Инструкция по тушению пожаров в электроустановках организаций республики беларусь

Национальный реестр (карточка) |reestr

Название акта

Об утверждении Инструкции по тушению пожаров в электроустановках организаций Республики Беларусь

Вид акта, орган принятия, дата и номер принятия (издания)

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь от 28 мая 2004 г. № 20/15

Регистрационный номер Национального реестра

8/11180

Дата включения в Национальный реестр

01.07.2004

Дата вступления в силу

14.07.2004

Источник(и) официального опубликования

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 107, 8/11180 (опубликован — 14 июля 2004 г.)


Текст правового акта в актуальном состоянии Вы можете посмотреть в информационно-поисковой системе ЭТАЛОН-ONLINE по следующей ссылке.

Купить 

Обозначение Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 28.05 2008 № 20/15
Наименование документа Инструкция по тушению пожаров в электроустановках организаций Республики Беларусь
Категории Постановления
Аннотация Инструкция по тушению пожаров в электроустановках организаций Республики Беларусь (далее – Инструкция) устанавливает требования и порядок безопасного тушения пожаров в электроустановках под напряжением от 0,22 до 110 кВ включительно.
Тушение пожаров в электроустановках напряжением выше 110 кВ должно осуществляться только после выполнения операций по их отключению и заземлению с оформлением письменного допуска в установленном порядке.

Изменения и дополнения:
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 13/25 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/14236 от 06.04.2006 г.) <W20614236>;
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 3 декабря 2007 г. № 111/45 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/18368 от 12.03.2008 г.) <W20818368>

Организация, утвердившая документ Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
Дата утверждения 28.05.2008
Дата ввода в действия 14.07.2004
Состояние Введен впервые
Тематические рубрики ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА, Противопожарная защита объектов
Связан с документами Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 03.12.2007 № 111/45 «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по тушению пожаров в электроустановках организаций Республики Беларусь»
Полнотекстовые документы   Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 28.05 2008 г. № 20/15 «Об утверждении Инструкции по тушению пожаров в электроустановках организаций Республики Беларусь»
  1. Тушение пожаров подвижных составов на железнодорожном транспорте.

Тушение пожаров
на железнодорожном транспорте

Повышенная
пожарная опасность транспорта связана
с широким применением горючих материалов,
а также с массовостью пассажирских и
грузовых перевозок.

Железнодорожные
станции.

Согласно рекомендации
на станциях с числом путей более трех,
через каждые 150 м должны оборудоваться
междушпальные лотки для прокладки двух
рукавных линий под рельсы в каждом
лотке.

На станциях с
числом путей 10 и более через каждые 150
м предусматривается устройство сухотрубов
диаметром 77 — 89 мм. Время отключения
контактной сети и снятие напряжения от
момента сообщения о пожаре до подачи
огнетушащего вещества не должно превышать
10 минут.

Дежурные по станции
должны иметь прямую телефонную связь
с ЦУС гарнизона ГПС. В целях обеспечения
ликвидации крупных пожаров и аварийных
ситуаций, на отделениях железных дорог
создаются опорные пункты запаса
пенообразователя не менее 10 тонн и
резерв пожарной техники в каждом.

Форма плана
произвольная, однако, порядок действий
спасательных служб определен в точном
объеме.

Планом предусматривается
ответственность за организацию тушения
пожара до прибытия подразделений ГПС
и возлагается на начальника станции
(заместителя) или дежурного по станции.

План ликвидации
пожаров и аварийных ситуаций согласовывается
с органами ГПС МВД России.

Пожары на
железнодорожном транспорте имеют свои
особенности и отличаются сложностью
боевых действий подразделений пожарной
охраны.

Сложность
заключается

в том, что при пожаре зачастую задерживается
введение огнетушащих веществ до выяснения
физико-химических свойств грузов и
обесточивания электроконтактной сети
над горящим подвижным составом.

Пожарная опасность
железнодорожных станций и подвижного
состава характеризуется:

— наличием большого
количества единиц подвижного состава
(крытых грузовых вагонов, полувагонов,
платформ, контейнеровозов, цистерн и
др.) с различными горючими,
легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными
жидкостями, сжиженными газами, твердыми
горючими материалами;

— высокой плотностью
застройки участковых, сортировочных и
грузовых станций складскими помещениями
и заполнения подвижным составом;

— наличием на
грузовых, сортировочных, участковых
станциях большого количества различных
типов параллельно стоящих на путях
сформированных железнодорожных составов;

— наличием узких
протяженных разрывов между составами,
способствующих быстрому распространению
огня на большую площадь;

— развитой сетью
железнодорожных путей, занятых составами,
затрудняющими подъезд пожарных
автомобилей и прокладку линий к месту
пожара;

— недостаточной
мощностью и слабо развитой сетью
противопожарного водоснабжения.

Наиболее опасными
в противопожарном отношении являются
сортировочные парки
,
где происходит накопление вагонов.
Пожарная опасность увеличивается при
нарушении технологического процесса
расформирования и формирования составов.
Соединение вагонов с превышением
установленных скоростей приводит к
повреждению грузов, аварийному разливу
и истечению огнеопасных жидкостей и
газов.

Особенности
развития пожаров.

Наибольшую опасность
для людей представляют пассажирские
вагоны. Скорость распространения пламени
в пассажирских вагонах по коридору — 5,
по купе — 2,5 м/мин. В течение 15 — 20 мин огнем
полностью охватывается весь вагон.
Температура в вагоне повышается до 850
°С, а температура пламени достигает
более 1000 °С. Необходимое время эвакуации
пассажиров с учетом воздействия опасных
факторов пожара составляет 1,5 — 2 мин до
блокирования основных выходов. Плотность
теплового потока на расстоянии 9 — 10 м
достигает 10 кВт/м2,
что приводит к загоранию подвижного
состава и воспламенению твердых горючих
материалов в полувагонах и на платформах,
расположенных на соседних путях.

При горении в
грузовом подвижном составе время
распространения огня по всему грузовому
вагону составляет не более 20 мин. Через
30 — 40 мин пол в вагоне прогорает на
железнодорожные пути. Скорость
распространения огня вдоль подвижного
состава, в среднем, составляет 1,4
м/мин, по
подвижному составу на соседних путях
0,4 м/мин. Скорость роста площади пожара
в первые 10 мин свободного горения
подвижного состава достигает 3,1 — 4
м2/мин,
а в последующие 10-50 мин 7 — 8 м2/мин
.

Воздействие
открытого пламени и высокой температуры
на железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ПК
приводит к вспышке промасленного слоя
на их поверхности. Наличие неплотностей
и неисправностей запорной арматуры на
цистернах с ЛВЖ и сжиженными углеводородными
газами приводит к вспышке паров жидкости
над горловинами цистерн, а также газов
над избыточными клапанами.

Время ликвидации
крупных пожаров на железнодорожных
станциях в основном составляет от 3 до
5 ч, но может достигать и 15 — 20 ч. Для
ликвидации указанных пожаров требуется
от 15 до 30 оперативных отделений
численностью до 150 — 200 человек. Кроме
того, привлекаются рабочие, военнослужащие
и работники милиции общей численностью
до 400 человек. Используются пожарные
поезда, спецтехника, поливомоечные
машины и бульдозеры. Расход воды
составляет 60 — 120, а иногда 200 — 400 л/с.

Особенности
тушения пожаров.

При возникновении
пожаров в подвижном составе на
железнодорожных станциях, перегонах
(в пути следования) администрация,
диспетчер, машинисты и другие работники
железнодорожного транспорта действуют
согласно требованиям ведомственной
инструкции. Они должны обеспечить:
немедленное сообщение о пожаре на ЦУС
гарнизона пожарной охраны, эвакуацию
пассажиров, расцепку поезда и отвод
вагонов на безопасные расстояния,
эвакуацию соседних поездов, снятие
остаточного напряжения с контактных
проводов над местом пожара, принятие
мер к ликвидации горения первичными
средствами пожаротушения, предотвращение
растекания ЛВЖ и ПК и отвода их в
безопасное место и т. д. .

Ответственность
за организацию и руководство тушением
пожара, спасание пассажиров, эвакуацию
подвижного состава и грузов до прибытия
пожарной охраны возлагается:

— на станциях — на
начальника станции, его заместителей,
а в их отсутствии — на дежурных по станции;

— на перегонах (в
пути следования) — на машинистов грузовых
и дизель-электропоездов; машинистов

головного поезда
для соединенных поездов; начальников
пассажирских поездов; начальников
секции рефрижераторных поездов; лиц,
сопровождающих почтово-багажные поезда
и специальные вагоны;

— на предприятиях
по обслуживанию и ремонту подвижного
состава — на руководителя предприятия
или его заместителя, а в их отсутствии
— на начальников смен.

Учитывая сложность
в организации ликвидации аварии и
тушения пожаров на железнодорожных
станциях, РТП особое внимание уделяет
вопросам связи, особенно между оперативным
штабом на пожаре и работниками
железнодорож­ного транспорта.

Ликвидацию
пожаров в подвижном составе на
электрифицированных к участках производят
только после получения РТП письменного
разрешения с указанием в нем номера
приказа энергодиспетчера и времени
снятия остаточного напряжения.

Боевые действия
подразделений должны обеспечить:
эвакуацию пассажиров; тушение и охлаждение
цистерн и вагонов со взрывчатыми и
взрывоопасными веществами и газами,
ЛВЖ, ПК, а также избежание утечки и
разлива жидкостей, распространения
огня на соседние поезда, здания и
сооружения.

При горении цистерн
без разлива жидкостей их отцепляют от
негорящих вагонов и подают на специальную
площадку или на безопасное расстояние,
удобное для подъезда пожарной техники,
где принимают меры к ликвидации пожара.
Поврежденные цистерны с вытекающими
горючими жидкостями эвакуировать
запрещается.

Во избежание
загорания цистерн и вагонов с опасными
грузами производить их эвакуацию через
зону пожара не допускается. Разлившуюся
на путях ЛВЖ и ГЖ тушат пеной средней
кратности или распыленной водой, не
допуская распространения по жидкости
пламени и ограничивая ее растекание
устройством обвалования или отводом в
безопасное место.

При наличии в зоне
пожара вагонов и цистерн со взрывоопасными
грузами, сжиженными газами и ЛВЖ,
ядовитыми веществами (ЯВ) и радиоактивными
веществами (РВ) в первую очередь необходимо
принять меры по охлаждению каждой
единицы стволами и выводу их из зоны
пожара. Охлаждать железнодорожные
цистерны необходимо верхнюю ее часть
и дыхательную арматуру.

Первоочередному
охлаждению также подлежат находящиеся
в зоне горения и, теплового воздействия
пустые железнодорожные цистерны с
остатками продуктов, скорость прогрева
которых выше, чем заполненных.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Каковы особенности тушения пожаров в электроустановках?


Вопросы по пожарной безопасности

Особенности тушения пожаров в электроустановках состоят в том, что опасные факторы пожара, воздействующие на людей, дополняются опасными факторами, обусловленными электрическим током.

Порядок тушения пожаров в электроустановках установлен в Инструкции по тушению пожаров в электроустановках организаций Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 28 мая 2004 г. №20/15.

Требования указанной Инструкции могут быть конкретизированы в локальных нормативных правовых актах организации. В них, в частности, отражаются требования по обучению, инструктажу и проверке знаний по указанным вопросам.

Как правило, тушение пожаров в электроустановках осуществляется после их отключения. При невозможности снятия напряжения при тушении пожара необходимо соблюдение специальных мер безопасности, установленных указанной Инструкцией.

Тушение пожаров в электроустановках напряжением до 110 кВ подразделениями по чрезвычайным ситуациям производится по письменному допуску и оперативной карточке тушения пожара. Допуск оформляет дежурный работник в смене энергетического объекта, имеющий группу по электробезопасности не ниже IV и получивший такое право на основании приказа (распоряжения, указания) руководителя организации.

В качестве огнетушащих средств при тушении пожаров в указанных электроустановках, находящихся под напряжением, используются компактные и распыленные струи воды, негорючие газы и порошковые составы, а также комбинированные составы (распыленная вода с порошком) с применением ручных пожарных стволов. Тушение пожаров в указанных электроустановках всеми видами пены с помощью ручных средств пожаротушения запрещается.

Согласно указанной Инструкции должен быть разработан оперативный план тушения пожара в электроустановках организации, в котором устанавливаются порядок взаимодействия работников организации, электроэнергетического объекта и подразделений по чрезвычайным ситуациям и условия обеспечения их безопасности. Ответственность за разработку данного плана возлагается на руководителя территориального органа и подразделения по чрезвычайным ситуациям и руководителя организации.

Оперативные карточки по тушению пожара разрабатываются работниками подразделений по чрезвычайным ситуациям и работниками организации.

В Инструкции предусмотрены действия работников организации при возникновении пожара (сообщение о пожаре, эвакуация работников, не участвующих в тушении пожара, включение автоматической установки пожаротушения, отключение электрооборудования, тушение пожара собственными силами и средствами и др.).

Инструкцией также установлено, что для руководства тушением пожара создается штаб, который возглавляет руководитель организации или выделенные им специалисты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по удалению истории поиска в яндексе
  • Инструкция по установке 1с бухгалтерия 8 базовая версия электронная поставка
  • Инструкция по укладке ламината westerhof
  • Инструкция по уничтожению прекурсоров списка i утверждена
  • Инструкция по тормозам ржд 2022