На чтение 12 мин. Опубликовано
Содержание
- Условия транспортирования опасных отходов
- Условия транспортирования опасных отходов
- Разъяснение по транспортированию отходов
- Перевозка отходов производства — знаки опасности
- Условия транспортирования опасных отходов: разработанная инструкция по транспортированию отходов
- План действий в аварийной ситуации при перевозке опасных грузов
- Транспортирование ртутьсодержащих отходов
Условия транспортирования опасных отходов
Если ваша организация занимается транспортированием отходов, то вам должны быть интересны требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов, условия транспортирования опасных отходов . Поскольку очень часто органы ГИБДД проводят рейды на дорогах и целенаправленно останавливают машины- мусоровозы, машины с признаками соответствующего груза и запрашивают определенный перечень документов у водителей. Транспортирование отходов:
В случае, если документы отсутствуют — составляется протокол осмотра и далее документы передаются в надзорные органы для привлечения либо водителя, либо юридического лица ( или совместно) по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Что такое транспортирование отходов? Обратимся к ФЗ-89:
Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Т.е. транспортирование отходов считается их перемещение вне пределов земельного участка ЮЛ или ИП. Внутри земельного участка предприятия требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов не применяются.
Условия транспортирования опасных отходов
Статья 16 ФЗ-89 — Требования к транспортированию отходов:
Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
— наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
— соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
С 01 марта 2022 года:
— наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Надо добавить, что у ЮЛ или ИП, занимающегося транспортированием отходов 1-4 классов опасности соблюдением условия транспортирования опасных отходов должна быть лицензия на осуществляемый вид деятельности.
Если вывозимый вид отхода относится к группе отходов ТКО, то к требованиям, указанным выше еще добавляется оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации, что подтверждают разъяснения для лицензиатов:
Разъяснение по транспортированию отходов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЛЯ ЛИЦЕНЗИАТОВ
На основании подпункта 5 пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности возможно только при наличии лицензии.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Положения N 1062 лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при его намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов I — IV классов опасности, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее — Правила N 1156), определен термин «мусоровоз», под которым понимается транспортное средство категории N, используемое для перевозки ТКО.
Согласно ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение» транспортными средствами категории N являются механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.
В силу положений пункта 27 вышеуказанных Правил, транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 года.
В свою очередь виды отходов, относящихся к ТКО, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, согласно которому относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
Учитывая изложенное, одним из требований, предъявляемых к специальному образованию транспортных средств, планируемых к использованию или используемых для транспортирования видов отходов, отнесенных к ТКО, с 1 января 2018 года является оснащение заявляемых транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации, что подтверждается при проведении внеплановой проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованием.
Цель данного решения — минимизация возможности выгрузки отходов вне оборудованных полигонов, предназначенных для их размещения.
Законодательные требования к условиям транспортирования опасных отходов вы прочитали.
Перевозка отходов производства — знаки опасности
Условия транспортирования опасных отходов: разработанная инструкция по транспортированию отходов
Инструкция по транспортированию опасных отходов производства и потребления
1.Общие положения
1. Настоящая Инструкция по перевозке опасных отходов автомобильным транспортом создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1994 г. № 372, Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г №73, с Приказом Минтранса РФ от 14.10.1999 №77 ( если транспортируется ТКО, то добавить — Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 ) и определяет основные условия к перевозке опасных отходов автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортированию и чрезвычайных обстоятельствах.
2. Организация перевозок
1. Общий контроль за сбором, транспортированием и передачей сторонним организациям образующихся на предприятии опасных отходов осуществляет инженер по охране окружающей среды.
2. Ответственным за транспортирование опасных отходов назначается водитель транспортного средства.
В обязанности ответственного лица за транспортирование груза входит:
- соблюдение экологических требований и требований пожарной безопасности с момента погрузки отходов в транспортное средство и до момента их передачи на хранение (переработку) сторонним организациям;
- обеспечение сохранности груза от места отправления до места назначения;
- внешний осмотр (наблюдение за погрузкой и креплением груза) и контроль за приемкой опасных отходов в местах получения ( передачи) отходов;
- сдача грузов по прибытии на место назначения.
3. Решение о допуске транспортного средства к перевозке опасных отходов принимается начальником транспортного цеха после технического осмотра транспортного средства.
4. Необходимость сопровождения специалистами транспортировки опасных отходов определяет инженер по охране окружающей среды. В тех случаях, когда сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, последний должен быть проинструктирован начальником транспортного цеха. За инструктаж ответственность несет начальник транспортного цеха.
5. Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производится по весу или штучно.
3. Организация системы безопасности при транспортировке опасных отходов
1. Организация системы безопасности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, соблюдения условий транспортирования опасных отходов возлагается на транспортный цех, выполняющий перевозку опасных грузов, и грузополучателей.
2. Практические мероприятия по обеспечению системы безопасности осуществляются – транспортным цехом совместно с грузополучателями.
3. В случае возникновения инцидента при перевозке опасных отходов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в Плане действия в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов.
4. Контроль за погрузочно-разгрузочными операциями опасных отходов на транспортные средства ведет лицо — ответственное за транспортировку.
5. Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляются силами и средствами транспортного цеха с соблюдением всех мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару.
6. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые ручным способом, должны выполняться с соблюдением всех мер личной безопасности привлекаемого к выполнению этих работ персонала.
7. Использование грузозахватных устройств погрузочно-разгрузочных механизмов, создающих опасность повреждения тары и произвольное падение груза, не допускается.
8. Совместная перевозка отходов различных классов опасности на одном транспортном средстве разрешается только в пределах правил допустимой совместимости раздельного хранения отходов.
4. Ликвидация последствий аварий или инцидентов
1.Ответственный за обращением с опасными отходами разрабатывает План действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировке опасных отходов.
2. В Плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировке опасных отходов устанавливается порядок оповещения, принятия срочных мер по ликвидации последствий аварии, наличие средств индивидуальной защиты.
3. В случае аварийных инцидентов водитель и сопровождающее лицо могут действовать самостоятельно в ликвидации последствий инцидента. В случае возникновения чрезвычайной ситуации сопровождающее лицо или водитель обязаны вызвать аварийную бригаду.
4.В случае дорожно -транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза при необходимости вызывает аварийную бригаду.
Аварийная бригада, прибывшая на место аварии, в ходе ликвидации последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты.
5. Действия лица, сопровождающего груз (аварийной бригады) на месте происшествия аварии или инцидента включают: обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного опасного отхода; оповещение начальника транспортного цеха о случившейся аварии, инциденте.
6.Аварийная бригада, прибывшая на место аварии, инцидента должна обеспечить в случае необходимости эвакуации водителя; провести дезактивацию, дезинфекцию; обезвреживание места розлива, россыпи и т.п. опасного отхода, спецодежды; оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
7. Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий инструмент и оборудование:
- набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства;
- огнетушители, лопату и необходимый запас песка для ликвидации розливов нефтепродуктов и (или) тушения пожара;
- не менее одного противооткатного упора на каждое транспортное средство, размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства и диаметру его колес;
- два фонаря автономного питания с мигающими (или 4 постоянными) огнями оранжевого цвета и должны быть сконструированы таким образом, чтобы использование не могло вызвать воспламенение перевозимых грузов;
- аптечку.
8.Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбираются с учетом свойств перевозимого опасного отхода и должен быть инертным или иметь инертное покрытие по отношению к опасному отходу.
9. Гофрированные и другие картонные ящики должны быть достаточно прочными, водоустойчивыми (сохранять при намокании механическую прочность).
10. Тара (упаковка) с опасными отходами должна быть надежно закреплена в кузов автомобиля.
5. Требования к водителям и персоналу, обслуживающему перевозки
1. Водитель транспортного средства при перевозке опасных отходов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящую Инструкцию и пройти инструктаж.
2. Инструктаж водителей транспортных средств, занятых на перевозках опасных отходов, включает:
-изучение системы безопасности при перевозке опасных отходов, ознакомление со свойствами перевозимых опасных отходов и особенностями перевозки конкретного вида отхода;
-обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, дезинфекция и т.п.);
-порядок информирования соответствующих должностных лиц о происшедшем инциденте.
3. Водители, занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных отходов.
4. В транспортных документах должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных отходов, инструктажа и медицинского контроля.
5.К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и прошедшие инструктаж.
6. Водитель, осуществляющий перевозку опасных отходов, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
— технический паспорт на транспортное средство, отметку о прохождении ТО;
— путевой лист с указанием маршрута перевозки;
— план действий в аварийной ситуации;
— адреса и телефоны должностных лиц организации, дежурных частей органов ГИБДД, расположенных по маршруту движения.
7. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в организацию.
8. В случае возникновения инцидента водитель обязан:
— не допускать посторонних лиц к месту инцидента;
— при необходимости сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГИБДД, вызвать скорую медицинскую помощь, аварийную бригаду, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
— в соответствии с Планом действий в аварийной ситуации принять меры по ликвидации последствий инцидента;
— по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГИБДД и здравоохранения проинформировать их о возможной опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.
9. За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а сопровождающее лицо (при его наличии) за креплением груза в кузове и за сохранностью тары.
План действий в аварийной ситуации при перевозке опасных грузов
План действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировании отходов
В случае возникновения аварийной ситуации и необходимости ликвидации последствий аварий или инцидентов ответственный за транспортирование опасных отходов (водитель) должен:
1. Обследовать место аварии, определить масштабы аварии.
2.Оповестить о случившемся:
— начальника транспортного цеха *****
3. Принять срочные меры по ликвидации последствий аварии:
— выставить ограждение вокруг зараженного участка и оповестить окружающих о недопустимости нахождения на указанном участке, локализовать (по возможности, ликвидировать) очаг аварий;
— оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
— соблюдая меры предосторожности, до приезда спасательной бригады приступить к ликвидации аварии и ее последствий.
4. В случае незначительной аварийной ситуации (при разрушении корпусов единичных ламп) ликвидировать аварию собственными силами путем обработки зараженного участка 1 % раствором калия.
5. Средства индивидуальной защиты: дыхательный аппарат и защитные перчатки.
6. Бой стекла и металлические детали, образовавшиеся после разрушения корпусов ламп в отдельный металлический контейнер, закрыть.
7. Бой стекла и металлические детали, образовавшиеся после разрушения корпусов ламп, в металлическом контейнере передать на утилизацию совместно с использованными люминесцентными (ртутными) лампами.
При аварийной ситуации в процессе транспортировки аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с электролитом необходимо:
— место разлива электролита засыпать песком, нейтрализовать разлитый отработанный электролит: для кислотных батарей — 2,5% раствор питьевой соды.
— после нейтрализации электролита собрать загрязненный песок в пластмассовую емкость (контейнер).
Для ликвидации возгорания пожароопасных отходов следует использовать следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену, порошковые и углекислотные огнетушители, песок.
При аварийной ситуации в процессе транспортирования отходов на полигон — собрать россыпь в кузов машины.
Условия транспортирования опасных отходов в целом собраны в этой статье. По мере актуализации будут обновляться и требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов здесь.
Транспортирование ртутьсодержащих отходов
Оборудование транспортных средств газоанализатором — одно из новых требований Росприроднадзора для лицензиатов при получении лицензии на транспортирование ртутьсодержащих отходов.
Источник
- Документация по обращению с отходами производства и потребления
- Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
- Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов
- Документация по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
- Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности
- Паспорта (свидетельства) опасных отходов
- Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»
- Документация о Порядке осуществления производственного контроля в области обращения с отходами
- Документация по объектам размещения отходов (при их наличии).
- Документация в области обеспечения требованиий к транспортированию отходов
1. Документация по обращению с отходами производства и потребления
Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:
- приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
- инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
- документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.
Основание:
ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.
Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
В ОмГТУ проводятся курсы повышения квалификации по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV класса опасности»
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Основание:
ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
[…]
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
[…]
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
[…]
ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
[…]
Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»
Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.
Являясь исходными данными для расчета нормативов образования отходов, а также для определения источников образования отходов и их качественного состава, результаты инвентаризации отходов представляются в составе раздела «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.
В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).
Основание:
ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
[…]
Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
Основание:
ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
[…]
Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, обязаны быть в наличии:
- документы, подтверждающие передачу отходов сторонним организациям в течение учетного периода;
- документы, подтверждающие сбор (прием) отходов в течение учетного периода, с приложением паспортов на отходы I-IV класса опасности (материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности);
- документы, подтверждающие факты использования, обезвреживания и размещения отходов хозяйствующим субъектом на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
- акты приема отходов, накладные (приходные, расходные, товарно- транспортные и др.), счета-фактуры, при использовании отходов самим хозяйствующим субъектом – данные бухгалтерского учета.
5. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в случае осуществления деятельности).
Основание:
ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
[…]
Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062
«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности«
Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности подтверждает право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) и является документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в соответствии с действующим законодательством.
6. Паспорта (свидетельства) опасных отходов.
Основание:
ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
[…]
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712
«О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»
Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445
«Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт установленной формы. Заверенную хозяйствующим субъектом копию паспорта, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности направляют в территориальный орган Росприроднадзора.
Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
7. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Основание:
ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[…]Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.[…]
Приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 № 828
«Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) и формированию официальной статической информации»
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17
«Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления по итогам отчетного года.
Статистическая отчетность 2-ТП (отходы) составляется на основании данных проводимого учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
8. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Основание:
ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[…]1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.[…]
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области обращения с отходами представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя мониторинг, аналитический контроль и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
9. Объекты размещения отходов (при их наличии).
Основание:
ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[…]
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
[…]
ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[…]
- Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
-
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
-
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
- Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
- Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
-
При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
[…]
Приказ Минприроды России от 30.09.2011 №792
«Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, являющийся частью государственного кадастра отходов.
Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
Информация об объекте размещения отходов направляется в Росприроднадзор для присвоения номера объекту размещения отходов и принятия правовых актов о включении указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
10. Требования к транспортированию отходов.
Основание:
ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
1. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
2. Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
-
Бесплатные курсы
-
Платные продукты
-
Услуги
-
Секретный раздел
-
Индивидуальное обучение
-
Примеры экологических проектов
Поделиться ссылкой на сайт
Не пропустите:
Поиск по сайту
Новые или обновленные материалы раздела
-
Порядок осуществления контроля в области обращения с отходами
-
Форма «Журнал движения отходов»
-
Практическое руководство по экологии
-
Инструкция № Э-3/отх По обращению с отходами 3-4 класса опасности, содержащими нефтепродукты: «масла отработанные», «шлам нефтеотделительных установок», «всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей)», «отработанные автомобильные фильтры»…
-
Инструкция по обращению с отходами 4 класса опасности «Аккумуляторы щелочные отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом»
Инструкции по обращению с опасными отходами
title Filter
Количество строк:
1 | Инструкция по охране труда при обращении с опасными отходами производства |
2 | Инструкция по сбору, хранению и отгрузке отработанных ГСМ и промасленной ветоши (3 класса опасности) |
3 | Инструкция о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления |
4 | Инструкция о порядке обращения с отработанными маслами |
5 | Инструкция по безопасному обращению с отходами |
6 | Инструкция по нейтрализации отработанной серной кислоты аккумуляторных батарей (2 класса опасности) |
7 | Инструкция по обращению с отходами 1 класса опасности «Ртутные лампы люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» |
8 | Инструкция по обращению с отходами 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» |
9 | Инструкция по обращению с отходами 2 класса опасности «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом» |
10 | Инструкция по обращению с отходами 4 класса опасности «Аккумуляторы щелочные отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом» |
11 | Инструкция по обращению с отходами производства для Хабаровского мостоотряда |
12 | Инструкция по обращению с отходами производства на ООО «Предприятие» г. Минск |
13 | Инструкция по обращению с отходом II класса опасности «Кислота аккумуляторная серная отработанная» в ООО «Сетевое предприятие» |
14 | Инструкция по организации сбора, временного хранения, учета и сдачи отработанных нефтепродуктов |
15 | Инструкция по сбору, хранению и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп. |
16 | Инструкция по сбору, хранению, перевозке малоопасных отходов |
17 | Инструкция по сбору, хранению, перевозке твердых бытовых отходов и мусора |
18 | Инструкция по сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку отработанных аккумуляторных батарей |
19 | Инструкция по сбору, хранению, учёту, сдаче и перевозке малоопасных отходов (отработанные шины, золошлаки, смёт с территории, пыль щебёночная, мусор от бытовых помещений) |
20 | Инструкция по сбору, хранению, учёту, сдаче и перевозке отработанного масла (ГСМ) и маслосодержащих отходов (ветошь промасленная, опилки промасленные, фильтра отработанные промасленные) |
21 | Инструкция по сбору, хранению, учёту, сдаче и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп |
22 | Инструкция № Э-2/отх По обращению с отходами 2 класса опасности «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом» |
23 | Инструкция № Э-3/отх По обращению с отходами 3-4 класса опасности, содержащими нефтепродукты: «масла отработанные», «шлам нефтеотделительных установок», «всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей)», «отработанные автомобильные фильтры»… |
24 | Положение о производственном экологическом контроле |
25 | Порядок осуществления контроля в области обращения с отходами |
26 | Практическое руководство по экологии |
27 | Программа производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятии |
28 | Технологический регламент обращения с ртутьсодержащими отходами |
29 | Технологический регламент по обращению с отработанными люминесцентными ртутьсодержащими лампами |
30 | Технологический регламент при обращении с отходами |
31 | Форма «Журнал движения отходов» |
32 | Щебень и песок из шлаков электросталеплавильного производства для бетонов. Технические условия |
33 | Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия |
Навигация по сайту
- Главная
- Примеры проектов для экологов
- Примеры разделов ПМООС
- Примеры проектов СЗЗ
- Примеры проектов ЗСО (зон санитарной охраны)
- Примеры проектов ПДВ (предельно допустимых выбросов)
- Примеры ПНООЛР
- Примеры проектов ОВОС
- Примеры разделов ПОС
- Примеры проектной докуметации
- Примеры ИЭИ (инженерно-экологических изысканий)
- Примеры инвентаризации источников выброса
- Инженерные изыскания
- Примеры ОВОС. Оценка воздействия на окружающую среду
- Примеры расчетов для экологов
- Примеры расчетов образования строительных отходов
- Примеры расчетов выброса в атмосферу
- Примеры расчета шума
- Примеры расчетов по воде
- Примеры расчетов образования отходов
- Каталог обучающих курсов
- Отходы
- Состав отходов
- Пример расчета класса опасности отходов
- Расчет класса опасности
- Инструкции по обращению
- Литература для определения состава отходов
- Поиск состава отходов
- Литература для расчета объемов образования отходов
- Примеры ПНООЛР
- Прием отходов
- Полигоны в ГРОРО
- Сканы лицензий на отходы
- Документы для проведения расчета класса опасности отходов
- Почвы
- Вода объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования
- Предельно допустимая концентрация вещества в атмосферном воздухе населенных мест
- Вода объектов рыбохозяйственного значения
- Предельно допустимая концентрация вещества в продуктах питания
- Токсикологические показатели (LD, LC) и другое
- Рекультивация земель
- Ликбез по рекультивации земель
- Документы по рекультивации земель
- Стандарт предприятия по рекультивации земель
- Климатические характеристики
- Шумовые характеристики
- Шумовые характеристики измельчительного оборудования
- Шумовые характеристики насосов
- Шумовые характеристики вакуумных насосов и компрессоров
- Шумовые характеристики самолетов
- Статьи
- Скачать
- Об авторе
- Новости сайта
- Карта сайта
- Каталог разработчиков природоохранной документации
- Паспорта безопасности
- Видеокурсы для экологов
- Книги для экологов
- Сборники для экологов
- Программы для экологов
- Видеокурсы для экологов
Авторизация
Сборник расчетов |
|
---|---|
![]() |
|
Расчет объемов образования отходов, без использования специализированных программ. |
|
Узнать больше и заказать |