
За холостые обороты двигателя отвечает регулятор холостого (РХХ), с его помощью мотор способен поддерживать оптимальные обороты необходимые во время работы без нагрузки для экономии топлива и увеличения срока службы рабочих механизмов двигателя. Кроме того, холостые обороты позволяют двигателю прогреться пред тем как начать движение. Регулятор холостого хода расположен с левой стороны в дроссельном узле и состоит из трех главных компонентов:
Пружина
Шаговый электродвигатель
Шток с конусной иглой на конце.
КАК РАБОТАЕТ РЕГУЛЯТОР ХОЛОСТОГО ХОДА
Принцип работы регулятора холостого состоит в том, чтобы открывать или закрывать канал. который проходит в обход дроссельной заслонки. Во время работы двигателя датчик оборотов коленчатого вала при помощи специальных меток сообщает контроллеру о скорости вращения коленвала (об/мин). Контроллер в свою очередь решает о необходимости открытия или закрытия канала, руководствуясь определенными расчетами и алгоритмами. После этого он сообщает этому самому РХХ о своем решении, тогда регулятор холостого хода собственно и выполняет эту команду, то есть увеличивает или наоборот уменьшает подачу топлива посредством выдвигания или втягивания штока с иглой.
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ РХХ:
Нестабильные холостые обороты двигателя (плавающие холостые).
Внезапная остановка двигателя при включении нейтральной скорости.
Повышение или понижение оборотов даже на прогретом двигателе.
Обороты не повышаются после запуска холодного двигателя.
Двигатель не пускается когда нажата педаль «газа». Это признак того, что игла перекрывает канал.
Заметное падение оборотов двигателя после включения мощных энергопотребителей, таких как: печка, фары, и прочее).
Внимание! Все вышеописанные симптомы могут быть спровоцированы и другими узлами, к примеру, неисправной катушкой, свечами, бензонасосом, топливным фильтром или другими проблемами связанными с подачей топлива. Поэтому прежде чем менять регулятор холостого хода ВАЗ 2112 убедитесь, что причина действительно в нем.
ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО
1. Первым делом снимите минусовую клемму с аккумулятора.
2. После этого разъедините колодку с проводами, которые идут к РХХ из дроссельного патрубка, для этого нажмите на пластиковый фиксатор-защелку.
3. Выкрутите два винта крепления и снимите с дроссельного патрубка РХХ ВАЗ 2112. Здесь иногда возникают проблемы, например — ситуация, когда крепежный винт, расположенный ближе к ресиверу выпадает при выкручивании. Учитывая это, рекомендую вам выкручивать сначала левый винт расположенный слева, после этого потяните регулятор холостого хода на себя и выкрутите правый винт. Такая последовательность позволит вам достать РХХ, при этом не растеряв все винты, в этом случае они останутся во фланце.
4. На этом можно сказать все, самостоятельная замена РХХ ВАЗ 2112 подошла к концу, осталось установить новый датчик, делать это необходимо в порядке обратном разборке. Для упрощения проведения данной операции разрешается капнуть на уплотнительное кольцо пару капель моторного масла.
Теперь осталось откалибровать датчик холостого хода ВАЗ 2112, эта процедура полностью автоматическая. Все, что от вас требуется это:
Одеть минусовую клемму.
Включите зажигание, при этом не запуская мотор, достаточно будет 5-10 сек.
Выключите зажигание.
Вот и вся калибровка. Авто готово к эксплуатации.
Пробег: 188 700 км
Роль устройства
На инжекторных двигателях, которые устанавливаются на ВАЗ 2110, регулятор ХХ служит для контроля за стабильной работой силового агрегата. Вряд ли вас приятно удивит ситуация, при которой начнут плавать обороты на холостом ходу, то и дело автомобиль будет глохнуть.
Некоторые не знают про еще одну очень важную роль датчика холостого хода — прогрев силового агрегата в случае пониженной температуры воздуха.
Принято считать, что при наличии инжектора, прогревать двигатель нет необходимости. Мнение ошибочное. Не перенапрягайте двигатель, а сперва дайте ему некоторое время поработать без повышенных оборотов. Это положительно скажется на надежности и сроке службы мотора.
Конструктивные особенности ДХХ
Поскольку датчик холостого хода отвечает за регулирование объемов подаваемого в КС воздуха, его расположение вполне предсказуемо: в дроссельном узле, а точнее – непосредственно возле дроссельной заслонки. В большинстве случаев он крепится на корпусе мотора посредством пары винтов, но встречаются варианты с посадкой на герметик или лак (правда, очень редко). Некоторые производители с целью недопущения демонтажа регулятора рассверливают головки винтов, затрудняя их откручивания — в таких случаях рекомендуется снимать датчик вместе с ДЗ, чтобы не допустить поломку крепежа регулятора.
Существует три основные группы РХХ в зависимости от используемого принципа воздействия на клапан:
- соленоидные регуляторы;
- шаговые устройства;
- датчики роторного типа.
Рассмотрим их принцип работы более детально.
Соленоидный ДХХ функционирует, используя электромагнетизм. При подаче напряжения сердечник катушки начинает втягиваться, увлекая за собой заслонку и таким образом регулируя подачу массы воздуха. При отключении соленоида происходит обратный процесс – сердечник возвращается на своё место, перекрывая канал подачи воздуха. Управление соленоидным датчиком осуществляется посредством регулировки частотой генерации командных сигналов, передаваемых непосредственно на исполнительный орган. Чем больше частота сигналов, тем точнее дозируется количество воздуха, пропускаемое в каналы камеры сгорания.
Шаговый регулятор использует для управления подачей воздуха кольцевой магнит, который находится в окружении группы из четырёх обмоток. Подаваемое на них по очереди напряжение генерирует круговое магнитное поле, приводящее в движение управляющий ротор. Там, где находится датчик холостого хода, расположен и исполнительный механизм, открывающий/запирающий канал подачи воздуха под воздействием движения ротора.
Датчики роторного типа регулируют подачу воздуха посредством частотных импульсов (наподобие соленоидных механизмов), но здесь в качестве исполнительного устройства вместо соленоида используется ротор.
Независимо от типа РХХ, при его установке на автомобиль главной задачей является обеспечение расстояния между посадочным фланцем и оконечностью иглы, равного 23 миллиметра.
Назначение и принцип работы
С конструктивной точки зрения датчик является устройством, представленным несколькими основными функциональными элементами:
- клапаном;
- корпусом;
- обмоткой статора;
- ходовым винтом;
- штекерным выводом статорной обмотки;
- шариковым подшипником;
- корпусом статорной обмотки;
- ротором;
- пружиной.
Основным назначением датчика является обеспечение подачи определённого количества воздуха, который необходим для стабильности функционирования двигателя. Воздух подаётся на холостых оборотах, вне дроссельной заслонки. Иными словами, работа силового агрегата в условия холостого хода осуществляется при закрытой дроссельной заслонке, а за поступление воздуха отвечает специальный дополнительный канал. Обороты холостого хода регулируются посредством изменения сечения канала, перекрытого иглой РХХ.
При работе автомобильного мотора на холостых оборотах, внутрь поступает некоторый объём воздуха, обеспечивающего ровное функционирование. Датчиком положения коленчатого вала учитывается оборотистость агрегата, а сами данные передаются на блок управления. Именно с блока на датчик поступает команда на уменьшение или напротив, увеличение воздухоподачи.
При прогретом до рабочего температурного режима двигателе, контроллером автоматически поддерживаются обороты холостого хода. При отсутствии необходимой температуры именно контроллер посредством датчика увеличивает обороты и обеспечивает достаточный прогрев силового агрегата. Благодаря такой конструктивной особенности можно начинать движение транспортного средства даже без предварительного прогрева.
Как он работает
Функция РХХ заключается в регулировании количества подаваемого топлива. Он может сообщить о необходимости увеличить или уменьшить количество. Важный нюанс заключается в том, что выполняет датчик свои функции непосредственно при включении холостых оборотов.
Само действие увеличения или уменьшения происходит за счет выдвигания или втягивания иглы на конце штока. Игла отвечает за перекрытие ил открытие в необходимой степени специального канала.
Схема подключения
Схема подключения контроллера холостого хода
К датчику холостых оборотов подводится один жгут, состоящий из четырех кабелей, он идет от микропроцессорного модуля. В результате такого подключения диагностика может вызвать определенные трудности. У автовладельца не получится просто подать напряжение на клеммы устройства, поскольку микропроцессорный модуль делает это импульсно.
Расположение
Внешне РХХ выглядит достаточно просто. Он представляет собой с виду небольшой электродвигатель. В его конструкцию включены три детали:
- Шаговый электродвигатель;
- Пружина;
- Шток с иглой на конце.
А располагается искомый регулятор возле механизма, который отвечает за изменение положения дроссельной заслонки. Сложной системы крепления не предусмотрено. Для демонтажа нужно просто демонтировать крепежные болты.
Признаки неисправности
Чтобы выбрать оптимальный вариант исправления сбоев в работе датчика холостого хода, нужно знать основные признаки, характеризующие неисправность такого устройства:
- силовой агрегат не удерживает холостой ход;
- обороты подскакивают, потом зависают, и снова нормализуются;
- мотор в условиях холостого хода заметно троит;
- отсутствует компенсация возрастающей нагрузки;
- затруднён пуск силового агрегата без нажатия педали газа;
- отсутствуют достаточные обороты прогрева.
Самая распространённая проблема, сопровождающая поломку датчика (РХХ) – транспортное средство глохнет на холостых оборотах, при смене передач или сбросе газа.
Самостоятельно выполнить диагностику и замену датчика холостого хода вполне возможно, если знать все конструктивные особенности такого устройства и учитывать правила выбора РХХ.
Типичные неисправности
Проблемы с электрической проводкой становятся причиной обрыва питания. Также в разъемах могут окислиться контакты. Из-за ненадежного соединения диагностику провести трудно, и тогда неисправность может проявляться время от времени.
Типичной неполадкой является поломка электрического моторчика — загрязнение штока приводит к его некорректному ходу. Кроме этого, уплотнительное кольцо может разрушиться (вследствие чего начинается подсос воздуха), а шток — износиться. Исправный шток работает без «закусываний», «червяк» должен функционировать без проскальзываний.
Среди названных неисправностей самая распространённая — загрязнение штока. В каналах дросселя копится грязь. Если вы давно не чистили заслонку дросселя, наверняка именно нагар на штоке создает проблемы, но точно причину можно определить, только выполнив РХХ. Нужно снять устройство с дросселя, промыть его средством для очистки карбюратора.
Критического накопления грязи лучше не допускать, ведь повышенные нагрузки на электромоторчик способны сильно навредить этому элементу. Из-за повышенных нагрузок может выйти из строя резистор ЭБУ. Также нагрузка провоцирует сопротивление нагара движению штока. Стоит резистор недорого, но для его замены придётся обращаться в сервис, а там ещё возьмут и за работу.
Разновидности датчиков холостого хода
Самый простой вариант прибора изготавливается на основе соленоида – катушки. Когда на ее обмотки подается напряжение, находящийся внутри сердечник выскакивает и входит в специальное гнездо, уменьшая диаметр проходного канала. В итоге объем подачи воздуха уменьшается. Простота конструкции этого типа регулятора холостого хода гарантирует его небольшую стоимость. Но есть и серьезный минус: невозможность тонкой настройки пропускаемой способности дополнительного канала. Это связано с тем, что регулятор холостого хода функционирует лишь в открытом или закрытом положении.
Есть и другой тип РХХ – роторный. Принцип работы этого устройства схож с предыдущим. Но есть важное отличие: открытие и закрытие байпасного канала производится посредством ротора, который обеспечивает плавность работы регулятора. Однако на сегодня популярность завоевало шаговое устройство. В его конструкцию входит кольцевой магнит, ротор и 4 обмотки. На каждую из них поступает напряжение от ЭБУ. В итоге начинает вращаться стержень-ротор, который ввинчивается в канал, перекрывая его на нужное значение.
Проверочные мероприятия
Самостоятельная диагностика условно делится на пару основных частей, предназначенных для выявления механических и электрических неисправностей. Для определения проблемы нужно воспользоваться визуальным осмотром и проверочными мероприятиями.
Визуальный осмотр
Самая простая и, пожалуй, первоочередная диагностика — визуальный осмотр. Он проводится после демонтажа узла из посадочного места. При визуальном осмотре можно выявить дефекты корпуса, износ иглы или другие, видимые глазу, неисправности. Однако если в процессе такой проверки вы выявили повреждение останавливаться лишь на этом этапе нельзя. Необходимо продолжить проверку для выявления возможных причин поломки.
Если в случае выполнения визуальной проверки вы обнаружили значительное загрязнение корпуса или внутреннего объема регулятора, то рекомендуем вам выполнить его очистку. Причем независимо от того, находится ли РХХ в исправном или неисправном состоянии.
Компьютерная диагностика
Несмотря на то что в простонародье РХХ принято называть датчиком, устройство является исключительно исполнительным механизмом, не имеющим обратной связи с ЭБУ. Иными словами, блок управления двигателем подачей напряжения на шаговый двигатель устанавливает желаемый вылет штока. Но ЭБУ не может объективно проверить фактическое положение штока, поэтому несоответствие желаемых и фактических значений нигде не фиксируется. Это значит, что в случае неисправности датчика на приборной панели не загорается Check Engine.
Система самодиагностика может регистрировать лишь немногие неисправности цепи управления РХХ. Варианты ошибок, которые перед проверкой датчика холостого хода можно определить диагностическим прибором через разъем OBD II:
- Р0505 – код ошибки свидетельствует о неисправности в цепи управления;
- P0506 – датчик заблокирован, низкие холостые обороты;
- P1509 – перегрузка цепи управления РХХ;
- P1513 – замыкание на землю цепи управления датчиком;
- P1514 – обрыв или замыкание на +12В цепи управления РХХ.
Испытание проводки
С этой целью используется бытовой или профессиональный мультиметр. В условиях заглушенного двигателя снимается регуляторный разъём, после чего на приборе выставляется стандартный предел измерений «0-20» (постоянное напряжение). Показатели должны составлять 12 В.
Диагностика мультиметром
Проверить работу контроллера с использованием тестера можно так:
- От регулятора в моторном отсеке отключается разъем с проводом. Если автомобиль оборудован двигателем на 1,6 л, то заранее необходимо открутить два крепления дроссельного механизма к ресиверу. Затем он отодвигается от торца последнего примерно на 1 см.
- Сначала тестером выполняется диагностика электроцепи контроллера, чтобы убедиться, поступает ли на него напряжение или нет. Отрицательная клемма мультиметра соединяется с массой, то есть кузовом или двигателем автомобиля. Положительный контакт должен быть подключен к выводам А и D, они отмечены на разъеме.
- Выполняется активация зажигания, считываются показания тестера. Мультиметр предварительно необходимо настроить в режим работы омметра. Полученное значение напряжения должно составить не меньше 12 вольт. Если этот параметр ниже, то есть вероятность, что проблема состоит в разряде аккумуляторной батареи. При полном отсутствии питания надо убедиться в целостности электроцепи либо блока управления.
- Зажигание отключается. Следующим этапом будет диагностика непосредственно контроллера.
- Мультиметр перенастраивается в режим замера сопротивления, его клеммы поочередно соединяются с контактами А и В, а потом с С и D. Полученное значение диагностики должно составить около 53 Ом.
- Затем производится замер сопротивления между парами А и С, а также В и D. На них рабочая величина должна стремиться к бесконечности. Если полученные значения оказались другими, то датчик подлежит замене.
Дроссельный узел
Один из вариантов диагностики датчика предполагает демонтаж дроссельного узла. В условиях подключённого разъёма клапана, процедура включения и отключения зажигания позволяет проверить работу РХХ (затирание иглы, равномерность хода, наличие подозрительных звуков).
Замена датчика
При выявлении сложной неисправности, датчик холостого хода не подлежит ремонту и требует полной замены с последующей правильной калибровки установленного нового регулятора. В этом случае предпочтение следует отдавать оригинальным изделиям, что позволит надолго забыть о необходимости выполнять внеплановую замену РХХ. Срок эксплуатации аналоговых датчиков, как правило, на порядок ниже.
Поэтапная технология выполнения замены датчика ХХ:
- скинуть минусовую аккумуляторную клемму;
- открутить и снять воздушный фильтр;
- отсоединить от корпуса датчика штекер;
- открутить пару болтовых креплений;
- демонтировать регулятор ХХ;
- установить новое устройство;
- произвести обратную сборку демонтированных элементов.
На заключительном этапе необходимо откалибровать новый регулятор, проверив расстояние от установочной пластины до концевой части штока. Нормальные показатели – в пределах 23 мм.
Правила самостоятельной калибровки РХХ посредством алгоритма ЭБУ:
- включить зажигания на 8-10 секунд без запуска двигателя;
- запустить силовой агрегат – иногда отмечаются прыжки или повышение оборотов;
- заглушить двигатель для установки штока в ином крайнем положении;
- повторить 2-3 раза перечисленные выше действия;
- запустить двигатель примерно на пять минут.
Важно помнить, что обнуление калибровочных данных демонтированного РХХ происходит сразу же после установки нового регулятора и накидывания минусовой клеммы на аккумуляторную батарею. Правильная калибровка позволит оборотам «встать» в положение, необходимое для стабильной работы системы.
Калибровка нового РХХ
Что делать, если в результате проверки выяснилось, что датчик подлежит замене? Нужно откалибровать его.
- Проверяем расстояние от конца штока до монтажной пластины, оно должно быть не более 23мм.
- Отключаем минус от аккумулятора, обесточивая ЭБУ.
- Устанавливаем регулятор.
- Подключаем аккумулятор обратно.
- Включаем зажигание на 5 сек, не заводя двигатель. В это время происходит калибровка РХХ.
- Выключаем зажигание, завершая калибровку.
- Заводим двигатель и наблюдаем за холостым ходом.
Теперь вы знаете как работает регулятор холостого хода, как его проверить и в случае необходимости заменить. Как вы поняли в этом нет ничего сложного и все операции доступны даже начинающему автолюбителю.
Напоследок, видео о диагностике РХХ:
Восстановление работоспособности регулятора холостого хода
Демонтируйте устройство, предварительно отсоединив электрический разъем. Включите зажигание и убедитесь с помощью тестера или любой лампочки с двумя проводками, что на устройство поступает питание от бортовой сети. Если здесь все в порядке, прочистите контакты ватной палочкой, обрызганной спреем WD40. Им же обработайте дополнительный канал, а также шток, пружину и иглу. Вылет последней регулирует блок управления автомобиля. Однако в спокойном состоянии у датчика холостого хода можно проверить расстояние от конца иглы до фланца РХХ: оно составляет 23 мм.
Последствия бездействия
Длительное игнорирование любых проявлений неисправностей регулятора холостого хода губительно для двигателя вашего автомобиля.
Откладывая диагностику и решение проблемы, вы сами же приближаете «гибель» двигателя. «Реанимация» может обойтись в очень крупную и круглую сумму. Да и езда в этот период будет не самым приятным занятием, а наоборот, сплошной головной болью и полным разочарованием. Каждая попытка завести автомобиль будет длиться не менее десяти – пятнадцати минут.
Если вы заметили хоть один из вышеперечисленных признаков, то не нужно начинать паниковать, и бежать покупать и меня датчик регулятора холостого хода. Те же самые признаки могут сигнализировать и о других неисправностях в двигателе автомобиля. Сначала необходимо убедиться, что проблема именно в РХХ. Обратитесь в СТО. Там вашей машине проведут полную диагностику.
Самым элементарным и относительно быстрым способом проверки является временная замена установленного датчика на другой, работающий. Очень важно, чтобы сам датчик был качественным. Сейчас очень легко нарваться на подделку, помните поговорку про того, кто платит дважды? Цены на РХХ варьируются от 500 рублей и выше.
Если «симптомы» не исчезли, то проблему необходимо искать более тщательнее в других деталях двигателя.
Источники
- https://luxvaz.ru/vaz-2110/226-regulyator-holostogo-hoda.html
- https://DriverTip.ru/repair/kak-proverit-datchik-holostogo-hoda-na-avtomobile.html
- https://voditelauto.ru/rhh/
- https://autodvig.com/toplivnaja-sistema/datchik-holostogo-hoda-66182/
- https://mashinapro.ru/1791-kak-proverit-regulyator-holostogo-hoda.html
- https://djago.ru/sistema-zazhiganiya/datchik-holostogo-hoda-zachem-nuzhen-i-kak-rabotaet/
- https://etlib.ru/blog/16-regulyator-holostogo-hoda-dlya-chego-on-nuzhen
- https://autolirika.ru/remont/kak-proverit-datchik-holostogo-hoda.html
- https://elm3.ru/diagnostika/regulyator-holostogo-hoda-rhh
- https://procrossover.ru/avtolyubitelyu/remont/regulyator-kholostogo-khoda.html
[свернуть]
Одним из важных составляющих элементов системы двигателя является регулятор холостого хода. Механизм устанавливается на всех двигателях инжекторного типа, в том числе и на автомобилях Ланос, Сенс и Шанс. Эту деталь еще называют датчиком холостого хода, но это неправильно, так как он не регистрирует показания, а совершает соответствующие действия — регулирует подачу воздуха на холостых оборотах двигателя. В материале используется слово «датчик», но правильное название устройства — регулятор или клапан. С его назначением, принципом работы, а также ремонтом и заменой разберемся в материале.
Назначение элемента
Датчик холостого хода или регулятор добавочного воздуха РДВ (его так называли раньше) отвечает за нормализацию работы ДВС в режиме холостого хода. С его помощью осуществляется подача недостающего объема воздуха в топливную смесь, что позволяет функционировать ДВС. Этот элемент устанавливается только на автомобилях, которые имеют электронную систему зажигания.
Неисправность датчика приведет к тому, что двигатель не будет нормально работать на холостом ходу. Ведь при запуске мотора дроссельная заслонка закрыта, и воздух не поступает в двигатель. При неисправности двигатель будет сразу же глохнуть из-за отсутствия всасывания воздуха, а он как известно, работает на смеси бензина с кислородом. ДХХ через специальный канал пропускает воздух в коллектор, откуда и происходит его подача в цилиндры. Датчик имеет игольчатый клапан, который отвечает за перекрытие канала подачи воздуха на ХХ. От величины его открытия происходит регулировка оборотов коленвала двигателя на холостом ходу.
Конструкция и принцип работы регулятора холостого хода на Ланосе
Рассматриваемый элемент играет очень важную роль в работе двигателей внутреннего сгорания. Чтобы понять, какие виды неисправностей возникают, рассмотрим принцип его работы и конструкцию. Первоначально выясним конструкцию этого элемента, который представляет собой микродвигатель с червячным редуктором. Ротор двигателя движется в двух направлениях, что позволяет открывать и закрывать канал холостого хода для всасывания воздуха в коллектор. Ниже представлена схема устройства регулятора холостого хода.
На схеме обозначены все основные конструктивные элементы регулятора. В разобранном виде рассматриваемый прибор представлен на фото ниже.
Сразу надо отметить, что находится РХХ рядом с дроссельной заслонкой. Чтобы понять, почему он имеет такое расположение, рассмотрим принцип его функционирования:
- В работу рассматриваемый элемент вступает не после запуска двигателя, а при включении зажигания. Перед тем, как запустить мотор, включается зажигание, и в этот промежуток времени шток клапана выдвигается до упора и входит в контакт с седлом (перекрывает впускной канал), и сразу же возвращается в исходное положение (т.е. открывается пропускной канал). Таким образом происходит готовность устройства к запуску ДВС
- Далее следует запуск двигателя. Клапан управляется ЭБУ
- Если двигатель прогрет (ЭБУ это определяет по датчику температуры), то клапан остается в рабочем открытом положении, пропуская определенное количество воздуха, и при этом поддерживаются обороты коленчатого вала на уровне 800-900 оборотов. Количество поддерживаемых оборотов коленчатого вала ЭБУ фиксирует через датчик положения коленчатого вала ДПКВ. ЭБУ знает, что горячий двигатель не нуждается в прогреве, поэтому подает сигнал для открытия клапана на соответствующий шаг — рабочее положение
- Если двигатель остывший или запускается в мороз, то после старта сразу же происходит максимальное открытие клапана для впуска большого количества воздуха. Это нужно для того, чтобы быстрее прогреть двигатель. При этом двигатель поддерживает обороты на ХХ в районе 1500-2000 оборотов в минуту, что также заложено в памяти ЭБУ, а контролирует это значение ДПКВ. Продолжительность поддержания высоких оборотов зависит от алгоритма, заложенного в памяти ЭБУ (примерно 1 минута)
Из этого следует, что датчик имеет три режима работы — закрыто или нулевое значение, рабочее положение и открыт на максимум. Главный параметр регулятора холостого хода — это его шаг. Шагом называется расстояние, на которое способен выдвигаться шток с игольчатым клапаном. Шаг определяется ЭБУ по количеству оборотов ротора. От шага зависит количество оборотов холостого хода. Блок управления подает сигнал на регулятор, чтобы тот открыл доступ к подаче воздуха на определенный шаг, и тем самым происходит поддержание соответствующего количества оборотов коленчатого вала на ХХ.
Это интересно! Ротор вращается в двух направления, что достигается за счет переполюсовки шагового двигателя.
Отсчет количества оборотов начинается от так называемого нулевого значения. Нулевым значением считается показатель, когда клапан упирается в седло, перекрывая подачу воздуха в коллектор. ЭБУ узнает о том, что клапан датчика уперся в седло по увеличению тока в цепи. После того, как клапан уперся, увеличивается нагрузка, а значит растет ток в цепи. При этом ЭБУ понимает, что клапан достиг нужной отметки, и теперь происходит отсчет шагов для открытия клапана на нужное расстояние. Первоначально он переходит в рабочее положение (когда включается зажигание), а при запуске двигателя сразу же в зависимости от его температуры (ДВС), происходит максимальное открытие канала для подачи воздуха на ХХ.
Понять принцип работы рассматриваемого устройства не трудно, однако при неисправности этого элемента возникают проблемы с запуском ДВС (если клапан заклинивает в закрытом положении).
Где находится регулятор на Ланосе
Отыскать рассматриваемый элемент на автомобилях марки Lanos, Sens и Chance не составит большого труда. Он находится на коллекторе рядом с дроссельной заслонкой. Хотя двигатель Ланоса 1,4, 1,5 и 1,6 литра отличается от ДВС Сенса и Шанса, однако место расположения регулятора холостого хода на этих автомобилях одинаковое. Ниже показано место, где находится ДХХ на Ланосе.
Это интересно! Самодиагностика датчика системой автомобиля не предусмотрена, поэтому при его выходе из строя ЭБУ не выдает сигнал в виде ошибки «Check Engine» на панели приборов.
Перед дроссельной заслонкой имеется канал, который ведет к датчику холостого хода. По этому каналу воздух поступает в коллектор при закрытой дроссельной заслонке, когда осуществляется запуск двигателя, и его работа на ХХ без воздействия на педаль акселератора.
Регуляторы на автомобили Ланос отличаются от механизмов для Сенса и Шанса. Это отличие в форме игольчатого клапана, а также величины рабочего хода.
Признаки неисправности регулятора холостых оборотов на Ланосе
Рассматриваемое устройство имеет достаточно высокий ресурс работы, но приходит время, когда регулятор нуждается в замене. Для начала разберемся в вопросе, как же понять, что датчик неисправен, и требуется произвести его диагностику. Основные признаки, при которых водителю следует обратить внимание на РХХ, проявляются следующими способами:
- Проблемный запуск двигателя — если заклинивает клапан в закрытом положении, то завести двигатель практически невозможно
- При запуске мотора наблюдается «плавание» оборотов — повышение или понижение
- Продолжительный прогрев двигателя
- Двигатель глохнет при переводе рычага КПП в нейтральное положение
- После запуска остывшего двигателя не увеличиваются обороты холостого хода для прогрева
- При нагрузке электрической цепи, наблюдается снижение оборотов
Это интересно! Все вышеперечисленные симптомы проявляются по причине того, что воздуха на ХХ не хватает или он поступает в избыточном количестве.
Самые частые симптомы, которые заставляют владельца авто произвести проверку исправности РХХ — когда возникают трудности с запуском двигателя, а также в случае, когда при отключении скорости глохнет мотор. При возникновении всех вышеперечисленных признаков следует незамедлительно произвести проверку датчика. Как определить, что датчик холостого хода на Ланосе неисправен, разберемся в следующем разделе.
Виды неисправностей РХХ
Чтобы понять, почему возникают такие признаки неисправностей на Ланосе, когда из строя выходит регулятор холостого хода, рассмотрим основные виды неисправностей механизма. К таковым поломкам относятся:
- Пробуксовка — возникает в случае износа червячного редуктора шагового двигателя. Итог пробуксовывания проявляется в виде проскальзывания игольчатого клапана, и ЭБУ при этом не может выставить необходимое количество шагов
- Заклинивание — зачастую заклинивает игольчатый клапан в закрытом положении. Двигатель при этом исправно работает, но в силу того, что клапан механически заклинил, работа ДВС невозможна или возможна, но с перебоями
- Неисправность шагового моторчика — возникает в случае обрыва обмотки статора
- Подсос воздуха — возникает в случае неисправности уплотнительной прокладки или если она не была установлена при монтаже датчика
- Регулятор рассыпается — связано это с выпадением заклепок, что приводит к неисправности устройства. Устранить данную поломку можно, изготовив самодельные заклепки
Все виды неисправностей устройства можно выявить самостоятельно, для чего существуют различные способы, подробно рассмотренные ниже.
Инструкция по проверке датчика холостого хода
При первых подозрениях на неисправность регулятора ХХ в Ланосе, Сенсе или Шансе, следует прибегнуть к проверочным манипуляциях. Для проверки датчика существует несколько способов. Самый простой способ — необходимо установить заведомо исправный элемент, и завести двигатель. Сравнить работу ДВС с новым устройством, и сделать соответствующие выводы. Недостаток этого способа в том, что нужно предварительно купить датчик холостого хода. Хотя стоит он не дорого, однако прибегать к этому способу нужно в самом крайнем случае, когда нет времени выполнять диагностику.
Второй способ проверки предусматривает применение мультиметра. С его помощью осуществляется измерение сопротивление в цепи обмотки статора. Датчик при этом необходимо снять с автомобиля, и проделать следующие действия:
- На мультиметре включить режим измерения сопротивления
- Щупами коснуться к контактам датчика — сначала первому и второму (одна обмотка), а затем к третьему и четвертому (вторая обмотка)
- Показания прибора при этом должны быть следующими — от 40 до 60 Ом. Если сопротивление меньше или стремится к бесконечности, значит датчик неисправен, и его нужно заменить
Датчик при желании можно отремонтировать, заменив статор электродвигателя, но эта деталь не так дорого стоит, чтобы заниматься ее ремонтом. Если нет мультиметра, то можно воспользоваться еще одним способом проверки датчика. Для этого выполняются следующие действия:
- Отсоединить датчик ХХ от посадочного места на коллекторе
- Провод при этом должен быть подключен
- Смотреть приложить к игольчатому клапану датчика палец, и попросить помощника включить зажигание
- После поворота ключа клапан должен переместиться вперед, а затем вернуться в исходное положение
Если игольчатый клапан не сместился, значит можно смело предположить, что датчик неисправен. Но прежде чем делать окончательный вывод, следует также проверить исправность питающих проводов и отсутствие окислов в месте подключения фишки. Провода следует прозвонить или измерить величину напряжения на клеммах фишки, а окислы при их наличии устранить, после чего произвести проверку. Если устройство неисправно, если следует заменить.
Это интересно! Недопустимо также наличие нагара на игольчатом клапане, который образуется вследствие попадания паров отработавших газов в коллектор. Очистку клапана датчика можно проверять периодически и чистить. Очистка поможет устранить такие симптомы, как плавание оборотов, повышение оборотов и рывки при наборе скорости.
Как очистить регулятор холостого хода на Ланосе
Загрязнение игольчатого клапана также влияет на неисправность регулятора. Если датчик давно не менялся или не очищался, то пришло время произвести данную процедуру. Процедура эта не трудная, и занимает немного времени. Стоит только отметить, что если на обмотке отсутствует сопротивление или клапан не движется при включении зажигания, то смысла очищать иглу нет. Если диагностика показала, что прибор исправен, но при этом «плавают» обороты ХХ на Ланосе, то следует произвести очистку клапана.
Очистка регулятора выполняется следующим образом:
- Для начала следует демонтировать датчик. Как это сделать, читайте в следующем пункте
- Осматриваем состояние игольчатого клапана. Наличие нагара говорит о том, что устройство действительно нуждается в очистке
- Очистку можно произвести двумя способами — демонтировав игольчатый клапан или без демонтажа. Второй вариант подходит, если клапан имеет незначительные загрязнения
- Опускать датчик в специальную омывающую жидкость недопустимо, так как это приведет к заклиниванию электрического мотора
- Для этого необходимо извлечь игольчатый клапан, что реализуется следующим образом — плавно и аккуратно нужно потянуть за клапан, переведя его тем самым в нулевое положение, а затем произвести вывинчивание в направлении против часовой стрелки
- После этого демонтированные детали следует окунуть в бензин, WD-40 или очистительную жидкость для карбюратора. После очистки важно дать высохнуть деталям, после чего вернуть их на свое место
- Червячный механизм датчика следует обработать силиконовой смазкой, исключив тем самым вероятность подклинивание клапана
- Посадочное отверстие клапана также следует обработать очистителем
- Перед установкой датчика на место, следует перевести клапан в рабочее положение, и поставить его на место. На этом очистка устройства завершена, и перед тем, как запускать двигатель, понадобится выполнить процедуру установки параметров клапана холостого хода. Как это сделать, читайте в отдельном пункте этого материала
Одновременно после очистки клапана холостого хода датчика, следует также произвести очистку дроссельной заслонки. Для этого необходимо ослабить хомут крепления патрубка воздуховода, и отведя его в сторону, произвести нанесение на заслонку очистительной жидкости для карбюратора. Зная, как почистить датчик холостого хода на Ланосе, рассмотрим особенности его снятия и замены.
Это интересно! Использовать рекомендуется именно очиститель для карбюратора Carbecleaner, так как WD-40 и прочие аналоги здесь бесполезны и малоэффективны.
Инструкция по замене датчика ХХ (аналогично для Sens и Chance)
Процедура замены датчика холостого хода на Ланосе не трудная. Проводится она в случае, когда установлено, что регулятор неисправен, и не может эксплуатировать на автомобиле. Для снятия понадобится только крестовая отвертка. Выполняется процедура с соблюдением следующей последовательности:
- Отключить зажигание
- Отсоединить фишку с проводами питания регулятора
- Отверткой вывинтить два фиксирующих винта
- Извлечь устройство из посадочного места
- При этом обязательно контролируем, чтобы не потерять уплотнительную резинку
Вместо демонтированного устройства устанавливается новый датчик, установка которого выполняется в последовательности обратной снятию. При этом важно знать следующее, что предварительно следует проверить расстояние между концом клапана и монтажным фланцем. Это расстояние не должно быть более 23 мм, и если это не так, то расстояние нужно уменьшить. Это делается для того, чтобы при монтаже клапан не упирался в седло.
После замены следует произвести процедуру установки параметров клапана холостого хода.
Как проводится процедура установки параметров клапана ХХ
Часто после замены или очистки регулятора владелец автомобиля устанавливает устройство на место, и продолжает эксплуатировать автомобиль. Это не правильно, и ведет к быстрому выходу из строя РХХ. Первоначально нужно провести процедуру установки параметров клапана. Это действие еще называется «сбросом счетчика РХХ». Проводить ее следует не только после установки нового датчика, но и после его снятия, а также в случае, если автомобиль обесточивался.
Как правильно сбросить регулятор, описано в инструкции к автомобилю, но так как никто ее не читает, то в итоге получается, что знают об этом единицы. Инструкция по сбросу счетчика РХХ имеет следующий вид:
- Зажигание необходимо включить на 5 секунд
- Затем отключить зажигание, и подождать 5 секунд
- После этого снова включается зажигание на 5 секунд, и запускается двигатель
- Ожидаем, пока двигатель не прогреется до температуры 85 градусов
- При наличии кондиционера на автомобиле, следует включить его и подождать 10 секунд
- Выключить кондиционер
- Если на авто установлена коробка автомат, тогда следует выжать педаль тормоза, и переключиться в положение «D»
- Снова включить кондиционер на 10 секунд и выключить его
- Отключить зажигание
Процедура сброса клапана ХХ на этом считается завершенной. Инжекторные двигатели управляются за счет электроники, поэтому вышеописанная процедура является обязательной к выполнению.
Какой лучше регулятор холостого хода установить на Ланос и подходят ли аналоги от Сенса
Разобравшись с конструкцией, принципом работы ДХХ на Ланосе, а также его диагностикой, очисткой, проверкой и заменой, остается узнать, какой же лучше регулятор ставить на Ланос, и сколько он стоит.
Первоначально надо отметить, что регулятор на Ланос отличается от устройства для Сенса и Шанса. Отличие заключается в конструкции игольчатого клапана. Для автомобилей SENS, Chance и Таврия, которые оснащены мелитопольскими двигателями, не выпускаются оригинальные датчики. На эти автомобили следует устанавливать регуляторы от ВАЗ 2112. Лучший производитель этих устройств является компания «Автотрейд».
Для автомобилей Шевроле Ланос выпускаются оригинальные устройства корейского производства. Найти оригинальный датчик GM (артикул 17059602/93744675) достаточно сложно, поэтому следует выбирать регуляторы марки Continental, LCC, Delphi, CRB и другие. Ориентировочная их стоимость около 1000 рублей. Устанавливать на Ланос регулятор от Шевроле Нивы можно, так как отличия между ними только в расположении гнезда для подключения фишки с проводами. На Ланос устанавливаются датчики холостого хода РХХ 21203-1148300. Ниже на фото представлены регуляторы для Сенсов и Шансов (слева) и для Ланоса (справа). По фото видно, что отличаются они по конструкции игольчатого клапана.
Разобравшись детально в вопросе о том, что такое регулятор холостого хода на Ланосе, для чего он нужен, и как его проверить, остается подвести итог, и отметить следующее, что рассматриваемый элемент безусловно играет очень важную роль. Его неисправность выводит из строя двигатель автомобиля, поэтому очень важно следить за тем, чтобы датчик всегда был исправен. Как его проверить, отремонтировать и заменить на Ланосе, Сенсе и Шансе, подробно проанализировано в материале.
Фото частично использованы с сайта drive2.ru
Замена датчика холостого хода – это неизбежность, для каждого владельца транспортного средства. Все дело в том, что датчик холостого хода, который также называют регулятором холостого хода, является важной составляющей рационального расхода топлива и если он выходит из строя, а это неизбежно с нынешним качеством бензина, то содержание машины становится очень дорогим. В рамках данной статьи, мы разберем основные признаки поломки датчика холостого хода, а также расскажем, как произвести его замену в общем случае.
Как понять, что датчик холостого хода пора менять?
Существует несколько типичных признаков того, что датчик холостого хода нуждается в замене:
1. Мотор автомобиля начал нестабильно работать на холостом ходу. Данную проблему также называют плавающим холостым ходом.
2. Мотор машины периодически глохнет, когда вы переводите рукоять коробки передач в положение нейтральной скорости.
3. Повышенные или заниженные обороты холостого хода на прогретом двигателе.
4. Двигатель не запускается, если во время поворота ключа зажигания выжата педаль газа.
5. Наблюдается значительное снижение частоты работы мотора, после того как включаются приборы потребляющие большое количество электрической энергии: фары, отопитель и тому подобное.
Важно! Каждая из описанных выше проблем, может относиться не только к регулятору холостого хода. Поэтому, прежде, чем произведена будет замена датчика холостого хода, вы должны убедиться, что проблема заключается именно в нем и ни в каком другом узле автомобиля.
Кстати говоря, мы уже писали о том, как заменить датчик холостого хода на ВАЗ 2115 и других автомобилях, таких как Хендай. Причины неисправности могут быть разные: надорванная уплотнительная прокладка,не поступает на датчик напряжение 12 В, банальные загрязнения или стертые резиновые кольца на форсунках (которые взаимозаменяемы на ВАЗ 2109 и Хендай Акцент). Для определения причин этих неисправностей лучше обратится в авторизованный автосервис хендай, где есть специальное диагностическое оборудование, с помощью которого со стопроцентной точностью определят причину скачков оборотов на вашей машине и заменят неисправные элементы.
Какой датчик холостого хода стоит покупать?
Чтобы была произведена замена датчика холостого хода, вам потребуется, естественно, купить новую деталь. В случае с отечественными потребителями, вам предстоит выбирать между компаниями КЗТА и ОАО Пегас. Качество и цены у этих производителей равнозначны, так что ваш выбор должен основываться исключительно на наличии нужного вам регулятора холостого хода в ближайшем к вам магазине автомобильных запчастей.
Средняя стоимость датчиков холостого хода на автомобили ВАЗ, составляет около 400 рублей, именно на эту цифру вы должны ориентироваться, и если вам предложат регулятор сильно дороже, то вы наверняка переплатите, а если сильно дешевле, то, скорее всего, нарветесь на подделку.
Отметим, что мы настоятельно рекомендуем менять датчик холостого хода самостоятельно, так как процедура это не сложная, а на станции технического обслуживания обойдется недешево.
Алгоритм замены регулятора холостого хода на отечественных автомобилях
Ниже мы представим базовую пошаговую инструкцию, которая подойдет для всех машин отечественного производства, но при этом, вам придется несколько корректировать свои действия, в зависимости от особенностей конструкции именно вашей машины.
Шаг 1: отсоедините минус от аккумуляторной батареи автомобиля, чтобы сделать работу безопасной.
Шаг 2: отсоедините колодку с проводами, которая соединяет датчик холостого хода и дроссельный патрубок. В большинстве случае для этого достаточно отжать пластиковый фиксатор, но на некоторых моделях придется выкрутить крепежный болт.
Шаг 3: теперь вам нужно демонтировать дроссельную заслонку автомобиля. Чаще всего она держится на двух винтах, но в некоторых случаях их больше, вам придется выкрутить все.
Важно! Выкручивая крепежные элементы дроссельной заслонки, будьте максимально аккуратны, так как винты могут выпадать и достать их после этого будет крайне проблематично.
Шаг 4: вытащите датчик холостого хода из автомобиля и установите на его место новый.
На этом, замена датчика холостого хода окончена, остается только закрепить его и собрать конструкцию в обратной последовательности.
На чтение 6 мин Опубликовано
[contents h2 h3]
При не нажатой педали газа и нахождении рукоятки переключения скоростей в положении нейтрально, двигатель внутреннего сгорания работает на холостом ходу. Поскольку в таком положении дроссельная заслонка закрыта, для поддержания необходимых оборотов в пределах 800-900 об/мин к впускному коллектору подается требуемое количество воздуха через исполнительный механизм — регулятор холостого хода.
Содержание
- Назначение и признаки неисправности РХХ на ВАЗ 2114
- Порядок замены РХХ на двигателе ВАЗ 2114
- Замена РХХ на ВАЗ 2114 успешно выполнена
Назначение и признаки неисправности РХХ на ВАЗ 2114
В специальной литературе имеется несколько названий этого прибора. На двигателях оснащенных карбюраторами он называется электромагнитным клапаном. На инжекторных ДВС его называют регулятором или датчиком холостого хода. Также он имеет название клапан холостого хода.
На ВАЗ 2114 применяется РХХ с шаговым электродвигателем. Фактически он является приводом конусной иглы, которая, перемещаясь, регулирует подачу воздуха через дроссельный патрубок. Расположен регулятор на дроссельном узле и крепится к нему двумя винтами.
РХХ связан с ЭБУ и контроллер обеспечивает работоспособность ДВС в непрогретом состоянии, обеспечивая дополнительную подачу воздуха для обеднения смеси при закрытой дроссельной заслонке.
О проблемах в работе этого прибора может сообщить бортовой компьютер, установленный на машине. На дисплее БК в этом случае высвечиваются ошибки:
- 0505 — ошибка регулятора холостого хода;
- 0506 — низкие обороты холостого хода;
- 0507 — высокие обороты холостого хода.
Однако наиболее выразительными могут оказаться внешние признаки неисправности прибора:
- на малом газу обороты двигателя гуляют с большой амплитудой или движок самопроизвольно глохнет;
- во время движения, при установке рукоятки переключателя скоростей в нейтральное положение, двигатель выключается;
- сразу после запуска на холодном двигателе невозможно увеличить обороты;
- на неразогретом ДВС при включении дополнительного оборудования обороты заметно падают.
Обнаружив какой-нибудь из признаков неисправности датчика, до того как поменять датчик холостого хода на ВАЗ 2114, можно проверить его работоспособность достаточно простыми способами.
- Самый простой — открутить два винта и снять РХХ, вытащив его из гнезда. Подключить разъем к клеммам датчика и легким прикосновением приложить палец к игле, ни в коем случае не нажимая на нее. При включении зажигания должны чувствоваться легкие толки кончиком иглы. Если они проявляются, значит РХХ исправен, если никаких толчков нет — значит прибор неисправен и требуется замена датчика холостого хода на ВАЗ 2114.
- Регулятор — это по сути электродвигатель и проверить в рабочем он состоянии или нет можно замерив сопротивление на его обмотках. Оно должно быть 53 ом. Если сопротивление не соответствует, тогда нужна на ВАЗ 2114 замена регулятора холостого хода.
Одной из причин неработоспособности РХХ может быть отсутствие сигнала от ЭБУ. В этом случае требуется проверить разъем и проводку.
Порядок замены РХХ на двигателе ВАЗ 2114
Перед тем как заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2114 надо подготовить датчик, необходимый инструмент и материалы:
- в качестве прибора на замену можно купить РХХ с маркировкой 2112-1148300-04 «КЗТА» или «омега» 2112-114830. При выборе надо обязательно проверить выход штока иглы на расстояние не больше 23 мм;
- для работы нужна крестовая средняя отвертка, а также ключ на «13»;
- обязательно приготовить ветошь, WD-40 и карбюраторный очиститель.
Перед заменой прибора требуется:
- Установить автомобиль на ровной площадке и поставить его на ручной тормоз.
- Поднять крышку капота и зафиксировать ее в открытом положении.
- Отключить аккумулятор, при замене РХХ это не дежурное, а обязательное условие.
- Снять крышку, которая является защитным кожухом двигателя.
- Ослабив хомут, отсоединить резиновую трубку от патрубка воздушного фильтра, иначе она будет мешать при отсоединении самого патрубка.
- Открутить хомут крепящий патрубок ВФ, отсоединить и отодвинуть гофру патрубка в сторону.
- Ослабить крепежный винт и вытащить тросик идущий от педали газа к дроссельной заслонке.
- С помощью ветоши вычистить поверхность дроссельного узла и вокруг него.
- Смазать гайки крепления ДУ и винты крепления РХХ с помощью WD-40, для того чтобы они лучше откручивались.
- Открутить две гайки на «13» и снять дроссельный узел целиком.
- Отключить разъем РХХ, сняв его с клемм датчика.
- Если в местах крепления и прилегания РХХ к корпусу ДУ имеется грязь, то ее необходимо удалить, тщательно все протерев приготовленной ветошью.
- С помощью крестовой отвертки открутить два винта, которыми крепится РХХ к ДУ.
- Извлечь клапан из гнезда крепления.
- Дроссельный узел желательно промыть карбюраторным очистителем.
- Приготовленный для замены регулятор установить на дроссельный узел в том же положении, в котором стоял только что снятый прибор.
Резиновую прокладку, которая должна продаваться вместе с датчиком, предварительно смазать моторным маслом.
- Закрутить два винта и убедиться в плотном прилегании РХХ к корпусу ДУ.
- Установить дроссельный узел на место и убедиться в плотном закручивании крепежных гаек.
- Подсоединить разъем к клеммам клапана.
- Закрепить тросик к дроссельной заслонке и подсоединить патрубок ВФ и резиновую трубку, затянув хомуты.
- Установить защитный кожух на двигатель.
- После установки РХХ должен быть откалиброван. Для этого подсоединить клеммы аккумулятора и включить зажигание на десять секунд. Калибровку ЭБУ проделает самостоятельно. После этого РХХ готов к работе.
Замена РХХ на ВАЗ 2114 успешно выполнена
Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам купить новый регулятор не представляется возможным. Тогда возникает необходимость отремонтировать старый прибор.
Первым делом надо попробовать отмыть «неисправный» датчик. Для этого его нужно снять, обмакнуть ватную палочку в карбюраторный очиститель и промыть контакты. После этого обильно смазать очистителем иглу, шток и пружину. Взять зубную щетку и хорошенько вычистить смазанные поверхности. Еще раз промыв РХХ, установить его на место. Бывает, что этого оказывается достаточно для того, чтобы обороты прекращали «плавать».
Более сложный способ ремонта прибора заключается в следующем:
- взять датчик и прочистить его внешнюю часть от грязи;
- вынуть три шпильки, которые фиксируют корпус регулятора;
- самым аккуратным образом снимается корпус, чтобы не повредить контакты;
- если после снятия корпуса обнаружен обрыв припоя, то необходимо припаять провод на место крепления и покрыть это место специальным лаком, это делается во избежание коррозии;
- если в корпусе РХХ обнаружены зазоры, надо с помощью герметика их устранить, чтобы избежать подсасывания воздуха через клапан.
В случае, если обнаружены износ иглы или проблемы с обмотками, то необходима замена этого датчика на новый РХХ.