала, что использование данного средства для изучения теоретического материала по русскому языку дает возможность запомнить и осознать целый блок информации за более короткий срок, чем при ее разделении, сохраняя при этом целостность самого материала и его восприятия, а также логическую взаимосвязь отдельных опорных сигналов.

Такой подход соответствует психологическим особенностям, которые нашли подтверждение в многочисленных экспериментах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. О. Менчинской и других исследователей. Они доказали эффективность движения от абстрактного к конкретному, раннего сопоставления мелких понятий, а не изолированного изучения каждого из них.

Анализ работ перечисленных педагогов показал, что применение опорных сигналов обуславливается предоставлением ученикам возможности не только усвоить изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения.

Из всех существующих форм опорных сигналов наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме краткого графического изображения, которое обнажает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определённую языковую проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенной форме. При помощи схемы учащиеся, приученные к языку символов, смогут увидеть логическую закономерность.

Таким образом, схема вносит в процесс обучения некоторую новизну, учит школьников пользоваться особым видом записи теоретического материала. Схема как форма опорных сигналов в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Раскрывая внутри предметные связи (например, связь части речи и написания слова), демонстрируя логическое противопоставление языковых фактов, схема приводит школьников на верный путь рассуждения, к правильному способу решения лингвистической задачи.

Что такое опорная схема?

Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Основные функции опорных схем:

  • обобщение и систематизация;
  • снятие социального барьера;
  • оптимизация самостоятельной деятельности.

Схема – опора — опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме — опоре, выполняя практическое задание.

Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.

Требования к составлению опорных схем

  • Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание. Эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений,
  • При обучении детей следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой:

— обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения;

— заложить основы навыков учебной работы;

— привить интерес к родному языку, к чтению, книге;

— сформировать нравственные и эстетические представления;

способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям. В соответствии с этим, этот метод используется во всех классах. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. И в то же время, требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.

Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего проводить в чёткой и продуманной системе. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик уже знает. Но при этом забываем, что уже известное — это средний уровень трудности. А обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне трудности, и этот уровень для каждого индивидуален. Индивидуально и восприятие. Поэтому, если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и организовать самостоятельный поиск-исследование, то ученик открывает для себя заново уже знакомое, или, взяв в руки учебник, начинает чтение в ожидании самостоятельных открытий. Симон Львович Соловейчик писал о том, что «ни у одного ребенка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка бумаги, отпавший от учения».

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

Методы и приёмы использования схем на уроках

Опорные схемы представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению.

В процессе работы по опорным схемам необходимо учитывать:

  • этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы;
  • их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы, алгоритма;

Такая работа должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не «зазубриванию» его. Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже «слабые» учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить материал. Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала.

Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа. При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии.

Схема на уроке может:

— подготовить восприятие;

— являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления старого.

Схема уместна на разных этапах обучения:

— при вводе нового понятия;

 — при знакомстве с орфографическим правилом;

— при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Таким образом, опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все действенно и оперативно.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.

Для формирования функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.

Личностные результаты:

Использование предложенных схем позволяет каждому ученику (даже самому неуспешному) так или иначе, получить положительный результат по изучаемому теоретическому материалу, повысить свой рейтинг среди одноклассников, осознать свои возможности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Работая по данным схемам, учащиеся получают навык регуляции своих учебных действий; формируют умение выполнять задания по предложенным критериям; оценивать полноту выполненного задания.

Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:

– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);

– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);

– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;

– система работы с различными словарями.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

В результате работы с опорными схемами обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

Выводы:

Ускоренное  изучение  теоретического  материала с помощью опорных схем дает значительную экономию  учебного  времени, снимает с повестки дня  проблемы  перегрузки и  низкой  успеваемости  учащихся.

Значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету

Опорные  схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в  условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.

 Применение данной технологии способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Практическое использование опорных схем на уроках русского языка

Разработка системы заданий по опорным схемам.

Место применения: урочная и внеурочная деятельность.

Классы: 5 – 9

Цель схемы-таблицы: помочь запомнить учебный материал и использовать его в своей практической деятельности

Структура:

  • Схемы, составленные учителем по определённой теме – 5 класс
  • Объединённые схемы, составленные учителем и сильными учащимися по расширенной тематике – 6, 7 классы
  • Схемы, составленные учащимися самостоятельно –  7, 8 классы

Общая характеристика.

Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц. Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока — они читают их по схемам.

Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия.

На начальном этапе для учащихся 5-х классов составляю схемы в соответствии с материалом определённого параграфа или темы.

(Приложение 1).

На следующий год обучения, когда происходит расширение тем, составляем таблицы с учётом изученного и нового материала вместе с сильными учениками. Это 6-7 классы.

Постепенно к 8 классу все учащиеся уже могут составлять такие схемы самостоятельно. В начале учебного года распределяем темы между учениками, и они постепенно оформляют материал самостоятельно. В сильных классах такую работу можно начинать уже в 7 классе.

(Приложение 2)

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.

Варианты использования схем:

  • Прохождение нового материала (схема заполняется на уроке полностью или частично).
  • В качестве домашнего задания (схема заполняется дома самостоятельно целиком в соответствии с материалом параграфа).
  • Опора во время устного ответа (работа в парах)
  • Опора во время выполнения письменного задания (не контроль)
  • Опора во время сдачи зачётов (для слабых учащихся)

Результаты использования опорных схем

Учащиеся, в обучении которых применялись опорные схемы, имеют более высокие показатели по ВПР, промежуточной аттестации по сравнению с классами, где такая работа не велась.

Составленные опорные схемы представляют собой краткий курс морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, лексики, фонетики, морфемики и словообразования в таблицах, схемах и алгоритмах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этих разделов.

Выводы:

1. Ценность технологии заключается в следующем:

— лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

— структурность;

— удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.)

2.  Использование опорных схем на уроках помогает детям освоить навыки аналитической работы с текстом учебника, помогает в запоминании учебного материала, развивает логическое мышление.

3. Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.

Рекомендации к применению:

  • Применять данную систему работы возможно в любом классе основной школы.
  • Наиболее эффективно будет применение данных опорных схем в работе с детьми с ОВЗ или малоуспешными.
  • Только системное применение этой методики даст значимый результат.

В заключение хочется отметить, что не следует преувеличивать роль опорных конспектов и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений. Выбор способов обучения зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.

Имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему успешного обучения русскому языку или другому предмету, если подходить к ним, как и к другим способам обучения,

творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями его изучения.

Использование схем является одним из приёмов, облегчающих понимание учебного материала, в данном случае по русскому языку. При использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.

Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений, как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому материалу.

Поэтому я считаю, что метод составления опорных схем на уроках   является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного процесса по ФГОС. Кроме этого, положительные результаты, которые получены мной в процессе работы с опорными схемами, говорят об эффективности использования данного метода.

Завершая анализ своего опыта работы с опорными схемами, хочу отметить, что педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

Приложение 1.

Опорная схема для 5 – 6 классов

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

  1. Причастия делятся на две группы:………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

  1. Признак действительных причастий……………………………………………………

Действительные причастия имеют форму………………………………………………..времени.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени…………………………………….

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени…………………………………..

Признак страдательных причастий………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………….

Страдательные причастия имеют форму……………………………………………… времени

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени…………………………………..

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени…………………………………….

Имя существительное как часть речи. Род, склонение, число, падеж имени существительного. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

  1. Имя существительное – это……………………………………………………………………
  2. Имя существительное  имеет грамматические (морфологические) признаки: постоянные и непостоянные.
  3. Постоянные признаки: род, склонение.
  • Существительные бывают ……………………………………………………………………рода.

Примеры:……………………………………………………………………………………………

Бывают существительные общего рода на……………………………………………………………………

  • Существительные имеют ………………………..склонения.

К ………………………..склонению относятся существительные…………………………

Примеры:………………………………………………………………………………………………

Ко …………………………..склонению относятся существительные……………………..

Примеры:……………………………………………………………………………………………………

К …………………………склонению  относятся………………………………………………

Примеры:……………………………………………………………………………………………………

Приложение 2.

Опорная схема для 6-7 классов

Правописание Ь на конце слов после шипящих в разных частях речи.

Существительное

Прилагательное

Наречие

Глагол

Ь пишется

1.В существительных

 3 склонения женского рода (ночь)

Примеры:…………….

1.На конце всех наречий (прочь)

Примеры:…………………..

1.В неопределённой форме глагола (беречь)

Примеры:……………………..

2.В окончаниях глаголов

2 лица единственного числа настоящего или будущего времени (помоешь)

Примеры:…………………….

3.В глаголах повелительного наклонения (спрячь)

Примеры:……………………..

Ь не пишется

1.В существительных 1 и 2 склонения (луч)

Примеры: ……………………..

2.В существительных 1 склонения родительного падежа множественного числа (много туч)

Примеры:……………………..

1.В кратких прилагательных (горяч)

Примеры:……………………….

1.В словах – исключениях

УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ

ПРИМЕЧАНИЕ: После слова «примеры» добавить свои примеры (не менее трёх) по аналогии со словами в скобках.

Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение –

средняя
общеобразовательная школа №1 имени В.И. Фадеева

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ – ОПОР

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

 (из опыта работы)

Журкина Марина
Валерьевна

                                                
                    учитель начальных классов

ст. Калининская

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

стр.3


Что такое опорная схема?

стр.3


Практическое применение опорных схем по русскому
языку

стр.4


Результаты

стр.11

Заключение

стр.12

Список
литературы и интернет источников

стр.12

Введение

«Время – вот
главная ценность учителя начальной школы. Вот что прежде всего отнимают у него
слабые ученики и вот что должен он выиграть: время для большого количества
упражнений, для безостановочного повторения. Почему в любой работе возможен
ритм и темп, а урок то и дело приходится фактически прерывать,
чтобы
вытянуть ответ у одного, дождаться, пока допишет строку другой?»

Симон
Львович Соловейчик
[1]

Один из способов
экономить время – специальные схемы.

Включить каждого
ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по
изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков — вот цель, которую
помогают достичь так называемые опорные схемы. Они выставляются на доску по
мере надобности, по той теме, по которой идет работа. Это – способ внешней
организации мыслительной деятельности детей. Использование опорных схем на уроках – считаю необходимым
и важным моментом в своей работе. Поэтому я обратилась к данной теме.

Всё новое – это
хорошо забытое старое. Так ещё в начале своей педагогической деятельности я,
интересовалась методикой С.Н.Лысенковой и некоторое время использовала её на
своей работе. Мне очень нравится и методика преподавания

1 Что такое
опорная схема?

Опорные схемы — это
оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка
выводы, которые рождаются в момент объяснения. От традиционной наглядности они
отличаются тем, что служат опорами мысли, опорами действия. Школьники строят
свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Ни один из них при
этом не чувствует себя беспомощным.
На опорную схему
можно смотреть, когда отвечаешь у доски, — оценка не снизится. Пускай она
помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. И время экономится: ждать,
пока ребенок вспомнит правило, сообразит, как его применить и, наконец, что-то
скажет, уже не надо. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства,
а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на
суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Очень важное
условие в работе со схемами — то, что они должны постоянно подключаться к
работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю
лучше учить, а детям легче учиться.

Схемы-опоры
обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока.
Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на
это драгоценное время урока: они читают их по схемам. Читают сегодня, завтра.
Через неделю уже не читают – усвоили, обрели сознательный навык работы в
соответствии с правилом. Постепенно опора становится ненужной – сначала
сильным, потом средним, потом и слабым. Различие лишь в сроке пользования ею:
для одних день, для других неделя, для третьих месяц.

Как известно, у
каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая,
зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно
используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении
нового материала с помощью схем работают зрительная и слуховая память, причём
способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового
понимания сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения
знаний подключается двигательная (моторная) память. Итак, схема как средство
наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся
параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к
решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и
мыслительную деятельность учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его
успешным. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале,
способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в
конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Схема привлекает простотой составления  (это
может сделать каждый учитель и простой ученик) и простотой применения,
поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а
для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других
пособий.

Схема уместна на разных этапах обучения:
при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке,
закреплении и повторении учебного материала.

  Опорные
схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно
предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в
третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и
индивидуальных заданиях.

 Систематическое и
целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно
не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память,
мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства
учеников.

Всего основных
функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения,
снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности.

2 Практическое
применение опорных схем по русскому языку

Наиболее
эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и
составляет. Очень часто занимаясь неуспевающими детьми приходится делать для
них  схематические рисунки, позволяющее наглядно и доступно объяснить материал.
Таким образом, создаются схемы-опоры.
Материал для них
избирается из разных  источников: программы, учебники, справочной и
методической литературы, периодических изданий, интернета или берутся уже
готовые  и проверенные на практике схемы.

При
введении в новую тему схема может составляться прямо на уроке.
Составив
схему – опору, учащиеся сверяют её с правилом в учебнике и делают выводы.

Изучая тему:
«Правописание предлогов и приставок» применяю опору «Предлоги пиши
отдельно!»
В опоре представлено все необходимое для работы: орфограмма –
пробел и ее графическое обозначение, перечислены различные предлоги, указаны
способы проверки, дан пример – образец.

http://festival.1september.ru/articles/412529/img10.JPG

Схема-опора может
выглядеть и так.    

    010.gif

Её я использовала 
и на этапе повторения изученного материала и неоднократно перед проведением
диктантов, выполнении самостоятельных работ, где наиболее часто данная
орфограмма встречалась. Дети по схеме отвечают на вопросы:

1. Что показывает
мягкий знак (ь) в слове: солькараськоньки и
др.?.

2. Что показывает
мягкий знак (ь) на конце и в середине слова ?

Пример работы над
строением слова. Эта схема служит алгоритмом разбора слова по составу.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0cec/00055093-ed1015ae/hello_html_6e244f14.jpg

Наряду с лентой
букв, изучая материал о буквах и звуках русского языка и при звукобуквенном
разборе, можно использовать следующие опоры:

 http://bankvkredit.ru/qmoxgokiwo/5692   http://1.bp.blogspot.com/-fFbEjf7ayBU/VHbHQUguk-I/AAAAAAAAFsg/wm4ZNi5_hqU/s1600/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA1.jpg

На мой взгляд,
заслуживает внимания схема-опора, которая наглядно и ёмко представляет материал
о йотированных гласных: указывает, какие гласные и в каких случаях обозначают
два звука. К этой схеме можно обращаться и при звукобуквенном разборе.

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/720000/719314-facb12dde8d500b4.jpg

Буквы Е и И в
окончаниях имен существительных. Такие схемы учащиеся изготавливают
самостоятельно для использования при работе дома.


1-е скл.


2-е скл.


3-е скл.


Р. п.


И



И


Д. п.


Е



И


П. п.


Е


Е


И

В процессе работы
по обобщению накопленных ранее знаний «Безударные гласные пишутся так же,
как и ударные в родственных словах» рождается схема:

image

Теперь
в работе над словом по теме правило каждый раз читается по схеме.

В настоящее время
особое внимания уделяется разграничению понятий «однокоренное слово» и «форма
слова»
, разбору слов по составу, словообразовательным упражнениям и т.д. В
этом направлении предлагаю использовать следующую опору.

http://festival.1september.ru/articles/412529/img8.JPG

Такая
запись выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых
невозможно обойтись при выборе окончания — Е или — И: склонение и падеж.
Работая с данной схемой при выполнении практических заданий, ученик поневоле
запоминает её уже потому, что зрительная память детей этого возраста обычно
неплохо развита.

Следующая схема
помогает дать характеристику предложению.

Предложение


По цели

(для
чего

произно

сятся)


повествовательное

(содержит
рассказ,

повествование)


вопросительное

(
содержит вопрос)


побудительное

(содержит
приказ

или
просьбу)


Вчера мы ходили в парк.


Который час?


С прогулки

возвратись

вовремя!


По интонации


восклица-

тельное


Очень

красиво!


невоскли-

цательное

Очень

красиво.


восклица-

тельное


Сколько

ты
съел?!


невоскли-

цательное

Сколько

ты
съел?


воскл.

Иди

сюда!


невоскли-

цательное

Иди

сюда.

Предложения
по цели высказывания делятся на три группы: повествовательное, вопросительное,
побудительное. Детям младшего школьного возраста трудно понять, что любая из
этих групп по интонации может быть восклицательной или невосклицательной.
Именно схема даёт четкое представление о том, какие виды предложений бывают.
Примеры, приведённые в схеме, показывают разницу в обозначении интонации.

Во
время изучения темы «Связь слов в предложении» проводится очень важная работа,
помогающая детям понять структуру предложений — моделирование, или составление
схем.

http://festival.1september.ru/articles/412529/img3.JPG

Работая
над темой «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?» применяю
следующую опору.

http://festival.1september.ru/articles/412529/img5.JPG

На уроках русского
языка при изучении приставок и суффиксов постоянно присутствуют опоры,
содержащие перечень распространенных приставок и суффиксов.

http://festival.1september.ru/articles/412529/img9.JPG

Введение крупных
блоков теоретического материала осуществляется с также помощью опорных схем (по методике В.Ф.Шаталова).
Подача материала крупным блоком и объединение его в целостную систему
освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает
возможность увеличить объем практической работы на уроке. По первой схеме «Имя
существительное» ребенок легко воспроизводит правило, а вторая работает уже на
выработку орфографической грамотности.

http://fabrikar.ru/klatetvih/5180             http://www.filolog.org/Oblozki/142-1-.png

http://2.bp.blogspot.com/-e6o4Cvk0dME/UMRSUxiiHAI/AAAAAAAAAsE/_u5ZatcpB2c/s1600/3530959-e78fe3cc07d27ec4.jpg

Сейчас мои ученики
в 4 классе изучают тему «Глагол» с опорой на схему по методике В.Ф.Шаталова.

http://2.bp.blogspot.com/-YFDIsm2OfkE/UK0TFNvPUTI/AAAAAAAAAX8/RJ6zcYHqo-8/s1600/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41.JPG

3
Результаты

Использование
данной методики при изучении русского языка, несомненно, даёт определённые
результаты.

Во-первых,
значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык
самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по
предмету.

Во-вторых,
использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала
учащихся, развитию речи, мышления.

Использование схем
позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и
активизировать познавательную деятельность детей. Схемы помогает учителю
донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать
вывод о том, что использование схем необходимо при обучении детей младшего
школь
ного возраста.

Заключение

В школу ребята
приходят с различным уровнем подготовки, а данный подход позволяет всем
ученикам работать на уроке активно, вне зависимости от способностей и
обученности, развивает орфографическую зоркость. Особенно это большое подспорье
и поддержка слабым ученикам, именно они легче и лучше воспринимают образы,
нежели стандартные правила. Создание на уроке опор, работа над алгоритмом,
поиск решения проблемы или исследование повышают уровень мотивации,
заинтересованности ребенка в собственном труде, а это приводит, в конечном
счете, к успеху.

Схемы — опоры в
своей педагогической деятельности я применяла всегда. Но думаю, что они
особенно нужны сейчас, когда в разы увеличился объём информации. Применяю их и
не только на уроках русского языка, но и на математике.

Подводя
итоги, могу сказать, что использование в учебном процессе опорных сигналов и
схем решает целый комплекс проблем учителя:

·       
для
детей урок превращается в увлекательно-познавательный процесс;

·       
 урок
выстроен и с теоретической, и с практической стороны, дети-визуалы и дети-аудиалы
работают на равных;

·       
мощный
визуальный ряд, подкрепленный объяснением учителя, усиливает во много раз
качество усвоения материала школьниками;

·       
урок
соответствует новым стандартам и новым взглядам на формат обучения.

Список литературы
и интернет источников

1.Соловейчик С. Л. Вечная радость. М., 1986. 368 с.

2
Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М., 1985. 175 с.

3.
Справочник в таблицах. Русский язык, математика 1 – 4 класс.- М., 2006. 128.

4.
Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Изд-во “Школа-пресс”,

1997.

5. Обучение
по методике В.Ф.Шаталова/

https://infourok.ru/obuchenie_po_metodike_v.f.shatalova-462007.htm

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Опорные схемы

по русскому языку для 5 класса

С. Брылино- 2014год

Оглавление

Оглавление ……………………………………………………………..с. 2

Введение ………………………………………………………………..с.3 – 5

Опорная схема «Части речи»…………………………………………..с. 6

Опорная схема «Имя существительное»……………………………….с. 7-10

Опорная  схема «Имя прилагательное»……………………………….с. 11-12

Опорная схема «Глагол»………………………………………………….с. 13-15

Список литературы ……………………………………………………….с.16

Введение

         При изучении любой учебной дисциплины необходима системность, которая предполагает множество элементов, находящихся в отношениях и связях  друг с другом, образующих определенную целостность и единство. Это значит, что в языкознании так же, как и в любой другой науке, применим подход, в основе которого лежит системное рассмотрение объекта, который, в свою очередь, сам является системой. Он ориентирует на создание  единой теоретической картины в форме символа. Таким символом может стать опорный конспект. Кодирование учебной информации, умение дешифровать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развернутом виде – важные навыки, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.

         Технология работы с опорными конспектами была предложена и разработана В.Ф. Шаталовым, развита его последователями Ю.С. Меженко (на уроках русского языка) и О.И. Любимовым (уроки литературы). В 80-90 годы ХХ века эта технология вызвала жаркие споры ее противников и сторонников. Противники считали, что превращение языковедческой проблемы, и в особенности литературного произведения, в «стрелки» и символы, не несущие никакой смысловой нагрузки, исключающие логическую связь формы и содержания, губят «живую душу» таких предметов как русский язык и литература».

         Сторонники же считают,  опорные конспекты —  приспособление к особенностям о мышления и памяти школьника. Применяя принцип крупноблочной подачи теоретического материала, учитель получает возможность увеличить количество часов на развитие письменной и устной речи, тем самым развивая не только грамотность учащихся, но и практические навыки овладения языком.

         Уже не одно десятилетие в педагогике ведется спорт о целесообразности применения опорных конспектов и алгоритмов на уроках русского языка и литературы. Опыт работы показывает, что   опорный конспект, не являясь единственным методом проведения урока,  помогает систематизировать знания школьников, решить главную задачу на сегодняшний день – формирование компетенций.

         Опорные конспекты по русскому языку  обычно мною применяются на этапе объяснения нового материала. При  составлении опорного конспекта    мы используем  сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто  наши опоры  представляют собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. У нас нет определённых цветов для выделения той или иной информации, каждый выбирает тот цвет, который больше нравится. В результате получается яркая картинка, легко запоминающаяся.                                                                                                                                                     Овладение техникой составления опорных схем представляет собой несколько этапов:

  I этап —  5-ый класс. Опора представляется ребятам в готовом варианте. При объяснении нового материала   рисую на доске схему или алгоритм. Ученики работают вместе со мной в специальных  тетрадях (опорах). На этапе закрепления полученных знаний (на том же уроке) учу детей пользоваться составленной схемой. Учащиеся многократно слышат и проговаривают морфологические признаки изучаемой части речи или  правило выбора орфограммы. К концу урока учащиеся уже достаточно хорошо запоминают морфологические категории той или иной части речи  или   правило,  что  облегчает подготовку домашнего задания.

II этап – 6-ой класс. Опорные схемы составляются совместно с учителем  или самостоятельно учащимися. В 6-ом классе опоры используются не только при изучении нового материала, но и на этапе обобщения. Самостоятельное составление опорных схем способствует развитию индивидуальных  способностей школьников, логического мышления. Зачётными  занятиями   предусматривается воспроизведение составленных ранее схем.

 III этап – 7-ой класс. К 7-ому классу учащиеся владеют методикой составления опорных схем, поэтому большей частью составляются самостоятельно. Причём, составление схем не ограничивается материалом, предложенным   учебником, учащиеся при работе используют дополнительные источники.   Семиклассники отмечают, что при помощи схемы гораздо легче запомнить морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи, а также орфографические правила.

Использования  опорных  схем на уроках русского языка помогает добиться

— прочного усвоения теоретических знаний, формирования прочных навыков его применения;

— овладения учащимися навыками грамотной речи с использованием терминов;

— формирования навыков грамотного письма у всех учащихся, в том числе и у слабых;

— сокращения времени на выполнение домашнего задания, т.к. делает его более понятным, не требуется заучивания правила из учебника;

— понимания учащимися критерия учительской оценки, делает ее более объективной за счет оценки воспроизведенной схемы и умения её применять;

— умения систематизировать знания, когда ученики самостоятельно облекают теоретический материал в схему;

— экономии времени на тренировочные упражнения и упражнения по развитию речи;

— эффективной организации повторения как на протяжении учебного года, так и при подготовке к экзамену.

Таким образом,  с  опорными конспектами можно работать с 5 по 11 класс:             

 — при изучении нового материала;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          — при повторении и систематизации изученного материала;

— при подготовке к ОГЭ  и ЕГЭ;

— при выполнении домашнего задания;

— с классом и при индивидуальном обучении.                                                        

Обучение с помощью опорных конспектов  способствует развитию:

— коммуникативных универсальных учебных действии:  строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

познавательных универсальных учебных действий: строить логическую цепь рассуждения, приводить  доказательства, извлекать необходимую информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

регулятивных универсальных учебных действий: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

При составлении  опорных схем  у школьников  формируются  навыки  правильного, аккуратного  оформления конспекта, грамотной речи,  умения  выделять главное. Использование конспекта в процессе выполнения практических заданий предусматривает многократное обращение к нему, что ведёт к запоминанию  без заучивания.

В данном пособии предлагается материал по составлению опорных схем для 5-ого класса.                     

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по составлению должностной инструкции
  • Инструкция по составлению геологических карт масштаба 1 200000
  • Инструкция по составлению бюджетных смет
  • Инструкция по составлению бухгалтерского баланса
  • Инструкция по составлению баланса металлов на обогатительных фабриках