Сегодня
мы…
·
Узнаем, как действовать, если вы потерялись в лесу.
·
Выясним, как выживал в тайге герой рассказа «Васюткино озеро».
·
Проанализируем, ошибки героя и попытаемся посмотреть на рассказ глазами
современного человека.
Но
сначала мы присоединимся к Алине, перед которой встал тяжёлый выбор.
– Что же
взять? – бормотала девочка. – Может быть, книгу? А топор понадобится или нет?
Нужно ли брать шапку?
–
Переезжаешь? – поинтересовался Миша.
–- В
первый раз иду в поход, – отмахнулась Маша.
И поход
будет в густом лесу. А если я заблужусь – как мне быть? Ведь мне придётся
выживать в чаще!
Как тут
быть? Что мне взять с собой?
Я должна
непременно быть ко всему готова!
– Могу
посоветовать отличную книгу для выживания в дикой среде, – предложил Миша. –
Называется «Робинзон Крузо».
–
Отличная книга, – согласился Артем. – Если вы потерпели кораблекрушение у
необитаемого острова.
– Но я не
собираюсь жить на острове двадцать шесть лет, – растерялась Алина.
– Тогда
тебе подойдёт другое произведение, – улыбнулся Артем. – Это «Васюткино
озеро» – рассказ, который написал Виктор Астафьев.
Здесь
полно нужной информации.
Ведь
главный герой, Васютка, заблудился в лесу, и ему пришлось выживать в тайге.
Так что в
рассказе мы можем увидеть и проанализировать ошибки героя. Выяснить, что
нужно взять в лес. И как себя вести, если ты потерялся.
А ещё мы
можем примерить эту ситуацию на наше время и добавить кое-что от себя!
В сюжете
рассказа мы видим, как Васютка собирается. Потом наблюдаем за его поведением в
тайге. А потом он теряется, и ему приходится выживать.
С какой
же части мы начнём? С того, с чего начинают любой поход – со сборов.
Что берет
с собой в лес Васютка?
Ружье и
патроны к нему. Перочинный ножик. Ещё у него есть спички. И горбушка хлеба.
Да и то,
хлеб его заставляет взять с собой мать:
«…Хлеба
взял ли с собой?
— Да
зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
— Не
разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя.
Спокон
веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Тут уж
с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери
спички».
А что
Васютка не взял?
Соль – об
этом он потом жалел. И воду. Но нужно учитывать, что реки и озёра во время
действий рассказа были гораздо чище.
Да и
герой не собирался заходить далеко и оставаться в лесу долго.
Так
что мы возьмём в лес?
Запас
воды и пищи – обязательно. Конечно, не только хлеб – но что-нибудь питательное.
Спички
или зажигалку.
Соль. Нож
– можно складной. Неплохо соорудить мини-аптечку, где будет бинт, йод,
нашатырный спирт.
Можно
прихватить одежду на случай холода. И средство от насекомых.
Так-так…
а чего тут не хватает?
Мобильного
телефона.
У Васютки
такого прибора, конечно, просто не могло быть. А вот в наше время они есть, и
телефон нужно иметь при себе просто обязательно. Кроме всего прочего – это ещё
и фонарик.
И вот
мы оказываемся в лесу. Что теперь делать? Самый простой ответ – попытаться
не заблудиться.
Посмотрим,
как это случилось с героем Астафьева.
«…Тр-рах!
— и черная птица, хлопая крыльями, полетела в глубь леса.
«Ранил!»
— встрепенулся Васютка и бросился за подбитым глухарём».
Тут мы
видим, как герой отвлекается. В азарте он сворачивает с тропы и
отходит от затесей – отметок на стволах.
Что
происходит дальше?
«Птица
уходила небольшими перелётами. Они становились всё короче и короче. Глухарь
слабел. Вот он, уже не в силах поднять грузное тело, побежал.
«Теперь
всё — догоню!» — уверенно решил Васютка и припустил сильнее. До птицы оставалось
совсем недалеко».
Герой в
пылу погони совсем не думает о том, куда бежит. Он не замечает дорогу,
не отмечает направление.
И вот
наконец глухарь пойман.
«Думая
о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывал, пел, что на ум
приходило.
Вдруг
он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть».
Васютка
даже не подумал о том, в каком направлении шёл. Он был слишком счастлив тем,
что добыл глухаря. И двигался не раздумывая.
Так
какие правила мы уже можем вывести из этого?
·
В лесу нельзя сворачивать с тропы.
·
Нужно замечать свой путь.
·
Главное – не отвлекаться и помнить, где тропа.
А еще мы,
в отличие от Васютки, можем кричать. Нужно звать свою группу, вообще,
людей. Если вы заблудились не в безлюдной огромной тайге – вас услышат.
Но
допустим, что мы всё-таки заблудились! Да и на зов никто не откликается…
Что делать? Определять, где север, где юг? А идти куда – на север или на юг?
Правильный
ответ – никуда.
Потому
что герой Васютки совершил ошибку, которая чуть не стала для него роковой.
Посмотрим
на такой отрывок. «С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать
рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку
коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и
шагал, шагал…».
Получается,
что герой всё больше себя запутывает. Он ищет затеси, всё время меняет
направление…
А потом
делает ещё кое-что похуже.
«Он
вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова
бежал, Васютка не знал.
Наконец
он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.
Потом
упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер».
Сначала
герой был уверен, что скоро найдёт затеси, и метался из стороны в сторону. А
потом поддался панике и побежал неизвестно куда!
И ведь
потом отец прямо говорит Васютке: метаться было нельзя. Мальчика скоро бы
нашли, ведь он не мог уйти далеко. А так он сам уходил всё глубже в тайгу.
Так
что делать, если ты заблудился?
·
Оставаться на месте и не метаться в разные стороны.
·
Звать людей, звонить по телефону родным, знакомым, в полицию. Просить
помощи.
·
Не поддаваться страху и панике – это самое главное.
·
Но если в лесу приходится остаться не на час и не на два? Если припасы
уже закончились – что же делать тогда?
Вот
Васютка в такой ситуации начал припоминать нужные советы:
«Тайга,
наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он
стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и
охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из
дому. Пригодились спички.
Васютка
обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача,
искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджёг».
Вася
вырос в тайге. Так что он знает, как поджарить птицу, обеспечивает себя
орехами и ягодами. И даже пьёт воду из озера.
Но мы
вряд ли можем надеяться поймать утку. Да и с питьём воды из водоёмов в лесу
лучше повременить, пока это возможно.
Зато
можно полакомиться грибами и ягодами. Но только знакомыми. Иначе можно
получить тяжёлое отравление.
Можно и
развести костёр, только так, чтобы не сжечь лес. Костёр поможет вас найти.
Но даже
не это самое главное. Гораздо важнее – то, как вы чувствуете себя и как себя
ведёте.
А вот
здесь герой Астафьева действует совершенно правильно. После первой вспышки
испуга и печали – он не даёт себе отчаиваться.
И
старается не терять присутствия духа.
Вместо
этого герой занимает себя необходимыми делами. Он добывает еду, устраивается на
ночлег, чинит одежду. Все его мысли направлены на выживание.
При этом
заметим, что герой чередует труд и отдых. Он верно оценивает свои силы. Но
слабости и бессилию не поддаётся, хотя в конце концов сильно устаёт.
А самое
главное – герой не перестаёт думать и рассуждать. Как раз это его и
спасает.
Так
как же вести себя, если вдруг потерялся?
·
Постараться не паниковать, отложить страх и отчаяние на потом – ведь они
отнимают драгоценные силы.
·
Нужно занять себя конкретными делами – собрать топливо, устроить
укрытие, набрать немного еды…
·
Главное – не тратить слишком много сил. И не проваливаться в оцепенение
и забытье.
–
Отлично! – захлопала в ладоши Алина. – Теперь у меня есть чёткий план!
–
Удивительно полезная книга, – заметил Миша. – Немного дополнить современными
реалиями – и получится целое пособие по выживанию!
Итак,
что мы возьмём с собой в лес?
·
Запас воды и провизии.
·
Что-то для розжига костра.
·
Соль. Нож.
·
Основные медикаменты.
·
Мобильный телефон – обязательно.
·
Можем добавить средство от насекомых и лишнюю одежду.
Как
будем вести себя в лесу?
·
Не отвлекаться.
·
Не сходить с тропинки.
·
Замечать дорогу – приметы и направление, в котором движешься.
·
Перекликаться со своими спутниками.
А как
быть, если всё-таки заблудились?
·
Оставаться на месте и не метаться в разные стороны.
·
Связаться с людьми.
·
Не паниковать, постараться занять себя делом.
·
Изо всех сил держаться и выживать до прихода подмоги.
·
А для этого надо беречь силы, не поддаваться слабости и сонливости.
Получается,
что Астафьев написал очень нужную книгу. Но в ней, кроме истории выживания,
есть ещё кое-что полезное.
Об этом
мы поговорим на следующем уроке.
Слайд 2Если вы заблудились в тайге, это не значит, что все кончено, нужно
только соблюдать определенные правила и умело пользоваться подручными средствами. Главное – не давать волю страху и не паниковать. Самый хороший помощник – ваш трезвый ум.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
Слайд 3Правило № 1: когда отправляешься в тайгу – обязательно возьми с
собой еду, например, хлеб и спички, чтобы разжечь костёр.
«Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:
— Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.»
Слайд 4Правило № 2: по дороге нужно делать «затеси» и от них
далеко не отходить
Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Слайд 5 «Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях
и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.»
Слайд 6Правило № 3: обязательно возьми с собой компас, чтобы ориентироваться в
пространстве
«Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:
— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!»
Слайд 7«Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы
прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север. Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру — это ещё не спасение. Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнёшься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью.»
Слайд 8Правило № 4: с помощью спичек разжечь костёр
«Перво-наперво надо развести огонь.
Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.»
«Не дыша, он чиркнул спичку о коробок, дал огоньку разгореться в ладонях и поднёс к берёсте. Она стала корчиться, свернулась в трубочку и занялась. »
Слайд 9Правило № 5: на костре можно приготовить обед или ужин, вот
рецепт:
Но прежде: «Надо было запастись на ночь дровами.
Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.»
Правило № 6:
Слайд 10«Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал
дров, развёл огонь. С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более. Обжарив в костре шишки, Васютка одну за другой выкатил их из золы палочкой, как печёную картошку. От орехов уже болел язык, но он решил: пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.»
Слайд 11Правило № 7: приготовь место для ночлега
«Поужинав, Васютка сложил остатки еды
в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.
Он перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, накрывшись телогрейкой.
Снизу подогревало.
Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Заполярная тайга не страшна зверьём. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей — тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли бы позариться на Васюткины запасы. И всё-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвёл курок и положил ружьё рядом. Спать!»
Слайд 12Правило № 8: ищи лиственный лес, т.к он тянется вдоль берега
реки
«Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.»
«Далеко впереди Васютка заметил уходящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.»
Слайд 13Правило № 9: Первым делом постарайтесь отыскать реки или ручьи. Отлично,
если вы знаете, куда они текут. Если не знаете, все равно держитесь рек или ручьев, не старайтесь срезать путь, можете уйти совсем в глушь и начать бесцельно блуждать по лесу. Рано или поздно на берегах рек вам встретятся населенные пункты – люди всегда селятся близ рек. К тому же, у вас не будет проблем с водой.
«Впереди берег… Вода! Не веря своим глазам, Васютка остановился. Так он простоял некоторое время и почувствовал, что ноги его вязнут. Болото! Болота чаще всего бывают у берегов озёр. Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты — и вот он на берегу.
Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подёрнутое у берега ряской.
Васютка лёг на живот, отгрёб рукою зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде. Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.»
Слайд 14Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро
проточное!
Слайд 15«Гудок! — догадался Васютка. — Пароход гудит! Но почему же он
слышится оттуда, с озера? А-а, понятно».
Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме. Но гудит-то пароход на Енисее! В этом Васютка был уверен. Скорей, скорей бежать туда! Он так заторопился, будто у него был билет на этот самый пароход.»
«Так же неожиданно Васютка очнулся, перестал шуметь и даже несколько смутился, оглядываясь вокруг. Но никого нигде не было, и он стал решать, куда идти: вверх или вниз по Енисею? Место было незнакомое. Мальчик так ничего и не придумал. Обидно, конечно: может быть, дом близко, в нём мать, дедушка, отец, еды — сколько хочешь, а тут сиди и жди, пока кто-нибудь проплывёт, а плавают в низовьях Енисея не часто…»
Слайд 16Правило № 10
НИКОГДА НЕ УНЫВАЙ И НЕ СДАВАЙСЯ!!!
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Урок литературы в 5 классе
Учитель русского языка и литературы Логунова Елена Юрьевна
Март 2018г.
Виктор Петрович Астафьев 1924-2001
На родине писателя: Красноярск
На реке Енисей
Село Овсянка. Дом В. Астафьева
Сибирь. Тайга
Рассказ «Васюткино озеро». Уроки выживания
Внимательный читатель викторина
1. На какой реке происходит действие рассказа? 2. Чем снабжал Васютка рыбаков? 3. Почему мама заставила Васютку взять в тайгу хлеба? 4. Затеси – это… 5. Какую птицу первой увидел Васютка? 6. Когда Васютка понял, что заблудился? 7. Почему Васютка, увидев в озере рыбу, удивился? 8. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?
Затеси
Васютка
Почему Васютка смог выжить в тайге?
Васютка знает:
животный и растительный мир тайги;
правила выживания в тайге.
Васютка умеет:
добывать кедровые орехи;
охотиться с помощью ружья;
ориентироваться на местности;
определять стороны горизонта;
разводить костёр;
готовить пищу;
устраивать ночлег;
определять погоду;
подавать сигналы бедствия.
Памятка №1. Советы идущему в лес
— Продумай тщательно маршрут. -Не забудь взять компас. -Возьми спички для костра. -Захвати с собой теплые вещи. -Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари).
Памятка №2
Если ты заблудился
-Не паникуй, успокойся. -Прекрати бесполезное движение. -Осмотри место, где находишься. -Собери хворост, дрова для костра (на ночь). -Разожги костер, приготовь пищу. -Подготовь из веток, травы место для ночлега. -Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Домашнее задание
1.Нарисовать иллюстрацию к произведению.
2.Разгадать кроссворд.
3.Письменно ответить на вопрос:
Чему бы я хотел научиться у Васютки?
«Васюткино озеро» — рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым о мальчишке, выжившем в тайге. Тяжело пришлось ему одному в суровых таежных условиях, но все же он сумел спастись, да еще и открытие сделал. План рассказа «Васюткино озеро», а также ключевые моменты произведения рассмотрим подробнее.
Васютка в страшной тайге
Мальчик Васютка рос в семье рыбака, и поэтому очень часто бывал в тайге вместе с отцом. Однажды бригада рыбаков отправилась на промысел дальше, чем обычно. И, конечно же, с ними поехал маленький Васютка. Дома он скучал. До начала учебного года было еще много времени, поэтому паренек помогал рыбакам, собирая для них кедровые орешки. В один из таких походов он заплутал, гоняясь за глухарем, и остался совсем один в незнакомом ему лесу. Как бы поступил любой мальчишка на его месте? Конечно бы, испугался, зарыдал, и даже, возможно, стал бы звать на помощь маму. Но только не Васютка. Он смог поступить, как настоящий мужчина. План рассказа «Васюткино озеро» обязательно включит пункт о его смелом поведении в тайге.
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Урок литературы в 5 классе
Учитель русского языка и литературы Логунова Елена Юрьевна
Март 2018г.
Виктор Петрович Астафьев 1924-2001
На родине писателя: Красноярск
На реке Енисей
Село Овсянка. Дом В. Астафьева
Сибирь. Тайга
Рассказ «Васюткино озеро». Уроки выживания
Внимательный читатель викторина
1. На какой реке происходит действие рассказа? 2. Чем снабжал Васютка рыбаков? 3. Почему мама заставила Васютку взять в тайгу хлеба? 4. Затеси – это… 5. Какую птицу первой увидел Васютка? 6. Когда Васютка понял, что заблудился? 7. Почему Васютка, увидев в озере рыбу, удивился? 8. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?
Затеси
Васютка
Почему Васютка смог выжить в тайге?
Васютка знает:
животный и растительный мир тайги;
правила выживания в тайге.
Васютка умеет:
добывать кедровые орехи;
охотиться с помощью ружья;
ориентироваться на местности;
определять стороны горизонта;
разводить костёр;
готовить пищу;
устраивать ночлег;
определять погоду;
подавать сигналы бедствия.
Памятка №1. Советы идущему в лес
— Продумай тщательно маршрут. -Не забудь взять компас. -Возьми спички для костра. -Захвати с собой теплые вещи. -Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари).
Памятка №2
Если ты заблудился
-Не паникуй, успокойся. -Прекрати бесполезное движение. -Осмотри место, где находишься. -Собери хворост, дрова для костра (на ночь). -Разожги костер, приготовь пищу. -Подготовь из веток, травы место для ночлега. -Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Домашнее задание
1.Нарисовать иллюстрацию к произведению.
2.Разгадать кроссворд.
3.Письменно ответить на вопрос:
Чему бы я хотел научиться у Васютки?
«Васюткино озеро» — рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым о мальчишке, выжившем в тайге. Тяжело пришлось ему одному в суровых таежных условиях, но все же он сумел спастись, да еще и открытие сделал. План рассказа «Васюткино озеро», а также ключевые моменты произведения рассмотрим подробнее.
Васютка в страшной тайге
Мальчик Васютка рос в семье рыбака, и поэтому очень часто бывал в тайге вместе с отцом. Однажды бригада рыбаков отправилась на промысел дальше, чем обычно. И, конечно же, с ними поехал маленький Васютка. Дома он скучал. До начала учебного года было еще много времени, поэтому паренек помогал рыбакам, собирая для них кедровые орешки. В один из таких походов он заплутал, гоняясь за глухарем, и остался совсем один в незнакомом ему лесу. Как бы поступил любой мальчишка на его месте? Конечно бы, испугался, зарыдал, и даже, возможно, стал бы звать на помощь маму. Но только не Васютка. Он смог поступить, как настоящий мужчина. План рассказа «Васюткино озеро» обязательно включит пункт о его смелом поведении в тайге.
Тайга любит сильных
Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.
Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело – остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь – искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.
К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?
Спасение героя
Мальчишка и дальше не испугался трудностей. Увидев, что подстреленную им утку унесло течением, он стал догадываться, что в это озеро может впадать река, а найденное им озеро, вероятно, является проточным. И он не ошибся: действительно, это был всего лишь небольшой заливчик, само озеро было намного крупнее. План рассказа «Васюткино озеро» включает пункт о спасении мальчишки.
В тайге начался сильный дождь. Природа вокруг замерла. Васютка, устав от своего путешествия, уснул. Но вдруг он услышал какой-то гудок. Сначала он принял этот звук за комариный писк, но после понял, что это звук теплохода. Васютка начал махать руками, стрелять из ружья, всячески привлекая к себе внимание, но у него ничего не вышло: на пароходе не заметили мальчишку. И в этот раз он дал себе слабину и расплакался изо всех сил. Его радовала лишь его находка – Васюткино озеро. Тайга в знак его смелости и терпения преподнесла ему настоящий подарок.
Таежный плен продолжался недолго: мимо озера проезжал рыбацкий бот отца, и Васютку, наконец, заметили.
Какова же была радость родных, которые безумно переживали за мальчика! Его напарили в бане, накормили разными вкусностями и бесконечно хвалили за смелость и находчивость.
Спасение героя
Мальчишка и дальше не испугался трудностей. Увидев, что подстреленную им утку унесло течением, он стал догадываться, что в это озеро может впадать река, а найденное им озеро, вероятно, является проточным. И он не ошибся: действительно, это был всего лишь небольшой заливчик, само озеро было намного крупнее. План рассказа «Васюткино озеро» включает пункт о спасении мальчишки.
В тайге начался сильный дождь. Природа вокруг замерла. Васютка, устав от своего путешествия, уснул. Но вдруг он услышал какой-то гудок. Сначала он принял этот звук за комариный писк, но после понял, что это звук теплохода. Васютка начал махать руками, стрелять из ружья, всячески привлекая к себе внимание, но у него ничего не вышло: на пароходе не заметили мальчишку. И в этот раз он дал себе слабину и расплакался изо всех сил. Его радовала лишь его находка – Васюткино озеро. Тайга в знак его смелости и терпения преподнесла ему настоящий подарок.
Таежный плен продолжался недолго: мимо озера проезжал рыбацкий бот отца, и Васютку, наконец, заметили.
Какова же была радость родных, которые безумно переживали за мальчика! Его напарили в бане, накормили разными вкусностями и бесконечно хвалили за смелость и находчивость.
Заключение
План рассказа «Васюткино озеро» включает в себя следующие основные пункты:
- Рыбаки ждут улов.
- Васютка пошел в лес за орешками.
- Охота на глухаря.
- Заблудился!
- Ночь в темной тайге.
- Найденное Васюткой странное озеро.
- Вот он – Енисей!
- Спасение мальчика.
- Озеро теперь на карте.
В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы.
Матвеева Ольга Васильевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №52» г. Курска
Урок литературы в 5 классе (ФГОС)
Уроки выживания (по рассказу Виктора Петровича Астафьева
«Васюткино озеро»)
Тема урока: « Уроки выживания»
(по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).
Используемый УМК:
-
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В.Я.Коровина (и др.); под редакцией В.Я.Коровиной, М. Просвещение, 2011
-
Коровина В.Я. Литература 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. /В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М. : Просвещение, 2013.
Цели урока
Обучающие:
познакомить обучающихся с биографией В.П.Астафьева, продолжить работу по обучению аналитическому пересказу художественного текста, продолжить отработку навыков самостоятельной работы с текстом, углублять знания по теории литературы.
Развивающие:
совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном; развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе, формировать через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы; помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
Тип урока: урок открытия новых знаний и умений.
Форма деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
— Коровина В.Я. Литература . 5 класс; учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: 2ч/ В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М. Просвещение, 2013
Мультимедийный проектор, экран, презентация, толковый словарь С.И.Ожегова.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
— стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта , накопленного многими поколениями;
— осознание значения семьи в жизни человека;
— становление личности человека;
— цельность характера, отвага, закаленность в борьбе за жизнь;
— нерасторжимое чувство единства природы и человека.
Метапредметные УУД:
— умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать свое мнение;
— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные УУД:
— умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать его тему и идею;
— понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
— умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Виды деятельности:
— поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;
— продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя;
— репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ;
— исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.
Эпиграф
Тайга – кормилица наша, хлипких не любит.
Всякая таежная дорога начинается с затесей.
В.П.Астафьев
Ход урока
-
Организация учащихся на работу.
2.Психологический настрой детей на урок (улыбнемся и мысленно пожелаем всем успеха на уроке)
3. Проверка знаний и умений.
Наш урок будет посвящен знакомству с творчеством В.П.Астафьева — писателя-сибиряка. Он говорил о природе, о людях с крепким несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытании.
У нас есть группа «ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ», которые расскажут нам о писателе.
Рассказ о Викторе Петровиче Астафьеве с презентацией. Сообщение ученика (реализация индивидуального домашнего задания)
СЛАЙД 1. Астафьев родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу реки Енисей. Мальчику было 7 лет, когда утонула мать, и его воспитанием занялась бабушка Екатерина Петровна. Позже довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.
СЛАЙД 2. В 1942 году ушел добровольцем на фронт. Сражался с фашистами, дважды был ранен, контужен, награжден орденом Красной Звезды, несколькими медалями.
СЛАЙД 3. После войны вернулся на родину, где и началась его литературная деятельность. Он писал о войне, о своих земляках, о природе: «Землю люблю свою и не устаю удивляться ее красоте, неистощимому терпению и доброте…» Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Таких, как он, называют совестью нации. Это был чуткий, честный и требовательный к себе человек.
Давайте вспомним историю создания рассказа.
Сообщение ученика (реализация индивидуального домашнего задания)
СЛАЙД 4. Рассказ «Васюткино озеро» автобиографичен. Талант писателя впервые проявил себя в школьных работах. В основе произведения – события, описанные в одном из его школьных сочинений. В детском доме Астафьев написал рассказ о мальчике, который заблудился и нашел в тайге озеро.
Сочинение называлось «Жив!» и было опубликовано в школьном журнале. Писатель, спустя много лет, вспомнил об этом сочинении и взял его за основу своего рассказа. Эти воспоминания дороги писателю потому, что в детские годы в сложных жизненных обстоятельствах складывалась личность, другими словами – «начинался» человек.
Словарная работа. (Проверка домашнего задания).
Слово учителя (Дома вы прочитали рассказ и встретились с непонятными словами. Давайте объясним значения этих слов. )
Фортуна – судьба, случай, счастье.
Бот (рыбосборочный) небольшое моторное судно.
«Нет фарту» — не везет.
Паромы – спаренные сети.
Переметы — ловушка для рыбы, рыболовная снасть с крючками.
Патронташ – сумка или специальная лента с гнездами для патронов.
Тягун – подводное течение.
Затеси- зарубки на стволах деревьев.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий.
Обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ТЕМЕ
СЛАЙД 5 Чтобы вы лучше представили себе, что такое тайга, послушайте завораживающее описание, которое подготовила ГРУППА «ЮННАТОВ».
« Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжелый гул зеленых вершин.
Сухо, сумрачно, глухо. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растотырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не слышно птиц, не видно зверей. Все прячутся, таятся. Вдруг дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье. Хорошо смотреть за зеленую тайгу с горы. Там светлые боры-сосняки. Тут темные пятна ельников. Голубые извилины рек. Черные гари, пропахшие дымом. И синие, туманные бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга!»
Давайте найдем в тексте описание тайги стр.136 ( Можно рассказать наизусть)
«Тайга… Тайга… Без конца и без края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. … Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них. (Вспомним, как называется это средство выразительности? ( метафора).
5. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ.
Слово учителя.
И в этой тайге потерялся маленький Васютка! Это сложная ситуация, которая требует от человека взрослого не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. Вот тогда можно выжить!
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
СЛАЙД 6 ТЕМА УРОКА: «УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ»
-Какая цель стоит перед нами? Ответить на проблемный вопрос : «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло? (запись на доске)
Давайте вспомним, зачем Васютка отправляется в тайгу?
6. Инсценировка эпизода ( мать, Васютка)
7. Слово учителя. А теперь проанализируем рассказ, проведя ВИКТОРИНУ «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» (находим ответы в тексте)
— Какую оплошность допустил мальчик? (проснулся охотничий азарт) и он погнался за глухарем.
— Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки («Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим»)
— Неслучайно появление паука. Какова роль образа паука? (Найти в тексте)
— Попытаемся понять Васютку. Монолог «Я заблудился» Стр.131-132
—Когда он понял, что заблудился? ( «Деревья, деревья… Под ногами — мох, жухлая трава, над головой – равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце – холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий бежать то сломя голову, то без сил лежать на земле». Однако Васютка сумел победить этот страх. («…постоял минутку и пошел строго на север.) 13 летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого – далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги – зависит только от самого себя. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.
— Чьи слова вспомнил Васютка, когда ему стало плохо? («Тайга – наша кормилица, хлипких не любит» отца и деда) Стр . 133
— Как вы понимаете слова «Взять себя в руки?» (успокоиться, собрать сухие ветки и мох, развести костер, приготовить еду, потом убрать в мешок и повесить на ветку от мышей)
— По цепочке восстановите алгоритм приготовления охотником глухаря: дрова, костер, ощипать, распотрошить, отодвинуть костер, на горячем месте выкопать ямку, положить туда птицу, плотно закрыть мхом, присыпать горячей землей и углями, еда готова.
СЛАЙД 7 8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проводит ученик)
На разминку дружно встали, мы опять сидеть устали
Руки в боки, смотрим вправо, поворот налево плавный: раз-два, раз-два
Поднимаем мы колени, занимаемся без лени: раз-два, раз-два
Поднимаем их повыше, может быть коснемся крыши: раз-два, раз-два
А теперь мы потянулись и на место все вернулись.
9. Практикум.
—Выполните проверочную работу по тексту. Листы у каждого на столе.
Мы продолжим мини-исследование в группах.
1 группа «ЮННАТЫ» Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку. Кому принадлежат эти слова? (Отцу Васютки) Он говорил: «Тайга – наша кормилица», «Тайга хлипких не любит». Ваша задача рассказать о
СЛАЙД 8 тайнах тайги, о которых пришлось вспомнить Васютке , чему она его научила? »
— Кедровка –птица полезная;
— Глухаря берут с собакой;
— Заполярная тайга не страшна зверьем;
— Лиственный лес обычно тянется по берегам реки;
— Трава обычно растет возле больших водоемов.
СЛАЙД 9 ЗАКОНЫ ТАЙГИ:
1. Идешь в лес, бери еду и спички;
2. От затесей не отходи – сгинешь .
3. Беречь патроны.
4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
5. Уметь ориентироваться по сторонам света.
6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоеме.
7. Не терять веры в свои силы.
2 ГРУППА «СПАСАТЕЛИ» ( Ответить на вопросы. )
СЛАЙД 10. Составить памятку № 1 «Советы идущему в лес»
1). Продумай тщательно маршрут.
2). Не забудь взять компас.
3). Возьми спички для костра.
4). Захвати с собой теплые вещи.
5). Приготовь запас еды (соль , хлеб, сухари, консервы…)
СЛАЙД 11. Составить памятку №2 «Если ты заблудился»
1). Не паникуй, успокойся.
2). Прекрати беспокойное движение.
3). Осмотри место, где находишься.
4). Собери хворост, дрова для костра (на ночь)
5). Разожги костер, приготовь пищу.
6). Подготовь из веток и травы место для ночлега.
7). Спокойно ожидай спасателей, родственников.
3 ГРУППА «ТОПОГРАФЫ» Составьте карту «По следам Васютки» от самого дома до берега Енисея.»
СЛАЙД 12 ТАЙНЫ ТАЙГИ.( Тайга открыла Васютке озеро, полное рыбы.)
*Что открыл Васютка? ( Озеро, полное рыбы)
* Берег Енисея. Почему отражение в Енисее удивило Васютку? (Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.)
*Почему рассказ так назван? (Васютка открыл озеро, которого не было на карте. В честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь. Васютка – проводник. Он привел бригаду своего отца к озеру, в котором водилось много рыбы. Тем самым он помог взрослым выполнить план.)
Вывод: Васютку спасает опыт взрослых, знание таежных законов. Он смелый, мужественный, он преодолел свой страх, холод, голод, одиночество. Он рассудительный, терпеливый, внимательный.
Слово учителя.
—- Выполните тест, составленный вами.
10. Итог урока. Закрепление полученных знаний.
О каких законах тайги вы узнали из рассказа?
1). Идешь в лес – бери еду, спички.
2).Всякая дорога в тайге начинается с затесей.
3).Кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.
4). Почти голая сторона у ели- значит в ту сторону север, а глее ветвей больше – там юг.
5). Перво-наперво надо развести огонь.
6). Кровянистое небо — будет ветер.
7). Вызвездило – к холоду.
8). Ветра не было, а утку отнесло, значит есть тягун, озеро проточное.
11. Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: Почему Васютка смог выжить в тайге, что ему помогло? ( ПРИРОДА — мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь.)
Чтение наизусть стихотворения В.Шефнера (читает Матвей Долженков)
*Умение подстрелить дичь и разделать ее.
*Пользоваться затесями.
*Умение определить стороны света.
*Найти по типу леса реку.
*Экономить заряды, хлеб
.*Запастись дровами.
* Подготовить ночлег.
*Предсказать погоду.
*Понять проточный характер озера.
12. Рефлексия
— Что нового узнали на уроке?
-Кто доволен своей работой?
-Как бы вы оценили свою работу? Почему?
13. Выставление оценок за урок.
Д/З стр.152 « Обогащаем свою речь». Ответить на вопросы.
ТЕСТ
-
Определите жанр произведения
А) рассказ б) повесть в) сказка-быль
-
Какая фамилия у героя?
а) Шадрин б) Шардин в) Шамрин
3. Что такое затеси?
А). След от когтей медведя; б) помечены сухие деревья;
в) зарубки, отметины, чтобы не потерять дорогу.
4. Какие орехи собирал герой?
А) грецкие; б) фундук; в) кедровые.
5. Как звали собаку Васютки?
А) Тузик б) Дружок в) Мурзик
6 .Какую птицу ругал и в то же время хвалил Васютка.
А) ворону б) глухаря в) кедровку
7. « Килограммов пять будет, а то и полпуда…» Это сколько?
А) 5 кг. Б) 8 кг. В) 10 кг.
8. Что сибирские охотники называют драгоценным припасом?
А) хлеб б) мясо в) порох и дробь.
9. Какая рыба попадалась в ловушки?
А) карась б) щука в) стерлядь
10. Когда Васютка понял, что заблудился, он
А) горько заплакал б) запаниковал в) решил не сдаваться
11. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
А) его заметили с бота б) его не заметили с бота в)он был рад рыбакам
Ф.и.____________________________________
Проверочная работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Заполните пропуски
Главного героя рассказа зовут________________. Он с родителями жил на берегу реки ______________. Отец мальчика занимался тем, что _________________________. Главный герой снабжал бригаду рыбаков ________________.
Однажды мальчик отправился в лес. Вдруг перед ним что-то сильно захлопало. Это был ____________. Пытаясь его поймать, герой_____________. Он понял это, так как не увидел на дереве _______________. Сначала мальчик очень _________________, но потом вспомнил слова дедушки: «Тайга _________________не любит.
Плутая по тайге. Герой неожиданно вышел к _________________, в котором было много рыбы. После долгих приключений мальчика спасли______________________с бота. Позже Васютка рассказал отцу о своей находке и показал, как туда добраться. С тех пор и пошло «_______________________________». Рыбы в нем оказалось действительно очень много.
ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ
Топографы. Составить карту маршрута героя. Что открыл Васютка? Почему так назван рассказ?
Спасатели. Составить памятки « Советы идущему в лес» и «Если ты заблудился»
Юннаты. Подготовить рассказ о тайге: «Тайны тайги», «Законы тайги»
Исследователи. Подготовить сообщение о писателе, рассказать об истории создания произведения.