Утечка хладагента — распространенная проблема в работе холодильного оборудования. Устранение этой неисправности обычно поручают мастерам, специализирующимся на восстановлении работоспособности холодильной техники.
Но заправка холодильника фреоном вполне доступна и домашним мастерам, которые готовы внимательно изучить этот процесс и применить знания на практике.
Содержание статьи:
- Роль фреона в работе холодильника
- Причины утечки хладгента
- Порядок выполнения работ по замене фреона
- Шаг #1 — диагностируем проблему самостоятельно
- Шаг #2 — подготовительные работы перед заменой
- Шаг #3 — удаляем остатки хладгента
- Шаг #4 — выполняем закачку фреона
- Выводы и полезное видео по теме
Роль фреона в работе холодильника
Если компрессор некоторые считают сердцем холодильника, то хладагент можно считать его кровью. Без достаточного количества этого вещества не сможет работать никакое холодильное оборудование. Бесцветный и не имеющий запаха газ необходим для перемещения тепловой энергии.
Фреон легко переходит из жидкого состояния в газообразное при относительно невысоких температурах. Контур, по которому он циркулирует, состоит из двух частей: внутренней и наружной.
Жидкий хладагент поступает на внутренний контур холодильника и поглощает частички рассеянной в воздухе тепловой энергии, превращаясь при этом в газ. Затем он перемещается на внешний контур, проходит через компрессор и испаритель, отдает тепло окружающему воздуху и возвращается в жидкую форму.
Цикл повторяется снова и снова, в результате в камере холодильника воздух становиться все холоднее, а решетка задней стенки постоянно выделяет тепло.
![Проверка давления фреона в холодильнике перед заправкой Заправка фреоном](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom1-430x285.jpg)
Для заправки холодильника фреоном понадобится заправочная станция, набор специальных инструментов и материалов, а также баллон с хладагентом
Эти свойства фреона используются и в других устройствах, таких как кондиционеры, тепловые насосы и т.п. Газ циркулирует по герметично запаянному контуру. Он не представляет большой опасности для здоровья людей даже при полной утечке вещества из обычного бытового холодильника.
Всего в промышленности используют 16 видов этих насыщенных фторсодержащих углеводородов. Для заправки конкретной модели холодильника подходит какая-то одна марка фреона, обычно она указана прямо на корпусе компрессора.
Причины утечки хладгента
Если говорить коротко, то причина утечки фреона — это нарушение герметичности холодильного контура. Но причины возникновения такой ситуации могут быть очень разными. Случайное механическое воздействие, оказанное на элементы холодильного контура или на компрессор, могут стать причиной такой неисправности.
Поломка компрессора практически неизбежно вызывает необходимость заливки фреона. Даже если хладагент при этом останется в контуре, его все равно придется заправлять при замене неисправного элемента. Низкое качество капилляров, по которым перемещается фреон, или их износ также часто вызывает разгерметизацию системы.
Если места соединения отдельных элементов холодильного контура смонтированы неправильно, со временем они могут ослабнуть, хладагент будет вытекать через появившиеся щели.
Если загрязнение капиллярных трубок произошло из-за замерзания попавшей внутрь контура влаги, прочистить их не сложно. Но иногда такой засор происходит в результате накопления загрязнений от частичек выгоревшего машинного масла. Фильтр-осушитель эти вещества не улавливает, они постепенно накапливаются внутри узких трубочек и образуют препятствие для свободной циркуляции хладагента.
![Компрессор холодильного шкафа Замена компрессора](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom8-430x271.jpg)
Если сломанный компрессор необходимо заменить новым, придется вскрывать холодильный контур и после замены выполнить закачку новой порции фреона
Хотя утечка фреона в такой ситуации не наблюдается, чтобы нормализовать работу системы, придется вскрыть холодильный контур.
После прочистки капилляров придется восстановить его герметичность, а затем ввести в систему новый хладагент взамен утраченного.
Перед началом работ по заправке следует выявить причину утечки и устранить ее. Для этого нужно осмотреть контур, чтобы понять, где именно это происходит.
![Как определить место утечки фреона мыльным раствором Место утечки фреона](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom11-430x247.jpg)
Чтобы выявить место утечки фреона с помощью мыльного раствора, нужно исследовать состояние в местах соединения трубок, а также там, где заметны следы масляного загрязнения
Если осмотр результатов не дал, можно воспользоваться мыльным раствором. В систему при этом подается воздух под небольшим давлением.
Мыльный раствор наносят на поверхность трубок, места соединений и т.п. Он будет пузыриться в местах протечек. Обрабатывать таким образом весь контур нецелесообразно и небезопасно.
Проще будет сначала проверить самые слабые и подозрительные области: места соединений, а также участки, где имеются следы загрязнения техническими маслами.
![Прибор для определения места утечки хладагента Течеискатель фреона](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom2-430x322.jpg)
Для точного определения точки повреждения контура и утечки хладагента используется течеискатель — прибор, который реагирует на конкретную марку фреона
Если мыльный раствор не дал результатов, для определения места утечки хладагента следует использовать течеискатель или пригласить опытного мастера. Это не универсальный инструмент, конкретный прибор обычно настроен реагировать только на определенную марку хладагента.
Его можно использовать для выявления мест утечки не только перед их устранением, но и после окончания заправки контура, чтобы убедиться в достаточно высоком качестве выполненных операций.
Если этого не сделать, можно упустить какой-нибудь недочет. Некачественный ремонт проявится примерно через две недели, все работы придется выполнять заново.
Кроме устранения протечек не помешает также проверить функционирование других элементов системы. Недостаточное количество фреона нередко приводит к повышенному износу отдельных деталей. Если не устранить причины, которые вызывают нарушение герметичности, очень скоро придется снова приступать к ремонту, закачивать хладагент и т.д.
Порядок выполнения работ по замене фреона
Прежде чем приступать к замене хладгента, необходимо убедиться, что под рукой есть все необходимые инструменты и материалы для проведения работ.
Шаг #1 — диагностируем проблему самостоятельно
Хладагенты не горят, но их отсутствие или недостаточное количество в системе может вызвать досрочный износ и повреждение других деталей.
Кроме того, нарушение заданного теплообмена приведет к тому, что в холодильнике станет слишком тепло, продукты будут портиться, появится неприятный запах и т.п. Поэтому важно научиться оперативно определять признаки утечки и устранять их.
![Появление снежных наростов в холодильнике Признаки утечки фреона](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom10-430x323.jpg)
Наличие снега внутри холодильной камеры может быть признаком неисправности, особенно если после разморозки снежная шапка появляется снова
Вот моменты, на которые стоит обратить пристальное внимание:
- температура внутри камеры слишком высокая;
- заметно сократились перерывы в работе двигателя;
- компрессор работает непрерывно;
- внутри устройства появляется конденсат;
- от холодильника исходит неприятный запах, не связанный с наличием испорченных продуктов;
- испаритель покрывается снежной шапкой или льдом и т.п.
Иногда утечку можно обнаружить сразу же. При неаккуратном удалении льда с испарителя трубку контура можно случайно проткнуть.
В результате из узкого отверстия станет выходить газ с характерным шипением. Если обратить внимание на этот момент, можно быстро устранить неисправность.
![Признаки недостатка фреона в системе охлаждения Коррозия корпуса](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom12-430x286.jpg)
Коррозия корпуса может быть признаком недостатка хладагента в контуре: внутри камеры повышается температура, скапливается конденсат, влага воздействует на металл, появляется ржавчина
Шаг #2 — подготовительные работы перед заменой
Перед началом ремонтных работ, разумеется, холодильник следует отключить от электропитания. Все обогревательные приборы и источники открытого огня следует выключить или убрать подальше от места, где выполняется заправка фреоном.
Электроаппаратура, которая будет использоваться во время ремонта, должна быть заземлена в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
При проведении пайки следует также позаботиться о пожарной безопасности. Хотя фреон и не опасен для людей, все же комнату во время проведения, а также по окончании работ лучше проветрить.
![Подготовка к ремонту](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/freon-02-430x253.jpg)
Прежде всего нужно обязательно отключить холодильник от сети и приготовить весь набор необходимых инструментов
Перед началом ремонта не помешает найти и перечитать инструкцию по эксплуатации холодильника, чтобы учесть особенности конкретной модели. Выполняя заправку холодильника фреоном, следует ориентироваться на сведения, указанные на бирке, а также на метки на заправочном цилиндре.
Шаг #3 — удаляем остатки хладгента
Перед тем, как закачивать газ в систему, нужно удалить из нее оставшийся внутри хладагент. Для этого нужно найти фильтр-осушитель, его зажимают с помощью игольчатого захвата.
После этого в фильтре проделывают дыру на участке из меди. Поврежденный таким образом элемент придется в дальнейшем заменить новым.
![Замена фильтра осушителя холодильника Замена осушителя](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom4-430x302.jpg)
При заправке хладагентом фильтр-осушитель будет поврежден, его придется заменить новым исправным элементом. Кроме того, понадобится распаять контур и установить дополнительные клапана
Место под пайку клапана лучше приготовить заранее. Его нужно вынуть из штуцера и обрезать лишнюю длину. Затем клапан рекомендуется сразу припаять к компрессору.
После того, как из системы выйдут остатки хладагента, нужно будет продуть все трубы с помощью азота. Это позволит вывести из контура влагу, которая туда, возможно, попала.
Для закачки газа в рабочий контур холодильника устанавливается клапан Шредера, исключающий отток фреона в обратном направлении.
Не следует использовать для таких работ баллоны, в которых давление газа превышает 6 атмосфер, так можно повредить систему. Сведения о внутреннем давлении обычно указаны на емкости.
Если баллона с подходящими характеристиками не имеется, нужно подавать газ в систему с помощью понижающего редуктора.
![Баллон для закачки фреона в холодильник Баллон с фреоном](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom9-430x322.jpg)
На баллоне с хладагентом указана марка фреона, а также рабочее давление. Если газ внутри сжат более чем до шести атмосфер, нужно использовать понижающий редуктор
Систему нужно продувать в течение примерно 10-15 минут. После этого вентиль на игольчатом захвате перекрывают и обрезают фильтр рядом с капиллярной трубкой.
Затем необходимо выполнить продувку контура еще раз. По окончании продувки нужно установить новый осушительный фильтр вместо использованного.
Сделать это следует в течение 15 минут после окончания последней продувки, поскольку холодильный контур нельзя оставлять открытым на более длительный срок.
Профессиональные мастера используют для выполнения этого типа работ целый набор специальных инструментов: течеискатель, тестер, вакуумный насос, гаечные ключи, термометр, пассатижи, пережимные клещи и т.п.
Для выполнения пайки следует запастись защитными экранами, также обязательно понадобится клапан Шредера и новый фильтр-осушитель.
Чтобы выполнить одноразовую заправку холодильника, не имеет смысла покупать отдельный комплект оборудования. Дешевле и проще будет взять все необходимое на прокат.
Шаг #4 — выполняем закачку фреона
Для выполнения этой операции понадобятся приборы, которые позволят контролировать давление в системе. Мастера по ремонту бытовой техники используют заправочную станцию, состоящую из двух манометров с запорными вентилями и трех шлангов.
Манометры различаются по цвету: красный и синий. С помощью первого измеряется давление нагнетания, а синий определяет давление всасывания.
![Схема заправки холодильника фреоном Схема заправки фреоном](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/freon-01-430x560.jpg)
Это упрощенная схема подключения заправочной станции и баллона с хладагентом к холодильному контуру. В таком варианте красный шланг и манометр не используется
При работе с обычным бытовым холодильником обычно учитывают только показания синего манометра.
Шланги, к которым присоединены манометры, также имеют различную цветовую маркировку: красный и синий, которые подсоединены к манометрам такого же цвета, и желтый, расположенный по центру.
Перед началом работ нужно убедиться, что вентили на шлангах с манометрами полностью перекрыты. После этого желтый шланг присоединяют к баллону с газом.
Синий шланг подключают к патрубку, через который в контур будет подаваться хладагент. Для этого используют специальный штуцер.
Красный шланг монтируют на другом конце системы. Для него нужно присоединить клапан Шредера.
![Порядок подключения шлангов для заправки холодильника фреоном Подключение заправочной станции](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom7-430x354.jpg)
Синий манометр нужен для контроля давления всасывания, красный — чтобы следить за давлением на выходе из системы, по желтому шлангу подается фреона из баллона
Когда все необходимые элементы подключены, нужно открыть запорные краны на синем и красном шлангах. После этого открывают вентиль на баллоне с хладагентом и начинают заполнение системы, наблюдая за показаниями манометров.
Когда давление достигнет примерно 0,5 атмосфер, вентили манометров следует перекрыть.
Теперь подают питание на компрессор примерно на 30 секунд. Вместо баллона к желтому шлангу подключают вакуумный насос. Его включают примерно на 10 минут.
Вакуумирование позволяет удалить воздух, попавший в систему, и улучшить качество заправки. Теперь нужно снова присоединить желтый шланг к баллону с фреоном.
![Подключение вакуумного насоса при заправке фреоном Вакуумирование холодильного контура](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom3-430x291.jpg)
Вакуумный насос необходим для того, чтобы удалить из холодильного контура любые посторонние газы и обеспечить качественную заправку
При этом сделать небольшую щель между коллектором и шлангом, чтобы поступающий хладагент вытеснил из шланга воздух, и подать на шланг небольшое количество газа.
Затем желтый шланг, из которого стравлен воздух, надежно фиксируется на коллекторе. Снова нужно открыть синий вентиль и продолжить заправку контура фреоном.
На этом этапе снова включают компрессор и наблюдают за показателями манометров, чтобы убедиться в нормальной работе системы. Если давление остается стабильным, патрубки перегибают и тщательно запаивают.
Не следует пережимать сервисный патрубок и запаивать его до проведения тестового пуска системы. На этом этапе стрелка синего манометра должна постоянно находиться в районе ноля.
![Заправка холодильника с учетом веса фреона Заправка фреона с весами](https://sovet-ingenera.com/wp-content/uploads/2018/02/zapravka-freonom5-430x323.jpg)
В домашних условиях при заправке системы фреоном можно использовать бытовые весы, чтобы контролировать количество хладагента, перемещенного в контур
Некоторые умельцы выполняют заправку контура фреоном с помощью только одного манометра. При этом количество хладагента, которое было перемещено в контур, определяется путем взвешивания баллона с фреоном на бытовых весах.
В остальном процесс закачки практически не отличается от способа, описанного выше.
Выводы и полезное видео по теме
Здесь показан процесс устранения протечки и закачка фреона в холодильник с использованием весов:
Общий порядок выполнения этого типа работ можно посмотреть в видеоролике:
Заправить холодильник фреоном относительно несложно, если есть необходимое оборудование и соответствующие навыки. Однако при этом нужно учесть целый ряд нюансов: соблюсти требования техники безопасности, выявить и устранить все неисправности, вызвавшие утечку хладагента, качественно выполнить заключительную пайку и т.п.
Неопытным мастерам лучше сначала понаблюдать за работой специалистов, чтобы научиться выполнять эту операцию самостоятельно.
Если у вас есть опыт самостоятельной заправки холодильников фреоном, пожалуйста, поделитесь им с нашими читателями. Расскажите, каким образом удалось диагностировать проблему и, что предприняли для ее решения. Пишите свои комментарии, делитесь опытом, задавайте вопросы — блок для связи расположен под статьей.
Содержание
- 1 Что нужно знать о хладагенте?
- 2 Как подготовить прибор?
- 3 Методы контроля количества фреона
- 4 Как часто заправлять домашний охладитель
- 5 Причины утечек фреона
- 6 Оборудование и материалы для работы
- 7 Какой должен быть объем хладона
- 8 Причины утечки
- 9 Как можно дозаправить сплит систему
- 10 Периодичность заправки кондиционеров
- 10.1 Сплит-системы
- 10.2 Мобильные и оконные кондиционеры
- 11 Экономия средств по сравнению с вызовом мастера
- 12 Заправка домашних кондиционеров фреоном
- 13 Пошаговая инструкция по заправке кондиционера своими руками (+2 видео)
- 14 Способы заправки кондиционера фреоном
- 14.1 Заправка по весам
- 14.2 Заправка по давлению
- 14.3 Заправка по перегреву и переохлаждению
- 14.4 Заправка кондиционера по току
- 15 Меры предосторожности при работе с фреоном
Что нужно знать о хладагенте?
В качестве хладагента в современных сплит-системах обычно используют фреон. Это газообразное вещество, которое при сжатии переходит в жидкое состояние. Проходя по внутреннему контуру устройства, фреон поглощает тепловую энергию. В наружном блоке он отдает тепло окружающему воздуху.
Важная часть системы – компрессор, который постоянно взаимодействует с хладагентом, сжимая его до жидкого состояния. Если фреона в контуре слишком мало, оборудование будет работать с перегрузками, что почти наверняка приведет к его скорой поломке.
Крепления наружного блока вполне способны выдержать дополнительную нагрузку, поэтому электронные весы и баллон с хладагентом удобнее всего поставить прямо на корпус
Следует отметить, что стоимость компрессора может составить больше половины цены за новую сплит-систему. Поэтому, обнаружив недостаток фреона в системе, нужно проверить компрессор и выполнить заправку как можно скорее.
Если производительность кондиционера упала, он стал медленнее охлаждать помещение, скорее всего, пора проверить количество хладагента в контуре.
Об утечке фреона может также свидетельствовать обмерзание наружной трубы контура. Очень часто хладагент вытекает из-за разгерметизации системы. Но даже если никаких поломок нет, а монтаж кондиционера выполнен правильно, в течение года количество газа может уменьшиться на 8-10%.
Если кондиционер безупречно работал в течение нескольких лет, обслуживание сплита проводилось в соответствии с рекомендации производителя, а потом агрегат стал охлаждать помещение недостаточно быстро, скорее всего, нужна дозаправка.
Но не всегда возможно просто долить в систему небольшую порцию хладагента. Некоторые виды этого материала нужно полностью удалять из контура, а затем заполнять его новым фреоном.
Обморожение концов медной трубки и конденсат на ней – это явный признак того, что в системе недостаточное количество хладагента
Чаще всего современные кондиционеры заправляют фреоном марок R-410А и R-407С. Последний представляет собой смесь из трех разных хладагентов. Именно эту марку нельзя добавлять к остаткам вещества в системе. Компоненты состава испаряются с разной скоростью, поэтому при утечке пропорции изменяются.
Это не относится к фреону марки R-410А – более современной версии, которая применяется в последних моделях сплит-систем. Составы R-407С и R-410А не наносят вреда окружающей среде, в отличие от фреона R-22. Он представляет собой состав прошлых лет, использование которого не рекомендуется из-за вреда для озонового слоя.
Чем безопаснее фреон, тем он дороже. Но использовать ради экономии неподходящую марку фреона нельзя. Сведения о том, какой именно хладагент необходим для конкретного прибора, указаны в его техпаспорте, а также на шильде, прикрепленном к корпусу наружного блока.
Как подготовить прибор?
Нельзя просто взять баллон с хладагентом, присоединить его к трубке и впустить в систему некоторое количество вещества. Дело в том, что сначала нужно подготовить устройство к этой операции. Если фреон вытекает неестественно быстро, скорее всего, имеет место разгерметизация корпуса.
В месте соединения медной трубки с наружным блоком может возникнуть протечка из-за неправильного монтажа и повреждения развальцованного края
Нужно узнать причину, устранить ее и только после этого впускать в систему новую порцию газа. Герметичность контура проверяют и тогда, когда нужно восполнить хладагент, потерянный во время эксплуатации. Очень часто утечка возникает после неумелого монтажа.
Например, некоторые неопытные мастера неаккуратно обрезают развальцованный край медной трубки и забывают о необходимости восстановить вальцовку. В результате протечка возникает в месте соединения трубки с наружным блоком. Медь – довольно мягкий материал.
Перед началом работ нужно очистить блок кондиционера от скопившейся пыли, чтобы вентилятор работал без дополнительных нагрузок и можно было получить максимально корректные данные
Повредить вальцовку можно, даже не обрезая трубку, достаточно неровно завинтить крепеж. Поэтому перед заправкой сплит-системы нужно развинтить это соединение и проверить состояние края трубки. Если он поврежден, следует его обрезать, развальцевать и завинтить крепление. При этом действовать следует аккуратно, гайка должна идти легко, без усилий.
Дополнительная информация о вероятных поломках кондиционера и способах их устранения представлена в этой статье.
Непосредственно перед заправкой проводится процедура осушения системы. В контур заводят азот или фреон, чтобы вытеснить из него посторонние вещества. При высоком давлении устройство тщательно осматривают в поисках щели, из которой вытекает газ. Иногда целесообразно использовать при этом ультрафиолетовую лампу.
Методы контроля количества фреона
Выясняя, как самому заправить сплит систему фреоном, следует помнить, что количество хладагента должно быть достаточным, но не чрезмерным. Если в контуре будет слишком много газа, работа устройства будет серьезно нарушена, поскольку хладагент просто не будет успевать испаряться. Это может серьезно повредить компрессор.
Такая ситуация для устройства хуже, чем если в системе будет недоставать несколько граммов хладагента. Поэтому во время заправки нужно организовать контроль количества фреона, поступающего в систему.
Делают это следующими способами:
- измеряя изменение массы баллона с хладагентом;
- учитывая давление в системе, которое должно достичь определенного показателя;
- оценивая состояние контура через смотровое стекло;
- учитывая изменение температуры у вентилятора внутреннего блока.
Самый простой способ контролировать количество фреона – фиксировать изменение веса баллона. Для этого перед заправкой емкость с хладагентом ставят на весы, обнуляют результат и наблюдают за изменением показателей при открытом кране баллона.
Как только его вес уменьшится на необходимую величину, заправку сразу же прекращают. Конечно, этот метод используется только для полной заправки контура. Если нужно просто дозаправить систему, то предварительно нужно узнать вес хладагента, который уже имеется внутри, а в домашних условиях это сделать затруднительно.
Существуют профессиональные весы, предназначенные для этих целей, но многие мастера обходятся недорогими бытовыми моделями.
Прибор должен соответствовать следующим требованиям:
- грузоподъемность – не менее 20 кг;
- градация шкалы – от 100 г;
- наличие опции взвешивания тары.
Удобнее всего использовать электронные весы, по которым проще отслеживать изменение веса емкости с хладагентом.
Другой доступный вариант – довести давление внутри контура до нужного показателя. Чтобы выполнить такую заправку, понадобится манометрический коллектор. С помощью этого прибора оценивается давление внутри системы.
Хладагент подают на контур небольшими порциями, постоянно сверяя сведения о давлении с нормативным показателем, пока не будет достигнуто совпадение.
До заправки системы хладагентом необходимо выяснить, почему возникла утечка, а затем устранить обнаруженные неполадки. Повторная проверка выполняется после окончания работ
Коллектор – достаточно дорогое оборудование, которое не имеет смысла покупать, чтобы использовать один раз в несколько лет. Он пригодится не только на этапе закачки фреона, но также и при осушении и вакуумировании системы. Можно занять такой прибор у знакомого мастера или арендовать в специализированной точке.
Метод с применением смотрового стекла доступен профессионалам. Он состоит в том, чтобы наблюдать за состоянием потока хладагента, отслеживая момент, когда из него исчезнут пузырьки воздуха. В домашних условиях часто используются первые два метода.
Измерение температуры – простой, но не слишком надежный способ. У вентилятора при заполненном контуре температура обычно должна составлять около восьми градусов, хотя существуют модели, для которых этот показатель равен пяти, допускается отклонение на пару градусов. Хладагент вводят малыми порциями, периодически делая замеры.
Как часто заправлять домашний охладитель
Закачка фреона в сплит-систему производится в трех случаях:
- в процессе монтажа или переустановки на новое место;
- после ремонта, подразумевающего отключение фреоновых магистралей;
- в результате утечки хладона из контура.
Для справки. Мобильные и оконные кондиционеры, исполняемые в виде моноблока, практически не нуждаются в дополнительной заливке фреона. Короткие трубки, монтируемые на заводе, находятся внутри корпуса и недоступны «криворуким» установщикам. Другое дело – охладитель автомобиля, подвергающийся вибрации и гораздо чаще теряющий хладагент.
Охладители — моноблоки значительно реже теряют газообразный фреон, нежели сплиты с внешними коммуникациями
Вообще-то, после установки нового кондиционера заливать фреон нет нужды – производитель закачивает газ в наружный блок. Аналогично поступают грамотные мастера – при ремонте либо демонтаже сплита хладон перекачивается в теплообменник внешнего модуля. Первые два случая подразумевают потерю вещества из-за неудачных действий.
На недостаточное количество фреона в системе климатического агрегата указывают следующие признаки:
- снижается эффективность охлаждения – вентилятор внутреннего блока гонит теплый воздух;
- компрессор безостановочно работает в режиме полной нагрузки;
- инверторный кондиционер уходит в ошибку и часто отключается (дисплей показывает код неисправности);
- расположенный на внешнем блоке сервисный порт, куда приходит жидкостная магистраль, покрывается льдом;
- под воздействием давления фреона на прохудившемся соединении появилось масло;
- обмерзание испарителя внутреннего модуля.
Примечание. Сервисные порты сплит-системы находятся под крышкой на боковой стенке наружного блока. К ним подключены 2 магистрали, где фреон циркулирует в жидком и газообразном состоянии. Диаметр жидкостной трубки меньше, чем газовой.
Полный набор последствий — газовый сервисный порт в масле, жидкостный покрылся инеем, на фото справа – обмерзший испаритель внутреннего блока
На видео и сайтах компаний, занимающихся инсталляцией холодильных машин, встречается рекомендация: бытовые кондиционеры необходимо заправлять чуть ли не ежегодно. В действительности правильно установленный сплит спокойно служит без дозаправки по 3—5 лет, поскольку через надежные соединения большой объем хладона вытечь не может.
Если вышеперечисленные признаки наблюдаются часто, нужно разбирать стыки и проверять качество вальцовки. Заводской брак внутри агрегатов – редкость даже для «китайцев».
Отсюда совет: займитесь заправкой, когда это действительно необходимо. А вот чистить кондиционер надо ежегодно.
Причины утечек фреона
В состав сплит-системы включена пара блоков, сопряженных фреоновой трассой из медных трубок. Для их соединения используются гайки и вальцовочные соединения, иногда они служат местом утечки фреона, при недостаточном уплотнении в процессе монтажа. В самом кондиционере могут возникать свищи и трещины в результате вибрации при функционировании вентилятора и компрессора, из-за чего трубки внутри прибора могут перетираться. Они тоже служат источником утечек. В местах пайки внутренних деталей тоже иногда появляются утечки. В некоторых ситуациях мастер не сразу может определить место утечки, поэтому использует опрессовку азотом, чтобы выявить проблему.
Оборудование и материалы для работы
Чтобы произвести самостоятельную заправку домашней сплит-системы, купите, а лучше – арендуйте небольшой набор оборудования:
- насос вакуумный двухступенчатый, оснащенный обратным клапаном;
- коллектор манометрический со смотровым окошком и комплектом шлангов;
- электронные напольные весы;
- ключи рожковые и шестигранники размером 5—8 мм (возможно, найдутся в домашнем хозяйстве).
Примечание. Модели насосов, оборудованные обратным клапаном, не «забрасывают» собственное масло внутрь фреонопроводов в процессе работы.
Дальше нужно правильно выбрать фреон для кондиционера, ориентируясь по заводскому шильдику на внешнем блоке либо инструкции по эксплуатации охладителя. В табличке указана марка хладагента и заправочная норма, выраженная в килограммах (или граммах).
При выборе типа хладона воспользуйтесь простыми рекомендациями:
- Покупайте фреон, указанный на бирке, другие марки не подойдут. Наиболее распространен двухкомпонентный газ R410а, реже встречается R22 либо R134a (в автомобилях). Хладон R12 считается устаревшим и потому снят с производства.
- Арендуя манометрический коллектор, обязательно сообщите марку используемого хладагента. Прибор и шланги, работавшие с фреоном R22, нельзя применять для заправки газа R410а, поскольку в них добавлены разные масла – на минеральной и синтетической основе соответственно.
- Для подсоединения манометрической станции к сервисным портам сплит-системы, работающей с хладагентом R410а, используется специальный переходник.
- Вес хладона рассчитывайте с запасом. На продувку шлангов уйдет примерно 50 грамм плюс 30 г на каждый лишний метр магистралей, если их длина превышает 3 м.
- Для большинства кондиционеров, установленных в квартирах, достаточно 1 кг фреона с учетом запаса. Можно взять в аренду вместе с баллоном либо купить в отдельной емкости.
Сифон позволяет закачивать жидкий хладагент через трубку, ставить емкость вверх дном не нужно
В некоторых типах баллонов предусмотрен встроенный сифон, изображенный на схеме. Такие резервуары не требуется переворачивать для заливки хладона в жидком состоянии. Осведомитесь о типе баллона у продавца либо арендодателя.
Уточнение. Баллоны, заряженные газом R410а, окрашены розовым цветом, фреоном R22 – зеленым.
Существует специализированный электронный прибор, обнаруживающий мелкие дефекты труб и соединений, — течеискатель фреона. Если эффективность охлаждения снизилась, но явных протечек в кондиционере не обнаружено, измеритель поможет найти свищ размером с человеческий волос. При необходимости прибор можно арендовать, покупать — дорого и бессмысленно.
Какой должен быть объем хладона
Заправка домашнего кондиционера невозможна, если не ознакомиться с устройством прибора.
В конструкцию входят:
- Замкнутый контур. Служит для размещения фреона, который постоянно циркулирует.
- Компрессор. Используется для повышения температуры газа.
- Конденсатор. В нем горячий фреон под высоким давлением отдает тепло, переходя в жидкое состояние.
- Испаритель. Применяется для испарения жидкости после распыления в расширительном клапане.
Для исправного функционирования агрегата, нужно своевременно ремонтировать компрессор, если он выходит из строя. Необходимо регулярно проверять герметичность соединительных участков и осуществлять заправку бытовых кондиционеров. Прежде, чем заниматься заправкой агрегата самостоятельно, нужно выяснить, сколько фреона в кондиционере.
Агрегат состоит из двух блоков. Один монтируется внутри помещения, второй – снаружи. Отсеки соединены между собой хладотрассой, по которой проходит электрический кабель и дренажная система. По трассе осуществляется циркуляция фреона. Для изготовления хладотрассы используются медные трубки с небольшим диаметром.
Количество хладона зависит от протяженности хладотрассы и потребляемой мощности прибора. Однозначного значения для конструкций не существует. На заводах-изготовителях кондиционер заправляется учетом длины хладотрассы. Как правило, длина медных трубопроводов не бывает менее 3 м. На заводе на каждый метр трассы заправляется 0,15 кг хладона. К этому весу добавляется показатель мощности компрессора.
Какое количество хладона находится в установке и сколько нужно дозарпавить, можно узнать на металлической табличке – шильде. Располагается шильда внутри корпуса агрегата. Дозаправка кондиционеров фреоном производится у сетом указанных показателей. Высчитать количество газообразного вещества можно с помощью манометра.
Причины утечки
Причин утечки фреона несколько.
К ним относятся:
- Ошибки при установке. Медные трубки, применяемые для циркуляции хладагента, развальцовываются во время установки конструкции.
- При транспортировке. Во время перевозки количество хладона может немного уменьшиться. То же происходит при демонтаже и повторном монтаже.
- Появление зазоров между соединительными элементами.
Пользователю не сложно определить самостоятельно, что в агрегате произошел сбой.
Признаками являются:
- Слабое охлаждение или нагревание воздуха;
- Непроизвольное отключение датчика компрессора, служащего для защиты;
- Образование на деталях масла и запах гари, когда прибор включается;
- Темная теплоизоляция на компрессоре;
- Сгоревшее изоляционное покрытие около капиллярной трубки;
- Образование льда на патрубках блока, расположенного снаружи.
Своевременно обнаруженная утечка поможет избежать выхода из строя прибора и денежных затрат.
В результате длительной утечки возникают следующие проблемы:
- Перегрев компрессора. В связи с недостаточным количеством фреона, компрессор будет постоянно перегреваться, и в результате сломается.
- Поломка блоков и узлов. Детали связаны с компрессором.
- Потеря масла. При образовании течи, масло выливается, что вредит конденсатору.
- Проникновение влаги. Через щель в систему может попасть влага.
Внимание! Если вовремя не заметить утечку, то, придется менять компрессор или полностью агрегат. Поэтому необходимо контролировать работу оборудования, проводить своевременно технические работы.
Как можно дозаправить сплит систему
Существует два способа заправки установки дома.
К ним относятся:
- По уровню давления. Для определения количества газа, который улетучился, нужно знать оптимальное давление (указано в инструкции). Затем оно сравнивается с давлением в кондиционере. Для определения нужен коллектор. Данный способ применяется при утечке хладагента по причине продолжительной эксплуатации.
- По весу. Способ используется при замене фреона полностью. Сначала из системы удаляется хладагент. Затем по весу, определенному на электронных весах, кондиционер заправляется.
Справка! Известно, что приборы климатического класса при работе утрачивают 8% хладагента за один год. По этой причине необходимо проводить дозаправку раз в два года.
Можно заправить агрегат при помощи мерного стекла, но используется он крайне редко.
Периодичность заправки кондиционеров
Сплит-системы
Нам часто задают вопрос, а как часто необходимо заправлять кондиционер?
Точно определить срок заправки невозможно, так как это зависит от качества монтажа, а также качества самого кондиционера.
Лучше ориентироваться на признаки, указывающие недостаток фреона.
Но в любом случае, лучше проверять наличие фреона в системе хотя бы раз в два года.
Удобно это делать в комплексе с чисткой кондиционера, то есть проводить сервисное обслуживание
Мобильные и оконные кондиционеры
Эти типы кондиционеров собраны в едином корпусе и все соединения находятся внутри и выполнены в заводских условиях методом пайки.
Таким кондиционерам заправка требуется очень редко. Но их особенность в том, что дозаправить их не получится — необходимо полностью перезаправлять всю систему.
Понадобится заправлять кондиционер и после некоторых видов ремонта:
- замены компрессора
- замены четырёхходового вентиля
- замены заправочного порта
- после повреждения теплообменников — конденсатора или испарителя
- после повреждения фреоновых трубок
Экономия средств по сравнению с вызовом мастера
Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:
- вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
- полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
- самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).
Примечание. Цены взяты по состоянию на 1 марта 2018 года. В скобках указан эквивалент в условных единицах, поскольку стоимость услуг меняется с течением времени.
Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.
Учтите ряд противоречивых факторов:
- Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
- Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
- Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
- Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
- Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.
Отсюда вывод: правильно сделанная самостоятельная закачка фреона предпочтительнее, нежели обращение в компанию, предоставляющую услуги по заниженной цене. Труд опытных специалистов стоит дорого.
Заправка домашних кондиционеров фреоном
Заправка домашних кондиционеров фреоном осуществляется нами на месте установки кондиционера, наши мастера быстро справятся с данной задачей, так как они имеют огромный опыт в данной сфере. Буквально через полчаса работы нашего мастера, вы получите заправленный кондиционер и сможете эксплуатировать его по назначению.
Пошаговая инструкция по заправке кондиционера своими руками (+2 видео)
Как правильно заправить кондиционер своими руками:
-
Открываем окно и осматриваем наружный блок. Нужно найти на боковой стороне кожух, под который уходят 2 шланга.
-
Откручиваем винты, держащие кожух, под который входят 2 трубки, и снимаем его. По одной трубке — к наружному блоку подводится хладагент в газообразном состоянии. По второй трубке — из наружного блока отводится хладагент в жидком состоянии.
-
Сливаем старый хладагент в атмосферу — через золотник сервисного порта или через открученную трубку. Обязательно сливайте фреон медленно, чтобы не слить и масло. Для замены в домашних условиях неопытным человеком — самый приемлемый вариант: правильно рассчитать остаток для дозаправки у вас вряд ли получится.
-
К золотнику подключаем левый (синий) шланг манометрической станции.
-
Проверяем, что вентили коллектора закрыты.
-
Средний (желтый) шланг манометрической станции подключаем к штуцеру вакуумного насоса.
-
Открываем задвижку низкого давления и следим за показаниями: нужно, чтобы манометр показал -1 Бар.
-
Открываем вентили сервисных портов.
-
Вакуумируем контур на протяжении 20 минут. Когда давление опустится до -1 Бар — выжидаем еще минут 20-30: не будет ли стрелка подниматься обратно к 0? Если будет — значит, где-то в контуре есть протечка. Ее надо найти и устранить, иначе заправленный хладагент снова будет протекать.
-
Если протечек не найдено — через 30 минут после вакуумирования отключаем желтый шланг станции от насоса и подключаем к баллону с фреоном.
-
Закрываем левый кран коллектора.
-
Ставим баллон с фреоном на весы и запоминаем, сколько он весит сейчас.
-
Открываем вентиль на баллоне.
-
На 1 секунду открываем и потом закрываем правую задвижку на манометрической станции — чтобы продуть штанг (чтобы в шланге не осталось воздуха, который попадет в контур).
-
Открываем левый (синий) кран на станции. После этого фреон начнет поступать из баллона в контур кондиционера. Вес баллона — начнет уменьшаться. Следим, пока он не опустится до нужной отметки (то есть пока в контур не заправится столько газа, сколько нужно для вашей модели), и перекрываем синий кран.
-
Перекрываем оба крана на блоке, отсоединяем станцию и проверяем, как работает кондиционер.
Способы заправки кондиционера фреоном
Существуют несколько основных методов заправки холодильных систем фреоном, применяемые к домашним кондиционерам (сплитам), мульти-сплитам, мобильным и мультизональным системам.
Заправка кондиционера своими руками потребует следующий набор:
- манометр;
- вакуумный насос;
- баллон с фреоном;
- строительные весы;
- слесарные инструменты – шведский ключ, шестигранники, отвертка.
Вместо манометра и вакуумного насоса можно приобрести манометрическую станцию.
Заправка по весам
Если нужно заправить полностью пустой кондиционер 22 или 410 газом, то процесс происходит следующим образом.
Вакуумирование. Накручивают манометр на шредеры и открывают не нем кран. Включают вакуумный насос и выдерживают 10 минут. Закрывают кран на манометре и выключают насос.
Подключение баллона с фреоном. Емкость с газом переворачивают вверх дном и ставят на весы, показатели которых предварительно сбрасывают на нулевые значения. Открывают кран на манометре и вливают необходимое количество хладагента по весам.
Норма для каждого кондиционера и тип заливаемого в компрессор газа указаны в технической документации и на шильдике.
Кран закрывают и отсоединяют манометр, после чего закручивают крышки на портах. Включают кондиционер и проверяют его функциональность.
Этот способ считается самым правильным, но его осложняет необходимость иметь дорогостоящие весы для взвешивания фреона.
Если требуется наполнить кондиционер 410 фреоном самому, то сначала полностью стравливают его остатки в манометрическую станцию для сбора, а потом вливают газ по весам. Это связано с тем, что данный тип фреона состоит из смеси различных газов с разной степенью летучести. При утечке одного из компонентов в большем объеме происходит изменение состава, а, следовательно, теряются необходимые свойства хладагента.
Если нужно заполнить кондиционер фреоном R22, то прибегают к такому методу как заправить кондиционер по давлению.
Заправка по давлению
Сначала нужно подсоединить манометр к газовому порту работающего на охлаждение кондиционера. Рабочее давление прибора должно быть 3-3,5 атм. Если оно ниже этих отметок, то требуется дозаправка. Для этого подключают баллон с фреоном и небольшими порциями начинают заправлять его в систему путем открывания кранов на манометре на 5-10 секунд.
Чтобы не обжечь руки газом, удобнее использовать быстросъемные соединения.
Этот способ удобен именно при необходимости дозаправки кондиционера своими руками небольшой порцией хладагента R22. Во всех остальных случаях наиболее простой и оптимальный метод – это заправка с весами, то есть по массе.
Заправка по перегреву и переохлаждению
Достаточно точным методом является заправка кондиционера по перегреву или по переохлаждению. Весь смысл заключается в ориентировке на разность температур.
В случае с переохлаждением имеется ввиду соотношение температурных показателей жидкости и конденсации при одинаковом давлении. Определить температуру конденсации можно так: манометром измеряется ее давление, а затем данные соотносятся со значениями шкалы манометрического коллектора в зависимости от хладагента. Для определения перегрева сравнивают температурные значения газа в нормальном состоянии и при его кипении в условиях одинакового давления.
Об утечке хладагента и необходимости его дозаправки говорит перегрев выше и переохлаждение ниже нормы.
Эти методы не подойдут для заправки домашних кондиционеров, то есть настенных сплит-систем. Но они очень удобны для полупромышленных установок, так как их внешний блок имеет требуемые штуцеры. Дополнительно к инструментам понадобится инфракрасный термометр.
Непрофессионал вряд ли сможет заправить собственноручно кондиционер с применением этих двух способов, так они требуют достаточной базы знаний в области систем кондиционирования воздуха. Хотя легкость и доступность предыдущих методик для простого обывателя – тоже спорный вопрос.
Заправка кондиционера по току
Многие мастера не используют этот способ, но его применение вполне оправдано в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться весами для взвешивания фреона. Так как заправить кондиционер самостоятельно по току?
Для определения рабочего тока компрессора понадобятся специальные токоизмерительные клещи, которые накладываются на фазу провода питания работающего внешнего блока. Если полученные значения ниже указанных в мануале или на шильдике, а труба обмерзла, то производят дозаправку фреоном до выравнивания показателей.
Все остальные этапы полностью совпадают с этапами заправки кондиционера фреоном по весам, которые можно будет посмотреть на видео в конце статьи.
Этот метод применим и в случае с устранением последствий утечки у полупромышленного оборудования.
Если длина фреоновой трассы кондиционера превышает длину магистрали без дозаправки, указанную производителем, но не превышает максимально допустимой величины, то нужно дозаправить прибор из расчета 30гр (до 3,5 кВт) газа на метр.
Меры предосторожности при работе с фреоном
Если вы собрались заправлять кондиционер своими руками — помните:
-
Марки, содержащие хлор — вредны организму. Не допускайте попадания на слизистые (в глаза, рот), и не вдыхайте их.
-
При большой концентрации фреона можно отравиться. Поэтому не работайте в закрытом помещении — обязательно откройте окно и дверь, если есть — включите вытяжку (на кухне и в санузле).
-
При попадании жидкого фреона на кожу можно получить обморожение. Поэтому работать нужно только в резиновых перчатках и в закрытой одежде (не в майке и не в футболке с шортами).
Если при работе хладагент попал на кожу или слизистую — его надо сразу же смыть водой, а место смазать вазелином.
Если возникли симптомы удушья, или любые другие ненормальные признаки — надо немедленно прекратить работу, покинуть помещение и проветрить его.
- https://sovet-ingenera.com/vent/cond/zapravka-split-sistemy.html
- https://otivent.com/zapravka-kondicionera-freonom
- https://konder.su/servis/zapravka-konditsionerov/
- https://tehnofaq.ru/zapravka-konditsionera-svoimi-rukami/
- https://MasterXoloda.ru/remont-kondicionerov/zapravka-kondicionerov-freonom
- https://master-cleanair.ru/zapravka.html
- https://ventihome.ru/mikroklimat/kondicionirovanie/zapravka-konditsionera-freonom-kak-zapravit.html
- https://www.air-ventilation.ru/Kak-zapravit-konditsioner-freonom-po-vesam-davleniyu-toku-peregrevu-i-ohlazhdeniyu.htm
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Фреон можно самостоятельно добавить в кондиционер, но для этого нужно иметь общее представление о строении кондиционеров и несколько специальных инструментов, чтобы сделать все правильно. Это довольно опасный процесс, поэтому, если вы сомневаетесь в своих силах, обратитесь к квалифицированному специалисту. Первым делом необходимо удостовериться, что проблема заключается именно в низком уровне хладагента. Также не забудьте перед началом работы вычистить внутреннюю часть кондиционера. Далее вам потребуется манометрическая станция с 3 клапанами и канистра с хладагентом R-22 или R410A.
-
1
Убедитесь, что кондиционер выдувает теплый (или комнатной температуры) воздух. Это явный признак того, что устройство нуждается в дозаправке хладагента. При этом следует отметить, что та же проблема могла возникнуть из-за неисправного термостата. Если дело в хладагенте, то воздух со временем будет становиться все теплее и теплее, свидетельствуя о том, что устройство медленно теряет хладагент.[1]
- Если теплый воздух стал результатом поломки термостата или другой неисправности, то температура воздуха резко возрастет или будет колебаться.
-
2
Поищите лед на змеевике. Загляните в смотровое окно внутреннего блока кондиционера, чтобы проверить состояние труб внутри. Если трубы и змеевик покрыты льдом, значит, в кондиционере произошла утечка, и он медленно теряет хладагент. Для устранения утечки вызовите квалифицированного специалиста по ремонту теплотехники, иначе проблема не исчезнет.[2]
- Если добавить хладагент и не устранить утечку, это может привести к поломке кондиционера.[3]
- Если добавить хладагент и не устранить утечку, это может привести к поломке кондиционера.[3]
-
3
Найдите скопление воды на полу возле радиатора. Осмотрите пол возле радиатора. Если вы заметите под ним лужу, то проблема в конденсации. Змеевик, скорее всего, был покрыт льдом, а теперь тот начал таять.[4]
- Вода может повредить радиатор и усугубить ситуацию. Для решения этой проблемы лучше вызвать квалифицированного специалиста по ремонту теплотехники.[5]
- Вода может повредить радиатор и усугубить ситуацию. Для решения этой проблемы лучше вызвать квалифицированного специалиста по ремонту теплотехники.[5]
-
4
Попросите специалиста устранить возможные утечки. Блоки кондиционера плотно закрыты, поэтому из них не должен вытекать фреон. Если вам нужно пополнить уровень хладагента, то в системе, вероятнее всего, произошла утечка. И пока она не будет устранена, проблемы с кондиционером будут повторяться снова и снова.[6]
- Добавление большего количества хладагента даст сиюминутный результат, но основная проблема может в итоге привести к поломке устройства.
Реклама
-
1
Перед добавлением фреона запланируйте или выполните рутинное обслуживание системы. Прежде чем «заправить» блок хладагентом, вам нужно почистить воздушный фильтр кондиционера, вентилятор, змеевик и катушку конденсатора. Добавление хладагента в устройство с грязными деталями может привести к неисправности кондиционера.[7]
-
2
Выберите подходящий хладагент для своего устройства. Добавление неправильного хладагента в устройство может привести к возгоранию, травме и порче имущества. Изучите руководство по эксплуатации кондиционера, чтобы узнать, какой хладагент вам нужен. Если у вас его нет, поищите эту информацию на электрическом блоке управления или на корпусе устройства. R-22 и R410A являются наиболее распространенными хладагентами для кондиционеров.[8]
- R-22 в основном используется в старых установках и постепенно выводится из эксплуатации, поскольку он разрушает озоновый слой.[9]
- Если из кондиционера течет R-22, необходимо решить эту проблему как можно скорее. Поскольку R-22 постепенно выводится из эксплуатации, цена на него резко возросла и продолжает расти.[10]
- R-22 в основном используется в старых установках и постепенно выводится из эксплуатации, поскольку он разрушает озоновый слой.[9]
-
3
При работе с хладагентом защитите глаза, кожу и легкие. Наденьте защитные очки и толстые перчатки. Ни в коем случае не вдыхайте хладагент, так как это смертельно опасно. Некоторые хладагенты более опасны, чем другие, и к ним нельзя приближаться без средств защиты органов дыхания. Для получения дополнительной информации прочтите информацию на упаковке.[11]
- Если фреон попадет вам на кожу, промойте область водой и немедленно обратитесь за медицинской помощью.
- Хладагенты R-717 и R-764 вызывают сильное раздражение глаз и легких. R-717 легко воспламеняется. Обращайтесь с ними с осторожностью.
-
4
Перед тем, как продолжить, убедитесь, что температура снаружи выше 13 °C. Жидкий фреон будет автоматически перетекать в самый холодный участок замкнутого устройства кондиционера между змеевиком радиатора и внешним конденсаторным блоком. Если температура наружного воздуха опустится ниже 13 °C, самым холодным участком в системе, скорее всего, станет наружный блок. В таких условиях реакция фреона непредсказуема.[12]
Реклама
-
1
Подумайте о привлечении к этой работе профессионала. Настоятельно рекомендуем, чтобы заправку кондиционера осуществлял квалифицированный специалист. Эта процедура несет опасность не только для вас, но в случае ошибки может привести к поломке устройства. Владельцы домов могут сами добавить хладагент в систему, но для выполнения этой работы лучше нанять специалиста.[13]
- Будьте осторожны, если решите сделать все самостоятельно. Неправильное обращение с хладагентом может привести к травмам, смерти, взрывам и порче имущества.
-
2
Выключите кондиционер на термостате и отключите предохранитель. Перейдите к термостату, который отвечает за работу кондиционера. Переключите его в положение «Выкл.». На устройстве также должен быть установлен предохранитель или автоматический выключатель. Если в кондиционере стоят предохранители, отключите их. Если автоматический выключатель — переведите его в положение «Выкл.».[14]
-
3
Подключите манометры к соединительным клапанам. На внешнем блоке устройства должно находиться три клапана, по одному с каждой стороны (слева и справа). Подключите манометр с синим шлангом к клапану низкого давления с левой стороны, а манометр с красным шлангом — к клапану высокого давления с правой стороны.[15]
- Центральный клапан пока оставьте открытым — через него и желтый шланг хладагент будет подаваться в систему.
-
4
Включите кондиционер и подождите примерно 15 минут. После начала работы кондиционеру потребуется несколько минут на то, чтобы стабилизироваться. Пока система не стабилизируется, вы не получите точных показаний на манометрах.[16]
-
5
Откройте канистру хладагента, открутив патрубок на дне. Подсоедините один конец желтого шланга к клапану канистры с хладагентом, а другой конец — к среднему клапану на манометре. В нижней части канистры будет небольшая ручка. Поверните ее несколько раз, чтобы открыть подачу хладагента.[17]
- Средний клапан находится между синим и красным.
-
6
Откройте синий клапан низкого давления с левой стороны. Откройте его на пару секунд, а затем закройте. Откройте его еще на несколько секунд, после чего снова закройте. Продолжайте так делать снова и снова. Заправляйте устройство небольшим количеством хладагента за раз, пока показания на манометре не достигнут нужной отметки.
-
7
Следите за показателями на манометре, пока они не достигнут нужной температуры переохлаждения. Целевая температура переохлаждения указана на паспортной табличке на наружном блоке. Следите за показаниями температуры на манометре, чтобы знать, когда следует закрыть клапан.[18]
- К примеру, на паспортной табличке может быть написано что-то вроде «Permissible Excessive Operating Pressure for the Discharge Side: 2.5MPa» (Допустимое избыточное рабочее давление для стороны нагнетания 2,5 МПа).
-
8
Перекройте клапан и отключите манометрическую станцию. После достижения нужной температуры переохлаждения перекройте клапан. Поверните ручку на канистре, чтобы хладагент не попал в шланг. Отсоедините от кондиционера все шланги и манометрическую станцию.[19]
- Поскольку устройство работало все это время, после заправки хладагента его можно не перезапускать.
-
9
Используйте электронный детектор утечки для проверки целостности системы. Электронный детектор утечки можно купить в большинстве строительных и онлайн магазинов. Разные модели детекторов работают по-разному, но в целом им просто нужно провести вдоль системы охлаждения, чтобы проверить ее на наличие утечки.[20]
- Если вы сомневаетесь в своих силах, вызовите сертифицированного специалиста по ремонту теплотехники, который проверит устройство за вас.
Реклама
Что вам понадобится
- Хладагент R-22 или R410A
- Манометрическая станция
- Синий, красный и желтый шланги
- Электронный детектор утечки
Об этой статье
Эту страницу просматривали 3849 раз.
Была ли эта статья полезной?
Инструкция по заправке рефрижератора фреоном
Рано или поздно каждый владелец транспортного средства, оснащенного холодильным оборудованием, сталкивается с проблемой заправки рефрижератора фреоном. Причины утечки фреона могут быть различны: разгерметизация компрессора, повреждение трубки, по которой поступает хладагент и др. В любом случае, если при рабочем компрессоре ухудшается эффективность работы охладительной системы, следует подумать, как проверить фреон в рефрижераторе, и при необходимости осуществить его дозаправку.
Как заправить фреон в рефрижератор
Осуществлять заправку рефрижератора хладагентом лучше на специальных сервисных станциях. Тем, кто хочет выполнить эту задачу самостоятельно, следует предварительно тщательно изучить инструкцию по заправке фреоном рефрижераторов и запастись и манометрическим коллектором.
Перед тем, как закачать фреон в рефрижератор, следует подобрать марку хладагента, соответствующую оборудованию (она указана на самой установке или в ее паспорте).
Заправка холодильной установки рефрижератора осуществляется в несколько этапов:
- Выполнение диагностики. Перед тем, как добавлять фреон в рефрижератор или полностью заменить его, следует выполнить визуальное исследование системы, осмотр шланг и трубок. Проверить наличие фреона в системе можно, присоединив к ней манометрический коллектор. Если фреон отсутствует или его мало, контур системы следует наполнить азотом, создав давление до 25 атмосфер. Если в течение хотя бы получаса давление не снижается, утечки отсутствуют. Если давление постепенно снижается, необходимо искать и устранять утечки.
- Спускание азота.
- Вакуумирование (удаление из системы воздуха, азота, остатков фреона).
- Заправка масла. Осуществляется под вакуумом посредством синего шланга, который следует отсоединить от манометра, закрутив предварительно соответствующий кран.
- Алгоритм, как заправить фреон в рефрижератор, выглядит примерно так:
- закрыть на манометре красный кран, отключить вакууматор и подсоединить шланг от него к баллону с фреоном;
- открыть кран на баллоне, перевернуть баллон и поставить его так на весы;
- открыть красный кран коллектора;
- заправить необходимое количество фреона;
- закрыть кран на манометре, перевернуть баллон и закрыть на нем кран.
Лучше понять, как заправить рефрижератор фреоном поможет видео. Можно найти и просмотреть видеоролики, являющиеся конкретным руководством, например, как заправить фреон в холодильник рефрижератора «Кия Бонго» и др.
О приобретении фреона для заправки следует позаботиться заранее. Фреон разных марок, как и различные запчасти к рефрижераторам (оригинальные или неоригинальные высокого качества), можно купить в компании «Рефкомплект». Доставку товара здесь можно заказать по всей России.
Дата публикации: 23.02.2021
Бытовые, полупромышленные или промышленные установки кондиционирования воздуха, в зависимости от конструкции, рассчитаны на эксплуатацию с конкретными марками фреона. Традиционно современные аппараты – сплит системы или компрессорно-конденсаторные блоки рассчитаны на работу с фреонами марок R410A и R407. Между тем достаточно часто встречаются на практике модели аппаратов, где применяется компрессор под фреон R22. Заправка в систему каждой из марок фреона имеет свои особенности. Поэтому, как заправить кондиционер фреоном R22 — тема, актуальная для рассмотрения.
СОДЕРЖИМОЕ ПУБЛИКАЦИИ :
- 1 Базовые принципы заправщика кондиционеров
- 1.1 Требуемый технологический инструмент для заправки R22
- 1.2 Процесс заправки (дозаправки) кондиционера фреоном R22
- 1.3 Отслеживание состояния в момент заправки (дозаправки)
- 2 Различия между хладагентами фреон R22, R410A, R407
- 2.1 Ограничения Монреальского протокола
- 2.2 Заменители используемых для заправки хладагентов
- 2.2.1 Видеоролик: как заправить кондиционер начинающим
- 2.2.2 Как заправить кондиционер — завершающий штрих
Базовые принципы заправщика кондиционеров
Любой холодильный аппарат промышленного исполнения оснащается указателем характеристик в виде таблички-лейбла, которая размещается на корпусах, как внутреннего, так и наружного модулей. Пользуясь этой табличкой, потенциальный заправщик кондиционера всегда может определить марку фреона, а также критические давления низкой и высокой стороны системы.
КОНДИЦИОНЕР
Кроме того, характеристики на табличке кондиционера предоставляют сведения по количественному параметру заправки системы фреоном в граммах. Весовыми характеристиками удобно пользоваться, если кондиционер заправляется фреоном R22 с использованием весов для заправочного баллона. Также на лейбле доступны электрические параметры, в частности – вид сети подключения (однофазная, трёхфазная) и токи нагрузки.
Требуемый технологический инструмент для заправки R22
Собственно, инструментарий механика, заправляющего фреоном R22 любой тип кондиционера, видится достаточно простым. По сути, набор инструмента, который требуется в моменты заправки, включает:
- Манометрическую станцию.
- Шестигранные ключи.
- Электронные (стрелочные) весы (необязательно).
- Вакуумный насос (если заправка пустого аппарата или с утечкой).
Манометрическая станция (манифольд) по умолчанию комплектуется, как минимум, тремя шлангами высокого давления. В отдельных случаях заправки кондиционеров (например, фреоном R410A) может потребоваться штуцерный переходник на меньший диаметр.
МАНИФОЛЬД
Шестигранные ключи требуются для открывания/закрывания отсечных кранов в процессе заправки. Электронные или стрелочные весы желательны, но необязательны. Обычно этим инструментом пользуется профессиональный сервис, также как и вакуумным насосом (заправка «с нуля» или в случаях утечки). Следовательно, для варианта простой дозаправки установки фреоном R22, требуется всего-то пара инструментальных единиц.
Процесс заправки (дозаправки) кондиционера фреоном R22
Конечно же, чтобы заправить установку хладагентом, потребуется источник заправки – баллон с фреоном R22. Стандартная ёмкость содержит 11,3 (13,6) кг хладагента. Соответственно, для систем бытового назначения, потребляющих 1 – 3 кг фреона содержимого одного баллона хватает на несколько дозаправок.
Главной особенностью дозаправки кондиционеров фреоном R22 является такой момент, как состояние баллона в момент подачи хладагента в систему. В отличие от фреонов марки R407 и R410A, баллоны с которыми требуется обязательно переворачивать «вниз головой» (жидкая фаза), хладагент R22 допускает любое положение баллона. То есть, допускается заправка, как жидкой, так и газовой фазой.
ФРЕОН R410A
Пошаговая процедура заправки (дозаправки) выглядит так:
- Скрутить защитные колпачки с латунных кранов трубопроводов высокой и низкой стороны. Эти краны установлены на внешнем (уличном) модуле кондиционера, как правило, в нижней области под терминалом электрических подключений.
- Подготовить манометрическую станцию, подключив через шланг высокого давления средний штуцер к всасывающей линии вакуумного насоса. Левый штуцер манометрической станции (манометр низкого давления) через другой шланг подключается к штуцеру крана трубопровода низкого давления кондиционера.
- Довести давление внутри компрессорной системы до вакуума (показание крайнего нижнего деления шкалы манометра), запустив вакуумный насос в работу. Эта процедура, как правило, делается для случая первой заправки фреоном или когда система проверяется на утечки.
- Отключить вакуумный насос после достижения вакуума. Отсоединить шланг от штуцера насоса и перекинуть на штуцер баллона с фреоном R Ослабить несколько штуцер этого же шланга на манометрической станции и чуть приоткрыть кран на баллоне. Таким способом выдавливают остаточный воздух внутри шланга. Затянуть ослабленный штуцер.
- Открыть кран на баллоне с фреоном R22 и кран на манометрической станции на линии, подключенной к стороне низкого давления системы кондиционера. Так, за счёт перепада давлений, некоторая часть хладагента перемещается в систему. Для дальнейшей заправки необходимо включить аппарат в работу.
Отслеживание состояния в момент заправки (дозаправки)
Состояние заправки кондиционера фреоном R22 далее отслеживается визуально по манометру, а также по состоянию поверхностей трубопроводов, оставшихся неизолированными в точках соединения с кранами. По мере заполнения хладагентом, поверхность трубопровода высокой стороны (меньший диаметр) начинает покрываться изморозью. Соответственно, давление на манометре растёт.
ФРЕОН R-134
Для системы кондиционирования на фреоне R22 оптимальным является давление на низкой стороне, равное 50-60 psi. Если мерить традиционными параметрами кг/см2, эти цифры сопоставимы с цифрами 3,6 – 4,0 кг/см2, соответственно. Как только эти параметры достигнуты, покрытая изморозью часть трубки высокой стороны оттаивает.
Остаётся закрыть кран на заправочном баллоне и на манометрической станции. Быстрым движением отсоединить штуцер шланга от крана кондиционера. При отключении шланга допускается выход малой части фреона, что неизбежно, учитывая конструкцию обратного ниппеля. На этом процедуру дозаправки кондиционера можно считать законченной.
Различия между хладагентами фреон R22, R410A, R407
Хладагент фреон R-22 позиционируется химическим соединением класса «хлордифторметан». Особенность этого соединения — утечка из системы не даёт отрицательного воздействия на состав. Соответственно, утечку просто устранить обычным методом дозаправки. Этот тип хладагента не критичен к технике заправки, а потому может заправляться, как жидкой, так и паровой фазой.
Хладагент фреон R410a представлен смесью трёх химических веществ, каждое из которых имеет различное рабочее давление и, что более важно, молекулы разного размера. Фактор утечки характерен тем, что три компонента утекают с разной скоростью. Поэтому зарядка фреоном R410A выполняется исключительно жидкой фазой.
Мало того, в случае с фреоном R407 дозаправка системы не допускается в принципе. В случаях утечки R407 требуется удалять оставшийся хладагент полностью, устанавливать новые фильтры-осушители, выполнять перезарядку системы только жидкой фазой (баллон перевёрнут «вниз головой»). Правда, на практике отмечено – при малых утечках хладагента дозаправка R407 вполне возможна. Для R410A критерии ещё более мягкие.
Ограничения Монреальского протокола
Согласно подписанному многими странами Монреальскому протоколу, объёмы производства продукта R22 ежегодно ограничиваются. Планируется полный отказ от использования этого вещества к моменту 2030 года. Делается это по причине неоднозначного химического состава хладагента. Фреон R22 содержит некоторое количество хлора – вещества, способного разрушать озоновый слой стратосферы.
Поскольку производство ежегодно уменьшается, спрос на этот тип хладагента превысил предложение. Цена на холодильный агент R22 достигла беспрецедентно высокого уровня. Рост стоимости этого вещества (к примеру, в США) составил почти 400% за последние два года. В коммерческом плане другой фреон — R410A, остаётся стабильным по цене.
ФРЕОН R-22
Между тем Агентство по охране окружающей среды США (EPA) в настоящее время выражает обеспокоенность в том плане, что R410A также вносит вклад в проблему глобального потепления. Американские специалисты призывают к скорейшему отказу от этого типа хладагента. Теперь ведутся слушания заинтересованных сторон относительно принятия окончательного решения о судьбе хладагента R410a.
Заменители используемых для заправки хладагентов
Существуют несколько «взаимозаменяемых» хладагентов, которые изредка встречаются на рынке химии. Например, фреон NU22 («New 22») — один из таких продуктов. Вещество — смесь нескольких химикатов, поддерживающая обработку аналогичную для фреона R410A в отношении утечек и процедуры зарядки.
Не следует пытаться добавить фреон NU22 в существующую систему с хладагентом R22, предварительно не удалив эту марку фреона из системы. Если проигнорировать предупреждение и провести дозаправку, такой вариант неизбежно приведёт к резкому повышению рабочих температур и давлений.
Также, решая задачу — как заправить кондиционер, стоит учитывать, что выбор на заправку фреона NU22 вместо традиционного R22 приведёт к снижению производительности и эффективности системы кондиционирования.
ФРЕОН R404A
Часто можно услышать вопрос – а не проще ли заменить фреон R22 на R410A? Ответ однозначный – нет, так как оба хладагента работают с разными маслами, предназначенными для смазывания внутренних частей компрессоров. Как правило, фреон R22 используется совместно с простым минеральным маслом:
- нетоксичным,
- безопасным,
- стабильным.
Вместе с тем, хладагент R410A используется совместно с экзотическим полиоэфирным маслом, применяемым в реактивных турбинных двигателях. Очевидно – используемый в системе кондиционирования воздуха хладагент должен соответствовать типу смазочного масла. Это одна из причин, которые не позволяют заменить R22 на R410A.
Кроме того, масло под хладагент R410A является «ультрагидроскопичным» продуктом. Поэтому необходимо соблюдать осторожность, исключая попадание влаги и водяных паров. Минеральное масло под хладагент R22 является лишь отчасти гигроскопичным продуктом. Соответственно, степень осторожности в отношении загрязнения влагой здесь не столь критична.
Дополнительно следует упомянуть необходимые инструменты:
- отдельный микронный манометр,
- производительный вакуумный насос.
Вакуумный насос должен обеспечивать давление в 500 микрон для работы с хладагентом R410A из-за высокой чувствительности этого вещества к влаге.
Видеоролик: как заправить кондиционер начинающим
Видео ниже демонстрирует последовательность шагов всего процесса. Этот видео материал позволяет в деталях изучить процедуру заправки (дозаправки) кондиционера с последующим применением навыка на практике:
Как заправить кондиционер — завершающий штрих
Заправить бытовой кондиционер вполне доступно даже своими руками, обладая лишь навыками производства механических работ. Достаточно знать – что такое давление, как пользоваться манометром, а также свойства холодильных агентов, чтобы заправить кондиционер своими руками. Конечно же, следует соблюдать осторожность и правила работы с холодильным оборудованием.