Эксперимент на ОГЭ по химии у многих вызывает вопросы, ведь далеко не во всех школах на уроках проводят опыты. Как подготовиться к экспериментальной части? Что на ней нужно делать? Как заработать максимум баллов и за что их можно лишиться? Рассказываем в этой статье.
В этой статье:
Эксперимент на ОГЭ по химииЗадание 23Задание 24
Приходите на курсы подготовки к ОГЭ по химии в MAXIMUM Education: я и другие наши преподаватели отлично знаем структуру экзамена и умеем подавать сложные темы просто и доступно. Благодаря занятиям ваши знания по химии выстроятся в систему, а на экзамене вы не запутаетесь в хитрых вопросах составителей. Готовьтесь к ОГЭ осознанно — тогда высокий балл вам гарантирован!
Эксперимент на ОГЭ по химии
Экспериментальная часть экзамена по химии представлена двумя заданиями: 23 и 24. В 23-м задании нужно записать два уравнения качественных реакций, подтверждающие свойства заданного вещества.
Пример 1. Дан раствор сульфата железа (II), а также набор следующих реактивов: оксид меди (II), соляная кислота, растворы хлорида бария, гидроксида калия, серной кислоты.
Запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата железа (II), и укажите признаки их протекания. Используйте только вещества из приведенного выше перечня.
Запишите уравнения реакции
Чтобы записать два уравнения реакции, вы можете использовать такой лайфхак. Заданное вещество — сульфат железа (II) — состоит из катиона Fe2+ и аниона SO42–. Запишем их и все формулы реактивов в виде таблицы:
CuO | HCl | BaCl2 | KOH | H2SO4 | |
Fe2+ | |||||
SO42– |
Затем, пользуясь таблицей растворимости солей, кислот и оснований, находим нерастворимые вещества. Отмечаем это в таблице.
CuO | HCl | BaCl2 | KOH | H2SO4 | |
Fe2+ | — | — | — | Fe(OH)2 | — |
SO42– | — | — | BaSO4 | — | — |
Теперь записываем уравнения реакций:
- FeSO4 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + K2SO4
- FeSO4 + BaCl2 = FeCl2 + BaSO4↓
За эту запись вы получите 2 балла.
Укажите цвет осадка
Чтобы получить еще 2 балла, нужно описать качественные признаки. Если качественный признак — осадок, нужно указать его цвет. Помните, что осадки металлов, находящихся в ряду активности до хрома, имеют белый цвет, как и AgCl. А вот осадки металлов после хрома включительно — цветные.
Можно выучить цвета часто используемых осадков:
Белые осадки | Желтые осадки | Голубой осадок | Черные осадки | Бурый осадок | Зеленый осадок |
---|---|---|---|---|---|
BaSO4, CaCO3, AgCl, ZnS, Mg(OH)2, Al(OH)3 и т. д. | AgBr, AgI, PbI2, Ag3PO4 | Cu(OH)2 | CuS, PbS, Ag2S | Fe(OH)3 | Fe(OH)2, FeCO3 |
Но, если эта задача кажется, невыполнимой, вы можете оставить место после уравнений, выполнить эксперимент, а затем вернуться к работе и записать признак, какой увидели в пробирке.
Охарактеризуйте газы
Кроме осадков, мы часто наблюдаем другой качественный признак — выделение газа.
Пример 2. Дан раствор серной кислоты, а также набор следующих реактивов: цинк, соляная кислота, растворы хлорида бария, карбоната натрия, хлорида магния.
Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства серной кислоты, и укажите признаки их протекания.
Запишем уравнения реакций для серной кислоты:
- H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2↑
- H2SO4 + Na2CO3 = Na2SO4 + H2O + CO2↑
Для характеристики газов следует указывать цвет и запах. В данном случае Н2 и СО2 — это бесцветные газы без запаха. Также в задании 23 вы можете встретить газы H2S и SO2 (бесцветные газы с неприятным запахом) и NH3 (бесцветный газ с резким запахом).
Опишите окраску индикатора
Но самое сложное задание 23 для учеников — это эксперимент с использованием индикаторов.
Пример 3. Дан раствор гидроксида натрия, а также набор следующих реактивов: медь, оксид меди (II), соляная кислота, растворы карбоната калия, сульфата меди (II), фенолфталеина. Возможно использование индикаторной бумаги.
Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства гидроксида натрия, и укажите признаки их протекания.
Известно, что индикатор меняет свою окраску при изменении типа среды раствора. Поэтому описать его окраску необходимо до и после протекания реакции. Записать это следует так:
Добавим 1–2 капли фенолфталеина в пробирку с NaOH. Наблюдается появление малиновой окраски раствора:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
После протекания реакции наблюдается исчезновение окраски раствора:
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 — выпадение голубого осадка.
Итого: за 2 уравнения реакций и 2 описания качественных признаков вы получаете уже 4 балла. Но это еще не все: вас ждет задание 24 — сам эксперимент.
Задание 24
В каждом КИМ вы увидите инструкцию по выполнению практического задания. Мы выбрали для вас пункты, на которые стоит обратить пристальное внимание.
1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание ее в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.
2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при ее наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»).
3. Отбор порошкообразного вещества из емкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
4. Возврат излишка реактива в исходную емкость категорически запрещен.
За правильно выполненный эксперимент вы получаете еще 2 балла, и ваш результат увеличивается уже на 6 баллов!
Теперь вы знаете, как выполнить эксперимент на ОГЭ по химии и правильно оформить задания 23 и 24 в бланке. Используйте наши советы и лайфхаки для получения максимальных результатов на экзамене. Успехов!
ОГЭ по химии. Особенности задания №24.
Элементы содержания по кодификатору, проверяемые
заданием №24. Критерии оценивания
этого задания.
Кодификатор проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и элементов содержания для проведения основного
государственного экзамена по химии подготовлен Федеральным государственным бюджетным
научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» Химия.
Кодификатор проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного
экзамена по химии (далее – кодификатор) является одним из документов,
определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее
– КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и элементов содержания.
Если задание 23
является практико-ориентированным, ориентировано на
проверку умений планировать
проведение эксперимента на основе
предложенных веществ;
описывать признаки протекания химических
реакций, которые следует
осуществить; составлять уравнения этих реакций,
то задание 24 в
экзаменационной работе органично связано по своему
содержанию с заданием 23, но
имеет характер реального химического
эксперимента и его выполнение
ориентировано на умение безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием.
Задание 24 предусматривает только осуществление
практических действий и возможность корректировки записей в решении задания 23
после выполнения эксперимента.
Раздел 1. Перечень
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по
ХИМИИ Код
контролируемого требования по ФГОС
ООО
2.6 и 2.7 «Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ:
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов»
Раздел 2. Перечень
элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по химии
Код раздела — 4,
Экспериментальная химия
Код контролируемого элемента:
4.1 «Лабораторное
оборудование и приёмы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической
лаборатории»
4.2 «Качественные реакции на
ионы в растворе»
4.4» Решение
экспериментальных задач по темам «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»;
«Металлы и их соединения»
Критерии оценивания
Содержание верного ответа и |
Баллы |
Химический эксперимент |
|
Химический эксперимент выполнен |
2 |
Правила техники |
1 |
Правила техники |
1 |
|
2 |
При существенном нарушении
правил техники безопасности, эксперт обязан прекратить выполнение эксперимента
обучающимся.
Руководитель ММО Лукуша Е.Ф.
11. Оценивание лабораторной работы (задание № 24) экспертами
Оценивание выполнения задания 24 осуществляется непосредственно при выполнении участником экзамена задания в аудитории двумя экспертами, оценивающими выполнение лабораторных работ, независимо друг от друга. Максимальный балл за выполнение задания 24 – 2 балла.
Задание № 23 оценивается в части 2 экзаменационной работы по химии, и не рассматривается экспертами, оценивающими выполнение лабораторной работы в аудитории.
Выполнение или невыполнение участником задания № 23 не влияет на оценивание выполнения задания № 24.
Критерии оценивания задания № 24: оцениваются действия участника экзамена, которыми обеспечивается (не обеспечивается) безопасность проведения эксперимента.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Химический эксперимент выполнен в соответствии с инструкцией к заданию 24:
|
|
Химический эксперимент выполнен в соответствии с правилами техники безопасности | 2 |
Правила техники безопасности нарушены при отборе или смешивании веществ | 1 |
Правила техники безопасности нарушены как при отборе, так и при смешивании веществ | 0 |
Максимальный балл | 2 |
При нарушении правил техники безопасности, которое может нанести ущерб здоровью самого экзаменуемого или других участников экзамена, эксперт обязан прекратить выполнение эксперимента обучающимся. |
Возможные нарушения при выполнении химического эксперимента, требующие предупреждения и обращение внимания на пункты техники безопасности:
-попытка вернуть излишки реактива в исходную ёмкость (надо поместить в отдельную ёмкость) (пункт 3.4);
-сухие вещества отбираются только ложечкой или шпателем (пункт 3.3);
-работа с жидкостями:
при наличии пипетки в склянке (п. 3.1) попытка перелить содержимое через край;
при отсутствии пипетки в склянке (п. 3.2) переливание «этикеткой вниз»;
следует переливать через край склянки, зажав склянку так, чтобы этикетка оказалась в ладони, наливать следует 1-2 мл (1-2 см жидкости);
пролитое/просыпанное вещество;
-после переливания / пересыпания вещества не закрыт исходный сосуд (п. 3.5);
-неверное определение запаха вещества (для этого следует взмахом руки над горлышком сосуда направить пары вещества на себя) (п. 3. 7)
-неверное перемешивание реактивов:
-неправильное растворение в воде порошкообразного вещества или перемешивание реактивов (при перемешивании/растворении нужно слегка ударять пальцем по дну пробирки) (п. 3.6)
-попытка вливать воду в кислоту;
-закрытие пробирки пальцами, а не пробкой при перемешивании;
-попытка взять вещество руками;
-реактив попал на кожу/одежду (п. 3. и другие.
Если участник при выполнении эксперимента почувствовал себя плохо, то по желанию участника эксперимент может быть прерван, а за его выполнение поставлены «0».
При создании участником аварийной ситуации в соответствии с инструкцией по охране труда при работе в кабинете химии, эксперимент прерывается, за его выполнение выставляется «0».
Балл за оценивание работы эксперт выставляет в ведомость оценивания лабораторной работы в аудитории (входит в состав форм пакета руководителя ППЭ, см. Сборник форм по проведению ОГЭ, форма ППЭ-04-02-Х) независимо от второго эксперта. Балл участнику не озвучивается.
После выставления балла эксперт ставит подпись.
По окончании всех лабораторных работ, окончании экзамена, эксперты в аудитории выполняют работу по внесению выставленных баллов в бланки ответов №1 участников экзамена под наблюдением ответственного организатора в аудитории.
По окончании переноса в бланки участников всех баллов, бланки возвращаются ответственному организатору в аудитории для упаковки в конверты.
Подписанная ведомость оценивания лабораторной работы в аудитории передаётся экспертами руководителю ППЭ в штабе ППЭ.
Приложение № 1
Организация подготовки индивидуальных комплектов участников ОГЭ по химии для проведения химического эксперимента
(при выполнении заданий 23 и 24)
Для выполнения химического эксперимента каждому участнику экзамена по химии предлагается индивидуальный комплект, состоящий из набора оборудования и реактивов.
Набор оборудования, входящего в индивидуальный комплект участника ОГЭ по химии, для всех участников одинаков. Перечень оборудования, входящего в индивидуальный комплект участника ОГЭ по химии, отражён в Таблице 1.
Таблица 1
Комплект оборудования, выдаваемый экзаменуемому для выполнения заданий экспериментальной части
№ | Оборудование | Количество из расчёта на один комплект |
1 | Пробирка малая (10 мл.) | 3 |
2 | Штатив (подставка для пробирок) на 10 гнезд | 1 |
3 | Склянки для хранения реактивов (10–50 мл) | 6 |
4 | Шпатель (ложечка для отбора сухих веществ) | 1 |
5 | Раздаточный лоток | 1 |
Набор реактивов, входящий в индивидуальный комплект участника ОГЭ по химии, состоит из шести реактивов, перечисленных в условии задания 23, поэтому зависит от выполняемого экзаменуемым варианта КИМ.
Варианты КИМ, которые будут использованы для проведения ОГЭ в определённый день экзамена в одном пункте проведения экзамена, рекомендуется формировать таким образом, чтобы задания линии 24 в этих вариантах включали в себя наборы реактивов, содержащиеся в одном или двух из комплектов реактивов, указанных в Таблице 2.
Таблица 2
Комплекты реактивов, используемых для выполнения экспериментальных заданий ОГЭ по химии
Комплект 1 | Комплект 2 | Комплект 3 | Комплект 4 |
1. Раствор аммиака
2. Соляная кислота 3. Серная кислота 4. Гидроксид натрия/калия 5. Хлорид алюминия 6. Хлорид аммония 7. Хлорид магния 8. Сульфат алюминия 9. Сульфат цинка 10. Фосфат калия/натрия 11. Нитрат серебра 12. Железо 13. Индикаторы (фенолфталеин, метилоранж, лакмус) |
1. Пероксид водорода
2. Соляная кислота 3. Серная кислота 4. Гидроксид натрия/калия 5. Хлорид бария 6. Хлорид алюминия 7. Хлорид кальция 8. Сульфат железа(II) 9. Карбонат натрия/калия 10. Нитрат серебра 11. Оксид меди(II) 12. Оксид алюминия 13. Индикаторы (фенолфталеин, метилоранж, лакмус) |
1. Соляная кислота
2. Серная кислота 3. Гидроксид натрия/калия 4. Хлорид бария 5. Нитрат кальция 6. Карбонат натрия/калия 7. Фосфат натрия/калия 8. Оксид кремния 9. Оксид меди(II) 10. Сульфат меди(II) 11. Железо 12. Медь 13. Индикаторы (фенолфталеин, метилоранж, лакмус) |
1.Соляная кислота
2. Серная кислота 3. Гидроксид натрия/калия 4. Карбонат натрия/калия 5. Нитрат серебра 6. Нитрат натрия/калия 7. Хлорид кальция 8. Хлорид бария 9. Сульфат железа(II) 10. Фосфат калия/натрия 11. Хлорид железа(III) 12. Пероксид водорода 13. Индикаторы (фенолфталеин, метилоранж, лакмус |
Комплект 5 | Комплект 6 | Комплект 7 | Комплект 8 |
1.Соляная кислота
2. Серная кислота 3. Гидроксид натрия/калия 4. Сульфат меди(II) 5. Сульфат магния 6. Хлорид меди(II) 7. Хлорид магния 8. Нитрат серебра 9. Хлорид бария 10. Карбонат натрия/калия 11. Цинк 12. Оксид алюминия 13. Индикаторы (фенолфталеин метилоранж, лакмус) |
1. Соляная кислота
2. Серная кислота 3. Гидроксид натрия/калия 4. Хлорид железа(III) 5. Сульфат алюминия 6. Сульфат цинка 7. Хлорид лития 8. Фосфат натрия/калия 9. Нитрат серебра 10. Нитрат бария 11. Алюминий 12. Медь 13. Индикаторы (фенолфталеин метилоранж, лакмус) |
1. Соляная кислота
2. Серная кислота 3. Гидроксид натрия/калия 4. Сульфат аммония 5. Бромид натрия/ калия 6. Иодид натрия/калия 7. Фосфат натрия/калия 8. Хлорид лития 9. Нитрат серебра 10. Нитрат натрия/калия 11. Хлорид бария 12. Сульфат натрия/калия 13. Индикаторы (метилоранж, лакмус, фенолфталеин) |
1. Серная кислота
2. Соляная кислота 3. Гидроксид натрия/калия 4. Гидроксид кальция 5. Гидрокарбонат натрия 6. Хлорид кальция 7. Нитрат серебра 8. Нитрат бария 9. Хлорид аммония 10. Хлорид натрия/калия 11. Оксид магния 12. Хлорид меди(II) 13. Индикаторы (метилоранж, лакмус, фенолфталеин) |
Примечания:
- Для приготовления растворов, включенных в каждый из восьми комплектов, применяется дистиллированная вода.
- Наличие слеш-черты в комплектах реактивов и в общем перечне веществ указывает на взаимозаменяемость данных реактивов при выполнении заданий.
- Надписи на склянках с веществами, выдаваемых экзаменуемому для проведения реакций, должны полностью соответствовать перечню реактивов, который указан в условии задания.
Общий перечень веществ, включённых в комплекты реактивов, используемых для выполнения экспериментальных заданий ОГЭ по химии, представлен в таблице 3.
Таблица 3
Общий перечень веществ, используемых для составления комплектов реактивов
Вещества | В каком виде включаются в комплекты | |
1 | Алюминий | Гранулы |
2 | Железо | Стружка |
3 | Цинк | Гранулы |
4 | Медь | Проволока |
5 | Оксид меди(II) | Порошок |
6 | Оксид магния | Порошок |
7 | Оксид алюминия | Порошок |
8 | Оксид кремния | Порошок |
9 | Соляная кислота | Разбавленный раствор |
10 | Серная кислота | Разбавленный раствор |
11 | Гидроксид натрия / гидроксид калия | Раствор 10-15% |
12 | Гидроксид кальция | Раствор 10-15% |
13 | Хлорид натрия/калия | Раствор 5-10% |
14 | Хлорид лития | Раствор 5-10% |
15 | Хлорид кальция /хлорид магния | Раствор 5-10% |
16 | Хлорид меди(II) | Раствор 5-10% |
17 | Хлорид алюминия | Раствор 5-10% |
18 | Хлорид железа(III) | Раствор 5-10% |
19 | Хлорид аммония | Раствор 5-10% |
20 | Хлорид бария | Раствор (не более 5%) |
21 | Сульфат натрия / сульфат калия | Раствор 5-10% |
22 | Сульфат магния | Раствор 5-10% |
23 | Сульфат меди(II) | Раствор 5-10% |
24 | Сульфат железа(II) | Раствор 5-10% |
25 | Сульфат цинка | Раствор 5-10% |
26 | Сульфат алюминия | Раствор 5-10% |
27 | Сульфат аммония | Раствор 5-10% |
28 | Нитрат натрия/нитрат калия | Раствор 5-10% |
29 | Карбонат натрия /карбонат калия | Раствор 5-10% |
30 | Гидрокарбонат натрия/гидрокарбонат калия | Раствор 5-10% |
31 | Фосфат натрия / фосфат калия | Раствор 5-10% |
32 | Бромид натрия/бромид калия | Раствор 5-10% |
33 | Иодид натрия /иодид калия | Раствор 5-10% |
34 | Нитрат бария | Раствор (не более 5%) |
35 | Нитрат кальция | Раствор 5-10% |
36 | Нитрат серебра | Раствор 5-10% |
37 | Аммиак | Раствор 5-10% |
38 | Пероксид водорода | Раствор 5-10% |
39 | Индикаторы (фенолфталеин, метилоранж, лакмус/индикаторная бумага) | Растворы, бумага |
40 | Дистиллированная вода |
Составитель: Борыгина
Римма Альбертовна (учитель ОСП «Воезерская основная школа»)
Методические рекомендации
по выполнении заданий 23,
24 ОГЭ по химии
Задание
23
Пример
1.
Дан
раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: медь, серная
кислота, растворы гидроксида натрия, карбоната натрия и нитрата серебра.
Используя
только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух
реакций, которые характеризуют химические свойства хлорида алюминия, и
укажите признаки их протекания.
Решение
(элементы ответа):
Составлены
уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства хлорида алюминия,
и указаны признаки их протекания:
Опыт
1. AlCl3+ 3AgNO3 = Al(NO3)3 + 3AgCl
признак реакции — выпадение белого осадка;
Опыт
2. AlCl3 + 3NaOH =
Al(OH)3+ 3NaCl признак
реакции — выпадение студневидного осадка.
Действия |
Техника |
Техника |
Опыт 1. Налить прилить |
1. 2. |
1. 2. 3. |
Опыт Налить |
1. 2. |
1. 2. 3. |
Пример 2. Дано
железо, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II) , растворы
гидроксида натрия, сульфата меди(II), соляной кислоты и фосфата калия.
Используя только реактивы из приведенного перечня,
запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические
свойства железа, и укажите признаки их протекания.
Решение (элементы
ответа):
Составлены уравнения
двух реакций, характеризующих химические свойства цинка, и указаны признаки их
протекания:
1. Fe+2HCl
= FeCl2 + H2
признак реакции — выделение бесцветного газа без запаха, издающего при
поджигании хлопок;
2. Fe+CuSO4
=FeSO4 + Cu
признак реакции – на поверхности железа появляется красный налет из меди.
Действия ученика Опыт 1 |
Техника выполнения химических операций |
Техника безопасности |
Поместить |
Для |
1. 2. 3. Если |
Прилить |
1. 2. Пипетка в |
1. 2. 3. |
К |
Для 1) снять 2) 3) |
Спирта Нельзя Нельзя Нельзя Нельзя |
Действия ученика Опыт 2 |
Техника выполнения химических операций |
Техника безопасности |
Поместить |
Для |
1. 2. 3. Если |
Прилить |
1. 2. Пипетка в |
1. 2. 3. |
Задание
24. Приступайте
к выполнению задания под наблюдением эксперта-экзаменатора
·
Ознакомьтесь с инструкцией по выполнению задания
24, прилагаемой к заданиям КИМ.
·
Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое
для проведения эксперимента.
·
Проведите химические реакции между хлорида
алюминия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями
реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к
заданию.
·
Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе
проведённых реакций.
·
Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание
23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или
скорректируйте его.
Инструкция
по выполнению задания 24
Внимание:
в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения
обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.
1.
Вы
приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным
оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в
аудитории.
2.
Прочтите
ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь,
что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.
3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите
ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание
на рекомендации, которым Вы должны следовать.
• В склянке находится пипетка. Это означает,
что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции
необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают
7–10 капель реактива.
• Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В
этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую
располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в
ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора
не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2
см).
• Для проведения опыта требуется порошкообразное
(сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют
только с помощью ложечки или шпателя.
• При отборе исходного реактива взят его излишек.
Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его
помещают в отдельную, резервную пробирку.
• Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком)
обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.
• При растворении в воде порошкообразного
вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по
дну пробирки.
• Для определения запаха вещества взмахом руки
над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.
• Для проведения нагревания пробирки с реактивами на
пламени спиртовке необходимо:
1) снять колпачок
спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;
2) закрепить пробирку
в пробиркодержателе на расстоянии 1–2 см от горлышка пробирки;
3) внести пробирку в
пламя спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с
жидкостью равномерно прогрелась;
4) далее следует
нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку
удерживать в слегка наклонном положении;
5) открытый конец
пробирки следует отводить от себя и других лиц;
6) после нагревания
жидкости пробиркодержатель с пробиркой поместить в штатив для пробирок;
7) фитиль спиртовки
закрыть колпачком.
• Если реактивы попали на рабочий стол, на кожу
или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту
по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
4. Вы готовы к выполнению эксперимента.
Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории,
который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами
эксперимента.
5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике
свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.
6. Вы завершили эксперимент. В бланке ответов № 2 подробно
опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из
двух проведённых Вами реакций.
Эксперимент на ОГЭ по химии у многих вызывает вопросы, ведь далеко не во всех школах на уроках проводят опыты. Как подготовиться к экспериментальной части? Что на ней нужно делать? Как заработать максимум баллов и за что их можно лишиться? Рассказываем в этой статье.
В этой статье:
Эксперимент на ОГЭ по химииЗадание 23Задание 24
Приходите на курсы подготовки к ОГЭ по химии в MAXIMUM Education: я и другие наши преподаватели отлично знаем структуру экзамена и умеем подавать сложные темы просто и доступно. Благодаря занятиям ваши знания по химии выстроятся в систему, а на экзамене вы не запутаетесь в хитрых вопросах составителей. Готовьтесь к ОГЭ осознанно — тогда высокий балл вам гарантирован!
Эксперимент на ОГЭ по химии
Экспериментальная часть экзамена по химии представлена двумя заданиями: 23 и 24. В 23-м задании нужно записать два уравнения качественных реакций, подтверждающие свойства заданного вещества.
Пример 1. Дан раствор сульфата железа (II), а также набор следующих реактивов: оксид меди (II), соляная кислота, растворы хлорида бария, гидроксида калия, серной кислоты.
Запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата железа (II), и укажите признаки их протекания. Используйте только вещества из приведенного выше перечня.
Запишите уравнения реакции
Чтобы записать два уравнения реакции, вы можете использовать такой лайфхак. Заданное вещество — сульфат железа (II) — состоит из катиона Fe2+ и аниона SO42–. Запишем их и все формулы реактивов в виде таблицы:
CuO | HCl | BaCl2 | KOH | H2SO4 | |
Fe2+ | |||||
SO42– |
Затем, пользуясь таблицей растворимости солей, кислот и оснований, находим нерастворимые вещества. Отмечаем это в таблице.
CuO | HCl | BaCl2 | KOH | H2SO4 | |
Fe2+ | — | — | — | Fe(OH)2 | — |
SO42– | — | — | BaSO4 | — | — |
Теперь записываем уравнения реакций:
- FeSO4 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + K2SO4
- FeSO4 + BaCl2 = FeCl2 + BaSO4↓
За эту запись вы получите 2 балла.
Укажите цвет осадка
Чтобы получить еще 2 балла, нужно описать качественные признаки. Если качественный признак — осадок, нужно указать его цвет. Помните, что осадки металлов, находящихся в ряду активности до хрома, имеют белый цвет, как и AgCl. А вот осадки металлов после хрома включительно — цветные.
Можно выучить цвета часто используемых осадков:
Белые осадки | Желтые осадки | Голубой осадок | Черные осадки | Бурый осадок | Зеленый осадок |
---|---|---|---|---|---|
BaSO4, CaCO3, AgCl, ZnS, Mg(OH)2, Al(OH)3 и т. д. | AgBr, AgI, PbI2, Ag3PO4 | Cu(OH)2 | CuS, PbS, Ag2S | Fe(OH)3 | Fe(OH)2, FeCO3 |
Но, если эта задача кажется, невыполнимой, вы можете оставить место после уравнений, выполнить эксперимент, а затем вернуться к работе и записать признак, какой увидели в пробирке.
Охарактеризуйте газы
Кроме осадков, мы часто наблюдаем другой качественный признак — выделение газа.
Пример 2. Дан раствор серной кислоты, а также набор следующих реактивов: цинк, соляная кислота, растворы хлорида бария, карбоната натрия, хлорида магния.
Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства серной кислоты, и укажите признаки их протекания.
Запишем уравнения реакций для серной кислоты:
- H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2↑
- H2SO4 + Na2CO3 = Na2SO4 + H2O + CO2↑
Для характеристики газов следует указывать цвет и запах. В данном случае Н2 и СО2 — это бесцветные газы без запаха. Также в задании 23 вы можете встретить газы H2S и SO2 (бесцветные газы с неприятным запахом) и NH3 (бесцветный газ с резким запахом).
Опишите окраску индикатора
Но самое сложное задание 23 для учеников — это эксперимент с использованием индикаторов.
Пример 3. Дан раствор гидроксида натрия, а также набор следующих реактивов: медь, оксид меди (II), соляная кислота, растворы карбоната калия, сульфата меди (II), фенолфталеина. Возможно использование индикаторной бумаги.
Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства гидроксида натрия, и укажите признаки их протекания.
Известно, что индикатор меняет свою окраску при изменении типа среды раствора. Поэтому описать его окраску необходимо до и после протекания реакции. Записать это следует так:
Добавим 1–2 капли фенолфталеина в пробирку с NaOH. Наблюдается появление малиновой окраски раствора:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
После протекания реакции наблюдается исчезновение окраски раствора:
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 — выпадение голубого осадка.
Итого: за 2 уравнения реакций и 2 описания качественных признаков вы получаете уже 4 балла. Но это еще не все: вас ждет задание 24 — сам эксперимент.
В каждом КИМ вы увидите инструкцию по выполнению практического задания. Мы выбрали для вас пункты, на которые стоит обратить пристальное внимание.
1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание ее в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.
2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при ее наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»).
3. Отбор порошкообразного вещества из емкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
4. Возврат излишка реактива в исходную емкость категорически запрещен.
За правильно выполненный эксперимент вы получаете еще 2 балла, и ваш результат увеличивается уже на 6 баллов!
Теперь вы знаете, как выполнить эксперимент на ОГЭ по химии и правильно оформить задания 23 и 24 в бланке. Используйте наши советы и лайфхаки для получения максимальных результатов на экзамене. Успехов!
В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.
Общая информация об экзамене
ОГЭ по химии состоит из трех
частей.
В первой части 15 заданий с одним ответом
— это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.
Вторая часть состоит из четырех вопросов
— в первых двух — 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.
Третья часть — это решение задач
. В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.
Четвертая часть — практическая
, несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.
Всего на работу дается 140
минут.
Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические — напротив каждого задания указана тема для общего понимания.
Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ – 2018 по химии в 9 классе
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.
Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.
К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.
При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Часть 1
1.Химическому элементу 2-го периода VIA-группы соответствует схема распределения электронов
1) Рис. 1
2) Рис. 2
3) Рис. 3
4) Рис. 4
Ответ:
2.
Неметаллические свойства простых веществ усиливаются в ряду
1) фосфор → кремний → алюминий
2) фтор → хлор → бром
3) селен → сера → кислород
4) азот → фосфор → мышьяк
Ответ:
3.
Ковалентная полярная связь реализуется в веществе
1) CuO
2) P
4
3) SO
2
4) MgCl
2
Ответ:
4
.
В каком соединении степень окисления хлора равна +7?
1)HCl
2) Cl
2
O
3) KClO
3
4) KClO
4
Ответ:
5.
Вещества, формулы которых — ZnO и Na
2
SO
4
, являются соответственно
1) оснόвным оксидом и кислотой
2) амфотерным гидроксидом и солью
3) амфотерным оксидом и солью
4) оснόвным оксидом и основанием
Ответ:
6.
Реакция, уравнение которой
2NaOH + CuCl
2
= Cu(OH)
2
+ 2NaCl
относится к реакциям
1) разложения
2) соединения
3) замещения
4) обмена
Ответ:
7.
Наименьшее количество положительных ионов образуется при диссоциации 1 моль
1) азотной кислоты
2) карбоната натрия
3) сульфата алюминия
4) фосфата калия
Ответ:
8.
Необратимое протекание реакции ионного обмена между растворами гидроксида бария и карбоната калия обусловлено взаимодействием ионов
1) K
+
и OH
―
2) K
+
и CO
3
2―
3) Ba
2+
и CO
3
2―
4) Ba
2+
и OH
―
Ответ:
9.
Медь реагирует с раствором
1) AgNO
3
2) Al
2
(SO
4
)
3
3) Fe SO
4
4) NaOH
Ответ:
10
.
Оксид меди(II) может реагировать с каждым веществом пары
1) HCl, O
2
2) Ag, SO
3
3) H
2
,
SO
4
4) Al, N
2
Ответ:
11
.
Определите формулу неизвестного вещества в схеме реакции:
KOH + …→ K
2
CO
3
+H2O
1) CO
2) CO
2
3) CH
4
4) C
Ответ:
12.
Превратить CaNO3 в CaSO3 можно с помощью
1) сероводорода
2) сульфита бария
3) сульфита натрия
4) сернистого газа
Ответ:
13.
Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.
Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
14.
В реакции 3CuO + 2NH
3
=3Cu+ N
2
+ 3H
2
O
Изменение степени окисления окислителя соответствует схеме
1) +2 → 0
2) −3 → 0
3) −2 → 0
4) 0 → +2
Ответ:
15
.
На какой диаграмме распределение массовых долей элементов
соответствует NHNO
3
Часть 2
16.
При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.
В ряду химических элементов Be- Mg- Ca
1) увеличивается атомный радиус
2) возрастает высшая степень окисления
3) увеличивается значение электроотрицательности
4) увеличиваются основные свойства образуемых гидроксидов
5) уменьшается число электронов на внешнем уровне
Ответ:
18.
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ВЕЩЕСТВА |
РЕАКТИВ |
|
А) NaNO Б) FeCl В) H |
1) BaCl 2) Na 3) HCl 4) NaOH |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19.
Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых оно может вступать в реакцию.
Ответ:
20.
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
P + H
2
SO
4
→H
3
PO
4
+ SO
2
+ H
2
0
Определите окислитель и восстановитель
2
, H
2
SO
4
, CaCO
3
Система оценивания тестовой работы по химии
Верное выполнение каждого из заданий
части 1
базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.
Верное выполненное каждого из заданий
части 1
повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.
Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.
Часть 1
Часть 2
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:
HNO
3
+Zn = Zn(NO
3
)
2
+ NO + H
2
O
Укажите окислитель и восстановитель.
Элементы ответа |
|
1) Составим электронный баланс: S P 2) Укажем, что S 3) Расставим коэффициенты в уравнений реакции: 2P + 5H |
|
Критерии оценивания |
Баллы |
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов |
|
В ответе допущены ошибки в двух элементах |
|
Максимальный балл |
21. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
Пояснение.
K 2) Рассчитано количество вещества карбоната бария и масса нитрата бария: N(BaCO n (Ba(NO m (Ba(NO 3) Определена масса раствора нитрата бария: M (раствора) = m(Ba(NO Ответ: 52,2 г. |
|
Критерии оценивания |
Баллы |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы |
|
Правильно записаны 2 элемента из названных выше |
|
Правильно записан 1 элемент из названных выше (1-ый или 2-ой) |
|
Все элементы ответа записаны неверно |
|
Максимальный балл |
22. Даны вещества:CuO, NaCl, KOH, MnO
2
, H
2
SO
4
, CaCO
3
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
Напишем 2 уравнения реакций: 2NaCl + H CuO +2HCl =CuCl Укажем признаки реакций. Для первой реакции — выделение газа. Для реакции растворения CuO — изменение цвета, образование голубого раствора. Составим сокращённое ионное уравнение для первой реакции: CuO +2H |
|
Критерии оценивания |
Баллы |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы |
|
Правильно записаны четыре элемента ответа |
|
Правильно записаны три элемента ответа |
|
Правильно записаны два элемента ответа |
|
Правильно записан один элемент ответа |
|
Все элементы ответа записаны неверно |
|
Максимальный балл |
2018 год.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), — 34 балла.
Таблица 4
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)
- 0-8 баллов — отметка «2»
- 9-17 баллов — отметка «3»
- 18-26 баллов — отметка «4»
- 27-34 баллов — отметка «5»
Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.
Для школьников, которые планируют в будущем освоить профессию, связанную химией, ОГЭ по этому предмету очень важен. Если вы хотите получить на испытаниях лучшую оценку, начните подготовку немедленно. Лучшее количество баллов при выполнении работы – 34. Показатели данного экзамена могут использоваться при направлении в профильные классы средней школы. При этом минимальная граница показателя по баллам в этом случае — 23.
Из чего состоят варианты
ОГЭ по химии, как и в предыдущие годы, включает теорию и практику. С помощью теоретических заданий проверяют, как юноши и девушки знают основные формулы и определения органической и неорганической химии и умеют их применять на практике. Вторая часть соответственно направлена на проверку способностей школьников проводить реакции окислительно-восстановительного и ионно-обменного типа, иметь представление о молярных массах и объемах веществ.
Почему необходимо проходить тестирование
ОГЭ 2019 по химии требует серьезной подготовки, так как предмет достаточно сложен. Многие уже забыли теорию, может быть, плохо ее поняли, а без нее невозможно правильно решить практическую часть задания.
Стоит выделить время на тренировку сейчас, чтобы в будущем показать достойный результат. Сегодня школьники имеют отличную возможность оценить свои силы, решая реальные прошлогодние тесты. Никаких затрат — можно бесплатно использовать школьные знания и понять, как будет проходить экзамен. Ученики смогут не только повторить пройденный материал и выполнить практическую часть, но и почувствовать атмосферу настоящих испытаний.
Удобно и эффективно
Отличная возможность – готовиться к ОГЭ прямо за компьютером. Надо лишь нажать кнопку пуск и начать прохождение тестов онлайн. Это очень эффективно и может заменить занятия с репетитором. Для удобства все задания сгруппированы по номерам билетов и полностью соответствуют реальным, поскольку взяты с сайта Федерального института педагогических измерений.
Если вы не уверены в своих силах, испытываете страх перед предстоящими испытаниями, у вас есть пробелы в теории, вы выполняли недостаточно экспериментальных заданий –включайте компьютер и начинайте подготовку. Желаем вам успехов и самых высоких оценок!
Вариант
контрольных измерительных материалов для
проведения в 2017 году основного государственного
экзамена по ХИМИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 2 часа (120 минут).
Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на бланке ответов № 2.
При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
Химическому элементу 3-го периода VA-группы соответствует схема распределения электронов по слоям:
Ответ:
Ионная связь характерна для каждого из двух веществ:
1) хлорид калия и хлороводород
2) хлорид бария и оксид натрия
3) хлорид натрия и оксид углерода(IV)
4) оксид лития и хлор
Ответ:
Сложным является каждое из двух веществ
1) вода и хлор
2) вода и водород
3) водород и кварц
4) бензол и вода
Ответ:
Наибольшее количество положительных ионов образуется при диссоциации 1 моль
1) серной кислоты
2) фосфата натрия
3) нитрата железа(III)
4) сульфида калия
Ответ:
В реакцию с водой при комнатной температуре вступают оба вещества пары
1) кислород и углерод
2) магний и сера
3) алюминий и фосфор
4) натрий и кальций
Ответ:
Среди веществ: Zn, Al 2 O 3 , Cu(OH) 2 , BaCl 2 — в реакцию с раствором серной кислоты вступает(-ют)
4) четыре
Ответ:
Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.
Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Элемент углерод является окислителем в реакции |
||||||||||||
|
Ответ:
Ответом к заданиям 16–19 является последовательность цифр, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
При выполнении заданий 16, 17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
16.
Общим для магния и кремния является
1) наличие трёх электронных слоёв в их атомах
2) существование соответствующих им простых веществ в виде двухатомных молекул
3) то, что они относятся к металлам
4) то, что значение их электроотрицательности меньше, чем у фосфора
5) образование ими высших оксидов с общей формулой ЭО 2
Ответ:
При выполнении заданий 18, 19 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
|
Ответ:
Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для ответов на задания 20–22 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Запишите сначала номер задания (20, 21 или 22), а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
20.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
KMnO 4 + KOH → K 2 MnO 4 + O 2 + H 2 O
Определите окислитель и восстановитель.
21.
К 376 г раствора с массовой долей нитрата меди (II) 7,5% добавили избыток раствора гидроксида калия. Определите массу выпавшего осадка.
22.
Даны вещества: Zn, HCl (р-р), H 3 PO 4 , AgNO 3 , NH 4 Cl, Ba(NO 3) 2 . Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
ЕГЭ-11 — 2019 | |
Когда наступает пора школьных экзаменов (ЕГЭ), волнуются все: ученики, учителя, родители. Всех интересует вопрос: как сдать экзамены более успешно? Надо сказать, что успешность зависит от многих факторов, в том числе и от учеников, учителей иродителей. ЕГЭ – независимый объективный государственный контроль результатов обучения. ЕГЭ — предоставляет равные возможности выпускникам различных регионов и различных типов школ для поступления в вузы РФ. ЕГЭ — дает возможность всем выпускникам подать документы сразу в несколько вузов или в один на разные специальности (согласно последним решениям Минобрнауки РФ – не более чем в пять вузов или не более чем по пяти специальностям), что, несомненно, увеличивает шансы абитуриентов на поступление. |
|
В ЕГЭ-2019 по сравнению с ЕГЭ-2018 нет изменений |
- Физические и химические свойства, получение и применение алкинов
ОГЭ-9 — 2019
ОГЭ (ГИА) по химии
– экзамен по выбору, причём, один из сложных. Выбирать его, думая, что экзамен прост — не стоит. Выбирать ГИА по химии необходимо, если Вы планируете сдавать в будущем и ЕГЭ по этому предмету, это поможет проверить свои знания и лучше подготовиться к единому экзамену через два года. Также ГИА по химии зачастую требуется для поступления в медицинские колледжи.
Структура ГИА по химии следующая:
1 часть:
15 общетеоретических вопросов, с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный и 4 вопроса, предполагающие множественный выбор ответов либо нахождение соответствия;
2 часть:
в ней учащийся должен записать развернутое решение 3-х задач.
Соответствие баллов
ГИА (без реального эксперимента) школьным оценкам
следующее:
0-8 баллов – 2;
9-17 баллов – 3;
18-26 баллов – 4;
27-34 баллов – 5.
Рекомендации ФИПИ по оценке работ ОГЭ (ГИА) по химии: 27-34 балла заслуживают только те работы, в которых учащийся получил не меньше чем 5 баллов за решение задач из части 2, это же, в свою очередь предполагает выполнение как минимум 2-х задач. Одна задача оценивается в 4 балла, две других – по три балла.
Наибольшие трудности вызывают, конечно, задачи. Именно в них можно легко запутаться. Поэтому, если Вы планируете получить те самые 27-34 баллов за ОГЭ (ГИА) по химии, то необходимо решать задачи. Например, по одной задаче в день.
Длительность ГИА
по химии составляет всего 120 минут
.
Во время экзамена учащийся может пользоваться:
- таблицей Менделеева,
- электрохимическим рядом напряжений металлов,
- таблицей растворимости химических соединений в воде.
- Разрешено использование непрограммируемого калькулятора.
ОГЭ (ГИА) по химии пользуется заслуженной славой одного из самых сложных экзаменов. Готовиться к нему надо начинать с самого начала учебного года.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 (4) задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа(120 минут) (140 минут).
Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.
К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на отдельном листе. Задание 23 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением эксперта-экзаменатора. К выполнению данного задания можно приступать не ранее, чем через 1 час (60 мин) после начала экзамена.
При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
План КИМаОГЭ по химии 9 класс ( |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
_________________________ |